автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Прогностическая функция идеологии

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Волкогонова, Ольга Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Прогностическая функция идеологии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Волкогонова, Ольга Дмитриевна

Введение

Глава первая. Сущность и специфика предвидения в идеологии

§ I. Место прогностической функции среди других функций .^

§ 2. Объективные интересы и социальный идеал 3.

§ 3. Специфика предвидения в идеологии • • •

Глава вторая. Социальное предвидение в ко монистической идеологии . . •

§ I. Новый тип идеологического предвидения . SO

§ 2. Идеологическое предвидение и коммунистическое строительство. . •

Глава третья. Кризис буржуазных моделей развития общества . •••••

§ I. "Оптимистические" модели буржуазной футурологии . £

§ 2. Технофобия пессимистических пророчеств

§ 3. Апологетическая сущность буржуазной футурологии

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Волкогонова, Ольга Дмитриевна

Люди всегда стремились приподнять завесу над грядущим, И это не было просто любопытством. Неудовлетворенность существующими реалиями жизни многие мыслители прошлого пытались компенсировать не только выражением надежд на будущее, но и попытками делать смелые предсказания. Философами, историками было высказано немало великих догадок и наивных прорицаний. Человека всегда волновал вопрос о том, что его ожидает в будущем; он стремился получить на него ответ и у дельфийского оракула, и у простодушных мечтателей, грезящих о чуде грядущего "золотого века". Предсказатели пыталиоь увидеть те счастливые вехи, которые бы могли указать путь человечеству к социальной справедливости. Однако лишь марксизм поставил предвидение общественных явлений на прочную научную почву.

Можно с полным основанием сказать, что К,Маркс и Ф.Энгельс были основоположниками научного социального прогноза*• Написав "Манифест Коммунистической партии", они смогли за многие десяти -летия вперед возвестить миру о грядущем рождении нового общественного строя, раскрыть его сущность, указать пути достижения. И это

I В философской литературе различаются термины "прогноз", "предвидение", "предсказание". В данном случае различия при их употреблении не имеют принципиального значения, и автор пользуется ими как однопорядковыми. было не просто гениальное пророчество, основанное на поразительном интеллектуальном воображении, а долгосрочный социальный прогноз, базирующийся на огромной научной и практической работе, предшествовавшей появлению Манифеста, Подтверждением глубокой истинности предвосхищений основоположников научного социализма служит тот бесспорный факт, что с середины прошлого века история развивается по пути, предсказанному ими.

В последней четверти XX века, в результате ускорения темпов социальных перемен, усиления классовой борьбы по вопросам определения контуров грядущего и в результате появления грозной опасности для человечества в форме возможной ядерной войны, проблемы предвидения общественных явлений приобрели особое значение» И в этом смысле представляет большой интерес теоретический анализ прогностических возможностей идеологических систем. Тем более, что специальных работ, посвященных исследованию прогностической функции идеологии в современной философской литературе практически не имеется. Если говорить об актуальности проблемы, то следует отметить следующие обстоятельства.

Во-первых, анализ прогностической функции в идеологии имеет большое теоретико-методологическое значение. Определение социальных перспектив, общих очертаний грядущего, направленности движения в будущее возможно лишь на методологической базе марксистско-ленинской теории познания. Идеологическое предвидение общественных явлений предстает как важная часть механизма взаимосвязи социального познания и практики. Решение сложных вопросов предвидения общественных явлений идеологическими средствами становится достижимым только на основе строгой методологической концепции предвосхищения грядущего. "Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, - писал В.И.Ленин, - тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на общие вопросы"*. Поэтому выяснение этих "общих" вопросов идеологического предвидения представляется весьма актуальным.

Во-вторых. Строительство коммунизма давно из области теории превратилось в практическое дело. Сегодня более, чем когда-либо ясно, что без научной разработки дальновидной стратегии и тактики решения сложных социальных проблем будущего, нельзя обеспечить эффективную борьбу за достижение коммунистических идеалов. Практика функционирования развитого социалистического общества с особой силой напоминает важность улавливания долгосрочных тенденций, "уходящих" в будущее. А это возможно, подчеркивалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, при умелом и надежном социальном прогнозировании. Именно оно позволит лучше видеть завтрашний день, принимать обоснованные решения^, находясь на высокой ступени социальной зрелости, советское социалистическое общество, благодаря марксистско-ленинской идеологии, получило возможность с большой степенью вероятности определять не только направление общественного развития, но и его этапы, их особенности, темпы, противоречия и трудности, которые встретятся на этом пути. И такое прогнозирование сегодня осуществляется в соответствии с решениями ХХУ1 съезда КПСС путем подготовки новой редакции Программы нашей партии, а также на базе разработки долгосрочных комплексных програым общественного развития до 2000 года. Практика развитого социализма выдвигает задачу уточнения и дальнейшей разработки коммунистических идеалов»

В-третьих, обострение основного противоречия эпохи, противоречия между социализмом и капитализмом, достигло особой остроты в 80-е годы текущего столетия. Это противоборство двух систем в духовной сфере выражается в ожесточенной борьбе коммунистической и

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 15, с.368.

