автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.05
диссертация на тему: Проблемы и противоречия культурного сотрудничества СССР, стран Восточной Европы с развивающимися государствами
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы и противоречия культурного сотрудничества СССР, стран Восточной Европы с развивающимися государствами"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ МИРОВОЙ -СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
уда 006:009.01/100.6^100.9/ ПРОЕШЬ! И ПРОТИВОРЕЧИЯ КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СССР, СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОШ С РАЗВИВАЮЩИМИСЯ ГОСУДАРСТВА!®
/Историко-сравнительное исследование опыта 60-80-х годов на примере Алжира, Сирии, Афганистана/
07.00.05 - история международных,
• На правах рукописи
СТРЕЛЬЦОВА Яна Рудольфовна
отношений и внешней политики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва - 1990
Работа выполнена в Институте востоковедения АН СССР.
Научный руководитель - доктор исторических наук,
профессор ЛИ В.Ф.
Научный консультант - кандидат экономических наук
СТРЕЖШВА М.П.
Официальные оппоненты - доктор исторических наук
МИРСКИЙ Г. И.
каедидат исторических наук ШАЙРЯН Г.П.
Ведущая организация - Университет дружбы народов
им, П.Луиуибы
Автореферат разослан "У" г.
Защита диссертации состоится "..<¿1 " декабря 1990 г. в часов на заседании Специализирован-
ного совета К 002.22.02 Института экономики мировой социалистической системы \Н СССР по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д.46,
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ШСС АН СССР.
Утный секретарь /
Специализированного совета
кандидат исторических чаук Т.йССнегирэва
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.В последнее время одной из главных тенденций мировой политики стал приоритет общечеловеческих ценностей, гуманизация международной жизни. Наблюдается переход от конфронтационных, ^лишне идеологизированных отношений к конструктивному взаимовыгодному сотрудничеству на основе нового мышления и нравственного начала.
Особое значение в связи с наблюдающимися изменениями приобретают международные гуманитарные контакты и культурные связи - как средство укрепления межгосударственных отношений. До недавнего времени "остаточный принцип" в отношении чультуры, бытовавший в массовом сознании у нас в стране, в восточноевропейских государствах экстраполировался и на сферу взаимоотношений с другими странами и народами. Культурное сотрудничество - важный фактор духовного общения, способствующий улучшению всего комплекса отношений медщу государствами, недооценивалось. В полной мере 'это относится и к нашим связям с третьим миром. Хотя во многом сегодняшние проблемы развития освободившихся государств революционно-демократической ориентации поролщены не только внутренними противоречиями, но также и недостаточно критическим использованием ими нашей модели развития, в том числе и опыта культурного строительства.
Как страны Восточной Европы, так и государства-национально-демократического развития прошли определен-" ьый этап радикальных общественных преобразований, поиск оптимальных напраьлений политического, экономического и культурного развития. В этих условиях культурное сотрудничество как наиболее доступная населению форма общения, содействие в области образования, подготовке
кадров, становлении национального искусства играют важную роль во взаимн а ознакомлении с возникающими на втом пути проблемами и способами их разрешении. В перспективе это способствовало бы определенному сближению наших позиций с развивающимися странами в системе мевдукародных отношений.
Цель исследования
1. Характеристика основных направлений культурных преобразований в наиболее важных для развивающихся стран областях - образовании, средствах массовой информации /СМИ/, кинематографе, театре и др., анализ существующих проблем, в том числе связанных с реализацией практических рекомендаций соответствующих международных организаций,
2. Анализ накопленного опыта взаимного сотрудничества СССР, восточноевропейских стран с освободившимися государствами в сфере культуры и искусства, оценка его эффективности.
3. Выработка научных рекомендаций для советских государственных, научных, общественных и других орга-* низаций, непосредственно связанных с международным культурным обменом.
