автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Проблемы этической регуляции журналистской деятельности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы этической регуляции журналистской деятельности"
На правах рукописи
Назаретян Каринэ Акоповна
ПРОБЛЕМЫ ЭТИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(на примере освещения в СМИ межэтнических и межконфессиопальных отношений)
Специальность 09.00.05 - «Этика»
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
г 1 ноя гт
005538957
Москва 2013
005538957
Работа выполнена в секторе этики Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института философии Российской академии наук (Институт философии РАН)
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Рубен Грантович Апресян, Институт философии РАН.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Александр Владимирович Разин, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
кандидат филологических наук, профессор Иосиф Михайлович Дзялошин-ский, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Ведущая организация:
Тюменский государственный нефтегазовый университет, НИИ прикладной этики.
Защита состоится 17 декабря 2013 года в 15 часов 30 минут на заседании Диссертационного совета Д.002.015.01 Института философии РАН по адресу: Москва, ул. Волхонка, д. 14/1, стр. 5, зал заседаний Ученого совета (к. 524).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии РАН.
Автореферат разослан ноября 2013 года.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук
Б.О. Николаичев
Общая характеристика работы
Вопросы нравственной регуляции журналистской деятельности стали предметом общественного внимания и профессиональной обеспокоенности журналистов более ста лет назад. Хотя зачатки этической рефлексии в журналистике можно разглядеть еще в XVII веке, зарождение журналистской этики в полноценном смысле произошло примерно в конце XIX века - вместе с формированием самой профессии, когда в Западной Европе и Америке стали появляться первые журналистские ассоциации, курсы повышения квалификации и кодифицированные этические правила. Сегодня журналистская этика институционализирована сильнее, чем когда бы то ни было: существуют сотни этических кодексов, во многих странах функционируют советы по прессе, дающие оценку спорным с этической точки зрения материалам СМИ, в медиакомпаниях появляются ньюз-омбудсмены. Однако время бросает журналистам новые вызовы, и проблемы этической регуляции журналистской деятельности стоят сегодня не менее остро, чем раньше.
Актуальность исследования. Одна из наиболее серьезных этических проблем журналистской деятельности - способ подачи социально острых материалов: обсуждение актуальных, неоднозначных, конфликтных тем в СМИ не должно усугублять положение дел и ущемлять интересы вовлеченных в конфликт сторон. Среди болевых точек современного общества все более заметное место занимают межэтнические и межконфессиональные отношения. Ослабление межнациональных границ привело к увеличению миграционных потоков, и вследствие изменения этно-демографической ситуации в ряде стран усиливаются межкультурные, межэтнические и межконфессиональные напряженности. Нередко появление в средствах массовой информации материалов о конкретных событиях в этой области ведет к обострению ситуации, углублению конфликтов, росту взаимного недоверия и предубежденности.
Освещение межэтнических и межконфессиональных отношений все более осознается и обществом, и журналистским сообществом как серьезная этическая проблема, требующая особой профессиональной рефлексии. С одной стороны, большинство СМИ воспринимают закрепляющиеся в обществе ценности
толерантности и политкорректное™ и стремятся рассказывать о событиях таким образом, чтобы минимизировать возможный вред от своих материалов, с другой - многие журналисты, выражая противоположные общественные настроения, намеренно или ненамеренно способствуют разжиганию межэтнической и межконфессиональной розни. В этих условиях особенно важно глубоко проработать вопросы, связанные с основными нравственными ценностями журналистики. Не менее важно понять, как профессиональное сообщество может, опираясь на эти ценности, регулировать деятельность журналистов.
Сегодня в мире растет нормативная активность, направленная на этическую регламентацию журналистской деятельности в целом и, в частности, в освещении межэтнических и межконфессиональных отношений. В разных странах появляются новые этические кодексы, обсуждается возможность создания всемирного журналистского этического кодекса1, а в 2008 году Международная федерация журналистов запустила проект «Этическая журналистика»2, призванный способствовать повышению этической сознательности сотрудников СМИ по всему миру. Однако эффективность журналистских этических кодексов не всегда высока. Простого принятия кодекса недостаточно; необходимо создание и постоянное совершенствование соответствующих нормативных механизмов, обеспечивающих его действенность. Для этого необходим постоянный мониторинг режима этического регулирования, а также анализ связанных с этим нормативно-этических и этико-прикладных проблем, чему и посвящена данная работа.
Степень разработанности проблемы. Рассмотрение журналистской этики как части общественной морали опирается на проходившие в последние годы в России дискуссии на темы профессиональной и прикладной этики и общественной морали, инициированные НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, а также сектором этики Института философии РАН3. В работах Р.Г. Апресяна,
1 Herrscher R. А Universal Code of Journalism Ethics: Problems, Limitations, and Proposals // Journal of Mass Media Ethics. 2002. Vol. 17. №4.
2 White A. To Tell You the Truth. The Ethical Journalism Initiative. Brussels: International Federation of Journalists, 2008.
3 Материалы этих дискуссий опубликованы, в частности, в сборниках: Ведомости. Вып. 25: Общепрофессионалыш этика / Ред. В.И. Бакиггановский, H.H. Карнаухов. Тюмень: НИИ ПЭ, 2004; Ведомости. Вып. 35: Парадигмы прикладной этики / Ред. В.И. Бакштанов-
s
В.И. Бакштановского, Л.А. Гусейнова, Ю.В. Казакова, Б.Г. Капустина, Б.Н. Кашникова, JI.B. Коноваловой, A.B. Прокофьева, A.B. Разина, Ю.В. Согомонова и др. проводится концептуальная разработка понятий «профессиональная этика», «прикладная этика» и «общественная мораль», изучаются разные подходы к их определению, рассматривается соотношение профессиональной и прикладной этик, анализируются вопросы функционирования общественной морали.
Ценностный подход к пониманию морали получил развитие у М. Шелера, Н. Гартмана, Д. фон Гильдебранда4. В отечественной литературе такой подход в этике разрабатывается Р.Г. Апресяном, который определяет мораль через ценности и соответствующие им требования и в качестве основного содержания морали выделяет ряд базовых моральных ценностей5. Из отечественных авторов Л.В. Максимов подробно исследовал природу и соотношение моральных ценностей; история и содержание самого понятия «ценности» глубоко анализируются в работах A.A. Ивина и В.К. Шохина5.
По журналистской этике как таковой работ на русском языке не так много. Первый журналистский этический кодекс СССР был принят только в 1991 году, а полноценное развитие журналистской этики в России фактически началось в 1990-е годы. Одним из авторов того первого этического кодекса, так же как и действующего ныне Кодекса профессиональной этики российского журнали-
ский, H.H. Карнаухов. Тюмень: НИИ ПЭ, 2009; Этическая мысль. Вып. 12 / Отв. ред. A.A. Гусейнов. М: ИФ РАН, 2012; Общественная мораль / Ред. Р.Г. Апресян. М.: Альфа-М, 2009, а также в монографиях: Коновалова Л В. Прикладная этика. М.: ИФ РАН, 1998; Вак-штановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2005; Бакгитановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика: рефлексивная биография направления. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2007.
4 Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // М. Шелер Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994; Гартман Н. Этика. СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2002; Гильдебранд Д. фон. Этика. СПб.: Алетейя, 2001.
