автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблемы романа о современности (на материале казахских и украинских романов 70-80 гг.)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Зборовская, Нина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проблемы романа о современности (на материале казахских и украинских романов 70-80 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы романа о современности (на материале казахских и украинских романов 70-80 гг.)"

А К Л Д Е И И Я НАУК КАЗАХСКОЙ ССР КНСГИГ/Т ЛИГЕРЛ!1УРН И ИСКУССТВА ШПИ М.О.А7ЭЭЗВЛ

Ка права:; рукописи

ЗБОРОВСКАЯ Нила Викторовна

УДК:882/09Д-894.342

ПРОВПЕШ1 РОМАНА О СОВРЕМЕННОСТИ

(на иатэриалз казахских и украинских романов ТО-60 гг,)

10.01.02 - Литература народов СССР (советский период)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

АКАДЕМИЯ НАУК КАЗАХСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ 1Л.0.АУЭ30ВА

На правах рукописи

ЗБОРОВСКАЯ Нила Викторовна

УДК:882/09/+894.342

ПРОБЛЕМ РОМАНА О СОВРЕМЕННОСТИ

(на материале казахских и украинских роианов 70-80 гг.)

10.01.02 - Литература народов СССР (советский период)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Работа вшолнена в Института литературы и искусства имени М.О.Луооова Ааедешш *юук Казахской ССР,

Нсу*Гг

жуор «•¿дологически'

ЕЖУШЮВ Ш.Р,

Официальные огдюнентн - доктор $илолопгаосккх нзук

ИАРЦШЗТОВ А.К.» - кандидат филологических наук, доцент ИТОНЬ Г.М.

Ведущая организация - Казахский государственны*! университет

С.М.Кирова.

Защита состоится " " 1990 г. в " " шс<

на заседании специализировглшого Совета по засуйте диссертаций 1 соискание ученой степени доктора сХилологичесыгс паук Д 008.03.( при Институте литературы и искусства ;шеии Н.О.Ауозова АН Каз.( (480021, г.Ллиа-Ата, ул.Куруолгазн, 29).

С диссертацией иохпю ознакомиться в Центральной паршой библиотеке Ай Каз.ССР..

Автореферат разослан " " ________19ЭС г.

Уирттгзй с.яипг-тяп».

ОЕПЛЯ ХАРАШЕРШГИКА РАБОТЕ

Акгуаяьнос?ь„лРОЛОясвпк1тяс. Роман - это единственный занр, которнй, гагэя шюговекозуп нсторзю, так и не стал каноническим. Он и s папа дни яэляотся современной формой згудозэств энного ос-гшслення зяэни. Это - raup, пребЕМЭДИй в состоянии активного становления» ишр, "сопрнродщй з^нру", а, значит, подвэрззкный постоянному обновлении, переоценке устоявпзгося. Неисчерпаемым источников ого дзпзешш являэтея реальная действительность, в непосредственном контакта с которой тот развивается. Роаан - это настоящая худоаостэенная онциклопедия отношений человека с обществ ои, с ипроа. Неисеяааежй интарзс исследователей к роману вызван именно ЭПШП ого особенностями.

РаскрЕзая проблекно-те^атачесшта аспоктн современного ро-цана, аозшпшозенйо п иеиепешю его идейно-астатических тенденций, оксперииснтпрозаипо а области фор^и, ;ш тем саша раскрываем тот tssmairaa Езщяяаяыгоя стгераsypa» вштляеи определен-пув роконцуо трздащт в пзЗ. Иез^зпяз литературного процесса посрздстзои псссадоааппд fonns, co?oprü есть одна из саанх распространенна фора зудогэсшешого кзлелия, является актуальной проблетоЛ жтгргядфозодспя.

В стой связи возпписс? пгсбгодщмстъ сравнительно-типологического сопостгэсспяя ецпопзлз^з литератур. Баз сравнения фудпо понять дога о продета: одцой пзццональной литературы динамику процесса, сзоеобрасяо дагерачурша явлений. Неаду теы, im одг:а лггеразура но суцсс^зус? пголировазно, omai по себе. Потоку сразнеиз» является подлшнга нкструиентоц познания качественной гарактсрнстшш зудогастаснних явлений, обцих и специфических законошзрностеЯ гпкратузрого ¡nssims» Сопоставляя

казахские и украинские произведения, iffi теп самш осмысливаем соЕрекеккое состояние роцаниого санра кои в одной, так и в другой литературе.

Степень научной разработанности теми. Исследовании роцан-ного сайра и ракьке уделялось огромное внимание, о чей свидетельствует болькое количество работ, посвщоннш: дайной проблеме^. Немало создало трудов о романе кавахсюши н украинскими исследователя^. Существует ряд работ по истории национального роиака, его теоретический пробаешш. Но современная общественно-литературная ситуация настоятельно требует нового подхода

I Ксеиное 5. Происхождение роаава. И.,ЩЗ; Дкзпров В.Черта: романа к XX век. Л., 1965; ЗатонскпйД. Искусство роцана и XX век. К., 1973; Оскоцкий В. Богатство романа: Многообразие и единство. M., 1976; Советский роман: Новаторство. Повтика.Типо-логия. M., 1978; Современный советский роман: Философские acnei тн. Л., 1979; Днепров В. Идеи времени и форт* времени.Я.,1980; Могилева Т.Л. Роиан - свободная форма. П., 1982; Советский то национальный роиан. М.,1985; Кузнецов Н.М. Советский роиан. Ы. 1966; Пархоменко L'.H. Роман семидесятых. Н., 1987;Брааенас П. Будни к праздники романа. M., 1988 и др.

