автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Социальное творчество как фактор общественного развития (социально-философский анализ)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Сыбанбаев, Калмурат Усенович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Социальное творчество как фактор общественного развития (социально-философский анализ)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальное творчество как фактор общественного развития (социально-философский анализ)"

КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЕНЛМЕШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УШВЕГСНГЕГ «1И С.М.ШРОВА

На прявя.7 рукопчсч

СЫЕАНБАЕВ Кадчурат Усенояич

СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР ОБОСТРЕННОГО РАГВ'ГГ'Я

(соцпально-^илософокчй пнрлип)

Спсцирльность 09,00.01 - риплсжтаческиЯ ч

историчеокиЧ материализм

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кадпидята йчлоаефйкиг мук

Ллкэ.-Атп - .1991

Работа выполнена в отделе социальной философии и атики ^статута философии и права АН Казахской ССР.

Научный руководитель - доктор философских наук, .

профессор АКМАМБЕТОВ Г,Г,

' Официальные оппоненты- доктор философских наук,

профессор КАСДБЕКОВ А.К.

- кандидат философских наук, доцент ГЛВИЮВ Т.Х.

Ведущая организация - Алма-Атинский государственный медицинский институт, кафедра философии.

Защита состоится 14 июня 1991 года в _ часов на

заседании специализированного совета К.058.01.01 по присуждению ученой степени кандидата философских наук при 1Сазахском государственном университете имени С.М.Кирова по адресу: 480012, г.Алма-Ата, ул.Амангельды, 61.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Казахского государственного университета имени С.М.Кирова (Тимирязева, 46).

Автореферат разослан 12 мая 1991 года.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук,

доцент —■— ТАЖШ М.М.

ОЕЩЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теин исследования. В настоящее время, в условиях перехода страны к рыночнкм отношениям, одной из нясущннх проблем является инициатива и творчество касс, их активное включение в процесс созидания обновляющегося общества. Сложиреяяся застойность, неповоротливость как политической, так и экономической системь' явилась следствием командно-административной систе-ми, породившей чрезмерную централизацию, íaKTiriec!ty?i монополия центра на политическую и экономическую инициативу. Многие попроси хозяйственной, экономической жизни решались сверху, зачастую без учета мнения трудового народа. Такое отношение явно подавляло творческое отношение трудящихся к делу, их инициативу. Человек проявлял себя не как творческая личность, а лишь исполнитель, как "винтик" государственного механизма. В репультате действия тоталитарной системы в стране в последнее время бурно нарастали негативнке явления во всех сферах общественнсй жизни. В C'fepe экономики общество оказалось в кризисном состоянии.

Реформирование зкономической системм, переход на ргночные отношения предполагает подлипнуп самостоятельность предприятий, поднимает на новый уровень производственную демократия, з. такж° способствует переходу их на полный хозрасчет и самофинансирование. • _

Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является создание на демократической основе условий для социальной активности всего народа, открытие простора для инициативы и самодеятельности, возрождение у каждого труженика "увства хозяина своего предприятия и т.п.

В связи с гтии, возникает актуальность исследования социального творчества как народных масс, так и отдельной личности, его природы и специфики, а также направленность в контексте развития общества.

Изменившиеся обстоятельства в свою очередь вшьшшот соответствующие изменения п социально-политической, духовной жизни лпдеЧ. Поэтому, именно с учетом изменившихся обстоятельств нут-но рассматривать механизма, пути развития социального творчест-тя масс, без которого невозможно развитие самого общества.

Актуальность исследования диктуется необходимость« изу«°-и/*! социальной ачтлнозтк, которчя пронизывает все сторон».»

:,шанедеятельиостп людей как материальные, так и духовные сферы. 3 процессе социальной активности формируется социальное творче-.liüo, которое имеет противоречивый характер. Перед нашим обществом стоит задача обновления всей системы общественных отношений, Преобразование система общественных отношений осуществляется только через социальное творчество н социальную ахтивность человека,

В свою очередь проблема творчества приобретает большое значение с связи с проблемами развития человека. Творческий потен-» циал общества, социальное творчество в целом,.не кокет проявляться вне активности конкретных людей. В то ье время "социальное творчество предполагает творческий дух, оно невозможно без творческого субъекта"*. Задача формирования социально-активного субъекта, соответствующая современным реалиям общества, требует формирования творческой личности. Только творческая личность мо-зет найти причины и пути выхода из сложившихся слоаиих процессов, активно бороться с негативными явлениями, которое подавляют самодеятельность и творчество людей. Успехи процесса обновления нашего общества и его движения к туманному, демократическому социализму непосредственно зависят от уровня и характера творческой деятельности ладей и связаны с их социальной активностью.

