автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Проблемы и тенденции развития нетрадиционной керамики Узбекистана 1970-90-х гг.

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Умарова, Индира Адхамовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Проблемы и тенденции развития нетрадиционной керамики Узбекистана 1970-90-х гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы и тенденции развития нетрадиционной керамики Узбекистана 1970-90-х гг."

ИННСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

1ЕНА "ДРУЖБЫ НАРОДОВ" НАУЧНО-ИССЛЕДОВАIЕЛЬСКИЙ ИНСТ1П УТ :КУССТВ03НАНИЯ им. ХАМЗЫ ХАКИМ-ЗАДЕ НИЯЭИ

На прарах рукописи

•г 6 ОД удк"*

УМАРОВА ИНДИРА АДХАМОВНА

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ КЕРАМИКИ УЗБЕКИСТАНА 1970-90-х г.г.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 17.00.01. -изобразительное и

декоративно-прикладное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

ТАШКЕНТ-1995

Диссертация выполнена в Отделе декоративно-прикладного искусства Ордена "ДРУЖБЫ НАРОДОВ " Научно-исследовательского института искусствознания им.Хамзы Хаким-заде Нннзн Министерства по делам культуры Республики Узбекистан

Научный руководитель - доктор искусствоведения А.А. Хакнмоа Официальные оппоненты: доктор искусствоведения Р.Х.Такташ:

Ведущая организация - Ташкентский государственный институт искусств им.М.Уйгура

на заседании специализированного совета по защитам докторских диссертаций ДО 92.11.21 в НИИ искусствознания им.Хамзы Хаким-заде Ниязи.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ искусствознания нм.Хамзы Хаким-заде Ниязи

Адрес: 700029, г.Ташкент, Мустакиллик майдониД

кандидат искусствоведения доцент Н.У. Абдуллаев

ЗАЩИТА СОСТОИТСЯ

1995г. в / ' часов

Автореферат разослан V ' - (995г.

Ученый секретарь специализированного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы. Одним из наиболее, ин- ---------

тересных явлений художественной - практики Узбекистане и дру-пкггбсударств Средней Азии в конце 19б0^х - нач. 1990-х гг. было формирование и развитие новых вид:в декоративного искусства. Наряду с традиционными отраслями декоративно-прикладного искусства среднеазиатских народов - ковроделием, кош-мовалянием. художественным ткачеством, ■ керамикой, ювелирным искусством и т.д. - стали появляться нетрадиционные- по характеру произведения мастеров, работавших в керамических, текстильных и ювелирных материалах. В начале 1970-х гг. на выставках стали экспонироваться первые образцы гобеленов, сюжетных кош, керамических произведений, отличавшиеся от традиционных изделий назначением и образным строем. Истоки и причины этого начавшегося процесса были связаны как с объективными ийтсрико-культурными причинами, так и субъективными факторами.

Новое декоративное искусство республик региона в последние десять лет стало предметом изучения специалистов- искусствоведов республик Средней Азии, а также Москвы, Ленинграда /ныне С.-Петербурга/.Эта проблематика нашла отражение в ряде статей, публикаций и монографий таких исследователей,как Аграновская М., Бабурина Н., Беликова Д., Бодрова Э., Хакимоа А., Сауроьа Р., Фахретдинова Д., Светлов И., Юшкова 0., Каркаэцева Л., Мурадов Р., Нигматуллаева е. , Сафзрова А., А., Уметов Д., Умаров А., Такташ Р., Взбаджа-яова Г., Акилова К. и -др.

Несмотря на достаточно быструю реакцию критиков и искусствоведов на новационные процессы в декоративном ис-

кусстве, многие аспекты этой искусствоведческой проблематики не получили должного развернутого изучения. В их числе можно назвать и проблему формирования я развития новой нетрадиционной керамики Узбекистана.

Обычно понятие "керамика" в Узбекистане отождествлялось с декоративной облицовкой архитектурных памятников или с бытовыми изделиями (блюдами, ляганами и т.д.), которые издревле были распространены в быту народов Средней Азии. Начиная с конца 1970-х гг., на выставках стали появляться изделия из керамики, не предполагавшие утилитарного применения. Процесс этот начался в центральных городах и региона;-: бывшего Советского Союза - Ленинграде, Москве, республиках Прибалтики, а потом переместился в Среднюю Азию и широкое развитие получил в Узбекистане, во многом благодаря тому, . что здесь имелась богатая историческая традиция керамическо-• го искусства.

. Возникновение новых форм декоративной керамики повлекло за собой стилевые метаморфозы, расширение художественно - пластических и технологических возможностей керамического чаатериала, ,-что оказывало благотворное влияние на развитие других . видов изобразительного искусства, в частности, станковой скульптуры. В Узбекистане оно существенно повлияло и на харэ1стер архитектурной среды и городского ландшафта, что было особенно заметно в конце 1970-х -нач.1980-х годов, когда отмечается градостроительное оживление и -керамика активно вторгается в архитектурно-пространственную среду.

Таким образом, актуальность исследования нетрадиционной

керамики Узбекистана связана, во-первых, с накопленным ез последние годы и недостаточно изученным худо.жествекнш материалом," во-вторых, с ощутимым взаимовлиянием пластических тенденции в керамике и скульптуре, в-третьих, со все возрастающей ролью декоративной керамики ь экстерьере и интерьере архитектурных сооружений и городской среде.

Необходимость рассмотрения, теоретических , вопросов. . связанных, например, с влиянием . традиций других' школ или собственного художественного наследия на керамику Узбекистана и соответственно на ее национальную самобытность. такле актуализирует данную тему.

