автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Пропагандистская деятельность П. А. Кропоткина (1873-1921 гг. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Пропагандистская деятельность П. А. Кропоткина (1873-1921 гг. )"
северо-западная академия государственной службы р V $ ^ На правах рукописи
ГАРЯВЙН Алексей Николаевич
ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А.КРОПОТКИНА (1873-1921 гг.)
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
санкт-петербург 1997
Работа выполнена на кафедре российской истории Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.
Научный руководитель - доктор исторических наук,
профессор Ольховский Е.Р.
Официальные оппоненты - доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник РАН Гинёв В.Н.;
кандидат исторических наук, доцент Ермаков В. Д.
Ведущее учреждение - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Защита диссертации состоится " ^ 1997 г в час. на заседании Диссертационного совета Д-151.02.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук в Северо-Западной Академии Государственной службы по адресу: 199004, г. Санкт-Петербург, 8-я линия В.0., д. 61.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Северо-Западной Академии Государственной службы.
Автореферат разослан 1997 г
Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат исторических наук,
доцент Л.И.Комиссарова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность и научная значимость проблемы состоит в том, что учитывая опыт исторического развития России, личность П. А. Кропоткина стала одной из самых популярных и значимых. Его деятельность вызывает не только у исследователей, но и у современных сторонников анархистского движения несомненный интерес. Тем более, что многие стороны деятельности П.А.Кропоткина досконально не изучены. Есть белые пятна, среди которых, на наш взгляд, следует особо отметить его пропагандистскую деятельность. Интерес к биографии П.А.Кропоткина вызван и открытием архивов, ранее мало доступных для исследователей. Пересмотр господствовавших до последнего времени точек зрения на многие общественные явления и события заставляет нас либо по-другому взглянуть на проблемы анархизма и анархистского движения, либо найти новые или незаслуженно забытые теш и аспекты, с ними неразрывно связанные. Необходимо продолжить усилия современных специалистов по избавлению отечественной исторической науки от интерпретации деятельности анархистов как представителей мелкобурауазного течения, долгое время доминировавшей в ней. Еще одним признаком актуальности теш могут служить отмеченное в 1992 г. 150-летие со дня рождения П.А.Кропоткина, проведенная по этому поводу Международная конференция в Москве, Дмитрове, Петербурге и деятельность созданной в 1989 г. при Институте экономики РАН Комиссии по научному наследию П.А.Кропоткина. Все эти мероприятия млели большой научный и общественный резонанс. В декабре 1997 г. исполняется 155 лет со дня рождения П.А.Кропоткина, и настоящая работа должна служить определенным вкладом в изучение жизни и деятельности этого выдающегося человека.
Степень изученности проблемы. В отечественной и зарубежной литературе неоднократно предпринимались успешные попытки изучения биографии и воззрений П.А.Кропоткина. В этой связи следует особо отметить работы С.Н.Канева, Н.К.Лебедева, Н.М.Пируиовой, Ф.Я.Полянского, С. Ф. Ударцева, М. Миллера. Но анализу пропагандистской деятельности Кропоткина уделялось довольно незначительное внимание.
Целью работы является анализ пропагандистской деятельности П.А.Кропоткина. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- выявить и изучить средства пропагандистской деятельности по П.А.Кропоткину. Тем более, что сам он посвятил этому вопросу страницы записки "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?" и определил формы народной пропаганды. В их числе назывались разъяснение окружающим пороков существующего строя, способов эксплуатации личности и общества со стороны государства и правительства; убеждение народных масс в том, что уступка правящим класса!,1 изначально обречена на провал; направление общих усилий на сплочение наиболее деятельных индивидуумов в единую организацию. При этом автор справедливо подчеркивал необходимость подготовки агитаторов из народа. П. А. Кропоткин отдавал предпочтение устной пропаганде, объясняя свою позицию неграмотностью русского народа. Он предлагал грамотным и ученым индивидуумам создавать беллетристические рассказы для крестьян, помогающие им осознать необходимость социальной революции. Этот вид агитации Кропоткин называл литературной пропагандой. Пропаганду действием он относил к разряду фактической пропаганды. Кропоткин ратовал за создание различных касс для социальной пропаганды и общежитие рабочих на коммунистических началах как прекрасное воспитательное средство. Позитивно оценивая роль стачек в достижении экономических требований трудящихся, он, однако, замечал, что не всякая стачка, а только та. которая увенчалась успехом, должна служить примером для подражания. Признавая эффективность стачечной борьбы в Западной Европе, Кропоткин не видел особого смысла для ее применения в России, верно полагая, что пролетариат в России в 70-х гг XIX в. еще находился в стадии формирования, а потому эта мера для него неприемлема;
- изучить имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе оценки революционного учения П.А.Кропоткина, явившегося основанием его пропагандистской деятельности;
- изучить и осмыслить содержание основных (фундаментальных) трудов П.А.Кропоткина по проблемам социальной революции и другим, с ней тесно связанным;
- уточнить некоторые факты биографии и деятельности П.А. Кропоткина;
- выявить, проанализировать и ввести в научный оборот новые источники по теме работы;
- провести анализ критики П.А.Кропоткиным буржуазного общественного устройства и государства; выявить особенности механизма подготовки и проведения революции по П.А.Кропоткину;
- выявить отношение П.А.Кропоткина к Октябрьской революции и дать оценку некоторым другим его социально-политическим действиям в 1917-1920 гг.;
- дать характеристику взглядов П.А.Кропоткина на аграрный вопрос и аграрное движение;
- определить особенности концепции "децентрализации промышленности" и взглядов П.А.Кропоткина на мелкое и кустарное производство;
- проанализировать программу развития будущего общества, предложенную П.А. Кропоткиным;
- выявить особенности педагогических и культурологических воззрений П.А.Кропоткина, сопряженных с его революционно-анархической деятельностью.
Хронологические рашеи исследования охватывают период с ноября 1873 г. (время написания Кропоткиным записки "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?" для кружка "чай-ковцев") по 8 февраля 1921 г. (дата смерти П.А.Кропоткина). Однако в целях достижения лучшего понимания нам иногда приходилось обращаться к более ранним фактам биографии П. А. Кропоткина.