2 Лизунова Е.В. Современная казахский роман. Алма-Ата, 19 Атиыов М. Поэтика казахского романа. Алма-Ата, 1975 (на каз.яэ Шалабаев Б. История казахского романа. Алма-Ата, 1975; Верди-бяев Р. Ст легенда к роы&цу. Алма-Ата, 1975; Каратаев М. Новые горизонты. Алма-Ата, 1979; Ахмотов 3. Повтика впопеи "Цуть Аба в свете истории ее создания. Алма-Ата, 1984; Кнрабаев С. Высов назначение. Алма-Ата, 1985; Блеукеноз Ш.Р. От фольклора до рои на-зпопеи. Алма-Ата, 1987; Левчекао М. Роман I сучася1сть: До проблеми украГяського радтеьвого рошщу. К.,1933;Новичвнко Л. Укра1нський радянський реши. К., 1Ш6; Го^беза S. Нов1 гран] ьанру: Q/часний укра1нський рздягськнй pas?sn. К. ,1978;Наеяко I п"ятил1ття укра1нс1»кого роману. К., 1Ш5; ПогрХбняЁ А.Ооягнеяня сутност1 .К., 1935; fyoœttcofl И. 1Ь1б^12Мная.К.,15Ш^Донтак В.Г Укра1нсьвий радвнськйй регаа: F^S ХдоЯ Z фэра.К.» Ï9B7 и др.

исследованию литературных процессов. На переломной этапе исто-и, который переживает сейчас советское общество, происходит реоценка ценностей, еще совсеы недавно занимавших приоритете положение в духовной жизни. Литературоведение также выходит новый уровень своего саиоосмысления. Если до последнего вре-ни история и теория литературы исходили из принципов ыономе-да, творчество каждого писателя оценивалось с точки зрения о приверженности принципам социалистического реализма, то в кньгй период происходит активный процесс деидеологизации лите-гуроведения, разработки новой концепции литературного разви-и, который не обошел историю и теорию ролана. В настоящей pare делается попытка внести свой вклад в изучение этого вопро-на материале казахских и украинских романов, написанных в -80 гг.

Целью диссертации является выявление типологических и гзне-1еских признаков романного жанра в казахской и украинской лите-урах. Для ее достижения автору необходимо решить следующие [кретныв задачи:

1. Провести сопоставление казахских и украинских произведе-t, написанных в типологически сходной общественно-литературной уации 70-80 гг.

2. Выделить национальные особенности в формировании роиан-о цкаления.

3. Раскрыть на основе изучения произведений казахской и айнской прозы процесс становления романа в национальных лите-урах.

При выборе натериала для диссертационной работа автор руко-зтвовался целью и задачами исследования. При этом особое вни-*е было уделено идейно-эстетической борьбе со стереотипами

художественного ышшения, имевшей место в той или иной мере в казахской и украинской литературе. Исходя из этого, г.:ы более г робно остангвлквались на произведениях М.Магауина, Р.Сейсекбзс А.Нурпеисова, В.Дрозда, П.Загребельного, Валерия Шевчука.

Научная новизна диссертации состоит в тон, что в ной пре;; принята попытка осмыслить развитие национального романа в новс ракурсе, т.е. не с точки зрения теории социалистического реалк ыа, а с точки зрения теории жанра. Научная новизна работы тага состоит и в том, что до настоящего времени специального conocí ления казахского романа с украинским еще не проводилось.

Методика и методология исследования. В.М.Кир?.унский, клас

сифицируя основные типы изучения мешациональных литературных

в заимоотносений, выделил наряду с сопоставлением на базе культ

ного взаимодействия, "сравнение историко-типологическое, объяс

кяющее сходство явлений, генетически между собой не связанных,

сходными условиями общественного развития"'''. Национальные сове

ские литературы в течение более чем полувека развиваются в анг

гичных общественно-литературных ситуациях, что способствовало

растанпю их однотипности. Однако прежде сравнительно-типологи*

ское сопоставление подчинялось идеологической задаче, а имение

"даче выявления идейного сближения литератур социалистически?

наций, процессов, "способствующих формированию в СССР единой

интернациональной культуры новой исторической общности - много

о

национального советского народа . Такой социологи1: ский подхс к исследование литературы односторонен и потому недос ¿точек,т

1 Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народе у. проблема сравнительного изучения эпоса. М., 1958. С.7.

2 Басселъ Н. Типологические связи эстонской советской м тературы с литературами других народов. Таллин , 1980. С.17.

исследованию литературных процессов. На переломной этапе исто-та, который переживает сейчас советское общество, происходит зреоценка ценностей, еще совсем недавно занимавших приоритет-)е положение в духовной жизни. Литературоведение также выходит I новый уровень своего саыоосмнсления. Если до последнего вре-!ни история и теория литературы исходили из принципов ыономе-да, творчество каждого писателя оценивалось с точки зрения 'о приверженности принципам социалистического реализма, то в лный период происходит активный процесс деидеологизации лите-туроведения, разработки новой концепции литературного разви-я, который не обошел историю и теорию романа. В настоящей ра-те делается попытка внести свой вклад в изучение этого вопро-на материале казахских и украинских роианов, написанных в -80 гг.

