автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Процессы либерализации общественных отношений в России как фактор изменения социокультурных ценностей личности
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хомяков, Олег Викторович
Введение. 3.
Глава I. Тенденции социальной либерализации как фактор изменений ценностных ориентаций личности в дореволюционной России (XIX - начало XX вв.). 15.
§1. Геоисторические факторы зарождения и становления российской либеральной традиции. 15.
§2. Социокультурные и политические препятствия генезиса либерализма в России. 25.
§3. Становление и эволюция либерального миросозерцания в
России, их отражение в ценностных ориентациях личности. 35.
Глава II. Влияние процессов либерализации общественных отношений на изменение социокультурных ценностей личности в современной России. 62.
§1. Трансформация ценностей социума в интеграции общественного единства и социальной свободы. 62.
§2. Личность и социальные отношения в России: особенности развития и специфика взаимодействия. 91.
§3. Синтез консервативных и либеральных ценностей как условие развития личности и совершенствования общественных отношений в современной России. 110.
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Хомяков, Олег Викторович
Актуальность темы исследования. Процессы трансформации социальной структуры российского общества в течение 1990-х - начале 2000-х годов выразились в резком изменении социальных позиций большинства индивидов и социальных групп. Состояние современного российского общества все еще можно характеризовать как кризисное. В первые годы нового века наметилось некоторое движение к социально-экономической стабилизации социума, но, в наши дни, серьезную долговременную угрозу для российского общества составляет прогрессирующий распад социетальной интеграции, кризис единого социокультурного пространства. Этот кризис затрагивает все три аспекта структуры социокультурных взаимодействий: личность, общество и культуру. Моментом единства этих аспектов - основой нормального самовоспроизводства общества как целостности являются социальные ценности. Будучи неотъемлемыми, далее базисными элементами всякой культуры, ценности обладают огромным интегративным потенциалом, и всякие деформации в системе ценностей намного опаснее для общества, чем даже превратности динамики экономического роста.
Исторический путь, пройденный российским обществом, заставляет исследователя говорить о социокультурном расколе как о наиболее значимой характеристике, которая воспроизводится из поколения в поколение, находя выражение в социетальных катаклизмах, межгенерационном противостоянии, отсутствии долговременной национальной идеологии. При разработке и решении проблемы развития идеологии современного российского общества большой интерес вызывает специфика влияния процессов либерализации общественных отношений в России на изменение социокультурных ценностей личности. Либерализм одинаково привлекает как его сторонников, так и его противников. Обращаясь к социально-философскому исследованию ценностей применительно к реалиям современной России, мы вынуждены констатировать нарастающее неприятие некоторыми слоями общества традиционных ценностей отечественной культуры, фрагментацию социокультурного пространства. Представляется очевидным, что аксиологическое противостояние между традиционализмом и либерализмом в значительной мере изжило себя; обнаружив свою непродуктивность в плане реальной интеграции социума. Следовательно, возникает насущная задача переосмысления проблемы единения общества через ценности, дающие направление социокультурному развитию. По нашему мнению, очевидной является проблема сохранения в современной социокультурной динамике разумного компромисса между социальностью и автономностью отдельного человека. Пример многочисленных социально-политических конфликтов в России показывает, что попытка насильственно придать социуму общие цели и ценности может обернуться подавлением личностных начал, их игнорированием в общественной жизни. Единство, достигнутое тоталитарными способами,v может привести к идеологическому и политическому распаду общества. Использование в начале 90-х гг. прошлого столетия готовых универсальных рецептов Запада без учета собственных духовных предпосылок показало, что может иметь место обращение к другой крайности - к отказу от ряда идеологических и социокультурных ценностей, способных объединять общество, к предоставлению каждому гражданину такой политической и экономической свободы, к какой люди оказались просто не готовы. Данная крайность может привести к трагедии, когда исчезнут нормы и принципы социального порядка, которые регулируют и контролируют жизнь людей. Безусловными необходимо признать условия, которые обеспечат объединение российского общества с целью выработки общих социальных целей, ценностей и общей социальной воли. Единство российского социума может быть основано на обязательном признании общественных ценностей, включающих в себя систему институтов и организаций: национальных, государственных, культурных, религиозных, которые призваны обеспечить необходимые условия для самореализации индивидуальных и коллективных интересов, потребностей, гарантировать справедливую систему гражданских, политических прав и свобод. Это единство достигается признанием оптимального равновесия между гражданским обществом и государством при сохранении важнейших и неотъемлемых компонентов цивилизованного общества: личности, собственности и государства.
Необходимостью постановки и решения этой задачи, в конечном счете, и определяется актуальность темы настоящего диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы и теоретические источники диссертации.
В многочисленных работах представителей общественных наук рассмотрены различные аспекты становления и развития либерализма в России вплоть до наших дней.
Историография поставленной проблемы исследована А.В. Гоголевским, В.А. Горновым, JI.M. Искрой, Д. Йеной, В.А. Китаевым, Н.В. Михайловой, А.И. Нарежным, С.С. Секиринским, JI.B. Селезневой и др.1
Историко-философский аспект развития либерализма в России представлен в работах Н.Г. Габидулиной, И.В. Емелькиной, И.Д. Осипова, В.В. Рузавина, Н.А. Руткевича и др.2
Современное состояние социально-философского дискурса процессов либерализации общественного сознания представлено авторскими концепциями И.Н. Барковой, А.Т. Берлина, Т.И. Зайцевой и др.3
Проблема особенностей российского политического либерализма проанализирована в работах О.Б. Ворсиной, Е.П. Казбан, Х.Б. Пак, Р.В. Пырмы, Г.С. Суркова, Н.Б. Чувилиной, Е.А. Шаталина и др.4
Характеризуя процесс накопления научных представлений о сущностных чертах и истории русского либерализма, следует отметить, что становление данной проблемы в качестве самостоятельного объекта исследования произошло далеко не сразу. В дореволюционной литературе долгое время проблема либерализма рассматривалась, как правило, в контексте изучения направленности и последствий реформ 60-х годов XIX века. В работах Б.Б. Глинского, Г.А. Джаншиева, И.И. Иванюкова, А.А. Корнилова и других авторов5 основное внимание уделялось вопросам подготовки и проведения преобразований в России. К числу первых попыток выделить либеральную составляющую в качестве самостоятельной линии в общественном движении России, раскрыть особенности становления и развития взглядов ведущих представителей либерального движения, сложного переплетения в них охранительных и либеральных тенденций следует отнести работы, посвященные М.Н. Каткову, Б.Н. Чичерину, К.Д. Кавелину6, другим теоретикам и идеологам либерализма. Существуют работы обобщающего характера, где предприняты попытки дать цельную картину генезиса русского либерализма, эволюцию его философии и идеологии в разных временных интервалах. Здесь необходимо отметить книгу В.В. Леонтовича «История либерализма в России» , которая является первой среди себе подобных. В ней автор подводит определенный итог изучения истории либерализма. В советской историографии долгое время история либерализма XIX века практически не изучалась, а попытка либеральной модернизации в России рассматривалась как явление случайно-мимолетное. Проявления русского либерализма отражались в работах, связанных со становлением капиталистических отношений в экономической и политической сферах, историей буржуазного судопроизводства, развитием революционных движений. При этом либерализм не выделялся как самостоятельное явление общественной жизни XIX века. Эта проблема сводилась, как правило, к истории либеральных партий октябристов и кадетов начала XX века в Q контексте политической борьбы и продвижения большевиков к власти. Основное внимание, согласно господствовавшей марксистско-ленинской методологии, уделялось противостоянию буржуазии и рабочего класса, выразителями интересов которых определялись соответственно либералы и социал-демократы. В рамках такого подхода обосновывались два основных тезиса. Первый строился на главном постулате марксизма об исторической обреченности капитализма и его идеологов в лице либералов, второй сводился к утверждениям о слабости, идеологической и политической несамостоятельности российской буржуазии, что, по мнению авторов, предопределяло неэффективность ее политических структур и организаций в лице октябристов и кадетов. Таким образом, сводя проблему либерализма хронологически к началу XX века и предметно к политической истории либеральных партий, отечественная исследовательская мысль не занималась рассмотрением более ранних этапов либерализма. Следствием этого являлось представление о случайном, исторически немотивированном характере образования либерального движения, либеральных партий в России на рубеже XIX-XX вв.
