автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Творчество М. Дулатова в историко-литературном процессе начала XX века

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Абсеметов, Марат Оралбаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Творчество М. Дулатова в историко-литературном процессе начала XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество М. Дулатова в историко-литературном процессе начала XX века"

мадши ыш мацсш сср

ШОГИШ ШЕЕШШ I! ИСКУССТВА. КМШИ М.0.АУ330ВА.

IIa правах яукодися УДК 894.342.092

АБСЕШОВ M4EAI ОРАЛБАЕШИ

TB0P4E0ÏBQ М.ДУМТ0В1 В КСГ0Б1КО-ЛИГЕРАТУИ10!.1 ПРОЦЕССЕ НАЧАЛА ХС ДЕКА.

10.01.03 » Jtaopatypa народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ

йиеоергпщя ш, совошшв ученой схеяшщ шдеадажа фвложтгвеоисс ваук

.ДяянАзеа,- IS9I

Работ вшкишена в Ицсздауго лагераауры я искусства да. Ы,0»Ауэзова АН Казахской ССР

Научный руководитель- - доктор фдлолоютесда ii-аук,

академик АН КазССР 3.A.Axuötob

Официальные оляодедщ ■■ доктор фдпологдэдсдих даук,

чд.~корр, АН КазССР Ш»К$Сатда£ша

- кандидат фиюлогячоских вэук, У.Каливанов

£едацая организация - Казахский Государственный

ушверсахет дм. Ааь-Фараба

Заднха диссертация состоятся

в " часов ла заседанды Слецшшаярошндого совета ло защиге диссертация яа соясглщю ушюй сэвделя кандидата §яло-логяческих ¡тук (Д.008,03.01} лрд йнсдауге' литература д искусства т. М.О.Ауззова АН Казахской ССР (4SQQ2I, г.Алш-Ата, удД^уршщ-азы» 29).

С диссертацией мошо ознакомиться в Двязрадшой тучной бя&щотекз АН КазССР. _

Absорефераг разослан "J&j' 1991 года,

Учедай сокрззарь Сдввдалязщювашохо совет, ' ^ ¿¿^ .доктор фялолодгаескш: тук '

У.К.Яумасбаев

- ОБЩАЯ ХШКГШСША РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕШ.. В начале Ж века изЕзогшга коотодовад акадвмнв Д.КрннснЕй, оценивая каэагсяую лдгературу, яаанвал во соогашой чаотка «яровой кудыури, озараянсй игэдаыя Ахмада Яосавя» Човвш Вшшглова, Мая Кунаябаопа, Ибрая Адгиясарпда, ¡&шгур-Жуеушг Колосса, Агадуллц, Адкшха БукеШмшова» Ахпога ЕаЗ-яуроупоса а Цар-Лкуба Дулажова.

Б 20-30 года.! в парная культ дичиосм а уяворздоляя одцднло-ярагвшо-комапдкого руководства кульгурой и наукой на идавдшс-оя кдеахскш: писателей дореволюционного пэрпода бшщ навешали ярлшы "врагов парода", в результата чего подверглось оабвошга ст богахоэ уворчзогго.

Благодаря прэсловуго:.г/ ецзшнноыу характеру соцйадясзшео-яого роаддзга вз научного арсенала казпгского ляторагуроводеяля бит изъяты обдосгЕэнло-пожл'ггеоокпо п .т'врагурто вадавдя -"Сорта" (С.-Дэхорбург), "Казах" (Орзьбург), "Садак" (Клав), яАба£Й» "Сари-Арна,", "7а ауз", "Алел" я друхкэ, колодсгвяо чого напрочь било оггоргауго сущэстсовашо в доревалвддошшй период казахской литературно!! аряшен я яубдЕцастмш.

По сутп дата ушшшвнэ боиышх градаций казкЕскюй дятврату-р» еосеодгщэа сбои,'л корняш и дрзвнэизрвекой дасшвнпостп я «ворчееяву поэта-класоигл Ахидда Яссавз СХП взк) дрзвапи к гс!ду, тао казахская ¿швврааура, даезащая шоговвкову» легоряэ, вшзд-сал ее шщхя^э арэду глубокого освоэяня пэредохшз: градаций вос-гочной, а а прошлом вавэ - вавка русской я ешвдпой зудодесгвэн-еой культуры а литвратурн (яерзвода п ларашжеяпя яз ияогях языков), в соредппо кашого' етолэгкя оказалась в ряду млодоянсь-иенннх литератур.

На протяшзшш 70-тн лег казахские дптературовздн не йшщ

- г -

воашккостя во всей полноте осветить вопросы национальной сло-цифшс , национал т. пит истоков. £сди,довл,алдвавось творчество казахских писателей ш литературоведов, то как драввдо, проводилась аналогия с русской литературой. При агоы допускалась явная недооценка связей казахской литературы с близким ей до духу я генезису литературами народов Востока. К примеру, если шло слово о Сакене Сейфуддине, то гут же проводилась параллель с Вдадша-роы Маяковским, аналогично Сабят ЭДуканов - Максш Горький и так далее. Доро» получалось так, что С.Сейфудлда, С.%канов, Г.Цус-релов и другие цасатадв пользовалась» узе готовшщ арветш русской литературы.

2988 год стал в оценке литературного наследия шр&лошыы. Из мрака аабваняя вернулись шаяа репрессированных писателей Шакариш. Кудайбадаева, Дхмета Байгурсунова, Мир-Якуба Дулатова, Магаана Дутбаева л Цусупбека Айшутова. Именно творческому наследив 9Ш писателей казахская литература обязана тем, что сбросила с себя ярлык "шадогщсьыенвая" и с узких раиок соцреализма вновь шала на орбиту мировой словесности.

История казахской литературы начала И века невозшша без творчества крупнейшего поэта, прозаика, драматурга, композитора, литературоведа в публициста Мир-Якуба Дулатова. Он является чрезвычайно ваэзой фигурой казахского литературного процесса. Целые десятилетия его доброе имя находилось под запретом, а если! у лишалось, то £ образе врага - алат-одцивда. Произведения Ы.Лулатова были изъяты из библиотек и помещены в спецфонды. Те лвди, которые хранила книги М.Дулатова или цитировали его произведения подвергались аресту.

В ЗО-ые годы с помощью идеологической пропаганда казахских пролетарских писателей поэт- трибун Мир-Якуб Дулатов превратился

в собирательный литературный образ "врага народа".

Автор поэтического манифеста "Пробудись, казах!", первого национального родина, первых учебников по математике, яркий представитель дореволюционной казахской литературы Мир-Якуб Ду-латов более подходил к ролл казахского буржуазного интеллигента -полного антипода советского человека. Он главный "отрицательный горой" 30-ых и последующих лет казахской литературы.1 Популярный в народе поэт н прозаик Мзр-Якуб Дулатов занимал до революции по поэтической величина второе место доолэ Абая. Об этом свидетельствует книга "Аш-шархият" (1914), где из казахских поэтов представлены произведения Абая'и Иир-Якуба.

