автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Проблемы религии в постмодернистской философии
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Торбург, Марина Робертовна
Содержание.
Введение.
Глава I. Постмодернизм как явление духовной культуры ХХ века.
1.1. Трактовки постмодернизма в современной отечественной и зарубежной литературе.
1.2. Главные представители и общие черты философии постмодернизма
Глава II. Философские истоки постмодернистской интерпретации религии.
11.1. Место античной натуралистической традиции в творчестве представителей внеконфессионального течения в постмодернизме
11.2. Идеи свободомыслия в философии французского Просвещения как один из источников внеконфессионального постмодернизма.
11.3. Влияние философии Ницше на постмодернистскую трактовку религии.
Глава III. Проблемы религии в творчестве постмодернистов.
111.1. Трактовка Абсолюта и его познания.
111.2. Проблемы религии в творчестве Батая.
111.3. Проблемы религии и критика христианской метафизики Ж.Делезом.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Торбург, Марина Робертовна
Актуальность темы исследования. В последние два десятилетия происходит активное проникновение постмодернистских идей в российское сознание. Тысячными тиражами издаются книги постмодернистских авторов и, в первую очередь, представителей современной французской мысли. Многочисленные рецензии, пересказы, небольшие исследования творчества постмодернистов, а также статьи полемического характера публикуются на страницах периодических изданий и в Интернете1. Особенно острой на сегодняшний день является полемика среди переводчиков и исследователей современной французской мысли. Именно здесь, по выражению автора рецензии на исследование творчества Ж.Батая В.Славчука, "проходит вектор актуальности, здесь - сфера распределения квот популярности, здесь же -наиболее раскупаемые тиражи переводов, дискурс которых апроприируется интеллектуалами. ,"2.
В журнале "Новое литературное обозрение" была развернута дискуссия по вопросу: "Актуален ли Фуко для России?" Выразители крайней негативной точки зрения утверждают, что "наследие Фуко в России не актуально, оно сделано актуальным и продолжает делаться актуальным"3, что "популярность Фуко в России никак не связана с ценностью работ самого автора"4 и приписывают мыслителю роль "ангажированного интеллектуала в начавшем стремительно массовизироваться обществе"5. Другие мыслители полагают, что
1См.: Вейн П. Фуко: революция в историографии; Россиус А. Что находят в Фуко антиковеды?; Энгельштейн Л. "Комбинированная неразвитость" - дисциплина и право в царской и Советской России// Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. Соответственно: С.10-20., С.22-30., С.31-46.; Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим// www.chat.ru; Конев Вл. Трансцендентальный эмпиризм Ж.Делеза// www.ssu.samara.ru; Юровская Э.П. Обращение к Лейбницу и поиск новых позиций философии: Ж.Делез// www.ideashistory.org.ru; Долгопольский С. Сокрытое. Неэкспрессионизм в философии// www.ruthenia.ru; Ганжа Р. Вариации на тему хаоса // www.russ.ru и др.
2Славчук В. С.Л.Фокин. Жорж Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия// www.russ.ru C.1.
3Филиппов А.Ф. Фукоизация всей страны // Новое литературное обозрение. М., 2001.№49. С.75.
4Гудков Л. Ответ на интеллигентские вопросы социолога //Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. С.78.
5Дубин Б. Неведомый шедевр и его знаменитый автор //Там же. С.84. идеи Фуко могут быть плодотворными для России и рекомендуют "растождествить их с уже готовым набором интерпретаций, сглаживающих многочисленные противоречия и даже ошибки, содержащиеся в его книгах"6. Почитатели творчества Фуко видят в многообразии его восприятия родство с поэзией Пушкина , указывают на "индивидуальную систему мысли" Фуко, g которая "требует особого таланта и остается привилегией избранных" , в отличие от науки, ограниченной рамками той или иной парадигмы, что делает ее положения доступными добросовестному, но не наделенному особыми дарованиями, исследователю. Несмотря на различные оценки творчества Фуко, сама постановка вопроса о его актуальности уже говорит за себя.
Пристальное внимание российского читателя к творчеству мыслителей постмодернистского направления не случайно. Постмодернисты затрагивают мировоззренческие проблемы, порожденные постиндустриальной и постинформационной цивилизацией Запада, в той или иной степени, назревшие в российском обществе: несостоятельность неумеренных притязаний разума на овладение абсолютной истиной и плоского сциентизма, разочарование в идеях научно-технического прогресса, глобализации мирового сообщества и т.п.; духовный кризис и переоценка ценностей, утверждаемых традиционными религиями и внерелигиозными гуманистическими концепциями. В условиях духовного кризиса, переживаемого российским обществом, наблюдается усиление интереса к религии в самых широких его слоях и повышенное внимание к философским интерпретациям религии в среде интеллектуалов, что делает проблему постмодернистского отношения к религии особенно актуальной для России. Анализ указанного отношения является малоисследованной в российской науке темой и требует серьезного изучения. Степень изученности проблемы. Тема исследования является новой для
Герасимов И. "F-word" американской гуманитарной науки, или Второе пришествие Фуко в Россию // Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. С.80.
7См. : Живов В. Что делать с Фуко, занимающимся русской историей? //Там же. С.87.
8Россиус А. Что находят в Фуко антиковеды? //Там же. С.30. российской науки. Термин "постмодернизм" появился в отечественной философской литературе в 80-е годы ХХ века и получил весьма неоднозначное истолкование. В связи с небольшой исторической дистанцией в работах исследователей постмодернизма наблюдается, с одной стороны, описательность, а с другой - тенденциозность, выражающаяся в апологетическом восхвалении или, напротив, в резком неприятии этого культурного феномена. Следует отметить, что серьезные отечественные исследования и монографии, посвященные творчеству постмодернистов, появляются достаточно редко. Скажем, в последнее время рейтинг цитирования Ж.Батая среди интеллекталов является одним из самых высоких. Но количество ссылок на идеи Батая обратно пропорционально количеству исследований его творчества9. Это обстоятельство связано с намеренным нежеланием постмодернистов следовать дисциплинарной, жанровой, а подчас и мировоззренческой определенности. Огромный терминологический и метафорический инструментарий, нередкое опровержение своих собственных суждений, отказ от всяческих форм систематизации и организации знания, техника намека и иносказания, элементы мистицизма, привлечение литературных и мифологических образов непомерно осложняют работу исследователя. К сожалению, не всегда оказывается доступным для диссертанта первоисточник по постмодернистской философии. В таких случаях мы использовали в качестве дополнительного материала, позволяющего оттенить ту или иную мысль, словарные статьи, написанные специалистами в области постмодернизма (отечественным филологом И.П.Ильиным, белорусскими философами А.А.Грицановым, М.А.Можейко).