Научная новизна диссертационной работы заключается • в том, что.впервые проводится комплексный анализ практики кулы/рного сотрудничества восточноевропейских стран, СССР с развивающимися государствами, в том числе и национально-демократического развития, предпринимается попытка оцс шть эффективность нашего воздействия на процесс формирования национального творческого пс ен-циала молодых государств, определить перспектив- дальнейшего соворше! :твования международных культу4.асс отягчении. В связи с этим вводятся в личный оборот ранее на ^бликовашшесч све.пния практич. ских оргаьл-
заций о численности обучающихся у нас студентов по профилю культуры и искусства, работающих в соответствующих учебных ьавадэний ' исследуемых стран, экспорте и импорте кино-, телепродукции, международном культурном обмене. В работе исследуются как позитивные, так и негативные аспекты нашего влияния на развитие национальной системы образования и искусства освободившихся стран, выявляются противоречия проводимой ь странах революционной демократии культурной слитики, их обусловленность особенностями политического развития данных государств. С привлечением малоисследованных материалов национальной печати, документов ЮНЕСКО прослеживается динамика культурных преоб-ра:званий в Алжире, Сирии, Афганистане.
В диссертации критически проанализирована зарубежная литература, в которой западные культурологи дают оценку эффективности и некоторые прогнозы наших культурных связей с третьим илром.
Практическая значимость работы состоит-в том, что в не 1 содержится объективный анализ культурного сотрудничества СССР и восточноевропейских государств с группой - зтран радикальной ориент<йции, определены перспективы, которые распространяются на систему международных культурных контактов в целом. Поэтому положения диссертации могут быть использованы в первую очередь в работе практических организаций, осуществляющих культурные . связи с освободившимися государствами, учебными заведе- « н',?ями культуры и искусства, могут также представлять интерес для научных сотрудн лов, занимающихся культурологической проблематикой, вопросами мевдународннх культурных связей.
Методологической основой диссертации являются отечественные историко-философские исследования, произзс-
дения классиков марксизма-лениниьма, документы съездов КПСС, в которых рассматриваются вопросы культуры,образования, особенности решения национального вопроса, преодоления социально-культурной отсталости, а также различные документы - Закон о печати и других средствах массовой информации, "Основные направления перестройки высшего и среднего образования в стране", материалы международных конференций по проблемам культуры и образования.
Историография проблемы. Больщую помошь в выявлении роли культурного фактора в развитии общества, поникании особенностей функционирования искусства, убавления в сфере художественной культуры оказали работы А.К.Уледова, В.М.Межуева, труды, подготовленные во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания Министерства культуры СССР, а также работа "Вопросы истории и историографии социалистической культуры" /1987/.
В диссерта'^ии были использованы выводы и результаты исследований, определивших взаимосвязь современного развития освободившихся государств с их культурным наследием, традициями. К ним относятся коллективные монографии: "Развивающиеся страны: экономический рост и социальный прогресс" /1983/, "Зарубежный Восток и современное.ь" /1983/, "Эболюция восточных обществ: синтез традиционного и современного" /1У84/, "Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и ".фрики" /1984/, "Культура и политика в странах Азии и Африки" /1986/, "Культурное наследи народов Востока и современная идеологическая борьба" /1987/, а также мошной О.К.Дрейера, Б.С.Ерасова, Б.С.Старостина, М.Робинсона, Г.Миро-ля и др.
Теоретический анализ соци льно-культу^лых
преобразований в странах национально-демократического развития осуществлен в рабо'-ах Е.М.Примакова, Г.Ф.Кима, А.В.Вафы, Г.И.Мирского, Н.А.Симонии, В.Ф.Ли, А.В..швы,
A.П.Бутенко, в ряде коллективных монографий Института востоковедения и Института Африки АН СССР. Конкре ный анализ рассматриваемых проблем содержится в ряде страноведческих трудов, в частности в работах Р.Г.Лавды,
B.Н.Шевелева, В.Г.Коргуна, В.В.Вавилова и др.
Важными с точки зрения выявления роли культуры и
национальной интеллигенции -в общественных преобразованиях з исследуемых странах являются труды Ф.Фанона, М.Лашрафа, Т.Ибрахими, С.А.Вахли, К.Ахмеда, С.Хаджере-са. а также Ж.Делани, Ж.Элри, А.К.Джелула, Б.Ботиво. Большой интерес с точки зрения анализа проблем и противоречий арабской культурной политики представляет книга М.Бутефнушета "Культура в Алжире: мифы и реальность" /1982/.