Новизна исследования определяется как введением в научный обиход малоизученных, произведений нетрадиционной керамики, описание» и анализом новых явлений, так и исследованием творчества мастеров с точки зрения проявления в нем традиций различных школ и формирования самобытности керамической шкоды Узбекистана.

Практическая ценность исследования заключается в том, что оно содержит систематизированный, больпей часть» непубликовавшийся материал,который может быть использован для создания последующих исследований и методических пособий по проблемам взаимодействия изобразительного и дексрзтивно-прикладного искусства,'.его национального своеобразия , а также по истории формирования и развития нетрадиционного декоративного искусства Узбекистана. Диссертация может служить основой для составления ..лекций по искусству Узбекистана в специальных" высших и средних художественны;-: учебны:-: заведениях, а также на гуманитарных' отделе-

ниях других вуэов республики.

Общеметодоло. гическое значение диссертации заключается з том, что ее выводы позволят уточнить и объективизировать периодизацию развития искусства Узбекистана во второй половине XX в.

Методика исследования строилась на принципах системного анализа художественных явлений и сравнительно-сопоставительных искусствоведческих оценок. Нами использовалась методика тематической и художественно-стилистической классификации творчества мастеров керамики. Анализ тенденций и проблем . развития нетрадиционной керамики проводился с учетом критериев, общепринятых в искусствоведческой литературе 1970-90-х гг., но скорректированных нами в контексте сегодняшнего дня.

Источником исследования являлись

выставочные произведения художников- керамистов, а - такте их *

работы в архитектурной и городской среде. Материал исследования собирался нами в музеях, библиотеках, мастерских художников-керамистов, на архитектурных объектах и в ландшафтной^ среде. ' .

Дели и задачи. Целью исследования является определение характерных черт и особенностей формирования и развития новых видов керамического искусства Узбекистана 1970-90-х гг.

Исходя из цели исследования, нами поставлен ряд конкретных задач:.

• - определить истоки и факторы формирования уникальной выставочной керамики Узбекистана!

- на основе анализа художественно-критической литературы исследовать_ведудае-тенденции и~"проблемы стилевой трансформации в советской станковой скульптуре и декоративной керамике 1970-80-х гг. как факторы, имевшие принципиальное значение для формирования нетрадиционной керамики Узбекистана;

- проанализировать творчество художников- керамистов Узбекистана з контексте изменений пластического мышления в различных областях изобразительного и декоративного искусства в 1970-50-х гг.

- дать жанрово-тематический анализ, проследить характер творческой эволюции узбекских художников-керзмистов и выявить ее основные этапы;

- выявить локальные особенности взаимодействия декоративной керамики и пространственной среды;

- охарактеризовать развитие ландшафтной керамики Узбекистана на основе анализа коллекций керамических симпозиумов конца 1980-х - нач.90-х гг.

Апробация работы. Основные положения исследования изложены в брошоре, ряде статей и выступлений на научных конференциях. Диссертация обсуждалась на расширенном заседании отдела декоративно-прикладного искусства НИИ искусствознания им.Хамзы и была рекомендована к заддате.

С т р у к.т у р а работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,. 'заключения а списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ ссщтш РАБОТЫ

Во введении, дается обдая характеристика проблематики исследования и обосновывается тема диссертации, ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, новизна и практическая ценность полученных результатов, аргументируется структура диссертации.

Первая глава диссертации "Тенденции декоративности в станковой скульптуре и формирование образной системы нетрадиционной керамики 1970-80-х гг. в советском регионе:анализ художественных процессов и обзор критических статей", посвящена исследованию творческих трансформаций в советской станковой скульптуре и декоративном искусстве 197080-х гг., которые охватили и узбекскую пластику. В этой главе дается развернутый анализ основных теоретических и проблемных дискуссий, протекавших в 1970-80-е гг. на страницах всесоюзных и республиканских журналов, по ключевым вопросам развития станковой скульптуры и декоративной керамики республик бывшего СССР. Этот анализ являлся необходимой информационно-методической базой для яоследущего исследования процессов формирования и развития нетрадиционной керамики Узбекистана. .

В рамках йсодедрвания было важно проследить, как основные тенденции развития советского искусства 19?0-80-х гг. отозвались в творческой жизни различных регионов страны.

■ Г" (Л-.' *

Сопоставление динамики • советской станковой скульптуры 1970-80-х гг. и пластического искусства Узбекистана показало неразрывность этих явлений. Ведущие критики и искусствоведы

страны отмечали в этом процессе такие явления,_как :разрушение художественных" канонов 1950-60-х гг., формирование нового пространственно - пластического и образного мышления, усиление декоративного .начала и стирание жанрово-тематических границ е станковой скульптуре, иная трактовка категорий пространства и времени в пластике и, наконец, четкая постановка проблемы "скульптура и среда Эти черты были заметны и в тгсрчестае узбекских скульптуров (Д.Ругыбаев.Н.Карлы-ханоз, Р.Аванян, Б.Гамбаров, Т.Таджиходжаев и др.). которые также содействовали проведению в среднеазиатском регионе международных и республиканских симпозиумов по парковой скульптуре.