Следует отметить фундаментальные работы И.П.Ильина, сумевшего тонко уловить и передать смысл ряда важнейших постмодернистских понятий и метафор, выявить основные черты и тенденции постмодернистского
9См.: Славчук В. С. Л. Фокин. Жорж Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия// www/russ.ru C.1. сознания, осуществить типологизацию постмодернистских представлении . К сожалению, мыслитель практически не затрагивает проблемы отношения постмодернистских мыслителеи к религии, углубляясь в анализ постмодернистской литературы, искусства, философии культуры.
Проблемы постмодернистской методологии применительно к гуманитарному знанию исследовались Автономовой Н.С., одной из первых осуществившей критический анализ концепций основных представителей французской мысли второй половины ХХ столетия11. Теоретическую реконструкцию философских концепций постмодернизма представил в своих лекциях на философском факультете Московского университета Зотов А.Ф. Исследователь расшифровал многие сложные метафоры и объяснил истоки и скрытые тенденции постмодернистской мысли, рассматривая ее в историко-философском аспекте. Историко-философский аспект постмодернистской мысли на материале книги Ж.Делеза "Логика смысла" исследовал также и
12
Кузнецов В.Н. . Мыслитель подверг резкой критике взгляды Делеза, выявив размытость и эклектичносить ряда позиций французского философа. Ценный вклад в осмысление постмодернизма как феномена культуры внесли работы Рыклина М.К.13, Фокина С.Л.14, Маньковской Н.Б.15 и некоторых других отечественных исследователей.
Одна из первых вышедших в России монографий, посвященных творчеству Ж.Батая, отчасти затрагивает философско-религиозные взгляды мыслителя16. С.Л.Фокин находит своеобразные ответы на вопросы, касающиеся
10См.: Ильин И.П. Постмодернизм // Словарь терминов. М., 2001., Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. пСм.: Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977.
12См.: Кузнецов В.Н. Туманные вершины мировой философии от Платона до Делеза. М., 2001.
13См.: Рыклин М.К. Сексуальность и власть: антирепрессивная гипотеза М.Фуко // Логос. М., 1994. №5. С.196-206., Рыклин М.К. Философия без оснований // Логос. М., 1996. №8. С.132-154.
14См.: Фокин С.Л. Ж.Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия. СПб., 1998.
15См.: Маньковская Н.Б. Париж со змеями. М., 1991.; Маньковская Н.Б. Постструктурализм, постфрейдизм и постмодернистская эстетика //Эстетический опыт и эстетическая культура. М., 1992. - С.126-132. отношения Батая к жертвоприношениям и ритуалам в буржуазном "демократическом" обществе. Тем не менее, исследователь преимущественно рассматривает творчество Батая с позиций филолога, осуществляющего нелегкую задачу по вписыванию мыслителя в отечественную традицию литературоведения. Оригинальное истолкование влияния Ницше на идею Бога
17
М.Фуко дает В.Подорога . Исследователь выявляет ключевые моменты позиции Фуко, демонстрируя особенности применяемых им мыслительных стратегий. Компаративный анализ "археологии власти" Фуко и "ангелологии" как варианта современной французской теологии в диссертации на соискание
18 ученой степени кандидата наук осуществил Гусейнов Ф.И. . Отдельные аспекты отношения постмодернистов к религии исследовались также Силичевым Д.А.19, Горичевой Т.М20 и некоторыми другими отечественными мыслителями. Из числа западных мыслителей, исследовавших эту проблему,
21 следует назвать имена американских философов и теологов Д.Р.Гриффина ,
22 23 24
Х.Смита , В.Бердсли немецкого теолога Х.Кюнга , немецкого философа П.Козловски25, французского философа В.Декомба26 и др. Однако, насколько известно, нет ни одной фундаментальной отечественной и зарубежной научной работы, выявляющей отношение постмодернистских мыслителей к религии. Автор данной работы предпринимает попытку частичного восполнения этого
16Фокин С.Л. Ж.Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия. СПб., финансов. 1998.
17См.: Подорога В. Событие: Бог мертв (Фуко и Ницше)// www.screen.ru
18См. : Гусейнов Ф.И. Французская ангелология (теологическая парадигма "Новой философии") // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1991. 25 С.
19 См.: Силичев Д.А. Ж.Деррида: деконструкция или философия в стиле постмодерн // Философские науки. М., 1992, №3. С.103 - 118.; Силичев Д.А. Постмодернизм: экономика, политика, культура. Учебное пособие. М., 1998.
20См.: Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. Л., 1991.
21'22 См.: Griffin D.R., Smith H. Primordial truth and postmodern theology. State University of New York Press, Albany, 1989.
23 Beardslee W.A. Christ in the Post modern Age: Reflections Inspired by Jean Fracois Lyotard //Griffin D.R., Beardslee W.A.
Holland J. Varieties of Postmodern theology. Albany, 1989. P.65.
24См.: Кюнг Х. Религия на переломе эпох // Иностранная литература. М., 1990. №11. С.223-228.
25См.: Козловски П. Культура постмодерна. Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997.
26См.: Декомб В. Современная французская философия. М., 2000. пробела.
Предметом исследования являются религиоведческие аспекты философских и теологических произведений представителей постмодернистского направления в культуре - Ж.Батая, Ж.-Ф.Лиотара, М.Фуко, Ж.Дерриды, Ж.Бодрийяра, Ж.Делеза, Ф.Гваттари, Д.Р.Гриффина и Х. Смита.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование отношения постмодернистских мыслителей к религии, а также складывание этого отношения в истории философской мысли.
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
- проанализировать основные подходы к осмыслению постмодернизма как феномена культуры;
- выявить философско-мировоззренческие основания и главных представителей постмодернистского направления в культуре;
- показать влияние мировоззренческих принципов постмодернистов на их отношение к религии;
- выявить особенности историко-философских истоков религиоведческих концепций постмодернистов;
- выявить специфику конфессиональных и внеконфессиональных подходов постмодернистов к осмыслению религии;
- раскрыть представления постмодернистов о месте и роли религии в современном обществе;
- специально исследовать отношение к религии и теологии Ж.Батая и Ж.Делеза.
Методология исследования. С одной стороны, анализ философско-религиозных и теологических взглядов постмодернистов требует применения устоявшихся в науке методов, таких как: критическо-аналитический подход к содержанию материала, историко-логический метод, позволяющий проследить становление постмодернистских представлений и подходов в истории 8 философии, системно-комплексный подход, позволяющий дать, насколько это возможно, целостное представление об отношении постмодернистских мыслителей к религии. С другой стороны, анализ постмодернистского сознания, видимо, нуждается и в специфических методологических принципах, которые необходимо осмыслить. Один из них предложил отечественный мыслитель А.Е.Чучин-Русов. Принцип "солидарности антитетических доминант", предложенный А.Е. Чучиным-Русовым, позволяет, по его мнению, охватить "фундаментальную амбивалентность культурных архетипов
27 постмодернизма, совмещающую несопоставимые противоположности" . Плодотворность данного принципа сомнительна.