5 Апресян Р.Г. Новое эссе // Круглый стол Теоретического семинара сектора этики «Мораль: многообразие понятий и смыслов». 27.10.2012. URL: http://iph.ras.ni/uplfile/ethics/seminar/27 И 2012/KS Content.pdf (дата обращения: 24.09.2013); Беседа с Р.Г. Апресяном // Постигая добро: сборник статей. / Отв. ред. О.В. Артемьева, A.M. Прокофьев. М.: Альфа-М, 2013. С. 42^47.
6 Максимов Л.В. Высшие ценности и мораль // Философия и этика. Сборник научных трудов к 70-летию академика РАН A.A. Гусейнова / Ред. Р.Г. Апресян. М.: Альфа-М, 2009; Ивин A.A. Аксиология. М.: Высшая школа, 2006; Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: Изд-во РУДН, 2006.
ста(1994), был Д.С.Авраамов, разрабатывавший вопросы профессиональной этики журналиста еще с 1980-х гг.7 Большой вклад в исследование журналистской этики в нашей стране внесли В.И. Бакнггановскй и Ю.В. Согомонов, подробно анализировавшие проблемы морального выбора журналиста, разработавшие понятие медиаэтоса и в течение многих лет реализовывавшие проект Тюменской этической медиаконвенции8. Один из участников этого проекта, Ю.В. Казаков, глубоко изучил проблемы журналистского саморегулирования, занимался анализом журналистских этических кодексов и исследовал вопросы нормативно-ценностных оснований журналистской деятельности9. И.М. Дзялошинский посвятил свои работы этическим аспектам коммуникации в целом и этике СМИ в частности - в том числе, вопросам агрессии и толерантности в российских СМИ и поиску диалога между СМИ и аудиторией по проблеме «речевой агрессии»10. Г.В. Лазутина проанализировала сущность профессиональной морали, проведя классификацию профессионально-этических представлений журналиста".
Смежную проблематику - этику PR-деятельности — разрабатывает в России A.A. Разин, исследующий нравственные основания профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью12.
7 Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М: Изд-во Московского университета, 2003.
8 Бакштановский В.И, Согомонов Ю.В. Моральный выбор журналиста. Тюмень: Центр прикладной этики, 2002; Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Ойкумена прикладной этики: модели нового освоения. Том первый. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2007.
9 Казаков Ю.В. На пути к профессионально правильному. Российский медиаэтос как территория поиска. М.: Центр прикладной этики, 2001; Казаков IO.B. Нормативно-ценностные основания саморегулирования профессионального сообщества журналистов. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. соц. наук. Тюмень, 2002; и др.
10 Дзялошинский И.М. Этические аспекты коммуникативного взаимодействия // Этические проблемы организационной, профессиональной и межличностной коммуникации / Ред. М.А. Пильгун. М: АПК и ППРО, 2012; Дзячошинский ИМ. «...Прикладная этика представляет собой коммуникацию не только внутри сообщества исследователей, но и с теми, кто такую этику осваивает» // Ведомости. Вып. 36: Практичность морали, действенность кодекса / Ред. В.И. Бакштановский, H.H. Карнаухов. Тюмень: НИИ ПЭ, 2010; Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Российские СМИ: как создается образ врага. М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2007.
'1 Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект-пресс, 2000.
12 Разин АЛ. Этика PR-деятельности // Общественная мораль / Ред. Р.Г. Апресян. М.: Альфа-М, 2009.
К крупнейшим исследователям теории и практики журналистской этики в Европе и Америке относятся К.-Ж. Бертран, С.Дж. Вард, К. Кристианс, Дж. Меррилл13 и др. Из них К.-Ж. Бертран посвятил свои исследования анализу существующих систем журналистского саморегулирования и предпосылок для разработки новых; С.Дж. Вард подробнейшим образом исследовал историю журналистской этики в целом и ценности объективности в частности; К. Кристианс сделал вклад в изучение социально-этических вопросов и связи социальной этики с этикой СМИ; Дж. Меррилл глубоко проработал вопросы журналистской свободы и соотношения свободы слова и социальной ответственности. Все эти труды были крайне полезны для изучения особенностей журналистского саморегулирования, а также при составлении перечня базовых нравственных ценностей журналистики и реконструкции их содержания.
Исследованиями журналистских этических кодексов, в том числе на предмет выявления отраженных в них нравственных ценностей, вплотную занимались, среди прочих, Т. Лаитила, К. Роберте, К. Хафец14. О журналистских нравственных ценностях писали У. Боуман, Э. Вайэлл, Дж. Джонстоун, Э. Ламбет, Э. Славски, Д. Эллиотт15. При этом каждый из перечисленных исследователей выделяет свой набор базовых нравственных ценностей журналистики, которые учитываются в данной диссертации.
Проводимая реконструкция содержания выделяемых журналистских ценностей опирается на разноплановые работы, в которых подробно рассматривается
13 Merrill J. С. Journalism Ethics: Philosophical Foundations for News Media. Boston: St. Martin's press, 1997; Ward S.J.A. The Invention of Journalism Ethics: The Path to Objectivity and Beyond. Montreal & Kingston: McGill-Queen's University Press, 2006; Christians C.G., Fern J.P., Fackler M. Good news: Social ethics and the press. N.Y.: Oxford University Press US, 1993; Bertrand С J. Media Ethics & Accountability Systems. New Brunswick & London: Transaction Publishers, 2000.
14 Laitila T. Journalistic Codes of Ethics in Europe // European Journal of Communication. 1995. Vol. 10. № 4; Roberts C. Identifying and Defining Values in Media Codes of Ethics // Journal of Mass Media Ethics. 2012. Vol. 27. №2; Hafez K. Journalism Ethics Revised: A Comparison of Ethics Codes in Europe, North Africa, the Middle East, and Muslim Asia // Media Ethics in the Dialogue of Cultures / Ed. by K. Hafez. Hamburg: Deuhtsches Orient-Institut, 2003.
15 Johnstone J.W.C., Slawski EJ., Bowman WAY. The Professional Values of American Newsmen // The Public Opinion Quarterly. 1972-1973. Vol. 36. № 4; Via!! E.K. Measuring Journalistic Values: A Cosmopolitan/Community Continuum // Journal of Mass Media Ethics. 1992. Vol. 7. A1» 1; Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М.: Национальный институт прессы, 1998; Elliott D. All Is Not Relative: Essential Shared Values and the Press // Journal of Mass Media Ethics. 1988. Vol. 3. К» 1.
сущность этих ценностей как в контексте морали в целом, так и в контексте журналистики. Дж.С. Милль еще полтора столетия назад обосновал важность свободы слова для общества, и его аргументы не теряют своего значения до сих пор; И. Берлин четко развел понятия «негативной» и «позитивной» свободы; Г. Йонас исследовал значение ценности ответственности в условиях быстрых общественных изменений в XX веке; Т. Питерсон первым подробно изложил теорию социальной ответственности прессы; С.Дж. Вард подробно изложил и проанализировал историю ценностей объективности (беспристрастности) и правды в журналистике; Дж. Меррилл исследовал динамику взаимоотношений свободы слова и социальной ответственности в этике СМИ; Дж. Ролз создал одну из наиболее полных в современной философии концепций справедливости16 и т.д.
