автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Проблема творческой личности в литературно-критическом наследии М.А. Волошина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема творческой личности в литературно-критическом наследии М.А. Волошина"
( * f
pro od
. 0 , днепропетровский" государственный университет
на правах рукописи
киреева ирина 1урбевна
проблема -творческой личности в литературно-критическом наследии м.а.волошина
IG-.0L.0i.- русская лит&ратура
А В Т-0 Р Е Ф Е Р А Г диссертации на соискание ученой степени кандидата фшэлоггчэских наук
Днепропетровск - I9S2
У
1 * 1
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Симферопольского государственного университета имени М.В.Фрунзе. "
Научный руководитель: . доктор филологических наук,
профессор В.П.Казарин. Официальные оппоненты: доктор биологических наук,
профессор С.П.Ияьев; 1сандидат филологических надде, доцент С.А.Кривоаапова.
Ведущая .организация - Харьковский государственный университет.'
и . .... - , . • ...
Защита состоится " ^ * {/ С \ 1992 1-ода
в часов на заседании специализированного совета
К.053.24.09 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Днепропетровском государственном университете (320625, ГСП, г. Днепропетровск,, просп. Гагарина, 72).
С диссертацией ыогно ознакомиться В библиотеке Днепропетровского государственного университета.
Автореферат разослан " г/'С^-л ¿'/~>Л-- 1992 года
Учений секретарь специализированного "совета,
кандидат филологических наук Т.В.Кодескичевно
общая характеристика работы
Актуальность исследования. В "контексте появившегося в последние годы общего интереса к худокествешго-эотетическиы исканиям русского "серебряного века" усилилось вйимание к творчеству М.А.Волошина, в частности, его литературно-критическому наследию.
В ходе научного освоения волошинского творчества обозначился крут вопросов, требушлх всестороннего изучения, к их числу относится проблег.са творческой личности в литературно-критическом наследии Волошина. Немногочисленные работы современных литературоведов /В.А.Мануйлова, В.П.Купченко, Н.А*Рыковой, С.С.Гречишкина, А.В.Лаврова, З.Д.Давыдова/, посвященные его литературной критике и эстетике,лишь попутно затрагивают проблему, хотя' совершенно.очевидно, что без ее глубокого исследования, невозможно приблизиться к понимании концепции худокест-венного творчества Волошина, в полной кэрэ осознать его философию и эстетику.
Нелъ диссертационной работы - исследовать эстетические представления .У.А.Волошина о творческой личности и реаллзащхз их з литературной кри^дко.
3 соответствий с цель» определились конкретика зазэтц:
- рассмотреть основные проблегяг творчества,- в ракках которьк происходило <|.ор;.шрование золоплшскнх аскетических представлений о творческой личности;
- обозначив основной 1фуг влияний, попытаться определить специфику волошинского поникания творца и творчества;
- выявить основные тенденции в истолковании Волосинки личностей крупнейших русских писателей XIX - XI веков.
Научная новизна диссертации. Впервые в литературоведческой науке выяснение своеобразия волошикскпх эстетических и критических решений в подходе в творческой личности становится предметом специального исследования. Вводятся в научный оборот ранее не публиковавшиеся материалы Волошина: литературно-критн-ческие и теоретические работы, наброска и планы лекций, несостоявшихся статей, письма.
3 ходе исследования был использован комплексный подход к
изучению проблемы. Конкретный анализ эстетических представлений Волошина и их литературно-критическая реализация соотносится с литературным процессом и творчеством современников.
Исследуемым материалом являются как изданные при казни Волошина книги.литературно-художественной 1фитики и эстетико-критическле работы, появлявшиеся в периодической печати начала XX века, так и публиковавшиеся в современных отечественных и зарубежных изданиях: отатьв.
Значительное внимание уделяется неопубликованным документам Волошина. В ходе работы над диссертационным исследованием были использованы различные архивные материалы: статьи, эссе, заметки, отзывы, рецензии, планы лекций, мемуарные записи, дневниковое и эпистолярное наследие Волошина, хранящееся в Рукописном отделе Института русской литературы /Пушкинский Дом/ АН России.
