автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Пространство и время социального идеала

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Кябелева, А. А.
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Пространство и время социального идеала'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Пространство и время социального идеала"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНЯЗЕРСИТЕТ

г т На правах рукспася

• 1

КЯ Б В 13 В А Антонина Анатольевна

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА

Саецаалыюссь 09.00.11. -социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на сонскаизэ учёной стздена кандидата фалософсклх наук

Сана я - Петербург -1394

Работа выполнена an кафедрз социальной философия Санкт-Цетврбургокого государственного университета.

Научный рук овода юль - доктор философских наук,

професоор К.С.Пигров.

Орщиалыш оппоненты - доктор философских наук,

профессор Б.А.Гуторов

кандидат философских наук К). А. Очкур

Вздавая организация - Санкт-Петербургская государственная консерватория ии. Ршсвого-Корсакова.

Запаха состоится "J? K<pdji0J 1994 года в " часов на заседаний Специализированного Совета K.QS3.57.38. по присуждению учёной степени кашшдата фалософсиах наук при Санкт-Петербургскш государственной университета

у 199034, Санкт-Петербург, Мездздзевская лавия, '5, философский факультет V.

С диссертацией иошо ознакомиться в научной библиотеке имена А.М.Горького Санкт-Петербургского государстаенного университета.

Автореферат разослан "/4 й 1994 года.

Учёный секретарь Специализированного Совета кандидат философских наук

В.А.Аполлонов

ОБЩАЯ ШАКТЕШШКА РАБОТЫ

Актуальность теми исследования. Способа синтеза различных идей , представлений, символов в устойчивый образ социального бытия, механизма изменения социокультурной реальности, до сих дор, к сожалению, остаются недостаточно разработанным. В частности, связи ыекду наличнны социальным бытием-и господствующими идеалами оказываются болза глубокийи и слозяшн, чем это считалось ранее. Социокультурная реальность имеет символическую основу. То, что казалось "естественным", обнаруживает себя на« система символов, организующая представления человека о мире в целостный образ.

Процесс иодэрнизацни, «оторкй происходит в нашей стране, сопровождается праобразовандем слоаившейся системы социальных идеалов. Поэтому аахное значение приобретает исследовательская работа до изучению их структуры л содарзавая. Нэобхоиг.чо углубить представление о роет идеалов в формировании росснлскоЗ социальной действительности.

Форма социального идеала предполагают донятая о пространства а времени, на основе которых свлздкзается имманентный данной исторической гаохе образ ыира. целостность а устойчивость соцаально-самволачасаой реальности обесточивается определёнными аространственно-зрэменнкцл формата, выступатвыа в качестве базовых форм общественного вдеада.

Проблема обиэсгзенного идеала, поставленная в связи с анализе« социальных йора пространства а времени, дозволяет не только описать особенности за главные тенденции эволвзцпа социальных идеалов, но и объяснить с точки зрения внутренних механизмов, оп-рздаляшах эти процесса, основные линии, в соответствии с которыми совершается создание образа современной цивилизации, выявить новкз приоритеты а аацзнты в становящейся духовной ситуации Ш века.

Состояние исследования проблемы. Избранная наыа тема предполагает обращение 5 работам, связанным, во-перзых, с исследованием различных мпоз иостакеная бытнл, а, во-зторых, с разработкой зопросоз социального пространства а времена; Кап правило, раскрытие проблемы социального идеала связывается с исследованием специфики утопического «шизшя. Поэтому првздв всего следует

видала ть работы культурологического, социально-философского алана, посвященные исследованию феномена социальной утопай.

Попытки обозначить особенности утопического сознания предпринимаются в различных направлениях» К.Мангейм определяет специфику утопической формы мышления степенью противостояния его окруканшей социальной действительности. Е.Шацкий усматривает главную особенность утопического сознания в стремлении создать мир, максимально завершённый и однозначный в своём соверзэнстез. Взгляд на утопию как реализацию заложенных б семой социальной организации общества архетипов 1 общество-муравейник, общество-ыааина, обшестзо-город, обтесгво-когодьютер / характерен для Я.йэыфорда, М .Ласки.

Достаточно распространённой является и та точка зрения, в соответствий с которой утопия рассматривается как последовательное описание будущего, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы, предполагавшей более со-вериеннув организацию общества и человеческих отношений / Л. Сардкент /. Не отрицая ценности тех исследований, которые рассматривают природу идеала в связи со спецификой утопических фора мышления, следует отметить, что до сих пор не существует единой социально-философской концепции, раскрывающей механазш действия социальных идеалов и основные тенденции ах развитая, а такта имешей ясное представление о функциональном значении .идеала в система -культура.

^ Больше значение для построения целостной концепции адеа- ■ ла имею работы, посвяаённие анализу социальных форм дросгранс-тва и времени как-необходимых элементов любой культуры, обеепе-• чиваших возможность символического освоения действительности, Бааио при этом отметить ряд авторов, касавшихся проблемы социального арострзнства-вроыена в связи с анализам мифологических форм ыыашения / Е.1.1.Ывлотино8ий, В.НЛ'опоров, Ь. Эли ада, Б.Б,Иорданский, Я.Э.Голосовкер, З.Каизирер, Л.Леви-Бршв, КЛави-Сгросс^

Природа мифа и идеала «ек своеобразных фора проектирования реальности рассматривается, во-первых, в связи стезисол о двойственности дэйствувших в история я культуре сил / аполлона-чесное к дионисическое у Ф .Ницше, официальная и народная культура у М.Бахтина/, во-вторых,в связи с идеей обусловленности мифов и идеалов некой .универсальной способностью человека - иг-

ровой инстинкт 1 й.Хёйзинга/, имагинативная способность / Я.Э. Голосовкер/, "нисрологдчзская отреаённость" / А.Ф.Лосев и, в-третьих, в связи с положением о способности мифологического мышления к надастораческому постижению реальности в отличие от исторически определённых социальных идеалов / Ф. Ницше, К.Яеви-Стросс, М.Элладе /.

Проблема взаимосвязи искусства, его изобразительна средств, в цело:; культуры с характерными для данной эпохи представлениями о пространстве а времени^ является центральной в исследованиях Э.Ауэрбаха, Ш .Бахтина. В работах ЙЛёйзанги а рос транс твешю-вре-иэнное восприятие дайствительноста в контексте игру становится основным структурным моментом лжЗой культуры. Необходимо выделить ташке разработку вопроса о социальном идеале в русской философской традиции начала и первой половины IX века / П.И.Новгородцев, С.А.Франк, С .Н.Булгаков, Н. .А .Бердяев и др. /. Метафа-зическв£•еынсл православной культура раскрывается Е.К.Тзубецким, П.А.Флоревскии через технику иконописи, применение определенных стилистических средств и материалов для изображения пространственных форм.

В современной соодально-фидософской литературе идея о фундаментальном значении социальных форт пространства а вреыенп для духовного освоения реальности является достаточно устойчп- • вой и разработанной.2 Однако то, что пространство, и время гипостазируются как объективные элементы культуры, затрудняет осмысление их в контексте истинных источников формирования а развития.

1. Сы. з связи.с этим исследования ренессанских проектов идеальных городов а свойственных им пространственных образов:

-U/iWit- д. ycttaZtiadie.: Убг-е. фюЫсЛе ar?« /S-/? terei*. ГШ; Лешьг-А /fW ¿/tyie.- ffre/s^ ¿¿^ abu ¿W/ ' Stcuaiicknten ¿r> citr £ej>ai*ia*ce:. ßa-ün, tSCS. fa/t? fs ) .

