автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Проблемы становления политического и идеологического плюрализма (на примере Венгрии 60-70-х годов)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Файон, Монс Яко
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Проблемы становления политического и идеологического плюрализма (на примере Венгрии 60-70-х годов)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы становления политического и идеологического плюрализма (на примере Венгрии 60-70-х годов)"

академия наук :еср

ИНСТИТУТ СЛЛВ^КОВЦЦЕШЯ И ЕАЛЛШСТИКИ

ЗАЙОН Моис Яво

пробны стлиоиши политического

И ЩШЛ0ПТЧ2СК0ГО ПЛПРАЛЕ'/А / на примере Венгрии Г0-70-х годов /

Специальность: 07.00,03 - всеоб^дя история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация ¡е. соисглше ученой степени ка:у<здата исторшескиг наук

Косгза - 1991

Работа выполнена в Институте ме.тдународнызс экономических и политических исследований АН СССР,

. Научный руководитель: доктор философских наук

АЛЦ5утешсо

. Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Т.М» Исламов

доктор исторических наук И.И» Орлик

. Ведущая организация: Институт общественных наук.

при ЦК КПСС

Зашита состоится "В" ■ | йПр£ Ц 1931 г» в 15,00 час. на заседании специализированного совета Д 002^97^02 при Институте славяноведения и балканистики АН иССР по адресу: 117334,; Москва, Леь :н-ский проспект, 32-А, корпус "В", 9 этан

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института славяноведения и балканистики АН СССР /Москва,. Трубниковский переулок, 30-А/

Автореферат 'разослан "20" -- МДРТ(\ 1991 г..

^ченыП секретарь Специализированного совета

кандидат исторических наук ' Е.К. ЗКи гунов

(с) - Пне гит}, сл вяноведения и балканистики АН СССР, 1991 г»

^-тдел • хертаций

Актуальность теш. Проблемы становления политического и идеологического плюрализма приобрели гзп-нонно ваглое значение для стран восточной Европы во второй половине 80-х - начале 90-х годов, когда начал осуществляться перехол от тоталитарной ~ плюралистической политической системе,. bo i-ex вое точноевропейских странах возникло шог.ество партий и других политических объединений, стали открыто распространяться различные политические идеологии, tí рчзнга странах тет.ты плюрализации политического и идеологического пространства били разными. Но везде ко^-унпстические партии и их официальная г-иркспстско-легшискал идеология лишились CBoei'o монопольного, исключительного положения..

Быстрое отмирание монистической политической системы и ее идеологического обоснования ставит лоп-рос о подготовленности монистического общества к плю--ралпзацки, об ее корнях :i исторических рашеах,

Провозглашая 1ШСС политика гласности и де-мократизаци^ являлась необходимый внелшм условием дл;; более или тексс строитель го го угвгато-тешш тоталитарной политцчсскоГ. спстещ, в страна.. Го-точной Европы. Е то re время становится-: очевиднш, что про- ■ цессц конца GO-x годов являлись лишь апогеем длктель--но го накопления невыраженных противоречий И несосто- • явшихсл конфликтов, что попытки критически переосыыс--лить слоглвшеся общественные отношения имели место далеко до "перестройки".

Наступимте крупные изменения, затронувшие все сферы общественной г„.зш восточноевропейских стран,, дают основания говорить о завериении целой_фазы истории отнх обществ. Олоха "реального социализма" буд-т

все более становиться.предметом объективных исторических исследований. При анализе близкого прошлого научный интерес неизбежно сосредоточивается на множестве явле;шй и процессов "реального социализма", которые до сих пор умышлено замалчивались или толковались единственно с позиции официальной идеологии.

В данной диссертации предпринята попытка исследовать одно из слабо изученных явлений "реального социализма" - диссидентское движение. Ограничиваясь рассмотрением лишь идей венгерских диссидентов, автор выбрал определенно страноведческий подход к тепе, так • как ото позволило ему уделить больше внимания взаимоотношению меяду диссидентами и резгашом Кадг"оаопределить политический и идеологический контекст, в котором возникли анализируемые идеи.

Диссидентские движения в различных восточноевропейских странах и в СССР характеризовались рядом специфических особенностей, выражающихся как в кон-.кретных формрх и методах деятельности, "так и в выдвижении различных проблем, в критике различных, аспектов • системы.. Во всех , этих различиях мс-ло усмотреть отра- • яение особенностей конкретных режимов, конкретных на- • циональных' политических культур.

