автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблемы становления азербайджанского Советского романа

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Джангирова, Эльмира Джангир кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проблемы становления азербайджанского Советского романа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы становления азербайджанского Советского романа"

ЛШНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР

БАКИНСКИЙ ордена ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи УДК 894, 362—31

ДЖАНГИРОВА ЭЛЬМИРА ДЖАНГИР кызы

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО СОВЕТСКОГО РОМАНА

(на материале романов А. Абульгасана «ПОДЪЕМЫ» и «МИР РУШИТСЯ»)

10.01.02 — Многонациональная советская литература (Азербайджанская советская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

БАКУ — 1990

Работа выполнена на кафедре азербайджанской советской литературы Бакинского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета.

Научный руководитель:

— доктор филологических наук, профессор

Т. М. Муталлимов

Официальные оппоненты:

— доктор филологических наук, профессор

А. А. Абдуллазаде,

— доктор филологических наук, профессор Б. И. Багиров

Ведущее учреждение — Азербайджанский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт им. В. И. Ленина.

Защита состоится « » 1990 г. в « »

час. на заседании специализированного" ученого Д. 054.03.01 совета по присвоению кандидата филологических наук.

Адрес: 370073, г. Баку, ул. П. Лумумбы, 23.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бакинского государственного университета.

Автореферат разослан « » ^СО-Ук'р/А' '(■$£)(()

Ученый секретарь специализированного совета, доктор филологических наук,

профессор/^У/б^-да. Д. КУРБАНОВ

' ОЩАЯ_ХАРЩЕРИСТИКА_айССЕРШИИ

Центральная и ведущая роль романа в азербайджанской литература советского периода является одним из важнейших литературных [¡акторов, свидетельствующих о ее неуклонном развитии. Несмотря {а. то, что и до советского периода имелись попытки создания романа в азербайджанской литературе, тем не менее, в качестве жанрз, способного решать сложные идеКно-эстетйаеские задачи литературного процесса, этот жанр появляется именно в 20-30-х годах и посте-. 1енно занял одну из ведущих позиций в азербайджанской литературе. Именно-поэтому нельзя представить без романа историю азербайджанской советской литературы.

¿2туз2Ц;ость_теиЫд Как известно герпзд&равн возник в конце 20-х годов. Этот жанр возник в следствие «ейно-эатетических исканий тех лет и вырос на фоне масштабных задач и проблем, обусловленных процессом.становления новых социальных форм и отношений. Этим может быть об"ясненв в первую эчередь актуальность темы.-Вернее, исследуя возникновения жанра ¡оветского романа, можно конкретно выявить главные'принципы и )акономерности эстетического освоения нового жизненного материала 1Итературой. • .

Конечно, до оих пор ааербайджэн-5кий созетзки.^ ро;;эи изучен в той или иной степени. Однако, не-гмотря на. это, недостаточно исследовэны жизненно-литературные [•акторы, обусловливающие возникновения этого романа. Поэтам глэв-¡ая цель настоящего исследования заключается в более подробном )Свещ)И1<ш вопроса возникновения и становления азербайджанского ■ ¡огатсиого роивна, выясления фасторов формирования и'утверждения романа в национальной литературном процессе. Лвнивн цель опре-1еляет однозреиспно главные задачи этого исследования, посвя1яен-1ого проблеме'становления романа. Ь основном в диссертации ре-аэитсп нижеследующие главнее задачи:

- охарактеризовать 20-30-е годы в истории аэербайджинекой ите^зтуры кзк этап возникновения и становления советского рэ-она;

- доказать возникновение романа от эпохальных задач, реааеньх 1Итерат;'рой - от необходимости воплощения советской действятель-' юсти, формирогания общественных отношений;

о

- выявить особенности охранения и оценки процесса возникновения жанра роыэнз в литературной критике и обобщить вакные теоретические положения в этой области; •

- определить роль А.Абульгасанэ в возникновении азербайджанского советского романа;

. исследогать литературно-историческое значение романов "Гюд"вмы" и "Мир рушится" в качестве- ранних образцов гилрз в азербайджанской советской литературе.

Иотория_£эзрэботки_темы_. Имеется определенный опыт в облаш изучения азербайджанского советского романа. Бо-перзых,роман Есегда стоял в центре литературной критики. Каждый значительный азербайджанский роман после своего появления вызывал интерес ■■¡'лтературной критики, изучен и,.оценен в той или иной степени кри3-тикой. Это в равной мере относится-и к романам А.Абульгасанэ. Ь 30-е годы, когда издавались один за другим."его романы, как. "Под"еьш", так и "Мир рушится" сразу были ввделены критикой из общего литературного течения ¡; отмечены значимость и новизна этих романов для литературного процесса. В 30-е годы выступления М.Гусейна, К.Кулиева, А.Назима, II.Ибрагимове, Ы.Арифэ; А.Гусейн-аэде, Г.Эфендиевв с критическими статьями е печзти о романах А.Абульгасана свидетельствуют о серьезном значении, придаваемом проблемам появления и становления &того канра в нашей литературе. В книге "Литературные бои" (1932) Ы.Гусейна, в статьях "На путях восхождения" (1933), "Роман Абульгассна "Пэд"емы" (193б)М.Арифа, монографии "Наша проза на путях восхождения" Т.3$ендиева романы А.Абупьгвсона становятся главным предметом аналгза и рассматриваются ¡свк'осповополэгзйщяе явления литературного процесса 30-х годок. Второе напра^лс-ие в истории исследования романа связано с особым .сниманием к этому дэиру при изучении истории азербайджанской советской литературы. В трудах об истории азербайджанской советской литературы романам А.Абульгасанэ придается такае определенное значение. Кроме того, в специальных исследованиях, посвященных проблемам азербайдкан- .

I История азербайджанской литературы в 2-х томах,т.2,Баку, 1£М, История азербайджанской литературы ь С-х томах,т.3(советский пер;:од) .Баку,195? «История азербайджанской советской литературы в 2-х томах, т.1, Баку, 1967 и др.