В той или иной мере в работе затронута фиософско-крити-ческая эссеистика современников Волошина /Вяч.Иванова, М.Гофмана, Д.Мережковского, Н.Минркого, Г.^гжова, Эллиса и др./.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы расширяют и уточняют представление о литературном критике и эстетике Волошине, помогают отчетливее представить закономерности развития, художественно-эстетической мысли русского "серебряного века". Результаты работы могут найти применение в вузовских курсах но истории русской литературы XX века/ истории русской критики конца XIX - начала XX веков и соответствующих спецкурсах, а также при составлении комментариев к- произведениям Волошина.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Симферопольского , го-, сударствешого университета. Основные положения исследования были изложены в докладах на межреспубликанских научных конференциях: "Проблемы художественного метода русской литературы '' конца XIX - начала XX веков" /Алушта, 1990/, "Русский литературный авангард XX века в европейском контексте" /Феодосия, 1991/, "Классическое наследие:. методология исследования'ЙЬшск, 1992/, на ежегодных научных конференциях в Симферопольском государственном университете.
Структура диссертации обусловлена ее целями и задачами,
в соответствии с которыми выявляются эстетические представления Волошина о творце и творчестве■ и анализируются его интерпретации личностей крупнейших русских писателей Х1Х-ХХ веков. Таким образом, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка архивных материалов и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется степень ее изученности, формулируются цели и задачи исследования, отмечается научная новизна и практическая значимость диссертации.
В первой главе - "эстетические представления М. А.Волошина о-творце и творчестве" - исследуется круг проблем, в рачках которых происходило оформление представлений критика о творческой личности и природе творчества.
3 начале главы определяются основные фзлософские источники, оказавшие существенное воздействие на эстетическое ки-ровоззренле Волошина, Отмечено, что первые годы нового столетия стали для него временем творческого самоопределения. Именно тогда, по его выражению, происходила "страшная ломка старых разных взглядов", осуществлялись новые "открытия /субъективные, разумеется / в искусстве". В 1902 году молодой критик выступил с цубличной лекцией в Париже, которую в письке к А.М.Пешсовскому называет -так: "Опыт переоценка худоаествен-.ного значения Некрасова и Алексея Толстого с точки зрения субъективной эстетики неоидеализма". Самоаттестация, данная в заглавии, по существу и достаточно четко определила основу его мировоззренческих тяготений в начале века.
Установлено, что значимыми для Волошина оказались как пронизавшие духовную атмосферу русского общества на рубеже веков концепции Еч.Соловьева, '1р.Ницше, З.Фрейда, так п воззрения античных мыслителей, в том числе неоплатоников - Плотина и его ученика Порфгрия.
Своеобразие эстетических воззрений Волошина на рубеже столетий раскрывается, в частности, на основе статьи "Магия творчества. О реализме русской литературы" /1904/, где в качестве центральной поставлена проблема взаимодействия искус'-
ства и действительности. Заостряя вынесенную в заглавие тему, он утверждает - г,же сия литературы в том, чтобы уводить в мир слош все грозные'и кровавые возможности битая,"выявлять будущее мечтой". В главе подчеркнута связь этой первой серьёзной теоретической работы с эстетико-критической мысль» эпохи, пересматривающей цринцапы реализма и запечатленной в работах Д. С.Шреаковского, В.Я.Брюсрва, К.Д.Бадьшнта и других деятелей "нового искусства".
В качестве своеобразного ключа к пониманию эстетических взглядов Волошина взят конспект размышления /возможно,' набросок статьи/ "Согласно Порфирию, существует семь искусств, соответствующих семя сферам естества..." Л1РЛЙ» ф.562, опЛ.ед. хр. 261/, в котором.представлена теория соотношения различных искусств со временем. Опирающаяся на положения религиозной философа Индии, восточных эзотерических культов,теософии,она рассматривается как основа в истолковании волошинских представлений о творце и природе.творчества.
Определено, что оформление данных представлений пропс -ходило в процессе решения Волошиным целого круга взаимосвя- • зашшх цроблем: взаимодействия искусства и действительности» "бытия" художественного произведения, "индивидуализма" и.традиций. - .