2 См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.34« буржуазной идеологий. Одним из основных объектов этой борьбы яв-ляетоя будущее, теории, концепции, которые пытаются дать ответ на то, каким оно будет. "Человечество подошло к роковому рубежу своего развития* Огромна вероятность того, что общественная эволюция повернет вспять, - пишет американский философ Бейтц р« - Утверждения о том, что цивилизация не идет к закату, всего лишь научный обман"*, это лишь одно из множества предсказаний будущего, которыми щедра современная буржуазная футурология. Критический анализ научной нееостояк льности и социальной реакционности подобных прогнозов в условиях борьбы за выживание человечества и сохранение для него социалистической перспективы, - задача особой идеологической и политической важности.

Прогностическая функция, социальное предвидение в идеологии, как отмечалось выше, разработаны в современной философской литературе явно недостаточно. В то же время гносеологический механизм предвидения исследован во многих работах с большой глубиной и обстоятельностью^» Заметное развитие получили исследования в области прогнозирования отдельных сфер общественной жизни^» В то iBeitz R. Peace and War. N.Y., Norton, 1984, p. 92.

2 См., например: Анохин П.К* - Опережающее отражение действительности. - Вопросы философии, 1962, № 7; Виноградов В.Г. Научное предвидение. - М.: Высшая школа, 1973, Живкович Л» Теория социального отражения. - М.: Прогресс, 1969} Лезгина М*Л« Детерминация прогнозирования. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983; Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность. - М*:Мысль, 1975; Храленко А.й. Философско-методологические проблемы прогнозирования. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980 и др.

3 См.: Геец В.М. Прогнозирование показателей развития экономики.-Киев: Наукова думка, 1975; Гаврилов О.А*, Собко Г.М. Методы криминологического прогнозирования. - М.: Наука, 1968» Сергиев А«В* Предвидение в политике. - М»: Политиздат, 1974 и др« работы» же время, собственно вопросы идеологического предвидения, анализ прогностической функции идеологии рассматривались до сих пор преимущественно в контексте критического анализа буржуазных футуроло-гических концепций*»

Автор в своем исследовании опирался прежде всего на труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы партии. Существенную помощь ему оказали также работы, посвященные теории идеологии (монографии Н.Б.Биккенина, В.йванова, Н.Н.Михальченко, В.А. Ядова, М.В.Яковлева), критике современной буржуазной футурологии (монографии Э.А.Араб-оглы, В.И.Бовша, И.В.Бестужева-Лады, П.С.Гу-ревича, В.В.Косолапова, В.А.Лисичкина, Ю.П.Ожегова и других). Различные аспекты социального предвидения и его роли в жизни общества рассматриваются в книгах А.В.Борзенко, А.М.Гендина, В.В.Косолапова, В.И.Цуценко, Т.А.Казакевича, Т.М.Румянцевой. Особое место в решении проблемы социального предвидения в идеологии занимают вопросы, посвященные анализу идеала (С.Ф.Анисимов, Э.В.Ильенков, В.А. Печенев, С.В.Туманов) и вопросы взаимосвязи социального предвидения с политическими проблемами (В.В.Мшвениерадзе, А.А.Кокошин,В.И. Разин и некоторые другие). Работы этих ученых являются существенным вкладом в анализ теоретических проблем идеологии, в контексте ее функциональной роли в обществе, в том числе (попутно) в деле социального предвидения* Вместе с тем, повторимся еще раз, специальных работ, посвященных теме настоящей диссертации, пока нет. Этим предопределена, по мнению автора, научная новизна диссертации и ее теоретическая и политическая актуальность.

Иоходя из сказанного, автор ставит перед собой цель: осуществить теоретический анэлиз прогностической функции идеологии. Ее до

I См., напр., Косолапов В.В., Лисичкин В.А. Критика буржуазных концепций будущего. -М.:Мысль,1978; Ожегов Ю.П. Социальное прогнозирование и идеологическая борьба. - М.: Политиздат,1975. отижение возможно, как полагает автор, в рамках настоящей работы на пути решения следующих задач: а) анализа сущности и особенностей предвидения в идеологии; б) исследования характера социального предвидения в идеологии марксизма-ленинизма; в) оптического рассмотрения основных направлений буржуазных идеологических концепций грядущего.

Постановка и решение этих задач предопределили логику и структуру исследования, которое включает в себя введение, три главы и заключение. Вместе с тем, каждая из глав, будучи органически связанной с другими, имеет и самостоятельное значение, т.к. посвящена отдельным проблемам гносеологического, социально-политического и критического анализа проблемы.

В истории ничего не делается без сознательного намерения,без желаемой цели. В.й.Ленин в предисловии к русскому переводу писем К.Маркса отмечал, что нужно смотреть на историю с точки зрения способности тех или иных классов решать вековые проблемы, их "умения творить будущее"1. А оно всегда рождается из настоящего. И только в рамках марксистско-ленинской идеологии возможно глубоко постичь логику движения в грядущее, его механизм, наиболее вероятную траекторию перехода из настоящего в будущее. И эта скромная работа - одна из попыток ответить на эти вопросы. Автор понимает, что настоящее никогда не завершено, а будущее всегда начато.