2. В неыегдай литературе эта идея становится центральной в ра-

ботах следуших авторов: £ а, Гъуы ^ М^Ыейп у

^ua+efini %.t РсиЛ д. а др. ' 7

— о -

Цель а задачи исследования. Вышеизложенное определяет основную цель данной работы: выделить и проанализировать единую логику развития общественных идеалов в связи с эволюцией социальна форы пространства и времена. Достижение сформулированной цели исследования осуществляется через постановку и решение следующих задач:

- выявление основных парадах« восприятия, в соответствии

с которыми происходило развитие теоретических представлений об идеальном будущей;

- сравнительный анализ мифа в аде ала как осаовололагаших культурных феноменов, ответственных за оформление фрагментарных социальных представлений в целостную картину ыира;.

- исследование взаимосвязи мевду пространственно-временными формами идеала и исторически определёнными способами осознания пространства и времени, выраженными в произведениях художественного творчества;

- выделение и анализ основных тенденций развитая содааль-ных форд пространства и времени в их связи с главными линиями . эволщаа общественных идеалов.

Методологические принципу исследования. Исходным моментом в решении поставленных задач послужила антропологическая философская традиция, в соответствии с которой человек признаётся принципиально проблематичным существом, бытийствукиш в пространственно-временном континууме.

Теоретическую основу диссертация составили труды мыслителей, занимающихся проблематикой философия культура, прежде всего, Э.Кассирер, 'К.Ыангейм, К.Яоиерс, Ф.Ницшз, № .Хайдеггер, а также работы русских философов Н.И.Новгороддвва, С.А.Франка, • ' Н.А.Бердяева, О.Н.Булгакова, II.¿.Флоренского,-Е.Н.Трубецкого.

ровизнд исследования. Разработка проблемы общественного идеала в связи с исследованием социальных форд пространства-времени обнаруживает новый аспект данного вопроса, касающийся функциональной роли дространсгвенно-временюя форы в развитии социальных, идеалов. В диссертации получены следующие результаты, выносимие на завиту:

I. Вводятся и обосновываются понятия "пространство идеала',' "время идеала", "пространство-время /хронотоп/ идеала". С точки зрения введённых понятий анализируется процесс проектирования

социальной реальноета.

2. Сравнительный анализ «и<^а и идеала приводит к зшоду и функциональной близости этих культурных образовании, предо га-шах как механизмы моделирования символической реальности, а специфических пространственно-временных формах.

3. Идеалы, где акцентируется внимание презло зоаго на пространстве, отличаются строгой центрированностью, сакралдзозан-ноотьэ а временной устойчивость*). Ядеадан о развягчала темпоральный а формами присуши тенденции к десецрализацин «ара, представление об относительном характере главных общественных ценностей, представлеш1е о центре как подвакнои и пространственно не. локализованное.

4. Изменение соотношения меаду пространством а ареыснеа идеала в развитии Новоевропейской цивилизация проявляется в переходе от идеала как образа в принципе достинпмого со~зр'дпшого общественного устройства к идеалу, мысливоиу в качооттз бесконечной цела человеческого действия.

Научно-практическая. значимость работа состоит в том, что содэрягшдзсл в пой иатариали, основные положим а зиводц позволяют получить более полное предетавлзшш о природе к функциональной роли социальных идеалов, а такга выявить единую логику их эволюции. -Пршенённый в'диссертации «отод исследования социокультурной реальности позволяет глубже понять а яснее представить современную духовнув ситуации, в определённой' мере предвидеть будущие тенденции развитая цашшззциа. Материалы диссертации могут бить использованы в методологической разработке процедур социального прогнозирования, в плакирования работа средств массовой информации, з йормироваиш предвыборных программ , а такае при чтении обпмх курсов по социальной философия а культурологии.

Апробация исследования. Основана положения работа излагались автором на 1У Соловецком международном форуме "Человек а обшестзо, психическое здерезьз к экология культуры" / Архангельск, 1992 /, на научной конференции "Единая теория пара а её практическое применение" / Петрозаводск, 1292 /, на конференциях Мредиет и .метод социальной филосо&иц4 1 Санкт-11ятербург,

} а "Социальное бытие. Человеческое битке" / Санкт-Лстер-бург, и93 /. По материала« диссертации бщт; сделана сообщения

- в -

на теоре-мческях секинарах кафедры социальной философии Санкт-Петербургского государственного университета и кафедры философии Архангельского государственного университета. Содержание диссертации освещено в 8 публикациях.

Структура да с сеотадии. Работа состоит из введешь,двух глав / четырёх параграфов /, заключения и библиографии / 150 наименований У.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ -

Во введении обосновывается актуальность избранной тема, характеризуется степень изученности данной проблемы, освещаются возиокнне подходы при её исследовании, формулируется цели и. задачи работи.

Глава I "Социальный идеал" посвяшена анализу существующих подходов к решению вопроса о социальном идеале, а также исследовании проблемы дроисхокденяя идеала, что предполагает обращение к мифологической проблеиатике.

£, § I "Понятие идеала" даётся обзор основных .представлений о социальном иде&че. Первоначально разработка категории идеала бала связана с учением Длатона об идеях и аристотелевски« уче-ние.\>- о сущностях, которые во «йогом определили дальнейшее развитие этого понятая. У Ллатона идеал выступал прежде всего как образец, норна, прообраз предмета, абсолютность и неизменность которого гарантировалась наличием иира сверхчувственных идей. Представление о совершенстве сближается здесь с идеей блага и получает ь концепции Платона'первостепенное значение. В этом смысле идеал сливается с понятием идеи и приобретает статичнш характер. Аристотель осуществляет смешение акцента ка категорию цели, йдеал в его трактовке представляет абстрактную, бесконечную цель развития, предает которого беспределен по своему со-дорганлв как бесконечны благо вообще, добро вообще.

Категориальную завершенность понятие идеала получило0в немецкой классической 'философии, что наиболее полно вцразилось в Филосоосккл. взглядах Канта и Гегеля. Кантовское рошэше проблемы идеала било во шогом определено философскими позициями Аристотеля относительно цели как закона развития, потенциально заключенного a самой субъекте развития. Идею нерасторяпиой связи

цели и идеала Л.Кант развернул в законченную концепцию. Б отдачи е от Канта, идеал у Гегеля берёг своё основание не в сфере нравственного сознания, а в развитии социально-политических структур, имеюшах надличностное содержание. Отождествив нормативный момент о онтологически, Гегель рассматривает даторячео» кий процесс как вечный закон сущего, прэдоорэдедёняый в своём начала и на завершающем этапе природой абсолютного духа, Гармония в качестве вечного закона сущего, дзйстзущега в абсолютНом, становится суншостью мира. В этом цланд можно говорить об определённом тяготении Гегеля к платоновским идеям, заклвчаьзгшм В себе истинный смысл и образ всего существующего.

Природа идеала в марксистской трактовке может быть охарактеризована как отражение человеческих потребностей, определяемых основными противоречиями социально-экономической действительности. Марксистская интерпретация социального идеала раскрывается в работе как оппозиция кантовскому категорическому императиву, следушая длатоно-гегелевскоЗ традиции.