Казахские теоретика соцреализма лрвдкщиш немало сад, чтобы убрать имена Шакаряш, кают, Мар-Якуба, Матжана, Нусудбека п качать отсчет кавахской литератур» с 1917 года. Но несмотря на превратности судьбы этих писателей, созданные ими произведения и их рукописи не превратились а лагерную пиль. Историческая нанять, который длительное время был лдпен казахский народ, постепенно возвращается.

С полной реабилитацией И.Дулатова стало возшшшы специальное изучение аизня и творчества поэта. Но время неумолимо. Многие книги я рукописи М.Дулатова оказались уничтоженными. И диссертанту, еще задолго до реабилитации поэта, пришлось по крупицам собирать произведения М.Дулатова, а такае материалы к его биографии. Наиболее плодотворными оказались научные командировки в Киев, Ленинград, Москву, Казань, Уфу и на Соловки, где была найдены редчайшие архивные материалы. В работе над каади-

I. Б.Майлян. "Жалбыр", Г.Цусреяов, В.Иванов "Амаягвлвдн", С.Кубеез "Народный спаситель-З", М.Душгулов "Орды гибнут в вышине".

датской диссертацией огромную поыоць оказала дочь соэта -това Гульнар Мир-£кубовна.

Творчество Мир-Якуба Дулатова еще в начале XX века обратило на себя внимание русских а варубежных исследователей. И лозяе, несмотря на долгий запрет его имени в нашей стране, за рубежом издавались его книги и регулярно публиковались материалы о нем. А в 1914 году Лазаревский институт восточных языков в "Восточной сборнике" опубликовал биографию и произведения Ыир-Якуба Дулатова.1 Ректор института, академик Б.Горцлевский не только ознакомил мировую общественность о жизнью и творчеством М.Дуда-това, но и при институте открыл фонд его имени, куда вошли архивные материалы и личная переписка.2 До революции о Лулатове писали воотоковед А.Крымский,*3 теоретик казахской словесности А.Бай-турсудов,4 татарский просветитель Г.Ибрагимов,5 казахские литературоведы М.Кашимов,0 С.Торайтаров7 я другие. В советский пе-

Я 9

риод тюрколог Самойлович, казахские литературоведы М.Ауззов,

К.Кеменгеров,10 С.Садвакасов,11 С.Цуканов,12 редакция Большой

1. Восточный сборник. М., 1914.

2. Apocan АН СССР, ф-638, а.4, д.121.

3. Архив АН УССР, ф.1, & 25524.

4. Байтурсунов. "Что такое роман", "Казах", 1914, 31 января.

5. Г.Ибрагимов. "Ан", 1916, & 5.

6А Ы.Кшщшов. "Айкал", 1914, М 21.

7. С.Горайгыров. "Казах", 1916, Н 168.

8>"> А.Саиойлович. "Литература турецких народов". Еш.Х, П., 1916.

9. М.Ауззов. Ж.Аймаутов. Поэты .после Абая. "Абай", 1918, & 5.

10. К.Кеменгеров. О казахской худоаествешой литературе. "Енбекщи казак", 1928, X декабря.

11. С.Садвакасов. О литературе. "Енбеквд казак", 1927, Л 37.

12. С.Ыуканов. Казахская литература начала XX века. А., 1932.

- 5 -

Т 2

Советской энциклопедия я редакция Литературной энциклопедия напечатала о нем бвографачоокио очерка.

Поолэ реабилитации поэта да страницах кяяг, журналов я га-зот вновь появились литературоведческие труда о жизни и творчестве И.Дулатова. Из трудов о Дулатовэ, опубликованных за ру-беяом, можно отмотать работы А.Бешгсена я Келькозой,3 З.В.Тогая,4 Т.Ешшера, Э.Апворт,6 Т.Чагатай^ Т.Корей7 а многих других. Цуб-дшсации аарубелшх последователей М.Крыи (США) и З.Санк (Катав) о Мар-Якубе Дулагове, содерзащае ценные научные наблвдения и вывода, появилась такке на страницах казахстанской печати. Тем не менее до настоящего времени еще но создано отдельной доногра-фиеской работы, посвященной аизнп л творчеству М.Дулатова. На подвергалось основательному научному анализу в богатейшее творческое наследие Н.Дулагота, повешенное значительной часть» во шогях дореволэдяошшх изданиях и архивах.

Изучение аизня п творчества М.Дулатова весьш актуально таете потопу, что оно расширит д конкретизирует наши представления о состоянии историко-литературного процесса в Казахстане в конце XIX - начале XX века.

ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основной задачей диссертационной работы является изучение аизяи и творчества М.Ду-

1. Большая Советская энциклопедия. M., 1931, г.23, о.591.

2. Литературная энциклопедия. М., г.З, о.591-592.

3.Alexandre Be nnigsen sod Chantai Eeiaeiciôv Quelque¿8u Pre act*

. etle Movement National ehozlee Musulmans de fiueale avant ^T'O. . Parias Kotrcon, 19G4.

ZekiVeliai Togan, TurkilKTurkista aj vu uahin taribi. Stimbui, ' 192^.(1981),4Э&-497.

5. Central Asia a Centura of Russian rule. Columbia Univeroitu

с Êr?,aal y,°ík London,19^7,412,425-^26.

6. Т.Чагатай. М.Дудатов. Стамбул, 1936. '

7. Т.Керой. М.Дулатов. ¡йурнад "Оадай", Измяр, 1968;Î4 апреля,

¿¡ахова в контексте историко-литературного процесса начала XX ве-главная цела исследования сводится к тоцу, чтобы определить роль в место писателя в становлении демократической литературы, разработке новых литературных еаяров, участие в общественно-политической борьбе в Казахстане.