Скульптура и нетрадиционная керамика имеют, много общего в решении обрззно-пластических задач, Кз основе приведенных в диссертации материалов можно убедиться в том,что происходил процесс размывания видовых границ между согетской станковой скульптурой и декоративной керамикой.' Однако, несмотря на схожесть в использовании образных приемов, материалов и художественно^пластических решений, практика развития зтде видов искусства в 1970-80-е гг. и ее освещение искусствоведческой наукой показывают, что они развивались достаточно независимо. Работы керамистов дггко • отличить от стздтеых произведений скульпторов и в ханрово-тематическом отношении (отсутствие психологической трактовки и социальных характеристик, преобладание тем пейзаыго-природного содержания и абстрактно-геометрических композиций), и в образно-пластическом решении (ярко выраженное декоративное начало, использование цвета и различных технологических

приемов - глазурей, эмалей, обжиговых аффектов , более лирические интонации в плзстическш решении образов).

Таким образом, советская декоративная керамика, в том числе, и узбекская нетрадиционная керамика 1970-80-х гг., формировалась и развивалась как самостоятельное художественное явление, имевшее свою видовую специфику. Но процесс этот протекал во взаимосвязи с другими видами изобразительного и декоративного искусства и особенно со станковой скульптурой. Формирование новой советской декоративной керамики сопровождался широкой дискуссией на страницах всесоюзных журналов и критической периодики. В республиканской искусствоведческой литературе в 1970-80-е гг. этой проблеме были посвядены несколько статей, в которых анализировались выставочные произведения узбекских керамистов и в этой связи ставился ряд проблемных вопросов.

Поэтому основной материал.для исследования угловых вопросов * ■ . развития декоративной керамики 1970-80-х'гг. дают публикации

в журналах "Искусство", "Декоративное искусство СССР" и. "Творчество". Нами определены наиболее важные, на над взгляд, зспекты этих дискуссий, имеющие принципиальное значение для исследования и' развития узбекской нетрадиционной керамики. Это касается вопросов терминологии, отношения современных керамистов к собственным гончарным традициям и к творческому опыту ведущих центров -°Москвы, Ленинграда, республик Прибалтики, проблем индивидуального и национального своеобразия искусства, а. так же "проблемы архитектурной и ландшафтной керамики.

Определение "нетрадиционная керамика" в отношении УзСе-

кистана, на наш взгляд, наиболее полно отражает-специфику ее зарождения и развития в условиях богатч.5 школы традиционной керамики. ■ ,

Вторая' глава "Тенденции. проблемы и основные этапы формирования и развития нетрадиционной уникально-выставочной керамики Узбекистана" посвящена изучению генезиса новых форм декоративной керамики, факторов, способствовавших их появлении, выявлении основных стилевых тенденций и этапов развития, анализу творчества' ведущих мастеров, своеобразия их' манеры.

В формировании новых подходов к керамике, появлении так называемой "уникально-выставочной керамики", часто напоминающей скульптуру,определенную роль сыграли мастера традиционной узбекской керамики. Исследователи справедливо отмечали заметную роль в появлении новых тенденций таких мастеров, как У.Джуракулов. и М.Рахимов. Таким образом, в конце 1370-х гг. благодаря различным факторам (внешним и внутренним) а Узбекистане стали появляться произведения нетрадиционной керамики. Сначала ■ это были выставочные работы. в виде настенных декоративных блюд или глазурованных с сюжетной росписью (натюрморт,пейзаж), иди рельефных с изображениями памятников архитектуры небытовых фольклорных сюжетов. Таковы произведения ^ ташкентских керамистов Сшановой Б. А., Дергача Г.И., Холоднякоэа В., представлявших на. выставках конца 1970-х гг. серии декоративных работ - глазурованных блюд с композициями в .виде натюрмортов, фантастических птиц и т.д. Влюда с рельефными изображениями, тогда покрытые глазурью,создавали в этот период керамисты А.Рахимов, с. Суд-

таиыурадов, Л. Киреева, А.Кедрин, С.Алибеков. Как правило, внутри круглых настенных блюд эти художники изображали старую часть среднеазиатских городов (А.Рахимов), архитектурные памятники (А.. Кедрин) .' сказочные или бытовые сюжеты на тему современного труда (С.Судтанмурадов).

Анализ формирования и путей развития нетрадиционной керамики Узбекистана показывает, что рубеж 1970-х - нач. 1980-х гг. был ' ее первым этапом. В этот же период формируется основная группа узбекских керамистов, которая в последующие годы определяла основные тенденции нетрадиционной керамики Узбекистана.В основном это были художники-керамисты, закончившие ТТХИ имени А.Н.Островского (ныне Институт искусств. им. М. Уйгура) и работавшие на Ташкентском экспериментально - творческом комбинате прикладного искусства (с 1986 года комбинат носит имя известного керамиста Республики М.Рахимова). Среди них А.Яровой, А.Кедрин, Н.Аучиева, С.Судтанмурадов, С.Кардыханова, Г.Дергач, В.Холодкяков, Э.Абрамов, Л.Харитонова, Р.Мухамеджзнов, Л.Козлова, Р.Мухаыедханов, А.Рахимов, Ю.Ким, С.Бондарева, А.Аблзев, Ш.Муминова, Г.Одинцов, В .Чириков. Впоследствии к ним присоединились более молодые керамисты А.Панов» С.Иване», Р.Янгибаев, А.Маматбаев, ФЛащухамедог, Н.Куэиева. .

