автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Пространство и время в автобиографических романах В. Набокова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бибина, Ирина Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Жанровое своеобразие автобиографии и ее роль в творчестве Набокова
1.1. Автобиография как жанр.
1.2. Главные тенденции набоковедения: автобиографические мотивы как скрепы «авторского метатекста».
ГЛАВА IX. Повествовательная и пространственно-временная структура произведений «автобиографического корпуса» («Подвиг», «The Real Life of Sebastian Knight», «Другие берега», «Speak, Memory»)
2.1. Время и пространство и способы их преодоления в произведениях «автобиографического корпуса».
2.2. Организация пространства героя и автора в романах «Подвиг», «The Real Life of Sebastian Knight», «Другие берега», «Speak, Memory».
2.2.1. Мифологическое пространство «Подвига».
2.2.2. Размывание границы повествовательных уровней в «Истинной жизни Себастьяна Найта».
2.2.3. Определение и разделение хронотопов героя и повествователя в «Других берегах» и «Speak, Memory».
2.3. Пространственно-временная рамка автобиографии: взаимодействие повествовательных уровней в «Других берегах» и «Speak,
Memory».
ГЛАВА III. Концепция времени и ее воплощение в фикциональных автобиографиях
3.1. Текстура времени в романе «Ада, или Радости страсти».
3.2. Взаимоотношения времени и пространства в романе «Смотри на арлекинов!».
Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Бибина, Ирина Владимировна
В отечественном и зарубежном набоковедении существует большое количество работ, посвящённых анализу различных версий автобиографии В. Набокова («Conclusive Evidence», «Другие берега», «Speak, Memory»)1, и работ, главным предметом рассмотрения которых является пространство и время в
•л произведениях Набокова . Суть и форма автобиографии неотделимы от проблемы времени и пространства. Эти категории являются центральными в эстетике и философии Набокова, поэтому форма биографии и автобиографии столь важна для писателя: предмет рассмотрения в этих жанрах - развитие персонажа/автора во времени и пространстве, которые сами оказывают огромное и разностороннее влияние на его жизнь. Категории времени и пространства, в свою очередь, в художественном мире Набокова неотделимы от памяти, воображения и сознания3. Введение в фикциональное повествование автобиографического материала, обыгрывание жанра автобиографии и биографии, имеющего дело с неразрешимой «индивидуальной тайной»4, используется Набоковым для художественной рефлексии над главными вопросами бытия и организующими принципами своей художественной вселенной (временем, пространством, памятью, творчеством, воображением, Diment G. Vladimir Nabokov and the art of autobiography // Nabokov and his fiction: new perspectives. Cambridge: Cambridge University Press, 1999; Маликова M. В. Набоков. Авто-био-графия. СПб.: Академический проект, 2002; Tammi P. Problems of Nabokov's poetics: A narratological analysis. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1985; Калинин И. С того берега к другим берегам: Клио Герцена и Мнемозина Набокова // Новое литературное обозрение. 2002. №58. С. 100-110; Johnson D.В. The alphabetic rainbows of «Speak, Memory»// Johnson D.B. Worlds in regression: Some novels of V. Nabokov. Ann Arbor: Ardis, 1985; LLIpaep M. Текстобиография Набокова// Шраер M. Набоков: Темы и вариации. СПб.: Академический проект, 2000. С. 19-45; Васильева Е.В. К проблеме традиций русской литературы XIX века в творчестве В.В. Набокова: цитатность в автобиографической прозе «(Conclusive Evidence», «Другие берега», «Speak, Memory» // Актуальные проблемы литературоведения и журналистики. Томск: Изд-во ТГУ, 2001. С. 70-74, и др. Бойд Б. Владимир Набоков: Русские годы. М.: Издательство Независимая Газета; СПб.: Симпозиум, 2001; Boyd В. Vladimir Nabokov: The American Years. Princeton: Princeton University Press, 1991; Boyd B. Nabokov's Ada: The Place of Consciousness. Ann Arbor, MI: Ardis, 1985; Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова, М.; СПб.: Летний сад, 2001; Калинин И. С того берега к другим берегам: Клио Герцена и Мнемозина Набокова // Новое литературное обозрение. 2002. №58. С. 100-110; Johnson D.B. The two worlds of "Invitation to the Beheading"; The ambidextrous universe of "Look at the Harlequins!" // Johnson D.B. Worlds in regression: Some novels of V. Nabokov. Ann Arbor: Ardis, 1985, и др.
3 См.: Бойд Б. Владимир Набоков: Русские годы. М.: Издательство Независимая Газета; СПб.: Симпозиум, 2001; Boyd В. Nabokov's Ada: The Place of Consciousness. Ann Arbor, MI: Ardis, 1985; Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова, М.; СПб.: Летний сад, 2001; Александров В.Е. Набоков и потусторонность. СПб.: Алетейя, 1999, и др.
4 Набоков В. Русский период. Собр. соч.: В 5 т. СПб.: Симпозиум, 2000. Т. 5. С. 150. сознанием), что, с одной стороны, создаёт достаточно чёткую философскую систему, а с другой, через использование автоинтертекстуальных связей создаёт некое надтекстовое единство, метатекстуальное измерение, обеспечивая таким образом цельность художественного мира Набокова и его философско-эстетической позиции.
Оговорим термины, заявленные в теме работы и служащие исследовательскими категориями: автобиографией / аутентичной автобиографией / автобиографическими мы будем называть тексты, достоверно повествующие о жизни писателя («Другие берега», «Speak, Memory»); фикциональные автобиографии и квазиавтобиографические тексты -произведения, написанные в форме автобиографии, материалом которых является художественный вымысел. Термином «нефикциональные тексты» обозначаются интервью, письма, эссе, лекции, предисловия к переводам романов.
