автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Проблема жанра и жанрового взаимодействия в современной музыке (на материале творчества литовских композиторов 1975-1985 годов)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Дауноравичене, Гражина Ляоновна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Вильнюс
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Проблема жанра и жанрового взаимодействия в современной музыке (на материале творчества литовских композиторов 1975-1985 годов)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема жанра и жанрового взаимодействия в современной музыке (на материале творчества литовских композиторов 1975-1985 годов)"

ЛИТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

На правах рунописи ДАУНОРАВИЧЕНЕ ГРАЖИНА ЛЯОНОВНА

УДК 78.08./474.б/

ПРОБЛЕМА ЖАНРА И ЖАНРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА ЛИТОВСКИХ КОМПОЗИТОРОВ 1975-1985 ГОДОВ)

17.00.02 - Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соиснание ученой степени кандидата искусствоведения

ВИЛЬНЮС-1990

Работа выполнена:

на -кафедре теории музыки Московское государственной дважды ордена'Женина консерватории та. П.И. Чайковского; на кафедре теории музыки Литовское консерватория

Научный консультант - доктор искусствоведения, профессор

В.Н. Холопов .Официальные оппоненты - доктор искусствоведения

К. Г. АрановскиЙ - кандидат искусствоведения» доцент В.£. Валькова

Ведугрл организация - Латвийская Музыкальная академия

вы. Язепа Витола

Защита состоится 20 декабря 1990 года в 14 часов на заседании Регионального специализированного совета К 092.12.01 по загните диссертаций на соискание ученоЗ степени кандидата искусствоведения Литовское консерватории / 2326000 Вильнюс, проспект Ледимино 42 /.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Литовской консерватории.

Афтореферат разослан п/9м 1990 г.

Ученый секретарь

Регионального специализированного совета, кандидат искусствоведения

и.о. проф,

/

jt'r;. ■

.. ; I. ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

> -j -г; , 1 „

ИСРЛОДОЕП.ЧПЯ. Пройлока raupt ПрЧНОДЛОгЯ? а тзо—

""лу"Ъ?шойияг а по oyrrmorny огоргглоягх проблем музвкоэпапяя. 13 пс-

о.т.эдпло годч п коптеко-го отря'пталышз прообразована!! з нуокгляту-

«oit пулиуро обгоктом горячпх дпохуооай стапоэятся по -только

ч " n р о 1 л 1 о о 7 и о попроои яаирз ста таиопого, по я проб-

г. р я :: т г ч о о а о г о ого фуяквдоядроаашу:. Соарсгпзя

проблемная сятуацая вокруг пргблсиного колра и вокруг нраблг.-пой

пуэ&пя как лопуоотнз породяла всамо проткооротвй з ртюягд глпо-

саселхоя аопросоа. Папболоо рпдпгллытЯ опссоб розояая п-.шрз!50Й

орэблок? о оголяя предлагает тл лослодопатоап (Б. Крочз, К. Дгль-

sa73), которио коголп? из едэа ачорагшо* актуальности проблем

запрч глп рослш» л патегоряп, у вздвой п праолоо асвуостпа, "сагз-

чэ£гкм коплторство?.-." которой яздяотоя оаио почвзяоавпло (Г.'Пео-

пвлоо). В оопромзяком папуоствозпапяа пдот опор «о только о тех

ала других копяротпих теорэтапеоках реяенаях галровоЯ проблею:,

по и о оз:-;г принципа г розопзл. Фор/лрооппло обсотео-

ротячеоглх оопоо ö а ? я п цузвкальпого занрз о той ологяо5

рнтуасдая, когда ого "глзпь" олопио балансаруог медду батзем я яо-

битаем, ташга плдеуоя сеои-з оэооврэмеппш.

Проблеял вапровоП оптуяцлд оооргаоллоЯ муэикн tsiororpamrc, охезтсзазт цавнЯ кокалоко тооретачооатт аопросов и продполагозт многообразно подгодоз к оо рзЕзниэ. В нзетоаем вослодозояде рзо~ оизтряоэвге.т «руг вопросов, которая до оого времена яэ язучзлноь о ях целостной поллото. Глопаая устопоока заклвчаотоя о то«, что и порлод "кадрового вэрузз" (Л. Шаповалова) ооореыеяносм актуальная пробло.чана папроводепдя является по только вопроои вапроп оаьаг по оебэ, ло а пх контактов а взаямодейотаия.

Вотоная проблемная напряженность, которая оогодяя образовалась пак вокруг ооновного объекта паотояаого нооледовапая (музи-кального еаяра), так а ооотЬышх чаотоВ проблемы, обуолопала необходимость Ешрокого подхода к лсоледуемой томе. Постановка я ро-иеяав проблем ооврвмоняого бнтяя музнкальяого мира требует оо-ыислв!шя ^ндаиоятальяих вопросов о сущности яанра как худояоот-ввнпого явлепая, структуре аанра, закономерностях аоторячоокой еизнл жвиров, нх оистекных связях. Обозначенная соотнооенпооть основных идеЯ дкосертация также свидетельстнует об актуальпоотя проблемного ракурса донной работы.

Цольи работы является теоретическое обоонованяе принцияа

каира п оовроиолпоЗ иузнко. Оогп:ололдэ ооаро;:онпо« мциоил^лк и квочо япярооий проЛяекагинп, г.о. ан*ориро*в1од пеьоуор&с г а -

П II Ч С О X П I ОС ЧОР1' О асопа'4,1 НОШиЛЯ ииродл'^-до

копкротн^о задача исолодоЕаная:

- раскрыть иохоштол (¡эшщшгсриса&иг ь рол <-Л.и'ог;п ...илро б разппгпп макального донуст-вз;

- гсязить особенности отруюурч к/оиздг.'.иого '.лирз .. рассмотрения законоиорпссхой омдл"-..*на:1 оио»ч::л«>яа его

- опрододать кр:иор;гл плаядого л ппутр^пгьд'о а'сх-;.'.;:!^!: здзшкшдого ганра;

- продяоиагь обсСмэлноо оирздоЛ'Лии .'.¿'о^лд^аса'о сза^з, со-иаолшцоо оптодогячеокуа ох*о одеишь;

- дать позу» кдооосфдащдэ иуо-:и..игаъх улр.оз, о&даиг«?:» гапдиП аз иштоляеааз тааов;

- утошшь соноопыо пош1ш£

доНотсяя, иирц(5о-хать одотоиатдад хлаол заир-асого а эдзцло;

- охарасторазоадть дсааиаку ооотаоизшШ «зад? июр'^л (слс-ыеатака) а иатирачоо;;ом додгеипя "аирових

- арооледать многосбразпо фор.и ааярооц^ ох'аоаошхи а ..-¡лроеих тспоа а соярсмонной цузико;

- онреботать алгоритм аанроиого анализа аддоа^отиоаио;! иззи-

ка;

- дать анализ наиболее показятольниг сЗрасцоо оопрланцоЛ лд-товсаой муэнкп в ракурое проблей аанрового азоякодойогпля.

С<3эдй штодологичоской оопооой постоялого аослодооаная является единотао исторического и логического ка;; услоаао даслагиачз-,ского пондмапяя. явлений современной культура. Воарегл до олж пор преобладавшему индуктивному подходу н теоретачеогаа вопросам щ-.зыкальиого кадра, в данной работе попользуется а основной #¡0^7 гатимый метод познания. В качеотао конкретной теоретической модели, способной'внполнить оиотекатизирущув роль а исследовании л содействовать формированию новых обобщений и выводов, выстунаэт системология и системный метод в частности, как нааболеЪ органично соответствующий внутренней организация исследуемого объекта. Бавными в методологическом плане оказались пологепия Гегеля, Гб-и, 0. Шпенглера, А. Тойнби, Б; Кроче, Ю. Тынянова, Ю. Лотыана о принципах развития художественной культуры, Особое ^еото а исследе ваш л занимает также фундаментальные труды-цо проблемам щзв-кгльтго жанра. ' ' '

Кзучкзк r.omsno рзбога епредоляо?ол ген, что с uoS прэдпра-п."г:пп',*ол пепнгг.з создпнпя п о л í о ! п о 0 т с- о р л к м | -г1 г т: н ь и о г о г; n h р а, шзтрозплоП поп тз логзчаокоп, так г "отар-тазго'.; r.cr.—p'-ns.T, Л'-" сгпх полсЗ nnopnt'9 нузопзльпий ra яр ,-.?осг:-гр-:с!с>гзг oroirr::o~ ^глгатяоизльяо. Эт» лрздопрздолмо поого-uotiT' гп:;)->оа р/шянк кузигллм:ого папрч кзк явления оп-

?а.':зг:,г:сз::аг'о о,-?'.?«;, .»пъпог.тнпп обрззеч отппятся я р^сотртасзт-ок ппп.1'-":»'.- с r:no:'"c- к t:iiy?p:imr»:! лэз'ог'-впропйягл аузягялъкого m:ip:., Kavop' чезгт. н'г'епчглготь соотлс>"сиг:~ r~TJ п