Однако х художественно-стилевом и образно-пластическом отношении узбекская .нетрадиционная керамика в конце 70-х -нач.80-х гг. находилась еще на начальной стадии своего развития.' Это- проявилось в неумелом использовании цвета и еще в большей степени в отсутствии навыков объемна-пластической разработки декоративных композиций. С особой остротой встала

задача обретения скульптурных навыков объемно-пространственного" реаения, задача отхода от'привычны;-: фронтальных типов, композиций . к объемно моделируемым. Первый этап характеризуется постепенной эволюцией пластических приемов узбекских керамистов от рельефно-плоскостных фронтальных решений к объемно-пластическим композициям, расчитаннш на . дуговое пространственное обозрение. Вместе с тем, совершенствуются и приемы интерпретации традиционных узбекских видов керамики, как, например, круглое плоское блюдо-ляган или высокие стройные кувшины и вазы- ■ \

С 1982-83 гг. начинается новый этап (второй по счету), развития нетрадиционной узбекской керамики, проявившейся "и в выставочных произведениях, и в решении образных задач архитектурной керамики. На первом этапе произведения керамистов имели очень много схожих черт и порой трудно было, отличить одну - работу от другой. Начинал со второго этапа, происходят изменения в образном строе керамических произведений, что было во многом связано с проявлением и раскрытием индивидуальных творческих потенциалов художников. Т.е. от коллективного творческого мышления наметился переход к индивидуальному самовыражению. Художники отказываются от повального увлечения настенными плоскими декоративными блюдами, и в большинстве своем . начинают создавать объемно- пластические керамические произведения.Этот период можно уверенно назвать временем творческого и профессионального подъема нетрадицион-. ной керамики Узбекистана, этапом наиболее ярких достижений и плодотворных поисков.

Увлечение художников-керамистов творческими эксперикен-

тами в выставочных произведениях ловитивно отразились в в их работах для архитектурных объектов и пространственной среды. Однако развитие узбекской нетрадиционной керамики в этот период не было одяоаначнш. И • в эти годы создавались слабые в профессиональном отношении работы, не все художники освободились от механического заимствования опыта ведущих центров керамики. И все же достижением этого этапа было 'то, что узбекские керамисты осознали- принципы нового пространственно-пластического мышления, овладели навыками сложных цвето-колористических, технологических приемов и объемно-пластических . решений, отошли от первоначальных канонов и стереотипов. Поэтому в диссертации автор выражает сво». несогласие с позицией московского критика Ы. Аграновской, пытавшейся односторонне охарактеризовать работы узбекских керамистов этих годов, как исключительно подражательские и не имеющие

национального своеобразия.

0

Понимание Ы, Аграновской "национального своеобразия" как обязательного следования только образцам среднеазиатской исторической и традиционной гончарной керамики, безусловно, сужало рамки этого явления. Здесь сказалась негативная роль общих идеологических установок и формул,- применявшихся ко всем видам советского искусства и литературы. Формула "национальное • по форме, социалистическое по содержанию и интернациональное по духу" выйуадала искать национальное в формальных признаках, отказывая ему в более глубоких, духовно-содержательных качествах.!? наиболее же интересных и ярких работах узбекских керамистов проявилось широкое, без показного .увлечения этнографией и традиционными .сюжета-

ми, понимание национального;_духа и-своеобразия народной фи-лософииг Об'этоы свидетельствует, в частности, произведения С.Султанмурздовз, Ф.Ташмухаыедова, 'Р.Янгхбаева, С.Алибекова, А,Кудрина и др.

Ча первом этапе сама по себе необычность новых работ на фоне традиционных керамических изделий "была как бы достаточна, но затем возникает &2й02еь»рная• потребность в угдузлввии и еезвраэнстЕОважш образно-пластического видения и технологического мастерства, 5 создании более оригинальных пространственно-пластических композиций. В этом отношении очень характерна творческая эволюция художника-керамиста С.Судгаямурадоаа. Б середине и конце 70-х гг. он создавал з основном монотонные по цветовому и пластическому решений лексративкые блюда ("Ритм труда"-1576 г.,"Сказ-ки"-1977 г.). А начиная с-'1980-х гг. з его творчестве все большее место занимают объемно - пластические композиции ("]1дущие"-1385 г., "Экология"-1984 г.). Пршерно те же самые изменения (усилившееся внимание к объемно-пластической дне-тогой разработке) происходят з творческой, практике всех узбекских керамистов.

С 1950 г. наступает очередной (третий по счету} этап, в развитии нетрадиционной керамики.Узбекистана. К этому, времени в республике, активно работала группа талантливых 'художников-керамистов, ка протяжении двух-тре.ч десятилетий сформп-рсвзг-пх один из ведущих в масштабах советского региона центров современной .декоративной керамики. В лучших проэт-геденилх узбекских керамистов наблюдается ггзлость профессионального и художественного мышления, оригинальный езгллд

и отточенность живописно-пластического и технологического мастерства, тонкое чувство пространственно-пластического образа, острое оясдаэние истинно национального духа. Однако в связи с обострившимся экономическим кризисом и развалом СССР в 1591г. резко упала активность выставочной деятельности, стали разрушаться культурные связи в рамках бывшего СССР, прекратились выставки искусств различных республик, проводившиеся обычно в Москве. Понятие "советское искусство" не отражает более. реалии художественного процесса. Распался и Союз художников СССР, который в целом играл положительную рсиа в координации и установлении культурных контактов не только внутри СССР, но и за его пределами (наиболее крупные симпозиумы во кервмрке, проводившиеся в Узбекистане,были финансированы СХ СССР), С начала 1990-х гг. по разным причинам прекратила свою деятельность по организации выставок и секция современного декоративного искусства Узбекистана, основу которой составляли художники-керамисты.