I См.: Ленин В.й. Полн.собр.соч., т. 14, с.379.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Прогностическая функция идеологии"

Приближение двухтысячного года - рубежа тысячелетий, заметно повышает интерес людей к тому, что их ожидает в будущем. Буржуаз ная печать полна различных пророчеств. Однако отсутствие четкой методологической платформы постижения грядущего и классовые инте ресы, связанные с откровенными стремлениями законсервировать нас тоящее, не позволяют буржуазной философии дать истинные ответы на вопросы о том, каким может быть будущее человечества.Лишь марксистско-ленинская теория, базирующаяся на фундамен те материалистической диалектики и материалистического понимания истории, позволяет с максимально возможной степенью вероятности предвосхищать социальный облик грядущего. В настоящей работе была предпринята попытка раскрыть сущность и содержание прогностической функции идеологии и ее роль, проявления в диаметрально противопо ложных системах. Автор надеется, что его работа явится хотя бы не большим шагом в деле разработки методологии социального предвиде ния. Представляется, что с принятием новой редакции партийной про граммы на ХХУП съезде партии, еще более актуальными станут не толь ко проблемы долгосрочного стратегического прогнозирования, но и, как отмечалось на заседании Политбюро ЦК КПСС 26 апреля 1984 года, вопрос более близкой перспективы совершенствования развитого соци ализма. Проведенное исследование находится в общем методологичес ком русле этой важной работы.Автор диссертации, анализируя роль, место и сущность прогнос тической функции идеологии, прежде всего попытался ответить на не которые вопросы гносеологического характера. Резюмируя исследо ванное в этой области, можно отметить прежде всего следующее.Констатируя бесспорное положение о том, что идеология, как специфическое духовное образование общественного сознания, выпол- I£8 -

няет свою социальную роль при помощи определенных функций, автор попытался доказать, что свое, особое место среди них занимает и функция прогностическая. Ее гносеологическая природа основана на способности сознания к опережающему отражению действительности, Это отражение в идеологии осуществляется в теоретически обобщенном виде в соответствии с коренными интересами определенных классов.Гносеологическая ценность опережающего отражения в решающей сте пени зависит от места и роли класса в общественном развитии,других социальных характеристик, определяющих его прогрессивность или ре акционность на данный исторический момент.Истинность идеологических прогнозов в определяющей мере зави сит от того, заинтересован или нет данный класс в познании объек тивных закономерностей и тенденций движения в будущее. Историчес кий опыт подтверждает выводы основоположников марксизма-ленинизма о том, что то классы, которые действуют, творят, борются в интере сах широких масс трудящихся, наиболее заинтересованы в истинном предвосхищении грядущего и способны к таковому. Они не только мо гут научно, обоснованно сформулировать цели своего двшшния, но и определить пути и средства их достижения. Разумеется, что для мак симально полного совпадения прогреосргвности, научности и истиннос ти идеологических прогнозов необходима гармония гносеологических и социальных параметров, В наибольшей мере она обеспечивается про грессивным характером интересов соответствующей социальной группы, ее приверженностью объективной истине, как непременными условиями дв1шения в планируемое будущее, Наиболее специфической формой идеологического предвидения яв ляется социальный идеал. Это своего рода духовная модель желаемо го будущего, но обоснованная и вытекающая из коренных социальных потребностей класса. С помощью идеала идеологический прогноз ста" 129 -

новится доступным, понятным, близким, если он отражает интересы масс. Гносеологическая обоснованность социального идеала обуслов лена глубиной духовной проекции интересов класса в будущее, его устремленностью к максимальной реализации вековых чаяний трудящих ся о равенстве, справедливости, свободе. Огромная роль прогрессив ных социальных идеалов заключается именно в том, что они выступа ют в качестве духовной побудительной силы революционного обновле ния, радикальных общественных перемен, непримиримости к застою, косности, консервативным традициям реакционных классов» В этом смысле социальный идеал, как специфическая форма идеологического предвидения, является одновременно и целью, и духовным мотивом об щественной деятельности и активности, Ни один другой вид предвидения не может сравниться по глуби не и эффективности своего воздействия на общественное развитие с идеологическим прогнозом. История, практика борьбы рабочего клас са и коммунистических партий, построение развитого социалистическо го общества в СССР являются убедительнейшим свидетельством глубо кой гносеологической ценности, истинности марксистско-ленинских прогнозов. Вся историческая действительность XX века служит неоп ровержшлым доказательством жизненности прогнозов, разрабатываемых в рамках коммунистической идеологии.Социально-политический аспект анализа прогностической функ ции идеологии в диссертации представлен в виде исследования неко торых особенностей предвиденш в идеологии марксизма-ленинизма.Ав тор в специальной главе работы показал, что выяснение и теорети ческое обоснование целей рабочего класса, перспектив его борьбы за социальную справедливость составляют ядро идеологического пред видения в марксистско-ленинской теории.Естественно, что каждая составная часть марксистско-ленин ской теории, представляющей идеологию рабочего класса» выполняет

