автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Голубец, Орест Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Львов
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Голубец, Орест Михайлович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЪЕКТ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

ГЛАВА П. СОВРЕМЕННЫЕ КЕРАМИЧЕСКИЕ ОБЛИЦОВКИ И ИХ

ДЕКОРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА.

Керамические облицовки в экстерьерах

Кирпичные облицовки

Покрытия из плоских плиток

Модульные рельефные облицовки

Керамические облицовки в интерьерах

ГЛАВА Ш. ДЕКОРАТИВНЫЕ КЕРАМИЧЕСКИЕ ПАННО В ИНТЕРЬЕРАХ

И ЭКСТЕРЬЕРАХ.

Керамические панно в интерьерах

Модульные" композиции

Свободные" композиции

Островные" композиции

Керамические панно в экстерьерах

ГЛАВА 1У. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

СРЕДСТВАМИ НАСТЕННОЙ ПЛАСТИКИ МАЛЫХ ФОРМ.

Панно-картины"

Настенная пластика малых форм в интерьерах . 77 Настенная пластика малых форм в экстерьерах

ГЛАВА У. ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Керамические решетки

Объемная керамическая пластика в экстерьерах . 98 Объемная керамическая пластика в интерьерах

ГЛАВА У1. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КЕРАМИКИ.

В АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ

ВЫВОДЫ.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Голубец, Орест Михайлович

Облик, современного социалистического города определяется огромными масштабами строительства. Широким кольцом новостроек, охвачены ныне центры старинных городов, каждый год на карте нашей страны появляются новые названия. Проблема жилья решается прогрессирующими темпами: "В 70-е годы построены жилые дома, площадь которых превышает весь городской жилищный фонд в начале 60-х годов"' (Материалы ХХУI сьезда КПСС,, 1981,с,35).

Вместе с тем все острее ставятся вопросы эмоционального обогащения, индивидуализации архитектурного пространства городов и сел. Множество стандартизированных зданий-коробок, заполнило сегодня однообразную к безликую среду. В большинстве новых; кварталов человек, чувствует характерное '"эмоциональное голодание1** пустоту и отчужденность, возникающую между ним и: огромными» аскетически холодными: обьемами из бетона, стекла и железа. Разумная организация архитектурного пространства на гуманистической основе приобретает особую актуальность. Неслучайно в отчетном докладе ХХУ1 съезду КПСС отмечалось: "Не надо объяснять, как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса. Олимпийские объекты и некоторые жилые кварталы Москвы, возрожденные жемчужины прошлого и новые архитектурные ансамбли Ленинграда, новостройки Алма-Аты, Вильнюса, Навои, других городов - это наша гордость. И все же градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии" (Материалы ХХУ1 сьезда КПСС., 1981, с.62-63).

Формирование среды города неразрывно связано с проблемами; синтеза искусств. Тесное сотрудничество искусств в решении единой задачи способствует образованию сложной и многогранной системы художественных средств, открывающей перед архитекторами и художниками большие возможности. Однако в её неумелом использовании кроется причина многих неудач: излишнее количество монументальных произведений и декоративных элементов, заполняющих архитектурное пространство, часто преобладает над логической и целенаправленной его организацией. "Полноценный синтез возможен при условии всесторонне обоснованного использования всех видов искусств, за счет расширения композиционных возможностей внутри каждого вида и комплекса в целом", - утверждает один из крупнейших советских архитекторов М.В.Посохин (Синтез искусств в социалистическом городе, 1981). На сегодняшний день очевидна необходимость критического анализа сделанного, выяснения специфики взаимодействия с архитектурой различных видов искусств и форм произведений, определения возможностей традиционных и новых материалов. Это означает, что важным условием достижения наилучшего общего результата является изучение всех синтизируемых компонентов.

Не умаляя ведущего значения монументального искусства, образующего в архитектурном пространстве главные идейно-содержательные центры, следует отметить, что в условиях интенсивного индустриального строительства особенно актуальным становится широкое использование в организации среды произведений декоративного характера. Монументальное искусство, которому присуща большая эмоциональная и пространственная активность, имеет определенные границы целесообразности: преобладание количественного фактора нередко приводит к утере качества и эффективности воздействия. Композиции же декоративного характера созвучны объемно-ритмическим структурам современных сооружений. С их помощью ' можно повсеместно художественно обогащать "аскетизированное" архитектурное пространство. Подобными произведениями, словно "ищущими" контакта с архитектурой, изобилуют ныне многие виды декоративного искусства, а в их ряду особо выделяется керамика.

