автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Просодические характеристики тематической лексики в целом тексте (экспериментально-фонетическое исследование на материале английских художественных текстов)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Гайошко, Людмила Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Одесса
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'Просодические характеристики тематической лексики в целом тексте (экспериментально-фонетическое исследование на материале английских художественных текстов)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Просодические характеристики тематической лексики в целом тексте (экспериментально-фонетическое исследование на материале английских художественных текстов)"

РГ6 од

1 Ь ШОН ¡сШсКИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И.МЕЧНИКОВА

На правах рукописи ГАйОШКО Людмила Александровна

ПРОСОДИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТК!АТИЧЕСК02 ЛЕКСИКИ В ЦЕЛОМ ТЕКСТЕ (Экспе^ментатьно-фонетическое исследование на материале английских художественных текстов)

Специальность 10.С2.С1*. Германские язнки

(английский язык)

Автореферат шссертации на соискание ученой степени кандидата филологических ксук

Од?сса - 1993

Работа выполнена в. Одесском государственной, университете имени И.И.Мечникова -

Научный руководитель - доктор .филологических наук,

профессор ННККйН Эша Ашотовна

Официальные оппоненты:

- доктор филологических наук, доцент КОЛЕГЛЕЗА Ирина Михайловна; .кандидат филологических на;Чс, доцент ЕРЕМЕНКО Таьана Евста^ьевна

Ведущая организация: Киевский государственный педагоги- .

чес:.ий инс^чтут иностранных языков

Защита состоится 21 мая 1993 года в 15.00 на заседании специализированного ученого совета, шифр К 06b.24.08no филологический наукам в Одесском университете (270058, г. Одесса, Французский бульвар, 24/26, ауд. 130).

с,

О диссертацией', коано ознакомиться в научной библиотеке Одесского государственного университета им. И.И.Мечникова...

Автореферат разослан 1993 года.

Ученый секретарь специализированного "совета Н.Ы.Тхор

Реферируемая диссертация посвящена изучению прс.одических характеристик тематической лексики з целом тексте.

• Текст является о; им иг> наиболее сложных объекте- лингвистического анализа. Исследователями предложен целый ряд.определений текста. Ряд исследователей определяют текст как зыилую коимунк- ■ кативнув единицу /К^севникояа К., 1979; Москальская O.K., 1581/, .отмечая его целостность, дискретность, законченность, линейное построение,, различные языковые способы семантической связи входящих з него предложений, способности к менуропнезым кодовый переходам, функционально-стилевую и жанровую огорчена ость и другие характерные.чйрты /см., например, Бухбиндер В.А., 1978; Гальперин K.P., 1981; Кандинский Б.С., 1982; Колегаева , 1991; Леонтьев A.A., 1979; Откупщ'-ова :.:.И., 1982. и др./.

Изучению проблемы взаимосвязи интонационных и других нзыко-. зых средств, формирующих текст, посвящены работы многих отечественных и зарубежны: исследователей /см., например,' Антигона А.1!., . 1.979; Афонская И.А., 1979; Блохина Л.П., 1982; Генина В.Г., 1978; Дворжецкая !«!.П., 1982; Кравченко З.А . 1985; Леонтьева H.A., 1980; Нушикян.Э.А.« 1986; Цибуля -Н. Б., 1982; Ta^licht J. , 1984; Werth, P. . 1984 и др./.

Целостность и связность художественного текста создает единство его идей"о-худояественного содернания и речевых средств выражения этого содержания.. Одним из таких средств .является тематическая лексика худозествекього текста.Темагические слова художественны произведений исследуются в ряде ряб от отечественных и зарубежных ученых /си., например, Агроскина С.Н., 1972; Арнольд Й.В. , 1971; 1975, 1978;.'Кошик А.Б., 1990; Кухарекко В.А., 1985; Обнорская М.Е;, 1991; Рубашова Л.IL, 1984; Сиы—'вич J.A., 1983; Смит Д.Б., T9S0; Чернухина il.fi., 1984; Brown ь., 1984; Dijk . Т.А. , 1972 и др./.

'.'•''•;'А к т у а л ь н о с; т. ь... исследования просодических характеристик тематической лексики обусловлена зозроспим интересом языкознания к.проблеме взаимодействия языковых средств в создании связности устного художественного, текста. Кео>...оди.мо' исследования данной темы диктуется как потребностями теории и практики преподавания фои.;тики английского языка, так и привад аыаи задачами разработки алгоритмов автоматического распознавания связного текста.