ску.'р "гг:*^ -ятор •••"!"!»•»г»"- г-трз опоообегг.лпол" долымЗпвде рг— ".I":::4 роятгг Rftftvp.V'»!'» псолпдопзлпя ХТОПДОГОЙП отпдгольпоогс гмп^уго. Омбпяьоы плотог^о" nodosa загаоюотоя о то у,

,,,,„ Г„Г{,,5Г»Й^ПГ1 f.. отдздыюго Renps-aseüír.ta

apocmpynvoíi к» гзучеятэ ^уяЕлпошфзгтпя окогсг« отях оло-с» .".ovDp'rcinir rcnponur ого??п (ткроопотгО. "Ърпр?-ртоя sanro рб^отс'йрзуглсопзо к сбп.асзтвтп^окйв оопоас дня пепл-гзняя о бнРГ7доотогг?;:с;ой то'ггг. арзяля о русло гзосбпагг. прецезео ; й a j) а я п s:r

В раба?'! ппзг>?-5 езэдяъ'ся a пагншЗ обнгод попал кяаоожУдкэ-цтя гл.чрошзг тзпеп худопоогвонИоЯ «гайка. С цольэ зиборз попирэ*-пис мотодоа п прзг-vot? тооротгноопой апторпротацаа мирового сопои-та ко'гпоапцял! р гшотооеи псолодовашш впрпбаттзотоя

ажгор1?ы гапропого ппаллза гудозеотзешшй иузикд. Прздлагзэтоя такта скотЕ'ПГлкэ ,тзнропет озалмодоЙотоиЙ. Научная ноовзпэ данной дносартпизо: ноЯ работа спрздздтэтоя прзгдо соого оамшз рястом форма роганяя тоорэпч£»оп'.г ос лоз язлоиля "пузикальний пгшр", отпоча-rrsn попой ситуация а глузшш конца XX о.

Праггпчеокзя ценность работы за!изэчао?оя а ее кап научной, топ п гяэтодалогаческом зночешш. Матеряалы, а также оанозяве поло-пешш шзеледовапия могу? бить попользован« з ауэовоклх курсах теоретических дпецзплап: анализа ыузыгяльних пронзводонай, вотораа итзикя, в коыплоЕоакх курсах тоорвтпчеотах дисциплин, п разнообразных сомянарах по проблемам оовреыанноЯ музнта, а тоете в облао-тя музыкальной критики. Отдольпие полояояия и заводы могут наЯтн сомов разнообразное развитие в музыкальном ванроведения, а также в разработках оаыого разного музыковедческого и шире - яокусотво-водчеокого профиля.

Апробация роботы. Диосертация обсуядолась на заседании кафедры теории музнкя МоскояскоЯ государственно!! консерватории имепи П.И. Чайковского 4 тая 1У90 года и ка'1о.цри теорип музнга Литовской

копаорадмршз 3 шл 1990 года, л рокомопдошша к зсазто.

Оаношше идоа и полонешхя дасоортацм излоконы и публикациях автора.

Об им' и структура работы. Основной токот дссоорясцаи (I ¥оа), ззло^ошш'»! па 176 ыаишюписниг страницах, сои тог,т по веодзнйя, трах глав л зашчэнля. Баблиогрсфая язочятизаот 235, аааыснсьа-ядя. Иралосвния (II тем) включает пргшочаидя ( ¿40 ), иотсиз проору л схемы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРХАНИЕ РАБОТЫ

взэдоиио посвящено поотанооко проблем«, обосновании ооноонш цзлой а задач исследования, о такзо критическому обзору литературы лс попросау музыковедения, оотеттш я ф^льоофаи.

• Современная теорая музыкального занра лрадотаялена еднданел-талышми трудами В. Цуккор.тпа, 0. Сокодоаа, А. Сохора, М. Арянсз-ского, Г. Еессслэра, Ф, Елгаз, В. Виоры, К. Дольхауза, В. Арльта с др. В дисоортацип попользованы п работы, посвящопныэ аопостаи теЕ ала иной проблемы музыкального санра. СоцаогвпозооныЯ аопокх прод-отавлеп рзботама Е. Дукова, Т. КпаЙфа, Л. Шрадо,' номыунлгативявВ -трудаш В. НазаЙгашокого, В. Медувевского, Л. Борэзовчук, Д. Штое-ман; оеыантичеокий - исследованиями В. М^пувоиского, С. Мальцева, И. Нейштадт. Уделено внимание такге трудам Т. Черновой, Л. Коробо-пой, М. Лобановой, Т. Лейе, I/. Старчеуо, Р. Кдиго, Г. Болъквдое а др., в разных ракурсах оовешавщих отдельные проблеии музыкального занра.

Тнорэтичеокий эскиз взаимодействия музыкальных канров отроится на основе изучения работ В. Конен, А. Сохора, Л. Бврезовчуи, Т. Черной, 0. Воробьевой, И. Хангельдиевой, С. Севенко, М. Тараканова, Г. Зон Дадельзена, Д. Шёнбаха и др.

В введении подчеркивается проблемная двуолановооть ооновього объекта исследования - занра и ванрового взаимодействия. Такое разделение проблемы обуолоодло отруктуру работы: ее трехчаотное строение соответствует дифференцированному подходу к составном чаотяа проблемы о последуодин практическим анализом конкретных произведений современной литовской музыки.

В главе I "О структуре и функциональных ооновах музыкального яазра" содержится анализ теоретических проблем музыкального жанре, группируемых вокруг опорных понятий исследования - "функция" я "опруктура".

. В разделе 1.1 "Онтология музыкального жанра" подчеркивает-

оя оугоотоонясл образом мсвяггпэооя отпоаонло п тппачоокому а оо-врсмошюй культура ояэрхцпдквидуального яитоллэкта (D. Лотиан) п, гл;; озолотило, проблЕМПооть онтологического аспекта музыкальпого понр:;. Оародолоннув роль "í ¡зтом играет сама тоория музыкального яппр?,, аак пзпсотлп, построенная па центральном элемеято музыкальной ара г,тага -- иузукплыюи прояэпэдопяа. Бзли К. Дальхауз в г,.пост о йрсугопга о сос~апрогзм пзрлода ооврапсшюй музыка указото-ог na овтопоулзвропзкний агатуо проязводонпя в пей, то, нппркгзр, Д. Пкобсль гозорат о бозпоэорзгпо мановапвеу вранена пропзоодйгля вообсо,

Пра воотаиопкз г.опроза антологии музыкального аапрз прапкез-370Я ПО ПШШЯПЯа ДПГ! ЕОГОДПУв уотпнопгл. В0~ПарЗЫХ, кор'ологпта-окая оубордпнпроцзннодть цогсггпй "гппр" а "проазводонао" соотносятся с нарзрхпчозгл бодоо высокой отзпоны) типовой обобизппоотв ганроаого уровня г.ог^остг-.а, Во-аторих, унаворсадизи зопропого пр^.пиг.па а ».:узикалы»си псгзоотпо проявляется о ого доЯатоап тзкгэ з пирогой сфзрз музыкального тпорюогпа (профессиональная монодяя, Фольклор, ноаоторио сады прикладной нузыка, поп, рок цузыко, дгзз я др.). аоторячоагя по овяэапной традацпогшшл форманп музияпльпо-го npon3Dоделяя. В этом олучао тзорчоогая прзптакп ооврононпостл акгуалазаруот тзкув »одаль культуры, для которой характерна прал-цзшюльпая равноценность как оаной музыкальной даятельяостжряо-продаэчоннио сауоы и.Кзгвля, Д. Койдза, К. Штокхоузана), так п ез "опродазчонныг" результатов. Данное заклЬчонпа пронято зп уоловпо бол о о ппро"1го погшизпая б'г тая папрз п современной музыкальной культуре.

Заоотрояаем оатологачеокого аопокта битая иузыкальпого вап-ра по сути октуаллзлруотоя га роль, предназначение а значимость явления, коториз оно обрело о спотецэ музыкальной культуры. Следовательно, озотогдоо пазначоние ванрз о художественной культура обнагаат проблем его функция. <1<ункцаонально9 понзшшзэ музыкального ваярз тогзо иызтуяаот аргументом методологического характера, предйогвпаам ногсуо кзтодалогпчзокув оопову пра решопдя теоретических вопрооои проблемы аанрэ, Рассмотрение проблемной цепочка: функция яанра - структура занра - определение (концепция) sanpa является уоловлом научной аргументация, методом яооледования я теоретического единства самой концепция музыкального занра.

В разделе 1.2 "'функциональная иерархичность музыкального sanpa" исходной позицией принята поляфункцаональность музыкального ванрз. Его функционирование понимается как дейотвяе отдельных.

конкротных функций п опстеме музыкальной культур а« Прл полдфуик-циональном представлении о специфике музыкального ванра иетодоло-гпчеоки целесообразным продотавляетоя дифференцированно всех выделяемых функций путем логических процедур спецификации. Таким образом, п структуре фупетлопальной иерархичности музыкального кайра четко разграничиваются о и о ц ц ф и ч о о -к а я функция и спектр субфункций как опособ оо объективации. Специфическая функция выявляет основание музыкально-* го ванра как худогеотвонного яалешш п яаляотся функционально централизованной.

