автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Проблемы развития азербайджанской художественной прозы конца XIX - начала XX вв.

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Мамедов, Афлатун Юнус оглы
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Проблемы развития азербайджанской художественной прозы конца XIX - начала XX вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Мамедов, Афлатун Юнус оглы

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. Эволюция традиционных прозаических жанров. 26

ГЛАВА П. Короткий рассказ и новелла - ведущие жанры сатирическо-юмористическои прозы.78

ГЛАВА Ш. Памфлеты,пародии и юмористические миниатюры . 137

ГЛАВА 1У.Развитие лирико-психологического рассказа . 190

ГЛАВА У. Жанры повести и романа эпической прозы. 251

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Мамедов, Афлатун Юнус оглы

Конец XIX - начало XX века - один из самых сложных периодов в истории Азербайджана, насыщенный богатыми общественно-политическими и литературно-культурными событиями. Судьба Азербайджана, неразрывно связанная с судьбой России, определялась тем подъемом, которым был отмечен этот период на всей огромной территории Российской Империи: ".зашевелились все классы общества, от рабочих и крестьян до помещиков и капиталистов,-писал В.И.Ленин,- поднялись голоса негодования отовсюду - в Петербурге и на т

Кавказе, в Польше и Сибири" .

Оказывали свое воздействие на Азербайджан, также исторические и политические взаимоотношения России с европейскими странами. Но, вместе с тем, если цросветительское движение достигло в Европе своего полного развития еще в ХЖ веке, то в Азербайджане оно только начинало формироваться. Выдающимся представителем этого движения явился М.Ф.Ахундов /1812-1878/ - основоположник реалистической драматургии и реаяистическо-сатирической прозы в азербайджанской литературе. Призывая прогрессивных писателей своего времени создавать прозаические произведения, отражающие актуальные проблемы жизни, Ахундов выступал против тех писателей, которые нарушали в своем творчестве гармоническое соответствие между содержанием и формой.Он критиковал, например, Рзакули хана Хидая-та, автора рассказов в стихах: "Используемая в прозе,рифма искажает выражение мысли,ослабляет его.И это потому,что из-за рифмы в произведении появляются тавтологические значения, мысль в тексте осложняется, метафора теряет свою красоту и звучание,в рео зультате произведение не имеет успеха . Главная цель литературы,

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.У.-М.,Госполитиздат,1960,с.83.

2 Ахундов М.Ф.Избранные сочинения в 2-х т.,т.П.-Баку,Изд.АН Азерб.ССР,1961,с. 246 (на азерб.яз.). по мнению М.Ф.Ахундова, - это правдивое »реалистическое изображение жизни народа.

Прогрессивные взгляды М.Ф.Ахундова освоила, руководствуясь ими в своей деятельности,азербайджанская литературно-культурная общественность конца XIX, начала XX века. Именно к этому времени относится развитие и укрепление идеологии просветительства, появление немалого числа прогрессивно настроенных людей, получивших образование в высших учебных заведениях России и Европы. В Баку, Гяндже, Нахичевани и других городах Азербайджана открываются новые школы и гимназии, создаются театральные труппы. Был открыт азербайджанский отдел в Закавказской /Горийской/ учительской семинарии Д879г./, начинают переводиться на азербайджанский язык прозаические произведения, пьесы русских и европейских драматургов, многие из которых ставятся на сцене.

Просветительская идеология сплотила писателей,поэтов,преподавателей, призывая их к тесной связи литературы с народной жизнью, с общественно политическими проблемами эпохи. Оживление чувствовалось во всех сферах литературы и искусствам том числе в области поэзии и прозы. Известный литературовед Ф.Кочарлинский, еще в 1903г., анализируя этот период писал: "В произведениях азербайджанских поэтов, в отличие от предыдущих эротических и сентиментальных качеств, наблюдалось новое направление. Самым известным представителем этого направления являлись Гасым- бек из Хынзырстана, под псевдонимом "Закир" и М.Ф.Ахундов"1.

Все азербайджанские писатели стремились усовершенствовать национальную художественную прозу,но если цели их отличались единством, то пути идейно-художественного решения данной проблемы были разными. И.Куткашенский в лирико-психологическом рассказе "Рашид

I Кочарлинский Ф. Литература азербайджанских татар.-Тифлис, 1903, с. 16. бек и Саадат ханум" познакомил европейского читателя с восточной жизнью,с преданной любовью молодых азербайджанцев; А.Бакиханов в лирико-публицистическом рассказе "Книга Аскера" выразил этико--философские взгляды, нравственное кредо нового поколения; М.Ф.Ахундов в сатирической повести "Обманутые звезды" обличал отсталость, невежество и деспотизм, уделив особое внимание вопросу идейности и актуальности художественного произведения. Несмотря на господствующее положение, завоеванное реалистическим методом, проявившим себя основной движущей силой литературы,обладающим большим идейно-воспитательным воздействием,тем не менее,вплоть до начала XX века,новых прозаических произведений все еще создавалось мало. Одна из главных причин заключалась в том, что в 80-90 гг. XIX века происходила замена старшего поколения писателей: завершилась эпоха А.Бакиханова, М.Ш.Вазеха, К.Закира, И.Кут-кашенского, М.Ф.Ахундова, С.А.Ширвани, им на смену в литературу пришло молодое поколение в лице Н.Везирова, Э.Султанова,М.А.Таг-лыбова, З.Марагаи, Дж.Мамедкулизаде, Н.Нариманова, А.Ахвердова, С.С.Ахундова, С.М.Ганизаде и других. Уже первые прозаические произведения этих писателей,созданные в разных жанрах, показали, что они стоят на правильном пути литературного развития. Многие из числа молодых писателей были выпускниками Закавказской /Торий-ской/ семинарии, некоторые окончили высшие учебные заведения в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе, Казани и других городах.Освоив лучшие достижения русской и европейской литературы,приобщившись к культуре России и Европы они, вернувшись на родину,поставили своей задачей претворить в жизнь свои высокие прогрессивные идеи.

Литературная деятельность новой смены писателей начиная с конца XIX века была успешной. Появились новые реалистические произведения, новые жанры.Большой интерес вызывали художественно

-физиологические очерки Г.Зардаби,традиционные, нравственно-дидактические рассказы Э.Султанова, романы-трактаты М.А.Талыбова, сатирический роман-путешествие З.Марагаи, реалистические рассказы и повести Дж.Мамедкулизаде, художественно-публицистические и эписто-лдаые романы Н.Нариманова, А.Шаига, С.М.Ганизаде и др. Возросли мастерство, народность, демократизм, действенность и актуальность художественной прозы. Обозначилась эволюция традиционных прозаических жанров. Но все это было лишь первоначальной основой большого дела, первыми шагами в данной области.

В то время для развития национальной прозы явились основой имевшиеся уже богатые литературные традиции. Первая русская революция, совершившая коренной переворот как в общественно-политической, так и в литературно-культурной жизни Азербайджана, содействовала всестороннему развитию художественной прозы. Уже в первые годы революции азербайджанские писатели выступают с новыми реалистическими произведениями, посвященные актуальным, животрепещущим темам. Впервые в азербайджанской прозе появилась тема революционного преобразования жизни, образ рабочего; с этого времени начинает свое развитие пролетарская литература.

В связи с революционными событиями в Баку получила широкое распространение большевистская печать, которая в свою очередь оказывала большое воздействие на идейный рост литературы и искусст-ва.Н.Нариманов,С.Мусеви,Т.Шахбази,Б.Талыблы поддерживали тесный контакт с большевистскими органами периодической печати: "Гуммет" /"Единение"/, "Девет-Гоч" /"Призыв"/, "Текамюль" /"Эволюция"/, "Йолдаш" /"Товарищ"/, "Бакы хаяты" /"Бакинская жизнь"/. Так, например,рассказы писателя-большевика С.Мусеви, пронизанные революционным духом, были опубликованы в газете "Текамюль".

