автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Романы Кристофа Хайна
Полный текст автореферата диссертации по теме "Романы Кристофа Хайна"
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
РГ6 ОД 2 3 МАЙ 1934
На правах рукописи УДК 830 Хайн
ВАЛЕЕВА Альфия Реванеровна
РОМАНЫ КРИСТОФА ХАЙ НА
10.01.05 - литература народов Западной Европы, Америки и Австралии
Автореферат
' диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
НИЖНИЙ НОВГОРОД - 1994
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Казанского государственного университета
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор филологических наук, профессор Асанова H.A.
доктор филологических наук, профессор Кауфман Л.С. кандидат филологических наук, доцент Ященко А.Л.
Самарский государственны! педагогический институт
Защита состоится "3 " Щ-онЛ. 1994 г. в
часов на заседании специализированного Совета К. 113. 28. 02 по специальности 10. 01. 05. - литература народов Западной Европы, Америки и Австралии при Нижегородс ком государственном педагогическом университете
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: Нижний Новгород, ул.Ульянова, д.1.
Автореферат разослан "«¿7* " Гил^рЛ ¿¿Л 1994 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук доцент
Ж4
Н.М.Ильченко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
КристосЬ Хайн, вошедший в литературу НДР в начале 80-х годов, по праву принадлежит к числу наиболее известных современных восточногерманских писателей. Это писатель очень широкого творческого диапазона: драматург, эссеист, прозаик. От произведения к произведению он обращается к новому материалу, новым жанрам и формам. Книги К.Хайна переведены на многие языки, ему присуждены многочисленные литературные премии. К исследованию его творчества обратились как восточно- и западногерманские критики, так и литературоведы Австрии, Италии, России, Франции, Швейцарии, Югославии.
Критическая литература начального периода изучения творчества К.Хайна высоко оценила масштаб художественного дарования писателя, хотя и не пришла к единому мнению в оценке художественного, метода. Среди работ этого периода следует выделить статьи К.Хаммера, Д.Леффлера, Ф.Макнайта,. посвященные исследованию характерных особенностей и основных проблем творчества писателя.
Критическая литература о К.Хайне конца 80-х - начала 90-х годов характеризуется большим разнообразием тем и методов исследования. Литературная и общественная деятельность писателя в 80-е годы, особенности художественного стиля его прозы рассматриваются в статьях К.Ренсльднера. Исследование историко-философских взглядов К.Хайна предпринято М.Брауном и Ф.Га-мби. Анализу повествовательной техники, механизма эстетического воздействия прозы посвяшена работа Н.Шлибар и Р.Фольк. Интерпретация художественного содержания произведений дана в статьях И.-Ф.Дварса, С.Херцингера и Х.-П.Пройссера. Однако в критической литературе почти не рассматривается художественная форма произведений. Вне пределов исследований остались анализ всего творчества писателя как художественной системы, изучение условий формирования мировоззренческих и эстетических взглядов, вклада К.Хайна в теорию и практику жанра романа.
В нашем отечественном литературоведении творчество К.Хайна еще мало изучено. Среди имеющихся работ как наиболее интересные следует отметить статьи Т.Мотылевой и Г.Знаменской. Б
- 3 -
работе Т.Мотылевой дан краткий обзор творческой деятельности К.Хайна. Взаимосвязь гуманистической направленности с критической позицией писателя рассматривается Г.Знаменской. Несмотря на обращение отечественных исследователей к творчеству К.Хайна, в отечественном литературоведении отсутствует подробный анализ романов, исследование его эстетической концепции , вопроса о месте писателя в литературном процессе Восточной Германии.
Актуальность настоящего исследования, обусловлена, таким образом, недостаточной изученностью творчества К.Хайна и необходимостью изучить влияние общественно-политической и культурной жизни Восточной Германии как на литературный процесс в целом, так и на характер творчества писателя в частности.
