автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Проблематика и поэтика творчества Кристофа Хайна
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гладков, Игорь Вадимович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Генезис эстетической и идейно-общественной позиции К.Хайна
1. Место Кристофа Хайна в немецкой литературе последней четверти ХХ века
1.1. Литература и историческая реальность в Восточной Германии : 19 эволюция эстетики и проблематики. К.Хайн в контексте литературы ГДР и ФРГ.
1.2. Литературный процесс в Восточной Германии после воссоединения 47 страны.
2. Эволюция общественно-политических взглядов К.Хайна в контексте литературного процесса после воссоединения Германии
3. Формирование эстетической программы К.Хайна.
3.1. К.Хайн как писатель-хроникер современной эпохи.
3.2. Литературные традиции в творчестве К.Хайна.
ГЛАВА II. Проблематика и поэтика художественной прозы К.Хайна последней четверти ХХ века.
1. Зарождение социально-психологической прозы К.Хайна. новелла "Чужой друг").
2. Проблема исторических уроков в романе "Смерть Хорна"
3. Художественный синтез в прозе К.Хайна на рубеже тысячелетий рассказ "Нет морского пути в Индию", романы "Игра в Наполеона", "С самого начала", "Вилленброк")
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Гладков, Игорь Вадимович
В начале данного диссертационного исследования представляется необходимым выделить круг актуальных проблем, являющихся предметным полем нашего научного интереса, а также определить методологическую основу исследования.
Актуальность диссертации характеризуется интересом к развитию литературы в Германии последней четверти ХХ века, поэтому работа являет собой исследование творчества К.Хайна в контексте литературных направлений в период существования двух государств на немецкой земле и в годы процесса воссоединения Германии. Переплетение многих литературных традиций с новаторством во всем многообразном творчестве Хайна, включающем его пьесы, ранние рассказы, публицистические статьи, эссе, повести и романы, в том числе и самые последние, есть уникальный образец современного жанрового синтеза в литературе. Таким образом комплексное исследование творчества К.Хайна несомненно позволит получить дополнительное представление об общих закономерностях немецкоязычного и в какой-то мере и западноевропейского литературного процесса конца ХХ века.
Актуальность исследования детерминировала его цель, которая заключается в изучении творчества К.Хайна в свете методов биографической, культурно-исторической и сравнительно-исторической школ в эпоху сближения различных литературных направлений: реализма, экспрессионизма, символизма, натурализма, сюрреализма, модернизма и т.д. ; освещении взаимодействия традиционных и новаторских черт в творчестве писателя; систематизации литературной критики Германии и России, освещающей прежде всего романную прозу К.Хайна, его место и роль в немецкой словесности ХХ столетия по хронологическому и тематическому принципу.
В соответствии с общей целью были поставлены следующие задачи :
- освещение проблемы авторской позиции Хайна с точки зрения ее развития в произведениях писателя применительно к каждому этапу его творчества;
- исследование соотнесенности внутрилитературных и внелитературных (т.н. "проблематика эпохи") факторов в творчестве Хайна ;
- анализ тематических, композиционных, стилистических и других аспектов романов Хайна в их конкретно-историческом единстве.
Объектом исследования выступает романная проза и новеллистика К.Хайна : это и его ранние произведения (новелла "Чужой друг"(1982), роман "Смерть Хорна"(1985), рассказ "Аккомпаниатор"(1989), и более поздние романы "Игра в Наполеона"(1994), "С самого начала"(1998), "Вилленброк"(2000), частично и драматургия (пьесы "Кромвель "(1980), "Лассаль"(1980), "Правдивая история А Кью"(1983), а также многочисленные эссе, рассказы, статьи, интервью с писателем.
Научная новизна диссертации заключается в том, что: впервые творчество Кристофа Хайна рассматривается в контексте немецкой литературы последней четверти ХХ века, как часть литературы ГДР и ФРГ и объединенной Германии. в России впервые предпринимается системный анализ творчества К.Хайна, каждое произведение писателя рассматривается как элемент системы. До сих пор этот талантливый художник слова практически неизвестен широкому кругу русскоязычных читателей за исключением переведенной на русский язык новеллы "Чужой друг"(1982), романа "Смерть Хорна" (1985) и рассказа "Аккомпаниатор"(1989). В диссертации анализируются самые последние произведения К.Хайна, из которых только роман "Вилленброк"(2000) был недавно переведен на русский язык и опубликован в журнале "Иностранная литература". Помимо художественных текстов привлекаются к исследованию эссе, интервью, а также литературно-критические отклики на произведения писателя. Следует особенно подчеркнуть, что К.Хайн является одним из передовых художников слова Германии, которые опираются на все те идейные и познавательные достижения, что появились в ХХ веке, в эпоху борьбы за свободу познания художника, за освобождение от диктата цензуры и идеологии, претендующей на безграничное господство. Поэтому творчество Хайна представляется нам благодатной почвой для определения более общих тенденций в рассмотрении методологических подходов при исследовании проблем литературы на рубеже нового тысячелетия.
В диссертации впервые подвергнуты всестороннему изучению идейно-эстетическая позиция К.Хайна в соотнесении с художественной реальностью его романной прозы. Новаторство Хайна предстаёт в этом свете как результат взаимодействия синтеза жанров (хроника, социально-психологический и исторический роман) и литературных направлений, а также "письма", "нарраций", обеспечивающих целостность изображения мира. Писатель сочетает различную технику повествования "внутренний монолог"(Дж.Джойс), "монтаж" и "коллаж" (Дж.Дос-Пассос, О.Хаксли, Дж.Джойс), "отчуждение" (Фр.Кафка), опираясь на традиционную реалистическую традицию, которая предполагает интерес писателей к "большой современности", постановку и обсуждение нравственно-философских проблем, уяснения связей современного человека с культурной традицией, миропорядком. Современная европейская литература есть продукт взаимодействия различных традиций и следовательно многих художественных особенностей - данное положение многократно становилось предметом исследований в литературоведении, в диссертации предпринимается попытка исследовать принципы синтеза этих традиций и новаторства в творчестве К.Хайна в процессе взаимодействия членов коррелятивной пары замысел-воплощение.
Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что литературоведческое исследование творчества Кристофа Хайна позволит расширить знания и представления об особенностях литературного процесса в современной Германии и Западной Европе, а также процесса общественного и идейно-нравственного развития через призму литературы.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при чтении курса лекций по истории немецкоязычной литературы ХХ века в языковых и неязыковых ВУЗах, для разработки спецкурсов и проведении спецсеминаров по истории зарубежной литературы, при создании учебных пособий в области литературоведения, в работе аспирантов-германистов, студентов при написании дипломных работ.
Достоверность полученных результатов и их научная обоснованность обусловлены достаточным объемом теоретического материала, прозы и публицистики и в некоторой степени драматургии К.Хайна, а также критической литературы, значительную часть которой составили литературоведческие статьи из научных сборников, журналов и газет Германии 1990-2001 гг.
Апробация работы имела место в ходе чтения автором диссертации курса лекций по истории зарубежной литературы на факультете Гуманитарных и прикладных наук в Московском государственном лингвистическом университете (отделение "Политология") в ноябре-январе 2001-2002 учебного года. На дневном отделении факультета немецкого языка МГЛУ на уроках домашнего чтения анализируется новелла К.Хайна "Чужой друг". Результаты исследования нашли отражение в трех статьях автора по теме диссертации, а также в выступлениях на Пуришевских чтениях (Х11 и ХШ) в Московском педагогическом государственном университете (2000-2001 гг.), Международной научной конференции "Язык и культура" в Российской Академии Наук, (2001 г.), научно-практической конференции в Московском государственном открытом педагогическом университете им. Шолохова (2001 г.).