Методологической основой диссертации являются принципы историзма и объективности, системного и конкретного рассмотрения общественно-политических, социально-экономических, педагогических и культурологических воззрений П.А.Кропоткина, а также скрупулезное изучение текстов его публиковавшихся и неопубликованных пропагандистских произведений и сравнение взглядов П.А.Кропоткина с доктринами предшественников и последователей по стезе анархизма, революционных народников, марксистов - оппонентов анархизма и философов-позитивистов. Основное внимание уделено теоретическим воззрениям Кропоткина, определившим его пропагандист-
скую деятельность. При характеристике анархизма как сложного и многогранного течения использовалась классификация анархизма, разработанная С.Ф. Ударцевым1.
Научная новизна работы определяется следующим:
- это первое в отечественной науке исследование, посвященное пропагандистской деятельности и анализу пропагандистских произведений П. А.Кропоткина;
- впервые в исторической науке предпринята попытка комплексного (синтетического) изучения основных идей П.А.Кропоткина, воплощенных в его пропагандистской деятельности, без излишней идеологизации;
- вводятся в научный оборот новые источники по теме диссертации, биографии и деятельности П.А.Кропоткина;
- никогда ранее в диссертационных работах не предпринимались попытки изучения аграрных, педагогических и культурологических воззрений П.А.Кропоткина, характерных для его пропаганды.
Теоретическая значимость исследования - в научно-теоретическом анализе пропагандистской деятельности и базирующихся на ней основных анархистских идей П.А.Кропоткина в неразрывной связи со взглядами предшественников и последователей по стезе анархизма, мыслителей, которые перекликаются с воззрениями П.А.Кропоткина, а также общественных деятелей и политических лидеров, не разделявших как его учение в целом, так и отдельные постулаты теории Кропоткина. В диссертации предпринята попытка выявления и анализа некоторых противоречивых элементов учения П.А.Кропоткина.
Практическая значимость исследования - в возможности использования его материалов представителями гуманитарных наук (историками, философами, социологами, политологами, культурологами, литературоведами, историками педагогики и др.). Работа может служить базой для изучения жизни, деятельности и наследия П. А. Кропоткина. Материалы диссертации могут использоваться в педагогических целях для преподавания специальных курсов, проведе-
1
Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. Алматы. 1994. С.98-102.
ния семинарских и практических занятий, написания учебников, методических пособий в средней и высшей школе при изучении отечественной истории и истории политических партий и общественных движений.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены автором в публикациях и в докладах, прочитанных на научных конференциях в гг. С.-Петербурге, Вологде, Нижнем Новгороде, Омске.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения. Такая ее структура обусловлена особенностями источников и историографии, продиктовавшими анализ некоторых тем и проблем пропагандистской деятельности П.А.Кропоткина.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснованы актуальность и научная значимость проблемы, определены цель и задачи исследования, методологические принципы, которыми руководствовался автор.
В первой главе показана степень изученности теш в отечественной и зарубежной литературе, а также дана характеристика использованных источников. Автор впервые предпринимает попытку выявления основных этапов отечественного кропоткиноведения и установления их хронологических рамок.
Первый период (1906-1921 гг.) характеризуется компилятивностью произведений о П.А.Кропоткине. Жанр первых произведений о Кропоткине - по преимуществу, биографические очерки, главным и, пожалуй, единственным источником для написания которых служили "Записки революционера". Большинство авторов (3.Белосельский, Ф.Рындин, М.К.Тростеняцкий, В.Ф. Цеховский) чаще описывало жизненный и творческий путь революционера и мыслителя. Исключением были работы Е.В.Де-Роберти, Л.Кульчицкий и П.А.Берлин. Появление произведений о Кропоткине было фактом прогрессивным. Благодаря этим исследованиям русская общественность смогла познакомиться с жизнью и деятельностью революционера, а также с некоторыми его анархистскими взглядами. Марксистско-ленинская историография, хронологически входящая в рамки первого периода (Г.В.Плеханов,
В.И.Ленин, И.В.Сталин), носит резко критический и далеко не всегда обоснованный и достаточно аргументированный характер.
Первый этап отечественного кропоткиноведения продиктовал насущную задачу введения в научный оборот основополагающих трудов классика анархизма и эпистолярного наследия, свидетельств близких и знакомых П.А.Кропоткина о нем, которая начала небезуспешно разрешаться во время второго периода (1921-1938 гг.). Писавшие обратились не только к жизненному и творческому пути Кропоткина, но и к его пропагандистским произведениям. Историографию второго этапа можно разделить на два течения: анархистское (А.А.Боровой, И.С.Гроссман-Рощин, Н.К.Лебедев, Я.Новомирский) и социал-демократическое (Р.М.Кантор. И.Бороздин, Б.И.Горев, В.Н. Залежский, В.В.Святловский) Во второй период отечественного кропоткиноведения исследователи начали изучать исторические, экономические и педагогические взгляды Кропоткина, его отношение к первой русской революции и первой мировой войне, учение о социальной революции, преемственность идей Кропоткина. Кроме того, целый ряд произведений П.А.Кропоткина увидел свет в 1917-1922 гг. благодаря деятельности издательства Общества анархо-синдикалистов "Голос труда". Однако завершить все задуманные мероприятия исследователям не удалось. Этому воспрепятствовали идеологические особенности сталинской внутренней политики, многочисленные аресты и расстрелы анархистов, начавшиеся уже с середины 20-х гг., а также конфликт в Кропоткинском комитете и события вокруг Музея П.А.Кропоткина, завершившиеся его расформированием.
С конца 30-х гг. на изучение доктрины П.А.Кропоткина, как, впрочем, и на тему анархизма был наложен строгий идеологический запрет. Поэтому произведений о нем вплоть до середины 60-х гг. практически не было. Лишь в книге Ем. Ярославского Кропоткину уделено определенное место, да и то недопустимо малое.