D разделе I.2.I "Специфическая функция кайра" рос с матраса стоя продпооилки ооознания ванра в качеотво нокоого "синдрома общих признаков" (Р. Книге), способного выявить "яестатичоскоо ородпоо" (В. Гирнуо) о» конкретной совокупности музыкальных произаедоний. В качеотве метафункции или специфической функцял сапрз о паотоячоу исоледоваиип рассматривается т к п о л о г и з п р' о в a п и о . При раскрытии механизмов типологязиругапх операций, ооиороаеыцх па ванровом уровне музыки-искусства, дифференцируются два основных направления - к внутреннему (маооифяпоцпоянио плдуктишшо овпзн: музыкальное пролзведенио - музыкальный вапр) и к внешнему (систематизирующие дедуктивные связи: искусство звуков - музыкальный ганр). Подчеркивается, что сама логнчеок я процедура нахоядеипя д выявления объективных оснований как для классификации произродондй по ванровому признаку, так и для систематизации муэшш-нскусотва приближает к'определению общего в самом музыкальном вап-ре. Закономерность заключается в том, что объективность ооноанцх критериев музыкального ванра (уровень индуктивных связей: произведение - жанр) подтверждается но более высоком уровне, рассматривая последние в качество универсальных "центров" яла доминант полицонтричеоких (термин П. Хернади) сиотеьзятн-заций музыки (уровень дедуктивных спязой: искусство звукоа - Банр). Перечислим основные центры (доминанты):

Доминанта прагматической целесообразности: предотавляемая /СагЫе-timgsrauaik/ и обиходная /Umsanganuslk/ музыка (Г. Бвсседер); преподносимая и обиходная музыка (А. Сохор); монофункциональные и бифункциональные яанрн (0. Соколов).

Дсминанта функционирования: функциональная и автономная музыка (К. Дальхауз). ,

Доминанта места исполнения ("слушательской солидарности" по И. Зеы-зазе): театральная, концертная, массово-бытовая, культовая, обря-

допая ыузцет (А. Сохор).

Докпнанта способа кополпаная (издательский припаап по В. Влорэ): инотрунонтолышо, вокалыше, енсонбловио, оркоотровио, горовиэ п другие панри (С/ииэр, Кеотлпп).

Дом/.нанта содержания: иоториио, опачоогщо, ллрпчеокло вопри (В. Цуккормап); uanpa ó просбладзедэй апсмузшшлыюЗ а внутрлыу-эшшльяой сенаитакоЯ (И. Нойптодт).

Докипанта ilopnu: подразумевая под музигалыюЗ Формой структурао-цоцпозяциоилиЯ тип проазводешщ, оцдоллэтол олодувзаэ о луи п. Порви?; - заяровиЛ тип коррзллруотоя о лонкретиим с/рустурпо-комлоза-цлояяим тапоы, т.о. ганр *> Kunatíom (вариация, ропдо, капоя, пасоакалья, чакона, фуга, фугато, рлчоркор, качча а др.). Второй -сэпроаиЗ тая по корродируема о копкротншл композпцаопяо-отруктур-яем типом, т.о. i-анр = nicht Fora (олово Г. Panana). Таковы, на-прлузр, отел, '(¿аатезпя, экспромт, проледпя, пьеоа, токката а др. Тротдй - а1.йавалентлоо отяоаоиао иэзду згапром <= Kunstform и ггэп-pou a nicht Form п соотвототвля о теа тяпон музыкальной культуру, в которой оп функцяопаруот (копцэрт, оопата, квортот, онифо-пэя а др.).

Вопрос об &Ио!ггпвяоотп тапологпзированной тоорал иузикаль-яого за. ja яа ооаромвяяом отаве яряио оаяэая о переходом от Honors ПОЛИфуШЩЗОНалЬПО!^ поошмппп. С отой цельи тробуотол ВСЭДЗНЕЗ в тормялологачоскуо систему пооледооаяая, попятил оубфуяи-П а й иузикального вопрз. Под пооледшшз подразумеваются болоо дпопротлие и цепоо опоцафячоокио функция, синергизм которых обео-почяваот реализации споцафячоокой функция музыкального sanpa.

Раздел 1.2.2 "Система субфункций как споозб объективация опе-цяфачсокой функция музыкального санрз". Б разработке полифункцао-пальной концепция зонрз принята уотаяовка но то, что огяял а характер ого функционирования необходимо язучать в такой опоте^э коорднпат наследования, гдо-музыкальный папр виступаот, с одаой оторопи, о иодуоо типа музыкального произведения, о другой, а ш-дуое типа музыкально!! деятельности. В первом олучао подразумевается структура вязнонного цикла пропзводопяя, волочащая проокт-яув, объектнуи а порцоптнуо фазы1. Взаимодополняотал координата

Концепция подвигпого бытия пропзведеная - как ппкла 3 фаз (проектной, объектной, порцептной) сформулирована 3. 1орпковячем. См.: Геряковяч Э.И. Онтологпчоокив аопокты произведения иокусот-ва // Творческий процесс и худовеотвепиов воопряятао. - Л,, IS78.

музыкальной деятельности предотааляотся системой ео составных "частей": творчество - пополнение - восприятие - оценка (оомыало-нио).

Разделы 1.2.2.1 "Композиционная оубфупкция"; 1,2.2.2 "Коммуникативная оубфункцпя"; 1.2.2.3 "Семантическая субфункция" в 1.2.2.4 "Цонноотная субфункция" uocc&aonu конitpo«mpy«ae.v; анализу каздой из оцделяемих субфзнкций музыкального -nuipa, <icpi»a-руотся вывод о том, что музыкальней занр - футашонольвш! зяокоше* онстеыа музыкальной культуры, Ф711кц-доа>1льная иерархичность етира-спстсмы включает: функционально централизованную функцию (твпологиэированио) ц оистоиу еубфункцди кии опоосб сс>ъа. тяопция специфической функции. CticroiM оубфункцлГ; музыкалглюго занра состой«? из следующих субордпнаров.шшА уровней: композиционной) коммуникативной, семантической а цапноо^но.Ч субфункций.

Разделы 1.3 "Структура музыкального канрп" и 1.3,1 "Нрипщиш оистоматизации криторлеа". Поскольку понятая "функция"'' а "структура" приняты за опорные в настоящем исследовании, оговорам смысл, пиладиваомый нами а понятие "структура". Последние трактуется пак "способ, закон связи моментов целого", как "оаотсма отношений элементов в рамках данного целого"*. Если а качоотое целого в нашем олучае выступает музыкальный занр-с-стома, то в качзстио элементов, образующих а своей совокупности ого отруктуру, обеспечивающих ее целостность н тоздостаоннооть, рассматриваются критерии музыкального занра.'

На основе исследований структуры'музыкального ванра далеотоя вывод о том, что в структурном отношении одной из иапнойвш: характеристик ванра-оистеми выступают центральные одементч, ял и ве-■ дущая чаоть ("центр") данной оистоми**. Догическоо опродедодоа ыу-

зыкального ванра как централизованной о п о -■теми практически подтверждается о процодурз рошення "основного вопрооа дайра", т.е. определения доминирующего критерия или центрального элемента ванра-оиотемы. С этой точки зрения возмогло разделение извеотпых концепций музыкального ганра на два традици-

I

* См.: Свидерокпй В. Некоторые вопрооы диалектики, изменения t развития. - Ы., 1965. - С. 133-135.

о

В качестве ведущей, или центральной, части системы А. Холл и Р. Фейдма подразумевают "один элемент ила одну из подоиотем, играющих главную или доманиру«ляую роль в функционировании воой системы". См.: Исследования по общей теооии систем. - М.: Прогресс, - 1969. - С. 265-266.

оиних теоретических направленая. К социологизиропанному направло-каа правомерно отнести концепции гонра А. Согора, 0. Соколова, Е. Дупова, Г. Бссоелэра, Л. Ираде, Р. Кизго; определения занра Л. Назоля, Л. Берозозч7к, М. Михайлова, И. Зечзаре, Т. Кнайфа, К. Ыензрз л др. Зстотязировонноо направлокао в понимании музыкального гзпрз представляют концепции В. Цуккврмана, II. Арзяовокого, Ф. Елс-мо, В. Вяоры, К, Дальхауза, определения ванра Т. Смирновой, 0.'ЗоробьовоЯ, И. Нейптадт, И. НалетовоЯ и др. Неоднозначное я нестабильное ооотпопеняе социальное - худозеотвенное в отруктурз музыкального стара пра трактовке их в гачеотае центральных таотой гапра-опстеш! ставит пород исследователем задачу координация яо-оледосаная вззивдевяза зкотрз- а ннтрамузыкальных обусловлоаноо-теЗ гаяра о динамикой развитая самого явления.

Контуры такого подхода потенциально ззловены в оамоЗ структура ачоиентоа (криторяоо) музыкального етнра, которые закономар-по виотраипоотоя по оси социальное - оотетачеокое: I) особонноотл ооциогонозиоа музыкального занра; 2) оообонпооти слуиательокой аудитории; 3) особенности ыеото я уолоаяЯ воопрзятия; 4) особенности исполнительского состава; 5) особенности художественного оодереэнпя; 6) особенности худоаеотвенной формы. При дальнэйней састецатизация элементов вонро во Я структуры выкриоталллзовываот-оя спст ыа фактороп, определяших музыкальный аганр:

- факторы ооциокультурного детерминирования;

- ¿[акторы коммуникативного деторманярованяя;

- факторы худозеотяенного детерминирования.