Определяя методологическую основу нашего исследования, необходимо отметить, что произведения К.Хайна, его романная проза и новеллистика - рассматривается и анализируется как событие бытия, в своей структуре определяемое широко известной характеристикой литературного произведения, принадлежащей М.М.Бахтину : "Перед нами два события -событие, о котором рассказано в произведении, и событие самого рассказывания (в этом последнем мы и сами участвуем как слушатели-читатели. Эти события происходят в разные времена (они различны по длительности) и на разных местах, и в то же время они неразрывно объединены в едином, но сложном событии, которое мы можем обозначить как произведение в его событийной полноте, включая сюда и его внешнюю материальную данность и его текст, и изображенный в нем мир, и автора-творца, и слушателя-читателя. Важно подчеркнуть, что мы воспринимаем эту полноту в ее целостности и неразделенности, но одновременно понимаем и всю разность составляющих ее моментов [42а. C. 404.].
Необходимо отметить, что для нашего исследования именно текст является ценностью ценности, первичной данностью. Хайновский текст -исходная точка для исследования эстетической программы писателя, только текст есть "альфа" и "омега" литературоведческого анализа. В диссертации мы стремимся к всестороннему анализу трех важнейших моментов структуры романной прозы Хайна, неразрывно связанных в целом высказывании: тематическое содержание, стиль и композиционное построение.
Однако и остальная реальность бытия в его многозначных событиях, и сам Хайн как часть бытия являются элементами "диалогизма". Литературное произведение осуществляет, закрепляет эстетическое бытие, которое по словам М.М.Бахтина ближе к "действительному единству бытия", чем теоретический мир [39. C. 93.]. Именно масштаб "действительного единства бытия" актуален для понимания произведений Хайна как художественной целостности. Это бытие никогда не совпадает с самим собою и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении.
Такое действительное единство (но единство диалогическое) выразительного и говорящего бытия включает в себя широкий спектр как внутрилитературных, так и внелитературных факторов, к которым мы относим и историко-культурные, биографические факты, важные для понимания процесса становления К. Хайна как человека, гражданина, художника.
В настоящей диссертации мы стремимся к исследованию прозы К. Хайна в ее полноте, в полной мере осознавая присутствие в ней напряжения разнонаправленных интенций, не поддающихся ни отожествлению, ни эклектическому смешению. Ведь в литературном произведении как в каждом событии бытия изначально сопрягаются единство и единственность бытия, мира и человека. Данные факторы носят событийный, конкретно-исторический и личностный характер и анализируются нами применительно к романной прозе К.Хайна именно в их диалектической взаимосвязи.
Образ мира, в слове явленный" не дан в литературном произведении как готовый предмет или готовый смысл, он лишь задан в перспективе своего возможного осуществления, внутренне включая в себя выбор и ответственность за характер встречи человека и мира. Соотнесение хайновского слова и образа мира, познаваемого и создаваемого писателем - есть наиважнейшая задача нашего исследования. Эпистемология как сюжетообразующая реальность, вошедшая в западноевропейскую литературу с романом Сервантеса [50], в романной прозе Хайна предполагает создание условий для развития диалогических отношений, и, таким образом, неисчерпаемых познавательных возможностей.
При исследовании проблематики и поэтики творчества К.Хайна мы не могли не опереться и на герменевтику как методологическую основу современного гуманитарного знания, в том числе литературоведения.
Герменевтика была теоритезирована и систематизирована в первой половине XIX века немецким философом Ф.Е.ДШлейермахером как ""искусство понимания", в которое ученый включил также проблемы языка как индивидуального компонента мышления. По Шлейермахеру, понимание как центральное понятие герменевтики, есть репродуктивное повторение первоначального на основании конгениальности. В дальнейшем немецкий историк культуры и философ В.Дильтей определил герменевтику как "искусство понимания письменно зафиксированных высказываний" [64] и увидел в ней всеобщую методологическую основу для гуманитарных наук. Поскольку в ХХ веке герменевтика ярко представлена трудами прежде всего немецкого философа Г.Г.Гадамера, видится целесообразным привести несколько цитат из научных работ этого ученого, проясняющих задачи и значение герменевтики, а следовательно освещающих задачи нашего исследования : "Повсюду, где устраняется незнание и незнакомство,-утверждает Гадамер, - совершается герменевтический процесс собирания мира в слово и общее сознание <.> Задача герменевтики с незапамятных времен -добиваться согласия, восстанавливать его" [55. C. 14.]. Очень важно, что понимание речи, по Гадамеру, "не есть понимание слов путем суммирования шаг за шагом словесных значений, оно есть следование за целостным смыслом говоримого" [55. C. 73.]. В своём исследовании мы стремимся с помощью мыслительной дедукции следовать от целого к его составляющим, т.е. от генезиса эстетической и идейно-нравственной позиции Хайна к её претворению в романной прозе писателя. И ещё важно другое высказывание Гадамера: "Нельзя понять без желания, то есть без готовности к тому, чтобы нам что-то сказали <.>, всяким усилием понимания правит своего рода ожидание смысла" [55. C. 73.]. Здесь учёный имеет ввиду готовность читательской аудитории к восприятию (reception) - фактор, который К.Хайн считает важнейшим для эффективного диалога с читателем. В статье "Эстетика и герменевтика"(1964) Гадамер говорит об освоении художественных произведений : "Что справедливо в отношении всякой речи, тем более справедливо в отношении восприятия искусства. Здесь мало ожидания смысла, здесь требуется то, что мне хочется назвать нашей затронутостью смыслом говоримого <.> Понимая, что говорит искусство, человек недвусмысленно встречается с самим собой <.> Язык искусства <.> обращен к интимному самопониманию всех и каждого" [55. C. 262-263.] То есть понимание приобретает двоякое значение -понимание на почве текстов : мир как текст, и текст как мир и понимание, как собеседование (этот аспект был разработан А.А.Ухтомским). Важно, что на рубеже веков все преграды, державшие друг от друга на уважительном расстоянии поэтический вымысел и повседневную реальность, даже не рухнули, а самоликвидировались. И тогда нечто свершилось: мир обернулся текстом, а текст миром. Между тем и другим как бы уже и нет различия - по крайней мере различия йерархического. Разумеется мир и текст один другому ни в коей мере не тождественны.
Аспект понимания в герменевтике нераздельно связан с диалогизмом и диалогичностью, являющимися непременными предпосылками "согласия" между текстом и читателем. В нашем диссертационном исследовании нашел применение принцип "диалогизма", важнейший в научном творчестве М.М.Бахтина - реформатора герменевтической традиции. С бахтинской концепцией диалогических отношений во многом сходны одновременно разрабатывавшиеся идеи западноевропейских "диалогистов" (напр. М.Бубер), а также учение А.А.Ухтомского о собеседовании как высокой ценности. Диалогичность - это открытость сознания и поведения человека навстречу окружающей реальности, его готовность к общению "на равных", дар живого отклика на позиции, суждения, мнения других людей, а также способность вызывать отклик на собственные высказывания или действия. В произведениях Хайна мы различаем несколько типов диалогических отношений.
Как первый тип "диалогизма" мы исследуем отношение того или иного произведения Хайна к предшествующим произведениям ("высказываниям").