шодаопшшж ОСНОВОЙ работы явились труды отечественных философов и литературоведов до история культуры в аотетшсе, доследования обществоведов, литературоведов до истории казахской литературы я общественной ыысли.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ. В данной диссертационной работе впервые в казахском литературоведении в комплексе исследуется биография писателя, просветительская деятельность, его гражданская и лирическая поэзия, погорая создания рошна "Бахытсыз Бацал", анализируется рассказы а литературоведческие работы £1.Булатова.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИССЛЩШАНШ. Результаты исследования гизвд я творчества М.Дулатова могут быть использованы при написании рптуучгс "Литература начала Д века" в десятитомной издании "История казахской литературы", а также преподавателями вузов при чтешш курса лекция во истории казахской литературы студентам филологических факультетов, а такие в лекционной пропаганде.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Отдельные результаты я предварительные исследования излагалась в докладах на конференциях молодых ученых АН Казахской ССР (1990) я КааГУ иы.Алъ-Фараби (1990). Завершенная диссертация обсуждалась в отделе теории литературы Я методологии литературоведения, на Ученом совете Института литератур! я искусства им.М.О.Ауэзова АН Казахской ССР. Оо теме диссертации опубликовано 7 работ.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОШ. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, что составляет 168 страниц машинописного текста. Ссылки на цитируемую литературу и библиография занимают 15 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕКШШБ ДИССЕРТАЦИИ

ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ посвящен обоснованию целесообразности выбора теш диссертации, историографии вопроса, результапм изучения творчества М.Дулатова в дореволюционном и советском литературсь-ведении.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ "Историко-соцнальная среда, сформировавшая личность М.Дулатова" аспектами изучения становятся биография писателя и его просветительская деятельность.

За годы советской власти, в период умолчания имени М.Дулатова и ого богатого творческого наследия пролеткультовци из политических соображений, используя непроверенные факты, дали лозщую трактовку биографии писателя. Перед наш встала задача да основа архивных документов, собственноручной автобиографии писателя, дореволюционных печатных публикаций о лизни и творчестве, а также материалов отраааших пребывание в Соловецких лагерях, заново составить полную биографию М.Дулатова.

Лйздешшй путь Мар-^Явуба Дулатова - поэта, мыслителя можно разделить на четыре основных этапа. Первый этап жизни относится к детским и юношеским годам М.Дулатова, когда формировалось его мировоззрение. Второй период яизни поэта совпадает с русско-японской войной 1904-1905 г.г., о первыми выступлениями казахских конституцаадистов-демократов, созданием новых партий а казахских демократических изданий. Третий период отражает нелегкую судьбу поэта в период февральской революции и октябрьского

переворота в грааданской войт. Четвертый период здзня доказн-вает деятельность писателя в период Советской власти я вопле необоснованного ареста, пребывание s Соловецких лагерях.

Условия, которые формировали мировоззрение Дулагова, иоаыо охарактеризовать сплетением самых противоречивых общественно-политических событий. Начиная с домашней среды, учебы в казахско-русской училище (ïyprafi) и внешен духовной учебной заведении -медресе Галие (Уфа), участие в револщионных событиях, издание в С.Петербурге'казахской демократической газеты "Серке" (1907), заключение в царских тюрьмах помогли поэту встать на широкий путь служения передовым гражданским идеалам.

В 1909 году казахский народ всколыхнули три книги - сборник стихов Абая, "Сорок басен" ¿хмета Байтурсунова в сборник гражданской лирики "Пробудись, казах!" Шр-Якуба Дулатова.

£ этот период, а особенно в годы реакции,в унисон гневно звучаз стихи Габдуллы Токая и Кир-Яку tía Дулатош.- Если Габдулла ÏQà&â под впечатлением революционных событий 1905 года пишет: Соплеменники, гадь мне вас -Почему не раскроете глаз?... Нэуяели se будет опять Беспробудно татарин спать? so дулатовскяе строки быот тбатои:

Строй глада, пробудись казах, подними голову ils теряй время в темноте.

(нодстр.аер.)

Еддный общественный деятель и поэт С.Сейфулдин, давая сценку общественной зизни sax лег в статье "0 казахской интеллигенции", писал: "В 1905 году среда казахской интеллигенция ... ваблвдалось распространение революционной идеи, т.е. вернее идей национального равенства я освобождения. Вдохновителями пробуж-

дшцойоя колодой казахской интеллигенция бшш видные в то вро-гля ... публицист Букейханов, дулатов я Байтурсунов".* Далее иойфуллш огиэчаог, Чти» передовая казахская молодежь стала быстро обгодшштьсл вокруг нях я начала организовывать крушш я создавать новуа демократическую казахскую литературу.

Расцвет таланта кяр-Якуба Дулатова совпал о эпохоа роволю-шзошшх потрясещй я оятв, с выходом на историческую арену угко-гошого казахского народа. Кто творчество пронизано верой в будущее, тоско связано с борьбой казахского народа за незавяси-косгь я свободу, проткнуто мощным призывом народных тсс к нрос-Еещошза н пробуздеш® национального самосознания.

■Иашзигракш этапы становления Дулатова как поэта, писателя, ого оеолоцею в ядешючшахпческоа оорызо казахского общее®-г-1 а Еопдо XIX - падало IX вока, диссертант осветдот творческие взаимосвязи Лулатова о А.ьайтурсуяоЕШ1, И.Гаспрлнскш, В.Гордлевский, Г.Токаем, М.ЧокаД, Н.Наришновш, Ц.,й.ушбаевш, И.Арабааспм и другшз. На его творческом путя стали большими друзышн украддсхшй учеишВ востоковед Агафангвл Крымский, лоль-скей учешй-лкнгвяст Лцдошг Зшлоягоф. Соловещшэ лагеря стаял общим доиоы й изстон аязненшсс исштаний для Н. Дулатова, философа П.Флоронского, академика Д.С.Дихачова, украинского тоатровэ-да О.Яурбаса, татарского писателя М.Будойля и мяогях других.

Мар-Ядуб Дулатов родился а шрос на той вемлэ, где аил я творвл великий казахский дросвегитель-дешкраг Ибрай Алтннсарш. Оа как его аеилж учшшй-дангвист Ахмзт Байтурсунов лродолаил просветительские и педагогические традиции Ибрая.

I. Си.: "Жизнь национальностей". М., 1920, 25 ноября.

Главной задачей казахской интеллигенция Шр-Яауб очизаоэ просвещение треда, в особенности, ео молодое поколение. С 1203 года, работал учителем в аулах, оя видах,. что казахские дохи обделены вуашда для обучения каигаш. ".Хрзстоматяя" Аашгсадо-на встречалась в редких случаях, научнна публикаций А.Даваеш. о казахском детском фольклоре, печатавшиеся в центральных русских гуршишх, были недоступны аульньш учителям.

В целях методической помощи казахским учителям в I9II году в Казани он издает казахскую хрестоматию. В стой книге наряду с народам лэгездамя, стишш Абая, произведениями И.Алтыясара-на, он пубддкуе® свои рассказы, перевода из русской и sapy6es-ной классики, а такае детские казахские игра "Айкулак", "Дуц-пиодек" и "¿¡арлаыкаш". Шр-Лкуб Дулатов впервые в казахской педагогике пишет рекомендации по отека доведения в гигиене. Ол был активным сторонником нового метода (йздад). Дроблеш даадв-дязыа, как передового просветительского 'движения Мар-Якуб затрагивает в своем романе "Несчастная Мамал". Шр-Якуб Дулатов вялит в исламской культуре и мусульманской ралнгди огромную -цивилизаторскую роль в просвещении казахов. До утварадаш» профессора й.БисейбЕева: "М.Дулатов разработал целуй систему духовного управления в Казахстане"..

