автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Прогностическая функция в социальном познании
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Маслихин, Александр Витальевич
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И БУДУЩЕЕ.
§1. Опережающее отражение в социальной среде
§2. Диалектика субъекта и прогнозируемого объекта
§3. Диалектика образа и знкка при познании будущего
Глава II. БУДУЩЕЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ БЫТИИ
- §1. Диалектика~прощлого,настоящего,будущего в обществе
§2. Субъективно-ценностные| стремления человечества к будущему
§3. Типология социальных концепций будущего
§4. Сущность прогностической функции познания общества
Глава III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО
ПОЗНАНИЯ
§1. Герменевтический метод! познания будущего.
§2. Развитие социально-философского метода познания будущего
§3. Истина в прогностическом познании
Глава 1У. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1. Диалектика эмпирического и теоретического в прогнозировании
§2. Взаимодействие новационного и традиционного в предвидении.
§3. Сочетание интуитивного,творческого,рационального, деятельного в прогностических поисках ученого
Глава У. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ БУДУЩЕГО
§1. Событийное прогнозирование.
§2. Философско-художественное познание будущего
§3. Вечность в социальном мире, ее объективация
§4. Преобразующая роль будущего
Введение диссертации1996 год, автореферат по философии, Маслихин, Александр Витальевич
Состояние социальной действительности отражает растущую потребность в дальнейшем совершенствовании общественного строя на основе научного прогнозирования и созидательной деятельности. Положительный результат преобразований подготавливается духовно, поскольку философия и наука открывают объективные тенденции и закономерности развития, а общество объективирует, делает знание доступным для применения. Сочетание объективных процессов с продуцированием положительного способствует становлению системных познавательных усилий, связанных с прошлым, настоящим, будущим.
В общественных процессах важнейшая роль отводится социальному познанию, так как совершенствование бытия в прогрессивном направлении возможно прежде всего на основе научности. Для каждого этапа развития человечества свойственен свой философский стиль материальной и духовной деятельности, обусловленный проявлениями интеллектуального совершенства. Если прежде социальное » познание концентрировало мысль на исследовании результатов деятельности, что позволяло субъекту совершенствовать социальность исторически, то в настоящее время актуально осмысление перспектив развития общества.
С момента появления социального познания в качестве сферы духовной деятельности в нем присутствуют элементы предвидения и прогнозирования. Позна'ние прошлого и настоящего способствует I осмыслению перехода настоящего в будущее. Потребность познания I будущего возникает в ходе обобщения индивидуально-личностных, коллективных и всеобщих усилий к гармонизации бытия в действительности. Приближение материальных и духовных перспектив происходит путем совершенствования мира, что позволяет утверждать возможность перехода настоящего в будущее при помощи философского знания. Философско-научное знание действенно, когда благодаря ему происходит диалектическое совершенствование субъекта, он обретает материальные и духовные ценности в ходе общественного развития. В силу данного обстоятельства в социальном познании возникает прогностическая функция, призванная обозначить перспективы совершенствования бытия.
Исследование прогностической функции в социальном познании представляется актуальным в теоретико-методологическом,^мировоззренческом, субъектно-праксеологическом аспектах.
В новейшее время возрастает прогностическая роль социального познания. Наличие в действительности преемственности, изменений, развития доказывает сознательную возможность концентрации разума для постижения будущего. Достижения мировой и отечественной философской мысли связаны с открытием законов, действующих в обществе. Теоретические положения могут быть распространены на предметную определенность |будущих явлений. При исследовании непосредственного и отдаленного) будущего роль социального познания увеличивается одновременно с прогнозированием. Так, прогнозирование дополняется общефилософской методологией социального познания, а социальное познание - методами прогнозирования. Гносеологическая проблематика благодаря социальному познанию становится онтологической, так как отражает конкретный переход настоящего в I будущее.
Мыслительная деятельность, обусловленная перспективными концепциями оказывает влияние на мировоззренческие ориентации людей. Исходя из образов будущего люди создают оптимальные формы социальной организации, предусматривающие сохранение и приумножение гармонии и благополучия. Причем, мировоззренческий потенциал совершенствуется под воздействием философско-научных, художественных трудов. Как правило, в обществе утверждаются максимально правдоподобные, тяготеющие к истине взаимосвязи.
Особое значение имеет переход социальной действительности в свою перспективу. Отсутствие твердых социально-экономических I перспектив на фоне регрессивных изменений внутри страны требует обратиться к познанию этого своеобразия. Наличие многочисленных форм социального опыта /капитализма, социализма/ делает возможным научный анализ достигнутого уровня развития нашего общества в контексте мировой цивилизации и философский синтез его возможностей.
Человечество обретает и утверждает будущее биологически, материально, социально, духовно. Со стороны действительности воздействие на будущее происходит на основе деятельности людей в соответствии с тенденциями, законами и закономерностями развития. Причем, всеобщее стремление к гуманизму концентрируется в общей потребности жить в мире; общие закономерности социального бытия проявляются в стремлении сохранить национальные, исторические, культурные особенности. Для многих сограждан закономерность становления прогностического вектора очевидна: прошлое противоречит действительности в рамках социального опыта, действительность развивается, исходя из плюралистической одновременности, что в итоге ведет к становлению неопределенного будущего для большинства. Спецификой бытия является стремление людей к прогрессивному совершенствованию, преодолению трудностей и противоречий. Закрепляясь в стилях жизнедеятельности, происходит постоянный переход от настоящего к будущему. i
Думая о будущем, субъект обретает прогностическую функцию.
Так, субъективные образы будущего,- идеологические, социальные,-личностные по форме, влияют! на настоящее. Непосредственное воздействие на действительность оказывает субъект, осознавший будущее при помощи планов, целей, идеалов. Гносеологически субъект постоянно ориентируется на будущее, ищет в настоящем подтверждения соответствующих рассуждений. Прогнозы корректируют жизнедеятельность людей с учетом последствий и результатов I деятельности. Переход субъекта к прогнозированию общества споI собствует увеличению степени сочетания индивидуального бытия и всеобщего. Характерно, что максимальные результаты в ходе совершенствования прогностической функции возникают тогда, когда общество выступает в качестве объекта исследования'и одновременно созидательного бытия. Приоритетное осмысление общества позволяет выявлять прямые и обратные функциональные зависимости. г- „'.
Например, прямые функциональные зависимости позволяют распространять настоящее на будущее, обратные мыслимое будущее на настоящее. Наличие прогностической функции как таковой отражает особенности взаимодействия индивидуального и общественного'во времени.
Прогностическая функция располагает субъекта к постижению перспективных явлений как путем их эмпирического понимания, так и в ходе научной деятельности. Осознание функциональных зависимостей между человеком и обществом создает возможность перехода к опосредованному целями и идеалами бытию. Философское исследование социального познания во взаимосвязи с прогнозированием способствует: во-первых, структурированию индивидуального бытия в перспективы общественного развития; во-вторых, располагает людей к гуманизму, во имя последовательно гармоничного развития общества.
Прогностическая функция находит эффективное применение при опоре на социальную практику. Социальное творчество имеет большое значение, так как каждый субъект обретает смысл жизни в ходе i деятельной объективации высших идеалов. Прогресс становится сознательным лишь на основе социального познания, корректно отражающего действительность и деятельность людей. Причем, практическое применение положений социального познания актуально, во-первых, для принятия решений в целях совершенствования непос редственного бытия и, во-вторых, исходя из потребности принципиального улучшения жизни. Высшим практическим результатом воспроизведения прогностической функции является организация социального творчества, обеспечивающего общественный прогресс.
Исследование прогностической функции в социальном познании является исключительно сложным по целому ряду факторов. Во-первых, требуется выделение временного аспекта, закономерных связей между прошлым, настоящим и будущим общества; во-вторых, важно осуществлять пространственную рефлексию, в виде перехода от настоящего к будущему в планетарном масштабе; в-третьих, необходим тщательный анализ форм социального опыта: капитализма, социализма и т.д.; в-четвертых, имеют место субъективные явления, которые оказывают влияние на постижение будущего: идеальные образы, интуиция, цели, идеалы; в-пятых, среди отечественных и зарубежных философов существуют серьезные расхождения по вопросу о возможности познания будущего.
Перечисленные выше трудности актуализируют проблематику социального познания, подтверждают необходимость и своевременность исследования прогностической функции.
Обретение социальным познанием прогностической функции является одной из самых актуальных проблем философского знания. В качестве обоснования данной мысли можно привести следующие аргументы: во-первых, человечество синхронизирует бытие с природной направленностью времени в будущее; во-вторых, творческая деятельность людей новационна, способствует наращиванию перспектив; в-третьих, в обществе формируются качества предвидения и прогнозирования. Перспективы решения этой проблемы связаны с распространением философской методологии на социальность, только благодаря мудрости субъект обретает единство гносеологических, онтологических, аксиологических и социально-деятельных параметров.
Степень разработанности проблемы. Первые примеры создания социально-философского знания обнаруживаются во времена античности. Одновременно встречаются процедуры осмысления будущего. Столетиями познание общества и прогнозирование развивались вне тесной взаимосвязи, хотя по результатам они сочетались. Чаще всего предвидение уподоблялось искусству, тяготело к ненаучному знанию, тогда как знания об обществе требовали научности.
