автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проблемы поэтики Чувашской психологической прозы 1950-1980-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы поэтики Чувашской психологической прозы 1950-1980-х годов"
о иг э 01
Башкирский государственный университет имени 40-летия Октября
На правах рукописи ФЕДОРОВ Георгий Иосифович
ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ЧУВАШСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ 1950—1980-х ГОДОВ
Специальность 10.01.02 — Литература народов СССР (советского периода) Чувашская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
У Ф А — 1 9 9 0
Работа выполнена и отделе литературы и фольклора ордена Знак Почета НИИ при СМ Чувашской ССР
Научный руководитель — доктор филологических наук профессор Е. В. ВЛАДИМИРОВ
Официальные оппоненты — доктор филологических наук профессор Г. Б. ХУСАИНОВ кандидат филологических наук А. В. ВАСИЛЬЕВ
Ведущее учреждение — ардепа Трудового Красного Знамени Чувашский государственным педагогический институт имени И. Я. Яковлева
Зашита состоится . л. С?ОлуЪаГЬЯ, 1990 г. „__мас.
на заседании Специализированного Совета К.063.13.01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Башкирском государственном университете им. 40-летия Октябри (450074, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского университета им. 40-летия Октября.
Автореферат разослан .__/о _____________<,
Ученым секретарь Специализированного Совета доктор филологических наук профессор
м. в. ЗАПНУЛЛИН
ОБЩАЯ ШШШСШк РАБОТЫ
.) Актуальность избранной тецн. Одной из ванных задач худолга-стзё'нпой литературы является раскрытие внутреннего мира человека, его душевных движений в самых разнообразных проявлениях. В последние несколько лег заметно повысилась обдегуиазнстическая значимость личности, обнаружилось, что она напрямую связана с поиском человеком самого себя- СоверЕенствованяе духовного мура людей, достижение бессознательных процессов, происходящих в их психике, раскрытие социально-психологической природы чолозека писателя тесно увязывают с необходимостью углубленного проникоею ел пя во внутренний мир героев. Это обстоятельство побуждает исследователей все чаше обращаться к вопросам художественного психологизма в литературе. Данная проблема рассматривалась советский литературоведами под разными угла)« зрения. Появились знтевбсныа труды по вопросам психологического раскрытия характерах, специальные работы посвяшены изучению психологизма в
о
творчестве отдельных художников. Сходные задачи стояли и перед литературоведами региона Урала и Поволжья. Бесспорно пенным исследованием является монография Ф.Хатплов.1 "Духовный мир героя: психологизм в современной татарской прозе" /1981/. Интересные аабладения о природе социально-психологических заяроз находим в кеиго А.Х.Вахитова "Банкирский советский ромаи" /1Э78/. Устой-чеенй интерес к проблеме психологизма наблюдался и в чувашском литературоведении. Объектом исследований Г.Я.Хлебяякова стали некоторые традяпии психологизма в чувашской литература. Им яз проанализированы определенные истока эстетики психологизма и
о
психологии творчества . В статьях С.А.Александрова поднимаются проблемы психологии восприятия художественных произведений, ас-следуатся разные грани психологического анализа в современной
^ Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. В 2-х ч. - Саратов, 1973. - 4.1. - 56 с.
^ КарлоЕа Т.О. Мастерство психологического анализа в ранних произведениях Л.Н.Толстого. - Изд. Казанского университета,1966. - 59 с.
Хлебников Г.Я. ^Еааский роман. - Чебоксары, 1Э6о. - 210 е.; Ядро таланта /на чув. яз./. - 'Зэбоксары, 1981. - 143 с.
Одна};с в чувашской науке все еае нет системного анализа даввой цроблеыы. Больагвство исследователей сознание духовной гизвк человека понимали лишь как совокупность художественных приемов. Между тем эстетические поиски современных писателей говоря! о гоы, чю в их творчестве психологизм нередко определяет все художественную ткань произведений. Поэтому проблему следует рассматривать комплексно, в системе освовных художественных поисков писателя. В силу этого автора интересует собственно психологическая проза, в которой психологизм несет основную смысловую нагрузку.
С недавнего времени появились возможности проследить художественное утверждение психологизма в литературе с привлечением отвергнутых или же ведоопенвнвых ранее произведений. Анализ творческих находок таких чувашских писателей, как ¡Л.Федоров, В.гзай, Е.Едляев, Хв.Удр, Ю.Скворцов и др., свидетельствует о глубинном и давнем интересе художников к самым сокровенным сторонам внутренней казни лсдей. Внимание к определенным сторонам души в цроЕЗведенаях, своеобразие развития традиций этих писателей в творчествах прозаиков последующих лет показывает, что в чувашской прозе 50-80-х годов были созданы образы самых разнообразных героев: "деловых лвдей", "героических личностей", "маленького человека" и т.д. Все это помогает выявить неизвестные ранее художественные храни психологической прозы, глубже исследовать философские основы, особенности поэтики и истории психологизма в чувашской советской прозе.
В диссертации автор станит пяль показать эстетическое своеобразие чувашской психологической прозы на Фоне психологических поисков в литературах региона. Особое внимание в работе уделено выявление самоценности психологизма как качественно определенного явления, изучению психологического механизма человеческих поступков, особенностей его отражения в литературе. Психологизм в работе расценивается как условие, обеспечивавшее познание законов отбора л организации материала писателем. Дис-
Худ _ _
ды ЧНИШШЭ. - Чебоксары, 1987. - 83 с. Психологическое раскрытие художественного характера // Художественное мастерство чувашских писателей. - Труды ЧШКЯЛИЭ. - Чебоксары, 1386. - © с.
яолoseидя padогк.