В связи с исследованием первой проблемы выделены две даты. Подчеркнуто, что в 1304 году Еолошш на вопрос Вач.йва- -нова о тон, хочет ли он воздействовать на природу, отвечает отрицательно, хот* к указанному времени волошинские представления о миссии творца и .предназначении 'искусства не в отправьте моментах, но в конечном счете сближаются с "теургическими" установками символистов. ' ■
В 1906 году появилась волошинская-статья "Индивидуализм в искусстве", отразившая обновленную позицаэ критика, в соответствии с которой конечная цель искусства - преображение • природы, а творец - ее пересоздатель. Соответственно, пересмотр представлений о преобразующей силе искусства, осуществленный Волошиным к середине 900-х годов, рассматривается как логическое развитие его взглядов, слоаинпихся в первые годы нового столетия,
В ходе рассмотрения данных вопросов прослежена эволзь
ция творческих отношений Волошина и Вяч.Иванова от свободного взаимообогащающего обмена идеями, воздействия отдельных эстетических воззрений теоретика русского символизма на мо-'' лодого автора к внутреннему отторнешш последним сути Квано-ва и к скрытой полемике с ним.
В процессе анализа установлено, что к концу 900-х годов путь духовного постижения мира видится Волоаину через "вещество и его форму", т.е. через "имя". В процессе разработки проблемы "индивидуализма'', осуществляемой в начале века, "имя" соотносилось Волошиным с "фабричкой маркой", со "значком фирмы", клеймом, по которому модно узнать автора и его творение, „тот "бесполезный придаток искусства", по его мнению, не выражает существа предмета, но указывает на упадок индивидуализма в современном мире. В середине 900-х годов к вышеупомянутому прибавляется еще одно значение. В соответствии с ним "ты" - знак, отражение глубоко скрытой сути предмета. Причем первое значение впоследствии не утрачивается, а сосуществует в еолсзикских работах наряду со вторым. Гераклптова мысль о тем, что путь позншпщ мира ле:кит через имена, становится для Волошина, в последующее десят:1летие основным направление:.: в истолковании искусства, творчества, миссии творца.
В главе рассматривается неопубликовшшая и, по-видимому, нез.акончекная статья "Г.5оако ли ставить вопрос о правде и .чей в искусстве?" /ЙРЛИ, ф. .562,_ on. I, ед. хр. 262/. Решение проблемы взаимодействия искусства и действительности з ней, сближаясь с символистской теорией "низнетворчества", в то не время окрашено собственно, волошинскими фзлософско-зстетическимз воззрениями. Если в начале 900-х годов смысл писательского творчества, его "магия" видится Волошину в "уведении" в пнув сферу бытия кровавых гримас мира, то в 910-е годы - в том, чтобы найти "свое освобоядающее слово для каядой вещи".
Писат ель, по Волошину, проходит путь "развоплощенпя". Переплавляя собственную кизненную энергия в творчестве, он соединяет ступени мира "развоплощенного" и "воплощенного", вглядывается в "духовные эквиваленты" явлений. Худояник, осущест-.вляя путь "воплощения", дает форму материи. Пластически вы.ш-_ ляя ее, он утверздает духовное в материальном. Творческая реализация поэта и художника осмысливается Волошиным как развитие одного процесса - полного преображения мира.
Искусство, в понимании аналитика, - преобразующая сила, служащая прохождению духа через материальные формы и стихии прошлого, настоящего к будущему и ■ высшему. Причем данная "разбивка", по его выражению, отражает движение жизни с точки зрения "земной" и человеческой.
В волошинском истолковании творческая личность, таким образом, не просто следует отражению "сверхреальной" действительности во внешнем, но соединяет, сочетает в своем творчестве шр реальный и высший и,"претворяя"их собственной личностью, направляет эволюцию. Эти представления получают последовательное развитие в ходе решения Волошиным проблемы "бытия" художественного произведения. Ее постановка и разработка осуществлялась непосредственно в контексте эстетических исканий эпохи.