Впервые сочетание социального познания и прогнозирования происходит в средние века, эпоху Возрождения^. Общественное развитие способствовало распространению в странах Западной Европы I передовых для того времен^ идей и взглядов: "таковы в ХУ1 и ХУП веках утопические изображения идеального общественного строя, а в ХУШвеке - уже прямо| коммунистические теории /Морелли и Мабли/. Требование равенства не ограничивалось уже областью политических прав, а распространялось на общественное положение каждой отдельной личности; доказывалась необходимость уничтожения не только классовых привилегий, но и самих классовых различий. Аскетически суровый, спартанский коммунизм, запрещавший всякое наслаждение жизнью, был первой формой проявления нового учения. i
Потом появились три великих утописта: Сен-Симон, у которого рядом с пролетарским направлением сохраняло еще известное значение направление буржуазное, Фурье и Оуэн, который в стране наиболее
I. См.: Мор Томас. Утопия. Пер. с лат. Вступ.ст. В.П.Волгина. Изд. 2. М., 1953; Кампанелла Томас. Государство солнца. Пер. с лат. Вступ. ст. А'.Г.Генкеля. Изд.2. Пг., 1918. развитого капиталистического производства и под впечатлением порожденных им противоположностей разработал свои предложения по устранению классовых различий в виде системы."*. Разнообразные по социальному содержанию утопические идеи в новое и новейшее время стали утрачивать свою созидательную и прогностическую роль. Антиисторизм и гипертрофирование действительности ограничили их распространение.
Во второй половине XIX века обозначилась тенденция объедиI нения научных знаний об обществе с прогнозированием. Так, создание К.Марксом и Ф.Энгельсом диМектико~матеРиалистической методологии позволило им эффективно исследовать общественное развитие, вести социальное прогнозирование. Был подтвержден самый главный прогноз о неизбежности эволюции капиталистического способа производства и замене его более прогрессивным в XX веке.
Отечественная философская мысль традиционно испытывает тягу к осмыслению общества; - прошлому, настоящему, будущему. Фактически все философские направления нашей страны рассматривали общество в качестве самостоятельного объекта исследования. Следует отметить, что к началу XX века были созданы многочисленные, но противоречивые образы будущего России, ее значения в развитии 9 мировой цивилизации . На рубеже нового и новейшего времени гигантские масштабы приняла практика использования представлений о бу
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.191.
2. См.например труды: А/революционеров-демократов.А.И.Герцен. Русскии народ и социализм, изор.филос.произв. т.2. М.,1948;
К. А .Добролюбов.Когда же придет настоящий день? Избр.фйлос. произв.т.2. М.,1948. Б/народников.М.А.Бакунин.Наука и народ. Философия.Социология.Политика.м.,1989; П.Н.Ткачев.Что такое партия прогресса.Кладези мудрости российских философов. М., 1990. В/философов-идеалистов.Н.А.Бердяев.Судьба России.М.,1990; Вл.Соловьев.три разговора о войне,прогрессе и конце всемирной истории. Соч.,т.2. М.,1990. Г/марксистов.Г.В.Плеханов. Наши разногласия. Избр.тилос.произв. T.i. М.,1956; В.И.Ленин. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч.,т.З; В.И.Ленин. Империализм,как высшая стадия капитализма. Полн.собр.соч.т.27. дущем в общественно-политической деятельности. Усиление методологической программы диалектического и исторического материализма сделало марксизм-ленинизм самым влиятельным философским направлением в России XX века. Теоретические положения привлекли внимание передовых представителей рабочего класса, интеллигенции, крестьянства, профессиональных революционеров. "Ленин считал, что политически и экономически Россия созрела для социалистической революции; он обосновал возможность победы социализма в нескольких странах- или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране. Разделял убеждений о необходимости мировой социалистической революции. Ленин заложил основы новой национальной политики, явился инициатором создания СССР. В его книгах, статьях и устных выступлениях освещались многие проблемы социальной философии /о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов и т.д./. Разрабатывал философскую концепцию развития /проблемы противоречия, взаимосвязи постепенных и взрыво-образных скачков, видов отрицания и др./, а также теорию познания /о характере чувственного отражения, роли практики в познании, соотношении абсолютной и относительной истины и т.п./^. Степень диалектичности при познании общества в историческом материализме варьировалась исходя из условий социального бытия и качеств субъекта.
Со второй половины двадцатого века начинается этап конститу-ирования социального познания в особую сферу социально-философского знания. В этот период иссле.дуются закономерности совершенствования действительности, перспективы развития социализма, будущее мировой цивилизации. Были созданы труды, в которых обобщались
I. Философы России XIX-XX столетий /биографии, идеи, труды/.
Изд. второе,перераб.и дополн. -М.:Книга и бизнес,1995,с.336. I I I достижения советских философов-'-.
В современной социально-философской литературе с позиций традиционного и новационного знания разрабатывается и обсуждается широкий круг проблем социального познания и прогнозирования. За последние полтора-два десятилетия уведили свет работы обобщающего значения, посвященные диалектике познания общества В.Г.Афанасьева, В.С.Барулина, Л.Ф.Ильичева, А.М.Коршунова, В.В.Мантатова, В.В.Орлова, В.А.Печенева, П.А.Рачкова, М.А.Селезнева, И.Т.Фролова, В.С.ШвыР рёва, А.П.Шептулина, Г.М.Штракса и других авторов . Большое значение имеют труды А.М.Коршунова по социальному познанию.
Российскими учеными созданы труды, посвященные социальному прогнозированию. Ряд методологических положений содержится в работах Э.А.Араб-Оглы, И.В.Бестужева-Лады, В.Г.Виноградова, Д.М.Гвишиани, А.М.Гендина, С.И.Гончарука, Г.М.Доброва, В.А.Лисичкина, Г.Х.Шахназарова и ряда других исследователей будущего . Исследование перспектив общественного развития связано с решением ряда теоретических и социально-практических проблем:
1. Большинство ученых будущее нашей страны оценивают в соответствии с общим направлением развития современной эпохи.
2. Среди философов отсутствует единое мнение о наличии закономер
1. Марксистско-ленинская теория исторического процесса.Исторический процесс-действительность,материальная основа,первичное и вторичное.-М.:Наука,1981; Марксистско-ленинская теория исторического процесса.Историческии процесс целостность,единство и многообразие.Формационные ступени.-М.:Наука,1983: В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон.Теория и история.-М.Политиздат,1981; Теория общественно-экономической формации.-М.:Наука, 1982.
2. См.: Афанасьев В.Г.Системность и общество.-М.Политиздат,1980; В.С.Барулин.Социальная философия.В 2-х ч.-М.:МГУ,1993; Коршунов A.M.,Мантатов В.В.Диалектика социального познания.-М.Политиздат, 1988: Рачков П.А.Социализм как форма социальной диалектики.-М.: МГУ,1985; Фролов И.Т.Перспективы человека.-М.Политиздат,1983.
3. См.: Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее.-М.:Мысль,1986; Бестужев-Лада И. В, Нормативное социальное прогнозирование.-М.:Наука, 1987; Шахназаров Г.X.Социализм и будущее.-М.Наука,1983; Виноградов В.Г.,Гончарук С.И.Законы общества и научное предвидение.
- М. Политиздат, I I j 12 ностей познания будущего.
3. Социальное прогнозирование нередко стремится отграничиться от настоящего, использует многообразные методы. В отношении познания общества это проявляется в том, что предмет /будущее/ отрывается от объекта /прошлого,настоящего/, от субъекта /общества, ученого/, что снижает точность прогнозов.
Качественное увеличение знаний об обществе достигается в
1 * результате исследования социальной действительности, совершенствования методологии познания. Следует выделить работы А.П.Алексеева, И.Л.Андреева, Г.С.Арефьевой, Л.П.Буевой, С.А.Васильева, В.А.Глядкова, С.С.Гусева, И.А.Желениной, Г.Д.Карпова, В.Н.Карповича, И.Т.Касавина, Ю.Г.Кудрявцева, В.А.Кутырева, Н.И.Лапина, М.И. Панова, А.И.Ракитова, А.П.Серцовой, В.Ф.Шаповалова, В.И.Шишкиной,
H.Б.Шулевского, Й. Эле за и других авторов^-. Следует подчеркнуть, что философское освещение актуальных проблем развития общества сделало возможным исследовать прогностическую функцию в социальном познании. Процесс концептуализации идей в обществе позволяет обобщать социальный опыт человечества во взаимосвязи с мотивацией деятельности ученых.
Исследование социального познания во взаимосвязи с социальным прогнозированием требует привлечения научных средств, которые конкретизируются в науковедении. Обращают на себя работы ученых, посвященные гуманистическим ориентациям философского и научного знания, воздействию науки на общество, роли науки при создании
I. См.: Алексеев А.П. Аргументация.Познание.Общение.- М.:МГУ, 1991; Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. -М.:Мысль,1988; Гусев С.С.Дульчинский Г.Л.Проблема понимания в философии.-М.Политиздат,1У85; Диалектика и практика.-М.: Наука,1984: Желенина И.А.Историческая ситуация.-М.:МГУ,1987; Касавин И.Т.,Сокулер 3.А.Рациональность в познании и практике. -М.: Наука, 1989; Карпов Г.Д.,Серцова А.П.Москва устояла. 1941.История и судьбы людей.-М.:Рекламный мир,1996: Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. -М.:МГУ,1991; Осипов Ю.М.Опыт философии хозяйства.-М.[:МГУ, 1990. передовых образцов социальности и так далее. Представляют значительный интерес труды В.Г.Борзенкова, Э.В.Гирусова, А.В.Кезина,
A.Н.Кочергина, В.И.Купцова, А.В.Панина, М.А.Розова, А.М.Селезнева,
B.С.Степина и др.