Освещению темы межэтнических и межконфессиональных отношений в разных странах посвятили свои исследования Р. Гринслэйд, П. Стэсем (Великобритания)17, Дж. Кампании, Дж. Тер Валь (Италия)18, Т. Кёлер, Г. Рурманн, Й. Требе (Германия)19, A.M. Верховский, Г.В. Кожевникова, В.К. Малькова,
16 Милль Дж. С. О свободе // Дж. С. Милль. Утшгатариапизм. О свободе. СПб.: Тип. (быв). А. М. Котомина, 1882; Берлин И. Четыре эссе о свободе. Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992; Йанас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М: Айрис-пресс, 2004; Питерсон Т. Теория социальной ответственности прессы // Ф.С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. Четыре теории прессы. М: Национальный институт прессы, 1998; Ward S.J.A. Op. cit.; Merrill J.C. Op. cit.; Ролз Дж. Теория справедливости. М.: ЛКИ, 2010.
17 Greenslade R. Seeking Scapegoats. The coverage of asylum in the UK press. London: Institute for Public Policy Research, 2005; Statham P. United Kingdom (UK) // Racism and Cultural Diversity in Mass Media. An overview of research and examples of good practice in the EU Member States, 1995-2000 / Ed. by J. ter Wal. Vienna: European Research Centre on Migration and Ethnic Relations, 2002.
18 Campani G. Migrants and Media: The Italian Case // Media and Migration: Constructions of Mobility and Difference / Ed. by R. King., N. Wood. London: Routledge, 2001; Ter Wal J. Italy (ГГ) // Racism and Cultural Diversity in Mass Media. An overview of research and examples of good practice in the EU Member States, 1995-2000 / Ed. by J. ter Wal. Vienna: European Research Centre on Migration and Ethnic Relations, 2002.
19 Ruhrmann G. The Stranger. Minorities and Their Treatment in German Media // The Mission. Journalism, Ethics and the World / Ed. by J.B. Atkins. Ames: Iowa State University Press, 2002; Trebbe J., Köhler Т. Germany (DE) // Racism and Cultural Diversity in Mass Media. An overview of research and examples of good practice in the EU Member States, 1995-2000 / Ed. by J. ter Wal. Vienna: European Research Centre on Migration and Ethnic Relations, 2002.
В.И. Мукомель (Россия)20. Их работы позволяют составить представление о том, какие проблемы с освещением межэтнических и межконфессиональных отношений существуют в каждой из названных стран.
Феномен мультикультурализма анализируется У. Беком, П.С. Гуревичем, B.C. Малаховым и др.; последний также глубоко изучил феномен национализма как политической идеологии21.
Этот комплекс разноплановых работ по этике, политической философии, истории и теории журналистики, а также база исследований материалов конкретных СМИ позволили автору диссертации провести этико-прикладное исследование, выстроив работу на стыке этической теории и ситуационного анализа журналистской практики.
Цель исследования — на основе анализа практики этической регуляции освещения межэтнических и межконфессиональных отношений в разных странах выявить основные проблемы этической регуляции журналистской деятельности в целом и предложить подходы к их решению.
Задачи исследования:
- на основе анализа журналистских этических кодексов разных стран и большого пласта литературы по журналистской этике установить ценностный состав современной журналистики;
- изучить историю и проанализировать современное содержание каждой из выделенных ценностей;
- рассмотреть вопросы совместимости этих ценностей;
20 Верхоеский A.M. Общий анализ результатов мониторинга // Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ / Сост. А.М. Верховский. М.: Центр "Панорама", 2002; Кожевникова Г.В. Язык вражды после Кондопогп // Язык вражды против общества / Сост. А.М. Верховский. М.: Сова, 2007; Малъкова В.К. «Не допускается разжигание межнациональной розни...». Книга об этнической журналистике. М.: ИЭА РАН, МБПЧ, 2005; Мукомель В.И. Российские дискурсы о миграции: «нулевые годы» // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2011 / Отв. ред. М.К. Горшков. М.; СПб.: ИС РАН; Нестор-История, 2011.
21 Бек У. Космополитическое мировоззрение. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2008; Гурееич П.С. Глобализация и мультакультурализм // Философия и культура 2012. № 8 (56); Малахов B.C. Понаехали тут... Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М.: НЛО, 2007; Малахов B.C. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2010.
- разобрать ситуации с этической регуляцией освещения в СМИ нескольких стран межэтнических и межконфессиональных отношений и выявить проблемы этической регуляции этой темы с помощью анализа следующих объектов на предмет отражения в них выделяемых нами базовых нравственных ценностей журналистики: а) текстов специальных этических кодексов, регулирующих освещение межэтнических и межконфессиональных отношений, и касающихся этой темы положений общих этических кодексов; б) скандальных случаев освещения местными СМИ межэтнических и межконфессиональных отношений; в) дискуссий вокруг спорных редакционных решений, связанных с освещением межэтнических и межконфессиональных отношений; г) дискуссий вокруг принятия новых этических правил, регулирующих освещение межэтнических и межконфессиональных отношений, - а также с помощью сопоставления отражения выделяемых нами базовых нравственных ценностей в этических кодексах, с одной стороны, и в журналистской практике / журналистских дискуссиях, с другой;
— предложить подходы к решению выявленных проблем.
Теоретический контекст исследования. В моральной философии не существует единства относительно того, как следует определять мораль, что является ее сущностью. В рамках одного из подходов мораль рассматривают как набор ценностей, которые императивно выражаются в ряде базовых требований22.
В философии сложно найти и общепринятое, удовлетворяющее всех определение ценностей. В данной диссертации принято следующее определение: «В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т. е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)»23.
Журналистская этика как одна из профессиональных этик рассматривается в контексте общественной морали, понимаемой как, «с одной стороны, ... комплекс ценностей и норм, определяющих отношение социума к своим членам, а
22 Апресян Р.Г. Новое эссе.
23 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Эгика. М.: Гардарики, 2004. С. 228.
с другой - ценностей и норм, определяющих отношение членов социума к целому»24. Хотя исторически моральная философия развивалась н основном как этика личности, в XX веке этического осмысления потребовали многие общественные вопросы. Это привело к повороту в этической мысли в 1970-х годах и бурному развитию в последней трети XX века этико-прикладных исследований, в которых был сделан акцент на социальной ответственности профессиональной и предметно-определенной деятельности.
Ряд авторов отмечают институционалыюсть как одну из характеристик общественной морали25. При этом социальный институт понимается не как организационное образование, а функционально - как совокупность норм поведения. Эти нормы могут быть закреплены как в неписаных традициях, так и в писаном виде - в этических кодексах, уставах, декларациях и др. Моральные принципы журналистики, в частности, закреплены в многочисленных журналистских этических кодексах, а за их соблюдением следят советы по прессе (обычно - национальные организации, состоящие из профессиональных журналистов и представителей гражданского общества) и ньюз-омбудсмены (специальные люди, работающие при некоторых СМИ и призванные выявлять случаи неэтичного поведения этого СМИ). Их решения, однако, не имеют юридической силы, а их деятельность основывается на согласии внутри профессионального общества, наделившего их определенными полномочиями.
