автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи
Полный текст автореферата диссертации по теме "Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи"
о,» На правах рукописи
С
«Л/
РОМАХ ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
24.00.01 - ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Москва - 1997
Диссертация выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры
Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор Огапов Арнольд Арамович
- доктор исторических наук, профессор Кудрина Таисия Андреевна
- доктор философских наук, Торгашев Геннадий Алексеевич
Ведущая организация - Московский государственный гуманитарный университет, кафедра теории и истории культуры
Защита состоится 24 ноября 1997 года в 14.00. часов на заседании диссертационного совета Д - 092.07.03 по присуждению ученой степени доктора наук в Московском государственном университете культуры по адресу: 141400, Московская область, г. Химки - 6, ул. Библиотечная, 7, главный корпус, аудитория 220.
С диссертацией можно познакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры.
Автореферат разослан 22 октября 1997 года
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат философских нюк, Р.И. ИБРАГИМОВ профессор ___,
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы, Ориентация общества на децентрализацию с особой остротой поставила вопрос о восстановлении многообразия культуры, важное место в которой занимает реконструкция ее национальных моделей. Весь мир озабочен этим, и не случайно ООН, объявив в 1988-1997 г.г. "десятилетие культуры", в качестве одной из основных задач, поставила вопрос о "сохранении культурной самобытности людей, этнических общностей, местностей, регионов".
Созданные в 1992-1996 г.г. программы, в том числе и программа "Российская провинция", пытаются проанализировать существующее положение и наметить пути сохранения провинциальной культуры, провинциальной культурной среды /Программа "Российская провинция" М.,ИЕГП,1992./, так как насаждаемое длительное время однообразие, перенесение готовых образцов в неподходящие для этого условия, управление "сверху", привело к появлению множества похожих городов, превратив провинциальную культурную среду в безликое поле, теряющее свою историко-культурную орлгинальность.
Особенно глубоко этот процесс затронул центральную Россию. Имея в прошлом богатые культурные традиции, где все слои населения поддерживали и передавали потомкам свою уникальность, сегодня она далеко не в лучшем состоянии. Разрушение памятников культуры, архитектуры, замена их стандартными построениями, общее запустение, невостребованность богатейших ценностей, хранящихся в архивах, музеях, картинных галереях, пласте продуктивных народных традиций, чрезвычайно обедняет культурную среду провинциальных городов, что особенно ярко просматривается в досуге молодежи.
Значительный культурный потенциал сегодня оказался за границей внимания общества, которое не только переставило акценты, но и сместило ценности с их привычных мест. Целесообразность духовной, интеллектуальной зрелости, получение профессиональных знаний и умений, подвергается сомнениям, особенно молодежью. На передний план выдвинулись другие проблемы.
Коммерциализация стала ведущей линией среды, подчиняющей своему влиянию многие структурные компоненты .
Но не все слои населения одинаково реагируют на это. Возможность выявлений приглушенного ранее своеобразия, рассмотрение провинции как здорового консерванта созданных ценностей, хранительницу духовного богатства общества, усилило роль исконной провинциальной интеллигенции, пытающейся сберечь и восстановить его. Ее деятельность по изучению и восстановлению многообразия культурных традиций, созданию альтернативных школ и лицеев, проведению праздников и фестивалей, организации конференций и семинаров, приводит к появлению новых пластов в структуре культурной среды.
Одновременно с этим, в ней сохранились и существуют малообразованные, но многочисленные слои населения, которые создают совершенно иной ракурс ее направленности. Состоящие преимущественно из мигрантов из сельской местности в первом-втором поколениях, они тяготеют к современным суррогатам культуры, обходя своим вниманием истинные культурные образцы, о существовании которых и не подозревают. Последние воспринимаются как лишние, малопривлекательные, вытесняются из жизни, и этот вакуум заполняется невзыскательными, часто негативными формами времяпрепровождения. Удивительный сплав приземленных обычаев и сегодняшних форм приводит к утрате продуктивных традиций и, одновременно с этим, бурному разрастанию деструктивных стереотипов.
Особенно сильно этот процесс затронул молодежь. Ломка идеалов, материальная и бытовая неустроенность, делают ее легкой добычей региональной вульгаризации досуга. Более всего это проявляется у рабочей молодежи, переживающей социальную и профессиональную корректировку, значительнее других подверженную влиянию окружающих. Нарушение гражданского мира, необходимость службы в армии и возможность попадания в "горячие точки", нестабильность, но все же сохранение самого производственного процесса, боязнь потери даже такой мало и нерегулярно оплачиваемой работы, огульное критиканство ценностей отечественной культуры, чрезвычайно расшатало мировоззренческие ориентиры этой социальной страты. Должная оставаться объектом воспитательных воздействий, она оказалась выключенной из влияния микросреды /трудового коллектива, общественных организаций, социальных институтов культуры/, вводивших ее в общую культурную среду города. Рабочая молодежь стала приобретать прочный статус "группы
риска", в котором распространяются преступность, пьянство, наркомания и пр.