флагов в своей деятельности особое вшшанне уделял, родному языку. Ш его шощш только тог народ, который сохраняет свой релной язык, увааает обычаи, народные традиции, монет счататься образованной а'культурной нацией. Проблемам развития казахского языка он посватал серия статей. На основе математической теории Аль Фарабн и казахского фольклора он создает книги по

I. К.Бясембиев. Очерки истории общественно-политической я фы-лооофской мысли Казахстана. А-Ага,"Казахстан" 1976, стр.«?«.

иатематяяо. Будучи свидетелем уничтсЕоиая казахских кнвг в период самодержавия, оя составляет дпухтошоэ библиографическое издаййо казахских гляг, сопроводив ео с аннотациями и научнш ШММОЦТарЯВЦ.

Биография пзсатоля, как отшчается в диссертация, неразрывно связана о его дросвегйтольсг.ой деягсшностю я ляторатурянм творчеством, отразшпяо существенные особенности казахского латоратурвого процесса конца XII я начала XX веков.

КГОРАЯ ГЛАВА "ИсторшЕО-пДитерагурзцй процесс качала XX века я творчество Ii.JJy.mrom" лосвяташ расскотреиио фнлософско-эсте-тдчосшзх осяов гравдаяйсой даэзяя Дудатова, анашу поэтических провзввдегшй в рассказов, ветеран создаяяя романа "Несчастная йш', а такю литературным я ясторлчесетл портротаи, создан-дш М.Дулатовим.

Поддтичоская направленность твэрчзсгха казахских поэтов да протяжения веков была тесно связана о шоткашшашпш и осео-бодатольяш движением. В ХУШ воке яря правления хаяа Абдая, который сбьедлнид казахский народ дал борьбы для сохранения своей независякостя, над казахсша аулаш зазвучал гневный, антявнперский голос Бухара Калкаыанова.

В начале XIX вела з связи с вацвонально-освободатэльвшл даиаеипем Канесарн Каскюва вэделяюгся своими яолятячвекими стн--хаш народные поэты я ополченца Нысаябай я Досшга. Пятидесятилетняя война, завершившаяся жестоким лораженявы казахского народа яородоа два основных течения в казахской литература. Представители первого течения - ШортаябаЗ, Лулат, Цурат, получшш званяе поэтов "Эпоха скорби", представители второго точеная -Чокан Еашоанов, Абай Кунаябаов, ИйраС Алтинсарян, настроенные оятимастячпо, ориентированные на только на восточную, но я на

руссщри и аададвда культуру, ко существу возглавила казахшза нросзатижедьстш.

В начало XX века в Казахстане определялась три осношшс точения: мйлдыеаое» идуцза os Туркестана и дытавэееся аоверьуть взор казахов к востоку; обдшствайскоз. идущее от Казани н Бахчисарая, вредгшегцоа казаха« дуги «удиуриого процесса через Турдша я трохха течение, шташеа направить казахов в русло дамшя руоста»: .-сршатастов-ле; ♦ Зга три течения в опре-

деляла дальнейшее развитие казахской литературы.

Ка фона политически: событий, возникновения казахских политических формирований создавались стнхя Ияр-Якуба Дудатова, которые впоследствии составила сборник "Пробудясь, казах!" (1909). В атих стихах Дулатов, используя гротеск, иносказания, maps бичует закостенелые порядки, наносит удары до силам реакция, создает уродаавда образы казахских чиновников, вднарха и предателей народных интересов.

Дразнвш к революционной борьбо^нацзохшдшвой независимости заучат строка ss книги Ду^агош:" обращаюсь к казахским совдш-двмоиратам: не колейте крови в единения с евродойшш драаеаариатои, однако ловдаго а о казахском народе. Рабочий лад России находится в тяаелол нолшюяия, во путь у них открыт. ШоогддшлллошгаЁ казахский народ долзен быть независимым ..." йшга "Цробудааь, казах!" до праву стала манифестом казахского ¿народа, с которым од вдазл на аванпост политической борьбы за свободу народа. Говоря о ее роди в дооктябрьский период литера^ туровад К.Кешнгеров в I92S году хшсал: " .. .казахи кааху "Пробудись, mssxl" чтили как коран".* Действительно, ата книга дал казахов стала не только настольной, но и явилась первым

I. К.."йменгеров. О казахской художественной литературе.

"Еабедаи казак", 1926, I декабря.

ВрОГрШ-ЭЯШЦ ДСКуШЮТСи ГЛЦПОШДЫЮ-ОСЕОбОДПГОЛЬИОГО дпззоняя.

Политику освободительной борьба и вовлечения в нее широких касс Дулатов сбосноглпаот этическими принципами, выдвигая при этом дао концзяция. Первая концепция - aro идея освободительной борьбы , которая опирается да свободе воля (хурряат), человечности (ансааият), нравственности (хакка шзет). Вторая концепция - ото идея ненасилия, заютчавдеося в милосердая (хаиыр), доброте (шссан) я взаапопошзд (жардем), а также борьбе нэ с внешний враном, а внутренний врагов - невежеством,отсталостью.

Исходя из sxiíx этических принципов Лулатов утверждает идеалу человеческой личности, вскрывает корня социальной несправедливости, осуждает дискриминацию лвдей по признаку национальной лрянаддеяпостп, языка, вэроиспоаздоваипя и т.д.

Мировая история начала XX века отмечена взргазом яацаонаяь-но-оовободитапышх дапаеапй. Веля порабощенная английскими ко-лонязагорашз йцдая ввдвияуда из своей среда двдера освободительного ДБШхеяия Уахагму Ганда, угнетенная Америка надвинула борца за гражданские права негров Мартина Лстора Динга, то в самой большой колонии Люсяйскоа Е'.иарип - Казахстане, столь аэ ярко предстала титаническая фигура автора книга "Пробудись, казах г Мзр-Якуба Дударова, в котором народ увидел идеолога а лидера нацйошлшо-освооодатального движения, Несмотря на то, что она явллвхся дредсгавилоляня разных народов, разнос культур их объединяет созвучность этических и моральных представлений в достижений социальной справедливости яенасальствешшш методами. Так, например-, концепция Махатш Ганди идеи освободительной борьбы Юатьяграхи) и идея ненасилия <ашгаа) перекликаются с исходными принципами Мяр-Якуба Дулатова. И это неслучайно. Нищий и обездоленный народ Индии не мог сражаться с вооруженной

- и -

до зубов шюршдасгаческоа ¿tornea, в гои со тяозешл шходался и i лахсааш народ» Еданс^Еэшгаа пузь для шаваазва отех народов - ото конценсус я оорхоа sa оевобсвдеязе ненасйдьстааааш-г,m шрама.