Правление Кадара отличалось определеннс-1 терпимостью к плюрализму-мнений и идей, являлось самым либеральным в "социалистическом лагере". В то яе врли принципиально не ставилась под сомнение его принадлежность к "лагери". Ыошо сказать, что "эпоха Кадара" де: онстрировала некоторые характерные особенности "реального социализм^1, которые невозмогло преодолеть г , в его самом либеральном варианте.

Предис1дгжой диссертации является дисси-

*

2

дентство и его основные идеи, выдвинутые в Венгрии в 60-70-х годах.

В начале 60-х в Венгрии стала ощутима постепенна! либерализация политического ьшиата. Этоиу способствовала и подготавливавшаяся экономическая реформа. Но относительной толерантности 60-х годов был полог.си конец в 1973-74 г. Более жесткий внутриполитический курс продерг-ался до самого конца "эпохи Кадара". Таким образом, период 60-70-х рдов демонстрировал как возмоглость определенной терпимости к ина-Кошслию, так и ограниченность либерализации при сох-, ранении .'гонополии кошу!шстической партии на власть.

Именно в 60-70-х годах били написаны саше зна чительше работе венгерских диссидентов. Реакция официальных властей на опубликование или даже на сам факт написания этих произведений выявила некоторое из характерных черт не только "эпохи Кадара", но И "реального социализм* в цг тои.

Г дашюй диссертации диссидентство рассматривается как самая л риал, хот:: и не единственная форш проявления идеЛно-политическогс многообразия при тоталитарной политаческой системе "реального социализма". Диссидентские идеи представляли собой артикулированное, рациональное выражение тех. противоречий и антагонизмов в обществе, которые на уровне массового сознания чаще всего толковались упрощенно или превратно , а на урогие официальной идеологии не признавались.

" Цель и задачи исследования. Осювная цель данного исследования - .проанализировать идеи венгерских • диссидентов 60-70-х годов и определить их теоретичес-. кое и политическое значите для становления 'плвралис-

гическон политической культуры. При рассмотрении произведений венгерских диссидентов автор пытался показать их отношение к слоглвшейся обцес'^епной системе в целом, оценить критику иш фундаментальных постановок официальной идеологии. Анализ охватывает таклее и представления диссидентов о возмоглых альтернативных . путях облиственного развития.

Дли достижения основной цели было необходимо дать картину политической и идеологической среды, в которой возникли рассматриваемые идеи. Поскольку политическая практика кадаровского редина в основном обосновывалась нарксистско-ленинской идеологией, предпринята попытка проанализировать отношение официального .даргеизма-ленинизма к политическому и идеологи-4ecL.oi.iy плюрализму, переосмыслить его главные анти-плюралисгические аргументы. В то не время автор стремился показать некоторые специфические особенности кадаровской "союзнической политики", определить как преимущества, так и ограниченность ее "либерализма".

Так как многие из ключевых понятий данного исследования - политический и идеол гическш" плюрализм,/ официальный марксизм л ен-мизм, диссидентство - являются сравнительно новыми для- советской общественной науки, в числе задач, поставленных автором, нашло место и уточнение содержания и смысловых нюансов эти:, понятий.

Степень реяработаляоетп проблемы. Сегодня тюте бывше диссиденты как в Венгрии, так и в осталь-шг: стро.пах Еосточной Европы, пользуются шрокой популярностью, их произведете иькод.':т большези тирала-и и наконец становятся действительно частью собственной национальной 1./льт;-ры, в которую их долгое вреия не

допускали. Однако б венгерской и советской исторической пауке все Сце не начата разработка проблемы роли и значения диссидентского движения для становления плю-ралистическок политической культуры. Исследования, в ' которых частично затрагиваются деятельность и идеи зепгсрских диссидентов, крайне ючислспш. Среди них могло н:здолить : юпогрефш БЛелицкого "Рабочий класс современной Рспгрип" ^ I! статью Т.Хусара "Эс&ект бумеранга"