Целью исследования является анализ идейно-художественного своеобразия творчества К.Хайна 80-х годов. Отсюда вытекают конкретные задачи: изучение современных процессов в литературе Восточной Германии; выявление связи творчества писателя с важнейшими общественно-политическими и культурными процессами в истории Восточной Германии и основными направлениями восточногерманской литературы; анализ методологических основ творчества художника; определение его места в восточногерманской литературе.
Предметом исследования является все творчество К.Хайна 80-х годов. Однако особое внимание в связи с интересующими нас проблемами в работе уделено двум наиболее значительным произведениям писателя - романам "Чужой друг" и "Смерть Хор-на".
В соответствии с характером поставленных задач в работе над диссертацией были использованы историко-литературный, типологический, структурно-системный и сравнительно-сопоставительный методы исследования.
Ваучрад ровизна работы состоит в том, что это первое в отечественном литературоведении исследование по творчеству Кристофа Хайна, которое ранее было у нас представлено несколькими. рецензиями, предисловиями, статьями. Впервые дается целостный анализ творчества К.Хайна 80-х годов, интерпретация наиболее значительных романов, выявляются особенности идей- 4 -
но-эстетических позиций писателя, определяется место и значение его творчества в современном литературном процессе. Впервые в отечественном литературоведении рассматривается история литературы Восточной Германии и современный литературный процесс с позиций сегодняшнего дня.
Цаучно-птактичрскад ценность исследования состоит в том, что основные выводы, сделанные в работе, могут быть включены в курс лекций по истории зарубежной литературы XX века, использоваться при чтении спецкурса по немецкой литературе и спецсеминарах по поэтике романа.
Апубатшя работы. Основные положения исследования докладывались на научной конференции молодых ученых КГУ / Казань, 1991 /, на межвузовской научной конференции преподавателей НГПИ и ЕПШ / Н.Челны, 1392 /, научно-практической конференции "Проблемы внедрения новых знаний, в учебный процесс" КШИ / Казань, 1992 /, межвузовской научно^, конференции молодых ученых НГПИ и КамПИ / Н.Челны, 1993 /. По материалам диссертации опубликовано: 4 работы.
Структура, работы, Диссертация состоит из введения, трех глав:. 1 гл.. "Литература.ГДР последних десятилетий / 70-80-е годы /. Творчество К.Хайна",. 2 гл. "Чужой друг" как психологический роман", 3 гл. "Человек и политика.. Роман "Смерть Хорна", заключения и списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, новизна и практическая значимость работы, определяются ее основные цели и задачи.
В первой главе дается анализ литературной ситуации Восточной Германии начала 90-х годов, последовательно рассматриваются 40-летняя общественно-политическая и культурная жизнь ГДР, тенденции развития литературного процесса ГДР 7080-х годов, а также общественная и творческая деятельность К.Хайна, основные положения его эстетической концепции.
Публикации в немецкой прессе 1569-1990 годов о реабилитации запрещенных писателей обратили внимание на неоднородность литературы ГДР, на существование двух направлений: явного - официально признанной литературы-и скрытого - оппози-
- 5 -
ционно-критической литературы. Дискуссия, развернувшаяся на страницах восточно- и западногерманской периодики по поводу "открытия" нового направления, восполнила пробелы в истории литературы ГДР и положила начало пересмотру историко-литературных оценок и изучению оппозиционно-критического направления.
Исследование условий, формирования и развития оппозиционно-критической литературы, изучение литературного процесса ГДР последних десятилетий как неоднородного явления, как одновременное сосуществование двух различных по своим эстетическим программам направлений вызвало необходимость ретроспективного обзора истории литературы и общественно-политической жизни ГДР. Как показал анализ, в 50-е годы в среде творческой интеллигенции начался процесс размежевания в сфере общественной жизни, который в конце 60-х годов охватил и литературное творчество. Понимание несовместимости саморазвития литературы с авторитарной политикой в области культуры наряду с .начавшимися в конце 60-х годов эстетическими изменениями обусловили- в 70-е годы формирование оппозиционно-критического направления в литературе ГДР. Начиная с 70-х годов, в литературе ГДР сосуществуют два направления, которые е 80-е годы все более обособляются друг от друга. Официально признанная и оппозиционно-критическая литературы противоположны по своим эстетическим позициям, за которыми, стоит различное мировоззрение, различное восприятие общественных проблем и настроении. Если официально признанная литература развивается преимущественно в русле традиций литературы ГДР 60-х годов, то оппозиционно-критическая литература отражает новое эстетическое самосознание, новый взгляд на действительность. Именно оппозиционно-критическое направление взяло на себя функцию аутентичного восприятия действительности, свободного от идеологических интерпретаций, выполняя тем самым общественную потребность в критическом осмыслении современно действительности.
