автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Проблемы формирования творческой личности режиссера Леся Курбаса

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Волицкая, Ирина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Проблемы формирования творческой личности режиссера Леся Курбаса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы формирования творческой личности режиссера Леся Курбаса"

¿-. <) 11 У,

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИ 11 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МУЗЫКИ И КИНЕМАТОГРАФИИ им. !1. К. ЧЕРКАСОВА

На правах рукописи

В О Л И Ц К А Я Ирина Васильевна

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕЖИССЕРА ЛЕСЯ КУРБАСА

Специальность 17.00.01. — театральное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург — 1992

Л

^ ч %

» г ■

Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном институте театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ; доктор искусствоведения, профессор Н. Б. Кузякина.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор искусствоведения, зам. директора Российского научно-исследовательского института искусствознания Ю. А. Смирнов-Несвицкий,

кандидат искусствоведения, ректор Киевского государственного театрального института им, Карленко-Карого, профессор Р. Я. Пилипчук.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

Институт искусствоведения, фольклора и этнографии АН Украины им. М. Рыльского.

Защита состоится « . . »........19Э2 года на заседании

Специализированного Совета Д 0920601 при Санкт-Петербургском государственном институте театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова, Моховая, 35, ауд. 418.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПбГИТМиК им. Н. К. Черкасова.

Автореферат разослан « . . »........1992 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета, кандидат искусствоведения

С. И. МЕЛЬНИКОРА

'ОГСН'П'.ЧАЯ

/дд:-??:нндя

>]ШАц1и I скл

: Формирование украинской режиссуры - сложная и до сих пор ма-_ла'изученная проблема, она впрямую соотносится с процессом станов-, ления творческой личности Леся /Александра Степановича/ Курбаса /1887-1337/» деятельность которого стала основополагающей для украинской театральной культуры XX века.

С отенеа леся Курбаса связано утверждение режиссерского театра на Украине. Создатель молодого театра Д917-1919/, Киевско- . го драматического театра Д920-Г921/, а также художественного объединения "Березой," /1522-1385/, он кардинально преобразовал отечественную одену, сообщил ей•разнообразие идей и форм, поднял ее на качественно новый уровень. С именем Курбаса связано возникновение на Украине условного театра, который утвердился в украинском сценическом искусстве к середине 20-х годов в полемике'с традиционным театром, тяготеющим к жизнеподобным формам, театру прямых жизненных соответствий Лесь Курбас "противопоставил иную систему условностей, назвав ее системой "перетвореяня" - преображения реальности в искусстве, не искусство в формах жизни, а жизнь в формах искусства - таков режиссерский основополагающий тезис Курбаса"1. в режиссуре Леся Курбаса видится много общего с исканиями Г. Крэга, М.Рейнхардта, В.З.Мейерхольда,. Э.Пискатора, Б.Брехта - художников, которые определили валнейшие тенденции развития европейской сцены XX века. Вот почему следует уяснить особенности формирования украинской режиссуры, понять на какие культурные пласты опирался Курбас в преддверий создания собственного театра.

Внимание диссертанта сосредоточено на самом раннем периоде жизни и деятельности режиссера, когда вырабатываются ето эстетические взгляды Д 907-1915/. Осмыслить значение этих несколыарс лет необходимо, потому что все дальнейшие начинания Леся Курбаса в создании и развитии украинского театра-нового типа, во, многом обусловлены, по мнению автора, обстоятельствами становления его творческой индивидуальности.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении дается обзор литературы, посвященной-деятельности Леся Курбаса, освещается степень изученности темы, определяются целя и задачи исследования.

Современное театроведение располагает уже многообразным маг териалом, отражающим творчество режиесера. Накопление, его нача-

Кузякйна Н.Б. Становление украинской советской режиссуры Д 920-начало 19В0-х. гг./. Л., 1,984. С.II.

лось в 1960-е годы. В 1933 г. Лесь Курбас был репрессирован и его имя, его свершения были вычеркнуты из украинской культуры на три десятилетия. Многое из того, что было сделано режиссером, безжалостно разрушено, утрачены важные документы и сведения, уничтожены бесценные материалы из архива Курбаса и созданных им театров. Поэтому первые научные публикации, осмысляющие масштаб и значение творческой личности Леся Курбаса в развитии украинского и советского театра, появились с опозданием /Монографическая статья H.H. Корниенко "Лесь Курбас" в журнале "театр", 1968, Н/. В 1969 г.вышел в свет сборник воспоминаний друзей и соратников Курбаса с предисловием В.С.Васильков Значительная работа бала проделана составителем сборника Н.И.Лабинским, воссоздавшем летопись жизни и творчества режиссера. Но сборник воспоминаний, писавшихся с дистанции многих лет, содержал немало сведений, нуждающихся в проверке, в установлении их фактической достоверности, чему посвятила свое внимание Р.Д.Скалий2. В 1970-е годы появляется ряд работ, где делается попытка воссоздания спектаклей Курбаса. В книге Н.Б.Кузя-киной "Пьесы Миколн Кулиша" /Ки'1в,1970/ проанализированы спектакли-Леся Курбаса по драмам Кулиша; Г.Довбыщенко и Н.Лабинский реконструировали этапную постановку режиссера в Молодом театре -"Гайдамаки" по поэме Т.Шевченко; Л.С.Танюк воспроизвел спектакли Курбаса "березильского" периода с участием Марьяна Крушельниц-кого3. в 1980~е годы углубляется научное осмысление творчества Леся Курбаса. в сборнике "Лесь Курбас: Статьи и воспоминания о Л.Курбасе. Литературное наследие" /Москва, 1987/ Н.Б.Кузякина прослеживает .эволюцию постановочных идей режиссера от Молодого театра до "Березиля", поиск форм метафорического театра, соответствующих изменяющимся ритмам и духовным запросам времени; об эстетических концепциях Курбаса, своеобразии его творческого метода пишет Н.Н.Корниенко4. Появляется, наконец, и первая моногра-у...............—