В третьей главе "Архитектурная и ландшафтная керамика Узбекистана: тенденции и проблемы развития" исследуются вопросы формирования и развития в республике ин-терьерной и экстерьерной керамики на основе анализз работ ведущих узбекских керамистов, изучается проблема взаимосвязи выставочной, станковой керамики и керамических панно, рельефов, объемных 'композиций в архитектурной и ландшафтной среде. Особое внимание автором уделено рассмотрению развития в республике ландшафтной, .садово-парковой керамики, и в этой связи в диссертации анализируется творческая программа и итоги ряда керамических симпозиумов международного, всесоюзного и

республиканского значения,проводившихся в Ташкенте на рубеже 1980-90-х гг. Здесь фиксируются наблюдения, связанные с соответствие« периодизации развития выставочной керамики основным этапам, которые продли архитектурная л ландшафтная керамика.

Более чем двадцатилетний опыт работы узбекских керамистов по созданию интерьернсй и зтетерьерной керамш« показал, что они прошли сложный* «о плодотворный путь творческих искзний и достижении. Ёыли из этом пути и потери, и неу-• дачи, и слабые подражательские -.работы, но общее' ; развитие архитектурной керамики шло в направлении роста врофессионадь-ного и художественного мастерства, формирования у художников синтетического, пространственного мшщенвд. От "инкрустациок-ного стиля" 70-х гг. узбекские керамисты к середине 80-х пришли к принципиально новому пониманию роли керамики в интерьере как ра1ВНоправного и важного компонента образного решения пространства. Это понимание они реализовали в целом ряде оригинальных произведений на архитектурных объектах Узбекистана и за его пределами, За этот период сформировались основные типы и рийУ композиционно-плзстических решений в архитектурном лрострзнстве: это и рельефные панно и объемно-пластические композиции в интерьерах в виде альпинариев и фонтанов, использование керамики в качестве декоративно-облицовочного материала. Принцгтиаяьно важным в развитии архитектурной кера»пзки явилось привлечение узбекских худо.ж-ников-керамистов к работе над интерьернда оформлением станций второй очереди Ташкентского метрополитена. Керамика в интерьера.", станций М?тро стала ведущим декоративным мате-

риалом и в то же время использовалась в сочетании с другими видамл интерьарного искусства - мозаикой, декоративными зле-ментами из стекла, смальты, мрамора, металла и др. Керамисты принимали участие в оформлении почти всех типов общественных сооружений - гостиниц, кафе, ресторанов, Дворцов культуры, санаториев,административных зданий, типовых сооружений и др.

Именно в течении 19£Ю->: гг. были созданы наиболее значительные и яркие произведения узбекской монументальной керамики: интерьерной, зкстерьерной и ландшафтной. Среди архитектурных сооружений, органично включивших керамачэские пан-ко-рельефы, объемно-декоративную пластику стоит упомянуть Дворец Дружбы народов им.В.И.Ленина С ныне просто "Дворец дружбы народов") > здание Главпочтамта, Дом обуви. Дом радио, находящиеся в Ташкенте. Интересные керамические композит»! были созданы узбекскими мастерами в интерьере санатория "УгОекг.стЕЛ" в Кисловодске. И, безусловно, самой важной для этого периода была коллективная работа узбекских художккков-керзмиотов над оформлением второй ветви станций Ташкентского метрополитена. '

Принципиальное отличие работ керамистов этого периода от интерьерной керамики так называемого "инкрустационного стиля" заключалось в том, что несмотря на многообразие пластических решений, в£.е композиции 80-х гг. являлись не просто декоративными, второстепенными элементами, а имели важное значение в художественной организации архитектурного прост-ргшства. Тематика композиций, их образное звучание и пластические приема зависели, во-первых, от индивидуальности художника и , во-вторых, от назначения архитектурного объекта

или интерьера. Почти во всех случаях художники-керамисты---------

веди предварительную работу с архитекторами, если это был строящийся объект. . ^ . ' ■ .

Работа большой группы керамистов в интерьерах станций Ташкенского метрополитена имела яринпмгаальиое значение в формировании у штс нового пространственно-пластического мыт-, ления. У мастеров развивалась способность к сочетанию керамики с другими естественными и искусственными пластическими материалами - стеклом, ганчем, мрамором, кзднем, металлом и т.д. Формировались умение и навыки к использованию колористических и других технологических приемов в огромных 'интерьер-ных. пространствах с учетом их замкнутости я искусственного

X .

освещения. . ■

На рубеже 80-х - 90-х гг. не прекращалась работа над созданием керамических рельефов, панно к др. произведении и в наземных общественных сооружениях и зданиях, хотя градостроительная активность несколько спала. Изменения художественного стиля в интерьеркой керамике не столь очевидны и заметны, как в ¿ыегавочных произведениях. Тем не менее., возросшее профессиональное мастерство узбекских керамистов, накопленный в ?0-х - 80-х гг. опыт в архитектуре, формирование самобытной национальной школы нетрадиционной керамики - все это, безусловно, отражалось и в произведениях интерьешюй керамики. Не все произведения конца 80-х - 90-х гг., выполненные в архитектуре, одинаково интересны и выразительны, но обдай их художественный уровень по сравнению с 70-ми -нач. 80->: гг. значительно выше. ' . .

Формирование и развитие ландшафтной керамики началось с.

