автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Пророческие поэмы Уильяма Блейка

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Смирнова, Ольга Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Пророческие поэмы Уильяма Блейка'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Смирнова, Ольга Михайловна

Введение. 3

Глава ГПоэма Блейка "Бракосочетание Неба и Ада".

I.I.Поэма Блейка "Бракосочетание Неба и Ада" и особенности романтического мифа. 17

I. II. Особенности художественной структуры поэмы.

I.I .1." Аргумент" 52

I.I ,2."Ибо новому небу начало." 61

I.I .3. "Голос Диавола" 67

I.I .4."Те, кто обуздывают желание." 73

I.I .5.Первая "Достопамятная фантазия" 83

I.I .6. "Пословицы Ада" 88

I.I .7. "Древние поэты" 92

I.I .8.Вторая "Достопамятная фантазия" 95

I.I .9. "Древняя традиция." 98

I.I . 10.Третья "Достопамятная фантазия" 101

I.I .11. "Гиганты, создавшие этот мир." 104

I.I .12.Четвертая "Достопамятная фантазия" 108

I.I . 13. "Я всегда замечал."

I.I .Н.Пятая "Достопамятная фантазия" 115

I.I .15."Песнь Свободы" 119

Глава П.Поэма Блейка "Иерусалим, эманация гиганта Альбиона".

II.1.Символический образ гиганта Альбиона в контексте поздних пророчеств

Блейка 123

II.2.Образ девы Иерусалим и проблема свободы 136-138 И.3.Центральный конфликт поэмы и композиционные особенности произведения 139

П.4.Мифологема Золотого века в художественной системе Блейка 141-146 П.5.Метрическая структура и стилистические особенности поэмы

Иерусалим" 146

П.б.Концепция уровней бытия в поэтической мифологии Блейка 158-166 II.7.Система персонажей как олицетворение конфликта художественных эпох 166

II.8.Образ художника 174

П.9.Проблема теодицеи: оппозиция демиурга и творца 186

II. 10.Религия Альбиона: представление о друидической культуре 190-196 II. 11 .Категории времени и вечности в их отношении к поэтической концепции природы 196

II. 12.Язык искусства: теория и поэтика 207-211 И. 13.Христос и Антихрист: романтическое переосмысление апокалиптического мифа 211

П.14.Воскресение Альбиона 218-219 II. 15.Сюжет о борьбе вечных сил и структурное основание романтического мифа 219

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Смирнова, Ольга Михайловна

Творчество Уильяма Блейка (William Blake) занимает особое место в истории культуры. Ныне признанный классик английской литературы, Блейк был почти неизвестен своим современникам.

Жизненный путь Блейка начался в 1757 году и завершился через семьдесят лет - в 1827 году. Уроженец Лондона, он зарабатывал на жизнь ремеслом гравера. Картины Блейка при жизни почти не выставлялись - его единственная персональная выставка состоялась в 1809 году и снискала уничижительные отзывы критиков. Та же судьба была уготована и стихам -при жизни Блейка был издан лишь небольшой сборник его ранних стихотворений под названием "Поэтические наброски" (Poetical Sketches, 1777). За невозможностью найти издателя для своих поэтических книг, он сам гравировал на меди их текст и иллюстрации к нему с помощью особой, им самим изобретенной, техники "иллюминированной печати". Раскрашенные от руки экземпляры он продавал за бесценок своим друзьям и почитателям.

Творческому наследию Блейка принадлежит значительное место в английской поэзии, хотя широкую известность оно получило через много лет после смерти автора. Поэты и критики романтического лагеря, значительно более молодые, чем Блейк - Кольридж, Вордсворт, Чарльз Лэм - слыхали о его существовании и были знакомы с некоторыми его произведениями. Но для них Блейк оставался лишь оригинальным и самобытным живописцем, полубезумным гением, далеким от современного литературного процесса.

Открытие Блейка-поэта связано с именем Данте Габриеля Россетти -главы движения художников-прерафаэлитов. Россетти посчастливилось приобрести обширную коллекцию неизданных рукописей и гравюр Блейка, с которой началось знакомство с его творчеством. При непосредственном участии Данте Габриэля Россетти и его брата Уильяма Россетти в 1863 году была издана первая двухтомная биография, написанная прерафаэлитом Александром Гилкристом. Она одновременно представляла собой и "житие" великого поэта, и первую публикацию некоторой части его поэтического и художественного наследия. Вслед за Россетти его ученик, молодой поэт А.-Ч. Суинберн, ставший позднее одним из основоположников английского символизма, посвятил Блейку восторженную книгу, которая была издана в 1868 году. Культ Блейка получил дальнейшее развитие в кругу английских символистов - Блейк был объявлен "предтечей" символизма.

В России первое упоминание о Б лейке относится к 1834 году, когда в журнале "Телескоп" появилась перепечатанная из английского журнала заметка, характеризовавшая поэта в духе тогдашних представлений как визионера-безумца.

Существенно, что в России, как и в Англии, наследие Блейка получило известность благодаря творчеству символистов - о Блейке писала 3. Венгерова, а первые переводы принадлежали К. Бальмонту. С 191 Ох годов Блейка начал переводить С. Я. Маршак, периодически возвращавшийся к нему на протяжении десятилетий и сделавший его творчество достоянием широкого круга читателей. В 1965 году вышел его итоговый сборник "Вильям Блейк в переводах С. Маршака". Многие переводы С. Маршака перепечатывались в последующих изданиях : "Поэзия английского романтизма" ("Библиотека всемирной литературы". М., 1975) и однотомнике, подготовленном к 150-летию со дня смерти Блейка (Вильям Блейк. Стихи. М., 1958). Помимо этого, стихи Блейка и фрагменты его поэм представлены в двуязычных изданиях - одно из них датируется 1982 годом (Уильям Блейк.

Стихи. М., 1982), другое появилось в 1993 году в Санкт-Петербурге. Следует отметить и недавнее появление сборника, в котором вниманию читателя предлагаются не только поэтические произведения Блейка, но и фрагменты его эстетических трактатов (Уильям Блейк. Видения Страшного Суда. М., 2002).

Творческое наследие Блейка велико и разнообразно - оно включает и лирические стихотворения, и сатирические пародии, а также поэмы, которые сам автор именовал "пророчествами" (prophecies). Для точной классификации произведений Блейка необходимо обращение к биографии поэта и рассмотрение его произведений в хронологическом аспекте. Как правило, исследователи делят творчество Блейка на три периода.

Первый период творчества Блейка обычно именуют "юношеским" и "светлым". Этот период связан с увлечением идеями шведского мистика Эммануила Сведенборга, в произведениях которого земное существование предстает как символ абсолютного бытия, а каждый человек - как малый образ райского неба.

Творчество Блейка в этот период проникнуто верой в милосердие Господа и в божественную защиту. Земная жизнь пронизана присутствием Бога, а сам Бог принимает образ доброго пастыря. Мотивы поэтических произведений Блейка в этот период связаны с творчеством сентименталистов - Томпсона, Грея и Юнга. Блейку близки устремления сентименталистов -их интерес к миру личностных переживаний, культ сострадания, преклонение перед совершенством природы. В этот период Блейком написаны такие произведения как "Поэтические наброски" и знаменитые "Песни Невинности" (Songs of Innocence, 1784-1789), а также малые пророческие книги "Тириэль" (Tiriel, 1788-1789) и "Книга Тэль" (The Book of Thel, 1789).

