автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблемы социального познания в социокультурном контексте философии Аль-Фарави

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Курмангалиева, Галия Курмангалиевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Проблемы социального познания в социокультурном контексте философии Аль-Фарави'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы социального познания в социокультурном контексте философии Аль-Фарави"

Л К Л Д Е M И Я 1! А У К К Л 3 Л X С К 0 й ССР

ШСШГУТ 'ЗНПОССШШ И ПРАВА

На правах рукописи

ЮФь'ЛНШШЖ Галчя Цурмаитэтезна

rPOFJKîf!) СОЦИАЛЬНОГО ГЮСНАШП

в соцшлуж-турнои контексте шосогии аль-флр/.би

Спгцк^лы-осгь ОУ.ОО.ОЗ - история <|[«лоссф:к

АВТОРЕФЕРАТ дйсосртга;«'! ni гоиск«п;а уедай стспои» чпндидчта i хо с о t;c tew х гдук

Алма-Ата - 1991

Диссертгщия выполнена в отдела истории философии и общественной mam Казахстана Института философии и права АН Казахской ССР.

доктор философских наук, , профессор М.С.КУРАБАЕВ

доктор философских наук, профессор З.А.1ЯИ

кандидат философских наук, доцен** С.К. САТНЕШВА

Кааахский государственный педагогический университет им.Лбая, кафедра фиЛо^оф-ии.

Защита состоится " 8 " февраля IÖ9I года у fS.Q? час. на яа-седании специализированного совета Д 008.05.02 по защите докторских диссертаций по философским наукам при Иютитутс философии и права АН Казахской ССР по адресу:' 4BÖ02I, г.Алма-Ата, у л.[фурман-газы, 29.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной ¿иблиоте.се АН Кайахской ССР (г.Алма-Ата< ул.ШевчеНйо, 20),

Автореферат рааоалан н (5 й-января 1991 года.

Ученый секретарь специализированного ао&ета кандидат философский наук

Научный руководитель:

Официальные) оппоненты !•

Ведущая организация!

М.С.Сабитов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТШ^А. РАБОТЫ

Актуальность теш; исследования. Обращение к_философскому "а-следию выдающегося представителя неточного перипатетизма. аль-Фа-раби обусловлено совокупностью причин, в с~оем единстве определивших современный интерес я памятнику философской шели X века.

Самосознание каждого игрока, как и с а?,'а жизнь народа, невозможны без осозж .¡ия собственных корней, истории и той .духовной традиции, благодаря которой осуществляется связь времен, поколений, культур. Принадлежа к тем философским системам, общечеловеческая значимость которых уке доказан", всем предшествующим ходом исторического развития, философия аль-Фараби осмысливала совреглен-ную ему общественную яизнь с позиции нрапатвешю-гз'манистич^ского идеала, где выразилось его стремление видеть общество - просоещен-*ным, человека - добродетельным, а яздзнь - счастливой. Поэтому изучение социальной философии аль-Фарабя с его попыткой осшсления преднаэначетг. человека, анализом структур! современного ему общества и т.д. определенным образом влияют на духовный мир личности, формируя ее убеждения и гражданскую позицию.

Исследование философии аль-Фараби определено также потребностями развития самой историко-философской науки, где длительное время господствовал^ европоцентристская концепция философского мышления, на основе чего сложилось Пренебрежительно-нега^ивнсз отношение к арабоязычной философии, выраженное в оценка ее как кочпилятивно-коммзнтагорсной.

Кроме того, в советской философской литературе средневековый период истории философии, несмотря на его масштабность и богатство источников, оказался наименее изученным. Поэтому вполне понятна активизация исследовательской деятельности в этом напрагяении, что

г ■

закономерно вызывает интерес и к "мусульманским" философам.

Будучи первым социально-пс литкчесшш философом средневекового Еашлего и Среднего Востока, аль-Фараби наложил фундамент социальной философии мусульманского средневековь:», стержневые проб-леш которой прослеживаются и у Ибн Сипы, Иба Бадаи, Ибн Рушда и др. Многие теш.!, разработанные им, осуществляют преемственную связь между философией античности, Возрождения и Нового врет-ени. Задача включения социально-философских взглядов аль-Фараби во всемирный историко-философский процесс остается ещз не до конца выполненной.

И, наконец, аль-Фараби - один иа родоказальликов восточного перипатетизма. Следовательно, разработка .1 разрешение им проблей философии каз некое основание, совокупность базовых ориентиров, послуживших вычленению целостного историко-философского направления, требует к себе исследовательского внимания.

Степень раьработанносг-и теш, В настоящее время в советской философской литературе интенсифицировпд'.'чь иссл дования, посвященные философия, религии, политике, идеологии стран и народов мусульманокого Востока, что позволяет в цело-г углубить исследовательскую базу наследия аль-Фараби.

