автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Проблемы книжного дизайна и тенденции формирования дизайн-концепций в постсоветский период конца XX - начала XXI вв.

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Корытов, Олег Витальевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Проблемы книжного дизайна и тенденции формирования дизайн-концепций в постсоветский период конца XX - начала XXI вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы книжного дизайна и тенденции формирования дизайн-концепций в постсоветский период конца XX - начала XXI вв."

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики

На правах рукописи

КОРЫТОВ Олег Витальевич

ПРОБЛЕМЫ КНИЖНОГО ДИЗАЙНА И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЙ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД КОНЦА XX—НАЧАЛА XXI ВВ.

Специальность 17.00.06 — Техническая эстетика и дизайн

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 2005

Работа выполнена в Московском государственном университете печати

Научные руководители: кандидат искусствоведения

профессор Е.Б. Адамов

кандидат искусствоведения профессор H.A. Гончарова

доктор искусствоведения профессор А.Н. Лаврентьев

кандидат искусствоведения А.И. Новиков

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Защита диссертации состоится 23 декабря 2005 г. в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 217.003.01 во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223, Москва, ВНИИТЭ (ВВЦ РФ, корп.312).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИТЭ Автореферат разослан 22 ноября 2005 г.

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Ученый секретарь Диссертационного совета

М.М. Калиничева

Л06-Г

Мб

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования и состояние вопроса.

На рубеже XX—XXI вв. в отечественном книгоиздании сложилась совершенно иная, нежели в советское время практика. Децентрализация книжного дела в конце 80-х годов XX в. способствовала исчезновению в результате конкурентной борьбы почти всех ранее существовавших крупных специализированных издательств и возникновению новых. Социально-экономическая ситуация 80—90-х гг. обусловила появление более мелких специализированных читательских групп, образовавших своеобразные маркетинговые ниши, на которые стали ориентироваться ровые издательства. Это способствовало постоянному росту количества названий при одновременном снижении тиражей (в отличие от громадных тиражей и однозначности социального заказа, характерных для централизованного книгоиздания советского периода), а также падению художественного уровня изданий. С развитием рыночных отношений в России и внедрением цифровых технологий (в проектировании — издательских компьютерных программ, в полиграфии — новых видов оперативной цифровой печати) обозначился новый этап в практике отечественного книгоиздания. Это вызвало пристальное внимание к проблемам книжного дизайна как к проектной деятельности в условиях конкурентной борьбы на рынке, нового осмысления его роли как эстетической составляющей издательского дела, влияния на процессы формообразования факторов редакционной деятельности, издательской политики, маркетинга.

Значительно острее стал вопрос о месте книги среди других средств передачи и хранения информации. Компьютерный мир стал неотъемлемой частью современной жизни, сеть Internet — особым средством общения (информация передается со скоростью ее появления). Широкое распространение (наряду с компьютерными играми) получили

компьютерные газеты, журналы. На основе цифровых технологий возникли целые направления в искусстве. Научно-техническая революция вызвала существенные изменения в миропонимании людей. Появилось такое понятие, как мир виртуальный, который можно увидеть, почувствовать, как бы проникнуть внутрь него. Все чаще, вместо слов «слушатель», «читатель» звучит слово «пользователь».

В XXI веке книгу как системно-фундаментальное явление еще труднее определить, так же как невозможно задать границы таким понятиям, как художник или ученый. Книга — символ культуры, хранилище знаний, объект творчества, материальный предмет, воплощение эстетических тенденций, художественно-конструктивных концепций, свойственных своему времени. В книге, как и других предметах, создаваемых дизайнерами, как писал В.Н. Ляхов, «как бы аккумулируется определенным образом преломленный общественный идеал прекрасного», книга «бесконечно разнообразно воздействует на наши чувства и разум, возбуждая их не только смыслом прочитанного, но, и это чрезвычайно важно, образной формой своей материальной организации».

Художественные аспекты книжной формы, проблемы специфики ее создания, вкупе с задачами проектирования и производства, всегда актуальны. Компьютер как инструмент дизайнера создал более широкие возможности в формообразовании изобразительной поверхности книжного разворота и книжного пространства в целом. Творческие поиски художественно-выразительного языка с применением цифровых технологий расширили потенциал читателя-зрителя или созерцателя в эстетическом общении с книгой, «вывели» его за пределы плоскости листа. Книга в ряду носителей информации не конкурирует с радио, кино, телевидением, компьютером, а является основным объединяющим элементом информационной структуры.

В отечественной искусствоведческой литературе 60—80-х гг. достаточно широко освещались и обсуждались проблемы организации книжной формы. В.А. Фаворский,

A.A. Сидоров, Э.Д. Кузнецов, Ю.Я. Герчук, В.В. Пахомов,

B.Н. Ляхов (во ВНИИТЭ и МПИ), Е.Б. Адамов уделяли большое внимание вопросам эстетической целостности книги как художественного произведения и функционального предмета. Исследования книжного дизайна рубежа XX—XXI вв., основанные на понимании книги как объекта синтеза, а также на системном подходе в проектировании, вывели на первый план новый принцип организации дизайнерской деятельности в книгоиздании — дизайн-концепцию книгоиздательской деятельности в целом, а не отдельных изданий. Дизайн-концепция выступает как системно-проектная, организационно-эстетическая составляющая книгоиздания. Вся организация работы издательства суть дизайн-концепция, потому что в итоге получается книга как продукт промышленного производства, предмет материальной культуры.

Для понимания процессов, происходящих в современном отечественном книгоиздании, целесообразно было отойти от общераспространенной историко-временной формы

рассмотрения книги как предмета материальной культуры, для того чтобы выявить фундаментальные проблемы и прикладные задачи современного книжного дизайна. Это в свою очередь обусловило новое видение книжного дизайна и позволило определить основные направления и пути в книжном дизайне.

Кратко смысл понятия книжный дизайн можно раскрыть в виде принципиальной схемы движения содержания сообщения от источника к потребителю посредством книги (на основе схемы движения мысли от источника к потребителю Ю.М. Лотмана и схемы художественного конструирования В.Н. Ляхова). При необходимости передать сообщение встают вопросы, как и в какой форме? Возникают фундаментальные

проблемы кодирования информации и предметной формы для ее передачи. Задействуются кодирующий и декодирующий механизмы языка, разрабатываются графика записи информации, способы нанесения на предметную форму. При помощи кодирующего механизма языка создается текстовое сообщение. Далее решаются прикладные задачи формообразования с учетом характерных особенностей потребителя (социальный, национальный, профессиональный и другие факторы). Дизайн-концепция позволяет преобразовать текстовое сообщение в книжную форму, наиболее доступную и удобную для потребителя. Книга расшифровывается потребителем с помощью декодирующего механизма языка — так содержание сообщения доходит до адресата.

Актуальность темы определяется также возможностью включения в системное рассмотрение вопросы художественной культуры книги, стиля, отношения к традициям и т.п.

Важным для современного книгоиздания следует считать и вопрос подготовки кадров: дизайнеров, редакторов и всех специалистов, связанных в единую издательскую цепь. В процессе обучения они должны уметь ориентироваться в современных проблемах книжного дизайна, понимать принципиальную модель эффективного издательства, в результате — научиться творчески работать в команде.

Целью исследования являются определение дизайн-концепции как эстетической составляющей книгоиздательской деятельности в условиях рыночной конкуренции и выявление основных эстетических тенденций формирования дизайн-концепций в постсоветский период.

Задачи исследования:

1. На базе системного подхода определить феномен книги в развитии коммуникативной среды.

2. Исследовать и дать характеристику процессам, происходящим в современном книжном дизайне.

3. Опираясь на метод дедукции выявить и определить фундаментальные проблемы и прикладные задачи современного книжного дизайна.

4. Определить основные направления и пути в современном книжном дизайне.

5. Раскрыть методологическую основу дизайн-концепции как эстетической составляющей книгоиздательской деятельности в условиях рыночной конкуренции.

6. Проанализировать эстетические тенденции, влияющие на формирование дизайн-концепций, на примере опыта различных издательств.

7. Обосновать целесообразность применения принципиальной модели издательства в процессе обучения специалистов для книгоиздания.

Объект исследования — книжная форма как продукт издательской деятельности, современные тенденции книжного дизайна в России.