Досуг, развивающий творческие способности при гармоничном функционировании компонентов культурной среды, стал в реальности полем "свободы самоопределения" без-культурной малообразованной личности, приобрел выраженный криминогенный характер, вызвал к жизни негативы окружающего и попал под их влияние.
Наполнение провинциальной культурной среды деструктивными формами, усиленные продукцией средств массовой информации, еще более отторгает эту социальную группу от культуры, которая воспринимается как чуждое, ненужное, и даже вредное образование.
Продуктивное творчество заменяется творчеством в криминогенной сфере со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому исследование специфики региональной культурной среды среднерусских городов, определение ее влияние на досуг рабочей молодежи, требует изучения ее исторического становления, выявления узловых блоков, характера традиций, определения причин и тенденций роста негативных и затухания позитивных. Взаимоотношения культурной среды и личности, личности и культурной среды, выявление приоритетности этих явлений в разных ситуациях, исследование специфики протекания этих процессов во временных ракурсах, позволит решить ряд практических проблем. Анализ этого механизма даст возможность найти пути замещения негатива позитивными ценностями, создания благоприятных условий их распространения; и эффективных форм включения в эти процессы городских слоев населения.
Трудности в исследовании культурной среды и досуга как семиотических систем, неизбежно связаны с условностью составляющих их компонентов. Сложность этой проблемы очевидна, принимая во внимание ее всепроницающий системообразующий характер. Само строение культурной среды, ее деятельность как живого организма, предполагает выявление ее структурных компонентов, определение приоритетных, исследование содержания каждого из них, выявление их воздействия друг на друга. Досуг, как система, зависящая от всех компонентов культурной среды, но не адекватный ни одному из них, выступает как ее "срез", выбираемый личностью и зависящий от развития последней. Затрудненность в исследовании связана не столько с неопределенностью предмета исследования, сколько с отсутствием наработок необходимой систематизации и последовательности в решении проблем, в особенности, изучении
культурной среды. В силу этого, поставленная проблема может быть решена на стыке культурологии, психологии, социологии, этнографии и других отраслей знания.
Степень разработанности проблемы. Исследование философской, социологической, психологической, культурологической, этнографической, краеведческой литературы показало, что для решения проблемы исследования провинциальной культурной среды и определения ее влияния на досуг населения есть определенные предпосылки.
Разработка основных позиций потребовала проработки методологических и теоретических положений: о сущности, структуре, воздействии культурной среды на образ жизни населения /Кучмаева И.Т., Бархин Ю.Б.,Буева Л.П.,Зеленецкий М.Н., Коган Л.Н.,Начков П.,Орлова Э.А.,Перцик E.H.,Соколов Э.В., Эфроимсон
B.Н.,Яницкий О.Н./; о становлении и развитии понимания идеи досуга в обществе, его изменении в разные исторические периоды /Аристотель, Платон, Даль В.И.,Маркс К., Луначарский A.B., Дюма-зедье Ж., Маркович Д., Спрай Э., Гордон Л.А., Клопов Э.Ф., Соколов Э.В./; о деятельностной основе творчества ее качестве и роли в процессе формирования личности /Васильева З.И.,Гордин Л.Ю.,Лукич Р., Мальковская Т.Н.,Шпан ,./; о степени включения молодежи в объединения разного характера и назначения /Позюренко Ю.И.,Попов П.А.,Синецкий С.Б.,Соковиков
C.С.,Суадиев И.Ю.,Шаронов В.И.,/; о специфике различных направлений деятельности рабочей молодежи /Афанасьев М.Д.,Банк Б.,Вершловский С.Г.,Виленкина А.,Каган Б.,Коган Л.Н.,Лесохина Л.Н./; о возможностях замены сформированных стереотипов поведения новыми, психологических резервах личности в процессе целенаправленной деятельности /Андреева Г.М.,Гримак Л.Н.,Выготский Л.С.Донцов А.И.,Лутошкин А.С.,Теплов Б.М.,Лук Э.ДИибутани Т.,Ярошевский М.Г./; историко-краеведческие вопросы становления российской истории, формирования различных регионов изучались по трудам Голикова Н.И. .Забелина И.,Карамзина Н.М.ДСлючевского В.О.,Корниловича А.О., Палеевой H.H., Пекарского П.,Пыляева М.И.,особое внимание было обращено на этнографические, фольклорные позиции развития моделей культуры /Богатырев П.Г., Бромлей Н.Я., Канищев А.Е., Мыльников A.C., Пропп В.Я., Подольный A.B./; проблемы миграции населения и демографических взрывов исследовались по трудам Андерсона Л., Ле-ви Л., Ленча К., Моль А., Межевича М.Н., Орловой Э.А., Аитова H.A., Арам-Оглы Э.А., Бестужева-Лады В.А./. К сожалению пробле-
мы специфики провинциальной культурной среды освещаются в теоретических источниках лишь косвенно, вскользь, в отечественной теории советского периода эти вопросы практически не затрагивались, исследования проводились в других регионах, и центральная Россия совершенно обойдена вниманием ученых.; Появившиеся в последнее время многочисленные исследования касаются в основном фактического изложения исторических позиций до 1917 года, а нынешний период исследуется мало, очень эклектично, и потому не может дать полной картины происходящего, а тем более высветить специфические аспекты средовых срезов. Психологические моменты специфики провинции затронуты в произведениях крупнейших мировых писателей: Бальзака О., Толстова., Куприна А. И., Чехова А.П., которые дали яркие портреты жителей провинции, провинциального образа жизни. Строгих научных исследований по этой проблеме не проводилось. Это позволяет определить изучение провинциальной культурной среды как фактора формирования досуга населения как неизученную проблему. Ее теоретическая значимость, недостаточная разработанность и определили выбор темы научного исследования.