Значительное место в данном параграфе уделяется исследованиям природы идеала с позиции аналитической психологии / 3 .Фрейд, К.йнг, С.Гроф 1. Обсуждение проблемы идеала с точка зрения психоанализа з конечном счё'тежа первый план выводит вопрос о психологическом значении наличного арсенала культуры./ мифы, ритуалы, нравственные ценности, социальные идеалы/. Однако и в этих исследованиях обнаруживается влияние основных философских позиций относительно оушности и природы идеала. В меньшей степени у К.Юнга, в большей у С.Гро^а проявляется сходство архетипов с абсолютными платоновскими сущностями.

В § 2 "Социдльяый идеал л >тат>" осуществляется анализ мифа а идеала с точки зрения ах функционального значения для социума. Данное исследование предполагает рассмотрение мифа и идеала как базовых культурных феноменов, ответственных за проектирование определённой модели социального мира, главные характеристики которой находят своё выражение, например, з разнообразных худо- . аественных' стилях, в изобразительных средствах искусства, з построении литературных'произведений. Бользое внаманде удаляется такие з«явлению особенностей утопических способов моделирования реальноета.

Способность человека к символическому удзоеняо реальности

представляется исходны« «оиентш при решении вопроса о природе мифа и идеала, то есть о тех формах, в которых происходит конструирование социального кдра. Согласно Э.Кассиреру, человек Есегда погружён в символический универсууы, составными частями которого выступают в частности - миф, искусство, религия, а потому он изначально лишён непосредственного отношения к действительности. Основной чертой мифологической картины ыпра является неразличённость реального и идеального, нечёткость границ швду-внешниы и внутренний, вввьш и образом. На первый план выступ§ет отношение функциональной токдественности части целому, что придаёт мифу характер заыкнутой символической системы.

Усиленно дистанции ыевду индивидом и той символической реальностью, которая на архаических стадиях культуры была Выраке-на в мифологических формах, привело к возникновению новых принципов конструирования социокультурной реальности, обеспэчввак)» ыих даалогичность отношения человека к миру. Возникновение социальных идеалов рассматривается в диссертации как необходимый результат культурного развитая, отражавший те глубинные изменения, которые произошли з самом способе восприятия окруаашего мара. •

Ключевым пунктом раскрытия названной проблематика послуаи-ла работа ф'.Ницзе "Рождение трагедий» или элланство и пессимизм'.' Доставленная е.Ницше проблема дионисического и ааоллонического как неустранимое противостояние двух типов миропонимания - трагического и теоретического - трактуется в диссертации как противоположность двух способов овладения «иром - мифологического и - овладения посредством идеалов. Оппозиция дионисического и алолловического превращается б противостояние надисторическога и исторического типов миропонимания. Высказанная ф,Ницше идея о сачзи двиненая культуры с двойственностью аполлонического и дионисического начал связывается с основными положениями М.Бахтина о "дауцириости" средневековой культур^', о расхождениях и контрастах месту ортодоксальной "серьёзной" к&-.ьтуроа и народной, карнавально-ореховой. Способность мифа в равной степени обменять как прошлое, гак настоящее и буднее, то есть надас-торически, становится цоятральнж лун::то?,''в определении д'.Лави-СтрОССОП СПеЦП-рИКИ.. МИАОЛйГЕЧйеКОГО ышшшия.

Я.й.Голосопкср срамится поезде всего кайта обоснование мифа в самой природе человеческого Мь^лзния. Способность человека

к вообранению, фантазии, "шагинации" становятся тени неходкими точками, на основании которых разворачивается ыир мифологической реальности, Мдея энигматического знания, заключённого в мифе, перекликается с тезисом относительной независимости коллективного-бессознательного воображения от влияния социально-экономических форм жизнедеятельности.

В главе II, "Пространственно-временные йоты идеала" исело-дуются механизмы, посредством которых происходит проектирование человеческой реальности. С помошьв введения понятий пространства и времена идаэла выделяются те социальные идеи, на основе которых складывались представления о социальном пространстве-времени в разлачныз ясторичасхшз эпохи. Псслэдованиз пространства-врйкени идеала оказывается нзкыеллмш без учёта мифологических фору пространства и времени. Обращение к мифологически?.: формам пространства-времена продиктовано тем, что они в дальнейшем историческом развитии не устраняются, уходят в основание бытия, незримо присутствуют в трансформированном влде.

.Д ."Пространство идеала" делается попытка выделить основные представления об идеально организованном пространстве.

В цёлоа социальной пространство, являясь экстенсивной фораой человеческого бытия, рассматривается в работе в контексте идеи порядка и структурности. Болкванство исследователей отмечают, что п;.ея пространства имеет богзе древнее происхождение по сравнению о идеей времени / Лз.уатроу, М.Гюйо, ¡.¡.Элладе /. Лсследованве мифологического пространства позволяет предположить, что в его основа декат мотив "дома" кап освоенной человеком территории, сохраняющей ценности индивида в.,?.сего рода, поддернааа-шзи духовную связь поколений- Этот архетипический мотив, зыра-каший прежде эсого отокдествлзнпе человека л окруааал-зк среды, можно выделить в качестве рззазпего для характеристики пространства идеала. Наиболее отчётливо мотав дока как духовно близкого и освоенного пространства звучит е такой литературной форме как идиллия / Ы.Бахтин У. Отдельные элементы шзуа, хотя и является образами действительности, однако связи незду нами опосредованы • внутренней деятельностью чзловзческого сознания, а не внешней по отношению к ней реальностью. 3 диссертации обосновывается, что именно социальные формы пространства осувествллют взаимосвязь конкретных образео толовочесяог;* йыыдйаяа' а единое органаческсз

целое, причём' характер этой взаимосвязи зависит прездз всего от содержательного материала различных социальных идеалоз.

Б диссертации даётся анализ основных социальных идеалов в пнтзресутеам нас аспекте. Б первую очередь обращается внимание на то, каким образом в этих идеальных конструкциях совершается моделирование пространства идеала. Наиболее характерными образами пространственного освоения мира может служить архитектура, изобразительные искусства вообще, а также строение дятзратурных произведений. Б работе исследуется связь швду господствующими в определённый исторический промежуток архитектурными и художественными стилями а лежащими в их основа пространственными формами.

¿¡поведённое исследование позволяет представить пространство идеала как реализацию одной из ваанеааих особенностей человеческого сознания, проектирующего социальную реальность посредством удержания в ней постоянства, высшего духовного смысла, соответствующего содержанию ведущих социальных идей. Идея пространства предстаёт з этш свете как опыт фиксации, опыт удержания и образного оформления некоторого общего смысла, объединяющего ряд единичных предаетоз и явлений.

Символическая реальность человеческой культуры получает свою окормленное?ь в целостный образ мара посредством упорядочения её отдельных элементов, что осуществляется с помошью социальных форм пространства. Средством описания семантики мира могут выступать принцип банарности, характерный для архаических культур / З.Дартейм, В.НЛоаоров, Л.Б .Иорданский, ЙДёЙзинга I, средневековая вертикаль "верха" а "низа" / Ы,к.Бахтин, А.Я.Гуревич, З.Ауэрбах /, признание абсолютных трансцендентных основ / И.А, -Флоренский, Л.Геняр де Шзрдаа /.

Исследование различных моделей пространства идеала приводит к выводу о том, что чем строке а однозначнее'мыслятся связи между отдельными предметами, чем в .большей степени наделяются-сверхдичногтныа смыслом основные социально-нрзастаенные идеи, тем сальнее зам икается в себе мыслимое пространственное подэ. Структура окружающей среды, образно представленная тремя комаокента-ми - "дсм" - "остров" - "океан", используется в работе для характеристики тех изменений, которые происходили в историк культуры с пространством социальных идеалов.