Актуальность темы «Пространство и время в автобиографических романах В. Набокова» обусловлена несколькими факторами:
1. В творчестве В. Набокова значительное место занимают произведения, написанные в форме биографий или автобиографий, прослеживающих жизненный путь персонажа («Подвиг» (1932), «The Real Life of Sebastian Knight» (1941), «Другие берега» (1954), «Speak, Memory: An Autobiography Revisited» (1967), «Ada, or Ardor: A Family Chronicle» (1969), «Look at the Harlequins!» (1974)). Важное место в набоковском наследии занимает автобиография, существующая в русскоязычном («Другие берега») и англоязычном («Speak, Memory») варианте и объединяющая важнейшие формальные приёмы и идеи, нашедшие воплощение в творчестве писателя. Помимо важности автобиографических мотивов как таковых, сам принцип подхода к индивидуальной судьбе как к «контрапункту», как к переплетению и перекличке различных тематических узоров, обнажённый в автобиографии, коренится в глубочайших этических, эстетических и философских установках Набокова.
2. Заявленная тема не может быть раскрыта в отрыве от подробного анализа пространственно-временного аспекта произведений В. Набокова. В текстах Набокова пространственно-временная структура часто не просто «определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности»5, но становится активным сюжетообразующим компонентом и предметом художественной рефлексии, в процессе которой акцент постепенно смещается с пространства в ранних произведениях на время в поздних.
Научная новизна работы обусловлена комплексным подходом к анализу влияния жанровых особенностей автобиографии и философских идей писателя на повествовательную и пространственно-временную организацию текста.
Объектом исследования стала повествовательная организация произведений Набокова, написанных в форме автобиографии, в её взаимодействии и взаимовлиянии с пространственно-временной организацией анализируемых текстов.
Материалом исследования явились русскоязычный и англоязычный варианты автобиографии «Другие берега» и «Speak, Memory» («Память, говори») (в данной работе мы оставляем в стороне самый первый вариант автобиографии - «Conclusive Evidence: A Memoir» («Убедительное свидетельство: Мемуары» (1951)), так как он был значительно переработан и включён в две последующие версии); романы «Подвиг» и «The Real Life of Sebastian Knight» («Истинная жизнь Себастьяна Найта»), насыщенные автобиографическими мотивами и содержащие мотивно-тематический комплекс, важный для пространственно-временной организации автобиографии; а также два романа, написанных на английском языке - «Ada, or Ardor: A Family Chronicle» («Ада, или Радости страсти: Семейная хроника») и «Look at the Harlequins!» («Смотри на арлекинов!»), каждый из которых не только написан в форме автобиографии от лица фикционального повествователя, но и отражает в своей пространственно-временной
5 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука. 2000. С. 17^. организации и философском наполнении набоковскую концепцию времени и пространства.
Структура работы, состоящей из введения, трёх глав, заключения и библиографии, продиктована логикой отбора материала исследования. В главе I рассмотрены теоретические аспекты жанра автобиографии и проанализированы различные исследовательские подходы к творчеству Набокова, в частности, к проблеме времени и пространства, а также к другим принципиально важным для его художественного мира категориям - памяти, воображению, узору; определены исследовательские позиции и категории, на которые мы опираемся в настоящем диссертационном исследовании. В главе II проанализирована пространственно-временная и повествовательная организация романов «Подвиг» и «The Real Life of Sebastian Knight» и версий автобиографии «Другие берега», «Speak, Memory». Глава III посвящена романам «Ada or Ardor» и «Look at the Harlequins!», моделирующим автобиографическое время и пространство.
Методология исследования предполагает интегрирующий анализ, учитывающий различные аспекты изучения художественного текста: пространственно-временная организация повествования, повествовательная иерархия и субъектная организация текста, интертекстуальные связи текста, сюжетосложение. Применяются различные методики анализа текста: методика анализа точек зрения (Б. Успенский), философско-эстетический анализ, структурный и семантический анализ, элементы лингвистического анализа, мотивный анализ, биографический подход.
В своём исследовании мы исходили из мнения, что научный подход к тексту подразумевает анализ англоязычных текстов на материале оригиналов: даже при максимально точном переводе меняется лексический и синтаксический состав текста, и это часто ведёт к изменению образного и мотивного строя произведения. Поэтому цитаты приводятся по-английски и сопровождаются переводом. Переводы из «Speak, Memory» выполнены автором диссертации; там, где смысл и значения полностью совпадают с русским вариантом автобиографии, произведены переносы из «Других берегов». Переводы остальных англоязычных текстов даны по различным изданиям с исправлениями и уточнениями. Переводя заново, внося изменения и уточнения в существующие переводы, мы стремились, насколько это возможно, и к точности при переводе лексических единиц, важных для мотивной структуры произведения, и к сохранению образности и стиля оригинала. Основной метод, используемый при переводе - семантический, с элементами коммуникативного и буквального.
Цель работы: В рамках данного исследования нас будет интересовать, как в автобиографических произведениях Набокова и в фикциональных произведениях, написанных в форме автобиографии, работает система повествовательных уровней, как их взаимодействие формирует хронотоп произведения и пространственно-временную организацию повествования. На наш взгляд, именно пространственно-временная организация повествования является определяющей для структуры автобиографии, и по этой причине, а также по причине особого интереса Набокова к этой теме, пространственно-временная организация текста в его автобиографических и квазиавтобиографических романах будет стоять в центре нашего исследования. Целью данной работы не является проследить, как развивался жанр автобиографии и как набоковские автобиографические и квазиавтобиографические тексты вписываются в историю жанра или выбиваются из неё. Наша задача заключается в том, чтобы проанализировать, как структурные свойства автобиографического повествования организуют время и пространство в романах Набокова и какие смыслы, важные для понимания его художественного мира, порождает такая пространственно-временная организация.
Цель, поставленная в работе, диктует следующие задачи:
1. Проанализировать аутентичные автобиографии Набокова, чтобы установить, как автобиографическая повествовательная структура функционирует в произведениях, отвечающих традиционному определению жанра.
2. Проанализировать, как Набоков создаёт автобиографическую повествовательную структуру в автобиографиях, написанных от лица вымышленных героев. При анализе всего материала особое внимание планируется уделять рефлексии писателя на тему времени и пространства.
Результаты диссертационного исследования могут найти практическое применение при дальнейшем изучении творчества В. Набокова, а также в учебном процессе: в курсах лекций по истории русской литературы XX века, в спецкурсах по проблемам творчества В. Набокова и литературы русского Зарубежья.