Дифференциация литературного ландшафта ГДР, сосуществование различных эстетических программ, стилей, художественных методов, подходов к действительности является результа-
том начавшегося в 70-е годы пересмотра существовавших эстетических концепций, ориентированных на "ваймарский классицизм" Гете и Шиллера, критический реализм XIX века. В поисках новых эстетических основ писатели ГДР обратились к культурному наследию, проблекзм традиции, возрос творческий интерес к наследию немецкого романтизма, продуктивное освоение которого происходило как художественная переработка идей, моделей, структур, мотивов, интерпретация произведений. Влияние романтической поэтики на художественную прозу ГДР 7080-х годов проявилось в широком использовании художественных приемов и в отказе от нормативности.
Обращение к романтической традиции привело к пересмотру отношения не только к романтизму, но и к немецкому экспрессионизму, различным течениям модернизма и положило начало интенсивному развитию литературного процесса. В 70-е годы обогащается жанровая система литературы: возникает интересная эссеистика, успешно развиваются жанры романа, новеллы, сказки, драмы. Литература ГДР последних десятилетий отличается как жанровым, так и необычайным тематическим разнообразием. Возрастает интерес к национальной и всемирной истории, при этом ключевое место, как и прежде,занимает антифашистская тема. Все большее значение приобретает тема недавнего прошлого - истории ГДР. В произведениях на современную тематику главный акцент делается на художественном исследовании противоречивых, конфликтных взаимоотношений между индивидом и обществом. Кроме того, в литературе ГДР последних десятилетий происходит постепенный переход от исследования общенациональных вопросов к проблемам общечеловеческой значимости, в том числе к глобальным проблемам современности. Центральное место в литературе 80-х годов занимает фундаментальная критика современной цивилизации. Рост критичности в осмыслении проблем современника и современной действительности становится доминантной чертой литературы ГДР последнего периода.
В главе дается также краткий обзор творчества наиболее известных писателей оппозиционно-критического направления -Э.Лоэста, Р.Кунце, К.Вольф-и подробно рассматривается общественная и творческая деятельность К.Хайна.
Основное влияние на формирование мировоззрения К.Хайна и характер его творчества оказали события общественно-политической и культурной жизни ГДР 70-80-х годов. Как общественная, так л творческая деятельность писателя тесно связана с острейшими социально-политическими проблемами ГДР. При этом характерной чертой его гражданской и эстетической позиции является критическое отношение к действительности и критическая солидарность.
В основе творчества К.Хайна лежат эстетические принципы, являющиеся результатом его жизненного опыта. Соответственно, особое значение для него имеет автобиографический момент, а также отношение к истории страны, истории немецкого народа. КДайн трактует историю, как неизменяемую часть настоящего, влияющую и на настоящее, и на будущее. Писатель в его понимании является хроникером времени, фиксирующим события, не.различая больших и малых, чтобы ничто не было потеряно для истории.
Сходство во взглядах на историю, культуру, позицию хроникера свидетельствует о влиянии на мировоззренческие и эстетические взгляды писателя концепции немецкого философа первой половины XX века В.Беньямина. Анализ литературно-критических работ, выступлений К.Хайна выявил литературные интересы писателя и позволил сделать вывод, что эстетические взгляды складывались под влиянием творчества Клейста, Брехта, писателей модернизма.