Предмет исследования — теория и практика книжного дизайна в контексте проблем формообразования в книжном дизайне и формирования дизайн-концепций в дизайнерской деятельности и политике издательств постсоветского периода конца XX—начала XXI вв.

Научная новизна исследования состоит:

— в систематизирующем и обобщающем раскрытии понятия: «феномен книжной формы в постсоветский период конца XX—начала XXI вв.»;

— в определении фундаментальных проблем и прикладных задач книжного дизайна;

— в выявлении основных направлений и путей в современном книжном дизайне;

— в анализе тенденций формирования дизайн-концепций книгоиздания;

— в анализе эскпериментальной работы со студентами.

Методическая и практическая значимость исследования:

1. Разработанная и изложенная в диссертации единая, обобщающая схема процессов книжного дизайна с определением фундаментальных проблем и прикладных задач, направлений и путей в книжном дизайне раскрывает, объясняет логику и тактику современного книгоиздательского дела.

2. Данное впервые определение дизайн-концепции как организационно-эстетической составляющей книгоиздательской деятельности указывает на пользу внедрения предлагаемых методов в издательскую практику.

3. Использование результатов исследования в новой форме издательской практики — дизайн-консалтинге.

4. На основе анализа работы со студентами предложенное использование принципа модели издательской цепи в учебном процессе имеет методическое значение и может быть применено в практике подготовки специалистов. Методы исследования. Традиционный искусствоведческий анализ, комплексно-системный подход к проблемам книжного дизайна, обобщающая классификация.

Методологическая основа исследования. Традиция российской школы теоретиков и практиков искусства книги и книжного дизайна, в первую очередь, В.А. Фаворского, A.A. Сидорова, В.Н. Ляхова (его методу художественного конструирования уделено особое внимание), в отношении целостности книги, в аспекте проблем книжного синтеза, а также труды Ю.М. Лотмана по семиотике.

Апробация диссертационного исследования. 1. Организация интернет-выставки «Акция идентификация» (Москва, 2001).

2. Подготовка и издание каталога интернет-выставки «Акция идентификация» — «Штрих-код. Типогра-фика идентификации и учета» (Москва, 2001).

3. Предложение по модернизации дизайн-концепции издательства «Дрофа» (Москва, 2002).

4. Дизайн-консалтинг для издательства «Юрайт» (Москва, 2003—2004).

5. Эксперимент по моделированию издательского звена «редактор—дизайнер» на кафедре художественно-технического оформления печатной продукции МГУП (Москва, 2003).

6. Доклад на секции культуры книги в рамках 11-й Международной научной конференции по проблемам книговедения «Книга и мировая цивилизация» (Москва, 2004).

СТРУКТУРА, ОБЪЕМ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка из 155 наименований. Общий объем работы составляет 150 страниц, включая иллюстрации.

Во Введении изложены общая характеристика диссертации, ее цель, задачи, научная новизна, методическая и пракическая ценность и методы исследования.

В первой главе «Фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна» представлен феномен книги как основного носителя информации и в тоже время как автономного резервного хранилища знаний при бурном развитии коммуникативной среды. Выявлены и изложены фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна, определены основные направления и пути в книжном дизайне, обозначены их соотношения.

Современная книга обращает внимание читателя внутрь себя, заявляя о том, кто автор текста, дизайнер, иллюстратор, редактор и т. д. Так конструктивная линейность построения книги усиливается идеологической линейностью — кому (категория читателей) от кого (создатели книги). Получается прямая перспектива книжного пространства. Взгляд читателя устремлен в точку, поставленную дизайнером в литературном тексте. Прямая перспектива — ренессансная гуманистическая, то есть эгоцентричная — это акцентирование внимания зрителя, читателя на личность создателя произведения, ибо та точка схода лучей на линии горизонта есть точка авторского Я.

Посыл любого метода изображения — взгляд на мир. Именно взгляд, на основе которого формируется видение мира, его понимание. Понятия «религиозное» и «культурное» разделяются. Культура возникает, когда религиозные чувства осложняются и происходит кризис религиозного отношения — вычленение своего Я из целого. Для культуры — авторство главное. Стало быть, культура эгоцентрична. Для религии хронология и авторство не имеют значения.

Анализируя сложность построений обратной перспективы в иконописи, Флоренский выделил разноцентренность в изображениях, когда рисунок строится так, как если бы глаз смотрел на его разные части, меняя свое место. При использовании ряда упрощений для возможности поиска перспективной основы, как поступал выдающийся российский ученый нашего времени академик РАН Б.В. Раушенбах, видим, что, в принципе, графически прямая и обратная перспективы выглядят одинаково: прямоугольник и линии, соединяющие углы и точку, находящуюся внутри него. Но прямая перспектива поглощает зрителя-читателя внутрь по принципу «мы знаем, что вам нужно», делая его пассивным потребителем информации; обратная перспектива, наоборот, направлена к зрителю-читателю, пробуждая его к творческому восприятию информации. Раушенбах считал философско-богословское

значение обратной перспективы слишком преувеличенным и исследовал ее «геометрическую анатомию». И Флоренский смотрел на обратную перспективу с позиции культуры, с позиции математики, пытаясь вычислить все до мелочей, упустив общий принцип обратной перспективы, который таился в им же упомянутом термине «обращенная перспектива». Перспектива, обращенная или направленная к человеку, — это построение информации так, что человек чувствует мощь и объемность информационного потока. В религиозных книгах человек, перенесший Слово на бумагу не является автором, он лишь призван дать возможность внять этому Слову другим людям.

Икона, картина, книга — это не просто заключенная в рамки того или иного жанра искусства и литературы информация. Это воплощение в визуальную и предметную формы определенного мировоззрения. Книга объединяет в себе словесную, визуальную и предметную формы. Словесную вербальную форму определяет автор, визуальную форму — художник, предметную — издатель, в зависимости от цели издания, стремясь повысить эстетические, содержательные, практические и дидактические достоинства издания.

Современный книжный дизайн вбирает в себя не только такие устоявшиеся понятия, как искусство набора, искусство иллюстрации, техническое и художественное редактирование, направленные на выработку эстетической формы выражения издательской концепции подачи информации. При глубоком рассмотрении книжного дизайна как комплексной, коллективной творческой деятельности в области передачи и хранения информации, утверждения определенных духовных и эстетических тенденций, а также как элемента социальных и экономических отношений, выявляются фундаментальные проблемы и прикладные задачи. К числу фундаментальных проблем, которые необходимо учитывать, относятся создание универсальной формы передачи и хранения информации,

разработка графики языкового кодирования и графики неязыкового кодирования информации. В этой связи прикладные задачи книжного дизайна решаются с учетом эстетики графических форм, а также предметной формы книги, способов ее создания и тиражирования, общественной и потребительской значимости издания.

Для предлагаемых определений вводятся соответствующие термины.

Книжный дизайн основан на поиске нового в области хранения информации, создании и сохранении традиций, что определяет два основных направления в книжном дизайне: радикального и традиционного.

Радикальное направление определим как поиски решения фундаментальных проблем и прикладных задач принципиально по-новому. Радикальное направление определим как два пути — кодотворческий и формотворческий.

Кодотворческий путь — создание кодов передачи и хранения информации, а также систем графического выражения языкового и неязыкового кодирования. Среди средств коммуникации книга занимает особое место, так как она является связующим звеном между передатчиком и приемником информации и в пространстве, и во времени. Опыты проектирования визуальных систем кодирования информации основаны на использовании этих законов. Само создание таких систем — проблема фундаментальная, и в разное время побудительным мотивом служили разные прикладные задачи. Например, в раннем христианстве — это сохранение тайны знания, у алхимиков и астрологов Средневековья — научный язык, в обществе потребления — это рынок и его главный идеологический инструмент — реклама и т.п.

Ю.М. Лотман отмечал, что «письменность — форма памяти». Книга — ее основная ячейка. Фундаментальное в дизайне — это то вечное, что хранит человечество из поколения в поколение, прикладное — это новый взгляд каждого

последующего поколения на вечное. И у каждого поколения есть свои первооткрыватели, потому что, идя по одной и той же дороге, каждый ищет свой путь.

