автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблемы обоснования преодолимости социального отчуждения в философии

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Камынин, Александр Витальевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Проблемы обоснования преодолимости социального отчуждения в философии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы обоснования преодолимости социального отчуждения в философии"

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Каминин Александр Витальевич

ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ ПЖЩШмОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ В фИЛиСОФИИ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРКФИРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Уфа - 19У2

Работа .выполнена в Башкирской государственном университета

.Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Садыкол <Ьагии Бенияиинович

Официальные аплоне,нты;

Доктор философских- неук, профессор Злотников Рафаэле Абрамович 2. Кандидат философских наук, старший преподаватель -Лидиатсв Надир Бариевич

Ведущая организация - Уфимский ордена Ленина авиационник институт имени С.Ордаоникидаа

8арта постится 992 г. в ^ часов

на заседании специализированного совета К 064.13.02 па присуждению ученой степени кандидата наук в Башкирском государственной университета по адресу; А5907<*, Уфа,'ул. Фрунзе, д. 32. ауд. 01.

С диссертацией исшо ознакомиться в библиотеке Б17 по .адресу: 450074, Уфа, ул. Фрунзе, д. 32.

Автореферат разослан г.

Ученый секретарь специализированного совета

' I. общая харак'шшш работы ;

В человеческом обществе происходят ^таинственные на первый I ввглпд явления, когда вполне сознательные дойотвия как отдепь- ! аых лиц, так и целых маоо людей, направленные на достижение 1 определенных целей, оборачиваются овозй противоположи омыв» ! выходя из-под их контроля, превращаясь во враждебную й подавляющею силу, стоящую над человеком* йрооая народы в лучйну. | бедствий и страданий, опустошая их духовный мир, сея достояние | тревоги, безыоходнооти, апатии, ощущение ничтожности их ообот- | венного бытия, отвия под угрозу существование всего, что было создано на протяжении тысячелетий кропотливой деятельности и даже их собственное существование, Если первоначальные ожидания з оправдывались, то порабощение индивидов результатами ооциаль- • ') <ой практики выступало я виде неумолимо наступающего процесса, I

Ум яивотнообрээные (инстинктивные] формы труда неандер- 1

гальцев заставляли дичь покидать места обитания, обрекая обе- I-

)ьяноподобных предков человека на длительное голодание, пенни- !

Зализы или смерть. Разбросанные вблизи стоянок гкищие отходы (

¡риводили к эпидемиям, к вымиранию отдельных групп, к преоблй- :

1аиию женской смертности над мужакой и, соответственно, к оот- | )ыи демографическим ситуациям, даже кариес зубов явился олед-

;твиеы приручения огня и употребления вареной пищи. Римские |

[егионеры, покоряя новые и новые народы, обращая в рабов 1ыся- . 1

ш плененных, в упоении доблестных битв и прославляющих их ве-. ;

'.еяии не предполагали, что, а конечном счете, способствуют дв- ( -радении и распаду своей империи,

Историческое движение общества сопровождалось утратой • |

ласти над плодами собственных усилий и во многой было подобно !

.ейсгвиям человека, который л темноте то и дело падает в им «а |

амии вырытые ямы, "Травмы", полученные во время подобного |

вижения,не были роковыми лишь потому, что «ода самого челове- |

ества была незначительной и возводимые препятствия но столь ',

пасни. Но неконтролируемые обществом внутренние процессы и !

вленип нарастали подобно смежной лавине по мере социализации |

оттеснения природных границ, захватывая все новые сферы об- I

ествеэтого бытия и сознания. "Машины,- писал /Ларис,- обладав- |

ие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человечес- \

шй труд", принесли "людям... изнурение" и моральную деграда- I

1ша. "лааегся, что ло мере того, как человечество подчиняет ■ |

1рироду, человек становится рабом других людей либо же рабом |

)воеа собственно;) подлости, двда чистый сзет'науки нз может, I

по-видимому, сиять иначе, чем только на мрачном фоне невемесТ-за. Всв наши открытия и весь наш прогресс приводят и тойу, Чм материальные силы наделяется интеллектуальной жизнью,-а' человеческая жизнь, лиценная свози интеллектуальной сторонй,: «изводится до степени простои иагериальнои силы"1.

