автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Пророчество как особый способ предвосхищения социального будущего

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Величко, Ирина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Курск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Пророчество как особый способ предвосхищения социального будущего'

Текст диссертации на тему "Пророчество как особый способ предвосхищения социального будущего"

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Величко Ирина Александровна

ПРОРОЧЕСТВО КАК ОСОБЫЙ СПОСОБ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО БУДУЩЕГО

Специальность: 09.00.11 - Социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научные руководители: доктор философских наук, профессор Колядко В.И., кандидат философских наук, профессор Сикорский Б.Ф.

Курск, 1998

СОДЕ РЖАН И Е

ВВЕДЕНИЕ................................................................................3

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОРОЧЕСТВА.

1.1. Понимание пророчества в истории общественной мысли .................................................................................................13

1.2. Природные и социальные предпосылки предвосхищения будущего человеком..................................................................................47

1.3. Понятие пророчества и его место среди других видов предвосхищения социального будущего........................................71

ГЛАВА 2. ПРОРОЧЕСТВО КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Социальные функции пророческого служения.........................106

2.2. Пророк как социальный тип личности.....................................124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................151

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................155

ВВЕДЕНИЕ

С древности человек сталкивается с серьезной проблемой оптимизации своей жизни и деятельности. Ее разрешение является естественной потребностью, так как способствует выживанию в трудных природных условиях, служит условием сохранения стабильности при постоянных корригирующих воздействиях внешней среды.

Размышляя о завтрашнем дне, человек сталкивается с необходимостью заблаговременного обдумывания своих действий и их возможных последствий. Так формируется способность человека к предвосхищению социального будущего. Эта способность реализуется в построении идеальных, мысленных планов на будущее. Причем по отношению к человеческому обществу подобное предвосхищение имеет смысл лишь относительно социальной практики, то есть определения влияния тех или иных явлений, событий и поступков людей на общество. Особенность предвосхищения социального будущего заключается в том, что во внимание должны приниматься не только объективные тенденции развития текущих процессов, но и субъективный фактор, активно вмешивающийся в их ход.

Обоснованные предположения о будущем состоянии явлений природы и общества принято называть предвидением. Причем от степени обоснованности зависит принадлежность тех или иных предположений к определенному типу предвидения: обыденному, научному или интуитивному. Причем, так называемое подлинное предвидение следует отличать от религиозного, мантического и т.п., то есть неподлинного, ложного. Между тем, в истории, литературе и искусстве встречаются удивительные примеры точного предвосхищения будущего, обоснование которых логическими средствами просто невозможно.

Нам представляется, что традиционный стереотип разделения знаний о будущем устарел. Фактически, в нем смешаны понятия научного и ненаучного, истинного и ложного. Единственным показателем подлинности предвидения социального будущего может быть, на наш взгляд, лишь соответствие или несоответствие действительности. Кроме того, сам термин «предвидение» несколько уже, нежели то содержание, которое ему приписывают. Поэтому в нашей диссертации наиболее общее понятие, соответствующее способности предугадывания будущего, звучит как предвосхищение.

Предвосхищать будущее можно по-разному. Предположения, построенные на логическом анализе конкретной обстановки, учитывающие объективные законы-тенденции, действующие в обществе, мы относим к рациональному или научному предвосхищению. А те, которые основаны на личных переживаниях, эмоциях, идеалах и требованиях субъекта предвосхищения мы считаем иррациональными или вненаучными. И те, и другие предположения могут быть как истинными, так и ложными.

Общество - чрезвычайно неустойчивая, постоянно изменяющаяся система. В своем развитии она переживает относительно ровные аттракторные периоды и кризисные, неспокойные времена. В аттракторный период будущее развитие довольно точно предсказуемо. Точно зная исходные показатели некоего процесса можно логически, путем многоступенчатых прогнозов проследить его изменения в обществе. То есть, в такой период более эффективно рациональное, научное предвосхищение. Но период стабильности конечен из-за большой динамичности социальной системы и человеческой активности. Более того, обществу для прогрессивного развития необходимо обновляться, перестраиваться. Такой неспокойный бифуркационный период характеризуется целым

веером возможных перспектив движения вперед. Предсказание будущего логическими средствами непродуктивно.

В подобные моменты нарастает эмоциональное напряжение и расширяется диапазон поиска выхода из критической ситуации, снижается уровень требований к предложенным вариантам. Поэтому в периоды приближения социальных катаклизмов (бунтов, революций, войн, конца века, тысячелетия) появляется много «прорекающих» различные концепции будущего, часто основанные на страхе от предстоящих перемен, отрицательных эмоциях, личных ожиданиях трагедий и бед или же, наоборот, светлого будущего, в зависимости от собственного мироощущения.