Новизна диссертации. Работа является одной из первых попыток осмыслить отношение постмодернизма к религии. В диссертации впервые предпринята попытка показать формирование отношения постмодернистской философии к религии, место постмодернитской концепции религии в истории философской мысли, выявить преемственность постмодернистского подхода к осмыслению религии вопреки заявлениям постмодернистов о своей принципиальной антитрадициональности. В работе специально анализируется влияние философско-мировоззренческих установок постмодернистских концепций на их отношение к религии. В диссертации отдельно исследуются трактовки религии Ж.Батаем и Ж.Делезом, в которых отразились характерные черты постмодернистского подхода к религии.
Научно-практическая значимость. Диссертация открывает новое направление в исследовании постмодернистской философии - выявление отношения современных мыслителей к религии, теологии, атеизму. Переводы и анализ текстов Д.Р.Гриффина, Х.Смита, У.Бердсли, ранее не введенных в философские исследования, позволяет расширить представления о взглядах представителей конфессионального направления постмодернистской мысли.
27Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика. // Вопросы философии. 1999. №4. С.34.
Можно предположить, что анализ философско-религиозных представлений постмодернистов позволит глубже понять процессы, происходящие в сознании не только европейского и американского, но и российского общества, испытывающего на себе значительное влияние постмодернистских идей. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в исследовательской работе, в процессе преподавания философии, культурологии, религиоведения, философии религии.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены в шести публикациях автора. На основе материалов исследования соискательница подготовила лекции по современной философии, которые читает по курсу "Философия" в Горном университете.
Структура диссертационной работы определена поставленными задачами исследования и опирается на проблемно-исторический принцип исследования материала. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы религии в постмодернистской философии"
Заключение
В результате осуществленного исследования мы пришли к выводу, что постмодернизм представляет собой совокупность социально-политических, научно-теоретических, философских, художественно-эстетических, теологических представлений, с трудом поддающихся сведению в одно культурное направление. Тем не менее, о постмодернизме можно говорить как о своеобразном культурном феномене, прошедшем длительную фазу формообразования, начиная приблизительно со времени окончания второй мировой войны и до начала 80-х годов ХХ века, когда постмодернизм приобрел статус философского понятия и получил широкое осмысление.
В исследованной литературе обнаружено три основные подхода к постмодернизму различными мыслителями. Существо первого подхода сводится к отрицанию свойственной постмодернистскому направлению в культуре специфики и утверждению, что в его основании лежит вера в прогресс и могущество разума, характерная для эпохи Просвещения. Наиболее радикальными выразителями этой точки зрения являются немецкие мыслители Ю.Хабермас и Х.Кюнг. Для второго подхода к осмыслению постмодернизма характерно признание его в качестве своеобразного культурного направления и отрицательная оценка его основных принципов. В качестве выразителей этой точки зрения мы рассмотрели положения Л.Мочалова и А.Н.Гулыги и пришли к выводу, что утверждения этих мыслителей далеко не всегда убедительно обоснованы. К третьему подходу к осмыслению постмодернизма можно отнести мыслителей, в целом признающих продуктивность постмодернистского направления в культуре, но относящихся критически к ряду его положений. Мы рассмотрели точки зрения Автономовой Н.С., Малявина В.В., Вельша В. и пришли к выводу, что позиция этих мыслителей в отношении постмодернизма является наиболее перспективной.
Анализ философских учений ряда постмодернистов привел нас к выводу, что их отношение к религии в значительной степени определяется
129 особенностями их мировоззрения. В качестве основного философско-мировоззренческого принципа, принимаемого постмодернистами, можно назвать провозглашенный впервые Ж.Ф.Лиотаром отказ от общих положений, организующих знание, и провозглашение плюрализма, оправдывающего сосуществование локальных, конкурирующих между собой теорий, построенных на принципиально различных мировоззренческих основаниях.
В исследованной литературе по постмодернистской философии в отношении к религии можно выделить два основных течения: религиозное и внеконфессиональное. Представители первого исходят из тезиса о невозможности существования ценностных установок вне религиозного сознания. Они признают изначальный смысл бытия, исходящий от Абсолюта как причины мира, полагая при этом, что он проявляется в изменчивой, лингвистически невыразимой форме и постигается мистической интуицией. Признание единства бытия и изначальности смысла противоречит провозглашаемой этими мыслителями установке на плюрализм, которая предполагает сосуществование по-разному мировоззренчески ориентированных концепций. Рассмотренные нами в диссертационной работе представители религиозного течения (Д.Р.Гриффин, Х.Смит) лишь отчасти принимают установки постмодернистской философии, так как они плохо увязываются с содержанием их концепций.
Представители внеконфессионального течения отказываются от представления о единстве, как субстанциональном свойстве реальности и отрицают существование изначального смысла. Они релятивизируют представление о смысле, рассматривая постоянно сменяющие друг друга и не сводимые к единству частные смыслы. Сущность бытия, с их точки зрения, является лингвистически невыразимой и смутно улавливается в произведениях представителей авангардного искусства. Они признают возможным существование ценностей вне религиозного мировоззрения и нередко в своих взглядах склоняются к материалистической и атеистической философской традиции, пересматривая ее в соответствии со своими задачами. Представители
130 внеконфессионального течения строят концепции, близкие средневековым версиям негативной теологии (Ж.Батай, Ж.Ф.Лиотар, Ж.Деррида) или предлагают особые внерелигиозные формы организации жизни (Ж.Бодрийяр, М.Фуко, Ж.Делез), противопоставляя их предписаниям традиционных религий и, прежде всего, христианству.
В результате диссертационного исследования мы обнаружили, что историко-философские истоки постмодернизма Ж.Делеза и других представителей внеконфессионального течения обнаруживаются, в первую очередь, в античной натуралистической традиции, творчестве представителей французского Просвещения и в философии Ницше. Постмодернисты усвоили и трансформировали ряд идей этих философов в соответствии с их представлениями о необходимости пересмотра рационалистической философской традиции и опираются на них в критике традиционных религиозных представлений и в конструировании собственных псевдорелигиозных концепций.
Рассмотрев специально отношение к религии Ж.Батая и Ж. Делеза, мы пришли к выводу, что в отличие от традиционных религий и атеистических учений эти философы предлагают своеобразное внерелигиозное мировоззрение, предполагающее интенсификацию человеческой жизни, невозможную в рамках существующих социальных и религиозных ограничений. Батай предлагает обратиться к "внутреннему опыту", в экстатическом переживании которого стираются границы между реальностью и иллюзией, жизнью и смертью, и человек обретает свою утрачиваемую по мере развития общества природу. Ж.Делез отстаивает ценности "культурного номадизма", существующие в пределах микрогрупп, объединяющих людей, обладающих самосознанием без корней. Объединение людей в микрогруппы, с точки зрения философа, способно преодолеть насаждение единой, общеобязательной, в том числе и религиозной идеологии.