В лсого:; главе /"Лроблеыа психологических- гяпов ху долгое язвн-во-->ст8тячоского иылвеная е чувашской лсахологяческэ;1 прозе 1950-1~60-х годов"/ ддесертант излагает свою точку зрения sa проблему психологизма в литературе. Некоторые ученые считаю? osoöpase-ние психической .тлзни героя достоянием всех писателей"1*. Исходя ;i3 этого 9 они степень соЕеряенста художественных произведений налрлмуп связывалс с наличием глубокого психологического анализа, „лссертант, в отллчле от вах, едляедунен с исследователям, ко-гориз считаяг, что jsoößazeaze мира я человека возможно во мно-~зетве с.".;л:к различные параметров. Поэтому огра-ааге литературой процессов, лролеходя'длх в человеке есть "пусть эгпсаей-^39, - как езие? ¡С.Лвдре-зв, - но вспомогательное среде яс о лате-уаггры'"6. » лазь в ссбсгзезяо лсг,:злогпч°сг.оГ: прозе тако:: способ оспосапя зпзнл оказывается е центре худоаесгвенного мвра яасазе-лл. w тако.: пропз нсэ подчиняется задаче раскрытая внутреннего ¡.ера героя - развертывается в enzer его "точка зрения" /Л.Глнз-о-'рг/ л дзалекгяха его душевных дввзеняй; в завасакссгл ог этого обновляется конфликт, встраивается повествовательная модель л т.л. Герои в еялт этого выступает одновременно как обьект, лнет-руиент и результат художественного познания.
Именно в гаком качестве предстает псахологази в творчестве морлГ.па Ю.Артамонова, татарских писателей Г.Баиярова, А.Знаки, безкарехпх прозаиков М.Карана, Х.Гялянева, чуваасках художников Хв.Уяра, Лльбека, А.Арте;.<ьева, Ю.Скворнова а др. Анализ художественного своеобразия ах произведений, особенностей психологического поведения персонале!: наталкивает на мысль о целесообразности изучения психологии художественного мыиления, различных его разновидностей. При таком подхода проясняется, кал лясатель-лса-холог подбирает и организует материал, развертквает сш:ет, лочэ-irv зя пропускает отобрг-казиуй реальность через видение героя.
Левадой A.M. Литература и действагельпость. -Т.: Советский писатель, 1387. 'J.53. - 430 е.; Новиков Вас. Худокаственная правда л длалектпка творчества. - -Л.: Художественная литература, ISE8. -¿.170. - 434 с.
~ Андреев 3. 'Ьловс-к з маре: Долскя а уггэрзденпэ прияезпов 0'-л:::ально~пс:'хологаческого аналаза в советской литература 20 -30-х годов // Проблемы психологизма з советской литература. -.:.: Наука, 1570. - С. ьО. - 334 с.
£
для полой создаем ковяав1рврованвув психологическую са>-
гуадай г т.л. Б.А.ГраттсЕ, Езтчаваш: Б свое время ВОЦрОСЬ' пс::— лологаа творчества. писал, что "веоЭходаыо всследовагъ ка^внЁ-
ВИД ТВЗрЧУСТВЕ ï ОТДеЛЬВОСТЛ, СТрйЦЯСЪ К ЪСЕСЙЕЕР ЕСВХОЛОГЛЧ«-с"сгс тесс."-* ,
Лй1:сгьвгельЕО, cai-toi: ракурс анализа психологической прозы ¿düorcsr л-. ^е осознать харакгер взавмоэгвозеввк мседу худоге-зььаазым кироа дясагедя и лсЕхологвчеспш кяром героя. Cspoii грози определяется теми особеавостяип сознаввя кара, которые внразатнвает г процессе bcgîî ceoeü гворческоГ: дзя-т-здъносга. Но разогая вед конкретвык провгвэдевием, писатель сейме? не абзграюгвнй гид огвошаная к гому, что ов лзобраггег, а создает его конщзегвук развовгдвосгь, всобт.одзмус для ог-Пвхьизго врокзйздэвая. Эго noöysaaes диооергавга в кзоорахае-¡лл.: плсзтелек мара выявлять определенные уровне его гудонззе-V2uazi:. с^стени.
В ходе- воплощения зависла, подбора в оргавгзаша кагорза-зроягшех своя худсшше /Б.А.Свягсльсгл;У. Создавая копк-yzvaov дроязвсдегас, ов oüö8pv2BEaes оцредглсвпое мдрогпдогпа л сгоувсгсгЕужиИ ему гвя художественного шел-звал. Вое эхо во лгвсгок елредоляаг, дпагаоогдруе? его коввсхкав до^ссдлгеддво-лгн в лдчизсуе. Два аазваввке сгоровк всгзгсчоекШ свсгеми
составляет содаргагггдьво-скыолаьуь сторону твсрческо;: дсятсдыгоггв, равпо в оцределепвнл уровень худогесязеввоИ св-згейк. Саи вропесе район: над лроязр.едгиаеа егбу^агг r^zœ-ссга гзссрап. определевв^: угод зрения ва азс5ргглй;:ое. А ого oiopoiHöscß в влг аиув повзогвовгеедьпув модель, вас грат— ЕаеагБ яисагслек. Так создается уорыальаая сгорова гоплохзеей, вазцЕаоиач В.А.Свиклдсквы "категорией автора". В известно:.' смысле она соверзевво оглачяа or "катетораа худоленяка". aio является конкретным вцрагеввеы воесков писателя в ецределоиног: худобе с твв ев ois произведена:;. В оедельвоы лролзведзнза все подвергается вероосшслеви» со сторош авторе.
Цевгральвое место в дассертагыа отводатсд проблема героя. Герок воавмаотоя дпссертактом кап образ человека а категория поэтика. "УровоЕЬ ' художника" /как определенная плоскость зст^-
А Грайяов Б.А. Псвхологая пвсатеиш. - Ь'..: Худаззств-зввая литература, 1938. - С.7. - 4S2 с.
?ичес:сзИ с лсгекц ял с л геля/ ко arre п гр яр у е г з cads все сспсвппс српляяси яоспааая казни, зе гопло-лоная л еле вкл. Сдяает ссдз;.'-загельвая сторона дзягэльвостя худояаяка. ре&чадгог сося « лзз-гякз аьтсра з ангорского присутствия. В иоятре зсзго .vrsro 2 ясщсолсгячс-с:сзх арсазредояяях стоят образ человека, зсобопло-стп его :г.'далестзеаао-лсзхолог2^ескс;; тзпологл;:. Но от o te газ.,: з такой прозе япдяэгся прегаэ всего зодэр~.агзлъно,* кг.т'згсслг.;,. Зднало з Х7Д02ПЗК, з вовосгвугаз;'; автор л2Т2ра?"ра1:ч гзрсем модслзруаг гг«1ове:'.г /Л.Гзззйург/ л реальную дз^стзатольнссть. rspoá, осмислонниа татам образом, лвллзгсл 2 оародзлзыаэ:: .г:-:— лепз л псэтичэсхла средстзои. 7ч>эт зазванзнл стсрсз зсзволд-.т з т-2£г:сгсс-« лсзхологзпссжг: прозе внд-здпть несколько глчес :::::■: гляов х7ДЭ~:зстзеннсго :.и™ззил. iíx внлзлгзлз :газоз::г-зя бельилм лсссг.ссьа;.! для устазснлеакя :г/ глчес.сд:: тззэз гзрсэв, особенностей автора :: нргйязап чгзогслз-го а зле; г о галл з лзлхологзч'епг.ой прозе.