Цель исследования: изучение специфики провинциальной культурной среды, определение уровней и направлений ее воздействия на формировагше и содержание досуга рабочей молодежи. Общая цель определила и сопутствующие:
• обобщение достижений отечественной и зарубежной науки, касающиеся феномена провинциальной культурной среды, ее места в развитии многообразия культуры;
• выявление многопластовости культурной среды, определение ее структурных компонентов, разработка приемлемых методов ее изучения как живого организма;
• выявлении приоритетных компонентов культурной среды, изучение их влияния на ее динамику.
Задачи исследования:
• изучение теоретико-культурного становления культурной среды областных городов центральной России, предполагающее определение направленности наиболее ярких региональных традиций и параметров их взаимодействия;
• изучение влияния культурной среды на досуг как части образа жизни, определение его сущности, развивающей культу-ротворческой основы;
• исследование причин повышенного воздействия негативных региональных традиций на рабочую молодежь;
• изучение параметров досуговой деятельности рабочей молодежи с выделением социального статуса "коренной горожанин", "мигрант";
• разработка прогноза реконструкции провинциальной культурной среды в своих многообразии и оригинальности, приемлемых в условиях обновляющейся жизнедеятельности общества;
• представление историко-культурной, организационно-практической, методологической и методической информации, способной оказать помощь в составлении рекомендаций
для культурологов, социологов, организаторов культурно-воспитательной деятельности о генезисе, развитии и реальном функционировании провинциальной культурной среды, ее воздействии на образ жизни населения, в частности, молодежи.
Гипотезы исследования. Основной гипотезой исследования является предположение, что преобладание негативных традиций в исследуемой среде, подавляет творческий потенциал досуга рабочей молодежи, выводит ее из поля продуктивных ценностей и способствует повороту в криминогенную сферу. В последней реализуется и широко варьируется активность этой части населения. Для восстановления когнитивной основы досуга в специфичной культурной среде, необходимо использование привычных стереотипов с позитивным содержанием, наполнение его поля высокими ценностями, систематическая работа по формированию его культуры. Это сможет вытеснить деструктивные формы /или сократить их/ и трансформировать творчество молодежи в сторону продуктивных культурных традиций.
Влияние культурной среды на досуг может стать положительным, если позитивные формы расширятся в объеме, начнут заполнять пространство и вытеснять негативные. При этом само содержание позитива должно опираться на известные ценности, узнаваемые населением /традиции, обряды, сформированные ориентации/, вводимые в блоки-компоненты культурной среды.
Трансформация включения молодежи из близлежащих в отдаленные сферы среды /из заполненности досуга СМИ до введения в творческие формы и усвоение высоких ценностей/ зависит от согласованности действий ее структурных компонентов. Регулятором этого может стать общая заинтересованность в восстановлении региональной матрицы культуры, выраженной в содержании и распространении ее ценных образцов.
Востребованность ценностей культуры широкими слоями населения может стать возможной благодаря созданию модели полнокровной жизни провинциальной культурной среды, соответственной демографическим, психологическим, социальным, хозяйственным, художественным, ментальным характеристикам населения . Прогностически она способна восстановить позитивное своеобразие культурной среды центральной России.
Объектом исследования стала культурная среда областных городов среднерусского региона - Липецка, Тамбова, Пензы, определяющая направленность досуга рабочей молодежи.
Предметом исследования стало изучение специфики провинциальной культурной среды в процессе формирования досуга.
Методологической основой исследования стали положения о социально-исторических особенностях формирования культурной среды среднерусского региона; о социальной сущности культурной среды и параметрах ее воздействия на сферы образа жизни населения, в частности досуга; о приоритетности среды над личностью и социальными группами и возможностью свободы самовыражения в ней; о диалектике взаимодействия различных компонентов культурной среды в разные исторические эпохи; о возможностях замены негативных стереотипов позитивными; о целенаправленном формировании культуры досуга и его воздействии на социальную среду; о способах адаптации рабочей молодежи к новым социальным условиям; о возможностях реконструкции специфики культурной среды.