В наши дни аспекты становления русского либерализма, причины «исторической задержки» его появления и развития вплоть до наших дней, черты самобытности, отличия от «классического» западного либерализма рассмотрены в работах Е.П. Иванова, Б.Г. Капустина, Л.И. Новиковой и И.Н. Сиземской, И.К. Пантина, С.С. Секиринского, В.В. Шелохаева, Д. Штурман, Е.Г. Ясина. 9
Осмыслить трудности адаптации идей либерализма на русской почве помогают работы, посвященные исследованию социокультурных и ментальных особенностей российской цивилизации. Эта проблема интересовала как авторов дореволюционной России, так и современных. В этой связи можно отметить сочинения «патриархов» российской исторической мысли В.О Ключевского, Ф.А. Степуна10 и исследователей советского и постсоветского периодов: В.А. Ачкасова, И.А. Василенко, Л.П. Евстигнееву и Р.Н. Евстигнеева, Е.Ю. Зубкову и А.И. Куприянова,
A.А. Кара-Мурзу, И.М. Клямкина, С.А. Ланцова, О.Ю. Малинову, Л.В, Милова, А.С. Панарина, Л.И. Семенникову, И.Л.- Солоневича,
B.Ф. Шаповалова, О.И. Шкаратан, В.А. Шупера.11
Различные этапы эволюции либерализма в России, стратегия и тактика либералов в различные периоды их оппозиции царскому самодержавию и левому радикализму анализируются в работах А.Я. Авреха, Н.М. Пирумовой, В.И. Приленского.12
Особый интерес представляют работы, отражающие «второе пришествие» либерализма в Россию. Это труды Е.Т. Гайдара, Т.И. Заславской, И.М. Клямкина, С.Г. Кара-Мурзы, В.В. Согрина, А.В. Улюкаева.13
Достаточно много работ, которые фиксируют различные аспекты и проблемы становления российского либерализма конца XX века, обосновывают необходимость смены парадигмы цивилизационного развития, объясняют причины возрастания социально-экономической роли государства и модификацию обогащения его функций. Это исследования И.А. Василенко, Ю.Г. Волкова, Г.И. Зверевой, А.А. Галкина, В.Г. Головина, В.В. Кортунова, Н.И. Лапина, A.M. Миграняна, О.В. Смирновой, А.А. Френикина и др.14
Нельзя не отметить западных исследователей, в трудах которых анализируется становление российской государственности, в частности, в связи с развитием либерализма. Это - А. Валицкий, И. Валлерстайн, Т.Г. Масарик, Р. Пайпс, Дж. Патнэм, Г. Рормозер, А. Тойнби, Ш.Н. Эйзенштадт.15
В целом, отечественными и западными авторами проведена большая работа по воссозданию научной картины становления, духовной и мировоззренческой эволюции либерализма в России. Однако, очевидно, что «ставить точку» в исследованиях пока преждевременно. Сегодня, согласно экспертной оценке директора Института социологии РАН М.К. Горшкова, «в высших эшелонах власти единой концепции дальнейшего развития страны нет. Одни политики отстаивают либеральные концепты и видят в либерализме панацею от всех бед. Другие понимают, что без сильного государства сильная Россия невозможна - так исторически сложилось».16
Социально-философский анализ ценностей предполагает комплексный характер нашего исследования, а также междисциплинарный подход, включающий в себя социальные, философские, психологические и культурологические аспекты. Такая постановка вопроса потребовала привлечения широкого круга работ отечественных и зарубежных авторов с целью выявления зависимости изменений социокультурных ценностей
1 п личности от процессов либерализации общественных отношений в России.
Источниковедческая база диссертации была предопределена темой диссертации, целью и задачами исследования. Во-первых, это труды ученых и политических деятелей, разделявших и пропагандировавших основные идеи русского либерализма. Это работы М.М. Сперанского, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, B.C. Соловьева, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, П.Н. Милюкова, C.JI. Франка, П.Б. Струве, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова
1Я и др. Во-вторых - это исследования русских историков В.О. Ключевского, Ф.А. Степуна.10 Более полному осмыслению духовно-идеологического климата бурной эпохи зарождения и развития русского либерализма способствовало обращение к научному наследию ученых писателей публицистов, политических деятелей, не принадлежавших к либеральному лагерю, а стоявших на других, иногда противоположных революционно-демократических и консервативных позициях. Это работы Н.Я Данилевского, И.А. Ильина, В.В. Розанова, А.И. Солженицына и др.19
Методологической основой исследования стали принципы системности, диалектического подхода, принцип сочетания общего, особенного и единичного, исторический и сравнительный методы анализа. В первой главе диссертационного исследования используются преимущественно историко-генетический и сравнительно-исторический методы. Историко-генетический анализ обосновывается необходимостью дополнить хронологическое и событийно-фактологическое описание, поиском взаимодействия и субординации причин и результатов, выявлением детерминационно-мотивационного механизма явления, в нашем случае конкретно - русского либерализма. Сравнение же, в рамках данной работы, происходит в двух разных системах координат - пространственной (сравнение с западноевропейским либерализмом) и во временной (рассмотрение трансформации русского либерализма от «дворянского» к «социальному» и далее к «консервативному» либерализму). В ходе этой эволюции происходило обогащение содержания либерализма демократическими и социальными элементами, а также осуществлялось нарастание элементов неоконсерватизма: опора на сильную государственность, традиции соборной коллективности, религиозной и этической мотивации. Ключевыми методами исследования влияния процессов либерализации общественных отношений на изменение социокультурных ценностей личности были использованы экстраполяция и интерпретация. Применяя экстраполяцию, основной упор делался на поддержание сложившегося культурного содержания, возможно с некоторой его абсолютизацией. Задачей же интерпретации стало наполнение осмысляемых явлений новым содержанием в соответствии с новыми условиями, новыми средствами, новыми целями, т.е. определенное обогащение унаследованного содержания культуры максимально глубокими новыми составляющими. В связи с использованием интерпретации возникла возможность формирования адекватной новым общественным отношениям системы ценностей личности.
Предмет исследования - влияние процессов либерализации общественных отношений в России на изменение социокультурных ценностей личности в период с 1991 по 2005 гг. Пристальное внимание уделяется проблемам влияния русского «консервативного либерализма» на практику социокультурного реформирования российского государства, гражданского общества, ценностного ориентирования отдельной личности.
Цель и основные задачи исследования. Цель работы - социально-философский анализ либерализации общественных отношений в России как фактора изменения социокультурных ценностей личности. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи: показать на историческом опыте дореволюционной России возможность развития либеральной идеологии, влияния ее на совершенствование общественных отношений; раскрыть геоисторические, экономические и социокультурные факторы исторической «задержки» становления в России капитализма и идейно адекватной ему либеральной идеологии; проанализировать причины исторического поражения русского либерализма в начале XX века; выявить особенности развития либеральных основ в системе ценностей современного российского общества; - раскрыть содержание и специфику влияния социально-философской доктрины либерализма на реформу идеологии в современной России; определить роль и место сочетания консерватизма и либерализма применительно к условиям формирования аксиологической концепции современного возрождения России.