Иэвеотна значительная роль западных ученых н привлечении внимания к изучению истории философии стран Ближнего и Среднего Бостона, С именами Ф.Дитерици и М.Штайншнайдера связано систематическое изучение философии этих стран* Оно было продолжено А.Мюллером, М.Хортеном Т. де Еууром, Й.Ро.^даиером и др. Большой вклад в исследование духовной атмосфер, общественно-политической хивни и культуры арабского Востока внесли Р.Д» Эрланяе, Э.Роздн-таль, Ф.Роз^нтль, Д.Данлоп, А.Мец, А.Маосэ, Г. 0. фон Грюнебаум к др.

Свой ек.'1Д в изучение срэднебекоиой арабоязичной философий и

культуры внесли советские востоковеда В.З.Бартольд, Е.Э.Бертельс, И.С.Братанекий, Н.И.Конрад и др.

Что касается собственно советской историко-философской науки, то она, на наш взгляд, исследует наследие аль-Фараби по трем направлениям!

Первое направление имеет своею целью перевод и введение в научный оборот трактатов аль-Фараби. С наибольшей полнотой и последовательностью эта работа осуществляется на данном этапе отделом истории философии и общественной мысли Казахстана Института философии и права АН Казахской ССР, составляя часть систематической разработки наследия аль-Фаргби в Казахстане, большой вклад в которую внесли А.Ж.ыашанов, А.ХЛСаскмханов, М.С.Еурабаев.

Второе направление целостным образом освещает энциклопедическую проблематику наследия аль-Фараби, показывая роль и значение ого в ^истории познания и культуры /Б.ГЛ'афуров, С.Н.Григорян, А.Х.Касым-жанов, В.".Соколов/, значительное место в нон занимают работа М.М.Хайруялаева, сыгравшие существенную роль в развитии советского фарабиеведения.

Третье направление исследует те или иные отдельные аспекта многогранного творчества аль-Фараби, способствуя углубленной разработке проблем историко-философского процесса, исследованию преемственной связи различных культур /А.М.Богоутдинов, Ю.Д.Джумабаев, А.К.Па-куев, А.С.Иванов, А.К.Кубесов, О.Матякубов, А.В.Сагадеев, Е.А.Фролова, Е.Д.Харенко, В.К.Чалоян и др./.

Основным недостатком существу -рй философской литературы по аль-Фараби, на наш взгляд, является то, что работы общего характера, имевшие, по-видимому, своей направленностью первоначальное всестороннее освещение взглядов аль-Фараби с целью введения его имени в научный оборот, со всей полнотой выполнили свою функцию,

а работы так называемого частного характера, среди которых есть и несомненно серьезные достижения, все же в основном страдают огшсателыюстью, односторонними методологическими подходами. Поэтому достаточно обширная научная литература по аль-Фараби, а такке раст1.гжюцаяся источниковедческая база требуют нового - категориального - уровня исследования творчества философа.

Социальная проблематика аль-Фараби также требует своего дальнейшего углубленного изучения, так как авторы, исследуюцие ее /А.Лбдурасулов, А.М.Р.Дкзхид, А.А.Игнатенко, Н.С.Кирабавв, С.К.Са-тнбекова, А.Н.Таукелев, Г.С.Сапаргалиев, Г.Б.Шайыухаыбетова и др./, подходят к рассмотрению социальных взглядов Второго Учителя с различных сторон и позиций. Так, например, в работе А.М.Р.Дясахида всесторонне исследуется учение о государстве аль-Фаргби, Единственной работой, посвященной глубокому анализу проблемы гуманиома в философии аль-&раби, остается монография С.К.Сатыбековой. В работе Г.Б.Шаймухамбетовой социальная утопия'Второго Учителя анализируется под углом зрения соотношения и преемственной связи с учением Платона,

Впервые в советской философской литературе в обобщенном виде социальная философия средневековья на мусульманском Востоке представлена в работах Н.С,1£ирабаева и А.А.Ишатенко. Причем, в монографии Н.С.Кнрабаева социально-политическая проблематика философов средневекового мусульманского Востока раскрывается сквозь призму соотношения философии, религии, политики и права, показывается процесс становления их взглядов от социальных утопий до философии истории, а в работе А.А.Йшатенко оригинальные социальные проекты средневековых арабо-мусульмакских философов раскрываются на "фоне" их своеобразного стиля умозрения.

Работа и направлении категориального осшсл ¡мчи социальных ьзг-

лядов аль-с1пр?)би только начинается. Односторонность различных подходов /гносеологического ли, онтолотческого ли, логического ли/ к социальной проблематике философа может бнгь преодолена, на наш впглнд, при условии исследования культурго-исто;' песяих и мировоззренческих оснований его взглядов, поскольку конкрчио-нстори-чоское содержание гоблрм социальное познания аль-Зчряби, как и сам уровень познавательной культурн ппохи ал..-Фараби, могут Слть адекватно нсляти лишь исходя из единства онтологического, логипо-пкиоолоппесвого и практического отношений "человек - шр" эпохи феодали~-

ИодточУ_»^;ль_рре^ртштого исследования заключается в том, чтобы показать, что социальная философия аль-йпраби явилась той системой отражения объективных ппоцессов, происходивших о мусульманском обществе, которая с наибольшей полнотой выразила запросч своего времени, в силу чего она стала квинтэссенцией духолпого

*

содержания своей эпохи.