Начало второго периода в творчестве Блейка связано с событиями Великой Французской революции. Поэт приветствовал начало революции во Франции. В 1790 году он сблизился с кружком английских радикалов, руководителей так называемого "Корреспондентского общества", пропагандистской организации "английских якобинцев". Этот период творчества Блейка биографы называют "революционным" или "богоборческим".

Блейк радикально переосмысляет свои прежние воззрения, которые, вероятно, представляются ему теперь излишне благостными и недостаточно революционными. Он отрекается от своего "духовного учителя" Сведенборга. Отныне в произведениях шведского мистика он видит апологию самодовольного морализма, проповедь подчинения законам неправедного миропорядка. Не случайно именно теперь Блейк создает "Песни Опыта" (Songs of Experience, 1794) - своеобразное "опровержение" "Песен Невинности". Образная структура "Песен Опыта" и общее настроение сборника способствуют развенчанию прежних воззрений автора.

Эстетическая концепция Блейка также претерпевает серьезную трансформацию. В сущности, поэт разрывает связь с эстетикой эпохи Просвещения, так как центральный ее постулат - принцип подражания природе - больше не внушает Блейку доверия. Лирические композиции уступают место поэмам, которые, как уже было указано, сам автор именует "пророчествами", а исследователи обычно называют "пророческими поэмами" (prophetic poems). Художественные принципы Блейка-"пророка", как будет показано далее, соответствуют особенностям романтической эстетики. В этот период Блейком написаны такие поэмы, как "Бракосочетание Неба и Ада" (The Marriage of Heaven and Hell, 1790), "Французская революция" (The French Revolution, 1791), "Видения дочерей

Альбиона" (Visions of the Daughters of Albion, 1791), "Америка" (America, 1791), "Европа" (Europe, 1794), "Первая книга Юрайзена" (The First Book of Urizen, 1794), "Книга Jloca" (The Book of Los, 1795), "Книга Ахании" (The BookofAhania, 1795).

Но вскоре период революционного богоборчества сменяется у Блейка глубоким душевным кризисом. Подобно большинству романтиков, Блейк тяжело переживает крах революционных упований. Поэту становится очевидно, что заря социального преображения только едва взошла, и, не успев разгореться, погасла. Наступило время реакции и репрессий: "Корреспондентское общество" было запрещено, многие из его участников арестованы. Последовали жестокие цензурные запреты, направленные против "мятежных книг", и суровые преследования их авторов и издателей. В 1803 году Блейк тоже подвергся судебному преследованию по обвинению в "мятежных словах" - по доносу одного солдата, показавшего, что Блейк поносил короля и английскую армию и занимался зарисовками вблизи морского берега. Процесс этот мог грозить обвиняемому серьезными последствиями, однако поэт был оправдан присяжными за отсутствием доказательств его вины.

Духовный кризис 1795-1805 годов стал неким водоразделом между двумя группами пророческих поэм. Последний период творчества Блейка связан с углублением религиозной проблематики и отказом от социального оптимизма времен Французской революции. В этот период написаны такие пророчества, как незаконченная поэма "Вэйле, или Четыре Зоа" (Vala, or The FourZoas, 1795-1804), "Мильтон" (Milton, 1804-1808), "Иерусалим, эманация гиганта Альбиона" (Jerusalem, the emanation of the Giant Albion, 1820).

Таким образом, пророческие поэмы представляют собой значительную часть творческого наследия Блейка. Они отражают эволюцию поэтического сознания, а также важные тенденции культурной жизни эпохи. Именно в пророческих поэмах воплощена знаменитая поэтическая мифология Блейка, обобщающая опыт духовных исканий поэта и его восприятие действительности.

Предметом настоящего исследования являются две пророческих поэмы Блейка: "Бракосочетание Неба и Ада" (Hie Marriage of Heaven and Hell) и "Иерусалим, эманация гиганта Альбиона" (Jerusalem, the emanation of the Giant Albion). Выбор произведений обусловлен задачей работы, которая заключается в обнаружении основных художественных принципов и сюжетных мотивов, определяющих своеобразие пророческих поэм. Предметом анализа становятся поэмы, знаменующие начало и завершающий этап цикла пророческих произведений Блейка. Поэмы, избранные для анализа в настоящей работе, воплощают с наибольшей отчетливостью структурные принципы всего цикла.

В первой главе поэмы объектом рассмотрения становится поэма "Бракосочетание Неба и Ада". Эта поэма рассматривается как первое полноценное пророческое произведение Блейка, намечающее особенности всего цикла последующих поэм.

За пределами работы остаются более ранние книги "Тириэль" и "Книга Тэль". Такое ограничение обусловлено тем, что, как указывают исследователи, и "Тириэль", и "Книга Тэль" представляют собой не столько законченные , разрывающие принятые литературные связи пророческие поэмы, сколько лирические композиции, еще в достаточной мере традиционные по образности и художественным мотивам.1 Нам также представляется, что в этих ранних произведениях еще отсутствуют те признаки, которые составляют особенности пророческих поэм Блейка:

1 Nurmi М. К. William Blake. L., 1975. P. 38. апокалиптическая парадигма, в рамках которой развивается сюжет, бинарная образная система, а также главный персонаж - рассказчик-пророк. (Иная точка зрения представлена в работах К. Афанасьевой, опубликованных в издании "Темница и свобода в художественном мире романтизма" в 2002 году в Москве.)

Во второй главе работы предметом рассмотрения становится поэма "Иерусалим, эманация гиганта Альбиона" - последнее пророческое произведение Блейка, своеобразный итог творческого пути и обобщение художественного мировоззрения поэта.

Следует отметить, что пророчества Блейка до недавнего времени не пользовались популярностью у отечественных историков литературы. Такие исследователи, как В. М. Жирмунский, Е. А. Некрасова, А. А. Елистратова по преимуществу обращались к лирическим произведениям Блейка и лишь в незначительной степени уделяли внимание его пророческим поэмам.

Попыткой преодолеть эту тенденцию явились работы Т. Н Васильевой, основанные на предположении, что никакого непоправимого разрыва между Блейком-лириком и Блейком-пророком не существует, а противопоставление "ясной" лирики и "темных" поэм лишено основания. В работах Т. Н. Васильевой впервые предметом рассмотрения являются поздние пророчества Блейка и особенности его индивидуальной поэтической мифологии. Однако и сегодня пророческие поэмы Блейка редко привлекают внимание отечественных литературоведов. Исследования Г. В. Яковлевой посвящены рассмотрению общих философских и эстетических воззрений Блейка, а также анализу его раннего сатирического произведения "Остров на Луне" (An Island in the Moon, 1784).

Вследствие этого автор настоящей работы ориентируется преимущественно на зарубежные исследования, посвященные анализу пророческих произведений Блейка - на работы таких ученых, как Нортроп Фрай, Дэвид Эрдман, Самюэл Фостер Деймон, Марк Шорер, Гарольд Блум, Алисия Острикер. Наиболее значительными исследованиями в этой области представляются такие работы, как "Пугающая симметрия" Н. Фрая (Frye N. Fearful symmetry. A study of William Blake. Princeton, 1947), "Блейк. Пророк против империи" Д. Эрдмана (Erdman D. Blake. Prophet against Empire. Princeton, 1977), "Блейк. Политика видения" M. Шорера (Schorer М. Blake. The politics of vision. New York, 1946). В контексте англоязычного литературоведения творчество Блейка изучается в самых различных его аспектах. Исследователи уделяют внимание социально-политической проблематике его поэм (Эрдман), анализируют особенности их метрической структуры (Острикер), определяют особенности философских воззрений Блейка (Шорер) или сосредоточиваются на исследовании его неповторимой поэтической мифологии (Фрай, Блум, Хилтон).