Материалы диссертации прошли апробацию на научной конференции, посвященной 90-летию Саратовского государственного университета (Саратов, 1999), на научной конференции молодых учёных «Саратовская филологическая школа на рубеже веков: итоги и перспективы» (Саратов, 2000), на XXXVIII международной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2000), на XXVII зональной научной конференции литературоведческих кафедр университетов и педвузов Поволжья «Проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе: XXI век» (Саратов, 2000), на Республиканской научной конференции «Русский роман XX века: Духовный мир и поэтика жанра» (Саратов, 2001), на Учредительной конференции Объединения молодых учёных при Головном совете по филологии «Автор -текст - аудитория: филологические науки в социокультурном пространстве XXI века» (Саратов, 2001), на научной конференции молодых учёных «Филология и журналистика в начале XXI века», посвящённой 100-летию со дня рождения Г.А. Гуковского (Саратов, 2002), на Международной научной конференции «Поэтика прозы» (Смоленск, 2003), в спецсеминаре Е.Г. Единой, а также при ведении занятий по курсу «Анализ художественного текста» на филологическом факультете СГУ в 2002-2003 гг. По материалам диссертации опубликовано 9 статей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Повествовательная структура автобиографии определяется наличием двух точек зрения, двух уровней восприятия: с одной стороны, автор выступает как герой автобиографического текста, с другой стороны, он является повествователем, который обладает «избытком знания» по отношению к себе-герою и, следовательно, является по отношению к нему высшей повествовательной инстанцией.
2. Автор-герой и автор-повествователь принадлежат к разным хронотопам, причём хронотоп повествователя выполняет функцию пространственно-временной рамки, которая является необходимым жанровым признаком автобиографии. Именно наличие пространственно-временной рамки мира повествователя, включающей в себя хронотоп героя автобиографии, обеспечивает восприятие произведения как автобиографического.
3. Набоков использует взаимодействие пространственно-временной рамки с хронотопом героя автобиографии для показа работы памяти и выражения своих взглядов на время. Автобиографическая форма, состоящая из вложений пространственно-временных уровней, позволяет писателю создать повествовательную структуру, построенную в соответствии с его представлениями о свойствах времени.
4. В своих романах Набоков выработал своеобразную концепцию времени и его взаимоотношений с пространством. Согласно Набокову, время представляет собой не движущуюся субстанцию, но «волшебный ковёр», текстуру, организованную по принципу переплетающихся «узоров». Метафоры времени как текстуры и ковра, прошлого как переплетения узоров, бытия как спирали позволяют заключить, что время представляется писателю устроенным по принципу пространства: к пережитым событиям, являющимся наполнением времени, можно приблизиться, увидев их сквозь расстояние, и высшим состоянием бытия для писателя является пространство без времени. Средством перемещения по «ковру времени» является память, часто воплощаемая
Набоковым в зрительных образах, что также свидетельствует пространственной структуре времени в произведениях Набокова. и
Заключение научной работыдиссертация на тему "Пространство и время в автобиографических романах В. Набокова"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество Владимира Набокова предоставляет богатый материал для исследования, допуская огромное разнообразие подходов, ни один из которых не может претендовать на абсолютную полноту постижения своего объекта. Одним из ключевых элементов для понимания художественного мира Набокова является группа автобиографических текстов, где нашли концентрированное выражение большинство формальных приёмов и философских категорий его прозы.
В своём исследовании мы попытались показать, что форма автобиографии, автобиографического романа по самой своей природе явилась как нельзя более подходящей для построения модели взаимодействия сознания, памяти, времени и пространства - категорий, принципиально важных для эстетической и философской системы Набокова. Причиной послужила специфика автобиографического текста, в котором автор выступает в сразу двух воплощениях: в качестве автора-героя, запёчатлённого в тексте и принадлежащего к повествуемому миру, и в качестве автора-повествователя, который создаёт воспринимаемый нами повествуемый мир и обладает избытком знания по отношению к себе-герою. Из такого разделения миров героя и повествователя вытекает двухуровневая структура пространственно-временной организации автобиографического повествования: в тексте читатель имеет дело с хронотопом автора-героя, тогда как хронотоп повествователя выполняет роль пространственно-временной рамки автобиографии. Эта пространственно-временная рамка заключает в себе хронотоп героя автобиографии.
В наследии Набокова автобиография занимает особое место. На сюжетном уровне его аутентичные автобиографии - «Другие берега», «Speak, Memory» - являются своеобразным «каталогом» автобиографических мотивов, встречающихся во всех его романах. На уровне структуры текста и философского наполнения их композиция построена так, чтобы отражать представления Набокова о времени, которое, по мнению писателя, является основной силой, управляющей человеческой жизнью. Время, по Набокову, является не направленно движущейся из прошлого в будущее субстанцией, но тканью, текстурой, состоящей из переплетающихся и повторяющихся тем-нитей, проследить которые и является задачей автобиографии.
Время, организованное как неподвижная текстура, из которой память может выбирать любой участок, чтобы как следует его рассмотреть, неизбежно оказывается построенным по пространственному принципу соположения и сосуществования. Категорическое отрицание Набоковым родства времени и пространства в его поздних произведениях («Ада», «Смотри на арлекинов!») не отменяет этого принципа, заложенного в самой структуре его текстов, в их метафорах и стиле - и писатель признаёт, что полностью отделить друг от друга пространство и время невозможно. Атрибутом пространства, который обычно приписывают времени и который Набоков так настойчиво отрицает, является движение; идеальная гармония для него становится возможна только при условии, что движение исчезнет из картины и останется новое, вневременное пространство.
Помимо переплетения тематических узоров, основным приёмом создания автобиографических текстов - как аутентичных, так и фикциональных - для Набокова является пересечение пространственно-временных планов героя и повествователя автобиографии, причём эти повествовательные уровни также показаны как удалённые друг от друга в пространстве. В фикциональных автобиографиях эта структура усложняется, так как над двумя этими уровнями существует ещё и уровень автора, который в фикциональной автобиографии не равен повествователю. В обоих рассмотренных фикциональных автобиографиях персонажи догадываются о существовании ещё одного, скрытого от них измерения бытия, что становится главной движущей силой сюжета и бытийной проблемой, которую приходится решать не только героям, но и читателю. Набоков надстраивает ещё одну повествовательную инстанцию над уровнем героя-повествователя, и пространственно-временная рамка, созданная его аутентичными автобиографиями и поддержанная автоаллюзиями, встроенными в другие тексты, превращается в надтекстовое единство, авторский метатекст, с которым читатель должен соотнести мир созданных писателем фикциональных автобиографий.
