автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблемы искусства в духовных исканиях Н. В. Гоголя

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Янчевская, Анжелика Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тверь
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Проблемы искусства в духовных исканиях Н. В. Гоголя'

Текст диссертации на тему "Проблемы искусства в духовных исканиях Н. В. Гоголя"

О"/' :

Г}

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЯНЧЕВСКАЯ АНЖЕЛИКА ЮРЬЕВНА

ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА В ДУХОВНЫХ ИСКАНИЯХ

Н.В. ГОГОЛЯ

Специальность 10.01.01. - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Карташова И.В.

Тверь -1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение..................................................................3-19

II. Первая глава

Романтическая «религия эстетического чувства» и искусство в философско-эстетических

представлениях Н.В. Гоголя 30-х годов........................20-103

§1.0 формировании эстетического сознания Н.В. Гоголя............20

§2. К вопросу об исторических предпосылках, философских и духовных основах романтической «религии эстетического чувства». Сложность религиозной ситуации в России

начала XIX века...........................................................25

§3. Особенности религиозного воспитания Н.В.Гоголя................45

§4. Концепция искусства в произведениях писателя

1830-х годов.................................................................51

§5. Романтическая идея «эстетического гуманизма» и мировоззрение Н.В. Гоголя раннего этапа жизни и творчества...................................................................71

III. Вторая глава

Проблема взаимодействия искусства и религии в творчестве Н.В. Гоголя 40-50-х годов. Религиозная романтика............................................................ 104 - 180

§1. «Римская» тема и проблема католичества в эстетических и

духовных исканиях Н.В. Гоголя.........................................104

§2. Вторая редакция повести «Портрет» и новая концепция

искусства в творчестве писателя........................................122

§3. Искусство в православном мире........................................137

§4. Эстетическая тема в «Выбранных местах из переписки с

друзьями».....................................................................144

§5. Второй том «Мертвых душ» в свете идеи романтического

синтеза искусства и религии.............................................158

IV. Заключение.............................................................181 - 187

V. Литература............................................................. 188 -209

ВВЕДЕНИЕ

«О! как страшно теперь произносить суд над каким бы то ни было человеком, не опустившись в самую глубину его души»1, - писал в 1847 году Н.В. Гоголь, и слова эти оказались пророческими. Долгое время критики и комментаторы творчества писателя, следуя во многом за В.Г. Белинским, рассматривали великого художника в рамках русского критического реализма, безапелляционно объявляя его «холодным обличителем» «неприглядной русской действительности». Как правило, в своих суждениях исследователи опирались на те произведения, в которых, в силу таланта автора, отмечались преимущественно отрицательные стороны жизни. В тех же творениях, которые не укладывались в традиционное представление о направлении гоголевского творчества, - «Авторская исповедь», «Выбранные места из переписки с друзьями», «Размышления о божественной литургии» - критики увидели акт измены прежним идеалам и даже проявление психического расстройства.

В советском литературоведении укрепилось негативное отношение к религиозному («кризисному») периоду жизни Гоголя (1840 - 1852). И до недавнего времени наблюдалась тенденция к сужению рамок творческого пути писателя до года выхода в свет первого тома «Мертвых душ» (1842) . Долгие годы не только широкий круг читателей, интересующихся биографией и творчеством великого художника, но даже специалисты филологи имели во многом одностороннее представление о его внутреннем мире, пристрастиях и идеалах. И только в настоящее время, когда пересматривается наша история и отношение к культуре, делаются попытки возродить религиозно-нравственную основу жизни общества и человека, взгляд на проповеднический период, да и на все творчество художника начинает меняться. В гоголеведении идут напряженные поиски новых путей

