автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Становление и развитие художественного повествования в чувашской прозе XVIII - нач. XX веков

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Васильева, Людмила Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Становление и развитие художественного повествования в чувашской прозе XVIII - нач. XX веков'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Васильева, Людмила Александровна

Введение

Глава I. Проблемы теории художественной речи

Глава II. Зарождение повествовательного стиля в ранней чувашской литературе

Глава III. Художественно-стилевые особенности в прозе конца XIX - начала XX веков

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Васильева, Людмила Александровна

Актуальность диссертационного исследования объясняется недостаточной разработанностью проблем художественного стиля, вопросов поэтики повествования в чувашской лингвистике и литературоведении. В исследованиях по литературе XIX века вплоть до последнего времени предпочтение отдавалось идейно-эстетическим, социально-тематическим проблемам. Своеобразие художественной литературы, выявление основных вех ее становления фактически оставались не затронутыми. Ученые недостаточное внимание обращали на особенности внутренней, художественно-речевой структуры прозаических произведений, практически не исследованы структурные и функциональные аспекты повествования как в ранних, так и в более поздних сочинениях чувашской словесности. Исследования последних лет показали, что понятие художественного высказывания фактически подменялось узколингвистическим анализом поэтического произведения, выявлением в произведениях словесного искусства категорий функциональной стилистики чувашского языка. Все это ставит задачу системного изучения явлений художественного стиля.

Нельзя сказать, что проблемы эти ранее не затрагивались. Отдельные стороны поставленной проблемы частично поднимались С.П.Горским, М.Я.Сироткиным. Приоритетом в их трудах было описание изобразительно-экспрессивных средств и тропов. Рассматривая художественный стиль, авторы свое внимание сконцентрировали в основном на анализе общеязыковых средств и приемов целостности текста, на том, как использовалось поэтическое богатство в том или ином произведении. Названный путь изучения эстетической сущности стиля долгое время был широко распространенным среди ученых-филологов. Это закономерно, ибо выявление образно-изобразительных и выразительных средств в лингво-поэтической речи, путей образной тропеизации имеют немаловажное значение в собственно лингвистическом плане. Формирование и развитие системы образно-экспрессивной поэтики языка не всегда преследует художественные цели. В литературоведении, в художественном стилеведении такой подход малоэффективен. К таким приемам прибегают и журналисты, и популяризаторы научных знаний, и носители бытовой, прагматической речи. Эту мысль подтверждает высказывание Д.Николаева, считающего, что уяснение и описание художественных, образно-выразительных средств "носит характер чисто эмпирический: в них лишь "описываются" те или иные приемы - без малейшей попытки осмыслить их идейно-художественные функции в структуре произведения. Тут следует понять, почему, в каких именно целях используются тропы, какое место занимают в структуре художественного произведения" (1988; 18). Нельзя не отметить справедливость мнения Н.К.Гея: "В художественном тексте, - пишет он, -нельзя брать одну сторону без учета всех его сторон вне организованного целого. Сущность художественности заключается в единстве и цельности, в универсально бесконечном взаимодействии составляющих его элементов и соподчинении единства всех функций" (1975; 228).

Таким образом, художественная речь может быть понята во всем объеме ее специфики лишь в том случае, если рассматривать ее не только со стороны художественно-изобразительных средств, но и с точки зрения структуры текста, повествовательной художественности. Современное состояние науки позволяет констатировать, что понятие художественного стиля сопрягается с понятием текста. В работе взаимоувязанность стиля и текста, способов ее художественного выражения осмыслены как основное условие изучения поэтического стиля. Единство названных свойств становится главной чертой образной природы литературы. Стиль произведения проявляется, естественно, в тексте, прозаический текст во многом обнаруживает себя в повествовании. Разумеется, у каждого текста есть автор, избирающий ту или иную форму развертывания сюжета и повествования. Поэтому для исследования данной темы решения проблемы образа автора является непременным условием. В диссертации автор понимается как смысловое единство всех частей отдельного, конкретного сочинения. В таких условиях художественность становится принципом решения поставленной проблемы образно-поэтической речи прозы и выступает координатором задач исследования различных форм повествования и его разновидностей. Все эти качества проявляются в речи произведения, понимаемой как системное сплетение жанра, сюжета, композиции, художественно-языковых средств и т.д. В силу этого поэтическое высказывание становится явлением многомерным, повествование же выступает одной из форм орга-ниации пространства произведения. Художественность - это та черта, которая проявляется в структуре произведения, в единстве его частей, уровневой и т.д. организации сочинения.

Предметом диссертационного исследования является ранняя чувашская проза XVIII - начала XX вв. Она представлена диалогами, этнографическими описаниями,сценками С.М.Михайлова, рассказами Игн.Иванова, миниатюрами "Букварей" И.Я.Яковлева, повестями И.Юркина, этнографическими описаниями Г.Тимофеева, творчеством хыбаровцев и др.