Так как среди философов-этиков нет единодушия в понимании феномена морали (не говоря о концептуальном единстве), довольно сложно сформулировать какой-то конечный список базовых общечеловеческих моральных ценностей. Согласно Р.Г.Апресяну, набор базовых ценностей морали составляют ценности невреждения, признания, солидарности и заботы. Эти ценности отражают коммуникативное измерение морали. Перфекционистское измерение отражено в ценностях добродетели и личного совершенства. Специфика моральных ценностей состоит в том, что они утверждают благо индивида и ориентируют его на благо другого. Соответственно, ключевыми цешюстями общест-
24 Беседа с Рубеном Грантовичем Апресяном. С. 47.
25 См. Общественная мораль / Ред. Р.Г. Апресян. М.: Альфа-М, 2009. С. 34-35, 142-143, 480-484.
венной морали, по мнению того же автора, являются общее благо и права человека26.
Методология исследования. На основе приведенного понимания морали в диссертации реконструируются ценностные основания современной журналистики и выявляются важнейшие проблемы этической регуляции журналистской деятельности. В диссертации термин «этика» используется для обозначения областей прикладного знания, рационализированных и систематизированных моральных взглядов и пр. Под журналистской этикой понимается комплекс ценностных ориентации и вытекающих из них императивов, регулирующих профессиональную журналистскую деятельность.
Для составления списка базовых нравственных ценностей журналистики в диссертации применяется метод контент-анализа этико-нормативных документов. Материалом анализа служат шесть этических кодексов, из которых четыре являются национальными этическими кодексами стран (Великобритания, Италия, Германия, Россия), один - кодекс Международной федерации журналистов и еще один - кодекс американского Общества профессиональных журналистов. Сделанные в первой главе выводы относительно выделенных ценностей верифицируются во второй главе.
Доминирующий во второй главе является метод ситуационного анализа, предмет которого - традиции освещения межэтнических и межконфессиональных отношений, а также опыт этического регулирования журналистской деятельности в этой области и обсуждение вопросов этического регулирования журналистской деятельности в Великобритании, Италии, Германии и России. Для каждой из этих стран рассматривается общественно-исторический фон проблемы, практика освещения межэтнических и межконфессиональных отношений в национальных СМИ, опыт этического регулирования журналистской деятельности в этой области и его нормативное обеспечение. Соответствующие нормативные документы анализируются с точки зрения того, как в них отражены выделенные базовые нравственные ценности журналистики. В §2.1 с этой точки зрения анализируется дискуссия вокруг конкретного редакционного решения, связанного с освещением межэтнических и межконфессиональных от-
26 Беседа с Рубеном Грантовичем Апресяном. С. 42^47; Апресян Р.Г. Новое эссе.
ношений; в §§2.2 и 2.4 - конкретные громкие случаи освещения в местных СМИ межэтнических и межконфессиональных конфликтов; в §2.3 — дискуссия вокруг возможности принятия новых этических правил, регулирующих освещение межэтнических и межконфессиональных отношений. Различие в объектах анализа дало возможность рассмотреть проблематику регулирования журналистской деятельности под разными углами зрения.
Положения, выносимые на защиту.
1. В журналистике можно выделить семь базовых нравственных ценностей: свобода слова, социальная ответственность, правда, беспристрастность, непричинение вреда, справедливость и честность, которые являются предельно широкими п контексте журналистской этики. Эти ценности неоднородны по своему «калибру», по предмету (относится ли ценность только к поведению журналиста или также к ожидаемым результатам его поведения) и по ряду других оснований. Однако данный набор ценностей можно эффективно использовать для анализа спорных этических ситуаций в журналистике.
2. Из выделяемых семи нравственных ценностей содержание трех - свободы слова, правды и беспристрастности - претерпело за несколько столетий значительные изменения. Содержание остальных ценностей, зародившихся позже (в XIX - XX веках), исторически более стабильно. Но как первые, так и вторые можно трактовать по-разному.
3. Не все нравственные ценности журналистики совместимы друг с другом. В частности, из выделенных семи базовых ценностей шесть вступают друг с другом в те или иные противоречия. Основная линия противоречий проходит между двумя группами ценностей, разделенных на основании их отнесенности либо к правилам работы с информацией, либо к судьбам людей. В первую группу попадают свобода слова, правда, беспристрастность и честность, а во вторую - социальная ответственность, справедливость и непричинение вреда. Схема обнаруженных противоречий между ценностями представлена в §1.3.
4. Существуют три основные проблемы этической регуляции журналистской деятельности, выявленные на базе анализа практики освещения межэтнических и межконфессиональных отношений в четырех странах: а) неполное отражение спектра ценностей, важных для освещения межэтнических и межкон-
фессиональных отношений, в журналистских этических кодексах; б) несовместимость некоторых из базовых нравственных ценностей журналистики и отсутствие в кодексах указаний на то, как разрешать существующие противоречия; в) вероятные расхождения в понимании содержания базовых нравственных ценностей между некоторыми практикующими журналистами, с одной стороны, и теоретиками журналистики и составителями этических кодексов, с другой.
5. Существуют следующие подходы к решению выявленных проблем: а) расширение и более глубокая проработка существующих этических кодексов; б) составление рекомендаций для журналистов по принятию решений и поведению в ситуациях конфликта ценностей; в) разработка образовательных программ, которые способствовали бы повышению общего уровня этической рефлексии журналистов и тем самым могли бы сделать этическую кодификацию более эффективной.
Научная новизна работы состоит в представлении журналистской этики в виде комплексной системы ценностей, которую можно принять в качестве базиса для анализа спорных с этической точки зрения ситуаций в журналистской практике. Эта система ценностей взята за основу для ситуационного анализа журналистской деятельности, который дал определенные результаты; описанный подход, таким образом, продемонстрировал свою жизнеспособность.
В работе представлен оригинальный набор базовых нравственных ценностей журналистики и предложено аналитическое обозрение содержания каждой из них. Раскрыта тема противоречий меяеду нравственными ценностями в журналистике. С помощью анализа этической регуляции освещения межэтнических и межконфессиональных отношений в нескольких странах выявлены три основные проблемы этической регуляции журналистской деятельности и намечены подходы к их решению.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке комплексного подхода к анализу проблем этической регуляции журналистской деятельности. Этот подход может быть использован в дальнейших исследованиях нормативно-этических и этико-прикладных проблем деятельности журна-
листов. Полученные результаты могут послужить отправной точкой для более широкой дискуссии на тему этической регуляции журналистской деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что в рамках исследования был разработан определенный инструментарий для анализа спорных этических ситуаций в журналистской практике. Список базовых нравственных ценностей журналистики может помочь аналитикам и наблюдателям в оценке действий или материалов того или иного журналиста, а журналистам - в принятии решения в сложных с моральной точки зрения ситуациях. Результаты исследования также могут быть использованы при подготовке и переподготовке журналистских кадров.
Апробация результатов диссертационного исследования. Предварительные результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде» (16 сентября 2009 года, МППУ, г. Москва) и «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации» (11-13 ноября 2009 года, МИРЭА, г. Москва), на теоретических семинарах Сектора этики Института философии РАН (16 ноября 2010 года, 29 марта 2011 года, 27 ноября 2012 года), в рамках образовательного проекта «Летняя школа "Русского репортера"» (3 августа 2013 года, база «Волга» в Тверской области), а также опубликованы в ряде научных статей, приведенных в конце реферата.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы. Работа изложена на 200 страницах; список литературы включает 159 наименований.
Основное содержание работы
Во Введении обоснована актуальность исследования, рассмотрена степень разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи, изложен теоретический контекст исследования, представлена использованная методология и сформулирована научная новизна работы.