Возрождение древнего материала на качественно новом уровне обусловлено его замечательными пластическими, цветовыми и фактурными свойствами. Керамика может служить материалом монументальной скульптуры и почти ювелирного моделирования ; сама по себе она является своеобразным сплавом пластики и цвета. Применение её выгодно и с экономической точки зрения: керамические материалы дешевы, а их высокие художественные и утилитарные качества очевидны. К тому же, стойкие, долговечные покрытия из керамики как нельзя лучше отвечают современным санитарно-гигиеническим требованиям.

Декоративная керамика как элемент организации архитектурной среды пользуется возрастающей популярностью в нашей стране, а также в Чехословакии, Германской Демократической Республике, Венгрии, Болгарии и других социалистических странах. Ряд интересных произведений создали за последние десятилетия украинские художники. Однако, в целом применение её в экстерьерах и интерьерах пока-что отмечено исключительной пестротой, обусловленной большим разнообразием жанров, форм и техник. В одних случаях материал приобретает совершенно неожиданные, интересные качества, в других - утрачивается его специфика. Средствами керамики часто решаются сложные задачи изобразительного характера, присущие станковому и монументальному искусству. Постоянное расширение области применения керамики, её вторжение в смежные сферы привело к образованию обширных "зон взаимопроникновения", благоприятствующих рождению новых синтетических форм произведений.

В сложившейся ситуации керамику, функционирующую в архитектурном пространстве, невозможно рассматривать узко, только с позиций декоративно-прикладного или монументального искусства. Опыт её применения в организации архитектурно-пространственной среды требует изучения и теоретического анализа в аспекте основополагающих проблем синтеза искусств.

В последние годы издано ряд искусствоведческих работ, посвященных вопросам синтеза традиционной триады - архитектуры, монументальной живописи и скульптуры (Толстой-В.П., 1958, 1978; Степанов Г.П., 1966, 1973 ; Лебедева В., 1973 ; Воронов Н., 1976; Васильев-Вязьмин И., 1977 ; Валериус С.С., 1979 и др.). Роли декоративного искусства и его отдельных видов в организации среды уделяется недостаточно внимания. Остаются неизученными надлежащим образом результаты активного "выхода" в архитектурное пространство декоративной керамики. Опыт её применения в архитектуре 60-х годов, в том числе и на Украине, освещался в той или иной мере в ряде монографий (Митрофанов К.М., 1967 ; Килессо С.К., 1968 ; Воейкова И., 1969 ; Щербак В., 1974 и др.). Однако подавляющее большинство приводимых в этих работах примеров относится к керамической мозаике, к тому же выполненной не художниками-керамистами. Их оценка осуществлялась преимущественно с точки зрения монументального искусства.

Сегодня, когда декоративная керамика широко и в разнообразных формах используется в организации архитектурной среды в нашей стране и за рубежом, можно утверждать, что применение керамической мозаики в 60-х годах не являлось результатом расширения границ действия самого искусства керамики, выхода его в архитектурное пространство. В данном случае дешевый и договечный материал приобрел неожиданную популярность в пределах монументальной живописи, в обширной "зоне взаимопроникновения", образовавшейся между декоративной керамикой и монументальной живописью, мозаика находится в непосредственной близости к последней. Поэтому в нашей работе будут отмечены лишь отдельные произведения 60-х годов, в которых в полную силу прозвучала специфика материала и которые, на наш взгляд, имели важное значение для последующих поисков художников-керамистов.

Акцентируя мозаичные панно, исследователи не уделяли должного внимания другим формам декоративной керамики и общей классификации форм практически не проводили. Так, К.М.Митрофанов (1967) рассматривает "монументально-декоративную керамику" в соответствии с технологическими особенностями её изготовления. Он выделяет различные виды облицовок и основные типы композиции панно, а настенной пластики малых форм почти не упоминает. При описании объемных композиций автор отмечает, что ему приходится "выйти за пределы основной темы книги." (с.133).

С.К.Килессо (1968) и В.А.Щербак (1974) детально описывают ассортимент и художественные качества облицовок, отмечают отдельные технологические прийомы создания монументальных панно, но не говорят о возможностях применения объемно-пространственных композиций и настенной пластики малых форм.

По Н.С.Селезневу (1970) декоративная керамика, применяющаяся в архитектуре, составляет три группы: строительно-облицовочная, архитектурно-художественная и изделия, "относящиеся к разделу благоустройства". Подобное расчленение было возможным на основании анализа материала 60-х годов, однако в настоящее время видимых границ и различий между этими группами не существует. Так, например, строительно-облицовочная керамика подвержена активным процессам "охудожествления", архитектурно-художественная, наоборот, "декоративизируется" и уже не имитирует живопись и скульптуру. Несравнимо большими представляются художественные возможности форм, которые автор относит к разделу благоустройства.

Наиболее обоснованной оказалась классификация, которую предложил Н.В.Воронов (1970). Автор выделяет две большие группы "архитектурной керамики" - экстерьерную и интерьерную. К первой он относит фасадные и садово-парковые композиции; ко второй - настенные и пространственные композиции, а также покрытия для пола.