Целью диссертации является выявление типологических и гене-ческих признаков романного жанра в казахской и украинской лите-гурах. Для ее достижения автору необходимо решить следующие таретнке задачи:

1. Провести сопоставление казахских и украинских произведе-написанных в типологически сходной общественно-литературной

руации 70-80 гг.

2. Выделить национальные особенности в формировании роман-'о шгпления.

3. Раскрыть на основе изучения произведений казахской и

|айнской прозы процесс становления романа в няцис:;альных лите-урах.

При выборе материала для диссертационной работы автор руко-,ствовался целью и задачами исследования. При этом особое вни-ие было уделено идейно-эстетической борьбе со стереотипами

художественного мышления, имевшей место в той или иной мере в казахской и украинской литературе. Исходя из этого, мы более п робно останавливались на произведениях М.Магауина, Р.СейсекО'йе А.Нурпенсова, В.Дрозда, П.Загребельного, Валерия Шевчука.

Научная новизна диссертации состоит в тон, что в ней пред принята попытка осмыслить развитие национального романа в ново ракурсе, т.е. не с точки зрения теории социалистического реали ма, а с точки зрения теории жанра. Научная новизна работы такк состоит и в том, что до настоящего времени специального conocí* ления казахского романа е украинским еще не проводилось.

Методика и методология исследования. В.М.Кирцунский, клас

сифицируя основные типы изучения межнациональных литературных

взаимоотношений, выделил наряду с сопоставлением на базе культ,

ного взаимодействия, "сравнение историко-типологическое, обгяе

нящее сходство явлений, генетически между собой не связанных,

сходными условиями общественного развития"^. Национальные сове

ские литературы в течение более чем полувека развиваются в ана

гичных общественно-литературных ситуациях, что способствовало

растанию их однотипности. Однако прежде сравкительно-типологич

ское сопоставление подчинялось идеологической задаче, а именно

■ -даче выявления идейного сближения литератур социалисглческих

наций, процессов, "способствующих формированию в СССР единой

интернациональной ку.'ьтуры новой исторической общности - много

о

национального советского народа . Такой социологи': гкий подхо к исследованию литературы односторонен и потому недос аточек,т

1 Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народо и проблема сравнительного изучения эпоса. М., 1958. С.7.

2 Бассель Н. Типологические связи эстонской советской ли тературы с литературами других народов. Таллин , 1980. С.17.

огда устоявшаяся традиционная форма теряет способность выразить овую реальность, она снимается, отрицается. Вся история разви-ия романа подтверждает это. Например, в определенный период ро-;анн 3.Скотта провозглашались "истиншг.ш романами'.' И этот писа-■ель, действительно, дел еизнь новой форме - романтическому ро-!ану. Но со временем последний устарел и его сменил реалистичз-:кий роман. Такие XX вех последовательно отощал старую форму >еалистического романа. "Улисс" Джойса кардинально изменил ф>~р-¡улу канра.

Романный аанр появляется в такой исторический период, когда юзникает потребность у нации познать себя через сзободно тзоря-циз: индивидуумов. Буозуазная интеллигенция выражает в романной Ьорме свое стремление к личностной свободе, вычленению из целого , из народа. Многие исследователи потому вполне обоснованно определяют «осан как бурзуазный аанр, указывая, такип образов, 1а пафос свободного самоутверждения личности, на идею самоценности индивидуума, развитую романом. Гегель появление романа гзязивал с сознанием буржуазного общества. Р.Фокс, такзе утвсра-дал, что именно "капитализм создал реалистический метод и дал ецу совэриеннуп форму - роман"*. Исходя из положений Гегеля, венгерский ученый Г.Лукач писал:"Роман - литературное явление, наиболее типичное для бурзуазного общества .Если, по Лукачу, в эпосе отражена "борьба племени, рода,общества в целом',1 то в романе - "борьба внутри общества" .Венгерский исследователь признавал возможность существования романа социалистического реализма лишь при условии,если тот максимально сроднится с эпосом.

1 *онс Р. Роман и народ. М., 1960. С.89.

2 Лукач Г. Проблемы теории // Литературно критик. 1935. № 2. С.214.

Роман, который всецело направленный на пропаганду и утвержден социалистической идеологии, лишается определяющего яанровую с ность пафоса, а именно возмозшости отражать "борьбу внутри ос ства", что значит борьбу личности с теми общественными силам! которые препятствуют ее свободному самоутверждению.

В связи с этим для нас представляется важным вццелять j манное понимание мира в его противоречии эпическое.

В первой главе "Проблемы романного мышления" мы пытаемс* учитывая исторические условия развития украинской и казахско5 литератур, проследить формирование романного мышления в общественно-литературной ситуации 70-80 гг.

В казахской и украинской литературах по сравнению с мире вш культурным процессом романный жанр возникает слишком поз; но. Становление национальной буржуазной интеллигенции происх< дило примерно в середине XIX века. В этот период и наблюдало) формирование романной традиции в украинской литературе.В npoi ведениях П.Кулиша, И.Нечуя-Левицкого, П.Мирного отражены cnei фические стороны украинского реализма по сравнению с реализм* в мировой литературе: в реалистическом украинском романе ос» ное внимание уделено не судьбе личности и ее стремлению к cbi 'оде, а судьбе народа.