В работа:-: венгерских политологов, историков, социологов ио.'^шлп освецспие более обцпе проблем, тем или шшм образом са;зашше с проблемой диссидентства - вопрос о фактической плюрализации общественной ;ялзш1 в кадаровгпо;'. Вс.-грки, о способах существования плтерализка мнеть". и интересов п^и отсутствии легальных механизмов дли вцра.то!шл стих мнений и китек jcoB^. 3,;ссь следуст обратить особое в;л::.:агше на работу У. Хамккша "Еторое общество: возникает ли- альтернативная : год ель оо. естБа в соврем они ой Ренгрия" \ в которой проведем кг.:л.'.:с-::сиип агздшэ параллельного существова-цуа. в венгерском общество двух относительно самостоятельных с£.ер - оСнапольной и нео.г;:-и:а-т'";но».. Но и рабе

1 - х-елгрси Б.Я. - Работа"1, класс сог-осмонной Ьеигрии, М., 1904, 336 с. - см. сс.38-42

- Huszar Т. - Buraerang effektus. - in: Tarsadalmi Szemle, Bp., 1989 Ко.12, 3-21. old.

3 - Bihari Ы. - Politikai rendszer 6з demokracia, Bp., 1989, 318.old.; Bruszt L. - "Without Us But For Us". Folitlcal Orientation in Hungary in the Period of Late Paternalism. - in: Social Research, It.Y., 1988; lio.1-2, p.43-76; Pok IB. - Alternativ utak a politikai rendszer reformjara. - in: . Valdaag, Bp., 1986,No.12, 32-45. old.

4-- Hankies E. - The "Second Society": Is There an Alternative Social llodel Emerging in Conteinpor-iry Hungary. - in; Social Research, H.Y., 1988, Iio. 1-2, p. i3—42

та Ханкнюа не посвящена специальному исследованию диссидентства. Оно лишь упошиается как один из множества феноменов "второго", неофициального общества.

Но понятный причинам тема диссидентства Оыла гораздо больше разработана в западной историографии и политологии.. Может быть,, первый обратил внимание на .возникновение венгерского диссидентства В.Робинсон в его статье "Хегедюш, его идеи и его критики" Несмотря на небольшой объем статьи, Робинсон не только изложил идеи одной из главнпх фигур среди венгерских инакомыслящих, но и дал картину специфической терпимости кадаровского режима..

Одной из самых серьезных попыток целостного исследования восточноевропейского диссидентства является сборник "Оппозиция в Восточной Европе" под редакцией Р.Текеша Статья Д.Шепфлдаа в этом сборнике содержит как данные о различных течениях венгерского •диссидентства, так и Интересные наблюдения о дифференцированном отношении кадаровского руководства к проявлениям плюрализма идей»

В монографии Р.Скшшнга ""амиздат ч независи- ■ мое общество в Центральной и Восточной Европе" ' можно ' ■ найти множество' новых данных о деятельности диссидентов.. По своей сути эта работа является попыткой, применить постановку Ханкипа о "втором обществе" к фене -мену диссидентства, и до сих пор она остается смлла ' изчерпываицш исследованием по названной теме.

с

J - Eobinson W, - Hegedue, Hie Views and His Qritice.

in:Studie8 in Comparative Communism, los Angeles, g 1969 Ho.2, p.121-126

- Opposition in Eastern Europe, ed. Ъу Tokes R.,

7 ' L., 1979, 306 p.

- Skilling Л. - Samizdat and an Independent Society in Central and Eastern Europe, L., 1989, '93 p.

? fc

6

Данные о венгерских диссидентах оценки их значения оодер.атся тахс-е и в работах ".Еолдьеша, Ю. Бат, Б?Ломакса, В.Коннора и др.®

Предметом специального исследования до сих пор не стало внутреннее шогообразие венгерского диссидентства, выражение диссидентами различных социальных позиций, различных социальных интересов. Не проанализированы аргументы, которые вццвлгали венгерские диссиденты против основных постулатов официального марксизма-ленинизма,' не стг: шлея вопрос об отношении диссидентов к политическому и идеологическому плюрализму, к "реальному социализму" в целом.

Очень слабо изучены проблемы распространения и восприятия длссаденгск: т :щей при тоталитарной политическое. системе. Став« оти воп_ осы и подчеркивая их • валкость, автор данной диссертации признает, что пока достаточных даюсхе дл;; их удовлетворительного решения ист.

1 иорстическая и методологическая основа иссле-довагд-^. Б 'ачестве главного критерия принадлежности того или иного мыслителя, или деятеля к диссидентству борется его критпчоское отношение к о-,Гт:цп: льной идеологии и к конкретной полипиеской практике 2;адаров-ского регзг.а. В то ге вре:.'л учитывает«!, что понятие "диссидент" скорее выраглло отношение празяцей коыму-нкстнческоЗс элнтн в инакомыслящим, чем. их собственное са'.'.осозна:а1е.