середины 80-х гг.. Поэтому, образцов ландшафтной керамики не так уж много. Другой причиной малого распространения этого вида нетрадиционной керамики является проблема их сохранности в городской среде. Печальный опыт с созданными узбекскими мастерами к 2000-летнему юбилею Ташкента, керамическими композициями, которые были или украдены, или разбиты, подтверждает эту мысль. В целом же появление и развитие ландшафтной керамики в Узбекистане и в других республиках среднеазиатского региона-было связано с изменением принципов в . градостроительстве и монументальном искусстве, в так же активным развитием декоративной скульптуры и нетрадиционной выставочной. й архитектурной керамики. К тому времени, когда появились образцы ландшафтной керамики, в Узбекистане уже имелся опыт проведения скульптурных симпозиумов по садово-парковой, декоративной скульптуре, были созданы парки скульптуры во многих городах Узбекистана. Немало скульптур декоративного характера были созданы узбекскими , скульпторами в таких материалах, как туф, известняк, мрамор, бетон, металл и т.д. • / .у;.. -

Пленэрная скульптура, несмотря на разнообразие форм, тем,- материалов,- творческих решении, тем не менее не могла заменить ландшафтную керамику, которая обладает неповторимыми даетопластичесгаада качествами.

Со второй половины 80-х гР. в Узбекистане стали проводиться керамические, симпозиумы (на базе ТЭТКПИ им. М. Рахимова) , в которых принимали участие сначала ведущие керамисты тогда еще Советского Союза (Ленинград, Москва, республики Прибалтики, Закавказья, Молдова, Украина, Казахстан и респуб-

- 1В

лики Средней Азии - Всесоюзный симпозиум яо садово-парковой_____________

керамике 1983 г.), а затем и признанные мастера зарубежной керамики (Германия, Швейцария, Испания, Мексика,а такие,почти все ведущие керамические центры бывшего СССР - Международна симпозиум по садово-парковой керамике-1990г.). В промежутках между этими симпозиумами проводился и республикански симпозиум узбекских керамистов.

Итогом Всесоюзного и Международного симпозиумов помимо опыта теоретического вэаимообогацения стало создание двух заповедных зон садово-парковой керамики. Первый из них, созданный в 1988 г., был расположен во дворе бывшего Музея антикварного и ювелирного искусства (ныне дворец приемов Республики). По существу это бьша коллекция ярких произведений, созданная лидерами советской керамики (П.Мартинсон,В.Ци-вин.М.Копылков, А.Задорин,В.Петров и др.). Этот симпозиум, получивший прекрасные отклики во всесоюзной печати и в среде искусствоведов и керамистов, послужил основой для проведения последующи симпозиумов. К сожалению, в начале 1990-х гг. во время реконструкции архитектурного комплекса эти-уникальные произведения керамики были убраны и в настоящее время их месторасположение неизвестно. Не .менее печальная судьба-постигла ансамбль керамических произведений, созданных участниками Международного ^симпозиума йо садово-парковой керамике, проходившего осенью 1990 г. в Ташкенте. Специально для размещения ландшафтной керамики была отведена территория за театром оперы и балета им. А. Навои и была проведена серьезная работа.по реконструкции этой площади для последующей установки керамических произведений. В результате был создан ве-

ликолепный по архитектурно-художественному и пластическому решенш первый на территории Средней Азии.. Международный сад керамики. Однако иэ-га варварского отношения к нему хулиганствующей молодежи к 1994 г. на территории сада из 24 произведений сохранилось не более пяти, остальные были разбиты и поьревдэны.

Проведение Международного симпозиума было последним ярким и значительным в художественно-профессиональном отношении событием в истории развития нетрадиционной керамики Узбекистана. Последующие международные и республиканские симпозиумы по керамике (1992,1993 гг.) ни по составу участников (в основном американские керамисты), ни по художественному уровню созданных произведений не могли сравниться с предыдущими. ■

В з а к л в ч'е н и и обобщаются выводы, сделанные в оснсзвсм тексте диссертации, суммируются позиции автора по наиболее актуальным аспектам исследования. Эти выводы сводятся к следующему: .

1. В течение 1970-90-х гг. в Узбекистане сформировалось и получило развитие новое направление декоративного искус- . сева - нетрадиционная керамика. ' : •

2. Процесс формирования нетрадиционной керамики Узбекистана был связан сгвнешними причинами (развитие этого направления в Москве, Ленинграде, республиках Прибалтики и его влияние на другие школы) и внутренними факторами (богатая историческая керашчеркая традиция, инновации в творчестве народных мастеров Узбекистана).

3. В советской станковой скульптуре и декоративной ке-

рамике 1970-80-х гг. происходили принципиальнее стилевые ¡Г пластические трансформации,происходило вгаимовлияние скульптуры и керамики. Однако, несмотря на схожесть художественных решений, приемов,"размывание жанровых границ" между скульп-. турой, и керамикой, два эти вида пластического искусства во всем советском регионе развивались достаточно- самостоятельно, Этот вывод подтверждается и на мзтераале искусстве Узбекистана.' ' 1

4. В развитии нетрадиционной уникально-выставочной керамики Узбекистана отмечаются три основных этапа. -Первый, начальный этап включает 1970-е - нач. 80-х гг. Второй этап начинается с 1982-83 гг. и завершается 90 годом. С 1990 года и по настоящее время можно говорить о третьем 'этапе развития нетрадиционной керамики Узбекистана.