Целью диссертации являются следующие задачи: выявление стилевых особенностей ранних чувашских писателей, их повествовательной манеры, структуры художественной повествовательности прозы раннего и более позднего периодов; определение способов словесной организации и структуры повествования в произведениях ранних чувашских писателей, уяснение путей развития способов повествования; выявление предпосылок и истоков художественного стиля и повествования; разграничение таких понятий, как автор, повествователь; рассказ, повествование; описание, рассуждение как основных категорий прозаического повествования; изучение образа автора и различных его типов в художественной прозе, их роли в организации повествования;

Научная новизна работы заключается в том, что диссертация является первой работой, посвященной изучению особенностей художественного стиля в ранней чувашской прозе. Главное внимание в диссертации уделено структуре повествования, роли и месту образа автора и разнообразным формам его проявления, стилевому своеобразию произведений. Новой является и задача решения проблем повествования в чувашской литературе. Вопрос этот предметно еще не обсуждался ни в чувашской художественной стилистике, ни в чувашской лингвопоэтике, ни в чувашском литературоведении. Не решался научно и вопрос о внутренней структуре прозаического сочинения. Не исследовался образ носителя художественной речи. Нет рекомендаций того, как отличить внутреннее строение текста художественного от нехудожественного. В диссертационном исследовании сделаны попытки дать определенные, научно обоснованные ответы на все эти вопросы.

Методологической базой диссертации являются изыскания выдающихся ученых по теории и истории русской и советской литературы: М.М.Бахтина, Б.О.Кормана, В.В.Виноградова, Ю.В.Манна, Н.К.Гея и др. Диссертант опирался также на результаты исследований ученых региона: С.П.Горского, Н.П.Петрова, Г.И.Федорова, В.Г.Родионова, Г.Я.Хлебникова, Ю.М.Артемьева, М.Я.Сироткина, В.М.Ванюшева, Х.Р.Курбатова и др. Ведущее место в исследовании занимают принципы системно-структурного и сравнительно-сопоставительного анализа предмета изучения.

Практическое значение полученных выводов: материал диссертации может быть использован при создании курсов лекций по истории чувашской литературы, при подготовки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам художественной речи, стилистики художественной прозы, поэтики повествования.

Апробация работы: положения диссертационного исследования были изложены в различных публикациях, выступлениях на международной конференции "И.Я.Яковлев и духовный мир современного многонационального общества" (Чебоксары, 1998): национальной научно-практической конференции "Наследие традиционной культуры народов Среднего Поволжья в преддверии XXI века" (Чебоксары, 1998); межвузовской конференции "Проблемы истории чувашского литературного языка и стилистики" (Чебоксары, 1999) и т.д.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление и развитие художественного повествования в чувашской прозе XVIII - нач. XX веков"

Заключение

В этом исследовании художественный стиль созвучен с повествованием. В целостности текста особым образом организуется повествование; стиль произведения проявляется, естественно, в тексте. Художественный текст является сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей. Именно в тексте воплощаются разновидности и вариации различных типов речи: описания, рассуждения, повествования. Для художественной речи характерно взаимодействие различных речевых планов повествователя, рассказчика, персонажа: на первый план выдвигается художественно-речевое проявление носителя высказывания. Разумеется, у каждого текста есть автор, избирающий ту или иную форму развертывания сюжета, повествования.

Образ автора проявляется в произведении через речевое поведение рассказчика, повествователя. Образ автора мы принимаем как смысловое единство всех составляющих частей конкретного сочинения. Как эстетическая категория, автор есть совокупность взглядов, концепций, поэтических средств, она накрепко срастается со всеми образами произведения, является организатором смыслового единства всех частей. Многосторонность произведения скрепляется в целостность смыслового единства именно образом автора. Художественность выступает основой художественного текста. Прозаическое произведение скрепляется в целостность из разных речевых блоков, объединенных с образом повествователя, взаимоувязанных с такими категориями, как образ автора, повествование.

Стиль выступает как способ мышления, выявляется в образах автора, повествователя, рассказчика, проявляется в тексте, в повествовании, диктует формы и приемы развития сюжета. Это особая разновидность художественной речи.

Анализируя произведения ранней чувашской прозы мы пришли к таким выводам:

1. Поэтическое повествование начинает зарождаться в историко-этнографических очерках, обнаруживает свои истоки в оригинальном творчестве первых творцов поэтических текстов. Истоки его кроются также в просветительстве, в переводах религиозно-богослужебных сочинений, корни ранней чувашской прозы кроются в эпических, фольклорных, ритуально-магических текстах.

2. С.Михайлов разрабатывает механизм чувашской повествовательной прозы, обосновав его на диалогизированной форме изложения. Диалог выступает как организатор повествования, сюжета, композиции, представляет форму повествовательной организации прозаического текста.