S - Volgyes I. - Hungary - A Dation of Contradictions, Colorado, 1982, 113 Р»; 3att J- - Economic Reform ar.d Political Change in Eastern Europe, Basingstoke, 1988, 353 P-; Lomax Б. - Hungary 1956, L., 1976, 222 p.; Connor <V. - Opposition and Dissent in Eastern Europe. - in: The Soviet Union and Eastern Em pe, N.Y., 1986, p.378-385

При определении содержания ключевых понятий -диссидентство, политическая культура, политический и идеологический плюрализм - диссертант строжился опереться на работы авторов, принадлежащих как к марксистскому, так и к друпш, немарксистским направлениям Совре:.!ешюй общественной науки,

Бесьиа полезнши оказались теоретические работы советских авторов Д.Гордона, Н.Капелюша,. Л.Шевцовой, А.Галкина, А.Бутенко, вепгерсшсс ученых Д.Среть-к^, М.Быхари, Б.Еокола, Т.Колоши,. западных политологов Г. Алионда к С .Верба,. Х.Арендт, А Брауна, И.Реза.

Источшшовая база., Еагшейшм источником изучения идей венгерского диссидентства послужили их произведения, изданные как в Венгрии, так и в других странах. Б периоде 1966-73. V, в Венгрии был опубликован ряд статей и монографий таких философов и социо- -логов, гак А.Хргедюш, М.А'яркуш, Д.Д!арнуш, М.Вайда,. А. Геллер. Среди самих значительных публикаций следует отметить монографию АДегедюша "Структура социалиста--ческого общества",.. статьи "Главные тенденции в разви- -тии марксистской социологии в социалистических стра- • нах" АДегедюша и М.Иаркуш, "Теория и практика с точки зрения человеческих потребностей" А,Геллер, "Дискуссии и направления в марксистской философии" Д.Г.¡ар-куша;9 - . .

^ - Hegedüs А. - A szocialista tàrsadaiom strukturà-jàr-1, В., : 166, TJ,9.old.; Hegedüs A., Markus M.-А marxieta szociologia kifej^ôdèsènek föbb ten- . denciai a szocialista orezàgokban. — in: Kortàrs, В., 1968 No.12, 1965-1973.old.; Heller A.-- Elmè-let^èa gyakorjat az emberi szûksègletek ezempont-jàbol. - in: Uj Iras, В., 1972 ,No.4, 1^0-107.old.;

. Markus Gy. - Vitàk h s irànyzatôk a marxista filo-zofiàban. - i-.: Kortàrs, В., 1968 No.7, 1109-112E.old.

î>

8

Зта группа ученых была названа зг ладными ис-следователкми "Будапештеко?. школой". Е своих работах авторы Будапештской школы ставили под сошение или отрицали некоторые из основных поск..ювон официальной картины "реального социализма". В 1973 г. в специальном документе ЦК ECHI осудил деятельность школы как антимарксистскую и враждебную социализму, Бее ото дает основание считать представителей Будапештской школу диссидентами, несмотря на то, что многие из их «произведений были опубликованы в открытой венгерской печати.

Остальные источники диссидентства., рассматриваемые в диссертации, - работа Я.Киша и Д.Бенце, опу-блкконеллгая под псепдог я:ом .М.Г&ковски в Англии , и работа Д.Конрада и И.Селепи "Ин- еллигеиция на пути к классовому господству"опубликованная в США.,

Были тг.кме использованы воспомитаиия и интер-выо венгерских диссидентов, опубликованные в Венгрии в послсд:гне годя. . " .

Гыбоо именно этих произведений из венгерской диссидентской литературы оправдан тем, что, во-первых, огги отражают различные тенденции ~ Д1 .сидентской •с;сли, демонстрируют ее внутреннее ¡многообразие. Го-вторых, в этих произведениях мояю ¡.роследить постановку и решение р.%ца близких проблем, т.е. они могут служить ochgdoГ. дл.1 сравнения различных социальных позиций, которгве придерживались диссиденты. В-третьих, выбор оправдан высокой теорст;гческой ценностью, ори-гилальнретьи аргументов, которые свойственны всем расс.матр;еггмм прон иедешвад.

10 - Racovaki К. - Towarda an East European blarxism, L. , 1978, 142 p.