свою, особую роль в реализации прогностической функции. Политичес кая экономия, изучая экономические законы общества, позволяет рас крывать условия и причины социального движения, механизм возникно вения, развития и смены общественных форм производства другими, обусловливающий "приближение" будущего, Марксова теория политичес кой экономии с неумолимой логикой доказывает преходящий характер капиталистического способа производства, которому не будет места в историческом будущем.Марксистско-ленинская философия, в свою очередь, обеспечива ет прогностическую функцию коммунистической идеологии общей ьлето дологией подхода к проблемам анализа будущего. Если диалектический материализм, как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, вооружает рабочий класс и его партию знанием общих тенденций развития объективного мира в целом, то историчес кий материализм - пониманием тенденций общественного развития.Имен но исторический материализм составляет основу методологического анализа путей смены одной общественно-экономической Формации дру гой! разработки критериев истинности идеологических прогнозов.Разумеется, поскольку в диссертации специально идет речь о специфике предвидения в коммунистической идеологии, важно подчерк--

путь особую роль научного коммунизма в прогнозировании обществен ных процессов при социализме. С помощью своих методологических средств эта составная часть марксистско-ленинской теории позволя ет раскрыть особенности движения к коммунизму как неизбежный ре зультат социалистического строительства, позволяющий развивать ба зисные и надстроечные компоненты структуры нового общества* Все составные части марксистско-ленинской теории обогащают общую прогностическую функцию идеологии, позволяют ей проявлять себя, в зависимости от исторических обстоятельств, то одной, то

другой гранью. В полной мере это находит выражение в Программах Коммунистической партии, в которых с большой глубиной предвосхища ются экономические, социально-политические и духовные процессы грядущего, В настоящих условиях, когда КПСС ведет интенсивную работу по подготовке новой редакции партийной Программы, Политбюро ЦК КПСС, рассматривая ход этой исключительно важной работы, подчеркнуло, что Б новой редакции будет дано ясное представление о стратегичес ких целях движения, будет показано, что на пути к коммунистическо щ идеалу предстоит еще полностью воплотить в действительность идеал социалистический-'-* А для этого необходтю определить задачи и пути совершенствования развитого социализма в экономической об ласти, развития социальной структуры на пути к бесклассовому об ществу, в духовной жизни. Это становится возможным лишь на пути максимального "использования" прогностической функции коммунисти ческой идеологии. Для правильного понимания перспектив - и в эко номике, и в политике, и в идеологии, говорилось на июньском (1983 г . ) Пленуме ЦК КПСС» нужно прежде всего ясно представлять себе характер того этапа общественного развития, на котором мы сейчас находимся. Партия определила его как этап развитого социа лизма^» Анализ методологических аспектов предвидения в марксистско ленинской идеологии позволяет определить его как принципиально но вый тип социального предвидения. Эта философская новизна прежде всего обусловлена глубоким сочетанием научности и партийности марксистско-ленинских прогнозов, позволивших предвосхитить все 1 См.: Правда, 1984, 27 апреля.2 Материалы Пленума центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г . - М.: Политиздат, 1983» с.12»

основные вехи исторического развития в XX веке на десятилетия впе ред. Все это превратило коммунистическую идеологию не только в способ теоретического выражения сегодняшних классовых интересов трудящихся, но и в духовный инструмент постижения грядущего, его этапов, путей и способов социального движения. Новизна марксистско ленинского предвидения обусловлена также непременным глубоким классовым анализом настоящей социальной действительности, выявле нием господствующих тенденций в калейдоскопе событий, процессов и явлений. Принципиальная новизна предвидения в идеологии марксизма ленинизма выражена и в том, что прогнозы становятся основанием по литических программ, дающих научное целеполагание классам и обще ству, Наконец, новый тип идеологического предвидения характеризу ется акцентом на качественные параметры социального прогноза. Оп ределение общих контуров будущего, этапов и вектора движения поз воляет осуществлять в последующем и более конкретный, количествен ный анализ близких перспектив, Социально-политические характеристики прогностической функ ции дают возшжность с большой степенью вероятности и надежности смотреть в будущее, которое, несмотря на существующие грозные опа сности, в целом представляется оптимистическим, В знаменитой статье "Исторические судьбы учения Карла Маркса" В.Й.Ленин пророчески пи сал, что после появления марксизма каждая из великих эпох всемир ной истории приносила ему новые подтверждения и новые триумфы,"но еще больший триумф принесет марксизму, как учению пролетариата, грядущая историческая эпоха"-^, Критический анализ прогностической функции буржуазной идео логии показывает, что вопрос о будущем мира, капиталистического общества, находится в центре внимания и наших классовых противни I Ленин В.й. Поли,собр.соч., т . 23, о.4. ков. Это обусловлено рядом обстоятельств: углублением общего кри зиса капитализма, ускорением научно-технического прогресса,обост рением основного противоречия эпохи, особенно в области военно политической» Критическое исследование многочисленной буржуазной литерату ры футурологического содержания показывает, однако, что подавляю щее большинство прогнозов будущего носит характер или мрачных про рочеств или научно обоснованных мессианских концепций. При анти коммунистическом содержании и "оптимистическое" и "пессимистичес кое" направления, в конечном счете, служат одной общей цели: "до казать" жизнеспособность капитализма и в будущем. Многочисленные концепции грядущего, несмотря на довольно широкую критику некото рых аспектов капиталистической действительности, сводятся к поис кам путей и способов трансформации, модернизации, улучшения ныне существующей капиталистической системы.Весьма характерна, например, в этом отношении статья извест ного американского ученого Джерарда О'Нейлла: "2080 годы глазами футуролога", опубликованная в еженедельнике "ЮС ньюс энд уорлд рипорт" (03.08.I98I г.), в которой даются многие смелые предска зания, касающиеся научно-технического облика грядущего. Автор ут верждает, например, что к этому времени будут созданы обитаемые колонии в космосе, достигнут невиданных высот солнечная и атомная энергетика, жизнь станет "компьютерной". Путешествия на отдельные "острова" солнечной системы станут такими же обычными, как сейчас на планете земные поездки. Однако, что касается общественных прог нозов, то Д. О'Нейлл пишет: "Никаких основополагающих социальных перемен на Бемле не произойдет. By^^i существовать различные стра ны с отличным друг от друга строем; будут вестись войны. Нынешние политические структуры свободного мира выживут и станут совершен- 134 -