х Лесь Курбас. Спогади сучасник1В. Ких'в, 1969.

2 Скалхй р. де й коли народився Лесь Курбас // Вгтчизна, 1374. JS6. С.215-217.

3 Довбищенко Г., Лабшсыагй М. Поема народного пиву. / До 50-рхччя сценичного втьпення "Гайдамаков" т.Шевченка/. Юпв, IS72; Таток л.С. Марьян Крушельницкий. M., 1974.

4 Кузякина н.Б. Лесь Курбас // Лесь Курбас: Статьи и воспоминания о Л.Курбасе. литературное наследие, M., 1987. С.5-46; Корниенко Н. Театральная эстетика Леся Курбаса // Там же.с.251-330.

фия о режиссере, написанная ю.Н.Бобогако^-. Издается литературное наследие Курбаса2. в последнее время обозначалась тенденция к более масштабному и детальному освещению отдельных периодов творческой деятельности Леся Курбаса: издан сборник статей и документов, целиком посвященный Молодому театру3.

Творчество леся Курбаса становится объектом внимания зарубежных ученых, украинские издательства США и Канады публикуют фундаментальный сборник "Лесь Курбас: в театральной деятельности, в оценках современников, документы"; монографическое исследование В.Ревуцкого об учениках курбаса; мемуары актера И.Гирняка^.

Вместе с тем в театральной судьбе Курбаса остаются неизученные пласты. Не исследован начальный период его творческой жизни, становление его художнической личности, истоки его новаторской режиссуры. Нет полноты представления о годах учебы Курбаса в венском и Львовском университетах /1307-1910/,и, что особенно важно, о его зрительском опыте тех лет, о том, с какими сценическими явлениями он знакомился, какие театральные идеи усваивал. Поэтому нет и настоящего представления о том значительном культурно-театральном базисе, наработанном Курбасом в молодые годы, на основе которого родились впоследствии его реформаторские начинания.

Недостаточно исследована профессиональная актерская деятельность Курбаса. Как справедливо отмечает Н.Н.Корниенко, "...Лесь Курбас шел к режиссуре, драматургии, организации театрального дела через мастерство актера, теории Курбаса родились на основе глубокого личного опыта. Поэтому так важно сегодня понять, каким актером был Курбас, на чем строилась разработанная им система работы с актером"? Однако и сама Н.Корниенко,и дфутие театроведы ведут отсчет актерской деятельности Курбаса с киевского периода /театр М.Садовского, Молодой театр/, пропуская его работу в

1 Бобошко Ю.М. Режисер Лесь Курбас. Кигв, 1987.

2 Курбас Л. Берез}ль: 1з творчо'1 спадщини. Юп'в, 1988.

3 "Молодил театр": генеза.. Завдання. Шляхи. №в, 1991.

4 Лесь Курбас: У театральней д1яльносгг, в оценках сучасник1в, документа.Балтимор; Торонто, 1989; Ревуцький в. нескорен1 бе-рез1льц{. йосип Прняк I 0л1мп1я Добровольська. Нью-Йорк, 1985; Ирняк Й. Спомини. Нью-Йорк, 1982.

5 Корниенко Н. Указ. соч. С.264.

галицком передвижном театре Львовского общества "Руська бес!да" Д912-1914 гг./, б лучшем случае упоминая о ней как о любопытней, но все-таки мало значительной предистории. В диссертации предпринимается попытка доказать, что именно б этом театре произошло профессиональное созревание Леся Курбаса как актера и будущего режиссера.

Основная цель работы состоит в том, чтобы показать с возможной полнотой и объективностью, б каких условиях и при каких обстоятельствах происходило становление творческой личности Леся Курбаса, вырабатывалось его театральное мышление. В связи с этим в диссертации детально рассматривается период пребывания Курбаса в Вене Д 907-1908 гг./ в контексте театральной жизни австрийской столицы того времени с тем, чтобы определить какие сценические явления могли оказать на него воздействие, в подобном же ракурсе рассматривается период, связанный с продолжением учебы Курбаса во Львовском университете Д908-19Ю гг./. Восстанавливаются первые шаги Леся Курбаса на театральном попрще, осмысляется его участие в любительских театрах как важный этап на цуга к профессиональной деятельности. Анализируется профессиональная актерская деятельность курбаса в театре "РусьхоУ бес щи".