- Konrad G., Szelenyi I. - The Intellectuals on the Road to Class Power., H.Y., 1979, 252 p.

Источником изучения политической и ццеологической практики "эпохи Кадара" послугили документы ВСН1 /материалы съездов, рошения ЦК ШН1/, статьи, выступления и интервью Л.Кадара. Особое внимание в диссертации уделено тем документам ВСН1, в которых определилась ее культурная политика, ее отношение к плюрализму мнений и идей. Для настоящего исследования самым значительным среди этих документов является "Позиция рабочей комиссии ЦК BCHI в отношении анти-;лрксистских взглядов отдельных'деятелей общественных наук"^% ü этом документе 1973 года выралено официальное-отношение к идеям Будапештской школы. Документ знаменательный и тем, что он обознаг*».л поворот кадароюкого рехша к более месткому политическому курсу, иреди других документов 1€Р11, содержащих ос- , новные постановки о культурной политике, следует выделить "Некоторые актуальные идеологические задачи ПСЯГ13, "Назначение литературы и искусства в нашем * обществе"^, "Директивы ЦК БСЩ о политике в области ■ науки"

В работе бшш использованы статьи и выступле- ■ ния'ряда высших лидеров ГСН1 - Д.Ацела, Р.Ньерша, . В;Биску, М.Овари, В.Бешсе, которые i'ose внесли свой ~ вклад в то, "то именуется "эпохой Кадара".

12 - A.MSZMP КВ mellet mUkodB kulturpolitikai aanka-k^zoeség alláefoglal&sa nehány társadalom-kuta-t< antimarxista nezeteirBl. in: Magyar filozo-fiai szemle, В., 1973, lío.1-2, 159-169. oíd.

- A MSZMP nehány idBszerttideologiai.feladata. -in: T&rsadalmi Szemle, В., 1955, No.4, 1-44.oíd.

.14 - Az irodalom és a müvészétek hivatása társadrl-munkban. - in: Tkcsadalmi Szemle, В., '1966, Ко. 7-8, 29-58. oíd.

15 -.A ''SZ.MI KB -' udomany-politikai iranyelvei. - in: Tcusadalmi Szemle, B.,1969, No.7-8, 47-70. oíd.

. Научная новизна работы. Данная диссертация является о,гной из первых попыток в советской и болгарской науке проанализировать идеи, основных представителей венгерского диссидентства "эпохи Кадара". В подавляющем своей большинстве используемые источники вводятся в оборот в. первые.

Личный вклад диссертанта состоит также в пос- . тановке и попытке осмысления важных проблем, общих для всех стран Восточной Европы — о роли диссидент- '. ства в становлении плюралистической политической культуры, о внутреннем многообразии диссидентства, об антиплюралистической сути официальной марксистско-лениниской идеологии« • .

Новизной отличается и предпринятая в диссертации попытка определить границы "либеральности" када- • ровского решма.

Практическая значимост диссертационного иссле-• дования. Основные научные положения и выводы диссер- • тациц могут быть использованы в лекторской работе,, в ■ учебных курсах, а такие в научных исследованиях, разрабатывающих. проблемы истории политической мысли в Венгрии, проблемы становления плюралистических обществ в Еосточной Европе. - .

Апробацля работы. Диссертация была обсуддена -на заседании сектора общих проблем Отдела политичес- • ких и идеологических п£ блем 1ШЭПИ АН СССР и на заседании сектора совремешой истории Ь юти тута славяно-ведениг и балканистики АН СССР; Выводы, диссертации получили отражение в публикациях автора.

Стру:сг~>а диссертации. Диссертация сс.топт из введения, трех глав и заключения.

Б первой главе "К трактовке политического и

идеологического плюрализма" уточняются ключевые понятия исследования - политический и идеологический плюрализм, плюрализм интересов, мнений и г "ей, диссидентство. Раскрывается значение этих понятий для анализа "реального социализма" в целом и диссидентства в частности.

, . Е любой современной обществе, в том числе и при "реальном социализме", существует многообразие социальных интересов. Плюрализм интересов является основой любого, политического плюрализм. Но кроне этого политический плюрализм предполагает наличие различнпх политических организаций, их возможность равноправно участвовать в политическом процессе. Что касается идеологического плюрализма, автор подчеркивает его несовпадение с плюрализмом зянений и идей. О наличии идеологического плюрализт в данном обществе- тголзю говорить только тогда, когда различные идеологии функционируют как институты, способные оказывать реальное воздействие на общественное сознание.

