автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблемы казахского литературоведения в трудах Кажыма Джумалиева

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Зайкенова, Руда Зайкеновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проблемы казахского литературоведения в трудах Кажыма Джумалиева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы казахского литературоведения в трудах Кажыма Джумалиева"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ССР

КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ.АБАЯ

На правах рукописи УДК 894.342.09

Зайкенава Руда Зайкеновна

ПРОБЛЕМЫ КАЗАХСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ В ТРУДАХ КАЖЬША ДШШШЕВА

10.01.02 - Литература народов СССР (советский

период)

10.01.03 - Литиратурв народов СССР

Автореферат диссертации на соискзние ученой степени кандидата филологических наук

Алма-Ате 1589

Ра б эта выполнена в Институте литературы и искусства имени М.О.Ауээова Академии наук Казахской ССР

Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация

- доктор филологических наук, М.Атииов

- доктор филологических наук, профессор Х.Адибаев

- кандидат филологических наук К.Сыдиков

- Казахский Государственный Женский педагогический инстит

Защита диссертации состоится "13" 1989 года

часов на заседании Специализированного совета К 113.03.01 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Казахском ордена Трудового Красного Знамени педа гогичеокои институте имени Абая (480100, г.Алма-Ата, ул.Советская, 30).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке институте Автореферат разослан " Н " О^УЛи 1989 года

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологиче:ких наук

¿.Магауин

- 3 -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

ктуальность темы. Всестороннее обновление общества требует

и нового ооъективного полхода в исследовании классического и послереволюционного литературного наследия, а также научных литературоведческих и теоретических прочем в творчестве современных писателей.

Одииы из писателей-ученых, активно участвовавших в создании современного национального литературоведения был академик Академии Наук Казахской ССР, заслуяенный деятель науки республики, член Союза писателей СССР, доктор филологических наук, профессор Кажыа (Кажыгали) Дяуналиевич Джумалиев.

Начало научно-творческой деятельности К.Дяумалиева падает кя тридцатые годы, когда советское литературоведение только складывалось. Ой входит в плеяду первопроходцев какими были С.Сейфул-лин, М.Ауэзов, С.Муканоз, Е.Исмаилов, Б.Кенжвбаев и др.

О вкладе К.Дяумалиева в науку о литературе написано нецело. Известные ученые И.Карэтаев, И.Дюсенбаев, З.Ахыетов, С.Кирабаев, З.Кабдулов, Х.Суюншалиев, Х.Адибаев, М.Атиыов, С.Сеитов, М.Хасе-нов, Т.Абдрахманов и другие в своих статьях, опубликованных в 40-70 годы, раскрывают различные грани таланта поэта, ученого, педагога.

Определение современных подходов к изучении научного наследия в области казахского литературоведения академика К.Дну лиева, которое не утратило своего значения, но не получило до сих пор целостного системного изложения, представляется нам часть» этой общей актуальнейшей проблемы. Изучение имеющейся научно-теоретической и критической литературы по теме убеядают в том, что неаб-

ходимо специальное исследование по вычленен;:» художественно-эстетических проблем как имеющих самостоятельное значение в развитии казахского литературоведения.

В многогранном наследии К.Днуыалиева достойное mscto занимают изучеяиь таких художественно-эстетических проблем, как выразительные возможности позтичвспго слова, специфика художественного творчества, традиция и новаторство, а также проблемы национальной фольклористики, истории дореволюционной казахской литературы, литературной критики. Поскольку творчество К.Днумалие-ва впервые становится предметом специального исследования, мы обращаем внимание и на спорные проблемы, которые в свое время вызывали огромный интерес у читателей.

Изучая только научные работы К.Дкуыалиева, мы стремились показать его неоценимый вклад в литературоведение и определить мае-то в развитии казахской национальной культуры. Решениа этой задачи поыонет определить методологическую направленность и основную концепцию изучения литературно-критического и научного наследия К.Дкумалиева.

Н?зревшая задача всестороннего и углубленного исследования богатого творчества известного ученого р поэта определяет научную новизну денной работы.