При подготовке диссертации были тагске использованы работы, исследующие различные аспекты культурной деятельности; системы образования - С.А.Тангяна, Г.Е. Скорона, А.Е.Ширинского, И.З.Миркиной, М.Х.Нофаля, О.П. Поб&ковой, А.И.Куприна, Д.Б.Добродеева; кинематографа -Р.П.Соболева, О.В.Тенейтвили, Т.С.Дарапкиной, Л.М.Дудяк, А.С.Шахова?'(Ж - А.М.Траскуновой, А.Х.Ибрагимова, проблем арабиэации - С.В.Прожогиной, Л.Б.Никсльского и др,
Менее освещена в советской литературе тема культурного сотрудничества СССР, восточноевропейских стран с 0 развивающимися государствами, его места в нашей внешней политике, значение для треговго мира. В ее раскрытии серьезную помощь оказали монографии М.П.Стрепетовой, А.Г.Смирнова, Л.П.Брицкого о содействии СССР и стран Восточной Европы становлению системы образования и подготовке кадров третьему миру.
При отсутствии комплексных доследований проблем культурного сотрудничества освободившихся государств с Советским Союзом, восточноевропейскими странами, особенно в критическом разрезе, интерес представляют соответствуйте работы зарубежных авторов. К их числу следует отвести Л.Долло, Д.Бевдо-Супу, М.Макински, М.Лавинь, Я.Мейера, К.Монье, А.Мишель, М.Татю, оценивающих теоретико-методологические принципы нашего культурного сотрудничества с третьим миром, его практическую организацию в контексте внешнеполитических и внешнеэкономических отношений СССР, стран Восточной Европы. Такие западные авторы, как К.Комельо, С Яатуш, К.А.О. ван Ньювенхаузе не дифференцируют культурное влияние стран социализма и капиталистических государств на третий мир, выступают противниками "вестернизации" афро-азиатской культуры, сторонниками идеи "многовариантности развития" на основе имманентных обществу традиционных ценностей,
Основнши источниками для проведенных в работе исследований послужили: I/ официальные документы Алжира, Сирии, Афганистана, в которых затрагиваются проблемы образования и культуры; 2/ статистические публикации и обзоры ЮНЕСКО, ЮНКГАД; 3/ итоговые доклады и репомен- • дации международных конференций по вопросам образования и кулиуры; 4/ национальные справочные изданця; 5/ тексты договоров и соглашений, программ и протоколов, подписанных СССР с Афганистаном, Сирией, Алжиром в области образ' зания, С\М, кинематографии; б/ данные архивов и отчетов Министерства культуры СССР, ССО'(а, материалы Гостелерадио СХР, В/О "Совэкспоргрил м'\ а такжо 7/ ^оав' -¡кой и зарубежной печати.
Упробация работы. Некоторые полэже ля диссертационного исследования обсуждалисг на ме1сдуна£ днзк конфе-
ренции "Культурные процессы в развивающихся странах" /ИВ АН СССР, ноябрь 1986 г./. Основные положения диссертации были представлены на У Всесоюзную конференцию африканистов /ноябрь 1989 г./, У Всесоюзную школу молодых востоковедов /1989г./, а также отражены в опубликованных автором работах. Отдельные разделы диссертации обсуждались на заседании сектора политических проблем ИВ АН СССР.
Хронологические рамки исследования ограничиваются 196С 1980 гг., т.е. историческим периодом социальных революций в Алжире, Сирии, Афганистане. Именно в эти годы здесь шел трудный поиск национального пути развития, предпринимались попытки установить на новой основе сотрудничество с СССР, странами Восточной Европы, в том числе и в области культуры. При этом автор сознательно избрал в качестве объекта исследования различные страны национально-демократической ориентации, в которых наиболее рельефно проявились как позитивные аспекты, так и просчеты нашей международной культурной пол.-.тики.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ „Структура диссертации пс-лтрогча в соответствии с целью и задачей исследования. Работа состоит из введения, двух гтав, заключения с приложением-статистических данных и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цели и задачи исследования, его" научная новизна. Изложены методологические и теоретические основы работы, характеризуются использованные источники.