3. Произведения Игн. Иванова состоят из трехчастной структуры. Прозаическая организация текста строится по следующей модели: паспортизация-действие-мораль. В художественную прозу внедряется технология бытовой нравоучительной речи.

4. "Букварная" проза И.Я.Яковлева зародилась как необходимая потребность чувашского народа. Острота и лаконизм, народных пословиц и поговорок, анекдотов и притч, бытовавших в народе, способствовали формированию сжатой манеры повествования, применяемой в букварных миниатюрах и рассказах.

В языке и стиле букварных текстов различных изданий существенных изменений не наблюдается, а имеются лишь небольшие стилистические, синтаксические поправки в конструкциях предложений, что говорит о большом языковом чутье его составителей. Букварные тексты И.Я.Яковлева и Симбирской чувашской школы способствовали накоплению художественного опыта молодым поколением, освоению законов эстетики и художественности.

5. Этнографическое сочинение "Тахар ял" (Девять деревень) представляет своеобразное произведение, вобравшее в себя и научную, и художественную формы повествования. "Тахар ял" - единое цельное повествование о чувашах.

В этнографических очерках можно наблюдать вполне завершенные повествовательные миниатюры, воспринимающиеся как легенда, миф, притча, рассказ.Его очерки свидетельствуют о широких возможностях художественного повествования. Помимо указанных автором разделов и подразделов здесь множество других тематических сюжетов и микросюжетов

6. В произведениях И.Юркина картины быта, усиливают достоверность изображения. В конце 80-х годов XIX века писатель начал разрабатывать сложную структуру повествования, основанную на на синтезе описания, изображения и рассуждения, совмещении различных субъективных планов, использовании приемов драматизации, системы внутренних монологов и диалогов персонажей, взаимопроникновении различных форм внутренней речи, разнообразных способов выявления авторской позиции.

7. В конце XIX века наряду с Симбмрской прозаической школой возникает и Казанская школа прозы, представленная в лице Н.Никольского, Г.Комиссарова, О.Романова, Н.Кедрова, И.Ефимова-Тахти и др.

В основе повестей Н.Кедрова, О.Романова лежит раскрытие христианской морали на примере воспитания в семье.

8. Чувашская проза развивается, воплощаясь в разных жанрах, в том числе и в жанре автобиографического очерка, примером тому является повесть С.Чунтерова "Моя жизнь". Сти

154 левой доминантой в ней выступает исповедальность рассказчика, который без утайки, с открытостью души повествует о своей частной жизнь.

9. Первая чувашская газета "Хыбар" вырастила на своих страницах многих замечательных чувашских писателей и журналистов. Наиболее ярко проявляют свой талант на страницах газеты М.Акимов и Т.Таэр.

В произведениях М.Акимова сочетаются элементы публицистики и художественности, стилевой чертой является сатиричность и ироничность изображаемого. Произведения Т.Таэ-ра имеют символический, аллегорический подтекст, герой-рассказчик несет позицию автора. В основе сатирических повествований И.Юркина лежит юмор. Анекдотичность случая положена в основу повествования.

Газетно-публицистические жанры своим лаконизмом, стремлением в нескольких словах выразить главное, отточенностью языка оказали влияние на манеру повествования и стиль прозы. "Хыбар" способствовала формированию публицистико-художественной речи в прозе.

 

Список научной литературыВасильева, Людмила Александровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абдуллаева, 1987. Абдуллаева Г.А. Художественный стиль азербайджанского литературного языка. //Дисс. . канд. филол. наук. - Баку, 1987.

2. Анализ художественного текста (сборник статей). М.: Педагогика, 1975. - 120 с.

3. Аникина, 1987. Аникина А.Б. Значение и смысл художественного слова. //Значение и смысл слова. Художественная речь, публицистика. - М.: Изд-во МГУ,1987 . - 195 с.

4. Анастасьев, 1987. Анастасьев H.A. Продолжение диалога: Советская литература и художественные искания XX века. -М.: Сов. писатель, 1987. - 432 с.

5. Андреев, 1954. Андреев H.A. Стили литературного языка. // Родная Волга, 1954. - N 4. - С. 138-147. - На чуваш, яз.

6. Андреев, 1958. Андреев H.A. Стилистика чувашского языка. Часть I. - Чебоксары, 1958.

7. Артемьев, 1971. Артемьев A.A. Стиль и язык художественного произведения. //Родная Волга, 1971. - N 1. - С.65-72. - На чуваш, яз.

8. Артьемьев, 1977. Артемьев A.A. Образность и действенность языка художественной литературы. //Родная Волга, 1977. - N 8. -С. 73-80. - На чуваш, яз.

9. Артемьев, 1992. Артемьев Ю.М. Просветительство и развитие чувашской литературы. // Дисс. .докт. филол. наук. М., 1992. -284 с.