Художественное произведение (уподобленное М.М.Бахтиным высказыванию, принадлежащему одному субъекту) рассматривается нами как "звено в цепи" культурного (речевого) общения. Вся романная проза Хайна несет в себе элемент становления личности художника слова, его произведения характеризуются разного рода "связующими" факторами в отношении темы, стиля и формы. Данные факторы позволяют нам определить ту идейно-художественную традицию, в которой развивается писатель. Все творчество Хайна есть, по нашему мнению, единая система, элементы которой вступают друг с другом в диалогические отношения.
Второй тип диалогизма - предвосхищение в произведении реакции читателя. От адресованности произведений Хайна на подготовленного читателя (т.е. обладающего необходимым количеством фоновых знаний) следует отличать его открытость для переосмыслений, новых прочтений, т.е. участие читателя в порождении идеи. В этой связи имеет большое значение определение важнейшего понятия герменевтики "интерпретация". Интерпретация - это и избирательно - созидательное овладение высказыванием (текстом, произведением), и перевод высказывания на другой язык, его перекодировка. Интерпретация (в этом её природа) устремлена к постижению, к "досотворению" понимаемого. Задача толкователя текста, по словам Ф.Шлейермахера состоит в том, чтобы "понять речь сначала так же хорошо, а затем лучше, чем её инициатор" [79. C. 233.], т.е. как бы высветить, обнаружить скрытый смысл в смысле очевидном. Таким образом в контексте современной немецкой рецептивной эстетики мы различаем понятия "воздействие"("^гки^) хайновской прозы и "восприятие" (Reception) ее читателем.
Третий тип "диалогизма" - отношение автора к герою и героев друг к другу также раскрывается в романной прозе Хайна. В творчестве Хайна имеет место ситуация сущностного равенства писателя и персонажа (не знаменующая, конечно, их тождества). Именно равноправие автора и его героев присуще диалогической позиции Хайна, его нацеленности на диалог с читателем.
Диалогическая позиция автора, по мысли М.М.Бахтина, "утверждает самостоятельность, внутреннюю свободу, незавершенность и нерешенность героя" [41. C. 36.], сознание которого равноправно его собственному. В то же время мы разделяем точку зрения Бахтина, который признавал, что "во всяком литературном произведении" наличествует "последняя смысловая инстанция творящего", т.е. творческая воля автора объемлет сотворенный ею мир персонажей [41. C. 76.] По словам ученого, "герой - не выражающий, а выражаемое", он "пассивен во взаимодействии с автором" . Мы также исследуем "единую реакцию" автора, в данном случае К.Хайна, на "целое героя" [41. C. 83, 107.].
Необходимо также акцентировать различие "внутренней диалогичности", которая 1) не принимает внешне-композиционных диалогических форм и 2) неотделима в самостоятельный акт от самого конципирования словом своего предмета от диалога или диалогичности (диалогической установки), что имеет для нас принципиальное значение. Диалогичность хайновской прозы есть особый самостоятельный акт, который композиционно развертывается в отчетливое выражение формы полемики с "чужим словом". Диалогические отношения знаменуют возникновение (рождение) новых смыслов, которые "не остаются стабильными (раз и навсегда завершенными)" и "всегда будут меняться (обновляясь)". В диалоге с Хайном читатель преодолевает "чуждость чуждого", стремится "добраться" до творческого ядра личности автора и одновременно проявляет способность духовно обогатиться опытом другого человека и умение выразить себя. Диалогические отношения между Хайном и его читателями неправомерно сводить к противоречию и спору, они - прежде всего сфера духовного обогащения людей и их единения.
Объем и структура диссертации : Диссертация насчитывает 211 страниц машинописного текста и состоит из введения, двух глав исследований ( каждая из них разделена на параграфы), заключения и библиографического списка.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблематика и поэтика творчества Кристофа Хайна"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вышеизложенный материал позволяет, на наш взгляд, сделать следующие основные выводы :
1) Творчество известного немецкого прозаика последней четверти XX века Кристофа Хайна, вошедшего в немецкую словесность как писатель Германской Демократической Германии, привлекает и в сегодняшней объединенной Германии и за ее пределами читателей, а также литературных критиков многими чертами, прежде всего своей необычайной многогранностью. Данный вывод звучит и в высказывании известного литератора Ханса Майера. В его речи, посвященной вручению Хайну премии Эриха Фрида в 1990 году в Вене, Майер справедливо подчёркивал, что Хайн принадлежит к той плеяде авторов молодого поколения, которые отвергают "творческую специализацию", ее ограничивающую функцию. [202] Хайн является и писателем-романистом, и эссеистом, и критиком самого высокого ранга. Раньше таких писателей называли "poeta doctus".
2) Внутренний раскол литературы ГДР в эпоху Великого Противостояния идеологий заключается в том, что разложению подверглась самая связь между личным выбором, личной свободой и надличной предопределенностью художественных форм. Для хайновской прозы характерна многослойность воплощения авторского замысла, т.е. "идея" автора воплощается порой для читателя в очень неожиданных формах. Мы делаем вывод, что авторским замыслом Хайна явилось создание прозы схожей с исторической хроникой, способной отразить непростую реальность рубежа ХХ и ХХ1 вв. и попасть "в нерв разума" своей аудитории. Воплощение его замысла - это современные социально-психологические рассказы, новеллы и романы, романы-летописи, романы-предупреждения, хотя писатель и далек от открытой тенденциозности.
3) Проза Хайна характеризуется тематическим разнообразием, актуальностью проблематики. Но необходимо вместе с тем отметить, что все темы, образующие основу его произведений, гармонируя и переплетаясь между собой, все-таки образуют так называемое единое идейное поле, некую просматриваемую связную тематическую общность, центральной проблемой которой является сознание человека рубежа тысячелетий. Процессы человеческого сознания являются объектом исследований для всё осматривающего, всё замечающего, придирчивого взгляда Хайна.
4) В произведениях Хайна ясно раскрывается авторская концепция, но, чтобы осознать, мысленно переработать эту концепцию, участвовать в диалоге, предложенном писателем, читателю необходимо обладать определенным запасом знаний, быть подготовленным. Стремление к побуждению читателя к сотворчеству, к активации диалога с читателем - важнейший элемент эстетики Хайна.
5) Подтекст хайновской прозы по замыслу автора являет собой эффективное средство для достижения диалога. В раннем творчестве Хайна подтекст был для него способом уйти от цензуры (это была своего рода тайнопись, Эзопов язык), но затем стал дополнительным инструментом построения повествования, диалога с читателем, где последний призывался к угадыванию, к узнаванию, к размышлению. "Действующие лица нередко думают и чувствуют не то, что говорят", - так Станиславский высказывался в свое время о пьесах Чехова. И у Хайна лаконично, скупо описанные события имеют глубокий пласт подтекста. Многослойность подтекста хайновской прозы раскрывается в постепенном (в каждом следующем текстовом звене) обнаружении предметно-психологического мира. Вплоть до самого финала чтение его произведений - есть разгадывание тайны.
6) Содержательно не только то, что говорит Хайн, но в не меньшей степени - как говорит, форма его произведений приобретает функции содержания. В произведениях писателя мы отличаем духовное содержание (Gehalt), непередаваемое словами, и материальное содержание (Inhalt). Поэтика произведений Хайна является самобытным художественным явлением. Хайн предстает перед нами как настоящий современный хроникер человеческой жизни, душевных обид и травм, обладающий богатым и содержательным художественным потенциалом. В произведениях Хайна наличествуют внутреннеяя диктатура стиля и внешняя дисциплина ремесла, без чего нет искусства. Совмещая данные факторы писатель описывает все перипетии сложнейшего процесса самообретения личности на историческом фоне разъединенной и объединенной Германии.
