автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Профессиональное самоопределение личности

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Удалова, Екатерина Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Профессиональное самоопределение личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Профессиональное самоопределение личности"

На правах рукописи

УДАЛОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

1 7 ОКТ 2013

Саранск - 2013

005534980

Работа выполнена на кафедре «Теория и практика социальной работы» ФБГОУ ВПО «Пензенский государственный университет»

Научный руководитель:

доктор философских наук, доцент, Скороходова Татьяна Григорьевна

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Шукшина Людмила Викторовна

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

Антипов Михаил Александрович

кандидат философских наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный

технологический университет»

ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»

Защита состоится «25» октября 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.117.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 39а, 3-й этаж, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва».

Автореферат разослан «24» сентября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

В. М. Сидоркина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Деятельность профессионально самоопределяющейся личности представляет собой одну из наиболее важных сфер общественной жизни человека и в то же время выступает механизмом социального воспроизводства общества. Соответственно, тема исследования одинаково значима как для личности-творца - активного субъекта деятельности по созиданию самого себя и социума, так и для общества, для которого возможности самоопределения, свободы личности являются источником развития. Актуальность исследования может быть раскрыта в ряде моментов.

Во-первых, самоопределение личности, предполагающее саморазвитие, самостроительство человека, позволяет судить о развитии общества. Последнее невозможно без развития человеческого, основанного на реализации личностью свободы, самоопределении, раскрытии своего интеллектуального, духовного потенциала. Поэтому в условиях модернизации социума, стремления построить гражданское общество и правовое государство, обращение к теме самоопределения представляется своевременным.

Во-вторых, профессиональное самоопределение всегда есть творчество личности, выражаемое в формировании самого себя (самотворчество) и в создании материальных и духовных ценностей. В то же время современность способствует укреплению ценности творческого человека. Такой человек умеет мыслить и трудиться нестандартно, способен к самостоятельному обучению и познанию мира. В связи с этим внимание к потенциалу, социокультурным факторам развития и проявления творчества и активности личности в профессиональной сфере становится особенно значимым для российского общества, стремящегося найти своё достойное место в мировом сообществе.

В-третьих, результат профессионального самоопределения личности влияет на формирование особенностей социально-профессиональной структуры, на развитие общества в целом (проблемы на рынке труда, недовольство личности профессиональными образованием, трудом, статусом и прочее влекут за собой социальное неблагополучие, выступают источником регресса, застоя в развитии). В то же время личность самоопределяется как представитель конкретного общества, носитель ментальности, и в содержании её деятельности в профессиональной сфере обнаруживается социокультурная детерминация. И социально-философское осознание социокультурной причинности профессионального самоопределения на фоне поиска российским социумом своего пути дальнейшего развития представляется важным.

В-четвёртых, философское исследование личности предполагает поиск смысла конкретной деятельности человека. Профессиональная область — одна из сфер, где личность может обрести смысл, а может этот смысл, напротив, утратить, что не лучшим образом скажется на её социальном самочувствии. В условиях возрастающей гуманизации общества и повышенного интереса к развитию человека выявление смысла деятельности в этой сфере, помогает определить возможности его личностного роста в конкретных социальных условиях.

В-пятых, в модернизирующемся обществе, которое стремится к инновационному развитию, актуализируется социальная потребность в кадровом обеспечении разных сфер материальной и духовной деятельности. Развитие профессионального потенциала человека должно быть приоритетным в политике государства, так как именно высококлассные специалисты способны преодолеть кризис, вывести социум на путь прогресса.

Таким образом, весьма актуальной становится необходимость осмысления и понимания деятельности личности в профессиональной сфере современного общества.

Степень разработанности проблемы. Предпосылки возникновения проблематики самоопределения существовали ещё в Античности. В философии Сократа, Платона развивается мысль о хороших или дурных поступках, совершаемых человеком на основе добродетелей.

Идея самоопределения, прежде всего в его нравственном аспекте, утверждается и разрабатывается вместе с актуализацией проблематики личности, свободы воли в немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг). И. Кант считал, что каждому наделённому разумом и волей существу следует приписать свойство определять себя в отношении к поступку, руководствуясь идеей своей свободы. В самоопределении человеку следует руководствоваться принципами нравственности и долга: здесь отождествляются свободная воля и воля, подчинённая законам.

Для экзистенциалистов самоопределение есть не просто выбор и реализация своей свободы личностью; оно означает «выстраивание» человеком самого себя. А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер видели значимые свойства личности в её установках, отношении ко всему окружающему и себе. Важна также идея экзистенциалистов о том, что свобода действия предполагает и ответственность за свои поступки.

К. Роджерс и Э. Фромм понимали под самоопределением умение личности самоизменяться, менять своё отношение к самой себе.

В отечественной религиозно-философской мысли идея самоопределения, связанного с Божественным началом в человеке, нашла отражение в трудах Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, В. И. Несмелова, Г. П. Федотова, С. Л. Франка. Философы ставят личность в центр всего бытия, присваивая ей дух свободы и способности к творчеству.

Серьёзный вклад в развитие проблематики самоопределения внёс К. Маркс. Отдавая ключевое значение общественным факторам в жизнедеятельности индивида, он видел в человеке не пассивное чувствующее существо, а активного субъекта деятельности, творца окружающего мира и себя самого. «Мы не всегда можем избрать ту профессию, к которой чувствуем призвание; наши отношения в обществе уже начинают устанавливаться ещё до того, как мы в состоянии оказать на них определяющее воздействие... но достоинство может придать лишь та профессия, в которой... мы самостоятельно творим в своём кругу», - писал К. Маркс

1 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: 1956. - С. 3.

Представители социально-философской мысли советского периода (С. С. Батенин, Л. П. Буева, Л. А. Зеленов, И. С. Кон, В. П. Тугаринов и др.) понимали самоопределение как самостоятельный выбор или процесс выбора, осуществляемый личностью, которая пытается духовно реализоваться, удовлетворять нравственные потребности и ментальные запросы.

Мысль о значимой роли общества, уровня его развития в самоопределении личности, возможностях её полноценного существования развивается в философии индийского писателя Р. Тагора и экономистов-создателей теории человеческого развития А. Сена, М. Хака. Обществу, детерминирующему самоопределение личности, следует посредством своих социальных институтов расширять человеческие возможности выбора и развития (политические, социальные, экономические, образовательные, трудовые, профессиональные и прочие), что в итоге выступит предпосылкой и общественного прогресса.

В работах отечественных философов (М. К. Мамардашвили, Г. С. Поме-ранц) прослеживается идея абсолютной автономности личности в самоопределении. М. К. Мамардашвили трактует самоопределение как исключительно личностный акт, не зависимый от чего бы то ни было; личность — это «нечто, что не имеет никаких других оснований, кроме самого себя»2. Для Г. С. Померанца личность - это человек, находящийся, прежде всего, в контакте с собственной глубиной, и философ советует самоопределяющимся всегда и, прежде всего, быть самими собой.

Самоопределение рассматривается в контексте поиска и обретения личностью смыслов в существующей культурной среде (А. С. Ахиезер, Н. С. Пряжников, Е. Б. Рашковский, В. Франкл), в профессии, труде (Н. С. Пряжников). Смыслы - «молекулы культуры»3 А. С. Ахиезера или «человеческие смыслы»4 Е. Б. Рашковского - существуют вокруг нас; и, самоопределяясь, человек «при-знаёт»5 те или иные ценности, выбирает путь своего развития, что в конечном итоге выступает источником развития общества.

В рамках современной социальной философии проблематика самоопределения находит отражение в публикациях и диссертациях С. И. Ануфриева, Е. А. Латухи, Р. Н. Романова, Н. С. Ширшиной, Е. В. Школьникова. Обширный эмпирический материал и ряд ценных теоретических обобщений о профессиональном самоопределении личности предоставляет социологическая наука: социокультурные факторы получения профессии исследовали Е. Г. Галицкая, Н. П. Касаткина, Л. А. Семенова, И. А. Шмерлина, Ю. А. Щавлинский, проблематику социализации молодежи в российском социуме - Ю. А. Зубок, О. И. Карпухин, А. И. Ковалева, Е. В. Самойлова, В. И. Чупров, особенности профессионального самоопределения выявляли О. Р. Белова, В. В. Выборнова, А. А. Зотов, А. В. Юпитов); социальные притязания и стратегии молодежи в региональном социуме изучали А. А. Зинин, В. А. Иншаков, О. В. Олисова.