Литература,в частности художественная проза,в начале IX века отражала острую борьбу между различными классами и течениями современного общества. Реализм, как основной литературный метод, объединил пролетарскую, революционно-демократическую и просвети-тельско-демократическую литературу. Революционные демократы -Дж.Мамедкулизаде, А.Сабир и А.Ахвердов своими передовыми идеями были близки к большевикам. Их произведения публиковались на страг-ницах сатирического журнала "Молла Насреддин", признанного глашатаем прогрессивных, освободительных идей на всем Ближнем и Среднем Востоке. Именно эти писатели заложили основы революцион^ ной сатиры в азербайджанской литературе.Опираясь на лучшие традиции национальной и русской литературы, они поднимали актуальные проблемы эпохи.Такие просветители-демократы, как Ю.Везир, С.С.Ахундов, С.М.Ганизаде и другие во многих вопросах сходились с революционными демократами.

Имевшие место в ту сложную эпоху острые противоречия между общественно-политическими силами нашли свое художественное преломление также в творчестве представителей прогрессивного романтизма. Писатели-романтики Г.Джавид, МДади, А.Шаиг, А.Сиххат, А.Диванбек оглы, Дж.Джабарлы явились выразителями передовых идей в литературе. Под влиянием событий русско-японской войны, первой русской революции,первой мировой войны, и,наконец, под воздействием Великой Октябрьской революции, сформировались их социально-эстетические взгляды, они стали зрелыми, профессиональными мастерами пера.

Азербайджанские писатели, как реалисты,так и романтики, в своих лучших прозаических произведениях выступали против царской тирании, колониализма, капиталистической и помещичьей эксплуатации, разоблачали восточный деспотизм, общественную отсталость,религиозные обряды и традиции, косность и фанатизм. Коренные сдвиги, происшедшие во взглядах азербайджанского народа под влиянием революции 1905-1907 гг. впервые нашли свое отражение в творчестве этих писателей. Передовые азербайджанские литераторы выдвинув девиз: "свобода не дается, а завоевывается", призывали народ к сплочению и борьбе.

В круг наиболее актуальных тем художественной прозы того времени входили такие проблемы,как общественные взаимоотношения между рабочими и капиталистами, крестьянами и помещиками,классовые противоречия, бесправие женщин, свобода и счастье народа. Для отображения этих проблем требовались новые жанровые формы} но, поскольку молодые писатели испытывали затруднения в их создании, новые образцы художественной прозы создавались ими в традиционных прозаических жанрах.

Эволюция традиционных жанров, начатая М.Ф.Ахундовым,продолжалась впоследствии М.А.Талыбовым, З.Марагаи, Дж.Мамедкулизаде, А.Ахвердовым и др. В конце XIX века в нашей литературе появились новые образцы таких традиционных жанров как путешествия, приключения, трактат, эпистолярная форма. В начале нашего века получили литературную жизнь еще новые прозаические жанры: маленький реалистический рассказ, новелла, пародия, памфлет. Благодаря своим художественным и идейно-тематическим особенностям эти жанры расценивались как проявление новаторства в нашей литературе.

Не случайно заслуга создания подобных произведений принадлежала писателям, входившим в литературную школу "Молла Насреддин"а. Журнал "Молла Насреддин", созданный в 1906г., сыграл исключительно большую роль в развитии азербайджанской сатирическо-юмористи-ческой прозы. Он дал новое направление творчеству писателей-революционных демократов, создавая богатые возможности для проявления их таланта. Именно на страницах этого журнала появились впервые образцы новых жанров - новеллы,пародии и памфлета.

Критический реализм,сформировавшийся непосредственно под влиянием "Молла Насреддина", ярко проявился в прозе таких молланасреддин№, . как Дж.Мамедкулизаде и А, Ахвердов.Превращение сатиры в основное средство критического реализма, появление многих сатирическо-юмористических произведений и их жанровое разнообразие также связаны с этим журналом. Как писатели-большевики, так и молланасредщинцы стремились правильно ответить на вопрос "что делать?" В отличие от писателей, сглаживающих противоречия, стремящихся сочетать политику с религией, примирить угнетателей с угнетенными, видевших выход из создавшегося положения лишь в просвещении народа, молланасреддинцы призывали трудящихся к борьбе, создавали острые сатирические рассказы, новеллы и пародии, направленные против "старых законов" /Дж.Мамедкулизаде/, против "пустоголовых" /А.Ахвердов/ и "глубокой пропасти" - религиозных различий народов /Н.Нариманов/, Они стремились отразить реальную жизнь народа, звали его на защиту своих прав, на ликвидацию невежества и отсталости. "Проза этих писателей,далекая от пассивного созерцания, представляла собой лучшие образцы реалистической литературы, она активно включалась в решение важнейших вопросов современной жизни. В этих произведениях содержались идеи революционного преобразования общества, перестройки его. Именно на этом этапе развития писателей-реалистов раскрывается их положительный общественный идеал, который является неотделимой чертой и реализма, и революционной сатиры"^. Это направление в литературе нашло наиболее яркое и последовательное проявление на страницах журнала "Молла Насреддин", в творчестве писателей--молланасреддинцев. Именно они в своих острых публицистических выступлениях уподобляли царский строй и его законы "старой гни

I История азербайджанской литературы в 2-х т., т.П.-Баку, Изд. АН Азерб. ССР, 1960, с. 529 (на азерб.яз.). лой материи", открыто заявляли, что "нет никакой пользы от "гнилой материи", сколько бы ни сшивали, чинили, все равно она порвется"* .

Писатели-реалисты считали непреложным создание новой констио туции, считая, что "все старые законы должны быть вычеркнуты" , о и уверенно призывали народ "взяться за палку"0 и "уничтожить микробы в организме нации"4. Такие идеи обычно раскрывались в комических сюжетах и образах. Это присуще особенно творчеству Дж.Мамедкулизаде. Издатель и деятель, прозаик, тесно связанный с политикой, Дж.Мамедкулизаде умел поднять единичный жизненный эпизод на уровень политической идеи. С идейно-художественными аспектами прозы Дж.Мамедкулизаде перекликались мотивы также некоторых рассказов А.Ахвердова и Ю.Везира.

Начиная со второй половины ИХ века сатира находит наиболее сильное проявление в поэзии,избрав своей основной задачей разоблачение религиозного фанатизма и устаревших обычаев и обрядов. В начале же XX века, когда деятельность журнала "Молла Насреддин" становится еще более разносторонней, сатира проявляется с одинаковой активностью и силой, как в поэзии,так и в прозе. "Пламенный и грозный гнев людей, считавших себя оскорбленными от безобразия общества" /В.Г.Белинский/ нашел свое глубокое осмысление в сатирическо-юмористической прозе.

Азербайджанские сатирические писатели привнесли в национальную прозу боевитость и революционный дух. И в этом смысле азербайджанская сатирическая проза, особенно произведения Дж.Мамед-кулизаде и А.Ахвердова, своими идейно-художественными особеннос

1 "Молла Насреддин", 26 апреля 1909г. № 17 (на азерб.яз.).

2 Там же.

3 Там же, 24 февраля 1907г., $ 8.

4 Там же, 2 марта 1908г., № 9.

-л уями и ролью в развитии азербайджанской прозы соотносятся с творчеством М.Е.Салтыкова-Щедрина и Н.В.Гоголя. Если Салтыков-Щедрин и Гоголь обогатили русскую прозу, то Дж. Мамедкулизаде и Ахвердов имеют те же заслуги в отношении азербайджанской црозы. Н.В.Гоголь показал,что кроме помещичьей России есть и Россия народная.Дж.Мамедкулизаде также тревожили судьбы народа,жизнь и быт которого он отразил в своем творчестве.

Большие сдвиги происходили и в области лирико-психологичес-кой прозы. Новые рассказы этого направления,опираясь своими жанровыми особенностями на национальные традиции,выражали сокровенные мечты и желания трудящихся.Вполне конкретно,откровенно и тенденциозно в них ставились темы рабочего класса, борьбы за достижение свободы и независимости,непримиримого отношения к внешним и внутренним эксплуататорам, дружбы и интернационального братства между народами. Примечательно, что авторами таких лирико-психо-логических рассказов в основном были писатели-большевики и просветители-демократы, с именами которых и связано рождение жанра романа в азербайджанской литературе.