Исходя из этого, перод автором стояли следующие задачи, решение которых способствовало достижению поставленной цели:

- показать, что философия аль-Фараби, существуя в определенном социокультурном и пространственно-временном измерении, ^¡.рвделя-ется им на внешним образом, а включает в себя сутщюсгш??! образом его внутреннее содержание;

- обосновать мировоззренческое основание философии аль-Фараби;

- рассмотреть соцнапьнуто философию сль-Фараби, ее основную проблематику;

- сосредоточить вкимаш: з на социальном утопизме ты'праби, своеобразном С0ИуТСТ8уЩ9М компонента философского СОЗНЗНИЯ при изучении социума. .

Тчсретико-методологической основой диссертант явилясь диялок-

тико-материалистичеоная методология, разработанная классиками марксизма-ленинизма на основе исторического опита познания и осмысления социальной практики. При этом аъгор особо опирался на те идеи, которые били шсказаны ими в хода изучения историко-философского процесса.

Кроме того, значительное внимание было уделено работам видных советских философов по проблемам материалистической диалектики как логики и теории поонания, методологии историко-философского процесса, истории культуры и науки.

Научная новизна работы определяется новизной постановки теш исследования, ее целью и задачами, решение которых имеет сбоим результатом конкретизацию отдельных, имеющих место в литературе выводов, а также полученные автором самостоятельно. Она состоит в том, что

- в диссертации обосновывается сущность философии аль-Фараби, исходя из деятельностного подхода. Характер и способ философского осмысления действительное?« вль-Сараби объяаняютая обусловленностью характером и способом преобразовательной деятельности человека эпохи феодализма}

- доказывается, что философия аль-Фараби выразила рационалистическую и гуманистическую направленность ренэсоансной культуры, ' елеыенгы которой прослеживаются в эпоху аль-$ераби;

- предмет и методология социального познания аль-Фараби раскрываются в контексте социально-исторической обстановки и мировоззренческой ориентации философа, а также в контексте совпадения с логикой истории познания;

- социальный утопизм аль-Фараби и философское осмысление им социальных проблем рассматриваются как два взаимосвязанных и взаи-ыозависимих явления, взаимообусловлйвающие И взаимоолределящие

друг друга.

На защиту внкосятся слегрло'Щ-пз положения:

- мемонты ренессансной культури, имевшие место в опоху аль-'Гара-би, обусловили нетрадиционность его мировоззрения и формирование философии аль-<1араби как светского варианта решения общекировоз-зренчсских проблем;

- рационализм, гуманизм и овободошслне аль-Фараби - черти философского обособления мира рснессансной культури;

- аль-Фарпби, утвергкдая подчиненность социума космосу и а то ко время доказывая его самоценность, обусловленную наличием разума у человека, не следует пи аитролоцентристскии, ни социоцзнтрпст-ским устремчониян;

- эманационная теория позволила аль-'Зараби выразить идею космического единства, в которой нанло свое отражение утверждение аналогичности строения человеческого организма, социума и космоса, трансфера, оояапяукся в-идем вселенской гармонии;

- уровень ¡хтзлития общостветшх отношений, философская традиция, а такта общепринятая н мусульманском мире концепция религиозней общины не позволили аль-Фараби выделить в отдельную область исследования проблему индивидуализации. Социальная философия аль-Фараби рассматривала проблему достижения счастья всеми лпдьми в государстве. Проблема же индивидуального рассматривалась мышлением в пределах "раз и навсегда" установленной феодальной иерархии, что трактовалось философами как данное "по природе";

- иерархия рассматривалась аль-Фараби как способ упорядочения социальных связей в обществе. Различные "типы" иерархий, данные философом, - выражение форм социальных связей индивидов в обществе;

- предметом социальной философ-пи аль-Фараби является государство.

Ведущим матсдологачес: "im инструментарием осмысления предметной области социального познытя яиияась область логических изысканий, Поотому аль-зг-раби ищет ответы на многие вопросы в наследия своих прегчеотвенников}

- социальная утопия аль-5араби явилась формой выражения его философских взглядов. В пай утверждается приоритет философского постижения мира над религиозным.