7) Художественное своеобразие творчества К.Хайна определяется доминирующей "поэтикой автора", т.е. на авансцену выдвигается "индивидуально-творческое художественное сознание", впитавшее в себя, "пережившее" в себе противоречивые явления бытия рубежа тысячелетий. Мы несомненно можем констатировать приверженность Хайна такой традиции литературы ХХ века, которая как никогда ранее предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами. Литературный процесс теснейшим образом сопрягается одновременно с личностью Хайна и окружающей его современной действительностью. "Современность, - писал М.М.Бахтин, - сохраняет все свое огромное и во многих отношениях решающее значение. Научный анализ может исходить только из нее и . все время должен сверяться с нею. Но, - продолжал ученый, - замыкать его (литературное произведение - И.Г.) в этой эпохе нельзя : полнота его раскрывается в "большом времени", т.к. произведение уходит своими корнями в далекое прошлое" [41]. Оппозиция большое время/малое время раскрывается в прозе Хайна как коррелятивная пара : мир хайновской прозы - мир "с ореховую скорлупу" - это мир, объясняющий малое время, и объясняемый большим временем. Хайновское "большое время" содержит в себе различные литературные и философские традиции как прошедших эпох так и ХХ века.
8) В нашем исследовании предпринята попытка анализа и синтеза традиции и всего нового, актуального, что вобрало в себя творчество Хайна в последнее время. Необходимо отметить, что в ХХ веке термин традиция в литературе получает несколько иную коннотацию - инициативное и творческое (активно-избирательное и обогащающее) наследование словесно-художественного опыта. Причастность традиции в творчестве Хайна - это, во-первых ясно осознанная ориентация на общечеловеческие, гуманистические ценности, - заботу о человеке, о его достойной жизни в сегодняшнем дне и достойной перспективе. Такая традиция объясняется и происхождением писателя. Ведь в ту эпоху, в том социальном кругу, в том маленьком мирке семьи, друзей и знакомых, в котором вырастал и жил Хайн, всегда были авторитетные, задающие тон высказывания, художественные, научные, публицистические произведения, на которые опирались и ссылались, которые цитировались, за которыми следовали. В каждую эпоху, во всех областях жизни и деятельности есть определенные традиции, выраженные и сохраняющиеся в словесном облачении: в произведениях, в высказываниях. Вот почему индивидуальный речевой опыт Хайна формировался и развивался в непрерывном и постоянном взаимодействии с чужими индивидуальными высказываниями. Этот опыт в известной мере может быть охарактеризован как процесс о с в о е н и я, более или менее творческого - чужих слов (а не слов языка). Эти чужие слова приносят с собой и свою экспрессию, свой оценивающий тон, который освояется, перерабатывается, переакцентируется автором, и это есть второй род традиции Хайна - свободная традиция, выражающаяся в стихийных, интуитивных, непреднамеренных формах.
9) Хайн придерживается традиции, но и разрушает ее, изобретая новую оригинальную поэтику. При помощи синтеза художественных средств, как главного элемента постмодернизма, Хайн пытается найти свою промежуточную позицию в противоречивом единстве традиция/новаторство. Важно стремление писателя к правдивому отражению реальности и обыкновенного рядового человека, а не человека гениального, исключительного (что было присуще романтизму). Но реалистическая традиция - основная в творчестве Хайна обогащается элементами различных художественных школ : авангардизм, экспрессионизм, романтизм, модернизм. Художественный синтез Хайна находит отражение в тех новаторских путях развития художественной формы и содержания, которые писатель изобретает для воплощения авторского замысла. Сегодня отражение современной противоречивой жизни стало невозможно теми художественными методами, которые принято считать традиционными. Оригинальный художественный синтез К. Хайна отличается совершенно иной "активностью" формы, широким диапазоном словесно-художественных средств. Такого новаторства формы и требует литература конца ХХ века, ведь вся противоречивость сознания, ментальности человека на рубеже тысячелетий может быть отражена только с помощью синтеза всех художественных возможностей литературы.
10) Для Хайна важен психологизм в каждой строчке - прямое проникновение во внутренний мир современного человека средствами литературы. Психологизм в литературе ХХ века с максимальной полнотой сказался в социально-психологическом романе. Весьма благоприятны для психологизма как эпистолярная форма, элементы которой Хайн использовал в романе "Игра в Наполеона" так и автобиографическое повествование от первого лица, что нашло отражение в романе "С самого начала".
11) Хайн использовал в своем творчестве художественный принцип, именуемый воспроизведением "потока сознания". У истоков этой ветви литературы - творчество М.Пруста и Дж.Джойса. В романах Пруста [27, 28] сознание героя слагается из его впечатлений, воспоминаний и созданных воображением картин. Окружающая реальность как бы оттесняется сознанием героя (Вёрле в "Игре в Наполеона") и в то же время оно поглощает и присваивает внешнюю реальность. Огромную роль играет у Хайна также элемент бессознательного (сны, мечты героев), но бессознательное по-новому взаимодействует с фотографической чёткостью показанных явлений и мы констатируем возникновение эстетического произведения нового типа, которое прежде всего характеризуется поразительно достоверным и детальным видением "постмодернистского" пространства современной жизни и человека, в которой он существует.
Список научной литературыГладков, Игорь Вадимович, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Хайн К. Смерть Хорна. Аккомпаниатор : Роман. Повесть / Пер. с нем. Б. Хлебникова. - М.: Радуга, 1991. - 408 с.
2. Хайн К. Смерть Хорна: Роман / Пер. с нем. Б.Хлебникова ; Предисл. И. Щербаковой. М.: Известия, 1989. - 224 с.
3. Хайн К. Чужой друг : Повесть / Пер. с нем. Б. Хлебникова; Предисл. Т. Мотылевой.- М. : Радуга, 1987. 200 с.
4. Хайн К. Вилленброк: Роман / Пер. с нем. М.Рудницкого // ИЛ. №7/8. - с. 394 / 92-176.
5. Hein C. Einladung zum Lever Bourgeois.- Berlin/Weimar: Aufbau, 1980. 189 S.
6. Hein C. Cromwell und andere Stuecke.- Berlin/Weimar : Aufbau, 1981. 319 S.
7. Hein C. Der fremde Freund.- Berlin/Weimar : Aufbau, 1982. 211 S.
8. Hein C. Das Napoleonspiel.- Berlin : Aufbau-Verlag, 1993. 206 S.
9. Hein C. Das Wildpferd unterm Kachelofen.- Berlin : Aufbau-Verlag, 1983.183 S.
10. Hein C. Der Tangospieler.- Berlin : Aufbau-Verlag, 1989.- 103 S.
11. Hein C. Die Mauern von Jerichow. Berlin : Aufbau Taschenbuch Verlag, 1996. - 247 S.
12. Hein C. Die wahre Geschichte des Ah Q. Stuecke und Essays. Darmstadt : Neuwied, 1984. - 230 S.
13. Hein C. Horns Ende.- Berlin/Weimar : Aufbau, 1985- 320 S.
14. Hein C. Kein Seeweg nach Indien // Сhristoph Hein Texte, Daten, Bilder.-Muenchen : Luchterhand-Verlag, 1990. - S.96-101.