Научная новизна исследования: осуществлена попытка реконструкции цельной, логической и хронологической картины становления и эволюции российского либерализма от его идейно—политических и экономических источников до сегодняшнего дня; выявлены геоисторические и социокультурные факторы более позднего по сравнению с Западом прихода либерализма в Россию, причины специфично идеологического и самобытно политического оформления русской либеральной идеи; проведен анализ неудачного радикально-либерального реформирования российских общественных институтов, которое осуществлялось по западным лекалам без учета национальной специфики в период с 1991 по 1998 гг.; определены роль и место либеральных ценностей в системе современных социальных отношений обоснован тезис о наиболее приемлемом варианте развития либеральной идеи в России - исключительно с национальными особенностями, с опорой на многовековые традиции.
Положения выносимые на защиту;
1. Либеральная идея проходит в своем развитии ряд стадий, протяженность которых зависит от совокупности объективных и субъективных факторов. Для развитых западноевропейских стран характерны более последовательные смены периодов развития и типов либерализма. В российских условиях при заимствовании либеральной идеи возникает не только «сжатие» периодов, но иной порядок «сборки» системы либеральных ценностей.
2. Русский либерализм в полной мере не соответствует западноевропейскому. Это был и есть особый тип интеллектуального переживания либеральной идеи, возникшей и формировавшейся, прежде всего, на теоретическом уровне, в неадекватной среде, и воплощавшейся неадекватными средствами.
3. Обыденные представления о социокультурных ценностях опираются на социально установленное множество имплицитных правил, воплощенных в различных значениях этих ценностей и транслируемых посредством через язык. Однако принципиально важным является то, что такие множества правил начинают существовать в конкретные исторические периоды, при конкретных социальных обстоятельствах и не являются универсальными.
4. Ценности личности пребывают в исторической и культурной динамике. Следовательно исключительно политико-правовые нормы определения меры равенства и свободы индивида в системе общественных отношений не могут соответствовать цивилизационной специфике
России. Исторический идеал и ментальные установки населения -обязательные детерминанты для процессов либерализации в российском социуме.
5. Особенностью развития либеральной идеи в современной России является то, что вопрос об отношении к государству имеет не только функциональную, но и аксиологическую составляющую. Ценностные ориентиры личности учитываются государством не только посредством регулятивного и ограничивающего воздействия, но и, одновременно, -посредством правового обеспечения. Формирование устойчивых социальных отношений возможно осуществить на основе, ценностной консолидации общества, ядром которой является государство. Государство в современных российских условиях выступает как самостоятельная ценность, гарантирующая либерализацию общественных отношений.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование может быть использовано для решения теоретических и методологических проблем развития современного социально-гуманитарного знания. Содержание диссертации дает возможность не только выявить новые аспекты истории русского либерализма, но также может помочь при анализе проблем ценностного ориентирования личности в современном развитии общественных отношений, при поиске социокультурных компромиссов для взаимодействия с западными партнерами. Результаты исследования могут иметь практическое значение при разработке учебных курсов по социальной философии, культурологии, политологии, отечественной истории.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в докладах на научных конференциях:
Всероссийская конференция «Традиции в контексте русской культуры». 4-5 ноября 2003 года, г. Череповец.
V Межвузовская конференция молодых ученых. 23 января 2004 года, г. Череповец. роховские чтения. Научно-практическая конференция «Новые границы ноосферы». 20-21 мая 2004 года, г. Череповец.
Третья всероссийская научно-техническая конференция «Вузовская наука - региону». 25 февраля 2005 года, г. Вологда.
XVII научная конференция «Историческая память и социальная стратификация. Социокультурный аспект». 16 - 17 мая 2005 года, г. Санкт-Петербург.
Структура работы. Задачи и избранные направления работы определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Процессы либерализации общественных отношений в России как фактор изменения социокультурных ценностей личности"
Заключение
Безусловным требованием к корректировке идеологического курса развития современного российского социума является опора на массовое сознание социальных групп, общностей, отдельных этносов и в целом всего общества. Необходимо построение системы ценностей, которая была бы доступной большинству населения страны. Ценности, сформированные тысячелетней российской историей - коллективизм, соборность, социальная справедливость должны стать обязательной составляющей новой идеологии для новой России. Да, с ультралиберальных позиций эти ценности могут быть восприняты как препятствия для преобразований в обществе. По нашему же мнению, будущая идеология должна сочетать в себе не только ценности либерализма и консерватизма, но также и ценности демократического социализма. Формирование новых кросс-культурных ценностей, интегративных традиций соответствующих новой культурной парадигме - задача, которую, по нашему мнению, призваны решить консервативный и социальный либерализм. Удовлетворение потребностей личности, изначально, самым тесным образом увязывается с идеей государственности как гаранта высших ценностей российского общества. Великая либеральная идея - идея свободной и ответственной личности, нравственно мобилизованной к автономному конструктивному поведению, в наши дни оказалась дискредитирована. В ходе исследования автор пришел к следующим выводам.
1. Либерализм, как система ценностных норм, имеет корни в российской социально-философской мысли с середины XVIII века. Необходимо тесно увязывать между собой процессы либерализации общественного сознания, как в дореволюционной, так и в современной России. Тезис о приоритете Запада в установлении и развитии универсальной либеральной ценностной системы нуждается в существенной корректировке. Либерализм даже при условии адаптации к российским реалиям, как привнесенная с Запада идеологическая доктрина, в наши дни уже не соответствует доминирующим ценностным ориентациям западного сообщества.
Для прогрессивного развития России необходимо обеспечить возможность движения общества между классическими ценностями консервативного традиционализма, предполагающего инертные и застойные состояния общества и утопическими ценностями абстрактного либерализма, которые обеспечивают динамичное изменение социокультурной действительности с отрывом от массовых ценностей, стереотипов поведения людей
Совершенствование общественных отношений должно быть нацелено на ликвидацию социокультурного противоречия, преодоления в массовом сознании роста элементов локализма и сепаратизма, с одной стороны, а с другой стороны - на утверждение коллективной идентичности российской цивилизации в сознании россиян посредством института государства, который должен становится не просто формальным и безликим сосредоточением общественной жизни, а подлинным и действенным механизмом межкультурного взаимодействия, имеющим высокую значимость для каждого члена сообщества. Индивид должен быть связан с государством через соответствующие институты, поскольку именно ему принадлежит прерогатива решения различных социальных проблем индивидуальной жизни.
Скорость реформирования общественных институтов должна соответствовать определенной степени развития социокультурных ценностей в социуме. Сложившаяся система ценностей обладает мощной инерционной, а подчас и разрушительной силой и потому не может быть административно отменена или заменена на иную систему. Цель трансформации массового сознания - в первую очередь стимулирование возникновения новой системы ценностей в обществе и ее активное культивирование. При этом необходимо учесть, что чрезмерная абсолютизация субъекта реформ - отдельной личности ведет ее лишь к иллюзорной свободе. А насаждение реформ с использованием исключительно административно-командных методов неизбежно будет приводить к стагнации развития общества, к потере отдельной личностью своей степени ответственности по результатам собственной деятельности.
