автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Профессиональный спорт в современном обществе

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Богданова, Динара Шамильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Профессиональный спорт в современном обществе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Профессиональный спорт в современном обществе"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

БОГДАНОВА ДИНАРА ШАМИЛЬЕВНА

/

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 6 МАЙ 2013

Санкт-Петербург 2013

005058510

005058510

Работа выполнена на кафедре культурологии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель кандидат философских наук, доцент

Сорокина Валентина Николаевна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Соколов Борис Георгиевич Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат философских наук, доцент Пряхина Анна Валентиновна Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Ведущая организация - Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

Защита состоится «30> jugs 2013 года в -fB часов на заседании совета Д 212.232.11 по защите кандидатских и докторских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, ВО, Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд. ДЧ

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени A.M. Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан <Л> Ctjt^xzjyQ 2013 года

Ученый секретарь Диссертационного Совета

Кандидат философских наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Профессиональный спорт на протяжении своего бытования не развивается изолированно от других социокультурных практик. Культурфилософское осмысление профессиональной спортивной деятельности раскрывает отношения взаимозависимости и взаимообусловленности данной сферы с социокультурным контекстом, ценностными ориентациями, идеологическими установками, типичными для каждой культурно-исторической эпохи. Генезис спорта является непрерывным, но нелинейным процессом. Профессиональный спорт является сложным, амбивалентным и полифункциональным явлением, который как самостоятельный феномен культуры институализи-ровался в XIX веке. Профессиональный спорт является детищем новоевропейской культурной традиции и сформирован новоевропейскими ценностями. На переломе Х1Х-ХХ веков он принимает известные нам формы. В XXI веке, процесс глобализации, тотальное распространение медиа, развитие межкультурной коммуникации, процессы политизации и коммерциализации обусловили динамику социокультурных трансформаций профессионального спорта.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков становится очевидным, что профессиональный спорт сформировал свою собственную специфическую спортивную культуру. Трансформации, происходящие в социокультурном пространстве, находят свое отражение в архитектонике современной спортивной культуры. Формирующееся общество «показного потребления» оказало влияние на спортивную культуру и профессиональный спорт, подстраивая их под свою структуру, свою систему ценностей.

В ситуации современного информационного общества (медиаобщества), развития глобальных коммуникаций и конструирования публичных культурных событий актуализируется применение междисциплинарного метода исследования современного профессионального спорта.

Актуальность исследования обусловлена также тем, что взаимовлияние профессионального спорта и культуры никогда не оспаривалось, но механизмы и векторы этого процесса остаются недостаточно изученными. Полиморфичность

внутренней структуры профессионального спорта выявляет необходимость его системного анализа как социальной и культурной практики.

Учитывая то обстоятельство, что профессиональный спорт - одно из самых заметных социокультурных явлений, значимость которого выражается в его многогранности, системности и глобальном распространении, возникает необходимость определения его топоса, символического характера в пространстве современной культуры и общества. Профессиональный спорт перестал быть непосредственно соревновательной практикой, целью которой является достижение победного результата. Профессиональный спорт - это сфера мировой экономики и политики; это медиаконструкт; это перформативное средство культуры, синтетическое зрелище, диктующее специфические аспекты выразительности; это область (индустрия) массовой культуры, производящая спортивные товары, образцы и модели поведения, спортивных героев; это проводник процессов глобализации и межкультурных контактов. Профессиональный спорт в современной культуре воспринимается как фактор инкультурации и социализации. Он оказывает существенное влияние на формирование системы ценностей, стиля жизни современного человека, на его физический и нравственный облик.

Многообразие интерпретаций профессионального спорта, фрагментарность его осмысления, диктует необходимость интегрального культурфилософ-ского анализа.

Степень научной разработанности проблемы. Сложность и противоречивость феномена профессионального спорта, его безусловная значимость для современной культуры и общества, привела к тому, что попытки его теоретической артикуляции представлены в невероятно широком междисциплинарном диапазоне.

Проблемное поле профессионального спорта рассматривается в различных областях социально-гуманитарного знания, каждая из которых исследует этот вопрос в своем тематическом преломлении.

Большое количество работ посвящено изучению специфики социокультурной природы спорта, истории его возникновения (Айзенберг К., Аль-Гази А.Г., Бальсевич В.К., Баранов В.А., Буянов М.В., Валь А., Васильев Е.А., Веласкес БуэндиаР., Визитей H.H., Выдрин В.М., Голощапов Б.Р., Гонча-

ров В.Д., Грэтгон К., Гумбрехт Х.У., Деметер Г.С., Джулианотти Р., Дубин Б.В., Ермак Н.Р., Козлова B.C., Кравчик 3., КубановХ.К., Курило С., Кыласов A.B., Ларшина Н.В., Лебедев A.C., ЛеонтюкА.М., Лэш К., Люшен Г., МайнбергЭ., Матвеев Л.П., Николаев Ю.М., Оливова В., О'Махоуни М., Пилоян P.A., Почин-кинА.В, Родин М.А., Ромеро Ф.Г., Сараф М.Я., Столбов В.В., Столяров В.И., Финогенова Л.А., и др.).

Исследование спортивной деятельности как феномена культуры с позиций культурологии и философии представлено в работах как отечественных, так и зарубежных авторов (Баранов В.А., Барт Р., Благолев H.H., Буянов М.В., Быхов-ская И.М., Веласкес Буэндиа Р., Визитей H.H., Гебауэр Г., Каган М.С., Кампер Д., Ларшина Н.В., Лэш К., Морган У., Муравьев В.И., Никишин Д.В., Ортега-и-Гассет X., Передельский A.A., Рейд X., Руднев В., Сараф М.Я., Столяров В.И., Суник А.Б., Сыойтс Б., Титов П.Б., Тривиньо Х.Л.П., Тульчинский Г.А., Хайда-рова Г.Р., Хейзинга Й., Шестаков В.П., Эко У., Эйхберг X., и др.).

Методологический анализ проблемы соотношения биологического и социального, природного и культурного в физической и спортивной деятельности освещается в исследованиях Баранова В.А., Буянова М.В., Быховской И.М., Визи-тея H.H., Выдрина В.М., Гончарова В.Д., Ильинича В.И., Кравчика 3., Леонтю-ка A.M., Лубышевой Л.И., Макроносова Г.В., Николаева Ю.М., Столярова В.И., Уитмарша Б., Эйхберга X., и др.

В отечественной и западной литературе феномен спортивной деятельности анализируется с различных точек зрения в области антропологии, психологии, социологии, педагогики. Методологической основой рассмотрения спортивной деятельности в контексте социологии и особенностей спорта как социального института являются работы Алкемайера Т., Бурдье П., Визитея H.H., Дубина Б.В., Курило С.И., Ленка X., Лубышевой Л.И., Лэша К., Матвеева Л.П., Ореш-кинаМ.М., Парыгиной Е.А., Родина М.А., Сафонова В.К., Фомина Ю.А., Чанд-лера Т.Дж., Чистякова В.А., Эйхберга X., Элиаса Н. и др.

Большое значение для осмысления сущности спортивных игр имеют работы в области антропологии и этнографии Абдулкаримова С.А., Кайуа Р., Кузи-щина В.И., Курбанова Х.К., Маркова Б.В., Хейзинги Й. и др.

Исследования массовой, медиакультуры, постмодернистские концепции позволяют нам интерпретировать трансформации в сфере профессионального спорта и спортивной культуры. Это работы Барта Р., Белла Д., Бодрийяра Ж., Дебора Г., Диановой В.М., Дубина Б.В., Зверевой В.В., Иконниковой С.Н., Кастель-саМ., Кирилловой Н.Б., Кляйн Н., Кругловой JI.K., МаклюэнаМ., Маньков-ской Н.Б., Махлиной С.Т., Орлова A.M., Ортеги-и-Гассета X., Савчука В.В., Соколова Б.Г., Соколова Е.Г., Тоффлера Э., Фуко М., Хренова H.A.