Одной из значимых в литературной низни нового столетия была проблема автора и читателя, своеобразно, осмысливаемая символистами. В исследовании утверждается, что, рассматриваемая Волошины!! в том не ключе, но не сводимая к обоснованию . символизма, она получаем более широкое значение и звучание, перерастая в проблему "бытия" художественного произведения, В качестве основных вех на пуи$ ее осмысления названы 19X0 и 1914 годы. Первая связывается о публикацией волошинской ста- . тьи "Организм театра", содержащей в водной части общие теоретические выкладки, касающиеся бытия художественного произведения; вторая дата определилась в связи с подготовкой Волошиным книги критики "Лики творчества" и написанием нескольких редакций предисловия. Выделенные этапам предшествовал непростой период оформления взгляда на проблему, эстетических исканий и обретений, ключевые моменты.которых раскрываются в исследовании.
В соответствии с представлениями критика, сформировании-мися к 1910 году и выдердавшими испытание в полемике, бытие • каждого художественного произведения формируют три составляй» щие: "момент жизненного переживания", "момент творческого. ос£ ществления" и "момент понимания". Причем только единство обу значенной триада, по мысли Волосина, когда гарантировать во-' - площение художественной веща в социальной действительности. Влесте с тем он находит, , что последовательная реализация
званных составляющих не всегда возмояна в "одном и том же лице", то есть автор зачастую .монет создать произведения, "одухотворенные волей не своих, но чужих переживаний, интуитивно им понятых", однако редко в состоянии осмыслить до конца, понять созданное им.
Анализ показал, что первый элемент триады у Волошина не соответствует традиционному взгляду и предполагает два варианта прочтения: лызнонное переживание как реальный, ухе состоявшийся в действительности факт и как потенциальная, но нереализованная его возмонность. В волошинском представлении воплотившееся в зизни событие, действие должны лежать в основе произведений пластического искусства. Литературное произведение, соотносимое мыслителем со стихией будущего, не монет содержать воплощенного факта, а лишь намек на него, липь предчувствие возможного. В главе детально исследуется развитие этих представлений.
Установлено, что творческая реализация осмысливалась Волошины?.! как духовное "претворение" личности. "Момент осуществления" литературного произведения в начала Еека сзязывается им с "мечтой", а спустя деоятилетие - с воплощением "имени". "Преосуществить" действительность, стать "голосом вещей и явлений глухонемых по природе своей" - в этом видел он 1910-е годы цель словесного творчества кандого значительного художника.
Значимым понятием в эстетике Волошина, сближающимся с "именем", является "лик". Од прочитывается как проявление творческой личности во всем ее духовном и физическом многообразии и противоречивости. Волошин не искал в личности творца, в частности гения,' цельности и сгармонизированности. Творческая „нергия рассматривалась им как порождение внутренних противоречий. И чем ярче эти противоречия, тем сильнее она.
Определено, что к середине 910-х годов волошинский взгляд на бытие художественного произведения претерпел изменения. Теперь мыслителем четко разграничиваются два процесса: создание произведения как акт муяской и понимание - как женский. .
В реферируемой работе подробно прослежена эволюция воло-пшнских представлений о "понимании". Их раскрытие, в частности, осуществляется в контексте его полешки с Брюсовым, при-
шедшейся на конец 1907 - качало 1908 года.
Волоаин неоднократно подчеркивал, что литературная критика для него "наиболее субъективный из всех видов лирики". Он отстаивает право на собственную концепцию, на собственную интерпретацию как личности художника, так и его творчества. Пересматривая традиционные принципы, переосмысливая возможности критика и критики, Волошин оценивает последнюю, подобно художественному творчеству, как средство предобрагения действи -тельности.
В конце 910-х годов "понимание" в работах Волошина предстает как символ всеобъемлющей силы в мире, пронизывающий все Суерк бытия и соединяющий мир "проявленный" и "непролвленный". Аналитик выдвигает положение о том, что искусство "япвет пониманием и .творится пониманием". Успех художественной вещи, как неоднократно подчеркивал Волошин, в значительной мере обусловлен талантливостью его первых читателей. Следовательно, от компетентности интерпретатора, от его чутья во многом зависит судьба создателя и творения.
Утверждал конгениальность автора и читателя, Волошин отмечает зависимость каждого прочтения как от творческой личности, так и от апохи, в которую оно осуществляется. Соответственно, критика видится ему "¿талоном, примерно беременеющим от всех творцов", потому требование к ней, так хе как и ее отдача, должны быть равнозначны.
