автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Проблемы стиля и интерпретации хоров A Capella Г.В. Свиридова

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Легостаев, Евгений Дмитриевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Проблемы стиля и интерпретации хоров A Capella Г.В. Свиридова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы стиля и интерпретации хоров A Capella Г.В. Свиридова"

МОСКОВСКАЯ ДВАЖДЫ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им. П. И- ЧАЙКОВСКОГО

УДК 784-5+78.071.1

ЛЕГОСТАЕВ Евгений Дмитриевич

ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХОРОВ А САРРЕНА Г. В. СВИРИДОВА

(На примере цикла «Пять Хоров без сопровождения на стихи русских поэтов»)

17.00.02 — Музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва — 1990

Работа выполнена я Московской Государственной дважды ордена Ленина консерватории им» П.И.Чайковского на кафедре осоровогр дирижирования

Научный руководитель - профессор В.Г,Соколов

■ Официальные оппонентыI доктор искусствоведения Л.В.Полякова

кандидат искусствоведения А.Х.Хакимова

Ведущая организация - Воронежский Государственный инотитут

искусств

Защита состоится " 15 " марта 1990 г. в 19, СО. чао. на "заседании Специализированного совета Д 092.08.01 по присуждению ученых степеней Московской Государственной дважды ордена Ленина консерватории им ГЬ И,Чайковского по адресу: 10.3В71, г.Москва, ул.Герцена, 13.

С диссертацией можно .ознакомиться в (библиотеке. Московской Государственной консерватории им П.И.Чайковского.

Автореферат разослан " 15 " дое^иги^ ; 1990 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат искусствоведения В.П.Фомин

.,. . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

■■ - .

. Актуальность гтоблемн. Одним из наиболее крупных деятелей

современной культуры, внесших значительный вклад в развитии советского хорового искусства, является Г.В.Свиридов. Важнейшая роль в музыке композитора, особенно в поиледние год", принадлежит'хорам без сопровождения. Без преувеличения можно сказать, что р данном жанра о наибольшей силой выражена органическая связь музыки и поэзии в овиридовоком творчестве. Подлинного совершенства достиг он и в технике хорового письма. Хори Свиридова очень популярны, Образно-ассоциативный тип композиторского мышления, свойственный автору, привлекает исполнителей, педагогов и слушателей, Необычайное образное богатство, заложенное в свиридовских хорах, создает для исполнителя отличную потенциальную возможность для их яркой интерпретации, для педагога - это неоценимый материал, способствующий пробуждению творческого воображения ученика, для слушателя музыка Свиридова - целебный источник эстетичоского наслаждения.

Применительно к хорам баз сопровождения Свиридова практика в значительной степени опережает теорию, Но подложит сомнению, что один из самых значительных пластов овиридовокои музыки является одповремоннр наимеце.е исследованным. Данное противоречие объясняется на наш взгляд, определенной сложностью и специфичностью анализа хоровой фатстуры a шрреМа . Не случайно, наиболее интереснно научные статьи о хорах Свиридова написали музшсо-веди, имеющие прямое отношение к практической хормейстерской деятельности: В.Живов, 0,Коловский) Ю.Паисов, А.Бедоненко. Однако, • при всех достоинствах данных работ', они, разумеется,- на могут дать исчерпывающего толкования всех теоретических и исполнительских пройдам, а служат скорее своеобразным отправным пунктом для enia более глубокого постижения и дальнейшего детального ксслопо-

я.

ванпя овиридовсчих хоровых миниатюр.. Так сложилась тема диссертации, овяэашгая о хорами боэ сопрововдония Г.В.Свиридова, где почвенные народные традиции и патриотическая направленность сочетаются с выдающимся композиторским мастерством. Именно поэтому хори Свиридова занимают особое меото в советской музыке, а всестороннее их научение представляется весьма важной и актуальной проблемой современно!* музыкальной науки. •

Основной материал исследования представляют "Пять хоров б(т сопровождения на стихи русских поэтов" написанные Свиридовым в 1958 году. Такой выбор связан оо значительной ролью данных миниатюр в творчестве композитора. Они явились своеобразной творчес- . кой лабораторией, где сконцентрировано большое количество крупных композиторских открытий в 'технике хорового письма. Это естественно привело к тому, что щедрое овиридовсков богатство, "посеянное" в. Первом циклическом произведении автора, как бы проросло в его последующих хоровых опусах. "Пять хоров" оказали большое, влияние на идейно-образный строи, стилистику и фактуру миниатюр Свиридова, написанных позже. Подробный анализ именно "Пяти хоров" является, по нашему Мнению, ключом к пониманию хорового стиля композитора и обобщению принципов трактовки его произведений без сопровождения. .' '

Цель диссертации - исследовать крупное циклическое сочинение Г<Свиридова с точки зрения хормейстера-нополЛителя свиридовской музыки, рассмотреть на конкретном примере стилевые особенности музыки композитора и подойти к вопросам интерпретации данного Цикла методом постижения стилистического анализа; выделить основные принципиальные исполнительские проблемы свиркдовских хоров а е.арр<?£[сс , учитывая глубокие образно-стилевые связи "Пяти хоров" с другими произведениями автора.

Задачи диссертации - непосредственно витекгтог из ее целей и

выражены-в стремлении автора поделиться опытом своей работы нал хорами Свиридова и выявить скрытые резервных дирижерокого прочтения, показать новые потенциальные возможности анализа свиридов-окой хоровой партитуры. Автору хотелооь также внести свой вклад в популяризацию хорового творчества Г.В.Свиридова - одного i|3 выдающихся композиторов современности.