10. Артемьев, 1996. Артемьев Ю.М Чувашская литература на рубеже двух веков. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. - 244 с.

11. Бахтин, 1970. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.,1970. - С.340-341.

12. Бахтин, 19&6. Бастуй NX- Ben росы литттурЫ И &ГЕТИКИ M. ,Ш6.-С. M, 93.

13. Бахтин, 1979. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. - С.36

14. Большаков, 1998. Большаков А.Ю. Теория автора в современном литературоведении. //Изв. РАН, Сер. лит.и яз. - М., 1998. - т. 57. - N 5. - С. 15-24.

15. Большой словарь литературоведческих терминов. М.: Наука 1990.- С. 67

16. Бонецкая, 1986. Бонецкая Н.К. Образ автора как эстетическая категория. // Контекст. - 1985. - М.:Наука, 1986. - С.254.

17. Бонецкая, 1995. Бонецкая Н.К. Проблема текста художественного произведения у М.М.Бахтина. s //Филологические науки. 1995.-N 5. - С.37-45.

18. Борев, 1988. Борев Ю.Б. Эстетика. М.:Изд-во полит, лит.1988. - 496 с.

19. Будагов, 1967.- Будагов P.A. Литературные языки и языковые стили. М.: ВьгсШ.шк., 1967. - 376 с.

20. Будагов, 1984 Будагов P.A. Писатели о языке и язык писателей. - М.,1984. - 280 с.

21. Ванюшев, 1995. Ванюшев В.М. Творческое наследие Г.Е.Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья. - Ижевск, 1995.

22. Васильев, 1974. Васильев A.B. Стилевые поиски в чувашской литературе Х1Х-нач XX вв. //Чувашский язык, литература и фольклор. Сборник статей ЧНИИ, В.Ч.Чебоксары, 1974. - С.327-355.

23. Васильев, 1988. Васильев A.B. Просветительство и концепция просвещенного человека в чувашской литературе XIX-нач.ХХв. // Автореф. . канд. дисс. - Уфа, 1988.

24. Васильева, 1983. Васильева А.Н. Художественная речь (курс лекций). - М.: Русский язык, 1983. - 256 с.

25. Васильева, 1993. Васильева Г.П. Национальное мировосприятие и национальный стиль // Аспект - 1991. Исследование по мордовской литературе.- Саранск, 1993. - С.27-48.

26. Веселовский, 1989. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.0»«" *<>««*»*'' пючвс^еииЛ. М,

27. Виноградов, 1961. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М., 1961. - 614 с.

28. Виноградов, 1971. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1971. - 318 с.

29. Виноградов, 1980 Виноградов В.В. Стиль "Пиковой дамы" //О языке художественных произведений - М., 1980. - С.203.

30. Винокур, 1959. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - М., 1959. - С.390.

31. Владимиров, 1979. Владимиров Е.В. В русле времени. -Чебоксары, 1979. - 232 с.

32. Галаланов, 1982. Галаланов Б.Е. Души изменчивой приметы. -М.:Сов.писатель, 1982. - 248 с.

33. Гачев, 1964. Гачев Г.Д. Ускоренное развитие литературы. -М.:Наука, 1964. - 311 с.

34. Гей, 1971. Гей Н.К. Поэтика Л.Н.Толстого и типология современного романа //Славянские литературы, 8-й международный съезд славянистов. - М., 1971.

35. Гей, 1975 Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. - М.:Наука, 1975. - 471 с.

36. Гей, 1989. Гей Н.К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. -М.:Наука, 1989. - 269 с.

37. Гегель, 1938. Гегель Г.В. Лекция по эстетике. - Сочинения в 13 томах. -М.,1938. - т.12, С.100.

38. Гёте, 1931. Гете И.В. Собрание сочинений в 13 томах.- М., 1931. - т.10. - С.399.

39. Гловиньский, 1995. Гловиньский М. Поэтика и нелитературные тексты. // Славяноведение, 1995. - N 1.- С.35-43.

40. Горский, 1954. Горский С.П. Вопросы истории чувашского языка. //Учен.зап.ЧНИИ, вып. 10. - Чебоксары, 1954. - С.21.

41. Горский, 1959. Горский С.П.Очерки по истории чувашского литературного языка. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1959. - 271 с.

42. Горшков, 1997. Горшков А.Е. Русская словесность: от слова к словесности. - М.: Наука. 1997. - 237 с.

43. Горшков, 1982. Горшков А.Е. Язык предпушкинской прозы. -М., 1982. - С. 67.

44. Григорьев, 1979. Григорьев В.П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. - 343 с.

45. Гришман, 1982.- Гришман М.М. Ритм художественной прозы. -М.: Сов. писатель, 1982. 368 с.

46. Гуковский, 1965. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.

47. Гуковский, 1959. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. - М.; Л.: 1959. - С. 200.