Значительное количество работ, затрагивающих вопросы применения декоративной керамики в организации архитектурно-пространственной среды, особенно в период 70-х годов, опубликовано в ежегодниках "Советское декоративное искусство" и "Советское монументальное искусство", различных отечественных и зарубежных периодических изданиях по искусству и архитектуре. Эти публикации можно разделить на несколько групп. Первую составляют статьи, посвященные творческим портретам керамистов (Семенов Г., 1972 ; Кума X., 1979 ; Дельтнер В., 1980 ; Голубец 0., 1981 ; Петрова 0., 1981 ; Uarailcova J» » Vojta J. 1977 JDrdacka P. , 1978 ; Lohnert A., 1980 и др.). Авторы их обычно акцентируют внимание на выставочных работах, в которых наиболее ярко проявляется творческая индивидуальность художника. Произведения, выполненные на объектах, либо не упоминаются, либо им отводится второстепенное место. Лишь в отдельных, немногочисленных публикациях описываются исключительно композиции, созданные в архитектурной среде (Рогозина Л., 1979 ; Чегусова 3., 1981 ; Liarsikova J., 1973, 1977, 1978; Loudova J.,1978).

Во вторую группу можно выделить статьи, в которых освещается архитектурно-художественное решение отдельных объектов (Воейкова И., 1962 ; Боровский А., Пилипченко В., 1975 ; Килессо С., 1975 ; Клике Р., 1975 ; Бильский Э., 1978 ; Толстой В., 1978 и др.). Здесь примеры использования керамики приводятся наряду с описанием произведений монументального и декоративного искусства. Ценность подобных материалов в том, что в них характеризуются в комплексе все художественные средства, использованные в организации конкретного архитектурного пространства.

В ряде публикаций ставятся общие вопросы развития современной декоративной керамики /Жадова Л., Воронов Н.,1962; База-зьяни С.,1972; Крамаренко л., 1972; Крюкова И., 1972;,Кума X,, 1972; Степанян Н., 1972; Изотова М.,Л977; Андреева Л., 1976; , . Syrovy P. t J973; Kara L. , 1975; Vamberecls:a J. ,1980 и др./. В них часто указывается на возрастающие возможности ее применения в организации, архитектурной среды, однако конкретные примеры обычно не приводятся. .

Обзор литературы по данной теме позволяет сделать вывод, что комплексный подход к изучению опыта использования современ- . ной декоративной керамики в организации архитектурно-пространственной среды пока, практически не имел места. Искусство керамики, сегодня обозначено необычными темпами развития. Оно активно проникает в, смежные сферы, проявляя тенденцию к "вездесущности". В. этой ситуации необходим глубокий-анализ.и,теоретическое-осмысление происходящих процессов. Поэтому основной целью работы мы поставили определение специфики функционирования и возможностей . применения декоративной керамики в„современной.архитектурно-про-странственной среде. В этой связи задачами исследования являлись:

- классификация форм современной декоративной керамики, применяемой в организации экстерьеров и интерьеров, на основе изучения и критического анализа фактического материала; выяснение специфики взаимодействия различных форм декоративной керамики с архитектурно-пространственной средой;

- выявление тенденций развития и возможностей применения основных и "переходных" форм в организации экстерьеров и интерьеров;

- определение роли и особенностей.функционирования декоративной керамики в синтезе искусств.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном освещении, и анализе вопросов использования в современной архитектурно-пространственной среде декоративной керамики во всем ее жанровом и технологическом разнообразии, что в свою очередь представляет собой один из важных компонентов проблематики синтеза искусств. Путем детального изучения опыта последних.десятилетий, ставших периодом активного "выхода" керамики в архитектурное пространство,, в работе впервые систематизирован обширный материал.и на его основе определены специфические качества различных форм, жанров и техник декоративной керамики. Впервые в диссертации определены "переходные" формы, "зоны взаимопроникновения", рассмотрены вопросы взаимодействия керамики с другими видами.искусств и сохранения в новых условиях ее,неповторимой специфики.

Практическая ценность работы определяется критическим анализом опыта применения декоративной керамики в организации экстерье-* ра и интерьера за последние десятилетия. В диссертации высказаны суждения о целесообразности использования отдельных форм и конкретных ситуациях. Результаты исследования является теоретической основой для разработки методических рекомендаций по вопросам творческого сотрудничества архитекторов и художников-керамистов. Материалы работы могут, быть использованы в средних и высших учебных заведениях, архитектурного и художественного профиля при чтении спецкурсов.

Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения,списка литературы и приложения /альбом, включающий 138 иллюстраций/. Во второй и пятой главах диссертации последовательно рассматривается экстерьерная и интерьерная керамика. В третьей и четвертой главах в начале изучаются произведения, созданные для интерьера.Последнее

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде (на материалах искусства декоративной керамики Украины 60-х - начала 80-х годов)"

выводы

I. Декоративная керамика - один из интенсивно развивающихся видов современного декоративно-прикладного искусства. Богатый фактический материал свидетельствует о том, что сфера ее применения. постоянно расширяется. Отличительной чертой современности является широкое использование традиционных и новых форм.декоративной 1 керамики, в организации архитектурного пространства.

2. Совокупность произведений, создаваемых, для архитектурно- пространственной среды украинскими керамистами, художниками-в союзных республиках и соседних социалистических странах, можно„отнести .к следующим основным классификационным.группам: декоративные облицовки , включающие кирпичные покрытия, покрытия.из.плоских плиток и модульные рельефные покрытия: керамические панно, в пределах которых выделяются "модульные, "свободные" и "островные" композиции; настенная пластика малых форм,к которой, кроме настенных украшений, относятся "панно-картины", и объемно-пространственные композиции, объединяющие керамические решетки, экстерьерную объемную пластику /в том числе композиции, декоративно-игрового ха рактера/ и интерьерную объемную пластику. Изучение фактического материала по этим группам дало возможность выявить специфику отдельных видов и форм, определить возможности их - использования в организации архитектурно-пространственной среды.

3. Керамические облицовки составляют как бы первоначальное., звено-в совокупности форм современной декоративной керамики,,ис пользуемых-в организации архитектурно-пространственной среды.Они. функционируют в зоне стыкования архитектурно-строительной керамики и уникальных произведений, удачно интегрируют с собственно архитектурными декоративными средствами.

Современным керамическим покрытиям свойственны рост декоративных возможностей и расширение сфер применения. В их создании прогрессируют тенденции, направленные на цветовое и пластическое обогащение архитектурной плоскости.

Керамические панно и.объёмно-пространственные композиции принимают непосредственное участие в решении общих проблем монументально-декоративного искусства. Данные группы отличаются обширными "зонами взаимопроникновения" декоративной керамики, монументальной живописи и скульптуры. В панно постоянно переплетаются стремления к использованию нетрадиционных для керамики средств выражения с желанием сохранить специфику материала, а объемно-пространственные композиции, при создании цвето-пластических объемов для архитектурной среды смыкаются с декоративной скульптурой и малыми архитектурными формами.

В группе керамических панно наиболее перспективно создание "модульных" композиций, пользующихся все большей популярностью и способных органично входить в ритмические структуры современной архитектуры. Экономически выгодно - применение "островной'.' композиции, эффективно организующей архитектурное пространство.

В группе объемно-пространственных композиций -большими потенциальными возможностями применения в архитектурно-пространственной среде обладают керамические решеткисадово-парковая керамика,композиции декоративно-игрового характера.

5. Настенная пластика малых форм входит в архитектурное пространство в традиционном для керамики художественно-предметном виде. Длянее характерна малая пространственная активность и особый интимный характер.контакта со зрителем /исключение составляют лишь "панно-картины"/. В создании настенной пластики малых форм преобладает тенденция к синтезу художественных средств и сочетанию различных материалов.

6. В целом, учитывая климатические условия Украины, в экстерьерах наиболее перспективно применение облицовок /особенно кирпичных/, расписных панно, композиций декоративно-игрового характера, в которых керамика сочетается с иными материалами, а также садово-парковой пластики, выполненной цельными кусками в мелкозернистом шамоте, обожженном при высоких температурах. В интерьере можно использовать все формы декоративной керамики.

7. Современная декоративная керамика активно подключается к решению проблем, стоящих.перед традиционной триадой "архитектура

- живопись - скульптура". Поиски керамистов в период 60-х - начале 80-х годов вышли далеко за привычные "пределы керамики" и имели немаловажное значение в аспекте синтеза искусств. Бесконечное богатство и разнообразие цветовых, пластических и фактурных качеств предопределили ванную роль керамики в происходящем процессе интеграции художественных средств.

8. Эффекуивное функционирование произведений декоративной керамики в архитектурно-пространственной среде возможно только при взаимопонимании и тесном творческом сотрудничестве художников и архитекторов. Качество отделки архитектурных конструктивных и . декоративных элементов в значительной степени -зависит и от исполнителей. Лишь согласованные "триединые" усилия архитекторов, художников и строителей могут обеспечить подлинное.художественное совершенство современных экстерьеров и интерьеров.

9. Перспективность использования декоративной керамики в организации экстерьеров и интерьеров, а также возможность расширения сфер ее функционирования в современной архитектурно-пространственной среде определяют множественность оригинальных форм произведений жанровое и технологическое разнообразие, высокие эстетические и гигиенические свойства материала, неувядающая его популярность.