ского советского романа, затронуты.произведения А.Абульгасана. Среди этих трудов можно Ьыделить исследование проф.Г.Халиловз, прэ^.Г.Гулиева, кандидата филологических наук Х.Алиева. Наконец, . особо нужно отметить монографии проф.Т.Муталлимовз и кандидата филологических наук Ю.Исыейлова, посвященные творчеству А.Абуль-гасэнэ. Однако, не умоляя значение опыта' этих исследований в области анализа романов А.Абульгасанз, нужно отметить, что до сих пор проблема роли романов А.Абульгасанз "11од"еыы" и "Мир рушатся" ¿1С изучена специально и основательно в процессе возникновения и становления романа в эзербайдаанской советской лите рзтуре в качеств'е основного и ведущего канра. Научная новизна представленной диссертации должна быть обленена в первую очередь именно этим; то есть в нашей работа романы А.Абульгасанз привлечены к исследованию с точки зрения .литерэтурно-социаль-ных факторвв возникновения этого канра в литературе 30-х годов.Анализ обоих романов осуществляется в соответствии этой научной про-• блеыы.

диссертации составляют важные нвучние выводы и положения литературоведения,полученные в области изучение, истории советской- литературы. В ходе анзлиза . роиэнов пПод"еиы" и "Пир рушится" учтены новый подход современного литературоведения и критики к советйкой литературе 20-30-х годов. .

0рдктич£скэ2_знэчи?2ость_822й5аован2я« Главные результаты диссертационной работы могут быть использованы в процессе . исследования истории становления азербайджанского советского роыачэ ь более широкой плане. Кроле того, диссертация представ- . лявт определенный интерес и для преподавания курса азербайджанской советской литературы.

диссертации биле обсукденв на кв*едре советской литературы Бакинского государственного университета и ьыпол"ена в качество плановой научно-исследовательской работу.

51Р2ИХРа.ЛЦ2£8Р19Ш.,И«Р8^01э состоит из введения, трех глав

I Хв'лилов Г. Из истории рвзгитич Азербайджанского роыэнэ.Бэку, 1973,Гулгав Г. Этапы формирования и развития ааероайдканского романа ,Ба;:г, Алиев Х.Согреиенныя азербайджанский роман. Баку, 197Ь.Ьутадлин¿а Т.Творчество А.Абульгасанз,Балу, 1969, Псыайлоь ¡0. Творчество Абульгас.на.Баку, 1966.

- л. - *• •

В2_2££3§Ш32 обосновывается актуальность и значимость избранной, темы, прослекивэется история ее разработанности, определяются нвучнвя новизна',' теоретико-методологические основы ' и практическая значимость работы.

■В первой главе - "Йовэя_ни§н^и_£пнние_искания_£.зербвй^зан-Я^ЗЕЗ-ЕОВёЖС^ОЕО—РЭМЗЙэ" ~ рассматриваются условия возникновения и становления азербайджанского советского романа. После победы социалистической революции в Азербайджане худокесп-ен-ная литература стала важнейшим элементом в5процессе строительства нового общества. Художественная литоратура является главной духовной сферой формирования общественных отношений коьой ¿изни, сосредоточения различных настроений V. идейных прэтш остояииВ, вызванных этим процессом. Глзгцзя задача художественной литературы заключается в отражении этих' отношений, их воздействия на психологию и. мировоззрение нового человека, ь образном *опло-^ении процессе становления,строителя новой жизни. Первоначально эту задачу выполняла поэзия,' ибо она обладала оперативными возможностями для выражения активного отношения к изменениям, происхадпцил в жизни.*

Однако становление новой жизни, Армирование ноюго человека были таким широкомасштабным историческим процессом,которого -нельзя било полностью охватить и'эстетически усвоить лирическими стихами. Литературный .процесс, остро нуждался * новых мног.оохватных формах, в аанрэх, которые позволили бы реалистически отражать жизнь. Несомненно,' что эту задачу мог выполнить квнр романа.'Таким обраэоы,.,.в конце 20-х - в начале 30-х годов начали появляться первые романы в азербайджанской советской, литературе. Вместе с те:;, М.Гусейн, участвзьэгсзтЯ в зарождении нового советского романа в качестве писателя, указывал, что и сфера охвата; идейниг размах,и силе воздействия рок?¡¡а создают большие возможности для выполнения напей литерзтурой своих . задач".^ Нужно отметить, что первые творцы роызна в нашей лите-

1 См.: ¿риф М. Котория, азербайджанской литературы краткий очерк . Баку, "Элн", 1971, с.145.

2 Мехти Г. Сочинение,т.10, Баку, Язычы, 157Я, с.226.

рэтуре прекрасно понимали преимущэство. йтого жанра. Тематическая и идейная ыногоохвэтность,свойственгые их рвнним романэч,их пылкое творческое стремление исследовать путь зарождения.и станоъления нового человека, глубина социально-психологического анализе жизненного материала ясно свидетельствуют об этом.

Среди эстетических факторов, обусловливающих зарождение-и становление романа в литературном процессе,сыграли большую • роль новые творческие .принципы, которые формировались и утверждались всходе художественного воплощения нового жизненного материала и нового человека в литературе. Правдивое, исторически конкретное изображение действительности в революционном изменении й развитии, связывание этого изобракения с задачами мировоззренческого перевоспитания усиливали в литературе потребность в роиане, -Воплощение действительности в широком ' реалистическом плане усиливали эпическое лачало в литературе и этот процесс делал необходимым возникновения романа. В 30-е годы А.Пазим, характеризуя .одного из ведущих и выпуклых признаков литературного развития, как "движение к передовым жанрам и.формам",* в первую-очередь имел ввиду романа. Романы "Шамо" (С.Рагим.ов), "Половодье" (Г.МЪхти), "Воскресший человек" (Ц.Джалэл) и др., появляющихся в начале 30-х годов один за другим, имели большое значение тем,что отражали денную тенденцию литературного процесса. Романы А.Абульгасана "Под"емы" а "Мир рушится" занимав^ особое место среди этих произведений. ,

Однако нужно отметить, что в любой национальной литературе, в том числе азербайджанской советской литературе, зарождение романа происходит на основ? определенного литературного опыта й традиции. Дейотвительно, в 30-е годы таогвенно ощущались роль и участие опыта национальной прозы в зарождении ранних советских романов. Кэк известно, история.прозы в азербайджанской литературе не 0'ísnb древняя; в прошлом веке в связи со становлением ¡садизма а национальном литературном развитии такие реалистические прозаические жанры как рассказ и повесть включились и уть-зрдились системе жанров азербайджанской литературы. В периоде ранних поисков в области создания азербайдженекого'со-BS2¿K2M_¿0M2U3_ngc82ean не могли не учитывать эту традицию.