Отсутствие полиилеского и идеологического плюрализма при, "реальном социализме" сопровождалось наличием таких форд про:тлели;, социального шогообразия, как ведомственный плюрализм, лоббизм, "вторая" экономика, "вторая" культура и т.п. И хотя партийно-государственная элита стреззлась дергать эти явления вне официально санкционированных пределов, вне зон пуб-. личной видимости, нельзя утверг.у^гь, что всс о:л; :г:ели дезинтегр1 _г/щее воздействие. на сложившуюся систему.

К антисистеипш факторам безусловно :;огпо отнести диссидентское двшеше. Оно являлось саж.ой острой. форлой проявления плюрализпа интересов и идей при отсутствии легального политического и идеологичес-

кого плюрализма.. В термине "диссидент" воспринятом официальной пропагандой, содержался тезис об изолированности и непопулярности этого явления. Действительно, пространство диссидентской деятельности никогда не было перенаселено активистами или последователями, авторами или читателями. Но ношо полагат, что диссиденты выраяали настроения и мысли гораздо большего числа людей, не тольно тех, которые их зна- . ли и читали. ч

Всех диссидентов объединяла их критика данного . регима и его идеологии. Но сам статус диссидента был связан не только с содержанием высказываемых идей, но . и. с соответствующей реакцией властей. Многое зависело • от политической конъюнктуры,,, от субъективных, оценок политических лидеров. Близкие по сущесгзу идеи в разных странах "реального социализма" или. в разные пери- • оды могли находиться по разные стороны баррикады.

Во второй главе ■ -"Политическая практика гада- • ровского режима и" проблёш.'плюрализма" дается харак- • теристика официального идеологического и политического- контекста, в котором возникли диссидентские идеи»

Во всех странах "реального социализма" офици- • альный' марксизм-ленинизм имел ряд, общих черт,, выполнял общие фунг^ш» Он выработал, два основных тезиса, -посредством которых "обосновывалось"" отсутствие поли' тического и идеологического плюрализма, - тезис об идейно-политическом единстве ббщес. л и тезис о руководящей роли, коммунистической партии.' Оба эти тезиса были пшзваны представить,существующий политический монизм как высшее достижение демократии.

Эти основные постулаты официальной мгргоистско-ленинской идеологии открыто не подвергались сомнении

кадаровскиы режимом. В то же вреш политика Кадара представляла собой попытку совместить традиционное для коммунистических партий отрицание любого политического плюрализма с известной терпимостью к плюрализму мнений и идей. Достоинства, а также половинчатость кадаровской либерализации выразились в его "союзнической политике", символом которой стал лозунг "кто не против нас, тот с наш". На практике этот лозунг реабилитировал политический нейтралитет личности. .Уменьшилось грубое политическое насилие, вмешательство государства в личную жизнь.

Определенной терпимостью отличалась надаров-скан культурная политика. Бажную роль в ней играла категория "допустимых" произведений, произведения, ко торге не выражали прямым образом официальное 1-сиро-воззрение, но и не являлись враждебными ему, могли свободно распространяться.

Но у кадаровского либерализма были сбои четко очерченные границы. Союзническая политика и ео лозунг "кто не против нас, тот с нами" провозглашали терпимость лишь к политически нейтральным, к тем, "кто ае против". Только идеи и произведения тех авторов, "кто не против", считались допустимыми. Что касается идеологии и врпросов политики, Кадар утверждал, что здесь действует старый лозунг "кто не с нами, тог против нас".. Поэтому, признавая, наличие немарксистских мировоззрений в венгерском обществе, идеологи режима не' скрывали свое стремление обеспечить марксизму-л еншшзму исключительное, монопольное положение.

■ Ограниченность кадаровского либерализма была продемонстрирована в отношениях между режимом и венгерскими диссидентами. Терпимость кончалась там, где

появлялись оппоненты, угрожающие идеологической легитимности ре;шла. И хотя к инакомыслящим в кадаровской. Венгрии относились гораздо мягче, чем в других странах "реального социализма", им точно так же запрещалось распространять свои идеи, как во всей "социалистическом лагере".