Таким образом, мы пришли к выводу, что отношение постмодернистской философии к религии определяется, в значительной степени, мироощущением
131 современного человека, уставшего от конфликтов и насилия, ставших привычными в современном обществе. Постмодернисты сопротивляются любым формам насилия и противостояния, отстаивая идеологию плюрализма и толерантности. Они выступают за свободу и защиту всех лояльных форм самоопределения и объединения людей. Тем не менее, следует отметить, что постмодернистские тенденции, выражающиеся в стремлении к деидеологизации и иррационализации культуры, могут привести к полному хаосу и анархии. Чтобы предотвратить крайние формы, в которые они могут трансформироваться, необходимо целостное изучение современной эпохи и ее глобальных тенденций, получивших своеобразное выражение в постмодернистской трактовке религии.
Список научной литературыТорбург, Марина Робертовна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Автономова Н.С. Археология знания // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. - М.: Политиздат, 1991. 414 С. С.27-28.
2. Автономова Н.С. Возвращаясь к азам. Постмодернизм и культура. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. М., 1993. №3. С.17-22.
3. Автономова Н.С. Деррида Ж. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991. 414 С. С.89.
4. Автономова Н. С. Лакан Ж. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П.- М.: Политиздат, 1991. 414 С. С.148.
5. Автономова Н.С. Предисловие к книге Деррида Ж. "О грамматологии".- М.: ad Маnginem, 2000. С.7-111.
6. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. (Критический очерк концепций французского структурализма) М.: Наука, 1977. 271 С.
7. Автономова Н.С. Фуко М. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П.- М.: Политиздат, 1991. 414 С. С.361-363.
8. Бадью А. Манифест философии // "Независимая газета" Экслибрис 2000. 10 февраля.
9. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с франц., сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г.К. М., 1989. 616 С.
10. Барт Р. Camera lucida: Коммент. к фот. /Пер. с франц., послесл. и коммент. М.Рыклина. М.^ Marginem, 1997. 223 С.
11. Батай Ж. Внутренний опыт / Пер. с франц. и коммент. С.Л.Фокина. СПб.: Axioma: Мифрил, 1997. 336 С.
12. Батай Ж. Литература и зло. Сборник статей / Пер. с франц., авт.предисл. Н.Бунтман. М.: изд-во МГУ, 1994. 166 С.
13. Батай Ж. Процесс Жиля де Рэ / Пер. с франц. Желудевой // Метафизические исследования. Вып.5. Культура. Спб.: Алетейя, 1998. С.245-275.
14. Батай Ж. Теория религии. Литература и зло / Пер. с франц. Ж.Гайковой, Г.Михалковича. М.: Современный литератор, 2000. 352 С.
15. Бауман З. Философия и постмодернистская социология. Постмодернизм и культура. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. М., 1993. №3. С.46-61.
16. Бланшо М. Неописуемое сообщество / Пер. с франц. М.:Московский философский фонд, 1998. 79 С.
17. Бодрийяр Ж. Забыть Фуко / Пер. Д.Калугина, предисловие Б.Маркова. СПб.: Владимир Даль. 2000. 91 С.
18. Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла / Пер. с франц. Л.Любарской, Е.Марковской. М.: Добросвет, 2000. 258 С.
19. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц.С.Зенкина. М.: Рудомино, 1995.- 173 С.
20. Бодрийяр Ж. Соблазн / Пер. с франц.А.Гараджи. М.: Аd Marginem. 2000. - 318 C.
21. Бубенцова Е. Философия как практика создания концептов // www.ruthenia.ru
22. Вайнер Е. Ж.Батай. Внутрений опыт // www.russ.ru
23. Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык? Постмодернизм и культура. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. М., 1993. №3. С.3-9.
24. Вайнштейн О.Б. Философские игры постмодернизма // Апокриф. М., 1992. №2. С.12-31.
25. Вейн П. Фуко: революция в историографии // Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. С.10-20.
26. Вельш В. "Постмодерн". Генеалогия и значение одного спорного134понятия // Путь. М., 1992. №1. С.109-136.
27. Визгин В.П. Ницше глазами Делеза // Вопросы философии. М., 1993. №4. С.47-48.
28. Визгин В.П. М.Фуко теоретик цивилизации // Вопросы философии. М., 1995. №4. С.116-127.
29. Гаджиев К.С. Тоталитаризм ХХ века // Вопросы философии. М., 1992. №2. С.3-26.
30. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше /Пер. с франц.А.Н.Ильинского. Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998. 384 С.
31. Галкин Д.В. Бодрийяр Ж. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991. С.114-117.
32. Ганжа Р. Вариации на тему хаоса // www.russ.ru
33. Гараджа А.В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Деррида 80-х годов). Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН. 1989. 50 С.
34. Гараджа А.В. Ж.Бодирийяр. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П.- М.: Политиздат, 1991. 414 С. С.44-45.
35. Гельвеций К.А. О человеке. Соч. в 2-х т., т.2.- М.: Госполитиздат, 1974. 483 С.
36. Герасимов И. "F-word" американской гуманитарной науки, или Второе пришествие Фуко в Россию //Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. С.79-80.
37. Герменевтика субъекта // Социо-логос. Вып.1. М.: Прогресс, 1991. С.284-311.
38. Гольбах П. А. Галлерея святых. М.: Госполитиздат, 1962. 352 С.
39. Гольбах П. Система природы. Изб. произведения в 2-х т. / Пер. с фр. под общ. ред. и со вступ. статьей Х.Н.Момджяна. Т.1., М.: Соцэкгиз, 1963. 715 С.
40. Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. Л.: изд-во135
41. Ленинградского университета. 1991. 63 С.
42. Грицанов А.А. Батай Ж. // Новейший философский словарь: 2-е издание, переработ. и дополн. М.: Интерпрессервис; книжный ДОМ. 2001. 1280 С. С.74-75.
43. Грицанов А.А. Делез Ж. // Новейший философский словарь: 2-е издание, переработ. и дополн. М.: Интерпрессервис; книжный ДОМ. 2001. 1280 С. С.295-300.
44. Грицанов А.А. Деррида Ж. // Новейший философский словарь: 2-е издание, переработ. и дополн. М.: Интерпрессервис; книжный ДОМ. 2001. 1280 С. С.304-307.
45. Грицанов А.А. Лиотар Ж.-Ф. // Новейший философский словарь: 2-е издание, переработ. и дополн. М.: Интерпрессервис; книжный ДОМ. 2001. 1280 С. С.558-560.
46. Грицанов А.А. Можейко М.А. Фуко М. // Новейший философский словарь: 2-е издание, переработ. и дополн. М.: Интерпрессервис; книжный ДОМ. 2001. 1280 С. С.1118-1124.
47. Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас. Постмодернизм и культура. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. М., 1993. №3. С.28-35.
48. Гройс Б. Дионис на берегах Рейна // Ницше Ф. Рождение трагедии.-М.: ad Manginem, 2001. С.714-725.
49. Гройс Б. Утопия и обмен. Сборник. М.: Знак и др., 1993. 373 С.
50. Губман Б.Л. Общечеловеческие ценности и эпоха постмодернизма // Культура и ценности. Сборник научных трудов. Тверь: изд-во Тверского университета, 1992. С.3-7.
51. Гудков Л. Ответ на интеллигентские вопросы социолога //Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. С.76-78.
52. Гулыга А.В. Что такое постсовременность // Вопросы философии. М., 1988. №12. С.153 159.
53. Гулыга А.В. Что такое постсовременность // Опыты. Лит.-филос.
54. Обозрение / Редкол. А.В.Гулыга (отв. ред.) и др. М.: Сов.писатель, 1990. С.68136
55. Декомб В. Современная французская философия / Пер.Федоровой М.М. М.: Весь мир, 2000. 344 С.
56. Делез Ж. Гваттари Ф. Что такое философия / Пер. с франц. и послесл. С.Н.Зенкина. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 288 С.
57. Делез Ж. Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип: Сокр. пер. М.К.Рыклина. М.: ИНИОН, 1990. 107 С.
58. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Пер. с франц.Я.И.Свирского М.: ПЕРСЭ, 2000. 351 С.
59. Делез Ж. Логика смысла / Пер. с франц. Свирского Я.И. Москва: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 472 С.
60. Делез Ж. Ницше / Пер. с франц., послесл. и коммент. С.Л.Фокина. СПб.: Axioma, 1997. 186 С.
61. Делез Ж. По каким критериям узнают структурализм? / Пер. Соколовой Л.Ю. // Метафизические исследования. Вып.5. Культура. Спб.: Алетейя, 1998. С.275-288.
62. Делез Ж. Различие и повторение / Пер. с франц. Н.Б.Маньковской и Э.П.Юровой. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998. 384 С.
63. Делез Ж. Тайна Ариадны // Вопросы философии. М., 1993. №4.1. С.48-53.
64. Делез Ж. Фуко / Пер. с франц. Е.В.Семиной. М.: Изд-во гуманитарная литература, 1998. 171 С.
65. Деррида Ж. Голос и феномен и др. работы по теории знака Гуссерля / Пер. с англ. СПб: Алетейя, 1999. 208 С.
66. Деррида Ж. в Москве: деконструкция путешествия. Сборник / Ред. Е.В.Петровская, А.Т.Иванов, предисл. М.Рыклина. М.: РИК "Культура", 1993. 199 С.
67. Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с франц. и вступ. статья Автономовой Н.С. М.: ad Manginem, 2000. 511 С.
68. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только /Пер. с франц. Г.А.Михалкович. Минск: современный литератор, 1999. 831 С.
69. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. №4. С.53 57.
70. Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше // Философские науки. М., 1991. №2. С118-146, №3. С.114-130.
71. Деррида Ж. Эссе об имени / Пер. с франц. Н.А.Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии. - СПб: Алетейя, 1998. 190 С.
72. Деррида Ж. Difference / Пер. Гурко Е.Н. Тексты деконструкции. -Томск. 1999. С.124-158.
73. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодерна / Пер. с англ.
74. A.В.Рябушкина, М.В.Уваровой. М.: Стройиздат, 1985. 136 С.
75. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. Вступ. Статья А.Ф.Лосева. М.: Мысль, 1979. 620 С.
76. Дичев И. Шесть размышлений о постмодернизме // Сознание в социокультурном измерении / АН СССР. Ин-т философии. Отв. ред.
77. B.П.Филатов, В.А.Кругликов. М., 1990. С.34-41.
78. Долгопольский С. Сокрытое. Неэкспрессионизм в философии // www.ruthenia.ru
79. Дубин Б. Неведомый шедевр и его знаменитый автор //Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. С.81-84.
80. Забота об истине. Беседа с Ф.Эвальдом // Вопросы методологии. М., 1994. №3. С.48-56.
81. Зайцева О. Философия отчаяния Ж.Батая // www.metakultura.ru
82. Живов В. Что делать с Фуко, занимающимся русской историей? //Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. С.85-87.
83. Жизнь и власть в работах М.Фуко: Реф. сб./ РАН. ИНИОН; Сост.,авт. реф. и науч. ред. Сокулер З.А.; отв. ред. Панченко А.И. М.: ИНИОН,1381997. 134 С.
84. Игнатов А. Черт и сверхчеловек. Предчувствие тоталитаризма. Достоевский и Ницше // Вопросы философии. 1993. №4. С.35-46.
85. Ильин И.П. Постмодернизм // Словарь терминов. М.:ИНИОН РАН (отдел литературоведения) INTRADA. 2001. 384 С.
86. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 253 С.
87. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с фр.- М.: Политиздат, 1990. 415С.
88. Карасев Л.В. Сегодня и завтра. Постмодернизм и культура. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. М., 1993. №3 С.12-16.
89. Козловски П. Культура постмодерна. Общественно-культурные последствия технического развития / Пер. с нем. Л.В.Федоровой и др. М.: Республика, 1997. 238 С.
90. Козловски П. Трагедия модерна. Миф и эпос ХХ века у Эрнста Юнгера. // Вопросы философии. М., 1997. №12. С.15-27.
91. Конев Вл. Трансцендентальный эмпиризм Ж.Делеза // www.ssu.samara.ru
92. Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим // www.chat.ru
93. Косиков Г.К. Ролан Барт семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1989. С.3-45.
94. Кузнецов В.Г. Предисловие к публикации отрывка из работы М.Хайдеггера "Бытие и время" // Вестник Московского Университета. М., 1997. №4. С.13 - 16.
95. Кузнецов В.Н. Туманные вершины мировой философии от Платона до Делеза. М.:изд-во Моск. Университета, 2001. 141 С.
96. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия ХХ века. М.: изд-во МГУ, 1970. 318 С.
97. Кроукер А. Кук Д. Постмодернистская сцена: экспериментальная139культура и гиперэстетика // На путях постмодернизма.- М., 1995. 187 С. С.139-148.
98. Курицын Вяч. Время множить приставки // Октябрь. М., 1997. №7. С.178-183.
99. Кутырев В. А. Пост-пред-гипер-контр-Модернизм: концы и начала // Вопросы философии. 1998. №5. С.135-144.
100. Кюнг Х. Великие христианские мыслители / Пер. с нем. О.Ю.Бойцовой. СПб: Алетейя, 2000. 442 С.
101. Кюнг Х. Религия на переломе эпох // Иностранная литература. М., 1990. №11. С.223-228.