"У каздого народа дшенного оощаствзяноа свобода, литература - едвдсзвожвя трибуна, с тсот которой од ваставдяа® услышать краа своего вовыуцешя в своза совести". ухи слова русского мыслителя Гордона со праву иогао поставить еппграфоц к творческой деятельности дулагова» днхерагура - для него стала soS единственной трибуной которса он в начале IX столетия бросил знаменитая клич своему народу: "Пробудись, казах!"

В свой книгу Дудагов вдоадд долу га сдстецу этических шля-тин, как Дооро и Зло, Свобода, Человечность, Нравственное«», Красота, Богатство, Бедность а другие. Ставя пород собой еадачу прямого о0цоцад о гассада, поет ярадаодагал, что читатель у coro буде? не товдсо шсойообразоваиныа, но и порой да© aasyrpaaox-ный и слаборазбдраздйся в вопросах вдеоломя. Од не иэг на икеть в виду, что идеал свобода, идешш будущего мироустройства, которые оа провозгласил в своей книге "Пробудись, казах!" воспримут lià ses. Говоря словаш вовга:

Сшсд ших слов аойшт зшшвдй, Глупцу сказанное нипочем. Я не душ», что все одинаковые, Кто по&шг, тот использует шн назидания.

(подстр.пор.)

Действительно, тот кто шг постигнуть сшсд шзддани! Ду-латова, олог подняться до уровня демократического шшдения, встать на борьбу за свою независимость. Чтобы глуб&е донять назначение книги, необходимо учитывать, что это литературное

лроиэвадонао, созданное, гая сказать, с :галдтсра?ур;нкя цодтвя. О чел сам гэ автор, раснршзая загысол своей диигя, ноястатяруот: Этя аазаданяя написал не с? того, что я иоэт. И но о? того, что ¡трал - глуп, а я нудр. Шраэял я Яечадь я Евдотязэ народа, Сташзго й?ртлоЗ своего ледогерного Сна.

(годстр.шзр.)

В диссертация показаны подходи лоота к роиещго яязненно-вагных вопросов казахского обчостга - его про до с г ер «шз н.ц о недодумать братоубийственной войны, прязиз в сохранении народного согласия д борезясг.'у отяопещ® д шоговоеовоЗ культуре я ссторя-ческой дашти, а ганзо отиочеяа его трактора вопросов ралагзя •

По bojco судьбн, го от чего дозт предостерегал свой парод в начале веда, в 20-и о года бшю шшрочь о е-Сито. С "Парохода Сов-рензшосгя" сбрасывались Айай, Чсгля Налшсшов, шдмзщиася деятеля казахской культуры я наука, за то что они происходила .аз знатного сословия и являлась прадставятидякя высшего гоасса, Айоговзхющв культуру сменила культура лш-юя-дролегарзав. В результате социальных дотряссндЛ, ииэгках г.«ее го з Казахстане э ЗО-не года погибло от голода около грэх кашювол человек, сохни твсяч ладей репрессированы.

В настоящее вреця ш вновь возвраяаеыся в глубине шела Дулатош, богатому нравственно^ содержанию книга "Пробудясь, назах!". И она помогаат вам находить яущшв духовные ориентиры, отстаивать национальную культуру, язнк, истории, традиции.

В творчестве Дулатова помимо стихов, наводненных философским а политическим сшслом, особое место занимает люоовная и социальная лирика, дометенная в поэтических сборниках "Азамат" (1913) а "Терме" (1915).

Казахская поззия яешсдаш без философской поэзии Ахмада Яссам;„ социальной ларжи Абая, любовно-романтической поэзии стешшх бардов Ахала-Серо в Биряац-сапа, бунтарской поэзии Ма~ х^шЗста, произведений лоэгов различных ехидой л направлений -И.Кодоава, Ашулла, Ш.Букеева, Ш.К^дайбедаава, А.Байгурсупова, Г.Карааюаа, И.^мабаева, С.Се&фулшша, М.Йансугурова, П.Бай закона., К.Ааангоаова в многих других, h еюи ярком созвездии даэта-часких ciexsm cross в имя M.J^yjsarosa. Его поэтический талант примечателен sei:, что он дрвваео в казахскую доазвз новое ездо-{ще шра, расширил представлений о юзшццостях и границах' ..озти чаевой рачи, развал 'хакио шары tin рошно, баллада. Его стихи, пврввадошиа на русский язык, шзьаля еда в начало ваза добро-аедагошщо отедшг русской лдгораг/ргой крашги.

йшта "Пробудись, казах1и в различных кругах била воспринята шяроао las "Пробудись, Востоке, "Пробудись, Турад!". И не случайно, вое точная и казахская тематика явственно простукает в сгихах к ярозо Езоюго, Хлебникова, Блока, Вояошша.

В диссертация раскрывается аанроша многообразие лирика доета. Если ода стихи Дулатова иавелны романтикой,шроц грез,

ТО Другие СТИХИ ОВЯЗШШ О ДОШСрвХШОД СОбЫТЙЯЫЙ. JsdQBHO-pOKUI-

тячовквэ стихи как бы являются бароштроы любовных чувств, ет-ташй, переживаний и страданий поэта. Социальные сгзхй поата служат откликом на разлгшые явления общественной яизна, в них поэт говорит о своем заточении в царской тюрьме, бичует пороки колониального првлешгя, воспевает алшекоэ движение.

Из истории дореволюционной казахской дгторатуры известно: л.Букейшюв разделяя казахских писателей на тюркофялов и западников и относил Дулатова ко второй группе. Позже, в 1918 году Цухтар Ауэзов, Жусупбок Айм&угов дала более четкую картину

литературного процесса: " ... Жяводнсяые стиха, трогающие душу ж чувства вдзяо найти у Иаггшяа, Цзр-Якуба, иногда у Султан-Мвхщт а Ахквта Шметова. В юс стихах звучат ивой ¡ютив, оообнй с;.асл, передаваемый чувством я сердцем. Они поэты-лярнкя .

Ко второй группе поэтов принадлежат - Ахшзт Байтурсунов, Сабит Донзятавв, Шахарны Кудайбердпев, Бекэз Отожлеуов. Их стиха по фориз легка, красят, язих прост п доступен народа. Столовая сторона давних стягов превалирует лад вадупэвносгь», чув-ствзтошюстка. Опя явяявтся доэтшгд-яароднкканя. В втя дая существует я тратье направление, хоряюцеа свои значимость. У поэтов данного направления з ходу старая форгла, тяга к архадзцу...