I Назим А*. Избранные произведения,Баку,Язычы,1979, с.288.

о

' Действительно, реалистической советской

■ прозы, в; том числе первые романы, молодые писатели глубоко освоили традиции, заложенные в повести "Обманутые звезды" М.ф. Ахундова, в творчестве великих представителей реалистической• прозы XX. века Ди.Мамедкулиззде, А.Ахвердова и других. Правда, классическая, реалистическая-проза не характеризуется романным накрой. Однако это не.значит, 4то роман,, возник без .национальной почвы, наоборот, видимо весь процесс развития реалистической национальной прозы подготовили появление романа. Критик М.Ариф писал: "Ввиду того,что в пришлом жанр романа не был развит в ззербайднанской литературе, советские романисты почти лишены национальных роывнных традиций в этой области. Однако несмотря на ю,чю в классической ззербайднанской прозе роман не су- . чествовал, имелись рассказы и повести, созданные на высоком художественном урвбне".* Прозаики 30-х годов многому учились у этих высокохудожественных рассказах и повестях" в создании нового советского романного жанра ив его укреплениг в национальном литературном процессе. В.'первых азербайджанских романах, созданных А.Абульгасаноы, С.РагимоЕым, М.Гусейнои, М.Дкалилом и др., явственно ощущается влияние таких особенностей прозы М.Ф.Ахундова,'Дж.Мамедкулизаде, А.Ахвердова как мэпера реалистического повествования, .способность проникновения с глубинные пласты мыслей и чувств рядового человека, стиль точного и со-дернательного психологического- изображения.

Нуено отметить,что в 20-30-е тоды проза занимала одно.из 'ведущих мест в. литературе. Правда,-малые, лаконичные нэиры играли основную роль в этой прозе, Писат-зли, испытавшие свое перо в романном жанре, через'определенное время склонялись к созданию образцов малого ваара, вернее, рассказов для отражения и.обобщения своих реальных жизненных наблюдений к показа ростков нового в действительности., С этой точки зрения рассказы Г.Назэрли, М.Гусейнэ, С.Рахыэна и других имели большое значение.. А.Абульгазан особенно выделялся среди этих писателей. Его первые оьыты в области прозы евязэгч с жанром рассказа. В целом творческие' искание этих писателей в области кзнрэ рассказа

I Ариф М. Избранные произведения. т.1, Баку,, Изд-во АН Азерб.

ССР, 1967, с.416. .

сыграли значительную роль в< кэнрово-стилевом развитии и совершенствовании новой реалистической прозы. Характерно, что набрав опыт и силу в малых формах, проза уверенно прослекивэлэ процесс формирования и проявления особенностей нового человека,превра-.цзлэ социальные условия становления его характера в предмет художественного анализа. Критика проникновенно выявляла и оценивала данную черту исканий нового поколения прозаиков и одобряла лрезде всего обращение прозы к новым человеческим характерам , и образам^

Нельзя игнорировать и роль общесоюзного литературного процессе в зарождении романа в азербайджанской прозе. Наряду с усвоением национального литературного опыта.новое поколение ззербзй-дааяской прозы-¿'шгыэтеяьно изучали общесоюзный литературный опыт, в особенности ранние русские советские романы М.Шолохова,' А.Фадеева, Ф.Гладковэ и других.-Сами, писатели неоднократно признава- ' лись в этом.

При об"яснении становления .а ранних повйков романе в ззер-бэЛдяанской'советской литературе нуако также учитывать роль литературной критики в этом процесое. Б первой главе отноиение ройэнэ и литературного процесса рассматриваются с двух точек зрения. Ео-первУх, возникновение романа ? азербайджанской советской литературе изучэатсяг диссертации как ''проблема литературоведение й'критики в.целом. ВО-вторых,рассматривается активный интерес критика к явлении зарождения романа в 30-е годы. С точки прения пер.ой проблемы мы обратились к трудам Ы.Арифа, И.Даафара, Г.Халиловэ, Г.Г^лиева, Т.Муталлимова, X.Алиева и др. и попытались рассмотреть постаноьйу данной проблемы. Об"ясняя историческое значение зарожденйя рвмзна в литературе 20-30-х годов, Я.Аркф писал: "Ь процессе формирования и развития езер-бэйдяанского советского романа апр&щшввь принципы осмысления жизни, обобщения я отражения язлений нашими писателями."*

Лэнное сузденне М.Ари$а об"ясняет в теоретическом плане, особенности развития и обогащения литературного'яроцеоса в озьми с заролдениеч романа. Действительно, становление, романе тесно связано с процессом форанр-шния новых творческих принципов в

I Ариф II. "Лзбрэннив произведения. т.I,Беку, йзд-во АН Аэерб.ССР, 1967, г.410. . " ' .

о.

- 8 - -

литературе.' На первом этапе эти прирципы проявили себя наиболее полно в области драиатургии:с этой точки зрения типичен пример пьесы "Алмаз" Дж.Дкабарлы .. Однако ь 'начале 30-х годов дэнный процесс наблэдвется. и в романе; этот яанр превращается в главную литературную область возникновения и формирования новых творческих принципов и нового героя. Ин1ересно,что",|,Подпемып,первый азербайджанский советский роыа'н, посвящены изображении глубоких социальных преобразований, происходящих в сельской жизни.

Критика особенно отмечзла роль' романа в углублении позитивных изменений ь литературе-в связи с появлением романа ,,Подмеми" Б то время !.!.Гусе;,н писал: "Нужно открыто сказать,что наши успехи в области прозы болеевельли. Ибо большинство наших писателей, работающие в этой сфере, начали более остро ощущать проблему <» творческого метода".* М.Гусейн видел преимущество этой прозы в том,.что ей присущи глубокий и широкомасштабный социальный анализ явлений действительности, что в основе ее к_>нфлидта лежит борьба иеэду новым и. старым. Одновременно критик искал причину новизны этой прози'в новом отношении художника слова к действителтлости. М.Гусейн,писал, что такой художник-"видит процесс развития общества и таким образом,отражает борьоу ие.:сду старым и новым,« победу нового над старым. Он не удовлетворяется обпяснениям мира и ведет сознательную борьбу за его изменения".^

Выявляя повторение особенности азербайджанской прозы," в 30-е годи критика особенно выделяла романы А.Абульгасанэ. С этой точки зрения,нужно особенно подчеркнуть роман "Под"емы" пистт&ля. До этого романа АДбульгасан былвскоре известен как автор рассказов.Однако после появления романа "Под"еиы" критика начала' более широко п основательно изучать предыдущий этап его творчества, пыталась обобщить опыт писателя, коториг. привел в конечном итоге к созданию романа "Подыми".Нужно особенно отао-тить интерес Г.Зейналлы, Г.Мехти, М.Ари^э к писателю в эти годы. Анализируя ранние рассказы писателя,критика трелил в качестве основополаг8юа;ей особенности его прозы тонкое изображение психологических изменений человека.Критик -f.se ¡Шелли видел главное

1 Мехти Г. Литературные бои. Баку ,Азернеар, 1332,с.59.