Качественный подъем и количественный рост произведений азербайджанской црозы в начале XX века продолжался недолго.В связи с усилением царского надзора, в те годы имел место синусоидальный процесс в развитии печати и в том числе литературы, особенно прозы. Не случайно,что именно в этот период на смену остро тенденциозным, сатирическим лирико-психологическим рассказам, новеллам, пародиям приходят юмористические, анекдотичные и цросто развелка-тельные миниатюрные рассказы.Появляются и небольшие романы* сюжет которых большей частью был заимствован из народных дастанов и классических произведений.

В те годы азербайджанская цроза по форме и содержанию не могла достичь уровня таких ее шедевров, как "Бахадур и Сона"

Н.Нариманова, "Уста Зейнал", "Конституция в Иране" Дж.Мамедкули-заде, "Письма из ада", "Бомба" А.Ахвердова, "Квитанция в рай" Ю.Везира, "Письмо не дошло" А.Шаига и др. В публиковавшихся тогда произведениях на передний план выдвигались не острые социально-политические противоречия эпохи, а борьба с невежеством, фанатизмом, суевериями, отсталостью,а также тема любви, проблемы семейно-бытовых отношений. Здесь, в основном, привалировали не сатира и четко проступающая тенденциозность, как это имело место ранее, а психологизм и мягкий юмор.

Азербайджанская проза возродилась в послереволюционные годы реакции и первой мировой войны. Развиваются новые жанры, обогаг-щается художественное своеобразие произведений, появляется новая тематика, связанная с разоблачением колонизаторов, виновников кровопролития, трагедии многих безвинных, беззащитных, одиноких людей. Но появляются, правда, как исключение, произведения, слабые по своей идее и художественному мастерству, в которых звучал призыв к братству и дружбе представителей всех народов, независимо от их социального происхождения и классовых позиций. Такие произведения, в основном, публиковала буржуазная печать, они были романтическими по стилю и абстрактными по содержанию. В то же время начали переводиться приключенческие, исторические романы на религиозные темы.

В азербайджанской литературе того времени создаются конкретные образы колонизаторов и эксплуататоров народа, которые нашли яркое воплощение в таких романтических рассказах, как "Перед демоном" А.Шаига, "Несчастная семья" А.Сиххата, а также в реалистически х рассказах, новеллах и повестях - "Курбанали бек", "Жена консула" Дж.Мамедкулизаде, "Мои олени" А.Ахвердова, "Пир" Н.Нариманова, "В царстве нефти и миллионов" И.Мусабекова, "Александр Щнич" Т.Шахбази и др. Были изданы романы, рассказы и повести, посвященные народным героям - Кер-оглы, Гачаг Наби, Гачаг Керем и др. Эти произведения обогатили панораму и усилили общую линию развития нашей прозы того периода.

Великая Октябрьская революция с большим воодушевлением была встречена прогрессивными азербайджанскими писателями. Можно было ожидать, что национальная художественная проза станет активно проникать в социальную жизнь народа, но получилось по-другому: самоуправство и анархия, временно воцарившиеся в Азербайджане, захват власти мусаватистами, нарушили эту надежду. Темп идейно-творческого развития художественной прозы не повысился, а, наоборот, снизился, появились рассказы, слабые по своему художественному мастерству, вредные по идее. Но это не могло отторгнуть нашу литературу» в том числе художественную прозу, от уже имевшихся богатых традиций. Установление Советской власти в Азербайджане Д920/ открыло новые перспективы и в развитии художественной литературы. Основоположниками азербайджанской советской прозы явились уже знакомые народу писатели, начавшие свою творческую деятельность еще до революции: Дж.Мамедкулизаде,А.Ахвердов, М.С.Ордубади, С.С.Ахундов, Б.Талыблы, А.Шаиг, Ю.Везщ), С.ГусеЙн, Т.Шахбази, Дж.Джабарлы и др. Дж.Мамедкулизаде и А.Ахвердов, получившие известность как авторы новой сатирико-юмористической прозы, Ю.Везир и М.С.Ордубади стали основоположниками азербайджанского советского романа, С.С.Ахундов и Дж.Джабарлы - зачинателями азербайджанской советской драматургии, а А.Шаиг азербайджанской советской детской литературы. Н.Нариманов, ТЛахбази и Б.Талыбли были выдвинуты на ответственные партийно-государственные посты.

Послереволюционная азербайджанская художественная проза в своем развитии в основном находилась на правильном пути, Ее жанры, жанровое многообразие, мастерство и поэтика, идейные и творческие особенности формировались на основе собственных богатых литературных традиций.

Актуальность темы диссертации определяется настоятельной необходимостью исследования художественной црозы конца ХГХ-н а чала XX века, истории ее, путей формирования и развития, идейно-эстетических качеств, литературно-художественных особенностей, жанрового, структурно-стилевого своеобразия. Только при наличии подобной разработки материала можно приступить к уточнению этапов развития и определить роль художественной прозы данного периода в истории нашей литературы и общественной мысли. Немаловажное значение имеет также привлечение национального опыта в облао-ти создания художественной прозы к предмету общеисторических и общетеоретических поисков филологической науки, играющей все более возрастающую роль в исследовании многонационального классического наследия. В этом плане исключительное значение приобретает разработка актуальных проблем азербайджанской прозы такого сложного периода, как конец Х1Х-начала XX веков, когда в Азербайджане складывались и приумножались славные революционные традиции.

В постановлении ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" /1972/ обращено внимание на то, что все еще нередко появляются "материалы, в которых дается неверная картина истории советского и дореволюционного искусства, предвзято оцениваются отдельные художники и произведения"*.

Действительно, в работах литературоведов и критиков, посвященных проблемам истории азербайджанской литературы,в частности, прозы, нет единогласия, все еще продолжаются споры и дискуссии, порою неверно оцениваются произведения отдельных писателей, по-разному трактуются их творчество»метод,стиль,мировоззрение.

I "Правда", 25 января 1972г.

Это объясняется.очевидно, недостаточной разработанностью в азербайджанском литературоведении проблем истории и теории прозы. Поэтому всестороннее и многостороннее изучение основных проблем развития азербайджанской художественной прозы досоветского периода - одна из существенных проблем, стоящих перед налим литературоведением.

Литературные традиции азербайджанского народа, заложенные такими корифеями как Низами, Хагани, Физули, М.Ф.Ахундов, М.Сабир, Дж.Мамедкулизаде положительно воздействовали на социалистическую культуру. Наша партия и государство придают особо важное значение изучению богатых и сложных путей развития национальных литератур, проблемам традиций и новаторства, идеи и мастерства. Таким образом, тема, исследуемая нами впервые, вытекает из актуальных задач советского литературоведения.

Эволюция в развитии азербайджанской художественной прозы в отношении ее идейного содержания и мастерства в конце XIX, начале XX века - особый период в азербайджанском литературоведении. Многочисленные прозаические произведения того периода, созданные в разных жанрах, своими идейно-художественными особенностями, эмоциональными качествами и интернациональным духом оказывали большое влияние на этическо-эстетическое воспитание народа. Воинствующий сатирический рассказ, реалистическая новелла, а также подлинный национальный роман создавались именно в этот период. Новые жанры литературы дали художественную жизнь таким новым темам,как борьба против эксплуатации и колониализма, национально-освободительное движение, свобода, счастье, Родина и народ. В произведениях все чаще появлялись образы рабочего, революционера, социал-демократа.

Азербайджанская художественная проза своим последующим идейно-творческим размахом обязана именно этому периоду. Не случайно большинство прозаических произведений азербайджанских писателей, увидевших свет в начале XX века привлекали внимание 1фитиков.

Профессиональные критики - Ф.Ко чарли, С.Гусейн на страницах пет риодической печати рецензировали некоторые рассказы и романы . Но в целом проза азербайджанских писателей конца Х1Х-начала XX века стала объектом обстоятельного исследования лишь в годы Советской власти.