15. Hein C. Passage. Darmstadt, 1988. - 77 S.
16. Hein C. Ritter der Tafelrunde.- F./M. : Luchterhandverlag, 1989. 69 S.
17. Hein C. Ritter der Tafelrunde und andere Stuecke.- Berlin/Weimar : Aufbau, 1990- 261 S.
18. Hein C. Die fuenfte Grundrechenart.- F./M. : Luchterhandverlag, 1990. 243 S.
19. Hein C. Stuecke.- Berlin : Aufbau-Verlag, 1999.- 191 S.
20. Hein C. Von allem Anfang an.- Berlin : Aufbau-Verlag, 1998.- 199 S.
21. Hein C. Willenbrock. F./ M. : Suhrkamp Verlag. - 2000. - 319 S.1.
22. Бегбедер Фредерик. 99 франков // Иностранная литература. 2002, № 2. с. 3-114.
23. Бёлль Г. Дом без хозяина. М.: Олимп, 1999. - 752 с.
24. Вольф К. Избранное. М.: Радуга, 1988. - 556 с.
25. Вольф К. Образы детства. М. : Худож. литература, 1989. - 429 с.
26. Кант Г. Выходные данные. М.: Молодая гвардия, 1974. - 416 с.
27. Пруст М. Под сенью девушек в цвету. М.: Худож. литература, 1976.- 555 с.
28. Пруст М. Пленница. М. : Худож. литература, 1990.- 431 с.
29. Хандке П. Страх вратаря перед одиннадцатиметровым : Повести/ пер. с нем.- СПб.: Амфора, 2000. 414 с.
30. Хермлин С./ Фюрнберг Л. Избранное. М.: Худож. литература, 1974. 382 с.
31. Фаулз Дж. Любовница французского лейтенанта : Роман / Пер. с англ. М. Беккер, И. Комаровой. М. : Гудьял-Пресс, 1998.- 512 с.
32. Frischmut B. Ruckkehr zum vorlaeufigen Ausgangspunkt.- Muenchen : Deutscher Taschenbuch verlag GmbH, 1978.- S.22.
33. Kleist H. von. Michael Kohlhaas.- Gifkendorf: Merlin Verlag Andreas Meyer VerlagsGmbH & Co.KK. , 1995.- S. 310.
34. Kleist H. von. Werke und Briefe: in 4 Baenden. 1978. - 728 S.
35. Mann T. Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull. Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1964. - 427 S.
36. Schiller F. Briefe. Muenchen: Hanser, 1955. 668 S.1.I
37. Анастасьев Н. Провокация // Вопросы литературы. 2002.- № 1. -с. 347354.
38. Андреев Л.Г. Художественный синтез и постмодернизм // Вопросы литературы. 1999, №1.
39. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1986.
40. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. М., 1965.
41. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
42. Бахтин М.М. ПСС. Т.5: Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - М., 1996. - 731 с.42а. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
43. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. литература, 1965. 525 с.
44. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
45. Беньямин В. Франц Кафка. М.: Ad Marginem, 2000. 320 с.
46. Беньямин В. Московский дневник. М.: Ad Marginem, 1997. - 221 с.
47. Бирхер У. О медленном нарастании гнева // Вопросы литературы.- 1999, №1.- С. 208-235.
48. Блюм Г. Элегия о Каноне // Вопросы литературы.- 1999, №1.- С.79.
49. Бондарев А.П. Мифология и история как коррелятивная пара // Вопросы филологии. 1999.- № 1. - С. 55-63.
50. Бондарев А.П. Роман Вильяма Годвина "Странствия Сен Леона" : опыт эпистемологического анализа // Вопросы филологии. 2001.-№ 2. - С. 8798.
51. Брехт Б. О литературе. М.: Худож. литература, 1977. 429 с.
52. Вейдле В.В. Умирание искусства. Спб.: Аксиома, 1996. - 336 с.
53. Ветхий завет, Книга пророка Исайи, 45, 7 // Библия книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Росс. Библ. Об-во, 1999. - 725 с.
54. Вольф К. От первого лица. М. : Прогресс, 1991. - 416 с.
55. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного.- М. : Искусство, 1991. 367 с.
56. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
57. Гейне Г. ПСС / Под ред., биогр. очерк П.Вейнберга. ПБ.: А.Ф.Маркс. Т. 1 : Жизнь Генриха Гейне. - 1904. - 650 с.
58. Герцен А.И. Былое и думы. Л.: ГИХЛ, 1947.- 887 с.
59. Гугнин А.А. Австрийская литература ХХ века //Сб. мат-лов научного центра славяно-германских исследований ИС РАН.-Новополоцк-Москва, 2000. 207 с.
60. Гугнин А. А. Год 1990 что дальше ? // Вопросы литературы. - 1990. - № 10. - С. 3 - 35
61. Гугнин А.А. Литературоведение и литературная критика ГДР 1960-1970 гг.-М.: Худож. литература, 1983. 406 с.
62. Гугнин А.А. Современная литература ГДР : Учебн. Пособие для филол. спец. ВУЗов. М. : Высш. Школа, 1987, - 108 с.
63. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993.
64. Дильтей В. Описательная психология / пер. с нем. Е.Д.Зайцева, под ред Г.Г.Шпета. М. : Русский книжник, 1924. - 118 с.
65. Затонский Д.В. А был ли Франсуа Рабле ренессансным гуманистом ? // Вопросы литературы.- сент.-окт. 2000.- С. 208-234.
66. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. Харьков: АСТ, 2000.- 256 с.
67. Зюскинд П. "Запах". М., 1986. - 250 с.
68. Ильин И.П., Постмодернизм от истоков до конца столетия : эволюция научного мифа.- Москва : Интрада. 1998, 255 с.
69. Как всегда об авангарде : Анталогия франц. театр. авангарда. М.,1992. -288 с.
70. Ковалев А. К.Хайн. Смерть Хорна // СХЛЗР. 1987. - №4.
71. Кузьмичёв И.К. Введение в общее литературоведение XXI века. -Ниж.Новгород: Из-во Нижегородского госуниверситета им. Н.Н.Лобачевского, 2001. 324 с.
72. Манн Т. Художник и общество // Собрание сочинений в десяти томах. М. : Гос. Изд-во худож.лит-ры. - 1961.
73. Методология анализа литературного процесса. М., 1989. 250 с.
74. Мотылева Т. Духовная драма Бехера // ИЛ. 1988. - №11. - С.216-223.
75. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. М.: Наука, 1982. - 279 с.
76. Павлова Н.С. Уроки Музиля. Поэтика романа "Человек без свойств" // Вопросы литературы. М.: 2000. - № 5.
77. Смолярчук В. И. А.Ф. Кони и его окружение.- Москва: Юридическая литература, 1990.- 399 с.
78. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. 311 с.
79. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным лицам её презирающим. Монологи. М.: 1994. - 333 с.
80. Albrecht T. Die Endphase des zweijaehrigen Taktierens um die Veroeffentlichkeitsgenehmigung des Romans "Horns Ende" von Christoph Hein // Zeitschrift fuer Germanistik. Berlin. - Nr. 1. - 1998.
81. Ansonsten wuerde man ja aufhoeren zu schreiben : Gespraech mit G.Edelman // TDZ. 1983. - H.10. - S. 54-56.
82. B1-Schriftstellerlexikon : Autoren aus aller Welt.- 2. Aufl.- Leipzig : Bibliographisches Institut, 1990. 680 S.
83. Baier L., Eine Laudatio auf Chr.Hein und seinen Roman "Horns Ende" // FKs. -vom. 6.12.1986.
84. Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit. Drei Studien zur Kunstsoziologie. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1970. - 155 S.