Методологической и теоретической основой диссертации яви-.рсь ооновные положения марксистско-ленинской философии и эстетики, труды по вопросам теории хорового исполнительства П.Чпоно-кова, А.Егорова, К.Пигрова, К.Птицы, В.Соколова, К.Виноградова, К.Ольхова, И.Мусина, В.Живова и ряда других авторов, где рассматриваются методологические принципы анализа хоровой партитуры. В статьях и исследованиях, посвященных творчеству Г.В,Свиридова, мн отталкивались в первую очередь от работ А.Сохора, Л.Поляковой, Т.Масловской, М.Элик, В.Цендровского, где затрагиваются узловые Проблемы отиля композитора, и статей А.Сохора, О.Коловского, В.Живова, Ю.Паисова, А.Еелоненко, касающихся непосредственно его хоров без ооптювождания, В процесса разработки темы изучена и использована специальная литература, а такие материалы периодической печати.

Научная новизна диссертации. В диссертации впервые: ,

- исполнительские аспекты в хорах- Свиридову исследованы через призму особенностей его стиля;

- на примере свиридовского цикла раскрыта осповннэ принципы ошфнизпцни хоровой фактуры q. , как один из наиболер

перспективных приемов развития музыкального материала в жанре} хоровой миниатюрыj

- подробно изучеца образная структура "Пяти хоров", что' стадо возможным ввиду логической обусловленности калшой образной детали в сгшрндовокоД хоровой партитуре. Такой путь исследования

представляется диссертанту весьма плодотворным: ведь в [фактической работе с хоровым коллективом удачная расшифровка и систематизация идейно-образного замысла композитора во много раз увеличивает притягательность репетиционного процесса, значительно сокращая по времени период разучивания музыкального произве- , дения; '

- в хорах Л- ссууэеЯа. проанализирован принцип совмещения различных жанровых пластов в одной миниатюре, отмечены приемы кинематографии в виде различных уровней монтажа кадров, метода наплыва кадров и замедленной киносъемки. До этого жанровый синтез и приемы кинематографа в музыкальном искусстве рас.сматрива- : лись только применительно к произведениям крупных форм: оперы, балета, качтптн, оратории;

- систематизированы три принципа отражения поэтического токста

в хорах Свиридова: предваряющее, параллельное и последовательное, в результате чего возникают образ-пре.пнкт, образ-параллель и образ-следствие;

- в Нормах каждого из пяти хоров вндожчш вторичные структуры, образовавшиеся на осилив строфичности и вариантного типа развития музыкального материала, намечена теоретическая база для различных дпригереких трактовок яентогс миниатюр;

особо подчеркнут вопрос цикличности, так как в концертной практике вое пять хоров исполняются отдельно. В опязи с зтим, в диссертации отмечены особенности средств музнкпшюП выразительности первых двух хоров как системы лейтэлементов и показана вероятность их совместного пополнения в виде хорового диптиха. В работе проанализирована таккч структура всего цикла, научно обоснована и доказана возмпчность исполнения "Пяти хоров" как единого циклического ПП0)'ЗТЮДР!Н'Я

Пп актам fifi кое значение диссертации, Материалы и результаты исследования могут быть попользованы в творческой деятельности хоровых дирижеров, в работе хоровых шгассов, в курсах дирижирования, хороведения, хоровой литературы музыкальных училищ и вузов, в качестве теоретической осцоеы для концертов-ленций.

Апробация работы. Диссертация и отдельные ев глав» обоужна-лиоь на кафедрах хорового дирижирования, истории и теории исполнительского искусства Московской Государственной консерватории им. П.И,Чайковского; теоретические положения работы отряжены в трех статьях и трех брошюрах общим объемом 3,5 печатных листа, исполнительский аспект подтвержден концертной практикой руководимых нами хоровых коллективов; автором работы проведен'ряд концертов-лекций и занятий университета культуры по теме: "Хоровое творчество нашего выдающегося земляка - композитора Г,В.Свиридова".

Структура и объем работы. Диссертация постоит из Введения, трех глав, Заключения и библиографии /205 наименований/. 13 приложении даны партитуры "Пяти хоров", описок произведений Г.Свиридова, вошедших и репертуар хоровых коллективов, руководимых автором диссертации.

Содержание работы.

Во Введении обоснованы выбор и актуальность темы, сформированы цели, задачи и принципы исследования, Определен основной ракурс изучения проблемы, дан анализ основной литературы по теме, покапана практическая ценность работы,

Ч 1 главе рассмотрены два первых хора цикла - "Об утраченной юности" на текст Н,Гоголя и "Вечером синим" на стихи 0.Есенина, объединенные темой утраченной юности.

В первой миниатюре впервые подробно раскрыты внутренние взаимодействия элементов фактур« хора, которая раньте в литературе

с.

определялась как скромннН аккомпанемент солисту. Проанализированы разнообразные типы интерпретации 1 части на основе различных трактовок ев структурного отроения. Обоснована фрагментарность в формообразовании, которая связана с зпическим мышлением композитора. Подробно разобраны несколько приемоп концентрации музыкально-выразительных средств до того рассматриваемых в литературе лишь применительно к свиридовским кантатам и ораториям, изучена система интонационных связей произведения.