исследования. Как представляется, прежде всего, необходимо найти те закономерности в развитии духовной жизни писателя, которые помогли бы связать воедино поздний и ранний периоды его творчества, так как сам Гоголь еще в письме к С.Т. Аксакову, датированном 1847 годом, писал: «Вновь повторяю Вам еще раз, что Вы заблуждаетесь, подозревая во мне какое-то новое направление. От ранней юности моей у меня была одна дорога, по которой иду» (13, 186). Безусловно, слова об «одной дороге» нельзя понимать буквально. Между Гоголем 30-х и Гоголем начала 50-х годов очевидна огромная разница, позволяющая нам говорить об эволюции творческого метода и мировоззренческих ориентиров писателя, о длинном и тернистом пути к истине, на котором художника ожидали не только открытия, но также испытания и разочарования. О кардинальном переломе в воззрениях Гоголя неоднократно свидетельствовали его современники, в том числе П.В. Анненков, который утверждает в своих воспоминаниях: «Великую ошибку сделает тот, кто смешает Гоголя последнего периода с тем, который начинал ... жизнь в Петербурге, и вздумает прилагать к молодому Гоголю нравственные черты, выработанные гораздо позднее...»3. Поэтому перед исследователями стоит сложная задача: не упуская из виду всех особенностей духовно-эстетического становления Гоголя, представить целостную картину его жизни, его творчества в свете новых открытий и современной проблематики.

В последние годы к нам «возвращается» литература, авторы которой пытались разрешить именно эту проблему, рассматривая творческий путь писателя, ориентируясь на его духовное состояние в тот или иной периоды. И делали это с различным успехом. Одни из них (В.Розанов, Д.Мережковский, В.Брюсов, В.Набоков)4 объясняли специфику художественного мира Гоголя, исходя из особенностей его психического склада. Интерпретируя жизнь и творчество писателя с религиозно-мистических

позиций, они, как правило, впадали в некоторую крайность, искажали образ Гоголя, показывали его только как «мечтателя, уединившегося в своем воображении, отделимого от всего мира непреодолимой стеной своей грезы»5. Другие, преклоняясь перед стремлением Гоголя «привести всех людей ко Христу», упускали из виду эволюцию его религиозных взглядов и эстетических представлении Щеглов, Игн. Житецкий, Феодор (Буха-рев), архим. )6.

Наиболее интересны, на наш взгляд, работы В. Мочульского, В. Гиппиуса, В. Зеньковского7, в которых творческая и духовная жизнь Гоголя представляется как сложный процесс, непрерывное движение и становление. Такой подход к проблеме позволяет избежать схематизма и упрощения.

Книга В. Мочульского «Духовный путь Гоголя» - это не столько подробный анализ творчества, сколько своеобразный психологический этюд, в котором автор пытается разрешить загадку метафизической сущности великого гения. В ней В. Мочульский категорично ставит вопрос о необходимости рассматривать творческий путь Гоголя как единое целое, обозначая некоторые вехи духовного развития писателя со всеми взлетами и падениями.

Главное достоинство работы В. Гиппиуса «Гоголь», в отличие от упомянутого нами исследования В. Мочульского, состоит в том, что в ней предлагается более связная и полная система изложения эстетического развития Гоголя, которое рассмотрено через эволюцию его личности. Исследователь на уровне психологической интерпретации последовательно намечает некоторые вехи, схематично отражающие весь жизненный путь художника от юношеского индивидуалистического миссионизма к религии, сначала светлой «идиллической», а затем суровой, все более стремящейся к аскетическому идеалу отречения.

К похожим выводам приходит священник, профессор, психолог, историк и философ В. Зеньковский. Однако он выделяет религиозную тему у Гоголя как основную и подчеркивает, что писатель «объективировал в образах движения собственной души»8.

Заслуга В. Зеньковского, на наш взгляд, состоит в том, что он стал, пожалуй, первым, кто увидел своеобразие творческого метода Гоголя как художника и мыслителя, в сочетании романтической установки духа с трезвым и острым реализмом. Именно романтика, как определенный настрой души, по его мнению, была основой психики Гоголя. В этом и заключалась особенность духовной эволюции писателя: от «эстетического романтизма», связанного с влиянием немецкой романтической традиции, к

- 9

«романтике религиознои» и к аскетике.