В связи с требованием актуальности, в 30-х годах литературная критика, в основном была направлена на обсуждение воцросов творческого метода писателей, мировоззрения положительных героев, воспитание нового человека и других вопросов современной литературы.

Критики М.Кулиев, А.Зейналлы, А.Назим, М.К.Алекперли положительно отозвались и о произведениях писателей, созданных еще до революции. Но в отношении творчества этих писателей они не бы

2„ ли свободны от влияния теории вульгарного социологизма. С дальнейшим развитием литературы стала крепнуть и развиваться и критика, которая постепенно отходит от прежних своих заблуждений. С этого времени начинается объективное исследование творчества писателей-классиков. Начиная с 40-х годов и по настоящее время такие литературоведы и критики как М.Рафили, Дж.Х.Гаджиев, М.Ариф, Ф.Касум

1 См. Кочарлинский Ф. Литература азербайджанских татар.-Тифлис, 1903. Ко чарли Ф. История азербайджанской литературы, т. 1.-Баку, "Злм", 1981 /на азерб.яз./. Сеид Гусейн. Взгляд на наши печати.- "йгбал", 9 июля 1У12 г.; "Увядшие цветы", 26 сен?. Х9!3; "Страницы жизни", 9 окт.1913; "Жажда души".- "Игбал", 25 окт. 1913; "Несчастный миллионер или Рзагули хан Франкофил" 18,21 дек. 1915 и т.д. /все на азерб.яз./.

2 См.: "Революция и культура" 1928, 11-12 /на азерб. яз./. заде, М.Гусейн, М.З.Джафаров, М.Дж.Пашаев, М.Ибрагимов, А.Шариф, К.Талыбзаде, МЛИагинян, А.Мирахмедов, К.Мамедов, Г.Халилов, Г.Мамедзаде, Я.Караев и другие в своих исследованиях обоснованно высказывались по проблемам азербайджанской прозы конца Х1Х-начала XX века*. М.Ари$, А.Шариф, А.Мирахмедов, К.Мамедов, А.Заманов, Х.Мамедов, Я.Исмаилов, И.Бекташи, Н.Велиханов, М.Манафи, С.Маме-дов, Б.Мусаев и другие создали ценные монографии2 и диссертации3

1 Рафили М.Н.Нариманов-выдающийся революционер и писатель.-Баку,1956;Гаджиев Дж.Х.История азербайджанской литературы XX века.-Баку,Изд.АГУ,1956/на азерб.яз./;Ариф М.Избранное,в 3-х т.,т.П.-Баку,йзд.АН Азерб.ССР,1968 /на азерб.яз./;Шагинян М.Об азербайджанской прозе.-"Литературная газета", 1940,$ 28;Гусейн М.Вопросы литературы и искусства.-Баку, Азернешр ,1958/на азерб.яз./;Пашаев М.Дж Литературные школы в Азербайджане Д905-1917/.Дисс. .докт.филол. наук.-Баку,1969/на азерб.яз./;Джафаров М.З.Романтизм в азербайджанской литературе.-Баку,Изд.АН Азерб.ССР,1963/на азерб.яз./;Талыб-заде К.Азербайджанская критика XX века.-Баку,"Элм",1966/на азерб. яз./;Мирахмедов А.Писатели,судьбы,произведения.-Баку,"Язычы",1978 /на азерб.яз./;Мамедзаде Г.М. Ф.Ахундов и Восток.-Баку,"Элм",1971 /на азерб.яз./;Гаджиев А.Романтизм и реализм.-Баку,"Злм",1973; Караев Я.Критика,проблемы и портреты.-Баку, Азернешр ,1976/на азерб.яз./ и др.

2 Рафили М.Мир за Фатали Ахундов.-Баку, Азернешр, 1939 ¡Ибрагимов М.Великий демократ.-Баку, Азернешр ,1939/на азерб.яз./;Ари| М. Творческий путь Джафара Джабарлы.-Баку,Изд.АТУ,1966/на азерб.яз./; Шариф А.Рождение Молла Насреддина.-Баку,"Гянджлик",1968;Заманов А. Абдулла Шаиг.-Баку,"Знание",1956/на азерб.яз./;Исмайлов Я.Жизнь и творчество Абдулла Шаига.-Баку,"Элм",1962/на азерб.яз./;Мамедов К. Абдурагим бек Ахвердов.-Баку,"Гянджлик",1970/на азерб.яз./^ели-ханов Н.Сулейман Сани Ахундов,-Баку,"Гянджлик",1968/на азерб.яз./; Мирахмедов А.Азербайджанский Молла Насреддин.-Баку, "Язычы",1981 /на азерб.яз./.

3 Мамедов Х.Жизнь и творчество С.М.Ганизаде.-Баку,1963/на азерб.яз./;Бекташи И.Жизнь и творчество А.Диванбек оглы.-Баку, 1963/на азерб.яз./;Максудов И.Жизнь и творчество Э.Султанова.-Баку,1963/на азерб.яз./;Манафи МЛКизнь и творчество М.А.Талыбова.-Баку,1966/на азерб.яз./;Мусаев Б.Художественная проза и публио жизни и творчестве ряда азербайджанских писателей этого периода на основании глубокого изучения их художественной прозы. Литературоведы М.Мамедов, Ф.Гусейнов, Н.Мамедов, М.Ахундовйв своих диссертациях исследовали художественную прозу М.Ф.Ахундова, Дж.Ма-медкулизаде и Ю .В.Чеменземинли1.

Важное значение имеет также исследование И.Зфендиева история развития азербайджанской классической прозы до начала XX века?. Монография А.Мамедова "Рассказ в азербайджанской литератуз ре" тоже посвящена этой теме .

МЛЗелиев^ и ГДалилов^ в своих докторских диссертациях и книгах, посвященных изучению развития азербайджанского советского романа и рассказа, прослеживают также и общие традиции азербайджанской прозы.

Несмотря на многочисленные исследования, все же приходится констатировать, что история и отдельные проблемы развития азерцистика Таги Шахбази.-БакуД966/на азерб.яз./;Мамедов С.Жизнь и творчество Сеида Гусейна.-Баку,1967 /на азерб.яз./.

1 Мамедов М. Художественная проза Дж.Мамедкулизаде.-Дисс. канд.филол.наук.-Баку, 1963/на азерб.яз./;Ахундова М. Рассказы Ю.В.Чеменземинли.-Дисс. канд.филол.наук.-Баку, 1969/на азерб. яз./;Гусейнов Ф.Основные проблемы художественной прозы Дж.Мамедкулизаде.-Дисс. .докт.филол.наук.-Баку, 1973/на азерб.яз./.

2 См.: офендиев И. Из истории азербайджанской художественной прозы.-Баку,Азернешр, 1963/на азерб.яз./;Продолжатели сатири-ческо-реалистической прозы М .Ф.Ахундова.-Баку, Азернешр, 1974 /на азерб.яз./.

3 Мамедов А. Рассказ в азербайджанской литературе.-Кировабад,Изд.АЛИ им.Г.Зардаби,1970 /на азерб.яз./.

4 Велиев М. Развитие азербайджанской советской прозы.--Дисс. докт .филол.наук.- Баку,1970 /на азерб.яз./.

5 Халилов Г. Из истории азербайджанского романа.- Баку, "Элм", 1973 /на азерб.яз./. байджанской прозы такого сложного периода как конец Х1Х-начало XX века, процесс эволюции и формирования ее, вопросы жанрового своеобразия, метода и стиля, идеи и тематики, а также поэтики не явились предметом специального исследования литературоведов,

В азербайджанском литературоведении по указанным выше вопросам не имеется ни одной монографии, ни одной диссертации, хотя изучение этих вопросов - это одна из самых актуальных и насущных проблем, стоящих перед учеными. Исследование ее стало возможным только после тщательного изучения творчества в целом и особенно прозы отдельных писателей конца XIX-начала XX века. Данная работа--первый научно-исследовательский и научно-теоретический труд и первая диссертация в области нашего литературоведения, посвященная проблемам развития художественной прозы указанного периода.