В конце XIX - начале XX века традиционная украинская пр< за подвергается серьезной критике. Так,например,один из лучш] украинских прозаиков В.Пидмогыльный центростремительный псих логический реглан ("Город",1927) противопоставляет старому фа бульноцу роману. Или же появляется так называемый "деструкти: ный" роман с ориентацией на отказ от формы классического ром на ("роман новой конструкции" "Арсенал сил" Гео Коляды,"Двер день"Гео Шкурупия,"i ¡нтеллигент"Л.Скрыпныка,"Голякдия"Д.Бузьк

Пародия на традиционный реалистический роман - значительный кт литературной аизни Укрэины начала XX века. Так возникает ное понимание литературы. Например, автор "Голяндии" считает, что тература не долина познаэать жизнь художественно, а только стро-ь ее, "рационализируя новую психику читателя". Он принципиально вергает необходимость в художественном произведении психологи-ского анализа, многие приемы традиционного письма, утверждает ман как проблему эстетического порядка. Поэтому автор постолн-играет с читателем. Только читатель начинает серьезно воспри-иать поставленную проблему, как обнаруживается, что она - оче-дной фарс, розыгрыш автора.

Художественные идеи, поднятые в 20-х гг., будут возрождены 70-80 гг. в украинской литературе. В начале нашего века украинке писатели пытаются Еывести роман из его провинциального сос-яния, переосмысливая старые формы, стремятся найти новые. А ечное переосмысление - переоценка", т.е. "неистребима "модер-стичность" романа" (Бахтин) - основа его движения, жизнедея-льности.

Появление модернистического романа означает его глнровое ^опознание в литература. В статье "К проблеме самосознания эаинской литературы" В.Брюховецкий предлагает ввести в лите-гурно-критический обиход термин "сам?сознание литературы".

идет о способности литературы освободиться от политизиро-даой тенденциозности, утилитаризма. Появление модернизма в заинской литературе, считает критик, озняиенсвало этап ее ¡осознания'.

В условиях активной Идеологизации искусства (30-50 гг.)

I Брюховецький В. До проблеми самоусв1домленнл укра1нсы<о! гератури // Радячське лХтературознавство. 1989. " 9. 0.24.

развитие украинского роиана прекращается, его место занимает : винциальная бытописательская проза, выдержанная в духе господ вующей идеологии.

Совсем другая ситуация наблюдается в казахской литерату Реалистический роман приходит в литературу только в начале XX Социально-бытовые произведения "Несчастная Шшал" (19Ю)Дулат "Выбор невесты" (1912) Жоцартбаева, "Калым-* (1913) Нубеева, " бялек" (1923) Аймаутова отразили развитие народнического,прос тятельского реализма. "В жизни казахского народа было много п посылок для возникновения жанра романа: нарастание полигическ и национальной активности народа, пробужденного первой русско революцией 1905 года, развитие демократических идей, запросы тературы в послеабаевский период, когда усилился интерес к вн . ренней жизни отдельного человека, к его общественнш связям и т.д. Неслучайно в перБых романах ставились такие острые пробл мы, волновавшие ьск общественность того времени, как, наприме свобода человеческой личности"*, - пишет Е.В.Лизунова. Но в т время реализм в казахской литературе не получил полного разви в роиакной форме, так как она только зарождалась. Уже в 30-е создаются обтцие условия развития национальны? литератур. В ot| —альнг иригн&нкой литературе идет интенсивное развитие антиЕ манной тондеггщгк. связанное с борьбой господствующих сил про? свободы личности и ее самовыражения.

11.А.Флоренский в своих философских и эстетических рабе: видел в "идее непрернзности" один из ложных элементов соврем:

о

ного миросозерцания*'. Между тем, литературный процесс советск

1 Лкзунсэа Е.В.Современный казахский роман.А.-А.,1964. С

2 Флоренский П.А. Филосо<|ия культа // Богословские труда 1977. Сб. 17. С.120,

вриода в нашем литературоведения рассматривался аэу.ью з яэсту-ательном движении, как непрерывное шествие' 5 зэрзянам. 3 тоез ремя только в 60-е гг..после разрушения аультуря з 30-х годах, wepaiypa предпринимает попытку стать "а путь сазгораззятия, а э выполнять социальные заказы. В этя года возобновляется етч-зстное и национальное самопознание, необхэдяуэз для зтанозлз-1я романного жанра. Но, не успев пряобрвзтч статус эсгэствзн-5 развивающейся литературы, она вновь попадает з слож/э си-гэцив 70-80 гг., когда снова в нашей г/л'ьг/рэ повергается шрессии новое поколение свободных худозаглязз. Поэтов вполне )Гично, что в годы мифологизированных достяязняХ я угпэдсов на-jro общества поощрялись "парадное" многопясакие, хоньянжтура. :ледствие этого резко понизились художественная отвзтствэккссть юателя и худогественлый уровень произведений.

В эти se годы получает широкое распространение я один из гавных зганров послевоенной прозы - "производственный роман". .бочая тема в нем определяется как главная тема современности, ■о является результатом проводимой в то время соответствующей ,еологической кампании. Это нетрудно проследить по материалам енумов Союзов писателей 70-х годов. Уяе в начале ТО-х гг. во ех национальных литературах появляются в большом количестве оизведения на производственную тематику. Хотя в производстзен-й прозе по сравнению с 30-50 гг. происходят ощутимые измене-я - акцент переносится на моральные проблемы, писатель пьгга-ся выйти к личностному началу в человеке, :;с í-ea не менее оста-ся функциональный подход к личности, незначительность кснфлпх-в и проблем, что обусловливают однотипность и бесперспектив-сть этого искусственно созданного жанра.