Методы исследования. Специфика культурной среды, определение взаимосвязи и зависимости разных видов деятельности в ней, новизна проблемы потребовали привлечения разнообразных методов исследования. В них вошли широкий контент-анализ архивных материалов, историко-культурной, философской, социологической, психологической, художественной, этнографической и др. литературы. Значительное место заняли диагностики компонентов культурной среды, их анализ. Проведенные автором социологические исследования позволили обнаружить тенденции, свойственные внутреннему миру рабочей молодежи, которые можно рассматривать как относительно стабильные, определяющие общие и частные характеристики досуга изучаемой группы. В последнем ракурсе было опрошено около пяти тысяч человек рабочей молодежи, полутора сотен культпросвет работников, около трехсот сельских жителей -родителей мигрантов, более сорока воспитателей общежитий, руководящий состав промышленных предприятий. Это позволило более
четко определить оценочные ориентации, процесс их формирования, тенденции внутренних соподчиненностей.
Первый этап исследования проходил в 1985-1987 г.г. Объединенный общей комплексной темой "Досуг рабочей молодежи", он был направлен на выявление досуговых интересов, культурных запросов, степени удовлетворения молодежи свободным временем в г.Тамбове. Данные исследования позволили разработать прогноз и программы освоения досуга учреждениями культуры и искусства, промышленными предприятиями, сквозными компонентами культурной среды. Программы были внедрены в социальную деятельность промышленных предприятий. На втором этапе исследования 1987-1992 г.г. изучались направленность и содержание деятельности локальных и сквозных компонентов провинциальной культурной среды. Исследовались механизмы разрастания одних и затухания других средовых блоков-компонентов. Третий этап исследования проходил в 1992-199б г.г. и был направлен на выявление степени качественного наполнения досуга рабочей молодежи, динамики изменений средовых аспектов, их взаимных влияний. Талкак цели и задачи его были более обширны и предполагали выявление специфики сред и сущности досуга молодежи региона, то в качестве социологического поля были избраны три типичных города средней полосы России /Липецк, Тамбов, Пенза/, сходные по всем показателям, с одно-шкальной численностью населения, родственные по структуре, истории, географическим условиям, связанные инфро-струкруктурами промышленных отраслей. Миграционные процессы потребовали данных о прежнем месте жительства и определения мотивационных установок на жизнь в городе. Для этого исследовались сельские жители - родители мигрантов.
В целом исследование дало возможность изучить: особенности провинциальной культурной среды, создать ее "портрет", выявить ее структуру, взаимосвязь и взаимовлияние внутренних компонентов друг на друга; исследовать феномен досуга и рассмотреть его в качественном, количественном, демографическом аспектах; изучить пересечение этих позиций в социальной 1руппе "рабочая молодежь", исследуя ее когнитивные, культурные, психологические потребности; прогнозировать дальнейшее развитие провинциальной культурной среды.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе специфики провинциальной культурной среды областных городов центральной России как целост-
ного социокультурного феномена и определении ее влияния на досуг рабочей молодежи.
1. Она проявилась в:
• определении "закрытости" провинциальной мононациональной культурной среды, в которой доминируют региональные культурные традиции. Условная "закрытость" характеризуется сложным отношением к нововведениям, способом функционирования всех ее блоков, качеством и направленностью межличностных отношений горожан - выходцев в недавнем прошлом из окрестных сел, специфичной региональной матрице мышления жителей;
• определении характера и баланса региональных культурных традиций, приоритетными и широко распространенными в которых стали негативные, имеющие прочные исторические корни /развитие алкоголизма на базе традиционного пьянства; распространение криминогенности на основе молодецких кулачных боев и воинских искусств; повсеместное распространение суеверий, участие населения, в особенности женщин, в колдовских действиях, начиная с карточных гаданий и заканчивая сложными многоэтапными ритуалами, основанное на традиционной эклектичности, стало нормой жизни/;
• определении особенностей взаимодействия блоков культурной среды, направленности основных связующих компонентов и установлении ее примата /культурной среды/ над личностью и социальной группой.
2. Определении досуга рабочей молодежи как "среза" культурной среды,в котором наиболее значимыми становятся привычные формы, негативные региональные культурные традиции, суррогат доступных их пониманию духовных ценностей, что усиливается коллективным характером их использования, слабой коммуникацией с другими слоями горожан, спецификой расселения, в том числе и в общежитиях - своеобразных землячествах, в которые переносятся деревенские формы жизни;
• определении досуга как триединой сферы с выделением поля-пространства, способа организации - деятельности, уровня последней - культуротворчества, позволяющих определить характер включения рабочей молодежи в досуг;
• выделении культуротворческой основы досуга, рассматриваемой как длительный стадиальный процесс развития культуры молодежи, которая в изучаемом регионе должна
ориентироваться на позитивные традиции, органично вливающиеся в культурную среду и соответствующую сложившимся формам мышления-поведения; • выявлении культурного уровня рабочей молодежи, которая в своем большинстве не может называться жителем города и является горожанами лишь формально.
3. В рамках исследовательских целей выделены противоречия, лежащие в основе отчуждения молодежи от куль-туротворчества. К ним относятся: деятельностная динамичность рабочей молодежи и: - ее ненужность обществу; - направленность осваивающих досуг социальных институтов, не предусматривающих введение ценностей традиционной народной культуры; - культурная среда, лишь внешне ориентированная на ценности европейского города, принижающая региональное культурное достояние и отторгающая из себя молодежь; - условия жительства, в особенности маргиналов /рабочие общежития/; - процесс производства, развращающий молодежь в моральном, профессиональном, материалом планах.