Практическая значимость, Вывода и результаты, полученные в диссертации, ыс лут быть исшльзовшш в научио-иеслодовательской работе, в процессе преподавания курса истор.ш философии и общественной мысли, а также спецкурсов, посыящеитх исторг;! средневековой арабоязычной философии, ш. занятиях методологических сеш-нар^ц и лекцпонно-пропагандисго^ой деятельности,

Дпроба^я работы. Основные положения диссертации и еь вывода излагались и обсуждались на заседаниях отдела истории философии и общественной мысли Казахстана, его теоретическом семинаре) до-кладавались на научных Конференциях ыолодих ученых и аспирантов Института философии и нрава All Таэахпкой ССР /1983г., 198бг,/» ^зспубли.^анеккх конвенциях молодых ученых /1981г.,1083г. ,1У8бг./, а также I /г.Ферпша, l905r./, XI /г.Ашхабад, 1986г./, III /г.Алма-. А та, 1937/, 1У /г*£1утаибо,1У88г./ региональных философских Чтениях молодых ученых республик Средней Азии и Казахстана) Международной сессии, посв/Ернной 1000-летим Ши Сипы /1\Дуианбо, ШЗОг.Л

Основное содержание исследования наило также свое отражений в котэкт,1впик монографиях* "о логическом уремии ал к- ¿араб n'Vl 982 "Социальные. мнчаокий й осте«шзскш иагЛйды йль-йпр&бй" /ШИг./( "Аль- iajeöit, Еотйственна-нау'йпш трактаты"/190?Г;"1}рс1блемм бнгкя и познания в фияобофми аль^-йрабн 7l900i\/| и статьях, спуб-липованнак на страницах чуршог! и ¿otiomtpotfeiHUtrt сбор» in fcofl/I 981 г,, ГУ1)Г.г.,1У03пЛ

Структура диссертант подчинена цели исследования, определена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕГСШШ РЛБОШ.

Во вредении обосновывается актуальность теш исследования, рассматривается степень ее разработанности, формулируются цель и задачи исследования, отмечоптся ее новизна и практическая значимость, определяется теоретико-методологическая основа.

Первая глава рассматривает социокультурную обусловленность и мировоззренческую сущчость философий аль-Фараби.

Пат)[и_,>аф) пэршй "Проблема "мусульманского Ренессанса" и ;\иемзн~ ты его в эпоху юЛь-Фараби" раскрывает социально-окономнческоо основание, определяющее философию аль-Фараби и кроящееся в сфере материального производства феодализма, выступающего в качестве основной сферы предметного воплощения отношения чодспегсг. к природа, самому себе и другим индивидам и гда обнаруживаются еоциалыше основания мира кутьтурн. Показываются основные существегаше черты феодального базиса и его надстройки, определившие характерные особенности средневекового мировоззрения и его духовной .культуры.

При этом в диссертации подчеркивается, что в литературе еще недостаточно решен вопрос универсального понятия феодализма, отражавшего бы со всей полнотой общечеловеческую сущность -этого способа производства. Поэтому определенным шагом в этом напр-эвлешш могло бы быть целостное решение проблема Ренессанса вообще, на мусульманском иостоке в частности, поскольку она супршстшга образом затрагивает проблему феодализма.

При исследовании проблемы Ренессанса в литературе дискутируется все: и то, что явилось социально-экономической осгювой-Ренессанса, и то, кто являлся носителем ренессанггой кулм'ури, и то, где реп-

пространился Ренессанс, и то, какое содержание вкладывается в понятие Ренессанс и т.д. В зависимости от решения этих аспектов проблемы авторы или отрицаю? Ренессанс на Востоке, средневековом мусульманском в том числе, или признают его..

Авторы, отрицающие Ренессанс на мусульманском Востоке /В.И.Ру-твнбург, З.М.Штейн и др./,'исходят правде acero из того, что Возрождение зарождается на почве рашекашталистичэсккх отношений, носящих переходный характер с их зксплуатдцией, поисками дешевого сырья и выгодных рынков, необходимостью реалистического познания природы и человека, а также из того, чго в мусульманской истогчч не било многовекового господства варварства, увлечение античным миром никогда не достигало такого размаха, как это было в Европе,

Авторы, признающие Ренессанс /Н.И.Конрад, О.И.Нуцубидзе, АЛ', Лосев и др./, исходят из относительно самостоятельного характера развития культуры и основываются на том универсальном факте, что в истории всех народов имелся переход от деревенской и поместной /замковой/ культуры к городскому типу культуры. А поскольку этот переход осуществлялся в разные исторические периода и в разных условиях, в том числе и при феодализме, постольку Ренессанс был везде и с различным содержанием, но имеет общие типологические черт.

Они заключаются в следующем« существенным и определяющим содержание всей эпохи Возрождения является ее гуманистическая направленность. Человек, согласно представлениям деятелей возрождения, в собственном деянии становится творцом и приобщается к гармонии бесконечного мирового универсума. Это новое открытие человека и мира находит выражение в философских воззрениях, согласно который разум выделяет человека из природного мира и по-

зволяет ему действовать сообразно своим рационально понятен целям. Разумность становится прш.шм.выражением и проявлением чело-вслюсти. В духовном отношении эпоху Возрождения отличает борьба с религиозным догматизмом, где обращение и классической древн с-ти являлось опорой идеологических построений, Возрождения.