Первая глава - «Общая характеристика журналистской этики» - посвящена разработке теоретической базы для дальнейшего этико-прикладного исследования. В первом параграфе, «Ценностные приоритеты», на основании
анализа ряда нормативно-этических документов и большого пласта литературы по журналистской этике составлен перечень основополагающих нравственных ценностей современной журналистики. Глобального стандарта журналистской этики пока не существует, и, по-видимому, его появление в ближайшее время маловероятно в силу серьезных культурных и политических различий между разными регионами. Поэтому за основу исследования взяты журналистские ценности и стандарты, зародившиеся и развивавшиеся, главным образом, в странах Западной Европы и в США, где существуют богатые традиции этической рефлексии на тему журналистской деятельности и ее регуляции.
Материалом для анализа ценностного состава журналистики послужили шесть журналистских этических кодексов. В каждом из них отражен разный набор ценностей, и каждой из ценностей в них уделено разное внимание. Основанием для выделения конкретных ценностей стало то, что во всех кодексах с выявленными ценностями соотносятся не меньше десяти этических требований.
Анализ шести выбранных кодексов позволил сделать вывод о том, что основные отраженные в них ценности - это ценности (в порядке убывания количества отраженных в кодексах этических требований, которые им соответствуют): правды, непричинения вреда, беспристрастности, свободы слова, честности, социальной ответственности и справедливости. В тексте параграфа приведены положения кодексов, которые отражают каждую из этих ценностей. Далее в параграфе рассмотрены шестнадцать работ исследователей СМИ, которые предлагают свой перечень базовых нравственных ценностей журналистики. Как показал анализ, подавляющее большинство обсуждаемых в литературе базовых нравственных ценностей журналистики так или иначе соотносятся с выделенными в диссертации на основе анализа этических кодексов семью ценностями.
В параграфе также анализируется феномен неоднородности нравственных ценностей журналистики по ряду параметров и делается вывод, что разнопо-рядковость ценностей не создает непреодолимых препятствий для того, чтобы рассматривать их в качестве базовых.
Во втором параграфе, «Содержание базовых нравственных ценностей журналистики», представлен аналитический обзор каждой из семи выявленных ценностей.
Свобода слова рассмотрена как одна из первых и самых важных идей, которые сформировали современную журналистику. Традицию в философии СМИ, истоки которой идут еще от Дж. Мильтона, в литературе чаще всего называют либертарианской традицией. Это связано с тем, что Мильтон и его последователи (в их числе - Дж.С. Милль) предложили идею практически ничем не ограниченной свободы выражения мнений. Анализ современного содержания ценности свободы слова позволил определить ее следующим образом: свобода слова — это свобода говорить почти все, но с минимальными разумными ограничениями (информация должна быть проверена по нескольким источниками, журналист не должен намеренно говорить неправду и т. п.).
В 1940-х годах в США Комиссия по вопросам свободы печати исследовала ситуацию со свободой слова и нравственностью в американских СМИ и подготовила доклад под названием «Свободная и ответственная пресса», выводы которого были названы теорией социальной ответственности прессы. Под влиянием этой теории было создано большинство современных систем журналистской саморегуляции. Ценность социальной ответственности трактуется в диссертации как ответственность журналиста перед обществом за последствия своих действий в краткосрочной перспективе.
Ценность правды в журналистской этике - это не просто отсутствие лжи, но представление по возможности наиболее полной картины произошедшего (происходящего).
Беспристрастность в СМИ до середины XX века трактовалась, главным образом, как объективность. Однако уже во второй половине XX века большинство журналистов и обозревателей пришли к пониманию того, что последовательная объективность в журналистике невозможна в силу специфики профессии. Беспристрастность же подразумевает сбалансированность подачи информации, отсутствие заинтересованности журналиста в представлении ситуации тем или иным образом и четкое разграничения между фактами и мнениями.
Честность - вероятно, наименее специфическая ценность для журналистики, так как играет большую роль в любой профессии, как и в целом в жизни. Кроме того, ее содержание в журналистике пересекается с содержанием других ценностей: беспристрастности, правды, справедливости. Честность в журналистике предполагает соблюдение договоренностей, по возможности отсутствие обмана в процессе сбора информации и т. д.
Трактовка ценности справедливости в диссертации базируется, в основном, на коммунитаристской концепции. Из нее вытекает, что справедливый журналист должен, в первую очередь, уделять внимание проблемам наиболее уязвимых слоев населения. На взгляд диссертанта, в журналистике такое понимание справедливости в наибольшей степени способствует снятию социальных на-пряженностей и гармонизации общественных интересов и, таким образом, наилучшим образом соотносится с ценностью общего блага как одной из ключевых ценностей общественной морали.
Непричинение вреда подразумевает, что журналист должен задумываться о последствиях своих действий для тех, с кем он взаимодействует процессе работы, и для потребителей его материалов. В отличие от ценности социальной ответственности, коррелирующей с благом общества в целом, непричинение вреда коррелирует с благом индивидуальных членов общества.
Третий параграф, «Проблема совместимости ценностей», посвящен анализу противоречий между выделенными семью базовыми ценностями журналистики. Показано, что основная линия противоречий проходит между двумя группами, разделенными по основанию того, к чему относятся ценности: к правилам работы с информацией или к судьбам людей. В первую группу входят свобода слова, правда, беспристрастность и честность, а во вторую группу -социальная ответственность, справедливость и непричинение вреда. В параграфе проанализированы противоречия внутри следующего комплекса пар ценностей: свобода слова — социальная ответственность, свобода слова — непричинение вреда, свобода слова - справедливость, правда - социальная ответственность, правда - непричинение вреда, беспристрастность - социальная ответственность, беспристрастность - непричинение вреда, беспристрастность — справедливость. Единственная из выделенных семи базовых нравственных ценно-
стей журналистики, которая не вступает в противоречия с другими, - это ценность честности. Выявленные противоречия между ценностями представлены в параграфе в виде схемы.
Вторая глава - «Этическая регуляция освещения средствами массовой информации межэтнических и межконфессиональных отношений (страноведческий анализ)» - представляет собой собственно этико-прикладное исследование. На основе анализа освещения межэтнических и межконфессиональных отношений в СМИ четырех стран - Великобритании, Италии, Германии и России, а также анализа ситуаций с этической регуляцией освещения этой темы в названных странах выявляются основные проблемы этической регуляции журналистской деятельности.
В первом параграфе, «Великобритания», кратко представлены история межэтнических и межконфессиональных отношений в Великобритании, история и современное состояние освещения этих вопросов в британских СМИ, а также история и современное состояние этической регуляции освещения этих вопросов в британских СМИ. На предмет отражения выделяемых базовых нравственных ценностей журналистики проанализированы три британских нормативных документа: специальный этический кодекс «Руководство по освещению расовых вопросов» британского Национального союза журналистов (НСЖ), п. 9 Общего этического кодекса НСЖ и п. 5.4.38 редакционного этического кодекса «Би-би-си».
В параграфе проанализирована дискуссия вокруг спорной ситуации с приглашением в эфир телекомпании «Би-би-си» лидера националистической Британской национальной партии Н. Гриффина на предмет ценностного содержания аргументации сторон.