. , Матери&л.исследования составили драматургические /л лрозаичв-

- г -

окне произведения английских авторов Х1Х-ХХ ве:.з. 3 прозе рас-сматркветась диалогическая речь.

"онологические единства диалогического текста. Под монологическим единством в данной работе понимается "монолог о.щ^го иь собеседников, состоящий из нескольких коммуникативных единиц, характеризуемый смысловой, структурной и интонационной завершенностью" /Нушикян 5.А., 1586, с. 85/.

Цель исследования состояла в выязл. .ии особенностей просоди-ческ "•о оформления тематической лек^::ки в связном тексте, а такае в изучении взаимодействия разных языковых средств в ьыдв:..;;ении тематических слов как опорных единиц смысловой структуры текста.

3 работе используется комплексный метод исследования, включающий различные методы лингвистического анализа текста: теоретический, стилистический, экспериме.: сально-фонетический, иатематико-статист.-юский.

Сформулированная цель работа определила постановку следующих задач исследования:

Р определить роль тематической лексики в создании связности худонественного текста;

2) изучить взаимодействие разных языковых средстз в выдвижении тематических слов как опорных единиц, омыслоъой структуры текста; •

3) выявить и описать особенности просодической организации тематическое лексики при чтении связного худонественного текста;

4) определить набор константных просодических признаков тематических слов, способствующих созданию логической к эмоциональной выразительности екста;

5) опред^ить факторы, влияющие на степень просодически вы-делен"ости тематической лексики.

Научная н о в и г н а данного исследования состоит . в том, что впервые был применен системный подход к изучению тематической лексики текста, рассматривающий' взаимодействие.разных • языковых средств з выдвижении тематических слов. Е диссертации сделан, попытка установления градации степени просодической выде-леннссти те-атической лексики при чтении художественного текста.

Теоретическая значимое ь проведенного исследования определяется тем, что в работе предлагается и апробируется метод комплексного анализа функционирования темати-

ческой лексики в художественном тексте", выявляется механизм взаимодействия разных-языковых средств з выдвижении те:.. .тических слов, определяется взаимосвязь и степень участия акустических г.арамет-Р j з модели просодс "свогг- выделения тематической .-• хешей.

Практическое значен и е диссертации заключается в возможности использования результатов ирезедоюого ' экспериментально-фонетического исследования в учебно:.: процессе -при :.доведении семинаров г.о проблеи-ш сверхсегз&нг'ноЗ фонетики англнпског язшеэ, а тг.пне н-< пргкпческкх занятиях в ходе обучения выразительному чтеква (Ш'лпзсгях худокестзеннцх текстов.

К а занят} выносятся следующие положения : -Тематическая. связность, присущая как целому художественному тексту, так и составляющим его- частям, обеспечивается лозго-ром его тематических слог

Тематическая лексика участвует в форияроиатгл локальной связности текста, что зыраяается в концеязрацчя тематических слов . на определенно:« у- зтг.е текста, разнообразии лексических связей аежду ними.

3. Ка синтаксическом уровне ор*-низация текста осуществляется выдвижение теаатпчеекзх слов благодаря не пользованию синтаксических стилн.стическпх приеаеа и конвергенции последках.

4. Тематическая лексика получает просодическую выделекность i;a ннтонацио"чом урозне организации текста.

5. Существует набор'константных просодических признаков тематических слов, способсть„<жях созданию логической г. эмоциональной выразительности речи.

6. Степень просодической Еыделенностп тематических слов зависит от их яоззции во фразе и в тексте, а гакге от эмоционально;': насыщенности текста.

Достоверность ц объективность полученных выводов обеспечивается: анализом теорс пческих работ щирокого спектра, больлим объеме;.: йкспершентздького материала, использованием комплексной методики исследования, зклвчагде;; обработку данных при помощи методов математической статистики.

А п р о б а щ и я . Материалы исследова^.л обо; дались на заседаниях кафедры хеорета-.-ской и прикладной $оне-х;асп английского дзука Одесского госуниверснтета (ноябрь 1590 г., март IS-6'З г.), на научных конференциях молодкх учених в Одесском государственном

университете (1987 г.), в Киевском государствен::-)н педагогическом институтр иностранных языков (1988 г.), г Тартуском университете (1984 г.); на Всесоюзном симпозиуме "Акустика речи и слуха" (1988 г.) и отражены в б публикациях то тепе.