Кроме того, для тиснения позиции сторонников Возрождения на Востоке важно проводимое Н.И.Конрадом разливе между старыми ч молодыми народами, тем более, что феодальный общественный строй вопикает как синтез двух компонентов системообразования - старых очагов культуры и раннеклассовой периферии, а также два "типа" Ренессанса - автохтонный и отраженный.

В диссертации на основе обобщения различных точек зр.нил делается заключение, что а/ несмотря на разнообразие взглядов, доходящих до полярных, изучение общественно-исторической и духовной обстановки 1Х-Хи.в, на Блзстем и Среднем Востоке позволяет крис-'одинигься к концепции Н.И.Конрада, А.Ф.Лосева и их сторонников; - б/ хотя в современных'исследованиях, посвященных проблеме Ренессанса на Востоке вообще, мусульманском в частности, содержится значительно больше вопросов, чем ответов, тем не менее тот исследовательский материал, который нагоплэи наукой, вез ле -^дводпт г. утверждения о наличии племеыоэ ренессаненой культуры в эпоху аль-Фараби.

В парагпафз в оборонной фориз раскрывается птн элементы /городской характер) культуры, вера в ситу разума человека, тогда в понятии "знание" п скопценгриропшиоч янде 'Рыразмлось мчогообра-зт проявлений духовной тлзни, гуманистическая направленность философских поисков, рас1фостранен:*9 вольнодумства1и создание почвы дпп распроптр; чения оппозиционных религиозному '"'гизтизму идеологических течений и др./ утверждается, что они обусловили цетра-

дициокность философского мировоззрения аль-Фараби,

Патаграй второй "йилософия аЛь-Фараби как мировоззренчески система" раскрывает мировоззренческий смысл и ориентиры Второго Учителя, ибо, имея предметом отношение "человек - мир", мировоззрение феодализма выступило как та система сшсло-кизкенных ориентиров средневекового человека в ыре, которая синтезировала в себе как практическое отношение человека к природам чу миру, так и познавательную, нравственную и эстетическую культуры.

Центральным пунктом пар" графа является осмысление философии аль-Фараби в контексте категориальной структуры "культура - мировоззрение - философия", чзм определяется ее характеристика в качества философского мировоззрения,

В параграфе рассматриваются существенные черты мировоззрения феодализма как общего мировоззрения, складывающегося на основе определенного типа социальност-г, но включающего в себя как моменты ориентиры различных классов, групп и подчеркивается, что господствующим мировоззрением епохи феодализма было религиозное.

Будучи по своей природе наделенной самостоятельностью сферой духовного производства, имеющей своим культурьо-историческиы смыслом накопление и развитие категориальных определений и мировоззренческих принципов, философия выступает в единстве двух своих основных функций! апологетической и критической. Прячем первая выражает момент единства философии и мира культуры, обусловившего ее, а вторая - момент различия.

Рассмотренная с> стороны своей апологетической функции, философия аль-Фараби но только оправдывала уровень культуры, породивший ее, но и являлась социально действенной лишь тогда и в тсй пере, когда к в какой мере ¡эта культура воспроизводила самое себя, свой определенный уровень. Именно по&^оиу не до конца убеди-

тельными выглядят анализируемые в диссертации позиции авторов, обосновывающих приверженность аль-Фараби классической философии -Птатоггу и Аристотелю, но "отвергающих" неоплатонизм в качестве источника философии аль-Фараби. '

Культура, включающая в себя необходимый моментом религиозное сознание, не могла бы в полной мере философски выразиться /а значит определиться, т.е. и обособиться/ без включения в себя источника, близкого го духу религиозной атмосфере' средневековья, ставшего наряду о древнегреческой философией в лице Платона и Аристотеля, а также достижениями культуры народов доисламского Ближнего и Среднего Востока и идеологией антихаллфагских движений,источником философских взглядов Второго Учителя.

Трактаты аль-Фараби "Отношение философии к религии", "Шшга букв" раскрывают проблему соотношения философии и религии, подтверждая вывод о частичной, а не полностью поглотившем, влиянии реяигиозаого мировоззрения на аль-Шараби.

Рассматривая же философию аль-Фараби со стороны ее критической функции, следует сказать, что она посредством критики выделяется из лона культура, родившего ав, выходит в известной степени за его пределы и обособляется в форме критического отношения в собственной культуре. Чертами тахого обособления, утверждается в диссертации, являются рационализм, гуманизм и свободомыслие, характерные для мировоззрения аль-Фараби.

Особенность проблемы разума в филооофии аль-Фараби заключается в том, что она осмеливалась в тот период, когда достижения науки, искусства, литературы укрепляли веру в разум человека. Этим, а также поддержанной древнегреческой философской традицией ьо многом объясняется интенция аль-Фараби рассматривать деятельность разума и его результаты как ту сферу, в которой человек выступает

»сан суверенное, свободное .. существо. Это же подтвер-

ждается, его моделью идеального государства, где главой является Философ - теоретический разум, совпадающий с практическим.