Источниковедческую баау диссертации составили материалы австрийской, польской п украинской прессы начала XX века, в большинстве своем впервые вводимые в научный обиход /фонды Львовской научной библиотеки АН Украины им.в.Сгефаника и Научной библиотеки Львовского государственного университета/, мемуарная литература, исследования, посвященные творчеству Л.Курбаса, соответствующие разделы трудов по истории украинского, русского, советского и зарубежного театра, ценнейшим источником для исследования творческих интересов деся курбаса явилась уцелевшая часть его личной библиотеки, которая находится сейчас в фондах Терно-польского краеведческого музея, использованы также документы фондов Центрального государственного исторического архива Украины во Львове, Львовского областного государственного архива, Государственного музея театрального, музыкального и киноискусства Украины, в которых содержатся сведения о деятельности Леся Курбаса. .

В первой главе - "Лесь Курбас и театральная вена начала XX века" - очерчивается круг театральных интересов Курбаса в период его пребывания в Вене и определяются тенденции сценического

искусства, содействующие выработке его эстетических взглядов.

Прежде чем приступить к профессиональной деятельности,Лесь Курбас прошел сложный и многоэтапный процесс ученичества. Базой его духовного развития стала украинская классическая гимназия в теряополе, заложившая прочную основу гуманитарного образования. время же учебы па философском факультете венского университета было использовано им не только для посещения лекций, но и для активного знакомства с театральной жизнью столицы. Вена как нельзя лучше приобщала молодого Курбаса к театру, потому что именно он, как позже писал С.Цвейг, играл в общественной жизни Вагет" необычайно важную то сравнению с другими городами роль"1.

Находясь в центре культурно-театральной жизни Австро-Венгрии, лесь Курбас наблюдал процесс обновления сценического искусства, охвативший на рубеяэ веков все европейские сцены, в плане общеэстетических преобразований, происходящих в Европе, Вена не была периферией, новые тенденции, утверждающиеся в противоборстве с академическими традициями, заявили здесь о себе широко и всесторонне: в архитектуре /0.Вагнер/, в живописи /Г.климт и художественное объединение "Сецессион/, в литературе /общество "Молодая Вена", сгруппировавшее вокруг себя видных писателей - г.Бара, г.Гофлансталя, А.Иншугера, П.А'льтенберга и др./. В театре дух времени проявился прежде всего в активном введении на подмостки новой драмы. Даже в репертуаре Бургтеатра, оплоте сценического академизма, лицо которого всегда определяла классика, процент современной драматургии становится, как никогда, высоким. Здесь широко представлен Г.Ибсен и Г.Гаупгман. Постоянные посещения Бургтеатра во многом содействовали приобщению Курбаса как к классической, так и к современной драме. Но истинным популяризатором современной пьесы была "вторая сцена" столицы - Немец-» кий народный театр. Его репертуар тех лег давал широкое представление о направлениях в современной драматургии. Предпринятое в диссертации изучение репертуарных сводок венских театров позволяет сделать вывод, что именно эта сцена пробудила интерес Леся Курбаса к творчеству М.Гальбе и особенно Ф.ведекивда, имя которого впоследствии будет названо ям среди тех, чье влияние сказалось на поисках молодого театра. В мае Х908 г. он шел возможность видеть здесь "Пробуждение весны" - постановку, ставшую со-

1 Цвейг С. Статьи. Эссе, м., 1987. С.170.

бытием театральной жизни Вены того времени, в которой ощущалось сильное влияние спектакля Макса Рейнхардта.

Свое понимание драматургии ф. Ведекинда Курбас, видимо сфор-■ мировал, опираясь на авторитет влиятельного немецкого критика Юлиуса Баба, чьи суждения были известны ему по книге "Путь к драме" Д906 г./ и по многочисленным публикациям в прессе. Считая Ведеккнда писателем в высшей степени сценическим, Баб обращал внимание на броскую театральность его пьес, на подчинение их словесной ткани действию, движению, на тяготение драматурга к пластическому оформлению слова на сцене в противовес жизнеподо-бию и натурализму в искусстве. Критик прогнозировал, что дальнейшие пути развития немецкой драмы будут во многом связаны именно с Ведекиндом, и оказался прав. Своим предшественником и учителем назовут Ведекинда экспрессионисты. Его традиции скажутся на первых пьесах Б.Врехта. Раннее знакомство с творчеством Ведекинда закладывало фундамент будущих эстетических предпочтений Леся Кур-баса, оно же подготовило активное восприятие им немецкой экспрессионистской драмы.