Теоретико-практическая значимость исследования. Представленная работа имеет культуролого-социологический характер. Ее положения могут быть использованы при построении общей теории специфики провинциальной культурной модели культуры, обобщающих трудах по теории культуры, социологии культуры, при чтении лекций, составлении учебных пособий. Особый интерес она может представлять для преподавателей высших учебных заведений, читающих курсы истории и теории культуры, социологии культуры и досуга, особенно в вузах культуры, готовящих культурологов.
Выводы исследования могут использоваться практиками для составления схемы-программы культуротворческой деятельности различных слоев горожан. Выделенная структура культурной среды, определение приоритетных направлений в ней позволит целенаправленно влиять на систему динамики ее составляющих.
Данные, полученные в результате исследований, могут быть использованы при проработке вопросов, связанных с исследованием региональных форм культуры, традиций, особенностей их преемственности. Результаты имеют значение для развития теоретических основ истории и теории культуры, социологии культуры и досуга.
Апробация работы. Материалы исследований послужили основой для выступлений на международных, межвузовских, регио-
нальных научных и научно-практических конференциях /Барнаул 1985, Пермь - 1986, Тамбов 1988-1996, Москва - 1992-1996 и др/, посвященных проблемам образа жизни молодежи, социологии культуры, теории культуры, региональным проблемам культуры, проблемам провинции; региональных и областных семинарах-совещаниях деятелей культуры; в ведении курса "Досуг провинциальной молодежи" в ТГУ; издании монографий, 5 выпусков межвузовских сборников научных работ "Социология молодежной культуры. Проблемы провинции", "Феномены провинции. Проблемы национального самосознания" (Тамбов, 1993-1997) и других публикаций по теме диссертации.
На защиту выносятся:
1. Положение о сущности культурной среды провинциальных городов, рассмотренной как специфически неповторяемая часть национальной культуры, представленной ценностями, разными по уровню и диапазону. Она выражена особой системой взглядов, отношений, принятием нововведений, которые в совокупности трансформируются в типы и формы жизнедеятельности населения. Особенности исторического развития, благоприятные географические условия, создали уникальную структуру культурной среды и выделили как основной компонент традиции, которые и стали определяющим фактором ее направленности и плотности. Их позитивный пласт, создавший славу богатых русских городов, стал вытесняться негативным, который в настоящее время вышел на передний план, увеличился в объеме.
Специфика культурной среды усиливается структурой населения, представляющего собой на 87% мононациональный слой, со значительным числом выходцев из окружающих сел, попавших в города вследствие распада деревенской общины. Сложно адаптируясь к условиям города, они сохранили прежние устои, формы межличностных отношений, взгляды на нововведения, большая часть которых рассматривается как инородная и, следовательно, чуждая. Заполнение пространства культурной среды прочными традициями, приобретшими негативный оттенок и ставшими приоритетными, затрудняет возможность свободного саморазвития и ставит его в зависимость от окружающего.
2. Положение о сходстве проявлений рабочей молодежи, зависимой от воздействия культурной среды в разных сферах. Профессиональный труд с несбалансированностью его звеньев,
фрагментарностью и анонимностью самого процесса, вредными экологическими условиями, ограниченными возможностями для самопроявления, гасит готовность к творческой деятельности. Длительное пребывание, в особенности в первый адаптивный период, в этих условиях, затормаживает интеллектуальное и профессиональное развитие. Сформированное отношение переносится в досуг, усугубляясь отсутствием культуры его организации, слабой ориентацией в провинциальной культурной среде. И коренные горожане и мигранты используют лишь малую часть городского культурного достояния, слабо контактируют с другими слоями населения, что ее более сужает ракурс продуктивного внерабочего времени и способствует его повороту в криминоген-ность. Это позволяет рассматривать досуг как потенциально-специфическую сферу, призванную восстановить и сохранить личностную целостность, стимулировать саморазвитие и перенести сформированные ориентиры на остальные части образа жизни.
3. В качестве ведущего направления ввода рабочей молодежи в культурную среду города выступает система освоения культуры, народных традиций, истории, архитектуры и других ценностей региона, выраженная в интеграции социального, творческого, рекреативного, физкультурно-оздоровительного видов досуговой деятельности. Научной основой освоения ценностей культурной среды, выступает концепция культуротвор-ческой базы досуга, представленная процессом взаимодействия социальных и индивидуальных компонентов. Являясь длительным стадиальным процессом, она обеспечивает концентрацию усилий индивида, создание прочного внутреннего фундамента, ощущение полноты бытия и самозначимости, связь с остальными горожанами.
Освоение высоких ценностей культурной среды обеспечивает творчество как внутри своей социальной страты, так и внутри других слоев горожан. Реконструкция позитивных культурных традиций, привычных форм ускоряет экстенсивно-интенсивный режим вхождения в нее, уменьшает сложность адаптации молодежи к меняющимся условиям, выравнивает культурные ориентация горожан и мигрантов.