Утверждая разум кан природную способность человека, аль-Фара-би отвергал тем самым идею боговд хновенности знания. Разум человека, согласно его взглядам, выступает по отношению к миру как начало, преобразуй,ее его в сферу мысли. Именно поэтому, видя как в деятельности разули, проявляется творческая активность человека, аль-Ъпраби рассматривает процесс познания как процесс совершенствования человека, выраженный в его концепции "интеллекта", как процесс восхождения от разума потенциального через приобретенный к делтельноцу.

В параграфе также выделяются существенные черты философского мировоззрения аль-Фараби как пантеистическая направленность /при этом анализируются позиции Д. О.Сагадэева, Э.М, Ахмедом, Г.Б.Шай-мухамбето^ой и др./, идея совечиости бога и материального мира, взаимосвязи предметов и явлениГ: материального ми'ра и обосновывается, что, заняв определенную позицию в решении этих вопросов, философ выступил с оппозиционной духу дот платформы.

Кроме того, в диссертации отмечается, что формированию анти-схолас /нческой направленности философии аль-Фараби также способствовал ряд факторов, отмеченных исследователями, как отсутствие института церкви, стимулировавшего попытки рационального обоснования иррационального и апологетику священного Гпсания; сама сущность ислама ^ак монотеистической религии, исключявпей таьуго напрягшую для умозрения проблешуч сигуг- у •. члк трирднкство, спо-собгтсзгачшуи теологическим изысканиям; и, наконец, резко критическое отношение к рационалистическому ашлипу ралигиои'»ч догматов, птЬшспровшшоо в Коранз и супн?,х.

Глава вторая "Социально-утопические воззрения аль-Фараби" раскрывает наиболее ветше и еще недостаточно исследованные аспекты социальной проблематики аль-Фараби.

О первом параграфе "Проблема социального бытия" обосновываются социально-мировоззренческие основания и условия формирования позиции аль-Фараби по проблеме социального бытия, поскольку то, как философия исторически понимала человека, его бытие, является отражением реального общественно-исторического процесса, где общественные отношения представляют собой превращенную форму вещных отношений на том уровне, на котором они вскрыты совокупной общественной деятельностью людей,

В параграфе показывается, что в онтологическом плане, согласно эманацяонной теории аль-£араби, социум занимает высшую ступень в иерархии подлушгого мира, являясь составной частью мироздания, представленного как ряд ступеней эманации Первопричины. Но вели все существующие в подлунном мире предметы существуют ради других, являясь, как утверждает аль-Зараби, средством, то человек благодаря разуму - самоценон.

Такое понимание философа складывалось на "фоне" средневекового мировоззрения, философской традиции и в споре с богословием, поскольку общесгвештя жизнь требовала ответа на вопросы, оспариваемые различными позициями, Однако особенность рошв!П1Я этих проблем аль-®араби состоит в том, что он задавался теми ке социальными, политическими, идеологическим! вопросами, что и другие, но был убедден, что истинным мерилом правильности или ложности их является разум человека и ого главный инструментарий - логика*

Зманационная теория позволила аль~9крабн выразить идею единства мира» Идея космического единства трансформировалась у аль-Фараби 'в идею вселенской гармонии. В своих произведениях "О взгля-

дах жителей Добродетельного города", "Гралданская политика", "О достижении счастья" и др. он развивает идею единства строения человеческого организма, социума и космического мироздания. Она становится основополагающей в его социальных взглядах, так как, согласно аль-Фараби, /а в дальнейшем эта идея найдет свое место в воззрениях Ибн Сини, Ибн Рушда и др./ достижение счастья как цели человеческой жизнедеятельности становится возможным при условии реализации в социуме принципов космической гармонии,

Рассматривая "земные" условия существования человека, аль-Фараби видит глазную причину объединения людей в сообщество в необходимости взаимодействия и взаимопомощи людей в процессе добывания необходимых средств к существованию. При атом им критикуются иные взгляда по этому вопросу.

Показывая человека в двух "измерениях" - как члена объединении /т.е. в определенной системе отношений между людьми/ и как отдельного индивида /личность/, аль-Фараби, обосновывается в диссертации, следует принципу поисков счастья на путях совместной жизнедеятельности индивидов. В то время как личностная концепция человека не получила своего самостоятельного развития, в чем проявилось .влияние общепринятой а мусульманском шре концепции "умш", а также древнегреческой традиции примата блага государства.