В третьей главе "Диссидентство и становление политического и идеологического плюрализма" проанализированы -идеи самых значительных венгерских диссидентов - представителей т.н.Будапештекой школы А.Хегедю-ша, А.Геллер,: Д.Йаркуша, М.Маркуш, М.Вайда,: а также Я.Киша, Д.Бенце, Д.Конрада и И.Селеш. Давая общув характеристику венгерского диссидентства,, автор подчеркивает прежде всего его академический характер» Практически все венгерские диссиденты бмли профессиональными учеными - философами, социологами, по лито ло-. гаш. Их произведения отличались глубокой теоретической артунентацизй. Они ке были предназначены для широкой" публики.. Никто из представителей венгерского диссидентства не загасзлся активной оппозиционной политической деятельностью.

Венгерская специфика диссидентства проявилась в том, что с середины 1960-х до 1973 г. в открытой венгерско' печгти было опубликовано множество произведений, ставящих под сомнение и критикующих основные постановки официальной идеологии. Авторы этих произведений, представители Будапештской школы, ставили вопросу о социальной структуре общества ^реального социализма", об историческом месте "реального социализма", о возможных альтернативных путях разгития. В работах А.Хегедюш оспаривался тезис об идейно -политическом единстве социалистического.общества, дока-

зывалось, что и при "реальном социализме" существует слой управляющих со своими особнми интересами, не совпадающими с интересаш "всего общества". Определяя историческое место слого-шш^сся в СССР и Госточной Европе обществ,. А.Геллер'утвергддла, что революции в этих странах имели лишь политический, а не социальный характер, что они не изменили коре;пси образом общественные отношения, не привели к их гуманизации.

Характерной для всех представителей Будапештской школу была критика "реального социализма" с позиций классического марксизма. Они стре-шлись изменить стратегические цели, которые ставились перед обществом. Б то ~.е время авторы шолы не приминали политический плюрализм и считали, что цели гуманизации общества могут быть осуществлены в рочеах существующей политической системы.

Автор данной диссертант считает, что идеи А.Хегедюша и его коллег объективно отражали интересы той части политической элиты, которая видела в начавшейся экономической реформе угрозу свое! у господству.

Многие из" проблем, которые были впервые подняты представителями Будапеитской ¡жола, стали предметом дальнейшего исследования в произведения:: П.

. Киша и Д.Бенце, Д.Конрада и И.Солени, Различия в позициях, в идеолопгчееппх установках этих авторов по сравнению с Будапештской школой, дают основания говорить о "овом поколении венгерского диссидентства. Их произведения были созданы уг.е в условиях ужесточения кадаровского политического кур0^» 15 критика 'системы в них гораздо более радикальная.

Новое поколение венгерских диссидентов утгерж-

дало, что слоившееся в СССР и Восточной Европе общество является классовым, что при нем сохраняются от- • ношения классового господства. Но в отличие ст западных классовых обществ, социальна классы и слои при "реальном социализме" не могут выражать свои интере- . сы, не могут формировать свое самосознание. Подчер- . кивая социальную неэффективность подобной политичес- . кой системы, новое поколение венгерских диссидентов обосновывало необходимость политического и идеологического* плюрализма,

В то же в£емя между идеями Киша и Бенце,. с од-, ной стороны, и Конрада и Селени — с другой,, существу-. ют вашше различия, Киш и Бенце подчеркивали уникаль-. ную возможность интеллигенции поддерживать свою не- . зависимую сферу общения. Они были склон:н считать, ее единственным слоем, способный противостоять правящей .. элите,. Б концепции Киша и Бенце просматривается определенное недоверие к рабочим, к их способности самоорганизоваться и воздействовать на систему. С другой . стороны, свой вклад в противопоставление рабочих и интеллигенции вносили Конрад и Селени.. Отмечая,, что ■ при "реальном социализме" рабочий класс никоим обра- . зом не выполняет провозглашенной официа. ьной идеологией руководящей роли в обществе, они утвроздали, что • господствующим классом .га самом деле становится интеллигенция. При анализе аргументов Конрада и Селени диссертант обосновывает свое несогласие с тезисом авторов, "то при плановой социалистической, экономике - знания обеспечивают такую же власть, как капитал при капиталистической экономике.