Важнейшей особенностью эстетической концепции К.Хайна является повышенный интерес к социальной функции литературы, вера в ее действенность и преобразующую силу. При этом важной эстетической установкой писателя является попадание "в нервы разума и чувства", сочетание эмоционального и рационального воздействия на читателя. Для эстетической программы писателя характерна ориентация на нравственные ценности. В этом смысле К.Хайн - писатель-моралист, однако не склонный к морализаторству.
. Мировоззренческие и эстетические взгляды К.Хайна нашли свое практическое осуществление в его драматических и прозаических произведениях 80-х годов, оказали влияние на их худо- 8 -
жественную специфику, а также определили острую критическую направленность его творчества.
Вторая глава посвящена анализу романа "Чужой друг".Краткий обзор критической литературы по данному произведению выявляет противоречивость мнений по поводу позиции автора, преобладание работ, основанных на анализе тематического уровня, неисследованность жанрового своеобразия романа.
' Анализ художественной специфики романа показывает, что существенную роль в художественной структуре произведения и в раскрытии авторского замысла играет лейтмотив смерти. Смерть является исходным моментом, дающим толчок развитию сюжета. Этот мотив, обрамляющий действие и пронизывающий все повествование, организует его в единое целое и, кроме того, создает тревожный эмоциональный фон. Как важнейший сквозной мотив через весь роман проходит понятие "чужой". Героиня чужда всему и всем, отчуждение сильнее, чем родственные и профессиональные связи, чувства любви и дружбы.
Мотив смерти, теш молчания, отчуждения, стремление героини к анонимности, создающее впечатление безличности рассказа, - все это подчеркивает ирреальность, призрачность героини. Б то же время она предстает как конкретная человеческая личность, живущая в современную эпоху. Образ героини осязаемо реален и достоверен, поскольку роман насыщен конкретными деталями, точными наблюдениями. Таким образом, возникает сочетание двух планов: внешне реального описания действительности и призрачности, ирреальности героини и ее жизненной ситуации.
Неоднозначность, противоречивость повествования является одной из главных особенностей творческого метода К.Хаина, создающей эффект "стилистического шока" и побуждающей читателя к самостоятельному поиску истины.
В главе дается анализ основных тем романа - теш школы, отчуждения* молчания, женской теш, которые рассматриваются прежде всего в психологическом плане. Писатель обращается также к исследованию социально-исторических корней проблемы отчуждения, при этом социальные процессы показаны через восприятие субъективного сознания, через исследование индивидуаль-
ной психики. Исследуя проблему отчуждения в индивидуально-психологическом плане на примере одной частной судьбы, К.Хайн создал драматический, заостренный образ своей эпохи. Типизация охватывает как характер и обстоятельства жизни отдельной личности, так и механизм поведения, что подчеркивает остроту и глобальность процесса отчуждения, который является следствием критического состояния современной цивилизации.
К.Хайну удалось осуществить свои эстетические задачи исключительно через художественные средства: структуру, стиль, язык, почти не прибегая к высказыванию убеждений и взглядов. Б главе анализируется удивительный художественный лаконизм, который обусловлен прежде всего позицией автора - хроникера, лишающей повествование эпической широты. Повествование ограничивается также перспективой одного рассказчика. Кроме того, доминирование визуальных картин как принцип изображения действительности, как бы пропущенной через объектив кино- или фотокамеры, сужает поле зрения рассказчика. Это создает необходимую критическую дистанцию между рассказчиком и 'окружающим миром, между автором и повествованием и вместе с тем придает произведению фрагментарность.
Последовательность соединения различных фрагментов повествования подчиняется строгой логике, главной идее романа и выявляет статичность эмоционального состояния героини -отчужденность, за которой скрывается чувство боли. Соединение фрагментов, все развитие сюжета направлено на постепенную концентрацию одних эмоций, мыслей, нарастание психологического напряжения. Роман имеет особый ритм: спокойное размеренное начало, методическое, факт за фактом, нагнетание напряжения и резкий финал - остановка на высокой ноте, на крике.