Структура работ*.. Диссертация состоит иа введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, а такае приложения.

■ Во введении обосновывается выбор те. и диссертации, ее акту- . альнс ть, новизна, определяются заде п исследования, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются осн зные положения, выносимые на защиту. '

Первая глава посвящена теоретическим предпосылкам исследования - вопросам организации связного текста, взаимодействию его ' уровней,' роли просодии в выявлениг. смысла и коммуникамвной направленности-текста, определению понятия "тематическая лексика" тс :ста.

Во второй главе приведена цетод1жа определения тематической лексики художественного текста, представлены результаты статистического, морфологического анализа тематической лексики художественного текста, а также дана характеристика экслервыент&чьноыу материалу..

■ В третьей главе описана'методика комплексного анализа просодического офориления тематической лексики, сформулированы конкретные задачи а; .итивного, электроакустического и матеыатико-сТати-стического анализа. В этой же главе излагаются результаты экспериментально-фонетического исследования на всех этапах комплексного анализа.

В заключали содержатся основные лингвистические вывод1- по диссертации.

• Ь библиографию включены 13 'работы отечественных и зарубежных ученых, которые были использованы, при написании диссертации.

В приложении приведен экспериментальный материал, даны таблицы по всем изучавшимся просодическим характеристикам тематических сл з худокестволного текста.

Содерж.ание работы

Первая глава диссертации посвящена теоретическому обоснованию темы иссл дования.

Текст, как и любое язленке объективней действительности, представляет собой -тпнетво содержания и формы, поэтому структурно-семантически;: 'подход к анализу'текста, учитывающий взаимосвязь формы и содержания текста, соответствует задаче его всестороннего исследования.

Основным структурно-семантический свойством текста язляется его езязность. В реализации текстовой связности принимают участие различные языковые средства, что делает неоЗходйааа изучение их взавнодейстзия. Ьтой ;;ели слузу.т изучение санкционированач темати-ческо-,. лексики худо:?.естзе...;ого текста, предпринятое в дачной работа. •

Под т е м а т и ч е с к о й леке и к о а подргзуме-. • вается зысокочг.стотнал автосемаптнческая лексика худонест^огого текста, связанная с его содернателько-факгуальной информацией и отражающая его конкретную тематику, тематические слоза - опорные единицы смысловой структуры художественного текста. ■

В работе дано разграничение понятий "тематические" и "ключевые" слоза, которые нередко сиещизгют з результате различной трактовки терминов. Ключевые слоза езязаны с содержательно-концептуальной информацией и спосо-^тву.от раскрытию деи художественного произведения. Тематические слота являются носителями содержательно- ¡¡актуальной информации, связанной с тематикой всего произведения. Следует отметить, что эти дзе группы слов взаг.мопсресекаются. Какое-нибудь тематическое слово в процессе раз"ертг-ания содержания текста мо:::ет приобрести дополнительные, образные значения и перейти з разряд ключезых сло.-1. Ключевые слова могуч быть частотными и единичными, тематические слоза всегда высокочастотна в тас-лределены по всему тексту,"концентрируясь на отдельных его участках. Таким образом, ключевые слова в случае их зысокой частотности входят в те ,ма г и ческу» группировку лексики" художественного текста и в данном исследован'"! рассматривались наряду с 'лмэтячзскиаа слозами. ' • " .

3 т о р .ч я г л с б а посвящена кучеяин ?ункционироза-'лия тематической 'лекегеи в..художественном тексте.

- б.-

Отграничение тематических от друпх знаменательных слов в художественном тексте" проводилось ка основе их статистических характеристик с учетом идейно-i-¿¡этического содержания произведения.