Степень разработанности проблемы. Проблемы творчества, его сущность, природа'и закономерности в последние годы стали предметом исследования ученых в различных областях науки. В советской философской литературе творчество как чрезвычайно сложная, проблема,- проявляющаяся в удивительном многообразии форм деятельности, исследуется в различных аспектах.

Наиболее полно в философской литературе разработан гносеологический аспект творчества, что наило свое отражение в трудахЫ] Виблера B.C., Ги^нова Г., Грязнова B.C., Коршунова A.M., Павлова Т., Шакаряна Г.Г. и др. Большое число работ раскрывает фило-еофско-эстетический аспект творчества. Среди них исследование Бахтиной М.М., Гольдентрихга С.С., Кагана М.С., Какабадзе З.М., Канарского A.C. В их работах всесторонне освещены общие вопросы взаимосвязи творчества л отражения, творчества и социального познания, история развития этих взаимосвязей, исследовани при-

I Бердяев Н. Судьба России. Репринтное восп-е изд.1918 г.~ М., I9S0. - 0.230.

рода ¡эстетического творчества, пэхаНиэми распития творческого процесса.

Возникает интерес исследователей к осмысления проблем.! творчества в свете философской проблематики истории, культуры. В работах Абдильдчна K.M., Бокань Ю.И., Давь'довой Г.Л., йлобина B.C., Келле В.Ж. и Новельзоня Н.Я., Когана JI.H. ,V.o~ куева В.И. отражаются тенденция исследования творчества п его историческом измерении. В литературе большое число работ касается-различите £[оря социальной активности, тлорчесиоП деятельности в яконотаческой, социально-политической и духовной сферах. Среда них исследования Акмамбетопа Г.Г., Аре^ьепоП Г.С-, Бокань 10.1!., Венгеренко ".А., Кяеабекова А.К., Овчинникова В.Ф., Стуль П.Е. и др.

Разработке общей теории творчества посвящен» труды Гель-дентрихта С.С., Коршунова A.M., Пылгова A.A., Шумилина А.Т. и др. Эти авторы полагают необходимость исследования творчества как целостного феномена в единство его различных аспектов .

Наименее исследованньм является соштальнкй аспект творчества. Этот аспект нашел отражение з работах Бенина В.Л., Бокань Ю.И., Кеняебаепа С.О., Шаповалова В.5.

В этих исследование в определенной мере утвердилась тенденция рассматривать творчество к контексте деятельности нярол-ннх масс, что само по себе заслуживает серьезного внимания,хотя ради объективности следует отметить, что понятие "творчество" преимущественно анализируется без его внутреннего противоречия, т.е. как беспрепятственно развивавшегося явления, сти работы, написанные в первой половине 80-х годов поэтому, естественно, не могли отразить те изменения общественной, социально-политической, экономической жизни советского общества,происходящие в настоящее время.

В связи с йтим возникает настоятельная потребность болея всестороннего осмысления проблем, связадаввс с творчеством вообще, с социальном творчеством масс,в особенности.

Цель я задачи исследования. Характер и степень разработанности проблемы определили цель исслйдорпшя. Основной целью диссертации является обоснование социального творчества как целостного 'Тилосо^ского понятия и одновременно как фактор"

обшестаенного развития.

Для осуществления этой цели был определен ряд конкретных задач исследования:

- прежде всего,методологический анализ проблемы творчества как социально-философского понятия;

- исследовать природу и специфику социального творчества, способ его формирования и функционирования в процессе преобразующей деятельности общественного субъекта;

- проанализировать взаимосвязь социальной активности и социального творчества в условиях коренного обновления обществ енкшс отношений соцк&лиама;

- исследовать особенности проявления социального творчества в сфере экономики, политики и духовно-практических отношений;

- выявить с<|еры возникновения социального творчества в условиях рыночной экономики и разработать предложения, способствующие активизации социального творчества масс во всех сферах общественной й-изни.