Целый ряд "производственных романов" казахских т-сатг.-'--

("Плелся" Е.Кгбдуюьег гКентаук С.Бакбергенова, "Если хочешь жить" Р.СгРсе:-гбее^с, "Барьер" А.Шаксыбаева, "Взрыв", "Клад" М.Сарссаеекс к ¿¿г.! писались уже по сложившемуся стереотипу. Почти ес Есех т-£хк? произведениях присутствует один и тот же сюкетнкй з:од - конфликт на производстве между талантливым, честнш спецке-листск и его антиподом. В них центральное событ связано с производством, где наиболее полно проявляется такой конфликт. Подобные романы, как правило, оживляют сцены супруг ской неверности клк же случайные любовные истории, возникшие семеГлше проблемы.

Особенное отношение к производственной теме в украинских прозаиков. Поскольку украинская литература, как мы уже отмеча ли, пережила (хоть и краткий)период деполитизации, усиленного интереса к ¡эстетическим проблемам, формальным поискам, то пот циальис худонес?Еьнный опыт жил в литературе, несмотря ни на кие запреты. И ок, этот опыт,сейчас дал импульс для возобновл кия прерванных творческих экспериментов. Пародирование традиц онных, устаредших повествовательных форм - одна из ярких стор развития украинской литературы в 70-80 гг. Когда в 70-х годах формируется новый поток производственной прозы, то в украинок терагуре этот период открывается трилогией П.Загребельного стороны вечности" (1970), "Переходим к любви" (1971), "Намыле ная трава" (1974). Роман "Со стороны вечности" - явная пароди на "производственный роман". Это произведение проникнуто диал гоц героя к читателя, спором, в результате определяет "ка ровый критицизм" повествования.

"Производств ешый роман" а украинской литература последо т ель но разрушается ирошчески-жмерным стилевым потоком; и в принципиально'; Сд-.-. у;х;.'пи; о: -.з-ссзого в к^лсгсиоГ-. литературе

Во все времена писать о современности било одной из главных трудных миссий романиста. В большинстве своем романы о совремзн-сти последнего двадцатилетия оказались настолько поражены внеш-социальным, поверхностным подходом к отражении жизни, что оста-сь в стороне от мирового литературного процесса, создав собст-нную систем ценностей, неприемлемую для .других народов и куль -р. Для этой системы закономерно изображение внутреннего мира :ловеха подчинять его социальной (функциональности. Вышесказан-|е в полной мере характеризует не только "производственный роман", | и такое повествовательное образование, как "сельский роман".

Еще в 30-е гг. Р.Фскс кризис романного жанра связывал с 1ким пониманием действительности. Роман "мельчает по мере того, 1К все больше дробится на отдельные виды"*, - писал критик. В шей литературе особенно заметно это "дробление" романного :шн-I, когда предметом изображения может выступать отдельная сфера зятельности.

Как казахские, так и украинские прозаики, отдали дань проб-змам сельского хозяйства. В так называемом "сельском романе" )-80 гг.еще успешно живет стереотип "колхозного романа" 30-50 гг. в нем так не хозяйственные задачи выдвигаются на первый план.

В условиях регламентированного искусства наметился явный сход от реалистического видения действительности. На примере рожь "Дария" Д.Досжанова мы показали, как писатель, вопреки свос-/ аналитического ^пыту вынужден в духе принципов господствующего этода менять тональность своего повествования. Существующее в краинской литературе направление мнимого романтизма мы охарак-еризовали через подробный анализ произведения О.Гончсра "Берег

обви" (1975).

I Фокс Р. Роман и народ. И., 1960. С. 120.

О неспособности писателя раскрыть внутренние движения души своего героя часто свидетельствует избыточная событийность сюжета, которой, по нашему наблюдению, отличаются многие романы казахских авторов. Уже в 2S82 г. казахский писатель А.Кекильбаев ставил вопрос о кризисе романа в свозй литературе: непростительно затянутые по причине недостатка мастерства рассказы выдаются за повести, максимально раздутая повесть за роман, роман разрастается до дилогий и тетралогий. Казахский писатель уке тогда поставил "диагноз этой болезни" - псевдоэпизация*.

В условиях несвободы, декларирования мертвых и отливших идей, насаждения бескультурья и подмены реалистического видения псевдореализмом все se существовала своего рода оппозиция как в самом литературном процессе, так и в творчестве отдельного писателя. Мы знаем, что И.Есенберлнн писал посредственные романы о современности, но им же созданы совершенные в художественном отношении исторические повествования. П.Загребельный писал откровенно конъюнктурные вещи, в которых исследование действительное! заканчивалось ее воспеванием, но он в то не время является одниь из лидеров химерно-иронического стиля в украинской литературе.

Один из главных приемов украинских прозаиков этого времени - эссеизэция повествования, которая стала примером открытой авторской позиции. Автор становился соучастником событий и ответственным за происходящее в художественной действительности, повествование строится не на готовых истинах, а на личных сомнениях и размышлениях писателя. Так, в романе "Львиное сердце" Л.Загребельнсго автор спорит о критиками, читателями, осмеивает методику создания современной литературы, согласно которой глав! '.{скильбаев А. Скрывая беду, но увидеть победу // Литератур ->л газета. 1962, 10 ноября. С.5.