2 Мамардашвили М. К. Необходимость себя. - М.: Лабиринт. 1996. - С. 31.

3 Ахиезер А. С. Труды. - М.: Новый хронограф, 2006. - С. 428.

Рашковский Е. Б. Смыслы в истории: Исследования по истории веры, познания, культуры. - М: Прогресс-Традиция, 2008. - С. 5.

5 Там же. С. - 6.

Философский аспект изменения профессиональной позиции специалиста рассматривал Е. В. Погребняк; социально-философский анализ компетентности, сущности профессионализма представителей конкретных профессий проведён О. В. Немирович и Д. В. Судариковым. Проблема самоопределения, социализации личности, раскрытая её потенциала в системе образования, в зависимости от типа общества исследовалась в трудах Л. В. Гомбоевой, А. С. Гурьянова, Е. А. Евстафеевой, Е. В. Киенко, Э. Ю. Майковой, И. С. Морозовой, Е. О. Подолько. Понятия «профессионального успеха» и «профессиональной успешности» разрабатывались Е. Т. Конюховой, Л. В. Черниковой.

Перечисленные подходы показывают, что, во-первых, ученые исследовали либо самоопределение и самореализацию личности в целом, либо личность как субъекта института профессионального образования. Во-вторых, не рассматривался исторический аспект самоопределения в целом и профессиональная его разновидность в частности. В-третьих, самоопределение (в том числе профессиональное), его характер не изучались в связи с ментальностью личности. Таким образом, становится очевидной необходимость разработки ряда новых вопросов в рамках комплексной социально-философской теории профессионального самоопределения.

Объектом исследования выступает деятельность личности в профессиональной сфере, направленная на самосовершенствование, воспроизводство и преобразование социума.

Предметом исследования является профессиональное самоопределение личности (социально-философский анализ).

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является формирование теоретической модели профессионального самоопределения как деятельности в его структурно-функциональном и историко-генетическом аспектах, и осуществление на этой основе социально-философского анализа профессионального самоопределения личности в современном российском обществе.

Достижение поставленной цели происходило благодаря последовательному решению следующих задач:

во-первых, рассмотреть основные характеристики структурных элементов деятельности профессионально самоопределяющейся личности (структурно-функциональный аспект);

во-вторых, обозначить исторические формы изучаемого явления, их особенности (историко-генетический аспект) и выявить основные закономерности его развития;

в-третьих, проанализировать структуру профессионального самоопределения личности на материале современной российской действительности;

в-четвёртых, выявить формы профессионального самоопределения в современной России.

Методологические основы диссертации. Методологической основой для решения поставленных задач явился деятельностный подход, применение которого открыло возможность комплексного исследования профессионального самоопределения. В рамках трактовки самоопределения как деятельности

использовались принципы системного подхода, что предоставило возможность раскрыть данную проблематику в двух плоскостях — структурно-функциональной и историко-генетической.

Историко-генетический аспект профессионального самоопределения рассматривался и анализировался на основе теории исторического развития человека в процессе развития общества6 (С. С. Батенин) и типологии форм зависимости личности, соответствующих тому или иному типу общества7 (К. Маркс). Обращение к последним в исследовании позволило, во-первых, подчеркнуть роль капитализма в возникновении явления профессионального самоопределения; во-вторых, выявить принципиальные различия влияния «западного» и «восточного» типов общества на профессиональное самоопределение, что в дальнейшем помогло нам рассмотреть сущность и особенности профессионального самоопределения в России.

Исследование динамики явления профессионального самоопределения осуществлялось методами диалектического анализа, сравнительно-исторического и историко-генетического анализа, моделирования, что позволило сделать некоторые теоретические выводы, определить перспективы развития. Историко-генетический аспект способствовал характеристике профессионального самоопределения в его динамике, становления и развития именно во времени, выступающем важным параметром анализа явления.

Применение системного подхода позволило обратиться к многофакторному подходу, необходимому при рассмотрении самоопределения в социальном контексте. Помимо социально-экономического фактора важную роль в профессиональном самоопределении личности играет социокультурный, технологический факторы.

Существенное влияние на теоретические положения диссертационного исследования оказали работы отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов, психологов, в которых были сформулированы ключевые положения изучаемой темы. К последним можно отнести: деятельностное понимание сущности человека (С. С. Батенин, Л. П. Буева, Л. Н. Коган, И. С. Кон, Н. С. Ширшина); идею о свободе как основном качестве личности и условии её полноценного развития (К. Маркс); идею о самоопределении личности, руководствующейся мыслью о своей свободе, как неотъемлемом свойстве любого разумного человека (И. Кант, С. Кьеркегор, Е. Б. Раппсовский, Т. Г. Скороходова); теория социально-исторических типов личности С. С. Батенина; социально-философский и историко-философский анализ современной российской действительности (А. С. Ахиезер, Е. Б. Рашковский, В. Г. Федотова, И. Г. Яковенко).

Гипотеза исследования состоит в том, что разработанная теоретическая модель профессионального самоопределения личности позволяет осуществить

6 Батенин С. С. Человек в его истории / С. С. Батенин. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1976.

7 Маркс К. Экономические рукописи 1857 - 1859 годов. 4.1 //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. - М.: Издательство политической литературы. - 1968 г., Т. 46., Ч. I. С. 100-101.

социально-философский анализ этого явления в любом из современных обществ, исходя из того, что в деятельности профессионально самоопределяющейся личности отражена специфика общественного развития; в то же время особенности самоопределения личности обуславливают характер социального воспроизводства, общественное развитие. Гипотеза доказывается на примере российского общества.

Научная новизна исследования состоит в построении теоретической модели профессионального самоопределения, выступающей основой социально-философского анализа деятельности личности в профессиональной сфере общества, выявлении особенностей профессионального самоопределения в конкретном социуме. В рамках исследования:

— раскрыто содержание понятия «профессиональное самоопределение», предложены новые понятия (состояние определённости, квазисамоопределение, формы профессионального пред-самоопределения, формы профессионального самоопределения, социальные типы профессионально самоопределяющейся личности), выявлен смысл профессионального самоопределения для личности и общества;

- обозначены исторические формы профессионального самоопределения личности, закономерности их развития;

- рассмотрена структура профессионального самоопределения личности, выявлены состояния квазисамоопределения и частичной определённости личности в российском обществе;

— проанализированы формы социальной деятельности профессионально самоопределяющейся личности в России.

Основные положения и выводы исследования позволили в рамках социально-философского понимания углубить и дополнить теорию самоопределения. Так, внимание уделяется деятельности личности в профессиональном пространстве, которое включает в себя не только профессиональную, но также образовательную и трудовую сферы.

Положения, выносимые на защиту.

1) Профессиональное самоопределение — деятельность личности, основанная на свободе распоряжения своими индивидуальными особенностями, мировоззренческими и социально-приобретёнными качествами с целью достижения состояния социально-профессиональной определённости. Смысл профессионального самоопределения заключён в поиске и обретении личностью призвания в профессиональной сфере, что в итоге является источником стабильности и развития общества в целом. Призвание рассматривается как возможности и способности к определённому виду деятельности. Профессиональное самоопределение личности является показателем развития общества в целом, так как в нём отражены, во-первых, внешние и внутренние возможности проявления свободы личности; во-вторых, состояние социальных институтов, в рамках которых и происходит самоопределение; в-третьих, ментальные особенности личности как представителя общества.