Как показал обзор литературы по теории вопроса, тематическими слоза :: обычно выступают имена существительные, прилагательные и глаголи, '/.сходя из этого, для определения тематической лексики рассматриваемых текстов изучению были подвергнуты слова этих трех грамматических кате.опий. Для каждого произведения методом сплошной выборки Г'л составлен словарь всех словоупотреблений имен, существительных, прилагательных и глаголов. Такой словарь' отразил . специфику словоупотреблений- и частотность исследуемых слов. ; . ■

Порогом зоны высокочастотной лексики .послужило 20 словоупотреблений в. текстах объемом 100 страниц и более, для меньших-по ; объему текстов порог частотности был сникен до 15 словоупотреблений. Среди высокочастотных автосечантических слов определялись тематические с-ова в результате отграничения их от слов широкой семантики. Тематические слова составили основную часть высокочастотной автосемантической лексики художественного текста. Неоднородность тематических слов сделала возможный разделить тематические' '".-■ слова, входящие лексические гнезда с доминантными словами man,

time, place, которые являются универсалиями любого худокествен-ного текст::, и сквозные тематические слова, проходящие через весь текст и отражающие его конкретную тематику. Сквозные 'тематические слова составили в среднем 1/3 часть всех высокочастотных имен существительных, прилагательных и глаголов. Среди выделенных темати-. ческих слов преобладают имена существительные (62), затем следуют имена прилагательные {22%) и глаголы (163). Затем была осуществлена тематическая грулпкрозка лексики." При вычленении тематической группы лсксики использовался семантико-логический способ, основанный на принципе идентификации, выдвинутом Ш.Бани,. Тематическая группировка начиналась с.определения слова-идентификатора, которое соответствует конкретному представлению или абстрактному понятию 1 является выразителем инвариантного семитического содер;шнин данной группы слов. Заглавиями хли доминантами мких. те магических ' групп послужили высокочастотные имена существительные. Группировка тематической лексики осуществлялась по принципу, общему для словесных полей: в ядро поля вопли1 высокочастотные тематические слова, , наиболее тесно связанные с доминантой*-' на периферии- оказались мёт нее частотнее тематические слова. В тематическую группу слова

объединялись по лексический связям как парадигматического, так и синтагматического характера, по их прямым языковым значениям и по контекстуально обусловленным.

Тема--ческая группировка лексики выявила менее частотные локально-тематические слова, которые входят в тематическув сетку .'ovo или иного отрывка текста. В отрывке текста отбирались монологические единства, микротемами которых являлись основные темы текста, о чем свидетельствовала концентрация лексики соответствующей тематической группы. Отношение тематических слов ко всем автосемантическим словам в монологическом единстве было в пределах 0,2-^,5. Отобранные монологические единства состояли из 3-12 пред-лонений (6-15 фраз).'

3 пределах исследуемого материала тематическая лексика была представлен- в монологическом единстве словами одной или нескольких тематических групп или лексихо-тематических линий. Леясико-тематические линии в пределах монологического единства переплетались, следовали одна за другой или создавали так называемую "тематическую рамку".

Анализ отобранных монологических единств показал, чтс высокая частотность тематической лексики в них с-...дегелхстлует не. только о присутствии.определенной темы, но также о ее актуализации. Под актуачизащ i понимается мотивированная знделенкость.

В отобранных отрывках текста тема была актуализована благодаря: I) лексической выделзнности (ловтор тематического слова, разные виды лексической;связи уезду тематическими словами); 2) синтаксической выделенности (использование стилистических приемов с целью выд1-жения тематических слое).

Третья - х'лава диссертационной работы посвящена комплексному экспериментально-фонетическому исследованию просодического оформления тештической лексики при чтении таязного художественного текста. Экспериментально-фонетическое исследование., включало в себя аудиторский,анализ речи,-электроакустический анализ речи и обработку: его результатов с помощь» методов математической статистики.

Зкспе "ментальный материал составили 25 монологических единств, которые после предварительного ознакомления были прочитаны 10 дикторами-англичанами в двух произносительных вариантах: эмоционально насыщенном и нейтральном (по методике э.А.Нушикян).

В результате было получено 3500 реализаций те .тичезких слов..

С целью изучения влияние контекста на интонационную организацию исследуемых слов из различных отрывков текста были выбраны синсеыантическиэ предложения, содержащие тематические слова, которые были прочитаны д»лтора«и в произвольной последовательности •изолированно от. контекста.

Общая продолжительность звучания всего экспериментального материала, подвергсегося иктонографк четкому, анализу —в180 мину г. Ин' нографический анализ речи был' роведен в лаборатории экспериментальной фонетики Одесского университета.

Аудиторский анализ показал, что к г матически!. слозац текста в 95^ случаев аудиторы отнесли слова, выделенные методом лексико-стилистического и статистического анализов. Тематическая лексика опознается аудиторами как интонационно выделенная з среднем по всем ..кетам в 2случаев. Тематические слова составляют,'по оценке аудиторов, половину и более всех интонационно.выделенных слов.