Последний аспект наиболее близок автору настоящей работы. Предметом нашего исследования является индивидуальная поэтическая мифология Блейка, воплощенная в серии пророческих поэм. Этот поход представляется актуальным, поскольку миф представляет собой одну из важнейших категорий современной культуры. Миф как явление современной культуры во многом обусловливает особенности мироощущения современного человека. Как отмечает Е. М. Мелетинский, процесс "ремифологизации" культуры, ее возвращения к мифу, делает чрезвычайно актуальной проблему мифа как в общем плане, так и в связи с поэтикой, подчеркивая необходимость изучения мифологических структур.1

Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что особенно актуальным является анализ устойчивых мифологических мотивов и

1 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995. С. 10. структур в творчестве поэта, принадлежащего к числу тех немногих авторов, которые создали собственную законченную мифологическую систему.

Следует обратить внимание на то, что предметом рассмотрения является не первобытная система мифологического сознания, но литературный поэтический миф - миф вторичный, который искусственно воспроизводит отношения и структурные связи различных "органических" мифологий. Под поэтическим мифом в данном случае понимается некая искусственно созданная космогоническая система, в пространстве которой существуют и действуют персонажи, наделенные сверхъестественными атрибутами и возможностями; их связь предполагает отношения взаимообусловленности и взаимодополнения; каждый из них обладает особыми, свойственными только ему функциями, а взаимодействие функций различных персонажей предстает как субстанциональное основание всякого эмпирического события.

Предмет исследования определяет его методологию. Настоящее исследование сочетает некоторые принципы анализа, сформулированные сторонниками ритуально-мифологической школы (прежде всего Н. Фраем) и принципы структурного анализа текста.

Опираясь на тезис о существовании неких устойчивых (архетипических) мифологических моделей, мы сосредоточиваем внимание на их "демифологизации" в контексте повествования - на логической деструкции исходного мифа - и последующей вторичной их "мифологизации" в контексте индивидуальной образной системы. Основным инструментом анализа является при этом предложенный К. Леви-Строссом метод вычленения семантических оппозиций, раскрывающий, по нашему мнению, бинарную логику поэтического мышления Блейка.

Целью работы является анализ образной структуры и сюжетной логики поэтического мифа Блейка; он предполагает исследование устойчивых структур религиозного мифа и их преломления в контексте поэтического высказывания. В свою очередь исследование традиционных структур осуществляется в рамках историко-литературного подхода к изучению творчества поэта. В связи с этим методологическая основа работы заранее исключает обращение к тому способу интерпретации, который ведет свою историю от символистских толкований Блейка и сущность которого можно условно обозначить как "Блейк-предсказатель". Несмотря на то, что смысл произведений Блейка многомерен, а вся его мифология в достаточной мере абстрактна и потому открыта для различных толкований, представляется неоправданным соотнесение поэзии Блейка с философией Фрейда, психологией Юнга или с теориями Льва Гумилева.

ГП \J \J

Таким образом, анализ идеино-композиционнои структуры пророческих поэм требует обращения к историко-литературному контексту и описания той парадигмы культурного сознания, которая определила особенности поэтической мифологии Блейка.

Вопрос о литературном направлении, к которому принадлежит творчество Блейка, осложняется относительной изолированностью поэта от литературы его времени, а также недостаточной разработанностью проблем раннего английского романтизма.

Не подлежит сомнению, что творчество Блейка относится к числу явлений позднего восемнадцатого века, когда поэтика классицизма все больше усложняется и модифицируется, обогащаясь все новыми вариантами, ставящими под сомнение рационалистическую эстетику. Развивая концепцию стиля эпохи, Д. С Лихачев пишет: "Классицизм усложняется и через ряд промежуточных этапов сменяется романтизмом. Этими промежуточными этапами служат предромантизм и сентиментализм, в которых соединяются стилистические особенности классицизма с особенностями нарождающегося романтизма."1 Д. С Лихачев отмечает: "Каждому стилю первого ряда соответствует свой поздний "эллинистический л период", при котором создается стиль второго ряда". Является ли Блейк поэтом одного из таких эллинистических периодов, заполнивших промежуток между классицизмом и романтизмом?

Некоторые исследователи (такие, как Б. Шилиння, М. Гутнер, Н. А. Соловьева) связывают творчество Блейка с художественным течением предромантизма. В. М. Жирмунский определяет предромантизм как "термин, применяющийся для обозначения совокупности литературных явлений второй половины XVIII века, предшествующих романтизму и предвосхитивших его основные тенденции". Он связывает предромантизм с появлением новых понятий в эстетике ("живописное", "готическое", "романтическое"). К предромантизму В. М. Жирмунский относит творчество Макферсона, Грея, Чаттертона, Перси, Уолпола. В своей статье о предромантизме В. М. Жирмунский не упоминает Блейка, а в статье, посвященной его творчеству, определяет его как поэта, стоявшего "вне литературы своего времени".4

ТТ Г" и и

Действительно, многое связывает Блейка с творчеством писателен предромантиков - это и неприятие рассудочного рационализма, и увлечение готикой, и интерес к средним векам. Он признавал, что многим обязан Оссиану и Чаттертону, в то время, как творчество романтиков в основном

1 Лихачев Д. С. Развитие русской лотературы X-XVII веков. Л., 1983. С. 176.

2 Там же. С. 177.

3 Жирмунский В. М. Предромантизм.// История английской литературы. Т. 1. вып. 2. М.; Л., 1945. С. 564.

4 Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981. С. 182. вызывало его неприязненные отзывы (за исключением, пожалуй, творчества Байрона).

Несмотря на то, что устремления предромантиков были во многом близки Блейку, его творчество свидетельствует о разрыве с эстетикой предромантизма, которая в сущности еще коренится в традиции Просвещения и не подвергает принцип подражания природе решительному пересмотру. Отказ от подражания природе, очевидный в поэтике Блейка -это примета романтической эпохи и характерная черта романтического культурного сознания. Вся система мировоззрения Блейка, как это будет показано далее, демонстрирует близость к художественным принципам романтизма, в частности, к воззрениям немецких романтиков - близость тем более удивительную оттого, что она была обусловлена не прямыми влияниями, но лишь типологической общностью.

Вследствие всего вышесказанного, представляется уместным соотнесение поэтической мифологии Блейка с контекстом романтического мифа. Поскольку главная роль в этом мифе отведена художнику-творцу, мы выдвигаем предположение, что вся мифологическая система Блейка в сущности представляет собой развертывание его эстетической концепции. Центром этой концепции, по существу романтической, является представление о ключевой роли символа. Поэтому предполагается, что именно структура символа определяет особенности мифологических образов в пророческих произведениях Блейка.

Мифологическая фантазия Блейка, как будет показано в дальнейшем, прочно связывает его с романтизмом, поскольку образы его индивидуального мифа - не условный поэтический язык, подобный языку рационалистической поэзии классицизма, но средство обнаружения истинной реальности, которая исподволь определяет судьбы мироздания.