Цель: На основе анализа содеркания научных трудов К.Даума-лиева (30-70?- годы) выявить его целостную научно-теоретическую концепцию в связи с общими тенденциями общественной и литературной яизни Казахстана.

Объектом нашего исспдовавия явились литературно-критические работы, исследования, речи К.Дхуивлиева.

Методологической и теоретической основой диссертации являют-

ся труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы партии по вопросам литературы и искусства, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС и Компартии Казахстана, работы по общим проблэывм истории и тзории литературы, по мзтодо-огии советского литературоведения.

Практическая значимость диссертации заключается в той, что результаты исследования могут быть использованы в общих курсах по фольклористике, по истории и теории казахской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах, при руководстве студенческими курсовыми и дипломными работами по проблема« литературы ХУШ-Х1Х в.в.

Апробация работы. Основные положения работы изложены в ряда статей, на страницах республиканских яурналов (сы.список в конце реферата).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Основной текст диссертации насчитывает 150 машинописных страниц. Библиография, состоящая из 308 наименований, насчитывает 22 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается избранная тема, сформулированы методология, цель и задачи исследования, определяется новизна и практическое значение работы.

В первой глава - "К.Джумалиев-фольклорист"- анализируются труды К.Джуыалиова, знатока и крупного исследователя национальной фольклористики, автора фуидаиентельного труда "Казахский эпос и вопросы истории казахской литература" (1958). В этой за главе рассматривается вклад ученого в мегэдику исследования устко-поа-тического творчества, в методологию анализа, а также приемы и

- ь -

принципы изучения национальной литературы.

"В годы войны проблемы казахской устной литературы рассматриваются на уровне учебников для средних псол и в них по возможности охвачены все основные канры казахского фольклора. В учебниках и хрестоматиях, написанных и составленных К.Джумалиэвыы, АЛаргуланом, В.Исмаиловьш, С.Иукановым и К.Бекхожиным, основньп аанры казахской устной литературы рассмотрены вполне обстоятельно с целью дать учащимся наиболее полное и основательное првдставлог ние о предмете"*', - пишет доктор филологических наук, профессор М.Габдуялин. Учебники, основа которых была заложена еще в 40-е годы, до сих пор печатаются под авторством К.Диумалиева. В разное время в дополнении и усилении этих учебников принимали участие Е.Исмаилов (1942), С.Мукэнов (1948,1950), А.Нуркатов, С.Кира-баев (1966,1967).

Одно из направлений работ академика К.Джумалиева - исследование народного эпоса. Работы по изучению эпических поэм о батырах он начал еще в сороковых годзх. Причем он не просто исследовал уке собранные образцы, но и сам записывал неизвестные до этого варианты, широко пропагандировал их. Б 1939 году подготовил и впервые издал сборник позм о батырах под названием "Народные поэмы" .

Казахскому читателю широко известен двухтомный труд К.Дкума-ливва "Казахский эпос и вопросы истории казахской литературы". Ученый, анализируя историю развития казахского эпоса и различные направления школы яырау-сказителей, одним из первых применил метод сравнительного анализа; его мысли и обобщения были в свое

Габдуллин М. Пути развития казахской фольклористики (на каз.яэ.). - Алма-Ата: Наука, 1972. - 20 с.

раня научными открытиями.

Особенно тщательному анализу ученый подвергает эпическую оэыу "Кобландк батыр", отдельные главы которой опубликованы еще о второй Головины XIX зека.

Сравнивая отдельные варианты поэмы исследователь высказывает вежие, оригинальные суждения. К.Джумалиев поставил вопроо о том, тобы произведения народной сокровищницы рассматривались не толь-о в рамка» родной литературы, но и в сравнении с образцами лите-атур братских народов.