1ри оценке средств создания антонацчонной вьщеленности тематических слов аудиторы отметили, ударение.- - 48%, мелодию - 375; темп речи - 15%. .._''•

На риоунке -I показано процентное соотношение иканий аудиторов и количестве интонационных компонентов, участвующих з г.россди-ческой Бкделекности тематических слов.

О- I компонент интонации, ЕЗЯ- 2 компонента интонации, (¡¡И- 3 компонента интонации

Рис. I. Аудиторская оценка количества компонентов интонации, у»- зтвуюших в выделении тематических слов

Электроакустический анализ просодических характеристик тема-тичег -ой лексики проводился о учетом особенностей акустических признаков в целом монологическом единстве, во фразах, его составляющих, а х'акяе з сегментах фразы (пред,икала, шпла, завершение) (ядро + заадерные слоги).

Исследование просодического оформления тематических слов производилось на основе следующих акус. „че.ских. характерно тик:

частота основного тона (гц), интенсивность (из), длительность (ыс). Сред-ние значения просодических характеристик тематических слов сравнивались с соответствующими средними значениями во дра-зе и з мс:-...логическом единстве. Все абсолютные значения акустических параметров били переведены з относительные. Для каэдого диктора был определен среднедикторски.-. уровень основного тона.

Как показал материал исследования, мелодическая вцдёленность тематической лексики в связном тексте создается за счет: I) повышения уровня частоты оснозного тона на тематической слове; 2) ии-роксо -частотного интервала Зематического слова; 3) межслоговой ■ тонально!! контрастности; 4) изменения направления движения основного тона, осуществляемого на тематическом слове; 5) увеличения крутизн и скорости подъема и падения основного тона на тематическом слове по сравнению с внеконгекстуальны« прочтением фразы.

.Максимальным значением частоты основного тона во фразе в среднем по всем дикторам выделены тематических слов (25» -в позиции Г-го ударного слога Фразы, 12£ - в завершении Фразы, 7" - в скале). 3 пиале фразы тематическое слозо зыделяетЬя мелодически при нарушении постепенно нисходяще:1 акалы, либо з результате использования скандентнол щкелы. Последнее особенно характерно для фраз, содержащих несколько тематических слоз. Мелодическому выделению исследуемых слоз з завершении' ;разы способствует виро..ай частотный интервал.

Максимальным значением ЧОТ в монологической единстве в 82% случаев было выделено одно из тематических слов данного текста. Такие тематические слова более чем в подоляне случаев находились в начальных Фразах "онологических единств-, которые задают тему всего единства.

Общей закономерностью в мелодическом оформлении тематической лексики з монологическом единстве'явл". тся ионике ¡к^ высотного уровня основного тона на тематической.лексике к концу монологического единства. Однако, в случаях усложнения .синтаксической структуры предложений, входящих в монологическое единство (например, парцелляция., эллипсис), а также при но пользовании различных синтаксически. стилистических лриемоз (нарастание, синтаксический параллелизм, антитеза) общая тенденция в мелодической оформлении ■ как фраз, так и тематических слов нарушается. Выдвижению тематических слов на синтаксическом уровне соответствует мелодическая зиделенность (большие значения максимальной частоты оснозного тона

и частотного интервала) в любой позиции в пред<- тах монологического, единства.

Мелодическое оформление тематической лексики в связном тексте характеризуют большие значения частотных характеристик по сравнения с внеконтекстуаль::лы пр:.внесением фразы (Табл. I).

Таблица ;;» I

Сравнительные значения частотных -характеристик-тематической лексики в связн^ч тексте г вне контекста

Диктор Отношение уровня основного тона на т к сэеднедиктооскому е магическом слове

в связном тексте : вне контекстг

1-ый уд. : слог : икала :главно- :таарный :1-к;. уд. : слог : икала : главно: удаоный

1,59 1,46 1,43 : 1,42 . 1.19 1,25

аы2 1,60 . 1,45 . 1,50 : 1,46 -,20 1,27

АМ3 1,30 13 1,28 : 1,26 ■ 1,12 ■■ ■1,14

АМ4 • 1,27 1,10 1,26 : 1,21 . 1,15 1,10

ам5 1,43 • 1,29 1,34 : 1,37 1,1" 1,Й:

1,44 1,29 ■ 1.37 : 1.34 1,16" 1.20

1.« 1.33 X ,36 : т,3ч 1.21 1,1*

аж2 1г-9 1,17 г;з2. .: 1,31 1,10 I ,:8

аж5 1,2? 1,16 1,24 : 1,20 • 1,08 1,02

ак4 1,34 1,13 1,28 ; 1,27 1,07 1,16

м5 1,23 -Д2 1,20 : Х.Г8 ' Г ,05 . 1,П

2 : I <33 1,18 1 1,28 : 1,25 1,10 ' ХДЗ .