В настоящей работе предложена следующая модель описания мифологических образов поэзии Блейка: каждый образ рассматривается как сложно построенный символ, содержащий несколько уровней значения. Их можно условно обозначить как (1) социально-политический, (2) научно-философский, (3) религиозно-этический и (4) эстетический. Доминирующим уровнем значения, определяющим особенности остальных, представляется эстетический уровень. В соответствии с этой моделью осуществляется анализ образов мифологических персонажей Блейка - таких, как гигант Альбион, дева Иерусалим и художник JIoc. Выдвигается предположение, что подобная модель описания применима и к образу повествователя, так как он также является мифологической фигурой.

Таким образом, каждая поэма Блейка предстает как развернутая система образов - многозначных символов - подчиненных созданию дуальной диалектической модели мира.

Анализ пророческих поэм осуществляется в форме последовательного комментария к текстам. Первая глава содержит рассмотрение общих особенностей художественной системы Блейка в их отношении к структуре романтического мифа, а также последовательное рассмотрение идейно-композиционной структуры фрагментов, из которых состоит поэма. В первой главе объектом рассмотрения становится мифологический образ рассказчика и связанный с ним общий сюжет романтического мифа о художнике.

Во второй главе предпринята попытка описать целостную картину мифологической системы Блейка в ее связи с эстетической концепцией автора в поздний период его творчества, и тем самым обозначить направление эволюции поэтического сознания.

В заключении подводятся итоги работы и приводятся следующие из нее выводы. Работу завершают приложение и список использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Пророческие поэмы Уильяма Блейка"

Заключение.

Пророческие поэмы Уильяма Блейка представляют собой важную, по мнению многих критиков, важнейшую часть его творческого наследия. В них отражена эволюция поэтического мироощущения художника, творившего на рубеже сложных и драматических эпох. Несмотря на то, что художественная система Блейка сложилась до того, как направление романтизма оформилось в английской литературе, позиция поэта была близка воззрениям романтиков и отражала закономерные черты романтического мировоззрения.

Подобно большинству романтиков, Блейк создавал произведения, воспевающие Великую Французскую революцию и приветствовал грядущие перемены. Так же, как и многие романтики, он тяжело пережил крах революционных надежд и упований, и разочаровался в возможностях социального преображения действительности. Если первые пророчества Блейка воплощают неизбывный энтузиазм и социальный оптимизм, то в его поздних произведениях мы находим свидетельства пессимистической оценки надежд на осуществление социальной справедливости.

Целью всей жизни Блейка была творческая задача, которую ставили перед поэзией теоретики романтизма - создание нового поэтического мифа. Пророческие поэмы Блейка, по мысли автора, должны были составить новый грандиозный библейский эпос о судьбе мира и человечества - от начал творения до конца времен. Каждая из пророческих поэм представляет собой определенную версию или отдельный аспект грандиозного мифа о духовном пути человечества, о причинах его падения и о его грядущем возвращении в лоно Божие.

Поэтический миф Блейка развивается в рамках христианской эсхатологии. Он отражает свойственное многим романтикам представление об умопостигаемом смысле человеческой истории, представленном в христианском мифе об Апокалипсисе. Действительные события земной истории, осмысляемые в контексте апокалиптического мифа, предстают как символы космических процессов, которые определяют судьбы мироздания. Апокалиптическая парадигма определяет и особенности романтической философии. Романтическая мысль заключает в себе пафос всеобщего становления: движение потока повседневной жизни предстает как отражение мирового динамического развития, понимаемого как самотворение абсолютного божественного начала. Пафос становления объединял и романтические упования на преображение земного существования, и романтические надежды на обновление духовного бытия человека.

Идея всеобщего динамического становления определила и свойственное романтическому сознанию представление о борьбе противоположных начал, которая понималась как условие обновления жизни. Антитетичность романтических построений нашла отражение и в творчестве Блейка - идея борьбы противоположностей стала не только общефилософской установкой, но и основным композиционным принципом в системе его пророческих поэм. Борьба противоположностей осмыслялась им в соответствии с апокалиптическими устремлениями романтиков существование неотменимых противоречий обещало движение к совершенному единству. Однако апокалиптический сюжет о преображении тленного мира претерпел изменения в соответствии с общей эволюцией творчества Блейка.

Если в ранних пророчествах Блейка апокалиптические чаяния связаны с действительными историческими событиями, то в поздних поэмах осуществление мудрого сюжета мировой истории предстает как сокровенное внутреннее преображение. Утратив веру в разумные социально-политические преобразования. Блейк связывает свои надежды с обновлением личности.

Подобно большинству романтиков, Блейк был убежден в том, что человеческий дух абсолютен. В представлении поэта, творческий дух причастен космическому созиданию и наделен способностью к преображению самого себя. Метасюжет всех его пророческих поэм - это стремление разума преодолеть границы, назначенные ему системой рассудочных категорий и осуществить прорыв в сферу абсолютного смысла. Возможности этого прорыва Блейк, как и большинство романтиков, находит в сфере эстетического. Так же, как и философы эпохи немецкого романтизма, Блейк отождествляет творчество с трансценденцией, с выходом за пределы конечного, и потому смысл эстетической деятельности связан для него с трансцендентализацией человеческого "я".

Блейк не только обозначает автономность сферы эстетического, но и настаивает на том, что только в пространстве эстетического опыта человек находит действительные нравственные ориентиры. Сакрализация творчества и абсолютизация эстетического феномена обусловливают своеобразие романтической мифологии Блейка. Различные аспекты мифологического сюжета пророчеств воплощают различные положения эстетической концепции Блейка.

Главное место в системе романтической мифологии отдано художнику, ибо, в представлении Блейка, только художнику открыта правда абсолютного бытия. Девизом Блейка могли бы стать слова Александра Блока, верного ученика немецких романтиков:

Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты.

Твой взгляд - да будет строг и ясен.

Сотри случайные черты

И ты увидишь: мир прекрасен."

Если в поэме "Бракосочетание Неба и Ада" представления Блейка о сути художественного творчества олицетворяет рассказчик-пророк, то в поздней поэме "Иерусалим" образ художника предстает в нескольких вариантах - рассказчик-пророк не участвует в действии, а лишь комментирует происходящие события; в сюжетном пространстве поэмы действует художник Лос.

В поэме "Иерусалим" получает отчетливое оформление конфликт, намеченный в "Бракосочетании Неба и Ада" и проходящий через все пророческие произведения Блейка - противостояние обыденного восприятия и творческого воображения. Этот конфликт отражает противостояние двух культурных эпох: сферу обыденного сознания (которой в поздних поэмах присвоено название "естественной религии") Блейк отождествляет с художественной системой эпохи Просвещения. Как истинный романтик, он отказывается от принципа подражания природе во имя принципа подражания самой космической творящей силе. В классицистическои эстетике, рационально упорядоченной по законам рассудка, он видит символ духовного рабства. Сфера творческого воображения предстает как область абсолютной свободы, и становится пространством нового мифа воображение художника претворяет реальность человеческого существования в вечность абсолютного бытия.

Ключевое понятие эстетической концепции Блейка - это понятие воображения. В своей трактовке воображения Блейк очень близок таким романтическим авторам, как Кольридж, Вордсворт, Шелли, Ките, Новалис и Шеллинг. Вероятно, частичным обоснованием этой близости может служить наличие общего источника. Представление о воображении как о высшей способности духа, вероятно, было обусловлено влиянием традиции герметического мифа - произведениями алхимика Парацельса и мистика Бёме. Произведения этих авторов были очень популярны и в значительной мере способствовали оформлению романтического мифа.