В структуре государственного объединен!», сохраняются сословно-классовие различия менду людьми, обусловленные, по аль-Фараби, "природой" человека, другими словами, его мостом в иерархической структуре феодального общества. Трактуя иерархию как форму выражения социальных связей в обществе, аль-Зарабя исследует различные "типы иерархий", оставаясь в конечном счете в границах феодального еоеловно-классового деления общества, . Параграф второй "Предает и методология социальной философии"

ставит вопрос о трудностях современного исследования социальной философии аль-Фара'би а той смысле, что ни в какой другой предметней области интеллектуальной деятельности философа с такой полнотой но проявилось различие между тем, как философ«* пль-Зарл-би рассматривала и понимала социальную форсу движения, и то как ее рассматривает и понимает современный уровень познания,

О позиции исторической ретроспективы социальное познание в качестве себя мыслящего предмета, исторически представленное ал*-Фараби, оцениваетоя как движение по логике анешпго проявления социума, поскольку сам предмет в его реальном движении проявляет себя внешним образом, односторонне, однако оно сообразно действительному "положошгю дел" адекватно вылазило его сэдность.

Предметом "гражданской философии" аль-<Тараби становится "город". Как отмечают исследователи, аль-Зараби употребляет термин "город" и в значении административно-территориальной единицы, и для обозначении города-государства, и для обозначения раалшших социальных групп. Однако обращение к аль-Фараби убеждает в том, что гоняТиа "город" в сущности несет в себе содержание, тождест-тинсо содержали» понятия "государство". "Добродетельный ирод"-идеал именно государства, государственной аиани, обеспечивавшей ошетьо всем сгоим Гргмдаш>.». В гаком Понимании аль-1ераби не просто следует Аристотелю /для Которого человек - существо политическое» являющееся вне государства либо существо ! недоразвитым э нравственном отношенииj либо сперхчелмРКо»»/, но поскольку другой фарш организации, ifpovo государства» общосгйо не знает, а онд еще по рязвилась до такой степени, qtfodu показать, что общество и Государство - м о,дно it то кй, Что» как говорил K.Mapr i, человек более бесконечен) чем гражданин государства, человеческая болёз бесконечна, ноттмеейпя жизнь, попнлмио на

каждо»! этапе воспроизводит в качество предмета социального познания государство, государственную жизнь.

Наука, исследующая социальное бытие, в целом оставалась в продолах умозрительной деятельности, не выходя за пределы повседневных наблюдений и традиции, передаваемой от предшественников. При преобладающем умозрительном способе исследования вполне естественно, что зачастую поиски истины в рассуждениях философов ведутся но в плоскости соответствия понятия своего предмету, а в плоскости соответствия одного суждения о предаете другому суждению о ней, т.е. в сфере логических рассуждений. Поэтому компетенция в логике,"взвешивание на весах разума" - высшая добродетель чоловева.

Ответ на многие вопросы, поставленные социальной практикой, аль-Фараби находит в совокупной философской мысли. Такая направленность взглядов философа дала известную почву для утверждения компилятивного характера философии аль-&раби, где "комментирование" им античного наследия рассматривается но как самостоятельный творческий процесс, а как простое переложение известного. Однако трактаты Второго Учителя свидетельствуют о той, что экскурс в историю проблема - своеобразный методологический подход аль-Фараби к познанию предмета, его сущности.

В параграфе также раскрывается позитивное содержание' "Диалектики" алъ~Ф'\раби, следовавшей проблематике "Топики' Аристотеля, в которой исследуется многообразный спектр приемов, методов, способов рассуждения в диалектическом знании и соотношение его с достоверным знанием и в которой, несмотря на то, что аль-Фараби ставил ее рангом ниже аподейктики, наметился запрос в переходе от рассмотрения мышления со сторога его ф тмальчого содержания к. поиску содержательности логических, форм.

Отмечается, что хотя диалектика используется, по ан/.-<Гараби,

п практика государственной жизни в качестве аргументации н основном теологами, тем не менее он не отвергал ее применения в законодательно-управленческой деятельности просвещенного правителя, так как диалектика - ступень, подготавливающая в идеологическом отношении умы людей к восприятию истинного знания, указывающего путь к истине.

Таким образом, обращение аль-Фараби н совокупному теоретическому знанию, выраженному в суждениях прэдаественников как "средству" и "орудию" достижения истины, - не слабость его методоло-гизма, расцениваемая как компилятивность, а продуктивная сторона, ибо он 'занимается поисками объективного определения форм шлгления там, где они в действительности возникают. Опираясь на предшествующую мысль, аль-Фараби находит ответы на вопросы, что есть счастье, как достичь его в государстве, в чем, исходя из этого, заключается рель правителя, каким должно быть совершенное государство.

В_третьем параграфе "Общественный идеал аль-Фараби" рассматривается социальный утопизм мыслителя, трактуемый как настроенность сознания на критическое осмысление действительности, и его результат - социальная утопия /"Добродетельный город"/.

Социальный утопизм адь-Фараби вырастал на основе социальной критики пороков, присущих современно^ ему общоству, и впитывал в себя идеи антихалифатских народных движений и достижения социально-утопической мысли Древней Греции. Позицию аль-Фараби отличат отический интеллект^уализм.