На первом этапе сформировались основные жанрово-темати-ческие направления; натюрморт, пейзаж, бытовзя сценка, смет фольклорного и историко-культурного содержания, зколгическая тема, и определилась основная группа художников - керамистов, работающих в основном в Ташкенте. В этот период узбекские керамисты делали первые робкие шаги на пути, освоения новых пластических и технологических приемов и самих принципов осмысления новых . художественных задач. На этом этзпе чувствуется влияние более, развитых центров декоративной керамики -Москвы, Ленинграда, Прибалтики, нередко узбекские керамисты создавали откровенно подражательские рзботы. Однако здоровое, творческое начало в .'этот период также активно формировалось. . , ; . "Л.

На втором этапе, по мере накопления опыта и технологи-

ческих навыков, узбекские керамисты обретают творческую самостоятельность, активно используют богатство среднеазиатского художественного наследия и традиций узбекской керамики. Постепенно приходит понимание национального своеобразия . не как механического перенесения форм традиционной посуды или отражения этнографической атрибутики, экзотических сюжетов, а как творческого осмысления духовных, глубинных черт национального характера, народного мироощущения и эстетики. Фактор центральных акав советской керамики, таким образом, по мере развития и укрепления узбекской школы нетрадиционной керамики еаметко ослабевал. Этот период -начало 1980-х -1990-х гг.,- можно назвать наиболее плодотворным в развитии новых форм керамического искусства Узбекистана. Об этом свидетельствуют произведения керамистов, созданные узбекскими художниками - керамистами для архитектурных интерьеров на территории Узбекистана и аз ее пределами. ■в ,

Продвижению вперед способствовала и организация в конце 1970-х гг. ■ производственной базы для создания монументальных композиций в керамике - ТЗТКПИ им.М. Рахимова.

Очередной этап нетрадиционной керамики Узбекистана включает 1990-94 гг. и в настоящее время мы наблюдаем его развитие." Этот этап противоречив - с- одной стороны, безусловный рост мастерства и накопление мощного творческого потенциала художников - керам!&тов Узбекистана, с другой -спад выставочной деятельности , сведение к минимуму заказов • на монументальные работы в архитектурной керамике из-за кризисных явлений. » экономике.

5. Наряду с уникально - выставочной керамикой в Узбе-

кистане получили развитие___архитектурная и ландшафтная

- ""керамйаГВ архитектурной керамике наблюдается та же периодизация, что к в уникально - выставочной керамике, а ландшафтная керамика получает развитие лишь со второй половины '1980-х гг. во многом благодаря проведению в Узбекистане крупных Всесоюзны:', и Международных симпозиумов керамистов.

В целом эти симпозиумы и опыт работы узбекских мастеров а пространственной среде свидетельствуют, что к началу 90-х гг. в Узбекистане сформировалась группа талантливых художников-керамистов, способных создавать оригинальные и обраэ-но-эмоциональные произведения архитектурной (интерьерной, экстерьерной) и ландшафтной -керамики.

Творческий опыт. более чем 25-летнего 'развития нетрадиционной керамики выставочного характера дал свои положительные плоды и а сфере создания керамических произведений в пространственной среде.

ПО Т£!,!Е ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:

1. "Кулолчи рассом".-В газете "Узбекистон адабиёти ва санъа-ти",1994,8 апреля,й 11(3260},- 0,2 п.л.

2. "КврйИнка в среде города".Ташкент, 1995, - 3 п.л.

3. Тезись! .Нетрадиционная керамика Узбекистана 90-х годов, (находится б печати). - п.л. .

4. "Основное тенденции и этапы развития нетрадиционной керамики Узбекистана 1970-1990 годов".Саньатшунослик нихоллари (Маколалар ¡.йзыуни).Ташкент,Центр прогнозирования информации и методики при Министерстве Культурь! Республики Узбекистан. 1995 г.

Подписано в печать 25.05.95. Бумага типографская 1й I Ташкент»ул.А.Кадири,13

Форшт бушги 60x84 Тираж 60 экз. УПОИ " КАТРАН "

24

М У X Т А С А Р

Иазкур диссертация 1970-1990 йиллардаги Узбекистон кулолчилик санъатининг янгк, ноанъанавий турларивиаг шаклланиши, ривонлании йуллари ва узига хос хусусиятларивинг тадкикига багишланган. .

Илыай йш кириш, учта асосий боб» хулоса ва фойдаланилган адабиётлвр руйхатидак иборат. Кириш кисмида танланган иавзуниш уиумкй тевсифК' берилган б?либ, унанг ыаксад ва вазифалари вник-лааадк. Маазунинг ыухиадиги 1970-90 йилларда ноанъанавий кулол' чиликда шага калган бадиий нараёнларнинг ва куплаб яратилган турфа асаряарн.шг таадил ва тадкик килиниаганлиги, В8, айни чогда, уларнинг заыонавий ыеъиорчиликда, хусусан, шахарни безэ' тиида хаыда хайкалтэроащик саняатидаги тобора усиб бораётган а^аиияти каби о йилларда напоён булади.

Биринчи боб. "1970-80 йиллар совет минтацаси хайкалтарошли< гида безек бариш те'ндевцияси вв ноанъанавий кулолчилик сан' тида ааги бадиийтанойиддараннг шакллавиши; иходий жараёв ва танкидий шцолеларнинг гвхдили" эса назкур давр совет дастго*-ли хайхадтарошшги ве безек свнъаганиаг иаодий хусусивтлвриви тадкик зтайга багишлангав. Еу бобда илк бор нуцхурият сангат-■ иунослиги оуйича курс&тилгав даврга оид собик иттифоц ве жуц-*урияз! вурналларида дастгозди хайкалтарошлик ва 08зак кулолчи-«игининг ривожлааишига теги ал и эдаьшоли ыеколаларнянг куфассал тахлиди оерилган.