102. Лаврова А.А. Критика разума как критика языка (философско-лингвистический аспект творчества Ф.Ницше) // Вестник Московского Университета. М., 1997. №2. С.58-72.
103. Лекторский В. А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. М., 2001. №4 С.3-9.
104. Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах "пост" // Иностранная литература. М., 1998. №5. С.135-144.
105. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна // Пер. с франц. Н.А.Шматко. М: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя: CEU 1998. 159 С.
106. Липовецкий М. Голубое сало поколения или два мифа об одном кризисе // Знамя. М., 1999. №11. С.207-215.
107. Любак де Анри. Драма атеистического гуманизма. Милан -Москва: Христианская Россия. 1997. 302 С.
108. Магнус Б. Ницше и постмодернистский критицизм // На путях постмодернизма. Сборник обзоров и рефератов.- М.: ИНИОН, 1995. 187 С. С.153-157.
109. Маккай Дж. Макс Штирнер, его жизнь и учение / Пер. с нем. под ред. Даманской А.- СПб.: электропечатня Я.Левенштейн. 1907. 215 С.
110. Малахов В.С. Лиотар Ж.-Ф. // Современная западная140философия: Словарь. / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П.- М., 1991. 414 С. С.158.
111. Малахов В.С. Постмодернизм. // Современная западная философия: Словарь. / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П.- М., 1991. 414 С. С.239.
112. Малухин В. Пост без модернизма. // Известия 1991. 8 мая.
113. Малявин В.В. Мифология и традиция постмодернизма. // Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Кн.1. Разум. Духовность. Традиции. Л., 1991. С.51-59.
114. Ман Поль де. Критика и кризис // Философские науки. М., 1992, №3, С.48-64.
115. Маньковская Н.Б. Париж со змеями. М.: Рос. Акад. Наук. Ин-т философии, 1991. 219 С.
116. Маньковская Н.Б. Постструктурализм, постфрейдизм и постмодернистская эстетика // Эстетический опыт и эстетическая культура. М., 1992. С.126-132.
117. Михайловский Н.К. Литература и жизнь. // Русское богатство. №8, 1894. С.151-172.
118. Мочалов Л. Раннее Евангелие постмодернизма. // Нева. СПб., 1997, №4. С.189-195.
119. Мюнц П. Что же все-таки такое постмодернизм // На путях постмодернизма. Сборник обзоров и рефератов. М.: ИНИОН, 1995. 187 С. С.109-116.
120. Ницше Ф. Рождение трагедии. М.: ad Manginem, 2001. 735С.
121. Ницше Ф. Соч. в 2 т. / Пер. с нем., сост. ред. и автор примеч. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1990. Т.1. 831 С. Т.2. 830 С.
122. Павлова Л.Е. Рорти Р. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П.- М.: Политиздат, 1991. 414 С. С.268.
123. Платон. Диалоги / Сост., ред. и вст. ст. Лосев А.Ф. Авт.141примеч. Тахо-Годи А.А. Пер. с древнегреч. Шейнман-Тонштейн С.Я. 607 С.
124. Платон. Соб. соч. в 3 т. Т.3. Ч.11. / Пер. с древн., общ. ред. Лосева А.Ф., Асмуса В.Ф. Вступ ст. Лосева А.Ф. М.: Мысль, 1972. 687 С.
125. Подорога В. Событие: Бог мертв (Фуко и Ницше)// www.screen.ru
126. Подорога В.А. Философское произведение как событие. Постмодернизм и культура. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. М., 1993. №3. С.9-17.
127. Пономарева Г.М. Философия ХХ века. М., 1997. Учебное пособие. 284 С.
128. Постмодернизм и культура. Сборник статей / Отв.ред.Е.Н.Шапинская М.: АН СССР, Институт философии. 1991. 137 С.
129. Постмодернисты о посткультуре: Интервью с современными писателями и критиками. М.: Элинин, 1996. 213 С.
130. Реале Джованни и Антисере Дарио. Западная философия от истоков до наших дней в 4 т. Т.1. Античность. 336 С. Т.4. От романтизма до наших дней. 880 С. СПб.:ТОО ТК "Петрополис", 1997.
131. Рормозер Г. К вопросу о будущем России // Вопросы философии М., 1993. №4. С.15-24.
132. Рормозер Г. Кризис либерализма / Пер. А.А.Френкина. РАН, ин-т философии. М., 1996. 289 С.
133. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху "Постмодерна" глазами христианского публициста // Вопросы философии. М., 1991.№5. С.75-87.
134. Рорти Р. Прагматизм без метода // Логос. М., 1996. №8. С.155-172.
135. Рорти Р. Тексты и куски // Логос. М., 1996. №8. С.173-205.
136. Рорти Р. Философия как зеркало природы / Науч.ред.
137. B.В.Целищева. Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 1997. 2961. C.
138. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. М., 1994. №6. С.29-34.
139. Россиус А. Предисловие к книге Ницше Ф. Рождение трагедии. М.: ad Manginem, 2001. С.7-47.
140. Россиус А. Что находят в Фуко антиковеды? // Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. С.22-30.
141. Руссо Ж.-Ж. Избранные соч. в 3 т./ Пер. с фр. Сост. и авт. вступ. статьи И.Е.Веруман. М.: Госполитиздат. 1961. Т.1 - 851 С., Т.2 - 768. Т.3 - 727 С.
142. Рыклин М.К. Батай Ж. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П.- М.: Политиздат, 1991. 414 С. С.32.
143. Рыклин М.К. Делез Ж. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П.- М.: Политиздат, 1991. 414 С. С.88.
144. Рыклин М.К. Колыбель качается над бездной ( Р.Рорти читает Вл.Набокова ) // Логос. 1996. №8. С.206-214.
145. Рыклин М.К. Маргинализм. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П.- М.: Политиздат, 1991. 414 С. С.170.
146. Рыклин М.К. Постмодернизм // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П.- М.: Политиздат, 1991. 414 С. С.237.
147. Рыклин М.К. Сексуальность и власть: антирепрессивная гипотеза М.Фуко // Логос. Философско-литературный журнал. М., 1994. №5. С.196-206.
148. Рыклин М.К. Философия без оснований // Логос. М., 1996. №8. С.132-154.
149. Савенко Ю.С. Переболеть Фуко // Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. С.89-94.
150. Саводник В.Ф.Ницшеанец 40-х гг. Макс Штирнер и его философия эгоизма. М.: типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и К. 1902. 90 С.
151. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. С.5-46.
152. Свирский Я.И. Философствовать посреди. // Предисловие к книге Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза /Пер. с франц. Я.И.Свирского. М., 2000. С.319-350.
153. Секст-Эмпирик. Три книги пирроновых положений. Соч. в 2 т. Т.2 /Общ. ред. А.Ф.Лосева. Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1976. 421С.