4. Востребованность высоких ценностей, региональных культурных традиций, трансформирует направленность провинциальной культурной среды в сторону реконструкции ее уникальности, самобытности. Увеличение поля продуктивных региональных традиций способно потеснить увеличившийся
негативный пласт и создать разно вариантные узнаваемые до-суговые навыки, восстанавливающие своеобразие культурной среды центральной России.
5. Дальнейшее развитие провинциальной культурной среды, возвращение ее оригинальности зависят: от умелого восстановления накопленных историей ценностей, их органичного вхождения в созданный ряд доминант культуры, отношения социума к ним , привлечения к этому процессу всег?технологии социо-культурной деятельности и вовлечения в эти процессы широких слоев горожан.
Структура диссертации: она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
11. Основное содержание диссертации.
Во введении раскрывается актуальность проблемы, определяется реальная ситуация, породившая противоречия сегодняшнего дня, выявляются причины кризисов изучаемой сферы, унификация провинциальной культурной среды, дефицита креативной деятельности. В формализованной части определены предметно-объектные соотношения, цели и задачи исследования, научная новизна, теоретико-практическая значимость, методология и методика, выстроены гипотезы, проанализирована степень разработанности проблемы.
В первой главе "Провинциальная культурная среда центральной России" анализируется проблема ее специфичности, определяется феномен провинциальной культурной среды. Как научная проблема она изучалась в этнографическом отношении и к настоящему времени имеется ряд работ, рассматривающих эти вопросы. Сама же уникальность провинциальной культурной среды как значимого социального феномена, получил освещение лишь в художественных произведениях крупнейших мировых писателей - Бальзака, Толстова, Куприна, Чехова и др., которые дали великолепные зарисовки характеров провинциальных жителей и провинциального образа жизни. Исследование методом контент-анализа их произведений, позволит выявить ряд характеристик, свойственных провинции: монолитность культурной среды, особенно в мононациональных населенных пунктах, к которым можно отнести избранные для изучения города
/Липецк, Тамбов, Пензу/; преобладание мигрантов из сельской местности - выходцев из окрестных сел, ставших горожанами в первом-третьем поколениях и принесших с собой в города деревенские обычаи, устои, отношения друг к другу и нововведениям; интровертив-ный характер жителей, специфическая матрица мышления. Эти условия неоднозначны по своим качествам, но в совокупности создают обилие возможностей для полнокровного развития личности. Провинция в силу этого, славится как созидательница, "колыбель" талантов. Многие достижения мировой культуры, культуры XX века можно назвать творения»™ мигрантов, создающих произведения в провинции и получающих признание в столице. Это позволяет функционально разделить столичные и провинциальные города. В последних выращиваются таланты, создается весомая часть произведений культуры, столица дает им статус общественного достояния, способствует приданию необходимой формы.
Вместе с тем, провинция затрудняет проявление таланта в своей среде, что связано с рядом особенностей. Окружающие в той или иной мере обладают схожими способностями, рассматривая их как нормы, а не как нечто экстраординарное. Наполнение всех слоев населения мигрантами, их преобладание в городских и областных эшелонах власти, создают особый колорит культурной среды, в которую с трудом проникают нововведения. Как правило, они отторгаются не потому, что ценность невелика, а потому, что непривычны и не укладываются в известные стереотипы. Они легче вводятся, если исходят от известных авторитетных личностей, но и в случае этого, достаточно долго остаются негармоничными элементами. Проникновение традиций во все слои населения и их повсеместное употребление, создают особую по плотности атмосферу, которая определяет мировоззренческие позиции всех социальных страт. Личность, обладающая дарованиями, как правило, достаточно автономна, независима и ее творения могут быть признаны лишь в случае, если она не очень выпадает из заданной темы. В противном случае образцы творчества как бы не замечаются, игнорируются. В том случае, если среда ориентирует личность и личности на творчество в позитивных образцах, как это неоднократно бывало в истории /Золотые века: Древних Афин, русской культуры, эпоха Возрождения и др./, очень скоро ощущаются весомые результаты, общий духовный подаем. В случае преобладания негатива, он столь же стремительно гасит положительное и человек с трудом может преодолеть создавшиеся стереотипы.
Понятие "культурная
среда" является сегодня одним из наиболее абстрактных, полиморфных понятий, которые можно разделить на несколько направлений. Ее исследуют с точки зрения пространственной решенное™ /Ле Корбюзье, М.Г.Бархин, А.Э.Гутман, Л..Коган, В.Г.Перцик, Л.Я. Ярошевский и др/ и рассматривают как необходимость создания психофизиологических условий, рождающих состояние города-дома. Коган Л.Н. предлагает трактовку культурной среды как деятельност-ной основы и устойчивой совокупности наличных культурных ценностей. Соколов Э.В., Зеленецкий М.Н.,Ничков П. полагают, что она представлена всем окружением человека /пространственной решен-ностыо, мощностью шумового фона, нормами социальных институтов, характером взаимоотношений/.