Необходимо аккумулировать массовое стремление граждан к саморазвитию, самосовершенствованию в единстве социальных отношений и культуры. Особое внимание должно быть уделено учету специфики этнокультур регионов. Этнические различия подчас воспринимаются острее, чем социальные и политические. При осуществлении реформирования системы ценностей общества следует признать возможность неизбежного возникновения противоречий между реформаторами и почвенниками, столкновения интеллигентской мысли с народной традицией. Необходимо отметить, что и в наши дни продолжает существовать предубеждение некоторых реформаторов либерального толка о безграничных и саморегулирующихся силах в народном почвенническом самосознании - народ может все, если его освободить от бюрократической опеки государства. И, наоборот, массовые настроения в обществе свидетельствуют о том, что в некоторых случаях абсолютизируется как федеральная, так и региональная власть. В условиях фактического отсутствия гражданского общества в стране в массовом сознании присутствует иллюзия, что все без исключения проблемы и противоречия общества могут быть при желании разрешены исключительно властными институтами.
Реформирование социальных отношений должно исключить развитие нравственных идеалов и системы ценностей в направлении к утопическим и идеальным проектам общественного устройства. Формирование новых ценностей в обществе возможно при условии развития частной инициативы в экономической сфере. Необходимо формировать так называемый средний класс - класс собственников, которые, не только поддерживали бы экономическую стабильность общества, но и могли бы создать новый тип мировоззрения, при котором труд становился бы основным орудием упорядочивания человеческой души и рациональной организации жизни социума.
7. Фетишизация исторически сложившихся заблуждений должна быть упразднена через разрушение соответствующих стереотипов мышления в социуме - через пересмотр ограничений личного и общественного опытов, через отмену абсолютизации отдельных сторон субъективного познания объективной действительности.
Актуальность проблемы сочетания консерватизма и либерализма применительно к российским условиям, вплоть до настоящего времени, не подлежит сомнению. В данной работе затронуты многие ее аспекты, но все же эта проблема, безусловно, нуждается в дальнейшем специальном изучении.
Список научной литературыХомяков, Олег Викторович, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абдулатипов Р. Вслед за равнодушием приходит экстремизм // Российская Федерация сегодня. 2003. - № 19. - С. 16 - 17.
2. Абышев С.В. Советский общественный строй как историческое явление и этап в развитии России: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2003. - 24 с.
3. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М.: Политиздат, 1991.-285 с.
4. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М.: Наука, 1989. - 251 с.
5. Агаев C.JI. Возможен ли в России социал-демократизм западного типа? // Политические исследования. 1995. - № 2. - С. 178 - 182.
6. Аксючиц В.В. Идеократия в России: Метаморфозы богоборческого режима. М.: Выбор, 1995. - 175 с.
7. Алексеев Н.Н. Русский гегельянец Б.Н. Чичерин // Логос. Кн. 2. М.: «Мусагет», 1911. - С. 193 -219.
8. Амелина Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века // Общественные науки и современность. 1997. -№ 3. - С. 65-74.
9. Андреенкова А.В. Материалистические / постматериалистические ценности в России // Социологические исследования. 1994. - № 11. -С. 73-81.
10. Ю.Аргунова В.Н. Социальная справедливость: социологический анализ: Автореф. дис. . докт. социол. наук. СПб., 2005. - 41 с.
11. Ахиезер А.С. Российский либерализм перед лицом кризиса // Общественные науки и современность. 1993. - № 1. - С. 12-21.
12. Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Политические исследования. 2001. - № 3. - С. 83 - 92.
13. Баркова И.Н. Либеральное понимание общественного идеала в русской философии: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2003. - 27 с.
14. Бахитова Ф.С. Свобода и ответственность в системе общественных отношений: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. -22 с.
15. Бенедиктов Н.А., Пушкин С.Н., Шапошников JI.E., Шаталин Е.Н. Философия истории в России / Под ред. Н.А. Бенедиктова, JI.E. Шапошникова. Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 1994. -219 с.
16. Бенхабиб С. Притязания культуры / Пер. с англ. М.: Логос, 2003. -100 с.
17. Бердин А.Т. Социально-философская концепция либерального консерватизма и ее роль в духовном возрождении России: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Уфа, 2004. - 18 с.
18. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж: YMCA-PRESS, 1955.- 157 с.
19. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб.: М.В. Пирожков, 1907. - 233 с.
20. Бердяев Н.А. Русская идея // Самопознание. Сочинения. М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, Харьков: Издательство «Фолио», 1997. -С. 13-248.
21. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. (Критический этюд). СПб.: О.Н. Попова, 1901. - 365 с.
22. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л.: Лениздат, 1991. - С. 7 - 242.
23. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. М., 1990. - С. 1 - 23.
24. Бердяев Н.А. Этическая проблема в свете философского идеализма // Проблемы идеализма / Под ред. П.И. Новгородцева. М.: Московское психологическое общество, 1902. - С. 91 -136.
25. Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм / Пер. с англ. Л.Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. - С. 19 - 43.
26. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. (Происхождение нравственности). М.: ПФР АН, 1995. - 296 с.
27. Булгаков С.Н. Неотложная задача (О Союзе христианской политики) // Христианский социализм: споры о судьбах России. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991. - С. 25 - 60.
28. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1997.-335 с.
29. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. -М.: Путь, 1912. Ч. 1. 322 с.
30. Булгаков С.Н. Христианство и социализм // Христианский социализм: споры о судьбах России. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991.-С. 205-233.
31. Валицкий А. Коммунистическая утопия и судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии. 1998. - № 8. -С. 68-119.
32. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX века // Вопросы философии. -1991. - № 8. - С. 25 - 40.
33. Валлерстайн И. После либерализма / Под ред. Б.Ю. Кагарлицкого. М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2003. - 253 с.
34. Василенко И.А. Идея государства и образ государственности в русской политической культуре // Трибуна русской мысли. 2002. - № 3. -С. 128- 137.
35. Василенко И.А. Православная этика и цивилизационный архетип русской власти // Трибуна русской мысли. 2002. - № 2. - С. 115 - 125.
36. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения / Пер. с нем., сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. - С. 61 - 273.
37. Волков А. Ищем идею. Осознать бы еще риски // Российская газета. -2002.-4 июля.
38. Волков Ю.Г. Идеология для России // Социально-гуманитарные знания. -2001. №2.-С. 58-70.
39. Волкова И.В. Традиции религиозной духовности в русской культуре: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Чебоксары, 2004. -22 с.
40. Ворсина О.Б. Социально-политическая концепция либерализма. (Исторический опыт и современная Россия): Автореф. дис. . полит, наук.-СПб., 1996.-22 с.
41. Вышеславцев Б.Н. Несколько слов о миросозерцании Б.Н. Чичерина // Свободная совесть. -М., 1906.-Кн. 1.-С. 56-65.
42. Габидулина Н.Г. Либерализм в России (историко-философский анализ) // Вестник высшей школы. 1992. - № 7 - 9. - С. 71 - 76.
43. Габидулина Н.Г. Социальная философия русского либерализма первой половины XIX века: П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.В. Никитенко: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1989. - 25 с.
44. Гаджиев К.С. Размышления о свободе // Вопросы философии. 1993. -№ 2. - С. 33-46.
45. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М.: Евразия, 1995. - 207 с.
46. Гайдар Е.Т. Демократия в России: самокритика и перспективы (материалы круглого стола) // Общественные науки и современность. -1995.-№2.-С. 50-51.
47. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М.: Дело, 2005. - 655 с.
48. Галкин А.А., Красин Ю.А. Россия на перепутье. Авторитаризм или демократия: варианты развития. М.: Весь мир: ИСПРАН, 1998. - 163 с.
49. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. - № 4. -С. 127 - 163.