хора "Вечером синим" пои анализе аккордовой фактуры доказано влияние на нее русской культовой музыки 1? - начала 20 веков, что поз полило по новому раскрыть особенности образной структуры произведения. На примера ато'} миниатюры подробно проанализированы приицт» опшТюнического мышления композитора в хорах О- сар-рей'а. : вычленения Фрагментов основной тага при дальнейшей ее разработке, концентрация в репризо основного музыкального матери-рта и скптпо ее по времени за счет усиления поля вертикали, близость г.'узик.алького лямка отдельных Фрагментов к симТюничоскоА ч'.'-'.тур'л. ОпоЛо подчеркнута ттль пауз, где их различная интерпретация позволяет трактовать Форму в рамках простой пли. сложной дпух-тсткпсти. Ппстлетев вопрос о доТференлироваяноЧ роли средств, музыка>!т,но?1 янп!>зптрльпостп в музыка Свиридова. Наличие такой Г.И'М-еротшащш обусловлено глубоким пониманием композитора пси-хологкч о-пуяттельского восприятия.

ТготиП парчррат) главы посвящен вопросу объидрнеппя хоров "Об утрячщгоой иностп" и "Почором синим" в единый двухчастный цикл. оти произволения объели ГЯ^ТСЯ Нб только те мой утраченной юности, но и образно-тематической общностью. Г-то придает двум ;.'орпп портя вануачяроппияого хорового ллитихн. Тематические связи пгпизвепонп'') образуют систему об-ппх пнтон.оций, аккордов, ла-дсих комплексов, самым подробным образом рассмотренных в яиссер-

тации. Светлые образы юности преломляются в двух хорах через лейтмотивы, лейтгармонии, лейтинтонядиц, лер.тритмы. Противоположна трагическая образная сфера представлена лейтмотивом, лейттембром, лейтинтонацией. Ланное сочетание составляет основу образно-структурного развития двуххорной композиции. Лейт-аламенты юности,.сосредоточенные в началах и концах всех крупных построений, создают своеобразный тематический фундамент, утверждающий структурную цельность кап каждого хора п отдельности, так и всего двухчастного цикла в целом. Лейтэлементы второй образной сферы, не уклапываясь в регламентированные структурные рамки, контрастно оттеняют лирическую с|;еру. Все узловые в драматургическом отношении музыкальные Tei.ni, гармонии, интонации композитор подает не "в лоб", неожиданно, не навязывает слушателям, а заранее готовит лейтмотивы, лейтгармонии, лейттембры, леитритмы в их сознании, В итоге, создается драматургический аффект зарождения и постепенного приближения основных образов. II только после того, как каждый образ проходит все стадии развития и находит сипе полное семантическое теморово-интонаппошюа воплощение в своем заключительном проведении, весь комплекс леитале-ментов концентрируется в репризе второго хора, где проходят лейтмотивы детства, юности, обреченности', лейтгармошш юности, лейтинтонация грусти. Следовательно, реприза хора "Вечером синим", являясь средоточием образов и интонаций двух хоров, по своей структурной значимости перерастает в репризу всего диптиха.

В заключении главы отмечено, что объединенное кснщартноо исполнение хоров "Об утраченной юности'1 и "Вечером синим" представляет собой хотя и чрезвычайно.трудную, но в высшей степени интересную и перспективную творческую задачу для дирижера. Драматургическая цельность произволения служит объективной предпосылкой яркой интерпретации этой двуххорной циклической композиции .

р.

5° П главе рассматриваются третий, четвертый и пятый хоры цикла - "Повстречался сын с отцом" на.стихи А.Прокофьева, "Как песня родилась" на стихи С.Орлова и "Табун" на стихи С.Есенина, связанные между собой темой Родины.

13 анализе хора "Повстречался сыч о отцом" выделены наиболее характерные его черты - вторичные структуры в .форме и жанровый синтез. На примере данного произведения систематизированы особенности хоровой инструментовки Свиридова в канре а . Хор "Как песня родилась" в диссертации тряктуотся, как продолжения "есенинской линии" в творчестве Свиридова, что позволяет по-новому взглянуть на образный строй, фактуру произведения, его интерпретацию. Нч примере хора "Как песня родилась" подробно раскрыты особенности дпуплановой трактовки хора, что является открытием Свиридова в 5Ш1ро миниатюры. Отмечено новаторство композитора в шпропах хоровой фактуры, где автором диссертации особо выделятся образно-тембровая модуляция, подголосочность как отражение образных констант, образпо-гактурная вариантность, переход образной горизонтали в образную вертикаль. В хоре "Табун" впервые поот.'-.нлен вопрос об использовании асафъевского принципа "симфонизма исполнительского интонирования" при исполнении хоров Свиридова. Соединение различных разделов нроиздепевия-анапизируетея на основе принципа монтажа кадров* исходя из теории С.Эйзенштейна. Т» &том произведении систематизированы три типа' отражения в музыка позтичесчеого текста: предваряющею, параллельное и последовательное.

В заключении главы подчеркнуто, что тема Родины, России про- . ходит через все три миниатюры, рассмотренных во П главе. В хоре "Повстречался сын с отцом" образ Годины дается в историческом аспекте, в хоре "Как песня родилась" русская песня является своего рода символом России, в- хоре "Табун" олицетворением Руси становятся кергкны русской природы, а в его последних словах "тебе, о

Родина, сложил я песню ту" отражается основная илея паяных произведений. По аналогии о диптихом, включающим 'хори "Об утраченной юности" и "Вечером синим", ати три хора, если исходить из их образноро строя, ооотаадяпт своеобразный цикл в цикле. Однако, здось нет ярко выраженных тематических и тональных связей, он/иной драматургии к потом}- исполнение трех ничпатпр без перерыва в одном концерте вряд-лч уместно, Включение ;«о данных произведений ь программу одного концерта но только допустимо,' но и ¡желательно, Прекрасное хоровое звучаниз откроет порея, слушателями величественный и нежный образ Родшгн-Роасии.