нее". Другими словами футуролог, как и многие его идейные едино мышленники "согласен" с любым набором перемен, кроме кардиналь'-

ных, в социальной области» Такой подход, обосновывающий "вечность" капитализма, осущест вляется различными способами: утверждениями об общности основных проблем у системы капиталистической и социалистической; "бесплод ностью и устарелостью" социальных революций; отсутствием "настоя щих альтернатив" капиталистическому обществу; наличием неких "скрытых резервов" у так называемого "свободного мира" и т.д. Поэ тому можно сказать, что буржуазные пророчества о социальном гряду щем не имеют под собой научной почвы и часто носят форму идеологи ческих мишов. а иногда и просто пропагандистских штампов, Учитывая огромные возможности и способности капиталистичес кого строя манипулировать сознанием масс и распространять подоб ные мифы и штампы, представляется, что их разоблачение, показ на учной несостоятельности и социальной реакционности и впредь будет оставаться одной из важнейших задач в области духовного противо борства с буржуазной идеологией, Особую опасность .буржуазные пророчества представляют в осве щении главной проблемы современности - проблемы войны и мира» Да же пацифистские философские одеяния многих из буржуазных концепций будущего не могут скрыть глубокого пессимизма перед лицом надвига ющейся угрозы мировой ядерной войны. Зловещие пророчества парали зуют сознание масс, подкрепляют существование таких мифов как миф о пресловутой "советской военной угрозе", оправдывают милитаризм, курс на сохранение мира с позиции силы, В подобных взглядах осо бенно видна духовная нищета буржуазной философии, не способной подняться до высот общечеловеческого осознания основной проблемы современности, В то же время сейчас ясно, что веер возможностей в этом кар- I&5 -

динальном вопросе невелик: мирное сосуществование; балансирование на грани войны и мира; ядерная катастрофа, И от того, каким будет выбор (а главное - борьба за него) в огромной степени зависит бу дущее. Прогностическая функция буржуазной идеологии демонстрирует в этом вопросе в лучшем случае вегетарианский пацифизм, не способ ный указать подлинного виновника военной опасности и действитель но реальные пути борьбы за спасение человеческой цивилизации.В этом свете вывод марксистско-ленинской идеологии о том,что война не является фатально неизбежной дает миллионам людей не толь ко ясную перспективу, но и мобилизует их на борьбу за ее осущест вление. Несмотря на многочисленные вызовы и угрозы, исходящие но вому миру от старого строя, люди с материалистическим, марксист ско-ленинским мировоззрением с оптимизмом смотрят в будущее. Ком мунисты убеждены, подчеркивалось на июньском (1983 г . ) Пленуме ЦК КПСС| что будущее за социализмом. Таков ход истории. Коммунисты уверены, что социализм в конечном счете докажет свои преи?лущвства именно в условиях мирного сосуществования с капитализмом-^.Один мир, капиталистический, со страхом вглядывается в завт ра с единственной надеждой - продлить суиэствование своей сштемы.Мир социалистический не просто смотрит в завтра, он идет в него, уверенный в осуществимости всех своих великих идеалов, борется за их реализацию уже сегодня. Истоки диалектики будущего находятся в настоящем.I См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1988 г . - М.: Политиздат, 1983, с.24-25.