Как ухе отмечалось, пространство идеала имеет в своём ос-

нованиа мотив "дома". Дело заключается в тем, каким образом в различные исторические эпохи трактуется само прздетавленио о доме. В этой связи можно обозначать одну из вахнейдих .для Новоевропейской цивилизации тенденций з эволюции социальных идеалов -стремление к расширению пространства, сопроводаакшееся его постепенной децентрировашостью, лишением качественного разнообрз-■ зия и строгой структурированности. Пространство идеала связано с мотивом "дома", но изменение вкладываемого в это понятие смысла приводит к трансформации пространственных моделей идеала и в качество результата подразумевает появление новых социальных форм пространства. Идеалам с ярко выраженной пространственной ориентацией свойственна образная представленность идеального будущего, тенденция к жесткости и однозначности связей мекду отдельными элементами, которые организуются, как правило, вокруг единого, неподвижного центра.

В $ 2 "Время идеала" прослеживаются взаимосвязи мезду различными социальными идеалами и имманентными им формами времени, определяется функциональное значение временной координаты для идеальных моделей и культуры в целом. Социальное время, представляющее собой интенсивную (¿отау человеческого бытия, рассматривается преяде всего как реализация идеи ритмичности. Время идеала выполняет функции определения интенсивной дистанции «езду отдельными элементами мира, соединяя-ах в единую смысловую целостность.

.'Исходим моментом в данном исследовании является идея о то:.-, что существует прямая зависимость «езду различными типами утопического сознания и теми социальными нормами времени, которые им присущи 1 К.кангзйм /. Подобная постановка вопроса позволяет не только обозначить специфику темпорального восприятия мира, но я "доказать, каким образом изменения, происходящие в идеальных конструкциях будущего, влияют на весь социокультурный план человеческого бытия, на ту систему отсчёта, посредством которой интерпретируется и оценивается историческая действительность.

Социально-Философский анализ общественных идеалов в связи с проблемой темпорального восприятия мира приводит к выводу о тем, что осознание действительности в ту или пну» эпоху совершается путем создания идеальной временно;! модели. Она устанавливаем характер связей между отдельными процессами мира на ос-

новз тех взаимоотношений, в которые вступажг ведущие социальные идеалы. В диссертации исследуются различные типы утопического сознания 1 хидиастаческое, консервативное, либеральное } в их связи с формами перевивания и осознания времени. Особо выделяется. структура марксистской подели идеального будупего. Внутренняя противоречивость коммунистического общественного идеала представляется в работе как результат столкновения развитых либеральных представлений о формах исторического времени, с одной стороны, с недостаточна отрегрлектированнши хилиастическиы и мессианским мировосприятиями, с другой.

Лереход от идеи существования неких первопричин, абсолютных неподвижных начал, лежащих вне пределов человеческого разума и дотераинаруюшах весь ход истории, к идее свободной вола дачное тп, которая сама принимает ответственные селения и тем самым устраняет яркиудатодьный характер времени, означал на деле пере-осмислзкие принципов, ранее определяющих внутренние механизмы построения идеала. В русской фшосо<$ап наиболее.ярко это проявилось в исследованиях И.Ц.Бовгородцова, который главное основанье для построения общественного адеала видел в принципе свободы бесконечного развития личности.

Начиная с зной Возрождения, в Новоевропейской цивилизации время всё в большей степени определяет внутреннее строение социальных идеалов. 3 диссертации выясня&тся причины этого процесса и те результата, которые связаны с усилением временных структур. В искусстве приоритет временной координаты выразился в возникновении перспективной, живописи, в появлении графики, в паре-кивании судьбы как творимой людьми истории, которое становится главным мотивом алиоссхуско-историческах, поэтических и литературных произведений. Элемент времена, освоенный как новое, четвертое измерение, осмыслен тагосе на примере возникновения в архитектуре новых пространственных образов / Л.Корбюзье, В.Гро-пиус, Ф.Райт !.

Доминирующее значение темпоральных структур в современных идеалах обуславливается принятием поограс систолой, линейно направленной концепции времени в противоположность циклическому представлен;'!» о нём »характерному для традиционных обществ. Главное функциональное значение времени определяется в работе как установление дистанций ыачду смыслами и предметами социокультурной реальности, которое могут бить детерминированы как Еснята?^

нового, гак и представлением об исключительном. Эпоха Нового времени концентрирует своё внимание не на утверждении об абсолютном з его связи с относительна.!, а на метафизической установке на изменение, которое обеспечивается самоценностью нового. В диссертации прослеживается зависимость мезду возрастанием значения времени и.увеличением дистанции, которая образуется между человеком и окружавшей его сферой культурных смыслов. Идея исключительности и идея новизны связаны с функциональным значением времени идеала; они представляют собой те опорные точки, на основе которых формируются дистанционные отношения между предметами.

Исследование эволюции социальных идеалов позволяет сделать вывод рб усилении значения темпоральных структур идеала в Новоевропейской цивилизации, результатом которого становится десак-ралнзация мира, увеличение дистанции мехду личностью и сферой культурных ценностей, высокий уровень абстракции в определении самого социального идеала; трансформация его из образа совершенного общественного устройства в некую бесконечную цель исторического развитая. .

В заключения диссертации резюмируются результаты проведенного исследования, формулируются обобщающие выводы, намечаются перспективы и возможные пути дальнейшей разработки проблемы.

Содержание диссертации наало отражение в следукшх публикациях:' .

1. Анализ марксистского идеала в русской философии. 11 Человек .и общество," психическое здороэье а экология культуры. Тезисы докладов международной научной конференции. Архангельск, 1292.-С. 119-120.

2. Пространство и время в контексте культуры. // Единая теория мара и её практическое применение. Тезисы научно;: конхеренцип. Петрозаводск, 1932. - С. 61-63.

3. Каким будет будущее России. // Губернаторские новости. РИА Новости, 1093. .''» 2Ь.

4. Крест князя Евгения Трубецкого. // Российское обозрение, ;.;.: РйА Новости, 1У93. №35.

5. Станислав Гроф: ззгляд на природу человеческого сознания. /'/ Глобус. М.: В1А Новости, 11:53. 5 41.

6. Философия игры И.Хёйзинги. П Глобус. 1,5.: Е'А Новости, 1993.

48.

7. Время человека и вреыя человечества - сюрма бытийствования идеала. /У Социальное бкгае. Человеческое бытие. Тезисы докладов и выступлений. Санкт-Яетербург, 1993. - 0. 42-44.

8. Усоуеги 7т-и&е.1з-ко1 - ЦёпЦол ил&о/топ¿ап

. }/ 1/е.гзо. 1393. И 9-10. - С. 20-21.

»

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кябелева, А. А.

ВЕЕЩЕНИЕ .

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ .

§ I. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛА .

§ 2. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ И МИФ .

ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ

ИДЕАЛА .

§ I. ПРОСТРАНСТВО ИДЕАЛА .

§ 2. ВРЕМЯ ИДЕАЛА . - ИЗ

 

Введение диссертации1994 год, автореферат по философии, Кябелева, А. А.

Мир человека всегда пронизан сознанием, охвачен им. Проникновение в мир достигается привнесением в него нечто такого, что не принадлежит природной реальности, не существует в ней, отлично от неё.