Научная новизна диссертации заключается:

- в рассмотрении творчества как социальной характеристики человека, как проявление и выражение особенностей статуса человека - быть субъектом исторического процесса;

- в обосновании методологической функции категории деятельности, определяющей сущность творчества как особый социальной феномен, позволяющий рассматривать творчество как предельно всеобщую категории, поддающуюся философской рефлексии;

- в выяснении соотношения социальной активности и социального творчества как разного этапа человеческой деятельности, способов их возникновения и функционирования;

- в доказательстве того, что активность человека как социального существа органически включает в себе способность "осуществить себя как "личность", которая реализуется как особая "роль" в историческом процессе. Социальное творчество в птом смысле выступает как констигуирсвание социальной действительности;

- в осмыслении творчества как содержательной характеристики человека проявляющегося в активном участии в преобразовании мира в процессе предметной деятельности. В выяснении

особых, фундаментальных связей человека и мира;

- в рпскрнтии сущности, источника и механизма рпзрития социального творчества с учетом изменившихся обстоятельств, в связи с коренным обновленной всех сторон общественного организма;

- в разработке ряда предложений, способствуй их у странев!-1 пассивности людей в общественной жизни, проявление элементов творчества, инициативности в разнообразных сферах человеческой деятельности.

В связи с изложенным на защиту внносятся следующие положения:

- в основе социально-философского исследования творчества лежит категория деятельности, которая определяет способ существования и развития социальной действительности. Синтезирующим фактором деятельностннх отношений человека к миру, является человеческая свобода, внетупачщая как предпосылка исторического творчества, осуществляющаяся через такие механизмы как целеио-лагание и активность;

- налравленность социально-философской теории творчества "высвечивает" такую особенность философии: исследуя предмет на уровне всеобщего, она анализирует его "через"' его отношения к другим; в данном случае отношение человека к миру., Поскольку понятие есть "свернутыг" теория, постольку определение исход- . них категорий творчества своеобразно отражает специфику видения проблем»-! в целом;

- рассмотрение творчества в отрыве от активности, понятое мной как преобразующая деятельность людей, приводит к формальному анализу предмета, делает его "бессубъектным", в результате чего деятельность человека ограничивается лигаъ в рамках репродуктивной и не продуктивней деятельности. Повышение результативности человеческих усилий является устойчивым, когда оно рсудено творчеством;

- логика разпертивпння творчастла в контексте деятельности неизбежно приводит к рассмотрения человека в качестве с.убъ-еста обт.ссгг«много процесса. Социально-философский впали? зз-кснсм^рнозт^ оптимиряции исторического творчества советски* л'цуз? - о жтле.чип вопроса в русле исслядовтш'т сс-отолги" »• т^иденч';!': рчэвит:;* челопече'лсоЯ субъективности;

- исследование творчества кал фактора общественного развития позволяет осуществить сравнительный анализ конкретно-научного и социально-философского подхода к личности. В процессе такого анализа обнаруживается, что происходит смена познавательного контекста - контекста, определяемого понятием "воздействие объективной действительности на человека", контекстом, заданным понятием "освоение человеком действительности", т.е. выдвигается на первый план творческая потенция и активность;

- в творческоыпроцессе человека возникновение нечто нового, общественно полезного еще не является основным критерием творчества. Здесь понятие творчества ограничивается вещественным результатом. Вещественный результат охватывает лишь какую-то часть многостороннего, сложного творческого процесса. В творческой деятельности проявляется свободное и универсальное развитие человека в процессе освоения и преобразования действительности. Главное, в творчестве, на первый план выходит сам человек как субъект преобразования мира и одновременно творец самого себя. Шенно б этом заключается один из моментов социально-философского подхода к проблеме творчества;

- социальное творчество - целостное, многомерное явление, оно не ограничивается созданием новых социальных институтов, общественных отношений, а потоцу рассматривается как развивающийся процесс;

- в условиях демократизации общества одной из важнейших форм развития социального творчества человека является развертывание процесса самоуправления народа. Народное самоуправление предполагает самодисциплину и самовоспитание личности и' народа. Все более полное осуществление социалистического .самоуправления народа на основе активного творческого участия тру- • дящихся, их коллективов и организаций в решении вопросов государственной и общественной жизни высыпает стратегической линией политической системы на современном этапе.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются положения и выводы основоположников марк- ■ аизма-ленинизма о социально-деятельностной сущности человека,о возрастающей роли человека и народных масс как субъекта исторического процесса.

В ходе работы над диссертационный исследованием наряду с философской литературой использованы труды по ¡экономике, политологии, социологии, а также текущее советское законодательот-ро и материалы периодической печати.

В диссертационной работе был использован диалектико-мате-риалистическйй метод исследования, тайне важнейшие диалектике-логические принципн, как принцип развития, единства исторического и логического, восхождения ог абстрактного к конкретному и др.