Она соответственно охватвдзапт перзыЯ второЯ; третей - четвертый а пятиЯ - нестоЯ краторяа отмеченной последовательности, Изменча-вооть структурной организация элементов дввяущегооя канрз в наотоягзем исследования фиксируется по определвнпоЯ охоые "возрастных различия" ванрсвоЯ зволсции.

В разделе 1.3.2 "Стадиальная оиотомяооть кратерзев музикаль-ного азнра" приводатсл конкретная охома эволюционных изменений структуры музыкального аз пра, которая шииэчает отаноалепае - ота-баллзпройанао - снятие^. Идоя траадностя как логика процесоуаль-

т

Необходимость попять логику эволпцчонных нзм9нвнзЯ жапрз в едином "жизненном цикле" раззатпя породила мысль о наличии доуг полезооп отого - рождения (оеЬигО а смерти (АЬа^гЬеп). В

подобном модусе яязнь ианра - как "существование от одпо.Ч дата до другой, сузсатгюнингсп индивидуальное, подобно вашему, ;:оому - с началсм, сэродкиоЯ к концом" мыслилась Ф, Пргнетьером, И. Боббят-тои, г:. Лотурно. К. Узрзовкч, А. Всоолопским и другим:. Шит» по:

чих явлений представляется ценной сводил методологичеокига предпосылками, ибо дает основу для прогросоивных представлений о оту-iенчатости, фазовостя или стадийности развивающихся худонествен-ьчх япленнЯ. Для терминологического закрепления ocodo существенной особенности функционирующего гаира,-которая заключается и одновременной его "конечности" п "бесконечности", т.е. практической актуальности на всех -вятках исторической спирали, третью фазу стадийной эволюции ванра мы обозначаем кок отаддю "снятия" (олово "снятие" - русский аналог поыецкого оригинала "Aufhebung", трактуемого в значения "оотавление").

В разделе 1.3.2.1 "Стадия становления ванровой структуры"; 1.3.2.2 "Стадия стабилизирования данровоЯ структуры" и 1.3,2,3 "Стадия снятия (Aufhebung)" устанавливается стадиальная систеи-нооть критериев (элементов) музыкального занра. В стадии становления (инициальной фазе) факторы художественного и коммуникативного детерминирования являютоя вариабельными, соподчиненными по отношению к факторам социокультурного ряда, которые доминируют, регламентируя стадию становления музыкального канра. Б отадии стабилизирования доминирующий критерий отлича-етоя комплеконостью, объединяя факторы художественного и коммуникативного детерминирования. В стадии снятия (Aufhebung) факторы художественного детерминирования господствуют в сиотеме критериев музыкального канрз, тогда как факторы коммуникативного детерминирования являются гипервариабельными. Редуцированная система мировых критериев (элементов), выкристаллизовавшаяся в третьей фазе развития, трактуется в настоящей работе в качеотво той инвариантной энергетической "величины", которая в тыняновском понимании означает "достаточное" в признании жанра* и определяет смысловую нагрузку ко"-кретной жанровой структуры. .... ¡

Brunatièra P. L'évolution dee genreo dans l'histoire de la littérature, - Paris, 1890. - P. 12,

Всеобщий закон развития музыкальных жанров(по К. Манерому) развит Р. Клюге, который разделяет три ступени-фазы: возникновения /Die Enstebungaphase/, расцвета /Die Blütezeit/ и исчезновения /Phase dea Vergehens/. См.: Kluge R.. Zum Begriff "Mualka-l.eohe Gattung" //.Beitrage zur Muaikwiasenschaft, 1974, Nr. 2. -3. I20-I2I. Идеи стадийности развития музыкальных яанров нашли отражение также в работах М. Арановского и Л. Шаповаловой.

* См.: Тынянов D.H. Поэтика. История литературы. Кино. - П.: Нэ7ка, 1979. - С. 255.

Исоле/ .¿чнаэ структурной системности критериев (злоионтоа) Епнра в триадном цакло развитая показывает, что соотношение мез-ду ппетнима (с одно куль тура о я я коммуникативная детораднацяя) п внутренними (гудовоотавпиая детерминация) критериями нанра в о -торачеокя я з м о н ч а в о. На отодлв становления кра-тзряд занра в а р а а б о л ь я и; на стпдпа стабилизирования -о д л о э я а ч я и; на огаддя онятял - вновь аарнябель -я и, однако ото вариабельность па лордцон сложнее, чем яра возникновения.

Раздач 1.4 "Концептуальное обоснование теория музыкального дайра". Проблема ^зыкального гкжрз как катэгс'мя искусства определяется в саотеио тппологяэяруЕ>!дах категорий: яокуоотзо (эвукоа)

- род - канр - произведете, Опрэдалегше статуоа музыкального геи-ра в ряду других категория споообяо дать наиболее веряоо предотзэ-леоле о его месте в визня п и худозеотвояяоы мшлеяая, т.е. о гу-довествонноа процосоо о целом. Ценнооть теория музыкального вапрз

- в раокрытяа целостного худосостаенного процеоса гак картана лоо-долсасгдзгося тпоропая музыка, гдо отдельные ^ягури дозе великих- композиторов скорэа визыпавтся к чазня обаямл я вполяч-пооташа процоосагэ творчоотоа, чей язляптоя походным ого фактором. "Жанр" (ст франц. "сспго", лат. "квпиз", гроч. "запоа") -"род". ОтссЬа - возможность о этой "бнохудозеотаеняой" точка зронял терлш г е н о т я п*, который опредоляэт ианр искусства.

т

Гояотяп кок опродолеяао нанра акцаятарует аклвчоняе последнего во всеобщий процесо твореная в качестве баологаче-окого процесса. Слово "геяотяя" заимствовано яэ бяологйя. Это оо-пятпо (от гроч. "genoa" t- °typooH), па поп взгляд, удивительно совпадает с по8Но:галмп сторонами ганрз, То, что память рапра" (М. Бахтяп) является на чем алым, как 'оовокуняоетьп всех наследственных факторов" ганра - "духовного организма", которая передается далое подобно наоледстоонной оонове (цлт. по: Генотяп Г/ Словарь лноотрзн/п/х олоо. - м., I JB6. - С. 118), подтаор-гдаэт лога-чеокуо обоснованность праалочояяя торкала, В англяйоком словаре Уоботерз олово "генотип* в обзеи смысле определяется как рзэиовпд-яооть рода, образуемая определенный тля (Mtho врэс1оя -of о genua"), что прямо соответствует котогориольяой пара род - шшр. Другое понятно -■ гояотачоокая констптуцчя индивидуума пли группы ("tho ffonotlc constitution of r>n Individual or group") T3K"a ГОООрЯТ Об

определенных портах структур:: or о родства произведений, отпосяздге-оя и определенному ганру. osr сходство, думается, не олучаШщ, ' хотя 6iwo бы и о I ' р с о ï п т ол I( о ' i ^удьгарзоациай ПРЯМО горзяоопть Г10~ пптгл п эакояоморпостл 6.'«oiontn по пузику. Но обцвэ мэяду псстгчько сагно ппл hckvccïm. что заолусиваот отдельного яссло-домипл поп углом зреяая оо'.пг зпкояоморяоотоЯ развитая худопосг-вонп'г: л г:г,>нт. c.w;:-' бия кг охогцеатвлеипя (пят. no: Kobetor'n

ÏMj-s, п-л; lniorir.1. i cnril (! J вt.i.oti.'-rv. - Т-огкТсш: Q. Ball л Зопо. LTD. - и--:), vol. ï. - v, 547)•

вюточая понятие ванра в общую картину процесса худовео?-венного творения. Наяр есть онтичеовое условие порождающего бытия музыки. Музыкальные жанрывто о о -ровдающее (иа^гепа) по отношение к музыкальному произведение, но одновременно поровдаемое (по^гого) по отношению к роду музыки. Музыкальный ванр кок генотип ыузыкв-по-кусства является централизованной системой. В функциональном отног иении централизованность ванра-сиотемы проявляется о споцифлчео-кой фикции (типологизирование); в структурном отношения ведущей, или центральной оппозицией при рассмотрении ванра-сиотеиы выоту-павт факторы художественного детерминирования (содерхшние - форма).