Для Блейка, как и для многих романтиков воображение представляет собой универсальную духовную способность, прообраз и условие всякой духовной активности. Пребывать в сфере воображения - значит одновременно и творить, и познавать, провидеть истину и соучаствовать в совершенном творчестве Бога, через посредство индивидуального творчества преображая существующий видимый мир.

Согласно воззрениям Блейка, именно в воображении человеческий дух приближается к Богу и обретает способность отражения бесконечного. Минуя природу, воображение прозревает бесконечное в конечном и трансформирует действительность в соответствии с реальностью высшего смысла бытия. Синтез конечного и бесконечного Блейк, как и большинство романтиков, считает истинной целью искусства, а потому сущность творчества заключается для него в создании символов.

Таким образом, поэтическая мифология Блейка предстает как развернутая система знаков, каждый из которых представляет собой сложно построенный символ, синтезирующий различные сферы значения. Символические образы Блейка связаны между собой отношениями со-и противопоставления. Поскольку смысл символических образов многомерен, художественный конфликт пророческих поэм имеет несколько измерений, объединенных, однако, метасюжетной оппозицией художественных систем. Рационалистической эстетике Просвещения и принципу подражания природе Блейк противопоставляет свой миф о совершенном художнике, в образе которого воплощены романтические представления о высоком назначении искусства.

В утверждении принципов романтического мифа первый английский романтик Блейк превзошел всех последующих романтиков. Стремясь разорвать все связи с эпохой Просвещения, он отказался от ее эстетических принципов. Но, как писал Марсель Пруст: "мы, стремясь окончательно высвободиться из-под влияния того, над кем только что одержали победу, всегда пользуемся трофейным оружием"1. Творчество Блейка завершает эпоху художественного рационализма: системе рационалистической эстетики поэт противопоставляет чрезвычайно логичную и последовательную мифологическую систему - романтический миф о всевластии Поэтического Гения.

1 Пруст М. В поисках утраченного времени. Т. 4. M., 1992. С. 190.

 

Список научной литературыСмирнова, Ольга Михайловна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Блейк У. Стихи. М.: "Худож. лит.", 1978. 325 с.

2. Блейк У. Стихи. М.: Прогресс, 1982. 558 с.

3. Блейк У. Песни Невинности и Опыта. СПб.: "Северо-Запад", 1993. 271 с.

4. Блейк У. Избранное. М.: "Олма-пресс", 2000. 175 с.

5. Блейк У. Видения Страшного суда. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 384 с.

6. Blake W. Complete writings. With variant readings, /еd. G. Keynes. L.: Oxford univ. press, 1969. 944 c.

7. Blake W. The complete poems, /ed. A. Ostriker. New York: Penguin books, 1981. 1071 c.

8. Blake W. A choice of Blake's verse, /ed. K. Raine. L.; Boston: Faber a. Faber, 1984. 151c.

9. Blake W. Poems and prophecies, /ed. M. Plowman. L.: Dent; New York: Dutton, 1970. 439 c.

10. O.Blake W. Letters, /ed. G. Keynes. New York: the Macmillan со., 1956. 261 с.

11. И.Батай Ж. Блейк. // Батай Ж. Литература и зло. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 59-75.

12. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.

13. Бёме Я. Аврора или Утренняя заря в восхождении. СПб.: Азбука, 2000. -410 с.

14. Бёме Я. Christosophia или Путь ко Христу. СПб.: Academia,1994. 223 с.

15. Бёме Я. Истинная психология или Сорок вопросов о душе. СПб.: Алетейя, 1999. 319 с.

16. Бёме Я. Теософия. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2000. 76 с.

17. Борхес Х.-Л. Эммануэль Сведенборг. // Борхес Х.-Л. Сочинения. В Зт. Т. 3. М.: Полярис, 1997. С. 287-298.

18. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев: Ирис; М.: Алетейа, 1998. 625 с.

19. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. М.: Ин-т эксперим. Социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 286 с.

20. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. 365 с.

21. Мильтон Дж. Потерянный рай. М.: Худож. лит., 1982. 414 с.

22. Парацельс. Магический Архидокс. М.: Сфера, 1997. 385 с.

23. Сведенборг Э. Мудрость ангельская о божественной любви и божественной мудрости. Киев: Ника-Центр, 1997. 359 с.

24. Сведенборг Э. О небесах, мире духов и об аде. М., 1993, 404 с.

25. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: "Мысль", 1966. 496 с.

26. Абрамс М. Г. Апокалипсис: Тема и вариации. // Новое литературное обозрение, №46, 2000. М., 2000. С. 5-31.

27. Алексеев М. П. Из истории английской литературы. M.-JI.: Гослитиздат, 1960. 499 с.

28. Алексеев М. П. Теккерей-рисовалыцик. // Алексеев М. П. Английская литература. Очерки и исследования. JL: Наука, Ленингр. отд-ние, 1991. С. 410-421.

29. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. М.: "Высш. школа", 1975. 528 с.

30. Аникст А. А. История учений о драме: Теория драмы на Западе первой половины XIX века. Эпоха романтизма. М.: Наука, 1980. 343 с.

31. Афанасьева К. Уильям Блейк. Песнь Свободы: Пролог, или Основание. "Тириэль" и "Книга Тэль": мытарства земной души. Круг Первый. // Темница и свобода в художественном мире романтизма. М.: РАН, 2002. -С. 189-222.

32. Афанасьева К. Чума в "Америке" Уильяма Блейка. // Темница и свобода в художественном мире романтизма. М.: РАН, 2002. С. 223-239.

33. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: "Прогресс", 1989. -616 с.

34. Батюшков Ф. Д. Накануне девятнадцатого века. // История западной литературы (ред. Ф. Д. Батюшкова). Т.1. Эпоха романтизма. М.: Мир, 1913. С. 10-48.

35. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: "Худож. лит.", 1975. -502 с.

36. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. -318 с.

37. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: "Худож. лит.", 1965. 527 с.

38. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.

39. Бегунов Ю. К. Русско-европейские литературные связи эпохи предромантизма. // На путях к романтизму. Л.: АН СССР; Институт русской литературы, 1984. С. 237-278.

40. Берковский Н. Я. О романтизме и его первоосновах. // Проблемы романтизма (ред. А. М. Гуревича). М.: "Искусство", 1971. С. 6-15.

41. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001. -512 с.

42. Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М.: Фаир- пресс, 2002. -208 с.

43. Бройтман С. Н. Из лекций по исторической поэтике. Слово и образ. Тверь: Тверской государственный университет, 2001. 66 с.

44. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М.: "Искусство", 1966. 403 с.

45. Васильева Т. Н. Блейк и Шекспир. // Ученые записки Кишиневского университета, 1969, т. 56. Кишинев, 1969. С. 28-36.

46. Васильева Т. Н. Вильям Блейк и Французская революция 1789-1793 годов. //Ученые записки Кишиневского университета, 1964, т. 76. Кишинев, 1964. С. 56-70.

47. Васильева Т. Н. Лирика В. Блейка. // Ученые записки Кишиневского университета, 1959, т. 36. Кишинев, 1959. С. 30-45.

48. Васильева Т. Н. Поэма В. Блейка "Мильтон". // Ученые записки Кишиневского университета, 1962, т. 60. Кишинев, 1962. С. 160-172.