В целом анализ показал, что этический кодекс, даже подробно проработанный, не может помочь журналисту на практике, так как не содержит в себе указаний на то, как разрешать противоречия между ценностями. Документы такого рода дают только общие рекомендации по освещению межэтнических противоречий; в конкретных же спорных ситуациях каждый редактор и журналист должен ориентироваться на собственные моральные ориентиры.
Во втором параграфе, «Италия», также кратко представлены история межэтнических и межконфессиональных отношений в этой стране, история и современное состояние освещения этих вопросов в итальянских СМИ, история и современное состояние этической регуляции освещения этих вопросов в итальянских СМИ. На предмет отражения выделенных базовых нравственных ценностей журналистики проанализированы два нормативных документа: специальный этический кодекс «Римская хартия» и избранные положения общего итальянского этического кодекса «Хартия обязанностей журналистов».
В параграфе проанализирована ситуация с некорректным, по мнению многих наблюдателей, освещением в итальянских СМИ хода расследования преступления, в котором обвинялись иммигранты из Румынии. Высказано предположение, что возникавшие нарекания в адрес СМИ были обусловлены тем, что в рассматриваемых журналистских материалах фактически не была отражена ни одна из семи базовых этических ценностей журналистики (кроме ценности честности, оценить отражение которой в конечном материале представляется проблематичным). Причина этого лежит, по-видимому, в расхождениях в понимании содержания базовых нравственных ценностей СМИ между итальянскими журналистами, с одной стороны, и авторами этических кодексов / исследователями, занимающимися этикой СМИ, с другой. Это предположение подкрепляется рассмотрением того, в чем именно могут заключаться эти расхождения.
В третьем параграфе, «Германия», по логике предыдущих параграфов представлены история межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, история и современное состояние освещения этих вопросов в немецких СМИ и история и современное состояние этической регуляции освещения этих вопросов. В отсутствие в Германии специального этического кодекса, который регулировал бы освещение межэтнических и межконфессиональных отношений, на предмет отражения выделенных базовых нравственных ценностей журналистики проанализирован только п. 12 общего Немецкого кодекса прессы.
В параграфе проанализирована дискуссия вокруг возможности принятия языкового руководства для журналистов, которым они руководствовались бы при создании материалов на темы межэтнических и межконфессиональных от-
ношений, и сделан вывод о наличии трех взаимосвязанных проблем этического регулирования журналистской деятельности в рассмотренном случае: 1) недостаточности существующих в Германии кодифицированных этических правил, касающихся освещения межэтнических и межнациональных отношений; 2) наличии противоречий между определенными базовыми нравственными ценностями журналистики и 3) возможности множественного толкования определенных базовых нравственных ценностей журналистики (т. е. наличии расхождений в их понимании).
В четвертом параграфе, «Россия», кратко представлены история межэтнических и межконфессиональных отношений в России, история и современное состояние освещения этих вопросов в российских СМИ, история и современное состояние этической регуляции освещения в них этих вопросов. В России так же, как в Германии, не существует специального этического кодекса, который регулировал бы освещение межэтнических и межконфессиональных отношений, поэтому на предмет отражения выделяемых нами базовых нравственных ценностей журналистики проанализированы только касающиеся этой темы положения общего Кодекса профессиональной этики российского журналиста.
В параграфе рассмотрена ситуация с освещением в российских СМИ конфликта в карельском городе Кондопога, произошедшего в августе - сентябре 2006 года. Анализ доступных обзоров освещения российскими СМИ тех событий позволяет сделать вывод о том, что в общей массе материалов СМИ не была отражена ни одна из выделенных базовых нравственных ценностей журналистики (не считая ценности честности, оценить отражение которой в конечном материале, как говорилось выше, представляется проблематичным), и высказано предположение о том, что причина этого может лежать в расхождениях в понимании содержания базовых нравственных ценностей журналистики между журналистами, с одной стороны, и авторами этических кодексов и исследователями СМИ, с другой.
В Заключении обобщены полученные в ходе диссертационного исследования результаты и сформулированы выводы, определена теоретическая и практическая значимость диссертации и предложены перспективные направления для дальнейших исследований по изученной проблематике.
Список работ, опубликованных по теме диссертации
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах из перечня, утвержденного ВАК:
1. Назаретян К. Журналистская этика: тенденции развития // Этическая мысль. Вып. 10 / Отв. ред. A.A. Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2010. С. 213-233. 1 п. л.
2. Назаретян К. Честное слово журналиста // Человек. 2013. № 2. С. 110— 121.0,8 п. л.
3. Назаретян К. Ценность правды во взаимоотношениях государства и СМИ // Государственная служба. 2013. № 2. С. 59-61.0,4 п. л.
4. Назаретян К, Базовые этические ценности журналистики II Философия и культура (принята к публикации). 1 п. л.
Публикации в других изданиях:
5. Назаретян К. Освещение экстремизма и ксенофобии в СМИ Великобритании и Италии: этические нормы // Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде. Сборник тезисов городской научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2009. С. 191-195. 0,25 п. л.
6. Назаретян К. Журналистская этика в обществе знаний // Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. Материалы Ш Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Москва, МИРЭА, 11-13 ноября 2009 г. / Ред. Д.И. Дубровский, Е.А. Никитина. М.: Связь-принт, 2009. С. 423—425. 0,15 п. л.
Подписано в печать:
12.11.2013
Заказ №> 9077 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Объем: 1 усл.п.л. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 wwvv.autoreferat.ru
Текст диссертации на тему "Проблемы этической регуляции журналистской деятельности"
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук
На правах рукописи
04201450333
Назаретян Каринэ Акоповна
ПРОБЛЕМЫ ЭТИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(на примере освещения в СМИ межэтнических и межконфессиональных отношений)
Специальность 09.00.05 - этика
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель доктор философских наук, профессор
Р.Г. Апресян
Москва 2013
Содержание
Введение 3 Глава I. Общая характеристика журналистской этики
§1.1 Ценностные приоритеты 20 §1.2 Содержание базовых нравственных ценностей
журналистики 44
§1.3 Проблема совместимости ценностей 92
Глава II. Этическая регуляция освещения средствами массовой информации межэтнических и межконфессиональных отношений (страноведческий
анализ)
§2.1 Великобритания 104
§2.2 Италия 122
§2.3 Германия 140
§2.4 Россия 158
Заключение 179
Библиография 186
Введение
Вопросы нравственной регуляции журналистской деятельности стали предметом общественного внимания и профессиональной обеспокоенности журналистов более ста лет назад. Хотя зачатки этической рефлексии в журналистике можно разглядеть еще в XVII веке, зарождение журналистской этики в полноценном смысле произошло примерно в конце XIX века - вместе с формированием самой профессии, когда в Западной Европе и Америке стали появляться первые журналистские ассоциации, курсы повышения квалификации и кодифицированные этические правила. Сегодня журналистская этика институционализирована сильнее, чем когда бы то ни было: существуют сотни этических кодексов, во многих странах функционируют советы по прессе, дающие оценку спорным с этической точки зрения материалам СМИ, в медиакомпаниях появляются ньюз-омбудсмены - специальные сотрудники, следящие за этической составляющей медиапродуктов своего работодателя. Однако время бросает журналистам новые вызовы, и проблемы этической регуляции журналистской деятельности стоят сегодня не менее остро, чем раньше.