Критик, сообразно волошинским представлениям, проходит синтетическим, более сложным путем, чем создающий художественное произведение, -это путь интерпретации. Он перекивает художественное впечатление на новом уровне и, таким образом, воссоздает произведение заново. Критику-творцу Волошин отводит одну из главных ролей в осуществлении бытия художественного произведения и, следовательно, в развитии всего литературного процесса.
Исследование данной проблемы в пореволюционный период проводилось к контексте событий, изменивших социальный и духовный облик страны. IiijpoKoe утверждение теории и практики "пролетарской" литературы, появление низкопробных тенденциозных произведений ставит Волошина перед необходимостью критической оценки происходящего, уточнением собственных асте- '
тических взглядов.
Установлено, что если в работах первых десятилений нового века "поникание" рассматривалось как творческий акт'цени-теля искусств - подготовленного человека /им, как правило,' мыслился критик/, то к 920-м годам "понимание" осмысливается как потенциальная в будущем возможность каждого. Попытка пересмотра системы художественного образования и воспитания приводит Волошина к мысли об организации новой всенародной школы, девиз которой "Искусство для каждого" будет противопоставлен устаревшему лозунгу "Искусство для всех". Воспитание понимания - в этом видит Волошин главную задачу будущей школы,' которая должна создавать не отдельных •'мастеров, а "атмосферу понимания".
В идеале искусство видится Волошину непреходящей ценностью. Оно мыслится им как неделимое на творческие имена и патоку - народное. Однако работа над идеей "единого всенародного" /или "анонимного"/ искусства, оформллЕзгйея в рамках проблемы "индивидуализма", уже в начале нового века показала несоответствие эстетических воззрений критика и реального воплощения. Осмысленно названной идеи оказалось тесно связанным с разработкой проблем традиций. Для Волошина не существовало противоречия между традицией и индивидуальностью, он рассматривал их в органической взаимосвязи.
Развитие в искусстве связывалось им с самоограничением и саморазвитием творца, накоплением художественного опыта. Индивидуализм современной эпохи виделся-ему недостаточно осо-знавзим своих возможностей, недостигпкм высшего проявления, основанного на добровольном самопожертвовании.
делитель видит творца "оправдателем" жизни, "просветляющим" природу. И первой на этом пути оказывается сама творческая личность. В духовном подвижничестве, в напряженности чувств и переживаний происходит ее оформление. От индивидуума, считает он, требуется значительное усилие по развитию собственного дара.
В последней части глагы рассматривается волошинское представление о гении, оформление которого происходило в раджах проблемы традиций или, как она обозначена в трактовке критика, в рамках проблемы "плагиата". В качестве основополагающей в
раскрытии его взгляда на природу гения и традиций в искусстве рассматривается статья "О плагиате" /ИРЛИ, ф.5бИ, оп.1, • ед.хр.385/. Аналитик постулирует тезис о том, что идеи "висят в воздухе" и, следовательно, не могут быть достоянием одной личности. Волошин, подвергая критике устоявшееся мнение о плагиате, предпринимает попытку его пересмотра, утверждает его практическую недоказуемость.
Анализ показал, что ни слово, ни образ, ни даже цорма не рассматриваются мыслителем в качестве собственности творца, а только чувства, связывающие их и являющиеся глубоко индивидуальными для каждого. "Розыск" в области плагиата приводит Волошина к утверждению, что плагиат является "основой всякой эволюции". Взаимодействия неизбежны в художественном творчестве., считает он. Лрча&лим выражением синтеза индивидуализма и традиций в области слова являются произведения гения.
В эстетико-критической мысли Волошина гений - высший тип личности творца, который может проявляться как "свойство души" - "гениальный темперамент", и как явление историческое, т.е. обобщающее.
Во второй главе - "Художническая личность в литературной критике ¡.¡.А.Волошина" - рассматриваются волошинские интерпретации личностей крупнейших русских писателей XIX - XX веков.
В ходе анализа литературно-критических работ Волошина установлено, что ключом к пониманию художественных произведений для критика становится личность писателя. В своих "литературных характеристиках" он стремится к воссозданио "цельного лика" творца. Таким образом, одно из значимее в эстети-. ке Волошина положений о' неразрывности творца и творчества получает практическое обоснование.