49. Васильева Т. Н. Поэмы В Блейка. // Ученые записки Кишиневского университета, 1969, т. 108. Кишинев, 1969. 332 с.

50. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика, 1997. -495 с.

51. Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. М.: "Искусство", 1970. 247 с.

52. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: Изд. лит. на иностр. яз., 1958. 459 с.

53. Грешных В. И. В мире немецкого романтизма. Ф. Шлегель, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне. Калининград: КГУ, 1995. 88 с.

54. Гутнер М. Н. Блейк. // История английской литературы (ред. М. П. Алексеева). Т.1. Вып.2. М.-Л.: АН СССР, 1945. С. 613-623.

55. Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М.: Наука, 1978. 208 с.

56. Дьяконова Н. Я. Из истории эстетических идей в Англии. // Проблемы романтизма (ред. А. М. Гуревича). М.: "Искусство", 1971. С. 144-152.

57. Дьяконова Н. Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1970. 232 с.

58. Дьяконова Н. Я., Чамеев А. А. Английский романтизм в системе европейских литератур. // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Проблемы романтизма. Иваново: Изд. Ивановский государственный университет, 1996. С. 17-28.

59. Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. М.: Изд. Акад. наук СССР, 1960. 505 с.

60. Елистратова А. А. Отношение романтиков к классическому литературному наследию. // Европейский романтизм. М.: Наука, 1973. С. 101-118.

61. Елистратова А. А. Уильям Блейк. М.: "Знание", 1957. 28 с.

62. Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. 303 с.

63. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Аксиома, 1996. 230 с.

64. Жирмунский В. М. О ритмической прозе. // Русская литература, 1966, № 5. С. 81-96.

65. Жирмунский В. М. Вопросы теории литературы. Статьи 1916-1926 гг. Л.: Academia, 1928. 356 с.

66. Жирмунский В. М. О поэзии классической и романтической. // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. С. 132-148.

67. Жирмунский В. М. Предромантизм. // История английской литературы (ред. М. П. Алексеева). Т.1. Вып.2 М.-Л.: АН СССР, 1945. С.560-574.

68. Жирмунский В. М. Теория стиха. Л.: "Сов. писатель", 1975. 664 с.

69. История английской литературы (ред. И. И. Анисимова). Т. 2. вып. 1. М.: АН СССР, 1953. 392 с.

70. История зарубежной литературы XVIII века (ред. В. П. Неустроева, Р. М. Самарина). М.: Изд. МГУ, 1974. 414 с.

71. История зарубежной литературы XIX века (ред. А. С. Дмитриева). Ч. 1. М.: Изд. МГУ, 1979. 571 с.

72. История зарубежной литературы XIX века (ред. Н. П. Михальской). Ч. 1. М.: Просвещение, 1991. 256 с.

73. Каббала. Что это? СПб.: Айю, 1997. 159 с.

74. Карташова И. В. Романтизм в движении времени. // Карташова И. В. Этюды о романтизме. Тверь, 2001. С. 5-28.

75. Клименко Е. И. Проблемы стиля в английской литературе первой трети XIX века. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1959. 302 с.

76. Клименко Е. И. Традиция и новаторство в английской литературе. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1961. 192 с.

77. Кожевников В. А. Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму XVIII века и к критической философии. Ч. 1. М., 1897. 880 с.

78. Колесников Б. И. Английский романтизм. // История зарубежной литературы XIX века (ред. М. Е. Елизаровой). М.: Изд. МГУ, 1972. С. 73-86.

79. Лавджой А. Великая цепь бытия. История идеи. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. 376 с.

80. Ладыгин М. Б. Романтический роман. М.: МГПИ, 1981. 140 с.

81. Лазарев В. В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М.: Наука, 1990.- 171с.

82. Лазурский В. Ф. Происхождение слова romantic. Петроград, 1916. 21 с.

83. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Терра Кн. Клуб: Республика, 1999. - 382 с.

84. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. 535 с.

85. Литературная теория немецкого романтизма (ред. Н. Я. Берковского). Л.: Изд. писателей в Ленинграде, 1934. 333 с.

86. Литературные манифесты западноевропейских романтиков (ред. А. С. Дмитриева). М.: Изд. МГУ, 1980. 638 с.

87. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили. Л.: "Наука", Ленингр. отд-ние, 1973. 254 с.

88. Лосев А. Ф. Бытие имя - космос. М.: Мысль, 1993. - 958 с.

89. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд. МГУ, 1982. 479 с.

90. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. 959 с.

91. Лосев А. Ф. Миф Число - Сущность. М.: Мысль, 1994. - 919 с.

92. Лотман Ю. М. Город и время. // Метафизика Петербурга (Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1), СПб.: "Эйдос", 1993. - С. 84-95.

93. Лотман Ю. М. Семиосфера: Культура и взрыв. СПб.: Искусство СПб., 2000. 101 с.

94. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: "Искусство", 1970.- 384 с.

95. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции "Москва третий Рим" в идеологии Петра Первого. // Художественный язык средневековья (ред. В. А. Карпушина). М.: Наука, 1982. С. 236-250.

96. Мамардашвили М. К. Кантианские вариации. М.: "Аграф", 1997. 320 с.

97. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М.: "Прогресс"; "Культура", 1997. 352 с.

98. ЮО.Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 570 с.

99. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М.: Наука, 2001. 120 с.

100. Ю2.Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: "Восточная литература" РАН, Школа "Языки русской культуры", 1995. 408 с.

101. ЮЗ.Милош Ч. Достоевский и Сведенборг. // Милош Ч. Личные обязательства. Избранные эссе о литературе, религии и морали. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 195-213.

102. Ю4.Михайлов А. В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. -909 с.

103. Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. М.: "Искусство", 1975. 255 с.

104. Некрасова Е. А. Творчество Уильяма Блейка. М.: Изд. МГУ, 1962. -182 с.

105. Ю7.Некрасова Е. А. Уильям Блейк. М.: "Искусство", 1960. 72 с.

106. Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века: Опыт типологии жанра. М.: "Наука", 1971. 520 с.

107. Ю9.Проблемы эстетики и творчества романтиков. Калинин, 1982. 250 с.

108. ПО.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4т. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб.: "Петрополис", 1997. -849 с.

109. П.Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. 384 с.

110. Самарин Р. М. Творчество Джона Мильтона. М.: Изд. МГУ, 1964. -485 с.

111. Свинцовые врата алхимии. История, символы, практика. СПб.: Амфора, 2002. 383 с.

112. Смирнов И. П. Место "мифологического" подхода к литературному произведению среди других толкований текста. // Миф. Фольклор. Литература. Л.: Наука, 1978. С. 187-195.

113. Смирнов И. П. Порождение интертекста. СПб.: Изд. отд. яз. Центра СПбГУ, 1995. 191 с.

114. Пб.Соловьева Н. А. Английский предромантизм и формированиеромантического метода. М.: Наука, 1984. 198 с. 1 П.Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М.: Изд. МГУ, 1988.- 232 с.

115. Старобинский Ж. Поэзия и знание. История литературы и культуры. В 2 т. Т.1. М.: Языки славянской культуры, 2002. 495 с.

116. Тертерян И. А. Романтизм. // История всемирной литературы. В 9 т. Т.6. М.: Наука, 1989. С. 15-28.

117. Тодоров Ц. Теория символа. М.: Дом интеллектуальной книги; Русское феноменологическое общество, 1998. 408 с.