В обширном перечне литературы, посвященной проблемам социального познания и прогнозирования, значительно меньше публикаций, где бы рассматривались черты прогностической функции социального познания. В той или иной степени они поднимаются в работах О.Д. Волкогоновой, Г.М.Елфимова, А.В.Славина, Е.П.Шудри, -В.Н.Ярской-'-. Как правило, констатируется факт наличия прогностической функции в отдельных сферах социального познания, воздействие прогнозов на действительность, деятельность, социально-гуманитарное знание.
Вместе с тем, в отечественной философской литературе нет монографических работ, в том числе и диссертационных, направленных на раскрытие содержания прогностической функции в социальном познании. Так, встречаются прецеденты отождествления прогнозирования и прогностической функции, социального познания и изучения общественных явлений. В социальном познании нередко обособляются гносеологический и онтологический аспекты. Функциональные зависимости рассматриваются в виде связей, закономерностей.
Зарубежные философы последовательно совершенствуют знания об обществе. В прогностичеркой деятельности наметилась тенденция I к интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, что связано с распространением новейших вариаций системных исследований:
I. Елфимов Г.М. Возникновение нового. -М.:Мысль,1983; Славин А.В. Проблема возникновения нового знания. -М.:Наука,1976; НГу-дря Е.П. Прогностическая функция искусства//Социальное познание :принципы,формы,функции.-Киев:Наутсова думка, 1989, с. 178-190; Ярская В.Н. Прогностическая функция социального познания//Фило-софские вопросы социального познания. -Саратов,1980,с.16-28. синергетики, "теории катастроф", "теории самоорганизации"*. Системная рефлексия познания мира результативна, ее концептуальность отражает диалектические процессы в сложных явлениях. Вместе с тем, важно учитывать существенные различия в специфике отражения бытия гуманитарным и естертвеннонаучным знанием.
Познание общественных явлений за рубежом происходит с историко-философских позиций /Р.Вендорф/ , общефилософских осноq ваний /Е.Агацци, А.Бам/ , содержательных элементов социальной деятельности /Х.Гюнцль, Д.Кэстлер,~П.Рикёр, С.Розен/*. С^^ируя варианты концептуальных позиций, следует отметить, что в качестве I главных слагаемых совершенствования общества признаются: во-первых, I культурологические факторы, воздействующие на эволюцию социальности; во-вторых, человек рассматривается в качестве главного лица изменения бытия; в-третьих, исследуются внутренние слагаемые интеллектуального развития, позволяющие добиться практических успехов в социальной модернизации.
Среди зарубежных философов встречаются обоснования, отрицающие возможность познания общества, его будущего. Агностицизм свойственен неокантианству /Г.Риккерт/, постпозитивизму /К.Поппер/, аналитической философии /А.Д.Айер/ и так далее^. Внимание философов концентрируется на трудностях позналия будущего, отличиях
1. См.: Николис Г.,Пригожин И.Познание сложного.Введение.-М.: Мир,1990: Постон Т.,Стюарт И.Теория катастроф и ее приложения. -М.:Мир,1980; Пригожин И.,Стенгерс И.Время,хаос,квант. К решению парадокса времени.-М.:Прогресс,1994: Хакен Г.Синергети-ка:Иерархии неустойчивостей.-М,:Мир,1985; Шустер Г.Детерминированный хаос.Введение.-М.:Мир,198о.
2. 3.: Wendorf R. Zeit und Kultur:Geschichte des Zeitbewusstseins in Europa, - Opladen: Westdeutscher V., 1985.
3. S.: Agaz zi E. Philosophie,science,metaphysique. — Fribourg Suisse: Ed.univ.Fribourg Suisse, 1987. - 88 p.
4. 3.:Rosen S.Hermeneutics as politics.-N.Y.-Oxford:0xf.un.p.,1987,
5. S.: Acham K. Analytische Geschichtsphilosophie. Eine kritische Einfuhrung. - Freiburg-Munchen,, 1974. познания будущего от настоящего и прошлого.
Зарубежная футурология! предпринимает усилия с целью создания научно-исследовательских программ, отражающих ближайшие и отдаленI ные перспективы развития общества. Прогностические проекты связаны с попытками уяснить содержание изменений в будущем, что способствует выбору соответствующих предметных сфер и методов исследования:
1. Развивается предметная футурология, изучающая переход настоящего в будущее. Прогнозируется экономическое""развитие, разрешение i социальных, экологических и иных противоречий, совершенствование образа жизни и так далее /Д.Белл, О.Лафонтен, О.Флехтхайм и др./. Предметная конкретика в сочетании с системным анализом с большой точностью отражает картину предстоящих изменений.
2. Создаются развивающиеся модели будущего. Переход от "сценариев" к "моделям" будущего создал условия для скоротечной реализации прогнозов, реализации антикризисных программ. К числу сторонников философского осмысления будущего принадлежат А.Бам, А.Вейл, С.Роусиз, Г.Хёлер и др.
3. Разрабатываются новационные методы прогнозирования, прежде всего научные. Они связаны с предметной и субъектной рефлексией деятельности. Примерами системного прогнозирования являются доклады Римского клуба, создание моделей "Мирового порядка" и так далее. Субъектная рефлексия научного познания отражает идеи "независимого познания" П.Фейерабенда, "эвристического программирования" Форума Хуманум, "кодирования предвидения" Института мирового порядка /США/, экспертных оценок Ж.Бак, Э.Корниш, У.Прок-тор и др/. Характерными вариациями здесь являются: попытки создания алгоритма изменений в обществе; совершенствование мышления, обеспечивающего познание будущего; обоснование будущего в расчете на потребности субъекта.
Отечественные философы внимательно изучают достижения зарубежной социальной философии и футурологии. Научный анализ важнейших концепций, а также их теоретическое обобщение содержится в работах А.Н.Гончаренко, Г.Л.Епископосова, Г.Г.Кирилленко, И.В.Костиковой, И.И.Кравченко, Л.В.Лескова, Л.Б.Логуновой, А.В.Соколова, В.И.Супруна и других.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование прогностической функции в социальном познании-.- Достижение цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Выработать и сформулировать исходные концептуальные слагаемые познания будущего в обществе.
2. Выявить и категориально зафиксировать диалектическое содержание перехода настоящего в будущее и его познание в онтологическом, гносеологическом, субъективно-ценностном аспектах.
3. Раскрыть теоретико-методологическое адазкЕНИв прогностического познания на примерах герменевтического, социально-философского методов познания будущего; обосновать специфику становления истины в прогностическом познании.
4. Обосновать некоторые закономерности прогностической деятельности: диалектику эмпирического и теоретического, сочетание интуитивного, творческого, рационального, деятельного в прогностических поисках.
5. Раскрыть своеобразие социально-философского познания будущего. Выявить особенности событийного прогнозирования, предвидения в рамках филосрфско-художественного познания, вечноеI I ти. Выявить фрагменты воздействия будущего на настоящее.
Теоретическую и методЬлогическую базу исследования состаI вили философско-теоретические положения, проверенные временем и общественным прогрессом: принципы диалектико-материалистического метода, методология единства в многообразии, теория систем и идеи синергетики. Основные методологические достижения: "парадигма целостности", "антропный принцип", "социально-историческое время: прошлое-настоящее-будущее", "социально-экологический принцип" /коэволюция/. Выдвинутые на первый план понятия - "нелинейность", "бифуркация",("вероятность", "альтернативность" и другие.
Направляющую и методологическую роль в позиции автора сыграли идеи и положения известных российских ученых - методологические работы А.Н.Кочергина, труды А.М.Коршунова, науковедческие положения П.А.Рачкова, социально-философские исследования
A.П.Серцовой и Г.Д.Карпова, учение о системах и системном методе
B.Г.Афанасьева, Н.Н.Моисёева, общетеоретические работы В.С.Барулина, А.В.Кезина, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, В.А.Лекторского, П.Н.Федосеева, И.Т.Фролойа.
Немаловажное значение имели работы современных зарубежных теоретиков - М.Бунге, И.Пригожина, И.Стенгерс.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав /семнадцати параграфов/, заключения и библиографии. Объем диссертации 320 страниц машинописного текста и 23 страницы библиографии / 288 наименований, из них -62 на английском, немецком, польском языках/.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Прогностическая функция в социальном познании"
- 311 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Б процессе исследования обосновано, что теоретическая взаимообусловленность философского и научного знания служит исходным пунктом для объективного познания перспектив развития человеческого общества. В работе сопоставляется процесс социального познания со степенью совершенства социальной действительности, которые оказывают влияние на формирование объекта познания, методологические основания, содержание и направленность понятий, а также концепций будущего. Социально-историческая обусловленность способов и вредств теоретического осмысления будущего компенсируется субъектами познания, закаляет их приверженность делу истины.
Становление и развитие философских понятий "бытие", "будущее", "действительность" свидетельствуют о том, что их объективное содержание находится в зависимости от характера общественной деятельности, воплощения передовых философских и научных достижений в жизнь. В каждую эпоху субъекты познания понимают и воспроизводят ту целостность бытия, в которой сами живут, испытывают действие на себе всех тенденцийи распространенных в настоящем. Опосредованность социального познания развитием общества преодолевается духовными исканиями людей.