Несмотря.на все'усилия по устранению этого явления;- оно как кошмарный сон продолжает преследовать человечество и в XX века, Проникнув в тайны микромире, люди превратились в заложников ядерного оружия. Освоив химию и построив гигантские про- • иьшлекные предприятия, они обрекли себя на возможность экологической катастрофы. А думало ли поколение, шедшее на штурм Зимнего дворца, что революция приведет нашу страну к невиданному порабощению личности, к массовым репрессиям и другим негативным последствиям? Направлеиная на лшшдвдв ООЩШЬНОЮ порабощения Октябрьшгая реэолщия Пбредме его крзянюю форму -тоталитаризм, тачатал^пп нам* эйщёкгтве, что и&чавмаяоя £ 1^85 геду первеврэ;1йа, оши 85 адтшиаирашгки* меиоям руно-водогиз, ггрв^озглашение шанеиги и равширенив демократии при-зад® к развар йнанемтш, нацивнаяьн&му противостоянии, аохо-д'пвдму Д8 вйерукешш кавфпшм, росту преступности» обнищанию нвевУ й йй одна нокзление не о^цевмоаам вне ярявре-щеннях ¥ евой 11р&2Ив0НолО;,сНЭсТь ц>0рц ДёМойЬНЭеТй.

да&зофия в своем развитии сипла таикс^йттеоть о атом . феномена и еыэма СбьШШМ» его без пойоцй Кай ыистичеакой "ивлидиибй рука- и&тэрии", гак й божественной волй» ивходя только из зеиных сюц(шв1Ш! подобна оушло разнонаправленных физй- , чески* сил, не оошншидей ни с Одйон из них полностью» совокупная деятельная сила (МДОвгёдбэ ириобрёТаь?, аолело^нй своей противоречивости, характер нади11длй.1ДуальН0и социальной силы.

Этот вид диалектического^ н'еааяшмою от чьй'Л-лиИэ .ноли зловещего отрицания оубъекгеаних «ойивлоо К ДеЬсгДйЙ н Противопоставления ни на определенной атдц§ рааавтий стал о ХУ11! века объектом пристального изучения в Где он Полу-

чил наэванк1е отчуждения.

1 лерке К. Речь ни в-;ия»'.е чартистской "Народной газете» И апреля года.// .¡ирч^ Энгельс С. осч. 2-г; из д. Т. 153« С. 4.

Отчуждение, крсша процесса действия и результата превращения человеческие оуциостнш сил а сауосиэвтельнуй силу, деП-сшующуо вопреки ожиданиям, ничего Озлее це означает.

¡¿етаиорфозн, ирилодяции к огч^ддты, йвли«яоя рьэульгаюа рэосоглаооламя иеаду суОвектваииа предваАЗНВсм лwu.au их дод-гельности, ограничении как 20 времени, так и в пространства, и объективными заноноиерносташ разлития, диалектически сменяющими друг друга л своих конкретких пронвлэнинх. С другой стороны, они следствие несоответствия личных 11 общественных интересов, противостояния индивидов и социальных групп, обусловленного как раэличияии психологического уровни, гак и общественниц разделение« труда.

Актуальность темы. Процесс развития общества ссуществллбт-ся тем успешнее, чем глуОаа н адекватнее оно осознает себя. От-сутстзие адекватного общественному Оытию общественного сознания какдьй р*вз приводило к социальный катаклизмам. 'А современной состояние мирового сообщества характеризуется попыткой порзхода от стихийности исторического процесса к сознательному его прогнозированию, планированию, регулировании, к подчинении оОщь-ст^ венного бытия обиественноыу сознании.

История СССР явилась лишь неудачниц онитем на этой пути» Стремление к планомерному поступательному развитию осуществлялось волюнтаристскими методами. илодн игнорирования и методологически ошибочного подхода к проблеме отчуждения зримо предстали перед нашей страно:-; а годы перестройки и посла п,ушцеи трансформации оЗдее^аа.

В то же зремя оаределешшс успехи в атои иапраалеиии до» •. стнгнуты "западом". Опираясь на исследование ыеханиома отчуждении, 2 наиболее развитых странах значительно, по сравнению с XIX - первой половиной XX веков, удалось снизить остроту его негативного .воздействия, осоЗеино в экономической сфера. Так называемое "экономическое чудо" в послевоенных ФРГ и Японии, экономический взлет в ряда стран "третьего иира" л 70 - 80-е годы были осуществлены строго а соответствии с научно разработанными программами.

Возросшая техническая иоа(Ь человечества, качественные сдвиги в мире и особенно а нашей стране у условиях бескокт-

рольного развития производительных аил и общественных отношений чреваты новыми негативниш псследатвияш, облекающим aro на катастрофу, ittq настоятельно требует научиться видеть диалектику принимаемых решений.

История на стоит на места. Новые, реалии видоиэианают форш отчуждения, меняют иеханизи его функционирования, Новый исторический материал и данные наук да^т основания для более глубокого и несколько иногз осиысления атого явлении» Отчуждения, будучи "одчич из главных моментов в развитии человеческого общества", оущаственныч противоречием общественной жизни выражавшим закономерную тенденции перевода любой социальной деятельности в свою противоположность, должно постоянно находится в фокуса общественного сознания.'