118. Токарев Д. В. Апокалиптические мотивы в творчестве Д. Хармса. // Россия. Запад. Восток. Встречные течения (ред. Д. С. Лихачева). СПб.: Наука, 1996. С. 175-193.

119. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект пресс, 1996.- 334 с.

120. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М.: "Прогресс", 1995. -623 с.

121. Топоров В. Н. Петербург и петербургский текст русской литературы. // Метафизика Петербурга (Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1). СПб.: "Эйдос", 1993. - С. 205-236.

122. Топоров В. Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте. // Структура текста-81 (ред. Вяч. Вс. Иванова). М.: Институт славяноведения и балканистики АН СССР, 1981. С. 53-58.

123. Тураев С. В. От Просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983. 255 с.

124. Тураев С. В. Спорные вопросы литературы Просвещения. // Проблемы Просвещения в мировой литературе (ред. С. В. Тураева). М.: Наука, 1970. С. 15-22.

125. Урнов Д. М. Романтизм. // История всемирной литературы. В 9 т. Т.6. М.: Наука, 1989. С. 88- 97.

126. Франк-Каменецкий И. Г. Женщина-город в библейской эсхатологии. // Сб. статей к 50-летию научно-общественной деятельности С. Ф. Ольденбурга. Л.: Изд. АН СССР, 1934. С. 535-549.

127. Чамеев А. А. Джон Мильтон и его поэма "Потерянный рай". Л.: Изд. ЛГУ, 1986. 128 с.

128. Шетер И. Романтизм. Предыстория и периодизация. // Европейский романтизм. М.: Наука, 1973. С.52-70.

129. Эко У. Два типа интерпретации.// Новое литературное обозрение, 1996, №21. С. 59-72.

130. Эстетика немецких романтиков (ред. А. В. Михайлова). М.: Искусство, 1987. 734 с.

131. Якобсон Р. О. О стихотворном искусстве Уильяма Блейка и других поэтов-художников. // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 343-364.

132. Яковлева Г. В. Блейк в полемике с Рейнолдсом. // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX-XX веков. Пермь: Пермский государственный университет, 1983. С. 11-19.

133. Яковлева Г. В. Проблема построения характера в сатире Блейка "Остров на Луне". // Проблемы характера в литературе зарубежных стран. Свердловск: Свердловский пед. институт, 1988. С. 31-41.

134. Abrams М. Н. The Mirror and the Lamp. Romantic theory and the critical tradition. New York: Norton & со., 1954. 406 p.

135. Amarasinghe U. Dryden and Pope in the early nineteenth century. A study of changing literary taste. Cambridge: Cambridge univ. press, 1953. 244 p.

136. Bate W. E. From Classic to Romantic. Premises of taste in eighteenth-century England. Cambridge: Harvard univ. press, 1946. 197 p.

137. Beach J. W. A Romantic view of poetry. Minneapolis: the univ. of Minneapolis press, 1944. 133 p.

138. Beer J. Blake's humanism. Manchester: Manchester univ. press; New York: Barnes & Noble, 1968. 269 p.

139. Bentley G. E. Blake records. Oxford: Clarendon press, 1969. 679 p.

140. Blackstone B. English Blake. Cambridge: Cambridge univ. press, 1949. -455 p.

141. Blake. A collection of critical essays, /ed. N. Frye. Englewood Cliffs (N. J.), Prentice-Hall, 1996. 183 p.

142. Blake. Essays for S. Foster Damon, /ed. A Rosenfeld. Providence: Brown univ. press, 1969. 499 p.

143. Blake. // The Cambridge history of English literature, /ed. A. Ward, A. Waller. Vol. XI. The period of the French Revolution. Cambridge: Cambridge univ. press, 1922. P. 181-202.

144. Blake. Songs of Innocence and Experience. A casebook, /ed. M. Bottrall. L.: Macmillan, 1970. 245 p.

145. Blake's visionary forms dramatic, /ed. D. Erdman, J. E. Grant. Princeton (N. J.), Princeton univ. press, 1970. 477 p.

146. Blake's sublime allegory. Essays on "The Four Zoas", "Milton", "Jerusalem", /ed. S. Curran, J.A. Wittreich. Madison: univ. of Wisconsin press, 1973. -384 p.

147. William Blake, /ed. H. Bloom. New York: Chelsea house, 1985. 209 p.

148. Bloom H. The anxiety of influence. A theory of poetry. New York: Oxford univ. press, 1973. 157 p.

149. Bloom H. Blake's apocalypse. A study in poetic argument. New York: Cornell univ. press, 1970. 454 p.

150. Bloom H. Poetry and repression. Revisionism from Blake to Stevens. New Haven: Yale univ. press, 1976. 293 p.

151. Bloom H. Ruin the sacred truths: poetry and belief from the Bible to the present. Cambridge (Mass.); L.: Harvard univ. press, 1989. 204 p.

152. Bloom H. The visionary company. A reading of English romantic poetry. Garden City (N. Y.), Doubledas & со., 1961. 460 p.

153. Blunt A. The art of William Blake. 11 Bampton lectures in America, 1959, № 12. New York: Columbia univ. press, 1959. 122 p.

154. Bostetter E. E. The romantic ventriloquists: Wordsworth, Coleridge, Keats, Shelley, Byron. Seattle: univ. of Washington press, 1963. 351 p.

155. Bowra С. M. The romantic imagination. New York: Oxford univ press, 1961. 306 p.

156. Brett R.L. Fancy and imagination. L.: Methuen & со., 1961. 72 p.

157. Brett R. L. Reason and imagination. L.: Oxford univ. press, 1960. 144 p.

158. Bronowski J. A man without a mask. William Blake. L.: Seeker & Warburg, 1944. 153 p.

159. Bronowski J. William Blake and the age of Revolution. New York: Evanston, Harper & Row, 1969. 210 p.

160. Buckley V. Poetry and the Sacred. L.: Chatto & Windus, 1968. 244 p.

161. Bunyan J. The Pilgrim's Progress. New York: Collier & son, 1969. 418 p.

162. Burdett O. William Blake. His life and works. L.: Macmillan & со., 1926. -198 p.

163. Bush D. Mythology and the Renaissance tradition in English poetry. New York: Norton & со., 1963. 372 p.

164. Bush D. Mythology and the romantic tradition in English poetry. Cambridge (Mass.), Harvard univ. press, 1969. 647 p.

165. Damon S. F. A Blake dictionary. The ideas and symbols of William Blake. L.: Thames & Hudson, 1973. 464 p.

166. Davis M. William Blake. A new kind of man. Berkeley Los Angeles: univ. of California press, 1977. - 181 p.

167. Digby G. W. Symbol and image in William Blake. Oxford: Clarendon press, 1957. 250 p.

168. Discussions of William Blake, /ed. J. E. Grant. Boston: Heath & со., 1961. -141 p.

169. The divine vision. Studies in the poetry and art of William Blake, /ed. V. de Sola Pinto. L.: Gollanz, 1957. 392 p.

170. Drake D. Searing apparent surfaces: infernal females in four early works of William Blake. // Acta Universitatis Stockholmiensis. Stockholm studies in English, XC. Stockholm, 1999. 178 p.

171. Dyson H. V. D. Augustans and romantics. L.: Cresset press, 1940. 318 p.

172. Eliot T. S. The sacred wood. Essays on poetry and criticism. L.: Methuen; New York: Barnes and Noble, 1972. 171 p.

173. The English romantic poets. A review of research, /ed. Т. M. Raysor. New York: Modern language assoc. of America, 1956. 307 p.