Среда поэтов этой поры особо выделяется своей поэтической сагой Ыар-Якуб, догорай более точен я Еядавядуалан. На дабое событие он готов откликнуться поэтпческаи словом, благодаря моментальной реакция, тонкому чувству и художественному видении. Возвышенная рогжятшеа - отлячатошия дошшята творчества 1£]р-Якуба. Дсшш аадуиовнсстя я драиатпадекпх кот стихя "Бедствие", "Где га был?", сочиненные на хябель Сулейиена Бшгаяова я Казн Нурцухаиедова. В лирических проязвадендкх "Тоска", "Душ", "Шашщц". "Уставшая душа", "Расставашзэ", "Шач Намал" ощущаются грусть, тоска, ызчтн и переживания поэта. Дудатовские стихи замечательны своей стройность® а гардаяячностьэ, но в отдельных стихах концовка его строф как бы проглочены, а порой бывают растянуты или саага. К примеру, в стихотворении "Расставание":

Журектхч кас1рет1Н жуып,

Келшсгч жа!шм сеэ1П кайтып жуык.

Рахат рухына тглеп хацтан

Хеш а?тып кетпес бе едгм кэцтл1М суыл.

Строфа "Рахат рухша т!лед хактаы" на ода слог короче других. Это произошло из-за намерения автора сохранить сшзд текста. Ратае стихи Дулатова были тяавловесвы. Его поэтический дар проявился в поздних стихах, овшшшх романтикой к тонким очарованием

диссертант кашренво праводат отот оодьшои отрывок, который содерашт оценку магического таланта Дулатова, данную кдассика-ш казахской литературы М.Ауэаовш и К.Ммаутовым, чтобы противопоставить ее яодш утверждения« литературных идеологов 30-х годов.

Тонкш очарованном проникяуи строи из книги Платова "Азаиат" (1913). Зют поэтический сборник существенно отличается от первой книги дазга. Сам автор в шсша шадешку В.Х'орд-левсхому от б апреля 1914 года признается: "Характер моих стихотворений вообща лирический". Цуаествешшй прязиь к борьбе сионя&тся ннтшюй лирикой, едкая сродаитедьная сатира оалсшш-егся акварельными к.рас]«шя природа. Раздумье и спокойствие переходят в лирику нэр&жшаашй, раскрывающую волифояию чувств доз-та. Стройность, единство внутреннего сваога превращают древрас-¡ша образы ддрлчоскаго аелра в дольное Амро-ехшчзскоо повествование. Сказанное относится к его стихотвореавш "Мачта", "Цо-чадь", "Тоска" "О мой, бог", "Драсявая довуика", "Сокровенное", "¡¿няосердиэ, "Страдание, "Утро", "Желание", "Расставание" и другие.

Нир-Якуб Дулатов шее немалый екшд в развитие казахского лвтеразурного языка, ввода вовне слова я понятия в своз произволения. Если в книге "Пробудись, казах!" мы находим архаизш, стремление поэта к высокому штшт, к устаревшей лексике, к сло-

I. Ы.Ауэзов, й.Айшутов. Поэты после Абая. "Абай", 1918, й 5.

гу Ахиэда Яссави, то в сборшке "Азадат" обнаруживаем ледовто-рз'.ый колорит, выраженное в соединении языкового новаторства о народным фольклорный строем речи. 3 его стихах ощущаются ад~ шзша россыпи казахской речи, лоралшздае своей напевность» и образностью.

Новаторство для Дудатова в области языка, как и для его близкого соратника ученого-лингвиста А.БайтурсуяоЕа, было принципиально ваашш. Этой проблеме Дулахов посвятил специальные статьи и труда. Сила я богатство языка Лулатова ярко проявляется такяе в его переводах на казахский язык произведений Абу Фи-раса, Душкина, Лермонтова, Крылова, Шиллера. Члтач перевода незримо ощущаеяь рздарский дух арабской поэзии, душистый валах пушкинской прозы, дыхание, наполненного гневом лермонтовского стиха, едкуа насшпку Крылова я пятка! лиравн Шиллера.

Духовный шр будущего поэта складывается в условиях аульной яизиа, с присудим ей национальным колоритом. И поэтому Ду-латов через призму своих наблюдений а мироощущений идеализировал стедиуз волыицу, природу, аульный быт, народных батнров, ísasax-ских красавиц, справедливых ханов а бзов, тавдоцкую удаль, быстрого коня и иэткое рукье.

Трагедия 1916 года, охватившая казахский народ, круто изменила человеческие судьбы. Народные образы, устоявшиеся любимые картины родного края оказались призрачным сяом. Казахская степь покрылась мертвыми телами беженцев. Над казахскими аулами зазвучала скорбная поминальная песня "жоктау". Печальные струны кобыза, источающие вечную трагическую сшфонию степи, стала побудительным толчком л написанию реквиема "К потомкам Ала та". Поэт, ощущая предгрозовое даханяе февральсксй революции и октябрьского переворота, слагает последнюю помияальнув песню старой Каза-

ХВИ.

Мечтания л грозы, душевяыз страдания тэта тесно связаны о шсляш о свобода казахского народа. Эстетический идеал поэ-1'а - идеалы прекрасного и возвышенного, героического и трагического - вара&ени в его рокшсах "Несчастная Кгшал", "Тоска" и "Расставание". Эти роггшсн, созданные в героако-родштическом стило дореклнкшотся с тематикой испанских роиаисов, а в ыузнкаль-ш оформления додезраены вдиякизэ русского городского роыанса. Романсы Булатова представляют небольшие стихотворения песенного типа, да форме они строфического строения, стих рифмованный, без рефрена, построена на основа одного мелодичного движения. Лригачательно, что роианс "Тоска". где преобладают мотивы пазах-слой ззодыцшм, а душа поэта летает по казахский стешш тоскуя по потерянной свободе, в 1914 году была переведена на русский язык косковшдадя издателями Е опубликован в одной сборнике с романсами великого венгерского поэта Шандора Пэтефи.1

На протяшш времен и епох поэтами разных народов и цивилизаций создавались вечные образн венской красоты. На Востоке -Шахразада, Ширин, Лейла, Баян-Суду, на Западе - Хлоя, Изолвда, в России - Василиса Прекрасная. Легенду о казахской красавице Баян-Сулу в eso» бытность записывал классик русской литературы Пушкин. Дулатов в романе "Несчаотная Жадал", которий еоешл в историю казахской литературы как первый рошн, в образе Еамал воплотил лучше черты казахской девушки и как справедливо указывает Сабит .Цуканов, образ Шамал, созданный Дулатовым послужи идеалом и првыером подражания для многих поколений казахских девушек.2

1. Восточный сборник. U., 1914.

2. С.Цуканов. Казахская литература начала XI века. А., 1932.