 

Список научной литературыГолубец, Орест Михайлович, диссертация по теме "Декоративное и прикладное искусство"

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. (Сост. и авт.вступительной статьи М.Лифшиц).- 3-е изд. М.: Искусство, 1976. - 1294 с.

2. Ленин В.И. и изобразительное искусство: Документы, письма,воспоминания)(Сост. и авт.вступительной статьи В.В.Шлеев). М.: Изобразительное искусство, 1977. - 552 с.

3. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве (К 110-летию со дня рождения В.И.Ленина). 6-е изд.- М.: Худож. литература, 1979. - 827 с.

4. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1978. - 256 с.

5. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

6. Алвар Аалто: Архитектура и гуманизм (Сб.ст. под редакцией

7. А.П.Гозака). М.: Прогресс, 1978. - 221 е.,

8. Александравичюте А. Ее стихия эксперимент. - Декоративноеискусство СССР, 1981, № 10, с.6-8.

9. Андреева Л. Теаденции и принципы. Декоративное искусство1. СССР, 1976, № 3, с.35-39.

10. Андрущенко Н. Скульптура на детской площадке. Декоративноеискусство СССР, 1979, № 10, с.32-33.

11. Базазьянц С. Блеск и нищета декоративной керамики. Декоративное искусство СССР, 1972, № I, с.31-33.

12. Базазьянц С. Украинские монументалисты: от количества к качеству. Декоративное искусство СССР, 1978, № 5, с.14-24.

13. Беликова Л. Первородство керамики и реабилитация изобразительности). К итогам дискуссии. Декоративное искусство СССР, 1981, № 10, с.9-12.

14. Бильский Э.А. Художественная пластика в детских садах Виноградаря. Строительство и архитектура, 1978, № 5, с.28-31.

15. Боровский А., Пилипенко В. "Карнавал" рыб. Декоративноеискусство СССР, 1975, № 12, с.34-35.

16. Валериус С.С. Монументальная живопись: Современные проблемы. М.: Искусство, 1979. - 87 е., ил.

17. Васильев-Вязьмин И.И. Искусство людных площадей: /Ленинскаяидея монументальной пропаганды в действии/.-М.: Знание, 1977. 134 е., ил.

18. Вел1годська Н. Проблеми монументально-декоративного мистецтва. Образотворче мистецтво, 1978, № 4; с. 7-10.

19. Велхгодська H.I. Народш традищI у творчост! монументал!ст!в сучасного Киева. Народна творч!сть та етнограф1я, 1982, № I, с.31-38.

20. Воейкова И.Н. Новая работа киевских художников-монументалистов. Архитектура СССР, 1962, № 5, с.37-39.

21. Воейкова И.Н. Художники-монументалисты. М.: Советскийхудожник, 1969, 223 е., ил.

22. Воронов Н.В. Тенденции развития современной керамики. Всб. ст.: Искусство керамики. М.: Советский художник, 1970, с.7-55.

23. Воронов Н.В. Художники-монументалисты Армении. В сб.ст.:

24. Советское монументальное искусство '73. М.: Советский художник, 1975, с.87-92.

25. Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура. М.:1. Знание, 1976, -55 е., ил.- 142

26. Вул Т. Общественный интерьер: Две тенденции. Декоративноеискусство СССР, 1980, j; 8, с.10-15.

27. Гаврилова Р. Произведения художников Таджикской ССР. В сб.ст.: Советское монументальное искусство^ 75-77. -М.: Советский художник, 1979, с.126-129.

28. Гидзняуекайте А. Эскиз к творческому портрету Люпии Шульгайте. В сб.ст.: Советское декоративное искусство 76. -М.: Советский художник, 1978, с.208-216.

29. Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре. М.: Стройиздат, 1983,200 е., ил.

30. Греку Т.М. Пространственная керамика в современной архитектуре. -Кишинев: Штиинца, 1981. 92 е., 29!. Данченко Л. У льв1вських монументалгетгв. - Образотворчемистецгво, 1972, № 4, с.9-11.

31. Демосфенова Г. Тема конгресса "Роль художника в формировании среды". Декоративное искусство СССР, 1974,3, с.23.

32. Добровольский А. Скульптура и колорит. Творчество, 1975,7, с.9-12.

33. Елатомцева И. Интерьеры общения. Декоративное искусство1. СССР, 1972, №7, с. 19-22.

34. Жадова Л., Воронов Н. Жизнь и керамика. Искусство, 1962,10, с.38-45.

35. Жадова Л.А. Чехословацкая керамика. В сб.ст.: Искусствокерамики, М.: Советский художник, 1970г с.242-267.

36. Жадова Л.А. Фернан Леке: мозаика, витраж, керамика, гобелен.