Формотворческий путь — это разработка новых предметных форм книги, способов воспроизведения и хранения информации. Процесс создания новых форм книги неразрывно связан с процессом появления новых кодовых систем. Так, например, книги, записанные на компакт-диски (СБ). Формами книги считаются глиняные таблички, свиток, полиптих, кодекс. Самым радикальным было перенесение принципа складывания платка в процесс изготовления книги, то есть фальцовка. Так был изобретен кодекс, та предметная форма книги, какую мы чаще всего видим в магазинах, библиотеках, держим в руках, перелистывая страницы. Во 2-й главе диссертации исследована именно эта форма книги.

Радикальное направление — основа для формирования традиций. Так, синтез алфавита, кодекса и печати как результатов развития кодотворческого и формотворческого путей, лег в основу традиций книжного дизайна.

Традиционное направление также определим как два пути — конструктивный и декоративный.

Конструктивный путь определяет книгу как единый организм, в котором все композиционные системы — текст, формат, шрифт, изобразительный ряд составляют произведение творческого синтеза. Продуктом этого синтеза является книга — носитель информации, художественное произведение и функциональный предмет одновременно. Конструктивность предполагает четко обозначенную связь «источник— потребитель», функциональную нагрузку каждого графического элемента в рубрикации или интонировании текста. Общая эстетическая задача — создать книгу как предмет искусства, соединив в одно художественное целое все ее элементы (шрифт, формат, поля, иллюстрации и т. д.,) подчинив это соединение закономерностям соразмерных отношений и ритмического

движения. Ритм в книге — это визуализация текстовых интонаций, форма организации ощущений, получаемых в процессе чтения. Эти ощущения приходят в динамике и связаны с воздействием на читателя не только смысла текста, его логики, понятий, образов, но и формы связей всех элементов книги. Вопросу ритмической структуры книги большое внимание уделял в своих исследованиях Е.Б. Адамов.

Теоретик книжного дизайна и педагог В.Н. Ляхов определил формулу художественного конструирования книги: от изучения процесса потребления книги к проектированию и образованию ее формы. Возникая из органичного «взаимодействия слова (текстового сообщения), книжной формы (материальной и текстовой конструкции) и изображения, композиционный ансамбль становится сложной синтетической целостностью.» По принципиальной схеме художественного конструирования книги В.Н. Ляхова, к текстовому сообщению выдвигаются потребительские требования, которые диктуют необходимость проведения предпроектного исследования, далее ведется работа в двух стадиях, проектировании и формообразовании, по преобразованию текстового сообщения в книгу. Схему В.Н. Ляхова можно обозначить как принципиальную схему дизайн-концепции отдельного издания, которая легла в основу определения дизайн-концепции книгоиздательской деятельности, рассматриваемой во 2-й главе диссертации.

Декоративный путь — это собственно декоративное оформление уже существующих конструкций, использование известных элементов и приемов, или увлечение визуальными эффектами. Декоративность — средство достижения определенной эстетической цели. Иными словами, происходит сознательное декорирование изданий на основе предпроектных (маркетинговых) исследований. Стадия формообразования в таких случаях зависит от жанра текстового сообщения и сегмента рынка, к которому принадлежат запросы потребителей

определенного вида литературы и, соответственно, их эстетические пристрастия.

Конструкция и декорация, в принципе, не противостоят друг другу. Диссонанс возникает при эклектичных сочетаниях. В подобных случаях конструкция получается безликой, а декорация называется украшательством.

Во второй главе «Дизайн-концепции в книжном дизайне постсоветского периода конца XX—начала XXI вв.» определено понятие дизайн-концепции как организационно-эстетической составляющей книгоиздания, выявлены основные эстетические тенденции ее формирования. В работе рассмотрены издания, представляющие традиционное направление книжного дизайна — книга как предмет — кодекс, текстовое сообщение — знаки алфавита, изобразительный ряд — фотографии, графика, репродукции, пиктограммы и т.п.

В начале XX в. русский библиограф, просветитель, писатель и библиопсихолог H.A. Рубакин определил психологию книжного дела в процессе его «развития и упадка, в связи с условиями окружающей социальной среды — места и времени» как библиопсихологию, в область изучения которой входили все виды словесного творчества — устного, печатного, а также театр, музыка, живопись, фотография и кинематография. В течение XX столетия и в начале XXI вкусы массового читателя не изменились, несмотря на то, что в стране менялись социальные условия и государственный строй. «Сыщицкие и другие дрянные книжки» были и остаются наиболее читаемыми. Логично утверждение, если что-то существует, значит, востребование. Дизайн-концепция книгоиздательской деятельности включает в себя и библио-психологические аспекты в том смысле, что определенный вид литературы, рассчитанный на определенного читателя, то есть на конкретный сегмент рынка, несет в себе характерный эстетический заряд.

В данной главе рассматривается дизайн-концепция в качестве основной формулы решения прикладных задач книжного дизайна в практике книгоиздания.

В условиях рынка возросли требования к маркетинговым службам издательства для поиска новых каналов сбыта. Наряду с традиционными формами распространения книг через оптовое и розничное звенья книжной торговли активно развивается посылочная торговля по индивидуальным заказам, особенно через Internet.

Независимо от специализации издательства ставят перед собой эстетическую задачу как одну из главных в условиях рыночной конкуренции. Наличие на рынке одинаковых по содержанию, но различных по дизайну изданий, позволяет потребителю выбрать понравившуюся ему книгу.

В искусствоведческой литературе дизайн книги в основном рассматривается как часть книжного искусства. Но, поскольку книга — это продукт производства, то правомерен подход к книжному дизайну как к виду промышленного дизайна (об этом в свое время неоднократно заявлял В.Н. Ляхов), как важному этапу в процессе создания конкурентоспособной продукции. Книга как предмет материальной культуры является не только произведением искусства, но и продуктом массового производства (многотиражные издания). Массовые издания, будучи объектами промышленного дизайна, и не только графического (как, например, электронные издания) являются также сложными и эффективными коммуникационными конструкциями, благодаря возможностям гипертекстового пространства. Нужно ометить, что тираж электронного издания — это статистика посещения сайта или же колическтво копий, записанных на электронные носители, точный учет которых *

возможен только для официальных промышленных образцов. Книга-предмет и гипертекст, несмотря на продолжающиеся споры о первенстве, взаимно дополняют и поддерживают друг друга. При помощи Internet мы имеем возможность получить

книгу либо как предмет, либо как текстовое сообщение, в зависимости от того, что нас больше интересует — предмет материальной культуры или информация.

Конечный продукт книжного дизайна — предмет потребления — книга. Конструкция и облик печатной книги зависят и от технических возможностей типографского производства, и от личных вкусовых пристрастий и профессионального мастерства всех участников издательского процесса. Дизайн книги — это результат коллективного творчества. Четкая организация взаимоотношений авторов, руководства, сотрудников редакций, служб дизайна, рекламы, маркетинга, в основе которых лежат профессионализм и распределение обязанностей, способствуют формированию грамотной дизайн-концепции.

60—70-е годы XX в. в СССР были периодом становления дизайна систем (центром которого являлся ВНИИТЭ), в том числе дизайна книги. Книжный синтез, как результат творчества дизайнера — суть система отдельного издания, которое в свою очередь, является частью системы книгоиздательской деятельности, дизайн-концепции. Д.Н. Щелкунов определил концептуальность как «стержень всякого, в том числе и дизайнерского, творчества. И термин "концепция" применительно к творческой деятельности прочно вошел в обиход искусствоведения, теории архитектуры, технической эстетики, характеризуя чаще всего профессионально-идеологические особенности и творческие (в частности, эстетические) принципы того или иного течения, школы или отдельного мастера».

С пониманием того, что социальная обусловленность и направленность дизайнерского творчества начинаются с определенной профессиональной позиции, в связи с решением поставленных задач в данный исторический момент, осознанием роли и сущности деятельности в

определенный промежуток времени, раскрывается своеобразие той или иной концепции дизайна, в том числе книгоиздательской деятельности.

Дизайн-концепция книжного издательства, являясь творческой основой производственного процесса, несет в себе как эстетическую, так и организационно-технологическую нагрузку. В понятие дизайн-концепции, главным продуктом которой является конкурентоспособное издание, включены такие аспекты, как разработка руководящих эстетических принципов издательства, создание дизайн-концепций для всех редакций (подразделений) в соответствии с их спецификой, в том числе и для подразделенияподразделения рекламы и РЯ. Дизайн-концепция — это формула функциональной, эргономичной и эстетичной книги с учетом потребительских требований.