Научно-практическая значимость работы. Подученные результаты могут быть использованы при построении общей теории творчества. Теоретические положения диссертационного исследования позволяют углубить онание о созидательной деятельности человека, об обновлении советского общества, перспективы дальнейшего развития.

Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводи;

, - мог^т быть учтены в ходе формирования и дальнейшего совершенствования механизма развития социального творчества масс в новых условиях;

- могут способствовать решению ряда проблем, связанных

с переходом к ршочнш отношениям, в ко^рых важная роль принадлежит самостоятельности, инициативе, творчеству;'

- могут дополнить имеющиеся методологические пАсобия при чтении спецкурсов по -вопросам творческой роли народных масс в современных условиях и ряда тем курса социальной философии.

Практическая значимость диссертации определяется ее направленностью на решение актуальных проблем формирования и совершенствования творческой развитой .личности в условиях рыночных отношений. В работе обоснован ряд предложений и рекомендаций для стимулирования творческого отношения к делу каждого конкретного труженика.

Апробация работы. Основные положения исследования я его ве®о,ты неоднократно докладывались на заседаниях отдела социальной философии и этики Института философии и права АН Казахской ССР, на научно-теоретических конференциях аспирантог и соискателей того же института (1987» 1989 гг.), а таете на УТП философских 'ггеняях молодых ученых "Молодежи

и творчество: социально-философские проблемы (Москва,май,13861.), на ыеквузовской конференции молодых ученых и специалистов Казахского государственного университета имени С.М.Кирова (Алма-Ата, 1590 г.). Результаты исследования напли отражение р публикациях автора, t материалах различных конференций в виде тезисов и статей.

Структура диссертации. Цель и основные задачи, поставленные б диссертационном исследовании, определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, и списка используемой литературы,

ОСНОВНОЕ СОДЕРКАШЁ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, освещается степень разработанности проблемы, определяется методология, выявляется основная цель и задачи исследования, отмечаются ее научная новизна, формируются основные положения, выносимые на защиту, научно-практическая значимость работы, а также ее апробация.

В первой главе - "Диалектико-чатериалистическое понимание социального творчества" - анализируются основополагащие идеи классиков марксизма-ленинизма на понимание сущности творчества через предметно-практическую деятельность. Преодолевая идеалистическое понимание творчества, они показали, что материальный труд является основой и "клеточкой" развития человеческих творческих сил. Обосновывается диалектико-материалистический подход к проблеме творчества.

В первом параграфе - "Проблема творчества в философии" -указывается многообразие проявления тгорчества в общественной жизни. В связи с этим проблема творчества привлекает внимание не только философов, но и представителей различных наук: психологов, физиологов, кибернетиков, педагогов и др. Диссертант раскрывает отличие философского исследования творчества от исследований, которые производят представители других наук.^ен-но философский подход анализа творчества в отличие от специаль-•но-научного исследования предполагает выявление его возможности и места в системе взаимоотношений человека и мира. Творчество рассматривается как сущностная характеристика человек*, так как

именно в творчестве человек утверждает, т.е. формирует себя как человек, личность. Основополагающей формой философского анализа творчества является предметно-практическая деятельность. Человек самоутверждается, развивается прежде всего посредством реального изменения природной и социальной деятельности. "Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природа есть самоутверждение человека как сознательного родового существа"*.

Далее, в диссертации определенное внимание уделено анализу дефиниции творчества. В литературе идут споры, по поводу новизны в творчестве. Попытки раскрыть сущность творчества предпринимались многими философами прошлого, начиная с античных времен. Так,домарксистские философы (Кант, Шеллинг, Гегель и др.}, высказывая ряд интересных соображений и догадок, усматривали продукт творчества либо сознания, Либо некоего Мирового разума и т.д.

Н.Бердяев определяет творчество как "всегда прирост,пребывание, создание норогй, небывшего а мире. Ничто стало чем-то, небытие стало бытием"^. Для него творчество есть возникновение новизны. Он также выделяет важнейшие элементы творчества как свобода, дар, гений, сотворенный мир. Бесспорно,всякая новизна возникает в процессе творчества. Но, возникновение ноеого охватывает лишь какую-то часть многогранного творческого процесса. Поэтому, иопнзна не является основным критерием творчества.