2 '¿ехти V. Литературные боа. Баку«Азсрнеар, с.59.

• - У - '

достоинство книги'рассказов' "Размзлак"А.Абульгзсанз.в том,что писатель умеет "выбрать темы,глубоко анализировать типы и полностью раскрыть их сущность".* В своем обзоре послеревпюциоя-ного литературного процесса известный критик Ы.Куяиез также

охарактеризовал А.Абуяьгасака как писателя, отличающегося сзоини

? - ■

творческими особенностями. ...

Однако нужно подчеркнуть,что в'30-е годы творческие поиски А.Абульгзсзнэ нашли свой более широкий'анализ в. статьях М.Гу-сейна, 15.¿рифа. В книге "Литературные бои" М.Гусейвз А.Абуль-гасзн занимая значительное место среди писателей, творчество которых подзер1чй?съ анализу. Хзрзктеряо,что 'а этом случае М.Гу-сейн основывался; главным образом на роман "Подлецы". Б своих суждениях о' рог^ане критик особенно подчеркивал активное, огноае-ние писателя к действительности. Он писал: "Это- произведение-является очень ярким выражением его (писателя,- Э.Де.] активного отношения к действительности.^ Тем, стилевая новизна,принципа художественного отраеения казни первого романа А.Абульгасьна составляет главное содержание статей М.Арифэ "Нз путях восхождения" (1933) "Под"еыы" Абульгасзцз" (1930). Б обеих статьях на примере романа "Под"еии" кр:;тлк .раскрывает творческие особенности рисзтз:<ш,качественную новизну его реализма. В монографии "Нэаа проза нз путях восхождения"(1936). Г.Зфендиева Наряду с другими ранили;: образцами азербайджанского советского романа "Под"еиы" анализируются в контексте проблемы становления романа как аанрэ.

Во-второй главе - "Ром§н^_:щожем^ 21-2§2М2£2П_~ роман "Под"е;.,ып анализируется с точки зрения современности, обращения к современной теме - основополагающего принципа азербайджанского советского романа. В ней определяются конфликт, характеристики главных персонажей и типов романа.

Роман "Под"емы" посвящен одной из ведущих тем литературы конца 20-х - начала 30-х годов - коллективизации в деревне, -построению хозяйственной системы нэ новых, социалистических осногзх. Однако тема романа не ограничивается лииь коллективизацией, изображением колхозного движения; з широком смысле

?ега ромз'п оппелелпется значением трудз в формировании нового 1~Зе!!нэллы"?Г05~А5ульгэсане-см. :Абульгэсон. Развелся, ^аку, 1930, с.5 .

2 Кулиев Ц. Октябрь и тюркская литература.Баку,йзд-во АзТНИЙ 1930,с.52

3 Т2ехти Г. Сочинения,т.9,Баку,Язычы,1979,с.35

о

человека. .'.. V■:'■..'.:..•'

. Роман "Подвемы". вышел впервые из печати в/качестве, отдельной книги, в 1930 году.1 Однако это не только дота выхода "Под"е-мов", но и первого азербайджанского советского романа." Таэдм • • образом, впервые в' азербайджанской прозе новая революционная действительность и современность становятся предметом широкого эпического изображения.-Как известно, в.центре реалистического советского романа "стоят человек и^общество в самом живом,активном, остром взаимодействии," "Подмены" .Абул^гасана очень хорошо и полно отражавт данное свойство зарекдающегося советского романа. Новые качества, прививаемые роману жизнью, не оставзлись . лишь на уровне об"екта изображения и темы: Эти новые качества были прежде всего органически Связаны с новизной характера . ^ изображенного героя, с его социальной активностью. В-своем романе "Под"емы." Абульгвсан отражал зарождение и процесс станов. ления.нового героя и в романе даннва тенденция нашла свое выпуклое воплощение. В "Под"еынх" 'описаны события; которые происходили; в азербайджанской деревни 30-х годов. Писатель описывал сво.и реальные наблюдения, характеры ладей,, участвовавших в движении коллективизации в деревне,-'их участие ь классовой борьбе, выявлял сдвиги, которые происходили в их психологии, воплощая роль исторической.обстановки в становлении нового человека. • ■ '■' .

Даннэя особенность романа определяла .его идейное содержание. Оо'"псняя идею романа, диссертант исходитточки зрения, что идея художественного произведения заключается в авторской позиции, выраженной всей художественной структурой. Определен-' кий жизненный идеал художника, его отношение к событиям действительности через личностную призму составляет художественное содержанке произведения. .

.'Художественная ценность "Под"еиовп- 'первого роиана в азер^-байджанской.советской литературе, заключается в тон,что его идея, отношение писателя к описываемым событиям, его позиция

Вожника_йося2_рогогранный характер: писатель характеризовал

193В и 19о8-х годах роман издэется в озь.В 1939г.в печати вышло сообщение о том,-что писатель работает над П и 11! частями романэ.Однако произведение было,опубликовано полностью лишь в 1960г.См.Q6 этом:Исизйлов О.Творчество Абульгасана.Баку.Елм, 1986,с.34

2 Введение в литературоведения,Ы.,1976,е.72,

.. " - : v ' ■ - -, ."-II —С-

описываемые им события, правду лизни.'посредством судеб и характеров конкретных людей. В романе "Под"емы", выражается мысль о том, что движение коллективизации сталкивает различные' ;оциаль-ные слои в азербайджанской деревне, обостряет классово-психологическую борьбу в селе. А.Абульгасвн написал свой.роман в тот период,когда .только .что разгореавсь борьба за колхозное движение, то есть изображенные в нем. события начали разворачиваться, обостряться и рэсвирявься. Ц.Гусейн,один из первых авторов статей о рошне, еще в то время заметил его значение с этой точки зрения: "Крестьяне нзчэли стекать в. .колхозы.- "Под"еыы" Абуль-гасана изображает именно этот период. Можно утверждать, что-главная идей романа "заключается в этом™.* Однако не только это обеспечивало успех и художественную достоверность'романа:тот факт,что^писатель.являлся непосредственным участников и свидетелем событий, описываемых в своем романе,!сиграл большую роль в художествэнной состоятельности и незаурядности произведения.2