Процесс обновления сценического искусства Курбас наблюдал в специфически "венском" преломлении. Он имел возможность познакомиться с венской народной пьесой-"фолькетингам", представленным в те годы на сценах Вены преимущественно комедиями И.Нестроя, а также с искусством актера А.Еирарди, развивающего эстетические принципы нестроевского театра, где исполнитель сохраняет ироническую дистанцию по отношению к исполняемому, подает жизненные явления в "осужденном" виде. Диссертант считает, что этот зрительский опыт Леся курбаса еще не оценен исследователями надлежащим образом, речь идет не о прямом влиянии венского народного представления на будущие поиски Курбаса, а о претворенной впоследствии режиссером связи с этим явлением, в нестроевской линии венского народного представления предугадывались черты, которые будут типичны для современной западноевропейской сцены: "пристрастие современных авторов к театру, пренебрегающе^ иллюзией реальной действительности"; "их преимущественно интеллектуально-ироническая позиция"; "их ярко выраженная антипатия по отношению к пафосу и сентиментальности, а со времен Брехта... "очуздение"1. Именно в это русло устремлятся в дальнейшем театральные поиски

1 Слободкин Г.С. Венская народная комедия XIX века. м., 1985.

С.202.

Курбаса. По мненшо диссертанта, из венского народного представления тех лет будущим режиссером усваивается идея преодоления бытовых форм посредством их иронического "очуждения", характерного и для игры актеров курбасовской школы, и для его постановочных принципов /от "Горе лжецу" Ф.Грильпарцера в Молодом театре до "Народного Малахш", "Мины Мазайло" М.Кулиша и "диктатуры" И.Микитенко в "Березиле"/. следует, конечно, учитывать, что для режиссера советского театра эта идея была связана с революцией, сломавшей быт, потребовавшей не созерцательно-пассивного, а активного отношения к нему. Но Курбас, как никто другой из украинских режиссеров, был подготовлен к принятию такой тенденции. И здесь его юношеский зрительский опыт безусловно сыграл значительную роль.

Особенно важной для Л.Курбаса оказалась встреча с искусством выдающегося мастера немецкой и австрийской сцены йозефа Кайн-ца, в то время премьера Бургтеатра. Кайнц стал для Курбаса образцом современного актера и эстетическим ориентиром на протяжении многих лет творческой жизни. Он видел его в разных ролях, в том числе в роли Леона /"Горе лжецу" Ф.Грильпарцера/, Марка Антония /"Юлий Цезарь" Шекспира/, Мефистофеля /"Фауор Гете/. Романтическая воодушевленноеть исполнительской манеры Кайнца противостояла как академическим традициям Бургтеатра, так и пробивающимся в его спектаклях натуралистическим тенденциям, искусство Кайнца, страстно обращенное к духовному миру современников, обнаруживало свою подлинно театральную природу, где психологические импульсы материализовались в подчеркнуто выразительном сценическом жесте и слове, диссертант полагает, что Кайнц был одним из первых мастеров европейского театра, чьи творческие принципы в значительной степени сформировали будущее убеждение леся Курбаса в том, что "театр всегда требует некоего подчеркивания, своеобразных "котурнов", которых лишила его натуралистическая школа".

В Вене Лесь Курбас также знакомится с новыми идеями и формами, рождающимися в практике .других национальных театров. Гастроли Элеоноры дузе /в марте-апреле 1908 г. она выступала здесь в роли днны в "Мертвом городе" г.Д' Аннунвдо и Ребекки Вест в "рос-марехольме" Г.Ибсена/ дали ему представление о современных поисках итальянской сцены, дузе позднего периода трансформировала жизнеподракательнне формы психологического театра в искусство поэтического обобщения. Предоставилась Курбасу и возможность осознать те изменения, которые происходили в искусстве французского

трагика ж.Муне-Сюлли /в апреле 1908 г. он выступал в Вене в заглавных; ролях в спектаклях "Рюи Блаз" В.Гюго, "Гамлет" Шекспира, "Царь эдап1* Софокла/. Отталкиваясь от классической манера, актер как бы "взрывал" ее изнутри острыми психологическими вспышками, искал новые формы выразительности жеста и движения.

Относительно короткий венский период оказался весьма вашыц для леся Курбаса: он соприкоснулся с ведуприш актерами европейского театра в то время, когда они переосмысляли стереотипы на только собственного, но ж искусства целой опохл. и главное, что он усваивает - это неприятие бытописательства на сцене, поиск шшх систем театральных условностей, тяготение к одухотворенна сценической реальности, ее поэтическому необразованно.

Во второй главе - "Лесь Курбас и польская сцена, начало театральной деятельности" - представлены наиболее значительные театральные явления Львова, с которами соприкасался курбас. в этой не главе рассматривается его уча еще в различных лабятель-ских театрах.