2) Профессиональное самоопределение как деятельность и социально-историческое явление приобретало ту или иную форму, практически выража-

ющуюся в социальном поведении личности. По критерию «тип зависимости личности, её свобода и ответственность в профессиональной сфере» обозначены шесть форм, разделённых на две группы, что подчёркивает момент возникновения феномена самоопределения.

Формы профессионального пред-самоопределения - это исторические формы данного явления, которые исключали самостоятельный выбор в профессиональной сфере, основанный на реализации свободы личностью:

- общинно-государственная (основана на личной зависимости от общины и представителя власти, государства);

- рабовладельческая (базируется на личной зависимости от рабовладельца-частного собственника);

- феодальная (в основе лежит личная зависимость в условиях феодальных отношений).

Формы профессионального самоопределения - это исторические формы явления, которые предполагали относительную автономность личности в профессиональной сфере, реализующей свою свободу и имеющей для этого относительно благоприятные внешние условия. Отсутствие личной зависимости способствует возникновению явления самоопределения, основанного на реализации личностью своей свободы. К формам профессионального самоопределения относятся:

- рыночная (базируется на свободе и ответственности личности в профессиональной сфере в условиях рыночных отношений);

- этатистская (в основе находится зависимость личности от государственной политики в профессиональной сфере; личность реализует свою свободу в тех направлениях и рамках, которые предлагает государство);

- рыночно-информационная (далее - информационная) (основана на свободе и ответственности личности в профессиональной сфере в условиях рыночных отношений, информатизации и глобализации общества).

3) В современном российском обществе распространены квазисамоопределение и состояние частичной определённости личности, при этом и смысл профессионального самоопределения для социума сохраняется частично. С одной стороны, общественная стабильность обеспечивается за счёт существования общественной потребности (на основе личностной) в функционировании социальных институтов, помогающих личности найти своё призвание. С другой стороны, неудача в обретении личностью своего призвания, не найденный ею творческий потенциал, не созданный материальный и духовный продукт в профессиональном самоопределении означают нереализованный человеческий капитал, и в конечном итоге - сдерживание развития общества.

4) Специфика профессионального самоопределения личности в России, заключающаяся в особенностях и противоречиях, основанных на сочетании нескольких форм исследуемой деятельности, демонстрирует противоречивость самого общества. С одной стороны, в профессиональном самоопределении отражены те элементы общественной жизни, которые тормозят развитие российского социума в направлении гражданского общества, правового государства (особое понимание свободы и ответственности, протекционизм). С другой сто-

роны, личность в данной деятельности демонстрирует относительно широкие возможности существования в новом информационном обществе, реализация которых была бы весьма затруднена без наличия внешних благоприятных условий (высокие темпы распространения информационных технологий, Интернета, усвоение новых современных культурных ценностей, в том числе понимания свободы и ответственности, появление и распространение новых профессий, содержание которых направлено на усовершенствование человеческой повседневности). Профессиональное самоопределение личности в России, таким образом, показывает российское общество как общество трансформирующееся, для которого свойственны как соблюдение своих исторически сложившихся традиций, так и распространение значительными темпами явлений и тенденций нового информационного общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования позволили обозначить место проблематики профессионального самоопределения личности в современном социально-философском знании. В работе предложены новые категории («элементы профессионального самоопределения», «профессиональное квазисамоопределение», «пред-самоопределение», «формы профессионального самоопределения»), раскрыто их социальное содержание, что дало возможность по-новому, целостно, исследовать проблему взаимодействия личности и социальной среды, в частности в профессиональной сфере. Результаты исследования мо1уг быть использованы при чтении спецкурсов и лекций по соответствующим разделам социальной философии, истории социальной философии, социологии, культурологии, педагогики.

Апробация предварительных результатов. Результаты диссертационной работы излагались на заседании кафедры теории и практики социальной работы ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет». Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в научных публикациях и участии в научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Школа, государство и общество» (2008), XII Международная научно-практическая конференция «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (2008), Всероссийская очно-заочная научная конференция «XIV Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов» (2012), V Международная научно-практическая конференция «Формирование новой экономики XXI века» (2013). Результаты данной работы обозначены в тринадцати публикациях автора, четыре из которых напечатаны в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК РФ.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка из 169 наименований. Общий объём работы составляет 164 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении автор обосновывает актуальность проблемы, предлагает обзор основных подходов к изучению профессионального самоопределения личности, формулирует цель и задачи, описывает методологию исследования, научную новизну, теоретическую и практическую значимость результатов.

В первой главе «Теоретико-методологические основы философского анализа профессионального самоопределения личности» диссертант выстраивает модель изучаемого явления как деятельности в его структурно-функциональном и историко-генетическом аспектах на основе системного подхода.

В первом параграфе «Деятельностный подход к исследованию самоопределения: структурно-функциональный аспект» автор рассматривает самоопределение личности и профессиональную его разновидность, которая одновременно отражает и сущность явления в целом, и его особенности, представленные в конкретной сфере - профессиональной.

Профессиональное самоопределение личности рассматривается как деятельность, отражающая в себе взаимовлияние общества и личности. Проблема самоопределения для каждой личности вполне конкретна и выражается в приобретении ею социально-профессионального статуса, являющегося в то же время элементом общественной структуры. Более того, любая профессия представляет собой ценность для социума, а личность совершает действия, основываясь на своих и общественных ценностях. То есть личность и общество взаимодействуют в профессиональном самоопределении посредством системы ценностей социума, воздействующих на личность, и оценивания личностью окружающей действительности и самой себя, на основе чего и осуществляется деятельность. Таким образом, самоопределение как любая деятельность, по словам В. С. Барулина, «с одной стороны программируется обществом, с другой - самопрограммируется, самодостаточна»8.

Естественным явлением, имманентным самоопределению в целом и профессиональной его разновидности, является свобода, которая в нашем исследовании интерпретирована и как достояние личности, и как внешние возможности выражения личностью своего «Я», предложенные данным обществом. Такая трактовка изучаемого явления позволила нам представить самоопределение как показатель развития свободы, возможностей реализации её в социуме, как механизм взаимодействия личности и общества, а также как показатель развития социума в целом, поскольку, как пишет А. Сен, «уровень развития (общества — Е.У.) зависит от свободной деятельности членов общества»9.

Более того, самоопределение личности обусловлено рядом социокультурных факторов, среди которых имеет значение понимание свободы и ответственности, принятое и распространённое в социуме, и в то же время выступа-

Барулин В. С. Социально-философская антропология: общие начала социально-

философской антропологии. Монография. - М.: Онега, 1994. - С. 78. ® Сен А. Развитие как свобода. - М.: Новое изд-во, 2004. — С. 22.

ющее частью ментальности, ценностного комплекса конкретного человека, переработанное им и ориентирующее его в поведении, профессиональном самоопределении в частности.

В соответствии со структурно-функциональным аспектом исследования были выявлены компоненты деятельности (субъект и объект, цели, средства, процесс, результат профессионального самоопределения личности) и их функциональная значимость.

Субъект и объект самоопределения совпадают материально, но не идеально. Субъект — это личность, обладающая физическими, психическими возможностями, а также внутренней свободой и активностью для самоопределения. Если внутренняя свобода представляет собой достояние личности, всегда имманентное её мышлению и деятельности, то под свободой внешней мы понимаем созданные во внешней среде возможности для реализации человеком своей внутренней свободы. Объект самоопределения - характеристики личности, используемые и/или преобразуемые субъектом. К объекту были отнесены индивидуальные природные особенности (талант, способности), мировоззренческие характеристики (потребности, интересы, ценности) и социально-приобретаемые черты (знания, умения, навыки, опыт).

На основе деятельностного понимания явления, обозначения субъекта и объекта самоопределение личности было интерпретировано как деятельность субъекта по отношению к объекту - индивидуальным природным особенностям, мировоззренческим и социально-приобретаемым характеристикам, предполагающая преобразование объекта и ориентированная на достижение личностью состояния определённости. Соответственно, профессиональное самоопределение обозначается как вид самоопределения личности, имеющий целью достижение состояния сог(иально-профессионалъной определённости. В интерпретации исследуемых явлений был предложен термин «определённость», введение которого обосновано необходимостью наиболее чётко охарактеризовать деятельность, её направленность, взаимосвязь личностного и общественного. Содержательно понятие предполагает как приобретение личностью социального статуса, так и чувство удовлетворения личности от достигнутого статуса.