эе состоит в том, что "нужно уметь читать призывы", химерно-ссоциативнуто раскованность провозглаиает будущей универсальной эрмой литературы, выступает против ложной событийности нашей розы (в данном случае иронизирует и над собственными творчес-ими пристрастиями), против фабулы вообще. Эти идеи поддерживаюсь и другими украинскими писателями. В эти не годы украинскую розу характеризует принципиальная борьба 'против фабульной и анровой скованности на путях к новому типу романного мышления"*.

В лоне "химерного романа" рождалась концепция свобод-о мыслящего человека. "Химернэсть" в литературе -то преаде всего проявление борьбы за изначальную органичность ворчества, о которой Дж.Гарднер писал так: "Оригинальность и начение искусства обусловлены тем, что оно именно НЕ начинает-я с ясного представления о том, что хочет сказать художник, ообрагенне, как неиссякаемый природный источник, извергает из ебя образы один за другим. Процесс творчества, музыкального, итературного или изобразительного, подобен сновидению: он за-ватывает в свои сети все, что проплывает мимо... Это, а отнюдь

е непосредственно воспринимаемый мир, служит художнику сырьем р

ЛЯ творчества" .

В химерном романе возрождается ироническая художествен-ость. Ироническая установка при взгляде на современность яв-яется разрушительной силой для азторитарного мышления. Скеп-ицизм ироничного героя разрушает все традиционные понятия,все :одвергает сомнению и дает живое ощущение поисков шсли.

1 Л^-линський Микола. 0бнад1йливий досв1д прози // ВХтчиз-1а. 1980. № 12. С.143.

2 Цит. по кн. Писатели США о литературе. Г.2. М., 1932.

1.395.

В романе казахского писателя 1'ухтара Магауина "Голубое марево" (1972) очень удачно использован этот прием. На протяжении всего повествования отмечается авторская вольность в обращении с материалом. В авторской интерпретации иронично звучат даже легенды. Эссзпстический способ присутствия личности автор? имеет место и в романе М.Магауина "Голубое ыарево". Магауин открыто ведет диалог со своим героем Едлге и со своим читателем. В этом романе ощутим поворот писателя от нормативного творчества на путь свободного самовыражения, решения действительно волнующих проблем художника. Мы считаем произведение Магауина эта! шм, одним из лучших произведений казахской литературы о совре менности 70-х годов.

Близки к химерному роману по фантазии и авторской смелос ти, по основному художественному приему (условность повествова ния) произведения С.Адамбекова "Легенда о расстрелянной девушк и роман Е.Домбаева "Этот негодный Каутик".

Химерная проза в украинской литературе - своеобразное пр явление фольклорно-мифологической тенденции в советских литера турах 70-80-гг. Потому нами рассмотрен тот момент, как данная тенденция реализовалась в казахском романе. Здесь не было обра ■ зовано общего стилевого направления. Хотя введение в текст легенд, преданий, песен и является типологической чертой казахской прозы этого периода, но такое обращение к фольклору в романе в осноеном означало дань моде и часто носило случайный ха рактер. И только в творчестве отдельных писателей (А.Алимжано-ьа, А.Кекильбаева, О.Бокеева, С.Санбаева) оно было подкреплено оригинальной авторской мыслью, органично слилось с общей конце цией произведения.

Поскслз.ку казахский писатель более приверкен к традициош

• типу повествования, то и поиски формы велись здесь не так ка-¡горично по отношению к сложившемуся типу повествования, как у :раинских прозаиков. Следует отметить, что казахский писатель :новкое внимание уделяет актуальным проблемам современности, .е. идейному содержании (таковы романы А.Нурпеисова "Долг", .ИсабекоЕа "Смятение", Р.Сейсенбаева "Трон сатаны", О.Бокеева 1оезда идут мимо", А.Тарази "Гнездо на облаках", "Голубая ко-¿6 ель", С.Санбаева "Времена года нашей жизни", А.Алимканова Дорога людей" и др.). В украинской же литературе в развитии зманов о современности можно выделить два потока. Первый свя-ш с произведениями, принципиально отстраненными от злобы дня, р острых проблем современности (например, трилогия Е.Гуцала Луж взаймы", "Личная жизнь феномена", "Парад планет" - говоря повами Бахтина, "образец чистой занимательности к бездумности"), го своеобразные химерные истории, где больщую роль играет поиск эвых художественных средств; они отличаются изобретательностью форме и построении сюжета. Другой поток представлен произведе-иями, о необходимости которых постоянно напоминала украинская ритика, определяя их как серьезную проблемную литературу ("При-ины и последствия" Ю.Щербака, "Мария с полынью в конце века" ' .Яворивского, "Твоя заря" 0.Гончара и др.).

Художественное мышление в жанре романа всегда связано с тремлением художника к постижению мира в новой интерпретации, отому в первой I тазе мы говорили о кризисе романного мышления, вязанного с идейной стереотипностью произведений и тенденциоз-остьп мышления, а также о путях его преодоления.

Во второй главе "Концепция свободной личности и роман" мы роводим сопоставительный анализ в аспекте понимания человека глазами жанра" (Бахтин). Раскрытие концепции личности явля-

стоя существенной задачей романа как жанра.