Основная цель и задачи исследования. Основной целью диссертации является обстоятельное исследование основных проблем развития азербайджанской художественной прозы, эволюции отдельных ее жанров, проблематики и мастерства, определение ее места и роли в истории азербайджанской литературы.

Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:

- привлечение к исследованию всех известных и неизвестных научному миру образцов азербайджанской прозы до 20-х годов в целях создания общей панорамы движения прозы и ее жанров, выявления ее позитивных тенденций, плодотворного влияния на развитие азербайджанской советской прозы;

- определение жанрового своеобразия азербайджанской дооктябрьской прозы и творчества отдельных ее представителей;

- исследование проблем метода и стиля, традиций и новаторства, тематики и образа, сюжета и композиции, национального характера и положительного героя, историзма и современности, националь

- 20 ного и интернационального в художественной прозе;

- выявление новых возможностей художественной прозы с точки зрения обогащения ее проблематикой и мастерством приобретения ею современных качеств под влиянием развернувшегося просветительского движения, революционно-демократических и большевистских идей;

- исследование творческих взаимоотношений азербайджанских писателей с русскими, восточными и европейскими прозаиками; выявление роли этих взаимосвязей в развитии национальной прозы, в становлении и эволюции новых жанровых в азербайджанской прозе;

- прослеживание идейно-творческих поисков азербайджанских прозаиков в контексте историко-литературного процесса исследуемого периода, выявление художественных достоинств и недостатков произведений;

- специальное исследование двух основных ветвей художественной прозы: сатирико-юмористической и лирико-психологической, рассмотрение отдельных жанров - как традиционных, так и новых; освещение общего направления развития прозы;

- прослеживание движения реализма и романтизма в азербайджанской художественной прозе, определение специфических идейно--эстетическкх качеств этих литературных направлений;

- определение роли писателей революционно-демократического направления и литературной школы "Молла Насредцин" в развитии сатирической и юмористической прозы в Азербайджане.

В диссертации особое внимание уделяется также вопросам изучения роли и места художественной прозы е общественно-литературной жизни Азербайджана.

Научная новизна диссертации прежде всего определяется оригинальностью самой темы. Настоящая диссертация представляет собой первое системное историко-теоретическое исследование в области азербайджанской прозы конца XIX - начала XX века.

В диссертации впервые сделана попытка всесторонне и глубоко исследовать историю и проблемы развития азербайджанской художественной прозы, особенно в области ее цроблематики и мастерства# Прослеживание проблемы развития прозы рассматриваемого периода выявило новые аспекты исследования: национальное своеобразие путей развития, обусловленность идейно-эстетических качеств условиями социально-политической жизни, роль традиций национальной литературы и связей с русской, восточной и европейской литературами. Подход к исследованию этих проблем избран совершенно новый.История азербайджанской прозы дооктябрьского периода, пути и этапы развития ее жанров, в частности, таких; как новелла, пародия, палфлет, лирико-психологичвский рассказ, повесть и роман в обобщенно-теоретическом плане впервые изучаются именно в данной работе.

В диссертации выявлены новые, до сих пор неизвестные прозаические произведения, расшифрованы ряд псевдонимов, уточнены жанры произведений.

Выявлен также ряд литературных аналогий и параллелей с классиками мировой литературы: Дж.Боккаччо-Э.Султанов, Ж.Ж,Руссо- М.А.Та-лыбов, Н.В.Гоголь-Дж.Мамедкулизаде, А.П.Чехов-А.Ахвердов, Н.Г.Га-рин-Михайловский-Ю.Везир, А.И.Гончаров-А.Диванбек оглы, Б.Кушкаки--Дж.Джабарлы и др. Тем самым определяется роль взаимосвязей и взаимовлияний в развитии азербайджанской прозы, в эволюции традиционных и в становлении новых ее жанров.

Основными объектами исследования являются более пятисот произведений традиционных /приключение, путешествие, фантастика, аллегория, послание, трактат/ и новых жанров /реалистический рассказ, новелла, пародия, памфлет, роман/ азербайджанской художественной прозы рассматриваемого периода. Авторами таких произведений были писатели различных мировоззрений: М.А.Талыбов, ЗЛарагаи,

Э.Султанов, Дж.Мамедкулизаде, НЛарманов, А.Ахвердов, Ю.Безир, А.Шаиг, С.С.Ахундов, М.С.Ордубади, С.М.Ганизаде, АДиванбек оглы, ДжДжабарлы, Т.Шахбази, Б.Талыблы, И.Мусабеков, С.Мусеви и многие другие. Большинство произведении было издано отдельными книжками, помещено в учебниках, сборниках, хрестоматиях, либо опубликовано на страницах периодической печати. В исследовании широко использованы рукописи, архивные материалы, рецензии, критические статьи, первые издания произведений, а также другие материалы, хранящиеся в Центральных архивах, фондах, библиотеках Москвы, Ленинграда, Баку, Тбилиси.

Особое внимание фиксируется на образцах отдельных жанров, которые сыграли исключительную роль в формировании и развитии национальной прозы, приблизив ее к мировой художественной прозе начала XX века. В диссертации приводятся факты из истории русской, турецкой, персидской, арабской прозы в целях правильного определения и уточнения аналогии между конкретными произведениями. Задача углубленного прослеживания истории развития национальной прозы обусловила включение в диссертацию исторических художественных произведений, а также образцов мемуарного жанра, путевых заметок, рассказов и романов в стихах, художественно-публицистических очерков, фельетонов. Некоторые из этих жанров до сих пор не были изучены нашим литературоведением.

Теоретическая и методологическая основа диссертации.Основной метод исследования - историко-теоретический, ошфающийся на марксистско-ленинскую методологию, на произведения и отдельные высказывания классиков марксизма-ленинизма, а также на программные документы ЦК КПСС, решения партии и правительства по вопросам литературы и искусства.

В диссертации учитывается опыт советской литературоведческой науки в области исследования истории и теории прозы, ее отдельных жанров и проблем, а также достижения зарубежного марксистского литературоведения.

Практическое значение диссертации. Данное исследование представляет интерес превде всего с точки зрения историко-теоретичес-кого освещения важных и еще неизученных проблем азербайджанской классической литературы конца XIX- начала XX века.

Настоящий научно-исследовательский труд, охватывающий большой по объему материал, открывает путь к новым исследованиям в области азербайджанского литературоведения. Всестороннее изучение путей развития азербайджанской прозы будет способствовать также изучению истории прозы на Востоке. Ибо литература народов Советского Востока всегда была примером для общевосточной литературы, являясь "мостом" меаду Западом и Востоком.

Азербайджанский просветительский реализм, романтизм,критический реализм, проза М.Ф.Ахундова, М.Талыбова, Э.Марагаи, Дж.Маме дкулиз аде, традиция школы "Молла Насреддин" представляли собой новое явление для всего Ближнего Востока.

Диссертация обязана своим появлением растущей потребности в изучении истории прозы народов Советского Востока, что связано с их общей исторической судьбой, художественными традициями. Научно-теоретические выводы этой работы, примененные в ней принципы исследования классической прозы можно экстраполировать и на литературы народов Советского Востока. Данные диссертации уже использованы в многотомном издании истории азербайджанской литературы, которое подготавливает ордена Дружбы народов Институт литературы им. Низами АН Азерб.ССР.

Диссертация должна представлять интерес для ученых-литературоведов и для всех лиц, интересующихся классической азербайджанской литературой. Материалы диссертации могут быть использованы и в качестве вспомогательной литературы для студентов филологических факультетов вузов. Исследование явится подспорьем при создании новой истории литературы, при подготовке усовершенствованных изданий "Библиотеки азербайджанской литературы", сочинений азербайджанских писателей дореволюционного периода, при составлении антологий, хрестоматий и учебных пособий для высших учебных заведений и средних специальных школ.