85. Berger C. Ein grosser Dichter und nur ein kleiner Mensch // BZ. 1990. - vom 22. Juli. - S.11.
86. Berger C. Mehr den Menschen als den Meister // BZ. 1990. - vom 31. Juli. - S.9.
87. Bernhard R., Kandler K., Leistner B.,Linder G., Schick B., Wilke U. "Der fremde Freund" von C.Hein., WB.- 1983.- H.3.
88. Biographisches Handbuch der SBZ/DDR 1945-1990 / hrsg. von G.Baumgartner und D.Hebig. Muenchen, 1996. - B.1. - S 291.
89. Bleibt die Avantgarde zuruck ? // Der Spiegel. 1989.- H.49. - vom 4 Dezember. - S.230 - 233.
90. Bock S. Die Last der Wiedersprueche // WB. 1990. - H.10. - S.1554-1571.
91. Braun M. Dem Wildpferd ins Maul schauen // NDL.- 1985.- H.11.-S. 152-153.
92. Braun M. Perspektive und Geschichte in C. Heins Roman "Horns Ende"// Wirkendes Wort. 1992. - H.1. - S. 93-102.
93. Braun M. Schwierigkeiten beim Schreiben der Wahrheit // Literatur in der Diktatur : Schreiben im Nationalsozialismus und DDR-Sozialismus / G. Ruether (Hrsg.).- Padeborn. 1997. - S. 391-404.
94. Brenner E./Bortenschlager W. Deutsche Literaturgeschichte 1.- Wien : Verlag Leitner, 1995.- 622 S.
95. Breuder H., Huefner A. Ich kann mein Publikum nicht belehren // Gespraech mit C. Hein Texte, Daten, Bilder. - Muenchen: Luchterhand-Verlag, 1990. - S.68-75.
96. Brockhaus Enzyklopaedie : in 24 Bd. 19.,voellig neubearb. Auflage.- Mannheim : Brockhaus.- Bd. 9.- 1989.
97. Bucheli R. Im Gegenlicht der Geschichte. Christoph Heins Kindheit um neunzehnhundertfuenfzig (Rez. Zu "Von allem Anfang an") // Neue Zuercher Zeitung. Nr. 238. - vom 14. Oktober 1997.
98. Das Schauspiel von 1977 bis 1979 : d. Inhalt der wichtigsten zeitgenoess. Theaterstuecke aus aller Welt / hrsg. von Marget Dietrich und Cornelia Krauss.-Stuttgart : Hiersemann, 1982.
99. Das Schauspiel von 1987 bis 1989 : d. Inhalt der wichtigsten zeitgenoess. Theaterstuecke aus aller Welt / hrsg. von W. Greisenegger.- Stuttgart : Hiersemann, 1993.100. de Bruyn G. Die Rede auf dem Schriftstellerkongress // NDL. 1988. - H.3. - S. 85-89.
100. Der Romanfuerer : d. Inhalt d. Romane und Novellen der Weltliteratur/ hrsg. von Berndt und Jutta Graef. Stuttgart : Volk und Wissen Volkseigener Verlag Berlin, 1987. - S. 375.
101. Der Stoff eines Autors ist eben auch ein Autor. Gessprach mit A.Hurton und H.Schneider // Hein C. Texte, Daten, Bilder. F./ M.: Luchterhandverlag, 1990. -S. 87-94.
102. Die alten Themen habe ich noch, jetzt kommen neue dazu. Gespraech mit S.Loeffner // Hein C. Texte, Daten, Bilder.- F./M.: Luchtehandverlag.- S.37-44.
103. Die zweite Beschreibung meiner Freude. DDR-Prosa der 70er und 80er Jahre. Hg. H. Bartusch, U.Scheffler.- Halle, 1989.
104. Diechter im Frieden. 100 Autoren. Hg. G.Drommer. Berlin, 1986. 447 S.
105. Dieckmann D. Tristesse totale, Christoph Heins Roman "Willenbrock"// NZZ-2000. vom 06. Juli.- S. 8.
106. Dietz T. Seine Sprache leuchtet, vibriert, flimmert. Christoph Hein ueber Arno Schmidt in der Schaubuehne // Die Welt. 1997. - vom 15. Oktober.
107. Drommer G. Typische Bemerkungen zu untypischen Texten // Nachwort zu : C.Heins Einladung zum Lever Bourgeos.- Berlin, 1980.- S.185.
108. Dwars J.F. Hoffnung auf ein Ende. Allegorien kultureller Erfahrung in C.Heins Novelle "Der fremde Freund" // Text+Kritik.- 1991.- H.111.-S.6-15.
109. Einladung zum Tee // Neue Promenade. Herbst 1997. - Nr. 3. - S. 3.
110. Emmerich W. Dialektik der Aufklaerung in der juengeren DDR-Literatur // Text+Kritik. 1991. - Literatur in der DDR. Rueckblicke. Sonderband. - S.232-257.
111. Engler J. Moral ohne Ruechhalt. C.H.s. Roman "Horns Ende". DDR-Literatur'85 im Gespraech. Hg. S.Roenisch. - Berlin/Weimar Aufbau, 1986. -S.130-136.
112. Fischer B. C.Hein : Drama und Prosa im letzten Jahrzehnt der DDR.- Heidelberg : Winter, 1990.- 154 S.
113. Fischera U.B. Der Sieger. Christoph Heins "Napoleon-Spiel" // Spiegel.-15/1993.- S.235-39.
114. Frischmuth B. Traum der Literatur, Literatur des Traums. Salzburg; Wien: Residenz, cop. 1991. - 122 S.
115. Gambi F. Jetztzeit und Vergangenheit. Aesthetische und ideologische auseinandersetzung im Werke C.Heins, Positionen : Wortmeldungen zur DDR-Literatur, 5. Halle, Leipzig : Mitteldeutschher Verlag, 1989. - S.98-107.
116. Generall R. Stimme einer Stimmung. Gesprach mit G. d. Bruyn // Die Zeit.-1990.- vom 09. Maerz. Beilage. - S. 10.
117. Glaser H., Lehmann J., Lubos A. Wege der deutschen Literatur. F./M., B.: Verlag Ullstein GmbH, 1985. - S.460.
118. Graas G., Dokumente zur politischen Wirkung.- Berlin : Aufbau-Verlag, 1965.-S.47.
119. Greiner U. Die deutsche Gesinnungsaehsthetik // Die Zeit. 1990. - vom 2. November. - S. 66-67.
120. Gruenenberg A. Entgrenzung und Selbstbeschraenkung // Zur Literatur der DDR in den achziger Jahren, Aus der Politik und Zeitgeschichte. 1987. - H.40-41. -vom 3. Oktober. - S. 3-14.
121. Grunert W. Zu Christoph Heins Erzahlung "Einladung zum Lever Bourgeois" // Zeitschrift fuer Germanistik. 1995. - Nr.2. - S. 26.
122. Gutschke I. Die gruenen Augen des Evangelisten Lukas (Rez. Zu "Von allem Anfang an") // ND. vom 2. September 1997.
123. Hasche, Ch. U.a.: Theater in der DDR. Berlin, 1994.
124. Hacks P. Laudatio zum Heinrich-Mann-Preis 1982 fuer C.Hein (Ms.), S.9.
125. Hage F. Kein schoenes Thema weit und breit. // Die Zeit. 1990.- vom 09. Maerz. - Beilage. - S.1. Hein C. Die Rede auf der Versammlung des Bezirkbandes Berlin des Schriftstellerverbandes der DDR // NDL. - 1990. - H.1. - S. 146-153.