 

Список научной литературыВолкогонова, Ольга Дмитриевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К. Письма из Deutsch-Frazosische Jahrbucher Маркс К., Энгельс Ф, Соч., т. I-,

3. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К Энгельс Ф. Соч,, т

4. Маркс К. Пауперизм и свобода торговли, Надвигающийся торговый кризис. Там же. Маркс К. Критика Готской программы, Маркс К,, Энгельс Ф, Соч., т

5. Маркс К, Капитал, Марко К,, Энгельс Ф, Соч., т. 2 3 Марко К. Послесловие ко второму изданию "Капитала", Там же, Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии, Маркс К,, Энгельс Ф, Соч., т 8 Энгельс Ф, Добавление к предисловию 1870 г к "Крестьянской войне в Германии", Марко К Энгельс Ф, Соч., т 18, Энгельс Ф, Развитие социализма от утопии к науке, Марко К., Энгельс Ф, Соч., т

6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Марко К,, Энгельс Ф, Соч,, т 2 1 Энгельс Ф, Предисловие к третьелу немецкому изданию 1885 г# рвботы К,Маркоа "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", Там же, Энгельс Ф. Введение

7. Марко К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Маркс К., Энгельс Ф, Соч., т. 2*

8. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3

9. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4

10. Ленин В.И» Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов. Полн.собр.соч., т. I»

11. Ленин В.И. Экономическое содержание

12. Ленин В.И. Аграрный вопрос и "критики Маркса". Поли.собр. соч., т. 5.

13. Ленин В.И. Беседа с защитниками экономизма. Там же. 25» Ленин В»й. Победоносная революция, Полн.собр.соч., т. 10.

14. Ленин В.И. Предисловие к русскому переводу писем К.Маркса к Л.Кугельману. Полн.собр.соч,, т. 14.

15. Ленин В.й. Отношение к буржуазным партиям. Полн.собр.соч., т, 15.

16. Ленин В.й. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т. 18.

17. Ленин В.й. Л.Н.Толстой и современное рабочее движение. Поли. собр.соч,, т, 20.

18. Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма. Полн.собр.соч., т. 23.

19. Ленин В»И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т. 26*

20. Ленин В.И. Вопрос о мире. Там же»

21. Ленин В.И» Революционные марксисты на международной социалистической конференции 5-8 сентября I9I5 г. Полн.собр.соч., т. 27.

22. Ленин В.И. Предисловие к брошюре Н.Бухарина "Мировое хозяйство и империализм". Там же.

23. Ленин В.й. Философские тетради. Полн.собр.соч., т. 29*

24. Ленин В»й. Государство и революция. Полн.собр.соч., т. 33»

25. Ленин В.й* Из дневника публициста. Полн.собр.соч., т. 34* 38* Ленин В.И. Третий Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 10-18 (23-31) января I9I8 г. Поли. собр.соч., т 35.

26. Ленин В.й. Пророческие слова. Полн.собр.соч., т. 36.

27. Ленин В.й* Речь на I Всероссийском, съезде коммуниотов-учащих28. Агаронян А*С* Проблемы формирования коммунистического общественного сознания. Ташкент: Узбекистан, 1977* 198 с»

29. Акоф Р:, Эмери Ф* О целеустремленных системах* М.: Сов.радио, 1974* 256 с.

30. Багатурия Г.А* Контуры грядущего* М.: Политиздат, 1972* -2240.

31. Бауэр А., Эйхгорн В., Кребер Г. и др. Философия и прогностика. Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования. М.: Прогресс, 1971* 424 с*

32. Бебель А. Будущее общество. М.: Госполитиздат, 1959. 167 с. 53* Белявский А.В*, Лисичкин В*А. Тайны предвидения. Прогностика и будущее. М.: Сов. Россия, 1977* 158 с*

33. Бессонов Б.Н* Идеология духовного подавления* М*: Мысль, I97I. 295 с* 55* Бестужев-Лада И»В. Социальное прогнозирование* Mi: Знание, 1969. 62 с. 56* Бестужев-Лада й.В* Окно в будущее* Современные проблемы социального прогнозирования* М.: Мысль, 1970* 268 с* 57* Биккенин Н*Б. Социалистическая идеология. М.: Политиздат, 1983. 305 с*

34. Бовш В.й. Футурология и антикоммунизм. Минск: Наука и техни35. Борзенко А.В. Проблема цели в общественном развитии. М.; йзд-во ВПШ и АОН, 1968. 79 о.

36. Будущее человеческого общества. Критика современных буржуазных философских и социально-политических концепций. М.: Мысль, I97I. 398 с.

37. Виноградов В.Г. Научное предвидение. Гносеологический анализ. М.: Высшая школа, 1973. 186 с.

38. Виноградов В.Г., Гончарук С И Законы общества и научное предвидение. М.: Политиздат, 1972. 231 с.

39. Вишневский С. Воспитание коммунистической убежденности. М»: Мысль, 1983. 189 с.

40. Вопросы прогнозирования общественных явлений. Киев: Наукова думка, 1978. 194 с

41. Гаврилов О.А.» Собко Г.М. Методы криминологического прогнозирования. М.: Наука, 1968. 189 с.

42. Гарибджанян Б.Г. Кризис буржуазного общества и футурология в США (Критика "оптимистического" направления). Ереван: йзд-во АН АрMGCP, 1980. 271 с.