Однако самоопределение личности, хотя и ориентированной всегда на достижение состояния определённости, может приводить к различным результатам. В диссертации предложен ряд возможных результатов, характеризующихся достижением состояний абсолютной, относительной, частичной определённости, а также её отсутствием. Последний вариант результата профессионального самоопределения личности был обозначен как квазисамоопределение.

Социально-философское исследование профессионального самоопределения включило и попытку раскрыть смысл явления, что позволило интегрировать в единое целое деятельность и среду, профессиональное самоопределение личности и общество. И смысл профессионального самоопределения заключается в поиске и нахождении личностью своего призвания (тождественно способностям к тому или иному делу и возможностям их развить и реализовать) в профессиональной сфере, что в итоге выступает источником стабильности и вместе с тем развития общества в целом.

Во втором параграфе «Генезис изучаемой деятельности» диссертант отражает социальную обусловленность профессионального самоопределения как общими закономерностями общественного развития, так и особенностями развития конкретного общества.

В рамках данного аспекта в качестве методологической основы анализа профессионального самоопределения личности были избраны теория исторического развития человека в процессе развития общества (С. С. Батенин) и типология форм зависимости личности, соответствующих тому или иному типу общества (К. Маркс). На данной основе был сформулирован критерий форм профессионального самоопределения — тип зависимости личности, её свобода и ответственность в профессиональной сфере - и их названия, отражающие суть зависимости/свободы личности в конкретных общественных условиях. Термин «форма профессионального самоопределения» отражает сущность и специфику социального поведения личности в профессиональной сфере. Каждая из форм обладает своей спецификой, детерминированной обществом, существующим в конкретное время и в конкретном месте, а также самим субъектом профессионального самоопределения, действующим в данном обществе. Таким образом, были представлены три формы пред-самоопределения (общинно-государственная, рабовладельческая, феодальная) и три формы самоопределения (рыночная, этатистская, информационная).

Личность при общинно-государственной форме пред-самоопределения весьма ограничена в реализации своей свободы в профессиональной сфере, что обусловлено особенностями социальной структуры, традициями данных обществ и общим положением личности в них: профессиональная принадлежность чётко распределена между социальными слоями и детерминирована фактором наследования статуса. Так, в Древнем Египте, пишет Л. С. Васильев, «в юности каждый из «слуг царя» получал назначение на работу по определённой специальности, с учётом профессии его семьи, и, как правило, на всю жизнь» . Ограничение свободы личности в профессиональной сфере выражается в полной предопределённости профессионального пути в зависимости от социальной, семейно-клановой принадлежности личности, а также в зависимости от личной позиции представителя власти (царя, чиновника).

При рабовладельческой форме пред-самоопределения профессиональная принадлежность также детерминирована наследственным фактором: представителям конкретного социального слоя доступны конкретные профессиональные области, в рамках которых свободный человек (он же - рабовладелец) выбирает профессию. В отличие от общинно-государственной формы при рабовладельческой форме приоритетными являются частнособственнические отношения, экономический фактор, соответственно, взаимоотношения в профессиональной области строятся не сверху вниз (власть - общество), а, горизонтально, прежде всего на местах, исходя из конкретных экономических потребностей свободного гражданина. Последнее означает, что личность, хотя ещё и не способная самостоятельно самоопределяться, имеет возможность получить то

10 Васильев Л. С. История Востока: В 2-х т. Т.1. - М.: Высш. шк„ 1994. - С. 106.

13

профессиональное дело, к которому у неё есть способности, поскольку именно такой подход к определению профессионального пути человека может принести максимальный экономический эффект. Таким образом, для рабовладельческой формы пред-самоопределения характерно начало формирования ценности выбора, основанного на стремлении к экономической выгоде.

При феодальной форме профессионального пред-самоопределения принадлежность к сословию, закрепленная юридически, передающаяся по наследству и включающая ряд обязательств перед государством предполагала и профессиональное предназначение. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов, и «социальное, профессиональное самоопределение» было выражено только в возможности выбора того или иного рода занятий, не выходящего за рамки этого сословия, и, как правило, «ремесла семьи», к которым принадлежал «самоопределяющийся».

Появление и развитие промышленного капитализма привело к возникновению явления профессионального самоопределения личности и, соответственно, новой его формы - рыночной. Сформировался новый социальный тип личности с особым отношением к труду и самой себе, со своей системой ценностей. «Предполагается, что члены общества должны рассчитывать на себя, рисковать, делать выбор и нести за него ответственность»,11 - пишет Ю. А. Щавлинский об изменении положения человека в профессиональной сфере, связанного с появлением промышленного капитализма. Индустриализация с её ростом количества специализаций, увеличением роли образования и возможностью получить это образование создавала условия для самоопределения, «места» для самоопределившихся в виде профессий, мест учёбы и труда. Одним из проявлений промышленного капитализма является специализация, следствием которой является возникновение общественной необходимости в постоянном профессиональном совершенствовании личности в соответствии с возрастающими требованиями. В целом появился полноценный субъект профессионального самоопределения, обладающий социальной способностью к действиям в профессиональной сфере; относительно широкими возможностями получения профессиональных знаний, умений, навыков, опыта; вещественными средствами (которые технически находятся на относительно высоком уровне) и социальными средствами; способностью быть участником социальных институтов, в том числе и образования, что позволяет пользоваться профессией как каналом социальной мобильности.

Этатистская форма предполагает особую роль власти, государства в самоопределении личности. Самоопределение личности происходит в соответствии с общей государственной концепцией: она свободна самоопределяться только в тех направлениях и рамках, которые предлагает государство. Количество профессиональных учебных заведений и учебных мест, распределение по местам трудовой деятельности, профессиональное ориентирование и профессиональное совершенствование полностью находятся в ведении государства, чи-

11 Щавлинский Ю. А. Профессия как социокультурный феномен в историческом контексте // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. №4. - С. 127.

новников. При доминирующей зависимости личности от государства ответственность (за качество образования, трудоустройство) также несёт, прежде всего, последнее; ответственность личности заключается в ответственности не перед самой собой, а перед государством, коллективом (который и выступает «лицом» государства в конкретном случае).

Глобализационные процессы и информатизация общества играют важную роль в профессиональном самоопределении личности, что находит выражение в информационной форме. Личность приобретает широкие возможности в поиске информации, необходимой ей для профессиональной деятельности, совершенствования, принятия решений. В то же время личность находится в зависимости от информации. Во-первых, расширение возможностей реализации личностью свободы всегда предполагает ответственность, а в случае ежесекундной реализации свободы в повседневной жизни ответственность становится достоянием прежде всего самой личности, она несёт ответственность в первую очередь перед самой собой. Ж.-П. Сартр, как будто предвосхищая такую свободу и такую ответственность человека ещё в начале 40-х годов XX века, писал: «.. .человек, будучи осуждённым на свободу, несёт весь груз мира на своих плечах... ответственность для-себя является тягостной, поскольку оно (для-себя) есть, посредством чего существует мир, и поскольку оно есть также то, что делает себя бытием...»12. Во-вторых, самоопределяющаяся личность, имеющая возможность получать любую информацию, а значит — выбирать то, что ей необходимо, может потеряться в потоке этой информации, не приобрести необходимое или получить ненужную, ложную информацию. В-третьих, информационная свобода предполагает зависимость, которая основана уже не просто на социальном неравенстве и социальной структуре, но и доступе к информации. Таким образом, личность в условиях информационной свободы вынуждена адаптироваться к информационной зависимости, предполагающей не одинаковый доступ к информации, и, соответственно, разные условия реализации своей внутренней свободы, и в конечном итоге профессионального самоопределения. При сохранении главного принципа рынка - ориентации на прибыль — в условиях серьёзных технических преобразований становится очевидным, что максимальную прибыль может принести личность, обладающая определёнными характеристиками - активностью, креативностью, самостоятельностью, образованностью, способностью к быстрой адаптации, владеющая навыком работы с современными техническими средствами. Появляется необходимость предоставления большей свободы личности для развития и совершенствования этих качеств, потребность в личности, способной самостоятельно профессионально развиваться и совершенствоваться.