154. Серль Дж. Р. Перевернутое слово // Вопросы философии. М., 1992. №4. С.58-69.
155. Силичев Д.А. Ж.Деррида: деконструкция, или философия в стиле постмодерн // Философские науки. М., 1992, №3, С.103 118.
156. Силичев Д.А. Постмодернизм: экономика, политика, культура. Учебное пособие. М.: Финансовая академия при правительстве РФ. 1998. 195 С.
157. Скворцов А. Достоевский и Ницше о боге и безбожии // Октябрь. М., 1996. №11. С.142-154.
158. Славчук В. С.Л.Фокин. Жорж Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия// www.russ.ru
159. Слотердайк П. Мыслитель на сцене. Материализм Ницше // Ницше Ф. Рождение трагедии.- М.: ad Manginem, 2001. 735С.
160. Смирнов И.П. Что оставляет нам история // Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. С.95.
161. Соболев О.Н. Постмодернистская волна в философии Запада // История философии и культура. Киев: АН УССР. Ин-т философии 1991. С.284.
162. Соколова Л.Ю. Образ философии в современной зарубежной философии: Проблемы исследования и преподавания. СПб, 1993. С.15-16.
163. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию / Пер. с франц.144
164. Под.ред. А.А.Холодова. М.: Прогресс, 1977. 695 С.
165. Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму "граммотологии Ж.Деррида"). Постмодернизм и культура. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. М., 1993. №3. С.36-45.
166. Табачникова С.В. М.Фуко историк настоящего // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. - М.:Магистериум, 1996. С.346-443.
167. Танатография эроса: Ж.Батай и французская мысль середины ХХ века / Сост., авт. пер. и коммент. С.Л.Фокина СПб: Мифрил, 1994. 346 С.
168. Тит Лукреций Кар. О природе вещей /Пер. с лат. Ф.Петровского. М.: Художественная литература, 1983. 383 С.
169. Трансформация в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество // Вопросы философии. М., 2000. №1. С.3-32.
170. Трубина Е.Г. Посттоталитарная культура: все дозволено" или "ничего не гарантировано". Постмодернизм и культура. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. М., 1993. №3. С.23-27.
171. Фейербах Л. Лекции о сущности религии /Пер. и предисл. А.Деборина // Соч. Т.3.- М., 1924. 400 С.
172. Филиппов А.Ф. Фукоизация всей страны // Новое литературное обозрение. М., 2001.№49. С,74-75.
173. Философия Р.Рорти и постмодернизм конца ХХ века // Материалы межвузовской научной конференции 28-29 октября 1997 СПб. Сост. и отв. ред.А.С.Колесников. 81 С.
174. Философский прагматизм Р.Рорти и российский контекст /Пер.с англ. Борисовой И.В. и др. РАН. Ин-т философии. Отв.ред. А.В.Рубцов.-М.: Традиция. 1997. 286 С.
175. Фокин С.Л. Ж.Батай в 30-е годы: Философия. Политика.
176. Религия СПб:изд-во гос. Университета экономики и финансов. 1998. 131 С.145
177. Фокин С.Л. Делез и Ницше: персонаж философа. //Делез Ж. Ницше. СПб: Axioma, 1997.- С.143-146.
178. Франк С. Ф.Ницше и этика "любви к дальнему" // Соч. М.: Правда, 1990. С.6-64.
179. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Сост., пер. с франц., коммент. и послесл. С. Табачниковой М.:Магистериум, 1996. 446 С.
180. Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопросы философии. М.,1993. №5. С.43-53.
181. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности / Пер с франц.Т.Н.Титовой и О.И.Хомы. Киев: дух и литература, М.:Грунт, 1998. 282 С.
182. Фуко М. История безумия в классическую эпоху /Пер. с франц. И.К.Стаф. СПб: университетская книга: Рудомино,1997. 573 С.
183. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с франц. Вл.Наумова, под ред. И.Борисовой М.: Ad Marginem, 1998. 478 С.
184. Фуко М. Ницше. Фрейд. Маркс // Альманах "Кентавр". М.,1994. №2. С.48-54.
185. Фуко М. Рождение клиники /Пер. с франц., ред. и предисл. А.Ш.Тхостова. М.: Смысл, 1998. 307 С.
186. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / Пер. с франц.В.П.Визгин, А.С.Автономова СПб: A -cad., 1994. 405 С.
187. Фуко М. Theatrum philosophicum. Делез Ж. Логика смысла / Пер. с франц.Я.И.Свирского Москва:Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С.441-472.
188. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. - М., 1992. №4. С.40-52.
189. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. Сб. пер. с англ., нем., франц. /Сост. и послесл. П.С.Гуревича. М: Прогресс, 1988. С.261-313.
190. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. Сб. пер. с англ., нем., франц. /Сост. и послесл. П.С.Гуревича. М: Прогресс, 1988. C.314-356.
191. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопросы философии. М., 1990. №7. С.143-176.
192. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. Общ. ред. и послесл. Г.М.Тавризян. М.: изд-кая гр. "Прогресс", "Прогресс-Академия". 1992. 464 С.
193. Цурина И.В. Социально-политический контекст философии постмодернизма. Научно-аналитический обзор. РАН. ИНИОН. Отд. Филос.наук. М.: ИНИОН, 1994. 52 С.
194. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Высшая школа, 1981. 370 С.
195. Чешков Н.А. "Новая наука", постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. М., 1995. №4. С.24-34.
196. Чубаров И. Рецензия на книгу Батая Ж. "Внутрений опыт" // www.gnosis.ru
197. Чубаров И. Это не Фуко (во всяком случае, не только) // www. gnosis.ru
198. Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика // Вопросы философии. М., 1999. №4. С.24-41.
199. Шахнович М.М. Парадоксы теологии Эпикура. СПб.: Изд-во С.-Пб. философского общества. 2000. 152 С.
200. Шельвин Р. М.Штирнер и Ф.Ницше. Явления современного духа и сущность человека / Пер. с нем. Н.Н.Вокач и И.А.Ильина. М.:Клочков, 1909. 166 С.
201. Штирнер Макс. Единственный и его собственность в 2-книгах / Пер. с нем. СПб: Светоч 1907-1909. Ч.1. 367 С. Ч.2.- 542 С.
202. Эко У. Заметки на полях "Имени Розы" // Иностранная литература.- М., 1988. №10. С.88-104.
203. Энгельштейн Л. "Комбинированная неразвитость" -дисциплина и право в царской и Советской России // Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. С.31-46.
204. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М.: издание Руслана Элинина, 2000. 368 С.
205. Эко У. Имя розы. Роман /Послесл. Лотмана Ю.М., пер. с итал.Е.А.Костюкович. М.:книжная палата, 1989. 494 С.