37. М.: Искусство, 1970. 142 е.,

38. Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий. К.: Буд1вельник, 1978. - 104 е., ил.

39. Современная латвийская керамика/САльбом). М.:

40. Советский художник, 1979, 182 е., ил. Полихромная монументальная скульптура в пространстве города. - Архитектура СССР, 1978, № 9, с.51-53.

41. Каракис И.И. Интерьеры общественных зданий Украины. К.:

42. Буд1вельник, 1975, 144 е., ил.

43. Шлессо С.К. KepaMiKa в арх!тектур! УкраТни. К.:Буд!вельник, 1968. 103 е., ил.

44. Килессо С. Дом кино в Киеве. Декоративное искусство СССР,1975, № 10, с.10.

45. Коваль Р. Покой и тревога в рельефах А.Сошинской. Декоративное искусство СССР, 1978, №12, с.20-23.

46. Крамаренко Л. Керамика вышла на улицы. Декоративное искусство СССР, 1967, № 4, с.11-16.

47. Крамаренко Л. Декоративность как самоцель. Декоративноеискусство СССР, 1972, № I, с.24-25.

48. Крамаренко Л. Керамическая живопись Л.Мешковой. Декоративное искусство СССР, 1980, № 2, с.20-21.37. Иванова Г.38. Иванова И.39. Изотова М.40. Изотова М.41. Каракис И.- ш

49. Крюкова И. Национальные школы советской керамики. Декоративное искусство СССР, 1972, № I, с.8-17.

50. К совещанию монументалистов стран социализма. Декоративное искусство СССР, 1978, № 9, с.38-43.

51. Кума X. Два пути. Декоративное искусство СССР, 1972, № I,с.23.

52. Кума X. О национальных школах. Декоративное искусство1. СССР, 1976, № 3, с.40.

53. Кума X. Хелле Видевик. Декоративное искусство СССР, 1979,10, с.13-14.

54. Лебедева В. Советское монументальное искусство шестидесятых годов. М.: Наука, 1973. - 234 е., ил.

55. Лебедева Л. Индивидуальное через многообразие архитектурных деталей. Архитектура СССР, 1979, № 9, с.59-63.

56. Макаров К. "Натурстиль" 70-х годов. Декоративное искусство СССР, 1979, № 2, с.21-26.

57. Малий В.В. Проблемы домостроения в Киеве. Строительствои архитектура, 1981, № 7, с.2-4.

58. Малинина Т. Синтез искусств на выставке "Мы строим коммунизм". Искусство, 1981, № 9, с.7-17.

59. Махрин В. Структурные и декоративные средства в архитектуре. Архитектура СССР, 1962, № 5, с.40-46.

60. Мачулис А. Взаимодействию искусств тектоническую логикуархитектуры. Архитектура СССР, 1978, № 9, с.54-58.

61. Минкявичюс Й.К. Интерьер и монументально-декоративное искусство. М.: Стройиздат, 1974. - 87 е., ил.

62. Митрофанов К.М. Современная монументально-декоративная керамика. Л.-М.: Искусство, 1967. - 182 е.,ил.63. "Натурстиль 70-х". Декоративное искусство СССР, 1979,12, с.6-13.

63. Николаева Н. Выразительность декоративной формы. Декоративное искусство СССР, 1972, № I, с.29-31.

64. Петрова 0. Фольклорные фантазии в керамике. Декоративноеискусство СССР, 1981, № 9, с.20-22.

65. Попова JI. Владимир Прядко. В сб.ст.: Советское монументальное искусство 75-77.и- М.: Советский художник, 1979, с.202-209.

66. Придатко Т.О. Декоративне мистецтво в оздобленн! !нтер"вpiB. Народна творч!сть та етнограф!я, 1975, № 6, с.29-34.

67. Придатко Т. Новые художественные ансамбли. Декоративноеискусство СССР, 1980, № 10, с.43.

68. Пронина И. Цвет в ансамбле города. Декоративное искусство СССР, 1973, № II, с.4-7.

69. Пугачева Э. Цельность решения. Декоративное искусство1. СССР, 1980, № 4, с.23-27.

70. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М.: Советский художник, 1968. -271 е., ил.

71. Рогозина Л. Керамика в архитектуре. Декоративное искусство СССР, 1979, № 9, с.6-8.

72. Рождественский К. О синтезе. В сб.ст.: Советское декоративное искусство'76. М.: Советский художник, 1978, с.129-138.

73. Светлов И. От керамического рельефа к интерьерному ансамблю. Декоративное искусство СССР, 1979, № 3, с.27-29.

74. Селезнев Н.С. Технические и декоративные возможности современной архитектурно-художественной керамики. -В сб.ст.: Искусство керамики. М.: Советский художник, 1970, с.198-223.