Глава 2'"Теоретические проблемы взаимодействующих жанровых систем" состоит из досяти разделов, в которых рассматриваются различные аспекты теория кадрового взаимодействия. •

В разделе 2.1 "Теоретические проблемы взеимодеЯотвуодвх жанровых систем" даетоя общее представление об облаоти знаний, призванной обосновывать и обобщать принципы с ь я з и между разнородными художественными сиотенаыи.. Наиболее разработанным в теоретическом плане выделяется проблемный уровень видовых модификаций искусства, представляемый разными направлениями интерпретации-ого видовых овязей. Имеется в виду, например, отруктурная интерпретация видовых связей искусотв (Ц. Дессзар, Н. Гартман, М. Шаслер, Э. Сурио, М. Пило, М. Каган); функциональная интерпретация (Т. Гран, Э. Нейман, Д. Уитт, Я. Фальке, У. Ыоррио, 0. Соколов) ; -коммуникативная интерпретация (0. Кпльпе, Г. Аллен, Г. Спенсер, Б. Галеев, С. Раппопорт, В. Таоалов) и др. Оговара-ваютоя вопросы оценки явлений художественного взаиыодействия.Суть синтезирования видится в том, что синтез ("этот великий упроститель" по А.Н. Веселовокому), осущеотвляяоь путей соединения "приспособленных" ,элементов разных'художественных систем, результиру-ется в новое многомернор целое, наоыценное уплотненными, концентрированными художественными омыслами. Универсализм синтетического мышления в художеотве&ой сфере может условно приравниваться к фълософокоыу обобщении вообще.

Раздел 2.2 "Терминологическая оистема теория взаимодействуя искуоств. Моножанр. Полижанр. Либрожанр". Научно-методологическая роль терминологической системы оостоит в необходимости разработки системы понятий и терминов на таком уровне их определен-юати, который исключил бы возможность недифференцированного под-

хода п обозппчрну» принципиально разных типов эстетачеоких свя-зоЯ в искусство. Специфические отличия (differentia specitice) оговаривается между терминами, входящими в отобранную оно тему понятий: воздействие - взаимодействие - синтез.

• ЯянроводчеояяЯ аспект в терминологической системе исследования лродотавляют термины "монозанр", "полшзанр" и вводимый мама новый термин "л и б ро я а а р". Исходя аз этого предлагается новая классификация музыкальных жапроя пз типы: м о н о-; пол и-; либр о-. Монозанр понимается кок гепо-типнзя едипипа музыки-искусства, репрезентируемая целостной яла родуцлрованной (центральная часть понятая жанра) оистемоЯ аапро-вот признаков (алементов).Редуцированная система ¡мировых здемея-тов, охватывающая внутренние признаки художественного детердана-.ровоаая, по нашему суждению достаточна для типового репрозентированая конкретного моножанра. Полияанр г это полагене-зпоная структура взаимодействующих моножанров.

Целесообразность введения нового классификационного типа "свободного жанра" и понятия "либрожанр" мы видим в необходимости в некоторых пределах мотафорики (лат. "libortaa" - свобода) те^ь мпнологичеокн обозначить тот "остаток" музыки, который, по мнению 1С. Дольхауза, неизбежно присутствует, еоли воопранимать музыку как историческая процесс*. С другой стороны, терминологическое узакониванпо свободного статуоа генотипа музыки позволяет преодолеть.некоторые методологические противоречия между морфол оптированным (запр как "эстетический абоолют") и феномепологизированным (жанр как "исторический реля-тав" - понятия Г. Мерсмана2; подходами к музыкальному жанру. Закономерная цикличность мояо-, поли- и либро-яаяровых тенд'чций в музыке является следствием и сама отановятсл причиной цикличного функционирования истораческах целостяостеЯ музыкальных жанров.

Раздел 2.2.1 "Теоретическая интерпретация понятия "система музыкальных жанров". Основополагающими идеями пра постановке вопроса о закономерностях функционирования жанровых систем (макросистем) а настоящем исследования стала прежде всего положения Гёте, D. Тынянова, К. Дальхауза об особой взаиыозависимоотя отдельных

* См.: Dohlheua С. Was 1st elne muaikalischa Gattung? // Heue Zelt3chrift fUr HueIk. - 1974. - Nr. 10, Oktober. - S. 621.

^ См.: Morsmon H. Versuch einer Phänomenologie der Musik // Zeitschrift für Musikwissenschaft, V, - 1922/23 . - 3. 226-269.

шшроа-элементов в совокупности - сиотемы таких олоиентов ("изучение изолированных шзнров внз законов той оаотемы, в которой они ооотнооятоя, новозмовно" - Ю. Тынянов*). Кромо того, плодотворными оказались идеи циклических теорий развития культуры (0. Ыаенг-лор, Б. Кроче, И. Хойзанга, А. Тойнби), которые закономерно "вос&~. ресают" во вромя кризисных знох ("одновременно зрелых в надламывающихся" - Я. ХвЯзинга^) и способствуют пониманию с u' о и и ванроаых сиотом (макросистем) как объективного закона цикличного развития музики-иокусстаа. Понятио "оиотема музыкальных ванров" о данной работе расшифровывается как иоторячеокий континуум конкретных ванров-алодонтов, образующих характерные внутренние взаимоотношения.

В разделе 2,2.2 "Динамика яонров-алвментод в с ¡ютом них sa яровых целостности*" характеризуются некоторые закономерности структуры канровых макросистем. Обобщение опыта исследований хонкратииг "движущихся" музыкальных яанров (под одной из возможных иодолэй сонровой макросистемы в роботе подразумевался ксторачеокий пораод барокко - современность^) позволило представить особенности функционирования 'кадровой макросистемы в трехэтапвоЯ последовательности процессов:' А (отаноалопаа еанровой ма крое и темы) __j-B (стабилп-

оировапие тавровой макросистемы)-г» С (спятяо вапровой сакрооио-

тоыы). Прокомментируем приведенную схему:

foaag К - доминируют интеграционные sauponao связд; оиотеиа ванроа и ее слеыопти (напри "новой" сиотемы) функпйоняряэт кап открытая вариабельная "берущая" структура. Догапшруют: □оликанр, ляброванр.

Переход

А—5>В - дезантеграцаошшо процосоа, паправленнио на фор-хзрзЕй-шо дискротво-автонокних Еанроаих тиноа,

* См.: Тынянов Ю.Н. Лрхаиоты п новатора, Л., 15Ш.- C.37-3B.

^ См.: Hulclnga J. Incertltudoo Eeoal do diagnostic clu eol

dont ooufXre notre tempo.- London, 1939. - P. 15.

^

Определенное значзнЕО для спотогсатйзярования гоаотишшг форл вдзики-кскусстпа грандиозной млпрооиогк Нового враионз; jxo-вт: "пирамидальная" концепция псторяи м^овгл К. Дальхаузо (t; готовой on на^счаот "ворону"" - клаааико~ра;.:анткч{зок'ло опоха, "подбей -- "отаоат' музыка и "спад" - "по na я" музыка); идея едятиоепт Барокко и Т&шоокццзмз - как изтодологпчоомя позиция котордчезг^ яаукв И. Кодщлзз п кдзя о одкно?л целой (ntniiolt) Кчооошшз« I Pof.;aHTE3?"5 Ф. ÍÍHL;.'J, ВИИОДИМЯК 110 03HOÜ& сor., is <<зрУО~ ц гаирзгс-оброзуыйг пришапос, правдах даши.:.; amxez.

• Фаза В - жанровая сис70ма я во элементы приобретают отатуо яко-

--т

ночноота . Доминирует мояожанр.

Переход

В—- трапсгреосивпо-дефориируюяи-.о процэсои; деатабилязировз-пяе мопозянров; формирование жанровых разновидностей,

lasa С

TaJ) - процеоо "излучения" жанровых идей я оооодяатппноЯ зпер-гяя. Система жанров п ее элементы (жанры "отарой" опоуо-кы) функционируют как разомкнутая вариабельная "отдавшая" структура. Доминируют: ляброетпр, полипанр. Параллельно протекает отаповлоние "ноноЯ" жанровой оиотеми п ее элементов.

Опираясь на закон диалектики онстемы я ее элемента (в нашем йлучяо - систему музыкальных папров я отдельного жанра), логячо-окя подходим к подтверждение) нескольких выводов. Вс-первнг, ояо-темно-нянровыЗ "хроматизм" (фаза С - А*) характеризуется глобальным взаямодоЯотвпечл "старого" и "нового" па уров-по как систем ("отдающая" - "берущая" системы ванров), так а зде-. ментов данных систем (жанр-алемент). Следовательно, логячоскя обосновывается предпосылка К. Дальхауза о неодноврочзнной одповро-Мвнностп (UnglolchzQÍtiglceit dea Glalchzaltigon) стаповленяя вап-ров "новой" сиотемы. Во-вторых, представляется возможным определить некое каноничное состояние занревой структуры в фазе С,- А*, как состояние ínter difíorentios epoclflcaa и некое каноничное отцово ни е между жанрами-элементами данной фазы, которое япляетол взаимодействием.

Раздач 2.3 "Особенности функционирования жанровых знаков а современной музнко" содержит теоретическую интерпретацию "жанрового взрыва" (Л. Паповалова) XX в., который трактуется как состояние, типичное для фазы С - А*. Неким подтверждением глобальноота, ила даже "чудовишяоети" (Э. Левин) совершающегося в современной музыкальной культуре может стать осмысление того, чем является для данного кризисного поворота "старое". С учетом всеобщего закона концентрация и универсализации опыта и того, что в моментах, "бросающих свет на будущее", прошлое воспринимается как некоо "нераздельное единое - целостность"2, можно предполагать, что в гачо-

* Понятно "конечность" понимается в русле гегелевской традиции как сбретоние законченных форм (у Гегеля - п развития абсолютно"! идеи).