Анализ художественной структуры романа показал, что замкнутость структуры несет идейную нагрузку и организует весь художественный мир произведения, который также тяготеет к герметичной замкнутости.
Художественное своеобразие "Чужого друга", его глубокий психологизм определяется исповедальным характером произведения и проявляется в сфере предметной изобразительности, в пейзажах, портретах, описаниях. Рассказ от первого лица поз-
воляет сосредоточиться на внутреннем мире героини, придает повествованию художественную убедительность и эмоциональную окрашенность. Форма исповеди также придает рассказу исключительный драматизм и напряженность. Однако в отличие от традиционного исповедального романа, рассказчица но размышляет, а лишь констатирует, регистрирует факты. Отсутствие психологической мотивации событий побуждает читателя к самостоятельному психологическому анализу.
В заключении главы делаются выводы о том, что "Чужок1 друг" является художественно убедительным, необычайным по силе своего эмоционального воздействия психологическим романом и занимает особое место в творчестве К.Хайна: в нем впервые проявились типологические черты его романов.
Третья глава посвящена анализу романа "Смерть Хорна". Краткий обзор критической литературы по данному произведению выявляет общую тенденцию - исследование историко-философских взглядов, методологических основ творчества писателя в тесной связи с анализом содержания, стиля, художественных приемов. Большинство исследователей анализирует прежде всего тематический уровень произведения, тогда как ключом к пониманию авторского замысла и трактовки произведения является дискретная структура.
В связи с этим в главе рассматривается история возникновения к функциональные особенности дискретной структуры художественных произведений, что необходимо, как дая выявления тех традиций, на которые опирался К.Хайн, так и для понимания художественной специфики "Смерти Хорна".
Исследование дискретной структуры, основанное на работах отечественных литературоведов и лингвистов, показало, что ее формирование связано с эстетикой и художественной практикой немецкого романтизма, который нарушил каноничность жанра романа в трактовке времени те пространства. Дальнейшее развитие данной художественной структуры связано с различными направлениями литературы конца XIX - начала XX века. В работе анализируются прием множественности повествовательной перспективы, принцип монтажа, обращение к проблеме времени к памяти как конструктивному принципу построения произведений, ши-
- 11 -
рокое распространение которых отражает общую тенденцию в развитии романа XX века - усложнение структуры, возрастание гибкости, динамичности и интеллектуальной содержательности формы. Основой художественного повествования в романе XX века становится дискретная структура, определяющая характерные черты жанра романа: отказ от хронологической последовательности, смешение временных пластов, ослабление взаимосвязи внешних событий, многосубъектность,переключения повествовательной перспективы.
На основании анализа художественной специфики дискретной структуры: фрагмента и его функции, непроективности, ритма, взаимодействия фрагментов, делается вывод, что дискретная структура представляет собой наиболее активную, динамичную художественную конструкцию, которая обладает четкой внутренней логичностью, предельной композиционной жесткостью, выражает основную идею произведения и мироощущение художника, побуждает и направляет мысль читателя, ориентируя его на интеллектуальное сотворчество.
Вторая часть главы посвящена исследованию художественной специфики романа "Смерть Хорна". При всей дробности, мо-закчности сюжета действие сконцентрировано вокруг одного события - смерти главного героя. Воспоминания пяти рассказчиков отходят и возвращаются к этому событию, что порождает особый путь развития сюжета - цикличный, по кругу. Содержание романа формируется кольцевой композицией и, соответственно, весь художественный мир романа имеет строгую замкнутую структуру. Художественное время движется по кругу от настоящего к прошлому и снова к настоящему. Действие романа ограни- • чено пространством небольшого провинциального городка, который живет размеренной жизнью. Время в городке движется медленно, сонливо, по кругу. Особое художественное единство образует пространство музея, для которого характерна компактная замкнутость. Это пространство насыщено историческим временем высокой степени концентрации, застывшим и законсервированным. Жизнь героев втиснута в малое пространство, сжатое до минимума, напряженное до крайности. Отгородившись от внешнего мира, они пытаются найти спасение в неприступной замкнутости и отчужденности. - 12 -
Необходимо отметить, что художественное пространство романа строится также по принципу антитезы - тюремной замкнутости города и музея, героев противопоставляются цыгане, как традиционный символ свободы.