Решение дроблены отчуждения во многой сводится л стремлении избежать негативный аосладатвия социальной деятельности. Но на ыэнее вазсньщ аспект, решаемый при. поыощи этой идеи - иакои-иалькое обретение человеком самого себя, своей родовой сущности, приобщение к подлинно человеческой природе и освоение tосуществление) гуманных обществеяних отношений, без которых на определенном этапе истории становится немыслимо дальнейшее прогрессивное развитие цивилизации,

Актуальность темы 'исследования тесно связана с решением фундаментальных а'опроооа о возможности научного предвидения результатов человеческой деятельности, о возможности преодоления или ограничения а социальной практике негативно противостоящих обществу и индивидаы моментов.

Познание механизма действия отчуждения, его источников и методов преодоления ^ограничении) является исходным пунктом при решении социальных задач.

Степень разработанности проблемы. В советской философа кой науке проблема отчуждения долгое время не разрабатывалась совсем, несмотря на тй, что во многих произведениях Маркса и Энгельса она занимает видное место, Только в 60-е годи, после опубликования "Экономаческо-философских рукописей 1844 года" ■ Маркса на русской ясыке появились публикации по этой гене. Од-

* Маркс ¡i., Знгвльс Ф, Немецкая идеология. Таи же. Т.З.- С,32.

нако большинство исследователей считало, что теоретическая сторона проблемы полностью решена Марксом, а практическая - социалистической революцией. Еоли отчуждение в условиях социализма и признавалось, то пак остаточное явление, проявляющееся на.субъективном уровне (отношение к труду). Редко Можно было вб.трэтйть высказывания о том, что отчуждение имеет под собой некоторые Основания в социалистических производственных отношениях,.в недостаточном развитии производительных сил; что в период обострения противоречий между производительными силами и производственными отношениями регенерация отчуждения неизбежна1, Но исследований действительных противоречий в обществе, способствующих нараотанию отчуждения, фактически не проводилось^,

Новый взрывной интерес к проблеме отчуждения был вызван • процессом демократизации обществе. Категория отчуждения оказалась очень удобно» для критики командно-административной сйсте- '' мы. Сквозь призму отчуждения рассматриваются различные социальные срезы. Делаются попытки критического переосмысления марксо-вой концепции^. Даются рецепты про одоления отчуждения в ходе перестройки. Важным моментом для исследования проблема отчуждения стала публикация работ зарубежных и российских авторовранее недоступных для широкого круга философов, Некоторые исследователи выдвигают оригинальные положения относительно возможности преодоления отчуждения, но, к сожалению, на дают Глубокого обоснования этих полояений^.

См.: Воронцов Б.Н, Ззолюция взглядов К.Мвркса по проблеме от- ■ чунцеиия,// Философские науки, 1974, и» П. - С. 12, 15-161 Шин-карук й.И. Марксистский гуианиам и проблема омысла человеческого бытия.// ¿опросы философии, 1969, иг б. - С. 59-6?,

2 Большой интерес представляет монография Сэдыкова Ф.Б. "единство народа и противоречия социализма,", Ставрополь, 1968, Автор критически подошел к существовавшим в то время реалиям. Хотя отчуждение в этой работе не выступает в качестве предмета исследования и ему непосредственно уделяется мало внимания, затронутые автором проблемы легко могут быть .переведены а плоскость интересующей нао темы.

Наиболее оригинальное и комплексное исследование, на наш ззгляд, дано в кн.: Платонов С. После коммунизма. - Мл Молодая гвардия, 1939.

4 См., например, работы Кального Й.Й.

В то же время позитивная попытка критичеокп взглянуть на проблему, отчуждения с учетом нового иаторичеокого материала 'йравела не проото к плюрализму мнений, а к утрате методологий исследования проблемы. К отчуждению отали сводить любое раз-делание, отделение, изъятие, О философским понятием перемешивается юридическое, Иногда отчуждение отождествляется с объективированием, опредмечиванием и чаото ограничивается субъективной стороной1. Серьезные научные исследования затерялись в масое популистско-коныовктурных публикаций* В теоретичес--ком сознания новые идеи причудливым образом переплелись со старыми представлениям!, порождай мифы.

Комплексного исследования самой проблемы отчуждения, основанного на осмысления (а не фиксации) новых форы отчуждения в совокупности с анализом данных других наук и охватшаадего это явление-во всей полноте, до сих пор не предпринято, Остается огромное поле деятельности для исследований. В последнее .время, когда мода к проблеме.отчуждения прошла, стал возиояев и более взвешзнный анализ.