В творческой деятельности должны проявляться к развиваться сами способности человека к преобразованию действительности. Во многих исследованиях основным критерием выдвигается общественная значимость его продуктов, их прогрессивность. Диссертант отмечает, что такой подход опять же ограничивает понятие творчества вещественным результатам. Ведь не все гиды творчества обладает высокой общественной значимостью, Кроме того,® истории известно множество фактов, блестящие достижения творческой мысли людей, которые не имели обшественной значимости в

1 Маркс К,, Энгельс Ф. Рз ряиниу произведений - М.,1956.-0.Б65.

2 Бердяев II. О назначении человека. Опыт парадоксальной чтит. - Париж. 1931. -0.135.

момент их появления. Но нельзя думать, что в отот период деятельность их создателей не было творческой, а становилась таковой только с момента их признания' . Поэтому, диссертант считает, что общественная значимость продуктов творчества нельзя считать основным критерием творчества,

№к известно, сущность любого объекта выражается в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Поэтому, диссертант полагает, что для раскрытия содержания понятия творчества целесообразно подойти к анализу его проявления в различных областях человеческой предметной деятельности. Творчество является определенной качественной характеристикой любого вида деятельности. Но нельзя его отождествлять с положительной деятельностью. Творчество возникает и развивается е процессе предметной деятельности, оно присуще только человеку. Поэтому понятие деятельности представляет собой ядро диалектико-материалис-тического воззрения, основу понимания человека и его творчества В то же время в деятельности человек выступает в качестве субъекта своего собственного развития. Поэтому, по нашему мнению, вне деятельностный подход к анализу человеческого творчества получается односторонний.

Содержание предметной деятельности глубже раскрывается в процессе труда. Труд является всеобщей "клеточкой" предметно-практической деятельности человека, создающей социальную действительность. Труд, материально связывая человека с природой, приспосабливает вещества природа к его потребностям. Он выступает средством развертывания человеческих сущностных сил. В этом смысле труд выступает подлинной основой исторического процесса. В целом человеческий груд есть всеобщая основа созидания, и в этом он совпадает с родов™ значением творчества.

С целью более глубокого понимания сущности творчества в работе рассматривается соотношение творчества с другими близкими категориями философии, как "активность". Анализируя различные мнения по поводу соотношения понятия активности и твор чества диссертант подчеркивает, что нельзя отождествлять понятия творчества и активности. Понятие активности шире, чем творчество и выступает как общее свойство материи. А творчество включает в себя только элементы специфической человеческой формы активности. В этом смысле творчество не может су-

чествовать вне активности субъекта.

Во втором параграфе - "Специфика социального творчества: сущность, природа, источники и механизмы развития" - исследуется специфика социального творчества, его роль в обществе, сущность и природа.

Лналиэируется учение о творчестве представителей немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фейербах). Они выдвигали идею деятельностного отношения человека к'действительности. По Канту, всякое новое знание есть результат деятельности человека. Он впервые в истории философии сформулировал'принцип« дея-тельнозтной концепции творчества. Гегель показал проблему творчества как проблему диалектического саморазвития субъекта. Но, у Гегеля субъектом творчества выступает Мировой дух, Абсолютная идея. Это Абсолютная идея как всемогущая сила порождает всю действительность. В целом, они знали только теоретическую, рухов-нуга деятельность. Сущность творчества определялась ими как духовно-практическая самодеятельность. Отсюда, они не смогли рассматривать человека как творца самого себя и социальной действительности .

Научное понимание творчества было возможно только с позиции диалектико-материалистического подхода на основе познания закономерностей общественной жизнедеятельности людей. Марксистская концепция творчества основывается на материалистическом понимании истории, роли трудящихся масс как ее творца, ^следование человеческой деятельности, влияние его объективной основы и роли субъекта в преобразовании и познании мира позволило им раскрыть подлипнув сущность творчества. Классики марксизма, прежде всего разработали концепцию социального таорчества,ИОХОдя из конкретно-исторических задач, стоящих перед человечеством. Само общество, вся общественная хизнь есть результат творческой, созидательной деятельности людей. Человек представляет собой единство природного и социального, есть продукт общества, а общество есть продукт взаимоотношения людей. "Общество в такой же мере творит людей, в какой люди творят общество"^.

Проблема социального творчества в нашей литературе исследовалась преимущественно в плане частно-научных знаний. Поэтому

I Маркс К., Энгельс 3?. Соч. - 2-е изд. - Г.З. - С.7.