Мы исходим из определения концепции как способа понимания, основной точки зрения, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, руководящую идею для их систематического освещения, а также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной и других видах деятельности. Тогда, в результате изучения деятельности ряда российских издательств, можно сделать следующеий вывод:

— есть издательства не имеющие дизайн-концепцию;

— есть издательства имеющие дизайн-концепцию.

Выделим три основные тенденции формирования дизайн-

концепций: социокультурную, авторскую и авторитарную. В зависимости от тенденций, дизайн-концепции формировались как в русле конструктивного пути, так и в русле декоративного пути традиционного направления. I

1. Социокультурная тенденция. Сознательно сформулированные эстетические принципы, направленные на удовлетворение эстетических вкусов определенных социальных групп и слоев общества. Поскольку большая часть выпускаемых

книг распространяется путем купли-продажи, книга является товаром с определенной потребительской стоимостью и участвует в конкурентной борьбе на рынке. Из этого следует:

а) книга — товар;

б) любому товару необходима упаковка;

в) любой упаковке необходим конкурентоспособный

дизайн.

Книжный дизайн в таком случае — материализация интеллектуального продукта, то есть упаковка информации в удобную и привлекательную для потребителя форму.

В рассматриваемый период начала развиваться такая форма книжной торговли, как продажа не готового продукта, а участия в издании. Получается нечто вроде покупки квартиры в строящемся доме. Так издательство «АСМО-пресс» стало выпускать тематические имиджевые информационно-аналитические издания «XXI век. Элита бизнеса» под общим девизом «Золотая книга России». Идеологическая структура изданий разделена на две части — обзорно-историческую и презентационно-рекламную. Первая часть включает в себя проблемные статьи, исторические справки, энциклопедический ряд с портретами исторических личностей, во второй части может принять участие любой современник, преуспевающий в той области деятельности, которой посвящено издание. Стоимость участия в расходах указана в прайс-листе издательства. Получается интересное смешение жанров, конструктивно облаченное в роскошный переплет. Дизайн-концепция проекта имеет ярко выраженный декоративный характер. Но интересные по идее и тематике издания не организованы с дизайнерской точки зрения. Точнее сказать, помпезность и претензии на шик затрудняют понимание внутренней структуры книг. Издания наполнены духом купеческой эклектики, что характерно для времени становления частного капитала и бурных перемен в социально-экономической системе страны.

Условности, преобладающие в общественных, правовых, личных отношениях, в свою очередь, влияют на стиль и моду в визуальных средствах коммуникации, в том числе в книге. Одно и тоже литературное содержание может принимать совершенно иную визуальную форму при каждом новом прочтении в зависимости от господствующих в сознании людей условностей.

Вывод: дизайн-концепция может быть создана для удовлетворения эстетических вкусов и жизненных амбиций определенной социальной группы, что позволяет иметь ''

постоянную клиентуру и соответственно прибыль.

2. Авторская тенденция. Сознательно сформулированные эстетические принципы и реализация личной или коллективной творческой инициативы службы дизайна издательства.

Сама идея создания дизайн-концепции не нова, меняются приоритеты. Обратимся к истории. В 20-е годы в России художник участвовал в конструировании предметной формы книги и создании графического языка. Достаточно назвать такие имена как Эль Лисицкий, В.А. Фаворский. Школа полиграфического института (ныне МГУП) не утратила своих позиций, развиваясь с учетом требований времени. В наше время на международном и российском книжном рынке активно работают такие известные дизайнеры как Н. Калинин, А. Троянкер, М. Жуков, А. Коноплев, В. Валериус, Б. Трофимов и Ю. Маркаров. Школа ВХУТЕМАС—МГУП является примером авторской тенденции формирования дизайн-концепций. Художественный редактор издательства «Просвещение» и позже преподаватель МПИ В.И. Рывчин открыл новый этап в дизайне учебной литературы, о чем и написал в книге «О художественном конструировании »

учебников».

В связи с этим уместно привести пример дизайн-концепции издательства «Вентана-Граф» по состоянию на период с 2001 по 2004 гг. Большое внимание в этом

издательстве уделялось тщательному подбору кадров для службы дизайна. Это не только хорошие профессионалы, это команда единомышленников.

Опытный преподаватель, и главный художник издательства, Ю.Н. Маркаров в своем руководстве использовал методы работы со студентами. Художественная редакция «Вентана-Граф» этого периода — это творческая лаборатория, в которой активно развивалась дизайн-концеция. Здесь не было жестких серийных шаблонов, здесь происходила композиционно-пространственная игра-трансформер, основанная на метафоре. Ventana, по-испански, окно. Образ окна улавливается в каждом издании. Окно — повод для игры с пространством. Комбинации плоского, рельефного и глубокого пространств на переплетах и обложках уводят зрителя в сложный лабиринт образов, возбуждая фантазию. Когда смотришь на выставленные в ряд книги, кажется, что лабиринт разбит на участки, каждый из которых начинается с вывески-названия. Игра вносит некую театральность в дизайн-концепцию «Вентана-Граф». Это тоже один из творческих приемов Маркарова — режиссура в книге. Причем театральность видна и в рекламе издательства, и в дизайне интерьера. Выделяясь из общей агрессивной визуально-коммуникативной среды, учебники издательства «Вентана-Граф» отличаются от продукции конкурентов сдержанными тонами при насыщенной цветовой гамме. По инициативе Ю.Н. Маркарова был проведен опрос в десяти московских школах. Детям, обучавшимся по учебникам «Дрофы» и «Просвещения», было предложено сравнить их с книгами «Вентана-Граф». В результате опроса выяснилось, что спокойные тона вызвали у детей только положительные эмоции.

Нужно отметить, сопоставляя со схемой художественного конструирования В.Н. Ляхова, что предпроектная подготовка в «Вентана-Граф» велась на основании предложения принципиально иных эстетических принципов, нежели существовавшие на то время в данном сегменте рынка.

Вывод: дизайн-концепция может быть создана на основе авторской концепции с использованием метода художественного конструирования книги, включающего в том числе, предпроектную подготовку.

3. Авторитарная тенденция. Сознательно сформулированные эстетические принципы и бессознательно выраженные эстетические пристрастия, удовлетворяющие вкус руководителя издательства.

В основе авторитарной тенденции формирования дизайн-концепций лежит активное участие руководителя в процессе проектирования изданий. Это хорошо на стадии разработки проектного задания, но плохо на стадии дизайна. Работа дизайнера в этом случае является своего рода сырьем, конструктором для «художнических» амбиций руководителя. Нарушение композиционных построений, эклектика приводят не только к искажению визуального образа, но порою к изменению сути издания.

Два примера — издательства юридической и гуманитарной литературы «Юрайт» и «Проспект». В обоих случаях руководители активно участвовали в процессе проектирования изданий.

Вывод: существуют объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс и результат преобразования текстового сообщения в книгу-предмет. Объективным фактором является внутренняя логика процесса формообразования, подчиненная дизайн-концепции. Субъективным — вмешательство извне во внутреннюю логическую цепочку процесса формообразования.

Во второй главе обращено внимание на дизайн-консалтинг — относительно новое для России явление, активно применявшееся в рекламе, архитектуре, ландшафтном, веб-дизайне и т.п. В издательском деле дизайн-консалтинг как вид профессиональой деятельности не сформировался в систему и имел эпизодический характер. Чаще это были не только

консультации, но и разработка структуры, типовых схем и элементов дизайна. Консультационная работа выделена в самостоятельный вид профессиональной деятельности, потому что дизайнер получает вознаграждение за консультацию, и дополнительно, за утвержденные заказчиком примеры и конкретные разработки. Возможно, что со временем дизайн-консалтинг в книгоиздании получит более широкое распространение. Это касается консультаций при создании дизайн-концепции издательства, как только организующегося, так и расширяющего свою деятельность или обновляющего дизайн своей продукции, а также рекомендации по формированию дизайн-концепции производственной фирме, решившей заняться издательской деятельностью.

Книжный дизайн конца ХХ-начала XXI вв. является инструментом рыночной конкуренции. В ходе исследования и анализа дизайн-концепций различных издательств были выявлены новые формы издательской деятельности, такие как предварительная продажа рекламных полос в тематическом издании, что является использованием книги как инструмента РИ , и дизайн-консалтинг в качестве инструмента формирования дизайн-концепции книгоиздательской деятельности в целом и реализации конкретных издательских проектов.