Проблематичность человеческого существования, составляющая основу всех общественных идеалов, кроется именно в этой открытости и незавершённости самого сознания, в его нетовдественнос-ти миру, несоразмерности с ним. Осознание действительности в качестве чего-то иного, противостоящего личности с необходимостью сообщает дистанцию между человеком и эмпирической реальностью, преодоление которой, являясь основным мотивом мышления, достигается путём создания собственной идеальной реальности, возвращающей человека в мир и сглаживающей ту пропасть между человеческим и природным бытием, истоки которой находятся в сознании и им же должны быть сняты. То, что в мечтах можно парить, что вожможны сны наяву, зачастую не имеющие ничего общего с действительностью, - всё это значительно расширяет пространство пока ещё открытой и непознанной жизни в человеке11.* Эта, высказанная Э.Блохом, идея о незавершённом, открытом характере человеческого сознания раскрывает источник внутреннего, потенциально заложенного в любой культуре стремления к ещё недостигнутому, непонятному, незафиксированному смыслу бытия.

Способ человеческого существования определён социокультурной реальностью, которая задаёт формы осмысления человеком себя

I. Блох Э. Принцип надежды. // Утопия и утопическое мышление

М., 1991. С. 49» и своей эпохи, исторического прошлого и будущего. Философская антропология исходит из признания для бытия человека чрезвычайно важной роли системы идеалов, социально-мифологических представлений, рационализация, выступающих в качестве одного из главных источников человеческой деятельности.

Способность человека создавать разного рода утопии и следовать им сообщает всем культурным образованиям некую тенденцию, устремлённость к определённому идеалу, в рамках которого происходит саморефлексия, самоистолкование, самоосмысление культурной целостности. " Утопия, как идеал общественных отношений, -отмечает А.Свентоховский, - представляет собой наиболее всеобщий элемент в духовном мире. Входит она в состав всех религиозных верований, этических и правовых теорий, систем воспитания, поэтических произведений - одним словом, всякого знания и творт чества, дающего образы человеческой жизни".

Универсальность утопического элемента культуры, проникновение его во все сферы человеческой жизни, постоянное присутствие на протяжении всей истории общественных идей утопических сюжетов ставит перед социально-философской наукой проблему изучения природы идеала, его функционального значения для социокультурного плана бытия, выявление основных тенденций эволюции общественных идеалов как выражение главных направлений развития культуры и человеческой индивидуальности. Важное значение поэтому приобретает начавшаяся исследовательская работа по изучению структуры и содержания общественного идеала в различных социально-философских парадигмах.

I. Свентоховский А. История утопий. М., 1910. С. 5.

Традиционно исследование проблемы идеала связано с анализом основных идей, составляющих его содержание, или с выявлением взаимосвязи мевду определённым типом мышления и идеальными конструкциями, ему соответствующими. Как правило, вхождение в проблематику идеала происходит путём выделения специфики утопического сознания. К.Мднгейм определяет специфику утопического мышления степенью противостояния его окружающей социальной действительности. Е.Шацкий усматривает главную особенность утопического сознания в стремлении создать мир, максимально завершённый и однозначный в своём совершенстве.

Взгляд на утопию как реализацию заложенных в самой социальной организации общества архетипов / Общество-машина, общество-город, общество-муравейник, общество-компьютер / характерен для Л.Мэмфорда, МЛаски. Достаточно распространённой является и та точка зрения, в соответствии с которой утопия рассматривается как последовательное описание будущего, построенного на альтернативной социально-исторической гипотезе / Л.Сарджент /.

Не отрицая ценности подобных исследований, следует отметить ряд сложностей, чаше всего возникающих при ограничении проблемы идеала анализом основных характеристик утопического сознания. Утопическое сознание, собственно говоря, не обладает своей, стрО' го очерчённой сферой преломления. Представление об идеале распространяются в равной мере как на религиозное, эстетическое, нравственное сознание, так и в области правовой, политической, экономической жизни. Это затрудняет выработку чёткого критерия, с помощью которого представлялось бы возможным зафиксировать область собственно утопического и в соответствии с ней раскрыть природу, механизмы действия и тенденции развития идеальных конструкций.

С другой стороны, оказывается невозможным ограничить представление о социальном идеале какой-либо одной формой общественного сознания, специфические черты которой могли бы объяснить пути формирования идеала и источники его дальнейших превращений. До сих пор не существует ясного представления о тех функциях, которые выполняет идеал в системе культуры, не существует и единой социально-философской концепции, позволяющей раскрыть основные тенденции развития социальных идеалов.

Интерес к вопросу о социальном идеале в связи с пространственно-временной проблематикой продиктован тем фактом, что любой идеал представляет собой прежде всего идеальную модель общества, определённым образом организующую и структурирующую социальную действительность. Это позволяет предположить наличие взаимосвязей между способами моделирования общественных идеалов и теми социальными формами пространства и времени, на основе которых складывается имманентная данной исторической эпохе картина мира.

Большое значение для построения целостной концепции идеала имеют работы, посвящённые анализу социальных форм пространства и времени как необходимых элементов любой культуры, обеспечивающих возможность символического освоения реальности. Важно при этом отметить ряд авторов, касающихся проблемы социального пространства-времени в связи с анализом мифологических форм мышления. J Е.М.Мелетинский, Я.Э.Голосовкер, Э.Кассирер, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Стросс Л

Изучение взаимосвязи искусства,его изобразительных средств, в целом культуры с характерными для данной эпохи представлениями о пространстве и времени является центральной темой в исследованиях Э.Ауербаха, М.Бахтина. В работах Й.Хёйзинги пространственное- временное восприятие действительности в контексте игры становится основным структурным моментом любой культуры.

Большой интерес представляет также исследование такой литературной формы идеала как идиллия. В силу того, что идиллические мотивы нередко проникают в различные варианты социальных идеалов со времён античности до наших дней, можно говорить об определённой устойчивости и.диллических представлений, связанной, по всей видимости, с древними, архаическими слоями человеческого сознания. Несмотря на разнообразие видов идиллий, встречающихся в истории общественных идей, всех их объединяет особое отношение к пространству. Это выражается прежде всего в строгой привязанности идиллии к определённому пространственному уголку. Образ дома, родины, непрерывной связи поколений является необходимым компоненте» идиллического сознания. В идиллиях наиболее отчётливо звучит мотив дома как духовно близкого и освоенного пространства, что формирует особое пространство идиллии.

Разработка проблемы общественного идеала в связи с исследованием социальных форм пространства-времени приоткрывает принципиально новый аспект данного вопроса, касающийся функциональной роли социальных идеалов в системе культуры. Осуществляется это при помощи введения таких понятий, как пространство и время идеала. Отсутствие ясного представления о функциональном значении социальных идеалов кроется, по-видимому, в том, что содержательная сторона любого идеала всегда значительно шире того видимого поля деятельности, в котором он осуществляет себя.

Исследование проблемы социального идеала в контексте вопроса пространственно-временной специфики человеческого мировосприятия позволяет сформулировать некоторые основные задачи и цели данной работы.

Во-первых, выявление основных подходов или парадигм восприятия, в соответствии с которыми в истории философии происходило развитие теоретических представлений об идеальном будущем.

Во-вторых, в связи с тем, что общественный идеал представляет своеобразный механизм конструирования социальной реальности и в этом смысле может быть соотнесён с мифологическими структурами, оказывается возможным сравнительный анализ мифа и идеала, как основополагающих культурных феноменов, ответственных за оформление различных социально-нравственных представлений в целостную картину мира. Главное внимание в данном случае будет уделяться рассмотрению тех функций, которые выполняют миф и идеал в системе культуры.