206. Юровская Э.П. Обращение к Лейбницу и поиск новых позиций философии: Ж. Делез // www.ideashistory.org.ru
207. Ямпольский М. Темнота и различие (по поводу эссе Ж.Делеза "Платон и симулякр") // www.nlo.magazine.ru
208. Badiou Alain. Deleuze. "La clameur de l'Etre" Paris:Hachette, 1997.184 P.
209. Badiou Alain. Manifeste pour la philosophie Paris: Ed.du Seuil, 1989.91 P.
210. Baudrillard J. Selected writings /Ed., with an introd. ву Poster M. Stanford: univ.press, 1988. 230 P.
211. Cresson Andre et Deleuze Gilles. David Hume. Sa vie son oeuvre. Avec un exposede sa philosophie Paris: Presses univ. De France, 1952. 132 P.
212. Cressole Michel. Deleuze Paris: Ed. Univ., 1973. 121 P.
213. Culler J. On decovstruction. Theory a. criticism after structuralism L. etc.: Routledge and Kegan Paul, 1983. 307 P.
214. Deleuze G. Expressionism in philosophy: Spinoza New York: zone books, 1990. 445 P.
215. Deleuze G. Francis Bacon. Logique de la sensation Paris: Ed. de la difference, 1981. 112 P.
216. Deleuze G. Guattari F. Capitalism et schizophrenie: L'Anti-Oedipe -Paris: Ed. de minuit, 1972. 470 P.
217. Deleuze G. Guattari F. Qu 'est ce que la philosophie? - Paris:Ed. de Minuit, 1991. 208 P.
218. Deleuze G. La vie comme une oeuvre d'art // Le Nouvel Observateur. 1986. №1138. P.58-60.
219. Deleuze G. La philosophie critique de Kant: Doctrin du facultes Paris: Presses univ. De France, 1983. 109 P.
220. Deleuze G. Logique du sens Paris:Ed. de Minuit, 1969. 392 P.
221. Deleuze G. Nietzshe and philosophy New York: Columbia univ.press., 1983. 221 P.
222. Deleuze G. Pericles et Verdi Paris:Ed. de Minuit, 1988. 162 P.
223. Deleuze G. Spinoza: philiosophie pratique Paris:Ed. de Minuit, 1981.177 P.
224. Deleuze G. Foucault Paris:Ed. de Minuit, 1986. 143 P.
225. Derrida J. De la grammatologie Paris:Ed. de Minuit, 1967. 447 P.
226. Derrida J. La dissemination Paris: Ed du Seuil, 1972. 412 P.
227. Derrida J. Marges de la philosophie - Paris:Ed. de Minuit, 1972. 3301. P.
228. Derrida J. Psyche invention de l'autre Paris. Galilee. 1987. 652 P.
229. Eribon Didier. Foucault vivant. Deux and apres sa mort, l'oeuvre du philosophe rebondit // Le Nouvel Observateur. 1986. №1138. P.56-57.
230. Fokkema D.W. The semantic and syntactic organisation of postmodernism texts // Approaching postmodernism: Papers presented at a workshop on Postmodernism, 21-23 Sept. 1984. Univ. of Utrecht Philadelphia: Вenjamins, 1986. 300 P.
231. Foucault M. Nietzshe, la genealogie, l 'history // Hommage a Jean Hyppolite. Paris, 1971. 231 P. P.145-172.
232. Foucault M. The history of sexuality / Transl. from the French by Hurly R. L.: Penguin books, 1990. Vol.1. 168 P.
233. Griffin D.R. Founders of constructive postmodern philosophy: Peirce, James, Bergson, Whitehead, a.Hartshorn. State University of New York Press, Albany, 1993. 241 P.
234. Griffin D.R., Smith H. Primordial truth and postmodern theology State University of New York Press, Albany, 1989. 216 P.
235. Griffin D.R., Beardslee W.A. Holland J. Varieties of Postmodern theology State University of New York Press, Albany, 1989. 164 P.
236. Griffin D.R. Unsnarling the world knot: Consciousness, freedom, and the mind-body problem - Berkeley etc.: Univ. of California press. 1998. 266 P.
237. Hassan I. The dismemberment of Orpheus: Toward a postmodernist literature New York, Oxford univ.press. 1971. 297 P.
238. Heidegger M. Unterwegs zur Sprache. Aufl. Pfulingen: Neske, 1977.269 S.
239. Klossowski P. Nietzshe et le cercle vicieux. Paris: Mercure de France, 1969. 211 P.
240. Lacan J. Ecrits. Paris: Ed du Seuil, 1966. 924 P.
241. Leitch V. B. Deconstructive criticism: An advanced introd. L. etc.: Hutchinson. 1983. 290 P.
242. Lyotard J.-F. Answering question: What is postmodernism // Innovation/Renovation: New perspectives on the humanitives / Ed by Ihab Hassan -Madison: Univ. of Wisconsin press, 1983. 356 P.
243. Lyotard J.-F. La condition postmodern: Rapport sur le savoir. Paris: Ed. de Minuit, 1979. 109 P.
244. Megill A. Prophets of extremity: Nietzshe, Heidegger, Foucault, Derrida. Berkeley etc., 1985. 399 P.
245. Merleau-Ponty M. Sens et non-sens.- Paris: Nagel, 1948. 379 P.
246. Onis Federico de. Anthologie de la poesie ibero-americane. Choix, introd. Et notes de F.de Onis. Presentation de V.Garcia Calderon. Paris:Nagel.- 1956. 391 P.
247. Pannwitz R. Die Rrisis der europalishen Kultur. Werke. Bd.2.-Nurnberg, 1917. 261S.
248. Physies and the ultimate significance of time: Bohm, Prigogine, a process philosophy. Ed. by Griffin D.R. State University of New York Press, Albany, 1986. 322 P.
249. Prigogin I., Stengers I. La nouvelle Alliance: Metamorphose de la science.- Paris: Gallimand, 1980. 302 P.
250. Rorti R. Consequences of progmatism. Essays 1972-1980. Brighton: Harvester press. 1982. 237 P.
251. Rorti R. Philosophy as a kind of writing: An essay on Derrida // New lit.history. Charlottesville, 1978. vol.10, №1. Р.141-160
252. Sarup M. An introductory guide to post-structuralism and postmodernism. New York. 1976. 171 P.
253. Sartre J.P. Le transcendance de l'Ego. Esquisse d'une description phenomenologique. Introd., notes et appendices par S.Le Bon. Paris: Vrin, 1965, 134 P.
254. Spivak G.Ch. French feminism in an international frame // Yale French studies. New Haven, 1981 - №62 - 211P.
255. The reenchantment of science: Postmod. proposals / Ed. by Griffin D.R State University of New York Press, Albany, 1988. 173 P.
256. Vidal C. М. The death of politics and sex in the eighties show // New lit. history. Charlottesville, 1993. vol.24, №1. Р.171-194.