В романе нашел свое'отражение лишь короткий отрезок, начальный этап колхозного движения. Вернее ,В;неи воплощены события 1929-30-х годов. Однако события этого года воплощав! наиболее значительные и типичные черты действительности исторического, периода, "силе художественного обобщения.образвв и событий, проистекающих всего за один год, заключается в создании широкого представления об^ общественно-политических схваток ЯО-х годов".® Писатель добивается этой творческой цели с поцощьп человеческих образjb и характеров, изображенных в романе. В диссертации Есе-сторонне^знализируются главные персонажи и доказывается,что в ромаье воплощены образы людей 20-30-х годов. 8то и Буняд, представитель рабочего класса,"участвующий в коллективизации; это и Гумру, выросшая в деревне; это и рядовые труженники села; но одновременно это и кулаки,-и богачи, у которых отняли землю. Каждый из этих своеобразных персонажей принкыает участие в

1 Ыехти Г. Сочинения, т.3,Баку, Язычы,1979, с.35, -

2 В вышеназванной статье Г.Мехти писал,что Абульгасан "создал свой роман на основе своего опыта, своих воспоминаний на фронтах*общестззпно-литс;рэтурнои борьбы.

3 Муталлкыов Т. Творчество Абульгасан8,Бак5-4Азернешр,1969,с.ЗЯ.

развитии и углублении идеи и конфликта романа.

Однако в романе изображены и такие персонажи,которые более полно отражают творческую-'идею произведения. С этой точки зрения в диссертации более подробно анализируются главна« персонажи романа Буняд и Гумру. Буняд - бакинский рабочий. Ои приехал в дьровню, чтобы участвовать в осуществлений коллективизации . Б те годы очень многие рабочие'приехала, й деревню. ,Б романе М.Шолохова "Поднятая целина" такае описана данная историческая правда. Буняд также был одним из подобных персоназе!). Однако этот образ, вызванный к жизни исторической действительность!!)« и&обрэжен в романе Аб.ульгасана реальными,конкретными к характер^ ними чертами.Писатель вызволил его из гуще кязни а воплотил на страницах совего произведения.1-^ деревне Буняд проходит настоя-*'"' щую школу кизни: именно здесь определяются его судьба и характер.Нужно отметить,что на страницах романе он.появляется не в качестве сформировавшегося образа и характера,проходя .через противоречия и Трудности,Буняд закаляется в "борьбе с социальными скламк| противниками обновления дерезни.Прибыв в деревню,он лро-водит-первуи ночь в темной и холодной хижине бедного крестьянина.-Дк:аны киши. Однако через некоторое вреая Буняд хникзет в проблемы сельское жизни, встречается с различным'.: людьми, прош'.кэет в кулацкую сшеру, сталкивается с Яуиу, дочерьй богача БзбгдЕзяэ, ощущает ее ласковое отнэаенне. я себе.

Активная участница борьбы за перестройку деревни секретарь' сельской партийной ячейки Гумр.у не' равнодушна '.к Букяду. Ззккк образом, Буняд изображен ъ роване не только в обстановке социально-политических столкновений,но и в условиях психэлргичес-кого конфликта.

Буняд очень быстро осознает,что г доые Бабадканз огрзаен вырадескиыи силами и вскоре йоге* повесть иод их ьл'ленйва.

Б изменении Бунядз, в его более бтгнои знакомстве с дера^-ией и с ее людьми Гумру играет Сольауи роль, Несаотря на то,что Гумру не обладает глубокими знаниями к изровозреняеа,онэ всей ■ душой привязана к новой жизни и строи. Вмеяно данная черта привязывает ее к Буняду. Именно обцзя борьба за к-ань,

является причиной симпатии Гумру к йункду. Когг,9 Гувру чугстзузт, что разгульный образ кизни затягивает как болото,то гозо-

рит: "Ты плохо знаешь деревню. Среди друзей и знакомых Бвбзджанз столько негодяев я мошенников."* Через некоторое время cart Буняд осознает истинность се слов.

Исключительное место, занимаемое романом "Под"емы"в ззер-бзйдйзнско»'. сохеыш литература,определяется гвяяо тем,что в' ■ пей впервые с помощью романного язнрз нвпяз сзо-з решение одна ;;з взанеИиих вопросов лятерзтуряого процссез-проблемз героя. Проблема романа - это зеогда проблема героя.^ А.Абульгзозну удалось успешно реаить дзнвуа творческую задачу романа. Именно в этом заклвчаетоя его заслуга й роль как писателя в становлении азербайджанского советского романа., С этой точки зрения в романе привлекают вниыэиие не только Гуиру я Буняд-, но и такие персонзкй как Параф, Али Рустаиов,Ко»рзи, Нуздур. Эти парс о нем обладав? различными харэисераыи; однако пкеагелп удалось виз-ленить их определявшую черту - их готовность посвятить себя возрождения деревни нз нож социалистических основах и превратить лзануа черту в одну из основ-зползгэюцих идейных линяй рз-маяз. Нуано отметить,что эти образы,лредстз~лены и роызпе в полоя"зельноы плане, внутренне очень тесно и органически связана как с руслом событий ромзвз, так и друг о другом. А это обеспечивает внутренний целостность я вирокомеспмбносгь яояеегьовзниз. Как было отпечено роазяе писатель "показал борьбу

в общественной жкзя;; через лэдей и их связей".®

По мере разворачивания событий и превращения борьбы за колхоз в общенародное дело углубляется и концепция героя романа; она находйт свое кнзгогрзнну, худогесгвокко-гиоцкональяое решение ъ произведении.Тзя,например,з ходе повествования Буняд постепенно отдаляется от Гуиру; он формируется в более слогиов* социально-психологическом русле. В роизне линия Вуняд -Гуиру построена таким обрэзоа,что ч::тз?<г;;ь уверяется в их окончательном воссоедвяеяк:;. Гууру сааз яе представляет себя,свои судьбу -без Буняда. Оза.'о зха "заутрвянгв духоыше отяовеягя' воегесепяо разрешаются •:. направляются совррзенио по явоау руслу .Сааз яе

1 Абульгзсзя Л. Лод"еаи,Бз.-:у,1960, с.15

2 игcoiteiiSHKOfo советского романа,У, Д5?1,а.С$.