К.Джумалиев подробно выясняет причину того, как в различных ариеттах живут батыры различных эпох (Коке им, Ахнет, Естзк, Ка-асай, Казн, Едиго и др.). Например: Карасай и Казн вили в ХУ1 еке. И все яе их имена повторяются в различных вариантах различ-ых поэм. Ибо имена главных героев крепко дернатся в памяти ска-ителей-аырау... Отсюда родилась традиция изобраяать участниками авних событий героев, которые нили гораздо позднее. Такой ано-ронизц встречается в эпических позыах самых различных народсз. зманениа имен отдельных пьрсонажей или перенос событий эпоса к одним местам рассказчика - явления, схоаие по своей природе с нахронизмоы"2, - пишет К.Дяуиалиев. Литературным кругам извест-о высказывание Н.А.Добролвбова об элементах анахронизма, ветре-эодихея в устной литературе3", а К.Дяуиалиев сделал первый шаг обнаружений анахронизмов в устной поэзии родного народа, К.Дяу-э.^иев в результате сравнительного исследования различных врчи8н-

* Джумалиев К. Казахский эпос и вопросы истории казахской литературы. - Алма-Ата, 1957, - 47 с.

' Добролюбов Н.И. О степени участия народности в развитии русской литературы. Собр.соч.т Л-М., 1950. - ИЗ с.

тов эпической поэмы "Кобланды батыр", образов Кобленды, Карамана, Куртки, Карлыги в различных вариантах поставил проблему изучения героического эпоса на научную основу.

По эпическому размаху и худоиественной целостности поэтическая поэма "Алпамыс" занимает выдающееся место в духовной культуре казахского народа. Впервые os увидел свет в 1896 году в городе Казани, изданный Жусупбеком Шайхулисламовым. Профессор К.Джу-малиев подверг тщательному анализу различные варианты позмы. Ныне называют три версии полного текста поэмы "Алпамыс". Первая - записанная в исполнении акынов, возглавляемых Майкотом Сандыбаевыи, вторая - в исполнении каракалпакского жырау Жиемурата Бекьгухамбе-тулы, третья - вариант, изданный в свое время Абубакиром Диваевьш. К.Джуиалиев сопоставляет не только эти версии, но подвергает сравнительному внализу образцы эпоса, бытующие у каракалпаков, узбеков, башкир, алтайских народов. Естественно этот громадный труд явился значительный научным исследованием одного из шедевров устно-эпического творчества народов- востока. Начало работ по изучению К.Днуыаллевьщ поэмы "Алпамыс батыр" мы относим к сороковым годам. После С.Сейфуллина, С.Муканова, М.Ауэзова наиболее ценные работы по этой теме принадлежат перу К.Днумалиева.

Среди эпических богатырских эпосов по глубине идейного со-дерхания и художественной выразительности особое место занимает погма - "Ер-Тартан" изданная в 1862 году в Казани Н.Йльыивскии. К.Дкуыалиев провал тщательный сравнительный анализ всех восьми изданий поэмы "Ер Таргын" (с 1862 по 195? год) и установил, что наиболее содержательным и худогественно выраэительвын является вариант Марабай Жырау Кудбайулы, опубликованный Н.йльиинским.

В "Истории казахской литературы».(1960 г.) поэма "Ер Таргын11 дана в научной трактовке К.Дкуцалиова, что свидетельствует о высо-

ком научном уровне исследования.

Героическому эпосу характерна тема защиты мирной жизни народа, победы над врагом, стремление к охране границ родной зем-ли^'. Учень.3 подчеркивает, что в эпосе "Ер Таргын" проблемы единства и защиты родины являются основной идеей, которой подчинены события и взаимоотношения, поступки героев.

Академик К.Джумалиев провел значительную исследовательскую рвботу по изучению одного из популярнейших, передаваемых от поколения к поколению, эпических джиров (поэм) "Камбар батыр? Анализируя содернание эпоса, он определяет время прохождения поэмы. Этот метод идентификации, основанный на самом тексте произведения оказался весьма продуктивной и новаторской удачей К.Джумалиева в казахской фольклористике.

Объектом пристального внимания профессора были лиро-эпические поэмы "Кулеш кыз-Назымбек", "Макпал кыз", "Раб и девушка", "Ееии сере-Злиха", а также "Козы Корпещ-Баян сулу", "Кыз 1ибек", "Ай-ман-Шолпан".