оно использовалось в широком сдасле для обозначения результатов в производстве, культуре, в науке и т.д. В настоящее время в философской литературе в связи с происходящими изменениями в общественной жизни интерес к проблеме социального творчества значительно возрос. Диссертант считает, что при исследовании социального творчества нельзя ограничиваться лишь констатацией возникновения нових социальных интересов, общественньгх отношений и т.п. При таком подходе из имеющихся дефиниций вотчдает сам субъект социального творчества. Думается, в социальном творчестве создание, изменение и творение нового объекта должно вызывать и самоизменение субъекта. Субъект-йбъектное и субъектно-субъект-ное отношение, их диалектическая взаимосвязь показывает социальное творчество как развивающийся процесс.

В литературе встречяюгся различные мнения в понимании социальной активности и социального творчества, в плане их взаимосвязи. Некоторые авторы отовдествляпт эти понятия. Диссертант исходит из того, что социальная активность есть внутреннее свойство субъекта, его способность выйти за пределы наличного бытия. При зтом социальное творчество осуществляется через социальную активность субъекта.

Для того, чтобы осуществить социальное творчество, необходима потребность в социальной активности субъекта. Для этого, во-первых, предприятия и организации долины действовать с учетом потребностей и интересов конкретных групп тружеников, конкретного человека, во-вторых, способство&ать социвльнсму субъекту в свободном выборе действий в интересах того предприятия, где он является членом, в интересах той социальной среды, в которой проживает. В-третьих, дать полный простор, заинтересованность к управлении своего предприятия, содействовать возникновению чувства хозяина и т.п.

В данном параграфе, также обосновывается субъект, объект, цель и результат социального творчества. Субъектом могут выступать народные кассы, коллектив и личность. Объектом ке является вся совокупность общественных отношений. В широком смысле туда можно отнести всю социальную практику. Особое место 6 объекте социального творчества занимают производственные отношения. Именно здесь обнаруживается цель социального творчества. Цель социального трорчиствп. в социалистическое обществе вкоту-

пает как необходимость полного превращения всех еидси деятельности в творческую деятельность, а также создания соответствующих условий для проявления творческой потенции каждого человека. В результате социального творчества создаются необходимые для человечества материальные и духовные ценности, грандиозные производительные силы и культура в целом. Именно в этом процессе реализуется объективно назревшая потребность общественного прогресса.

Во второй главе - "Тенденция развития социального творчества в процессе перестройки социализма" - анализируется развитие социального творчества в современных условиях, выявляется ею противоречивость, ставится задача найти механизм обновления общества.'

В первом параграфе - "Творческая деятельность и развитие человека" - ставится в центре внимания человек - как творец самого себя и социальной действительности. Социальную действительность нельзя пенять вне связи человека, его творческой деятельности.

В понимании сущности человека домарксистская философия осталась на позициях идеализма в целом. Отмечая сеязь человека с природой, они не понимали, что эта связь нссит общественный характер. Социальная сторона человека раскрыта классиками марксизма-ленинизма, ими же подчеркивается, что в человеке природное и социальное взаимосвязаны, и при этом социальное играет ведущую роль. Связующим компонентом природного и социального в человеке является трудовая деятельность. Вместе с появлением трудовой деятельности возникает его творческая деятельность.

•Творческая деятельность характеризуется, говоря словами Маркса, тем, что в ней развитие богатства человеческой природы выступает как самоцель^. Человек, прежде чем создать или приобрести что-либо должен поставить определенные цели. Поэтому творческая деятельность преяде всего целенаправленный процесс.

Цель есть не просто субъективный образ желаемого будущего,

о

"она есть внутри се^я смой побуждение к своей реализации" .

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.26. - Ч.П. - С.123.

2 Гегель Г.снциклопедия философских наук.-И.,1575.-Т.3.-С.36.

Само образование цели требует от субъекта творчества.

В диссертации раскрывается творческая Деятельность человека через диалектику соотношения потного и общественного. Классики марксизма-ленинизма подчеркивает, что рождение дает человеку лишь индивидуальное бытие, и человек может только в обществе развить свое истиннуп природу. Человек в своей деятельности выражает общественные потребности, закономерность социального развития, т.е. в предметно-практической деятельности возникает тождество индивидуального и социального. Поэтому результаты творческой деятельности личности отражают общественное отношение. Общество есть деятельные индивиды, а индивид есть общественное существо. Такова их диалектическая взаимосвязь.