Осмысление проблематики профессионального спорта с точки зрения психологии отражено в работах Баевой И.А., Божович Л.И., Ильина Е.П., Крет-ти Б.Дж., Лоренца К., ПаргманаД., Попова А.Л., Салахетдинова Э.Р., Сафонова В.К., Соколова Э.В. и др. Психоаналитические концепции Мерло-Понти М., Фрейда 3., Фромма Э., Юнга К. Г также служат методологическим основанием для анализа.

Одной из составляющих анализа феномена профессионального спорта как направления спортивной деятельности, определяющей социокультурную модификацию человеческого тела, является рассмотрение работ, связанных с исследованием телесного бытия человека Быховской И.М., Зверевой В.В., Мерло-Понти М., Мориной Л.П., Мосса М.. Подороги В.А., Соколова Б.Г., Суровой Е.Э., Тривиньо Х.Л.П., Тульчинского Г.Л., Фуко М., Хайдаровой Г.Р., Эпштейна М.Ю. и др.

Не менее важной предпосылкой спортивной деятельности является межличностная и межкультурная коммуникация. Векторы и механизмы межкультурных коммуникаций в поликультурном пространстве современного информационного общества отражены в работах Зинченко В.Г., Зусмана В.Г., Кирнозе 3., Иконниковой Н.К., Леонтович А.Я., Орешкина М.М., Почепцова Г.Г., Прозу-менщикова М.Ю., Пряхиной (Ивановой) A.B., Садохина А.П., Соколова A.B., Столярова В.И., Суник А.Б., Тер-Минасовой С.Г., Уварова М.С., Фомина А.Ю., Хантингтона С. и др.

Механизм действия межкультурной коммуникации в пространстве профессионального спорта тесно сопряжен с такими проблемами, как ценностные ориентиры спортивной культуры, трансформация нравственных приоритетов в современном обществе, проблема толерантности и интолерантности, анализу ко-

торых посвящены исследования таких авторов, как Асмолов А.Г., Джулианот-тиР., Зуев В.Н., ИллеА., Козлова B.C., Круглова Н.В., Лебедев A.C., Левико-ваС.И., Лукьянов A.B., Мазов Н.Ю., Малахов B.C., Морагас М., Сафонов В.К., Татаржицкий С.Е., Тульчинский Г.Л., Шалин В.В., Эдельман Р. и многие др.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили данные исследований отечественных и зарубежных социологов, периодической печати, Интернет-публикации, нормативные документы, а также работы известных теоретиков спорта и профессиональных спортсменов.

За последние годы отечественные и зарубежные исследователи опубликовали ряд трудов, в которых рассматриваются различные вопросы, связанные с проблемой места и роли профессионального спорта в современном обществе. Несмотря на большое количество исследований спортивных практик, феномен профессионального спорта остается недостаточно исследованным в философско-культурологическом ракурсе, что представляет определенную перспективу для его целостного и комплексного изучения.

Необходимость теоретического осмысления специфики профессионального спорта, исследования его динамики и особенностей проявления в современном социокультурном пространстве обусловили выбор объекта и предмет нашего исследования.

Объектом исследования выступает феномен бытования профессионального спорта в современном обществе.

Предмет исследования процесс генезиса и трансформации облика профессионального спорта в социокультурном контексте.

Цель исследования - культурфилософский анализ интерпретации бытования феномена профессионального спорта.

В соответствии с этой целью, в исследовании выдвигаются следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия «профессиональный спорт», проследить историю и истоки возникновения спортивных практик, дифференцировать их.

2. Определить воздействие спортивных практик на социокультурную динамику современного постиндустриального общества.

3. Выявить специфику природы телесной культуры человека в рамках профессиональной спортивной деятельности.

4. Исследовать процесс маргинализации профессионального спорта и выявить его маргинальные характеристики, обозначив детерминанты трансформации спорта и появление новых «альтернативных» моделей профессионального спорта.

5. Проанализировать влияние процесса «спортизации» на городскую культурную среду (на примере Олимпийских игр и международных спортивных соревнований).

6. Выявить сущностные характеристики современной спортивной культуры.

7. Охарактеризовать специфику межкультурного взаимодействия в пространстве профессионального спорта.

8. Определить роль спортивных практик в формировании нравственных, ценностных установок спортсмена и околоспортивной среды.

9. Рассмотреть проблему спортивного фанатизма как форму субкультурного сообщества и идентификационной практики в рамках современной спортивной культуры.

Методологической и теоретической основой диссертации являются принципы историзма, системности, интегративности, междисциплинарности. Логика раскрытия темы данного исследования предполагает движение от общего к частному: от рассмотрения феномена спорта через выделение дефиниции профессионального спорта как автономного и органического компонента современной культуры до изучения его внутренней структуры.

Необходимость игтегративного и комплексного культурфилософского изучения профессионального спорта определила многоуровневый, многоаспектный анализ объекта исследования. Теоретическим основанием изучения трансформации профессионального спорта является системный подход, предусматривающий изучение профессионального спорта в целостности и взаимосвязи с социокультурным измерением его бытования.

Научная новизна результатов исследования

1. На основе обобщения и систематизации философских, культурологических, социологических, психологических источников по данной теме, осуществляется комплексный, междисциплинарный подход к феномену профессионального спорта, определяющий его как социальную и культурную практику.

2. Прослежена эволюция спортивной деятельности и разработана авторская концепция современного института профессионального спорта.

3. Раскрыто своеобразие телесности в контексте спортивных практик и определена семантика телесного спортивного образа, предполагающего маскулинность, пластичность и конструируемость основополагающими его культурными доминантами.

4. Выявлены маргинальные характеристики профессионального спорта в современном социокультурном пространстве, определяющими его как игрову деятельность и практику инсценировки.

5. Продемонстрированы тенденции трансформации профессиональной спортивной деятельности и определено значение профессионального спорта в современной аудиовизуальной культуре как медиаконструкта, формы культурной репрезентации, продуктом деятельности которой является синтетическое спортивное зрелище.

6. Определена специфика спортивной культуры, принимающей форму официально одобренной социальной практики, визуализирующей и репрезентирующей профессиональный спорт как культурный продукт. Интегративный характер спортивной культуры, оказывает большое влияние на «околоспортивную среду», аксиологические ориентации которой транслируются посредством субкультурного сообщества - спортивных фанатов.

7. Выявлено значение межкультурных коммуникаций в пространстве профессионального спорта; обозначена проблема топоса профессионального спорта в системе ценностей современного общества и ее корелляция с проявлениями толерантности и интолерантности в сфере спорта.

Положения, выносимые на защиту:

1. Механизм развертывания профессионального спорта в современной культуре раскрывает его как совокупность социальной и культурной практики. Профессиональный спорт представляет собой культурный универсум, социокультурную сеть институтов и агентов, связанных со спортивной деятельностью, подчеркивающих его этический, эстетический, когнитивный, аксиологический аспекты.

2. Интегративные процессы, процесс генезиса, трансформации профессионального спорта, сопряженные с изменениями в социальном контексте его бытования, модицифировали его в медиаконструкт, перформативную практику, реализующуюся в конструировании глобальных спортивных событий.

3. Поскольку профессиональный спорт и спортсмен в современной аудиовизуальной культуре представляет собой медиаконструкт, визуально воспринимаемый в телесном, презентируемом медиа образе, постольку профессиональный спорт выступает как производитель спортивного тела (маскулинного, сконструированного).