Глубокому анализу подъерг К.Джумалиев один из самых ярких в художественном отношении образцов из лиро-эпических поэм - "Козы Корпеш-Баяв сулу". Из 16— различных вариантов поэмы особый интерес ученого вызывает вариант Жанака. Путем текстологического анализа идейного содержания и композиции поэмы исследователь устанавливаем древнейшее происхождение поэмы. И время доказало вер-но"ть предположения профессора К.Джуыалиева о том, что поэмр возникла 6-7 веков тому назад^*. Зто замечательное произведение иа-

Пропп В.Я. Русский героический эпос- - М., 1953; йирчунекий В.М. Народный героический эпос. - М., Л. 1962; Солоков О.М. Русский фольклор. - М., 1938

5> Бордибаев Ф. Кладезь народной мудрости. - Алма-Ата: Моктеп, 1983. - 246 с.

родного ».скусства бытует у татар я ногаев, пропивающих на нынешней территории Румынии^'. Это означает, что типологическая история поэмы мокет быть древнее, чем предполагалось ранее.

Комплексный историко-литературный, идейно-нраЕственный подход к обраатм народного творчества - одна из примечательных особенностей исследовательского дара академика Джуыалиева, для которого весьма существенным моментом является воспитательно-нравственная установка произведения. Ученого глубоко интересуют душевный мир древних героев - мечта и любовь Козы и Баян, их трагическая гибель, вечная боль по несбывшемуся счвстью, устанавливаются причины символов зла, эгоистических, порою преступных действий, За поступками персонажей древних эпосов, их нравственным и эстетическим миром, исследователь видит широкий круг социально-этических, морально нравственных интересов целого народа, творцов и создателей прекрасных произведений искусства.

Как и "Козы Корпеш-Баяи сулу" высокой поэтичностью и художественностью отличается любимая ныне народом лирозпическая поэма "Кыз-Кибе..", которая многократно переиздавалась еще в дореволюционный период (Казань, 1894, 1896, 1909, 1911 года). Кем были подготовлены эти издания- неизвестно. Научное исследование поэмы, выявление ее наиболее полного варианта началось только после Октябрьской революции. Известны исследования М.Ауэзова, Г.Мусре-пова, К.Джуыалиева, М.Лэбдуллина, Е.Исиаилова, М.Ахшаднова, Б.Кенжебаева, Й.Дюсенбаева. Обобщая различные суждения о происхождении и сути поэмы К.Дяуиалиев приходит к выводу о том, что появление песен о Кыз Жибек - Иелковой девушке восходит к ХУШ

Вл.Дримба. (Бухарест). Исследования по тюркской филологии в Румынии.//Советская тюркология. 1975. - 16 5. - С.57.

веку. Текстологический анализ, а танжи анализ обычаев и традиций, предметов быта указывают именно на казахскоо общество ХУШ-Х1Х века. Идентификация времени возникновения поэмы "Ныз-Жибек", предложенная К.Дяумалиевыы весьма убедительно и не вызывает сомнений. Многочисленные примеры из текста безоговорочно доказывают высокую поэтичность эпоса., уникальное социально-бытовое богатство содержания, конкретность и наглядность описания явлений показывают на достоверность многих событий, получивших отражение в эпосе.

С наименьшим блеском исследователь устанавливает исторические корни, поэтическое своеобразие не менее закечательной лироэпи-ческой поэмы "Айман-Шолпан". К.Днуиаливв классифицирует апос как историческую поэму, ибо основной состав героев произведения представляют исторические личности Котибар, Есаг, Арыстан. В этом подходе ученому видится весьма принципиальный факт: в эпоху относительно высокого развития общества ряд произведений устного поэтического творчества могут выполнять функцию, близкую к творениям письменной литературы.

Поэма "Айман-Шолпан" - одна из наиболее драматических и реалистических произведений. Родовые распри, наличие выраженной классовой борьбы и исторических фактов, явная реалистическая манера письма -тому доказательство. Борьба за свободу женщины, ее стремление к личной свободе, историзм поэмы, критика и ирония над баРско-феодальными морально-нравственными установками и обыччями лишний раз подтверждает мысль исследователя.