В работе мы исходили из понятия концепции личности, предан кенной В.К.Тюпой в книге "Художественность литературного процз ведения" (1987). Исследователь рассматривает концепцию личност: как соотношение личного и светличного. В сверхличном различав' ся два полюса: инфраличное и ультраличное. Инфраличное - социа льная ферма бытия человека, форма, которую ему предлагает Обще ство, существующий общественный порядок. Ультраличное - выход на суть бытия,исполнения человеком своего духовного предназначения. Сочетание личного с инфраличнын, другими словами подчинение личного общественному - основа изображения эпического ге роя, характерна признак литературы социалистического реализма В такой литературе человек самоу-гзерддается в сети общественна отношений,осмысливается как "функция эпохи"(А.Толстой). Но такой подход к человеку противоречит роыанноуу вяденга),при кото-рои личность, "почувствовав себя одинокой в широких сферах кос ыополитизма,уходит в самое себя,интересуясь вопросами внутреш еизни"*. В связи с этим, ыг'гото отметить, что О.Мандельштам впе

не обоснованно предвидел конец романа в нашей литературе, счи-

<

тая, что судьба романа определена судьбой личности в обществе' Интерес к личности вопреки "тотальному овнешнению"(Е-До) ронко) героя был связан с качавшимся возрождением общественно! ьигмп в нашей стране в конце 50-60-х гг. В литературе снова б] т выдвшута в качестве основной проблема личного достоинства Г.Белая, характеризуя новые процессы в литературе, писала, чт

1 Веселовский А.И. Из введения в историческую поэтику. Собр.соч. М., 1913. Т.1. С.49.

2 Мандельштам О.Э. Конец романа // Мандельштам 0.3. Слово и культура. Ы., 1937. С.73.

воего народа, в языческом преклонении перед природными, есте-твсгашмк ckx.'1'îk (романы и повести С.Санбаева, 0.Бокосва,0.Гон-ара, В.Шевчука, А.Кекильбаева, В.Земляка). Пантеизм народного каления - филее '„'.;кая основа романа Валерия Шевчука "Дом на ope". Все сущее на г.е:,-лз едино и свято, утверждает писатель, еловек доляен постичь это единство, ощущение которого прнно-ит радость. Судьба, жизнь человека зависит от его дуговпой нзргии. Свобода личности постигается в духовной деятель* m, на - в>утреннее состояние духа, для которого нет границ.

Другой у:'.*г:'нский писатель Василий Земляк в романе "Лобе-,иная стая", воссоздав образ Украины в образе символического авилона, впереди идущего народа поставил духовную личность, философа вечного Вазмлопа" Фабияна.

Романом о свободе назвала Шуга Курпеисога роман Д.бчша Ке-ильбаева "Конец легенды". В душе зодчего Шаппара ведется на-тоящая борьба с оцущением бессмысленности человеческой еизни. айти смысл ее - это значит оправдать свое существование, свое еловеческое предназначенье. Вопреки душой атмосфере окружая-;ей действительности Жаппар ощущает беспредельное своего внутреннего мира, возможность "отрешиться от всего мнимого и поднять-я, взлететь, может быть, даже наперекор судьбе, на высоту,встре-енуться непокорным духом".

Последний параграф второй главы посвящен поискам духовных ¡енностей к-нахскими и украинскими романистами.

В заключительной части работы подводятся основное ито.-; сследования.

Общественно-идеологическая ситуация 70-80 гг. не была бла-'оприлтной для развития литературы. Классовый подход, составлявши основу го. . здетвующей идеологии, на практике обер!.улся ¿»нти-

гуманной позицией по отношению к творческой интеллигенции. Своб да мысли, без которой нет настоящей литературы, последовательно изгонялась из художественных произведений. Писателю навязывалис готовые, идейно выдержанные темы и проблемы. А тенденциозная ли тература не нацелена на отражение постоянно изменяющейся реальности, поэтог/у в основном она представлена произведениями, воспевающими псевдодействительность. При этом существовала определенная идейно-тематическая инвариатизность, которая повторялась во всех литературах.

Ензнь литературы, как и всякое общественное явление, пред ставляет собой борьбу противоположностей - борьбу устоявшихся методов творчества с новыми. Социалистический реализм, превратившись в метод конъюнктурной литературы, не способствовал развитию реализма и романа в целом. Кризис художественного мышления был вызван и тем, что вопросы сегодняшнего дня ставились выше проблем духовности. Но, несмотря на унификаторские тенденции в литературном процессе, происходило явное идейно-стилевое расслоение литературы, а значит - и ее выход к ромацу. В 70-ВО в украинской литературе возникло новое направление - химерная проза. £>ольклорно-миф;ологическая тенденция в казахской литера-•туре, хотя не создала общего стилевого направления, но во многом обогатила казахскую прозу, вывела ее к философскому постижению мира, к размышлениям над коренными вопросами бытия.

За последние десятилетия в литературе существенно изменилась концепция личности. Если раньше понятие личности связыва-* лось с активностью социального действия, с общественным поведением человека, то в настоящее время наряду с этим важная роль отводится интенсивности духовной жизни, и сейчас последний момент приобретает определяющее значение.