Самоопределяющаяся личность обладает возможностью поступить учиться, обучаться, трудоустраиваться и работать виртуально, физически находясь в любой точке планеты. Высокий уровень развития техники и технологий приводит к увеличению свободного времени личности, и, следовательно, к по-

12 Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. - М.: ТЕРРА. - Книжный клуб; Республика, 2002. - С. 557-558.

явлению возможности обратиться к себе, к своему внутреннему миру, своему здоровью. В то же время при капиталистических отношениях в информационном обществе учитываются новые возникшие проблемы и потребности человека, связанные со здоровьем и образованием, техническим оснащением повседневной жизни. Поэтому при доминировании информационной формы профессионального самоопределения одними из самых востребованных профессий (как ниш для самоопределяющейся личности), безусловно, помимо специалистов 1Т-сферы, будут те, которые ориентированы на человека, его развитие, улучшение его комфорта, быта, здоровья.

Во второй главе «Социально-философский анализ профессионального самоопределения личности в России» диссертант практически применяет теоретическую модель, разработанную в первой главе, в исследовании профессионального самоопределения личности как деятельности в среде современного российского общества.

В первом параграфе «Структура и смысл явления в российских социальных условиях» автор характеризует современное российское общество как среду профессионального самоопределения личности, а также анализирует структуру данной деятельности, выявляет её смысл.

Современное российское общество как среда системы профессионального самоопределения характеризуется как сложное, трансформирующееся, основанное на противоречивом сочетании черт «догоняющей» индустриальности и частичной постиндустриальности, Востока и Запада, советского и постсоветского государств. Это сочетание осложнено характером преобразований и исторических переходов от одного типа общества к другому (от традиционного — к индустриальному, от так называемого «социалистического» к капиталистическому). И, как отметил А. С. Ахиезер, «очевидно, что цивилизационные особенности являются и характеристиками личности»13.

Деятельность личности реализуется на основе свободы внутренней и внешней (по сути, возможности, предоставляемые средой - российским обществом для личности). Более того, личность всегда выступает носителем мен-тальности, к которой можно отнести особое понимание свободы и ответственности. В современном российском обществе понимание свободы и ответственности самоопределяющейся личностью основано на двух противоречивых особенностях: стремлении к свободе как важной ценности и восприятии ответственности как долга, бремени, а не как явления, имманентного свободе, что выступает источником избегания ответственности, а вместе с ней — и свободы. Особенности среды деятельности, ментального понимания личностью свободы и ответственности воздействуют на профессионально самоопределяющуюся личность, которая, воспринимая и осмысливая окружающую действительность и принятые в социуме ценностные нормы, преобразует их в своём внутреннем мире и на этой основе осуществляет деятельность.

13 Ахиезер А. С. Специфика российской цивилизации // Цивилизации. Вып. 6: Россия в циви-лизационной структуре Евразийского континента / Отв. ред. А. О. Чубарьян. - М. Наука, 2004.-С. 232.

Смысл профессионального самоопределения в российском обществе детерминирует сама личность как субъект: поиск личностью своего призвания, как правило, не связан именно с профессией, хотя и происходит в профессиональной сфере. Ценностные приоритеты самоопределяющейся личности в России зачастую предполагают смещение акцентов в профессиональной области с потребности личности в самореализции, с поиска своих способностей в профессии в сторону потребности личности в поиске возможностей приобрести материальное благо посредством профессии.

Смысл профессионального самоопределения для социума сохраняется частично. С одной стороны, общественная стабильность обеспечивается за счёт существования общественной потребности (на основе личностной) в функционировании социальных институтов, помогающих личности найти своё призвание. С другой стороны, неудача в обретении личностью своего призвания, не раскрытый ею в себе творческий потенциал, не созданный материальный и духовный продукт в профессиональном самоопределении означают нереализованный человеческий капитал, и в конечном итоге - сдерживание развития общества.

Специфика российского общества как среды самоопределения вместе с особым ментальным пониманием личностью в России свободы и ответственности наполняют содержанием все элементы деятельности самоопределения.

Потребности, интересы, ценности объекта самоопределения ориентированы зачастую на материальный достаток; «в России успех измеряется тем, что приносит деньги»,14 - пишет В. Г. Федотова. Ситуация представляет собой следствие абсолютизации значимости всего материального в условиях скорой и сложной адаптации российской личности к рыночным отношениям при отсутствии идеологической и духовной основы для этого.

Личность зачастую отчуждает ответственность за свой выбор и действия в профессиональной сфере: в условиях расширившихся возможностей внешней свободы в виде появления множества новых профессий, новых форм труда и, главное, доступа практически к любой информации, она испытывает «информационный голод», то есть, по сути, демонстрирует в значительной мере утрату ценности знания как элемента в объекте самоопределения.

Целеполагание личности, профессионально самоопределяющейся в России, зачастую характеризуется подменой цели-идеала конкретными промежуточными целями, что свидетельствует об инструментальном отношении к профессии. В основе этого находится недостаток понимания в обществе свободы как естественного достояния личности, необходимого в постоянной активной реализации в профессиональной сфере как одной из множества областей для возможного самовыражения. Главными критериями привлекательности профессии выступают уровень дохода и близость к власти, что в конечном итоге является следствием быстрого усвоения личностью в России капиталистических отношений (отсюда - гипертрофированность значимости материального достатка) и традиционного для общества особого отношения к власть имущим,

14 Федотова В. Г. Хорошее общество. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - С. 43.

17

и, соответственно, профессиональному труду, предполагающему какое-либо влияние на других, возможность занять высокую должность.

В средствах профессионального самоопределения в российском обществе отражены как уровень развития техники, информационных технологий современности, так и роль сложной социально-иерархической структуры, предполагающей обязательное наличие связей для успешного существования в данном обществе, что также иллюстрирует пассивное отношение к свободе, выражающейся в надежде на поддержку других людей, а не веру в собственные силы.

Результат профессионального самоопределения личности детерминирован сущностью других элементов деятельности и в конечном итоге средой российского общества, пониманием свободы и ответственности в социуме, однако и его содержание (результат всей деятельности в целом) в свою очередь влияет на среду. Данные ряда исследований показывают, что недовольных своим социально-профессиональным положением в российском обществе более половины, это является свидетельством того, что личность в российском обществе нередко находится либо в состоянии частичной определённости, которая характеризуется неудовлетворённостью не профессией как таковой, а какими-то сопутствующими явлениями, либо - в состоянии квазисамоопределения, то есть не удовлетворена именно своей профессией, профессиональным трудом. Несмотря на распространённость такого результата самоопределения в профессиональной сфере российского общества, смысл деятельности сохраняется и заключается в дальнейшем поиске личностью своего призвания, правда, на основе уже приобретённого опыта. На общественном уровне смысл профессионального самоопределения сохраняется частично. С одной стороны, общественная стабильность обеспечивается за счёт существования общественной потребности (на основе личностной) в функционировании социальных институтов, помогающих личности найти своё призвание. С другой стороны, неудача в обретении личностью своего призвания, не раскрытый ею в себе творческий потенциал, не созданный материальный и духовный продукт в профессиональном самоопределении означают нереализованный человеческий капитал, и в конечном итоге - сдерживание развития общества.

Во втором параграфе «Формы самоопределения личности в профессиональной сфере российского общества» диссертант рассматривает сочетание нескольких форм профессионального самоопределения и обусловленные этим противоречия, что в конечном итоге объясняется, с одной стороны, сложностью российского общества как среды деятельности, и, с другой - сложностью ментального понимания свободы и ответственности самой самоопределяющейся личностью в России.