48. Джаббаров, 1988. Джаббаров Х.Н. Проблема образности в художественном стиле современного азербайджанского языка. //Дисс. . докт. филол. наук. - Баку, 1988.

49. Долинин, 1986. Долинин К.А. Интерпретация текста (французский язык). - М., 1986.

50. Егоров, 1982. Егоров Н.И. Чувашский саламалик. //Чувашский фольклор. Срецифика жанров. - Сб. статей ЧНИИ. -Чебоксары,1982.- С. 129-166.

51. Есин, 1988. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - М.: Просвещение, 1988. - С. 176.

52. Есин, 1997. Есин А.Б. Стиль литературного произведения. //Русская словесность. - 1997. - N 4. - С. 82-96.

53. Ефимов, 1961. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. - М., 1961. - С.78.

54. Жирмунский,1960. Жирмунский В.М. Стихотворение Гёте и Байрона "Ты знаешь край?." Опыт сравнительно-исторического анализа. //Тезисы докладов межвузовской конференции по стилистике художественной литературы. - М., 1968.

55. Затонский, 1988. Затонский Д.В. Художественные ориентиры XX века. - М.: Сов. писатель, 1988. - 416 с.

56. Исследования по эстетике слова и стилистике художественной литературы (сборник статей). Л.; Изд-во Ленинг. ун-та, - 1964.

57. Канюков, 1971. Канюков В.Я. От фольклора к письменности. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 126 с.

58. Карагашин, 1996. Карагашин И.А. Сказ в русской литературе. Вопросы теории и истории. - Калуга, 1996. - С. 12.

59. Ковалев, 1965. Ковалев В.А. Многообразие стилей в советской литературе. - М.;Л.: Наука, 1965.

60. Ковтунова. 1986. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. -М.: Наука, 1986. - 205 с.

61. Кожин, 1982. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М.: Высш. шк., 1982. - 222 с.

62. Кожина, 1962. Кожина М.Н. О понятии стиля и месте языкахудожественной литературы среди функциональных стилей. Пермь; 1962. 62 с.

63. Кожина, 1966 Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. - Пермь, 1966. - 213 с.

64. Кожина, 1993. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М.: Просвещение, 1993. - 230 с.

65. Кожина, 1996.- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1996. - 214 с.

66. Кожинов, 1965 Кожинов В.В. Художественная речь как форма искусства слова. // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. - М.:Наука, 1965. - 504 с.

67. Комиссаров Г.И. История чувашской письменности и литературы (Х-ХХ вв). Рукопись. //Научный архив ЧГИГН; отд II:, ед. хр. 62.

68. Кононов, 1982. Кононов А.Н. История изучения тюркских языков в России: Дооктябрьский период. - Л.: Наука, 1982. -197 с.

69. Корман, 1971. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора //Страницы истории русской литературы. - М.: Наука, 1971. - С.199.

70. Корман, 1981. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов //Проблемы истории критики и поэтики реализма. - Куйбышев, 1981. - С.40-41.

71. Краснянский, 1972. Стилистика художественной речи (повествовательная речь). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. "С. 7Z

72. Кривцун, 1999. Кривцун O.A. Эстетика. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 430 с.

73. Курбатов, 1978. Курбатов Х.Р. Татарская лингвистическая стилистика и поэтика. - М.: Наука, 1978. - С.15-16.

74. Курбатов, 1992. Курбатов Х.Р. Система татарской лингвистической стилистики и поэтики. //Дисс. . докт. филол. наук. -Казань, 1992.

75. Левидов, 1983. Левидов А.М. Автор - образ - читатель. - Л.: изд-во Ленинг. ун-та, 1983. - 350 с.

76. Литературный текст: проблемы и методы исследования. Калининград: Изд-во Калининград.ун-та, 1987. - 164 с.

77. Лихачев, 1968. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы. - 1968. - N 8. -С.38-42.

78. Лихачев, 1979. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. - 360 с.

79. Локс, 1992. Локс К.Г. Современная проза (стиль). //Вопросы литературы. - 1992. - Вып. 2. - С. 227-249.

80. Лосев, 1994. Лосев А.Ф. Проблемы художественного стиля. -Киев, 1994. - 228 с.

81. Лотман, 1976. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М.: Высш. шк., 1976. - 227 с.

82. Мамедов, 1984. Мамедов А.О. Вопросы повествования азербайджанской прозы второй половины XIX века. // Дисс. . канд. филол. наук. - Баку. 1984. - С 96-98.

83. Манн, 1991. Манн Ю.В. Автор и повествователь // Известия АН СССР, Сер. Лит.и яз. - 1991, т.50. - С.3-19.

84. Михайлов, 1968. Михайлов М.М. Стилистика русской речи. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1968.

85. Михайлов, 1972 Михайлов С.М. Труды по этнографи и истории русского, чувашского и марийского народов.- Чебоксары, 1972. - 423 с.