Много труда отдал академик изучению исторических поэм "Ба-кет", "Исатай'и Махамбет", "Джанкоаа", "Досан". Монно баз преувеличения утверждать, что К.Дяумалиев был первом, кто открыл путь для их всестороннего научного изучения.

К. Д.„умзливв вслед за С.Мукановын, М.Ауэзовым, высказал основательное суждение ой айтысах. Разбирая различные виды айтысов, он подробно останавливается на айтысе "Бир.зн-Сзрэ", раскрывает его идею и поэтическую силу.

Несмотря на сложность пережитого им периода К.Дкумалиев продолжал неутомимо изучать национальную культуру. Мысли классиков марксизма-ленинизма были для него ыаякоы на подходе к изучению народного наследия.

Во второй главе - "К.Дкуыалиев - исследователь истории литературы" - анализируются исследования К.Дкуыалиева по истории казахской литературы и раскрывается их значение для современного литературоведения.

Казахская литература ХУШ-Х1Х веков, ставшая объектом исследования К.Дяуиалиева, отражала сложный этап исторического развития казахского народа, когда демократическое направление, высоко поднявшее вввт просветительстве и прогресса противоборствовало с ретроградской тенденцией, тосковавшей по феодальным порядкам прошлого, Уче..ый, учитывая с позиции марксистко-ленинского мировоззрения сложность исторического периода, глубокого верно определяет классовую и социальную сущность различных литературных направлений и течений, создает объективную картину развития искусства слова.

Ученый, анализируя жизнь и творчество выдающихся деятелей национальной культуры - Бухаре Калкананулы, Дулата Бабатайулы, Иахаибета Утеиисова, Чокана Валиханова, Ибрая Алгын оарива, Аба я КунвнОаева, живших в ХУШ-Х1Х веках, раскрыл неординарность целей и идеалов великих сынов народа, творивших в зпоху крупных социально-исторических изменений. Что весьма важно, ученый не только исследовал хизнь м творчество деятелей литературы ХУШ-Х1Х веков,

но и определил их место в истории казахской литэратуры.

В работе приведены различные точки зрения и позиция диссертации по многим вопросам национальной литературы ХУ1Д-ХИ веков.

Тот факт, что К.Джумалиев историю казахской литературы начинал с Бухара, не дает основания полагать, что он был в полном неведении о существовании казахской литературы более раннего периода. В диссертации подробно рассмотрены как объективные, так и субъективные причины такого подхода.

"Мысли Кажьша и его научные обобщения была роядены на основе литературных, исторических фактов того периода. Нынешний высокий уровень науки и поисков показывают,- что история казахской литературы начинается с более раннего периода, чем время, когда кил и творил Бухар. Несмотря на эти мысли и суждения Кажыыа о начале истории литературы и данвая им оценка историческим фигурам, их значении применительно к истории литературы ХУИ-Х1Х веков полностью остаются в силе"7, - пишет профессор С.Кира баев и с ним нельзя не согласиться.

К.Джумалиев подверг профессиональному анализу "Первое поке-лание", "Куда чдепь, Керей?", "Земля вокруг", "Эй Абылай, Абыла й", "О старости", "Поссорившись с Халданом" и другие вещи Бухара нырау. Широта социально-нравственных взглядов, поэтическая прозорливость видного борца казахского народа - его позиция к миру и дружбе с русским народом, его отрицательное отношение к насилию и войне - ость факт огромного исторического и культурного значения.

К.Джумалиев рассматривает Бухара Калкаманулы и как жырау, и

7* Кирабаев С. Слово о Кажыые. Истина и произведение. - Алма-Ата: Еалын, 1981. - 158 с.

как судьи-бия, пользовавшегося огромным влиянием своего народа. Знаменитое стихотворение "Куда идешь, Керей?", "Окрукенкая землей", "Обращение к Абылай-хану" говорят об его авторе, как о мудром провидце, заступника угнетенных.

При анализе творчества Бухара-хсырау К.Днумалиев свои мысли неизменно подтверждает историческими фактами.