В третий период (1966-1989 гг.) снова усилился интерес к наследию П.А.Кропоткина. Об этом говорит множество появившихся в это время работ, а также защищенных диссертаций. Научный уровень их не одинаков. По отноиению к учению П.А.Кропоткина исследователей. на наш взгляд, можно разделить на три группы. В первую из них следует отнести позитивно оценивших деятельность классика
анархизма и проявивших себя честными, высокими профессионалами своего дела (Р.Н.Блюма, В.М.Далина. В.А.Маркина, С.А.Мндоянца, А. А. Мкртичяна, Н. М. Пирумову, Е. В. Старостина, С. Ф. Ударцева, Р. Ф. Хохлова). Вторая группа исследователей, будучи хорошими специалистами, все-таки не до конца осознала позитивное значение пропагандистской деятельности П.А.Кропоткина (З.А.Александрова, Э.А.Баллер, А.А.Галактионов и П.Ф.Никандров, Ю.В.Гридчин. В. Н. Данилов, И.Г.Лиоринцевич, В.А.Малинин, В. А.Твардовская, Н. А. Троицкий), либо вообще не принимала его (С.Н.Канев (1987 г.), В.В. Комин). Третья группа исследователей делала основной упор не на изучение жизненного и творческого пути Кропоткина, а на сравнение его доктрины с марксистско-ленинской (Е. М. Амелина, А.Н.Бороздин, С.Н.Канев (до 1987 г.), Ю.М.Козовский, А.Д.Косичев, Ф. Я. Полянский, И.Я.Щипанов). Несмотря на появление первых серьезных монографических исследований, защиту диссертаций по проблемам анархизма, существенное расширение источниковой и тематической базы изучения, над многими научными трудами довлел идеологический гнет. Рост интереса к анархизму вообще и к творчеству П.А.Кропоткина в частности, приближающая 150-я годовщина со дня рождения революционера, мыслителя и ученого с мировым именем, а также кардинальные перемены в политике и науке обусловили насущную необходимость создания международного центра по изучению жизни, деятельности м наследия П.А.Кропоткина. По этим причинам в октябре 1989 г. при Институте экономики была образована Комиссия по научному наследия П.А.Кропоткина. Начало деятельности этой Комиссии и ознаменовало начало четвертого периода отечественного кропоткиноведения, продолжающегося и по сей день.
Комиссия выпустила 3 сборника своих трудов, а также Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня роздения П.А.Кропоткина. Существенно расширилась источниковая база, постоянно вводятся в научный оборот и публикуются новые документы. Переизданы некоторые пропагандистские и научные произведения, статьи, "Дневник" и мемуары Кропоткина. Значительно расширился спектр рассматриваемых тем. Защищены кандидатские (С.А.Гаврилов, А.А.Назаров) и докторские (М.А.Арефьев, С.Ф. Удар-цев) диссертации по проблемам российского анархизма вообще и об
анархо-коммунизме П.А.Кропоткина в частности. Наряду с деятельностью опытных специалистов по российскому анархизму, в науку приходит новое поколение анархистоведов и кропоткиноведов.
Зарубежная литература причисляет П.А.Кропоткина к самым видным идеологам анархизма: наряду с П. -Ж.Прудоном и М. А.Бакуниным (М.Неттлау, Р.Роккер, Г.Вудкок, Р.Штаммлер) и Л.Н.Толстым (П. Рейнгольд). Книга П. Эльцбахера заслужила высокую оценку самого Кропоткина. Самое серьезное исследованием о жизни, деятельности и мировоззрении Кропоткина в зарубежной историографии -книга М.Миллера, имеющая широкую источниковую, в том числе и архивную, базу.
Важной вехой в развитии кропоткиноведения стала Международная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения П.А.Кропоткина, проходившая в декабре 1992 г. в Москве, Дмитрове и Петербурге. Новые направления в зарубежном кропоткиноведении продемонстрировали доклады исследователей из Болгарии (П.Цоло-ва), Великобритании (М.Миллера), Германии (Г. Рихтера), Израиля (А.Яссура), Испании (И. де Ллоренс), Нидерландов (Ф. ван дер Брюггена), Польши (А. Каминьски), США (Л.Акай, М.К.Грина), Югославии (Л.Перовича), Японии (X. Вада, X.Кубо, Т.Сакона), сделанные ими на конференции. Зарубежная историография П.А.Кропоткина и его наследия, несмотря на широкий спектр суждений об анархизме, в отличие от отечественной, с самого начала проявляла пристальное внимание и неподдельный интерес к своему герою и высоко ценила и продолжает ценить его роль в международном революционном и общественном движении. Ей присущ больший демократизм, чем даже новейшей российской. Интерес к анархизму вообще и к творчеству Кропоткина в частности заставляет исследователей из-за рубежа обращаться к его наследию и проводить разнообразные параллели с многочисленными западными социологическими концепциями.
В работе использовано шесть групп источников:
1. Пропагандистские произведения П.А.Кропоткина, целью которых было разъяснение подготовки и проведения социальной революции и построения "безначального" коммунистического общества. К опубликованным пропагандистским произведениям относятся программная записка кружка "чайковцев" "Должны ли мы заняться
рассмотрением идеала будущего строя?" (1873), книги, брошюры и статьи. Записка "чайковцев" выступает в наследии шиссика анархизма прологом его антиэтатистских воззрений и намечает очертания социальной модели будущего. "Анархически-критическая" часть концепции Кропоткина изложена в "Речах бунтовщика" (1885), а ее созидательная составляющая - в книге "Хлеб и Воля" (1892). "Современная наука и анархия" (1912) обосновывает необходимость выработки анархистского идеала с помощью индуктивного метода и содержит критику государственного механизма и его рычагов: налогообложения, законодательства, милитаризации. В книге "Великая Французская революция. 1789-1793." (1909) автор провел анализ яркого события мировой истории и выработал методологию социальной революции. В произведении "Поля, фабрики и мастерские" (1898) Кропоткин указал возможные пути развития промышленности и аграрного сектора. Книга "Взаимная помощь, как фактор эволюции" (1902) - ваяный источник по истории федерализма: в ней сформулирован "биосоциологический закон взаимопомощи", открытый классиком анархизма в животном мире и человеческом обществе на всех его этапах - от первобытного строя до современности. Книга "Идеалы и действительность в русской литературе" (1907), в частности, содержит литературно-критический анализ наследия писателей-беллетристов народнической ориентации и раскрывает их взгляды на русскую общину. Труды "Взаимная помощь, как фактор эволюции" и "Идеалы и действительность в русской литературе" являются не только пропагандистскими произведениями, но и фундаментальными научными исследованиями. В работах 1917-1920 гг. Кропоткин занимался разработкой теории федерализма, кооперации, ряда социальных программ и педагогических проектов. Большая часть этих трудов хранится в фонде 1129 Государственного Архива Российской Федерации и фонде 410 Отдела рукописей Российской Государственной библиотеки и до сих пор не опубликована. Многие основополагающие труды Кропоткина были составлены из статей, помещенных на страницах периодической печати.