126. Hammer K. "Von allem Anfang an" von Christoph Hein // NDL. 1997. - Nr. 5. S.44.
127. Hansers Sozialgeschichte der deutschen Literatur vom 16. Jahrhundert bis zur Gegenwart.- Carl Hanser Verlag Muenchen Wien, 1983. Band 11.
128. Hein C. A World Turning Point // Text + Kritik Bd. 111 (Christoph Hein).-Munchen : Verlag edition Text + Kritik, 1991.- S.4.
129. Hein C. Als Kind habe ich Stalin gesehen. Berlin/Weimar : Aufbau. - 1990. -S.14.
130. Hein C. Ansichtskarte einer deutschen Kleinstadt, leicht retuschiert // NDL. -1992. H.4. - S. 9-30.
131. Hein C. Arno Schmidt. Elitaer ? Allerdings ! // Freitag. 1997. - Nr. 44. - vom 17. Oktober. - S. 14.
132. Hein C. Brief an die beiden deutschen PEN-Zentren // Freitag. 1996. - Nr. 27. -vom 28. Juni.
133. Hein C. Chronist ohne Botschaft.- Aufbau-Verlag Berlin und Weimar GmbH. -1992.- 315 S.
134. Hein C. Demokratie als Belastung (Zu den Erfolgen der Rechtsradikalen bei den Wahlen in Sachsen-Anhalt) // Der Tagesspiegel. 1998. - vom 29. April.
135. Hein C. Der Verwundete (Ueber Brecht) // Der Tagesspiegel. 1998. - vom 10. Februar.
136. Hein C. Die fuenfte Grundrechenart // F./ M. : Luchterhand Literaturverlag, 1990. 243 S.
137. Hein C. Die politische Klasse // Freitag. 1996. - Nr. 9. - vom 23. Maerz.
138. Hein C. Die Rede auf der Demonstration zur Pressefreiheit in Berlin am 4.11.1989 // NDL. 1990. - H.3. - S. 175-177.
139. Hein C. Die Rede auf der Versammlung des Bezirkbandes Berlin des Schriftstellerverbandes der DDR // NDL. 1990. - H.1. - S. 146-153.
140. Hein C. Die Rede in der Erloeserkirche // NDL. 1990. - H.2. - S. 186-189.
141. Hein C. Ein Landfriedenpreis fuer Guenter Grass // Freitag. 1997. - Nr. 44. -vom 24. Oktober. - S.1.
142. Hein C. Elfenreigen. Bildersprache in deutschen Nachkriegszimmern // Freitag. -1997. Nr. 11. - vom 07. Maerz.
143. Hein C. Glase surprise // Freitag. 1997. - Nr. 30. Vom 18. Juli.
144. Hein C. Ich bin der Leser, fur den ich schreibe. Ein Gesprach mit Frauke Meyer-Gosau // Text + Kritik Bd. 111 (Christoph Hein).- Munchen : Verlag edition Text + Kritik, 1991.- S.84.
145. Hein C. Ich hielte gern Friede und Ruhe aber der Narr will nicht. Ueber Politik und Intellektuelle // Freitag. 1996. - vom 8. Maerz. - S. 9.
146. Hein C. in Programmheft zur Cottbuser Inszenierung // C. V. 1983.
147. Hein C. Laudatio fuer Max Frisch // NDL. 1990. - H. 4, S.77-82.
148. Hein C. Oeffentlich arbeiten. Berlin und Weimar : Aufbau, 1987. - 199 S.
149. Hein C. Plaedoyer fuer einen Stalinpreis. Dicke Backen. Ueber Bilderfaelschungen einst und heute // Freitag. 1998. - Nr. 25. - vom 12 Juni.
150. Hein C. Texte, Daten, Bilder / Hrsg. Von L.Baier.- F./M. : Luchterhand-Verlag, 1990, Sammlung Luchterhand SL 943.
151. Hein C. ueber Auslaenderfeidlichkeit und Armut in Deutschland // Der Spiegel. 1990. - H.50. - vom 9 Dezember. - S.75.
152. Hein C. Und andere // Der Morgen.- 1990.- vom 6./7. Januar.- S. 4.
153. Hein C. Unworte und Bilanzen. Zwischenbemerkung zu einer sprachkritischen Aktion // Freitag. 1996. - Nr. 23. - vom 31. Mai.
154. Hein C. Warum sehe ich den Radwechsel mit Ungeduld ? Der Schriftsteller Christoph Hein ueber die Begegnung mit Brecht-Texten // Saechsische Zeitung. Wochenend-Magazin. 1998. - Nr. 6. - vom 7/8 Februar.
155. Herzinger R., Preusser H. -P. Vom Aeussersten zum Ersten. DDR-Literatur in der Tradition deutschen Zivilisationskritik // Text+Kritik.- 1991.- Literatur in der DDR. Rueckblicke. Sonderband. H.111- S. 195-209.
156. Heukenkamp U. Die fremde Form // SuF.- 1983.-H.3.- S.625-632.
157. Hiltzinger S. Avantgarde ohne Hinterland. Zur Wiederentdeckung des Romantischen in Prosa und Essayistik der DDR // Text+Kritik. 1990. - Literatur in der DDR. Rueckblicke. Sonderband. - S. 93-100.
158. Hirdina K. Umgang mit den alten Erfahrungen // NDL. 1990. - H.10. - S.154-163.
159. Hirdina K. Das Normale der Provinz // NDL. 1989. - H.8. - S. 138-142.
160. Hoyer Gisela. Ich bin der entscheidende Kritiker meiner Texte. Interview mit C. Hein // Leipziger Volkszeitung. vom 15. Oktober 1997.
161. Interview mit C.Hein // Deutsche Volkszeitung (Koeln). vom 9 Maerz. - 1984. -S.9.
162. Jacobs P. Von der Bindungslosigkeit der Artistentruppe (Rez. Zu "Von allem Anfang an") // Die Welt. vom 2 September 1997.
163. Jahimczak K. Gespraech mit C.Hein // SuF. 1988. -H.2. - S.342-359.
164. Jaschimczak K. Wir werden es lernen mussen, mit unserer Vergangenheit zu leben. Gespraech. mit С. Hein // Texte, Daten, Bilder.- Muenchen : Luchterhand-Verlag, 1990. S. 57.
165. Kindlers Neues Literatur Lexikon. Kindler Verlag GmbH, Muenchen, 1990. -B 7.- S. 554.
166. Klussmann U. BRDigung der DDR-Literatur oder die Spuren einer Verdraengung // ND. 1990. - vom 4 Maerz. - S.2.
167. Klussman U. Die Montage der DDR-Literatur ? // Die Weltbuehne. 1990. -H.12. - vom 20. Maerz. - S.363-365.
168. Koehler T. Die Zunft hat ihre Schuldigkeit getan // Die Weltwoche. 1990. -vom 5. Juli. - S.49-51.
169. Krauss H. Mit geliehenen Worten das Schweigen brechen. C.Heins Novelle "Drachenblut" // Text+Kritik. 1991. - H.111. - S.16-26.
170. Krebs D. Interview mit C.Hein // NDL. 1990. - H.3.- S.177-180.
171. Krumbholz M. Utopie und Illusion // Text + Kritik Bd. 111 (Christoph Hein).-Munchen : Verlag edition Text + Kritik, 1991.- S.29.