5 Ар".р Л. "гбрзйй-е ппопзхедеиил, т.1,Бз{су;йзд-во,АЗ А<;С-р5.ОС?, 1йЬ?3 с.57.

чувствуя,л, Гуыру сблйК8бтся с Камрзноы, сыном классового врага. Чувстве молодых людей постепенно углубляются. Любовь Гумру играет большую роль в психологическом и мировоззренческом созревании Квмрака. ■-••■"

Однэко главная цель романа заключается не в изображении любовных'- приключений'и перекиввний 'Гумру. Не примере своей гер(ши писатель пытается показать зарождение и становление характера новой азербайджанской женщины. Путь' Гуыру к Буняду мучителен и сложен. Однако и отношения с Каыраноы такие же противоречивые. Она направляет Камрена к новой жизни,превращает в участника ее созидания. Однвко это удается ей ценой огромных потер. Ее исключают из пзртии.из-зв любви к вражескому сыну. Тяжело и дрвМ8тично. переживэ.ет Гуыру это событие. Главная героиня,которая нашла своё многогранное воплощение в романе, представляет из себя целостный, характер как в личностно-психоло-гическол, так и общественном планвх; нет противоречия ме^ду ее личной и общественной позициями. Гуыру представленв в романе как последовательная и решительная сторонница построения нового, революционного общество. Вообще в произведении данный,пероонаж . циее1эоообый вес. В исследованиях об азербайджанском советском ромвне совершенно справедливо уделяют внимание.й придают особое значение этому.образу. В то время квк Гумру узнает замаскированного врага .Буняду это удается на сразу.^

%кно отметить,что психологический анвлиз образа Гумру являет-г ся глэвной художественной особенностью романа. Этот обрез усиливает и обогащает лирико-психологическое и романтическое начала в произведении.Именно благодаря этому качеству она становится основой идейно-художественного анализа романа в диссертации.

На примере Гурцу писатель воплощает рост общественного самосознания,особенности нового мировоззрения азербайджанской женщины. Она образ нового человеке в романе. Концепция нового челов'ека произведения наала овое воплощение в идейно-эстетическом содержанки и социально-нравственной позиции этого образа. В социальном отношении Гумру активно; всв ее деятельность на-

I Джафар М. Развитие азербайджанское.советской прозы в 1930-193? годзх.-йзвестия Института литературы и языке,. т.УП,Баку,19Б9, с.9

• •• - Р - -

правлена на преобразование общественных устоев.

Как известно, в 80-е годи были допущены серьезные ошибки и перегибы в перестройке деревни на принципах коллективного хозяйствования; эти ошибки и перегибы привели в конечном итоге к отчуждению крессь.,нинэ от хозяйства ./крестьянского труда и земли. Лишь сейчас, в условиях перестройки мы,полностью осознаем социальные результаты коллективизации. Яснхо,что в 80-е годы при изображении этих событий писатель ысг исходить лишь из полити-■ ческой позиции сзрэй эпоэйк Это наило свое отражение в воплощении образов противников колхозного движения.Однако это отнюдь нз умаляет историческое значение "Й9Д"еыов",ибо этот роман отражает динамику и тенденцию развития событий 30-х.годов.Достижение писателя заключается в том,что при описании исторических событий он пытался, быть максимально об"ективныы,показать расстановку противоборствующих сил, дать их социальную характеристику.

При анализе других образов высказана мысль о 5011,410 в "Лод^зх", первом романе о движении коллективизации в азербай-дасаи^лй деревне,нашли своз отражение интересные и непохожие образы. Изображение этих образов в остром социально-психологическом плане помогает динамическому и разнослроннему развитию конфликта в романе. Отрицательные образы играют свою роль в обострении й динзиизвции конфликта. С этой вочки зрения в диссертации особое внинание уделяется достоверному образу Немала. Убедительными и четкими штрихами писатель сумел показать ого характер - врага социалистической перестройки деревни. •

Будучи реалистической и широколасштабной картиной азербайджанской деревни яо-х годов, роман "Под"ены" занимает оообое место в'истории азербайджанской советской литературы своим~ содержанием, идеей и конфликтом. Эго произведение является началом художественного изображения сельской жизни в литературе.

, Третья глава диссертации - "¿1с10рическэя_гвм9 :и, йд. дпчч9"" ¿2§_222Й1!§2ёД20_£_В2§йВаи_с2££§меанос1йи - посвящена проблемам воплощениянедавкого исторического прошлого.

Как известно, после завершения первой части "Под"еыов" А.Абульгасан вновь обратился к жанру романа.Он работает над романов об азербайджанской деревни кануна апрельской революции 1920 года. В ЬО-е годы одно из коренных изменений в азербайджанском рома-

не с точки зрения темы связано с усилением внимания .и интереса '^историческому прошлому и, таким образом, со становлением на. этой основе нового жанра исторического романа. Писатели обра-цались к недалекому историческому прошлому,исходя из самих благородных и доброжелательных намерений. Отражая историческое прошлое,литература способствовала политико-нравственному развитию народа. Характерно,что среди прочих литературных жанров именно роман вышел нз путь широкомасштабного изображения истории. .Роман "Уир рушится",изданный и опубликованный после "Под"еыов'!, вызывает интерес прежде всего о зтой точки зрения.Зто произведение еще больше уоияийо позицию и роль романа в азербайджанской литературе. '

Возникновение романа я агербайдканекой литературе связано • с развитием и углубленней реализма, Резлизде прививает литературе историческое ашаление,усиливав! тенденцию отражений народной аизни в историческом ьФсштебе. Роман "Мир рушится" является настоящим сиысле 8гого слова событием в-литературе 30~х годов. В нек писатель дал широкое й многогранное изображение обществен-' но-политичаской ситуаций в Азербайджана накануне социалистической революция.В aso и смело романа "Под"еми" и "Мир рушится" взаимно дополняют друг друге. Если в романе "Мир рушится" писатель изображав! сверкеяие Национальной Демократическое Республики, то в "Подпемих" воплощает последствуодио события, революционные изменения в еизни общества.' _ "

. В 3(3-6 годы современная теме определяла главное творческое направление литературы. Однако иыенко..С зто время проявляла себя . 'и другая худокествэнная тенденция которая была связана со стремлением писателей исследовать художественными средствами исторический корня и источники современности. Романы "Половодье11 (I93I-35J М.Гусейяа, "ffi8uo" (IS30/ С.Регкыова, "Воскресший человек" (1935/ Ы.Двалалз являлись.первыми образцами воплощен«« данной тенденции. Среди этих произведений роман А.Абульгасана "Мир ру^имя'^опубликовэнныа в 1933 году,особенно привлекал внимание. В литературоведении тема этих романов определена как революционно-иоторическэя.