2. Труды теоретиков российского и международного анархизма (М.Штирнера, П.-Ж.Прудона, М.А.Бакунина, Элизе Реклю, А.М.Атабе-
кяна, А.А.Карелина, П.Д.Турчанинова (Льва Черного), Я.Новомирского (Д.И.Кирилловского), народничества (П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского), западных социологов (А.Дк. Тойнби), философов-позитивистов (О.Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля), а также критические работы марксистов - оппонентов анархизма (К.Маркса, Ф. Энгельса, Г.В.Плеханова. В.И.Ленина, И.В.Сталина).
3. Делопроизводственная документация о пропагандистской деятельности П.А.Кропоткина. К ней относятся разного рода стенограммы заседаний, деловые письма, обращения, извещения, повестки и т.п. Среди них - следственное дело о побеге П.А.Кропоткина из Николаевского военного госпиталя 30 июня 1876 г. (РГИА. Ф.1405. Оп.74. Д.7525). "Извещение заведующего бюро жалоб РКИ П.А.Кропоткину о сокращении срока пребывания А.М.Атабекяна в лагере" (ГАРФ. Ф.1129. Оп.5. Д.4.); "Письмо Федерации анархистов-коммунистов П.А.Кропоткину об исключении А.А.Карелина из федерации" (Там же. Оп.2. Д.397.); "Извещение правления Дмитровского Союза Кооперативов об экстренном собрании уполномоченных" (Там же. Д.257.); "Письмо служащих бывшего ДСК к П.А.Кропоткину с извещением об избрании его почетным гостем собрания уполномоченных" (Там же. Д.258.); стенограммы заседаний Государственного совещания в Москве, на котором выступал П.А.Кропоткин и др. Сюда же относятся деловые письма и обращения, сосредоточенные в материалах описи 5 фонда 1129 ГАРФа.
4. Периодическая печать. В работе использованы газеты и журналы, в которых опубликованы какие-либо документы о жизнедеятельности П.А.Кропоткина, научные журналы, выпуски трудов различных научных и общественных организаций, учреждений, конференций, в которых вводятся в научный оборот неизвестные или никогда ранее не публиковавшиеся источники из государственных или частных архивов, собраний и коллекций.
5. Переписка. П.А.Кропоткин переписывался со многими людьми. Количество его корреспондентов, согласно списка, составленного самим мыслителем, насчитывает 249 чел. Среди них - теоретики российского и международного анархизма Эли и Элизе Реклю, М.П.Сажин (Арман Росс), А.М.Атабекян, А.А.Боровой. А.А.Карелин. М.И.Гольдсмит, Г.Чулков, Л.Черный, революционные народники С.М.
и.
Степняк-Кравчинский, В.Н.Фигнер, П.Л.Лавров, деятели русской культуры В.В.Стасов, И.Я.Гинцбург, И.Е.Репин, А.М.Горький, известные политические деятели П. Б. Струве, Ю.0.Мартов, Е. Д. Кускова, А.В.Тыркова, члены Дмитровского Союза Кооперативов (ДСК) В.А.Рыжов, В. В.Сазонов и А. Д.Шаховская. Вопросы деятельности П.А.Кропоткина затрагивает его переписка с братом Александром. Особую гуманистическую направленность имеет переписка теоретика с руководителями Советского государства В. И. Лениным и В. Д. Бонч-Бруевичем, представителями ВЧК с критикой "красного террора" и просьбами об освобождении заложников.
6. Ивкуары. Дневники. Свидетельства очевидцев. Они отражают деятельность П.А.Кропоткина глазами автора и людей, его окружав-иих: "Записки революционера" (1902) самого мыслителя; "Рукопись Елены Алексеевны Кравченко-Кропоткиной о брате Петре Алексеевиче Кропоткине с его вставками и поправками" (0Р РНБ. Ф. 601. Д. 1197); воспоминания С.Г.Кропоткиной (Гам же. Ф.1001. Д.519); "Русская революционная эмиграция 70-х годов XIX в." Л.Г.Дейча (Пг. 1920); "Подпольная Россия" С. М. Степняка-Кравчинского (СПб. 1906); "Герой своего времени" (ГАРФ. Ф.1129. Оп.4. Д.14.) и "Памяти П. А. Кропоткина" (Там же. Д. 13.) В.И.Дмитриевой; "П.А.Кропоткин и современная экономическая разруха" П.А.Пальчинского (Там же. Д.18.) и др. Сюда же относятся опубликованные дневниковые записи самого П. А.Кропоткина. Интересные свидетельства очевидцев (Н.К.Лебедева, Е.В.Линд и др.) содержатся в "Сборнике, посвященном памяти П.А.Кропоткина" (Пг.- М. 1922) и сборнике, выпущенном к 80-летию со дня рождения классика анархизма (М. 1922).
Во второй главе "П.А.Кропоткин о роли социальной революции в жизни общества" рассматриваются две проблемы. Первая - это критика П.А.Кропоткиным буржуазного общественного устройства XIX в. Сам мыслитель разделил свою революционную теорию на две равновеликих составляющие: "критическую" и "созидательную". "Критическая" часть его учения содержится в работах "Речи бунтовщика" и "Современная наука и анархия". Появление первой из них связано с эмиграционным периодом деятельности П.А.Кропоткина и сотрудничеством его в нелегальной печати (газете "Le Revolte"). Автор
диссертации рассматривает борьбу марксистов (централистов) и бакунистов (федералистов, или автономистов) в I Интернационале, вопросы формирования анархистского мировоззрения Кропоткина на основе непосредственного общения с членами Юрской федерации Интернационала в Швейцарии и бывшими участниками Парижской Коммуны, некоторые аспекты участия Кропоткина в деятельности кружка "чайковцев" и создания для него программного документа - записки "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?"
Пропаганда обличения буржуазного государства и общества проводилась П.А.Кропоткиным по следующим направлениям: критика правящих классов и буржуазного законодательства; критика буржуазного образования и воспитания, чиновничье-бюрократического аппарата, монополий. Самым уязвимым местом доктрины мыслителя является ее постулат о разложении государств в XIX в.