Исследование бытия во времени раскрывает перспективы развития действительности. Соразмерность действительности и времени создает эффект неизбежности будущего. Общество образует связи и отношения, распространяющиеся на ^удущее. Те или иные формы отражения действительности превращаются в новое качество или исчезают лишь после того, как видоизменится основа, породившая их. Так, общество обретает дополнительные возможности в ходе исследования социальной формы движения материи, функциональных граней, отражающих содержание бытия.
Прогностическая функция в социальном познании возникает на основе материальной и духовной .взаимообусловленности бытия, при восхождении познания от настоящего к будущему. Ближайшее I будущее - это результат развития действительности. Субъект воспроизводит будущее во взаимосвязи с бытием, закономерностями, личностными параметрами, практическими действиями по переходу к лучшему будущему. Для общества реализация, прогностической функции означает деятельность по совершенствованию бытия а учетом прогнозов. Следовательно, развитие общества через пространственно-временную систему бытия поколений людей ставит всеобщность этой проблемы в степень объекта философского внимания и предмета i социального познания. I I
Доказано, что становление научной концепции прогностической функции в социальном познании есть результат объективной зрелости как объекта, так и субъекта познания. Социальное бытие раскрывается в единстве материальной и духовной жизнедеятельности, обусловленной субъект-объектными и субъект-субъектными взаимодействиями. Внимание к предмету социального познания определяется тем, что совершенствуется возможность познания общественных' процессов в условиях присутствия в нем субъекта прогностической деятельности. Предмет прогностической функции развивается исходя из специфики социального отражения материи, когда субъект играет активную роль при познании и изменении объекта.
Событийные аспекты образуют канву материальной и духовной деятельности общества и означают всесторонний охват фактов, тенденций, закономерностей. Содержание действительности не ограничивается тем, что окружает человека, а требует применения открытых закономерностей и поиска путей последующего развития. В ходе прогнозирования и самопрогнозирования происходит сочетание знаний о мире с прогностическими образами, взглядами, суждениями. Только диалектико-материалистическое сочтетание разнородных знаний позволяет им придать научную форму. Социальное познание в обществе не может существовать абстрактно, оторванно от практики. Результаты и выводы социального познания находят применение в общественно-политической практике субъектов I истории. В нашей стране познание общества выступает в виде продукта социокультурного развития, когд& на каждом из этапов его существования появлялось все больше знаний о сущности настоящего и переходах действительности в будущее. Вышеназванные причины развития функциональной определенности социального познания раскрывают смысл непрекращающихся дискуссий о будущем России, русского народа, мировой цивилизации. I
В систематизированном виде представлена реализация социальным познанием прогностической функции, акцентирующей внимание на будущш. Фоном ее становления служит историческая функция, которая отражает прошлое.
На основании анализа распространения прогностических знаний на переломных этапах жизнедеятельности общества выявлены основные объективные и субъективные факторы, определяющие их содержание. Уточнен и систематизирован смысл прогностических исканий в ходе общественного прогресса, в периоды действия регрессивных тенденций, в моменты одноплоскостного функционирования социальных объектов.
Исследование специфики познания будущего позволило уточнить понятие "опережающее отражение действительности". Выявлены закономерности возникновения и действия опережающего отражения в обществе. Автор придерживается точки зрения, согласно которой опережающее отражение представляет собой отражение переходных процессов от настоящего к будущему. Опережающее отражение основано на закономерном развитии среды и познании ее субъектом. Прогнозы являются духовным выражением функционирования объектов в рамках перехода от содержания времени к другому. Развернуто положение о том, что прогноз является не только фактором развития человеческого общества, но и одной из свойстI венных ему функций, находит свое выражение во всех сферах бытия. I
На примерах развития материальной и духовной сфер общества выяснено, что для бытия характерны функциональные зависимости. Если законы выражают постоянные, устойчивы, существенные связи в окружающем мире, то функциональные определенности характеризуют действие тенденций бытия во взаимосвязи с закономерными процессами. Познание функциональных зависимостей позволяет субъекту I обрести дополнительное знание об обществе. Приоритетное их выявление создает возможность для систематического осмысления пря мых и обратных функций. Например, прямые функциональные зависимости позволяют распространять настоящее на будущее, обратные -мыслимое будущее на настоящее. Распространение прогностической функции как таковой отражает особенности взаимодействия суммы индивидуального и общественного во времени.
Социальное познание раскрывает сущность перспективной жизнедеятельности людей в обществе. Для человечества свойственно постижение будущего, распространение соответствующих знаний. Становление прогностической деятельности субъекта происходит на основе эйдетистских /картинных/ образов будущего, рациотивистс-ких усилий по воспроизведению осмысленного будущего. Объективно в обществе совершенствуются условия для эффективного прогнозирования. Во-первых, будущее осваивается путем нормотворчества, при создании оптимальных параметров бытия в настоящем; во-вторых, субъект готовится к будущему непосредственно, приближает его в процессе деятельности.
В прогнозировании приоритетна онтологическая тематика.
Автор обосновывает диалектику перехода настоящего в будущее исходя из содержания деятельности людей. Исторический процесс в виде соотношения прошлое - настоящее - будущее содержит всю совокупную жизнедеятельность люде#, отражает закономерности общественного развития. Большое значение для бытия субъекта имеет закон общественного прогресса - гуманистическая деятельность по достижению высших социальных перспектив, основанная на самоорганизации трудящихся. В жизни человек должен учитывать действие закона социального регресса - это дезинтеграция социальных субъектов, превращение их в объекты деятельности внешних сил.
Установлено, что закономерное и уникальное, необходимое и случайное, постоянное и прерывное как диалектические категории определяют логику познания будущего. При познании будущего гносеологический аспект доминирует над онтологическим, но при сохранении соответствующего приоритета для непосредственного перехода к будущему. Степень наступления будущего находится в зависимости от масштабов изменений во времени. Познание отражает актуальную заинтересованность людей в преодолении регресса, в наступлении прогресса. Субъекта-в силах воспроизвести социальные ожидания теоретически, в прогнозах, а далее, - воплотить их в жизнь.
Гносеологический аспект познания будущего отражает субъект-объектное трансцендирование бытия во времени. Познание закономерностей бытия открывает возможность духовного освоения функциональных зависимостей, которые возникают в настоящем и распростраI няются на будущее. Исследование "свернутых" явлений позволяет определить доминирующие процессы !с течением времени. В систематизированной форме исследована диалектика образа и знака при прогнозировании. Так, чем дольше субъект осмысливает знак,, тем больше вероятность возникновения прогностического образа. Благодаря смыслу, символы и знаки существуют в настоящем, тяготеют к будущему. Раскрывается роль "социального гомеостаза". Суть его в том, что субъект должен сохранять познавательную устойчивость несмотря на периодические возмущения внешней среды, вызванные консервативными, либо новационными воздействиями.
Типология социальных концепций будущего позволяет сочетать социальную действительность с прогностической практикой. Исходными пунктами для создания социальных концепций будущего, служат прогностические образы, идеи, взгляды. Субъект создает актуальные образы ближайшей жизнедеятельности; системные образы перспективного значения; образы долгосрочной реализации; образы, тяготеющие к вечности. Б создании социальных,образов принимают участие социальные субъекты: ученые, общественные деятели, классы, народ. Степень цельности и объективности в них варьируется, тем не менее они эволюционируют от меныпёго к большему совершенству и практическому значению.
Социальное познание от ажает потенциальную реальность. Прогрессивные, регрессивные, одноплоскостные изменения создают перспективы, следовать или избегать которые предстоит обществу. Отмечается, что выбор конкретного типа будущего определяется I одной потребностью, - прогрессивного развития. В зависимости от содержания бытия возникают элементы противоборства тенденций, I
I • рождаются фрагменты передового, периодически торжествуют моменты консерватизма. Так, национальные противоречия способствуют появлению образов национального сотрудничества, дружбы народов; социальные противоречия - образы лучшего общественного устройства; отчуждение личности - концепции расцвета индивидуальных возможностей. Собирательной нормой будущего является человечество, живущее на Земле без войн, конфликтов, на основе гуманизма и прогресса.
В диссертации происходит совершенствование философской методологии в целях познания будущего. Герменевтический метод исходит из диалектики материальной действительности и духовных перспектив. Требуется понимание для определения реальных возможностей людей усовершенствовать мир своего бытия, общественные отношения, мир в целом. Понимание рационально,- субъект должен со всей отчетливостью постичь суть перспективных явлений, осмыслить последствия развития социальной действительности. Герменевтическая футурология позволяет обрести умение идеально представлять конечный результат действий или последовательности действий при переходе из настоящего в будущее. Высшей гранью познания является "инсайт будущего",- субъект мгновенно, благодаря творческому озарению обнаруживает перспективы развития. Познание будущего требует теоретической систематизации, позволяющей сочетать "стационарные законы" и возникающие связи, отношения. Для всеобщего уяснения сути будущего целесообразно применение метода трендового бытия, обобщающего направление развития общества и характер взаимодействия людей.
Познание будущего концентрируется в человеке.То, каким способом и с какими результатами субъект сумеет воспроизвести будущее и воплотить его в жизнь, зависят реальные изменения в действительности. Социально-философская методология создает коррелируемое тождество между настоящим и будущим. Приближение науки к созданию истинных прогнозов происходит путем взаимодействия абстрактного и конкретного. Объективация прогноза в действительности позволяет соотносить время и бытие.