Разумеется, изучение заявленных в теме диссертации аспектов творчества Набокова может быть продолжено. В настоящем исследовании мы пришли к выводу о важнейшей роли пространственно-временной рамки повествования в автобиографии, однако сознательно оставили в стороне следующую из такой конструкции возможность рассматривать автобиографическое произведение как структуру «текст в тексте». Такая тема потребовала бы ещё более детального анализа и уточнения исследовательских установок, однако, на наш взгляд, такая работа не может быть проведена без учёта накопленных в настоящей диссертации выводов и наблюдений. Кроме того, последовательная реализация подхода к автобиографии как к «тексту в тексте» ведёт к необходимости рассмотреть с такой же точки зрения тексты-биографии, где повествователь и герой не совпадают. В корпусе произведений Набокова много таких текстов, причём, в отличие от классической биографии, подразумевающей нахождение автора-повествователя вне текста и за границей повествуемого мира, повествователи-биографы в романах Набокова постоянно вмешиваются в жизнь тех, о ком рассказывают, по-своему толкуют, а иногда даже искажают её. Примерами могут служить «Дар», «Пнин», «Бледное пламя», «Прозрачные вещи», «Истинная жизнь Себастьяна Найта» (рассмотренная в данной работе под другим углом зрения). В двух из этих романов «текст в тексте» является композиционным принципом: «Дар» состоит из нескольких вложенных друг в друга текстов, один из которых представляет собой биографию Чернышевского, а к концу становится ясно, что сам роман - не что иное, как закамуфлированная автобиография Фёдора Годунова-Чердынцева, написанная в третьем лице1. «Бледное пламя» включает поэму и комментарий к ней, написанные двумя разными персонажами и на первый взгляд слабо связанные между собой, однако сплетающиеся в единое целое, в связи с чем некоторые современные исследователи усматривают в романе прототип гипертекста, а остальные со времени публикации романа (1962 г.) и до сих не могут прийти к согласию, существовали ли «на самом деле» оба автора или же один из них - плод фантазии другого, и если так, то кто именно. Всё это убеждает в необходимости дальнейшего изучения повествовательной структуры романов-биографий и автобиографий Набокова.
Философский аспект художественного мира Набокова также заключает в себе множество исследовательских перспектив. Одной из них могла бы стать попытка проследить эволюцию взглядов писателя на время и пространство и развитие взаимосвязей этих категорий с другими ключевыми в его философии понятиями от ранних произведений до последних романов.
1 Роман «Дар» как структура «текст в тексте» рассмотрен в диссертации Е.Г. Трубецковой «"Текст в тексте" в русском романе 1930-х годов», где делается вывод, что данная повествовательная модель в «Даре» выступает средством создания многомерности сюжета, хронотопа, композиции и способом введения автора внутрь текста.
170
Список научной литературыБибина, Ирина Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Набоков В. Собр. соч.: В 4 т. М.: Огонек, 1990.
2. Набоков В. Американский период. Собр. соч.: В 5 т. СПб.: Симпозиум, 1999.
3. Набоков В. Русский период. Собр. соч.: В 5 т. СПб.: Симпозиум, 1999- 2000.
4. Набоков В. Романы: Истинная жизнь Себастьяна Найта; Пнин; Просвечивающие предметы. М.: Художественная литература, 1991.
5. Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб.: Искусство-СПБ; Набоковский фонд, 1999.
6. Набоков В. Лекции по русской литературе. М.: Издательство Независимая Газета, 1999.
7. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М.: Издательство Независимая Газета, 2000.
8. Набоков В. Стихотворения и поэмы. М.: ACT; Харьков: Фолио, 1999.
9. Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе / Сост. Н. Мельников. М.: Издательство Независимая Газета, 2002.
10. O.Nabokov V. The Real Life of Sebastian Knight. London: Penguin Books, 1964.
11. Nabokov V. Bend Sinister. London: Penguin Books, 1974.
12. Nabokov V. Speak, Memory: An Autobiography Revisited. New York: Vintage Books, 1995.
13. Nabokov V. Lolita. M.: ИКАР, 2002.
14. Nabokov V. Pnin. London: Penguin Books, 2000.
15. Nabokov V. Pale Fire. London: Penguin Books, 2000.
16. Nabokov V. Ada or Ardor: A Family Chronicle. London: Penguin Books, 2000.
17. Nabokov V. Transparent Things. New York: McGrav^-Hill, 1972.
18. Nabokov V. Look at the Harlequins! New York: Vintage Books, 2001. * * *
19. Сайт Lib.Ru http://lib.ru/NABOKOW
20. Интервью телекомпании Bayerischer Rundfunk (1971) http://lib.ru/NABOKOW/Interl 9.txt
21. Nabokov Library http://www.nabokov.tk/ * * *
22. Carroll L. Alice's Adventures in Wonderland. Набоков В. Аня в стране чудес. Повесть-сказка. М.: Радуга, 2001.
23. Carroll L. Through The Looking Glass. London: Penguin Books, 2002.
24. Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье / Пер. с англ. Н. Демуровой. М.: Правда, 1985. * * *
25. Пруст М. В поисках за утраченным временем / Пер. А. Франковского. Л.: Время, 1934. Ч. 1. В сторону Свана. * * *
26. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1960. II
27. Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб.: Алетейя, 1999.
28. Анастасьев Н. Феномен Набокова. М.: Советский писатель, 1992.
29. Анастасьев Н. Одинокий король. М.: Центрполиграф, 2002.
30. Барзах А. Обратный перевод (несколько соображений о прозе В.В. Набокова). СПб.: Митин журнал, 1995.
31. Бло Ж. Набоков. СПб.: Блиц, 2000.
32. Бойд Б. Владимир Набоков: Русские годы: Биография. М.: Издательство Независимая Газета; СПб.: Симпозиум, 2001.
33. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах Владимира Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998.
34. Зверев А. Набоков. М.: Молодая гвардия, 2001. (Серия «Жизнь замечательных людей»).