Появление такого ванрэ в азербайдцанскон. советской литературе было новаторским явлением. Этот кенр возник из гущи самой

жизни, из процеооа становления 'нового человека,новой личности. Излагал жизненные и эстетические факторы зарождения этого жанра в литературе, известный писателе и критик Я.Гусейнов пишет:' "Осмысление революционной личности, слитой с народом,и революционного народа, осознавшего себя движущей силой истории,привело к,рождению в советской литературе эпических жанров,неизвестных ранее мировой литературе."*

Революционно-исторический роман был одним из эпических жанров в советской литеретуре.Наряду с другими произведениями, созданными в 30-х годах,знзчение романе "Мир рушится"38ключаетс^' в том,что он заложил основу этого жанра в нашей литературе.

"Нуж.;о отметить,что в литературе путь 'художественного, освоения и исследования революционно-исторической тематики был сложен. Об этом свидетельствует этапы развития революционно-исторического романа в азербайджанской литературе. Причину эиго нуж'но искать в первую очередь в многосложности и противоречивости революционно-исторических событий,воплощенных в романе. Заметим, что с Чередованием этапов лит«ратурного развития менялись и требования, пред"я^ляемые революционно -историческому жанру. В этом смысла как роман "Цир рушится", так и другие произведения,которые появились одновременно с ним,требуют исторического подхода Именно такой подход позволит верно оценить особенности художественного изображения революционно-исторически событий в романах, созданных в различные периоды.

"Мир руиится" отражает события азербайджанской иссории периода 1920-х. годов. Как-известно, в это время в Азербайджане была учреждена Нэциоиальная Демократическая Республика.Б течение долгих лет общественно-политическая сущность этого.исторического события не нашла свое верное и об"ектквное об"яснение; в официальных документах данное национальное ^государственное учреждение представлялось антинародным.

Все роыааы, без исключения розданные в русле революционно-исторического ¿сайра появились именно.? этом контексте .и естественно, это наилэ свое отражение ъ их идейном содержании. С точки зрения динамики жанра в литературе вполне збпясним односторонний

I Гусейнов Ч. Этот живой феномен. Ц., Сов.писатель, 1986, C.I7S.

показ конкретаых исторических событий в этих романвх. Однако, отмечая односторонность изображения по известным причинам исторического периода от установление Национальной Демократической■ республики до победы социалистической революции в романе "Мир рушится", кукно гвкже отметить,что писатель смог в целом . создать исторически достоверную картину тех лет.

£ романе "Мир руиится" ограженн; социально-полити :еские коллизии' периода кануна социалистической революции. В произведет *нии .нашли свое отражение реакционное настроение,вызванное свержением Национальной Республики в Баку, отношение различных ' социальных слоев к этому событию, силы, выступающие против революционного переворота, и др. в одном из отдаленных уездах Азербайджана. Еще в начале'80-х годов, определяя идейное содержание ромвна, Ы.Гусейн писал: "Автор показывает ускоренное пробуждение,угнетенных и аксплуатируемых трукенников;,у которых-не в достаточной степени было развито классовое самосознания, их нарастаю^» беспощадность против классовых врзгов,способы борьбы классовых врагов против пролетарской революции".* Идей-* „ ное содержание романа верно выражено» этих словах. В 80-а годв ^невозможно бало-отразить эти события с иной идейной позиции. Однако роман вызывает интерес не только своим идейным содераа-нием; художественная ценность произведения определяется показом становления нового человека в гуще противоречивых ообытий. Именно поэтому в третьей главо мы особенно оогзновшшаь на главных персонажах романа "Пир рушится" и'попытались выяснить особенности реализма, эпического мышления писателя череь изображение этих образов, В разделе "проблема типе и характера" анализируются персонажи,которые помогают раскрыть ядро романа И обусловливаю! развитие событий. Весть о победе революции, дошедшая до одного из самых отдаленных'Поселков Азербайджана, • выбивает людей из привычкой колеи. Все задаются вопросом:как сохранить класть? Эта проблема волнуетВейиса, дроведюего года оввей аиани в ткацкой'фабрике. Вейис один из оати при-векатоль-них образов романа. Он нутром чувствует положительные свойства революции,которая приносит людям новую жизнь и свободу. Однако как нудао действовать а революции? Каким образом можно защищать

I Мехти Г. Литературные бои,Беку.Азернешр,1932, с.69

революционные завоевания? К какйи с:»лам нужно присоединиться? Вот ¿опросы, которые волнуют Вейиса. На примере Вейиса А.Абуль-гасан показал трудности становления характера нового человека в революционно« процессе. Буленд, брат Вейиса,. находит.убедительные ответы на эти вопроси. Буленд имеет опыт .революционной борьбы;Не случайно,что в самом начале революционных бЬбытий Вейис вспоминает прежде всего Булендз. Вейис беспощаден против богатых слоев и не может примириться с ними. Он всеми фибрами души ненавидит Хаызу, Гад&и Таги, Ахмеда, Гаджи Алзгу.бога'чей -поселка. Отрицательно его отношение к старой интеллигенции' "Эти интеллигенты остались от Николая"- говорит Войис,выражая свое недоверие к ним.'Чувства классовой, ненависти так сильно у Вейиса,что он не может.выявить в по достоинству оценить добрых и хороших людей, выходцев и? богатых семейств.',