Объектом исследования в диосертации выступает совокупная деятельность лвдей, включенная такие моменты' своего многообразия, как материальное производство, наука, физический и духовный труд, социзльио-преобразущая практика и условия ее превращения'« независимую от общества силу, негативно противостоят адм еиу. '

предмет исследования. Как обьект философских размышлений отчукдение долвшо рассматриваться, по крайней «ере, с трех сторон:

1) необходимо показать действительность этого яваевия и его ыасотаб;

2) вскрыть сущность й причины данного (¡еномеяз;

5) рассмотреть зго явление е развитии, то есть исторически.

Последний иовенг распадается, а своо очзредь, на ряд под-' проблей: • '

а) прксуде ля отчуждение ой'даству взначальяо вли оно возникает нз определенной ступени рээвзагия;

6) кчкозэ сгевзнь огдаденся » какие у ори и оно принимает па кз.,из-' ¡лапе челэзечссазй изторяк;

в} 2оггго/.но ли преодолеть .;•).:но« яегаииное явление а если да,

?

ю каким обрезай, или оно будет вечный спутником человечества.

Вое эти моменты теоно взаимосвязаны, но различаются по степени слоднооти и возможности ращения. Чтобы доказать реальность отчуждения, достаточно'обратиться к фактам истории, к последствиям чвловвчеокоП деятельности и сопоставить их с первоначальными ояиданиями, ради которых эта деятельность била организована. И эта задача решена предшесгвуедеи философией. В ■ то псе время поязлнйтоя' новие факты, дающие ьозмокнасть шире раскрыть оодзршгае этого издания, дать насколько иные его определения. В раьшх данной диссертации нет возможности и необходимости подробно останавливаться на рассмотрении этого феномена в каадув конкретную эпоху, хотя "попытка его.преодоления или ослабления форкы проявления предполагает исследование последовательности наслоений отчужденных форм, Но и эта задача во многом выполнена предшествующи теоретической деятельностью и получила широкое признание и конкретизацию в различных философских направлениях, В актуально данной системе нрострая-отвенно-вреыенных координат наибольшее значение .приобретает вопрос о форизх проявления отчуждения л возлюнносги их преодоления в современных уоловнях, а тон числе в условиях нам;; страны. Сам кризис, разразившийся в башем СССР, связан с тотальным отчуждением и выход из него предполагает решение и . этой проблемы. Обоснование лреодолиыости отчуждения - саман сложная задача, вокруг которой вот уме Солее двухсот лет идут философские битвы.

Таким образом, предметом исследования выогупаот гистологические и онтологические условия формирования и методы снятии отчуждения. Зха задача должна быть рэааама в философии как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. йыпирическиЯ уровень исследования в диссертации представлен социально-преобразующей деятельность» ыаос (я частности такой ого формой, как социальная революция) а материально-производственной практикой (труд рабочего на современных промышленных предприятиях).

Целью исследования является анализ накопившегося материала, связанного с проблемой отчуждения в социальной философии, социологии, социальной психологии, гносеологии, лингвистике, исторических науках и на зтой основе выявление возможностей, условий и катодов исключения ил;; ограничения негативных послед-

отаий социальной дедаедаоаи в процесса исторического разВИ-

ТНЯ«

Ч)1еуодологичвр^ яорозр?} реяедоарняя .йцотудаат ыауериа-лиотичасная диеквктад,.

ЦирчииротдачедедА бЩЦ> Исходны пунктом для научения яробземч отчуждения поолувило марксоаое понимание этого явления, данное в «ЗшаиичвоксН&рдооафсиих рукописях Ш4 года" И а "Ненецкой идеологии". Тщательна изучались другие произведения этого уысдаеяя, Для анализа проблеш широко привлека--лись работы Гегеля, Фромма, Каую, Ницше, Лукача, многих других отечеотяенних и зврубекных {¡соледозеталей. Использовались данные выишнаэвенда нау^. При рзботе над диссертацией иополь-аолано ваша .ярехоог монографий, статей, диссертаций, авторефератов, выступлений и докладов, одеданных на научных конференциях, '

йшш мщдо... ейшшйшиз»

1, В контекст проблемы втчуаданця вводятся иррациональные цо-ыанты ооцавдьного Сытин и познания и выделяются неустранимые онкологические и гкооеологичаониа источники отчуждения.

2,- На основе синтеза ирравдряадиогичеокизс и клаосичешси-рацио-налистИчеояих социадьно-фидаосфских концепций огчукдепия формулируются новые- принципы подхода к данной проблеме, заключаю-щиеоя в признание невозможности тотальной рационализации об- ' Явственной казни, неустранимых источников отчумдения.