2 Цит. по: Конрзд II.И. Запад я Восток. - М.: Наука, 1972. -С. 451.

отве "отарого" выступает веоь гигантский пласт профессиональной музыки практически от ее зарождения. Экстраполяция идеи цикличности на проблемный спектр вопросов о состоянии жанра в современной музыке способствует точто сложные и запутанные процессы а его развитии могут толковаться на основе более широкого взгляда на развитие искусства пообща. Тогда скорее могет обнаружиться как общая (действующая) причина, ток и конкретный характер езмонсшЕ, т.е. то, что не видно и не mosqt быть видно, если исходить из какого-либо развивающегося жанра или даже всех виосте.

В разделе 2.3.1 "1'ояожанровый знак "отарой" традиции" рассматриваются генотнпные особенности оовремеоных произведений, ноояих традиционный моножанровый знак. Новая жанровая ситуация в оонрэ-мепной музыке выражается в том, что оингуляцаонность авторского мыдлоаия, проявляющаязя на уровне коьиунвкативных доторшшаят сан-ра (Симфония для одного человека Х.В. Хенцо, Симфошш для рш Д. Шнебеля), существенным образом корригирует изменения концепцп-онного плана; например, в симфошш (1-я, 3-я А. Шнитке, 2-я 0. Ба-локауокаса, 6-я Г. Канчели, "Слыау... уыоладо" С. Губа^ду лапой)> о кантате ("РУбаят", "Почь в Ыемфасе" С. ГубаГдулиноЯ, "Ссишцо пиков" Э. Денисова, "Tristla4 Е. ¿ироовоЕ, "Две птицы о лоояой чещо° Б. Кутавичюса) и др. Веоьма характерные ванровые процеооы, скрывающиеся лод ьюносанровыма знаками "отарой" традиции, могут быть предотавлены конкретными композициями, носящими ыоножанровую номинацию "опера". Ныеютоя в виду "Мария Стюарт" С. Слонимского, "Молодой лорц" Х.В. Хенце, "Лир" А. Ройиана, "Цузыка для eubiem Г. Канчели, "Солдаты" Б.А. Цвшерыана, "Эыиграяти" В. Глобопзра, репрезентупаие некий иодулнрущиЯ саоктр композиций: от наиболее "оперных", наостенных лавровыми коллажами и аллвэьящ, вцделяших-ся оущеотаенно обновленными языковшга в театральный: средствам -к пранциаиально ыультисепсорному искусотву, воплощающему идее тотального театра ("Oper über Орог"). Анализ показывает, что степень различий между произведениям® одной и той so генотшшой формы музыки "старой" традглиш столь существенна, что грозит объявлению критического состояния как данных санровых типов (традиций), так п самого понятия "sanp" как понятия без границ вообаэ. Характерной особенностью жанрового процоэоь оовремоплоотЕ выступает практика исследовательской коррэкцт; многих объяалоапыг традиционных мочожанровых знаков1, которая сопровокдао? кааровый анализ

* Так, паоршмр кокцрртцыГ. пагезьс (Ь.чь еыядлви и с гл. -

фонипт: Б. Тлцонко (3-я), Г. 'lai.Koi'cnoro (.-'-'О, к. Ряотсе (о-я);

КОНКрОТЦЫХ nupîlîïyp.

Исследование показывай?, tío я современной музыка под копо-ганровым знаком "сторой" традиция р л а л ь н о функционирует кап мутантныо, тан я гпбрпднио п, наконец, -"погопровио образояа-ппя. Право«орпо отснять зоироо о соворшакдоПоя тппоаоЯ модупая «7зияя, которая поупсотвляатоп как реальныЯ пароход тога зас~ го прояззсденал аз класопфакацяонного отат^ч ■'■--«оаа'гзпр огзрЗ трздпшш" л клссоп'лпздаопиоо ооотояязо пола--, /хзбр-.»--, •• "позой" трлдяпяп.

3 раздело 3.3.3 "ПолиаапроанЛ дп'Короицируь; со л лпо з лсобалалоиине -гяпрсвыо знака. Прз отсч подадргпгкою.ч« ООГОДНЯ ре'ТЬ здот O '".Tío?,! уровяо у. <х л о о а о г о Í 1 .i л о -г л з ч i, *:огдп ппл'л'т-ст'л ••о-д;1 п о о м л голотялтаа фор-г'чют "отарой" трапдцяя обрюуотся некое громатззярозаннсв ароот-раяотсо ricr;i™artpotmíl музипп (""ualJt swlochen dan Georaa"), т0т9д5-•jo заполшмшоо ясоаозмечп'гя лолязанровыма образованадагз. Нопэторит яп тсопкрэтпмх хэирояих "проме^уточлостаЯ" прэдотаалягт, лл-яря?тар, такпо авторские яелачапропыо эпзкл, как опора-орлторля ("Плот медуз л" X.D. Х-шао), вчера-поэма ("Дрозд - птахз зелегкя" Б. Кутавпч.соа), опора-балет ("Порская птица" Ю. 1)озаяа±гпо.з), о:::■!-••?оипя-<Зале? (4-я олмГопяя А. Эглоя), оаифоная-сопа-га (для заодоз-поля я фортопяопо Н. Сядольнаковз) а др. ' .

В азчеотва наиболее актаппой а тгарачтерлоЛ п-гяох;Г ¡лшровкз процессов современное Ya ряссматряваютоя ироязтдерял о лооФишса-ли:'.и потонцяалышма полязапровдал знавала. Н»тезтоя з паду, например, 1-я опп!ония А. Зпзтко "Слиау... умолкло" С. ГубаЯдулпяой, 4-Я квартет "Праги по Матфея" Г. Дмятрпеза, 2-Д квартет А. Кпа-повского. Сопата для окрялкл я фортоаяано Р. Вредно ¡topa, Соната для контрабаса Ф. Иенкзрз я др. Зпапопо поафдтароваппоо взаимодействий в данных случаях пяблгщаотся г-'езду "старима" я "повкш" гонотаини/я трздшхзиди: конкретно - мззду эяаглэптама объявленного saHpa (симфония, квартет, соната) и необъявленных разновидностей инструментального, а паре - музыкального тоатра (смоется в виду пярокоо понимание греч. "toatron" - как зрелища).

В раздело 2.3.3 "Ото у te твив^ жанрового знака (оферз либрояан-

хорового концерта - в 5-Я симфонии Ю. Юзелюнаоа; жанровый прообраз вокального цикла присутствует а 1-Я симфонии Г. УотвольскоЯ, 1-й, 2-й - Д. Смирнова, в симфония "Homo sum" А. Бражинскаса; генезис месоы - во 2~н симфонии А. Шнитке.

ра)" рассматривается следующие случаи современных "безжанрових11 явлений: это неопрограшние опуои, посяшо болоо или ненов поогс зареванные названия. Ди^феронцируюток: I) поповторяддиеоя ueonpo грешные названия ("Сад радости к печали" С. Г.баЯдуляпоЙ, "Пробовав друга и мы в последний раз оыотрим но покрытыо оногом Фен-ральскио деревья" В. Бартулиса, "11с острова Горз" Л. Коонашза, "Конструкция в металле" д. Койдса); 2) группа произведения, в на звакяях которых фиковрустся нокпо я.овторящпеся смыоловиэ адои-конотанты. Таковы "Музыки...", оототичоокий споктр которых сегодня веоьма широк - в ракурсе как доминируемого аффекта вираьошиг (мемориальная меланхолия, ликутаав Spioliroudtgiiûtt, опоцолтраоП' рованяое уузицнроЕОНяе-доЯстоо), так с применяемых средств в i:o-полнятельекдх ооотавов. Сода во относятся "Праноооняя" Л. Еорио, Р. Щедрина, А. МартинаЯтиса, иыекцпе несомненную концопциоинув близость, которая обнаруживается в исторлчоокой и интеллектуальной рефлексия, осмыслочия отпческах ценностей, повско идеала. Характерно, что при ванровом алалнзо определенная чаоть подобных произведений „.окет соотноситься о конкретйим мопо- пли полпкан-pocirjc знаками ("Приносеняс ДвоИоу" Л. Верно - с вокальной Slnfo-nlo, "Музыкальное праяотеняе" Р. Щедрина - о суперкомпозышей ' ooncerto groeao, "Пуэыкальное прпяошеняо" А. "артинайтиса - но овоей оутд лаброванровая форма, о которой, однако, ьювно обнару-вать некоторые элементы камерной кантаты, вокального цикла для нескольких вокалистов с аноамбловш сопровождением, инотрумоцталь ного театра, но в особо нотяпязпрованной интеграция).

Ввделяетоя такзге группа композиций, роль концопционяого зс-ыщола (Btniall) в которых отводится либо рем'.ссарурдай звуковы-сотяой опора ("Семь отравонай в До" Е. Нроау, "Нота - До" - о она-та Донатаоу 0. Балакаускаоа, Сочшшше 1п с Т. Райлд, "in Ее" Л.Суммера), либо разнообразным конструктивным идеям структуры, фа туры, ритма, способа звукоизалечаппя в т.п. ("Секвенция", "Стация" Л. Берпо, "Структуры", "Polyphonie I" П. Булезо, "Полодия" Д. Лигети, "Чет и нечет" С. Губайдулиной,"Jou-II" и "Jeu-IIIM П. Хейнпяена, "Hernie" H. Корндорфа). Подобные Теядепцаа в вомапа-цаи современных опусов ие толькр отравам поиск новой гапцепцав гдпического в современном музыкальном иокуоотзе, по в формируют потенциальные названия для новых ваяровых типов музыки.