Анализируя сходство и различие между дтарии и жырау, ученый подчеркивает, что Бухар-яырсу является народным трибуном, борцом, общественным деятелем, мастером поэтической импровизации, воспитателем масс, носителем социальной справедливости. Исследования К.Дкумалиова о Бухаре-кырау - значительный труд по истории нашв^о литературоведения.

Исторический подход к крупным литературным явлениям - принципиальная методология К.Джумалиева - исследователя. Творчество Бухара-жырау, как и других выдающихся поэтов, им рассматриваете»' в сложном контексте эпохи, традиции и быта. Бухар-кырау, как многие з~атоусты был общественным деятелем, мыслителем.

Всесторонне исследуется К.Дкуыалиевым творчество другого деятеля прошшго столетия - Дулата Бабатайулы, Отдельные произведения Дулата были включены в "Хрестоматию казахской литературы" (1939 г.) С.Мука нова и К.Бакхонина.

В учебнике "Казахской литературы" (1941 г.) академик Дкуиз-лиев посвятил Дулагу Бабатайулы специальный монографический раздел. Особое внимание исследователя привлекают эпическая поэма "Еспенбет" и сборник стихов "Осиет-наиа" ("Завещание", 1880 г., Казань).

К.Джуыал..еву удается раскрыть противоречивый характер творчества Дулата, понимающего тяжелое положение бедняков и возжигающего всю надеасду на единовластного хана степи»'Поэзия Д}.ата,

всеми корнями уходящая в толщ народной жизни, была красочной, выразительной и по сути своей глубоко демократичной; сложная, противоречивая эпоха наэла в ной свое отражение неприукрашенной, на "вылизанной", а запахом полыни, студанным ветрон степи.

Особое место в творчестве К.Джумалиева занимают исследования революционного наследия Махамбвта Утемисова, поэта-трибу кз, поэта-бунтаря. В одном лишь 1937 году профессор опубликовал под общим заголовком "Восстание Исатая-Махамбета и поэзия Махамбета" более десятка статей. Это был нелегкий период в истории советского литературоведения, когда давали знать рецидивы вульгарного социологизаторсгва. Приверженцы згой "теории" не хотели вводить в сокровищницу национальной литературы дает демократическое, гуманистическое наследие Ибрая Алтынсарина и Абая Куианбаева. Спор о творчестве великого Абая тянулся до 1953 года. В такой сложной ситуации К.Дяумалиэв, проявив истинное мукество, сумел защитить от нападок его бесценное наследие.

Статья К.Дяуыалиева опубликованные в период с 1937 по 194-8 год, стали затем фундаментом для написания монографии о революционной поэзии Махамбета, в которой во всей сложности и порою противоречивости воссоздана жизнь и оудьба поэта агитатора, поэта-борца, одного из руководителей антифеодального восстания. Предметом пристального интереса исследователя закономерно стал образ Исатая, идейнвя направленность творчества поэта, элементы романтизма .

Исследования К.Джумалиева о степном жырау-деиокрэге Шерниазе дали возможность восстановить историческую справедливость, и имя этого интересного поэта звняло свое место в истории родной литературы.

Об Алмаяан Азаматкызы, «ившей в первой половине XIX века,

первые сведения мы получаем из трудов К.Дяумалиева. Из многочисленных произведений Алмааан до нас доила только поэма "Девушка-сирота11®". Скрупулезное текстологическое изучение позволили академику выявить глубокую автобиографичность поэш "Девушка-сирота", являющейся потрясающим человеческим и поэтическим документом, уникальный явлением истории национального искусства.

К.Джумвлиев одним из первых после М.Ауэзова обратился к изучению творчества Иортанбая Канай"№, мастера слова (первая половина XIX века). Уже после них о Еортанбае стали писать С.Муканов, Т.Нуртазик, И.Дюсенбаев и другие.

Ученый справедливо резюмирует: "Шортанбай-истинный поэт, ху • докн1.к. Он видел корневую суть грозных событий эпохи и выразил

о

свое отношение к ниш, выразил правду жизни" .