35. Злочевская А.В. Художественный мир В. Набокова и русская литература XIX века. М.: Изд-во МГУ, 2002.
36. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве В. Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии / Под ред. Н. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
37. Люксембург A.M., Рахимкулова Г.Ф. Магистр игры Вивиан ван Бок (Игра слов в прозе Владимира Набокова в свете теории каламбура). Ростов-на-Дону: Изд-во ин-та массовых коммуникаций, 1996.
38. Маликова М. Набоков: Авто-био-графия. СПб.: Академический проект, 2002.
39. Млечко А.В. Игра, метатекст, трикстер: пародия в «русских» романах В.В. Набокова. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2000.
40. Мулярчик А. Русская проза Набокова. М.: Изд-во МГУ, 1997.
41. В.В. Набоков: Pro et Contra: Личность и творчество В. Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного университета, 1997. Ч. 1.
42. В.В. Набоков: Pro et Contra: Личность и творчество В. Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного университета, 2001. Ч. 2.
43. Носик Б. Мир и дар Набокова. СПб.: Золотой век; Диамант, 2000.
44. Проффер К. Ключи к «Лолите». СПб.: Симпозиум, 2000.
45. А.С. Пушкин и В.В. Набоков: Сборник докладов международной конференции, 15-18 апреля 1999 г. СПб.: Дорн, 1999.
46. Русская литература в XX веке: Имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 2. Владимир Набоков в контексте русской литературы XX в. Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 2000.
47. Семенова Н.В. Цитата в художественной прозе (На материале произведений В. Набокова). Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.
48. Трубецкова Е.Г. «Текст в тексте» в русском романе 1930-х годов: М. Булгаков, В. Набоков, М. Алданов.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Саратов, 1999.
49. Хасин Г. Театр личной тайны: Русские романы В. Набокова. М.; СПб.: Летний сад, 2001.
50. Шаховская 3. В поисках Набокова: Отражения. М., 1991.
51. Шраер М.Д. Набоков: темы и вариации. СПб.: Академический проект, 2000.
52. Boyd В. Vladimir Nabokov: The Russian Years. Princeton: Princeton University Press, 1990.
53. Boyd B. Nabokov's «Ada»: The Place of Consciousness. Ann Arbor, MP. Ardis, 1985.
54. Clark B.L. Reflections of fantasy: The mirror-worlds of Carroll, Nabokov, and Pynchon. New York: Lang, 1986.
55. Diment G. Pniniad: Vladimir Nabokov and Marc Szeftel. Seattle: University of Washington Press, 1997.
56. Field A. V.N.: The life and art of Vladimir Nabokov. New York: Crown, 1986.
57. Johnson D.B. Worlds in Regression: Some Novels of Vladimir Nabokov. Ann Arbor: Ardis, 1985.
58. Johnson K., Coates S. Nabokov's blues: The scientific Odyssey of a literary genius. Cambridge (Mass.): Zoland Books, 1999.
59. Nabokov and His Fiction: New Perspectives. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
60. Parker S.J. Understanding Vladimir Nabokov. Columbia, SC: University of South Carolina Press, 1987.
61. Rowe W.W. Nabokov's Spectral Dimension. Ann Arbor: Ardis, 1981.
62. Tammi P. Problems of Nabokov's poetics: A narratological analysis. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1985. I l l
63. Аверин Б. Гений тотального воспоминания: О прозе Набокова// Звезда. 1999. №4. 158-163.
64. Александров В. Набоков и «серебряный век» русской культуры// Звезда. 1996. №11.0.215-230.
65. Александров В.Е. Спасение от эмиграции у Набокова// Диапазон. 1993. №1. 24-28.
66. Анастасьев Н. Бывают странные сближенья...// Вопросы литературы. 1999. №5. 127-141.
67. Антошина Е.В. Экзистенциальный аспект текста-присутствия в романе В. Набокова «Дар» // Актуальные проблемы литературоведения и журналистики: Материалы региональной конференции молодых учёных (24 марта 2000 г.). Томск: Изд-во ТГУ, 2001. 59-64.
68. Арьев А. И сны, и явь (О смысле литературно-философской позиции В.В. Набокова)// Звезда. 1999. №4. 204-213.
69. Асоян А., Подкорытова Т. След пушкинской музы в рассказе В. Набокова «Весна в Фиальте»// Изв. Сиб. отд-ния РАН. История, филология и философия. Новосибирск, 1992. Вып. 2. 52-58.
70. Бабич Д. Каждый может выйти из зала: Театрализация зла в произведениях Набокова//Вопросы литературы. 1999. №5. 142-157.
71. Барабтарло Г. Призрак из первого акта// Звезда. 1996. №11. 140-145.
72. Барабтарло Г. Бирюк в чепце// Звезда. 1996. №11. 192-206.
73. Барабтарло Г. Разрешённый диссонанс // Звезда. 2003. №4. 190-205.
74. Белова Т. В. Набоков и Э. Хемингуэй (особенности поэтики и мироощущения)//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1999. №2. 55-61.
75. Бетея Д. Изгнание как уход в кокон: Образ бабочки у Набокова и Бродского//Русская литература. 1991. №3. 121-132.
76. Блюм А. «Поэтик белый, Сирин...» (Набоков о цензуре и цензура о Набокове)// Звезда. 1999. №4. 198-203.
77. Бродски А. «Лолита» Набокова и послевоенное эмигрантское сознание // Новое литературное обозрение. 2002. №58. 260-278.
78. Булавина М.А. Цветопись как художественный приём в романе В. Набокова «Подвиг»// Семантика языковых единиц: Материалы 3-й межвуз. н.-и. конф. М., 1993. Ч. 3. 104-107.
79. Гришакова М. Визуальная поэтика В. Набокова // Новое литературное обозрение. 2002. №54. 205-228.
80. Давыдов Посещение кладбища и музея//Диапазон. 1993. №1. 36-39.
81. Давыдов «Пушкинские весы» Владимира Набокова// Искусство Ленинграда. 1991. №6. 39-46.
82. Дарк О. Загадка Сирина: Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции//Вопросы литературы. 1990. №3. 243-257.
83. Джонсон Д.Б. Птичий вольер в «Аде» Набокова// Литературное обозрение. 1999. №2. 77-85.