4. В современном обществе актуализируется процесс маргинализации профессионального спорта. Пограничный характер его бытования выражен в том числе в медиальном измерении внутренней структуры «околоспортивной среды», в появлении альтернативных моделей спорта.

5. Спортивная культура — это целостная система, включающая в себя профессиональный спорт и полиморфию субъектов восприятия (околоспортивная среда и другие компоненты). Сущностными характеристиками современной спортивной культуры является информативность, интегративность, мифологич-ность и перформативность.

6. Трансляция ценностно-нравственных ориентиров является основой социокультурной составляющей профессионального спорта. Проблема возможности коммуникации и взаимопонимания между представителями разных культур в сфере профессионального спорта является одной из острейших, поэтому выработка ценностного отношения к личности другого становится одним из условий межкультурной коммуникации. Проблема толерантности и интолерантно-сти, сопряженная с процессом кросс-культурного взаимодействия, приобретает

особое значение в социокультурном пространстве профессионального спорта. В процессе исследования этой проблемы, отмечается, что действия толерантного характера в профессиональном спорте принимают форму «опосредованной толерантности».

7. Спортивный фанатизм как форма субкультурной организации посредством медиа нередко репрезентируется как асоциальное явление культуры деструктивной активности. В действительности спортивный фанатизм не столько нацелен на разрушение современной социокультурной среды, сколько на включение молодых людей в систему общественных отношений, обретение ими идентификационного образа.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что ее положения могут быть использованы в различных философско-культурологических исследованиях. Результаты исследования могут служить методологической основой для более глубокого и целостного понимания профессионального спорта и его влияния на социокультурную среду. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке общих и специальных лекционных курсов культурологических, философских, социологических и спортивных дисциплин.

Апробация диссертации проходила на научных конференциях разных уровней. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, представлялись в виде докладов на научно-практических конференциях, в частности: на международной конференции «Игровые практики культуры», проходившей в рамках Дней Петербургской Философии (Философский факультет, Санкт-Петербургский Государственный Университет, 19 - 21 ноября 2009 г.); на круглом столе «Диалог культур и культура диалога» (Санкт-Петербургский Государственный университет, Философский факультет, 20 ноября 2009 г.); на региональной научно-практической конференции «Молодые ученые Ленинградской области - 2010» (ЛГУ им. А. С. Пушкина, 7 декабря 2010 г.); VII Международной научно-практической конференции «Толерантность и интолерантность в современном обществе: в условиях мирового кризиса - 2010» (Санкт-Петербургский Государственный университет, Философский факультет, 22 апреля 2010 г.); на научной конференции «Культура как стратегический ресурс России», проходив-

шей в рамках Дней Петербургской Философии (Санкт-Петербургский Государственный университет, Философский факультет, 19 ноября 2010 г.); на IX Международной научно-практической конференции «Толерантность и интолерант-ность в современном обществе: осмысление новой реальности» (Санкт-Петербургский Государственный университет, 19 апреля 2012 г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 25 января 2013 года.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы, использованной при подготовке работы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, формулируется цель и задачи диссертационного исследования, обозначается научная новизна работы и положения выносимые на защиту, рассматривается практическая и теоретическая значимость исследования и апробация полученных результатов.

В Главе I - «Спорт в культурно-историческом и философском контексте» автор стремится на основе существующих взглядов на спортивную деятельность дать определение профессионального спорта, определить его структуру и вычленить его основные характеристики.

В первом параграфе - «Профессиональный спорт: структура, основные виды и функции» - представлен западноевропейский профессиональный спорт, который обязан своим появлением социокультурной среде XVIII века, а признание в качестве самостоятельного феномена культуры получил в XIX веке. В первом подразделе данного параграфа - «Культурно-исторические истоки профессионального спорта» - представлены различные взгляды (Визитей H.H., Выдрин В.М., Веласкес Буэндиа Р., Дубин Б.В., Ромеро Ф.Г., Сараф М.Я., Столяров В.И. и др.) на точку отсчета спортивной деятельности как специфической социальной сферы деятельности человека и профессионального спорта в частности.

По мнению диссертанта, исходной точкой отсчета профессионального спорта следует считать XIX век. Его исторические корни обнаруживаются в XVIII веке, а процесс его формирования в основных чертах завершается в XIX веке. Ретроспективное обозрение истории профессионального спорта позволяет выделить следующие важные вехи в развитии спортивных практик. В первую очередь, -это XIX век, затем так называемый «милитаристский» период (Первая и Вторая мировая война, в России это еще и период советской власти) и, наконец, XXI век.

Показано, что сущностные черты спортивной деятельности обозначаются еще со времен античности - это первое упоминание атлетов-профессионалов, прошедших подготовку по какой-либо дисциплине, то есть появление профессионализма; организация и проведение соревнований (Олимпийские игры); появление различных видов - специализация атлетов; праздничный характер - зре-лищность и как следствие, появление публики - зрителей. Однако общественные и культурные тенденции последующих культурно-исторических эпох привносят новые характеристики в облик спорта, обуславливая изменчивость и внутреннюю дифференциацию спортивной практики.

Анализируя культурно-исторические условия XVIII - XIX веков, можно придти к заключению, что профессиональные спортивные практики проистекают из новых возможностей такой социальной страты как буржуазный класс. Поэтому культурно-исторические истоки происхождения спорта обусловлены иными культурно-ценностными ориентациями - прагматизм, рационализация, коммерциализация и зрелищность, что обусловило формирование профессионального спорта как самостоятельного социального института. Развитие профессионального спорта было усилено процессом урбанизации, индустриализации и активным вмешательством среднего класса, что повлекло за собой возникновение единых правил, регламентирующих соревнования, образование кубка УЕФА (ныне переименованного в Лигу Европы), Кубка Лиги Чемпионов, организация международного Олимпийского движения и принятие Олимпийской хартии.

«Милитаристский» период в истории профессионального спорта внес определенные характерные изменения в спортивный облик. Именно с этого времени большое распространение получил «массовый спорт», так называемый «спорт для всех», а также в этот период начинается процесс стремительной политизации

профессионального спорта. «Милитаристский» период в истории спорта характеризуется торжеством идеологических, националистических и политических установок, выраженных в многочисленных противостояниях на государственном уровне (к примеру, Олимпийские Игры в Берлине в 1936 г.). Со второй половины XX века профессиональный спорт приобрел черты медиаконструкта, глобального перформативного зрелища, системы практик, сферы услуг, предоставляющей и транслирующей информацию, зрелище.

Обсуждению научных трактовок, концепций и изложению структуры, основных видов и функций профессиональной деятельности посвящен второй подраздел первого параграфа - «Понятийный аппарат профессионального спорта». В этом подразделе выясняются этимологические интерпретации происхождения термина - «профессиональный спорт», рассматриваются характеристики, архитектоника профессионального спорта, дифференциации и многочисленные функции профессионального спорта.

Этимологически сам термин «спорт» звучит сходно во многих языках мира, точнее большинство известных спортивных игр и состязаний называют словом «спорт», имеющим международную транслитерацию. Терминологическое разнообразие в определении современного профессионального спорта - «большой», «спорт высших достижений», «олимпийский» - не является ошибкой, поскольку весьма проблематично провести явное различие между ними. В пространстве современной спортивной деятельности каждая из названных характеристик является сущностной характеристикой профессионального спорта.

Характеризуя некоторые из возможных концептуальных формулировок профессионального спорта, необходимо подчеркнуть, что неоднозначность и сложность выявления сущности спорта обусловлена многообразием трактовок и определений, которые ему даются. На наш взгляд, наиболее удачным определением профессионального спорта является признание его как развернутой социокультурной практики, формирующей определенные общественные отношения, обладающей рядом специфических культурфилософских характеристик (марги-налыгость, медийность, перформативность, идеологические и ценностно-нравственные установки), и характеризующейся наличием структурных компо-

нентов: спортсменов - участников, правил спортивных соревнований, соперничеством - конкурентной борьбой, спортивных функционеров, арбитража.