,'П глава является главной в диссертации. В но И обобщены стилевые особенности хоров а (¡арреС{а 1'.Свиридова, вылнптаииооя" • в результате последовательного анализа цикла, и рассмотрено шгся-ниэ этих стилевых конотант на интерпретации пяти свиридовских хоровых миниатюр с исполнительским "выходом" на другие произведения автора, В дисоертппин выделены лишь малоисследованные в научной литературе черты отилиотики композитора в жанре хоров без сопроро.чне'ия.

Принцип цикличности, К^ддиЙ из пяти хоров - совершенно закопченное произведение, которое может исполняться отдельно, Однако, есть и черты, объединяющие все пять хоров в единое целое-значительность и филооо.^скач глубина каждого из них, добавь к родней земле, ^ также то, что литературный текст написан русскими почтами,

Если проанализировать образный отрой в неразрывном диалектическом одинстпе со средствами, музыкальной выразитольнооти, то а структура цикла можно обнаружить дополнительные, весьма своеобразные детали. По нашему мнению, парный, второй, четвертый'и пятый хоры композиции в той или иной'степени продолжают "ооенипскуп I линию'' в творчестве Свиридова, столь ярко проявившуюся в ГГоомп

го,

"Памяти Сергея Нсонинп" /создана в 1955г./. Данная параллель отражается в особенностях циклической структуры /хоровйе диптихи/( б лпрпко-епичеокой семантике, в стилевых константах, в концентра-циях-обнажекиях. в то же время, центральный хор цикла "Повстречался сын о отцом" в образно-отилиотичеоком и драматургическом1 плане непосредственно примыкает к "Патетической оратории" /1959г./. ' Ету связь можно .обнаружить в жанровом синтезе, в резкой смене контрастны? епизодоч на остове кинематографического принципа свободного монтг.»« кадров, в наличии гороико-дрлмятпческих образов. В итог'о "Пять ^оров", начисашме в 1Р58г., могло рассматривать как своеобразную лирическую передину между Поомой "Памяти Сергея Есенина" и "Патетической ораторией" - двумя монументальными во-кально-ошфоничеошми фрескам;: Свиридова 50-х годов.

С точки зрения внутренних образно-тематических связей в цикг ло, трехчаотность ярко проявляется в особой структурной фушсции Нейтрального хора. Нам он представляется дтматургичоскш центром, образной квинтэссенцией всего содержания цикла. Интересно ответить, что первые два епизода центрального хора имеют сходные об-газнке и стилевые константы о последними двумя хорами композиции, и, наоборот, зп"Л!пчительиий его эпизод связал с образами и музы- • колыши материалом первых двух хоров, Причем, дашшй процесс и в том, и в другом случае проходит в'обратной последовательности. Первый эпизод хора "Повстречался сын о отцом" близок первой части хора "Табун" /пятый хор/. Общность проявляется в образной, фактурном и, отчаоти, тонально? и интонационной близости. Второй эпизод является почти полной образно-стилистической параллелью первых двух строф четвертого хора цикла "Как иосия родилаоь" /образ песни, звучании женского хора, подголосочная фактура, тональность ро-маьор/, Пяти;' опизод в концентрированном виде "вбирает" в себя образно стичевно константы первого и второго хора. Аккорловая факту-га рнянзает опсоциациг. с хором "Вечером синим'' , а тональны:! план

./Ре-матор/ - с проходящими в этой тональности лейтмотивами юности в хоре "Ой утраченной пностя". Тем самим, ойрв-зний строй и средства музыкальной выразительноег к хора "Повстречался сын о отцом" как в зеркало отражгаот содержание всего цикла, В итоге, коаду центральным и крайними хорами композиции образуется "двойная перекрестная связь", причем центральный хор как бы окропляет о двух сторон в обряженном виде музыкальный материал крайних хоров. Таким образом, структура цикла приобретает необыкновенную стройность и завершенность. Поэтому исполнение всех пяти хоров без перерыва в одном концерта представляется автору диссертации пнтореоной и перспективной творческой аапачэй для исполнителя свнридовскоЯ музыки.

.Талое отмечается, что стремление к цгаушзацпи хоровых миниатюр обусловлено симфоническим мшиланчем Свиридова и является одно? нз важнейших особенностей ого стиля, Дане внутри одного крупного циклического произведения о четко выстроенной драматургией часто образуются своеобразные "циклы в цицле". Сформировавшись в "Пяти норах без соцг^подения", данный принцип постоянно зокропляется и подчеркивается в более поздних сочинениях для хора а- елрре&а- , Мпогда два или насколько хоров Свиридова, входяшиэ в совершенно различные циклы, имеют ярко выраженные образно-стилевые связи. Тогда образуется своего реда "скрытая цикличность на расстоянии", Пыязленне стих взаимодействии добавляет новые краски и дает дополнительный импульс в интерпретации кагдого хера. 0ледощтб:гъьо, перед тем, как взяться за исполнение любой миниатюры.Свиридова, дирижер должен глубоко изучить все хоровое творчество композитора,

Взаимодействие образного строя и средств музыкальной вырази-'толыюоти, Одно из положений мэркоистоко-ларинокой оотйтики гласит о том, что целостной системе материальных носителей художественной информации всегда соотяетствуот целостная система значений, а комплекс средств выразительности создает образ чую структуру