Таким образом, художественная специфика "Смерти Хорна" определяется кольцевой композицией, конструирующей движение сюжета, развитие содержания и формирующей пространственно-временные характеристики.
В романе используется такой художественный прием, как множественность повествовательной перспективы - история жизни и смерти Хорна пропущена через восприятие действующих лиц, появляющихся в роли рассказчика. "Смерть Хорна" строится на структурно скрещивающихся пяти сюжетных линиях, соотносящихся с основной сюжетной линией. В результате наложения пяти восприятий, пяти повествований возникает сложная "объемная" картина действительности. Мнения героев накладываются одно на другое, невозможно выделить из них главное, абсолютное. Истина находится вне текста, на пересечении мнений и возникает как результат анализа и синтеза всех точек зрения.
Дополнительный смысл в роман вносят интродукции, которые носят абстрагированный, метафоричный характер и представляют собой диалог главных героев - мертвого Хорна и одного из рассказчиков - мальчика Томаса. Основной функцией интродукций является введение читателя в сферу тем и проблематики романа. Кроме того, они выполняют сюжетообразующую функцию: призывы, требования Хорна дают толчок развитию сюжета.
Анализ основной сюжетной линии Хорна показал, что структурная организация образа главного героя отражает особенности структуры всего художественного целого. Как роман, так и художественный образ имеют дискретную структуру, оформляются кольцевой композицией, в основе формирования темы Хорна и всего художественного содержания лежит принцип дополнительности.
Построение сюжетных линий романа определяется использованием приема ретроспекции, который мотивирует дискретность повествования и соединение фрагментов по принципу ассоциативно-логической связи.
.Композиционное членение романа на главы связано с раз- 13 -
витием основной темы романа - темы Хорна, которая включает в себя темы памяти, истории, взаимоотношений личности и общества. Б каждой главе на первый план выходит один из аспектов главной темы и акцентируется внимание на судьбе одного из героев. Противопоставление тем и мотивов, сложное чередование фрагментов повествования подчинено одной главной задаче - исследованию трагического разлада личности и общества, разрушения отношений между людьми. Исследуя проблемы общества и личности, роман дает всесторонний критический анализ состояния современного общества и человека, достигает уровня широких социальных обобщений. При этом разлад личности и общества, главенствующая трагическая интонация не только передается н^. тематическом уровне, но и моделируется дискретной структурой. Таким образом, художественная форма романа "Смерть Хорна" предельно активна и содержательна. Анализ художественной структуры романа позволяет проследить авторский замысел и раскрыть его содержание.
В заключении диссертации содержатся краткие выводы по результатам исследования. Анализ литературного процесса . ГдР и новейшие материалы немецкой прессы свидетель-
ствуют о том, что в 70-е годы произошла резкая дифференциация литературного ландшафта: формирование двух противоположных по своим эстетическим программам и мировоззренческим позициям направлений. Официально признанная литература продолжает дальше традиции литературы ГДР раннего этапа развития. Оппозиционно-критическая литература отражает новое эстетическое самосознание, новый взгляд на действительность. Несмотря на общность тем и проблем, общность тенденций - обращение к культурному наследию, субъективизация повествования,
произведения писателей двух направлений значительно различаются по художественному решению поставленных проблем, степени критичности, общему пафосу и тональности.
Дифференциация литературы ГДР была обусловлена размежеванием общественных позиций творческой интеллигенции и значительными эстетическими изменениями, связанными с тенденцией литературы к "автономности", к освобождению от авторитарной политики, ограничений, регламентеций, со стремлением литературы к самоосмыслению, определению роли и места ис1дгсства в
современных условиях. В 70-е годы происходит' пересмотр лите-
- 14 -
ратурных концепций, обращение к культурному наследию, проблемам традиции: меняется отношение к романтизму, немецкому экспрессионизму, различным течениям модернизма. В результате этого значительно обогащается арсенал художественных средств, жанровая система литературы.