Конструирование сферы профессионального спорта осуществляется также на типологическом уровне. В настоящее время наиболее актуальной является оригинальная концепция видов спорта, предложенная У. Эко, согласно которой, спортивную деятельность можно разделить на спорт, который играют, спорт, который смотрят и спорт, который обсуждают.1

Далее в этом параграфе рассматриваются функциональная составляющая профессионального спорта.

Во втором параграфе - «Культурфилософские и антропологические основы физической культуры и спорта» рассматриваются различные концептуальные основания культурфилософского анализа спортивной деятельности. В первом подразделе второго параграфа - «Культурфилософские аспекты спортивной деятельности» представлена теоретическая основа изучения феномена профессионального спорта, определено место проблематики профессионального спорта в культурфилософских исследованиях, рассматриваются теории, посвященные анализу особенностей игровой и телесной природы профессионального спорта, начиная с античности, заканчивая теориями современных философов.

Культурфилософской рефлексии подвергаются следующие структурные компоненты спортивных практик - игра и телесность. Наиболее известной культурфилософской теорией, осмысляющей спортивную деятельность в контексте игровой теории культуры, является «игровая» концепция культуры Й. Хейзинги, согласно которой современный спорт утратил характер «чистой игры». Испанский философ X. Ортега-и-Гассет противопоставляет трудовую деятельность и игровую (спортивную), выдвигая на первое место спортивное усилие. Процесс активного развития спорта в XX веке X. Ортега-и-Гассет усматривал в перемене социокультурного приоритета, которым в XIX веке была работа, а в XX веке стала игра. Автор онтологии игры Х.-Г. Гадамер называет ключевым аспектом построения онтологии спортивных игр - «представление для кого-то».

' См.: Эко У. Болтовня о спорте // Логос. - 2009. - № 6. - С. 188-191.

Концептуальный анализ профессионального спорта посредством соотнесения понятий спорт и игра был предпринят философом Б. Сьюйтсом, который отождествляет структурные элементы игры и структурные элементы спорта. Спортивные игры, осмысляемые в антропологическом контексте, согласно Р. Кайуа,2 относятся к категории священного, то есть эта особая разновидность игры, дистанцированная как и прочие обрядовые и ритуальные практики, от повседневной жизни.

Обобщая вышеизложенное, резюмируем, что игра имманентна культурной деятельности. Профессиональный спорт как сфера культурной практики имитирует игровой характер. Игровой элемент спортивной практики представляет собой ее структурный элемент, который по мере становления профессионального спорта выступает в качестве зрелищного аспекта. Метаморфоза игровой составляющей спортивной деятельности заключается в ее самодостаточном и самодовлеющем характере, главным атрибутом которой является публичная самопрезентация - разворачивание посредством действий субъектов игры перед зрителями.

Осмысление телесности в контексте спортивного дискурса предполагает интерпретацию феномена человеческого тела, его ценностно-нормативных характеристик, с учетом особенностей тех эпох, культур, мировоззренческих систем в которой она существует.

Профессиональный спорт как социокультурная практика новой эпохи осуществляет процесс инструментализации человеческого тела, превращения тела в спортивное тело (маскулинное, конструируемое). Следует заметить, что понятие спортивное тело не является синонимичным как «фитнес телу», так и здоровому телу. Культивирование «фитнес тела» посредством медиатехнологий и активное развитие фитнес центров как сегмента спортивной индустрии приводит к отождествлению в обыденном сознании масс понятий спортивная культура, профессиональный спорт и физическая культура.

Обсуждению обозначенного вопроса и изложению его концептуального осмысления посвящен второй подраздел второго параграфа - «Телесность как

2 См.: Кайуа Р. Игры и люди: Статьи и эссе по социологии культуры. - М., 2007. - С. 77-78.

объект спортивного дискурса». В этом подразделе предпринята попытка проанализировать проблему телесности в контексте спортивного дискурса.

Тело - объект социального действия. Человек - существо социальное, и поэтому его тело не столько физический, сколько конструируемый объект, наделенный определенными навыками и умениями, которые он получает в процессе социальной практики.

Процесс телесной спортивной субъективации был спровоцирован культурой модерна. Наибольшее внимание философов проблема телесности привлекла в постмодернистской традиции. Согласно постмодернистской парадигме, телесность представляет собой не столько набор органов, сколько неосознанный горизонт человеческого опыта, существующий до всякого определенного мышления. Постмодернизм осуществляет предельную семиотизацию телесности.

Изучение спортивной деятельности, спортивной культуры современного этапа развития культуры выявило значимое изменение в концептуализациии телесности, что подразумевает под собой нечто большее, чем формирование мускульного и мышечного облика атлета, она сконцентрирована на инструментальном отношении к телу. Профессиональный спорт использует тело как средство, инструмент, выполняющий перформативную функцию, наглядно иллюстрируя новейшие спортивные достижения, результаты, рекорды. Спортсмены — спортивные тела - предстают инвариантом семиотического кода, информационным носителем. Язык спортивного тела сообщает о видимом телесном здоровье (отсутствие следов болезни), о социальном статусе, о личных предпочтениях спортсмена. Культура спортивной телесности выполняет как социокультурные, так и этико-эстетические функции, представляя посредством тела спортсмена модель физической культуры, господствующей в конкретный исторический период. Спортивные практики работают над телом, подводят его под определенный образец маскулинности, «означивают» его.

В ходе анализа отмечено, что на рубеже тысячелетий именно спорт выступает тем самым визуально удостоверяемым контролером, подтверждающим не только перформативную пригодность человеческого тела в рамках визуальной культуры, но и его социальную значимость, поскольку, под воздействием спортивных практик физическое тело, ограниченное организмическими границами,

призвано преодолеть их, и приобрести статус социального тела, культурного тела, спортивного тела. Спортивное тело - это соматическая конструкция, немыслимая вне культурных, политических и социальных установок. Спортсмен синтезирует необходимые социальные ингредиенты современного общества и демонстрирует их на примере собственного социального и культурного тела.

В заключение данного параграфа делается вывод, что телесность, нашедшая свое выражение в новом биомеханическом, биотехническом конструкте - теле спортивном, в своей совокупности, воплощает облик культуры в телесном образе. Телесный образ, в свою очередь, учреждает социальные формы тела, персоны, субъективности, который в профессиональном спорте формирует мифологему телесной образности, воплощением которой служит натренированное, маскулинное, сконструированное тело спортсмена.

Глава II - «Профессиональный спорт: особенности бытования в современной культуре» - исследует динамику трансформаций сферы профессионального спорта в условиях современной информационной культуры рубежа XX и XXI веков. В настоящее время доминирующими являются следующие векторы развития профессионального спорта: это олимпийский спорт, альтернативные виды спорта и европейский футбол. В каждом из этих видов спортивной деятельности большое значение приобретает зрелищный контент и социальный капитал каждой из этих практик.

В первом параграфе — «Профессиональный спорт — перформативная практика современной аудиовизуальной культуры» рассматривается медиа-измерение, визуальное воспринимаемое, реплицируемая презентация профессионального спорта. Первый подраздел данного параграфа - «Большой спорт в социокультурном пространстве города: конструирование спортивных событий» посвящен рассмотрению проблемы обеспечения эффективной деятельности визуальных носителей, поставляющих, презентирующих и транслирующих разнообразную информацию. Выдвижение того или иного средства коммуникации в качестве превалирующего зависит от того, как с помощью этого средства можно осуществить распространение и тиражирование информации, образов, ценностей наиболее значимых на определенном этапе общественного развития. Поэтому профессиональный спорт в этом процессе играет роль одного из наибо-

лее эффективных визуальных носителей (агентов, средств коммуникации), который всегда связан с социальным контекстом, опосредован общественными отношениями и способен охватить масштабную аудиторию.