В параграфе показывается, что философское сознание аль-Фараби неразрывно связано с утопическим и представляют собою взанмообу-словливащие и взаимодополняющие дюуг друга стороны н процессе изучения социума. Их объединяет критическая направленность и гран-

сцондентность но отнс еяню к наличной социальной ситуации. Но если утопическое сознание представллет собой г. пытку выйти за пределы необходимое: I посредством свободной игра воображения, где ;осподствует установка на произвольное конструирован: э идеала, когда реальность воспринимается утопистом как совокупность автономных факторов, манипулируя которыми можно построить картину совершенного го су дч рема, то философские сознание, руководствуясь законами логики, пытается найти закономерность процессов, явлений.

Социальная утопия аль-Фарабя - просветительская утопия, выражение его философских взглядов, где система обучения и воспитания жителей Добродетельного города построена такт. образом, чтобы выразить по сути дела философию упорядоченности, логоса, пронизывающего социум и космос, объединяющего их в гармоническое целое.

"Добродетельный город" - выражение определенного мировоззрения,' в которое прочное место занимает позиция приоритета ^ияое^фии над религией. В параграф« обосновывается, что такая установка философа обусловливалась тенденцией обособления двух сф*>р жизнедеятельности мусульманского обврства - сватской и духовной, существовавшей наряду г. тенденцией нераздельности светского и духовного в интеллектуальной, нравственно-11олнгиче'""1Й жизни," установленной со времен пророка Мухаммеда, когда считалось, что все, что предпринималось пророком для управления общиной, было делом воры. Поэтому, согласно аль-Фараби, г; процессе формирования взглядов жи-олей Добродетельного города приоритет прннадлэ. лт шюдейкти-чеспии методам рассуждений - 1гророгатч"е философа над диалектическими, софистическими, риторическиич и др., используемыми теологами. Правителем идеального государства то иже является философ.

Причем 'чтдетпвленпв об идеальном нрпнмтело совпадает у амь-

Фараби а подставленном о совершешюм человеке.

В заключении параграфа дается характеристика Добродетельного города через "отрицательное определение", т.е. критику невежественных городов, данную философом как то, что не должно быть присуще совершенному государству,

В заключении диссертации подведены основные итоги проделанной работы и намечены некоторые направления дальнейшей исследовательской деятельности в области изучения философии аль-Фардби и ет>о социальной проблематики.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1. Логика и проблема противоречия // 0 логическом учении аль-Фараби. Алма-Ата: Наука КазССР, 1У8^,-1 п.л. /в соавторстве/

2. Социологические взгляды аль-Фараби //Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби. Алма-Ата: Наука КазССР, 1У84. -¿¡,5 п.л, /в соавторстве/

3. Аль-тараби в истории науки // Аль-Зараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата» Наука КазССР,1У87. - I п.л. /в соавторстве/

4. Проблемы бытия, материи и формы // Проблемы бытия и познания в философии аль-Фараби. Алма-Ата: Наука КазССР,1988. - Ип.л. /в соавторстве/

5. Преемственность взглядов Фараби и Кбн Сино и проблема противоречия в их учении // Торжество разума. 1'лтериалы международной сессии, посвященной 1000-летию со дая рождения Абуали йбн Сино /Авиценны/. Душанбе» Дониш,1983. - 0,4 п.л. /в соавторстве/

о. Философия Аристотеля как идейно-тфзгический источник ара-боязкчной фялссофии средневековья // Актуальные проблема философской и правовой науки. Алма-Ата:1У84. Деп. ШМОН АН СССР Р IV«72

от 14.01.35. - 0,4 п.л.

7. Философия аль-Фараби в свете марксистской концепции культуры // Культура, Цивилизация, Человек, - Материалы региональных философских чтений молодых ученых. г.Фергана, 6-7 сент. 1У85. -Ташкент: Фан,1У88. - 0,1 п.л.

8. Воспитание историей как фактор формирования коммунистической убежденности // Формирование коммунистической убежденности в свете решений ХХУН съезда КПСС. Тезисы выступлений участников II региональных философских чтений молодых ученых республик Средней Азии и Казахстана. 4-5 окт. 1У86, г.Ашхабад. - Ашхабад« Ылым, 1986. - 0,1 п.л.

У. Проблема соотношения философии и религии в восточном перипатетизме // Актуальные проблемы общественных наук. Материалы республиканской конференции молодых ученых-обществоведов. -Ч.Г.-Алма-Ата: Наука КазССР, 1У86. - 0,1 п.л.

10. Г. «блема научного знания в философии аль-Фараби // Диалектика. Наука. Практика. Тезисы ¡выступлений участников Ш региональных философских чтений молодых ученых республик Средней Азии и Казахстана. 9-10 сент. 1987, - Алма-Ата: Наука КазССР, 1987,0,1 п.л.

11. Мировоззренческая■основа философии аль-Фараби// История философии и современность. Тезисы выступлений участников 1У региональных философских чтений молодых учпных республик Средней Азии и Казахстана. 7-У сент. 1988, г.Душанбе. - Душанбе: Дониш, 1988. - 0,1 п.л.