Истина при прогнозировании отдаленного будущего является сверхцелью. В обществе истина обретает элементы тождества с всевременными законами, идеалами лучшего будущего. Законоi tl II < мерные связи, вечные истины являются точками пересечения прогнозов с развивающимся обществом. Степень истинности прогнозирования увеличивается по мере приближения будущего к субъекту. В работе доказано, что истина в прогнозировании - это соответствие мыслимого будущего будущему объективному в свершившемся виде. Субъект приближается к истине при наличии заинтересованности в объективном познании будущего, знаниями, методологией, гуманистическими действиями в обществе.
Выявлено,стремление зарубежных футурологов добиться точности прогнозов путем их субъективации. Субъективистская рефлексия в прогнозировании присутствует в идеях "независимого познания" П.Фейерабенда, "мирового сообщества философов" А.Бама, "эвристического программирования", "кодирования предвидения" Института мирового порядка /США/. Характерными вариациями здесь являются: попытки создания алгоритма изменяющегося будущего, совершенствование мышления, обеспечивающего познание будущего; обоснование будущего исходя из потребностей субъекта.
В работе обосновывается положительное значение науковедчес-ких закономерностей, способствующих рационализации прогностической деятельности. Закономерности требуют отражения повторяющихся и уникальных явлений в их возникновении и воздействии на бытие. Переход от эмпирического к теоретическому познанию будущего I происходит на основе осмысления общей заданности настоящего, определения узловых моментов наступления- будущего и планирования последовательности действий. Для познания будущего имеет значение сравнение, аналогия, моделирование, эксперимент. Познание будущего осуществляется благодаря возвышенному познанию, направленного на синтез приоритетов общественного развития,с одной стороны, и дифференцированного анализа менталитета общества,- с другой. I
Субъект обретает тягу к познанию будущего благодаря рациотивизму - инициации в субъекте прогностических исканий.
В работе отмечается, что на рубеже XX и XXI веков социально-философская практика прогнозирования в нашей стране и за рубежом приняла большие масштабы. Тем не менее, социальные прогнозы еще редко осуществляются, в своем большинстве они реализуются частично, замедленно. Определенное воздействие имеет антисциентистское отчуждение людей от прогнозирования. Социальная философия вынуждена конкретизировать прогнозы политически, идеологически, мировоззренчески. ,
Формулируется принцип будущего, означающий наличие перспектив в развивающемся объекте. Принцип утверждает необходимость иметь будущее всему человечеству. 'Подчеркивается, что перспективы обретает субъект, чья жизнедеятельность направлена на созидание.
В обществе содержатся жизнеутверждающие сущности, тяготеющие к вечности - жизнь, мир, добро, справедливость и так далее. Понятие "социальная субстанция" вбирает в себя суть, благодаря которой общество преодолевает регресс, поступательно развивается. Человек стремится продлить жизнь,,прогнозирует максимум длительность бытия. В этих целях социальное познание объективирует лучшие порывы людей, воспроизводит этос общества. Для познания будущего субъект прибегает к филорофско-художественным образам.
I ■•
Классические произведения художественной литературы содержат выдающиеся образцы философской мудрости, социальные прогнозы, предвосхищение событий. Произведение возникает в результате высшей степени идеализации. Полет фантазии вдохновляет творческую личность на создание чрезвычайно правдоподобных образов. Поддержание и развитие жизнеутверждающих качеств стимулирует общественный прогресс.
Воздействие науки на общество закономерно, оно проявляется во-первых, в стремлении сохранить гуманизм при переходе от настоящего к будущему; во-вторых, бытие изменяется повсеместно в соответствии с индивидуальными, классовыми, общечеловеческими параметрами, что доказывает рациональность; в-третьих, бытие совершенствуется при развитии производительных сил, что инициирует наука. Философское объединение мыслей о будущем с мыслями j о настоящем позволяет субъекту практически жить, добиваться реаль ных сверешений. Будущее налагает фсобую ответственность на современников, они должны сделать возможным бытие для потомков, поступательное развитие социума.
Список научной литературыМаслихин, Александр Витальевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Алексеев П.З. Предмет, структура и функции диалектического материализма. 2-е изд. М.:Изд-во Московск.ун-та, 1983. - 344 с.
2. Алексеев П.В.«Панин А.Б. Диалектический материализм. М.: Высшая школа, 1987. - 335 с.
3. Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: Социальные последствия НТР: год 2000. М.: Мысль, 1986. - 205 с.
4. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. ш.: Мысль, 1988. - 206 с.
5. Арнольд В.И. Теория катастроф. 3-е изд.,доп. - М.: Наука, 1990. - 128 с.
6. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 368 с.
7. Барулин B.C. Социальная философия. 4.1. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 336 с. !
8. Барулин B.C. Социальная философия. 4.2. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 240 с.
9. Белявский А.В.Лисичкин В.А. Тайны предвидения. Прогностика и будущее. М.: Советская Россия, 1977. - 160 с.
10. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества: Опыт систематизации. М.: Наука, 1987. - 213 с. I
11. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысл.диалога. М.: Политиздат, 1^75. - 399 с.
12. Босенко В.А. Диалектика как теория развития. Киев: Киевск.ун-т, 1966. - 248 с.о ^ о
13. Буева Л.П. Общественный прогресс и гуманизм. М.: Знание, 1585. - 64 с.
14. Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. М.: Знание, 1980. - 64 с.
15. Валентен С.Д. Развитие общества и теории социальных альтернатив. М.: Институт экономики РАН, 1995. - 139 с,
16. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев: Наук.думка, 1988. 240 с.
17. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд-во Московск.ун-та, 1986. - 208 с.
18. Виноградов В.Г.,Гончарук С.И. Законы общества и научноепредвидение. М.: Политиздат, 1972. - 231 с.
19. Водолагин А. Онтология политической воли. Тверь: "Дайджест", 1992. - III с. |
20. Водолазов Г.Г. Диалектика и революция. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1975. - 232 с.
21. Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история и современность. М.: Политиздат, 1987. - 302 с.
22. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М.: Изд-во Московск.ун-та, 1984. - 175 с.
23. Глядков В.А. Феномен марксистской философии. М.: Институт философии РАН, 1992. - 141 с.
24. Голанский М.М. Что нас ждет в 2015 году? /Экономический прогноз против утопий/. М.: Наука, 1992. - 109 с.
25. Гусев С.С.,Тульчинекий Г.Л. Проблема понимания в философии: Филос.-гносеол.анализ. М.: Политиздат, 1985. - 192 с.
26. Гражданников Е.Д. Зкстраполяционная прогностика. Классификационное и математическое моделирование в исторических и прогностических исследованиях. Новосибирск: Наука.Сиб.отдел., 1988. - 143 с.
27. Григорьян Б,Т. Человек. Его положение и призвание в современ•ном мире. M.s Мысль, IS86. - 224 с.
28. Добров Г.М. Прогнозирование науки и техники. М.: Наука, 1577. - 20S с.
29. Елфимов Г.М. Возникновение нового: Филос.очерк. М.: Мысль, 1983. - 188 с.
30. Епископосов Г.Л. Современная эпоха и "переоценка ценностей" в буржуазной идеологии. М.: Изд-во Московск.ун-та, 1983. - 102 с.йеленина И.А. Историческая ситуация: Методол.анализ. М.: Изд-во Московск.ун-та, 1987. - 138 с.
31. Завадский С.А.Новикова Л.И. Искусство и цивилизация: Искусство на пути к коммунистической цивилизации. М.: Искусство, 1986. - 271 с.
32. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: АО"Аспект-Пресс", 1994. - 317 с.
33. Зюганов Г.А. Россия и современный мир. М.: Обозреватель, 1995. - 95 с.
34. Иванов З.В. Соотношение истории и современности как методологическая проблема /Очерки по марксистско-ленинской методологии исторического исследования/. М.: Наука, 1973. - 288 с.
35. Ивохненко А.Г.,Лапа В.Г. Предсказание случайных процессов. Киев: Наук.думка, .1971. - 416 с.
36. Калацкий В.П. Методы научного познания. М.: Изд-во Московск.ун-та, 1985. - 59 с. 1
37. Карпов Г.Д.,Серцова А.П. Москва устояла. 1941. История и судьбы людей. М.: Рекламный мир, 1995. - 319 с.
38. Карпович В.Н. Объяснение в социальном познании. Новосибирск: Наука.Сиб.отдел., 1989. - 176 с.
39. Касавин И.Т.,Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. М.: Наука, 1989. - ipi с.
40. Китаев Н.И.«Рыбкин Е.И. Противоборство сил прогресса и реакции в современном мире. Минск: Изд-во Университетское, 1966. - 174 с.
41. Коршунов A.M. Диалектика субъекта и объекта в познании.- М.: Изд-во Московск.ун-та, 1962. 135 с.
42. Коршунов A.M.«Мантатов З.В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988. - 383 с.
43. Косолапов З.В. Методология социального-прогнозирования.- Киев: Вища школа, 1981. 311 е.
44. Косолапов В.В.«Гончаренко А.Н. XXI век в зеркале футурологии. М.: Мысль, 1987. - 238 с.1
45. Кохановский З.П. Историзм как принцип исторической логики. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск.ун-та, 1978. 158 с.