Профессиональный спорт осуществляет кодирование и трансляцию информации с помощью доступных медиаобразов. Такой способ культурной репрезентации принимает форму спортивного зрелища, которое по своим характеристикам и способу организации приобретает черты перформанса. Спортивные состязания в пространстве массовой культуры вовлекают публику в мир спортивных практик с помощью перформативных приемов - неповторимых творческих актов, сочетающих элементы танца, пантомимы, музыки. Пер формативная составляющая спортивного зрелища подразумевает акт демонстрации, показа, инсценировки.

При рассмотрении данного аспекта становится очевидным, что всякое конструирование спортивных событий не изолировано от других областей социальных практик. Поскольку профессиональный спорт формирует спортивную культуру и создает вокруг себя определенную социокультурную среду (спортивные сооружения, спортивные праздники и шоу), которые порождают новые специфические средства выразительности в планировке города, в городской культурной среде, постольку параллельно интенсивно развиваются массовые коммуникации в сфере профессионального спорта. Развитие массовых коммуникаций имеет особое значение в формировании и распространении спортивных событий. Благодаря СМИ и другим медиа в спортивном пространстве решается задача извлечения все большей информации. Визуальное информационное восприятие спортивной игры универсально и технически реплицируемо.

Зрелищный аспект спортивных соревнований отражен во втором подразделе первого параграфа - «Олимпийское движение: связь с профессиональным спортом и массовым зрелищем». В нем дается краткая история Олимпийских игр с момента появления до настоящего времени. Особое внимание обращается на непосредственную связь Олимпийских игр и профессиональной спортивной деятельности. Большой (профессиональный) спорт представляет собой сложнейшую совокупность различных факторов (от организационных до политических), которые находят свое наиболее явное отражение в олимпийском движе-

нии. Олимпизм не возник как реакционная концептуальная система XIX века, наоборот, в своем основании он несет гуманистическое сознание эпохи Возрождения, представления о человеке как о гармонично развитой духовно-телесной целостности. Идеи гуманизма, восхищения человеческим телом, определили основные смыслоообразующие нормы общества, нашедшие выражение в церемонии организации игр и проведении конкурсов искусств.

Принимая во внимание, что Олимпийские игры породили олимпийское движение, олимпизм и стали по сути системообразующим фактором целостности профессионального спорта, необходимо отметить, что спортивные события (международные спортивные соревнования) в настоящее время, как структурные компоненты любой национальной спортивной программы являются товаром. Особую значимость в этой связи приобретает степень зрелищности того или иного вида профессионального спорта (товара спортивной индустрии). Эта степень находится в прямой зависимости от выполнения ряда условий: популярность, медиа освещение и развитая околоспортивная среда. Олимпийские игры в этой связи выступают универсальным образцом зрелищности спортивной деятельности. Олимпийские игры насыщены символическими атрибутами: звуковыми, визуальными, ритуальными (церемонии открытия и закрытия игр, многочисленные промо-ролики, анонсирующие начало игр, пропаганда государственной спортивной политики).

Проблема зрелищности, сопровождающей процесс спортивного противоборства, послужила своеобразной отправной точкой для выявления маргинального статуса профессионального спорта, нашедшего отражение во втором параграфе второй главы - «Маргинализация профессионального спорта». В этом параграфе рассматривается трансформация сущностных сегментов профессиональной спортивной деятельности, обусловившая адепцию ей маргинальных характеристик.

В процессе превращения профессионального спорта в машину по производству удовлетворения потребностей особое значение приобрели социокультурные условия, приведшие к формированию нового спортивного образа в XXI веке. Представление о современной культуре как о медиакультуре, создает условия для превращения спорта в специфический медиаконструкт, активно втор-

гающийся в современную общественную жизнь, что вместе с тем, по мнению автора, преобразуют медиареальность в один из рычагов маргинализации профессионального спорта.

Профессиональный спорт подчиняется господствующей государственной доктрине, обозначающей магистральный вектор его дальнейшего развития. Вместе с тем, маргинализационные процессы, протекающие в обществе, определяют происходящие изменения в пространстве профессионального спорта.

На основе культурфилософского анализа спортивного движения отмечается, что на локальном уровне маргинализация затрагивает как сам профессиональный спорт, который занимает пограничное положение по отношению к другим видам спортивных практик, будь то олимпийский спорт, экстремальный или физическая культура, так и его архитектонику, его структурные компоненты — участников спортивных практик - спортсменов, околоспортивную среду, различные виды профессионального спорта. Свое проявление маргинализационные процессы находят в такой дефиниции применительно к профессиональному спорту, как синтетическое зрелище, выполняющую функцию визуальной самопрезентации и репрезентации телесного образа.

Механизм действия маргинальное™ затрагивает в основном внутреннее пространство профессионального спорта, в частности, околоспортивную среду. Поскольку профессиональный спорт как сложный социокультурный феномен определяется целым рядом социально-экономических и социокультурных факторов, то в пространстве современной культуры для функционирования профессионального спорта большое значение имеют процессы формирования околоспортивной среды - аудитории зрителей и телезрителей, болельщиков и фан-движения. Околоспортивная среда неоднородна по своей структуре. Прежде существовало два основных сегмента — «фанаты/фаны» и болельщики. В век всеобщей информатизации формируется особый кластер зрителей - это телезрители или медиа зрители (то есть сторонние наблюдатели, те, кто непосредственно не задействован в спортивном состязании, а опосредованы медиа инструментами).

Далее, процесс маргинализации профессионального спорта определяет также пограничное положение личности спортсмена в современной постиндустриальной культуре. Спортивный образ в целом и облик спортсмена в частности

представляет собой новый трансэтнический, биомеханический конструкт. Все это приводит к выделению новых видов профессионального спорта, к его дальнейшей специализации.

Третий параграф данной главы - «Альтернативные модели спорта в современном социокультурном пространстве» отражает новые тенденции в развитии спортивных практик, выражающиеся в появлении альтернативных моделей профессионального спорта. Современный профессиональный спорт продолжает соединять в себе черты традиционализма и инноваций. Однако, взаимообусловленное развитие социокультурного пространства и профессионального спорта, находит все большее отражение не только в появлении новых видов спорта, прежде не существовавших, но и в трансформации уже существующих, что в свою очередь порождает «гибридные» формы. Инновации находят свое выражение в появлении целого направления профессионального спорта - это так называемые «альтернативные модели». В современной спортивной культуре особым образом выделяются два доминирующих сегмента - европейский футбол и Олимпийские игры - это магистральные спортивные практики. Спортивные практики, проявляющие, с точки зрения официально одобренной спортивной политики, маргинальные черты, именуются альтернативными. Альтернативные модели спорта включают в себя несколько основных разновидностей - это женский, паралимпийский, экстремальный, «гибридный», бодибилдинг, элитарный и художественный виды. Каждая разновидность содержит в себе огромное число различных спортивных дисциплин.

Альтернативные модели обозначают контекстуальный характер профессионального спорта, бытование которого определяется ценностными установками общества, адекватным ответом на формирующиеся потребности которого и является появление тех или иных видов спортивной деятельности. Появление альтернативных моделей выявляет меняющийся, маргинальный облик профессионального спорта.

Глава III - «Профессиональный спорт в системе ценностей современного общества» - представляет ценностное измерение спортивной культуры в целом и профессионального спорта, характеризуя, в частности, его функцио-

нальную способность к трансляции ценностных установок в околоспортивной среде.