Существенность различия значений частоты основного тона на тематических словах в связном тексте, по сравнению с внеконтексту аль-' ным произнесением фразы проверялась о помощью критерия Стыодента. Результаты показали, что для. тематического слова /ишь в позиции главнодар го. слога фра?ы эта разница является существенней. .,

Ь связном тексте в мелодическом оформлении ^матичоски? слов болыаее участие принимают сложнее (восходще-нисходящий, нисходя- . ще-восходнднй) и высокие тоны по сравне .: я с изолированным прочте-

»

нш1 фраз. В случаях, когда направление движения, ос. лзного тона было одинаковым на тематических слозах в тексте я вне контекста,-н;.' данных словах л св~чном тексте была больная круттгча тона (на 10°- 20°) и бользая скорость изменения крутизны тона (на 5-15 пт/сек).

Большая аелод! зская зьщеленаогть характерна для Тематических слов в эцоц'иональио-насыценном варианте произнесения по сравнению с нейтральным зариаитои. Статгстическья обработка средних значений максимума частоты основного'тона на тематически;: слозах в двух произносительных вариантах при помоги критерия Стьюдента подтвердила, что различие этих значений является существенным.

Выделение тематического слова за счет позьмения на нем интенсивности произнесения тассастсквалхь как в пределах фразы, так и на фоке зсего монологического единства. Результаты электроакустического анализа интенсивности по дикторам представлены з таблице й-2. ' .

.-'."'■ -•' Таблица й 2

; Сравнительные значения интен*. зяости на тематической лексике в сзязнон тексте и вне контекста

Диктор ■

Отношение пиковой интенсивности тематического слоза

• к ¿оеднеслоговой интенсивности фразы __

д связном тексте

а:-2 А% ■АМ^ А'.!-

А£1

мг

а;;., Ач

1,26 1,38 : 1,33 ' 1,28 1,37

1Л2

1,36 1,25 1,35

лнр контекста

I

1,10 1,06 I 05 1,10

1,07

1,10 1,04 1,10 ".,20 -¡-¿О 1Л1.

Как вндчс из таблица й 2,. Л свяьноа тзгсссе знсчевря интен-. сибности на тематических словах оольше по со' 1аеи,"-1 ; 5нс-крнтзкз-

.. о

дальним произнесением фраз, Максимальной пи козой интенсивностью . выделены в связном тексте ЧН тематг* ских слов.

• Выделение тематических слов энергетическим параметром чаще осуществляется в 1-м ударно:., слоге ¿разы и з начальных фразах монологических единств. Однако, выделение максимальным значением пи- ■ новой 1. .генсизности тематического слова'во фразе в 1/2 случаев ■приводит к нарушению нисходящего энергетического контура, характерного для английской фразы. Причем, смещение максимума интенсивности ° 1-го ударного слога на тематическое слово (его ударный слог) пропс- ">дит в связном тексте.

При сопоставлении пиковой интенсивности тематических слов в эмоциональной и нейтральной речи было обнаружено, что в эмоционально насыщенной гг-чи интенсивность тематических слов превыаает их интенсивность в нейтральной речи в текстах, выражающих гнев, угрозу, отчаяние, презрение, упрек, радость. В монологических едннствг^х^ередающих эмоционачьные состояния печаля, обиды, значения пиково!; интенсивности тематических слов (их у арных слогов) в эмоциональна насыщенной речи мекьще соответствую!:;-;; значений в нейтральной речи.

Наибольшими значениями пиковой-интенсивности как во фразе, так к в моноло! ¡ескои единстве отмечены тематические слова -члены антитезы, особенно если их смысловому противопоставлению предшествует такой синтаксический стилистический прием как нарас-. таьие. В случае логического подчеркивания тематического слова речь идет о его акцентном выделении в речи, которое выражается з лидирующей роли энергетических характеристик в его просодическом оформлении. Акцентное выделение предопределено о.иысловой структу- . рой текста и нередко связано с выдвижением тематического слова благодаря использованию синтаксических стилистических приемов. .