В-третьих, данное исследование ставит своей целью раскрытие природы идеала в контексте пространственно-временной проблематики. Введение таких понятий, как пространство и время идеала, предполагает обозначить связь основных принципов построения общественных идеалов и социальных форм пространства-времени, воплощённых в различных художественных, архитектурных и литературных стилях.

В целом, задача данной работы заключается в выделении- единой логики развития идеальных конструкций, проясняющей, с одной стороны, основные функции идеала в социокультурном плане бытия, а с другой, внутренние механизмы эволюции социальных идеалов в том или ином направлении. Главный акцент при этом будет делаться на исследовании взаимосвязи социальных идеалов и соответствующих им форм пространства и времени. Понимание того, что социальное пространство и время имеет множество форы, развитие которых протекает во взаимосвязи с изменениями в представлениях людей различных исторических эпох о своём идеальном будущем, является основополагающей идеей, вокруг которой разворачивается вся логика рассуждений данного исследования.

В соответствии с традицией, исследование актуально в той степени, в какой она увязана с современным состоянием общества. Но каким образом трансформируется актуальность той или иной проблемы в зависимости от исторически меняющихся представлений о будущем человечества ? Каковы основные тенденции развития социокультурного плана бытия ?

Проблема общественного идеала, поставленная в связи с анализом социальных форм пространства и времени, позволяет не только описать особенности и главные тенденции эволюции социальных идеалов, но и объяснить с точки зрения внутренних механизмов, опре-ляюших эти процессы, основные линии, в соответствии с которыми совершается создание образа современной цивилизации, выявить новые приоритеты и акценты в духовной ситуации XX века.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Пространство и время социального идеала"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осмысление любой эпохи начинается с выделения соответствующего ей типа сознания, который образно можно представить в виде сложного архитектурного строения со строгой внутренней структурой, скрытой запутанным смешением деталей, частей, элементов. Присущее данной эпохе специфическое понимание души, трактовка человеческой личности, отношение мира земного и мира потустороннего создают общий культурный фон, мифосемиотическую реальность, имеющую внутреннюю структуру, собственные законы, согласно которым складывается единый образ мира, его картина. Выявление характерных для исторической эпохи пространственно-временных форм позволяет обнаружить такую структуру для определённого мировидения.

Способы синтеза различных социальных идей, представлений, символов в устойчивый образ социального бытия, механизмы процесса изменения социокультурной реальности, до сих пор, к сожалению, остаются недостаточно исследованными. В этом контексте проблема социального идеала становится ключевой.

Поскольку проекция мира сводится в своей основе к пространству-времени, а любой общественный идеал выступает прежде всего в качестве идеальной модели общества, то анализ проблемы идеала должен осуществляться в связи с исследованием социальных форм пространства и времени.

Способы моделирования идеалов отражают особенности проектирования социальной реальности, характерные для той или иной культурной эпохи. Более того, связи между ведущими социальными идеалами и наличной социальной действительностью оказываются намного глубже и важнее, чем это считалось ранее. Речь идёт о том, что оформление разнообразных социально-нравственных идей и представлений в единое пространство культуры происходит при непосредственном влиянии со стороны хронотопа идеала. В свою очередь пространстве нно-временные формы идеала детерминированы всем комплексом идей, составляющих содержание конкретного общественного идеала. Хронотоп идеала, следовательно, имея в качестве своего основания идеальное, осуществляет проектирование социальной реальности. Достигается это путём конструирования в рамках общественного идеала представлений о пространстве и времени.

Следует отметить, что, хотя проектирование социальной реальности происходит на основе того или иного хронотопа идеала, однако он не тождественней социальным формам пространства и времени определённой исторической эпохи. Вводимые в работе понятия пространства и времени идеала указывают на специфику пространственно-временных форм идеала в отличие от конкретных, исторически складывающихся социальных форм пространства-времени. Хронотоп идеала даёт лишь основные принципы проектирования социальной реальности, которые при столкновении с наличной эмпирической действительностью обретают качественное своеобразие и наполняются более богатым с содержательной стороны смыслом.

Проникновение пространства и времени идеала в реальность происходит путём их художественного воплощения в произведениях искусства. Методы построения литературных произведений, различные архитектурные и художественные стили, основные научные и общественные теории опосредованы уже имеющимися в идеальных конструкциях пространственно-временными формами. Как в исторической, так и в естественно-исторической картине мира нет ни одной мельчайшей подробности, которая бы не была подчинена общей логике идеального пространства-времени.

Человеческое существование протекает на фоне смыслов, символов, понятий, но сами понятия и их отношения не неизменны, они исторически меняются, они осмысливаются со всем, что приходит с ними в связь. Феномен идеала как необходимого компонента любой культуры раскрывается путём выявления его функциональных особенностей. Именно в рамках социального идеала происходит оформление пространственно-временных форм, отвечающих новым духовным устремлениям эпохи.

Необходимость возникновения такого культурного образования как социальный идеал была вызвана выходом человека за рамки мифологического сознания. Если в мифе символическая реальность ещё не отличима от естественно-природного порядка вещей, то постепенно увеличивающийся разрыв между человеческим и природным миром требовал появления определённого культурного механизма, посредством которого человек мог включиться в духовный мир собственной культуры. Достигается это путём единых для данной культурной эпохи социальных форм пространства-времени, проектирование которых является основной функцией социального идеала.

Рассмотрение социальных идеалов в контексте пространственно-временной проблематики позволяет сделать следующие выводы относительно главных тенденций развития идеальных конструкций.

Во-первых, вплоть до эпохи Возрождения наблюдается в способах построения идеала пространственной ориентации, связанной с признанием неких абсолютных, сверхличностных, божественных сущностей, в соответствии с которыми пространство идеала мыслилось как строго определённое и замкнутое, 'а время как цикличное, подчинённое пространству, постоянно возвращающееся в мир неподвижных, пространственно локализованных начал.

Во-вторых, вместе с разрушением традиционных культур происходит постепенное усиление значения времени. Этот процесс был связан с распространением идеи бесконечности, возникновением представления об исторических горизонтах человеческого развития, параллельно с которыми углубляется само понимание личности как автономной, самодостаточной, уникальной ценности человеческого бытия. В результате пространство идеала теряет прежнюю строгую очерчён-ность, замкнутость и расширяется до бесконечности, а время идеала осознаётся как время историческое, однонаправленное, прогрессивное.

В-третьих, изменение соотношеш.л между пространством и временем идеала проявляется в переходе от идеала как образа совершенного общественного устройства i Платон, Гегель i к идеалу, мыслимому в качестве бесконечной цели развития общества и самосовершенствования личности } Аристотель, Кант Л

В-четвёртых, идеалы, акцентирующие своё внимание на пространстве, отличаются строгой центрированностью, образной конкретностью, сакрализованностью и относительной исторической устойчивостью. Идеалам же с развитыми формами социального времени присущи высокий уровень абстракции при определении идеальной цели, представление об относительном характере главных общественных ценностей, представление о центре как подвижном и пространственно нелокализо-ванном, всё более усиливающийся процесс десакрализации мира.

В целом, социальное пространство, являясь экстенсивной формой человеческого бнгия, рассматривается в работе как выражение идеи порядка и структурности, а социальное время, представляя интенсивную форму человеческого бытия, соотносится с идеей ритмичности. Хронотоп идеала, будучи преврашённой формой идеального, осуществляет проектирование социальной реальности путём оформления в пределах идеала представлений о пространстве и времени.