50. Глинский Б.Б. Революционный период русской истории (1861-1881 гг.). Исторические очерки. Ч. 1 2. - СПб.: Товарищество А.С. Суворина «Новое время», 1913.-Ч. 1.-528 е.; 4.2.-554 с.
51. Гнатюк O.JT. Либерализм в России: основные этапы, идеи, особенности и перспективы // Правоведение. 1995. - № 6. - С. 86 - 95.
52. Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX начала XX века. - СПб.: Издательство СПбГУ, 1996. - 155 с.
53. Головин В.Г. Социальная ориентация экономики в России и в развитых странах Запада. М.: ИНИОН, 1997. - 48 с.
54. Горбова Г.А. Социально-философский анализ ценностей в современной России: личность, социум, культура: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2004. - 28 с.
55. Горнов В.А. История земства России второй половины XIX начала XX вв. и ее отражение в отечественной исторической науке (1946-1995): Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Рязань, 1996. - 20 с.
56. Горшков М.К. Кто нам должен всех прощаем. Почему мы ненавидим богатых, оправдали Горбачева и не пойдем на баррикады // Российская газета. - 2005. - 7 дек.
57. Гусейнов Р. Отсталым Западом мы уже были // Российская Федерация сегодня. 2003. - № 20. - С. 39 - 40.
58. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика) // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 54 -73.
59. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 573 с.
60. Демократия в России: самокритика и перспективы (материалы «круглого стола») // Общественные науки и современность. 1995. - № 2. -С. 40-51.
61. Дергачев И.В. Философские аспекты проблемы прав и свобод человека: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2004. - 17 с.
62. Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. Изд. 10-е. СПб., 1907. - 855 с.
63. Дугин А. Провал европейской конституции: шанс для России // Российская газета. 2005. - 16 июня.
64. Евмененко Е.В. Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. псих. наук. Ставрополь, 2003. - 22 с.
65. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Неотвратимость либерализма в России // Вопросы философии. 1996. - № 6. - С. 158 - 163.
66. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Социализм. Монетаризм. Либерализм. (Экономическая трансформация в России) // Общественные науки и современность. 1995. - № 3. С. 17 - 30.
67. Емелькина И.В. Этические концепции российского либерализма второй половины XIX начала XX вв.: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Саранск, 1997. - 19 с.
68. Зайцева Т.И. Русский либерализм как социокультурный феномен: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Новосибирск, 1999. - 18 с.70.3амалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб.: Издательство СПбГУ, 1994. - 208 с.
69. Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. М.: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ: Дело, 2004. - 398 с.
70. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. -2005. -№ 4.-С. 13-25.
71. Иванов Е.П. Из истории российского либерализма // История Отечества. Проблемы. Взгляды. Люди / Под ред. Е.П. Иванова. Псков: 111'ПИ, 2004.-С. 173-178.
72. Иванюков И.И. Падение крепостного права в России. СПб.: Н.И. Мамонтов, 1882. - 404 с.
73. Ильин И.А. О России. М.: Студия ТРИТЭ - Рос. архив, 1991. - 31 с.
74. Ильин И.А. О русской идее // Русская идея / Составитель Маслин М.А. -М.: Республика, 1992. С. 436 - 443.
75. Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о пореформенном развитии России, капитализме, социализме. Воронеж: Истоки, 1999. - 194 с.
76. Искра Л.М. Политические и исторические взгляды Б.Н. Чичерина: Автореф. дис. . докт. ист. наук. Воронеж, 1996. - 34 с.
77. Йена Д. Некоторые проблемы истории русского либерализма // История СССР. 1990. - № 4. - С. 207 - 214.
78. Кавелин К.Д. Собрание сочинений. В 4 т. Т. II. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1898. - 1258 стб.
79. Казбан Е.П. Либерализм как политическое течение и альтернатива радикализму: тенденции развития в современной России: Автореф. дис. . канд. полит, наук. М., 1996. - 20 с.
80. Кантеева К.М. Ценностные основания социальной активности молодежи: этический аспект: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Саранск, 2004. 18 с.
81. Капустин Б.Г. Глобальные проблемы мирового общественного развития. -М.: Издательство Университета дружбы народов, 1991. 142 с.
82. Капустин Б.Г. Идеология и политика посткоммунистической России. -М.: Эдиториал УРСС, 2000. 134 с.
83. Капустин Б.Г. Либеральное сознание в России // Общественные науки и современность. 1994. - № 3. - С. 69 - 76.; 1994. - № 4. - С. 32-41.
84. Капустин Б.Г. Либеральные ценности в сознании россиян. М.: Луч, 1994.-79 с.
85. Караганов С.А. Россия и Европа получили «окно возможностей» // Российская газета. 2005. - 21 июня.
86. Караганов С.А. Фарсовая «холодная война»? Евросоюз перешел на язык ультиматумов // Российская газета. 2004. - 25 февр.
87. Кара-Мурза А.А. Западный либерализм: новое открытие многосубъектности мира // Политические исследования. 1995. - № 1. -С. 126 - 127.
88. Кара-Мурза А.А. Либерализм против хаоса. (Основные интенции либеральной идеологии на Западе и в России) // Политические исследования. 1994. -№ 3. - С. 118-124.
89. Кара-Мурза А.А. Между «Империей» и «Смутой». -М.: ИФРАН, 1996. -173 с.
90. Кара-Мурза А.А. Общественный порядок и политическая идеология либерализма // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Общ. ред. Т.И. Заславской М.: Аспект Пресс, 1995. -С. 413-416.
91. Кара-Мурза С.Г. «Либерализация» России путь к цивилизации или к братской могиле // Наш современник. - 1992. - № 5. - С. 110 - 120.
92. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. М.: Алгоритм: Алгоритм-книга, 2001. - 538 с.
93. Кара-Мурза С.Г. Трагические ошибки честных демократов, или почему обречена либеральная реформа в России // Вестник высшей школы. -1992.-№7-9.-С. 62-70.
94. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Париж: YMCA-PRESS, 1959.-Т. 2.-569 с.
95. Киичарова А.В. Социальная мобильность населения Самарской области в период постсоветской трансформации: деятельностный подход: Автореф. дис. . канд. социол. наук. СПб., 2005. - 21 с.
96. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. - № 6. - С. 141 -159.
97. Китаев В.А. Славянофилы и западники на рубеже 1850 1860 гг. (К характеристике либерализма эпохи первой революционной ситуации в России): Автореф. дис. . докт. ист. наук. - Л., 1980. - 38 с.
98. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах. М.: Мысль, 1997. - Кн. первая, 1995. — 572 е.; Кн. вторая, 1995. -584 с.
99. Клямкин И.М., Лапкин В.В., Пантин В.И. Между авторитаризмом и демократией // Политические исследования. 1995. - № 2. - С. 57 - 87.
100. Клямкин И.М. Почему трудно говорить правду // Новый мир. -1989.-№ 2.-С. 204-238.
101. Колесников А.И. Меня Путин видел! М.: Издательство «Эксмо», 2005.-480 с.
102. Корнилов А.А. Крестьянская реформа. СПб.: П.П. Гершунин и К, 1905.-271 с.
103. Корнилов А.А. Общественное движение при Александре П. (1855- 1881). Исторические очерки. М.: Журнал «Русская мысль», 1909. -263 с.
104. Кортунов В.В. Недовольство либерализмом // Имитация здравого смысла. Очерки по теории мировой культуры. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - С. 352 - 420.
105. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Диалектика социального познания.- М.: Политиздат, 1988. 383 с.
106. Косолапов Н.А. Что это было? (Размышления о перестройке в свете ее когнитивных итогов) // Общественные науки и современность. -2005.-№1.-С. 5-19.