3,-Отчуждение разводится на два уровня - абстрактный, заключающая в себе все многообразие его форы в социальном пространстве и времени, и коадвтно-аетаричбекйй и обосновывается непреодолимость отчуждения в его всеобщей форме, что не противоречит возкозиосяй снятия любых актуализированных сознанием форм отчуждения, избегая их деструктивной фазы.

Всякая социальная революция предстает не только как результат, но И как форма, и как причина отчуждения. Обосновывается положение о той, что решению проблемы отчуждения в современных условиях должно зажать в плоскости социальных реформ, опирающихся на научное прогнозирование, планирование, регулирование социальных процессов. Как слепая форма общественного саморазвития революция ысгет и должна Сыть преодолена.

Практическая значимость работа; Будучи теоретическим не-'

следованием в области социальной философии, диссертация выполняет, прежде всего, шровоззранчесиую функцию, формирует очищенный цт элементов утопизма, лрздполагаших возможность окончательного решения пройдены отчуждения, подход. 4 та же время а диссертации рассматриваются направления снятия основных наличие данных форм отчуждения практической деятельности - социальной революции ¡5 труда индустриального рабочего, которые могут быть использованы в качестве методологической основы при решении социальных проблем. Диссертация монет быть использована и при разработке некоторых тек по курсу "социальная философия" и'для спецкурса, связанного а этой ыасштаоной проблемой.

¿ДШЙШО.?5ЭШ,ис'ноаЧЦе полояения диссертации излагав лись на научных конференциях и в публикациях.

^труруря додеерщиц. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЙ РАБ0Т11 ' '

Цр введении раскрывается деаствптелъность отчуждения и его оаневное содержание, выделяются основные проблемы, указываются причины данного явления, обосновывается актуальность теыи исследования, отмечается научная новизна а практическая значимость диссертации, указывается объект и предмет исследования.

В репаоЦ главе - "Основные подходи к решению проблемы отчуждения в истории философии" - рассматривается формирование ц развитие идеи отчуждения с Д'и века до наших дней и дается краткая характеристика различных концепций.

философское осмысление фе»?иеиа' отчуждения восходит к .теоретикам "общественного договора" ^Гсббс, Руссо, Гельвеций), ини еще не выделяли отчуждение в качестве предмета самостоятельного исследования, не видели всей глубины его действия, а лишь использовали это понятие для критики феодального государства. Отчуждение, в их.поникании, - узурпация воли граждан, использование феодальной верхушкой прав, которыми их наделила в результате всеобщего соглашения, а своекорыстных интересах. Поэтому»чтобы уничтожить отчуждение достаточно, - считали они, - свергнуть деспотическую власть иояарха и вельыод. Утопичность этого оптимизма продемонстрирована историей,

¿пер 1в последовательную) и целостнуа концепций отчулдеиич

дал Гегель» Наоцедаш «кладои Гегеля является общий подход к этой идее, который рассматривает отчуждение как объективное, необходимое, многоплановое и развивающееся каление. Отчуждение у этого представителя немецкой чдвсоической философии предстает и как результат, и как процесс реалертдоьния противоречия, йелики« диалектик выдвигает идею приобщения к миру, его освоения ц присвоения. Однако Гегель отходит от исследования действительного отчуждения и удаляется в мир абстрактных построений и мистификации социальной стороны явления, а само понятие отождествляет о опредмечиванием. Отчукдение у него предстает Jean результат рефлексии, а рефлексия как ыстод преодоления отчуждения, Гогель, будучи рационалистом, занимает оптимистическую пйаицию в йапроое преодоления отчуждения, что делает era концепцию весьма противоречивой,

Црорьш к пониманию двЦствительн'ого отчуждения осуществлен Маркоои, Он, как и иотариалиоти ХУИ века, использует категорию "отчуждение" для критики современного ему общества и выявления путан его преобразования на началах справедливости. Отчуждение для Паркое - неконтролируемые человечеством процессы и результаты его собственной деятельности, которые обрели власть над ним И противостоят как чуждая, разрушающая человеческую природу аила. Эта дефиниция стала исходной для рассмотрении отчуждения в большинстве современных щилософских направлениях.