В первой главе /"Особенности современной культурной политики в Алжире, Сирии, Афганистане"/ рассматривается специфика проводимой в странах революционной демократии
культурной политики б таких сферах как образование, СМИ, кинематограф.
3 программах социально-экономических пре браззваний стран революционно-демократической ориентации культурное развитие занимает одно из главных мест, рассматривается как фактор, действующий на весь комплекс общественных отношений. Декларируется народный, национальный, научный характер культурной политики. На практике по;рсод к культуре неоднозначен, во многом отражает своеобразие социально-экономического развития эткх стран, его низкьл уровень, многообразие производственных отношений, устойчивую многоукладность экономики. Сказываются субъективные факторы, связанные с особенностями выбранной модели развития.
В образовательной политике, борьбе с неграмотностью, 'распространении начального образования недостаточно учитываются культурно-психологические, лингвистические, традиционные аспекты. Это обостряет национальный и религиозные вопросы, снижает успеваемость учащихся. В первую очередь страдают в основном дети из малоимущих семей, бедность которых и большая зависимость от традиционно-религиозных устчев общества не позволяет им обеспечить содержание детей в школе. Демократическая направленность национальной системы образования вступав в противоречие с реально существующим социальным неравенством, связанным с семейным и социальным происхождением.
Форсированная индустриализация по нашему образцу подрывала духовный строй, мотивацию труда. Отход от исторически сложившегося в этих странах преимущественно гуманитарного образованна, техническая ориентации среднего специальное и высшего ос^азовпния, оправданная е уело.лях пзхвр-'ки соогве ствукцих кдцрие для модерниза-
ции народного хозяйства,имеет последствия двоякого рода. С одной стороны, профиль подготавливаемых специалистов больше.соответствует реальным потребностям развивающейся экономики. Однако, с другой, - узкая техническая специализация при отсутствии прочной общеобразовательной гуманитарной базы приводит к снижению качества обучения, культуры, профессионализма труда.
Очень важно для государств национально-демократической ориентации разрешить противоречие между социальной направленностью образования - основополагающим принципом их государственной политики и повышением его экономической эффективности.
Развитие СМИ также характеризуется в.основном количественным показателем - расширением информационной инфраструктуры. Так, например, в Алжире в конце 80-х годов телесеть охватывала 95# алжирского населения. Нынешний уровень развития материально-технической базы средств информации, нехватка соответствующих кадров не позволяют в достаточной мере диверсифицировать содержание выпускаемой продукции, обеспечить ее необходимое качество. Эти страны вынужденны импортировать значительную часть информационной продукции. В настоящее время в Сирии и Алжире западные передачи занимают в среднем 50^ телевизионного времени, что,свидетельствует об определенном успехе, достигнутом в национальном производстве информационной продукции, т.к., в других развивающихся странах соответствующий показатель равен 75-80Я. °
Дальнейшему расширению международного информационного сотрудничестьа так же, как и развитию национальных средств информации в значительной мере препятствует чрезмерная централизация информационной политики в руках партийно-государственных органов. Следствие1этого -противоречие между принципами объективности, свободы
информации и ее подконтрольностью государственно-партийному аппарату.
Вывод главы первой заключается в том, "-"о у спеки ^льтурного развития в исследуемой группе стран характеризуются количественными показателями. !)то но так мало для освободившихся государств, где культура, образование в обществе распространены крайне неравномерно и доступны немногим. Важной проблемой остается улучшение качества предоставляемых "культурных благ" /повышение уровня образовательной, квалификационной подготовки на всех ступе1 IX образования, художественности, профессионализма произведений искусства, качества информационных программ и т.п./.
Преобладание количественных показателей обьяснпег • ся как последствиями социально-экономической отсталости этих государств, так п.. использованием в определенной степени советского опыта культурного строительства: те же порой форсированные темпы решения проблем культуры и образования при недооценке национальной специфики, сложившегося уклада, влияния традиций, религии, идеологические, "престижные" мотивы вместо взвешенной, научной оценки реальных возможностей.