Сдзп пз такях сапоз иалязная - ро^ектазясв оз'лгслг^яз ; :— элышго иясз лл.Улрс:.!. Гзрол его произведений ардзсзлт ~ стрс:.-льа: лорядоп по» чго для aero дало сстгзо а зелено. Ссвзпаазсо tsezm способом пседсгаот а згройпнх леглчегсях paccyirrJánís:, слаэесзса здраг-зядп аарссзагеи се.1:: «нслей :: тузеггозаа::;:. lia л«рззм ллазе оказагаегся прссесс обрегзпля дуэасотл „уха :к> лгньхяу человеком. Пясгтолз апаллзлрузт сб-лпуз, :пгозуэ ллз^ь человека, незатэлляткэ ого зааросз, пзбросгло пзстулхл. 2о aca'j зroa :с"до.~з.::с злддг а глт2с:~т гплосо^ггго осяое? .алззд, йхгл::-ное состзязле бпта.
Tasca:» =05 сролззе-дзпяя 7яра. Яедер гн, ííocg?"/ зсз-
зралазтея :-: езоех? дазззчу походу з талгу, ir оба ссоззагь себя з гуле зетора^зеглх событзх 2С-:с годов. На этом lens за глтб-3s ленлмгэг безнравственность сбоях устрешаяил. Няхоаоз /'"Ляла"/ гисгразвазт стре;!яуэ логзчзеэтэ последовательность постулг.сз zana, пгсби ог.оячагзльзо яорзагь с за а. Ърсз азалпз самого езбл я лсвяд-зняя :~.эзи оз гл7бзз осозаазг разр72ягалзтг?2 еялу пгоязма я са^сзллблэзасстя. Са за:содяг зе лруззаы, ногориз пезголллз aro лззе та:: з-зс.л себя аа рабоге, з сз.мьэ, з обпесгзензих йзег-зх»
Герса-лясаг-зль зесдаогратао азалгзяруег слсгз:злз::зл з зго •л.озаяззл оораз рзача, чггеа эаззеагь о ваа повесть. г2зыемяя э леи, ол огезраз? го чзртз гзрол, когорыэ яоззолязг охаралззрз-зовагь зго зз дак этдальзаЗ taz:, а ках сспиальаоз язлепяз СО-
70-z гг. /"Братья"/. Поэтому все рефлективные герои Уяра - это герои кануна каких-то предстоящих событий, дальнейших шагов, гасскагривая тагспх героев, писатель дрозде всего обрашает внимание на социальную обусловленность их психических процессов. ¿то диагностирует социально-психологическую природу характеров, нанроЕ, конфликтов его цроизведений.
Подготавливал себя к лоступку, к решительному пагу, рефлек-еявеыЙ герой е ходе внутренней работы отказывается от того, что прежде казалось нерушимым, постоянным. Происходит "срывание" персоналом маски, личина прекраснодушия с самого себя. Человек начинает улавливать разнообразие мира, осознает, что в паре нет раз навсегда установленных истин. Педер, ЕперЕие оказавшись в тайге, безмерно рад морю солнца, красоте сопок. Но в конце повести заблудившийся мальчик yse не видит ничего кроме своего отчаяния. Поэт Петров из повести "Три дня, три ночи", отправляясь к дру^т. восторгается неописуемой красотой волжских берегов. rio сама встреча с ним приносит лишь потрясение от гибели друга в затхлом мире мещанства. Хв.Уяр вскрывает в человеке единство разрушительных и созидашнх сил, изучает диалектику становления человеческого духа.
С тагам пониманием действительности героя встречаемся и в повести М.Карныа "Помилование". Предметом мысли Байназарова становится любовь Зуха, растрелявного за бегство из части к вевессе. Ь основе рефлективного и драматического сознания героя леклт потрясение от случившейся несправедливости. Оба писателя подчеркивает, что рефлектируют маленькие лади. iix сознание в цроизведзниях постепенно превращается в психологический мир всей повести, газрабатывач логику познания битовой газнЕ, чаяний героев, прозаики обращаются к художественному сознавав народа, анализируют глусшвные ерхетипичес-ле символы. В романе "Тенета" Уяра цроводится ыысль о святости хлеба, материнского молока, необходимости пути и т.д. Карим особо выделяет мысль о ложке как о родовом знаке продолжения традиций предков, философски осмысливает контраст мекду "растре-ляпной" любовью и любовью краденой. Все эти Факторы исследуются писателями через поиск нравственных ориентиров героями.
Рефлективный тип мышления близок к мышлении исповедальному. Такое «провидение в чувашской прозе 50-80-х годое наиболее полно представлено в творчестве писателя-лирика В .Игнатьева.
э
В сзоих рассказах св стремятся разгадать сзкрзтн субъективного восприятия мара героем. Герой укладывает в логическое течение мыслей то, что пратде было смутно а неясно. В ходе этого оа подвергает себя нравственно;.^ суду, ашет твердые нравственные я мировоззренческие ориентиры,смысл .тизни. Для показа внутренней работы героя В.Пгзатьев обращается к разным формам ыедятацла. 3 сллу этого писатель старазтся передать те психические состояния героев, но время которых оа напрязенно, сосредоточенно размыс-ляет о яизненйых вопросах. Поэтому писателю приходятся задумываться над тем, какой долява быть повествовательная форма произведения, как развивать внутренний конфликт.