сочинения. Поэтому синтез музыкально-'} интонации и художественного образа характерен в тоМ кто нно!5 стыпени ддя музыки любого композитора. Не останавливаясь подробно ча чрезвычайно сложном и малоисследованном процессе сочинения музыки, в диссертации отмечено главное: у Свиридова о его образно-ассоциативным типом композит ■ торокого шшлошш образна'! структура играет особую роль, а идей-но-образн))'\ отроП как бы рождает сродства музыкального вирпжения. В евнриловоких хорах .д^бач образная деталь текста, контекста или подтекста ол.таи? ооновои для композиционного решения. Это касается и г.онотрунтопанпя формы, и образования мелодической,- ритмической, гармштчэскск! структуры и, наконец, создания фактурной драматургии. Данную особенность стиля Свиридова всегда должен помнить исполнитель, пристукпя к работе над лобым хором а са-рре£(а^ композитора, в том число'и его "Пятью хорами без сопровождения"., Так, двухчастна ^¡ормп в хоро "Об утраченной юности" образуется на основе сопоставления длух "ключевых" слов в гоголевском тчксч-е "прежде" и "топор*", пыра'еттпис два образно-вромошшх пласта, Гепризгюсть в хоро "Печорой синим" обусловлена образно-смысловой и ЛонотичрокоП общностью фраз "Вечером синим, вечером лунным" и "оин»в счастье, луинно ночи", ^вухчаотность хора "Повстречался . сын с отцом" связана с сопоставлением двух образных сфер: сцены битвы и картины природы. Куплетно-^приационная (форма "Как песня родилась" неразрывно связана с образной вариантностью. В хоро ''Табун" три части соответствуют трем ярко раскрытым в музыке сторонам единого образа Ропшш.

Мелодика также стремятся к индивидуализации художественного образа. Сто касается как интонационных истоков, вкраменинх в ассоциативных связях с другими произволениями, так и непосредственного отрупту-чгого строения тем с точки зрения их первоначально'! образном семантики. Осознание яэнтгеж тематических процессор чрезвычайно обогалает сбразнуо пллчтру хоров я олооолстпуот яркой интерпретации

каждого хора цикла. Наличие многочисленных лейтмотивов и лоНтпч-тонаций, особенно в первых двух произведениях цикля, тпк.те обус\точ-лено образной драматургией.

Образная роль ритма проявляется через лейтритмы, впралгалио

Г

тему утраченной юности в первом хоре, ритмические расширения я полнозвучных аккордовых заключительных эпизодах, создающие О'лутчр-ние прекрасного как "длящегося" состояния во втором и третьем хорах, неизменный вальсообразный ритгл, подчеркивает'' постоянный лирический характер в четвертом хоре и разнообразный т>чтмичеокий рисунок, определяющий три различных грани образа Родины в пятом хоре. Дирижер должен отметить в "Пяти хорах" ванную смысловую Функцию пауз. / Свиридова это не просто цезура для взятия певцами дыхания, а средоточие самых различных образных констант. В них образы либо получают завершение ми дальнейшее развитие, Либо происходит переключение о одного образа на другой. Исполнитель должен обратить внимание на иослючитолъпую роль пауз в образной и структурной драматургии хора "Вечером синим'', где их исполнительская трактовка играет едва ли но решающую роль в интерпретации произведения.

• Весьма полкка и хорах образная Лувкцш I лрмошг.к Ктгдриу лг-докественному образу соответствует определенная тембровая окраска, а уотойчипно образы эпкрвшм'отся лоЛтгармошшмп и лрйттг>мбрам:1. Например, две лойтгармон'чи юности в первом и втором хорах, появляясь в концах всех крупных построений, служат сродством образной связи. Гармонические вертикальные комплексы в херах "Об утрчч^ниоП «кости" н "Почэром синим" связаны в концентрированном виде с их тональным развитием по горизонтали. Последовательный тональный алан основных разделов диптиха /начало и конец 1 и'И часто?! первого хора - начало и конец' второго хора/, сдедуя по весхо.тда'Ш > горпглм, соответствует структура евпридо^ского "лойтпккордп

синевы" и характеризует общее образное просветленна. Заключительны И "бе.циЙ" Ло-макор хора "Табун" ккк бы объединяет "диезный" и "бемалншй" тональный опиктр всех пяти хоров, играя узловую роль н'образной драматургии воего цикла.

Фактура каждого хора также рождена образами. Использование "культовой" аккорловости в первом и втором хорах идет от неразрывной образной связи темы утраченной юности о окрашенной в "духовный" цвет темой покаяния. Рашюсбразная фактура хора "Повстречался сын с отцом" является результатом жанрового синтеза, кото-рпй и свою очередь, обусловлен образной многоплановостью. Подго-пооочная фактура четвертого и пятого хоров идет во многом от образной многослгайности, что является принципиально новым в трак-тонко композитором принципа подголооочнооти,

П)»и анализо хоров дирижер должен обратить' внимание на глубокую внутреннюю взаимосвязь всех овелотв музыкальной выразительности, У Свиридова ати стилистические константы настолько солижоютоя, что временами происходит диалектический процесс перехода одного элемента музыкальней речи ь другой. Молодил переходит в гармонию . /щюнгдчцйсть горизонтали и вертикали/, ритм в тембр /триброритм/, молодичоские интонации ь тембр /темброинтопГ'Ция/, лад а ритм /ладовый ритм/, Попобная концентрация музыкалыю-шраоителышх продеть нв.ляотоя ово&во рода уол ленным отражением сн!разноП драматургии, . .

. Итак, для стиля Свиридова характерно рождение музыки из образов , да и все творчество композитора можно охарактеризовать, как вопичйотвонную "музыку образов", Поэтому в "[¡яти хорах" ни ог.по из средств ¡/узикалъной выразительности не долнно рассматриваться! дирижером в отрнвэ от художественного содержания,-Это важно учитывать и в пречварительчой работе с партитурой, и на репе-мч-в.шх, ■ V, во время концертного исполнения.