107. Костиков В. Выбор маршрута // Аргументы и факты. 2004. -Октябрь. - № 40 (1249).
108. Котельников В.А. Блудный сын Достоевского // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 175 - 182.
109. Котляревский Н.А. Канун освобождения. 1855-1861. Из жизни идей и настроений в радикальных кругах того времени. Прага: Типография М.М. Стасюлевича, 1916. - 560 с.
110. Кэмпбэлл Дж. Свобода и сообщество // Вопросы философии. -1992.-№12.-С. 112-126.
111. Кюстин А. де. Резюме путешествия // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 86-109.
112. Лазарев В.Т. Аграрная политика и трансформация российского села в XX столетии: Автореф. дис. . докт. полит, наук. М., 2003. -43 с.
113. Ланцов С.А. Теория политической модернизации и становление парламентской демократии в России // Правоведение. 1995. - № 4 - 5. -С. 12-23.
114. Ланцов С.А. Тоталитаризм как форма модернизации России: генезис и результаты // Сфинкс. Петербургский философский журнал. -СПб., 1994. № 2. - С. 100 - 117.
115. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. -№ 5.-С. 3-19.
116. Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации в России // Вопросы философии. 1996. - № 5. - С. 21-31.
117. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. 1994. - № 5.
118. Лебон Г. Вожаки толпы // Психология и психоанализ власти. В 2 т. Т.П. Самара: Издательский Дом «БАРАХ», 1999. - С. 195 - 212.
119. Левада Ю.А. Страна меняется быстрее, чем народ // Российская Федерация сегодня. 2003. - № 2. - С. 42-43.
120. Левандовский А.А. Оружие мифа. Миф как средство легитимизации власти в России // Свободная мысль. 2001. - № 2. -С. 102-118.
121. Левин Г.Д. В споре рождается истина? // Вопросы философии. -2002. № И.-С. 48-59.
122. Левицкий С.А. Свобода и ответственность / Сост., вступит, ст. и коммент. В.В. Сапова. М.: Посев, 2003. - 464 с.
123. Левицкий С.А. Трагедия свободы. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1984.-350 с.
124. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 1914.- М.: Русский путь, 1995. - 542 с.
125. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. - № 4. -С. 15-26.
126. Лесков Л.В. Синергетика культуры // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2004. - № 4. - С. 35 - 57.
127. Литягин Е.В. Идеология как необходимый фактор жизни современного общества: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Горно-Алтайск, 2004. 19 с.
128. Логинов А.В. Идеология как проблема социальной онтологии: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Екатеринбург, 2004. - 27 с.
129. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984. - 119 с.
130. Малинова О.Ю. Либеральный национализм. (Середина XIX -начало XX в.). М.: РИК Русанова, 2000. - 254 с.
131. Масарик Т.Г. Либерализм (из книги «Россия и Европа») // Вопросы философии. 1997. № 10. - С. 118 - 131.
132. Мигранян A.M. Демократия и нравственность. (Индивид -общество государство). - М.: Знание, 1989. - 64 с.
133. Мигранян A.M. Долгий путь к европейскому дому // Новый мир. -1989.-№7.-С. 166-184.
134. Мигранян A.M. Роль насилия в процессе демократизации России // Освобождение духа / Под ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1991. - С. 168 - 186.
135. Мигранян A.M. Россия. От хаоса к порядку? (1995 2000 гг.). - М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - 548 с.
136. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства// Общественные науки и современность. 1995. -№ 1. - С. -76 - 87.
137. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вопросы философии. 1991. - № 1. - С. 106 - 159.
138. Михайлова Н.В. Либерализм в России на рубеже XVIII XIX веков: Автореф. дис. . канд. ист. наук. - М., 1998. - 24 с.
139. Мюнх Р. Социальная интеграция в открытых пространствах // Философские науки. 2004. - № 2. - С. 30 - 58.
140. Нарежный А.И. Проблема государственного устройства России в консервативно-либеральной мысли второй половины XIX века: Автореф. дис. . докт. ист. наук. Ростов-на-Дону, 1999. - 54 с.
141. Неведенский С. Щегловитов С.Г. Катков и его время. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1888. - 570 с.
142. Непролетарские партии России. Урок истории / Под общ. ред. И.И. Минца. М.: Мысль, 1984. - 566 с.
143. Никитин Е.П., Харламенко Н.Е. Самоутверждение человека // Вопросы философии. 1997. - № 9. - С. 96 -117.
144. Николаев Э.А. Православие как фактор формирования духовно-нравственных основ личности: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Улан-Удэ, 2003. 25 с.
145. Новгородцев П.И. Б.Н. Чичерин // Научное слово. 1904. - Кн.З. -С. 116-120.
146. Новгородцев П.И. Идея права в философии B.C. Соловьева // Об общественном идеале. М.: Издательство «Пресса», 1991. - С. 525 - 539.
147. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права // Проблемы идеализма / Под ред. П.И. Новгородцева. М.: Московское психологическое общество, 1902. - С. 236 - 296.
148. Новгородцев П.И. Об общественном идеале / Ред. совет:
149. B.C. Стёпин, С.С. Аверинцев и др. Сост., подготовка текста, вступительная статья А.В. Соболева. Примечания В. Сапова, Н. Плотникова. М.: Издательство «Пресса», 1991. - С. 13 - 522.
150. Новиков А.И. История русской философии X XX веков. - СПб.: Лань, 1998.-314 с.
151. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Идейные истоки русского либерализма // Общественные науки и современность. 1993. - № 3.1. C. 124- 135.
152. Новикова JI.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: «Издательство Магистр», 1997. - 328 с.
153. Нугаев P.M. Смена развитых научных теорий: ценностные измерения //Вопросы философии. 2002. - № 11. - С. 124-134.
154. Осипов Г.В. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. 1997. - № 10. - С. 3 - 12.
155. Осипов И.Д. Философские основания русского либерализма (XIX -начало XX вв.): Автореф. дис. . докт. филос. наук. СПб., 1999. - 39 с.
156. Осипов И.Д. Философия русского либерализма. XIX начало XX веков. - СПб.: Издательство СПбГУ, 1996. - 192 с.
157. Паин Э.А. Издержки российской модернизации: этнополитический аспект // Общественные науки и современность. 2005. - № 1. -С. 148- 159.
158. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993.-421 с.
159. Пайпс Р. Собственность и свобода. М.: Московская школа политических исследований, 2001. - 415 с.
160. Пак Х.Б. Либеральная и социалистическая традиции в России (опыт политологического анализа): Автореф. дис. . канд. полит, наук. -СПб., 2000.-20 с.
161. Панарин А.С. Антиномии русской власти и христианская духовность // Трибуна русской мысли. 2002. - № 2. - С. 30-41; № 3. -С. 47-58.
162. Панарин А.С. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность. 1993. - № 6. - С. 60 - 69.
163. Панарин А.С. Проект для России: фундаментальный либерализм или либеральный фундаментализм? // Знамя. 1993. - № 9. -С. 148- 163.
164. Панарин А.С. Процессы модернизации и менталитет / Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1994. -№ 1.-С. 33-36.
165. Панарин А.С. Стиль «ретро» в идеологии и политике. М.: Мысль, 1989.-220 с.
166. Пантин И.К. Драма противостояния демократии и либерализма в старой и новой России // Политические исследования. 1994. ■ № 3. -С. 75-94.
167. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России, 1783 1883 гг. -М.: Мысль, 1986. - 341 с.
168. Пастухов В.Б. Русский неомарксизм // Общественные науки и современность. 2004. - № 4. - С. 97 - 107.