В критические, переломные периоды истории в обществе появляются пророки. Они выходят на первый план, когда наука, не в состоянии точно указать наиболее вероятный путь развития общества. А так как народ нуждается в определенном прояснении будущего, то пророки в подобной ситуации выполняют функцию стабилизатора жизненных устоев. Общество регулярно переживает кризисные, бифуркационные периоды, когда дестабилизируется по социальным, политическим, экономическим, духовным показателям. Поэтому и появление в обществе пророков - не редкость.

Пророчество - не простое предвосхищение будущего. Простое предвосхищение, как известно, основано на накопленном жизненном опыте, определенным образом структурированном, выявлении приоритетных направлений развития системы, на построении мысленного вектора за пределы практики, в будущее. Простое предвосхищение требует поэтапных, пошаговых выводов через цепь логически связанных вероятных прогнозов, касающихся ближайшего будущего.

Пророчество же явно противоречит рассудочному сознанию. Оно результативно, выдает конечную картину будущего без направленного сбора предварительной информации и её логического обоснования. С точки зрения обыденного сознания пророчество необьяснимо, так как противоречит повседневной практике. Оно непонятно, следовательно, воспринимается как неестественное, сверхъестественное.

Из-за недостатка информации о природе этого феномена, неспособности рационально его осмыслить пророчество традиционно, в течении тысячелетий рассматривалось как чудесное откровение, которое Бог дарует своим совершеннейшим и достойнейшим избранникам, или «заблуждающийся разум». Иногда трактовка этого понятия впадает в другую крайность - любое сбывшееся предсказание провозглашается пророчеством, это понятие используется как метафора.

В этом смысле несомненно актуальным нам представляется исследование особенностей и выделение сущности этого необычного феномена, изучение его отличий от других способов познания будущего. Особую актуальность эта проблема приобретает в наше время. Народ, сомневающийся в завтрашнем благополучии, остро нуждается в некой общественной силе, олицетворяющей уверенность и стремление к лучшему будущему. Нестабильная ситуация в обществе порождает множество активных личностей, стремящихся завоевать доверие общественных масс и использовать их для воплощения своих замыслов. В связи с этим особенно важным представляется умение отличить действительного лидера - пророка, для которого приоритетны общезначимые цели, от злого гения, стремящегося к собственному процветанию.

Необходимо подчеркнуть, что пророчество охватывает именно социальное будущее. А так как особенности развития и

функционирования общества являются предметом философии, то в проблеме изучения пророчества есть философский аспект, и его следует выявить и изучить. Более того, анализ пророчества с философских позиций поможет избежать односторонности трактовок и будет способствовать более глубокому исследованию этого вопроса.

Выявленная автором проблема потребовала изучения большого круга литературы, касающейся вопросов истории философии, социальной философии, социологии, общественной истории, искусствоведения, а также художественных текстов.

Источниками данного исследования являются: русская философская классика, религиозная литература, произведения современных отечественных и зарубежных мыслителей.

В последние десятилетия появилось множество исследований, всесторонне изучающих проблему предвосхищения социального будущего. Подавляющее большинство этих работ посвящено подробнейшему рассмотрению будущего с научной точки зрения, проводится анализ управления и планирования, разрабатываются методы социально-экономического и научно-технического прогнозирования, другие аспекты социального предвосхищения.

Исследования В.С.Барулина, И.В.Бестужева-Лады,

В.Г.Виноградова, А.М.Гендина, В.А.Канарейкина, A.C.Кармина, П.В.Копнина, А.Н.Кочергина, Г.Кребера, С.Т. Мелюхина, В.С.Степина и других авторов, проведенные в этом направлении, были использованы в диссертации для формирования общетеоретической позиции и сопоставления различных видов социального познания. Так, определение вненаучного знания, сформулированное В.Г. Федотовой (i89, 4), позволило автору отнести к нему пророчество как особую форму духовно-практической деятельности. На эту же мысль наводят и рассуждения Э.Ю. Соловьева (224]230).

Вообще внимание к пророчеству среди философов и общественных деятелей то возрастало, то угасало. Первые попытки его серьезно осмыслить, понять происхождение и смысл принадлежат античности. Между тем, размышления Платона, Цицерона, Филона Александрийского, Тертуллиана демонстрируют отсутствие у древнегреческих и древнеримских философов оригинального определения пророчества. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что слово «пророчество» встречается в ряду других вариантов перевода греческого термина - «прорицание», «вестничество», «предсказание».

Древние философы выделяют такие характерные черты пророчества, как отсутствие логических доказательств, сверхъестественность, особое физическое состояние, вдохновенность. В произведениях эллинистического периода и в средние века ощущается заметное влияние христианской традиции. Пророчество, одно из ключевых понятий Библии, понимается как высший дар созерцать истину непосредственно от Бога и способность доводить её до сведения современников.

Значительно расширили содержание понятия «пророчество» исламские философы. Так, Моше бен Маймон трактует пророчество не только как божественное откровение, но и считает его результатом активной работы человеческого мышления. Идеи Маймонида являются важным концептуальным моментом в данной диссертации.