43. Гегель Г.-В.-Ф. Наука логики. Соч., т. I. М.-Л.: Госиздат, 1930.

44. Геде А. Философия кризиса. М.: Прогресс, 1978. 373 с.

45. Геец В.М. Прогнозирование показателей экономики. Киев: Наукова думка, 1975. 229 с.

46. Гендин A.M. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск: Госпединотйтут, 1970. 436 с« 47. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. 253 с.

48. Гранов В.Д., Гуревич П С Семченко А.Т. В поисках духовной опоры. Общеполитический и международный аспекты буржуазных концепций "реидеологизации". М.: Международные отношения, I98I. 208 с.

49. Гуревич П.С# Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обоснования. М.: Политиздат, 1978. 160 с.

50. Гуревич П.С* Буржуазная идеология и массовое сознание. М*: Наука, 1980. 366 с.

51. Гуревич П.С. Критика буржуазных концепций идеологии. М.: Знание, I98I. 64 с.

52. Нивкович Л. Теория социального отражения. М»: Прогресс, 1969. 458 с.

53. Куравлев Г.Т. Социологические исследования эффективности идеологической работы. И.: Мысль, 1980. 252 с.

54. Залеоский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: йзд-во Моск. унив-та, 1982. 119 с.

55. Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. М.: Политиздат, 1977. 301 с,

56. Иконникова Г.И. Теория "постиндустриального общества". Будущее человечества и его буржуазные толкователи. Критический анализ. М.: Мысль, 1975. 221 с.

57. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968* 317 с.

58. Казакевич Т.А. Целесообразность и цель в общественном развитии. Л.: Изд-во Ленингр, унив-та, 1969. 95 с.

59. Кампанелла Ф» Город Солнца. М.-Л»: Academia 1934. 181 с« 60. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6«ти т#, т. I. М«: Мысль, 1964. 598 с.

61. Кокошин А.А. Прогнозирование и политика» Методология, организация и использование прогнозирования международных отношений во внешней политике США. М.: Международные отношения, 1975.176 с.

62. Косолапов В.В. Методология социального прогнозирования. Киев: Вища школа, I98I. 312 о.

63. Косолапов В.В., Лисичкин В.А. Критика буржуазных концепций будущего. М.: Мысль, 1978. 166 с.

64. Куценко В.й. Социальная задача как категория исторического материализма. Киев: Наукова думка, 1972. 369 с.

65. Лавалле Л. За марксистское исследование будущего. М*: Прогресс, 1974. 143 с.

66. Лезгина М.Л. Детерминация прогнозирования. Л*: йзд-во Ленинград. унив-та, 1983. III с.

67. Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики. Мвтодологичвокий аспект. М.: Наука, 1972. 224 с.

68. Михальченко Н.И. Коммунистическая идеология и деятельность масс. Киев: Наукова думка, 1976. 190 с»

69. Михеев. Критика буржуазных "теорий трансформации" капитализма. м.: Знание, I97I. 64 с»

70. Печенев В.А. Социалистический идеал и реальный социализм. М.: Политиздат, 1984. 367 о*

71. Печенев В.А* Социалистический идеал и социальная действительность. М.: Знание, 1984. 64 с.

72. Платонов К.К. Психология религии. М.: Политиздат, 1967* 239 с.

73. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения материи. М.: Изд-во Моск. унив-та, I97I. 264 с.

74. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Избр.филос. произв., т. I. М.: Гоополитиздат, 1956. П О Плеханов Г.В. Французский утопический социализм XIX века. йзбр. филос. произв., т. 3. М.: Гоополитиздат, 1956.

75. Попов С И Социализм и оптимизм. М.: Политиздат, I98I. 303 с.

76. Разин В.И. Политическая организация общества. М.: Изд-во Моск. унив-та, 1967. 160 с. И З Разин В.И. Политическая организация общества как категория

77. Румянцева Т.М. Интервью с будущим. (Методологические проблемы социального прогнозирования). Л.: Лениздат, I97I. 318 с.

78. Самсонов P.M. Социальная психика и идеология. Ереван: Айастан, 1970. 219 с

79. Сергиев А.В. Предвидение в политике. М.: Политиздат, 1974.133 0.

80. Современные буржуазные теории о слиянии капитализма и социализма (Критический анализ). М.: Наука, 1972. 243 с.

81. Сознательная организация общественной жизни в условиях разви« того социализма. Киев: Наукова думка, 1980. 868 с. 82. Степанян Э.Х. Об относительной самостоятельности идеологии. М.: йзд-во Моск. унив-та, 196I. 120 с.

83. Творческая природа социалистического общественного сознания.М.: Мысль, 1980. 279 с.

84. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии (О специфике религии и ее месте в общественном сознании). М.: Изд-во Моск. унив-та, 1965. 350 с.

85. Философские проблемы идеологической борьбы, М.: Мысль, 1978. 382 с.

86. Фихте И.Г. О достоинстве человека. йзбр. соч.,т. I. СПб, I9I6, с.400-412.

87. Фролов И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат,1983. 350 с.