В рсмале образ героини создан из реального жизненного прототипа, в ноэзии же Дулагов дает таинственный завуалированный образ красивой девушки, недосягаемой, исчезашцей в туманной дымке. Созданный поэтом идеал красавицы мучает я терзает его, . .

он чувствует ее недосягаемость. И все хе в стихотворении "Красивой девушке", как бы звучат радостные мотивы, поэт находит свою Богиню. Поэт стремится к своей возлобленной, но эта встреча оборачивается иллхзией - она, превратившись в белую лебедь, устремляется за голубой окоем. Оказавшись в любовных сетях "белой лебеди", он далат ее загасить огонь любви. Поэт безуспешно пытается забыть о ней - но, такова непобадишя сила Красоты и Любви.

Одна из граней творчества Дулатова - обостренное чувство совестливости и ответственности перед своим народом. Он пишет о том, что его волнует, а волнует его мир чувств, волнуют вечные вопросы о свободе своей угнетенной нация, о сути я назначении граяданяна. Его стихи похоаи то на внутренний юнолог, то на разговор со своим народом. Несмотря на то, что этот диалог норой носят личный характер, за нт ощущается огромный и сложила .чар художника. Взволнованно я грустно звучит поэтический голос в сшхогворзшш "Родимая сторона". Дулатова угнетает безысходное я трагическое положение казахского народа, придавленного царским раниюм. Ш лозт верит в свеиое будущее своего народа, тогда покинут его горесть, уныние а его соотечественники вздохнут полной грудью животворней воздух свободы. В этой огромной и заветной шчте выражена вся его сущность, боль и горячая любовь к народу.

Проведенный анализ показывает, что поэзия Дулатова своей гражданской направленностью, широтой диапозона, интимностью а

задушашосты) обогатила казахскую литературу начала XX века.

£ истории казахской литературы Дулахов известен не только как поэт, но и как прозаик. Следуя традициям Дбая Кунанбаева и Ибрая Адтынсаряна он продолжил работу над совершенствованием аанра казахского рассказа. £ этой связи ваяно отметить, что в становления и развитии казахской литературы существенную роль сыграли литературные и общественные издания "Дала уядатынын газет!" (1883-1902), "Айкап" (1ЭП-1913), "Казах" (I9I3-I9IS), в которых сотрудничали лучшие представители казахской словесности.

Ранни© рассказы Дулатова можмо разделить на три группы: зарисовочнне и пейза-вные рассказы; рассказы о животных; нравоучительные и назидательные рассказы. £ рассказах "Лето", "Летний вечер", "Осень", "Зима" опдсывая времена года Дулатов акцентирует свое внимание на показе национального пейзака. £ коротких рассказах "Заяц", "Как зимует волк" он описывает характерные повадки животных. В рассказе "Домашние животные" автор обращает внимание читателей на пользу домашних зшвотшх, приносимых человеку. В рассказах "Слон", "Кит", "Олень" отразились впечатления навеянные услышанный или прочитанным.

Ьюсказн о аивотных характеризуются своей фрагментарностью а такяе преследуют познавательную цель. Эту тематику в казахской дороБодэдионной прозе по-настоящему разработал баянаульскай дворянин я меценат Сздуакас Шоршнов, выяустявщий в 1907 году книгу "Ауши", где он детально описывает повадки степных птиц в кивоткпх, раскрывает секреты охотничьего мастерства.

£ рассказах и сказках "Шапка", "Учеба", "Нурмаи и Дрсен", "Уче!шй мальчик", "Три сына старика", "Гооть", "Никому не делай зла", "Богатство" автор затрагивает нравственные стороны чело-

заческой жизни. Честность, справедливость, уважение к старшим, милосердие, трудолюбие - это но твшаа Дулатова неотъемлемые качества молодого человека.

Ранние рассказы Дулатова вошли в его "Хрестоматию" (1911) а на протяжении многих лет народу о рассказами И. Ал тын сарана с увлеченней читались учащимися аульных школ.

Наибольший интерес по аадровш возиоаностш представляют рассказы Дулатова, созданные в юру его работы в газете "Казах" (19131918). К произведениям этого периода привадааяат - городской рассказ, построенный на диалоговой основе "С шубой1", рассказ-анекдот "Тря уха", реалистический рассказ о жизни казахов в период первой шровой войны "Красная овца", рассказ-притча "Наш волостной", нравоописательный рассказ "Интеллигенты", сатирический рассказ "Чатая, пясаюР я другие.

В казахской сатирической литературе ИХ века широкое распространенна подучило такое построение сюжегного конфликта, когда положительному геров противопоставляются отрицательные персонажи. Казахские литератора подвергала острой сатире ложь, лицемерие, тупость казахских баев, невежество простого народа. Иногда в казахской сагярзческой лягерагура (ЕоршОай, Мурат, Дулат) нраа-ствешше конфликты принимали социальную я лолитичаскув окраску, Дулатов га, продолжая абаевскув традощао я перекликаясь с А.Бай-гурсуяовыи-сатирякоы, отказывается от статного конфликта, при котором положительный герой противопоставляется отрицательный, а избирает другой вид конфликта, где отрицательные герои сталкиваются с отрицательными. Рассказ "Читаю, дисаю!" является наглядным примером этого художественного приеш. К 20-ым годам относятся поздние рассказы Дулатова, отличающиеся своей отточенностью я яркий образным видением.

Дроведештй анализ рассказов Дулагова висветдл две линии (западную и восточную), которые пересекись в его творчества. Веди сваетяость, занимательность, динамизм его рассказов совна-даюг с линией европейского новелиста Броспера Ыериме, то ирония, наснеша, сарказм сродни с линией турецкого сатирика-писателя Омара Сейфедщша (1864-1920).

Начало XX века ознаменовано активыш проникновением в Казахстан иностранного капитала, буршш сшвлением казахского общества. Деловые ладя создают акционерные общества, фермерские хозяйства, а научная и творческая интеллигенция размышляет э путях и возможностях развития нащгналыюго и человеческого самоутверждения. В казахской литература на. лрогягешш многих веков на первом клане стояла поэзия, в незначительной мэре подучили распространение такие малые аанровые форш, как литературный рассказ а новелла. В связи о наметившимся интенсивным проникновением в казахскую литературу традиций восточной и западной культур, постепенно стала отходить на задний план религиозная и светская литературы, классическая а готская поэзия. Казахские прозаика Ы.Колеев, Д.Сулгангазин, А.Букейханов, А.Байтурсунов, Ы.Дулатов, Ж.Сейдалин, Ж.Тлаулян, О.Альяаков, М.Серадин прило-шя немало сил, чтобн развить и укрепить казахскую малую художественную прозу. Широкой популярностью у казахской публика пользовались турецкие и татарские романы, которые благодаря близости языка читались в оригинале. В 1903 году в переводе И.Бекишьа вшила в свет повесть А.С.Вушша "Капитанская дочь". Эти прогрессивные тенденции оказывала заметное влияние на дальнейший ход развития казахской словесности.