В работе подчеркнуто, что литературные ориентации Волошина определились довольно рано. В "Автобиографии" 19^5 года он в числе имен, ставших постоянными спутниками уже с пятилетнего возраста называет Душкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Достоевского. Русская литература была первой ценностной системой координат, указавшей направление его развивающемуся творческому духу. Наряду с этим отмечено, что обращение к вопросам русской классической литературы ограничила-
ется небольшим кругом работ, значительная часть которых направлена на исследование творчества и личностей Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.
Эти две гигантские фигуры русской художественной мысли сопрягаются в литературно-критических построениях Волошина и " рассматриваются им как"символы общечеловеческие". Выявление духовного потенциала русских классиков осуществляется критиком непосредственно в процессе наблюдений над творчеством, фактами биографии. Исток гениальности великих писателей Во-^ лошин видит в их внутренних борениях. Противоречия творческой личности, например, Толстого оборачиваются высшим синтезом, из которого и роадается его "слово яалящее и потрясающее".
Толстой в работах критика - гениальный темперамент, "герой воли", осуществивший "руководство" собственной судьбой. Обстоятельства низни пнЬателя критик прочитывает через внутренний мир и духовные искания. Нравственно-философские обретения русского гения, будучи чрезвычайно интересны Волошину, в значительной степени но согласовывались с его собственными духовный! поисками. Для критика совершенно неприемлемо толстовское учение о "непротивлении",в котором, по его мысли, заключена причина '"трагического противополонения воли к нертве и благополучной судьбы",творца. Несвобода, считает он, замкнула круг нлзни гения. Отстранившись, писатель "исцелился" от зла, которого, однако, не стало меньше в мире. По Волошину, лишь в столкновении со злом развивается человек, миссия которого на земле'-.приобретение новых знаний,опыта, преображения 2ШЗШ1 утверждением добра.
Как показал анализ, обращение к творческим личностям русских классиков становится для Волошина еще одной возможностью соотнесения с высоким, духовным опытом, помогающим разобраться с собственными исканиями и устремлениями..
Значимое место в литературно-критической практике Воло-шша занимают работы, посвященные творчеству русских писателей, которых он.знал лично. Близкой знакомство, как известно, облегчало ему задачу воссоздания "лика" 'творца. В распоряжении критика оказывался бесценный материал: личные беседа, наблюдения, переписка.
В главе определены основные тенденции в истолковании критиком личностей писателей-современников. Установлено, что важным инструментарием в воссоздании целостного представления о творце слукат Волошину события действительности. 5акт кизни для него никогда не был самодостаточным. Он - либо основа для формирования духовной структуры, либо следствие внутренних противоречий, устремлений личности. Попытка уловить истинную суть творца приводит критика к переосмыслении действительности, мифологизации, художественным обобщениям, ярко проявившимся в ходе истолкования личностей Ф.Сологуба, С.Городецкого, М.Еузмина, В.Брюсова.
Анализ показал, что путь осмысления творческой личности Волошиным наиболее ярко демонстрирует статья "Валерий Брюсов. "Пути и перепутья". Здесь критик использовал любимый принцип построения: соотнесение внешнего и внутреннего мира, ведущее к воссозданию завершенного облика творца. Внешние черты, манера поведения несут в себе характеристику духовных сфер поэта, его страстей и волевых устрзмле'шй. Выяснение позтичес-кого своеобразия сопрягается с определением внутренней сути Брюсова, вычленением его жизненной "сверхзадачи".
Личность Брюсова рассматривается критиком в эволюции. По мнению Волошина, в его первых поэтических опытах еще на проявилась творческая личность того, кто в будущем создаст собственную империю "в области Слова и Мечты". Если у раннего Брюсова критик не обнаруживает гениального темперамента, способного открыть новые поэтические миры, создать символы, подобно бодлеровским, подашмающиеся до широких, ' мировых обобщений, то Брюсов-мастер видится ему прошедшим напряженный путь "воссоздания" себя как поэта.
Развитие как отдельной творческой личности, так и искусства в целом обусловливают определенные законы. Одним из них, по Волошину,' является рождение творца "в духе".