75. Семенов Г. Роман Петрук. Декоративное искусство СССР,1972, № 3, с.26-27.

76. Синтез изобразительного искусства и архитектуры в социалистическом обществе. Декоративное искусство СССР, 1979, № 2, с.1-12.

77. Синтез искусств в социалистическом городе /Под редакцией

78. Н.Давццовой. Декоративное искусство СССР, 1981, № 2, с.12-16.

79. Степанов Г.П. В содружестве с архитектурой: 0 синтезе современной архитектуры с прикладным и монументальным искусством. Л.: Художник РСФСР. 1966. - 95 е., ил.

80. Степанов Г.П. Взаимодействие искусств. Л.: Художник1. РСФСР, 1973. 182 е., ил.

81. Степанян Н.С. Художественная керамика в архитектуре. Всб.ст.: Искусство керамики. М.: Советский художник, 1970, с.178-197.

82. Степанян Н. Материал подчиняется. Декоративное искусство1. СССР, 1972, № I, с.26-29.

83. Степанян Н. Новые тенденции в области формообразования.

84. В сб.ст.: Советское декоративное искусство! 73/74. М.: Советский художник, 1975, с.191-198.

85. Степанян Н. Расширение фронта действия. Декоративное искусство СССР, 1976, № 3, с.41-42.

86. Стриньковский В. В каждой арабеске маленькая галактика.

87. Декоративное искусство СССР, 1981, № 3,с.19-21.

88. Толстой В.П. Советская монументальная живопись. М.: Искусство, 1958. 304 е., ил.

89. Толстой В.П. Ленинский план монументальной пропаганды вдействии. М.: Изд-во Акад.художеств СССР, 1961. - 56 е., ил.

90. Толстой В. Стандартизация и духовный мир человека. Декоративное искусство СССР, 1973, № 12, с.28.

91. Толстой В. Архитектурные фантазии. Декоративное искусство СССР, 1978, № 10, с.21-22.

92. Толстой В.П. Монументальное искусство СССР /Альбом/.- М.:

93. Советский художник, 1978. 380 с., ил.

94. Труфешев Н. Современное монументальное искусство Болгарии.

95. София: София-пресс, /б.г./.- 199 е., ил.

96. Федорова З.С. Декоративные возможности облицовочной керамики. В сб. ст.: Искусство керамики.- М.: Советский художник, 1970, с.224-241.

97. Цельтнер В. "Я стараюсь делать все.". Декоративное искусство СССР, 1980, № 4, с.29-31.

98. Цешкайте Л. Традиция формируется сегодня. Декоративноеискусство СССР, 1972, № I, с.20-23.

99. Чегусова 3. Формування естетичного середовища в ппальних iпозапшльних закладах засобами монументально-декоративного мистецтва. Образотворче ми-стецтво, 1979, № 5, с.8-10.

100. Чегусова 3. Росписи для детей. Декоративное искусство1. СССР, 1981, № 3, с.42-43.

101. Червонная С. Керамический рельеф "Сабантуй". Декоратиное искусство СССР, 1981, № 6, с.18-19.

102. Шмаринов Д. Роль художника в формировании среды. Декоративное искусство СССР, № 9, с.3-7. 99* Щербак В. Сучасна укра}нська майол!ка. - К.: Наукова думка,1974. 191 е., ил.

103. Az uj gyori Kisfaludy Szinhaz. Magyar Epitomuveszet,1979, И 3, ol.13-21.

104. Bildende Kunst + Architektur /Baukatalog, Teil 3. Berlin: Bauinformation der DDR, 1972. -183 S., ill.

105. Bildende Kunst + Architektur /Baukatalog, Teil 4. Berlin; Bauinformation der DDR, 1973» 175 S., ill.

106. Bildende Kunst + Architektur /Baukatalog, Teil 6. Berlin: Bauinformation der DDR, 1974. -151 S., ill.

107. Bildende Kunst + Architektur /Baukatalog, Teil 7. Berlin: Bauinformation der DDR, 1976. 176 S., ill.105' Drdacka P. The ceramics of Olga and Miroslav Hudacek.

108. Glass review, 1978, К 8, p.19-23.

109. Drdacka P. The exhibition of industrial desing of ceramics. Glass review, 1981, IT 3, p.11-18.107. 30 Jahre Tschehoslowakische Kerami kbetriehe. Glasrevue, 1976, П 12, S^2-6.

110. Ferchland L. Industrielles und Individuelles. Parbeund raum, 1980, N 11, S.10-11.109» Foldvari M. Farben und farbige Materialien in der ungarisihen Architektur. Farbe und raum, 1982, IT 5, S. 19-20.