Апробация исследования. Основные выводы и положения данной диссертации апробированы и изложены в трех книгах, нескольких сборниках и ряда статей /см. список опубликованных работ/. Диссертация выполнена в отделе азербайджанской литературы начала XX века ордена Дружбы народов Института литературы им.Низами АН Азерб.ССР, тема диссертации включена в научно-исследовательский план Института, утверждена Координационным Советом по проблеме "Закономерности развития мировой литературы". На заседании отдела, Ученом совете, открытом партийном собрании, на научных сессиях, научно-теоретических семинарах Института были заслушаны отчеты и изложены доклады по основным тезисам диссертации.

Кроме того, отдельные положения исследования заслушаны на совещаниях, научных сессиях и юбилейных мероприятиях, на встречах с преподавателями и студентами Азербайджанского Государственного Университета им. С.М.Кирова, Тбилисского педагогического института им. А.С.Пушкина, Кировабадекого педагогического института им. Г.Зардаби, Республиканского института усовершенствования учителей и т.д.

Работа была обстоятельно обсуждена на совместном заседании трех отделов Института /отделы: "Азербайджанской литературы XIX века", "Азербайджанской литературы начала XX века" и "Теории литературы"/ и рекомендована к защите. Исследование в 1981г. было удостоено премии Института им.Низами и включено в печатный план издательства "Злм" на 1982 г.

- 25

Структура исследования. Диссертация состоит из введения и пяти глав: "Эволюция традиционных прозаических жанров", "Короткий рассказ и новелла - ведущие жанры сатирико-юмористической прозы", "Памфлеты, пародии и юмористические миниатюры", "Развитие лири-ко-психологического рассказа", "Жанры повести и романа, эпической прозы" и библиографического списка литературы. В конце каждой главы дано заключение по рассмотренной проблеме.

 

Список научной литературыМамедов, Афлатун Юнус оглы, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1.1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве /Сборник/.-М.»"Искус-ство", 1967,- 726 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. О литературе /Сборник/.4,1., Госполитиздат, 1958,- 320 с.

3. Ленин В.И. О литературе.- М.»"Художественная литература",1971. 827 с.

4. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции.- М.,Политиздат, 1976. 24 с.2. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

5. История Коммунистической партии Советского Союза.-М.,Просвещение",1978,с. 9-254.

6. Материалы ХХУ съезда КПСС.- М.,Политиздат, 1977.-256 с.

7. Материалы 2ХУ1 съезда КПСС.-М. .Политиздат, 1981.-223 с.

8. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977г. М.,Политиздат,1977.- 32с.

9. Очерки Истории Коммунистической Партии Азербайджана /80-егоды XIX века 1920г./.-Баку,Азернешр, 1963, с. 9-39.3. К Ii И Г ИНа азербайджанском языке

10. Абдуллаев Б. Ю.В.Чеменземинли и фольклор.-Баку,"Элм",1981.123 с.

11. Азербайджанские любовные дастаны.-Баку,"Элм",1979.-503 с.

12. Азербайджанские сказки в 2-х т., т.I.-Баку,Изд.АН Азерб.ССР,i960.- 328 с.

13. Алмамедов A.A. Азербайджанско-русские литературные связи1900-1920/.-Баку,"Язычы",1981,- 214 с.

14. Антология литературы Южного Азербайджана.- Баку,"Элм",1981.- 381 с.

15. Ахвердов А. Избранные произведения в 2-х т.,Т.П.-Баку,Азернешр, 1971.- 491 с.

16. Ахмедов Т. Творчество Наримана Нариманова.-Баку,"Элм",1971.- 272 с.

17. Ахундова М. Юсиф Безир Чеменземинли.-Баку,"Язычы",1981.104 с.

18. Ахундов Н.Ф. Азербайджанские сатирические журналы /19061920/.-Баку,Изд.АН Азерб.ССР,1968.- 355 с.

19. Ахундов М.Ф. Сочинения в 3-х т.,т.I.-Баку,Изд.АН Азерб.ССР, 1961.- 374 с.

20. Ахундов С.С. Избранные сочинения в 2-х т.,т.П.-Баку,Гшджлик", 1963.- 256 с.

21. Багиров А. Толстой и Азербайджан /1880-1920/.-Баку," Элм",1974.- 162 с.

22. Багирова Н.М. С.Ордубади и жанр исторического романа.Баку, Азернешр, 1966.- 180 с.

23. Бакиханов А. Художественные произведения.-Баку,Азернешр,1973.- 389 с.

24. Боккаччо Дж. Декамерон.- Баку, Азернешр, 1966,с.247-256.

25. Везиров Н. Сочинения.- Баку, палм", 1977.- 443 с.

26. Велиев М. Сулеиман Сани Ахундов.- Баку, 'Тянджлик",1966.1.I с.

27. Велиханов Н. Сулеиман Сани Ахундов.-Баку,"Гянджлик",1968.- 170 с.

28. Гаджиев Дж.Х. История азербайджанской литературы II века.Баку,Изд.АГУ им.С.М.Кирова,1965.- 435 с.

29. Ганизаде С.М. Гордость учителей.-Баку.Типография БакинскогоГубернского управления, 1898.- 29 с.

30. Ганизаде С.М. Избранные произведения.-Баку,Азернешр,1965.- 327 с.

31. Гусейнов С. Творческий путь С.А.Ширвани.- Баку,"Олм",1977.- 217 с.

32. Гусейнов Ф. Великие истины малых событий /0 рассказахДж.Мамедкулизаде/.-Баку,Тяндялик",1977.-183 с.

33. Джабарлы Дж.Избранные сочинения т.1.-Баку,Азернешр,1956.- 426 с.

34. Джафаров М.З. Из истории Азербайджанско-русских литературных связей.-Баку,Азернешр,1964.-154 с.

35. Джафаров М.З. Романтизм в азербайджанской литературе.Баку, Изд.АН Азерб.ССЩЭбЗ.- 217 с.

36. Диванбек оглы А. Жавда души.- Баку, 1913.- 23 с.

37. Диванбек оглы А. Жажда души /Повесть и рассказы/.-Баку,Гянджлик", 1972.- 52 с.

38. Заманов А. Абдулла Шаиг.- Баку,"Знание",1956.-21 с.

39. Заманов А. Соратники.-Баку,"Язычы",1979.-368 с.

40. Зардаби Г. Избранные сочинения.-Баку,Изд.АН Азерб.ССР,1961.- 475 с.

41. Ибрагимов М. Великий демократ.-Баку,Изд.АН Азерб.ССР,1957.- 212 с.

42. Исмаилов Я. Абдулла Шаиг.- Баку,Изд.АН Азерб.ССР,1962.- 210 с.

43. Караев Я. Критика:проблемы,портреты.-Баку»Азернешр,1976.- 211 с.

44. Караев Я. Классическая проза и проблемы просветительства.Поэзия и проза.-Баку,"Язычы",1979,с. Ш-145.

45. Караев Я. Этапы азербайджанского реализма.-Баку,"Злм",1980.- 251 с.

46. Касумзаде Ф. История азербайджанской литературы XIX века.Баку,"Маариф", 1974.- 487 с.

47. Кер-оглы /народный эпос/.-Баку, 'Тянджлик",1975.- 364с.

48. Книга Деде Коркуда.- Баку,"Гянджлик",1978.- 183 с.

49. КочарлиФ. Избранные произведения.-Баку,Изд.АН Азерб.ССР,1963.- 341 с.

50. Кочарли Ф. Азербайджанская литература в 2-х т.,т.п.-Баку,алм",1981.- 458 с.

51. Курбанов Ш. Нераскрытые страницы.-Баку,'Тянджлик",1974.1.I с.

52. Мамедзаде Г.М. Ф.Ахундов и Восток.-Баку,"алм",1971.-361с.

53. Мамедкулизаде Дж. Почтовый ящик. -Тифлис,Типография "Гейрат", 1905.- 9 с.

54. Мамедкулизаде Дж. Уста Зейнал.-Тифлис,Типография "Гейрат",1906.- 7 с.

55. Мамедкулизаде Дж. Драмы и прозаические произведения.-Баку,Изд. АГУ им.С.М.Кирова,1958.-806 с.