169. Патриотизм и национализм (заседание фонда «Либеральная миссия») // Общественные науки и современность. 2004. - № 4. -С. 71-86.
170. Петров Ф.А. Земско-либеральные проекты переустройства государственных учреждений в России в конце 70-х начале 80-х годов XIX века // Отечественная история. - 1993. - № 4. - С. 32 - 47.
171. Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX в. М.: Наука, 1986. - 268 с.
172. Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала XX века. М.: Наука, 1977. - 288 с.
173. Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3. Ч. 2. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и
174. B.Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1972. - 678 с.
175. Плотников Н.С., Колеров М.А. Макс Вебер и его русские корреспонденты // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 74 - 78.
176. Поволжье. История семьи Толмачевых (запись В. Виноградского 1991 1992 гг.) // Голоса крестьян: Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах / Сост. Е.М. Ковалев. - М.: Аспект-Пресс, 1996. -С. 194-232.
177. Потехин В.Н. Ценностное бытие: становление и перспективы: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Магнитогорск, 2002. - 25 с.
178. Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. Часть 1. М.: ИФРАН, 1995. - 311 с.
179. Путин В.В. Чтобы жить лучше, надо обеспечить нужные темпы роста экономики // Российская Федерация сегодня. 2004. - № 1.1. C. 10-12.
180. Пыпин А.Н. История русской литературы. Изд. 3-е. Т. 4. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1907. - 677 с.
181. Пырма Р.В. Политическая идеология либерализма в социокультурном пространстве России: Автореф. дис. . канд. полит, наук. М., 1999. - 24 с.
182. Радаев В.В. В борьбе двух утопий // Вопросы философии. 1992. -№ 4. - С. 31 - 39.
183. Рац М.В. «Российский проект. В глобальном контексте». Идеология развития и ее задействование в политике // Политические исследования. 2001. - № 6. - С. 167-183.
184. Редель А.И. Духовность в структуре российского менталитета (к вопросу о социокультурной трансформации российского общества): Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2003. - 20 с.
185. Религия и политика в посткоммунистической России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. - № 7. - С. 6 - 32.
186. Розанов В.В. О легенде «Великий инквизитор» // Уединенное. Сочинения. -М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. С. 16 -175.
187. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. -620 с.
188. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума. (Эскиз геоэкономической и социокультурной стратегии России для XXI века) // Вопросы философии. 1997. - № 10. - С. 13 - 28.
189. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1998. - 292 с.
190. Рормозер Г. К вопросу о будущем России // Вопросы философии. -1993. №4.-С. 15-23.
191. Рормозер Г. Кризис либерализма / Пер. с нем., предисл., ред. А.А. Френкина М.: ИФРАН, 1996. - 292 с.
192. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. -№ 1.-С. 25-53.
193. Рузавин В.В. Русская либеральная и консервативная философия на рубеже XIX XX веков. Основные направления эволюции: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - СПб., 2000. - 25 с.
194. Руткевич Н.А. Философия истории российского либерализма: П.Б. Струве и П.Н. Милюков (сравнительный анализ): Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2002. - 26 с.
195. Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. JI.: Издательство ЛГУ, 1987. - 184 с.
196. Север. История семьи Круговых (запись О. Субботиной, Г. Ястребинской 1990 1991 гг.) // Голоса крестьян: Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах / Сост. Е.М. Ковалев. - М.: Аспект-Пресс, 1996.-С. 8-40.
197. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX начало XX вв.) - М.: Памятники исторической мысли, 1995.-286 с.
198. Секиринский С.С., Филиппова Т.А. Родословная российской свободы. М.: Высшая школа, 1993. - 253 с.
199. Секиринский С.С. Русский либерализм: от 40-х к 80-м годам XIX века: идеи, люди, среда: Автореф. дис. . докт. ист. наук. М., 1999. -35 с.
200. Селезнева Л.В. Российский либерализм на рубеже 19-20 веков и европейская политическая традиция: Автореф. дис. . докт. ист. наук. -М., 1996.-46 с.
201. Сементковский Р.И. М.Н. Катков, его жизнь и литературная деятельность. СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1892. - 80 с.
202. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. -Брянск: Курсив, 1999. 557 с.
203. Семенникова Л.И. Цивилизация в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.-340 с.
204. Сендеров В. А. Неоевразийство: реальности, опасности, перспективы // Вопросы философии. 2004. - № 6. - С. 22 - 37.
205. Сидоров В.П. Христианский социализм в России XIX XX вв. -Череповец: Издательство ЧГПИ, 1995. - 164 с.
206. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Новый либерализм в России // Общественные науки и современность. 1993. - № 5. - С. 132 - 140.
207. Славин Б.Ф. Какая идеология нужна России? // Социально-гуманитарные знания. 2004. - № 4. - С. 3 - 21.
208. Смирнова О.В. Свобода как способ самореализации личности // Ероховские чтения. Череповец, 2004. - С. 21 - 23.
209. Смирнова О.В. Сущность и содержание понятия «социальное государство» // Вестник ЧТУ. Череповец, 2003. - № 1. - С. 5 - 9.
210. Согрин В.В. 1985 2005 гг.: перипетии историографического плюрализма // Общественные науки и современность. - 2005. - № 1. -С. 20-34.
211. Согрин В.В. Второе пришествие либерализма в Россию. (Опыт историко-политологического анализа) // Отечественная история. 1997. - № 1.-С. 105 - 117.
212. Согрин В.В. Либерализм в России: перипетии и перспективы. М.: Магистр, 1997. -40 с.
213. Согрин В.В. Политическая история современной России, 1985 -1994. От Горбачева до Ельцина. М.: Прогресс - Академия, 1994. -192 с.
214. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985 -2001: от Горбачева до Путина. М.: ИНФРА - М: Весь мир, 2001. -260 с.
215. Согрин В.В. Революция и термидор. К исторической типологии общественно-политического процесса в России 90-х годов // Вопросы философии. 1998. - № 1. - С. 3 - 16.
216. Согрин В.В. Уроки российской истории и современные реформы // Вопросы философии. 2002. - № 11. - С. 3 - 23.
217. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. В 3 т. М.: Центр «Новый мир», 1990. - Т. 2. - 464 е.; Т. 3.-416 с.
218. Соловьёв B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; Примеч. С.Л. Кравца и др. В 2 т. Т. I. М.: Мысль, 1988. - С. 47 - 580.
219. Соловьева Т.А. Социальное мышление: сравнительный анализ западного и российского типов: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -СПб., 2003.- 18 с.
220. Солоневич И.Л. Народная монархия / Авт. послесл. А.П. Ланщиков. Репринт, воспроизведение изд. 1973 г. - М.: Феникс, 1991.-511 с.
221. Солонин Ю.Н. Россия в контексте современной социально-философской мысли // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. СПб.: «Петрополис», 2001. -С. 262-273.
222. Социальный капитал как научная категория (обсуждение в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ) // Общественные науки и современность. 2004. - № 4. - С. 5 - 23
223. Сперанский М.М. Проекты и записки / Под ред. и с предисл. С.Н. Валка. М.- Д.: Издательство АН СССР (Ленинградский отдел), 1961.-244 с.
224. Степун Ф.А. Мысли о России // Новый мир. 1991. - № 6. -С. 204-236.
225. Степун Ф.А. Сочинения / Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. В.К. Кантора. М.: РОССПЭН, 2000. - 998 с.
226. Струве П.Б. Индивидуализм и социализм // Вопросы философии. -1992.-№ 12.-С. 85 -90.
227. Струве П.Б. На разные темы. СПб., 1902. - 555 с.