84. Долинин А. «Двойное время» у Набокова (От «Дара» к «Лолите») // Пути и миражи русской культуры. СПб.: Северо-Запад, 1994. 283-322.
85. Долинин А. Доклады Владимира Набокова в Берлинском литературном кружке// Звезда. 1999. №4. 7-11.
86. Долинин А. Набоков, Достоевский и достоевщина// Литературное обозрение. 1999. №2. 38-45.
87. Ерофеев В. «My style is all I have»// Иностранная литература. 1991. X«8. 249-251. 88. Ерофеев В. Русский метароман В. Набокова, или в поисках потерянного рая//Вопросы литературы. 1988. №10. 125-160.
89. Ефимов М. Летучий новозеландец: Брайан Бойд и его книга о Набокове// Литературная газета. 1992. 15 апр. (№16).
90. Золотусский И. Путешествие к Набокову: Из дневника одной телевизионной поездки//Новый мир. 1996. №12. 185-198,
91. Иванов Вяч.Вс. Чёрт у Набокова и Булгакова// Звезда. 1996. №11. 146- 149.
92. Жиличев Е.В., Тюпа В.И. Иронический дискурс В. Набокова («Защита Лужина») // Кормановские чтения: Материалы межвуз. науч. конф. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. Вып. 1. 190-200.
93. Жолковский А. Philosophy of composition: К некоторым аспектам структуры одного текста.// Культура русского модернизма. М., 1993.
94. Злочевская А. В. Набоков и Н.В. Гоголь// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1999. №2. 30-46.
95. Злочевская А.В. Эстетические новации Владимира Набокова в контексте традиций русской классической литературы// Вестн. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 1997. №4. 9-19.
96. Калинин И. С того берега к другим берегам: Клио Герцена и Мнемозина Набокова // Новое литературное обозрение. 2002. №58. 101-110.
97. Каневская М. Семиотическая значимость зеркального отображения: Умберто Эко и Владимир Набоков // Новое литературное обозрение. 2003. №204-213.
98. Кацнельсон Н. Шахматная окантовка романа В. Набокова «Другие берега»// Нева. 1998. №12. 203-206.
99. Клех И. О писателях - двуязычном и безъязычном // Вопросы литературы. 2001. №1. 172-183.
100. Козлова Утопия истины и гносеология отрезанной головы в «Приглашении на казнь»// Звезда. 1999. №4. 184-189.
101. Колтаевская Н. На кого похож набоковский Найт?// Русская речь. 1996. №2. 8-11.
102. Конноли Дж.В. Загадка рассказчика в «Приглашении на казнь» В. Набокова// Русская литература XX века: Исследования американских учёных. СПб., 1993. 446-457.
103. Круглый стол: Владимир Набоков// Литературная газета. 1988. 17 авг.
104. Куллэ В. «Демон» Набокова и «Небожитель» Бродского// Литературное обозрение. 1999. №2. 86-88.
105. Кузнецов П. Утопия одиночества: В. Набоков и метафизика// Новый мир. 1992. №10. 243-250.
106. Левин Ю.И. Биспациальность как инвариант поэтического мира Набокова // Russian Literature (Amsterdam). №XXVIII (1). 1990. 45-124.
107. Левинг Ю. Владимир Набоков и Саша Чёрный// Литературное обозрение. 1999. №2. 52-56.
108. Левинтон Г. Набоковская конференция в Таллине// Звезда. 1999. №4. 229-234. ПО. Леденев А. Ритмический «сбой» как маркер аллюзии в романе «Лолита»// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1999. №2. 47-54.
109. Лем Лолита, или Ставрогин и Беатриче// Литературное обозрение. 1992. №1. 75-85.
110. Липецкий В. Набоков и Горький// Вестник новой литературы. 1994. №7. 214-220.
111. Липовецкий М. «Беззвучный взрыв любви»: Заметки о Набокове// Урал. 1992. №4. 155-179.
112. Лотман М. Некоторые замечания о поэзии и поэтике Ф.К. Годунова-Чердынцева//Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979. 45-48.
113. Медведев А. Перехитрить Набокова// Иностранная литература. 1999. №212. 217-229.
114. Миллер Л. И другое, другое, другое... О поэзии В. Набокова.// Вопросы литературы. 1995. Вып. 6. 86-102.
115. Молчанова Н. Концептуальность стилистического приёма в ранней прозе В. Набокова// Всстн. -Петерб. ун-та. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. 1992. Вып. 4. 83-86.
116. Мулярчик А. Набоков и «набоковианцы»: Об изучении творчества писателя в США.//Вопросы литературы. 1994. Вып. 3. 125-169.
117. Надеин В. Русские годы Набокова: В США вышла биография великого писателя// Известия. 1990. 20 окт.
118. Найман Э. Литдандия: Аллегорическая поэтика «Защиты Лужина» // Новое литературное обозрение. 2002. №54. 164-204.
119. Нива Ж. От Жюльена Сореля к Цинциннату (Стендаль - Набоков)// Континент. №о87. 296-305.
120. Носик Б. Набоков-переводчик и переводчики Набокова// Иностранная литература. 1993. №^11. 238-242.
121. Носик Б. Первый американский рассказ Набокова// Иностранная литература. 1993. №212. 117-120.
122. Павловский А. К характеристике автобиографической прозы русского зарубежья (И. Бунин, М. Осоргин, В. Набоков)// Русская литература. 1993. №«3. 30-53. 123. Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова// Новое литературное обозрение. 1993. №5. 138-155.
124. Парамонов Б. Египтянин Набоков// Звезда. 1999. №4. 214-218.
125. Парамонов Б. Набоков в Америке (По поводу одной переписки)// Звезда. 1996. №11. 231-238.
126. Пискунов В. Чистый ритм Мнемозины// Литературное обозрение. 1990. №10. 21-31.
127. Пурин А. Набоков и Евтерпа// Новый мир. 1993. №2. 224-241.
128. Ронен О. Заумь за пределами авангарда// Литературное обозрение. 1991.№12. 40-43.
129. Ронен О. Пути Шкловского в «Путеводителе по Берлину»// Звезда. 1999. №4. 164-172.
130. Ронен О. Подражательность, антипародия, интертекстуальность и комментарий// Новое литературное обозрение. 2000. №2 (42). 255-261.