88. Харламов А.П. В тупике буржуазного техницизма» М.: Мысль, 1967. 77 с.

89. Храленко Н.й. Философоко-методологические проблемы прогнозирования. Л.: Изд-во Ленингр. унив-та. 166 с*

90. Хромушин Г.Б. Современный мир и идеологическая борьба. Критика антимарксистских концепций. М.: Международные отношения, 1974. 199 с.

91. Шахназаров Г.Х. Фиаско футурологии. Критический очерк немарксистских теорий развития. М»: Политиздат, 1979. 352 с* 129* ЭДелинг Г. Прогнозирование и социализм. М.: Прогресс, 1970.264 с.

92. Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества,Л.: йзд-во Ленингр. унив-та, I96I. 221 с*

93. Calder R. /ed./ 1 3 7 De Rosnay J, 1 3 8 Debray R.

94. Ditfurt H. 1 4 0 Entmon D. 141 Hawrylishyn B. Philosophie and Enviromental Crisis. Athens, Time Press, 1974, p. 407. The Human Future Revisted: The World Predicament and Possible Solutions. N.Y., Norton, 1978, P.

95. Building a Sustainable Society. N.Y., Norton, 1981, p.

96. Between Two Ages. Americas Role in the Technotronic Era. N.Y., Vicing Press 1978, p. 204. The Future of a Troubled World. London, Hossein Amirsadeghi, 1983, p.230. Les Chemins de la Vie. Paris, Seuil, 1983, p.

97. Critique de la Raison Politique. Paris, Gallimard, 1981 p.

98. Naturwissenschaft, Religion und Zukunft des Menschen. Hamburg, PlanetaVerlag, 1982, S.

99. Manipulatory Politics. N.Y.,Norton, 1981, p.

100. Road-map to Future: Towards more Effective Societies. A rep. to the Club of Rome, Oxford, Univ. Press, 1980, p.

101. Beyond the Welfare Capitalism. London, Henemann, 1981, IX, p. 360. The Year 2000. The Framework for Speculation. N.Y., Morrow, 1968, p. 212, The Next 200 Years. A Scenario for America and the World. N.Y., Morrow, 1976, p.

102. Ideologic und Utopie. Bonn, Verlag fur Philosophie, 1929, S. 117. 1 4 2 Himmelstrand U, Ahrue G.,Lundberg L,

105. Meadows Meadows Randers Behrens D.H., D.L., J., W.W. The Limits to Growth. A rep. to the Club o£ Romes Project on the Predicament o£ Mankind. N.Y., London, Century Press, 1972, p.

106. Mankind at the Turning Point. The 2-nd rep. to the Club o£ Rome. N.Y., DuttonReaders Digest Press, 1974, p.

107. Contemporary Amecican Policy. N.Y., Athlantic Press, 1982, p.

108. Pour Sortir du Vingtieme Siecle. Paris, Nathan, 1981, p. 380. The God That Limps.Science and Technology in the Eighties. N.Y., Norton, 1981, 224 p. Choosing a Strategy. N.Y.,Digest Press, 1983, p. 221 American Myth. N.Y., Norton, 1983, p.112. Zur Geschichte der Zukunft: Zukunftsforschung und Sozialismus. Frankfurt am Main, Syndicat, 1982, S. 3-

109. Encounters With the Future: A Forecast of Life into the 21th Century. N.Y., Centre Press, 1982, pp. 100-

110. Promises and Pitfalls. N.Y., World Inc., 1983, p. 217. Die Zukunft des Fortschritts. Bonn, Neue Gesellschaft, 1982, S. 99, Loccident est Nu. Paris, Flammarion. 1983, p. 167. The Eco-spasm Report. N.Y., Bantam Book, 1975, pp. 131-133, Surviving the Future. London, Univ. ed., 1973, p. 212.

116. Анохин П.К* Опережающее отражение действительности. Вопросы философии, 1962, 7

117. Бакурадзе О.М. Истина и ценность. Вопросы философии,1966, 7.

118. Грищенко В.М. К характеристике специфики социального прогнозирования. В с б Проблемы философии и социологии. Л.: Изд-во Ленингрд. унив-та, 1968, с.28-49

119. Замошкин Ю.А. Взаимоотношение идеологии и науки. В с б Социологические проблемы науки, М.: Наука, 1974, с,87-110» 164* Уледов А.К. Взаимодействие идеологии и общественной психологии в процессе идеологического воздействия, В с б Вопросы теории и методов идеологической работы» Вып. 7# М.: Мысль, 1977, с 3 2 0 У. Авторефераты диссертаций

120. Борзенко А*В. Проблема цели в общественном развитии. Автореф. д и с с канд. философ, наук, М#: В Ш и А Н при Ц КПСС, П О К 1963.

121. Квашенко В.В, Коммунистический идеал личности и проблема его формирования у советских воинов. Автореф. д и с с канд. философ. наук. М.: В А им. В.ИЛенина,1984, П

122. Туманов В,С, Диалектика развития общественного идеала, Автореф. д и с с канд. философ, наук, М,:МГУ| 1982#