Как показали данные электроакустического анализа, акцентное выделение тематических слоз происходит лизь з связном тексте. Зто подтверждает статистическая обработка.значений пиковой-интенсивности акцентио выделенных тематических слов в связном тексте и этих не слов во внеконтекстуальном произкпеечии фраз. Расхождение мекду указанными выборками является существенным, т.к. табличное превыаает экспериментальное.

Изучение.темпоральных характеристик тематических слов показало, что длительность :> модели просодического выделения тематического слова является наиболее вариативным параметром, который

зависит от позиции слова во Фразе и .¡зразы в отрывке текста. При повторе тематического слова в пределах монологического единства наибольшую длительность оно имеет в завершении фразы и в конце единства.

Изменения длительности тематического слова в тексте под влиянием различных эмоций представлены в таблице !й 3.

Таблица К! 3.

Сравнительные значения темпоральных характеристик тематической лексики в эмоционально насыщенной и нейтральной речи

Вид Отнесение длительности ского слова к срелней д ударного слога тематиче-ютельности слога во йразе

мунские голоса женские голоса

эмоц. : кейто. эмоц. : нейтр.

гнев 1,9 1,4 . 1,7 М

угроза 2,1 1,7 2,3 1,7

отчаяние 1.7 1,5 1.9 М

презрение 1,9 1,5 1,7 1,4

упрек ;2,0 1.6 1,6. 1,5

рад ос ть 1,3 1,2 1,3 1.2

печаль Г,б 1.5 1,5 I.*

обида 1.5 1.6 1,2 1,3

Как видно иэ таблицы 3, длительность тематических слое увеличиваете: з текстах, окрашенных эмоциями презрения, упрека, печали по сравнению с нейтральным вариантом. Длительность фраз также увеличивается в этих случаях. В отрывках текста, передающих такие эмоции, как гнев, угроза, отчаяние, длительность тг ::атических слов увеличивается при общем ускорении темпа речи.

Результаты проведенного исследования показали, что большую роль в выделении тематических слов на интонационно уровне играют' внутрифразозые паузы перед, после м, реже, перед и после данных слов. (Твб—ца й 4);

Как показали'данные' электроакустического анализа, тематические слова в связном тексте в основном выделяются короткими паузами,и лишь в случаях акцентного выделения тематических слов использовались паузы средней длительности.

Таблица № 4

Количество зиухрк-^разомх пауз. зыделявдих тематические

слова в связном тглсте

Позиция паузы в тексте :Кол-бо пауз...........

Перед т..-..:атическим словом : 67 Ъ

После тематического слова : 24 5

Пеоед и после тема-ическогр с :ова •,. , 9 Г*

Всего = 100/, ,

3 ходе «Аслер1шскта била предпринята попытка изучить взаимодействие просодических параметров в интонационном выделении тематической лексики. Результаты исследования показали, что три просодических параметра у. .стзуют в выделении тематических слов в 495 случаев, дза - в 3?:'.' и один - в 14- % случаев.

Для изучения связи акустических параметров в выделении тематических ело- был применен корреляционный анализ. Количественная и качественная степень связи основных акустических п: ..аметров при выделении тематических слов представлена в таблице ',! 5.

Таблица М 5 Значения ко фициентов линейной корреляции акустических параметров тематических слов

.роя

1.

2. 3.

1.

2,

Ф*

яп

Аа/ г ф

л:/1

: Кол-во " ^-- :Коэф.риц : Кол-во :Козффиц. :Кол-2о : дозффиц.

: случаев : связи : случаев :сзязи связи

голоса

: 23 С, 63 : 23 0,62 : 17 0,57

: 23 0,37- : 23 0,20 : 17 0,19

: ■ 23 0,09 : 23 ' 0,13 : 17 0,10

¿ейские голоса.

: 23 0,57 : 23 0,53 :. 20 ' С,50.