По предложенному ряду признаков (доминирующие ценностно-трудовые ориентиры; наиболее распространённые сферы профессионального самоопределения, востребованные профессии, основанные на доминирующем производстве; особенности и источники использования личностью информации, основанные на уровне развития связей и обмена информацией; обязательные профессионально-трудовые характеристики самоопределяющейся личности в профессионально-трудовой сфере (образовательные и личностные); характер про-

фессионального образования, предопределяющий профессионально-образовательное поведение самоопределяющейся личности; роль семейного капитала в профессиональном самоопределении личности) обозначены черты и противоречия нескольких форм, проявляющиеся в деятельности профессионально самоопределяющейся личности.

Анализ профессионального самоопределения личности в России по каждому признаку привёл к заключению, что в целом здесь доминируют рыночная и этатистская формы. Личность в условиях рыночной зависимости активно реализует свою свободу в выборе профессии, образования, труда и сама несёт ответственность за свои действия, но та же личность в России «с патерналистским сознанием и советским жизненным опытом»15 боится ответственности и отчуждает её, а в результате отчуждает и свободу. Важными ценностно-трудовыми ориентирами в деятельности в профессиональной сфере выступают одновременно материальный достаток и власть. Для личности в российском обществе главным источником информации является телевидение (причём центральные каналы), а содержание телевещания, ориентированного на привлечение внимания зрителя как потребителя информации, и на продвижение общей государственной концепции, в целом предлагает скудный объём информации относительно профессиональной сферы. В деятельности самоопределения в рамках системы образования российского общества также отражены черты этатистской и рыночной форм: деятельность обусловлена государственной политикой в сфере образования и рыночными механизмами взаимодействия учебных учреждений, рынка труда, государства. В самоопределении личности в социально-профессиональной сфере важную роль играют такие элементы семейного капитала, как материальный капитал и протекция.

Личность современного российского общества только начинает активно проявлять в своём поведении особенности информационной формы. Так, она самоопределяется, как правило, в сфере услуг, стремится соответствовать современным профессионально-трудовым (личностным и образовательным) характеристикам: энергичность, креативность, коммуникабельность, владение навыком работы с компьютерной техникой представляются естественными характеристиками личности, совершающей выбор и действия в профессиональной сфере. Информационный тип зависимости интенсивно формируется, увеличивается значимость Интернета как наиболее содержательного относительно профессиональной сферы источника информации, что является для личности источником возможности самообразования, саморазвития и самосовершенствования. Для профессионально самоопределяющейся личности в российском обществе всё более привлекательными становятся современные формы получения образования, по сути, предполагающие активную реализацию своей свободы и самостоятельности: увеличивается значимость дополнительного образования для взрослых, дистанционной формы обучения. Возможность получения профессионального образования в любом возрасте, и необходимость самой этой

15 Яковенко И. Г. Политическая субъектность масс. Культурологический аспект политической жизни в России / И.Г. Яковенко. - М.: Новый хронограф, 2009. - С. 117.

возможности, испытываемая личностью всё чаще не только в юношеском возрасте, несколько уменьшает роль семьи в её самоопределении, поскольку взрослая сформированная личность более самостоятельна в принятии решений.

Сочетание форм самоопределения в поведении личности есть отражение «социокультурного раскола» (А. С. Ахиезер) современного российского общества в профессионально-трудовой сфере. Последнее означает, что, несмотря на появление в деятельности личности элементов информационной, рыночной форм, поведение личности в профессиональной сфере не становится «более свободным» - оно усложняется, становится противоречивым. Доминирование какой-либо формы (этатистской - в СССР, информационной - в современных развитых странах) предполагает, по сути, общепризнанные и готовые линии деятельности в профессиональной сфере для личности и выступает одновременно производной и причиной как стабильного социума, так и «нормального» (в соответствии с социальными нормами) самоопределения, а значит повышения вероятности достижения личностью состояния определённости. Здесь личность реализует свою свободу в рамках предложенных линий поведения. Сочетание или сосуществование различных форм, отсутствие доминирования одной конкретной (что свидетельствует, безусловно, о переходности общества) приводят к неопределённости в деятельности человека из-за того, что общество предлагает человеку противоречивые модели поведения, и тем оказывает на личность довлеющее воздействие, выступает дополнительным источником страха перед свободой и ответственностью. В итоге личность, которая, казалось бы, обладает большим количеством альтернатив, более несвободна, поскольку не знает, что делать со своей свободой, и в результате никак ею не распоряжается. Поэтому для России увеличение роли информационной формы самоопределения в деятельности человека в профессиональной сфере принципиально важно: во-первых, само доминирование конкретной формы играет стабилизирующую роль для общества и личности; во-вторых, содержание данной формы предполагает ориентацию личности в социальном поведении на созидание самой себя и гражданского общества в условиях глобализации и информатизации.

Реализация личностью различных форм самоопределения в российской действительности позволяет говорить и о различных типах профессионально самоопределяющейся личности. Поскольку обозначение типов достаточно условно, реально каждая личность может сочетать в своём поведении несколько форм, и характер деятельности в каждом конкретном случае обусловлен её свободным и самостоятельным выбором. В то же время можно утверждать, что тот или иной тип личности может доминировать в конкретных профессиональных группах, что объясняется спецификой профессионального труда. Так, тип личности, соответствующий информационной форме, очевидно, будет доминировать в новых профессиях, возникновение и существование которых связано с компьютеризацией, внедрением высоких технологий во все сферы нашей жизни, а также с распространением сотовой связи, рекламной и торгово-посреднической деятельностью. А типы личности, демонстрирующие в своём поведении рыночную и этатистскую форму, будут встречаться, как правило, у представителей традиционных профессий. Впрочем, основываясь на условно-

го

сти обозначения форм и типов личности, совершенно не исключено присутствие типа личности, соответствующего информационной форме, в рамках традиционных профессий.

В заключении подведены основные итоги исследования. Представленная теоретическая модель профессионального самоопределения личности не только позволила изучить явление в России, но и предлагает возможность обнаружить особенности профессионального самоопределения личности в любом обществе. Социально-философский анализ профессионального самоопределения в российском социуме позволил обозначить истоки, причины именно такого выражения явления (особенности среды, понимание свободы и ответственности), а также возможные перспективы его развития (реализация информационной формы). В целом же анализ профессионального самоопределения ещё раз показал важность и необходимость сохранения, поддержания и развития ценностей личности, её свободы и ответственности, её возможностей самоопределения на современном этапе развития общества.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК и изданий Министерства образования и науки РФ:

1. Удалова Е. С. Утилитаристские ценности профессионального самоопределения личности / Б. С. Удалова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гум. науки. - 2012. - № 2 (22). - С. 60-65.

2. Удалова Е. С. Свобода как социокультурное условие профессионального самоопределения личности в России // Известия Пенз. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. Гум. науки. № 27 - Пенза, 2012 - С. 151 - 154.

3. Удалова Е. С. Профессиональное самоопределение социально-исторических типов личности // Известия Пенз. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. Гум. науки. № 23 - Пенза, 2011 - С. 77 - 82.

4. Удалова Е. С. Ценность труда и трудовые ценности как фактор профессионального самоопределения личности (на примере российской действительности) // Известия Пенз. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. Гум. науки. № 23 - Пенза, 2011 - С. 83 - 85.

Публикации в других изданиях:

5. Удалова Е. С. Роль информационных технологий в профессиональном самоопределении личности // Формирование новой экономики XXI века: Сб. статей V межд.науч.-практич. конф. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2013. - С.83-86.

6. Удалова Е. С. Современное профессиональное самоопределение личности в контексте российской действительности // XIV Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: Межвуз. сб. научн. тр. - Пенза, Пенз. гос. пед. ун-т. 2012. - С. 67—74.

7. Данилина Е. С. Получение второго высшего образования как один из вариантов профессионального самоопределения выпускников вузов. // Изве-

стия Пенз. гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. Обществ, науки. №12 (16). -Пенза, 2009.-С. 7-9.