Причини отчуждения Маркс видел в материальном про.извод-CTBfls стихийное развитие производительных сил на определенной ступени исторического развития общества приводит к разделении труд«, частной собственности, социально-классовой,дифференциации и противостоянии) HHiepsooj. Б силу специфики своих исследований этот теоретик коммунизма сосредоточил внимание на экономической сторона отчуждения, прекде всего на отчуждении труда капиталок. Признавая, вслед зй Гегелем, необходимость осознания и познания отчуждения для его преодоления, он в то жа время о читал это яодоотаючиыы условием. Материальные причины должны быть ликвидированы материальным »е образом. Положительное уничтожение (а не упразднение) частной собственности (а не капиталистов и помещиков), преодоление разделения труда на умственный и физический, обуздание стихийности общественного развития и замена ее планомерностью, освоение всего богатства

мира воеотозднвим образом (в «в только в смысле чувственного •обладания) об'ьединиииимцоя индивидвми преодолевает, по ыне-яию Маркое, социальное отчуждение, Этот процесс аостаяляат целую эпоху, равную лови предшествующей истории, Упразднение капитала, то есть пролетарская революция - лишь первый шаг на этом пути, Sro не самоцель и но субъективная установка, а объективная закономерность отихийного развития и отправной пункт для снятия отчуждения. Поэтому коммунивы в своей первой стадии, м есть на этапа упразднения капитала оаи проявляется я отчужденной форме. Тем на иенеё революция, виотуповшая а качестве 'основной твнденции общественного развития s XIX вале, была возведена Марксом я абсолют. Оя не учел возможности реформистского пути преобразований общзатза, не уделил внимания «золе-циояному развитию, что и обусловило гго ограниченном*. ¿скрыв экономические источники отчуждения, (Japifo упустил из аяда источники гносеологические и психологические, Цзяерсш/нооть процесса отчуждения, определенная эакатодогичнооть - еще один (19-достзток его концепции отчуждения,

XU и особенно XX век о их натаклйзмш поубавили яадвядн на возможность рационального иерзуотройсТва общества, не успешное и окончательное решение проблемы отчуждения.

Представители "органической теории общества", "философий жизни", экзистенциалисты, некоторые иыелители "франкфуртской школы" и ряда других направлений прямо или косвенно провозгласили принципиальную непреодолимость объективного отчуждения» В своих доказательствах они исходят из положений об иррациональности человеческих поступков, необшспяасотй социального появления, абсурдности социального бытия, гневней обусловленности ' индивидуального существования, из невозможности проникнуть в сущность иира(агкостицизм). ils имея возможности подробно останавливаться на каадоя из течений ирроЦйонвлйогйЧйскоЯ философии , диссертация наиболее полно представляет точку зрения французского ¡шистсициэлиста А,Кэш,

3 третьей параграфе первой главы проелвяшзетел кризис современного (нявесическопф рационализма ярименитвямо к проб* леме отчуждения. С одной стороны, советская фйяоеофяя бит оя-лстена СЗТЬ» ДОГЙ81ИЧССКЙХ СХйМ и яотеролз сяасоАкомь К критическому и поштавноиу иогждомнт) данной (кan, зпртеи, и

многих других) проблемы. Только яроцзос денокрв.тиаеции позволил отойти о® догматизма. Но он т обнвружил и неподгоивлен-,нооть отвчвотаенной философии к качественно новому осмыслении этой проблемы, 0 другой стороны, эарубемая философия, ком-рая никогда не упускала проблему отчуждения Из вида, вела поиск новых подходов, который приводил ее к попыткам синтеза рационалистических и иррйцяоналиотичвоких концепций. Наиболее заметна такая линия в творчестве Б,Фромма, Наиболее мыслящие философы иа бывших ооциалистйчвоких стран интуитивно тли в этом же направлении, формально не выходя за рамки класоичео-кого рационализма (д.Лукач, М.Маркович), что приводило их к противоречивым выводам оаносигелгно возможности преодоления отчуждения, . , '

Таким образом, неамотря на многообразие Подходов, мыслителей, исследовавших проблему отчуждения, можно разделить нй две группы/Одни из них утверждают возможность и даже неизбежность преодоления данного явления, другие отрицают еа* К первым, как правило, относятся рационалисты, ко вторым - философы иррационалисгического направления. Тем не менее грани меаду различными доктринами и идеями отчуждения относительны и могут быть преодолены.