Работы этих ученых наиболее ценны для нас тем, что они поставили себе целью дать общий обзор всего творческого и духовного пути писателя и, тем самым, способствовать дальнейшему, может быть, более детальному исследованию в этом направлении.

В советском литературоведении заметным явлением стала книга И. Золотусского «Гоголь»10, вышедшая в год 170-летия со дня рождения художника. Автор без традиционного осуждения подробно остановился на истории создания и опубликования «Выбранных мест из переписки с друзьями», полемике Н.В. Гоголя с В.Г. Белинским по поводу основных идей этой книги и попытался приоткрыть тайну духовной жизни Гоголя.

В последнее десятилетие интерес к внутреннему миру писателя и его религиозным увлечениям активизировался. Примером тому служат работы Ю.В. Манна, Ю.Я. Барабаша, Е.И. Аненковой, М.М. Дунаева, В.А. Воропаева, И. Виноградова и других русских и зарубежных гоголеведов11. В результате исследований этих ученых, Гоголь предстает перед нами не только зачинателем «натуральной школы». Но и первым значительным

писателем послепетровской эпохи, который со всей очевидностью поставил вопрос о значимости Православия перед русским обществом, утратившим в борьбе за секуляризацию государственности и культуры подлинно духовные ориентиры. Как правило, ученые в своих исследованиях идут двумя: или ограничиваются выделением отдельных черт из всего комплекса религиозных воззрений Гоголя, или, стремясь реабилитировать Гоголя - православного христианина и религиозного мыслителя, - несколько «выпрямляют» путь его духовного развития. Вследствие чего упускается из виду то, что на пути от «эстетического романтизма» в раннем творчестве к религиозной аскетике конца жизни писатель испытал на себе множество внешних влияний и «искушений». Это позволило современникам и последующим гоголеведам говорить то о его католичестве, то о язычестве.

Очевидно, глубокое и всестороннее изучение процесса духовного становления писателя еще впереди. Наш исследовательский интерес направлен на разрешение наиболее существенного и первоочередного для понимания большинства аспектов гоголевской темы вопроса о характере связи его религиозных исканий с взглядами на специфику и сущность искусства, на задачи собственного творчества.

Долгое время считалось, что искусство слова в эстетике Гоголя было, прежде всего, средством для выражения гражданской позиции, оруди-

12

ем обличения «мертвой действительности» . Вместе с тем еще Иг. Жи-тецкий писал: «Гоголь был истинным подвижником слова, и его благоговейное отношение к искусству вне всяких сравнений»13. Ряд ценных замечаний по данному вопросу содержатся в упомянутых выше исследованиях, а также в работах В.И. Сахарова, В.Н. Грекова, И.В. Карташовой и ряда других ученых14. Обращаясь не только к ранним эстетическим трактатам писателя, но и к некоторым статьям «Выбранных мест из переписки с

друзьями», ученые все чаще высказывают мысль, что искусство в системе философско-эстетических представлений художника было не просто «специфической формой общественного сознания и человеческой деятельности в художественных образах»15, не способом самореализации и самовыражения, но скорее величиной надсущностной, метафизической. С этой позиции собственная творческая «заданность» рассматривалась Гоголем как «служение» этой «святыне».

Традиционно «вписывая» Гоголя в рамки романтической или реалистической эстетики, литературоведы ломают копья вокруг проблемы метода и стиля писателя, особенностей его поэтики, нередко оставляя комплексный анализ философско-эстетических и религиозных взглядов Гоголя на искусство в стороне. Тот факт, что многие вдумчивые и смелые ученые прошли мимо этого вопроса объясняется фактической сложностью предмета исследования, малочисленностью и «художественностью» гоголевских работ, позволяющих составить исчерпывающую картину. Нередко Гоголя вообще исключали из числа лиц, обладавших философским складом ума и обширными познаниями в области эстетики, теории, истории и философии искусства. Так, например, церковный историк и публицист

В.З. Завитневич писал: «Дело в том, что Гоголь, будучи великим художни-

16*

ком, был далеко не великим мыслителем...» .