Кропоткин полагал, что законы государства являются тормозом мютюэлизма, взаимной поддержки и равенства; они неизбежно порождают злоупотребления. Он видел сущность буржуазного законодательства в покровительстве эксплуатации.
Вторая проблема главы - это пропаганда подготовки и проведения социальной революции. Мысли П.А.Кропоткина по вопросу о причинах революции были противоречивыми. В целом, причинами революции он считал следующие факторы: "нищету народа", "отсутствие общественной безопасности", "принудительные меры правительства", "ужасные скандалы, выводящие на свет гнусные пороки общества" и "новые идеи, стремящиеся проявиться и непрерывно сталкивающиеся с несостоятельностью представителей старого режима". В "Речах бунтовщика" он ставил во главу угла надежду, побуждающую успех революции. А в истории Великой Французской революции он настаивал на симбиозе трех причин революции: отчаянии, нищете народа и его надежде на улучшение. Кропоткин выступал сторонником закономерности революции, рассматривал вопросы соотношения понятий "революция" и "эволюция" в книге "Великая Французская революция". Он верил в близость революции, делая ставку на ее европейский или мировой масштаб, хотя полагал, что она вспыхнет не одновременно во всем государстве, а тем более во всей Европе. Не исключал Кропоткин революционных потрясений и в России, видя
их преддверие в "постоянных бунтах".
Из критической части революционно-анархической концепции П.А.Кропоткина очень органично вытекает ее созидательная составляющая. также являющаяся основанием его пропагандистской деятельности.
В третьей главе "Идеал "безначального" коммунистического общества по П.А.Кропоткину" освещается пропаганда вопросов социального устройства нового общества и федерализма, изложенная в Записке, книгах "Хлеб и Воля", "Взаимная помощь, как фактор эволюции", ряде неопубликованных работ 1917-1920 гг. ("Федерация", "К вопросу о федерации", "Федеральный строй Канады" и др.). Особенную гуманистическую направленность и значение имеет отношение П.А.Кропоткина к Октябрьской революции. Его деятельность рассмотрена на основе переписки анархиста с руководителями Советского государства В.И.Лениным, В. Д.Бонч-Бруевичем, а также делопроизводственной документации из материалов рассекреченной описи 5 фонда 1129 ГАРФа.
7 июля 1917 г. П.А.Кропоткин письменно ответил на вопросы анкеты, касающиеся автономии Сибири и присланные ему сотрудником иркутской газеты "Сибирь" И.И.Серебренниковым. В ответах он признавал полную независимость Сибири во всех делах ее внутренней жизни. Кропоткин был сторонником федеративного договора мез-ду различными областями России2.
15 августа 1917 г. П.А.Кропоткин выступил на утреннем заседании созванного Временным правительством Государственного совещания, где он вместе с Г. В. Плехановым и Е. К.Брешко-Брешковской представлял группу "истории революции". Здесь Кропоткин, единственный из трех "ветеранов", открыто высказался за провозглашение России демократической республикой, устроенной по федералистскому образцу США.
В 1917 г. с целью пропаганды идей федерализма и децентрализации в Москве создается Лига федералистов, председателем которой стал П.А.Кропоткин. В состав ее входили преимущественно
г
Ответы П.А.Кропоткина на вопросы газеты "Сибирь" // ГАРФ. Ф. 1129. 0 п. 1 . Д.733.
анархисты. Лига предполагала подготовить и выпустить 4-5 томов исследований о проявлениях федерализма в самых различных отраслях науки и общественной жизни, но свет увидел только первый том. В мае 1918 г. Лига распалась, а Кропоткин отошел от участия в ней после переезда в г. Дмитров. 7 января 1918 г. он выступил с речью "Федерация - путь к объединению" на заседании Лиги в бывшем Литературно-художественном кружке. В ней Кропоткин подтвердил мысль о создании в России федеративной республики3.
В 1920 г. Кропоткин обратился к передовым представителям и рабочим стран Западной Европы с призывом отказаться от военной интервенции на территории Советской России.
Как преданный революционер, П.А.Кропоткин не мог не высказывать открыто своей оценки Октябрьской революции на его Родине, в России. Он принял эту революцию, но самым серьезным образом высказывался против деформаций и негативных акций, совершаемых большевиками. В этой связи весьма интересными являются встречи и переписка классика анархизма с деятелями Советской России. Основными объектами критики Кропоткиным режима новой власти в 1918-1920 гг. были "красный террор", расстрел заложников, продразверстка во время гражданской войны, борьба большевистского правительства с кооперацией и кооператорами. Благодаря вмешательству Кропоткина из Бутырской тюрьмы были освобождены многие политические деятели и известные ученые: П.А. Пальчинский, Г. Е. Львов, С.П.Мельгунов и др4.
В четвертой главе "Социально-экономическое и культурное развитие нового общества" рассматриваются несколько аспектов созидательной части взглядов П.А.Кропоткина: аграрный вопрос, проблемы децентрализации промышленности, социальная программа.
з
Кропоткин П.А. Федерация - путь к объединении // ГАРФ. Ф.1128. ^ПЛ. Д. 746. Ср.: Голос кинувшего. 1923. N1.
ГАРФ. Ф.1129. Оп.5: Д.1. Ходатайства председатели ВЧК, в следственный отдел Наркомата юстиции об освобождении из-под ареста разных лиц и об ускорении рассмотрения дел. 18/6 марта-26 ноября 1918 г. (Г.Е.Львов, А.М.Поливанов, П.А.Пальчине кий); Д.5. Письмо П.Мельгуновой П.А.Кропоткину с просьбой ходатайствовать перед Н.В.Крыленко в освобождении му*а (С.П.Мельгунова) ив тьрь -мы. Б/д.
педагогические и культурологические воззрения.
П.А.Кропоткин уделял большое внимание аграрному вопросу в записке "чайковцев". Устройство крестьянской жизни юл мыслилось как совокупность сельских коммун (или общин), объединяющихся в федерации. В качестве главного средства решения аграрной проблемы Кропоткин предлагал обобществление земли и сельскохозяйственного инвентаря, т.е. передачу их в собственность народа.