228. Струве П.Б. Размышления о русской революции // Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX -начала XX века. Избранные произведения. М.: Республика, 1994. -416 с.
229. Струве П.Б. Революция // Российские либералы: кадеты и октябристы. М.: РОССПЭН, 1996. - С. 85 - 92.
230. Струве П.Б. Современный кризис в политической экономии. Его философские мотивы и проблемы // Логос. 1911. - Кн.1. - С. 123 - 144.
231. Струве П.Б. Социальный либерализм // Избранные сочинения. -М.: РОССПЭН, 1999. С. 412 - 423.
232. Струве П.Б. И.С. Тургенев как политический мыслитель // Дух и Слово. Статьи о русской и западноевропейской литературе. Париж: YMCA-PRESS, 1981.-С. 203-214.
233. Сурков В. Путин укрепляет государство, а не себя // Комсомольская правда. 2004. - 29 сент.
234. Сурков Г.С. Либеральная идеология в России: проблемы становления и эволюции: Автореф. дис. . канд. полит, наук. СПб., 2001.- 19 с.
235. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.-731 с.
236. Толстых В.И. Художник и власть // Освобождение духа / Под ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1991. - С. 91 - 116.
237. Троцкий Л.Д. К истории русской революции / Сост., авт. биографического очерка и примеч. Н.А. Васецкий. М.: Политиздат, 1990.-446 с.
238. Трубецкой Н.С. Европа и человечество. София: Российско-болгарское книгоиздательство, 1920. - 82 с.
239. Тульчинский Г. Л. Проблема либерализма и эффективная социальная технология // Вопросы философии. 2002. - № 7. -С. 17-25.
240. Туган-Барановский М.И. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М.: Наука, 1997. - 734 с.
241. Улюкаев А.В. В ожидании кризиса. Ход и противоречия экономических реформ в России. М.: Стрелец, 1999. - 207 с.
242. Федотов Г.П. Новый град / Под ред. Ю.П. Иваска. Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1952. - 377 с.
243. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. - 543 с.
244. Философия в современной культуре: новые перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2004. - № 4. -С. 3-46.
245. Франк С.Л. Государство и личность (По поводу 40-летия судебных уставов Александра II) // Философия русского либерализма (XIX -начало XX в.) СПб.: Издательство СПбГУ, 1996. - С. 184 - 190.
246. Франк С.Л. Проблема «христианского социализма» // Новый мир. -1990.-№4.-С. 234-241.
247. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 559 с.
248. Френкин А.А. Национал-либерализм // Вопросы философии. -1999.-№ 1.-С. 18-26.
249. Фурман Д.Е. Религия и политика в современном массовом сознании / Религия и политика в посткоммунистической России (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1992. № 7. -С. 7-15.
250. Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. -№ 10.-С. 113 - 151.
251. Ципко А.С. Можно ли изменить природу человека? // Освобождение духа / Под ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1991. - С. 73 - 90.
252. Цыганков М.Е. Религиозная политика и ее роль в формировании социальной сферы: Автореф. дис. . канд. полит, наук. М., 2003. -28 с.
253. Чепрасова Н.А. Социально-философский анализ становления гражданского общества в России: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Томск, 2003.- 18 с.
254. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. III. М.: Типография И.Н. Кушнерев и К., 1898. - 556 с.
255. Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке. М.: Издательство Мартинсона, 1880.- 191 с.
256. Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М.: Издательство К. Солдатенкова, 1862. - 264 с.
257. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. М.: Издательство Э. Бердгнехта, 1858. - 375 с.
258. Чичерин Б.Н. Основания логики и метафизики. М.: Издательство И.Н. Кушнерева, 1894. - 367 с.
259. Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Общественные науки и современность. 1993. - № 3. - С. 116 - 123.
260. Чичерин Б.Н. Философия права. М.: Издательство И.Н. Кушнерева, 1900. - 300 с.
261. Чувилина Н.Б. Особенности политического либерализма в постсоветской России: Автореф. дис. . канд. полит, наук. Уфа, 1999. -26 с.
262. Шаповалов В.Ф. Либерализм и российская идея // Социологические исследования. 1996. - № 2. - С. 45 - 55.
263. Шаповалов В.Ф. Неустранимость наследия // Общественные науки и современность. 1995. - № 1. - С. 106 - 117.
264. Шаскольская Е.А. История России IX XX вв. - СПб.: Образование-Культура, 1995. - 370 с.
265. Шаталин Е.А. Либерализм: ценностные основания и идеология: Автореф. дис. . канд. полит, наук. Екатеринбург, 1997. - 22 с.
266. Шацкий Е. Протолиберализм: автономия личности и гражданское общество // Политические исследования. 1997. - № 5. - С. 68 - 87.
267. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. - 576 с.
268. Шевченко Ю.Н. Свобода личности в эволюции российского общества: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. - 27 с.
269. Шелохаев В.В. Политическая программа русского либерализма // Кентавр. 1995. - № 6. - С. 24 - 42.
270. Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Вопросы истории. 1998. - № 4. - С. 26 - 41.
271. Шелохаев В.В. Социальная программа русского либерализма // Кентавр.-1994.-№6.-С. 31 -40; 1995.-№ 1.-С. 99-110.
272. Шелохаев В.В. Экономическая программа русского либерализма // Кентавр. 1994. - № 4. - С. 73 - 86.
273. Шемякин Я.Г., Шемякина О.Д. Россия Евразия: специфика формообразования в цивилизационном пограничье. Статья 1. // Общественные науки и современность. - 2004. - № 4. - С. 108 - 119.
274. Шкаратан О.И. Этакратизм и российская социетальная система // Общественные науки и современность. 2004. - № 4. - С. 49 - 62.
275. Шкуринов П.С. Философия в России XVIII века. М.: Высшая школа, 1992. - 253 с.
276. Штурман Д. Размышления о либерализме // Новый мир. 1995. -№4.-С. 159- 168.
277. Шупер В.А. Россия и Запад: новые интеллектуальные отношения // Вопросы философии. 2002. - № 7. - С. 155 - 167.
278. Щербатых Ю.В. Искусство обмана. М.: Эксмо-Пресс, 2001. -544 с.
279. Эйзенштадт Ш.Н. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999. - 416 с.
280. Яковлев И.А. Единство общества и социальная свобода человека: анализ взаимосвязи на примере российского социума: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Новосибирск, 2003. - 18 с.
281. Ясин Е.Г. Новая эпоха, старые тревоги. (Взгляд либерала на развитие России) // Вопросы экономики. 2001. - № 1. - С. 4 - 26.
282. Darendorf R. Liberalen und der Gesellschaftsvertrag In: Sozialismus und Liberalismus. - Marburg, 1987. - S. 230 - 243.
283. Darendorf R. Vervall oder Renaissence des Liberalismus? Munchen, 1987.-S. 277-292.
284. Kateb G. Notes on Pluralism // Social Research. 1994. - Vol. 61. -№ 3. - P. 511 -538.
285. Pipes R. Struve. Liberal on the Left (1905 1944). - Cambridge: Harvard University Press, 1970. - 415 p.
286. Pipes R. Struve. Liberal on the Right (1905 1944). - Cambridge: Harvard University Press, 1980. - 526 p.
287. Putnam G.F. Russian Alternatives to Marxism: christian socialism and idealistic liberalism in twentieth century. Knoxville: University of Tennessee Press, 1977, -233 p.
288. Walicky A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Oxford: Clarendon Press, 1987. - 477 p.
289. Waterman A.S. The Psychology of Individualism. N.Y.: Praeger, 1984.-361 p.