1.5.

Образная „концентрация.. Для муяккч Свиридова т'грк'.тоим» большой удельный ьео квдпоЯ Лрнен. кедпого аккооца, ка^лог'о зпукп. Эта стилевая особенность музыки композитора в контексте образного отроя трактуется в диссертации как "образная чонцентрация". Ланнмй композиторский принцип буквально пронизывает вое хоровые партитуры, а в,хоре "Вечером синим" на его основе полностью построены все разделы, Образная чогщентрацпя лежит и основе "дву-пляновой трактовки хора", когда хор ьпступает одновременно п роли рассматриваемого соъекта и в роли комментатора событий. Ото? образно-драматургический прием применяется композитором в лорах "Как песня родилась" и "Табун" /песня и рассказ о не'\/.

Образные константы по аналогии о элементами музыкально1", речи имеют теидя'гцмю к взаип'олронккновнни«). Тогда образуется, "образпро комплексна При рассмотрении "Пяти хоров" исполнитель долп<'ч отметить не только ооразные сопоставления и обрезные контрасты, но и постепенные переходы от одной грани образа к другой. 1 Гротом, образные контрасты проявляется у Свиридова не только на временном расстоянии /образная горизонталь/, но и взаимодействуют в едином временном звучании /образная вертикаль/. В связи о зтим, мо;~но говорить о переходах образной горизонтали в образную вортпгааь /или обратно/ по аналогии с процессами, происходящими в спиритов-скоЛ гармонии.. Так, в 5 отроТю хора "Как. песня родилась" три образные пласта /образы воспоминаний, пасни, эдгеоствипшч; л~алей/ чз.та-гачтея последовательно, характеризуя образную горизонталь. Р в строфе все эти образные пласты объединяется в ошюврачшнотя г<,">'~ чачии, образуч образнуо вертикаль. Аналогичный переход ил ойр.л-ио1 горизонтали в образ;1уо вертикаль происходит в хорах "('б утраченной юности" и "Вечером сипим" /рбвазовачпый на основе последовательного тонального чшта тещоопЧ ундецимашеорд - '-лоЛуак^опд синевы"/. 1

Вводя даднум систему определений влемецтои образного строя и используя оа ь овоей хормейстерской деятельности, автор диссертации на претендует на научноо открытие, Смыкание образной и стилевой терминологии трактуется лишь как один из исполнительских призмой в работе о хором. Образно-стилевой синтез, рассматриваемый на как эстетическая акоиома, а как дополнительное средство раскрытия образной драматургии произведения, весьма привлекает певцов и является, походя из опыта автора диссертации, весьма плодотворным в репетиционном процессе. Особенно это касаотся хоров Свиридова: ведь сложнейшие внутренние взаимодействуя влемек-тов образной структуры являются отличительной особенностью стиля композитора, что необходимо учитывать дирижеру в интерпретации «виридовских хоров.

Связь музнки и текста. Проникая в глубины поэтических образов, Свиридов обычно нп' идлпстрируот текст, не следует за ним скрупулезно, а прочитывает его главную мыоль, ¡Зта характерная особаннооть Свиридовекого творческого метода отразилась б изменениях некоторых деталей литературных первоисточников, где композит тор сокращает либо отдельные бытовые подробности•/хоры "Об утраченной юности", "Табун"/; либо повествовательно-исторические моменты /хор "Повстречался сын,о отцом"/. Следовательно, "вторжение" Свиридова и азторокий текст является не беосмнслошгам произволом, а необходимым элементом композиторской трактовки,. Такое отношение к стихам придает удивительную образную целостность каддому произведению цикла, Вмьоте с тем, наряду о обобщенной подачей основного стихотворного образа, композитор настолько ярко вцпионвает отдельные детали текста, что миниатюры превращаются в своеобразные яивопионцв полотна, Являясь, однако, лишь средством обогащения образной палитры каждого'хора, эти изобразительные штрихи' отнюдь но'нарушают единства и непрерывности тока их драматурги-

ческого развития. Изобразительность в хорах Свиридова проятт-ется в трех аспектах: предваряющее отражение /образ возникает в музыке .до того, как о нем упоминается в тексте/, однолистное отражение /образ сочетается с музыкальным звучанием/ ч пососу-ю!црп отражение /образ выполняет роль смыслового отголоска произнесенных слов/. В итоге, художественный образ рпосглчтрчпчотоя в трех драматургических плачах: "образ-преднкт", "образ-параллель", "образ-слодотвип".

Проникновение композитора в глубины поэтического длинепя и его яркое отражение в музнкз - одна "э характерных особенностей свердловского стиля. Парчоторяимая связь лоатичсогпх и муячкрлъ-янх образов в тлорчостве Свирвлорз столь впечатляет, что автора по праву считают "поэтом в ;-.г>зчке". Га'оьпо поэтому исполнитель свирцдолокпх хоров долган доеконалмга пзучигь литературный. иерво-иоточнчк, хорошо при этом разбираясь в особенностях поэтического языка и основах стихозлоулняя.