56. Мамедкулизаде Дж.Фельетоны.Статьи.Воспоминания.Письма.Баку,Изд.АГУ им.С.М.Кирова,1961.-1081 с.

57. Мамедкулизаде Дж. Сочинения в 3-х т., т.I.-Баку,Изд. АНАзерб.ССР,1966.- 682 с.

58. Мамедов А. Рассказы в азербайджанской литературе /до XX века/, Кировабад ,Пе д.Институт им.Г.Зардаби,1970.-141 с.

59. Мамедов А.Ю. Азербайджанская детская литература.- Баку,Элм", 1977.- 161 с.

60. Мамедов К. Абдурагим бек Ахвердов.-Баку,"Гянджлик",1979.197 с.

61. Мамедов К. Сатира в поэзии Азербайджана XIX века.- Баку,апм", 1975.- 273 с.

62. Мамедов К. Юсиф Везир Чеменземинли.- Баку,"Элм",1981.263 с.

63. Мамедов М. Художественная проза Дж.Мамедкулизаде.- Баку,Изд.АН Азерб.ССР, 1963.- 156 с.

64. Мамедов Н. Реализм М.Ф.Ахундова.-Баку,"Элм",1978,- 240 с.

65. Манафи М. Мирза Абдуррагим Талыбов.-Баку,"Элм",1977.-162 с.

66. Марагаи 3. Дневник путешествия Ибрагим бека.-Баку,"Элм",1982.- 498 с.

67. Мирахмедов А. Абдулла Шаиг.-Баку,Изд.АН Азерб.ССР,1956.144 с.

68. Мирахмедов А. Азербайджанский Молла Насреддин.-Баку,Язычы", 1981.- 429 с.

69. Мусабеков И. В царстве нефти и миллионов.-Баку,Азернешр,1967.- 33 с.

70. МустаЬаев Г. Исламская идеология в Азербайджане в начале1. века и ее критика.-Баку,"Маариф",1974.- 294 с.

71. Набиев Б. За современность и мастерство в художественнойлитературе.-Баку,Азернешр,1966.-127 с.

72. Нариманов Н. Бахадур и Сона. ч.1.-Баку,1896.- 92 с.

73. Нариманов Н. Избранные сочинения.-Баку, Азернешр,1960.425 с.

74. Низами Г. Лекли и Меджнун.- Баку, "апм", 1981,- 217 с.

75. Низами Г. Хосров и Ширин.- Баку, "апм", 1981.- 371 с.

76. Низами Г. Сокровищница тайн.- Баку, "алм",1981.- 293 с.

77. Ордубади М.С. Несчастный миллионер, или Рзакули хан франкофил.- Баку, 1914.- 79 с.

78. Пашаев М.Дж. Мастерство Физули.- Баку,Изд.АГУ им.С.М.Кирова, 1958.- 275 с.

79. Гусейн С. Избранные произведения.-Баку, Азернешр, 1960.425 с.

80. Султанлы А. Статьи.- Баку, Азернешр, 1971.- 326 с.

81. Султанов Э. Избранные рассказы.-Баку,Азернешр,1966.-140с.

82. Талыбзаде К. Азербайджанская критика XX века.-Баку,Изд.АН Азерб.ССР, 1966.-356 с.

83. Талыбзаде К. Литературное наследие и наследники.- Баку,Азернешр, 1974.- 317 с.

84. Талыбзаде К. Личность художника.-Баку,"Язычы",1978.-373с.

85. Талибов М.А. Осел с ношей книг.-Баку,"Гянджлик",1979.110 с.

86. Тахмасиб М.Г. Азербайджанские народные дастаны.-Баку,Злм", 1972.- 396 с.

87. Фарзалиев Т. Азербайджанские народные анекдоты.-Баку,апм", 1971.- 121 с.

88. Халилов Г. Из истории развития азербайджанского романа.Баку, "апм", 1973.- 351 с.

89. Чеменземинли 10.В. Семь рассказов.-Баку»Типография Бр.Оруджевых, 1912.- 97 с.

90. Чеменземинли Ю.В. Сочинения в 3-х т., т.I.-Баку, Изд.АН Азерб.ССР, 1966.- 508 с.

91. Чеменземинли Ю.В. Сочинения, т.II.-Баку,"Элм", 1976.-745с.

92. Чеменземинли Ю.В. Сочинения, т.Ш.(Статьи,очерки и воспоминания) .-Баку, "Элм", 1977.- 326 с.

93. Шаиг А. Несчастная семья.-Баку, Типография Бр.Оруджевых,1916.- 27 с.

94. Шаиг А. Сочинения в 5-ти т., т.1.- БакуДзернешр,1966.554 с.

95. Шаиг А. Сочинения, т.У.-Баку, Азернешр,1978.- 499 с.

96. Шахбази Т. Молочница /Избранные рассказы/.-Баку, "Гянджлик",1972.- 59 с.

97. Жендиев И. Из истории азербайджанской художественнойпрозы.- Баку Дзернешр, 1963.- 235 с.389. £фендиев И. Продолжатели реалистическо-сатирической прозыМ .Ф.Ахундова.-Баку,Азернешр,1974.-171с.

98. ЭЬендиев Р. Избранные произведения.-Баку,"Гянджлик",1979.- 129 с.На русском языке

99. Абрамович P.JI. Введение в литературоведение.Учебник длястудентов филол.факульт.-М.,"Просвещение", 1975.- 352 с.

100. Адамович А. Становление жанра.Белорусский роман.-М.,Советский писатель", 1964.- 339 с.

101. Адамович А. Горизонты белорусской прозы.Литературно-критические очерки.»"Советский писатель", 1974.- 318 с.

102. Азербайджанские рассказы в 2-х т.,т.I.-Баку, Детюниздат,1961.- 472 с.395. "Азиз Ш. Рождение Молла Насреддина.Очерк жизни и творчества Дж.Мамедкулизаде /1666-1906/.-Баку, "Гянджлик", 1966.- 400 с.

103. Айзенштейн H.A. Из истории турецкого реализма.- М.,Наука", 1968.- 283 с.

104. Араслы Э.Г. Джирджи Зейдан и арабский исторический роман.М., "Наука", 1967.- 80 с.

105. Белинский В.Г. О классиках русской литературы.-М.,Детюниздат, 1958.- 328 с.

106. Азаде Р. Соотношение сюжета и композиции в произведенияхНизами.- В кн.: Актуальные проблемы советского литературоведения.-Баку,"апм",1974,с.271-284.

107. Алиоглы М. Исторический роман в нашей прозе.-"Азербайджан",1963, JS 12, с. 83-98.

108. Араслы Е. Исторический роман Джирджи Зейдана.-"Азербайджан",1.60, Л 6, с. 47-52.

109. Асадуллаев С. "Обманутые звезды"- первый азербайджанскийроман.- "Азербайджан", 1965, $8, с.193-198.

110. Ахмедов Т. Литературно-критические взгляды Н.Нариманова.Азербайджан", 1965, I, с. I55-I6I.

111. Ахундова М. О характерах рассказов А.Ахвердова.В кн.: Вопросы азербайджанской литературы XX века.-Баку, "алм", 1979. с. 220-230.

112. Багиров А. Первые шаги нашей прозы.-"Азербайджан",1981,10, с. 194-200.

113. Гусейнов А. Проблема современности и искания прозы.Азербайджан", 1977,$ 6,c.I5I-I92.

114. Гусейн С. "Увядший цветок", "Жажда души".- "Игбал",26 сент.,26 окт. 1913г. № 453, 489.

115. Гусейн С. "Шейх Шабан".- "Ачыг соз", 18,21 дек.1915г. JS 64,66,

116. Караев Я. Проблемы реализма.-"Азербайджан",1968, 1 10,с. 183-195.

117. Касумзаде К.Х. С позиций национального и интернационального.В кн.: Актуальные вопросы советского литературоведения. -Баку,"Элм",1974,с.342-352.

118. Кулиев Г. От рассказа к роману и наоборот.-'"Азербайджан",1977, Л) 3, с. 189-199.