86. Михайлова, 1974 Михайлова Н.И. Типология повествованияв художественной прозе А.С.Пушкина. Дисс. .канд. филол. наук. - М., 1974. - с.10.

87. Мукина, 1999. Мукина И.В. Роль перевода Библии в формировании и развитии чувашского литературного языка. //Дисс. . канд. филол. наук. - Чебоксары, 1999. - С.78.

88. Никитин, 1990. Никитин-Станьял В.П. Чувашский рассказ (1921 - 1941). - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. - 128 с.

89. Николаев, 1988. Николаев Д.П. Смех Щедрина: очерки сатирической поэтики. - М., 1988. - С. 18.

90. Образная структура текста. Алма-Ата: Изд-во Казахстан, унта, 1987. - 95 с.

91. Одинцов, 1973. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. - М.: Наука, 1973.

92. Одинцов, 1980. Одинцов В.В. Стилистика текста. - М.: Наука, 1980.- 263с.

93. Палиевский, 1965. Палиевский П.В. Художественное произведение // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. -М.: Наука, 1965. - 504 с.

94. Падучева, 1995. Падучева Е.В. Виноградов В.В. и наука о языке художественной прозы // Известия РАН. Сер. Лит. и яз. -1995, т.54, N 3. - С.39-40.

95. Папава, 1983. Папава Е.И. Композиционно-речевая организация рассказов В.Шукшина. - Дисс. .канд. филол.наук. - М.,1983.

96. Петров, 1995. Петров К.К. Начало чувашской журналистики. //Актуальные проблемы журналистики. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 1995. - С.51.

97. Петров, 1963. Петров Н.П. О работе С.Фомина над языком художественных произведений - Учен. зап. ЧНИИ, в. 22. -Чебоксары, 1963. - С-229-251.

98. Петров, 1964. Петров Н.П. Из истории становления прозаических стилей чувашского литературного языка. - Учен. Зап. ЧНИИ, в. 27. - Чебоксары, 1964. - С-146-160.

99. Петров, 1969. Петров Н.П. И.Я.Яковлев - создатель письменности и литературного языка. - Учен. зап. ЧНИИ, в.42. -Чебоксары,1969.- С. 70-83.

100. Петров, 1972. Петров Н.П. Зарождение и развитие новой чувашской письменности // 100 лет новой чувашсколй письменности. Сб. статей ЧНИИ. - Чебоксары, 1972. - С. 77-97.

101. Петров, 1978. Петров Н.П. История чувашского литературного языка (Учебное пособие). Чебоксары, 1978. - 86 с.

102. Петров, 1980. Петров Н.П. Чувашский язык в советскую эпоху. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1980. - 208 с.

103. Попова, 1998. Попова Е.В. Художественное произведение как эстетическая ценность. // Литература в школе,1998, N 4.-С.145-156.

104. Поспелов, 1970.- Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.- 330 с.

105. Поспелов, 1978. Поспелов Г.Н.Теория литературы. - М.: Высш.шк., 1978. - 351 с.

106. Потебня, 1976. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976.- 614 с.

107. Родионов, 1989, а. Родионов В.Г. История формирования чувашского литературоведения // Чувашская литература: вопросы поэтики и стиля. Сб. статей ЧНИИ. - Чебоксары, 1989. - На чуваш, яз.

108. Родионов, 1989, б. Родионов В.Г. Заговоры, молитвословия и благословения. //Чувашский фольклор. Исследования и тексты. -Чебоксары, 1989. - С. 60-68. - На чуваш, яз.

109. Родионов, 1989, в. Родионов В.Г., Васильев A.B. Чувашская дореволюционная литература.-Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. - 302 с. - На чуваш, яз.

110. Родионов, 1991. Родионов В.Г. Этапы становления чувашской литературы. //Литературное наследие: исследования и тексты. Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары, 1991. - С. 7-21. - На чуваш, яз.

111. Родионов, 1992. Родионов В.Г. Чувашский стих. Проблемы становления и развиия. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. -223 с.

112. Рудяков, 1977. Рудяков H.A. Стилистический анализ художественного произведения. - Киев: Вища школа, 1977. - с.136.

113. Свительский, 1978. Свительский М.А. Об изучении авторской оценки в произведениях реалистической прозы. //Проблема автора в русской литературе. - Ижевск, 1978. - 197 с.

114. Скафтымов, 1972. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. - М.: Худож. лит. 1972. - 543 с.

115. Сидорова, 1973. Сидорова Е.С. Запись и публикации чувашских сказок. // Чувашский язык, литература и фольклор. Учен.зап.ЧНИИ. в.2. - Чебоксары, 1973. - С.121-136.

116. Сироткин, 1967. Сироткин М.Я. Очерки дореволюционной чувашской литературы. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1967. -238 с.