В третьей главе «Модель издательства как процесс подготовки кадров» предложено внедрить принцип модели издательской цепи в процессе подготовки кадров для издательского дела. Основная проблема — подготовка не только технически грамотных специалистов, но и творчески мыслящих, способных работать в команде профессионалов, поскольку книгоиздательский процесс — это коллективное творчество. Рассмотрено издательское звено «редактор—дизайнер» с двух позиций:

Редактор—дизайнер. Структурная связь. В рассматриваемый период существовали разные должностные формулировки для специалистов, занятых в службах дизайна внутри издательств: художественный редактор, дизайнер. Имея

ввиду, что такой специалист, прежде всего, художник-проектант, создатель эстетической формы книги, в дальнейшем будет использован термин «дизайнер». Рассмотрим взаимоотношения звена «редактор — дизайнер». Это одно из основных звеньев издательской цепи, формирующих облик будущего издания.

В 2004 году был проведен эксперимент с группой студентов 5-го курса дневного отделения факультета редактирования и издательского дела МГУП в составе 22-ти человек. Цель эксперимента: научить студентов творчески работать в структуре издательства, образно мыслить, четко формулировать и грамотно излагать дизайн-концепцию издания. Задача эксперимента: вывести итоговую работу за рамки одной дисциплины, тем самым моделируя издательское звено «редактор—дизайнер». Студентам было предложено пополнить концепцию издания (задание по профилирующей дисциплине) проектным заданием для дизайнера. Важно то, что это было принципиально редакторским заданием. В работе над ним студенты продолжали мыслить привычным образом.

Редактор—дизайнер. Творческий союз. В работе над издательскими проектами редактор и дизайнер должны организовать творческий дуэт, целью которого является создание функциональной, эргономичной и эстетичной книги. Этот дуэт, в свою очередь, входит в состав «концертной бригады» издательства с единой программой, то есть дизайн-концепцией. Работа в издательстве подразумевает, прежде всего, работу в команде профессионалов. Не важно, по какому принципу набрана команда, будь то группа единомышленников или коллектив хороших специалистов. Важно, чтобы вся работа велась творчески.

В третьей главе даны некоторые методические рекомендации по внедрению и использованию принципа моделирования издательских процессов в ходе обучения студентов.

В Заключении подводятся итоги проделанной работы по трем блокам проблем:

1. проблемы книжного дизайна;

2. дизайн-концепция книгоиздательской деятельности;

3. подготовка кадров для издательского дела.

Фундаментальные проблемы, прикладные задачи

книжного дизайна, основные направления и пути в книжном дизайне, тенденции формирования дизайн-концепции систематизированы в принципиальную схему движения содержания сообщения от источника к потребителю посредством книги.

На основании исследования работы издательских структур, а также изучения программ подготовки кадров для издательского дела указано на целесообразность внедрения новых методик обучения, основанных на моделировании издательских процессов.

Результаты диссертационной работы имеют научное, практическое и методическое значение для специалистов издательского дела, искусствоведов, дизайнеров, художников-иллюстраторов, преподавателей.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1. Представлено определение книжного дизайна, основанное на выявлении его фундаментальных проблем, прикладных задач.

2. Представлено определение понятия дизайн-концепции как организационно-эстетической составляющей книгоиздания.

3. Анализ процесса, при котором текстовое сообщение, организованное в материальную форму книги посредством той или иной дизайн-концепции становится предметом рыночной конкуренции выявил три основные эстетические тенденции формирования

дизайн-концепций: социокультурная, авторская, авторитарная.

4. Анализ книжного дизайна постсоветского периода конца XX—начала XXI вв. показал, что в основном он формировался в конкурентной борьбе с учетом требований рынка.

5. Обозначены проблемы подготовки кадров для книгоиздательского дела и предложено внедрение принципа моделирования издательских процессов в ходе обучения студентов и повышения квалификации работающих специалистов.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Корытов О.В. Книга? — Книга! // Как. — М., 2000. — № 13—14.

2. Корытов О.В. Штрих-код. Типографии идентификации и учета. — М., 2001.

3. Корытов О.В. Дизайн-концепция книжного издательства // Книга и мировая цивилизация: Материалы XI Международной науч. конф. по проблемам книговедения (Москва, 20—21 апр. 2004 г.). — М., 2004, Т. 1.

4. Корытов О.В. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи, классификация основных направлений в книжном дизайне // Вестник университета Российской академии образования. — М., 2005. — № 2.

5. Корытов О.В. Модель издательства как процесс подготовки кадров // Высшее образование в России. — М, №6.-2005-.

6. Адамов Е.Б., Корытов О.В. Основные эстетические тенденции формирования дизайн-концепций в книгоиздании постсоветского периода. — (Деп. во ВНИИТЭ 10.05.2005 № 99—ТЭ).

Подписано в печать 18.11,05г. Формат 60x84/16. Печ.л. 1.5. Тираж 100экз. 3аказ№520/388 Отпечатано в УИЦ МГУП 127550, Москва, ул. Прянишникова,2а

Iе? г

2 2 1 2 J

РНБ Русский фонд

2006-4 19756

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Корытов, Олег Витальевич

Введение.

Глава 1. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна.

1.1. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи. Основные направления и пути в книжном дизайне.

1.2. Радикальное направление.

1.2.1. Кодотворческий путь.

1.2.2. Формотворческий путь.

1.3. Традиционное направление.

1.3.1. Конструктивный путь.

1.3.2. Декоративный путь.

Глава 2. Дизайн-концепции в книжном дизайне постсоветского периода конца XX—начала XXI вв.

2.1. Дизайн-концепция.

2.2. Основные эстетические тенденции формирования дизайн-концепций.

2.2.1. Социокультурная тенденция.

2.2.2. Авторская тенденция.

2.2.3. Авторитарная тенденция.

2.3. Организационные аспекты дизайн-концепции книгоиздательской деятельности.

2.4. Дизайн-консалтинг как новая форма дизайнерской практики в книгоиздании.

Глава 3. Модель издательства как процесс подготовки кадров.

3.1. Редактор—дизайнер. Структурная связь.

3.2. Редактор—дизайнер. Творческий союз.

3.3. Профессиональные игры как часть учебного процесса.

3.4. Методические рекомендации по дисциплине «Художественно-техническое оформление печатной продукции» (дизайн) для подготовки редакторов.

3.4.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

3.4.2. Издательская деятельность.

3.4.3. Примерный перечень практических занятий.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по искусствоведению, Корытов, Олег Витальевич

В XXI веке книгу как системно-фундаментальное явление еще труднее определить, так же как нельзя задать границы таким понятиям как художник или ученый. Книга как символ культуры, как хранилище знаний, как объект творчества, как материальный предмет на протяжении всей истории своего существования являла собой воплощение эстетических тенденций, художественно-конструктивных концепций, свойственных тому или иному времени. Книга, как и любая вещь, живет в своем времени. А в мире предметов, создаваемых дизайнерами, как утверждал В.Н. Ляхов, «как бы аккумулируется определенным образом преломленный общественный идеал прекрасного». [80, С. 37] Книга «бесконечно разнообразно воздействует на наши чувства и разум, возбуждая их не только смыслом прочитанного, но, и это чрезвычайно важно, образной формой своей материальной организации» [80, С. 60]

С конца 60-х до середины 80-х годов XX века в отечественной искусствоведческой литературе широко освещались и обсуждались проблемы организации книжной формы, публиковались книги художников, рассказывавших о своем практическом опыте, труды теоретиков, историков и критиков. Поднимались не только частные вопросы формообразования, особое внимание уделялось целостной, эстетически осознанной форме книги, которая воздействует на человека, дополняет и активизирует комплекс функциональных качеств издания, месту книги в числе информационных систем и роли книжного дизайна. В постсоветский период встречались лишь отдельные публикации на тему дизайна книги. Между тем на рубеже XX—XXI вв. в отечественном книгоиздании сложилась совершенно иная, нежели в советское время ситуация. Децентрализация книжного дела в России в конце 80-х годов XX в. способствовала появлению и исчезновению в результате конкурентной борьбы множества издательств. Сложившаяся в 80—90 гг. социально-экономическая ситуация дала толчок к появлению все более мелких специализированных групп читателей, образующих своеобразные маркетинговые ниши, на которые ориентировались вновь созданные издательства, особенно малые. Это способствовало постоянному росту количества названий и одновременно снижению среднего тиража одного названия в отличие от громадных тиражей, характерных для централизованного книгоиздания. С развитием цифровых технологий и рыночных отношений в России острее стали вопросы о месте книги среди других средств передачи и хранения информации, специфике ее создания, проектирования и производства. Научно-техническая революция внесла существенные изменения в миропонимании людей. Появилось такое понятие как мир виртуальный, который можно увидеть, почувствовать, как бы проникнуть внутрь. Все чаще, вместо «зритель», «слушатель», «читатель» звучит слово пользователь. Компьютерный мир стал неотъемлемой частью современной жизни. Сеть Internet стала быстрым средством общения, при помощи которого информация передается со скоростью ее появления. Наряду с компьютерными играми широкое распространение получили компьютерные газеты, журналы, книги и другие издания. В полиграфии развивались новые виды оперативной цифровой печати. На смену старым способам тиражирования пришло большое количество копировальной и множительной техники. Появились целые направления в искусстве, использующие цифровые технологии.