Раздел 2.3,4 "Мокозакровый знак "новой" традиции. Сома позмо! кость омыолового объединения понятий "традиция" и "новое" дг.ктует принципиально детерминированное- понимание "нового", объективны;:

хрдтердем которого становится сама традиция. Следовательно, становление "новой" запровой традиция рассматривается нами как прода о с значительного обноплепия _"_сjapo.традиции изнутри, подущай : размыванию ппошяиг граииц старых гонотпшщх форм музыки. Возяяк-гсяонпо noBuz заяроа музчкл-покусотчя, таким образом, mosqt рзо-¡матриваться о болео ияроклх (биогудоявотвояныя) лозпцлй í я о р о н я о новях генотпппых форм природы созданной (nat'ira la tunta), которую формирует природа ГВОрлЗДЯ (natura noîur-зпл).

D раздало указываются некоторые общности повиз типовых pse-ювидностсй современной музыки. Это разветвленная сфэра оооро!_зл-гого музыкального театра (концепция театр - зрелище), которуо |родстааляот: сцена ("Сцена для даух ударников" Г. Келлера, "Cor-)orol4 В. Гл обо кара, "Сцена для камерного ансамбля" Г. Катзерз, Трч оцони" Л. Снятие); тоатралышя пьоса ("Unguis incorciatua out", 'Horrjr.ago4, "Comoro оЬяоига" M. Каголя) ; инструментальный театр "фопофенял" М. Каголя, "По небу странствую я" К. Птокхаузена, '".аленький спектакль" Б. Кутапичюса, "Пароход плывот г/дм о прлото-л" Э. Донясопа); "11/1пд thon tro" (симультанное действо) Д.Койд-а; театр абсурда ("Приключения", "Новые приключения" Д. Лигетл, Абстрактная опора I" Б. Нлохора, Тосударотвошш*Л театр" М.Кладя) ; театр танца; театр песня л др.

.Выделяется та:сзе сфсра современных музыкальных девств, кото-уо ропрззентнруют конкретные разновидности: оцеяпчоокое дейотао "Нетерпимость", "Под яростным солнцем любви" Л. Ноно); обрядовое ейотао ("Крещение Руси''* 3. Пальчуна,' "Заклинания" В. Артемова, Последние яэычтзегао обряда" Б, Кутавпчюса); экклезиаотичеокоо ейство ("И обратился я, и видел..." Б.А. 'Циммермана)-.

Вместо о тем продоставляотоя возможность указать на станоа-эние целого ряда новых типовых разновидностей мультлее: зорного зкусстса, объединяемых широко понимаемым названием Aktionskunat. го хэппенинг ("Звучание звезд", "Kurzwellen", "Из семи дней" , Штокхауэена); акция (Л. Кункович, Я. Ридль. В. Глобокар), пор-зрмеяс; мультимедия; выставки музыкальных скульптур; музыкальная зкументалистика; музыкальный митинг и др. В русле мультимедналь-IX традиций в наотоящее время формируются тапжо новая концепция фермы "прикладной" (в широком понимании) музыки, например, вц-гавочной ("Спираль", "Микрофояия", "Соло", "Процессия", "Adje" , Итокхаузена, "Still lubon" Р. Бредмейера); музыки для басоейна •Water Musik Berlin" M. Нихзуо); музыки пленера (Й. Ридль); музы-

ки уличных сиамсций; музыки для театральной демонстрации пг.вопд-ОБ, поэзип И Т.П.

• Таким образом, выстраивая цепочку: ионоЕаьр "старой" традиции - ПОЛИВанр - ЛМброканр - ЫОИОЕВНр "КОЕОЙ" Тр0ДПЦШ5, KU OTfiRü« ли целью показать псе разнообразие o o о г о л и к ñ ь-ьнрзьиг структур в современной музыка.

Рпздол 2.4 "К допросу о методике жанрового вяолкзо худоа^оу-вепной музыки*. Процедура теоретической ангерпратацаа копрового аспекта произведения (композиции) пока по имес-v прочных традсцаЬ в музыкальной ноуко, т.е. некой совокупность выработанных специальных способов, приемов и ыотодос исследования. В цаяях ооуеь-отнлепая аопоктного (копрового) анализа совремоаню: производонаС (в III "главе) в наотоетэм раздело предлагается систематика типов шшровых взаимодейотвий, учитывающая о п о о о б и соодкяогшя влементов разных санровых систем. Выделялся: I) сумлативныК тцв (лат. "вшмо" - розультат олосепая), характеризуемый комллоыек-тарным сую-шрованаем "допорских" капроаых аломентов, новая цвлооу-пость KOTopi--- выотупает кэд аддатааная отруктура; 2) конвергирующий тип (лау. "convergentic" - сходящийся) о присудим суу прочла слиянием (симбиозом) синтезируемых санроЕых зломентос, новая целостность которых выступает как пеаддитисаая отруктура; 3) суша-тивно-конворгирурщий тиа, вцделяхеаийся одновременна ооонезюпаоы принципов суммативностп и конаорге;!тпосгв.

Для адекватного отражения современных павровыг процеоооа а анализе для настоящего исследования бия выработав спецаальпыГ; алгоритм »спрового анализа х у д а е о отвенной музыки. Алгоритм включает 4 пупкте-доПот-вия, выстроенныо с заданной последовательностью доакоиая акалатц-ческих процедур:

I. Установить способ с от'епеяь репрезентации ванра ооглаоно oc?oft-скому (исследовательскому) определению:

- полная репрезентация (целостная сиотеыа корраларусмых ваеияаг к внутренних признаков);

- достаточная репрезентация (копотонтпыо генераруюаио внутрешшо признаки);

- недостаточная репрезентация (внешше или в недостаточной отепе-ни выраженные внутренние признака);

- отсутствие репрезентации (отсутствие внешних и внутренних признаков).

H« Ваяоять 1шо_?апровкэ элементы а опособы их ропрозонтаппд:

- япоганровпо элзиаптя яосят анвпняо ярязяагш своей мировой отруктурн;

- чяопапропыз элемент;! псоят ваутровпив прлзпэкд сзооЯ sanpocofl атруетургл;

- аяотаярозио ачеуаптч доминирует, поокольну лрэдотяплялн цолоот-лоЛ системой коррелируемых внесших я зяутркшпз: праэаакпа, ПХ._0п ре делать характор отяоиепиЯ. мояду ¿лнроаг.'ма зло-^тп г i разных систем яла установить тяд itanpaaoro взаимодойотви::

- аумматавпнй тля;

- гшпворгаругаай тля;

- оумкзтаапо-кояворгяруста3 тал.

17. Pao ярить структуру занровоД целостности:

- мономпр "отарой" традиции;

- подаяаяр (na оспове элементов "старой" традиции);

- поликапр (на основе алеыентов "отарой" я "повой" традиция);

- полянапр (па основе элементов "повой" традиций);

- ллбронапр;

- нопозапр "повой" традиция.

3 качоотво конкретного материала, отраагаияого ячяе оупеотиувдее аологепле ганровых процессов, анализируются наиболее показатель-пне а данном плане произведения оовременянх лиловоких ксмпозато-роп.

. Глава III "Анализ взаимодвйотвуазих -гопропиг саотем а. творчестве соврен--нных литовских композиторов". Современное литовское композиторское творчество мояет бить представлено а оадоых разнообразных ракурсах. Если поддать из нокоей совокупности характерных занровцх тенденция, современное ооотояпио литовской музыка Kosh о определять кок реальпое множество форм бытия заяроаых идей музыки и как реальное воплощение разнообразных способов композиторского "миротворчества". Закономерно, что к отмеченному состоянию привели некоторые иоторичеоки обусловленные этапы опоообов обращения о аанровыми нормами музыки. Во-перных, это процесоы, раздавшиеся па основе традиционных яанрових нормативов (симфония: 1-я С. Вайяснаса, '1-я Б. Дварионаоа, 1-я Ю. Пакальниоа, 1-я и 2-я 13. Сзелпнаоа; фортепианные концерты С. Вайчюяаса, Б. Дварионаоа, В. Клавы, Л. ПовилаЯтиоа; скрипичные концерты Б. Дварионаоа,С.Вай-яюяаса; симфоничеокие поэмы С. Вайяюнаоа, В. Палтанавичюоа, В.Мопт-вилы, В. Кловы; симфонические увертюры I). Пакальнлса, Б. Двариона-

се; ош{ош5Чоокио oc;;:u Я. Нсбаьаас, В. ПслталсикчЕоа, В. Ю;ови г, др.), г, последуюдае опыты их оиптозарованкя (3~¡: сш^ошиг вЛг,~ ра человеке" и "Contuc uugnlflcct" Ю. Взеиятса, "Ho¿.a сии" -симфония А. Брашшокаоа, "Драм-птичвакао фрззг-'*' к Ca.v.foiua¡-t;oa-цорт для оргоио о оркеотрзы Э. Etmbcücc, Концергь-аооыи Г. Юзах:.-неоы, С, ВаШшнаоь, Сонаты-фшпизш: С. BailiiKisoa, Ю. Dosbuallfcüí:, В. Багдонасс; Соната-баллада Б. Двараонеоа; Соиа'.'о-нойула- B.JLt;-руааое; опера-ораторая "Бвлльде oboic'' А. Роиц.йоь; onopú-óasu'. "Морская пт1ща" Ю. СозапоСтаос ь др.).