8. Данилина Е. С. Аксиологический аспект профессионального самоопределения личности // Вестник Пензенского отделения российского философского общества №2: сб. научн. статей / под ред. А.Г. Мясникова. - М: РФО, Пенза: ПГПУ, РГСУ ПФ, 2009. - С. 228 - 231.

9. Данилина Е. С. Этапы профессионального самоопределения студентов высших учебных заведений // Перспективы развития систем среднего и высшего профессионального образования в современном обществе: Сб. статей межд. науч.-практич. конф. Часть 2. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. -С. 36-38.

10. Данилина Е. С. Научные подходы к феномену профессионального самоопределения личности // Школа, государство и общество: сб. статей Межд. науч.-практич. конф. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - С. 101 - 103.

И. Данилина Е. С. Проблема смысла профессионального самоопределения личности // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сб. статей XII Межд. науч.-практич. конф. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - С. 104 - 106.

12. Данилина Е. С. Профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза: социологический аспект // X Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: Межвуз. сб. научн. тр. - Пенза, Пенз. гос. пед. ун-тет, 2008. - С. 90 - 93.

13. Данилина Е. С. Социально-философские основания исследования профессионального самоопределения личности // X Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: Межвуз. сб. научн. тр. — Пенза, Пенз. гос. пед. ун-тет, 2008. - С. 226 - 230.

Подписано в печать 16.09.2013 г. Формат 60x84/16. Бумага ксероксная. Печать трафаретная. Усл.п.л. 1,4.Тираж 100 экз. Заказ № 16/09.

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии ИП Соколова А. Ю. 440600, г.Пенза, ул. Московская, 74, ком. № 220. Тел.: (8412) 56-37-16.

 

Текст диссертации на тему "Профессиональное самоопределение личности"

На правах рукописи

УДАЛОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук

со

О Научный руководитель:

СО

(Г) доктор философских наук

СО тт Т. Г. Скороходова

со й

СМ ю

™ см

Саранск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................................................................3

Глава I. Теоретико-методологические основы философского

анализа профессионального самоопределения личности................................16

1.1. Деятельностный подход к исследованию самоопределения: структурно-функциональный аспект..................................................................................16

1.2. Генезис изучаемой деятельности................................................................................47

Глава II. Социально-философский анализ профессионального

самоопределения личности в России........................................................................................79

2.1. Структура и смысл явления в российских социальных условиях 79

2.2. Формы самоопределения личности в профессиональной сфере российского общества......................................................................................................................106

Заключение..........................................................................................................................................................135

Библиография..................................................................................................................................................147

Приложение........................................................................................................................................................163

Введение

Актуальность темы исследования. Деятельность профессионально самоопределяющейся личности представляет собой одну из наиболее важных сфер общественной жизни людей и в то же время выступает механизмом социального воспроизводства общества. Соответственно, тема исследования одинаково значима как для личности-творца — активного субъекта деятельности по созиданию самого себя и социума, так и для общества, для которого возможности самоопределения, свободы личности являются источником развития. Актуальность исследования может быть раскрыта в ряде моментов.

Во-первых, самоопределение личности, предполагающее саморазвитие, самостроительство человека на основе реализации им своей свободы выступает источником и показателем развития общества. Развитие социума «невозможно без свободы личности и общественной свободы, благодаря которой складываются естественным путём взаимодействие, сотрудничество, солидарность и культурное творчество» - пишет философ Т. Г. Скороходова [118: 102]. Именно по возможностям самоопределения личности в любой сфере, реализации личностной и общественной свободы можно понять содержание и перспективы развития социального. Поэтому в условиях модернизации общества, стремления построить гражданское общество и правовое государство, обращение к теме самоопределения представляется своевременным.

Во-вторых. Профессиональное самоопределение всегда есть творчество личности, выражаемое в созидании, формировании самого себя (самотворчество) и в создании материальных и духовных ценностей. В то же время глобализация и информатизация, безусловно, затронувшие и российскую повседневность, способствуют формированию и укреплению ценности творческого человека. Такой человек умеет мыслить и трудиться нестандартно, способен к самостоятельному обучению и познанию мира. В связи с этим внимание к потенциалу, социокультурным факторам развития и проявления социального типа личности, способной быть творческой, становится особенно значимым для

российского общества, стремящегося найти своё достойное место в мировом сообществе.

В-третьих. Результат профессионального самоопределения личности влияет на формирование особенностей социально-профессиональной структуры, на развитие общества в целом (проблемы на рынке труда, недовольство личности профессиональными образованием, трудом, статусом и прочее влекут за собой социальное неблагополучие, выступают источником регресса, застоя в развитии). В то же время личность самоопределяется как представитель конкретного общества, носитель ментальности, и в содержании её деятельности в профессиональной сфере обнаруживается социокультурная детерминация. И социально-философское осознание социокультурной причинности профессионального самоопределения на фоне поиска российским социумом своего пути дальнейшего развития представляется важным.

В-четвёртых. Социально-философское исследование личности предполагает поиск смысла конкретной деятельности человека. Профессиональная область - одна из сфер, где личность может обрести смысл, а может этот смысл, напротив, утратить, что не лучшим образом скажется на её социальном самочувствии. В условиях возрастающей гуманизации общества и повышенного интереса к развитию человека выявление смысла деятельности в этой сфере, помогает определить возможности его личностного роста в конкретных социальных условиях.

В-пятых. В модернизирующемся обществе, стремящемся к инновационному развитию, актуализируется социальная потребность в кадровом обеспечении разных сфер материальной и духовной деятельности. Развитие профессионального потенциала человека должны быть приоритетными в политике государства, так как именно высококлассные специалисты способны преодолеть кризисы, вывести социум на путь прогресса. «В интересах как государства, так и общества, - пишет современный философ В. М. Анисимов - чтобы кадровая политика носила объективный, научно-обусловленный и практико-ориентированный характер» [3: 48].

Необходимость осмысления и понимания происходящего с личностью в профессиональной сфере современного общества делает социально-философское изучение профессионального самоопределения весьма актуальным.

Степень разработанности проблемы. Предпосылки возникновения проблематики самоопределения существовали ещё в Античности. В философии Сократа, Платона развивается мысль о хороших или дурных поступках, совершаемых человеком на основе добродетелей.

Идея самоопределения, прежде всего в его нравственном аспекте, утверждается и разрабатывается вместе с актуализацией проблематики личности, свободы воли в немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг). И. Кант считал, что каждому наделённому разумом и волей существу следует приписать свойство определять себя в отношении к поступку, руководствуясь идеей своей свободы. В самоопределении человеку следует руководствоваться принципами нравственности и долга: здесь отождествляются свободная воля и воля, подчинённая законам.

Для экзистенциалистов самоопределение есть не просто выбор и реализация своей свободы личностью; оно означает «выстраивание» человеком самого себя. А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер видели значимые свойства личности в её установках, отношении ко всему окружающему и себе. Важна также идея экзистенциалистов о том, что свобода действия предполагает и ответственность за свои поступки.

К. Роджерс [108] и Э. Фромм [141] понимали под самоопределением умение личности самоизменяться, менять своё отношение к самой себе. Заслуга Э. Фромма заключается и в том, что он подчеркнул особую роль свободы в самоопределении - оно, по его мнению, выражается в решении личностью вопроса о степени своей свободы.

В отечественной религиозно-философской мысли идея самоопределения, связанного с Божественным началом в человеке, нашла отражение в трудах Н.А.Бердяева [14; 15], С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, В. И. Несмелова [87],

Г.П.Федотова, С.Л.Франка [118; 138]. Философы ставят личность в центр всего бытия, присваивая ей дух свободы и способности к творчеству.

Серьёзный вклад в развитие проблематики самоопределения внёс К. Маркс. Отдавая ключевое значение общественным факторам в жизнедеятельности индивида, он видел в человеке не пассивное чувствующее существо, а активного субъекта деятельности, творца окружающего мира и себя самого. «Мы не всегда можем избрать ту профессию, к которой чувствуем призвание; наши отношения в обществе уже начинают устанавливаться ещё до того, как мы в состоянии оказать на них определяющее воздействие... но достоинство может придать лишь та профессия, в которой... мы самостоятельно творим в своём кругу», — писал К. Маркс [81:3].