174. English Romantic poets: Modern essays in criticism, /ed. M. H. Abrams. New York: Oxford univ. press, 1963. 384 p.

175. The English romantic poets and essayists. A review of research and criticism, /ed. C. W. Houtchens, L. N. Houtchens. New York: Modern language assoc. of America, 1957. 363 p.

176. Erdman D. Blake. Prophet against Empire. A poet's interpretation of the history of his own times. Princeton (N. J.), Princeton univ. press, 1969. -582 p.

177. Fisher P. F. The valley of vision. Blake as a prophet and revolutionary. Toronto: univ. of Toronto press, 1961. 261 p.

178. Foakes R. A. The romantic assertion. A study in the language of nineteenth century poetry. L.: Methuen & со., 1958. 186 p.

179. From Sensibility to Romanticism, /ed. F. W. Hilles, H. Bloom. New York: Oxford univ. press, 1965. 585 p.

180. Frosch T. R. The awakening of Albion. The renovation of the body in the poetry of William Blake. Ithaca; L.: Cornell univ. press, 1974. 211 p.

181. Frye N. Anatomy of criticism. Princeton (N. J.), Princeton univ. press, 1957. -383 p.

182. Frye N. Fables of identity. Studies in poetic mythology. New York: Burlingame, Harcourt, 1963. 265 p.

183. Frye N. Fearful symmetry. A study of William Blake. Princeton (N. J.), Princeton univ. press, 1947. 462 p.

184. Furst L. Romanticism. L.: Methuen & со., 1978. 84 p.

185. Furst L. Romanticism in perspective. A comparative study of aspects in the Romantic movement in England, France and Germany. New York: Humanities press, 1970. 366 p.

186. Gilchrist A. Life of William Blake, (in 2 vol.) L.: Macmillan & со., 1880.

187. Grimes R. L. The divine imagination: William Blake's major prophetic visions. // ATLA Monograph series, 1972, № 1. Metuchen (N. J.), The Scarerow press, 1972. 199 p.

188. Hagstrum J. The romantic body. Knoxville: univ. of Tennessee press, 1985. -177 p.

189. Hagstrum J. William Blake: poet and painter. Chicago L. : univ. of Chicago press, 1964. - 456 p.

190. Heppner C. Reading Blake's designs. Cambridge: Cambridge univ. press, 1995. 302 p.

191. Hilton N. Literal imagination. Blake's vision of words. Berkeley: univ. of California press, 1983. 319 p.

192. Historical studies and literary criticism, /ed. J. McGann. Madison (Wis.); L.: univ. of Wisconsin press, 1985. 298 p.

193. Howard J. Infernal poetics. Poetic structures in Blake's Lambeth prophecies. L.; Toronto: Associated univ. press, 1984. 259 p.

194. Kermode F. Romantic image. L.: Routledge & Kegan, 1972. 171 p.

195. Kermode F. The sense of an ending. Studies in the theory of fiction. New York: Oxford univ. press, 1967. 187 p.

196. Lindsay J. William Blake. His life and work. New York: Braziller, 1979. -334 p.

197. Lister R. Beulah to Byzantium: a study of parallels in the works of W. B. Yeats, William Blake, Samuel Palmer, and Edward Calvert. // Dolmen press Yeats centenary papers, 1965, № 2. Dublin, 1965. 68 p.

198. Lister R. The paintings of William Blake. Cambridge: Cambridge univ. press, 1986. 176 p.

199. Mellor A. K. Blake's human form divine. Berkeley: univ. of California press, 1974. 354 p.

200. Morton A. L. The everlasting Gospel. A study in the sources of William Blake. L.: Lawrence & Wishart, 1958. 64 p.

201. Murry M. William Blake: The man and his doctrine. New York: McGraw-Hill, 1964. 380 p.

202. Nurmi M. K. William Blake. L., 1975. 230 p.206.0striker A. Vision and verse in William Blake. Madison; Milwaukee: univ. of Wisconsin press, 1965. 224 p.

203. Price M. To the palace of wisdom. Studies in order and energy from Dryden to Blake. Carbondale; Edwardsville: Southern Illinois press; L.; Amsterdam: Feffer & Simons, 1970. 468 p.

204. Prickett S. Jacob's dream: a Blakean interpretation of the Bible. // British Romantics as readers. Intertextualities, maps of misreading, ^interpretations. Heidelberg, 1998. P. 46-58.

205. Raine K. Blake and tradition. // Bollingen series. Mellon lectures in the fine arts. Vol. 35, 11. Princeton (N. J.), Princeton univ. press, 1962. 428 p.

206. Richey W. Blake's altering aesthetics. L.: Columbia, 1996. 386 p.

207. Romanticism and consciousness. Essays in criticism, /ed. H. Bloom. New York: Norton & со., 1970. 405 p.

208. Romanticism reconsidered, /ed. N. Frye. New York; L.: Columbia univ. press, 1963. 144 p.

209. Russell A. G. The engravings of William Blake. Boston; New York: Mifflin со., 1912. 229 p.

210. Saurat D. Blake and Milton. New York: Russel & Russel, 1965. 159 p.

211. Schorer M. William Blake. The politics of vision. New York: Holt & со., 1946. 525 p.

212. Silina B. William Blake and English pre-romanticism. Riga: P. Stuckas Latv. Valsts univ. 1982. 56 p.

213. Singer J. K. The unholy Bible. A psychological interpretation of William Blake. New York: Harper & Row, 1970. 271 p.

214. Singh C. S. The chariot of fire. A study of William Blake in the light of Hindu thought. // Salzburg studies in English literature. Romantic reassessment, 1981, №104. Salzburg, 1981. 194 p.

215. Stevenson W. Divine analogy. A study of the creation motif in Blake and Coleridge. // Salzburg studies in English literature. Romantic reassessment, 1972, №25. Salzburg, 1972. 403 p.

216. Symons A. William Blake. His life and work. L.: Constable & со., 1907. -434 p.

217. Twentieth century interpretations of Songs of Innocence and of Experience. A collection of critical essays, /ed. M. Paley. Englewood Cliffs (N. J.), Prentice'-Hall, 1969. 115 p.

218. Vogler T. A. Preludes to vision. The epic venture in Blake, Wordsworth, Keats and Hart Crane. Berkeley: univ. of California press, 1971. 222 p.

219. Wagenknecht D. Blake's night. William Blake and the idea of pastoral. Cambridge (Mass.), Harvard univ. press, 1973. 321 p.

220. Wain J. Essays on literature and ideas. L.: Macmillan & со., 1963. 270 p.

221. White H. C. The mysticism of William Blake. // University of Wisconsin studies in language and literature, 1927, № 23. Madison, 1927. 276 p.

222. Wilkie В., Johnson M. Blake's "Four Zoas": the design of a dream. Cambridge (Mass.); L.: Harvard univ. press, 1978. 302 p.

223. Wilson M. The life of William Blake. L.: Hart-Davis, 1948. 425 p.

224. Wittreich J. A. Angel of apocalypse. Blake's idea of Milton. Madison (Wis.), univ. of Wisconsin press, 1975. 332 p.

225. Wyatt A. J. History of English literature. L.: Clive univ. tutorial press, 1920. -234 p.

226. Yeats W. B. Selected criticism and prose. L.: Pan books: Macmillan & со., 1980. 554 p.