В заключении сформулирсваш осноЕнне в. зода исследования:

- правление Кадара, несмотря на все попытки либерализовать политический климат, показала практическую и теоретическую- несовместимость "реального социализма" с плюрализмом в политике и идеологии. Официальные идеологи кадаровского режима ясно сознавали,; что плюрализация этих сфер может означать разрушение самых основ системы. Подобно другим ре.тамам,. сшзанныц со следованием одному идеалу, и кадаровский

■ режим не допускал критики основополагающих постулатов официальнаК идеологии;

— диссидентское движение, которое возникло р ьенгрии в середине ьи-х гг., состояло из представителей 171.1анитарной интеллигенции, которые не стремились создать политические организации и получить массовую повдерзжу. Поэтому их реальное политическое воздействие оказалось незначительным;-''

— произведения венгерски» диссидентов отличались высокой теоретической ценностью и оригинальностью. Б теоретическом плане они выполняли две главные функции. Во-первых, раскрывали мистификацию существующих общественных отношений в официальной идеологии

и пропаганде. Своим творчеством диссиденты пытались освободить общественное сознание от навязанных идеологически стереотипов и установок, создать реальную картину общества, переосмыслить его суть. Во-вторых, различные течения венгерского диссидентства стали выразителями интересов различны:, социальных слоев в классов. Таким образом, существующий плюрализм ипте-ресов нашел отражение и внутри самого диссидентства!

- некоторые из представителей венгерского ■ диссидентства, например, авторы т.н. Будапештской школы, придерживались марксистских, социалистических

идей, они стрелялись найти альтернативу как "реально- • му социализм", так и современному капитализму. Остальные диссиденты подчеркивали некоторые прс-шущества. западных обществ по сравнению с обществом "реального • социализма.";

- одной из главных слабостей венгерского диссидентского движения являлась erb внутренняя разобщен- -ность, отсутствие организованной деятельности. Различ--ные направления диссидентской мысли резко критиковали • друг друга, взаимно отрицали свои постановки. Так, выразители позиции интеллпгенции видели в рабочих молчаливых сторонников режима, а, с другой стороны, те, • которые стремились выражать позиции рабочего класса,, • считали интеллигенции "правящим классом", господству- • юцим над рабочими;

- значение венгерских диссидентов для становления политического и идеологического плюрализма нельзя • преувеличивать.. Несмотря на теоретическую ценность их • идей, поскольку они не могли получить массовое распространение, эти идеи не являлись эффективным фактором ■ формирования общественного мнения,. Нельзя однозначно • оценить и значение самого поведения диссидентов. Судьба диссидента, его статус маргинала, на практике не оказывающего н: какого воздействия на систему, могли формировать и убеждение в бессмысленности противосто- ■ яния власть имущим. Поетэму вряд ли можно утверждать, ■ что само существование диссидентств^ приводило к развитию плюралистической политической ^культуры. Оно лишь демонстрировало, что система "реального социализма", включая ег> самый либеральный вариант, не может интегрировать открытого проявления социального многообразия, что она несовместима с легальным плюрализмом;

— трагичность венгерского диссидентства заключалась в том, что, являясь имманентным продуктом своего времени, погруженным в проблемы сложившегося в Венгрии и во всей Росточной Европе общества, оно практически оказалось лишенным, своей сферы эффективного влияния, СЕоего собственного времени, Л когда рухнула тоталитарная система "реального социализма" и произведения диссидентов дошли до тех читателей, которым ■ они были первоначально предназначены, эти произведения угиз с трлн восприниматься как свидетельства еще ' близкой, но все-таки ушедшей, у;.:е ио нашей опохи. Конечно, нельзя сказать, что диссидентская литература не имеет никакого отношения к постоталитарной эпохе. Диссидентские идеи благоппш; тствуют быстрому переос-'мыслеппго собствешюго прошлого, расставанию с укоренившимися иллюзиями. Их апгидогнатизм, -их внутренняя сложность и противоречивость исключает опасность формирования нового тоталитарного "мировоззрения всего общества".

Публикации по теме диссертации. 1'.. Об антагонистических и неантагонистических противоречиях. - I.Материалы X научной конференции болгарских аспирантов в СССР, 1988, ЦИНШ, София, 0,5п.л". 2„ К определению понятия "политическая культура". -Материалы XI научной-конференции болгарских аспирантов в СССР, 1989, ЦШГШ, София, 0,6 п.л.

3, Строительство или саморазвитие.. — Новое время, 1989, К- 32, с.30-31, в соавторстве

4. "Либеральность" кадароьского решила. - сб. От тоталитаризма к демократии: проблемы перехода, I'., ЙЮЦН, в печати, 1 п.л.