Черты., оимрочизма. Ьепрернтагооть* драматургического р/пвит'ип , пронизаны вое хорн цикла и вачтч'Й ич рпзлол. Это придает музыкальному wreniwty херов большой лор'вжак, а ферме - улппктояьнут» целостность ; качества сообчягт музыке черты симпоиппмл, который 'КАсарьев определял кач -Зоому музыкального динамизма в глчеот-векно-психотогичоеком попокте, когда пол?чагтся оицтгенге ичпрорив-Ности музыкального тока и влокуЧо!! вгтерпд нлпря.т^нчоотч. !! "Пяти хорах" "форма музыкального динамизма" проявляется не только внутри закончотшх построений, но и на их "отекал". Б одних случает, самостоятельные раздели сливается друт с другом за счет фактуры, гармонии, молодики, а их соединение характеризуется диалектичес- • Ким взапш.ейотвизм прнр'гзкооти' и непрерывности развития му пикал ь-■пой ткани /херы "Об утраченной шести", "Как песня родилась", "Табун"/. Роли я<? рз.здщщ отле-ля^тся-.пвуз^п, то в создании <гяи-|ного точа, в развертываяии иуз:сиия>ио<! Ш1 решающая роль полчнн

№.

принадлежать исполнителю. Это осуществляется за счет "звучащих пауз" /хоры "Вечером синим", "Повстречался сын о отцом", "Табун"/. •Лйшшй дирижерски!! прием можно считать одним из частных проявлений "стфонизма исполнительского интонирования".

Элементы симфонического развития помимо общей драматургии хоров характерны также для их формы, мелодики, фактуры хороьой инструментовки. Так, одной из вторичных структур хора "Повстречайся сын с отцом" является форма сонатного аллегро. Дирижер должен такки обратить внимание на концентрические репризы хоров "Вечером синим", "Повстречался сын с отцом", "Как песня родилась", "Табун", где объединяется основной материал и тональный алан данных произведений. В тематизые этот процеоо особенно явственно прослеживается в хоре "Вечером синим". Здесь все четыре фазы основной теин /ядро - ого повтор - развитие - завершение/ вычленяются при дальнейшей разработке тематического материала в соответствии с принципом симфонического развития в сонатном аллегро, й качестве Примера сигфошшнции (фактуры отмечается П часть хора "Табун", где постоянны характер музыки, темп, нюанс, а все глубокие качественные изменения музыкальной ткани осущаствляптся только средствами голосоведения. О точки зрения хоровой инструментовки показательна общность с оркестровой фактурой средней части хора "Вечером синим". Четырехголосие мужских голосов напоминает квартет медных духовых, а солирующие впиэодн басов и альтов вызывают в шилятн ассоциацию о монологами духовых и струнных инструментов в симфониях Шостаковича, ' '

. Ош/фонизация хоровой фактуры а елрре№а. - весьма сложный н крайне редко встречающейся в хоровой миниатюре композиторский црием, которым Свиридов владеет в совершенстве, Повтому исполвд-.тйль свиргдовских хоров должен быть хорошо знаком о симфонической литературой и достаточно-осведомлен в вопросах оркестровки и

инструментовки.

■ ¿'ругне характерные черти стиля Свиршгова в жанре хоров (loe сопровождения также связаны о симфоническим мышлением композитора.

Особенности Форш. Музыкальная Фюрма каждого из пяти хоров с конструируется на основе строфической структуры портического нпр-воиоточника и потому может определяться как "строфическая'1. Исключение составляет хор "Об утраченной юности", где двухчастная форма непосредственно вытекает из образной структуры, выражая два основных образно-временных пласта. Однако, глубина, образных контрастов, образная вариантность на расстоянии, образные модуляции, образный контрапункт» образная котщептр'чгпя и другие образные средства музыкальной выразительности, являясь, о одной стороны, нерасторжимой частью строфической Формы, с другой стороны - ее же п разрушают. В итоге, на основе строфичности возникают "вторичные структуры", что позволяет говорить о "смешанных формах". Ланняя тенденция Формообразования в той или иной степени пвогши-лась во всех хорах цикла: простая й сложная двухчастность с зеркальной репризой в хоре "Вечером синим", двухчастность, тропяст-нссть и двухчастноеть с кодой з хоре "Как ппсня родилась", трох-чссг"ость о зеркально-" репризой в хоре "Табун".

В диссертации отмечается, что различнее трактовки формы от-в^иь не исключают друг друга. Наоборот, взавмообогп'лаясь, они 1шпзт»тш "Пудоррлить" и развивать творческую мысль дирижера. Разумеется, исполнитель должен выбрать один основной влрпант. Вместе о w, отголоски других вариантов должны внести дополнительные краски в образно-стилевую палитру произведения, что способствует яркой интерпретации хоровой минпатэтрн.

"анровнч синтез. В творчестве Оппрплопа четко нрослпжввлится следуюдил принцип: стилевые особенности текста диктуют выбор опгро-д-\л°ш;их "злакотох"ялсгектов сооттетству*^.ого музыкального жг-чра.

В некоторых произволениях в итога создается своеобразный жанровый синтез'. Эта характерная стилевая особенность музыки композитора четко прослеживается в "Пяти хорах". Наиболее изысканным в стилевом отношении из хоров цикла /и, по мнению автора диссертации, по всзН соьэтокоЧ хоровой литература/ является хор "Повстречался сыч с отцом".. В его многоканровый синтез входят: бшшна, дон-окая казачья, стросван солдатская, протяжная лирическая, город-ока» народная и революционные поспи; пеаня--марш, гимн, знаменный распей, русская культовая музыка более поздних веков. Причем, сломмймиа сочетания различных стилевых пластов на редкость органичны в любом овиридовсксм произведении. Эта черта музыки композитора пpeJ'ЬЛЬляeт особые требования к исполнителю. Дирикор, приступая к работа над хорами Свиридова, должен отлично ориентироваться в очень многих та!фах, ведь расшифровка жанровой основы ивнрпдовски;: мтшиатмр а елпреС^а- является одцим на важнейших гоодитов их инторнрет&пин,