С этой точки зрения .привлекают внимание взаимоотношение Вейиса и Соны, одна из интересных и драматичных сюжетных линий романа^ разработанная в лирически-психолргическом ключе. Вейис неравнодушен к Соне, однако ввиду того,что девушка принадлежит к вражскоыу классу, скрывает свои чувства. В конечном итоге Вейис влюбляетоя.в небогатую Минею. На примере Звйяса А.Абуль-гасзн показал конкретные чер*'Ы и недостатки нового человека, трудности его становления. Именно.поэтому писатель заставляет авоего героя переегать в Баку, устроиться яэ работу на фабрике имени Ленина и пройти тот путь,которого прошел в свое время его брат Буленд: только рабояая среда способнэ помочь Вейису в преодолении своей •прямолияайвшяи,. '

В отличие от Бейисз Ьуленд разбирается в сущности сложных и противоречивых событий.Буленд не отворачивается от интеллигенции, не боится своих чувств к богатой.Соне. Он оценивает внутреннюю нравственную красоту Сонм. '

Б романе "ыир рушится" своеобразие Абульгасана, мастере эпического изображения, заключается в том,что писатель доогокягил и онощил исторические события не путем голого анализа в показа фэ тоб, а через реальных человеческих образов и характеров, их взаимоотношения. С этой точки зрения в романе очзнь иного интересных и внутренне многогранных образов.Однако среди них );е-соыненно наиболее привлекательными являются Сонэ и %ленд. С помощью образа Соны писателю удалось показать сложность и

противоречивость пути человеке к революции. В этом, смысле она является одним из центральных персонажей романа. В первом издании произведения Сона не занимала такое место. Возвращаясь к роману, ииснгаль обратил внимание этому персонажу,более глубокого и все-сиронне раскрыл и усовершенствовал ее образ. Писатель добился своей дели,расширяя линию Сона- Буленд, углубляя их чувстЕанно-психологические отношения. Нуьшо отметить,что в первом издании романа писатель исходил в основном из социологических критерий., по отношению образе Сонв; Абульгасвн видел свою героиню под классовым углом зрения и это мешало писвтеля раскрыть всю глубину ее внутренней лира, показать ее нравственно-духовные противоречия и бурные переживвнияг Чувствуя потенциальные духовные возможности.писатель вновь вернулся к этому образу, соединил острые-социальные сотрясения человека, его драму в переломных периодах с ведущим течением событий и тем самым основательно ' усилил повествование? Сона и Буленд не безразличны друг к дургу. Они любят друг друге. Однако их взаимоотношения сталкиваются о реальными трудностями. По своему социальному происхождению чСона принадлежит к классу богатых. Что касатеся Буленда,то он -.Активный участник революционного движения. Очень точно охарвкгери зовал его учитель Недкми: "Если бы все коммунисты были такими, то очень быстро исправился бы мир..." Действительно,своим -мировоззрением,человеческими качествами духовным богатством Буленд отличается от окружающих его людей, даже от тех,которые симпатизируют революции. Он не ограничен, например, как свой брат Вейис,глубоко понимает цели к задачи революции.Именно этими свойствами он воздействует на ладей, изменяет их, приближает к революции. С этой точки зренир характерно его влияние на Нздкыи. Однако в этом ¿сонтексте представляет большой интерес его взаимоотношение с Соной. Несмотря на свою принадлежность к классу привилегированных, Соне остро перекивает неотокость людей, не терпит социальную несправедливость.Б действительности очень олэСы^йти,. связывающие Сону с ее классом. Она Сирота, находится на попечении своего дяди, богзгого коммерсанта. Ее мать благородна и обйдитепьна. В доме дяди Сона сталкивается с двуличием его супруги. Таким образом, с появлением Буленда создается реальная возможность для выхода Соны из этой среди.

Показывая трудности к сложности',с которыми сталкивается Сова, писатель значительно усилил реализм и психологизм своего романз.

Любовь к Соне духовно возвышэет Буленда, открывает перед ним новые жизненные горизонты.

Правда,в ромаьз образы делятся не два полюса в зависимости о.?, своего классового и социального происхождения.Однако это •не меиает писателю реалистически охарактеризовать своих героев. С этой точки зрения изображение таких персонажей как Сонэ, Наджми, Гадир к других повышает художественную ценность произведения, углубляет его реалистические и психологические качества.Так, например, несмотря нэ то, что очень близки по определенным параметрам Вейис и Буленд, Хаыза и Сзят, Гадир'и Сона и др., тем не менее,редко.отличаются по хэрэктеру ,психологии, даже мироощущения.

Таким образом, анзлиз обрззоз ромзна обобщается суждением о том, что охватывая революционные события эпохи, раскрывая особенности воздействия этих .событий чв судьбу и психологию людей и социальных групп к, самое главное, выражая череа непохожие, интересные;*живые характеры общественно-политические столкновения эпохи,в романе "Мкр рушится" А.Абульгасан смог выполнить оьога задачу; он сумел создать революционно-исторический роман. ■

3_заключени15 обобщаются наиболее значительные положения, внзлиза романов А.Абульгасзна,определяется его литературно-историческое значение.в становлении азэрбзйдкзнской советской литературы. '

По теме диссертации опубликованы следующие статьи:

1. Наш первый советский роман, "урнзл "Азарбзйдззнп,К!3, 1986, с.156-159. .

2. По требованию времени. Журнал. !"Улдуз",!Л,198?,

а. Характер ;; контакт з романе "Под"еыы" А.Абчльгэсан, Учение зьписки БГУ, 198?, с.58-65.

Ц. Творческий пут»-. Газ. "Адебият ве индкесенет",29 января

19Б£

Бесплатно

АЗЭРБАЛЧАН ССР ХАЛГ ТЭЬСИЛИ НАЗИРЛШИ БАКЫ ДвВЛЭТ УНИВЕРСИТЕТИ

Эл]азмасы Ьугугунда УДК 894,362-31

ЧАЬАНКИРОВА ЕЛМИ РА ЧАЬАНКИР гызы

АЗЭРБАЛЧАН СОВЕТ РОМАНЫНЫН ТЭШЭКК'УЛУ ПРОБЛЕМИ

(9. ЭбулЬэсэнин «.ЮХУШЛАР« вэ «ДYHJA ГОПУР» романлары эсасында)

10. 01. 02—Чохмиллэтли совет эдэбипаты (Азэрбаз'чан сорет эдэби^аты)

ФнлолоюОа елмлэри намизэди алимлик дэрэчзси алмаг учун тэгдим едилмиш диссертаси)анын

АВТОРЕФЕРАТЫ

БАКЫ—1990

Тип. Б ГУ. Заказ 535. Тираж 100