:воего народа, в языческом преклонении перед природными, есте-явонними силачи (романы и повести С.Санбаева, О.Бокеева.О.Гон-гара, В.Шевчука, А.Кскильбаева, В.Земляка). Пантеизм народного шпления - филос /.екая оснсг-а романа Валерия Шевчука "Дом на лоре". Все сущее на се-:ллз едино и свято, утверждает писатель. 1еловек должен постичь это единство, ощущение которого приносит радость. Судьба, кизнь человека зависит от его дуговиой мзргии. Свобода личности постигается в духовной деятель: )на - Btr/треннее состояние духа, для которого нет границ.

Другой уу-.гинский писатель Василий Земляк в романе "Лебединая стая", воссоздав образ Украины в образе символического Зазилона, впереди идущего народа поставил духовную личность, 'философа вечного Вавилона" Фабияна.

Романом о свободе назвала Шуга Нурпеисопа роман Дбиша Ке-сильбаева "Конец легенды". В душе зодчего Таппара ведется настоящая борьба с ощущением бессмысленности человеческой еизни. 1айти смь!сл ее - это значит оправдать свое существование, свое 1еловеческое предназначенье. Вопреки душной атмосфере окружающей действительности Siannap ощущает беспредельное-, j своего внутреннего мира, возможность "отрешиться от всего мнимого и подняться, взлететь, может быть, даже наперекор судьбе, на высоту,встре-1енуться непокорным духом".

Последний параграф второй глазы посвящен поискам духовных ценностей казахскими и украинскими романистами.

В заключительной части работы подводятся основное итог: ^следования.

Общественно-идеологическая ситуация 70-30 гг. не была благоприятной для развития литературы. Классовый подход, составлявший основу гс. .одствующей идеологии, на практике обер1улся ;енти-

гуманной позицией по отношению к творческой интеллигенции. Своб< да мысли, без которой нет настоящей литературы, последовательно изгонялась из художественных произведений. Писателю навязывалис! готовые, идейно выдержанные темы и проблемы. А тенденциозная литература не нацелена на отражение постоянно изменяющейся реальности, поэтому в основном она представлена произведениями, воспевающими псевдодействительность. При этом существовала определенная идейно-тематическая инвариатизность, которая повторялась во всех литературах.

К13нь литературы, как и всякое общественное явление, пред ставляет собой борьбу противоположностей - борьбу устоявшихся методов творчества с новыми. Социалистический реализм, превратившись в метод конъюнктурной литературы, не способствовал развитию реализма и романа в целом. Кризис художественного мышления был вызван и тем, что вопросы сегодняшнего дня ставились выше проблем духовности. Но, несмотря на унификаторские тенденции в литературном процессе, происходило явное идейно-стилевое расслоение литературы, а значит - и ее выход к ромацу. В 70-60 в украинской литературе возникло новое направление - химерная проза. Фольклорно-мифологическая тенденция в казахской литера-•туре, хотя не создала общего стилевого направления, но во многом обогатила казахскую прозу, вывела ее к философскому постижению мира, к размышлениям над коренными вопросами бытия.

2а последние десятилетия в литературе существенно изменилась концепция личности. Если раньше понятие личности связывалось с активностью социального действия, с общественным поведением человека, то в настоящее время наряду с этим важная роль отводится интенсивности духовной жизни, и сейчас последний момент приобретает определяющее значение.

Уже в 70-е гг. созрела проблема диалектической многомерности в изображении человека и мира. В реалистической прозе усиливается критический и аналитический пафос. Личность восстает против обстоятельств, защищает свои права, утверждает собственную самоценность. Становление романного мышления и романного видения человека подрывает устои авторитарности ранее господствовавшего художественного метода литературы и искусства.

Казахские писатели привержены к традиционному пониманию романа, когда его сущностью является рассказанная в нем история, а основной задачей - построение интригующей фабулы. Таким образом, ими в основном используется устоявшаяся художественная форма. Большинство украинских писателей находятся под влиянием формальных, модерниетических поисков, и потому они склонны к переосмыслению традиционного представления о жанре.

Реальные возможности развития а обогащения художественных фора романа кроются в особенностях современного зтапа общественного развития,- когда в общество происходит революционная борьба идей, переоценка ценностей, духозиое раскрепощение личности. Новые идеи, которые сегодня осмнсливсатся нашим обществом, безусловно, возникли но на цустои моего, а вызревали в литературе на протяжении последних десятилетий. Выход пе наших литератур к ромацу в полном смысле ого ванровой сущности будет означать и реальное переустройство всей общественной жизни.

По теме диссертации опублгаоэони слодухцпо работы:

1. Роман и цотод социалистического резлиг^ // Известия АН Каз.ССР. Сер. филолог. 1990. 3 3.

2. Проблема национального о «шахской и украинской прозе // Сборник республиканской научно-практической конференции .Языковая политика в Касзхстано и сути со ргзшезцин.Часть 3.А.-А., 1990.

3. О лвбзи и о нравах // Простор. 1989. № 8.

4. Духовны© поиски украинского и казахского романиста в общественно-литературной ситуации 80-х гг. (типологическое со поставление // Сборник материалов региональной научно-практической конференций. Перестройка. Мировоззрение. Национальные отношения. Часть 3. Караганда, 1990.

5. Еанрди1^жаф=ырук // ^лдыа. 1990. № 9 (в печати).

/

Подписано к печати 20.06.90г. Зак.№ 1416. Тир.ЮО экз.

Отпечатано на ротапринте Казинформ ГАПК. г.Алма-Ата, пр.Ленина,3