119. Кулиев М. Художественная проза Симурга.-"Инглаб ве меденийет",1933, №2, с. 37-41.

120. Мамедов А.Ю. М.Ф.Ахундов и Восток.- "Известия" АН Азерб.ССР /Серия литературы,языка и искусства/,1972, № 2, с. 136-139.

121. Мамедов А.Ю. Художественная проза Н.Нариманова.- "Известия", АН Азерб.ССР /Серия литературы,языка и искусства/,1974, № I,с.41-48.

122. Мамедов А.Ю. Первые азербайджанские новеллы.- "Известия",АН Азерб.ССР /Серия литературы,языка и искусства/, 1974, 1Ь 2, с. 20-27.

123. Мамедов А.Ю. Проблемы реализма.- "Эдебиият ве инджесенет",14 июн.,1975г., № 24.

124. Мамедов А.Ю. Пародия в азербайджанской прозе.-"Известия"АН Азерб.ССР /Серия литературы,языка и искусства/, 1977, №4, с. 48-54.

125. Мамедов А.Ю. Литературно-критические взгляды А.Шаига.Известия" АН Азерб.ССР/Серия литературы,языка и искусства/, 1978, 2, с. 122-126.

126. Мамедов А.Ю. О формировании азербайджанской прозы.- В кн.:Вопросы азербайджанской литературы XX века.-Баку, "алм", 1979, с. 41-68.

127. Махмудов Э. Приключение,детектив,фантастика.- "Эдебийятве инджесенет", 7 февр. 1976г., $ 6.

128. Мирахмедов А. Литературное движение в начале XX века.Критический реализм.В кн.: "История азербайджанской литературы"в Ш т., Т.П.- Баку,Изд.АН Азерб. ССР, 1960, с. 530-580.

129. Мумтаз С. Путешествие в классической литературе.-"Маарифве меденийет",1924, № 4,с. 36-38.

130. Тахмасиб М.Г. Деде Коркуд.В кн.: Исследования об азербайджанской народной литературе.-Баку, Изд.АН Азерб. ССР, 1961, с. 4-51.

131. Пашаев М.Дж. Ученики М.Ф.Ахундова, пишущие на персидскомязыке. В кн.: М.Ф.Ахундов /Сборник статей/.-Баку, Изд. АН Аз ер б.ССР,1962,с. 237-249.

132. Халилов П. О реализме Н.Нариманова.-"Азербайджан", 1969,В II, с. 195-201.

133. Чобанзаде Б. Подражание и творчество.-"Маариф ве меденииет", 1925, й 2, с. 9-13.

134. Чобанзаде Б. О языке писателя.- "Инглаб ве меденийет",1933, № I, с. 27-32.

135. Зфендиев И. Первый азербайджанский роман,пропагандирующийдружбу народов.-"Азербайджан",1970, й 12,с.34-42.На русском языке

136. Бахтин М. Время и пространство в романе.- "Вопросы литературы", 1974, j* 3, с. 133-179.

137. Белинский В.Г. Общие вопросы литературы.- В кн.: О классиках русской литературы.-М.,Детгиз,1956, с. 303-308.

138. Безыменский А. О литературной критике.- "Вопросы литературы", 1961, 18, с. 157-167.

139. Богданович И.А. Из области женского вопроса. В кн.: Годыперелома.- Петербург, 1908, с. 397-421.

140. Виноградов В. Сюжет и композиция повести Гоголя "Нос".Начала", 1921, й I, с. 82-105.

141. Герсон З.И. Композиция и стиль повествовательных произведений А.П.Чехова.- В кн.: Творчество А.П.Чехова /Сборник статей/.4(1. »Учпедгиз,1956, с. 94-144.

142. Зеленский Е. Еще о мемуарах.-"Огонек",1964,й 30, с.17.

143. Караев Я.,Мамедов А.Ю. Чтоб чувство дружбы бесконечно зрело. "Детская литература", 1982, № 4, с. 10-13.

144. Ломидзе Г.И. Споры и поиски.- В кн.: Проблемы реализма влитературах народов Советского Востока.-Баку, "Зям",1974, с. I6I-I66.

145. Морозов А. Пародия как литературный жанр /к теории пародии/.- "Русская литература", I960, jfc I, с.48-77.

146. Наполова Т. Стиль.Манера.Оригинальность.-"Звезда",1961,I, с. 185-193.

147. Пашаев М.Дж. Основоположники нашей художественной прозы.В кн.: Декада азербайджанской литературы в Москве.-Баку,Азернешр,1940, с. II4-I39.

148. Петровский М.А. Композиция новеллы Мопассана.-"Начала",1921, В I, с. 74-89.

149. Протускович М. Мастер коротких рассказов /Дж.Мамедкулизаде/.- "Литературная газета", 12 янв.1941г.

150. Рафили М. Куткашенский и его французская новелла.- В кн.:Труды АТУ" им.С.М.Кирова /Серия филологическая/, т.Ш, вып.I.-Баку,1940, с. 39-52.

151. Сафьянов Н. Проза пути и проблемы /С регионального совещания во Фрунзе/.- "Вопросы литературы",1973, Л 10, с. 3-15.

152. Шагинян М. Об азербайджанской прозе.-"Литературная газета",20 мая 1940г.

153. Шариф А. Реализм в литературах народов Закавказья.- В кн.:Проблемы реализма в литературах народов Советского Востока /материалы совещания 16-19 октября 1972г./.-Баку,"Зпм", 1974, с. 19-25.

154. Шойтов A.M. Зекная Абдин Марагаи и его роман "Дневник путешествия Ибрахим бека".- В кн.: 3.Марагаи. "Дневник путешествия Ибрахим бека".-М.-Л.,Изд. АН СССР, 1963, с. 231-254.

155. Эйхенбаум Б.М. 0»Генри и его теории новеллы.- "Звезда",1925, Л 6, с. 291-300.5. ДИССЕРТАЦИИ

156. Велиев М. Развитие азербайджанской советской прозы.Дисс. докт.филол.наук.-Баку,1970.-468 с.52. 1усейнов Т. Историзм в творчестве Ю.В.Чеменземинли ироман "В крови". Дисс.канд.филол.наук.-Баку, 1975.- 187 с.

157. Гусейнов Ф. Основные цроблемы художественной црозыДж .Мамедкулизаде. Дисс. докт. филол. наук. -Баку,1973.-384 с.

158. Кулиев Г. Проблемы формирования и развития азербайджанского романа.Дисс. .докт. филол. наук.-Баку, 1981.-304 с.

159. Мамедов С. Жизнь и творчество Сеида 1усейна. Дисс.канд.филол.наук.-Баку,1967.-219 с.

160. Мамедов I. Жизнь и творчество С.М.Ганизаде. Дисс.канд.филол.наук.-Баку, 1963.-267 с.

161. Мирахмедов А. Джалил Мамедкулизаде /Молла Насреддин/ ивопросы развития азербайджанской печати начала XX века. Дисс. .докт.филол.наук.-Баку, 1973.- 370 с.

162. Пашаев М.Дж. Литературные школы в Азербайджане /19051917/. Дисс.докт.филол.наук.-Баку,1946.-678 с.

163. Пухов В.В. Жанры русской сатирической прозы второй половины ХУШ века. Дисс.канд.филол.наук.-Л., 1968.- 231 с.

164. Азербайджанский Центральный Государственный архивлитературы и искусства, ф. 126.

165. Научный архив Института литературы им.Низами АН Азерб.ССР. Материалы о творчестве Э.Султанова и Ф .Кочарли.Инв. 465, 566.

166. Центральный Государственный Архив Истории Грузинской ССР:0 первой книге Ф.Кочарли "Литература азербайджанских тюрков" /1903/.- ф. 1436, инв. 751.

167. Центральный Государственный Архи Истории в Ленинграде:Документы о произведении С.М.Ганизаде 'Тонча ханум" /1892/,ф.776, с. 4,11,6. Л.19-22.

168. Фонд Закавказской Горийской учительской семинарии:0 ранних творческих опытах азербайджанских писателей.- Д.1565, оп.- 25, Л.-16.