Переехав в 1908 г. во Львов для продолаения учзбы в университете, Курбас окунулся в интенсивную п ЕСЗЕценпув театральную жизнь города. Находясь в непосредственной близости с польской сценической культурой, он оргаавчазкп ваитивал ее доегглзния.Польский театр во Львове, который посещал Курбас, бал в то время средоточием разнообразных художественных поисков. Творческая программа режиссера Т.Павликовского привлекала широтой репертуара и открытостью различны эстетнчсогага системам. Он часто обращался к натуралистическим пьесам,но такте впервые вводил на польскую сцену драматургию А.Чехова, М.Горького. Прочное место в его театре занимали Г.Ибсен, Г.Гаушгман, поэтические драмы м.метерлинка. Ставил он и классиков: Шекспира, А.Фредро, Ю.Словацкого, хотя предпочтение все же отдавал современной польской драме. Его привлекал авангард движения "Молодой Польше" - С.Выспяньский, С.Пши-бншевский, л.Радель, ю.кулавский, авторы, представляющие широкий спектр новых художественных устремлений времени, в сезон 1908 -1909 гг. Павликовский осуществил восемь постановок, среди которых наибольший интерес вызвали два спектакля - "Напрасные усилия любви" Шекспира и "жизнь человека" Л.Андреева.В диссертации показано, что первый из них был близок символистской эстетике,второй же / как и постановка В.Э.Мейерхольда, 1907 г./ - во многом предугадывал будущие искания режиссеров - экспрессионистов, об-

ращение к театральному опыту Т.Павликовского позволяет диссертанту опровергнуть мнение, что в раннем периоде Курбас "практически не сталкивался с выразительнгаи проявлениями авангардистских течений в искусстве"1, спектакли польского резсиссера как раз и всв-локала его в круг "авангардистских" режиссерских поисков.

Несомненно, что уже в Вене Курбас приобщился к театральным идеям М.Рейнхардта и Г.Крэга. Пока но удалось точно установить видел ли курбас спектакли Рейнхардта в этот период, но в Вене было достаточно возможностей для знакомства с его поисками: немецко-австрийская пресса широко писала о них. Во Львове углубляется интерес Курбаса к постановочнп идеям реформаторов сцены, этому способствовала и польская критика. По мнеттю диссертанта, польская театральная публицистика в немалой степени определила отношение Леся Курбаса к современным исканпяп в режиссуре.

Наибольшее внимание польемте критиков привлекал рейнхардт. Из статей А.Шифмана, В.Пипьского, р.орднт&екого, Т.Риттнера, А. Гжималы-Седлецкого Лесь Курбас мог получить достаточно полное представление о спектаклях немецкого режиссера, их яркой театральности, а также и о всех ого основных сценичоских открытиях того времени. Среда, в которой формировалось театральное мышление Курбаса, была до отказа насыщена Рейнхардтом, чтобы он не вошел в его творческое сознание.

Польская критика значительно стимулировала интерес Курбаса и к театральным концепциям Крэга. в 1905-1913 годы она испытывает сильное воздействие его идей, впрямую используя в критических оценках категории Крэга, "мысля" в рамках его театральной концепции. Огромную роль в популяризации Крэга сыграл его преданный ученик Леон Шиллер, который писал о Щзэге с особой увлеченностью и вдохновением, в статьях Л.Шиллера и других авторов утверждалось понятие "интегралыюсти" театра, его зрелищной и эстетической самоценности. Формировалось и представление о режиссере нового типа, который из посредника меящу драматургом и сценой должен стать творцом и создателем спектакля, его единственным автором.

Особенность ситуации состояла е том, что о третьем реформаторе - К.С.Станиславском польская критика почти не писала и вообще к русскому театру по политическим причинам относилась сдер-

^Бобошко Ю.М. Указ. соч. С.34.

жаннс. зависимость газетной критики от политических тенденций времени была очевидной - читатель мог получить самую смутную информацию, что представляет собой такое явление как МХТ. Лесь Курбас, который до 1923 года не видел спектаклей Станиславского, из тех скудных заметок, что изредка прорывались в дореволюционную прессу Полыни, мог вынести о нем представление исключительно как о режиссере-натуралисте, а эга его заинтересовать не могло.

Во Львове зрительские впечатления и теоретические штудии Лесь Курбас начинает сочетать с театральной практикой. В начале 1909 года он становится актером любительского театра спортивного общества "Сокол", наиболее активного ез всех существующих в то время украинских любительских коллективов Львова. На сцене "Сокола" Курбас играет несколько ролей: канала в фарсе А.Коцебу "Сумятица или озорник"1 /Март 1909 г./, Арсена Яворенко в одноименной пьесе Б.Гринченко /октябрь 1909 г./, Василия в "Ночи на Ивана Купала" М.Кронивницкого /апрель 1910 г./. Рецензента ввде-ляют его среди участников театра как несомненно одаренного артиста, обращают внимание на вдумчивое, серьезное отношение к работе.