Монополия правящих партий на различные с£еры общественной жизни в культуре сказывалась в стремлении к унификации, единообразию содержания и форм культурной деятельности, централизации, установлению догматических табу являлась серьээннм препятствием для развития инициативы, в том числе и творческой. Это приводило к застою и бюрократизации в с£ере культуры.
Активизирующиеся в последнее время в утих странах процессы [критической и экономической либераяизг ;ии в культурной деятельности прочх :я»тся в ее деэтамзации и д-централи? цин. Начинается поиск современных и в
то же Бремя отвечающих сложившимся традициям форм самоидентификации в искусстве, образовании,свидетельствующий о стремлении Алжира, Сирии, Афганистана л восстановлению преемственности своего культурно-исторического развития.
Во второй главе /"Анализ основтч направлений ♦ культурного сотрудничества СССР и,стран Восточной Европы с развивающимися государствами"/ рассматривается наше содействие формированию интеллектуального потенциала освободившихся государств.
Сложившиеся формы сотрудничества СССР, восточноевропейских стран с Алжиром, Сирией, Афганистаном объясняются как особенностями социально-экономи»чес1 ,>го развития, так и внешнеполитической стратегией, моделью помощи третьему миру. В качестве приоритетного фактора • в концепции независимого развития в СССР, восточноевропейских странах и в исследуемых государствах высту-
гло промышленное развитие. Поэтому содействие развивающимся государствам в облети образования и подготовки кадров касалось прежде всего экс.¡омической сферы, инженерно-технической Специализации.
Гуманитарный аспект нашей международной деятельности, в том числе и в подготовке кадров для освободившихся государств недооценивался. Доля гуманитарных профес-• сий - педагогических и творческих., /в сфере культуры и искусства/ - в структуре подготовки кадров для освобо-' дившихся государств составляла соответственно 2и и 54. Всего в 1986/87 учебном гоцу в советских учебных заведениях культуры и искусства ручалось 587 учащихся : э развивающихся стран. Й эгте с тем нехватка сп циалис-тов именно в Пласт, культуры, искусства, рьотавр&ции исторических памягн..хов, ^узейного, архивного, библиотечного мелр, СМИ, кинематографа и т.п является острей-
. шей»проблемой развивающихся стран. Возросший интерес к национальной культуре, самобытности, традициям - одна из главных тенденций современного развития стран третьего мира.
Нельзя игнорировать и соображения прагматического характера, связанные с учетом объективных процессов в в целом в международном культурном сотрудничестве в области подготовки кадров и свидетельствующие о необходимости гуманитаризации наших связей. На протяжении многих лет западные страны ведут обучение граждан из освободившихся государств преимущественно по гуманитарным профилям. При этом в струнтуре кадров, эмигрирующих за рубеж, выпускники гуманитарных факультетов занимают весьма скромное место - около 10%. Следовательно, они, как правило, оседают в своих странах, включаются в общественно-политическую жиз ь, существенно влияют на формирование общественного сознания, на отношения меладу нашими странами.
Учитывая изменения, происходящие в освободившихся государствах, у нас, в международном сотрудничестве в целом наиболее целесообразным было бы эбратить внимание на формирование кадров для стран третьего ми^д в таких областях, в которых: I/ мы имеем реальные неоспоримые достижения; 2/ обучение было бы наименее технико- и капиталоемким; 3/ отсутствуют или недостаточно зЭДек-тивны национальные системы подготовки кадров.
Более всего этим критериям, по мнению автора, отвечает сотрудничество в сфере культуры и искусства, в частности в подготовке тьлрческих, педагогических, теологических кадров.
Анализ форм сотрудничества в области культуры и искусства также свидетельствует о недостаточном учете нами специфики '"гран национально-демократического
развития. В диссертации подробно объясняются причины, в силу которых произведения нашей кинопродукции, других видов искусства оказываются малозаметным явлением в гтих странах. Так, в частности, к ним относятся недостатки в области организации, рекламы. Делается вывод о необходимости расширения сотрудничества с частными фирмами исследуемых стран, т.к. соответствующие государственные учреждения заметно уступают им в финансовом и организационном отношениях.