3 рассказе "Танец маленьких лебедей", например, исповедь героя обраяена к близкому человеку. Отсвда вытекает доверительность интонапал, близость предмета разговора обоим участникам действия. Однако 'Ьсповедувдийся герой" в некотором родз л отходит от конкретной ситуации, ибо осознает црегде всего себя. Анализ самого себя героем производится релятивно. Оз оценивает своп чувства л мысли, отправляясь от образа девушки, сохранившегося в его душе. В воволлз "Руяье, найденное в иге" исповедь персонала связана с поиском мировоззренческих критериев, с гелапиеы разобраться в шкала определенных нравственных ценностей. В обоих случаях произведения строятся как рассказ в рассказе. Конфликт произведения "переносится в душу героя". С подобным явлением встречаемся я в других литературах." Лирической раскованностью слова отмечена повесть современного татарского прозаика В.Нуруллина "Если бы пе тн". Еелчпны ядом э горестной иронией к самой себе наполнена исповедь Сариа в повести башкирского писателя Н.Газтбаева "дождливая осень".
Интересен художественный опыт изучения внутреннего мира -в произведениях В.Скзорцова. Писатель исследует своих героеЕ -в момент напряженной внутренней хизнз. Те ила иные психические состояния персонажей в его творчестве насыщены драматизмом а трагизмом. Осознание самоценности человека в таких обстоятельствах выдвигает на авансцену проблему взаимоотношения малого мира героя с большим миром людей. "Вход человека в большой мир" сопряжен с обостренным восприятием мира. Реальный мир, осмысливаемый шш ощушаемый таким героем, разреаен, раздроблен на неуловимые частности. Героиня повести "Красный мак", например, выйдя в нале, видит выгнутый холм, трепыхание чертополоха под
осеввям ветром, тревожную суету палево!: «или:. Психическое состояние героине передается косвенно, через ряд одвопорядковкх явлеЕв;:, Ласатель показывает глубину чувствовали*; с ныглей cüdcoh&'ze, богатство его дуии через страдания.
Потоками своими драматизоваяво-трагическое «провидение С.ЗккориоЕа восходит к позме "Лепи:;" */..Федорова /XIX в./, к рассказал? :: повестям Е.^зая, пострадэвпего е годы культа личности Сталина. Чзрез напряженное состояние дл-шз героя гз::1! раскрывал многообразие ялзни, столкновение разных ее столок. Ь рассказе "На гровт" он показывает, как размышления Нз:;;г:до-Р& Ескрывавт социальное расслоение деревни, бессознательные движения е дупе героя. В ходе повествования разговор веожидаа-::о, во органично переносится на другого героя, реальные сиены сменяется мистическими видениями, эмоциональное состояние пе-реаеяаегся с ходом трезвых расс?-кдевв11. 3 сравнении со своз« пуздаеотеэанвкоы Скворцов "более логичен" в развертысаппл озгета, раскрытии внутреннего мира персонален. Так, Тамцра /'i,paeeu;: мак"/, вдя в школу, размышшет о нервозной обстановке в семье, екдя г> школе, сопоставляет слова учителей с ргаль-пoi: •гаэнь&. Но такой внутренний ыовслог неполоЕ, ибо слоесное аореланеппо чувствований героя для Скворцова менее характерно, глоголог, как правило, черед-^ется с показом однопорядковых явлен::;;, эпизодов и т.д. Елзщ» взобраааегся как цепь переходов психических состояний героев из одного в другое.
Исключительно важно для писателя обращение к выразитель-hl:--: сценам. Геро£ рассказа "Давя", немой сапожник, рассматривает, присев на корточки, следы от туфель любимой девушки. 3 этом проявляется сила страдании и переживании парня, который не шест возможности поведать о чувствах. Мер персонажей Скворцова создается, как и у Игнатьева, путем релятивного сопоставления разных фактов. Tai:, в рассказе "Славик" видим, как с замужеством Эльвиры /сеодноЬ сестры/ е душе Славика происходит резкая перемена. Само замужество писателю, казалось, в не нужно, относительно этого события осмысливается жизнь дуси впечатли тельного, одаренного подростка.
Герои писателя хотят взаимопонимания с людьми, пробует разобраться е том, что происходит в их дтие. Поэтому в его рассказах особое место принадлежит тому языку, на котором
сна пытаются объяснить тайну мира самом? себе, ааня, на имея EC3MOZEOCI3 сказать ни одного слова, вкладывает все свое внутреннее напряжение в ремесло сапожника. Слгшик смутные а непонятные чувства пытается высказать через молодая скрипка. Анализ яроизседэнай, э которых зримо присутствует релятивное видение мира, в татарской /Д.Гилязое/, банкирской /Ы.Кпрнм/, в чувашской прозе показывает, что писатели размышляют о столкновения вечного, общечеловеческого с суетным, яроходясим. Перекидываются мостн из поошлого в настояшее; сменяются поколет
ния - "мосты остаются"-1-.
Отличный от проанализированных выше тип мышления характерен для чувашского прозаика Артемьева. Пззход его з чувашскую прозу /как я других, рассмотренных здесь пясатзлеи/ значил заметное расширение гносеологических ее рамок. 3 своих произведениях писатель создал зозвышезпо-романтлчесхие образы положительных гзросз, богатых душой. В процессе такой работы он воплотил в х7Додестзенные образы чуть ля не весь сйье:.< народного, фольклорного понимания прекрасного з человеке. Ярким примером этого является его повесть "Саламби", з которой прозаик выписывает образ прекрасной девушки-чувашки, проистекавши! из народного понимания capá хер /красна девица/', иг полемики с Нарспи /с героиней классической поэмы "Нарспя" К.Б. Иванова/. Саламби умна и целомудренна, добра и ласкова, трудолюбива и старательна и т.д. В салу такого понимания личности возвышенного, романтического человека Артемьев яе допускает в произведении резких конфликтных столкновений, характер показывается в одномервом, одзоплаяовом контексте. Отрицательные герои /еще в замысле произведений/ очень часто нужны писатз-дв, чтобы оттенить отдельвые качества положительного идеала. В показе внутреннего мира героя з прозе Артемьева нередко главенствуют принципы фольклорного мышления: для создания положительного человека избираются только светлые краска, отрицательный делятся гротескными средствами. Романтический тип мышления в ранние годы побуждал А.Артемьева искать в воплоааеиой
1 Ломунова М. Мустай Карим. Очерк творчества. - М.: Художественная литература, 1988. - C.I80. - 207 с.