Рассмотрение эволюции социальных идеалов позволяет сделать заключение о возрастании значения времени в современных представлениях о социокультурной реальности, В наши дни время стало играть центральную роль в философии, литературе, живописи, архитектуре. Постоянное присутствие временной перспективы отражает тот факт, что главное внимание направлено сегодня не на возможную структуру мира, а на его изменение. Этому соответствует представление о непрерывной смене жизненных форм и стилей, отсутствие заданной модели идеального обшества, разнообразные временные перспективы, уживающиеся в одном литературном произведении, техника "пустого пространства" в живописи, сосредоточенная не на внешней, а на субъективной реальности, рассмотрение жизни духа как "потока сознания".

Переход от идеи порядка и структурности к идее ритмичности определяет современную установку на новизну вместо исключительности, на полиморфизм вместо единообразия. Исследование пространственно-временной специфики современных социальных идеалов в целом способно раскрыть основные противоречия нашего времени, яснее представить современную духовную ситуацию, прояснить главные движущие мотивы XXI века.

 

Список научной литературыКябелева, А. А., диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аристотель. Соч. В 4-х т. М.: Мысль, 1975-1983.

2. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М.: Искусство, 1990. 399 с.

3. Ауд И .11. Будущее архитектуры и её возможности. // Архитектура современного запада. М.: йзогиз, 1932. С. 77-85.

4. Ауэрбах Э. Мимесис. М.: Прогресс,' 1976. 556 с.

5. Батракова С.П. Искусство и утопия. М.: Наука, 1990. 304 с.

6. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. //Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234-407.

7. Бергер II. Понимание современности. // Социологические исследования. 1990. №7. С. 127-133.

8. Бердяев Н.А. Спасение и творчество. // Путь. 1926. I 2. С. 19-33.

9. Бердяев Н.А. Государство. // Власть и право. Л.: Лениздат, 1990. С. 279-314.

10. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Спб., 1901. 365 с.

11. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. // Новый мир. 1990. & I. С. 207-232.

12. Бёрдяев Н.А. Философия неравенства. // Русское зарубежье. Л.: Лениздат, 1991. С. 7-242.

13. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 607 с.

14. Бёрдяев Н.А. Царство Божие и царство кесаря. // Путь. 1925. й I. С. 24-45.

15. Блох Э."Принцип надежды. '// Утопия и утопическое мышление. №.: Прогресс, 1991. С. 49-78.

16. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность. J J Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977. С. I15-142.

17. Булгаков С. Два града. Исследовение о природе общественных идеалов. В 2-х т. М.: Путь, I9II.

18. Булгаков С. О социальном идеале. /У Вопросы философии и психологии. Кн. III. М., 1903. С. 291-376.

19. Булгаков С ."'От марксизма к идеализму. Спб., 1903. 347 с.

20. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.

21. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 519 с.

22. Вико Д. Основания новой науки об обшей природе наций. Л.: Худож. лит., 1940. 620 с.

23. Винокуров В.В. Феномен сакрального, или Восстание богов, j. Социологос. Вып.1. М.: Прогресс, 1991. С. 431-454.

24. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца ХУШ в. М.: Наука, 1975. 295 с.

25. Волгин B.II. Очерки истории социалистических идей: Первая половина XIX в. М.: наука, 1976. 419 с.

26. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.

27. Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении. J J Вопросы философии. 1969. № 9. С.88-98.

28. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. 566 с.

29. Гайденко ПЛ. Эволюция понятия науки / ХУП ХУШ вв. /. М.: Наука, 1987. - 447 с.

30. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Спб.: Наука, 1992. 444 с.

31. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

32. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х т. М.: Мысль, 1972-1973.

33. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: наука, 1987. 2Г7 с.

34. Городская культура. Средневековье и начало нового времени. Л.: Наука, 1986. 277 с.

35. Тропиус В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 197I. 286 с.

36. Гроф С. Области бессознательного: опыт исследования ЛСД-терапии. J J Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. С. 437-454.

37. Гроф С. Трансперсональные опыты. // Человек. 1991. №5. С. 54-62.

38. Гроф С. Целительные возможности необычных состояний сознания. JJ Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. С. 455-468.

39. Гуревич"А.Я. Время как проблема истории культуры. J J Вопросы философии. 1969. № 3. C.I05-II6.

40. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 395 с.

41. Гуревич Я. Кармические интуиции Станислава Грофа. J J Наука и религия. 1992. № 10. С. 3-5.

42. Гюйо М. Происхождение идеи времени. Спб., 1899. 372 с.

43. Дюргейм Э. Ценностные и "реальные" суждения. J J Социологические исследования. 1991. № 2. С. I06-II4.

44. Иванов Вяч. О русской идее. // Русская идея. М.: Республика, 1992. С. 226-240.

45. Иконникова С. Идеал. // Философская энциклопедия. Т.2. М., 1962. С. 202.

46. Ильенков "Э.В. Идеал. // Философский энциклопедический словарь. iyl.: Сов.энциклопедия, 1983. С. 195-196.

47. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.:Политиздат, I99I.-462C*

48. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982. 343 с.

49. Кант И. Соч. В 6-ти т. Т.4. 4.1. М.: Мысль, 1965. 544 с.

50. Кант И. Трактаты и письма. М.:Наука, 1980 710 с.

51. Кассирер Э. Сила метафоры. // Теория метафоры. М.:Наука,1990. С. 33-43.

52. Кондореэ М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. IV.:Соцэкгиз, 1936. 265 с.

53. Корбюзье JI. Новая эпоха в архитектуре. // Архитектура современного запада. М.:Изогиз, 1932. С. 51-63.

54. Кузанский Н. Соч. В 2-х Т. М.: Мысль, 1979.

55. Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований, ivi.: ИНИОН, 1982. 263 с.

56. Леви-Бркшь I. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Огиз, 1937. 519 с.

57. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.:Наука,1983. 536с.

58. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.:Политиздат,1991. 524 с.

59. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. 82 с.

60. Мангейм К. Идеология и утопия. )J Утопия и утопическое мышление. М.:Прогресс, 1991. С. II3-I69.

61. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание.

62. Мелетинский Е.М. Мифология. }} Философский энциклопедический словарь. М.:Сов.энциклопедия, 1983. С. 377-378.

63. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.:Наука,1976. 407 с.

64. Мелетинский Е.М. Аналитическая психологияи проблема происхождения архетипических сюжетов. }j Вопросы философии. 1991 № 10. С. 41-47.

65. Морозов К.Е. Проблема пространства-времени. J/ Философияестествознания. Ivl.Политиздат, 1966. С. 137-207.

66. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Соч. В 2-х т. T.I. М.:Мысль, 1990. С. 158-;.230.

67. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. Соч. В 2-х т. T.I. М.-.Мысль, 1990. С. 47-157.

68. Новая технократическая волна на Западе. М.:Прогресс,1986. -450 с.

69. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. М., 1901. 245 с.

70. Новгородцев II.И. Кризис современного правосознания. М.,1909. 393 с.

71. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.-.Пресса, 1991.-639с.72. 0 России и русской философской культуре. М.:11аука, 1990.-528с.

72. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.:йскус-ство, 1991. 588 с.

73. Пивоев В.М. Миф в системе культуры. Петрозаводск,1991. 216с.

74. Пигров К.С. Научно-техническое творчество. Л.: Из-во ЛГУ, 1979. 144 с.

75. Платон Соч. В 3-х т. М.:Мысль, 1968-1972.