Существенными препятствиями взаимного сотрудничества являются неэквивалентность культурного обмена в 1-аких сферах как кинематограф, телевидение, гастрольная деятельность, а также его качественная, содержательная сторона. Подробно этот аспект рассматривается н примере кинематографических связей.
Процесс оживления творческой жизни в СССР, странах Восточной Европы находится в центра внимания интеллиген-I. и освободившихся государств. Особые надежды связываются" с переоценкой долго8Е_.-емя преобладавшего в нашем искусстве метода "социалистического реализма".
Дальнейшее разяитие культурного сотрудничества будет связано с децентрализацией, установление« прямых контактов между соответствующими учреждениями культуры и искусства, предоставлением о'ольимх прав, самостоятельности в деятельности участвующих в нем субъектов. Однако одновременно с этим должны разрабатываться основные принципы ед;.лой концепции культурного сотрудничества, улучшаться его коорцинация, разгигаться информация в этой области. Полная децентрпиэацин культурной пол! тики на данном. г>тапе вря, гч целесообразна, тан как она может сразу прчвест; к ряду негативных последствий -снижению уровня прэ^оссио^ализма в <-оганизации культурных сн>. .еЯ, ее надекн.^ги для зарубежтс партнеров.
, Наиболее эффективное средство приобщения интеллигенции развивающихся стран к творческому, духовному потенциалу нашего искусства • хорошо поставленные в Профессиональном, коммерческом и организационном отношении совместная работа, консультационные услуги в различных областях культуры.
На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что содержание культурного сотрудничества с освободившимися государствами до сих пор вырабатывалось в основном элитарно-эмпирическим путем. Именно это объясняет тот факт, что оно в первую очередь было связано и "по сути ориентировано на бюрократическую элиту, в том числе ведающую по государственной линии вопросами культуры и искусства, т.е. на тех, кто непосредственно представлял правящие круги этих стран. Творческая интеллигенция, средние слои общества, массовый зритель, те, кто во многом определяют культурный облик и интеллектуальный потенциал освободившихся государств, не были в достаточной степени вовлечены в культурные контакты.
Помимо просчетов организационных, тактических существуют и стратегические, связанны* с об ;ей концепцией места СССР в международном сотрудничестве. Главная из них - преувеличенное представление о нашей роли в международных связях, которое нередко приводит к недооценке перспектив эзаимовыгодного партнерства с освободившимися государствами. Этим во многом объясняете поверхностное изучение целым рядом советских ведомстг социально-культурного лаедшафта третьего мира, его специфики, а следовательно, и низкая эффективность воздействия на происходящие там культурные процессы.
. Ь работе сделана попытка определить обновленное содержание культурного сотрудничества с освободившимися государствами в современных условиях, рассмотрены
перспективы и изложены практические рекомендации по совершенствованию культурных связей в таких областях как подготовка кадров - в том числе в области СМИ, кинематографа; кинематографии - совместном производстве фильмов, традиционном экспорте и импорте кинематографической продукции; книгоиздак. л; концертно-выста-вочной деятельности и т.д.
В заключении содержатся основные выводы исследования.
1. Главные проблемы культуры и образования связаны с социально-экономической неразвитостью освободившихся Государств, которая препятствует одновременному достижению высоких количественных и качественных пс .сазате-лей в сфере культурного прогресса вынуждает подгч-ляющее большинство стран третьего мира прибегать не только к новым внутренним источникам накопления, но и внешней Помощи.
2. Негативно сказывается на развитии национальной культуры монополия партиРчо-государственно* администрации на различные сферы общественной жизни, что часто -приводит к обострению многих проблем культуры, в том числе связанных с фундаментальными основами жизни этих стран - традицией, религией и т.п.
3. Ныне, когда в СССР и в стр&нах Восточной Европы происходят глубокие политические деремены, интерес к нашему новому опыту в зарубежных странах не ослабевает'. При этом' ва^но найти оптимальные реления возникающих на пути национального, культурного возрождение проблем.