5хзея гармонии, единство л т.д. Но со вреыевеы, прозаик, как и многие чувашские литераторк, пришел к пониманию отсутствия гармонии и стройности б згпзни и человеке. Таковы его повести "Незабудка", "Зеленое золото" и др.
газрабатнвая и углубляя особенности такого мироосмысленля, ¿.Артемьев црежде всего выразает свое понимание положительного оосэственного идеала. Это обстоятельство побуждает его от-зодять. отрицательным героям второстепенные роли. В мирострое-наи писателя в салу этого одно из главных мест принадлежит образу рассказчака-очевйдпа. Реальная действительность отрекается через субъективное восприятие таким рассказчиком. Слово, течение мысли самого героя, его марочувствованае е определенных хравях становится словом и рассказчика. Иногда, особенно в йЭ-70-е годы, такой подход к изобранениз еизне приводит к идеализации геиоя. Порой, например, е повести "Яблони е цвету", гудокественные задачи произведения сводятся к опенке изображенной реальности.
Ь послевоенной чуваиской прозе пояеился интерес к особенностям какой-либо общественной, профессиональной, сословной, проазводственао-пэховой психологии в герое. Это было харак-терво еие для фольклорных произведений, для творческих поисков первых чувашских прозаиков Иге. Иванова и И.Н.Юркзна. В современной литературе наиболее ярко такой 1ип мышления представлен в прозе А.Ь^ельязова. Е повести Пои счастливые дед" писатель расьфыёает психологию парторга колхоза Александра Васильевича, в романе "Серебристый ветер" анализирует внутренний мир руководителя сельхозтехники Андрея Сквориова с т.д. Ранение« сходных задач характерно творчество чувашского прозаика В.Петрова, создавшего исповедальные повести"Встреча" . "Старая изба" и т.д. Однако исповедальная и индивидуальная психология героев для писателя не имеет црвнпипиального звачввия. З^лаЕной своей задачей прозаик считает отображение существенной психологии нравов.
Стоит особого разговора психологизм в творчестве Хв.Аге-вера. Художественное ыызшение его экспериментально. Писатель резко ломает хронологическую последовательность событий, сопоставляет различные сшетные повороты, основываясь на чувст-
венном в ассоциативном их восприятии. В рассказе "Ночь saxa" трое героев склопыы находить в аевщлагх только теневые стороны: распутство желаний, дедопонлмааае своей ролл в сеаье з т.д. РазвергыЕая рассуждения героев в одну из сторон повествования, писатель создает картину, казалось застоявшейся низне. Однако параллельно с этим з произведении рассказывается о романтическом поступке Марии, переплывшей бурлягуо Волгу, чтобы помочь больному возлюбленному. Резко меняется темп повествования, убыстряется ход событий. Рассказ в своих эстетических пе-лях направлен на Виталия, которому сегодня вечером идти за первое свидание е левуыкой.
Как герою лостулить: верить ли рассуждениям яресигавпих-ся мужчин ала сохранить в сердце поступок ¡."арии?. Общий художественный смысл произведения'извлекается из сопоставления двух этих плоскостей. Состояние душа Виталия, охвативпее его при виде Марии, казалось, занимает е произведении незначительное место. Однако оно фактически координирует всю тональность повествования, весь психологический мир рассказа.
Заверзая разговор об особенностях художественного ыыплезия, нельзя не сказать о творческих поисках М.Ильбека. Психологический мир героя б его произведениях анализируется через оэдщеяае многомерности а многообразия душевных переживаний. Taie, в герое романа "Черный хлеб" Шеркее улавливаем и драматизм его всихо-логических переживаний, и трагизм ситуаций, в которых он оказывается. Но Шеркей умеет относиться к горестям жизни и с эмором, оценивать свои поступки через емкую иронии. Писатель отмечает, что он способен взвешивать и оценивать свое поведение в рефлективных рассуждениях. В художественной действительности героя прозаик подчеркивает многосторонность згизни, которое трудно разделить на отдельные составляющие. В силу этого мир Ильбека е основе своей синтетичен.
Психологические типы художественного мышления рассмотрены в главе в аспекте того, как они помогают писателю-психологу организовать материал, как диктуит определенное построение внутренней структуры произведения.
Во второй главе /"Худояественво-псигологическая типология героев. Некоторые черты героя как категории поэтики прозы"/ речь ведется о герое психологической прозы. Он понимается диссертантов как образ человека, я инструмент исследования мара. Как об-
раз личвосгн герой концентрирует в себе философию души многих людей, близких ему по типу мироосмысления, воплслает в себе многогранный мир человеческих судеб. Как категория поэтики он соединяет в себе свойственную для него характерологию, отражает частные психологические наблюдения писателя, элементы его художественной методологии, пути и способы изображения пм реального мира и т.д. !>1ир, отраженный художником через внутренние переживания героя, во многом зависят от потребноетно-ыоти-вацяонного механизма, от эмоционального состояния субъекта. Поэтому задача изучения внутреннего механизма психологического поведения действующих лиц приобретает первостепенное значение. Исходные стимулы, определяющие поведение героя, помогают осмыслить через них круг познавательных интересов писателя, понять его концепцию человека и мира, действительно, в произведения:: чувал; Хв.Уяра, А.Артемьева, Ы.Ильбека, Ю.Скворпова, А.Емельянова, Хв.Агивера, башкир М.Карима, Х.Галязева, татар Г.Башярова, А.Евики, удмурта Г.Красильнакова, марийца Ю.Артамонова герой является центром художественного мира писателя, деззси гелем сюжета и т.д. Он Ее определяет структуру навра, нацравлзние стилевых пояское худошмка. Все названные писатели изучают своего героя, соответственно этому они создают свой художественный иир. В герое кроется тайна принципов организации материала в построения произведения.