Понятие "культурная среда" рассматривается и более узко -как совокупность социальных институтов, организующих досуг населения. Многомерность самой культурной среды и порожденные ею многочисленные подходы, не решают, однако, ее проблемы применительно к данной постановке вопроса. Поэтому ее предлагается рассматривать как специфически неповторяемую часть национальной культуры, представленную пластом созданных и накопленных ценностей, разных по уровню и диапазону. Они выражаются особой системой взглядов, отношений, принятием нововведений, которые в совокупности трансформируются в типы и формы жизнедеятельности населения.
Исследование структуры культурной среды позволило выделить составляющие ее блоки-компоненты, сходные в избранных городах по основным параметрам /одно-шкальной численности населения, роду промышленности, сельского хозяйства, экологии, историческим корням, географическому'',, положению/. Население - определяющий параметр культурной среды и зависимый, и одновременно, автономный от остальных компонентов, к каковым относятся локальные и сквозные. Локальные компоненты /предприятия,
учреждения с условно закрытым производственным циклом/ по-разному включаются во взаимодействие друг с другом. Это общение на уровне: интеллигенты-интеллигенты, студенты-студенты, рабочие-рабочие, руководители-руководители и др./ Однородные слои населения, пользуясь сходным или единым терминологическим словарем, могут легко найти общий язык. Второй уровень общения - выборные представители, в котором чрезвычайно актуализируется личностный параметр, идентичность уровней их культуры, способной влиять на отбор необходимых для развития предприятия ценностей. Контакты выборных представителей - одна
из острых проблем взаимодействия блоков среды, в значительной степени определяющих высоту, направленность и качестве последней. Третий уровень коммуникаций локальных /локализованных/ блоков - контакты на уровне взаимодействия предприятий с разным производственным циклом и процессом /АО-предприятия-вузы; вузы-театры; театры-АО-предприятия и др./ более сложны и должны предвосхищаться и сопровождаться созданием единой основы для общения - деятельности, которая могла бы создать сходный терминологический словарь и облегчить понимание друг друга. В противном случае непонимание может вырасти в неприятие целой сферы-отрасли со всеми вытекающими последствиями и увеличить агрессивную окраску общей атмосферы. Анализ взаимодействия блоков позволяет сделать вывод, что их локализованная часть достаточно редко вступает в коммуникацию друг с другом, в большинстве случаев, коммуникация - редкие эпизоды, не могущие стать системой, что приводит к существованию и преимущественному распространению закрытых слоев-блоков, в которых созданы и используются свои установки, ориентации, обычаи, связывающее воедино эти блоки культурной среды. Она, таким образом, представляет собой множество мелких сред, объединяемых сквозными позициями.
Сквозные компоненты подразделяются на сквозные обслуживающие /торговля, транспорт, бытовая сферы, медицина и пр./ и сквозные формирующие. К последнем отнесены духовные ценности общества, региональные культурные традиции, общественное мнение, мода, деятельность локальных социальных институтов культуры, которые в силу своей специфики ориентированы на привлечение всех слоев населения /средства массовой информации, учреждения культуры, искусства и др./ При этом созданные ценности общества /произведения искусства, научные и религиозные системы/ можно рассматривать как субстанциональную основу; региональные культурные традиции /позитивные и негативные, но ставшие генетически прочными/ как базу оценочных ориентации; общественное мнение, моду, выросшие на традициях, интерпретации продукции средств массовой информации, и ставшие программой восприятия и поведения - как двигатель, включающий личность-группу в конкретную деятельность в сферах жизни. И, если в крупных городах космополитического типа более значимыми становятся ценности социума, выступая единым связующим население звеном, то в городах провинции более значимыми и разделяемыми всеми, становятся региональные культурные традиции.
Таким образом, культурная среда представляет собой многопластовое образование, где каждый блок находится по отношению
друг к другу в разной степени активности. На передний план в каждый конкретный исторический период выдвигается тот, который более всего отражает характер эпохи, и сейчас таковым стал негативный спектр традиций, который не возник внезапно, а тесно связан с историческим процессом развития края.
Для исследования историко-культурного становления среды был привлечен исторический, краеведческий материал, научные работы, созданные в основном в конце Х1Х-начале XX веков. Эта часть диссертации опирается на труды Гераклитова А.А., Багалея Д.И., Куфтина Б.А.,Пискарева П.И., Стащука Н.И., Холодного Г.М., Черменского П.Н. и других, внесших значительный вклад в изучение истоков и формирования культурной среды региона.