Первый параграф третьей главы - «Межкультурная коммуникация сквозь призму спортивных практик» - посвящен коммуникативному аспекту спортивной деятельности. Проблема возможности коммуникации и взаимопонимания между представителями разных культур в сфере профессионального спорта является одной из острейших. На наш взгляд, профессиональный спорт обладает функциональным качеством проводника коммуникативных контактов, посредника, транслятора межкультурного коммуникационного процесса.

Межкультурная коммуникация может сопровождаться культурной экспансией - подавлением одной культуры другой, также она увеличивает дистанцию между культурными артефактами, сопровождая тем самым наличие посредника, интерпретатора, переводчика, благодаря чему возникают мета-артефакты. Вариантом мета-артефакта может служить и профессиональный спорт, как универсальное культурное явление. Межкультурная коммуникация в пространстве спортивных практик, в первую очередь, это общение самих участников спортивных состязаний - спортсменов, а также коммуникативное взаимодействие представителей околоспортивной среды. Рассмотрение специфики межкультурной коммуникации и ее значимость как части культурной и социальной коммуникации, позволила исследовать включенность профессионального спорта в процесс межкультурного взаимодействия, выраженной в процессах спортизации и политизации.

Межкультурная коммуникация в профессиональном спорте всегда опосредована господствующими общественными и политическими установками, поэтому профессиональный спорт выступает не только транслятором межкультурной коммуникации, но и своеобразным продуктом этого коммуникативного процесса.

Такое кросс-культурное взаимодействие сталкивается с проявлениями как толерантного, так и интолерантного характера. Толерантность заявляет о себе в качестве необходимой ценностной установки, предпосылки в социальных связях и новых формах коммуникативных отношений, специфика которой рассматривается во втором параграфе - «Механизмы действия интолераитности и толе-

рантности в профессиональном спорте». В данном параграфе рассматриваются два основных вопроса - специфика толерантности и интолерантности в спортивном пространстве. Раскрытие данных ценностно-нравственных установок осуществляется посредством иллюстрации многочисленных примеров из спортивной жизни современного западноевропейского и российского общества.

Профессиональный спорт издавна служил весьма удобным и действенным инструментом пропаганды различных умонастроений, господствующих в том или ином обществе. На протяжении всей истории профессионального спорта отчетливо прослеживаются проявления как толерантных, так и интолерантных действий. В условиях современной реальности, профессиональный спорт является объектом, все более открыто демонстрирующим проявления интолерантности, в первую очередь, ксенофобии, дискриминации и расизма. Толерантность же в профессиональном спорте развивается в двух основных направлениях: этническая (против расовой дискриминации, ксенофобии) и социальная - уважение к иному, отличному от магистрального спортивного образа, что иллюстрируют альтернативные модели спорта. С другой стороны, профессиональный спорт — это жесткое, (а теперь все чаще) жестокое зрелище, с присущим ему интолерант-ным характером, немыслимым вне политики и вне насилия.

В заключение этого параграфа отмечается наличие новой коннотации толерантности - это так называемая «опосредованная» толерантность. Толерантность как средство, инструмент, служащий для достижения определенных (чаще всего прагматических, коммерческих, политических) целей спортивными функционерами.

В третьем параграфе третьей главы - «Спортивная культура и проблема фанатизма: аксиологический аспект» - рассматривается специфика современной спортивной культуры в связи с активным развитием движения спортивного фанатизма как специфической молодежной субкультуры, как определенной идентификационной практики.

В современном обществе спортивная культура представляет собой совокупность профессиональной спортивной практики (объекта восприятия) и околоспортивной среды (субъекта восприятия). Спортивная культура как органичная часть общечеловеческой культуры обладает рядом характерных черт, таких как

информативность, интегративность, мифологичность и перформаттивность. Она представляет собой такую официально одобренную социальную практику, которая конструирует глобальные медиасобытия, производит идентификацию своих членов (спортсменов, зрителей), тем самым упорядочивая и стратифицируя их.

Околоспортивная среда как особо значимый сегмент профессиональной деятельности неоднородна по своей структуре. Традиционно выделяют два кластера: болельщики и фанаты. Фанаты представляют собой категорию самых активных, нетерпимых и враждебно настроенных участников околоспортивной среды. При анализе данной проблемы выявляется, что фанатизм как идентификационная практика становится очень востребованным в молодежной среде. Спортивный фанатизм не носит личностного характера. Он характеризуется вовлеченностью фанатов в коллективное спортивное действо. Спортивные фанаты, прежде всего, считают себя важной составляющей спортивной игры и вся их деятельность направлена на содействие ей.

Они представляют собой категорию самых активных, нетерпимых и враждебно настроенных участников околоспортивной среды. Спортивный фанатизм -это социальная сила, которая является не столько следствием культивирования идеалов спортивной культуры, а сколько одним из факторов процесса «спортиза-ции» постиндустриальной глобальной информационной культуры. Для спортивных фанатов профессиональный спорт - это призма сквозь, которую мир приобретает значимость.

Обобщая мысли и гипотезы, высказанные в данном диссертационном исследовании, необходимо отметить, что трансформация профессионального спорта, как и трансформация человеческой цивилизации, продолжается, поэтому дальнейшее развитие спортивной культуры и ее включенность в культуру современного постиндустриального общества нуждается в исследовании и разработке.

В Заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы и намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемного поля профессиональной спортивной деятельности.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

Публикации в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1. Богданова Д. Ш. Профессиональный спорт в современной культуре: проблема маргинализации // Общество. Среда. Развитие. - 2012. - № 2 - С. 162166 (0.53 п.л.).

2. Богданова Д. Ш. Спортивное тело как объект культурфилософского дискурса // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Том 2. Философия. - 2012. - № 6 . - С. 51-58(0.52 п.л.).

3. Богданова Д. Ш. Профессиональный спорт и проблема фанатизма: аксиологический аспект // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012,- № 6 (26). - С. 250-252 (0.41 п.л.).

Статьи, опубликованные в научных изданиях:

4. Богданова Д. Ш. Спорт и игра: "полиморфизм" или унификация? // Игровые практики культуры: научные доклады и сообщения / отв. ред. Н. X. Орлова — г. Санкт-Петербург, — 2010. — С. 217-222 (0.42 п.л.).

5. Богданова Д. Ш. Современный спорт в пространстве межкультурного диалога // Диалог культур и культура диалога: сб. статей — г. Санкт-Петербург, — 2010, —С. 45-51 (0.41 п.л.).

6. Богданова Д. Ш. Пространство современного профессионального спорта в культурном измерении // Молодые ученые Ленинградской области - 2010: материалы регион, научн.-практ. конф. — г. Санкт-Петербург, — 2010. — С. 30-33 (0.4 п.л.).

7. Богданова Д. Ш. Культурно-исторические истоки спортивных практик современной России // Культура как стратегический ресурс России: сб. статей — г. Санкт-Петербург, — 2011. — С. 25-32 (0.57 п.л.).

В. Богданова Д. Ш. Интолерантность в современном профессиональном спорте: социальное измерение // Толерантность и интолерантность в современном обществе в условиях мирового кризиса: материалы VII международной научно-практической конференции. - г. Санкт-Петербург, - 2011. - С. 194-205 (0.62 п.л).

Подписано в печать 11.04.2013 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 3060.

Отпечатано в ООО «Издательство "J1EMA"» 199004, Россия, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 24 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http://www.lemaprint.ru

 

Текст диссертации на тему "Профессиональный спорт в современном обществе"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БОГДАНОВА ДИНАРА ШАМИЛЬЕВНА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Сорокина В. Н.