Параллельно с деятельностью в театре "Сокола" Л. Курбас организовывает при украинском студенческом союзе Львовского университета драматический кружок, где ставит свой первый спектакль -"Евреи" Е.Чирикова и исполняет в нем роль агитатора Нахмана /23 ноября 1909 зз/. Спектакль стал своего рода декларацией устремлений студенческого театра: говорить с аудиторией о насущных социально-политических проблемах времени, в планах режиссера - пьесы "Метель" СЛеркасенко/ одна из первых украинских драм о событиях революции 1905 г./ и "Перед восходом солнца" Г.Гауптмана, но цензура запретила их постановку. 12 декабря 1910 г. был сыгран второй и последний курбасовский спектакль в студенческом театре -"Огни Ивановой ночи" Г.Зуцермана. В этом же году в связи с участием в демонстрации студентов, выступавших за открытие во Львове университета с украинским языком преподавания, Л.Курбас был арестован,а затем отстранен от учебы, сведения о деятельности студенческого театра немногочисленны, из них трудно предугадать режиссерское будущее Леся Курбаса. Но ясно - под спудом его

1 В украинском переводе "Псотник".

актерских устремлений уже зреет тяга к режиссуре. Ясна и ориентация Курбаса - его влечет современная тема в драматургии, современность в самом широком ее понимании.

Тем удивительнее на первый взгляд выглядит появление Леся Курбаса в конце 1911 года в качестве сорежиссера и ссадшпгаст-ратора фэльклорно-этнографического Гуцульского театра, руководимого писателем и драматургом гнатом Хоткезлчем. Коллектив этот - самобытное и уникальное явление в истории украинского сценического искусства. Рассматривая спектакля "Гуцульский год" и "Непростое" по пьесам Г.хоткевича, диссертант приходит к выводу, что Гуцульский театр, воссоздащий жизнь и бк? украинских горцев, в сущности своей не был бытовым теагрс.м. это было искусство, преодолевающее быт в бытии, искусство, оперирующее поэтическими образно-смысловыми структура;.®, созданными народным мировосприятием. Практика Курбаса в отсм театре способствовала активизации его художественного мышления, тяге к метафорика, опыт работа здесь стал важным этапом в становлении его тзорческой индивидуальности. Тем более, что деятельность Гуцульского театра в Галиции отражала общий процесс развития искусства начала XX ве -ка, характеризующийся усилением интереса к народной культуре,переосмыслением ее духовных и эстетических приобретений и ценностей. в украинской литературе это блистательно продемонстрировали "тени забытых предков" М.Коцюбинского ДЭН г. / и "Лесная песня" Леси Украинки /1913 г./

Третья главая - "Лесь Курбас - актер театра общества "Русь-ка бесвда" - посвящена профессиональной деятельности Куроаса в галицком театре.

Два года Д912-1914/, проведенные Курбасом в передвижном театре "Русько! бес}ди", которым руководил режиссер Иосиф Стад-ник, стали плодотворной школой его профессионального мастерства. Он начинает работу сразу с ведущих ролей в амплуа "героя-любовника". этому способствовали и его авторские навыки, к отличные внешние данные. На сцене Л.Курбас дебютирует в национальной классике - драме М.Старицкого "Маруся Богуславка", где играет роль султана Гирен /сентябрь 1912 г./. Критика сразу заговорила о нем, как об актере интеллигентном и мислящем.

Накоплении актерского мастерства Леся Курбаса по-своему содействовала материальная бедность группы, заставляющая играть все, что требовали обстоятельства, а также и творческие принципы

И.Стадника, который не признавал амплуа и требовал от актеров создания разнообразных и противоположных характеров. Он поручал Курбасу не только лирико-драматические,ко и характерные роли в национальном репертуаре - Потапа /"Ой не ходи, Града..."/, Путника /"Зимний вечер"/ м.Старицкого.Сотпика /яВнй|'И.Кропивгощ-кого/. в этом репертуаре курбасу доставались роля,над которыми тяготел груз исполнительских традиций ж выработаши-к ш^пов. Из совокупности оценок и характеристик, гмеацпхся в хзс.югл.хошш диссертанта, вырисовывается портрет актора, хх< го-

товых и выверенных образцов. В старой драйатургпчзсхюй системе Курбас существует по-новому, в персонажах украинской классики его меньше всего интересуют их бытовке к социальные характеристики. Он смотрит на своих классических героев, как бы сквозь призму открытий современной литературы, наделяя их тонким душевным строем, сложностью переживаний, психологически углубляет характеры.

Уже в начале 1913 г. пресса в полный голос заговорила о Кур-басе как о самобытной художественной индивидуальности, лучшем актере театра "Руоьког бесгди". Сыграв роль Фридриха в драме Ф.геб-беля "Мария Магдалина" /декабрь 1912 г./, Курбас предстал актером, чьи отличительные свойства характеризуются повышенной эмоциональностью и духовной озаренностью. Курбас формируется как актер разносторонний, тонко чувствующий грани жанровых разнообразий. При отсутствии собственно певческого голоса он участвует и в музыкальных спектаклях: поет в операх и опереттах /Моралес в "Кармен" Н.Бизе, Ляруш в "Еве" Ф.Легара, Лютер в "Сказках Гофмана" ж.оффенбаха/.