Во-вторих, ото от тал юн; а икс от традиционных копровых пУ>л<т_ как во кож &ототв<>ооких дшшостиЬ и параллоА».ыш глубинна); uno-грзцяя (1-о оиь*{онаа Б. ¡йюаачраг), 0. Балакьустаос, 5-я, 6-í. с-х* (¡CHUZ A. POKÜDDOG, СКЫфОШШ-КОПЦОрТ "COBBVQ ГСр1" 0. BaJiailíiíOUüOÚ, "loooonsnto" В. Барквуокооа, "Диану? о ьсзааиоицог.:" - гоацср! Б. Кутаваадой, "Нота До'" - соната Доннтасу 0. Бвлокауоьсоь, сойота "Per со" С. Андрооваоа, tan та va "Дьс глац-J ь лооноЕ Б. Кутавачюсс, "Музыкальное прга-.оаенао4 А. Иартииайтиое а др.), ведущая к при.сталлазациа пола-, лаброгапропыг структур, а fnnjtfc г: образованию ыоноканрооих фору "аосоР" трздг.цщ.,

Глала 'оодоркят ооппктвий копкротазарукцай снеляз воаыа: ар соизволений U. Юзолснаое, Б. Кутавичиос, Ст. БсЯораое, 0. Балоиауо-каоа а В. Лауруваое - композаторос, с овоом творчеотвэ поотогаше "оппонирующих" типовим обликом иуашдльннх коьшозицаЕ. Точкой отсчета о аполизо ванровоЯ структура произведении стада систем алгоритма ванрового анализа, разработанная в глава II исследования.

В разделе 3.1 "Поиеапровая^труетуда (па основе алоиенто1 "старой" традиции)" бшш выявлены следующие ico и крот ни е с тру ктури ванровых целоотноотей.

Поляканр (на основе элементов "старой" традиции) - оумматввно-конвергнруюсиЯ тип ванрового взаимодействия - Копперт для кларнета и струнного квартета П. Гз ал сна с а. В качестве конкретных взаимодействующих канров-оистем здесь подразумеваются каировая разновидность concerto da сешаега и крупные жанры камерного плана (концертная пьооа, крупная часть инструментального цикла). Поликанр (на основе элементов "старой" традиция) - конвергирующий тип «аяровьго взаимодеЯотвия - Концерт для голоса и струнного кеар тета В. Лоурушаса. Конкретные взаимодеЯстсующие жанровые системы в да нас ; случае представляют жанроиая разновидность вокального концерта и вокального цикла с ансамблевый сопровождением.

Пол.тг'яр (т сопооо эясмозтоз '•опарой" традлцпа) - коязоргпртэ-тля гипроЕогя зсаямодэЯотзяя - 5-я спкфояяя "Поопопзпая поган" д. ГЭОЛЖППОЧ. В 7ЛМ':ОПОЯ ОТП7!ГГ?рО яр Л 07 70 7 37 г'? "ляропгз азо-"о;п"<, лоторкз рзиро^оягяруз? слзног.тдзссть юа«»;»« ог^язго Соп":оп::л по оло-о«!* - '!, \рчмо,.о:а:1) 1 г.:-:ог?п:17:> глзяо-'-'.псо'гь •(.ол.М'чораого хоропого .'зяцортл (озрд^тзт У. издо»? ь ч ппгчсгогоЛ чорч яротяаор'Э'Псс ; слепо*;.; л;:•>,;: м), Г] подало 3,3 /П'^т^яропая п^тлуп !.,(!П ■'

тонкр-гтлча огр7«;'ри лалгоя»« н^са^лсплг?,

Пслт'зяр (яа зсзспо с :гллг.;оз ''стариЛ'1 1 'яоиоЛ4 •„•^тл":' "д) - :юа-прглр-;.--"лч'! тля -м -.г;*: •».-¡.-•т-лдзЛс'Гглл -- оа:.'чоалд л РаДп-22?:« ' ^о 0. Бл;л луд; .'.-у; я, со л я-лзазводгаял лпалазарус.-ся л о ао-ллгл ', л::ор7Пл;плг 7.0» т тпзс-дю •:о?о™зяр.1 (торта П. ЛоЗдор'и-•тп), и'о озяачяо? .''алл'зло •лчагг'одойогпл сбъпплаят« гслотяпацт ррч ' зг^з^пл4, \ Но гапог.шп;») грдацдл ч данном

елзтп ародотзоллая о-^зр! ллохтрояпо! ,.г?з*!:п. цол!г-'пр (:п сояозо г :, пятой "староЯ* л "'яоиоЛ" -град-щяп) - .«з-.".}рг:!ру!чтлЯ »:ш -япропог'о аяай':одо:1отвяя - опзтопзя ^Поднятао полазала" О. Ба"цр-".оа. 3 денном олучяо гззяокяароп'.-о :»ля:ма*и коз-дротазярзятся чороз мкяе ла.чрозао 01р7итгрч. ориоряя, тап-тлта, зокпльпыЯ цякл для нссколт.ках юуаллотоп я аяоа^блопо-лз-отруиоптальпого оопрозо-гдоиял. Яоэуо традиция репуогонтпрую? го-зотяппно сяокопти М73чкяльчого, топлсо "малого театра" (торгляз Л. Молл).

сзздоло 3.3 ",1;:<3розанр. Монозаир "*юооД" трз,глцяп" аяала-зяруотся оратораальпоо .зсомество Б. Ку та шипе а. Долаотся вывод о том, что авторская пег'зпация "ораторяя" по соответствует реальным гезотялтлд особенностям данных зсмпоззцзЯ. Конкротн&я отрук-т?ра тгапровых цалсотпостоЧ оратораЗ "Последние языческие обрддц" я "Из камня я?вяг" В. Кутапичюоа рассматривается лама кап лпбро-яапр, модулярущлЯ в люнованр "повой" традацяп. Геиотяп "действо" предотевляет ораторяя "Из камяя ятвяг", гепотяппувз разповядяооть "обрядовое действо" - оратория "Последило язическио обряди".

Анализ современной литоескоЯ музыка показывает динамично раз-визаепшеся жанровые преобразования, по сутя а направленности веоь-ма "созвучные", генералпзярущиы жанровга процессам современноЯ музыки в целом. Полижанровость как универсальны!! показатель жанровой динамика современности отражает на генотипноы уровне музыки-аскусства современное состояние полинуль-

т У P и.

В Заключения подводятся итоги исследования. Излагаитоя связи основных идей диссертации, акцентируются гласнио визоди. Степень вооладовашПкзтЕ проблем сонровоК опт ja при* ь совращенной иу-. зыко и ограниченный объем диооертащшпяой ¡заботы не позволили исчерпывающе ответить, на вое вопросы, кеоающшоя избранного проблем ного ракурса. ДальпеГиаез исследование будет разеертиватьо), ь то-рону активного изучония res категориальных сопоотавлонгдГ; (с^пр -форгзз; ванр - оодергание; кайр - о таль) и категориальных пар (ыу~ зыкальиоо произведение /композиция/ - музыкальный канр /генотая/; музыкальный санр - музыкальный род; адзикалышП род - иузшальпос Еокусотво), теоретическое осмысление которых необходимо шквчлть в целостную, научную картину знаний о музыкальное санро.

Более начерпывающее продсташтенио об вотордчоокои развитие и состоянии ванра в оовроманной музыкальной культуре мокко йолу-чить путем развития альтерпатшшой точки зрения, оЬгласно которой музыкальный ванр как категория музыки-искусотва па оовроиепиоЫ' втепо утрачимхэт осою оуботанционпльпооть.

И, наконец, оообо актуальной оотаеток проблематика оотетшэ-<Цалооо<1окого плана. Именно" пра углублении данного вопектс всоледо вання музыкального ванра' ыовно раоочитывать на нанболео фупдоыен-тальмые результаты.

ПО TBiE ДИССЕРТАЦИИ ШУБДИКОВАШ СЛДДУЩИВ -РАБОТЫ:

1. Нукяите-Дауноравичене Г. К теории музыкального вапра // Искусствоведение. Проблемы отеля и капра в музыке п о изобразительном искусстве. - Вильнюс: Уоколао. - Вып. 15, 1387. - С. 2444. - 1,3 п.л.

2. Куклнте-Дауноровичепе Г. Еанровые тенденции литовской современной музыки // Музыка (Muzlka). - Вильнюс: Вага. - Вып. 7, 1987. - С. 47-54. - 0,9 п.л.

3. Даунорэвачеае Г. Некоторые аопакты канроооЯ ситуации современной музыки. - 0,8 п.л. (в печати).

t