Санкт - Петербург 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................3

Глава 1. Спорт в культурно-историческом и философском контексте..........................................................................................15

§ 1. Профессиональный спорт: структура, основные виды и

функции............................................................................................................15

1.1. Культурно-исторические истоки профессионального спорта... 15

1.2. Понятийный аппарат профессионального спорта..................28

§ 2. Культурфилософские и антропологические основы физической культуры и спорта.....................................................................45

2.1. Культурфилософские аспекты спортивной деятельности........45

2.2. Телесность как объект спортивного дискурса........................57

Глава 2. Профессиональный спорт: особенности бытования в современной культуре...............................................................72

§ 1. Профессиональный спорт - перформативная практика современной

аудиовизуальной культуры...................................................................72

1.1. Большой спорт в социокультурном пространстве города: конструирование спортивных событий.............................................72

1.2. Олимпийское движение: связь с профессиональным спортом и

массовым зрелищем...............................................................83

§ 2. Маргинализация профессионального спорта................................95

§ 3. Альтернативные модели спорта в современном социокультурном пространстве...........................................................................108

Глава 3. Профессиональный спорт в системе ценностей современного общества.................................................................................................119

§ 1. Межкультурная коммуникация сквозь призму спортивных

практик..................................................................................119

§ 2. Механизмы действия интолерантности и толерантности в

профессиональном спорте...........................................................132

§ 3. Спортивная культура и проблема фанатизма: аксиологический аспект....................................................................................147

Заключение............................................................................162

Список литературы.................................................................169

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Социокультурное пространство рубежа XX - XXI веков характеризуется наличием обширного информационного поля, а также средствами его воспроизведения и продуцирования (СМИ, медиатехнологии). Аудиовизуальный характер современной культуры, ее ориентированность на зрительное восприятие, сопричастное присутствие, актуализировали зрелищный компонент спортивных практик. Профессиональный спорт в современную эпоху стал самой распростра- -ненной, институализированной, полифункциональной формой спортивной практики.

В свою очередь, профессиональный спорт представляет собой также . систему практик (это его многочисленные разновидности), которые необходимо рассматривать как взаимосвязанные между собой. Сложное, полифункциональное и амбивалентное явление, которое мы называем профессиональным спортом, свои истоки обнаруживает в начале XVIII века, а известные нам формы принимает на переломе Х1Х-ХХ веков. Генезис профессионального спорта является непрерывным, но нелинейным процессом. В XXI веке, во многом благодаря процессу глобализации, распространению медиа, развитию межкультурной коммуникации, профессиональный спорт - это наиболее востребованное, зрелищное, социоориентированное культурное событие.

Профессиональный спорт в современной социокультурной ситуации представляет собой масштабный, символически значимый сегмент социальной жизни. Социальный контекст XX - XXI веков - период экспансии профессионального спорта в сферу мировой культуры, мировой экономики, мировой политики, международных отношений. Поэтому профессиональный спорт коммерциализируется, театрализуется и политизируется.

Повышенный интерес к профессиональному спорту в мире в настоящее время обусловлен глубокими изменениями в сфере гражданской и

культурной самоидентификации, которые особенно проявляются на фоне кампаний по подготовке и проведению международных соревнований (Олимпийские игры, Чемпионаты Мира и Европы по футболу), а также всеобщей сопричастностью каждого, проявляющейся в восприятии его как неотъемлемого элемента культуры повседневности и в то же время обособленного от нее, формирующего свою собственную спортивную культуру. Эти факторы усиливают социокультурную значимость спортивного дискурса и повышают актуальность исследований с позиций культурологии и философии.

Профессиональный спорт в современной культуре воспринимается как фактор инкультурации и социализации. Он оказывает существенное влияние на формирование системы ценностей, человеческого самосознания, стиля жизни современного человека, на его физический и нравственный облик. Раскрытие культурных оснований, механизмов его бытования в современном обществе позволит раскрыть многоликий и многосоставный мир профессионального спорта, который рассматривается не столько в значении индивидуального физического совершенствования - моделирования телесной организации индивида, - сколько, как динамичное явление, приобретающее новые функции, активно трансформирующее уже существующие виды (магистральные) и способного к возникновению новых форм спортивной практики (альтернативные модели).

Совокупность многообразных социокультурных детерминант, воздействующих на структурные, смысловые, ценностные характеристики профессионального спорта позволяют определить его как маргинальное явление культуры. Говоря об этом, мы имеем в виду сам социокультурный контекст с такими его атрибутами, как процессы глобализации и информатизации, коммерциализации, политизации, эстетизации, интенсивного развития межкультурных коммуникаций, экспансии медиатехнологий и их влияние на общественное мнение, ценностные ориентиры и общественные потребности.

Полифония и противоборство ценностных общественных установок приводит к расширению спектра анализа профессионального спорта, в частности, включение «околоспортивной» среды как одной из его значимой социокультурной составляющей, а также исследование специфики спортивной культуры, аксиологического капитала профессионального спорта и пограничного положения между профессиональной и игровой деятельностью.

Современная массовая культура и общество как период интенсивных социокультурных преобразований поменяли акценты как в исследовательских, так и в практических формах реализации спортивных практик, поместив в центр внимания необходимость переосмысления проблемы бытования профессионального спорта и спортивной культуры. В данном исследовании мы пытаемся выявить актуальные проблемы, зафиксировать тенденции, характерные для современной культурной ситуации, влияющей на трансформацию профессионального спорта и его включенность в современное информационное общество и аудиовизуальную культуру, а также механизмы и формы воздействия профессионального спорта на современную культуру, политику, общество.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемное поле, в рамках которого представлена тема спортивной деятельности, довольно разнообразно.

Проблема профессионального спорта рассматривается в различных областях социально-гуманитарного знания, каждая из которых исследует этот вопрос в своем тематическом преломлении.

Большое количество работ посвящено изучению специфики социокультурной природы спорта, истории его возникновения (Айзенберг К., Аль-Гази А.Г., Бальсевич В.К., Баранов В.А., Буянов М.В., Валь А., Васильев Е.А., Веласкес Буэндиа Р., Визитей H.H., Выдрин В.М., Голоща-пов Б.Р., Гончаров В.Д., Грэттон К., Гумбрехт Х.У., Деметер Г.С., Джулиа-нотти Р., Дубин Б.В., Ермак Н.Р., Козлова B.C., Кравчик 3., Кубанов Х.К.,

Курило С., Кыласов A.B., Ларшина Н.В., Лебедев A.C., Леонтюк A.M., Лэш К., Люшен Г., Майнберг Э., Матвеев Л.П., Николаев Ю.М., Оливо-ваВ., О'Махоуни М., Пилоян P.A., Починкин А.В, Родин М.А., Роме-ро Ф.Г., Сараф М.Я., Столбов В.В., Столяров В.И., Финогенова Л.А., и ДР-)-

Исследование спортивной деятельности как феномена культуры с позиций культурологии и философии представлено в работах как отечественных, так и зарубежных авторов (Баранов В.А., Барт Р., Благолев H.H., Буянов М.В., Быховская И.М., Веласкес Буэндиа Р., Визитей H.H., Гебау-эр Г., Каган М.С., Кампер Д., Ларшина Н.В., Лэш К., Морган У., Муравьев В.И., Никишин Д.В., Ортега-и-Гассет X., Передельский A.A., Рейд X., Руднев В., Сараф М.Я., Столяров В.И., Суник А.Б., Сьюйтс Б., Титов П.Б., Тривиньо Х.Л.П., Тульчинский Г.А., Хайдарова Г.Р., Хейзинга Й., Шеста-ков В.П., Эйхберг X., Эко У. и др.).