Мазкур тахлал Узбекистонда ноонаанаэий кулолчилик санъати нивг келгуси дзэрларда и8клланиш. ва ривоклеащ караёкларини ' тадкии этиш юзасидаа санъатауносдик учун зарурай маълуиот ва иетодак асбс б?лиС хиамат килади. ■

Иккинча бор "Уэбекшяонда воавьанавий ноеб-кургазыали ку-

лолчиликнинг иаклланива, унинг таыойиллари, куашголарп бз ри-воюшаишивянг всосиа Ооскичлари!!. двб-ноилвнвда.-У-безэг кул'ол"-^"" чилигинииг янги щаклларини кзага келииига замни "ратузчв у-снба sa оиллларни урганишга, тавикли усталзр саи^атининг уз ига хос хусусиятлори ва ив усуллзрнна тахлил «илиига, хайда иузец ва кургазиа заллари учун цулзаллэн га н закон&эий ноеб (ноднр; -кургазквли кулолчиликнинг асосий услуб оккидари sa ривсштшш босцячлзрини 8ницл8шга багишланган. , ; . ,

Учиачи йоб "Узбекистан uesuop;:;! ва ианзарз кулолчалиги: ривоялэнии хусусиятлари ва иуамиолари" ,део но ras на ли. Унда етэк-чи узбек усгелзришшг ишверини ургзшга асосида ауи'хуриятимиэ-Дбги сзноларнинг ички ва танки кулолчилик безаялвранлнг шаклла-ниши ва ривохланишя тахлил килинзди. Шуниигдек, кургазыали, дэетгохли кулолчилак, сопод гшннолар, турли хзиклзрдаги композит: яла рнин г меъиорий ва мавзораьи?. мухитдвги Усни вз улараинг Узэро богляклиги Ургааиб чшдоади. Лиссертацяпдз яуцхуриятимиз-дагк боглар ва хиёбонларга «ослашган кулолчклкя санъотана ра-зодлвнгираига acocan эътибор серялади вз ау ыуцоссСат балан lütC-vG "иллбрда Тояхентда булиб угган хзлнаро, итги^ог; за республика ш;;;есядаги сижозиуаларшшг и-i дастурлзри ва _натипа-лари ял ми ¿i урганилади. . '

Бунда иеъиоркЗ ва ^анзарали кулолчилик саи'-отининг босиб утгьн acocaii ризолдааиа даврльри кургазиали •■лолчилик дьарига олокадор эканлига юзгсидан кузаишар курса í:;6 утилади.

Хулоса нисаида дяссертациянинг асоси" каткидз баён этил-гаи ¿акрлар вз, zy яунладаа, иуаллненинг тадкаяотнавг иухии . кихатлари буйича караилари уцуцдвитирилади. Еунвагдек, заиона-вий цуз:.-илзр кескшивги Узбекистан ' нмнаааЯ кулолчилвги буЛича амалий таклифлари илгара сурилада.

SUMMARY

The present dissertation is dedicated to investigation and exposure of typical features and particularities of the process of formation and development of new non-traditional types of ceramic art of Uzbekistan in 1970s - 1990s. The purpose of investigation has determined the structure of dissertation, which consists of introduction, three chapters, conclusion and list of references.

The introduction presents the general characteristic of the problems, tasks, the theme actuality and novelty of scientific results.

The first chapter is "The tendency of decoration in easel sculpture and , the formation of image-bearing system of non-traditional ceramics. in 1970s -1980s at the Soviet region: analysis of artistic process and review of critical essays.* It is dedicated to investigation of the process of creative transformations in soviet easel sculpture and decorative art of 70s - SOs which /has included the Uzbek plastic as well. This chapter, at the first tine in art critical literature of Uzbekistan represents the wide, analysis of the principal theoretical and problematic discussions have taken place in 70s -80s on the pages of all-union end republican magazines on the key questions of development of easel sculpture and decorative ceramics of Republics of former USSR..

This analysis is the necessary: information-art critical and methodical base for the following research of the process of forming and . development of non-traditional ceramics of Uzbekistan. , :

The chapter second " The tendency, problems and fundamental stages of formatlbn and development of non-traditional unique exhlbitional ceramics of Uzbekistan* is dedicated to investigation of sources and factors which have promoted the new forms of decorative ceramics. It also contains the analysis of creation of leading masters, specific of their styles, exposure of basic stylish tendencies and.stages of development of non-traditional unique-exhibltional ceramics, intended to be kept In museums and exhibitions. Chapter three is "Architectural and scenery ceramics of Uzbekistan: tendency and problems of development".

It investigates the questions of formation and development of interior and exterior ceramics ,on the base of analysis of works of leading Uzbek ceramics masters. The problem of Interaction of exhlbitional, easel ceramics and ceramic panels, reliefs, volumetrical compositions in ©architectural and scenery environments is studied also. The particular attention is paid to the development of scenery, landscape ceramics and in this connection the creational programme and results of a number of international, all-union and republican congresses hejve been hold in Tashkent in 80s-90s are analyzed in this dissertation, he observation of conformity of division into periods of development of exhlbitional ceramics to the general stages have been done by architectural and scenery ceramics.

Conclusion contains the resolutions hove bean made in tha main part'of'dissertation which are summarized as wall 93 the authors points of view on the most actual aspects of investigation, the recommendations how to solve the modern problems of development of rion-traditional ceramics of Uzbekistan are given also.