Иснользовачно приемов кинг матпграТши. Этот принцип невольно чисто используется советскими композиторами в произведениях крупных форм /опера, балет, сцмТюния/ и имеет многолетний историю, В хорощх миниатюрах прием,н кинематографии впервые применены Свиридовым /созданный Д. Шостаковичем нескольким годами рыв« хор "Девятое января", где происходят аналогичные процессы, выходит, по шетго диссертанта, за рамки хоровой миниатюры и стоит ближе к оимфолпиЛ в, "Пяти хорах" она.проявились в ?рех аспектах; пригари свободного монтакч кадров,' наплыц кадра и метод замедленной кшго-оъпики, Принцип монтажа кадров определяет драматургию хоров "По-р.отречадся сын с отцом" и "Таяун". Монтажные "'склейки1' разделов данных произведений определяются по степени контраста р подразде-. лгатоя на три ого типа: малый, средний и глубокий, Нагашвн кадра

в аиле воспоминаний юности встречаются в хорах "Ort утраченное юности", "Вечером синим" и "Kart песня родилась". Метод замедленной киносъемки использован в заключительных аккорцовых разпелах хоров "Вечером синим" и "Повстречался сын с отцом", что позволяет композитору сосредоточить внимание с.пушатоля im возвращении первоначальных тем этих произведений.

В диссертации подчеркивается, что использование приемов кинематографии значительно раздвигает транш,ионные представления о возможностях хоров а cappttfa. и приближает данный жанв к онере, симфонии, театральному действу. Глубокий анализ и прапилыюе применение нтих приемов расширяет возможности интерпретации.

Взаимопроникновение различных видов искусства. В "Плти торах" Свиридова и прутих его хоровых миниатюрах момно отметить неразрывную связь различных видов искусстве * музыки, поэаии, живописи, кино, театра, стот своеобразный спиридовский синтез - отличительная черта его стиля и живое воплощение на современном уровни глубокого высказывания Ромена Роллана о том, что искусства ежеминутно поря-ходят одно в другое, спиц вид искусства находит свое нродлатлнш» я завершение в кругом. Переполнив до крайних ¡трепелов фопму одного искусства, он находит в другом из них целостное выражение. Следовательно, исполнитель хоров Свиридова дочтен быть не только большим мастером хорового дела, но и человеком высокой культуры и большой прудицыи.

Тнкин образом, исполнение "Пяты хоров" предъявляет особые требования к хоровому дирижеру. Он обязан глубоко знать нчроддпи творчество и русскуя культовую музыку, обладать ярким образным мышлением, разбираться в особенностях поэтического языка л ооно- ■ чах стихосложения, лол»он бить достаточно осведомлен в вопроопт оркйотровкл п лчотруизнтожи. оптггироготьоя в нпяроп9 разлпчкнх жанров и видов искусства.

Зто в равной степени относится и к иополнеиум других хоров а щере^с*' Г,Свиридова, как "Пять хоров" оказали огромное влияние да его дальнейшее хоровое творчество в данном канре. Сти-.hciw.hu черти первого цикла можно найти практически в любой хоровой мш/иатлре автора, Такие же произведения, как; "Ты зарой мне ту клоню, что прежде", "Нетель" и "¡(лен тц мой опавпшй" на стихи '

0.Ь'свнипа, Три хора из музыки к трагедии А.К.Толстого "Царь Федор Иоанорич", Концерт памяти А.А.Юрлова, "Хоровод" на ртихи А.Клока, "Норы (¡ыиуч и "Где наша роза, друзья мои?" на стихи А,Пушкина, "Поен}-." на отнхи Ф.Тютчева, "Груоть просторов" ра стихи Ф.Сологуба, "йапевкд" на стихи К.Северянина, ''Слава -г рола, огграва ^ роло" и "¡1н«;а Родина г- Россия" на стихи А.Прокофьева являются прямым об-

I

разно—оГИ.ЛЯВНМ продолжением ''Пяти хоров", Второй параграф главы посвящен подробному анализу этих связей. В конца главы подчерку »автол, что прежде, чем подступиться к какой-либо хоровой миниатюре Г.В.Свиридова, дирижеру необходимо внимательно проанализировать и, по возможности, исполнить его "Пять хоров баз сопровождения'', где еконцшпрированц основные отилевые оообеннооти музыки, композитора в канре хоров.

В Заключении делаются вцьоды и обобщен?»! по материалам диссертации, цодводктся итоги исследования.

Результаты исследования изложены в следующих публикациях|

1. Георгий Васильевич Свиридов /цеч,/ - Изд, Курского Облисполкома 1РВ2г, - П,Е) г/.л,

2. Наш выдающийся земляк 'композитор Г,В,Свиридов /неч,/ - Изд. Курского Облисполкому, 1582г, - 0,5 и,л,

3. Методическая разработка "Наш Ендаицийся ?бшщк Г,В,Свиридов

и его "Пять хоров баз оорророждения" /печ,/ - Иэд, Курского • 'Облисполкома, 1Рй2г, - 0,5 п,д,

аз.

4. Методическая разработка "Воспитательная роль музыкальных Фа-культетой Народных универоитетоЕ культуры На примере творчества Г.В.Свиридова" /печ./ - Изд. Курского Облисполкома, 1904г. -0,5 Я.л. ,

5» Особенности форш и жанровый синтез в хоре Т\Свиридова "Повстречался сын о отцом" /печ./ - В сб. Стплевне особенности исполнительской интерпретации, Сборник научных трудов Московском Консерватории. М,, 19В5г. - 0,5 п.л,

6, Сбвременные средства композиторской техники в хоровой партитуре на примере хоров Г.Свиридова /печ./ - Изд. Курского Облисполкома, 1987г. - 1,5 п.л.