Особый интерес представляют образы, созданные Лесем Курба-сом в современном репертуаре. Критика высоко оценила его Ивана в "Осенней буре" /"равноденствие"/ и.Войновича /Март 1913 г./, Прорубова в "Ведьме" В.Трахтенберга /июль 1913 г./. Известно, что Курбас сыграл Ваську Пепла в "На дне" М.Горького, адвоката в "Живом трупе" Л.Толстого, Астрова в "Дяде Ване" А.Чехова. Сведения об этих ролях до чрезвычайности скудны. Тем не менее диссертантом предпринята попытка осмыслить важность участия курбаса в данных спектаклях. Пьесн Толстого, Горького, Чехова стали для него как и для театра в целом значительной вехой в сложном пути освоения художественных систем, выдвигаемых новой драмой.

Анализ ролей, сыгранных курбасом в театре "РуськоУ бесгди", убеждает в том, что он обладал специфическими признаками романтического актера: приподнятостью испонительской манеры, открытостью темперамента, способностью к передаче пламенных страстей. Вместе о тем в романтизме Курбаса проступали характерные черты искусства нового времени. Они ощущались в повышенной импульсивности сценического существования, лирической проникновенности и утонченности духовной организации его героев, окрашенных взволнованностью личных переживаний.

Наиболее ярко эти свойства актера рйекршавв ■ в неоромантической драме - исторической грагэдйи молодого поэта в.Пэчоеского "солнце Руины", где Курбас спграл главную роль - гетмана Украины Петра Дорошенко /апрель 1914 г./. Восстанавливая эту одну из самых значительных ролей актера периода "Русько! бес}ди", диссертант показывает принципиальное отличие курбасог.с:гаго Дорошенко от традиционных сценичеоких гетманов, что проявлялось и во внешности,и в особенностях внутреннего облака гэроя, его хрупкости и беззащитности. Курбас пграл Дорошенко человеком талантливым и ярким, обладающим темпераментом бойца, искренне гадающим добра своей отчизне, Но этому гетману не хватало запаса жизненной прочности - на перепутьях историй он изнемог в борьбе со все»® и с самим собой. Курбас мастерски выстраивал образ, раскрывал его в движении; последовательно показывал внутреннюю эволюцж героя, постепенно меняя ритм его существования от-величественных, уверенных жестов и поступи в начале спектакля, черёз нервные экспрессивные движения к спокойным, "затухающим" действиям в финале трагедии, образ, созданный Курбасом, засвидетельствовал: на смену могучим,внутренне непоколебимым казакам и гетманам на украинскую сцену прешел герой рефлектирующий, идущий и сомневающийся, герой не только уверенный в правоте своих действий,но и о обостренным чувством вины, муками совести за содеянное. Такой герой бил нов для украинского театра того времени, но отвечал актуальным тенденциям искусства рубежной эпохи,в котором происходили глубокие изменения в самом понимании героического. В "Солнце Руины" действовал по сути не исторический персонаж, а современник с его кадеждамя и душевным смятением.

Диссертант приходит к выводу, что по своей внутренней организации Курбас-актер, как никто из его коллег, соответствовал психологическому типу, выдвинутому временем; именно Курбасу удалось

наиболее близко подойти к пониманию нового героя, предложенного современной драматургией, и уже в эти годы он дал ему надлежащее сценическое выражение в украинском театре. В полной каре это под-тверадаег последняя большая работа актера рассматриваемого периода - роль художника Корнея Каневича в драме В.ВанниченЕо "Черная Пантера и Белый Медведь" /апрель 1914 г. /. Подчеркнуто проблемные произведения Винниченко пользовались бэлыпой попу^флосячл. Театр же получал возможность прикоснуться к неподатам С',;;, украинской сценой тег.-®,!, к новым социальнш к моральиа гоь^ишггам,новому драматургическому языку, в роли Корнея Каневича /Белый медведь/ курбас тяготел к психологической услокнегаостн образа. На первых порах в мотивировках поведения его героя даже проступали черты психической аномалии. Но Курбас очень скоро почувствовал неправомочность подобного решения образа е накел другой подход к нему. Одержимость творчеством - вот что стало определять поведение и поступки курбасовского героя - талантливого художника с измученной душой, мечущегося мевду семейными проблемами и своим высшим предназначением. Его страсть к искусству была всепоглощающей. На алтарь служения ему он приносил самое дорогое - семью, ребенка, В конечном счете жизнь жестоко мстила за попрание ее законов: погибал не только художник,но и его творение, смысл его существования на земле, диссертант, показывая пойск актером собственной концепции роли, полагает, что уже здесь была найдена творческая тема Леся Курбаса. Тема художника, одаренной личности, терпящей крушение в столкновении с беспощадностью жизни, личности, духовные устремления которой непонятны и враждебны той среде, в которую она попадает. Эта тема, найдет свое выразительное продолжение в актерских работах Курбаса киевского периода и особенно - молодого театра /ричард - "в пуще" Леси украинки, Ар-но - "Иола" Ю.жулавского, Эдип - "Царь Эдип" Софокла/.