131. Рылькова Г. «О читателе, теле и славе» Владимира Набокова// Новое литературное обозрение. 1999. №6 (40). 379-390.
132. Сараскина Л. Набоков, который бранится: О литературно- критическом творчестве В. Набокова.// Октябрь. 1993. №1. 176-189.
133. Сарнов Б. Ларец с секретом: (О загадках и аллюзиях в русских романах В. Набокова) // Вопросы литературы. 1999. Вып. 3. 136-182.
134. Семёнова Два полюса русского экзистенциального сознания: Проза Г. Иванова и В. Набокова-Сирина// Новый мир. 1999. №9. 183-205.
135. Сендерович С , Шварц Е. Вербная штучка: Набоков и популярная культура: Ст. 1// Новое литературное обозрение. 1997. №24. 93-110.
136. Сендерович С , Шварц Е. Вербная штучка: Набоков и популярная культура: Ст. 2// Новое литературное обозрение. 1997. №26. 201-202.
137. Сердюченко В. Чернышевский в романе В. Набокова «Дар» (К предыстории вопроса)// Вопросы литературы. 1998. Вып. 2. 333-343.
138. Скидан А. Набоков и пудра// Волга. 1997. №3/4. 181-185.
139. Сконечная О. Люди лунного света в русской прозе Набокова: К вопросу о набоковском пародировании мотивов Серебряного века.// Звезда. 1996. №11. 207-214.
140. Сконечная О. «Я» и «Он»: о присутствии Марселя Пруста в русской прозе Набокова // Литературное обозрение. 1999. №2. 46-51.
141. Слюсарева И. Построение простоты: Опыт прочтения романа В. Набокова «Защита Лужина» // Подъём. 1988. №3. 129-140.
142. Смирнов И. Философия в «Отчаянии» // Звезда. 1999. №4. 173- 183.
143. Смирнов М. Набоков в Уэлсли: К биографии писателя.// Вопросы литературы. 1995. Вып. 4. 153-170.
144. Соловьёв В. Владимир Набоков. Автопортрет в эпистолах// Иностранная литература. 1991. №8. 246-249.
145. Старк В. Набоков - Цветаева: заочные диалоги и «горние» встречи// Звезда. 1996. №11. 150-156.
146. Старк В. «Странное сближение» - Набоков и Есенин// Звезда. 1999. №4. 190-194.
147. Сухих И. Поэт в зеркалах// Звезда. 1999. №4. 219-228.
148. Тамми П. Тени различий: «Бледный огонь» и «Маятник Фуко»// Новое литературное обозрение. 1996. №19. 62-70.
149. Тамми П. Поэтика даты у Набокова// Литературное обозрение. 1999. №2. 21-30.
150. Толстой И. Владимир Дмитриевич, Николай Степанович, Николай Гаврилович//Звезда. 1996. №11. 181-191.
151. Томна А. Владимир Набоков: «Истинная жизнь Себастьяна Найта» Маскарад имен в романе // Studia Russica XVII. Budapest, 1999. P. 367-374.
152. Филд Э. Жизнь и искусство Владимира Набокова// Новая Россия. 1996. №1. 118-135.
153. Шапиро Г. Поместив в своём тексте мириады собственных лиц. К вопросу об авторском присутствии в произведениях Набокова// Литературное обозрение. 1999. №2. 30-37.
154. Шубинский В. Имя короля Земблы// Звезда. 1999. №4. 195-197.
155. Шульман М. Набоков, писатель// Постскриптум. 1997. №1. 235- 315.
156. Юркина Т. Лекции Набокова о литературе// Русская словесность. 1995. №1. 74-82.
157. Левинг Ю. Железнодорожная мифология В. Набокова // htlp://www.plexus.org.il/texts/levingJelezn.htm
158. Люксембург А. Амбивалентность как свойство набоковской игровой поэтики // http://www.relga.rsu.ru/n21/cult21_2.htm
159. Люксембург А. Английская проза Владимира Набокова // http://www.relga.rsu.ru/n20/cult20_2.htm
160. Люксембург А. Лабиринт как категория набоковской игровой поэтики // http://www.relga.rsu.ru/n22/cult22_2.htm * * *
161. Интернет-форум NABOKV-L. Модератор Д.Б. Джонсон NABOKV-L@LISTSERV.UCSB.EDU
162. Официальный сайт International Vladimir Nabokov Society http://www.libraries.psu.edu/nabokov/zembla.htm
163. Alpert R. Dancing on one's Hands: Metaphoric Gymnastics in «Ada» // http://listserv.ucsb.edu/lsv-cgi-bin/wa? A2=ind9612&L=nabokv-l&P=R2095&D=0&H=0&O=T&T=l
164. Barabtarlo G. The Informing of the Soul // http://www.libraries.psu.edu/nabokov/barabl 1 .htm
165. Begnal M.H. Adam Krug's Parrot // http://www.libraries.psu.edu/nabokov/beg21 .htm
166. Begnal M.H. The Fledgling Fictionahst // http://www.libraries.psu.edu/nabokov/begnal.htm
167. Couturier M. I, X Does Not Equal Nabokov: V. Nabokov «Speak, Memory». // http://www.libraries.psu.edu/nabokov/coutnar.htm
168. Couturier M. The Poerotic Novel: Nabokov's «Lolita» and «Ada» // http://www.libraries.psu.edu/nabokov/couturl.htm
169. Johnson D.B. Nabokov's Golliwoggs: Lodi Reads English 1899-1909 // http://www.libraries.psu.edu/nabokov/dbjgol.htm
170. Leving Y. Five Notes on Nabokov's Works // http://www.libraries.psu.edu/nabokov/levingl.htm
171. Monroe W. 'Lords and Owners': Nabokov's Sequestered Imagination // http://www.libraries.psu.edu/nabokov/monroe 1 .htm
172. Nyegaard O. On Bely's and Nabokov's Use of Space in Fiction // http://www.nabokovinrussia.org/PDF/Nyegaard.pdf
173. Partan O. The Impact of the Italian Commedia dell'arte on Nabokov's last novel, «Look at the Harlequins!» Abstract. // http://listserv.ucsb.edu/lsv-cgi-bin/wa?A2-ind9908&L=nabokv-l&F=&S=&P=3977
174. Rattazzi Papka С The Mirrored Self: Incestuous Fictions in Nabokov's «Ada»//http://listserv.ucsb.edu/lsv-cgi-bin/wa?A2^ind9612&L=nabokv-l&P=R2095&D=0&H-0&O=T&T=l
175. Schuman S. On the Road to Canterbury, Liliput and Elphinstone - The Rough Guide: Satiric Travel Narratives in Chaucer, Swift and Nabokov // http://www.libraries.psu.edu/nabokov/schuman.htm
176. Swanson R.A. Nabokov's «Ada» as Science Fiction // http://www.depauw.edU/sfs/backissues/5/swanson5art.htm IV
177. Ансельм А. Что такое время? // Звезда. 1998. №9. 173-190.
178. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.
179. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
180. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.
181. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
182. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Гос. изд- 30 худож. литературы, 1961.
183. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М.: Интрада, 1999.
184. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX - XX вв. М.: Наука, 1991.
185. Елизаветина Г. «Последняя грань в области романа...» (русские мемуары как предмет литературоведческого исследования) // Вопросы литературы. 1982. № 10.
186. Женетт Ж. Работы по поэтике. Фигуры: В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.
187. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.
188. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.
189. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвегцение, 1972.
190. Корман Б.О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень) // Проблема автора в художественной литературе. Вып. 1. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1974.
191. Крылова М. О выражении в языке понятия диалектического единства пространства и времени// Научн. труды Ташкентского ун-та. 1964. Новая серия. Вып. 268. Филологич. науки. Кн. 26. 32-37.
192. Лежён Ф. В заш,иту автобиографии // Иностранная литература. 2000. №4. 108-122.
193. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1967. Ч. IV. Поэтика художественного времени.
194. Лотман Ю.М. О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах // Тезисы докладов во Второй летней школе по вторичным моделирующим системам, 16-26 августа. Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1966. 69-74.
195. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992.
196. Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. 448-465.
197. Лотман Ю.М. Литературная биография в ситорико-культурном контексте // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. I . e . 365-376.
198. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. I . e . 413-447.
199. Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. е . 407-412.
200. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. е . 148-160.
201. Лотман Ю.М. етруктура художественного текста. М.: Искусство, 1970.
202. Лотман Ю., Минц 3. Литература и мифология// Труды по знаковым системам. XXIII. Тарту, 1981. е . 35-55.
203. Манн Ю.В. Автор и повествование // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1991.Т. 50. №1.С. 3-19.
204. Мелетинский Е.А. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994.
205. Мелетинский Е. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.
206. Мишина Л.А. Жанр автобиографии в истории американской литературы. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992.
207. Нива Ж. Возвращение в Европу: Статьи о русской литературе. М.: Высшая школа, 1999.
208. Пятигорский А. Некоторые обш,ие замечания о мифологии с точки зрения психолога// Учён. зап. Тартуского гос. ун-та. 1965. Вып. 181. 38-48.
209. Рейхенбах Г. Направление времени. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962.
210. Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997.
211. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: Логос-Траст, 1994.
212. Созина Е.К. Воспоминание и память в устном дискурсе и художественно-автобиографическом повествовании // PRO=3A: Тезисы международной научной конференции «Поэтика прозы». Смоленск: СГПУ, 2003.С. 24-27.
213. Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифологического. М.: Прогресс; Культура, 1995.
214. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура. М.: Наука, 1983. 227-284.
215. Тюпа В. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М.: Лабиринт; РГГУ, 2001.
216. Уитроу Дж. Естественная философия времени. М.: Прогресс, 1964.
217. Уитроу Дж. Структура и природа времени. М.: Знание, 1984.
218. Успенский Б.М. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.
219. Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М.: Агар, 2000.
220. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
221. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002.
222. Холмогорова О.В. «Художник вместо произведения». Акционизм как авторский жест // Художественные модели мироздания. Кн. 2. XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. М.: Наука, 1999.
223. Хотинская Г. Художественное время как эстетический феномен v (Опыт эстетической хронологии). Саратов, 1992.
224. Художественный метод и творческая индивидуальность писателя (выражение авторского «я» в художественном произведении). Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1982.
225. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость. СПб.: Алетейя, 1998.
226. Эткинд А. Толкование путешествий: Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М.: Новое литературное обозрение, 2001.
227. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
228. Ярская В. Время в эволюции культуры. Саратов: Изд-во СГУ, 1989.
229. Русские мемуары в историко-типологическом освещении: к постановке проблемы // http://www.ruthenia.ru/document/422973.html
230. Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы/ Сост. Я. Левченко. Под ред. В. Чернова // http://diction.chat.ru
231. Cockshut A.O.J. The Art of Autobiography in 19th and 20th Century England. New Haven; London: Yale University Press, 1984.
232. Frye N. Anatomy of Criticism. London: Penguin Books, 1990.
233. The Theory of Criticism: From Plato to the Present / Ed. By Raman Selden. London; New York: Longman, 1997. V 238. 106 литературных имён русского зарубежья: Библиографический указатель. М.: Государственная публичная историческая библиотека, 1992.
234. Бауэр В., Дюмоту И., Головин Энциклопедия символов. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
235. Культурология: XX век. Энциклопедия: В 2 т. СПб.: Университетская книга, 1998.
236. Литература русского зарубежья возвращается на родину: Выборочный указатель публикаций, 1986-1990. В 2 ч. М.: Рудомино, 1993.
237. Литературная энциклопедия русского зарубежья, 1918-1940. Т. 1. Писатели русского зарубежья. М.: Росспэн, 1997.
238. В.В. Набоков: Указатель литературы, опубликованной на русском языке в СССР, России, странах СНГ и государствах Балтии / Авт.-сост. Г.Г. Мартынов. СПб.: Библиотека Рос. акад. Наук; Набоковский фонд, 2001.
239. Писатели русского зарубежья (1918-1940). Справочник. М.: ИНИОН, 1994.
240. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.
241. Руднев В. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999.
242. Русские писатели XX века: Биографический словарь. М.: Научное издательство «Большая советская энциклопедия»; Рандеву-АМ, 2000.
243. Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США: Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник. М.: Интрада, 1999.