Сразу плела войны в литературу пришел герой, освященный романтически« ореолом: воин-освободитель, трукеник тыла. Разговор о не« чаше всего проходил в центростремительном ключе. Герой требован оифыюго, доверительного слова о нем, в силу этого повествование приобретало субъективированный характер. Особенно ■ характерны в этом отношении повести "Саламби", "Зеленое золото", "Большая медведица", рассказы "Бирюк", "За мир" А.Артемьева. В ходе повествования в его творчестве создавалась "^концепция" рассказчика. Художественный мир произведений писатель строит на динамическом взаимодействии рассказчика со своим героем.
Такой аспект изображения героя щэебовад от писателя его идеализации, концентрации внимания на одном или нескольких из качеств героя. Актаев, например, изображается в основном как мужественный и стойкий человек. Остальные качества, его характера впрямую связаны с показом этой, главной черты. Этим же обстоятельством продиктованы индивидуальные лирико-романтические осо-
безнсста жанра повестей л рассказов А.Артемьева. Глинный герои писателя "движется" к иаивыстэму подъему своих "чувств. Это требует от художника всестороннего осмысления душевных состояний . персонажа. Концентрируя свое внимание ва анализе динамики чувств, писатель создает "повествовательные витки", в которых высшая точка внутреннего напряжения человека становится кульминацией з развития спжега. В рассказах писатель рассматривает всего лишь один /анонса - дга/ вяток. Таковы его рассказы "Не гнись, орешник", "Незабываемое". В повестях "Зеленое золото", "Большая медведипа" встречаемся с целой серией повествовательных витков. Следует отметить, что такая особенность творчества Артемьева определяется художественно-психологическим типом героя-максималиста.
Со временем появилась другие Еритерпи эстетического освоения жизн'5. Литература стала постепенно отходить от идеализированной личности. Писатели почувствовали необходимость обращения к гаког/у геров, который напряженное внутреннее состояние обретает в непосредственном контактирования со средой. Степень субьективво-зисниовзльного восприятия мира пристрастным повествователем, рассказчиком стала убывать.
Данное обстоятельство вызвало к жизни _ цевтробежше романы и повести. Круг действующих в произведении лип значительно расширился. Своеобразие этого художественного феномена хорошо прослезивается в творчествах башкирского писателя-психолога Х.Гкляжева, чувашского прозаика 2в.7яра. Появился эпический многоплановый социально-психологический роман /"Солдаты без погон" 1.ГиляжеЕа, "Тенета" Хв.Уяра"/. Поэтика жанра такого романа определяется своеобразием множества героеЕ. Разные по художественно-психологической природе персонажи потребовали многообразия геройной пластики. Каждый герои как категория поэтики стал диктовать необходимость своей,неповторимой стилевой палитры.
Такие художественно-психологические типы диссертант анализирует на примере творческих исканий Уяра, представившего исключительно разнообразно их галереи. В. Осиновой /"Липа"/, в Иллэ /"Тенета"/ Уяр изображает героев с "Я"-ыаской, с "Я" -представляемым. Б Драпе /"Тенета"/ узнаем героя с двойственной психологией. Психологическую деперсонализацию личности писа-
сель изучает на призере образа Шахрупа /"Тенета"/ и т.д.. Это обстоятельство диагностирует определенную природу жанров произведений. Повесть Уяра осмысливается как повесть при наличии маленького рафлектируюшегс человека. Осознание героем самого себя осуществляется через анализ другого лерсоважа-обьекта. Таковы его повести "Три дня, три еоче", "Липа", "Братья" и т.д. В них писатель обрааается к приему сознания над сознанием.По-другому пашется роман Уяра: здесь писатель рассматривает равноправное взаимодействие героев, каждый из которых имеет свою пластику, свою поэтическую с4еру.
Интересна типология героев в произведениях Хв.Агавера. Героиня повести "СЕадьба" Зесьелис хотела бы выкроить себе счастье в замужестве с Петром. Но со смертью жениха ее надежды разрушаются. Эрдюк /"Эрдюк"/ надеется прожить счастливую жизнь, женившись на Кедера.' Но чаяния героя оказываются иллюзией -Кедеря сбегает с любовником, црихватив деньги мужа. Такие персонажи Дшвора в большинстве своем являются конформистами. Они хотели бы устроить благополучнув жизнь пристроившись к какому-либо кругу» который по И£ мнению, обеспечит выполнение их жизненных плазов.
Пристрастна в глубинно изучает писатель г другие типы героев. Дгль /"Агль"/, Тарас./"Затяжной дождь"/, Нахвати /"Рана"/ и др., как и многие герои Хв.Уяра, склонны к рефлективному осознанию себя. В силу экспериментальностя своего мышления дасагель, исследуя ¿¡ар таких героев, обращается к концентрированным ситуациям, к изучению среды. Для жацров повести и рас. сказа в творчестве Агавера большое значение приобретает взаимодействие героя со средой. В рассказах писатель ограничивается релязившм подходом к судьбе персонажа. Агль осознает себя в сопоставлении со снохой, со своими любовниками. Нпхва-ти драму в своей душе переживает после разговора с женщиной, которую когда-то любил. В повестях художник црибегает и к ассоциативным сопоставлениям. Тарас, например, параллельно с размышлениями о себе Еспоминает жизнь Алексея Мыши, которая развернута в повести в самостоятельную новеллу.
Как уже отмечалось, те идя иные художественно-психологические типы героев очень тесно связаны и с проблемами художественного мышления писателей, с их разновидностями. Герой
с определенны« гадом л с изголодав вкатает к .тлзна не только своеобразие z:ai:pa, не только своеобразную пласта]-', яэосхэд!--иуи для его о?ооракевяя. Во многом его асихологичвсзек своеобразием объясняемся в характер авторского присутствия ? произведении, вся поэтика автора.
1~'атьч глава называется "Поэтика автора а адгорсдзг:. лрисутссЕЗЯ в пеаходогаческои прозе". В вей исследователь изучает особенности повествования, способу опенки кзобралез-но;: действительности. По цненаю диссертанта, вся поэтика автора, все разнообразные 1срмк авторского присутствия е произведена!! зависят от того, какав взаваосгвсшввая складываззся иегяу худоява ком /с определенны« типом шшлеяпя/ 2 героем /определенного психологического тапа/. В тако.м свете проблема ангорского присутствия в произведении предстает как дроблена смыслового единства различаю: составлявших а как ценностная категория.