117. Смирнов, 1972. Смирнов И.П. От сказок к роману. //История жанров в русской литературе X-XVIII вв. - Л.: Наука., 1972. - С. 284-320.

118. Современная чувашская литература: вопросы художественного мастерства. Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары, 1990. - 122 с.

119. Соколов, 1966. Соколов А.Н. Теория стиля. - М.: Искусство. 1966. - 226 с.

120. Страхов, 1973. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. В 3-х томах. Часть I.- Саратов, 1973. -С.84.

121. Творогов, 1983. Творогов A.B. Новые исследования стилей художественной литературы: обзор. // Русская литература, 1983. -N3, С.195-206.

122. Типология стилевого развития XIX века. М.: Наука, 1977.- 496 с.

123. Тыминский, 1997. Тыминский А.И. Поэтика прозы Н.Хво-щинской. // Дисс. . канд. филол. наук. - М., 1987.

124. Тынянов, 1965. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. - М., 1965. - С 66-121.

125. Фаустов, 1986. Фаустов A.A. К вопросу о концепции автора в работах М.М.Бахтина. //Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 1986. - 128 с.

126. Федоров, 1985. Федоров А.И. Образная речь. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. - 1985. - 199 с.

127. Федоров, 1996. Федоров Г.И. Поиски изящной словесности. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. - 223 с. - На чуваш.яз.

128. Федоров, 1992. Федоров Г.И. Некоторые проблемы становления и развития повествовательных форм в ранней чувашской литературе. //Проблемы письмености и культуры. Сб. статей ЧНИИ. - Чебоксары, 1992. - С. 45-54.

129. Федоров, 1996. Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. - 303 с.

130. Фомин, 1926. Фомин С.Ф. Чувашская художественная литература. //Канаш, 1926, май 5. - На чуваш, яз.

131. Хализев, 1999. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высш. шк.,1999. - 397 с.

132. Хлебников, 1966. Хлебников Г.Я. Чувашский роман. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. - 211 с.

133. Хлебников, 1971. Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература. - Чебоксары: Чуваш, книж. изд-во., 1971. - 183 с.

134. Храпченко, 1982. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа.- М.: Худож. лит., 1982.- 234 с.

135. Художественный стиль и структура образа. Ереван: Изд-во Армянской ССР, 1974. - 308 с.

136. Чернухина, 1977. Чернухина И.Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. - С.68-90.

137. Чернухина, 1984. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984. - 115 с.

138. Чичерин, 1965.- Чичерин А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова. М.: Сов. писатель, 1965. - 297 с.

139. Чувашская литература: вопросы поэтики и стиля. Сб. статей ЧНИИ Чебоксары, 1989.

140. Чувашская литература: вопросы истории и теории. Сб.статей ЧНИИ. Чебоксары, 1992. - 88 с.

141. Чудаков, 1963. Чудаков А.П. Об эволюции стиля прозы А.П.Чехова. Обсуждение проблем стилистики художественной литературы. //Филологические науки, 1963. вып. 5. - N 3, с.166-167.

142. Чудаков, 1975. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1975 - С 514Zt^'Uv^dко&, кт^Чу&АЫЪА.П. ПОЭ-гыкй ЧехоЬА . Ы.: Н&УК* , 'Ш

143. ЧХС. Чувашское устное народное творчество: в 6 т. - Чебоксары; Чуваш, кн. изд-во, 1973-1987. - На чуваш, яз.

144. Шаталов, 1969. Шаталов Е.С. Проблемы поэтики И.С.Тургенева. - М., 1969.

145. Шкловский, 1966. Шкловский В.Б. Повести о прозе. Размышления и разборы. - М.: Худож.лит., 1966. - С. 68.

146. Юмарт, 1990. Юмарт Г.Ф. Чувашская эпическая поэзия. //Чувашская народная поэзия. Сб. статей ЧНИИ. - Чебоксары, 1990.- С. 140-144.

147. Юмарт, 1993. Юмарт Г.Ф. Вокруг проблем авторства в фольклорном наследии. // Слово: 1993. Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары, 1993. - С.48-70. - На чуваш, яз.

148. Язык и композиция художественного текста. Сб. научных трудов.- М.: 1984. С.95.

149. Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. М.: Республика, 1997. - 696 с.

150. Яковлев, 1997.- Яковлев Ю.В. Автор концепции национального самосохранения чуваш. //Лик Чувашии, 1997. 158-168 с.

151. Яковлев, 1998. Яковлев Ю.В. Стихийное чутье скрытых смыслов и возможностей чувашского языка и футуристическое отношение к слову. /Чаваш ен, 1998, март 21-28.

152. Список использованных текстов

153. Акимов М.Ф. Сходка. //Хыбар, 1906. N 12. - На чуваш, яз.

154. Акимов М.Ф. Шутка. //Хыбар, 1906. N 23. - На чуваш, яз.