Компьютер как инструмент дизайнера дал более широкие возможности в формообразовании изобразительной поверхности книжного разворота и книжного пространства в целом. Творческие поиски в создании художественно-выразительного языка с применением цифровых технологий позволили расширить возможности читателя-зрителя или созерцателя в эстетическом общении с книгой, найти выход за пределы плоскости листа. Теперь книга-предмет среди других вещей, окружающих человека в повседневной жизни — телевизора, компьютера, калькулятора, электронного будильника и др., уже не «кирпичик на полке», а аппарат, действия которого могут перемещать человека в пространстве и времени. В этом смысле понятие изобразительная поверхность приобрело иное понимание как грань сложной конструкции, состоящей из многих элементов, каждый из которых может существовать автономно и выполнять различные эстетические и информационные функции. Книга в ряду носителей информации не конкурирует с радио, кино, телевидением, компьютером, а является основным объединяющим элементом информационной структуры. Например, в среде художественного произведения есть книга, кино, видеофильм, телесериал, радиопостановка, компьютерная игра, комиксы и т.п. Таким образом, содержание сообщения посредством применения разных кодовых систем, передается от источника к потребителю, с учетом его интеллектуальных потребностей и эстетического вкуса.

Новый этап в практике отечественного книгоиздания потребовал пристального внимания к проблемам книжного дизайна в условиях конкурентной борьбы на рынке, нового осмысления его роли как эстетической составляющей издательского дела, влияния на процессы формообразования факторов редакционной деятельности, издательской политики, маркетинга.

Основываясь на подходе к проектированию книги как объекту синтеза, принципиально новым стало выдвижение на первый план дизайн-концепции книгоиздательской деятельности в целом, как организационно-эстетической составляющей книгоиздания, а не отдельных изданий. В рассматриваемый период времени книжный дизайн был более зависимым от потребительских требований, процесс формообразования книжного пространства оказался под влиянием эстетических вкусов различных групп читателей-потребителей книги.

Для понимания процессов в современном отечественном книжном дизайне потребовалось отойти от общераспространенной историко-временной формы рассмотрения книги как предмета материальной культуры. Новое отношение к книжному дизайну позволило выявить фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна, что в свою очередь дало возможность определить основные направления и пути в книжном дизайне.

В ряду актуальных необходимо отметить проблему подготовки кадров для книгоиздания, для решения которой определено новое отношение к подготовке дизайнеров книги и других специалистов Предложено ввести в методику преподавания курсы, раскрывающие принципиальную модель издательства. В процессе обучения по такому принципу, студенты могли бы научиться работать в издательских структурах, иметь полное представление о технологии издательского процесса и месте каждого подразделения и специалиста. Результатом обучения могли бы быть совместные курсовые и дипломные работы дизайнеров, иллюстраторов, редакторов, рекламистов, книговедов, экономистов, технологов, представителей всех специальностей. Модель издательства может быть внедрена и в системе послевузовского образования. Модель эффективного издательства в процессе обучения позволило бы лучше использовать творческий потенциал дизайнеров и всех специалистов, связанных в единую издательскую цепь.

Задачи исследования:

1. На базе системного подхода определить феномен книги в развитии коммуникативной среды.

2. Исследовать и дать характеристику процессам, происходящим в современном книжном дизайне.

3. Опираясь на метод дедукции выявить и определить фундаментальные проблемы и прикладные задачи современного книжного дизайна.

4. Определить основные направления и пути в современном книжном дизайне.

5. Раскрыть методологическую основу дизайн-концепции как эстетической составляющей книгоиздательской деятельности в условиях рыночной конкуренции.

6. Проанализировать эстетические тенденции, влияющие на формирование дизайн-концепций, на примере опыта различных издательств.

7. Обосновать целесообразность применения принципиальной модели издательства в процессе обучения специалистов для книгоиздания.

Объект исследования — книжная форма как продукт издательской деятельности, современные тенденции книжного дизайна в России.

Предмет исследования — теория и практика книжного дизайна в контексте проблем формообразования в книжном дизайне и формирования дизайн-концепций в дизайнерской деятельности и политике издательств постсоветского периода конца XX—начала XXI вв.

Научная новизна исследования состоит: в систематизирующем и обобщающем раскрытии понятия: «феномен книжной формы в постсоветский период конца XX— начала XXI вв.»; в определении фундаментальных проблем и прикладных задач книжного дизайна; в выявлении основных направлений и путей в современном книжном дизайне; в анализе тенденций формирования дизайн-концепций книгоиздания; в анализе экспериментальной работы со студентами. Методическая и практическая значимость исследования:

1. Разработанная и изложенная в диссертации единая, обобщающая схема процессов книжного дизайна с определением фундаментальных проблем и прикладных задач, направлений и путей в книжном дизайне раскрывает, объясняет логику и тактику современного книгоиздательского дела.

2. Данное впервые определение дизайн-концепции как организационно-эстетической составляющей книгоиздательской деятельности указывает на пользу внедрения предлагаемых методов в издательскую практику.

3. Использование результатов исследования в новой форме издательской практики — дизайн-консалтинге.

4. На основе анализа работы со студентами предложенное использование принципа модели издательской цепи в учебном процессе имеет методическое значение и может быть применено в практике подготовки специалистов.

Методы исследования. Традиционный искусствоведческий анализ, комплексно-системный подход к проблемам книжного дизайна, обобщающая классификация.

Методологическая основа исследования. Традиция российской школы теоретиков и практиков искусства книги и книжного дизайна, в первую очередь, В. А. Фаворского, А. А. Сидорова, В.Н. Ляхова (его методу художественного конструирования уделено особое внимание), в отношении целостности книги, в аспекте проблем книжного синтеза, а также труды Ю.М. Лотмана по семиотике.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы книжного дизайна и тенденции формирования дизайн-концепций в постсоветский период конца XX - начала XXI вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автор как дизайнер-практик ставил задачей исследование и анализ проблем современного отечественного книжного дизайна, обозначив временной промежуток как постсоветский период конца XX— начала XXI вв. По мере углубления в материал, были определены три блока проблем:

1. проблемы книжного дизайна;

2. дизайн-концепция книгоиздательской деятельности;

3. подготовка кадров для издательского дела.