172. Kubler G. Auf dem Weg zum Wendepunkt // NZZ. 1990. - vom 30 Oktober. -S. 31.
173. Kunert G. Weltfremd und blind. // FAZ. 1990. - vom 30. Juni. - S.27.
174. Laemmert Eberhard. Beherrschte Literatur. Vom El end des Schreibens unter Diktaturen // Literatur in der Diktatur : Schreiben im Nationalsozialismus und DDR-Sozialismus / G. Ruether (Hrsg.).- Padeborn. 1997. - S. 15-38.
175. Langner B. Kleine Schnitte in der Haut ( Rez. Zu "Von allem Anfang an") // SDZ. vom 15 Oktober 1997, Beilage.
176. Leuchtschrift am Kudamm // Der Spiegel.- Nr.35/August 1997. S. 106.
177. Losch C. Geschichte ist nicht falsch oder richtig. Sie ist // Junge Welt.- 1997.-18/19.Oktober.- S. 5-6.
178. Mandel, E. Untersuchungen zum novellistischen Erzaehlen in der juengeren und juengsten Erzahlprosa (.). Diss. Potsdam, 1987.
179. Mayer-Burger, B. Entwicklung und Funktion der Literaturpolitik der DDR 1945 bis 1981. Muenchen, 1983.
180. Meyer-Gosau F. Ich bin der Leser, fuer den ich schreibe. Ein Gespraech mit C.Hein// Text + Kritik. Bd. 111 (Chr.Hein).- Muenchen : Verlag edition text + kritik.
181. Menge, M. Nur die Masken erlauben Freiheit // Die Zeit, 29.August 1997. S.11.
182. Matt Peter von Fort mit der Taschenguillotine // FAZ.- 14.Oktober 1997.
183. Metzler Autoren-Lexikon.- Stuttgart : J.W.Metzlerische Verlagbuchhandlung, 1986.- 674 S.
184. Metzler Literatur-Lexikon.- Stuttgart : J.W.Metzlerische Verlagbuchhandlung, 1990.- 525 S.
185. Meyer-Gosau F. Linksherum nach Indien // Text+Kritik. 1991.- Literatur in der DDR. Rueckblicke. Sonderband S. 267-279.
186. Mit geliehenen Worten das Schweigen brechen. C.Heins Novelle "Drachenblut"// Text+Kritik.- 1991. H.111. - S. 16-26.
187. Mut ist literarische Kategorie. Gesprach mit Alois Bischof // Сhristoph Hein Texte, Daten, Bilder.- Muenchen : Luchterhand-Verlag, 1990. - S. 96.
188. Noll D. Das laecherliche Pathos alter Schwaermer // Die Welt. 1990. - vom 12 Mai. - S.17.
189. Opitz M. Formen des Beginnens (Rez. Zu "Von allem Anfang an") // Freitag. Berlin. Nr. 47. - vom 10. Oktober 1997.
190. Protokoll eines Tribunals. Die Ausschuesse aus dem DDR-Schriftstellerverband 1979 / Hg. von W. Pallus, G. Mueller-Waldeck. Berlin, Wemar, 1986.
191. Quilitzsch F. Was also bleibt // Sonntag.- 1990. vom 29 April. - S.2.
192. Raddatz F.J. Besonnte Vergangenheit. Christoph Heins wenig nette Maerchen (Rez. Zu "Von allem Anfang an") // Die Zeit. vom 19 September 1997.
193. Raddatz F.J. Traditionen und Tendenzen. Frankfurt (erw.) 1978.
194. Rathenow L. Wiederverwendungsfahig ? // Wespennest.- 1990. H. 78.- S. 1215.
195. Reich-Ranichki, M. Ohne Rabatt. Ueber Literatur aus der DDR. Stuttgart, 1991.
196. Renoldner K. Vom Pathos der Sachlichkeit. Der Erzahler C.Hein // Hein C. Texte, Daten, Bilder. F./ M. :Luchterhandverlag, 1990. - S. 128-131.
197. Rossmann A.Siegfried und Sieglinde // FA.- vom 03.Mai 1999.- S. 8.
198. Runge M. Zur gesellschaftlichen Funktion des Theaters in der DDR. Diss. -Berlin, 1981.
199. Ruether G. "Greif zur Feder, Kumpel"// Schriftsteller, Literatur und Politik in der DDR 1949 bis 1990.- Duesseldorf, 1991.
200. Schaedlich H. J. Tanz in Ketten // FAZ. - 1990. - vom 28 Juli, S.33.
201. Schaedlich H. J. Ostwestberlin. - Hamburg : Rohwolt Verlag, 1987. - 179 S.
202. Schmidt U. Abschied von der "Literaturgesellschaft" ? // Text+Kritik. 1991.-Literatur in der DDR. Rueckblicke. Sonderband S. 45-51.
203. Schmitz, D. Weibliche Selbstentwuerfe und maennliche Bilder. Darstellung der Frau im DDR-Roman der 70er Jahre. Frankfurt/M, 1993.
204. Schreiben als Aufbegehren gegen die Sterblichkeit. Gespraech mit U.Hornauer und. H.N.Janowski // Сhristoph Hein Texte, Daten, Bilder.-Muenchen : Luchterhand-Verlag, 1990. - S.76.
205. Schuenke C. Zu C. Heins Schauspiel "Cromwell". // TDZ. 1978. - H.7. - S.95-97.
206. Seiler C. Flink zum Politbesteller. // Die Weltwoche.- 1990.- vom 06. Oktober. -S.53.
207. Slibar N, Volk R. Das Spiegelkabinett unseres Kopfes. Schreibverfahren und Bilderwelt bei C.Hein // Text+Kritik. 1991.- Literatur in der DDR. Rueckblicke. Sonderband. - H.111. - S.57-68.
208. Speicher S. Als man sich auf alles einrichtete, als man sich gegen alles wappnete (Rez. Zu "Von allem Anfang an") // BZ. vom 20/21 September 1997.
209. Spendler I. Zwischen Resignation und Selbstvertrauen // BZ. 1990. - vom 6. Maerz. - S.7.
210. Sprache und Antwort. Stimmen und Tendenzen einer anderen Literatur aus der DDR. Hg. E. Hesse. Frankfurt/M.,1988.
211. Stahl S. Der Ausbruch des Subjekts aus gesellschaftlicher Konformitaet. Ansaetze liter. Verweigerung am Beispiel der DDR-Prosa der 2. Haelfte der 70er Jahre. Frankfurt/M. u.a., 1984.
212. Steinert H. Nachrichten aus der DDR-Provinz ( Rez. Zu "Von allem Anfang an" // Focus. Muenchen. 1997. - vom 10 November. - S.190-191.
213. Unbelehrbar Erich Fried // Сhristoph Hein - Texte, Daten, Bilder.-Muenchen : Luchterhand-Verlag, 1990. - S. 27.
214. Warum ich in der DDR geblieben bin. Gesprach mit C. Hein // Theater heute.- April 1992.- S 31-36.
215. Wolf C. Vorwort zu W.Jankas "Schwierigkeiten mit der Wahrheit" // JW. -1990. vom 11 Januar. - S.16.
216. Wirsing S. Schreiben ohne Ziel und Traum ? // FAZ. 1990.- vom 12 Juni. -S.37
217. Wirsing S. Leiden in der Dunkelheit // FAZ. 1990.- vom 25 Juni. - S.33
218. Willnecker R. C.Hein : "Die Gewalt ist da" // Die Welt. 1989. - vom 14 Dezember. - S.21.
219. Znamenskaja G. Die geistig-seelische Suche im Werk Christoph Heins // Weimarer Beitraege 36. Maerz 1990. - S. 506-511.