46. Кочергин А.К. Методы и формы научного познания. М.: Изд-во Московск.ун-та, 1990. - 80 с.
47. Кравченко И.И. Критика буржуазных концепций "кризиса цивилизации". Научно-аналитический| обзор. т.: ИШОН АН СССР, 1984. - 73 с.
48. Крымский С.В.,Пилипенко В.Е.
49. Залюк Ю.В. Верификация социальных прогнозов: /Методол.аспект/'. Киев: Наук.думка, 1992. - 116 с.
50. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации /причины,механизмы и пути преодоления/. M.s И-т гос-ва и права РАН, 1992. - 133 с.
51. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М.: Изд-во Московск.ун-та, 199I. - 400 с.
52. Кузнецов Г.А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 160 с.
53. Кутырев В.А. Современное социальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. М.: Мысль, 1988. - 202 с.
54. Лезгина М.Л. Детерминация прогнозирования. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, IS83. - III с.
55. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч. T.I, с.125-346.
56. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собтэ.соч. 1 А1. Т.З, с.1-609.
57. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч. Т.16, с.7-384.
58. Ленин В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. Полн.собр.соч.1. Т.33, с.1-120.
59. Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики. .- М.: Наука, 1972. 224 с.
60. Маслихин А.В. Философское введение в науку. Йошкар-Ола: ШИК, 1994. - 214 с.
61. Маслихин А.В. Диалектика прошлого,настоящего,будущего в социальном познании. Йошкар-Ола: МГШК, 1995. - 145 с.
62. Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М.: Мысль, 1966. - 383 с.
63. Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. М.: Республика, 1992.- 255 с.
64. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М.: Наука, 1990. - 136 с.
65. Момджян Х.Н. Проблемы общественного прогресса в современной идеологической борьбе. IvI.: Мысль, 1981. - 80 с.
66. Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность.- М.: Мысль, 1975. 151 с.
67. Николаева Л.З. Объективные и субъективные факторы социального прогресса и свобода. М.: Изд-во Московск.ун-та, 1974. - 259с,
68. Орлов В.В. Материя, развитие. человек. Пермь: Изд-во Пермск.ун-та, 1974. - 397 с.
69. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1990. - 382 с.
70. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М.: Гос.изд.политич.лит-ры, 1952. - 675 с.
71. Ракитов А.И.Панов Е.Д. Путь России: понять и жить: Социально-философские этюды. М.: Республика, 1995. - 127 с.
72. Рачков П.А. Науковедение: проблемы, структура, элементы.- М.: Изд-во Московск.ун-та, 1974. 242 с.
73. Рачков П.А. Социализм как форма социальной диалектики.- М.: Изд-во Московск.ун-та, 1985. 172 с.
74. Рубанов Г.В. Предвидение и случайность. Минск: Изд-во БГУ, 1974. - 207 с.
75. Рыбаков Н.С. Факт. Бытие. Познание. Екатеринбург: УИФ "Наука", 1994. - 323 с.
76. Селезнев М.А. Социальная революция. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1971. - 347 с. ■
77. Серцова А.П. Социализм и развитие наций: Об опыте СССР !и ЧССР. М.: Изд-во МГУ, 1973. - 304 с. j
78. Сизов С.С. Утопия и общественное сознание. Л.: Изд-во j
79. Ленингр.ун-та, 1988. 121 с. j
80. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т.|Т.1. М.: Мысль, 1990. ;- 892 с. !1.;
81. Спиркин А. Происхождение сознания. М.: Го.изд-во политич. лит-ры, 1980. - 471 с.
82. Супрун В.И. Современная буржуазная футурология: проблемы, ■тенденции. Новосибирск: Наука, 1986. - 207 с.
83. Славин А.В. Проблема возникновения нового знания. М.: Наука, 1976. - 294 с. I1.I
84. Троицкий Е.С. 0 русской идее: Очерк теории возрождения нации. М., 1994. - 313 с.
85. Тугаринов З.П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971.- 199 с.
86. Фролов И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. 2-е изд., перераб, и доп.- М.: Политиздат, 1983. 349 с.
87. Фурманов Г.Л. Исторический материализм как общесоциологическая теория. М.: Изд-во Московск.ун-та, 1979. - 214 с.
88. Халипов В.Ф. Революционное обновление мира в современную эпоху. М.: Мысль, 1984. - 144 с.
89. Ципко А.С. Некоторые философские аспекты теории социализма. М.: Наука, 1983. - 216 с.
90. Чинакова Л.И. Социальный детерминизм: Проблемы движущих сил развития общества. М.: Политиздат, 1985. - 159 с.
91. Шахназаров Г.Х. Социализм и 'будущее. М.: Наука, 1983.- 768 с.I
92. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983. - 320 с. 1
93. Шолохов М. Тихий Дон. Роман в четырех книгах. Кн. первая и вторая. М.: Воениздат, 1964.'- 742 е.;
94. Шолохов М. Тихий Дон. Роман в четырех книгах. Кн. третья ичетвертая. М.: Воениздат, 1964i - 860 с.
95. Яковлев В.П. Социальное вре^я. Ростов-на-Дону: Изд-во
96. Ростовск.ун-та, 1980. 158 с. I
97. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наук.думка, 1977. - 275 с.1. Г"4 <"»<->- OtCO 1. Переводные издания
98. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4. Пер.с древнегреч.- М.: Мысль, 1964. 830 с. ,
99. Бауэр А.,Зйхгорн В.,Кребер Г.,Шульце Г.Сегет В.,Вюстнек К.-Л, Философия и прогностика: Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования. Пер.с нем. М.: Прогресс, 1971. - 424 с.
100. Всеобщая декларация прав человека. Утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организацией.Объединенных Наций.10 декабря 1948 года. М.: Плакат, 1989. - 8 с.
101. Гадамер Х.-Г. Истина и метод:) Основы филос.герменевтики: Пер.с нем. М.: Прогресс, 1988. J- 704 с.
102. Гиднев П. Философия и социальное познание. Пер.с болг.- М.: Прогресс, 1977. Збб с.
103. Диоген Л. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. - 620 с.
104. Кампанелла Т. Государство солнца. Изд. 2-е. Пер.с латинск.- Пг.: Изд.Петр.Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, 1918. 66 с.
105. Карлейль Т. Теперь и прежде. М.: Республика, 1994. -415 с. Комарек В.«Раита Д. Долгосрочное планирование и прогнозирование. Пер. с чешек. - М.: Экономика, 1973. - 215 с.
106. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Гос.соц.-эк.изд., 1936. - 265 с. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т.З. Пер.с нем.- М.: Прогресс, 1986. 303 с.
107. Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль. Пер.с нем. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4, с.291-321. Маркс К. Письмо Л.Кугельману от II июля 1868 г. Пер.с нем.- Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т.32, с.460-462.
108. Маркуэе Г. Одномерный человек. Пер.с англ. М. :MREFL-book", 1994. - 368 с.
109. Мизес JI. Запланированный хаос: Антикапиталистическая ментальность. Пер.с нем. М.: Дело, 1993. - 234 с.
110. Платон. Диалоги. Пер.с древнегреч. М.: Мысль, 1986.- 607 с.
111. Поппер К. Логика и рост научного знания. Пер.с англ.- М.: Прогресс, 1983. 608 с.
112. Поппер К. Нищета историцизма. Пер.с англ. М.: Прогресс-via,1993. 187 с. |
113. Постон Т.Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. Пер.с англ. М.: Мир, 1980. - 608 с.
114. Пригожин И.Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Пер.с англ. М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
115. Пригожин И.«Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. Пер.с англ. М.: Изд.группа "Прогресс", 1994.- 272 с. .
116. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике.- М.: Медиум, 1995. 415 с.
117. Современная прогрессивная философская и социологическая мысль в США. Пер.с англ. М.: Прогресс, 1977. - 422 с.
118. Сохранит ли человечество человечность? Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. Пер.с англ.- М.: Международные отношения, 1989. 272 с.
119. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. Пер.с англ.- М.: Прогресс, 1990. 718 с.
120. Утопия и утопическое мышление: антология заруб.лит. Пер. с англ.,нем.,франц. и др.языков. М.: Прогресс, 1991. - 405 с.
121. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. Пер. с англ.и нем. М.: Прогресс, 1986. - 542 с.
122. Философия, логика, язык. Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1987. - 336 с.
123. Хайдеггер М. Время и бытие. Пер. с нем. М.: Республика,1993. 447 с. :i
124. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. - 423 с. Ханке Э. На пути в век грядущий. Пер.с нем. - М.: Прогресс,1987. 228 с.
125. Харуэлл М.,Хатгинсон Т. и др. Последствия ядерной войны. Воздействие на экологию и сельское хозяйство. Пер.с англ.- М.: Мир, 1988. 551 с.
126. Хюбнер К. Критика научного разума. Пер.с нем. М.: Институт философии РАН, 1994. - 326 с.
127. Шиман М. К третьему тысячелетию. Пер.с венг. М.: Прогресс, 1977. - 421 с.
128. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Пер. с нем. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.19, с,185-230.
129. Энгельс Ф. Письмо К.Каутскому от 25-26 октября 189I г. Пер.с нем. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.38, с.164-166. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер.с нем. 2-е изд.- М.: Республика, 1994. 527 с.1. Сборники
130. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека.- М.: Наука, 1977. 391 с.
131. Возможности и границы познания. Учеб.-методич.пособие.- М.: Изд -во Московск.ун-та, 1995. 72 с.