155. Акимов М.Ф. Помещикам довольство, крестьянам невзгоды. //Хыбар, 1906. - N 31-32. - На чуваш, яз.

156. Акимов М.Ф. Деревенская жизнь. //Хыбар, 1907. N 27. - На чуваш, яз.

157. Букварь для чуваш. Казань: тип.-лит. Тилли, 1873. - 48 с. Букварь для чуваш. - Казань: тип. Гладышевой М.А., - Изд ПМО., 1886. - 54 с.

158. Букварь для чуваш. Симбирск: Тип. Токарева А.Т., - Изд. ПМО, 1886. - 156 с.

159. Букварь для чуваш. Симбирск: Тип. Хапкова И.С., - Изд. ПМО., 1900. - 240 с.

160. Букварь для чуваш. Симбирск: Тип.-лит. губерн. Направления, 1914. - 46 с.

161. Иванов И.И. Моя поездка в Казань, на учебу. //Дореволюционная чувашская литература. Тексты, т.1. Чебоксары: Чуваш, кн. из-во, 1984. - С. 144-147. - На чуваш, яз.

162. Иванов И.И. Хороший, умный, добрый человек во всем пригож. //Там же. С. 151-156. - На чуваш, яз.

163. Иванов И.И. Один человек все село портит. //Там же. С. 147151.- На чуваш, яз.

164. Иванов И.И. На готовое не зарься, сам наживай. // Там же. С. 153-155. - На чуваш, яз.

165. Иванов И.И. Не чини зла людям, самому придется терпеть. /Там же. С. 156-158. - На чуваш, яз.

166. Иванов И.И. Сапоги обувай, да и лапти не выкидывай. //Там же. С. 163-164. - На чуваш, яз.

167. Иванов И.И. Как себя поведешь, такой привет и в людях найдешь. //Там же. С. 165-166. - На чуваш, яз.

168. Иванов И.И. Не человек для денег, а деньги для человека. //Там же. С. 171-173. - На чуваш, яз.

169. Кедров Н.М. Чти отца с матерью, и тебе же воздастся добром. //Дореволюционная чувашская литература. Тексты. т.1. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. С. 292-317. - На чуваш, яз.

170. Михайлов С.М. Чувашские разговоры и сказки. Казань, 1853.

171. Михайлов С.М. Разговор между верховым и низовым чувашом. //Дореволюционная чувашская литература. Тексты. т.1. Чебоксары: Чуваш, кн.изд-во, 1984. С. 99-101. - На чуваш, яз.

172. Михайлов С.М. Сборы на Болдран-базар. // Там же. С. 101102. - На чуваш, яз.

173. Михайлов С.М. О Пугаче. //Там же. С. 103-104. - На чуваш, яз.

174. Михайлов С.М. О старине. //Там же. С 105-106. - На чуваш, яз.

175. Михайлов С.М. Человек располагает, а бог располагает. //Чувашская литература X-XI классы. Чебоксары: Чуваш, кн. из-во, 1997.- С. 50-51.

176. Михайлов С.М. Злополучный сын. //Там же. С. 51-53.

177. Михайлов С.М. Разговор на постоялом дворе. //Там же. С. 5357.

178. Романов О.Г. Бог милует страждущих. //Дореволюционная чувашская литература. Тексты. т1. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - С. 317-327. - На чуваш, яз.

179. Семенов Т.С. (Таэр Тимки) Пробиться бы к свету. //Хыбар, 1907. N 2. - На чуваш, яз.

180. Семенов Т.С. Свет жизни. //Хыбар, 1906. N 2, 20. - На чуваш, яз.

181. Семенов Т.С. Голодный год. //Хыбар, 1906. N 17. - На чуваш, яз.

182. Семенов Т.С. Всему виной пьянство. //Хыбар, 1906. N 11. -На чуваш, яз.

183. Тимофеев Г.Т. Тахар ял: этнографические очерки и фольклорные материалы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1972. - 491 с. -На чуваш, яз.

184. Хведи Чуваш. Песни, такмаки. //Дореволюционная чувашская литература. Тексты, т.1. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. - С. 90-93. - На чуваш, яз.170

185. Чунтеров С.П. Моя жизнь. //Дореволюционная чувашская литература. Тексты. т11. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. - С. 2153. - На чуваш, яз.

186. Юркин И.Н. Собрание сочинений: очерки, повести, стихи в прозе, воспоминания, т I. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1986. -На чуваш, яз.

187. Юркин И.Н. Богатство. //Дореволюционная чувашская литература. Тексты, т.1. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. - С. 224228. - На чуваш, яз.

188. Юркин И.Н. На толкучке. //Там же. С. 231-234. - На чуваш, яз.

189. Юркин И.Н. О религии. Город Чебоксары. //Там же. С. 231234. - На чуваш, яз.3 8. Юркин И.Н. У проруби. Московский хлын. //Хыбар, 1906. N7. - На чуваш, яз.