В "Речах бунтовщика" Кропоткин отмечал необходимость пропаганды идей социальной революции в крестьянской среде. В числе главных задач революционной пропаганды теоретиком называлось ознакомление крестьянства с деятельностью городских пролетариев и ремесленников. Поэтому в число глашатаев социальной революции необходимо обязательно привлекать представителей пролетариата. Важную роль в пропаганде идей революции в крестьянской среде он отводил "маленькой специальной организации, ветви Аграрной Лиги", которую он предлагал создавать в каждом городе и селе. В "Речах бунтовщика" П.А.Кропоткин наметил следующие основные мероприятия по крестьянскому вопросу: возвращение земли в собственность коммун; коллективная (общинная) обработка земельных наделов; ликвидация закладов недвижимых имуществ, в том числе и земли; упразднение земельных налогов; обустройство общинной жизни посредством постоянных сношений с заинтересованными коммунами (например, с коммунами строителей шоссейных дорог); взаимовыгодное сношение земледельческих общин с коммунами городских рабочих, сопровождаемое обменом продовольствия на сельскохозяйственный инвентарь и другую промышленную продукцию.
В книгах "Хлеб и Воля" и "Поля, фабрики и мастерские" Кропоткин пропагандировал перспективы развития аграрного сектора в новом обществе после социальной революции. Он поставил несколько важных задач, которые должны привести к преодолению кризисных явлений в сельском хозяйстве: скорейшее внедрение в аграрном производстве новейших достижений научно-технического прогресса; достижение территориального соседства сельскохозяйственных и промышленных предприятий; привлечение горожан к занятию земледелием и огородничеством, чередуемое с их работой на промышленных предприятиях; сосредоточение различных отраслей промышленности и
сельского хозяйства в одном регионе, особенно в радоне революции. в целях обеспечения восставшего населения продовольствием.
Главной целью книги "Поля, фабрики и мастерские" была выработка собственного плана спасения аграрного сектора Великобритании. переживавшего во второй половине прошлого столетия тяжелый кризис. Но предложенные П. А. Кропоткиным мероприятия по выходу из него могли и могут быть осуществлены в любой другой стране, в том числе, и в России. Для преодоления кризисных явлений в аграрной сфере Кропоткин предлагал целый комплекс мероприятий, главные из которых касались применения последних достижений науки и техники, проявления изобретательности ума, использования передового опыта, а также усиления обработки земли (чего в Англии сделано не было). Большой интерес он проявлял к достижениям1 в аграрном секторе США. Кропоткин восхищался не крупными "мамонтовыми фермами", а многочисленными мелкими.
В статье "Земельный вопрос в Думе" [19073 П.А.Кропоткин выражал свое отношение к аграрным проектам кадетов, эсеров и социал-демократов, а также к столыпинской аграрной реформе 1906 г.5 В "Записке о способах решения земельного вопроса в России" [после 1917 г. ] он выступал сторонником сохранения крестьянской общины и намечал некоторые мероприятия для кителей Дмитровского уезда6.
Решение рабочего вопроса пропагандировалось П. А. Кропоткиным в Записке, книгах "Речи бунтовщика" и "Поля, фабрики и мастерские". Первоначально он связывал его с развитием артелей. Кропоткин выступал сторонником сложившейся специализации отдельных стран и регионов. Такая позиция очень противоречива: с одной стороны она подчеркивала экономическое могущество последних, с другой (и в этом, на наш взгляд, утопизм кропоткинской концепции "децентрализации промышленности") - недооценивала жизненно необходимые этим территориям процессы внешней торговли и обмена, что
5
Кропоткин П.Л. Земельный вопрос в Думе // Хлеб и Воля: Листки. £907. N13. 26 апреля. С.1-2. Ср.: ГАРФ. Ф. 1129. 0п.1. Д.626.
Кропоткин П.А. Записка о способах решения земельного вопроса в России // ГАРФ. 4.1129. 0п.1. Д.750.
могло бы пагубно сказаться на их дальнейшем развитии.
В книгах "Речи бунтовщика" и "Хлеб и Воля" П.А.Кропоткин выступал горячим сторонником децентрализации промышленности. Под децентрализацией промышленности он понимал идеальное состояние экономики, при котором всякая страна способна развить свою многоотраслевую добывающую и обрабатывающую промышленность до такого высокого уровня, что либо внешняя торговля материальными и производственными ресурсами перестает быть насущной необходимостью, либо потребность в ней будет сведена к минимуму. В основе кропоткинской концепции децентрализации промышленности лежит критика специализации отраслей национальной промышленности а, следовательно, и принципов экономико-географического районирования, а также, несомненно, пропагандистские мотивы.
П.А.Кропоткин видел тесную связь промышленности с сельским хозяйством. Особые симпатии он проявлял к мелким и кустарным предприятиям, справедливо полагая, что такие формы производства наиболее устойчивы к экономическим потрясениям и кризисам. Несмотря на бурное развитие промышленности, мелкие предприятия продолжают существовать наряду с крупными. Приводя примеры устойчивости и жизнеспособности кустарных промыслов во многих европейских странах, Кропоткин утверждал приоритет мелкого производства в будущем обществе.
Несомненным достоинством модели анархо-коммунистического общества П.А.Кропоткина является социальный вопрос. Заботясь о человеке будущего, он многократно обращался к решению этой проблемы. Уже в записке для кружка "чайковцев" П.А.Кропоткин разработал принципы распределения ресурсов и жилья.
Пропаганда идей, предусматривающих решение социального вопроса в новом обществе, была отражена Кропоткиным в произведении "Хлеб и Воля". Исходя из насущных потребностей человека, классик анархизма ставил во главу угла своей социальной программы принцип "довольство для всех". Для осуществления всеобщего "довольства" он предлагал следующие мероприятия в природной среде: рас-чищение лесов, осушение болот, стремление к "более здоровому" климату, увеличение плодородия почв путем мелиорации, строительство шоссейных дорог, использование судоходных рек, добычу по-
лезных ископаемых (эти показатели он считал факторами развития "цивилизованных стран"). Для улучшения результатов в экономике и решения социального вопроса необходимо внедрение новых технологий в ведущих отраслях промышленности и аграрного сектора. Различие уровней жизни людей Кропоткин желал преодолеть путем обеспечения членов анархо-коммунистического общества продовольствием, жилищем и одеждой.