132. Вопросы детерминации процессов развития в современной науке. М.: Институт философии АН СССР, 1985. - 126 с.
133. Диалектика и теория творчества. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1979. - 126 с.I
134. Диалектика и практика. Вопросы теории социального отражения. М.: Наука, - 336 с.
135. Интуиция, логика, творчество. M.s Наука, 1987. - 176 с. Какое будущее ожидает человечество? - Прага: Мир и социализм, 1964. - 502 с.
136. Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. - 2-44 с. !
137. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М.:
138. Институт философии РАН, 1994. 245 с.
139. Критика буржуазных интерпретаций общественного развития.- М.: Институт философии АН СССР, 1984. 134 с.
140. Ленинская теория отражения и современность. Москва - София: Наука и искусство, 1969. - 725 с.
141. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. М.: Наука, T98I. - 463 с.
142. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формацион-ные ступени. М.: Наука, 1983. - 535 с.
143. Методологические аспекты общественного познания. Киев: Вища школа, 1982. - 260 с.
144. Мировоззренческие и методологические проблемы науки.- Новосибирск: Новосиб.ун-тет, 1988. 148 с.
145. Наука и ценности. Новосибирск: Наука. Сиб.отдел., 1987.- 242 с.
146. Научное предвидение общественных процессов /методологический анализ/. Киев: Наук.думка, 1990. - 320 с.
147. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX начала XX века. - Избр.произв. - М.: Республика, 1994. - 416 с.
148. Перестройка мышления и научное познание. Киев: Наук.думка, 1990. - 232 с.
149. Познание в социальном контексте. М.: Институт философии РАН, 1994. - 174 с.
150. Познание и общение. М.: Наука, 1988. - 208 с. Прерывное и непрерывное. - Киев: Наук.думка, 1983. - 311 с. Проблемы научного поиска. - М.: Институт философии АН COOP, 1987. - 170 с.
151. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982. - 430 с. Россия и будущее европейское устройство. - М.: Наука, 1993. - 271 с.
152. Россия сегодня: реальный шанс. М.: Обозреватель, 1994.- 538 с.
153. Социальное познание: принципы, формы, функции. Киев: Наук.думка, 1989. - 204 с.
154. Социо-Логос. Выпуск I. Общество и сферы смысла. М.:1. Прогресс, 199I. 480 с.
155. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов на Дону: "Феникс", 1995. - 576 с.
156. Философия науки и техники. М.:. Контакт-Альфа, 1995.- 380 с.
157. Человек и общество. Кн.Т. Что такое общество? /Под ред. В.И.Купцова. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 256 е.; Кн.2. Сферы общественной жизни. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 208 е.; Кн.З. Мир, в котором мы живем. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 280 с.1. Словари
158. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. Второе, испр. и дополн.изд. М.: Наука, 1975. - 720 с.
159. Математический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. - 845 с.
160. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов 14 изд.,стереотип. - М.: Рус.язык, 1982. - 816 с.
161. Философский энциклопедический словарь / Гл.редакция:----------------- —
162. Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. М.: Сов.энциклопедия, 1983. - 840 с.
163. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. Изд.второе, перераб.и дополн. М.: Книга и бизнес, 1995. - 751 с.
164. Многотомные издания в целом
165. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х томах. М.: Мысль, 1970-1972. - 3 т.
166. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 тт. М.: АН СССР, 1954-I960. - 19 т. I
167. Горький М. Собрание сочинений в 16 томах. М.: Правда, 1979. - 16 т.
168. Марксистско-ленинская диалектика в восьми книгах. М.: Изд-во Московск.ун-та, 1983-1988. - 8 т.
169. Материалистическая диалектика в пяти томах. М.: Мысль, 198I-1985. - 5 т.
170. Плеханов Г.В. Избр.филос.произв. в пнти томах. М.: Гос. изд.политич.лит-ры, 1956-1958. - 5 т.
171. Толстой Л.Н. Собрание сочинений. М.: Художеств.лит-ра, 1979-1985. - 22 т.
172. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1987-1989. - 2 т.
173. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, I960-1970. - 5 т.1. Диссертации
174. Богородов Ф.Л. Социальное прогнозирование как метод социального познания: Дис. . кан^ц.филос.наук. М., 1974. - 157 л.
175. Волкогонова О.Д. Прогностическая функция идеологии: Дис. . канд.филос.наук. М., 1984. - 145 л.
176. Гендин A.M. Предвидение и цель в развитии общества /Философско-социологический аспект социального прогнозирования/: Дис. . д-ра филос.наук. Красноярск, 1971. - 401 л.
177. Качайнова Н.Б. Диалектика субъекта и объекта в научном социальном прогнозировании: Дис. . канд. фи л о с. наук. Куйбышев, 1986. - 175 л. !
178. Коркунова О.В. Гипотеза и прогноз в научном предвидении: Дис. . канд.филос.наук. Свердловск, 1978. - 169 л.
179. Кривенко И.Я. Философско-методологические проблемы прогнозирования общественных явлений: Дис. . канд.филос.наук. Киев, 1977. - 189 л.
180. Мелюхин И.С. Методологические проблемы прогнозирования сложных систем: Дис. . канд.филос.наук. М., 1983. - 150 л.
181. Рачков В.П. Предвидимое и непредвидимое в прогностических теориях: Дис.в форме научн.докл. . д-ра филос.наук. М., 1993. - 49 с.
182. Ярская-Смирнова В.Н. Время и предвидение. Вопросы методологии: Дис. . д-ра филос.наук. Саратов, 1981. - 356 л.1. Авторефераты диссертаций
183. Акимов Р.А. Эволюция идеи времени в философии и науке: Автореферат дис. . д-ра филос.наук. M.f 1994. - 34 с.
184. Аникеева Н.М. Гармония как понятие социального мышления: Автореферат дис. . канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1987. - 24 с.
185. Баранец С.Н. Историческая цикличность как форма общественного развития: Автореф. дис. . канд.филос.наук. М., 1980. - 17 с.
186. Бульчин С.И. Проблема истины в социальном познании: Автореферат дис. . канд.филос.наук. Киев, 1986. - 23 с.
187. Ивашкин И.Ф. Диалектика прерывности и непрерывности в становлении научной теории как системы нового знания: Автореферат дис. . канд.филос.наук. Свердловск, 1981. - 18 с.
188. Каракозова Э.В. Моделирование в социальном познании: Автореферат дис. . д-ра филос.наук. Ленинград, 1987. - 34 с.
189. Кара-Мурза А.А. Социальная деградация как феномен исторического процесса /Пробл. "нового варварства" в филос.-историч. контексте/: Автореферат дис. . д-ра филос.наук. М., 1994.- 48 с.
190. Назарова О.Н. Научное и ненаучное социальное познание: Ценностный аспект: Автореферат дис. . канд.филос.наук.- М., 1986. 19 с.
191. Новиков А.С. Методологические принципы анализа структуры научного поиска: Автореферат дис. . д-ра филос.наук. М., 1994. - 44 с. j
192. Поправко Н.В. Прогностические возможности социально-исторического знания: /Методологическийjаспект/: Автореферат дис. .канд.филос.наук. Томск, 1990. - 15 с.
193. Сычева Т.М. Проблема критериев научности в социальном познании: Автореферат дис. . канд.филос.наук. М., 1984.- 21 с.
194. Шевченко В.Н. Социально-философский анализ развития общества: Автореферат дис. . д-ра филос.наук. M.f 1984. - 32 с.
195. Шишкина В.И. Социально-политические взгляды Хосе Марти -идеолога кубинского национально-освободительного движения: Автореферат дис. . д-ра филос.наук. М., 1971. - 34 с.
196. Циба В.Т. Основания теории формализации, операционализации и измерения в социальном познании: Автореферат дис. . д-ра филос.наук. М., 1988. - 35 с.
197. Юнусов К.А. Функциональный подход в структуре социального познания. Автореферат дис. . канд.филос.наук. Ташкент, 1988. - 17 с.
198. Статьи из книг Арутюнов В.Х. Прогнозирование'как опережающее отражениеIдействительности // Вопросы общественных наук. Киев, 1982. Выпуск 50. - С.61-68.
199. Бутенко И.А. "Практическая герменевтика" и социальное познание // Вопросы истории и критики буржуазной социологии.- М.: Институт философии АН СССР, 1983. С.94-115.
200. Егоров В.Ф. Ленинская методология прогнозирования противоречий // Соотношение противоречий и законов развития. Горький: ГГУ, 1981. - С. 108-115.
201. Зуев Ю.И.«Секундант С.Г. Категориальная эвристика // Современные проблемы теории творчества. М.,1992. - С.56-67.
202. Лакатос И. Бесконечный регресс и основания математики // Современная философия науки. Хрестоматия. М.:Наука, 1994.- С.68-88.
203. Ленин В.И. Платформа реформистов и платформа революционных социал-демократов // Полн.собр.соч. Т.22. С.167-175.
204. Ленин В.И.- Крах II Интернационала // Полн.собр.соч. Т.26. С.209-265.
205. Любомирова Н.В. Осознанное незнание и неосознанное знание /К вопросу о совпадении сознательности и социальности/ // Социальные функции научных и вненаучных форм знания. М., 1987. - С.147-172.
206. Ляхов И.И. Метатеургия всеобщего праздника. Какой стиль цивилизации 3-го тысячелетия? // Русская идея. М., 1992.- С.113-164.