Во второй главе - "Проблема отчуждения и новая рациональность" - рассматривается ограниченность как иррационалиотичеоких, так' и классическо-рационвлистичееких концепций отчуждения и обоснолывеются принципы исследования этой проблемы, соответствующие новому историческому материалу и данным наук, Делается вывод о невозможности решить проблему отчуждения раз » на всегда и во всем ее многообразии,

Философы-иррациовалисты 'при обращении к идее отчуждения ■ ограничиваются абстрактным подходом. Они не учитывают, что под оболочкой абстрактности отчуждение всегда проявляется в конкретных формах. Это антиисторическая позиция. Она закрывает путь к преобразованию обцествешшх отношений. Они же гипертрофируют роль алогичного в социальном бытии, пршшкавт возможности рационального познания. _

Классически-рационалистический подход, унаследозанный от мехэнициетов Жг'Н, проезетителей и позитивистов XIX веков предполагает возможность разумной организации общества. Это, по сути дела, идеальное общество без противоречий, зоблужде-

ний, ошибок, баз противостояния между должным и сущим, желаемый и дейотвителышм, ожидаемым и воплощенный. Зто общество а котором господствует "чистый разуй" абстрактного субъекта. Он нр учитывает, что но все рациональное разумно и не все существующее можно рационализировать. Разум классического рационализма находится вне пульоирующей жизни. Такой подход к проблеме отчуждения сегодня вотупаеТ'в противоречие с новыми реалиями и данными современных наук,

Ми не ыокем принижать значение научного (рационального) знания. Нам не известен другой инструмент успешного решения социальных проблем. Тем на менее, решая проблему отчуждения, ми должны ясно осознавать, что:

1) наука сама является фактором возможных качественных изменений, которые не всегда моняо оаозврвыенно предвидеть и результаты которых после соприкосновения с бесконечно многообразным социальным бытием (мзныз) не могут бить учтены полностью. Всегда сохраняете« опааноегь превращения неконтролируемых по-оледотаий научной деятельности в противостоящую людям силу;

2) многие научные достижения могут быть использованы как во благо, так и во вред человечеству. И то или иное использование ее результатов покоится на шатких моральных основаниях самого

■ общества}

3) наука не охватывает все многообразие мира. Важную роль в его освоении играет вненаучноз (нерациональное) знание (искусство, интуиция);

А) научное знание в своих обоснованиях само использует нерациональные моменты (язык, представления);

5) познание ограничено способностями исследователя, уровнем развития общества, развитием объекта исследования, структуро.1 языка.

Последнее обстоятельство полагает недопустимость на основании сегодняшней логики и тенденций общественного развития делать сверхдальние прогнозы. Так, например, тенденции обесценивания личности но мера возрастания произведенных предметов и нарастания противоречии ыекду трудом и капиталом, характерная для XIX - первой половины ХА. века, послужила Марксу основанием для выводов о неизбежности пролетарской революции. Однако в результате локальных революции, перестройки общественного сознаниь

(прежде всего у правящих классов), иаучно-гехничерноН революции aie тенденция не реализовалась и вменилась тенденцией поворота ькономиин в сторону человека, без забот о котором невозможной становится новая качественная ступень в развитии самой экономики и всего общества,

Новый подход к проблеме отчуждения предполагает отказ от строгого детерминизма, который, с одной стороны, ограничивает суверенность сознания, с другой - отрицает возможность отчук- -де(/ия в экономически благополучном обществе.

Рассматривая онтологические источники отчуждения, мы * долины обратить внимание , во-первых, на социальную "генетику" или конфликт "отцов" и "детей", Ьто зависимость каждого нового поколения от деятельности предшествующих. "Дети" не могут быть удовлетворены сложившимися общественными отношениями. Удовлетворенность общества своими достижениями означает конец его поотупательного движения. Существует вечный процесс борьбы новых представлений со старым отношениями. Но .в своей вечности он всегда уникален. Поэтому ^орыы этого вида отчуждения изменчивы и каждая из них преодолевается. Во-вторых, существуют естественные (вечные) предпосылки отчуждения внутри нас. йто психологические противоречия как меаду отдельными индивидами, так ..и в каждом отдельном индивиде, а также бессознательное в поведении (действиях). Зависть, алчность, тщеславие, стремление к власти,'славе, паразитизм, немотивированная жестокость, агрессивность будут сохраняться и в самом благополучном обществе, создавая напряженность и опасность социального отчуждения.

Таким образом, анализ гносеологических и онтологических источников отчуждения приводит в ьыводу об их вечности и не-возмокности их ликвидации. В то не время протест человечества против отчужденного бытия небезуспешен. Необходимо только, чтобы этот протест был как можно более осознанным.

Новый материал, предоставленный историей и наукой, несмотря на противоречивость его рационалистическим концепциям отчуждения, вполне поддается рациональному осмыслению и логическому изложению (что вовсе не исключает иррационального из жизни), Поэтому они не отвергаются, а входят в новые в "снятой" виде, базируясь на принципах нового рационализма. Последний

снимает противоположность между классическим рационализмом и иррационализмом в утверждении о возможности преодоления любой актуализированной сознанием формы отчуждения при одновременном признании бесконечности его форм за пределами налично данного социального пространства и времени, а тан же оознаиия,

В третьей главе - "Основные отчужденные формы практической деятельности в современном мире" - рассматриваются условия преодоления наиболее оатрых форм отчуждения в современном обществе. Самыми общими способами преодоления наличного отчуждения выступают резолюция и эволюция. В условиях полной стихий-неоги иоюричяокого процесса революция была естественным, то есть слепым способом разрешения социальных противоречий, раз- . вивавшихся , а силу ненонтролнруемости правящими слоями, до антагонизма.