Из литературно-критических суадений Волошина вытекает, что процесо "второго ровдения" творца мозэт идти как эволюционным, так ж революционным путями.' Первый путь предполагает. напряженное сознательное преображение индивидуумом себя и своего дара /пример тому - творческий путь В.Брюсова, Вяч.Иванова, И.Оренбурга/, второй - подсознательное накопление личностью' определенного духовного опыта, вызывающего
"родовые г/уки самосознания", которые получают внезапное внутреннее разрешение и внешне выражаются в знаменательной событии. Прошедшим второй путь "пересоздания" себя видится Волошину К. Бальмонт.
В неустанном движении вперед к каким-то собственным горизонтам и истинам осмысливается критиком личность поэта. Космология Бальмонта, "огненный мир" его духа были близки.и понятны Волошину, считавшему невозможным подходить к гению поэта с позиций обыденности и регламентации. Поэт, по его мысли, погружен з вечность и ощущает себя вне временных и пространственных границ настоящего мира. Волошин видит в нем предтечу "нового искусства", творца, синтезирующего поэтическое достояние ушедшей эпохи и завоевания настоящей.
Установлено, что в ходе создания "общих характеристик" писателей особое место критик уделяет портрету и "голосу", который расцениваются им как внешний внутренний слепки душ, проявляющие скрытые процессы духовной жизни творца.
Как показал анализ, раскрытие неповторимости каждой творческой личности осуществляется нередко с привлечением значительного художественного коатекста, с подключением имен совре-мзншпссв 2 предшествешпков. Это позволяет ему, используя сравнительный анализ, ёыявить основные черты облика мастера, обозначить его творческий тип и особенности художественного изображения, указать на сходство с другими авторами и отличие, подчеркивая при этом историческую преемственность и устремленность каждого. Отмеченное с особой силой проявилось в волошинс-ком анализе личностей Л.Андреева и Ф.Сологуба. Обоснование творческих "ликов" этих писателей в значительной степени субъективно и отражает литературно-эстетические притяжения и отталкивания критика.
Он предпринял опыт противопоставления Андреева-реалиста и Сслогуба-слмволиста. Личность первого не притягательна для Волошина . Истинный художник, по его мысли, стремится к постижению "внутренних законов, по которым строится жизнь" и строится дух . ¿той потребности лишен Андреев-пиоагм^го видение,по Волошину, однопланово п не таит скрыты:: ¿.^ш, он не способен "из мечты создать реальности новые". Подводные бездны, заключенные в произведениях Ф.Сологуба, осознаются аналитиком как
неисчерпаемые возможности творческого духа, как результат напряженной внутренней жизни. Умение в обыденном явлении провидеть вечное осмысливается Волошиным как характерная черта не . только Сологуба-творца, но и художников "нового искусства", в том числе Вяч.Иванова, К.Бальмонта, С.Городецкого.
В заключении подводятся общие итоги проведенного исследования. ; .
Анализ позволил выявить у Волошина существование сложной системы представлений о творчестве и творческой личности. В своих эстетических воззрениях он исходил из религиозно-философского, мистического опыта, в соответствии с которым творчество осмыслялось им как умение управлять сферами бессознательного, как интуитивное постижение бытия, развиваемое творческой личностью в себе. Творец видится мыслителю как "оправ-датель"' жизни, преображающий и просветляющий природу.
Эстетические представления о творце и творчестве реализуются в литературно-критической практике Волошина. Воссоздание целостных "ликов" писателей осуществляется им непосредственно во взаимообусловленности фактов жизни, внешнего облика творца, его мировоззрения и самоосознания.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. М.А.Волошин р "творческой свободе" литературного критика // Проблемы художественного метода русской литературы конца XIX - начала XX веков: Тезисы докладов^ крымской научной конференции. - Симферополь, 1990. - С. 174.
2. Проблема взаимодействия критики и искусства в эстетической мысли М. Волошина // русский литературный авангард Д века -в европейском контексте: Тезисы докладов конференции. -Симферополь, 1992. - С. 169 - 170.
3. Личность Л.Н.Толстого в оценке М.А.Волошина // Классическое наследие: методология исследования: Тезисы докладов межреспубликанской научной конференции. - ыинск, 159й. -С. 36.