Методологический анализ проблемы соотношения биологического и социального, природного и культурного в физической и спортивной деятельности освящается в исследованиях Баранова В.А., Буянова М.В., Бы-ховской И.М., Визитея H.H., Выдрина В.М., Гончарова В.Д., Ильини-ча В.И., Кравчика 3., Леонтюка A.M., Лубышевой Л.И., Макроносова Г.В., Николаева Ю.М., Столярова В.И., Уитмарша Б., Эйхберга X., и др.

В отечественной и западной литературе феномен спортивной деятельности анализируется с различных точек зрения в области антропологии, психологии, социологии, педагогики. Методологической основой рассмотрения спортивной деятельности в контексте социологии и особенностей спорта как социального института выступают работы Алкемайера Т., Бурдье П., Визитея H.H., Дубина Б.В., Курило С.И., Ленка X., Лубышевой Л.И., Лэша К., Матвеева Л.П., Орешкина М.М., Парыгиной Е.А., Родина М.А., Сафонова В.К., Фомина Ю.А., Чандлера Т.Дж., Чистякова В.А., Эйхберга X., Элиаса Н. и др. Большое значение для осмысления сущности спортивных игр имеют работы в области антропологии и этнографии Аб-

дулкаримова С.А., Кайуа Р., Кузищина В.И., Курбанова Х.К., Маркова Б.В., Хейзинги И. и др.

Исследования в сфере массовой, медиакультуры, постмодернистские концепции позволяют нам интерпретировать трансформации в сфере профессионального спорта и спортивной культуры. Это работы Барта Р., Белла Д., Бодрийяра Ж., Дебора Г., Диановой В.М., Дубина Б.В., Зверевой В.В., Иконниковой С.Н.. Кастельса М., Кирилловой Н.Б., Кляйн Н., Кругловой JI.K., Маклюэна М., Маньковской Н.Б., Махлиной С.Т., Орлова A.M., Ортеги-и-Гассета X., Савчука В.В., Соколова Б.Г., Соколова Е.Г., Тоффлера Э., Фуко М., Хренова H.A.

Осмысление проблематики профессионального спорта с точки зрения психологии отражено в работах Баевой И.А., Божович Л.И., Ильина Е.П., Кретти Б.Дж., Лоренца К., Паргмана Д., Попова А.Л., Салахетди-нова Э.Р., Сафонова В.К., Соколова Э.В. и др. Психоаналитические концепции Мерло-Понти М., Фрейда 3., Фромма Э., Юнга К. Г. также служат методологическим основанием для анализа.

Одной из составляющих анализа феномена профессионального спорта как направления спортивной деятельности, определяющей социокультурную модификацию человеческого тела, является рассмотрение работ, связанных с исследованием телесного бытия человека Быховской И.М., -Зверевой В.В., Мерло-Понти М., Мориной Л.П., Мосса М., Подороги В.А., Соколова Б.Г., Суровой Е.Э., Тривиньо Х.Л.П., Тульчинского Г.Л., Фуко М., Хайдаровой Г.Р., Эпштейна М.Ю., и др.

Не менее важной предпосылкой спортивной деятельности является межличностная и межкультурная коммуникация. Векторы и механизмы межкультурных коммуникаций в поликультурном пространстве современ- . ного информационного общества отражены в работах Зинченко В.Г., Зус-мана В.Г., Кирнозе 3., Иконниковой Н.К., Леонтович А .Я., Орешки-наМ.М., Почепцова Г.Г., Прозуменщикова М.Ю., Пряхиной (Ивано-

вой) A.B., Садохина А.П., Соколова A.B., Столярова В.И., Суник А.Б., Тер-Минасовой С.Г., Уварова М.С., Фомина А.Ю., Хантингтона С. и др.

Механизм действия межкультурной коммуникации в пространстве профессионального спорта тесно сопряжен с такими проблемами, как ценностные ориентиры спортивной культуры, трансформация нравственных приоритетов в современном обществе, проблема толерантности и интоле-рантности, анализу которых посвящены исследования таких авторов, как Асмолов А.Г., Джулианотти Р., Зуев В.Н., Илле А., Козлова B.C., Кругло-ва Н.В., Лебедев A.C., Левикова С.И., Лукьянов A.B., Мазов Н.Ю., Малахов B.C., Морагас М., Сафонов В.К., Татаржицкий С.Е., Тульчинский Г.Л., Шалин В.В., Эдельман Р. и многие др.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили данные исследований отечественных и зарубежных социологов, периодической печати, Интернет-публикации, нормативные документы, а также работы известных теоретиков спорта и профессиональных спортсменов.

За последние годы отечественные и зарубежные исследователи опубликовали ряд трудов, в которых рассматриваются различные вопросы, связанные с проблемой места и роли профессионального спорта в современном обществе. Несмотря на большое количество исследований спортивных практик, феномен профессионального спорта остается недостаточно исследованным в философско-культурологическом ракурсе, что представляет определенную перспективу для его целостного и комплексного изучения.

Необходимость теоретического осмысления специфики профессионального спорта, исследования его динамики и особенностей проявления в современном социокультурном пространстве обусловили выбор объекта и предмет нашего исследования.

Объектом исследования выступает феномен бытования профессионального спорта в современном обществе.

Предмет исследования процесс генезиса и трансформации облика профессионального спорта в социокультурном контексте.

Цель исследования - культурфилософский анализ интерпретации бытования профессионального спорта в современном обществе.

В соответствии с этой целью, в исследовании выдвигаются следующие задачи:

• Осуществить анализ профессионального спорта, раскрыть его содержание, проследить историю и истоки его возникновения, дифференцировать спортивные практики.

• Определить воздействие спортивных практик на социокультурную динамику современного постиндустриального общества.

• Выявить специфику природы телесной культуры человека в рамках спортивной деятельности.

• Исследовать процесс маргинализации профессионального спорта и выявить его маргинальные характеристики, обозначив детерминанты трансформации спорта и появление новых «альтернативных» моделей профессионального спорта.

• Проанализировать влияние процесса «спортизации» на городскую культурную среду (на примере Олимпийских игр и международных спортивных соревнований).

• Выявить сущностные характеристики современной спортивной культуры.

• Охарактеризовать специфику межкультурного взаимодействия в пространстве профессионального спорта.

• Определить роль спортивных практик в формировании нравственных, ценностных установок спортсмена и околоспортивной среды.

• Рассмотреть проблему спортивного фанатизма как форму субкультурного сообщества и идентификационной практики в рамках современной спортивной культуры. Методологические и теоретические основы исследования. Сложность и многоаспектность заявленной темы исследования предопределила необходимость междисциплинарного подхода, подчеркивающего важность взаимодействия различных отраслей науки: философии, культурологии, социологии, философской антропологии, психологии и др.

Теоретическим основанием изучения трансформации профессионального спорта является системный подход, предусматривающий изучение профессионального спорта в целостности и взаимосвязи с социокультурным измерением его бытования. Научная новизна результатов исследования.

• На основе обобщения и систематизации философских, культурологических, социологических, психологических источников по данной теме, осуществлен комплексный, междисциплинарный подход к феномену профессионального спорта, определяющим его как социальную и культурную практику.

• Прослежена эволюция спортивной деятельности и разработана авторская концепция современного института профессионального спорта.

• Раскрыто своеобразие телесности в контексте спортивных практик и определена семантика телесного спортивного образа, предполагающего маскулинность, пластичность и конструируемость основополагающими его культурными доминантами.

• Выявлены маргинальные характеристики профессионального спорта в современном социокультурном пространстве, определяющими его как игровую деятельность и практику инсценировки.

• Продемонстрированы тенденции трансформации профессиональной спортивной деятельности и определена роль профессионального

спорта в современном аудиовизуальном обществе как медиаконст-рукта, формы культурной репрезентации, продуктом деятельности