Последние роли Курбаса в театре "РуськоТ бес1ди" дали основание критике говорить о нем как о вполне профессионально сформировавшемся актере, в нем'привлекала сценическая культура, эстетическое осмысление жеста и движения на сцене. А руководство театра видело в образованном, интеллигентном и мыслящем актере потенциального режиссера. В 1914 году Лесю Курбасу поручили постановку пьес "Гедда Габлер" Г.Ибсена и "молодая кровь" в.Винниченко. Но работа эта не была доведена до конца. Театр настигла война и он вынужден был приостановить свою деятельность.

В диссертации период работы Курбаса в театре "русысог бес щи" предстает как Еесьма важный самостоятельный этап в его творческой биографии, так как тленно в эти годы сформировались основные черты его актерской индивидуальности, выработалась собственная техника, определилась своя личная тема.

Примечательно и то, что в "Русыпй бесщг" Лесь Курбас включается в режиссерскую работу. Но по сути "идея" режиссуры пронизывает все его творчество этого периода. Она явственно просматривается в самостоятельности его работы над образами, их собственной интерпретации, наконец, в его движении к режиссерской по уровню обобщенности концепции роли.

В театре "Русько? бес!да" Курбас много достиг, однако из своего опыта здесь он сделал важные выводы. Полозгешге дел в театре,с его изнуряющим трудом, непосильностью нагрузки, вечными творческими компромиссами и срывами, должно быть коренным образом изменено. Более того, нужен новый театр, основанный на иных творческих принципах. Именно в это время у него рождаются и первые очертания такого театра, это должен быть "образцовый украинский театр", отбросивший рутину и штампы старой сцены, основу которого составляли бы пьесы нового национального и зарубежного репертуара."Итак, хотим по-украински играть Шекспира, Ибсена, Шиллера, а из наших -Винниченко, Олеся, Лес» украинку и т.д. Из старого этнографического репертуара, которым довольствуются украинские современные труппы - почти ничего'',- писал Курбас актрисе Е.Лучицкой в 1914г. Между тем, создав в 1915 году в тернополе театр под названием "тер-нопольские театральные вечера", Курбас вынужден был довольствоваться пока что старым этнографическим репертуаром. Военные условия не содействовали творчеству и не дали войможности Курбасу в то время воплотить свои высокие замыслы. Приняв в марте 1916 года приглашение М.Садовского работать в его театре, он переезжает в Киев.Осуществление реформаторских замыслов Леся Курбаса начинается с киевского периода его театральной деятельности.

В заключении, подводя итоги исследования, диссертант подчеркивает значительность раннего периода жизни и деятельности Леся Курбаса в процессе формирования его творческой личности. Именно в этот период произошло его становление как художника европейской формации. Он приходит в искусство, счастливо сочетая национальные основы культуры с широтой европейских интересов. Вывести украинский театр за пределы провинциальной замкнутости и одногто-

ронности, расширить его художественные гормонты - вот что становится изначальной предпосылкой всех начинаний курбаса. в этом смысле он продолжает наиболее плодотворную линию национального развития, представленную именами М.Драгоманова, И.Франко,Леси Украинки, которые мыслили украинскую культуру в общеевропейском контексте.

Лесь Курбас был первым украинским режиссером, который непосредственно соприкоснулся с театральной Европой, юсприияв ее эстетические пойскк и открытия, ее идеи обновления оцзнического искусства, эти идеийиш связаны с антияатуралгстическакя направлениями, ведущими как к театру сшволЕстскому, так и к театру, предвещающему появление экспрессионизма. Но правде всего, в раннем периоде Курбасом творчески усваивается идея театральности как высшая цель сценического искусства Дотя на разных этапах своей деятельности он будет наполнять ее разным содержанием/, тенденции, с которыми' познакомился Курбас в юности, предопределили остроту его. отталкивания от натурализма /и узкопонятых - реализма, психологизма/, извратившего, по его представлению,суть сценического искусства.

В своем творчестве Курбас пройдет через увлечение символизмом /Молодой театр/,в "березйльский" период испытает воздействие экспрессионизма,но не станет эпигоном ни одного из течений, ибо в театр он пришел личностью уже достаточно эстетически подготовленной, чтобы не переносить их механически на украинскую сцену, а творчески использовать сообразно собственным задачам.

Творческое своеобразие Курбаса как режиссера делает его заметной фигурой среди новаторов европейской оцены XX века, эра режиссерского театра, открытая Курбасом на Украине, вполне отвечала потребностям времени и общеевропейским тенденциям.

Основные положения диссертации обсуждались на республиканских /Львов, 1987; Киев, 1987/ конференциях и изложены в следующих публикациях:

1. Юность Леся Курбаса // Укра1нський театр. 1982.№-3. 0,5 п.л, /на укр.яз./.

2. Так начинался Лесь Курбас // Khïb. 1984.№ I. 1п.л. /на укр.яз./.

3. Университеты Леся Курбаса // Знания та праця. 1987. Л2. 0,5 п.л. /sa укр.яз./.