Появилась необходимость пересмотреть традиционную историческую трактовку эволюции книги как предмета материальной культуры. В результате анализа феномена книги как основного носителя информации, и в тоже время автономного резервного хранилища знаний в бурном развитии коммуникативной среды, выявлены и изложены фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна, определены основные направления и пути книжного дизайна, обозначены их соотношения. К числу фундаментальных проблем, которые необходимо учитывать относятся создание форм передачи и хранения информации, разработка графики языкового кодирования и графики неязыкового кодирования информации. В этой связи прикладные задачи книжного дизайна решаются с учетом эстетики графических форм, а также с учетом предметной формы книги, способов ее создания и тиражирования, общественной и потребительской значимости книги. Книжный дизайн основан на поиске нового в области хранения информации, создании и сохранении традиций, что определило два основных направления книжного дизайна: радикальное и традиционное, в свою очередь делящихся соответственно на кодотворческий и формотворческий, конструктивный и декоративный пути. Таким образом, было сформировано новое отношение к книжному дизайну. Что в свою очередь позволило рассматривать книжный дизайн как непрекращающуюся творческую деятельность человека в области передачи и хранения информации, утверждения определенных духовных и эстетических тенденций, а также как элемент социальных и экономических отношений. Новое отношение к книжному дизайну можно передать в виде принципиальной схемы движения содержания сообщения от источника к потребителю, посредством книги, развернув схему связей фундаментальных проблем и прикладных задач книжного дизайна в процессе движения содержания сообщения от источника к потребителю используя для этого схему движения мысли от источника к потребителю Ю.М. Лотмана и принципиальную схему художественного конструирования В.Н. Ляхова в контексте формирования дизайн-концепции. Суть движения содержания сообщения от источника к потребителю посредством книги в том, что при возникновении необходимости передать сообщение, встают вопросы, как и в какой форме? Возникают фундаментальные проблемы кодирования информации и предметной формы для ее передачи. Создаются кодирующий и декодирующие механизмы языка, графика записи информации, способы нанесения на предметную форму. При помощи кодирующего механизма языка создается текстовое сообщение. Далее решаются прикладные задачи формообразования с учетом характерных особенностей потребителя (социальный, национальный, профессиональный и другие факторы). Дизайн-концепция позволяет преобразовать текстовое сообщение в книгу, доступную и удобную для потребителя. Книга расшифровывается потребителем при помощи декодирующего механизма языка, так содержание сообщения доходит до потребителя. (Рис. 60)

Мысль (содержание сообщения)

Фундаментальные проблемы

Радикальное направление

Ко дотворческ и й путь

Кодирующий механизм языка

Текстовое сообщение

Прикладные задачи

Традиционное направление

Кон структивный путь Декоративный путь

Дизайн-концепция к н иго издательско »деятельности потребит, требования

4 14

Радикальное направление

Ф ормотво рческ и путь

Книга

Декодирую щи й механизм языка

Мысль (содержание сообщения)

Рисунок 60.

Принципиальная схема движения содержания сообщения от источника к потребителю посредством книги

По результатам изучения деятельности ряда издательств было определено понятие дизайн-концепции как организационно-эстетической составляющей книгоиздания. Анализ процесса, при котором текстовое сообщение, организованное в материальную форму книги посредством той или иной дизайн-концепции становится предметом рыночной конкуренции, позволил выявить три основные эстетические тенденции формирования дизайн-концепций:

Социокультурная тенденция. Дизайн-концепция может быть создана для удовлетворения эстетических вкусов определенной социальной группы, что позволяет иметь постоянную клиентуру и соответственно прибыль.

Авторская тенденция. Реализация личной или коллективной творческой инициативы службы дизайна издательства. Первичным в дизайн-концепции становится принципиально отличающийся от существующих в данное время эстетический принцип, положенный в основу предпроектных исследований.

Авторитарная тенденция. Удовлетворение эстетических вкусов руководителя издательства. При этом выявлены объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс и результат преобразования текстового сообщения в книгу-предмет. Объективным фактором является внутренняя логика процесса формообразования, подчиненная дизайн-концепции. Субъективным фактором является вмешательство извне инородного элемента во внутреннюю логическую цепочку процесса формообразования.

В зависимости от тенденций, дизайн-концепции формировались как в русле конструктивного пути, так и в русле декоративного пути традиционного направления.

Анализ книжного дизайна постсоветского периода конца ХХ-начала XXI вв. показал, что в основном он формировался в конкурентной борьбе с учетом требований рынка. В ходе изучения дизайн-концепций различных издательств были выявлены новые виды в издательской деятельности, такие как предварительная продажа рекламных полос в тематическом издании, что является использованием книги как инструмента PR (Public Relation), и дизайн-консалтинг как инструмент формирования дизайн-концепции книгоиздательской деятельности в целом и реализации отдельных издательских проектов.

Дизайн-консалтинг — относительно новое для России явление, активно применявшееся в рекламе, архитектуре, ландшафтном дизайне, веб-дизайне и т.п. В издательском деле дизайн-консалтинг как вид профессиональой деятельности не сформировался в систему и имел эпизодический характер. Чаще это были не только консультации, но и разработка структуры, типовых схем и элементов дизайна. Возможно, что со временем дизайн-консалтинг в книгоиздании получит более широкое распространение. Это касается консультаций по созданию дизайн-концепции издательства, как вновь организованного, так и расширяющего свою деятельность или обновляющего дизайн своей продукции, а так же рекомендации по формированию дизайн-концепции производственной фирме, решившей заняться издательской деятельность. Работа дизайнера в качестве консультанта как самостоятельная профессиональная деятельность ориентирована на взаимодействие с маркетинговой службой издательства, выступающего в роли заказчика, не только в вопросе удовлетворения эстетических запросов потребителей, но и в решении задач формирования и воспитания эстетического вкуса читателей, повышения художественного уровня изданий.

На основании исследования работы издательских структур, а также изучения программ подготовки кадров для издательского дела обозначены проблемы подготовки кадров для книгоиздательского дела и предложено внедрить принцип моделирования издательских процессов в ходе обучения студентов и повышения квалификации специалистов.

Исследование показало необходимость интеграции книговедения и дизайна в разработке методик преподавания соответствующих дисциплин, а также в издательской практике.

Результаты диссертационной работы имеют научное, практическое и методическое значение для специалистов издательского дела, искусствоведов, дизайнеров, художников-иллюстраторов, преподавателей.

 

Список научной литературыКорытов, Олег Витальевич, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Адамов Е.Б. Ритмическая структура книги. — М., 1974.

2. Адамов Е.Б. Художественный образ книги. — М., 1993.

3. Адамов Е., Белъчиков И., Быкова В., Художественное конструирование и оформление книги. — М., 1971.

4. Александрова A.A. Бук-дизайн: итоги последнего десятилетия // Книжное дело в России: Проблемы. Анализ. Прогноз. — 1992.—№1.

5. Александрова A.A. Книжный дизайн в современных условиях // Полиграфия. — 1993. — № 4.

6. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в.1. М., 1987.

7. Беловицкая A.A. Общее книговедение. — М., 1987.

8. Барсук А.И. К вопросу о методах книговедческих дисциплин. // Книга: Исследования и материалы. — 1974. Сб. 29.

9. Бауэр Фридрих. Книга как создание печатника. — М., Л., 1926.

10. Варбанец H.B. Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. — М., 1980.

11. Вильберг Г.П. Азбука книжного дизайна. — СПб., 2003.

12. Водчис С.С. Эстетика книжных пропорций. — М., 1997.

13. Водчис С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций. —М., 2005.

14. Галичский И. Эсперанто-русский тематический словарь — М., 1991.

15. ГерчукЮ.Я. Эпоха политипажей. — М., 1982.

16. Герчук Ю.Я. Художественная структура книги. — М., 1984.

17. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. — М., 2000.

18. ГессенЛ. Оформление книги. — JL, 1928.

19. Гиленсон П.Г. Справочник художественного и технического редакторов. — М., 1988.

20. Гиппхан Г. Энциклопедия по печатным средствам информации. — М.,2004.

21. Глазычев В. О дизайне. — М., 1970.

22. Гончаров А.Д. Художник и книга.— М., 1964.

23. Гончарова H.A. Композиция. Гармония формы. Форматы. — М., 1992.

24. Горелов КН., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак. — М., 1991.

25. Гречихин A.A. Современные проблемы типологии книги. — Воронеж, 1989.

26. Гропиус В. Границы архитектуры. — М., 1971.

27. Гусман Г. О книге. — М., 1992.

28. Данилова И. От Средних веков к Возрождению. — М., 1975.

29. Даниляк В.И., Мунипов В.М., Федоров М.В. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. — М., 1990.

30. Декоративное искусство. № 3. М., — 2000.

31. Дизайн в высшей школе. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. — М., 1994.

32. Дизайн и бизнес: Как создать конкурентоспособный товар / ВНИИТЭ. — М., 1997.

33. Дизайн на Западе. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. — М., 1994.

34. Добиан-Рождественская O.A. Из жизни мастерских письма. — Л., 1925.

35. Добкин С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору. — М., 1985.

36. Должностные инструкции для издательских и полиграфических организаций. — М., 2001.