Довольно подробно тема пророчества освещена в русской философии XIX - начала XX веков. Черпая материал для размышления во всем мировом художественном, философском наследии, авторы этого периода придерживаются библейского определения пророчества и рассуждают в основном в русле религиозной философии. В этом отношении выделяются работы

В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина и других. При рассмотрении пророческого служения уделяется внимание различным его аспектам, так например, С.Н.Булгаков анализирует деятельность библейских пророков; В.С.Соловьев подчеркивает этический контекст пророческого служения; И.А.Ильин размышляет о судьбе и назначении «русского национального пророка» - А.С.Пушкина; Д.Л.Андреев и Н.А.Бердяев задумываются над завершенностью пророческой миссии во всей русской литературе и философии.

Современные исследователи также нередко обращаются к этому феномену. Следует, однако, отметить, что при всей их многочисленности они, в большинстве своем, носят фрагментарный и часто дополнительный к основной мысли характер. Причем встречающиеся в рассуждениях оценки «пророчества» отличаются большим разнообразием. В исследованиях, касающихся этой проблемы встречаются три основных подхода:

1 - понятие пророчества используется в качестве негативного потивопоставления единственно значимому - научному предвидению;

2 - феноменологическое описание пророчества;

3 - попытки философской интерпретации и осмысления пророчества, но таких трудов крайне мало, что открывает широкие горизонты в исследовании подобных явлений.

В ряде работ, даже если и упоминается понятие «пророчество», то как пример попыток религии ввести общество в заблуждение, отвлечь от более социально-значимых процессов. Работы В.А.Поспелова, А.Рановича, В.А.Семенюка, Д.И.Сидорова и других посвящены полному разоблачению пророчества с материалистических, атеистических позиций. Между тем, современный западный исследователь Ф.Коплстон справедливо отмечает, что если «отбрасывать в сторону все проблемы, которые

кому-то могут показаться относящимися к теологии, сфера рассмотрения будет резко сужена и наследие ... будет представлено изрядно искаженным» (61, 187).

В этой связи значительное число известных мыслителей видят в пророчестве необычное, удивительное, но вполне реальное социальное явление, нуждающееся в более глубоком изучении. Среди них необходимо назвать Б.П.Вышеславцева, А.А.Горбовского, П.Лемесюрье, А.П.Хейдока, Ю.А.Шрейдера и других. Однако, при большой ценности следует отметить явную недостаточность их замечаний для полного представления о пророчестве как социальном феномене. Более подробно тема пророчества исследуется в трудах А.Б.Венгерова и М.И.Рижского, но и эти произведения четко направлены по содержанию. А.Б.Венгерова, например, интересуют исторический и юридический аспекты, а М. И. Рижский изучает библейских пророков и их пророчества.

Анализ изученной литературы по данной проблеме доказывает, что большинство авторов ограничиваются констатацией особенностей пророчества. Они комментируют исторические факты без теоретического обоснования. Как в общественной мнении, так и в трудах философов пророчество до сих пор осмысливается на уровне обыденного сознания и не стало объектом теоретического исследования, не выделены его уровни, виды, социальные функции.

Таким образом, выявляется необходимость систематического изучения пророчества как реального явления социальной действительности, требуется дальнейшая разработка лишь намеченных его аспектов и пересмотр устаревших стереотипов в его трактовке.

Следовательно, основная цель исследования заключается в разработке теоретической концепции пророчества как социального феномена.

Общая цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Проследить понимание пророчества в истории общественной мысли.

2. Определить общие условия появления способности к предвосхищению будущего человеком.

3. Выявить сущность и специфические черты пророчества как особого способа предвосхищения социального будущего.

4. Установить социальные функции пророчества.

5. Определить особенности пророка как типа личности.

Методическими основами диссертационной работы,

способствовавшими реализации цели и конкретных задач данного исследования, являются: диалектический подход к проблеме, сравнительно-системный анализ, метод исторических реконструкций и другие.

Научная новизна диссертации:

1. Впервые систематизирована историография пророчества, выявлены основные подходы, встречающиеся в литературе по данной проблеме.

2. Предвосхищение рассматривается как природно-социальный процесс, в связи с чем впервые определяются его психофизиологические и социальные предпосылки.

3. Предложена новая трактовка пророчества, которое понимается как особый способ познания будущего, в котором совмещаются все три основные формы предвосхищения: предвидение, предсказание, предчувствие.

4. Проведенный сравнительный анализ различных способов познания будущего и пророчества не встречается в печати.

5. Выявленные сущность и специфические черты пророчества отсутствуют в опубликованной литературе.

6. В диссертации впервые конкретизируются социальные функции пророческого служения.

7. Выработан оригинальный подход к установлению и обоснованию особенностей личности пророка как общественного деятеля.

Материалы и теоретические выводы, сделанные в работе, могут быть использованы в научных исследованиях по истории философии, социальной философии, истории и теории культуры, религиовед