Устанавливая в экономике приоритет потребления над производством, П.А.Кропоткин предлагал решить три насущные проблемы: 1. Политэкономия - "псевдо-наука буржуазии": она отдает главенство фактора производства над фактором потребления. Взамен этой науки он предлагал создать новую гуманитарную дисциплину, признающую первенство потребления перед производством - "физиологию общества". 2. Ускорить темпы жилищного строительства. 3. Решить продовольственный вопрос путем развития аграрного сектора и взаимовыгодного обмена между рабочими и крестьянами.
Первая мировая война усугубила многие трудности в жизни общества. В "Письмах о текущих событиях" автор справедливо отмечал, что в сложившихся условиях все страны, в числе которых и Россия, должны мобилизовать максимальные усилия и возможности для облегчения участи населения. В этой связи он предлагал решить три важные задачи: решить продовольственную проблему; усилить производство пищевых продуктов и организовать жилищное строительство.
Взгляды Кропоткина на социальное устройство общества к 1917 г. претерпели изменения в сторону кооперации и свободной торговли. Изменились и средства воплощения социальной программы в жизнь. Но ее основные направления (достижение "довольства для всех" в сочетании с решением аграрного вопроса) существенной корректировке подвергнуты не были. Произошедшая во взглядах мыслителя эволюция не коснулась его страстного желания удовлетворить социальные нужды трудящихся.
Педагогические воззрения П.А.Кропоткина неоднократно рассматривались в отечественной литературе, но не монографической. Наряду с обличением современного ему общественного устройства, Кропоткин выступал в "Речах бунтовщика" и с последовательной
критикой буржуазного воспитания, развращающего молодое поколение и тормозящего процесс социального развития.
Педагогические вопросы затрагиваются во многих пропагандистских произведениях П.А.Кропоткина. В записке для "чайковцев" в числе первостепенных задач в области образования назывались следующие: признание обязательности образования; обязательный ручной труд для каждого члена общества; действительное, фактическое равенство в образовании; ликвидация университетов, академий и других высших учебных заведений, созданных для привилегированного меньшинства, и открытие вместо них школ-мастерских для всех; образование союзов артелей (общин) и открытие новых высших учебных заведений; обязательное высшее образование для всех юношей союза. П.А.Кропоткин призывал школьных учителей и ученых оказать революционному меньшинству содействие в пропаганде идей социальной революции ("Речи бунтовщика"). Не меньшую роль в проповеди революционных идей он отводил и ученым, как академическим, так и вузовским. В книге "Поля, фабрики и мастерские" Кропоткин придавал большое значению усиленному развитию технического образования не только в западных странах, но и в России, в которой, по его мнению, созданы особые предпосылки для этого, а именно: трудолюбие молодого поколения и огромные природные богатства. Соединение ручного труда с умственным поможет России не только значительно увеличить промышленное производство, но и по-прежнему оставаться аграрной страной.
Но развитие технического образования, по мнению Кропоткина, - задача, рассчитанная на короткий период времени, или программа-минимум. Программой-максимум же он считал распространение интегрального образования в духе П.-Я.Прудона, но предлагал его сделать всеобщим.
Начать переход к всеобщему интегральному образованию Кропоткин хотел с реформы школьного обучения, однако эти мысли остались разрозненными и даже не воплотились в какие бы то ни было проекты. Он предлагал использовать позитивный опыт интегрального образования, накопленный в Московском техническом училище, подробно описывая все его достоинства и недостатки.
Главная цель педагогики по П.А.Кропоткина - формирование
гармонично развитой личности в новом обществе. Педагогические взгляды Кропоткина, как и вся его доктрина, не стояли на месте, а видоизменялись с течением времени. Если в его ранних анар-хо-коммунистических произведениях шла речь о предоставлении права на образование главным образом мужчинам, то в поздних работах он уделял много внимания как мувскому. так и венскому просвещению.
30 августа 1918 г. П.А.Кропоткин выступил с речью на учительском съезде в г.Дмитрове Московской губернии. Главной задачей педагогики в новом обществе называлась перестройка народного образования на новых началах. Кропоткин заботился о моральном облике нового общества, пропагандируя идеи людской солидарности. Большое внимание он уделял развитию духа общественности в школе. Для этого им предлагались следующие мероприятия: образование различных ученических обществ с воспитательными целями; собирание многообразных школьных коллекций; организация переписки между школами и обмена коллекциями; взаимные посещения школ; организация обменов учениками, в том числе, и путем связей с зарубежными странами; поддержка связей между учителями и выпускниками школ. Все эти мероприятия и поныне успешно применяются как в России, так и за ее пределами7. Набросок программы занятий для народного университета [1918] содержит мысли, ранее отраженные в книге "Взаимная помощь, как фактор эволюции"8.
Взгляды П.А.Кропоткина на искусство и культуру долгое время оставались не исследованными. Правда, в последнее время публикации, посвященные этой проблеме, появились. Но в диссертациях этот сюает никогда ранее не рассматривался.
В "Речах бунтовщика" Кропоткин отводил деятелям искусства и культуры огромную роль в пропаганде идей социальной революции. Выступая в начале XX в. поборником реализма, он в "Речах бунтовщика" критиковал современных ему художников за чрезмерное увле-
7
Кропоткин П.А. Приветствие съезду учащих. Дмитров. 1918. Ср.: Речь П.А.Кропоткина на учительском съезде г. Дмитрове 30 августа 1018 Г. // Г А РФ. ф.1129. 0П.1. Д. 760 .
Кропоткин П.А. Что нуяно для народного университета? Набросок программы занятий // 0Р РГБ. Ф.410. Оп.9. Д.15.
чение реализмом. Автор полагал, что понимание реализма им и современными ему художниками сильно разнятся.
В работе "Хлеб и Воля" Кропоткин отводил определенное место культурной программе для анархо-коммунистического общества. Он предлагал передать культуру в руки тех, кто ее создает. Будто бы образовывая добровольные общества скульпторов, литераторов, музыкантов и др.. можно было избавиться от вмешательства государства и капитала в искусство и культуру. Повествуя о "вольном городе" в книге "Взаимная помощь, как фактор эволюции", П.А.Кропоткин не обошел вниманием и той культуры, которую создал этот город, отмечая красоту средневековой архитектуры и живописи, наполненной духом федерализма. Генезис русской культуры в интерпретации Кропоткина наиболее наглядно освещен с литературоведческой позиции в книге "Идеалы и действительность в русской литературе".