* И наоборот, в статье о Гоголе философского энциклопедического словаря отмечается, что Гоголь «несомненно имеет право и должен быть зачислен в ряд крупнейших мыслителей России, оказавших огромное воздействие на дальнейшее развитие всей отечественной культуры, в том числе и философии». (Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995, С. 132; автор статьи В. Сапов).

Опровергая это достаточно распространенное мнение, Д.Н. Овсян-нико-Куликовский в работе «Гоголь»17 писал, что при ограниченности образования писатель был по-своему хорошо эрудированным человеком. В силу темперамента и склада характера художнику было тяжело корпеть над старинными фолиантами и новомодными книгами в архивах и библиотеках. И хотя в 40-50 годах он занимается подробным изучением творений Отцов Церкви, в целом, в отличие от многих его современников, научный «труд упорный ему был скушен». Этим объясняется огромное количество нереализованных замыслов по истории и эстетике, неудача на поприще преподавания.

Сам же Гоголь осознавал себя «писателем мысли». Недостаток образования восполнялся склонностью к самоанализу, удивительной интуицией художника и восприимчивостью к образам и теориям, распространенным в русском обществе начала 19-го века. В тесном общении с В. Жуковским, с семьей Аксаковых, С. Шевыревым, Н. Языковым и др. Гоголь черпал множество идей и сведений, которые как зерно, упавшее на благодатную почву, давали богатые и нередко неожиданные для многих всходы.

В эпоху популярности теоретических и философско-эстетических трактатов Гоголь не мог не поддаться этому веянию и некоторые волновавшие его и современников мысли об искусстве отразил в письмах, художественных произведениях, в статьях, вошедших в сборники «Арабески» и «Выбранные места...». Материалы этих произведений Гоголя в настоящее время достаточно хорошо исследованы. Однако они не дают подлинной картины философско-эстетических идеалов писателя, которая прояснится тогда, когда раскроется смысл и некоторых фактов его духовной биографии, станут понятны причины многих поворотов и коллизий его жизни творческой.

Мировоззренческие ориентиры Гоголя корректировались на разных этапах жизни сложным религиозным поиском. Воспитанный в семье, где идеалы любви, нестяжания, смирения и жертвенности прививались детям с самого раннего возраста, писатель даже в периоды угасания религиозного чувства сумел пронести через годы, по словам В. Зеньковского, «императив морального сознания»18, истоки которого, очевидно, - православные. Отсюда особый характер отношения Гоголя к искусству. В художественных творениях, по его мнению, заложена великая сила преображения, сила нравственного воздействия на мир, спасающая от зла бездуховности. В системе гоголевских философско-эстетических взглядов искусство абсолютизировалось как начало, воплощающее в себе высшую истину, добро и красоту.

Многими исследователями признается тот факт, что формирование Гоголя, как писателя, шло под непосредственным воздействием романтизма19. Связь Гоголя с романтизмом нельзя сводить к вопросу о внешнем влиянии или простом заимствовании. В силу многих субъективных и объективных причин, которые мы попытаемся раскрыть в нашей работе, приобщение юного писателя к романтической эстетике и философии было намного органичнее и глубже, чем это кажется на первый взгляд. Прежде всего, это было обусловлено сложностью и специфичностью самой природы романтизма, который стал не только явлением культуры и искусства со своим набором тем, образов и приемов. Он формировал определенный тип мировоззрения, являлся своеобразной формой мистического сознания целой эпохи и, в какой-то мере, заменил собой традиционные формы религии для многих интеллектуальных слоев русского и западного общества того времени.

Вопросы о сущности философии и эстетики романтизма, о его роли в культурном движении начала 19-го века и формировании позднейших

литературных направлений имеют давнюю литературоведческую традицию20. В последнее время публикуется множество неизвестных или забытых романтических манифестов, художественных произведений, а также запрещенных в свое время работ, которые затрагивают различные аспекты этого культурно-исторического явления. Это способствует более полному раскрытию основных черт романти