Таким образом,джуыалиевская оценка творчества выдающихся представителей национальной литературы Бухаре-жырау, Дулата-жы-рау, Ыортанбая-жырау - является значительным вкладом в молодое казахское советское литературоведение.

Поражает глубине и разнообразие творческих интересов выдающегося советского ученого - литературоведа. Устная поэзия народь, крупнейшие фигуры литературы ХУШ и XIX веков, а также многие примечательные явления молодой советской литературы составляют сузг. его многогранных исследований, учебников и статей. Им написвны оригинальные исследования о творческом наследии Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева и Ахана-серэ, Акылбая- Абзйулы,

о

• Си. в кн: Произведение Казахских акынов ХУШ-ХИ. в.в. (на квз.яз.). - Алма-Ате, 1982. - С.164.

Дхумалиев К. Казахская литература ХУ1И-Х1Х в.в. - Алма-Ата, 1967. - 162 с.

Магавьи Абайулы, Иангерея Букеева, и ныне представляющих значительную ценность. >

Каным Днумалиев много сделал в научном изучении и установлении объективного значения наследия Абая Кунанбаэза. Б 1946 году он защитил докторскую диссертацию на тему "Язык поэзии Абая" (г.Ленинград), которая былэ одобрена крупяейяими отечественными ученши С.Е.Маловым, Н.Ф.Беяьчикозым, К.И.Мещаниновым, Н.К.Дмитриевым, А.К.Боровновим, Ю.И.Крачковским, и оценена как "замечательный научный труд, впервые написанный на эту тему"10*.

К.Джумалиеву принадлежит первенство в научном анализе языка поэзии великого Абая, явившимся одним из вершин на его исследовательском пути. Он первый выяснил, что с появлением поэм "Хксса-Кусуп" Акылбая и "Медгат-Касым" Магавьи-сыновей великого Абая - в казахской поэзии стал формироваться романтический стиль.

Нельзя не упомянуть о том, что академик немало сделал в деле изучения творчества поэта демократического направления Игалмана Щурокова (начало XX века). Ой впервыэ включил поэму "Исатаи-Махак-бет" И.Шурвкова в "Историю казахской литературы"^*.

Таким образом, К.Дкумалиев создал курс научной истории казахской литературы ХУШ-Х1Х веков. Учебник К.Дедыалиева, посвященный казахской литературе ХУШ-Х1Х веков, долгие годы являлся настольной книгой студентов филологических факультетов вузов Казахстана.

Создание научной истории литературы, как известно, дело весьма сложное. Однако марксистский метод анализа, высокая наблюдательность, глубина знаний и широта обобщений »позволили К.Дзума-

10• Кабдолов 3. Кебе. - Алма-Ата, 1977. - 142 с.

История казахской литературы, - Алма-Ата, 1965. - т.2. - кн.2. - с.225-248.

лиеву создать научную историю литературы национальной классики.

В третьей главе - "К.Дкумалиев-исследователь теории литературы и критик" - раосматриваются труды К.Днумалиева, крупнейшего критике и теоретика литературы.

Большую роль сыграли исследования ученого по теории литературы (30-е годы),.когда молодое национальное литературоведение только зароадалось.

Учебник "Теория литературы" (1938 год) К.Джумалиева до наших дней не потеряла своего значения. Правда, к этому времени было создано учебное пособие по теории литературы А.Байтурсынова, в в 194-0 году' - "Проблема теории литературы" Е.Исыаилова.

/1 все ке "Теория литературы" К.Дкуыалиева, написанная по принципу "Теория литературы" академика В.В.Виноградова, благодаря стилю и свежости фактов и примеров явилась оригинальным трудом. Именно поэтому учебник К.Дздыалиева в течение тридцати лет был настольной книгой учащихся и студентов. Автор вплоть до своей кон-чьны пстоянно совершенствовал ее. Несомненно, что "Теория литературы" Л.И.Тимофеева (1948) "Проблемы теории литературы (1955), "Краткий словарь литературоведческих терминов" Л.И.Тимофеева, Н.Венгерова (1955), "Введение в литературоведение" Л.В.Шэпилова (1956), "Стиль Пушкина" В.В.Внноградовэ (1941), "Искусство и ли ■ тература" В.Г.Плеханова (1948), "Литературные очерки" М.Сэребрян-ского (1949), "Введение в литературоведение" Г .Л .Абрамовича (1953) к другие обогатили К.Дкумалиева, критика и теоретика литературы. Особый интерес представляют разделы учебника, посвященные языку поэзии и стихотворным размерам.