Революция - результат нвеоэнаюльио сплетенных обществом противоречий, то есть результат отчуждения. В то яе вреып л ю-" бая социальная революция (в том ":<ояб хцаюльно подготовленная и руководимая на единого центра) изначально обременена стихийность« и непредсказуемостью, С другой стороны, она, отрицая прежнюю (рорму отчуждения, сама использует прежние (отчущен-ныа) форны отношений (насшша), Зти факторы пан раз и налаются причиной отчуждения, отчужденный» формами общземзииого развитии, Понтону первым шагом всех революций было углубление и расширение негативного влиянии социальной деятельности на общество й его граждан» кропямааихой а разрухо, нуздв, насилии. Поэтому революция выступает как форма и причина последующего отчуждения,

Роаоллцноиный путь раззитня енгодня не только не «олвто-' лен, но « может бить преодолен (это положение не ограничивав! права народа на резолюцию! его суть а том, чтобы народ не испытывал необходимости л использовании атого права). Условиями йвол;оциочного двя::енйя выступают оооаиание необходимости перемен подавяжлшш бвлыиннетяом и» прежде всего, правящий слоем, глубокая внутренняя переделка сознания, отрицавшее и новом своем качеств насилие, а тшаз шпеобноать, основанная на достижения* воуот, проводить курс нревенм/шых и перманентных реформ.

"Снятое* стч^хдинии оаолчцйопций спосойоа ш рассматриваем ¡)з нрг:;.)йрт труда индустриального рабочего.

Отчужденный от человечеакой оущишти груд -г это труд физически тяжелый, нокотонный, сводящий н минимуму свою творчес-'кую сторону, труд по поддержанию жйзни, а не раскрытию духовных и практических способностей человека. Объективной ооновой для воспроизводства отчужденного труда выступает низкий уровень развития производительных ойл, который не может устранить не только сложившееся разделение труда на умотяенный и физический, но и качественным образом изменить общественные отношения и, прежде всего, отношения собственности, которые все еще остается отношениями вещественного обладания. Форма собственности имеет отношений только к оубгективной отороне отчужденного труда и не преодолевает его. Потуги преодолеть отчуждение труда посредством внедрения новых форм собственности как после Октября 1917-го, так к в ходе сегодняшних реформ оказались тдвтными. Только уничтожение рзичеокой стороны труда (в производстве), затмевающей его духовную сторону, то есть замена груда рабочего духовной и одновременно^ творческой деятельностью, возложение предметных моментов производства на плечи машин уничтожает отчужденный труД. Такую возможность открывает процесс превращения науки (в том числе обществ.ознания) в непосредственную производительную силу. Поскольку знания доступны всем, то став, производительной силой они меняют и характер собственности, делая ев общественной.

"Тем не менее именно сегодня требование объективного закона превращения науки в непосредственную производительную силу в кеией стране'подвержены наибольшему отклонению от абсолюта. Это обрекает страну на многие десятилетия нестабильного развития.

В то з:е йреыя "интеллектуализация" производства ставит • вопрос о возникновении новых форы отчужденной деятельности и не решает проблему отчуждения' как такозую.

В заключении диссертации родаодятся итоги исследования, формулируются основные вывода и рекомендации, направленные на более полное освоение обществом результатов собственной деятельности.

По тепа диссертации опубликованы следующие работы:

1. Мифы об отчуждении.// Человек и проблема отчуждения. Материалы научно-теоретической конференции, г, Семипалатинск,

октябрь 1391 г.). - С. 12 - 14.

2. Социальное отчуждение и тенденции его преодоления.// Человек и проблема отчуждения. (Материалы научно-теоретической конференции, .г, Семипалатинск» октябрь 1991 г.). - С, 14 - 16.

3. Выступление на первых ^ихтевсиих" чтениях в г. Уфе 1920 мал 1592 года.// Фихте и конец XX века: "Я" и "Не-Я"./ 'От, ред. я сост. Л.В.Лукьянов, А.Ф.Кудряшов, В.Ц.Матлов/. - Уфа, 1992.'- С. 176 - 17?.

Подписано к печати Заказ 37У,

Объем I п.л. Тираж 1йр экз. Бесплатно

Ротапринт БГУ