• 23 0,23 : .23 0,28 : -20 -0,17

: 23 -0,16 : 23 -0,11 : 20 -0,02

Как'видно из таблицы 5, средняя степень связи характеризует частоту основного тона и интенсивность тематических слов. Наи-оольшие значения коэффициента корреляции данных параметров наблю-дагзтея в 1-й удаоноа слоге. Слабая степень связи установилась меж-

ду частотой основного тона и длительностью. Очень слабая связь или отсутствие лилейной корреляции на блуза*? тс я ;.:е:кду китекс изно- . • стью и длительностью.

В заключении подлодятс:: итоги проведенного исследования:

Тематические слова участвуют з создании связности художественного текста, о чем'свидетельствует зысокая частотность их употребления и равномерность распределения з тексте.

Концентрация тематической лексики в пределах монологического едиястза свидетельствует не только о присутствии определенной, темы, .¡о таете о ее актуализации. Актуализация темы в рамках отрывка текста осуществляется за счет разнообразия лексических связей мек-ду теистическими, словами, а такте благодаря использованию синтаксических с...листических приемов, служащих выдвижению тематических слов.

Проведенное экспериментально-фонетическое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о просодическом выделенйй тематической лексики в связном художественном тексте. Просодическая вкг'тояность Tv.„этических слов достигается за счет сложного 'взаимодействия частотных, энергетических и темпоральных хь;.актерногйк, а также за счет паузацни.

!,!елод :еская выделенность тематического слова осуществляв зя за счет повышения урозня основного тона или его перепадоз на данном слове. Мелодическое о2орклек*;е тематических слов в тексте характеризуют так-te значительная крутизна и скорость подъема /падения основного тона. Динамическая выделенкость тематического слова происходи, за счет повышения интенсивное":' произнесения его ударного слога по сравнению со среднеслоговой интенсивностью фразы и отрывка текста. Участие темпорального параметра в выделении тематического слоза проявляется з увеличении длительно -ти его слогов по сравнении со среднеслогозой длительностью фразы и текста.

Просодическую выделенность (невыделенное!ь)' тематической лексики определяет контекст, наличие определенных лексических связей между исследуемыми словами з отрывке текста. Подтверждением этому служит инг просодическое оформление исследуемых слов (отсутствие выделенности или меньшая выделенность) во внеконтекстуальном прочтении идентичных фраз.

Просодическое выделение тематических слов определяется их позицией зо фразе и-в отрывке текста. Оно также зависит от эмоциональной окрашенности текста. Эта зависимость выражается в разной

степени их просодической выделенное« которая определяется разный сочетанием и значениями акустических параметров;.При эмоциональном подчеркивании тематического слова доминирует мелодический компонент интонации, при логическом - динамический.

Hp¡. выделений тематических слов происходит, взаимокомпенсация просодических средств. , . ■ .

Выделение тематических слов разными языковыми средствами яв- ■ ляется пбк-зателем семантической и структурной связности Яекста.

Основнк. положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Семантические аспекты просодической организации сверхфразового единства // "сс ->дозания целого текста: Сб. науч. ст.

АК СССР, Институт языкознания, 0ГУ-,Ü., 1986. - С. ,54-56. В соавторстве. ■ ...«.''.■■■

2. Роль тематической лексики1 в семантической структуре худо- , кественного текста (на материале русского и украип...кого языков) // 36. доп. IX республ1каксько1 слав1стично1 конференцП. - Одеса, 1987. - С. 154-155. '

3. Взаимосвязь семантики и. просодии в создании связности текста // Тезись докладоз межвузовской научно-практической конференции моле ых ученых. - Часть 2. - Одесса, ОГУ, 198?.. - С. 40-41. ; В соавторстве. -.'.'' ' ,

4. Взаимосвязь просодической и семантической структуры текста // Сборник тезисов лингвистической конференции. - АН СССР, Институт языкознания, ОГУ, 1987. - С. 31-32. В соавторстве.

5. Тематическая лексика в структуре связного текста // Рукопись депонирована в KHiíOH АН "X? U2.I2.I988, й 36244..

6. Просодическая организация тематической лексики в эмоционально окрашенном тексте // Материалы докладов и сообщений 5-го Всесоюзного совещания-симпозиума цикла "Акустика речи и слуха". -Одесса, ОГУ, 1989. - С. 58-60. • ' :

Подп. к печати 19.04.93г. Формат 60x84 1/16. 0бг л 0,75 уч.изд. л.1,0 п.л. Заказ № 772. Тираж 100 экз. Гортипсграфил Одесского управления по печати, цех№3, Ленина, 49.