76. Полторацкий Н. Россия и революция. Эрмитаж, 1988. 352 с.

77. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. М.:Феникс, 1992.

78. Проблемы идеализма. М., 1903. 521 с.

79. Райт Ф. Будущее архитектуры. М.:Госстройиздат,1960. 247с.

80. Райт Ф. Третье Измерение. // Архитектура современного запада. М.: Изогиз, 1932. С. 89-92.

81. Свентоховский^А. История утопий. М., 1910. 427 с.

82. Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып.1. М.:ИНИ0Н, 1988. 236 с.

83. Соловьёв Вл. Соч. В 2-х т. М.: Мысль, 1990.

84. Стеблин-Каменский М.И. Историческая поэтика. Л.:Из-во ЛГУ, 1978. 174 с.

85. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.:Наука, 1976. 104 с.

86. Степун Ф.А. Мысли о России. // Новый мир. 1991. "№ 6.-С.201-239.

87. Сунягин Г.Ф. Промышленный труд и культура Возрождения. Л.: Из-во ЛГУ, 1987. 159 с.

88. Раут Б. Что такое новая архитектура. // Архитектура современного запада. М.:Изогиз, 1932. С. 68-72.

89. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.:Прогресс,1990. С.106-145.

90. Тейяр де Шарден П. Феномен христианства. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.:Прогресс,1990. С.98-105.

91. Тойнби А. Постижение истории. М.:Прогресс,1991. 732 с. "

92. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов. // Ранние формы искусства. М.:Искусство,1972. С.77-104.

93. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.:Нау-ка, 1988. С. 7-60.

94. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире. // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М.:Наука,1982. -С. 8-40.

95. Тоффлер Э. Третья волна. // США экономика, политика, идеология. 1982. № 7-II.

96. Трубецкой Е. Смысл жизни. М., 1918. 232 с.

97. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Новосибирск:Сибирь-XXI век, 1991. НО с.

98. Трубников Н.Н. О категориях "цель", средство", "результат". М.: Высш. школа, 1968. 148 с.

99. Уитроу Дж. Естественная философия времени. M.rilporpecc, 1964. 431 с.

100. Уитроу Дж. Структура и природа времени. М.:Знание,1984.-64с.

101. Флоренский П. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях. // Декоративное искусство СССР. 1982 № I. С. 25-29.

102. Флоренский П. Время и пространство. // Социологические исследования. 1988. № I. С. I07-114.

103. Флоренский II. Иконостас. '//""Богословские труды. Сб. 9. М., 1972. С. 80-148.

104. Флоренский П. Обратная перспектива. Соч. В 2-х т. Т.2. М.: Правда, 1990. С. 43-108.

105. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма. // Путь. 1926. № 4. С. 21-40.

106. Франк С.Л. Духовные основы общества. // Русское зарубежье. Л.: Лениздат, 1991. С. 243-432.

107. Франк С.Л. Крушение кумиров. Соч. М.-.Правда, 1990. C.II3-I82.

108. Франк С.Л. По ту сторону "правого" и "левого". // Новый мир.1990. Л 4. С. 205-241.

109. ПО. Франк С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии. // Философские науки. 1990. J* 5. С.81-91.

110. Франк С.Л. Философия и жизнь. Спб., 1910. 389 с.

111. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.:Т1рогресс,1990. 368с. ИЗ. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов. М.': Полит, лит-ра, 1989. - С. 94-142.

112. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. 448 с.

113. Фрейд 3. Тотем и табу. М.-П., 1923. 171.

114. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. М.:Высш. школа,1991. 192 с.

115. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука,1983. 539 с.

116. Хёйзинга Й. Homo £uclen6 . В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. 458 с.

117. Человек и культура. М.: Наука, 1990. 238 с.

118. Чичерин Б.Н. .О началах этики. УУ Философские науки. 1989. № 9-12, 1990. Ш 1-4.

119. Чичерин Б.Н. Свобода в государстве. Политические и социальные идеалы. И Власть и право. JI.: Лениздат, 1990. С. 21-86.

120. Чичерин Б.Н. Социология. // Itypc государственной науки. 4.II. М., 1896. 433 с.

121. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. 454 с.

122. Шпенглер 0. Закат Европы. T.I. Новосибирск, Наука, 1993. -592 с.

123. Шпенглер 0. Закат Европы. Т.2. )} Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. С. 23-68.

124. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 311 с.

125. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

126. Юнг К.Г. Приближаясь к бессознательному. Л Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. С. 351-436.

127. Ясперс К. Истоки истории и её цель. В 2-х выпусках. М.: ИНИОН, 1991.

128. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наук. Думка, 1977. 275 с.131* Bauer H. Kunst und Utopie; Studien Uber das Kunst and Sta-atsdenken in der Renaissance. В., 1965. Taf. 11 / 3 /. S, 25 98.

129. Buchholz L.-U. Oswald Spengler eine Schttsselfigur im kon-servativen Denken des 20. Jahrhunderts. // Dt. Ztschr. fur Philosophie. В., 1989. j. g. 37, H. 2. - S, 139-147.

130. Cassirer E. Die Begriffsform im Mythischen Denken. L.-B., 1922. 310 S.

131. Cassirer B, Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung der griechischen Philosophie. Gb'teborg, 1941. 296 S#

132. Cassirer E. Natur und Volkerrecht im Lichte der Geschichte und des systematischen Philosophie. В., 1919. - 319 S.

133. Cassirer E. Was ist der Mensch? Versuch einer Phiiasophie der menschlicher Kultur. Stuttgart, 1960. 289 S.

134. Droysen P. G. Grundriss der Historit. Hrsg. von E. Rothacker. Halle, 1925.- 268 S.

135. EnzyklopSdie Philosophie und Wissenschaftstheorie. Bd. 2. Bibliographisches Institut. Mannheim, 1984. S. 166.

136. Freyer H. Das Problem der Utopie, // Deutsche Rundschau. В., 1920. Bd. 183. S. 321-345.

137. Guardini R. Das Snde der Heuzeit WUrzburg, 1965.- 315 S.

138. Heimsoeth Ы. Die sechs grofien Themen der abendleindischen Metaphysik und der Ausgang des Mittelalters. Darmstadt, 1953.- 274 S.

139. Jaspers K. Psychologie der Weltanschauungen. Heiderberg, 1919. 248 S,

140. Jaspers K. Vom europaischen Geist. // Eechenschaft und Ausblick. Mlinchen, 1951. S. 72 - 136.

141. Mannheim К. Das konservative Denken. //Arch. fUr Sozialwiss. u. Sozialpolitik. Tubingen, 1927. Bd. 57. H. 1. -S. 41-32.

142. MUnter G. Idealstadte:Ihre Geschichte vonv 15-17 Jahrhundert. В., 1957. 104 3.

143. Kowgorodzew P. Uber die eigentUmlichen Elemente den russi-schen Rechtsphilosophie. //Philosophie und Recht. 1922/23. K. 2. S. 53-54.

144. Stahl P.J. Die Philosophie des Kechts. Bd. 1. Heidelberg, 1930. 213 S.

145. Paul G. Kuhtos, Philosophie und Rationalitat. Prankfurt a. M. etc.: Lang,,1988. 161 3.

146. Pfoteiihauer H. Dionysos. Eeinse H'olderlin - Nietzsche. // Holderlin Jahrbuch, 1938, - Tubingen, 1939. - S. 38-59.

147. Weber A. Kulturgeschielite als Kultursoziologie, Llunchen, 1950. „ 512 S.