Литература ГДР 70-80-х годов характеризуется не только эстетическим, но и необычайным тематическим разнообразием. При этом доминантной чертой становится рост критичности в осмыслении проблем современной действительности.
Анализ общественной и творческой деятельности К.Хайна свидетельствует, что формирование его мировоззрения и эстетических взглядов происходит в общем русле идейно-эстетических поисков писателей оппозиционно-критического направления. Это проявляется в его демократических, гуманистических взглядах, в обостренном внимании к кризисным периодам в истории социализма, их оценке, высоком критическом потенциале его произведений. К характерным чертам его эстетической концепции относятся интерес к социальной функции литературы, ориентация на активного читателя, сочетание эмоционального и рационального воздействия на читателя, этическая направленность. Мировоззренческие и эстетические взгляды К.Хайна оказали влияние на художественные особенности его произведений и характер его творчества.
В романе "Чужой друг" К.Хайн впервые в литературе Восто-зной Германии в резкой заостренной форме обращается к проблеме отчуждения. Благодаря мастерству психологического анализа {.Хайн создал конкретное осязаею-образное воплощение психо-гогического процесса отчуждения и с большой эмоциональной си-юй изобразил одиночество, страдание человека в современном гаре. В "Чужом друге" впервые проявилось своеобразие творчес-сой манеры К.Хайна-романиста и определились типологические [ерты его романов - психологизм повествования, лаконизм сти-[я, большая .критическая дистанция между автором и повествова-шем, герметическая замкнутость художественного мира, активность и содержательность структуры.
На основе проведенного исследования в работе делается зывод о том, что К.Хайн, следуя в русле достижений современ-юго романа XX века, творчески разрабатывает одну из самых сложных художественных форм - дискретную структуру. Своеобра-
зие структурной организации романа "Смерть Хорна" определяется использованием приема множественности повествовательной перспективы и приемом ретроспекции, создающими дискретную структуру повествования. Содержание романа, авторский замысел не.только передается на тематическом уровне, но и моделируется структурой. Трагическая интонация, разрушение человеческих контактов, разлад личности и общества, беспомощность человека перед социальными силами выражается в формальном строе романа, в структуре смещения времен и смешения фрагментов. Художественная форма романов писателя предельно активна и содержательна: дискретная структура компенсирует художественный лаконизм, поясняет и объясняет текст, формирует и выражает содержание, чем и достигается необычайная жанровая "емкость".
Таким образом, интерес к проблемам современности и стремление найти для них адекватную форлу выражения определили своеобразие и новаторство творчества К.Хайна. Писатель внес существенный вклад в развитие жанра романа, значительно его модифицировав, в чем и заключается основное значение его творчества.
По теме диссертации опубликованы следующие -работы:
1. Балеева А.Р. Структура романа "Смерть Хорна" К.Хайна // Литература и язык в контексте культуры и общественной жизни: Тезисы межгосударственной научной конференции.-Казань, 1992.-С.28.
2. Балеева А.Р. Литература "инакомыслия" в оценке немецкой прессы 1969-1990 годов // Материалы межвузовской научной конференции преподавателей НГПИ и ЕГПИ: Тезисы докладов.-Н.Челны, 1992. -С.167-169.
3. Балеева А.Р. К вопросу о дискретной структуре художественных произведений. - Казань: КТУ, 1992. - 14 с. Деп. в ИНЮН, per.Ji 47578 от 18.01.93.
4. Балеева А.Р. Формирование образа главного героя в романе "Смерть Хорна" К.Хайна. - Казань: КТУ, 1992. - 6 с. Деп. в ИНЮН, per.Jf 47579 от 18.01.93.
Сдано в набор 20.04.94 г. Подписано в печать 21.04.94 г.
Форм.бум. 60 х 84 1/16. Печ.п. 1. Тираж ЮО.Заказ 175.
Лаборатория оперативной полиграфии КГУ.420008 Казань, Ленина, 4/5