В условиях общей гуманиз; ции мавдународных отно: эний, значение культурного сотрудничества, безуслоь .о,возрастает. йго рас.-чрешь благоприятствует установлений полезных контактов 1,0 всел сферах м-?дународной деятельности. Лтруцничество ч области образования, подготовки
управленческих, творческих, научных кадров привод-т к формированию в освободившихся государствах социальной прослойки, способной в будущем влиять на сближен..е на-их позиций, воспроизводить лучшие достижения нашей культуры и искусства на национальной почве, способствовать гармоничному синтезу культур Запада и Востока.
4. Отличительной чертой меж. 1Ународных культурных связей по сравнению с другими направлениями внешних отношений является их относительно более низкая капиталоемкость. В перспективе постепенного уменьшения объема военной и возможно экономической помощи развивающимся странам этот фактор станет особенно важним.
5. Для повышения нашего позитивного воздействия на социально-культурные процессы развивающихся стран необходима разработка реальных программ; внедрение новейших средств и методов культурного взаимодействия, с максимальным учетом практики международного культурного сотрудничества и ограничением превалировавших до недавнего времени политических и идеологических мотивов.
Внешнеполитическая стратегия "нац/ нальь^го прагматизма" Алжира, Сирии уже сейчас сказывается » .культурных связях, в частности, в приоритете деловых соображений перед принципами идеологического и политического порядка. В силу меняющейся международной обстановки, требующей переосмысления самого содержания "интернациональной помощи" и реалистической переоценки наших финансовых возможностей, культурные связи должны приносить определенный коммерчески., эффект. И наоборот, хорошо связанная с экономическими основами, шиа культурная, политика способна в большей степени влиять на преобразовательные процессы в третьем мире.
6. До проведения в жизнь программ модернизации материально-технической базы национальной культуры акцент следовало бы сделать на творческом, профессиональном аспекте, точнее на тех ¿идах культурной деятельности /кино для детей, мультипликация и т.д./,где наши достижения , традиционно высоко оцениваемые в мире, представляют большую и еще не до конца осознанную с точки зрения перспектив культурного сотрудничества ценность.
7. Дальнейшего расширения требуют.некапиталоемкие формы сотрудничества, в первую очередь - народная дипломатия, прямые обмены на уровне регионов, городов, учреждений культуры и искусства, учебных заведений, национальных культурных центров, обществ, зеШгячеств.
8. Расширение коммерческих форм сотрудничества в области культуры и искусства, реальная децентрализа- . пия обусловливают рационализацию нашей культурной деятельности, поиск и развитие новых направлений куль* турных связей, совершенствование их организации.•
9. В условиях утверждения нового политического мышления и совершенствования наших отноше.мй со странами третьего мира повышение эффективности международного культурного сотрудничества и постепенный перевод его на основу реальной взаимовыгоды стали одной из задач первостепенной важности.
Основные положения и выводы диссертации чзложекы автором в следующих работах:
I. Культурная политики в странах Магриба. - Тезисы международной конференции в Институте восто1 ^сдеь-ля АН СССР. Культурные троце сы в развивающихся сттаяах. ТЛ, ч.°. М., 1986, 0,1 п.л.
Т7
2. Сотрудничество в области культуры - перспективное направление отношений стран СЭВ с освободившимися государствами. - Тезисы выступлений на конферен ,ии молодых ученых. Активиза-ци движущ.^ сил развития социалистического общества. - М., 1985, 0,2 п.л.
3. Освободившеся страны: альтернативы развития. -
В журнале "Азия и Африка сегодня", 1988, ¡Р II, 0,4 п.л.
4. О новых публикациях по проблемам деколонизации культуры в освободившихся странах Востока. - Подготовительные материалы У1 тома "История Востока" /19451988 гг./. Источниковедение и историография стран
'Востока: узловые проблемы теории. Зын. I. М., 1968, 0,4 п.л.
5. Внешние факторы в формировании интеллектуального потенциала в развивающихся странах. - Политика, вдеология, международные отношения, экон^чика. У Все» союзная школа молодых востоковедов. М., 1989, 0,4 п.л.
6. К методологии определения нового содержания культурного сотрудничества социалистических к развивающихся африканских государств. - Тезисы докладов и научных сообщений. У Всесоюзная 'конфр-^енцил африканистов. Новое мышление и Афр>ша. И., 1939, 0,2 г.л.