Актуальность исследования. Одна из наиболее серьезных этических проблем журналистской деятельности - способ подачи социально острых материалов: обсуждение актуальных, неоднозначных, конфликтных тем в СМИ не должно усугублять положение дел и хоть как-то ущемлять интересы вовлеченных в конфликт сторон. Среди болевых точек современного общества все более заметное место занимают межэтнические и межконфессиональные отношения. Журналистика не может обходить и не обходит эту значимую общественную тему, но нередко освещение конкретных событий в этой области ведет - и по всему миру тому немало примеров - к обострению ситуации, углублению конфликтов, росту взаимного недоверия и предубежденности. Нередко это происходит вопреки намерениям журналистов, просто в силу существующих предрассудков, не всегда осознаваемых, непонимания
журналистами социально-психологических механизмов и нравственных закономерностей общественной жизни. Освещение межэтнических и межконфессиональных отношений в СМИ все более осознается и обществом, и журналистским сообществом как серьезная этическая проблема, требующая особой профессиональной ответственности.
Сегодня в мире растет нормативная активность, направленная на этическую регламентацию журналистской деятельности вообще и, в частности, в области освещения межэтнических и межконфессиональных отношений. В разных странах появляются новые этические кодексы, обсуждается возможность создания всемирного журналистского этического кодекса1, а в 2008 году Международная федерация журналистов запустила проект «Этическая журналистика» («The Ethical Journalism Initiative»)2, призванный способствовать повышению этической сознательности сотрудников СМИ по всему миру. Однако эффективность этических кодексов - как давно, так и недавно созданных - не всегда высока. Это говорит о том, что простого принятия этического кодекса профессиональной деятельности недостаточно; необходимо создание и постоянное совершенствование соответствующих нормативных механизмов, обеспечивающих действенность кодексов. Для этого необходим постоянный мониторинг режима этического регулирования, анализ связанных с этим нормативно-этических и этико-прикладных проблем, чему и посвящена данная работа.
Стремительное развитие информационных технологий на излете XX века открыло новую эру в журналистике. На смену бумажным изданиям с ограниченным тиражом и суточным циклом производства приходит интернет3, ау-
1 Herrscher R. A Universal Code of Journalism Ethics: Problems, Limitations, and Proposals // Journal of Mass Media Ethics. 2002. Vol. 17. № 4.
2 White A. To Tell You the Truth. The Ethical Journalism Initiative. Brussels: International Federation of Journalists, 2008.
3 По некоторым прогнозам, большинство бумажных СМИ могут исчезнуть в течение ближайших десяти лет. См., например: Главред MIT Technology Review о секретах успеха издания о технологиях // Digit.ru, 24.09.2013. URL: http://digit.ru/it/20130924/405911561.html (дата обращения: 09.10.13).
дитория которого измеряется миллиардами, а технология выпуска периодических интернет-изданий позволяет публиковать новости в режиме реального времени. Это вносит существенные коррективы в работу журналистов: они должны работать еще быстрее, чем раньше, так как у них нет времени до «сдачи» материала. Соответственно, сокращается время на принятие решения в нравственно неоднозначной ситуации, а это значит, что журналисту нужно лучше ориентироваться в этических ценностях и вытекающих из них правилах. Меняется и характер распространения новостей: исчезает привязанность СМИ к определенной территории - материалы даже локальных СМИ можно сегодня прочесть в любой точке планеты. Ширина охвата аудитории значительно увеличивает потенциальную возможность каждого отдельного материала влиять на общественные процессы, что накладывает на журналистов дополнительную ответственность.
В то же время, ослабление межнациональных границ привело к увеличению миграционных потоков, и вследствие изменения этно-демографической ситуации в ряде стран усиливаются межкультурные, межэтнические и межконфессиональные напряженности. Сегодня, когда информация о любом событии может быть мгновенно транслирована через интернет по всему миру, динамика возникающих конфликтов в значительной мере зависит от того, как они освещаются средствами массовой информации. При этом, с одной стороны, большинство СМИ воспринимают закрепляющиеся в обществе ценности толерантности и политкорректное™ и стремятся освещать события таким образом, чтобы минимизировать возможный вред от своих материалов. С другой стороны, многие журналисты, выражая противоположные общественные настроения, намеренно или ненамеренно разжигают межэтническую и межконфессиональную рознь. В этих условиях особенно важно глубоко проработать вопросы, связанные с основными нравственными ценностями журналистики, как то: насколько далеко может простираться свобода слова, что на практике могут означать социальная ответственность, правда, справедливость и т. п. Не менее важно понять, как профессиональное сооб-
щество может, опираясь на эти ценности, регулировать деятельность журналистов.
К исследованию проблем этической регуляции журналистской деятельности необходим комплексный подход, учитывающий общий контекст общественной морали, особенности журналистской этики, ситуацию с этической регуляцией освещения в СМИ конкретной выбранной для анализа темы, накопленный опыт функционирования этико-нормативных документов и пр. Такой подход не был обнаружен нами ни в одной из изученных работ на тему этической регуляции журналистики. Однако в своем исследовании мы опираемся на огромный массив литературы, где каждый из аспектов этой темы подробно разработан по отдельности.
Степень разработанности проблемы. Рассматривая журналистскую этику как часть общественной морали, мы отталкиваемся от проходивших в последние годы в России дискуссий на темы профессиональной и прикладной этики и общественной морали, инициированных НИИ прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета, а также сектором этики Института философии РАН4. В работах Р.Г. Апресяна, В.И. Бакштановского, A.A. Гусейнова, Ю.В. Казакова, Б.Г. Капустина, Б.Н. Кашникова, JI.B. Коноваловой, A.B. Прокофьева, A.B. Разина, Ю.В. Согомонова и др. проводится концептуальная разработка понятий «профессиональная этика», «прикладная этика» и «общественная мораль», изучаются разные подходы к их определению, рассматривается соотношение профессиональной и прикладной этик, анализируются вопросы функционирования общественной морали.
4 Материалы этих дискуссий опубликованы, в частности, в сборниках: Ведомости. Выпуск двадцать пятый. Общепрофессиональная этика / Ред. В.И. Бакштановский, H.H. Карнаухов. Тюмень: НИИ ПЭ, 2004; Ведомости. Выпуск тридцать пятый, специальный. Парадигмы прикладной этики / Ред. В.И. Бакштановский, H.H. Карнаухов. Тюмень: НИИ ПЭ, 2009; Этическая мысль. Вып. 12 / Отв. ред. A.A. Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2012; Общественная мораль / Ред. Р.Г. Апресян. М.: Альфа-М, 2009, а также в монографиях: Коновалова Л.В. Прикладная этика. М.: ИФ РАН, 1998; Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2005; Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика: рефлексивная биография направления. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2007.
Ценностный подход к пониманию морали, которого мы придерживаемся в этой диссертации, получил развитие у М. Шелера, Н. Гартмана, Д. фон Гильдебранда3. В отечественной литературе такой подход в этике разрабатывается Р.Г. Апресяном, который определяет мораль через ценности и соответствующие им требования и в качестве основного содержания морали выделяет ряд базовых моральных ценностей6. Из отечественных авторов JI.B. Максимов подробно исследовал природу и соотношение моральных ценностей; история и содержание самого понятия «ценности» глубоко анализируются в работах A.A. Ивина и В.К. Шохина7.