Представители социально-философской мысли советского периода (С.С.Батенин [11], Л. П. Буева [19], Л. А. Зеленов [44], Л.Н.Коган [59; 60], И. С. Кон [61; 62], В. П. Тугаринов [130] и др.) понимали самоопределение как самостоятельный выбор или процесс выбора, осуществляемый личностью, которая пытается духовно реализоваться, удовлетворять нравственные потребности и ментальные запросы. Главным вкладом учёных является дополнение темы самоопределения проблематикой смысла бытия, ответственности личности за свои поступки, роли института образования в самоопределении.

Мысль о значимой роли общества, уровня его развития в самоопределении личности, возможностях её полноценного существования развивается в философии индийского писателя Р. Тагора и экономистов-создателей теории человеческого развития А. Сена [116], Р. Тагора [118], М. Хака. Обществу, детерминирующему самоопределение личности, следует посредством своих социальных институтов расширять человеческие возможности выбора и развития (политические, социальные, экономические, образовательные, трудовые, профессиональные и прочие), что в итоге выступит предпосылкой и общественного прогресса.

В работах отечественных философов (М. К. Мамардашвили [77], Л. Ф. Новицкая [88], Г. С. Померанц [98]) прослеживается идея абсолютной

автономности личности в самоопределении. М. К. Мамардашвили трактует самоопределение как исключительно личностный акт, не зависимый от чего бы то ни было; личность - это «нечто, что не имеет никаких других оснований, кроме самого себя, то есть само-бытие» [77: 31]. Для Г. С. Померанца личность

- это человек, находящийся, прежде всего, в контакте с собственной глубиной, и философ советует самоопределяющимся всегда и, прежде всего, быть самими собой, находить свой внутренний стержень [98].

Самоопределение рассматривается в контексте поиска и обретения личностью смыслов в существующей культурной среде (А. С. Ахиезер [7; 9], Н. С. Пряжников [99; 100], Е. Б. Рашковский [102; 105], В. Франки [139]), в профессии, труде (Н. С. Пряжников). Смыслы - «молекулы культуры» А. С. Ахиезера [9: 428] или «человеческие смыслы» Е. Б. Рашковского [105: 5]

- существуют вокруг нас; и, самоопределяясь, человек «при-знаёт» [105: 6] те или иные ценности, выбирает путь своего развития, что в конечном итоге выступает источником развития общества.

В рамках современной социальной философии проблематика самоопределения находит отражение в публикациях и диссертациях С. И. Ануфриева [4], Е. А. Латухи [72], Р.Н.Романова [4], Н. С. Ширшиной [146], Е. В. Школьникова [147]. Обширный эмпирический материал и ряд ценных теоретических обобщений о профессиональном самоопределении личности предоставляет социологическая наука: социокультурные факторы получения профессии исследовали Е. Г. Галицкая, Н. П. Касаткина [54], Л. А. Семенова [114; 115], И. А. Шмерлина [148], Ю. А. Щавлинский [153], проблематику социализации молодежи в российском социуме - Ю. А. Зубок [145], О. И. Карпухин [53], А. И. Ковалева [58], Е. В. Самойлова [109], В. И. Чупров [145], особенности профессионального самоопределения выявляли О.Р.Белова [12], Ю.Р.Вишневский [12], В. В. Выборнова [25], А.А.Зотов [158], А. В. Юпитов [158]; социальные притязания и стратегии молодежи в региональном социуме изучали А. А. Зинин [45], В. А. Иншаков [46], О. В. Олисова [89]. Философский аспект изменения профессиональной пози-

ции специалиста рассматривал Е. В. Погребняк [96]; социально-философский анализ компетентности, сущности профессионализма представителей конкретных профессий проведён О. В. Немирович [86] и Д. В. Судариковым [124]. Проблема самоопределения, социализации личности, раскрытия её потенциала в системе образования, в зависимости от типа общества исследовалась в трудах Л. В. Гомбоевой [29], А.С.Гурьянова [31], Е. А. Евстифеевой [37], Е. В. Киенко [55], Э. Ю. Майковой [37], И. С. Морозовой [55], Е. О. Подолько [37]. Понятия «профессионального успеха» и «профессиональной успешности» разрабатывались Е. Т. Конюховой [63; 64; 65; 66], Т. В. Конюховой [65; 66], Л. В. Черниковой [143].

Перечисленные подходы показывают, что, во-первых, ученые исследовали либо самоопределение и самореализацию личности в целом, либо личность как субъекта института профессионального образования. Во-вторых, не рассматривался исторический аспект самоопределения в целом и профессиональная его разновидность в частности. В-третьих, самоопределение (в том числе профессиональное), его характер не изучались в связи с ментальностью личности. Таким образом, становится очевидной необходимость разработки ряда новых вопросов в рамках комплексной социально-философской теории профессионального самоопределения.

Объектом исследования выступает деятельность личности в профессиональной сфере, направленная на самосовершенствование, воспроизводство и преобразование социума. Предметом исследования является профессиональное самоопределение личности (социально-философский анализ).

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является формирование теоретической модели профессионального самоопределения как деятельности в его структурно-функциональном и историко-генетическом аспектах, и осуществление на этой основе социально-философского анализа профессионального самоопределения личности в современном российском обществе.

Достижение поставленной цели происходило благодаря последовательному решению следующих задач:

1. рассмотреть основные характеристики структурных элементов деятельности профессионально самоопределяющейся личности (структурно-функциональный аспект);

2. обозначить исторические формы изучаемого явления, их особенности (историко-генетический аспект) и выявить основные закономерности его развития;

3. проанализировать структуру профессионального самоопределения личности на материале современной российской действительности;

4. выявить формы профессионального самоопределения в современной России.

Методологические основы диссертации. Методологической основой для решения поставленных задач явился деятельностный подход, применение которого открыло возможность комплексного исследования профессионального самоопределения. В рамках трактовки самоопределения как деятельности использовались принципы системного подхода, что предоставило возможность раскрыть данную проблематику в двух плоскостях - структурно-функциональной и историко-генетической [16; 17; 28; 48].

Историко-генетический аспект профессионального самоопределения рассматривался и анализировался на основе теории исторического развития человека в процессе развития общества (С. С. Батенин [11]) и типологии форм зависимости личности, соответствующих тому или иному типу общества (К. Маркс [83]). Обращение к последним в исследовании позволило, во-первых, подчеркнуть роль капитализма в возникновении явления профессионального самоопределения; во-вторых, выявить принципиальные различия влияния «западного» и «восточного» типов общества на профессиональное самоопределение, что в дальнейшем помогло нам рассмотреть сущность и особенности профессионального самоопределения в России.

Исследование динамики явления профессионального самоопределения осуществлялось методами диалектического анализа, сравнительно-исторического и историко-генетического анализа, моделирования, что позволило сделать некоторые теоретические выводы, определить перспективы развития. Историко-генетический аспект способствовал характеристике профессионального самоопределения в его динамике, становления и развития именно во времени, выступающем важным параметром анализа явления.

Применение системного подхода позволило обратиться к многофакторному подходу, необходимому при рассмотрении самоопределения в социальном контексте. Помимо социально-экономического фактора важную роль в профессиональном самоопределении личности играет социокультурный, технологический факторы.

Существенное влияние на теоретические положения диссертационного исследования оказали работы отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов, психологов, в которых были сформулированы ключевые положения изучаемой темы. К последним можно отнести: деятельностное понимание сущности человека (С. С. Батенин, Л. П. Буева, Л. Н. Коган, И. С. Кон, Н. С. Ширшина); идею о свободе как основном качестве личности и условии её полноценного развития (К. Маркс); идею о самоопределении личности, руководствующейся мыслью о своей свободе, как неотъемлемом свойстве любого разумного человека (И. Кант, С. Кьеркегор, Е. Б. Рашковский, Т. Г. Скороходова); те