37. Зуев Б. Роль дизайна в книгоиздании. // КомпьюАрт. — 2001. —№2.

38. Ельников М.П. Феномен книги. // Книга: Исследования иматериалы. 1995. — Сб. 71.

39. Как издать книгу: Советы. Нормативы. Справки. Адреса / Общ. ред. Мильчин А.Э. — М., 1994.

40. Кантор K.M. Двойная спираль истории: Историософия проектизма. — М., 2002.

41. Кантор K.M. Тысячеглазый Аргус. — М., 1990.

42. Кацпржак Е.И. История письменности и книги. — М., 1955.

43. Книга и мировая цивилизация.— М., 2004. Т.1.

44. Книга как художественный предмет. Часть первая. — М., 1988.

45. Книга как художественный предмет. Часть вторая. — М., 1990.

46. Книга. Энциклопедия. — М., 1999.

47. Книгопечатание как искусство. —М., 1987.

48. Книга в культуре возрождения. — М., 2002.

49. Комаров Е.И., Маковеев Н.П. Эффекшвное издательство. Менеджмент и маркетинг в издательской деятельности.—М., 2000.

50. Композиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий.—М., 2000.

51. Корытов О.В. Типографика идентификации и учета. Штрих-код. — М., 2001.

52. Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс.— М., 1997.

53. Кофтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. — М.,1989.

54. Кравченко В.Ф. Концепция современной книги. Система. Структура. Модель. // Книга: Исследования и материалы. — 1985. —Сб. 50.

55. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. — М., 2000.

56. Кудрявцев А.И. Шрифт. История, теория, практика. — М., 2003.

57. Кузнецов Э. Д. Художник и книга. — Л., 1964.

58. Куфаев М.Н. Книга в процессе общения. — М., 1927.

59. Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. — М., 2000.

60. Лазурский В.В. Путь к книге. — М., 1985.

61. Лебедев В.А. Изменение предметного облика книги в условиях компьютеризации книгоиздания. // Университетская книга. — 1999. —№5.

62. Ю.Левин С. Непопулярное и отталкивающее // НОМИ: Новый мир искусства. — 2000. № 6.1\.ЛеКорбюзье. Модулор. — М., 1976.

63. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М.,1985.

64. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М.,1994.

65. Либрович С. Ф. История книги. — СПб., М., 1913.

66. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. — М., 1996.

67. Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб., 1998.

68. Люблинский В.С. На заре книгопечатания. — Л., 1959.

69. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. — М., 1971.

70. Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги. — М., 1975.

71. Ляхов В.Н. Искусство книги. — М., 1978.

72. Макаров А.В. Делатели печатного слова. — М., 1992.

73. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. — М., 2003.

74. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа // ВНИИТЭ; В.Ф. Сидоренко и др.— М., 1987.

75. Мильчин А.Э. Культура книги: Что делает книгу удобной для читателя. — М., 1992.

76. Мильчин А.Э. Культура издания. Как надо и как не надо делать книги. — М., 2002.

77. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. — М., 1966.

78. Муратов М. В. Книжное дело в России в XIX и XX веках. — Л., М., 1931.

79. Нельсон Д. Проблемы дизайна. — М., 1971.

80. Немировский Е.Л. Возникновение славянского книгопечатания.1. М., 2003.

81. Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. — М., 2000.

82. Обложка ленинградских художников в 1927 году. — Л., 1928.

83. Обри Бердслей. — М., 1992.

84. Общество и книга: от Гутенберга до интернета. — М., 2000.

85. Основы оформления советской книги. Под ред. А.А. Сидорова1. М., 1956.

86. От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. — М., 2000.

87. Пауэлл Т.А. Полное руководство по HTML. — Минск. 2001.

88. Пахомов В.В. Книжное искусство. Замысел оформления. — М., 1961—1962.

89. Пименов П.А. Моделирование структуры иконических знаков в проектных языках. — М., 2000.

90. Пименов П.А. От Палеописьменности к рекламе. Опыты моделирования единого визуального языка — рукопись.

91. Пименов П.А. Семиология — дизайн: теория и практика. — М., 2000.

92. Почещов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 г.1. М., 1998.

93. Программа по дисциплине композиция изданий для высших учебных заведений. Специальность 051900 — «Графика». М., 1995.

94. Проблемы международного вспомогательного языка — М., 1991.

95. Проблемы рукописной и печатной книги. — М., 1976.

96. Пузанов В.И. Дизайн и конкуренция // США.— Экономика, политика, идеология.— 1998.— № 7, 12.

97. Райков Г.П. Дизайн книги. — М., 1988.

98. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. — М., 1975.

99. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи.1. М., 1980.

100. Рубакин H.A. Психология читателя и книги. — M.,JI., 1929.

101. Рубакин H.A. Что такое библиологическая психология. — Л., 1924.

102. Рудер Э. Типографика. — М., 1982.

103. Рукопись — художественный редактор — книга / Сост. Е.Б. Адамов. — М., 1985.

104. Рывчин В.И. О художественном конструировании учебников. — М., 1980.

105. Селиверстова Н. Книга в социокультурном взаимодействии России со странами ближнего зарубежья. — М., 2001.

106. Сидоров A.A. И.Ф. Рерберг. — М., 1947.

107. Сидоров A.A. Пятьсот лет после Гутенберга. — М., 1969.

108. Современный дизайн и наследие ВХУТЕМАСа / Редкол.: С.О. Хан-Магомедов и др. / ВНИИТЭ.— М., 1982.

109. Сокольников М.П. М.В. Маторин. — М., 1948.

110. Сокольников М.П. Г.И. Фишер. — М., 1950.

111. Средства дизайн-программирования: Методические материалы/ ВНИИТЭ.— М., 1987.

112. Стандарты по издательскому делу. — М, 1992.

113. Теоретические концепции и творческие школы в дизайне / Редкол.: С.О. Хан-Магомедов и дрУВНИИТЭ. — М., 1981.

114. Товарный знак в Европе и России. — СПб., 2002.

115. Тынянов Ю.Н. Иллюстрации. — М., 2002.

116. Уильяме Р. Недизайнерская книга о дизайне. — СПб., 2002.

117. Успенский Б.А. Семиотика искусства. — М., 1995.

118. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. — М., 1988.

119. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. — М., 1986.

120. Феличи Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. — СПб, 2004.

121. Флоренский П.А. Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. — М., 1996.

122. Флоренский П.А. Сочинения. — М., 1996. Т. 2.

123. Харджиев Н.И. Эль Лисицкий — конструктор книги // Искусство книги. — 1962. — Вып. 3.

124. Хелберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. — М., 1984.

125. Человек читающий. — М., 1990.

126. Червинксий М. Зверский Т. Система книги. Семиотика книги. — М., 1981.

127. Чихолъд Я. Значение традиций в типографском искусстве. // Искусство книги. — 1970. — Вып. 6.

128. Швецова-Водка Г.Н. Функциональная сущность и свойства книги. // Книга: Исследования и материалы. — 1995. — Сб. 71.

129. Шулъц Д. Эстетические критерии типизации изданий. — М., 1982.

130. Щелкунов М.К История. Техника. Искусство книгопечатания. — М., 1926.

131. Щелкунов Д.Н. Проектная концепция в дизайне систем // Труды ВНИИТЭ/ Техн. эстетика. — 1979.— Вып.22 — С.55—75.

132. Эко У. Отсутствующая структура. — М.; Л., 1998.

133. Энциклопедический словарь Ф. Павленкова. — СПб., 1913.

134. Энциклопедия книжного дела. — М., 1998.

135. Эстетская революция. // Деловая хроника — М., 2002. — №9.

136. Юрьев Ф.И. Цвет в искусстве книги. — Киев. 1987.

137. Barker M. Book design & production for small publisher. — San Francisco, 1990.

138. Blyden V. Book Design and Manufacture. — Pittsburgh, 1987.

139. Bove T., Rhodes Ch., Thomas W. The art of Desctop Publishing. — New York, 1986.149. Emigre. — 2000. №51.

140. Hurlburt A. Publication of Design. — New York. 1976.

141. Karson D. The End of Print. 1995.

142. Lee M. Bookmaking. — New York, 1979.

143. Poinor R. The Graphic Edge.

144. Williamson H. Methods of Book Design. — New Haven, 1983.

145. Willson A. The Design of Books. — Layton, 1974.