Маркс в своих работах тесно связывает творчество со свободой. Диссертант полагает, что через диалектику необходимости и свободы можно раскрыть некоторые моменты развития творческой деятельности. Человек в процессе материального труда выступает с целью удовлетворения своих материальных благ и здесь свобода человека подчиняется необходимости. Свобода - это не только действие для практического освоения необходимости, но и полное развитие й применение всех способностей человека.

Диалекта^ необходимости и свободы в процессе преобразования природы не следует понимать односторонне как переход необходимости в свободу. Необходимость включает в себя различные возможности свободы действия человека, она богаче, и Человек может избрать наиболее "благоприятные" для себя. Единство необходимости и свободы порождает творческую деятельность.

Во втором параграфе - "Социальное творчество как способ преобразования общественных отношений" - отмечается, что без изменения существующих общественных отношений, невозможно обновление общества в полном смысле, так как общественные отношения являются сущностной характеристикой общества. Человек в своем действии не только творчески преобразует предметы природы, но и целесообразно изменяет самого себя, сеои общественные отношения.

В работе дается анализ проявления социального творчества в условиях административно-бюрократической системы. По мнению диссертанта, эта система полностью поставила ограничение любым {яр-мам активности. В стране до последнего времени утвердилась модель централизованно-государственного социализма с его внткоко-

ыическкм принуждением, с административно-командными методами управления, сложной бюрократической иерархией. В результате такал модель социализма превратила общество в послучную машину, со своими "приводными ремнями", "винтиками" и тем самым подорвала творческую основу его развития. Все это отрицательно сказалось на развитии человека, его индивидуальности и творческом потенциале. На потребу дня творческая личность уступает место исполнителя чужих воль, "винтику" государственного механизма.

Командно-административная система деформировала общественные отношения, произошло отчуждение- трудящихся от средств производства, от органов власти и управления, способствовало утрате интереса трудящихся к творчеству, труду как основе творчества. Зтоцу содействовало так хе уравнительность, бесхозяйственность, рост социальной несправедливости в сфере распределения.

Необходимость преодоления негативных явлений в обществе, обновлении всех сфер общественной жизни требует активизации социального творчества. Поэтому начатая в нашей стране перестройка направлена на развитие творческой активности людей, на замену административно-командного управления внутренним, экономическим саморегулированием, на развитие инициативы, чувства нового, творческого отношения человека к делу. В этом смысле, на наш взгляд, сама перестройка, являясь по сути сознательным и целенаправленным изменением общественных, производственных отношений и других социальных форм жизнедеятельности человека, выступает как форма социального творчества.

Успех реформирования общества зависит от активного творческого участия в ней всего народа. Вместе с тем, надо отметить, что степень социального творчества масс зависит от успеха перестройки. Такова диалектическая взаимосвязь социального творчества и перестройки, которая протекает в реальной практике весьма противоречиво. По мнению диссертанта, социальное творчество на современном этапе - это процесс революционной перестройки страны самими широкими народными массами и целенаправленное создание новых общественных отношений, нового человека.

В третьем параграфе - "Развитие социального творчества -как условие обновления общества" - всесторонне анализируются происходящие изменения в нашей стране, а также в связи с отим

розрастялие роли социального творчества масс во всеу сферах й-изнт* общества. Развитие творчества масс в современных усло-гнях социяли£ма закономерно создает предпосылки становления каждого человека подлинном, сознательным творцом нового общества. От человека загноит прогресс производственных отношений, Само развитие общества. Поэтому формирование социально-активной, инициативной личности является главной задачей в процессе обновления общества.

В диссертации обосновывается,что в связи с переходом к рыночным отношениям, а также приобретением предприятиями подлинной самостоятельности открывается большой простор для развития социального творчества масс. Представляется, что общество не может продвигаться впфед а творческом отношении, не давая каждому предприятия и организации самостоятельность, инициативу и свободу предпринимательства. Чем вгае самостоятельность и свобода в обществе, тем вше и знячительнее его творческий потенциал, созидательные возможности. Творческие инициативы предприятий и организ/щий в условиях перехода к рыночной экономике долгим находить помощь и поддержку со стороны государства.

Для развития творческой деятельности jropp.it вас больше возрастает значение научно-технической революции. ЬТР вызывает существенные изменения в трудовой деятельности человека, создает условия для роста его творческого потенциала. В то же гремя ЯТР сама является результатом творческой деятельности л'^дей. Реальная жизнь, коренное преобразование производства тробуют создания и внедрения новых технологий, компьютерной техники, автоматизации. Иг создание связано с развитие,« науки. Только через опредмечивание научных знаний возникает ном.о технологии, тег-инка, являшиеся творчеством трудовой деятельности.