Б первые послевоенные годы в чуЕадской литературе рельефно проявился гургепевскп2 тип повествования, "выявлена ость,^ оесутлуость носителя реча как липа, ззходяаегося вне солета"1. Ь ловесгвовавга стала преобладать субьектлввое гадевзе »¿шра, рлторнко-побудительнве антонапна... Характерным это стало для Произведена:; А.Артемьева, раннего творчества Л.Агакова, А.Зие-льянсва в др. Б ах рассказах автор почти не в:.!епивается в развитие сс-.ета. Стремление рассказчика Фиксировать малекпае дви-"5кая дтпи героев усиливает субъективность восприятия мира. Среда таких рассказов в чувашской литературе ыоаво назвать "Не гнись, орешник", "Незабываемые дни" А.Артемьева, "Пзвапа" !>'..Ки-бека, "Свирель" А.Пиельянова и др.
лра организации повествовательной структур:- Артемьев призе-гает к так называемой "зкевозвпав героя" /Л.1явзоург/. Та;;, в начале повести "Зеленое золоте" читатель узнает, что Вал.Актг— ев оказался в немецкой плену. Отел героя а вернувшийся с фронта Аюхин считав? его предателей. Создается ло.т.яая экспозиция,
А Палевая Л.!.'. О соотношении персонажей а повествователя в скуете чувашского рассказа // Проблема автора в русской литературе 19-20 вв. - Ижевск, 1978. - С.74.- 196с.
от которой. повествователю необходимо отказываться. Действительно, автор рассказывает, что герой попал в плен, будучи без сознания. Но в ходе развития с22sга создается и другая зкепозагшя - углубления. Герой возвращается после ссылка домой, начинает трудиться в села. Так на цепочке самых разнообразных зкспозлпай героя пишутся все повести А.Артемьева. Центром такого "экспозитзвного поресгровзная." является герой-идеал писателя. Отрицательный герой в той же степени, в какой он образ человека, является л средством создания эпепэзлтзвной оаэтапиа. Произведения Артемьева одноструктурны.герои его одномерны. Писатель з опенке героев прибегает к самым разным призмам: лсдользуег толстовские способы характеристики одного липа через восприятие разными людьми /так, Салаыбл в первой частл одноименной повэста оценена через восприятие сельской ездег-гармониста л т.д./, прибегает к прием? сопоставления их с другими героями а т.п. Больпов значение аме^г raj^e гнзыогн;-мическяе средства /выражение глаз, мимика я т.д./, которыми писатель пользуется очень зирско д умело. Собственно и сам характер "эксдозативного" повествования о repos является средство;.; его осевка. Такой тип повествования а опенки героев встречаем порой в произведениях татарского писателя А.Зшзкл чувашских мастеров слова 1в.АгиЕера, Б.Петрова, ¿.Гордеава и т.д.
Интересна повествовательна? структура произведений Хз.Уяра. Главнее для писателя - умение найти вауграннха apyszay псдхслс-газ героя я характерологической его природы как пзреензза. Зго является для писателя основан:.; критерием построения повествования. Так, в романе "Тенета" рассказ об Плла начинается с описания баздра. Картины гвалта и сума, пыли и грязи, купле г продажи в романе неслучайны, через них писатель окольно рассказывает od Илле как человеке жестоком, готовом все продать а купить. 3 сиене базара появляется и другой герой романа - Ухтиван, но повествование о нем епе не начато. Ухтаван попадает в чу;:ую для него стихию. Начало повествования о нем - это картины родных солей, бедных крестьянских селений. Как ы в парном случав писатель прибегает к приему скрепа, вводит з стихии Ухтлзака -Паука, другого героя романа. Но повествование об лвукэ также начинается с другой отправной точка: с азоерзженлд его портретных черт. Иьук весь "создан" лз разнородных и как бы случайные деталей, одежда его го мала, то просторна, черты лиса то прег.-
ресш', то уродливы. И это тоге неслучайно - как £ в других героях, в Иг-уке писатель выделяет социально-характерологическое. внесшее, а через это характеризует его дуневные устремления.
Так создаются определенные тиле авторской речи. Каждый тг— кой тил г романе отзослгельво самостоятелен л дв'тгеревпгркал. 'J.-: обладает логнзеннс? степенью- характерологии, направленно! на показ сопаальБо-пслхологсческой обусловленности поведения героя. Но самостоятельность речевых плоскостей поддергивается только взаимодействием с другиus типами авторской речи. Tai:, последовательно вцражая и Нормируя оцределезвкй тип отношения г. Неуку, сасатель показывает, что пластика героя находится е процессе постоянного обновления а обогащения. Соприкасаясь с повествовательный типом речи 7хгявана, повествование об йвуке много вбирает от палитры Ухтиваза. Взаимоотношения Ивука с Ил-ло способствуют тому, что в пластику Ивука вносится иного красок из стзлеьой сЗеры Пяля... Но именно это и обеспечивает ■цельность авторского взгляда на героя. Главное в Ивуке - это желание цраспособзться я чужому кругу, к прослойке чиновников, богачей а т.д. Лоэтоет соцракоснозения с поэтическими сферами других герозв вносят в повествование иного карнавально-маска-рада:с: особенностей, способов а приемов комического осмысления с:пуасий, б которых оказывается Квук.
Типы авторской речи таким образом вбиравт в себя не только пластические средства изображения героя и жизни, но л средства авторской его характеристики. Взаимодействие определенных речевых плоскостей /которые являются и композиционными плоскостями произведения/ приводит к определенному своеобразии жанра. Автор ^ романе выстилает кат: последняя смысловая инстанция произведения. Такая же структура свойственна для романа Х.Гиляжева "Солдаты без погон". В нем писатель последовательно развивает само-стслтельвис плоскости Амара, Магиры, ХабиОулдянаДунаколв и др. Солладьло-пслхслогзчесхз.П роман вырастает лз взаимодействия героев, носителей разных типов сопиальной психологии. Другого свойства аоЕССтзовагельвач модель в повестях 7яра. В них лове-xoüne второстепенна: персонажей становится объектом для анализа гл:лгероем. В силу этого в основу повествования ложится гчз-.'тсершй монолог /"3 дня, 3 лочз"/ для . яесобствеззо-герой— кая речь /"Дала", "Братья"/. Объясняется такая сзфуктура лове-
СЕЕОванля поведением рефлективного героя. Повесть как жанровое образование в творчестве У яра представляет таким образом единство речевого поведения главного героя с характерностью повествовательной модели.