По журналистской этике как таковой работ на русском языке не так много. Это связано с тем, что российское журналистское сообщество относительно поздно включилось в общемировой процесс профессионального развития. Первый журналистский этический кодекс СССР был принят только в 1991 году, а полноценное развитие журналистской этики в России фактически началось в 1990-е годы. Одним из авторов того первого этического кодекса, так же как и действующего ныне Кодекса профессиональной этики российского журналиста, принятого в 1994 году, был Д.С. Авраамов, исследовавший вопросы профессиональной этики журналиста еще с 1980-х годов. На эту тему он долгие годы читал курс лекций МГУ им. М.В. Ломоносова и МГИМО, опубликовал немало статей, две монографии и учебное пособие, в
3 Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // М. Шелер Избран-
ные произведения. М.: Гнозис, 1994; Гартман Н. Этика. СПб.: Фонд Университет: Влади-
мир Даль, 2002; Гилъдебранд Д. фон. Этика. СПб.: Алетейя, 2001.
6 Апресян Р.Г. Новое эссе // Круглый стол Теоретического семинара сектора этики «Мораль: многообразие понятий и смыслов». 27.10.2012. URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/seminar/27 11 2012/KS Content.pdf (дата обращения: 24.09.2013); Беседа с Рубеном Грантовичем Апресяном // Постигая добро: сборник статей / Отв. ред. О.В. Артемьева, A.M. Прокофьев. М.: Альфа-М, 2013. С. 42-47.
7 Максимов Л.В. Высшие ценности и мораль // Философия и этика. Сборник научных трудов к 70-летию академика РАН A.A. Гусейнова / Ред. Р.Г. Апресян. М.: Альфа-М, 2009; Ивин A.A. Аксиология. М.: Высшая школа, 2006; Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: Изд-во РУДН, 2006.
которых уделил особенное внимание опыту российской прессы конца XX -начала XIX веков8.
Большой вклад в исследование журналистской этики в России внесли В.И. Бакштановскй и Ю.В. Согомонов, подробно анализировавшие проблемы морального выбора журналиста, разработавшие понятие медиаэтоса и в течение многих лет реализовывавшие масштабный проект Тюменской этической медиаконвенции9. Один из участников этого проекта, Ю.В. Казаков, глубоко изучил проблемы журналистского саморегулирования, занимался анализом журналистских этических кодексов и исследовал вопросы нормативно-ценностных оснований журналистской деятельности10. И.М. Дзялошинский посвятил свои работы этическим аспектам коммуникации в целом и этике СМИ в частности - в том числе, вопросам агрессии и толерантности в российских СМИ и поиску диалога между СМИ и аудиторией по проблеме «речевой агрессии»". Г.В.Лазутина проанализировала сущность профессиональной морали, проведя классификацию профессионально-этических представлений журналиста12.
Смежную проблематику - этику РЯ-деятельности - разрабатывает в России А. А. Разин, исследующий нравственные основания профессиональной
о
Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М.: Издательство Московского университета, 2003.
9 Бакштановский В.И, Согомонов Ю.В. Моральный выбор журналиста. Тюмень: Центр прикладной этики, 2002; Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Ойкумена прикладной этики: модели нового освоения. Том первый. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2007.
10 Казаков Ю.В. На пути к профессионально правильному. Российский медиаэтос как территория поиска. М.: Центр прикладной этики, 2001; Казаков Ю.В. Нормативно-ценностные основания саморегулирования профессионального сообщества журналистов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тюмень, 2002; и др.
" Дзялошинский И.М. Этические аспекты коммуникативного взаимодействия // Этические проблемы организационной, профессиональной и межличностной коммуникации / Ред. М.А. Пильгун. М.: АПК и ППРО, 2012; Дзялошинский И.М. «...Прикладная этика представляет собой коммуникацию не только внутри сообщества исследователей, но и с теми, кто такую этику осваивает» // Ведомости. Выпуск тридцать шестой. Практичность морали, действенность кодекса / Ред. В.И. Бакштановский, H.H. Карнаухов. Тюмень: НИИ ПЭ, 2010; Дзялошинский ИМ., Дзялошинская М.И. Российские СМИ: как создается образ врага. М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2007.
12 Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект-пресс. 2000.
деятельности специалистов по связям с общественностью13. Эта тема важна для нас постольку, поскольку помогает провести разграничение между журналистикой и смежными сферами массовых коммуникаций, нравственные ценности в которых совпадают с журналистскими лишь отчасти.
К крупнейшим исследователям теории и практики журналистской этики в Европе и Америке относятся К.-Ж. Бертран, С.Дж. Вард, К. Кристиане, Дж. Мэррилл14 и др. Из них К.-Ж. Бертран посвятил свои исследования анализу существующих систем журналистского саморегулирования и предпосылок для разработки новых; С.Дж. Вард подробнейшим образом исследовал историю журналистской этики в целом и ценности объективности в частности; К. Кристианс сделал вклад в изучение социально-этических вопросов и связи социальной этики с этикой СМИ; Дж. Мерилл глубоко проработал вопросы журналистской свободы и соотношения свободы слова и социальной ответственности. Все эти труды были крайне полезны для изучения особенностей журналистского саморегулирования, а также при составлении перечня базовых нравственных ценностей журналистики и реконструкции их содержания.
Исследованиями журналистских этических кодексов, в том числе на предмет выявления отраженных в них нравственных ценностей, вплотную занимались, среди прочих, Т. Лаитила, К. Роберте, К. Хафец'\ О журналистских нравственных ценностях писали У. Боуман, Э. Вайэлл, Дж. Джонстоун,
13 Разин А. А. Этика PR-деятельности // Общественная мораль / Ред. Р. Г. Апресян. М.: Альфа-М, 2009.
14 Bertrand C.J. Media Ethics & Accountability Systems. New Brunswick & London: Transaction Publishers, 2000; Ward S.J.A. The Invention of Journalism Ethics: The Path to Objectivity and Beyond. Montreal & Kingston: McGill-Queen's University Press, 2006; Christians C.G., Ferré J.P., Fackler M. Good news: Social ethics and the press. N.Y.: Oxford University Press US, 1993; Merrill J.C. Journalism Ethics: Philosophical Foundations for News Media. Boston: St. Martin's press, 1997.
15 Laitila T. Journalistic Codes of Ethics in Europe // European Journal of Communication. 1995. Vol. 10. №4; Roberts C. Identifying and Defining Values in Media Codes of Ethics // Journal of Mass Media Ethics. 2012. Vol. 27. № 2; Hafez K. Journalism Ethics Revised: A Comparison of Ethics Codes in Europe, North Africa, the Middle East, and Muslim Asia // Media Ethics in the Dialogue of Cultures / Ed. by K. Hafez. Hamburg: Deutsches Orient-Institut, 2003.
Э. Ламбет, Э. Славски, Д. Эллиотт16. При этом каждый из перечисленных исследователей выделяет свой набор базовых нравственных ценностей журналистики, отличающийся от того, который мы разрабатываем в этой диссертации, однако мы учитывали их результаты в своем построении.
При попытках реконструировать содержание выделяемых нами журналистских ценностей мы опирались на множество разноплановых работ, в которых подробно рассматривается сущность этих ценностей как в контексте морали в целом, так и (в некоторых работах) в контексте журналистики. Дж.С. Милль еще полтора столетия назад обосновал важность свободы слова для общества, и его