Диссертант полагает, что диалектики взаимодействия науки и техники обусловлена спецификой научного к та?ни«?'лсого тгер-чеотва. Ч в то г.е гремя их объединяет обиап наярпялйннсегь,ст-вачная с развитием уологкК для гнзни человека, развитием всего общества. Техническое творчество вступает могучим Ькг;роч не только гконойкдоокого, но и сэцгячт-ного прогресса. Раггитис 1ГП-в значительной мерр аюгоЪтует оггсбсчдекп':) нелегок*. от тчче--лт-! '^чг'пвзкоЯ, чисто утгпггиеекоР р^стн, плглег ь». со?дггчн-

благоприятных условий труда. Отсюда ьозщкает необходимость привлечения широких. паса трудящихся в разнообразную творчеств деятельность путем умелого применения материальных и духовных стимулов.

Развитие социального творчеств^ как известно, не является чисто ополюционнки. В процессе исторического развития были периоды упадка и подъемов. Социальное творчество особенно усиливается в период социальных потрясений. Не случайно, что оно также активизируется в период перестройки, т.е. период крутой ломки отживших общественных отношений и появления новых. Это связано с изменение:.! экономических, социальных и политических условий в общественной жизни общества. К таксвш могло отнести появление нового политического мышления, утверждения гласности, самоуправления, возникновения чувства хозяина у труяе-ников, необходимость перехода н рыночной экономике. Все эти условия вызывают у каждого члена общества стремление найти новые подходы к решению задач, утверждения самостоятельного перехода к делу, появлении неординарных решзний. В атом отношении объективная потребность обновления общества во всех сферах, на наш взгляд, дает импульс, направление для широкого развития социального творчества масс. Революционное обновление общества предполагает спору на живое творчество масс, на развитие демократии, социалистического самоуправления, поощрение инициативы, расширение гласности. Поэтому, представляется,что перестроечные явления выступают устойчивым, постоянно действующим источником социального творчества.

В условиях демократизации общества .одной из форм развития: социального творчества является расчерчивание процесса самоуправления народа. Перед обществом стоит задача привести в действие псе инструменты, дающие каждому гражданину реальную возможность активно влиять на выработку управленческих решений, проверять их исполнение, получать информацию о деятельности аппарата. Совершенствование самоуправления органически включает тчнуо яаяо'» часть как усиление роли и влияния, самостоятельности и инициативы, ответственности трурэяыг коллективов. Самоуправление мо*но понимать и как способ управления, оснолан-чрй ня сзмоорганягдцшг и сиАОдвятеяьчоътч.

Овлич из путсЧ повышения социального творчества-в ртом направления является децентрализация государственного управления и увеличения круга субьектов, проявляющих инициативу si предприимчивость. Этому способствует возрождение и развитие разнообразной $ормы собственности.

Автор уделяет внимание развитие производственной демократии как условия социального творчества трудящиеся. Далее в работе подвергается анализу мехашзин торможения социального творчества касс. Одним кз таких факторов, сдерживающих развитие позитивных процессам перестройки, является бюрократиям. Автор исследует феномен бюрократизма как социального явления, ряскр'таот сущностные еш черты, корни, цел;- и сдося существования. Устране'П'э бюрократического аппарата от управления будет способствовать изменению хозяйственного механизма, углубление демократизации обгества, раеякрегаго самоуправления и гласности.

В заключении диссертант подводит общие итоги, формулирует ряд мзодоп и указывает на nosKomie направления Дбуьнейтг

сл5д0р31гий.

Основные результаты исследования иаяоженн автором г следу-■тгих публикациях:

1. Творчество в процессе перестройки социализма //Уилодегь и гпорчество: социально-философски? проблещи: Тез.докл.участников ЭТО философски?: чтений мэлодда учених. (Москва, мпГ(,1988),

ч.з: - м., me. - с.66-68.

2. Специфика социального творчества Ц Алма-Ата. - IP89, с.43-52. Рукопись депонирована в ШИШ АН СССР.

3. Колодеяь и социальное творчество // Зерде («аучно-nonv -лярннй курная. - 1990» - F 2. - С.41, 0.3 п.л. (на казахском ягше ).

'1. Социальное творчество и человеческий фактор // Тезчси мехтузовской конф еренцте молсдехх уичкет я специалистов Казахского государственного университета им.С.ЧЛирона.-Ч.Ч. -Аод» Ата, ТР90. - С.37,