111. Gerboth G. Glasierte Baukeramik aus Meisen. Farbeund raum, 1979, IT 3, S.14-15.

112. Hofmeistirova J. Glas und Keramik in neven gebaudeder f'ederalversammlung in Prag. -Glasrevue, 1974, LT 1, S. 10-15»

113. Illes A. Farbgestaltung auf Zeit: Ein Experiments

114. Farbe und raum, 1982, IT 5, S.21-22.

115. Inter symposium Keramiky Bechyne 1973 /Katalog.

116. Vydalo UmSleckoprimyslove muzeum v Pra-ze, 1973- 42 S., 111.

117. JukliSek 0. Czechoslovakia leading manufacturerand exporter of ceramic and vitreous building material. Glass review, 1978, IT 8, p.254-256. 115- Kara L. Moderna madarska keramika a najma obkladystien. Domov, 1975» N 5, s.55-56.

118. Kara L. Piotnvky a fasadky Lubomira Jakubcika.

119. Domov, 1975, U 3, s.53-55*

120. Karlik J. Palac kultury. Domov, 1981, IT 4, s.16-20.

121. Koczogh A. Mai magyar iparmiiveszet: Keramia, porcelan,tiveg. Budapest: Kepzoimiveszeti Alap Kiadovallalata, 1975» - 195 ol.,ill.

122. Lancz S. Schramm el Imre. Budapest: Kepzomiiveszeti

123. Alap Kiadovallalata, 1978. 64 ol.,ill.

124. Lohnert A. Keramika ako prostriedok monumentalnej avolnej tvorby. Yytvarny Sivot, 1978, И 4, в.14-18.

125. Lohnert A. Juraj Marth. Vytvarny zivot, 1980, N 6,1. S.38-39

126. Loudova J. Vytvarne dilo v architecture. Architektura CSR, 1978, TS 5, S. 198-204. 123» Machata 0. A world fashion rustic building ceramics.

127. Glass review, 1980, IT 7, p.19-22.

128. Marsikova J. Ceramic in architecture. Glass review,1973, IT 9, p.20-21.

129. Marsikova J. A meeting with ceramic artists Antoninand Lisbeth BartoS. Glass review,1976, IT 7, p. 10-14.

130. Marsikova J. Rozumet sam зоЪё о keramice Marty Taberyove. Domov, 1976, IT 3, S. 27-29.

131. Marsikova J. Ceramics for modern architecture.

132. Glass review, 1977, IT 7, p. 16-19.

133. MarSikova J. Individual desings for architecture.

134. Glass review, 1977, IT 1, p.6-10.

135. Marsikova J. KBramik von Petr Svoboda. Glasrevue,1977, N 6, S.2-4.

136. Marsikova J. Sculptor-ceramic Imrich Yanek. Glassreview, 1977, N 8, p.16-19.

137. Marsikova J. The ceramics of JindriSka Radova and

138. Pravoslaw Rada. Glass review, 1978,1. 11, p.19-23.

139. Marsikova J. Place of ceramics and china in architecture. Glass review, 1978, IT 2, p. 18-21133. Marsikova J. Keramika tfi autorek. - Domov, 1979,1. 2, S.35-39.

140. Megyei 680 agyas - vezeto k6rhaz, Kecskemet. - Magyar Epitomuveszet, 1981, IT 2.\ ol.50-55. 155* Michalides P. Umelecke remesla na Slovensku. - Bratislava: Tatran, 1980. - 232 S., ill. 136. Muralia Hungarica: Mai magyar epiiletdiszito miiv^szet

141. Beraczky L. Budapest: Magyar Helikon, 1978. - 170 ol., ill. 157» ITeumann E., Kuhirt U. Kunst und Architektur: Baugelundene Kunst in der DDR. Leipzig: VEB E.A. Seemann Verlag, 1974. -184 S., ill.

142. Hodieva A. Latviesu keramika / 1960-1975» Riga:1.esma, 1977• 158 S., ill. 139* Sekora 0. The ceramics of Marie Kotrbova and Stepan

143. Kotrba. Glass review, 1981, N 7, p.24-28.

144. Syrovy P. Prijdte se podivat. Domow, 1973, N 5,s.25-27.

145. Tillai E. Traditionen weiterfvihren Zur farbigen Gebaudegestaltung in Pecs. Farbe und raum, 1982, IT 5, S.16-18.

146. Vamberecka J. The exhibition of ceramics from the9 th intersimposium. Glass review, 1980, I? 6, p.6-9.

147. Vojta J. Helena Samohelova and her ceramics. Glassreview, 1977, H 11, p.25-27.

148. Zotavovny ROH, Luhacovice. Architectura CSR, 1981, N I,s.22-26.

149. Zamocka H. Ceramics artist Jura;j Marth. Glass review, 1981, IT 9, p.21-25.

150. Zimmermarm U. Mensaraume in verleich. Halle und1.ipzig. Farbe und raum, 1977,1. 11, s.15-21.