П.А.Кропоткин одобрял разрыв Л.Н.Толстого с теориями "чистого искусства". Он нашел рациональное зерно в идее, что ценность произведения искусства измеряется степенью его доступности для возможно большей массы людей. Кропоткин отмечал, что искусство сделалось не доступным пониманию большинства. Он стремился к упрощению и насильственному вторжению в естественный процесс культурного развития с последующей его трансформацией. Совершая, таким образом, выбор между массовой и элитарной культурой, Кропоткин отдавал предпочтение первой. Он не только находил возможным писать о влиянии западной и восточной культуры на отечественную, но и стремился разработать концепцию культурного развития для моделируемого идеала нового общества. И определенные шаги в этом направлении им сделаны. Масштабного проекта культурной программы у Кропоткина не было, однако предпринятые попытки ярко свидетельствуют о его стремлениях поставить культуру на анархические рельсы.
Проведенное нами исследование опровергает мысль об анархическом социуме как об обществе, всецело отрицающем власть. Кроме того, оно противоположно мнению о предпринимаемом теорией Кропоткина "оказармливании" будущего общества как в социально-экономической, так и в культурной сфере. Мы воспринимаем постулаты
его анархо-коммунистического учения как пропагандируемые юл рекомендательные замечания, а отнюдь не как директивные предписания для конституирования нового общества.
В заключении подводятся итоги, делаются выводы.
1. Революционное учение П.А.Кропоткина зиждется на идеях, заложенных в его пропагандистских произведениях и, наоборот, труды этого пропагандиста содержат основные постулаты его анар-хо-коммунистической теории.
2. Учение Кропоткина, базирующееся на его пропагандистской деятельности, определенным образом опровергает мысль об антагонистичности понятий "анархия" и "власть"; отвергая государство, оно не исключает, а, наоборот, подразумевает некоторые формы управления (в данном случае самоуправления).
3. Доктрина Кропоткина позволяет по-иному посмотреть на само понятие "анархия"; если ранее оно трактовалось как полное отсутствие власти (в чем исследователи видели проявление мелкобуржуазной революционности), то нам представляется, что синонимами данного термина могут выступать слова "федерализм", "самоуправление ", "саморегуляция".
4. Теория мыслителя не дает нам права говорить о Кропоткине как о чисто кабинетном исследователе; свои идеи он сочетал с широкой революционной пропагандой и даже, пребывая в преклонном возрасте, по мере сил и возможностей выступал перед массами. Не имея возможности во время эмиграции открыто пропагандировать свои идеи на родине, П.А.Кропоткин был вынужден заниматься литературной пропагандой.
5. Анархо-коммунистическое учение Кропоткина не было полной утопией; отдельные его постулаты нашли свое практическое воплощение в современной жизни.
6. П.А.Кропоткин был энциклопедически образованны,! человеком; он проявил себя в самых различных областях науки и социальной жизни; особенно интересными и мало изученными являются его социальная программа, педагогические и культурологические воззрения, сопряженные с его пропагандистской деятельностью.
7. Отличительной чертой доктрины Кропоткина был гуманизм, проявившийся как в его пропагандистских произведениях, так и на
практике (особенно в первые годы Октябрьской революции).
Проведенный в диссертации анализ пропагандистской деятельности П.А.Кропоткина ни в коей мере не претендует на бесспорное понимание всех ее особенностей. Наоборот, он ставит перед нами новые задачи, темы и проблемы исследования. Помимо изучения ис-точниковой базы и некоторых затронутых тем, отмечены новые: "П.А.Кропоткин и первая мировая война"; "Кооперативные идеи П.А.Кропоткина"; "Влияние идей П.А.Кропоткина на взгляды теоретиков постклассического анархизма"; "Деятельность Кропоткинского комитета и Музея П.А.Кропоткина"; "П.А.Кропоткин как историк русской литературы", рассмотрение которых ни в коем случае нельзя отрывать от его пропагандистской деятельности.
В прддогении содержатся 4 таблицы, составленные на основании произведений П.А.Кропоткина "Хлеб и Воля" и "Поля, фабрики и мастерские", а также архивного документа "Что нужно для народного университета? Набросок программы занятий".
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1) Труды П. А. Кропоткина по аграрному вопросу // Актуальные проблемы археографии, источниковедения и историографии. Материалы к Всероссийской научной конференции, посвященной 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вологда. 1995. С.104-107.
2) Культурологические воззрения П.А.Кропоткина // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций (ХУШ-ХХ вв.) Материалы Второй Всероссийской научной конференции. Омск. 1995. Т.I. С.32-35.
3) Основные этапы отечественной историографии анархо-коммунисти-ческих произведений П.А.Кропоткина // История России Х1Х-ХХ веков: историография, источниковедение. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород. 1995. С. 40-42.
4) Культурологические вопросы в пропагандистских произведениях П.А.Кропоткина // Народы России и история формирования российской культуры. Тезисы Пятой Всероссийской заочной научной конференции. СПб. 1997. С. 63-65.
5) П.А.Кропоткин об аграрном вопросе во 2-й Государственной Думе
// 100 лет XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 сентября 1996 г. Нижний Новгород. 1996. С. 94-97.
6) Основные группы источников для изучения анархо-коммунистичес-кой концепции П.А.Кропоткина // в печати. Нижний Новгород. 1997.
7) Женщины и "женский вопрос" в трудах М.А. Бакунина и П.А.Кропоткина // 0 благородстве и преимуществе женского пола. Из истории женского вопроса в России. СПб. 1997. С. 63-69.
8) Особенности современной отечественной историографии П.А.Кропоткина // Актуальные вопросы отечественной историографии. СПб. 1997. С.133-136.
9) Экономический идеал анархо-коммунистического общества в работе П.А.Кропоткина "Хлеб и Воля" // Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А.Кропоткина. Москва, Дмитров, С.-Петербург. 9-13 декабря 1992 г. Вып.2. Идеи П.А.Кропоткина в социально-экономических науках. С. 173-185. (в печати).