207. Михайлов А.П. О функциях заблуждений в социальном познаии // Социологические проблемы познания и культуры. Новочеркасск, 1982. Выпуск 2. - С.47-60.
208. Потебня А.А. Философия языка. Раздел I // Слово и миф.- М.: Правда, 1989. С.17-282.
209. Ярская В.Н. Прогностическая функция социального познания // Философские вопросы социального познания. Саратов, 1980.- С.16-28.1. Статьи из журналов
210. Александров В.В. К вопросу о социокультурной обусловленности социального познания // Вестник Московского университета. Серия философия. 1983. - Ш9 с.25-32.
211. Ачаев Г.Я. Новая реформация, или революция будущего // Мировая экономика и международные отношения. 1990. - N$3, с.17-29.
212. Васильев B.C. Фактор времени !в общественных процессах // США: экономика, политика, идеология. 1993. - №9, с.45-53. . Кузьмин М.В. Экстатическое время // Вопросы философии.- 1996. К°2, с.67-79.
213. Лолаев Т.П. О "механизме" течения времени // Вопросы философии. 1996. - IPI, с.51-56.
214. Ратников В.П. К характеристике современной буржуазной методологии социального познания // Вестник Московского универси тета. Серия философия. 1985. - №3, с.67-76.
215. Рачков П.А. Конец "истории" как социософскал проблема // Вестник Московского университета. Серия философия. 1993. - №2, с.3-15.
216. Рачков П.А. Правда-справедливость // Вестник Московского университета. Серия философия. 1996. - №1, с.14-33.
217. Рорти А. Философия и будущее // Вопросы философии. 1994.- №6, с.29-34.
218. Степин B.C. О прогностической природе философского знания // Вопросы философии. 1986. - №4, с.39-53.
219. Щавелев С.П. Практическое познание как философско-методо-логическая проблема // Философские науки. 1990. - с. II7-I22.1. Книги иностранных авторов
220. Acham К. Analytische Geschichtsphilosophie. Eine kriti-sche Einfflhrung, Fr e iburg-Mflnchen, 1974.
221. Agazzl E. Philoeophie, science, metaphyaique. Fribourg Suisse, 1987. - 88 p.
222. Albert В. Freiheit und Ordnung: Abh. zum Problem einer offene Gee. Tttbingen: Mohr, 1986. - 105 s.
223. Aron R. Progress and disillusion. The dialectics of modern society. Harmondaworth: Penguin books, 1972. - 320 p.
224. Bahm A.J. Epistemology: Theory of Knowlege. Albuquerque: Copyright-Worid Books, 1995. - 261 p.
225. Bell D. Die Zukunft der westlichen Welt: Kultur und Techno-logie in Widerstreit. Fr.am M.: Fischer Taschenbuch, 1979.- 348 s.
226. Biedenkopf K. Fortschritt in Freiheit. Umrisse einer politischen strategie. Mittnchen-Ztlrich: R.Piper, 1974. - 238 s.
227. Buchel W. Die Macht des Fortschritts:. Plfldoyer fflr Technik und Wissenschaft. IMnchen: Wirtschafts Verl.Langen-Mtiller, 1981. - 320 s.
228. Bflll W. Evolution und Revolution. Kritik der Symmetrischen Sociologie. IMnchen: Goldmann, I97o. - 451 a.
229. Bttll W.L. Krisentheorien. Politik,Wirtschaft und Geselschaft in l!Jbergang. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgeselilschaft, 1984. 242 s.
230. Cunnigham A.M.,Fitzpatrik M. <Future fire: Weapons for the apocalypse. N.Y.: Warner books, 1983. - 274 p.
231. Corning P.A. The synergism hypothesis: A theory of progressive evolution. N.Y.: etc., 1983. - 493 p.
232. Flechtheim O.K. Der Kampf um die Zukunft: Futurologie.- Bonn-Berlin: Dietz, 1980. 431js. .i
233. Flechtheim O.K. 1st die Zukunft noch zu retten? Hamiburg: Hoffmann., 1987. 255 s. j
234. Gflnzl C.H. Skripten des Seminars "Das Neue Denken". Als Bedingung der Einheit von Theorie und Prazis. Linz: M.Trflstler, 1974. 170 s.
235. Gflnzl C.H. Fortschritt zum Frieden. Versuch. tfber die geistigen und strurellen Pritmissen des Friedens. Linz: M. Trtfstler, 1981. - 159 s.
236. Hagl S. Die Apokalypse ale Hoffnung: Die Zukunft unseresк
237. Planeten in Licht von Okologie und Propheinung. Berlin: Knaur, 1984. - 430 s.ti
238. Hennings W.,Rhode-Juchtern Tiernen. Geopolitik 2000: DerIpolit.-geogr. Alltag unsere Srde. Stuttgart: Metzler, 1985. - 197 s.
239. Herbert P. Der Geistige Weg in die Zukunft: Uberlegungen иeines Okologen. Wien: Urrl.Schendl., 1982.- 218 s.и
240. Hesse J.J.,Ganseforth H.,Purst D. Staat und Gemeinden zwi-schen Konflikt und Kooperation. Baden-Baden: Homos V.,;1983. 261 a. !• «
241. Hohler G. Die Zukunftsgesellschaft. Dusseldorf-Wien:1. EC0N, 1986. -272 з. |i
242. Hubbard B.M. The evolutionery jorney: A personal quide to a positive future. Berkeley; Mindbody press, 1985. - 177 p.
243. Hudelson R.H. The rise and fall of communism. Boulder etc.: Westview press, 1993. - 184 p.
244. Mazwell M. Human Evolution: A politis.antropology. N.Y. : Columbia univ.press, 1984. - 374 p.n
245. Ostermann E. Zukunfts-Chinesisch: Uber die Chancen der Krisen Konzepte. Neuhausen-Stuttgart: Hanssler, 1986. - 178 s.
246. Rosen S. Hermeneutics as politics. N.Y.-Oxford: Oxford univ.press, 1987. - 213 p.
247. Rosen S. The limits of analisis. N.Y.: Basic Books, 1980.- 279 p.
248. Rousseas S. Capitalism, and catastrophe: A critical appraisal of the limits to capitalism. Cambr.univ.press, 1979.- 139 p.
249. Scheel R.L. Introduction to the future. Palm Springs
250. Cal.): ETC publ., 1988. i84 p.• » «
251. Schmits H.R. Progress social et Revolution. Lillusion dialectiqe. Priburg Suisse: Editions Univers.,., 1983. 115 p.
252. Schwendten R. Zur Geschichte der Zulcunft: Zukunftsforschung und Socialismus. Fr.am Mein: Syndikat, 1982. Bd.I. - 412 s.
253. Sowell Th. Is reality optional and other essays. Stanford (Cal.): Stanford univ., 1993. - 192 p.
254. Strasser J.,Traube K. Die Zukunft des Fortschritts: Der Socialismus und die Krise des Industrialismus. Bonn: Neue Ges., 1981. - 400 s.
255. Theisen H. Katastrophenstimmung und Freicheitliche Demokratie. Bonn: Jnauj.-Fiss.„ 1984. - 404 s.
256. TheoR. Die Grunen der sichere Weg in die Katastrophe.- Dusseldorf: Drittes Jahrtausend, 1983. Ю6 s.и »
257. Va.lna T. Prognosen fur die Politilc: Grenzen, Fehler, Mognlichkeiten der Wirtschaftsprognosen. Koln: Deutscher Inst.V., 1977. - 208 s.
258. Veal A.J. Leisure and the future. L.: Allen a.Unwin,1987. 201 p.
259. Wendorf R. Zeit und Kultur: Gesch.ich.te des Zeitbewusstseins in Europa. Opladen: Westdeutscher V. t, 1985. - 720 s.
260. Издания на иностранных языках в целомI- Moscow, 22-28 August 1993. V. 1-2.
261. Иностранные сборники с общим названиемI
262. Nieklasyczne metody prognosowania. W-wa: Panstw.wud-wo nauk, 1983. - 208 s.
263. On the eve of the 2lBt century: Perspectives ot Russ. a. Araer.philosophers. L.: Rowmaii & Littlefield, 1994. - 277 p.rt
264. Politik fur die Zulcunft: Festschrift fur Alois Mock. Wien: Bohlans Nachf.,, 1984. - 482 s.
265. Psychology of future orientation. Lublin: T-wo nauk. KUL, 1994. - 232 s.
266. Socialism an the theshold of the twenty-first century. -^London: Verso, 1985. 311 p.
267. Was ist Fortschritt? Bern: Lang, 1979. - 205 s.
268. Статьи из иностранных журналов
269. Broome J. Discounting the future // Philosophy a. publ. affeirs. Princeton, 1994. - Vol. 23, Ni.2, p.128-156
270. Buller D.J., Foster Th.R. The Neu paradox of temporal Trasience // Philos.quart. St.Andrews. Vol.42. - N.I68, 1992, p.355-366r.
271. Clarke G.F. The future as it shold be: Forrier,Futurismo, forecasting // Futures. Evildford. - N.Y., Vol.20, 1988,,. p.79-89.
272. Poidevin R. On The acansality of time,space,and space-time // Analysic. Oxford. - 1992. - Vol. 52, N.3, p. 146-154.
273. Vattimo G. Hermeneutics as hoine // Theory,culture a. soc. Cleveland, 1988, Vol.5, N.2-3, p.399-408.