В этот период сложилась уникальная ситуация, когда многие казахские писатели в своих рассказах я новеллах на первый план

вдвинул* трагическое дшшаняе казахской жседаны. Тяжелая доля казахской женщины с иных лег волновала и М.Дулатова. В своем раннем стихотворении н0 положении женщин" Дулатов доказывает пути раскрепощения казахской цешцшы. Женские образы из народных лэгедц "Козы Корпеш л Баян Сулу", "Каз Дибек", восточных преданий "Лейла я Ыехнун", "Фархаг я Ширин", "Гахир я Зухра" явля-лиоь символами несчастной любви. По мнению Дулатова, многие поэмы и легенды, отражающие несчастную долю казахской женщины, страдали одним недостатком - тем, что порой реальные события, облекаясь в поэтическую форц/. становились до-существу идеализацией жизни возлюбленных, вследствие чего эти истории воспринимались читателями красивой и печальной сказкой. Эти легенды вызывали жалость к героям, но мало способствовали к осмыслению судьбы героев, не роздали стремления к изменению консервативных устоев общества.

Дулатов, будучи сам свидетелем трагедии казахской девушки Хамал, впервые в казахской прозе обращается к жанру романа. Своей главной задачей при написании романа булатов ставит сильную личность, бросающую вызов феодально-байским пережиткам казахского общества, объясняет трагедию казахских девушек, дает панораму аульной жизни. Воспитанный на лучших традициях восточной и европейской литератур, Дулагов считал, что Фауст Гете, Гамлет Шекспира, Федра Россини, дон Кихот Сервантеса, Дон-%ан Байрона, Евгений Онегин Душкина являлись теми героями, которые представляли лицо нации, его характер и судьбу. Главной фигурой казахской литературы в начале IX. века, как полагал ¿улатов, должен был стать нэ герой народных восстаний, а угнетенная казахская женщина. Ибо без ее полного раскрепощения казахское общество не обретег подлинной свобода, казахи не смогут поднять-

ся до уровня цзвализованных шродов.

По поводу первого казахского рошна, изданного в Казани в 1Э10 году» развернулась острая полешь на страницах местных а российских изданий. Б 19X4 году рошн был. переведен на русский язык, а позже он стал объектом изучения не только казахских а русских, но и английских шзгоров. Новаторство Дулатова дало ишульз появлению многих казахских романов ("Печальная Марзягл", "Вибор невасгы", "Калым", "Каиар сулу", "Козбала" и другио). В 1915 году по инициативе литературного объединения "Азамат" состоялся первый национальный конкурс на лучший роман, а казахский бай Маната назаачил имзинуа прзмнв.

Появленио роьаапа "Несчастная &шал" яшлось предвестницей возроадения народа, роста его самосознания, дала решатодаышй отпор скептикам, утверацапщш несостоятельность казахской национальной литературы. Одним изубедительных свидетельств большой аизненной силы, современности произведения Дулатова явилось ого глубокое влияние на творчество казахских писателей советского периода С.Сейфудляна, Ж.Айшутова, М.ЗВумабаева, М.Ауэзова, Б.Ыай,-лнна, С.Муканова и других.

Центральное место в историко-литературном процессе начала XX века занимает деятельность аштературно-издатедьского товарищества "Азамах", организованней но инициативе ¿(.Дулатова при редакций газеты "Казах". Будучи талантливым публицистом, а впоследствии хесретякоы казахской Еурнашотикк, он устанавливает творческие контакты о варубекьеи (Австро-Венгрия, Польша, Typ- j цая, Катай). £го прежде всего волнуют проблемы вошштакия казахской гадодеан. Б этих целях он создает исторические и литературные портреты задающихся деятелей казахского народа и ыировой хдошшэашми Его яркао сублацастичоские статьи об Ахмеде Яссавв,

хана Аблае, Ч.Валихаиовэ, ¿бае, Г.Иоташше, Дквдлдв, И.Гаслрян-скоы, I.Толстом, В.Короленко, М.Горькоы, А.Байтурсупове, А.Бэ-рекганова, А.Дяваеве, Н.Лардиаиове, ГЛокав, И.Арабаеве, О.Аль-зановз подняли на новый качественный уровень казахскую лнтера-туру.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ даются выводы, а гакке отдачается, что в истории казахской литературы наиболее сложены, пеясследовашшы, вызывающи! паркие своры является начало IX века. Именно в этот период проходило становление новой демократической литературы. И чтобы понять этот период, но мнению диссертанта, требуется новый взгляд на историю, проведение серьезных фшюсофско-эстетя-ческих и литературоведческих исследований. В данной диссертация о аишш в творчестве Мир-Якуба Лулатова предпринята попытка . раскрыть одну из шлоигвестных страниц история казахской литературы, что виеет не только научно-теоретическое, но я практическое значение г правильном понимании и оценке историко-литературного процесса.

ОСНОВНОЕ СОДЕШНЙБ ДОСЕРГАЩЙ ИЗЛОЖЕНО В ЩЩЩЩИХ ПШИКЩЗШ

1. М.Дудатов. Избранное. (Составление g даучдш воюэнта-ркй)• А., "Лазуш", 1ЭЭХ, 23 д.д. (на каз.яз.).

2. Ы.Дулагов. "Пробудись, казах! " (Составление и предисловие: '"Гражданственность поэзии Н..Цулатова"). А., Ызд-во "Алтш Орда", 19Э1, 3,75 д.л. (на каз.яз.).

3. М.Дудатов и казахский научшй язык. (Казахский язык -язык наука. Тезисы конференция молодых ученых Ш Каз.ССР). А., "Пвдци", 1990 (нагаз.яз.).

4. Политическая лирика й.Дулатова. Тезисы ызавузовской кояфореццад-кощгурса молодых ученшс и сшщшшсгов ЕАЗ.ГУ т. С.Ы.Кирова. A., 1390 (наказ.яа).

5. Дулатов-дубдицисг. Теаисн ьагерйалов Второй Всесоюзной Алма-Атинской наушо-хооратвчеекой и практической конференций по проблемам seopíia и практики oobsesímü журналистика. А., 1830 (на каз.яз.).

' 6. Поэт. Ученый. Просветитель. Алзм: Альманах. A., "Еазу-ши", 1991, 1 п.л. (на рус.яа.).

7. Соловецкий период гизнв ¡Л.Дул&това. Газета "¡Casar, одебиэтв", 1990, 10 августа, I п. д. (на каз.яз.).