В творчеишй низни К.Джумалиева, как сказано выше, особую полосу занимает исследование творчества великого Абая, особенно

ого стиля и языка.

С 1940 года 'Джуиэлиев начинает публикации многочисленных статей о творчестве Абая, защищает докторскую диссертацию (1946 г.), выходит монография "Казахстан поэзия доабаевского периода и язык поэзии Абая" (1948 г.).

Проблемы мастерства, композиции и сюжета, художественного образа, диалога, монолога, портрета, пейзааа языка Абая - стали предметом глубокого изучения ученого. В диалектическом единстве рассматриваются им проблемы партийности и народности литературы, единства формы и содержания, традиции и новаторства.

Книга К.Джуыалиева "Стиль-творческая особенность" (1966 год) венчает многолетние наблюдения ученого по одному из сложнейших разделов науки о литература.

К.Дяумалиев занимался исследованием творчества великого русского мыслителя - демократа Виссариона Григорьевича Белинского, которого он беззаветно любил и, обладая феноменальной памятью, поражал современников, приводя наизусть целые страницы высказываний "Неистового Виссариона". В большой статье "Мысли о великом критике"1^ он выр-чаат восхищение гениальным критиком, сумевшим в "Жестокий век" предвидеть грядущее величие родной литературы.

В статье "Друг казахской литературы"1^ К.Дяумалиев рассматривает русскую советскую литературу под углом зрения национального литератора. Критик отмечает, что духовное родство казахского и русского народов - это традиционная дружба, уходящая корнями в глубь веков. По его справедливой мысли дружба Валиханова, Семено-

Джумалиев К. Мысли о великом критике.//Казах адебиети. - 1961. - 9 июня.

Джумалиев К. Друг казахской лит ера туры .//Жулдуз. - 1964. -й 10.

ва-Тяцьшанского, Ф.Достоевского, Г.Потанина, Н.Ядринцева, И.Алтын-сарина, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Н.Ильинского, В.В.Катеринско-го, дружеские свяаи Абая с представителями русского народа - это интереснейшая область духовного родства двух народов, требующего и почитания, и изучения. Автор приводит добрые высказывания М.Горького, М.Шолохова, А.Фадеева о казахской литературе.

К.Джуыалиев проанализировал творчество основоположников казахской советской литературы С.Се>'фуллина, И.Джансугурова, Б.Иай-лина, С.Муканова. Ему удалось с научной позиции показать идейно-художественную, социально-эстетическую сущность и значение художественной литературы.

Академик внес достойный вклад в решение актуальных проблем литературного процесса своего времени.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, подчеркивается значение творчества К.Джуыалиева, определяется его место в современном литературоведении, намечаются перспективы дальнейшего изучения его творчества. Разумеется, мы не могли охватить все богатое и разнообразное творческое наследие ученого, который полвека находился в самой гуще литературных процессов, зорко и вдумчиво наблюдал за происходящим, высказывал глубокие суждения истории и теории литературы, литературной критики. Данный труд является лишь одной из первых попыток изучения научного наследия академика К.Джумалиова в свете современных достижений литературоведения.

Основные положения диссертации изложены в.следующих публикациях автора (на казахском языке):

1. К.Джума..иев - литературный критик.//Известия, серия филологическая. - Алма-Ата, 1986. Н» 2 - С.24-30.

2. К.Дхумалиев - исследователь истории казахской литературы.

//Известия, серия филологическая. - Алма-Ата, 1987. № 4. - С.9--15.

3. Мужественный ученый./Дулдыз. - Алма-Ата, 1987. № II, С.195-198.

4. Многогранный талант.//Билим наие енбек. - Алма-Ата, 1985. й 10. - с.7-8.