А.Артемьев, выралая тот или иной тип отношения к положительному герою, прибегает к сопоставлению главного героя со второстепенными. Так, Саламби в хода развития сюжета оценивается аз-тором с точки зрения Коли /с его юношеской непосредственностью, Музе /с ее внешне;! красотой и заутренней бездуховностью/, Зирь-длова /с его верхоглядством/ я т.а. Разных речевнх типов не создается, повестЕоваяиз остается одномерным, однонаправленным. Но развертывая зззненнуа историю Саламбл в сюжет, писатель находит гесоев. которые б той или ивой ситуации непосредственно близка •". героиня. А это является основанием для сюжетного развития :;олп, з ;,№зы, и Зирьялова я др. Создается аряем сололожзвзя, в котором явственно чувствуется го, кто;' тис относэная выработал писатель ао отношению к Саламби, как л какими средствами ок ее решил оценивать. Ощутимость носителя речи, наличие оконкречо-HHOil личности рассказчика в его произведениях создает базу для выработки одиопланоЕой повествовательной речи. Тем не менее, "автор" и здесь выступает как последняя смысловая инстанция. Поэтому в повествовательные задачи, и задачи оценки изображенно" действительности в произведениях rairse надо изучать ео взаимодействии рассказчика, второстепенных героев и главного действуйте го липа.
По-иному выстраивается повествовательная модель в творчестве Хв.Агивера. Б рассказе "Ночь тиха" внутреннее психическое состояние Виталия становится понятным читателю лишь в конце произведения. Писатель создает как бы две речевые плоскости - спокойное течение рассуждений троих мужчин и эффективные, яркие краски, рисующие поведение Llapnn. И лишь в результате противоречий между этими плоскостями и становится понятным отношение писателя к Заталею, к Ыарии, к троим мужчинам. Для показа внутрев-ыо,; жизни героя писатель обращается к еноположнгм событиям. На рассуждения мужчин, на поступок Марии не стали пэрдметоч ого мысли. То же происходит в повести прозаика "Мотель", '.¡ыкка, ге-pc.i повести , е кондз ее оказывается у "разбитого корыта.11. Узнав ох г'.чираюшзй матера, что похороаепнк]: сегодня мужчина его огзл, оа не имеет возможности с ним поговорить. Сонаоуглв, что
гена решала оставить его, он донял, что возврата г. прошлое? не может быть. Психологическое напряжение Иынкл многократно усиливается от того, что и как рассказало его умираниеи матерьп. Герой осознает, что нет е жизни человека поступка, зг которыд он не должен был бы нести полнуп ответственность. В продолжение всей повести развертывается символ-лейтмотив метели, которая заметает гее пути и дороги к прошлому. Но драматизм восприятия мира героем не только в осознании прошлого, во и понимании, будущего, которое связано с многотрудным преодолением самого себя.
В силу особого строения мира произведений Хв.Агявера в его повестях особое место принадлежит рассказу о ситуации, среде, с которыми герой взаимодействует. Стремясь осмыслить взаимодействие малого мира человека с большим миром ЛЕдей, писатель в сре-.де и ситуации ишет те качества, которые способствуют проявлению внутреннего напряженного состояния героя. Поэтому в его рассказах л повестях речь повествователя перемежается с элементами внутреннего монолога героя. Так писатель отражает взаимодействие персонажа со средой.
3 диссертаппи также проанализирована аналогичные вопросы в произведениях ¡Л.Кибека, ЗО.Скворпова и др. писателей. Рассмотренные диссертантом произведения, по его анению, позволяет утверждать, что в психологической прозе повествовательная модель произведения во многом зависит от художественно-психологической типологии героя. Повествование о герое-максималисте, о героичзс-жо* личности е чуЕашской психологической прозе 50-80-х годов ведет окопкреченны? рассказчик, носитель определенного типа реч;:. В центробежных произведениях каждый герой 1ребует своей пластики, соответствующей его психологическому мару. Такие повествовательные '1;орны приводит к создании определенных типов авторской речи. Б том случае, если художники образастся к показу взаимодействия малого млра героев с большим миром лвдей, в повествовании одно из основных мест занимает анализ ситуации, рассказ о разных ее особенностях. Все эти факторы проливав? свет на своеобразие особенностей психологического жанра, на тип отношения к отображенной действительности и т.д.
В работе автор, исходя из единства таких категорий, как художник, автор, герой, проанализировал некоторые особенности психологических жавроЕ повести, рассказа, романа, поэтам автора
а героя, типов авторского црисутствия, особенностей повествовательных моделей в чувашской прозе 50-80-х годов.
В заключения делаются некоторые еыводы, определяются характерные особенности развития чувашской психологической прозы в 50-80-а годы, намечаются некоторые перспективы дальнейшего исследования проблемы психологизма в чувашском литературоведения.
Основные положения диссертации вашш отражения в следующих статьях:
1. Хв. Уяр стялён хашяер уйрамлахёсем диычен // Çaiipâraiîx-па ¿сталах. - Чебоксары, IS82. /О некоторых особенностях стиля Хз.Гяра/. - G.I03-II8.
2. Повторение неповторимого / Размышления о худоаественном творчестве Хведера Уяра/ // Друзба. Пятературно-худозествен-нкй альманах. - Чебоксары, IS8b. li I. - С.206-234.
3. Плэмлё пуолзизстлка ытамёнче. - Ялав, - 1937. - 5 Д. -С.28-29. /В круг? худоаественной публяпистякя/.
4. Испытание поиском // Друяба. Литературно-худозестгевннй альманах. - Чебоксары. IS87. - Jé I. - 0.184-222.
5. Уяр укернё илем. - Тзван Атал. - IS89. - 4 Jé. - С. 63. /Категория прекрасного у Уяра/.
6. Тзвёде туйни - тиевле. - Т1ван Атал. - IS89. - \Ь 5. -С. 67-70. /Бдеил ответственности/.