В параграфе определяются особенности, анализируются теоретические концепции формирования традиций. Проблема культурно-исторического становления региона изучается на материалах трех областных городов Липецка, Тамбова, Пензы. Существующие как города сравнительно недавно, они вобрали в себя культурные традиции коренного населения /мордвы, мокшей, русских переселенцев, казаков и др./ и сформировали нынешнюю ее модель. Благоприятные географические условия способствовали сохранению костяка населения в сложных исторических условиях /войны, эпидемии, голод/ и укрепили широко распространенные и преемственно передаваемые традиции. Сама структура населения /на 87% мононационального коренного слоя/ представляет в настоящее время выходцев из окрестных сел, ставших горожанами в первом-третъем поколениях, принесших с собой ценности, формы межличностных отношений распавшихся деревенских общин. Поэтому традиции, принесенные с собой, пронизывают все слои населения и являются ключом и основой общения. Выяснилось, что в послевоенное время традиции позитива все более стали вытесняться негативом, который распространился в объеме, поддерживается значительным числом населения и становится приоритетным в культурной среде. На основе традиционного пьянства выросла нынешняя алкоголизация населения; распространение криминогенных форм питалось традиционными молодецкими боями, необходимыми воинскими навыками-искусствами, характерными для жителей пограничных городов-крепостей; повсеместное распространение суеверий, основанное на традиционной религиозной эклектичности, стало нормой жизни. Сейчас интерес и распространение "чудесного" столь велики, что перекрывают интерес к политическим событиям, и, по сути дела, замещают его. Негативные тенденции пронизывают все слои населения и являются тем связующим звеном, которое соединяет различные страты, выступая
главным коммуникативным средством. Все это отупляет, деформирует население, угрожает физическому существованию россиян /в регионе 13,6% детей рождается с генетическими отклонениями, смертность в 1993-1996 г.г. превысила рождаемость вдвое. За 19861993 г.г. прирост численности горожан уменьшился в 7,8 раза и лишь за последние три года число населения стало возрастать за счет миграции из стран СНГ, растет число детей-инвалидов, людей с тяжелыми соматическими заболеваниями, сокращается продолжительность жизни/. В особенном положении оказалась среднеобразован-ная молодежь, в большей степени зависящая от направленности культурной среды, в которой указанные тенденции проявились в большей мере. Поэтому переведение традиций в позитивное русло, сохранение и увеличение испытанных здоровых форм, требует изучения их и распространения в досуге.
Досуг зависит от всех компонентов культурной среды, но не адекватен ни одному из них. Направленность его - производное от культурных ориентиров, оценочных установок, готовности и умения использовать наличные ценности. При этом высокоразвитая личность /социальная страта/ способна насытить его соответственными своему уровню ценностями, видами досуговой деятельность, низкоориентированная личность - своему. Поэтому, живя в одном населенном пункте, при использовании разных по уровню ценностей, слои населения не вступают в коммуникацию друг с другом, а при возникновении таковой, не находят общего языка. И чем менее развита личность, тем в большей зависимости от среды она находится, но не замечает этого. Высокоразвитая личность постоянно чувствует давление среды, так как ее деятельность часто направлена на преобразование последней, что вызывает противодействие. Разная направленность досуговой деятельности позволяет определить, к какому уровню развития можно отнести индивида.
Вторая глава "Феномен досуга в провинциальной культурной среде" раскрывает ретроспективное развитие идеи-понятия "досуг", определяет его когнитивную основу, которая первоначально осмысливалась и получила свое трактование в условиях рабовладельческого общества и ассоциировалась со всеми видами творческой деятельности, в основном художественной и интеллектуальной. Аристотель, Платон прямо связывали его наличие с приобретением высокого уровня мастерства и известности в творчестве.
Второй этап понимая досуга рассмотрен применительно к русской действительности, где он воспринимался всеми слоями общества как особые свойства, ловкость, мастерство в избранном деле, основанном на высокой духовной платформе - подвижничестве.
Только нравственная основа делала досуг действительно ценным, без нее он становился утилитарной сферой. Дворянские круги полагали, что он - возможность занятий творческой деятельностью, совершенствования среды и полностью отделяли его от отдыха, тем самым разграничивая два понятия по значимости и степени распространенности. В русской молодежной среде разных страт населения досуг традиционно выполнял множество взаимосвязанных функций: осуществлял подготовку к взрослой жизни /семейной/; позволял "проигрывать" необходимы варианты поведения; укреплял культурные ориентиры; включал молодежь в творческие соревновательные формы; осуществлялся под руководством наставников; распространял престижные формы поведения, вытесняя негативные; формировал общественное мнение, развивая его до ранга закона. Досуг был необходимым полем, где распространялись и материализовались традиционные ценности под строгим контролем социума.
Дальнейшее развитие понимания досуга позволило теоретически изучить его ценность и рассмотреть как "поле развития способностей", где личность формируется во всем многообразии своих способностей и в обновленном виде вступает в процесс производства, обогащая последнее. Наиболее интенсивное развитие понимания досуга началось в XX веке, особенно во второй его половине, что привело к выделению его из общего контекста и провозглашению особой эры "цивилизации досуга'ТЖ.Дюмазедье/, резко раграничив поле профессиональной и досуговой деятельности. Первое стало рассматриваться как принудительное, второе - как привлекательное и необходимое для существования человека. Насыщение его развлекательными версиями создало новый его стереотип и стало вытеснять духовную сущность, снижать ценность саморазвития. Это постепенно устранило из досуга творческую деятельность и преобразовало его в коммерческую потребительскую сферу. Признание безусловного блага свободного времени стало пересматриваться, так как не могло решить многочисленных личностных проблем. Обилие свободного времени стало вызывать "страх пустоты", что приводит к критическому пересмотру позиций "цивилизации досуга", признания его частью образа жизни цивилизованного общества и невозможности наступления эры "цивилизации досуга" /Д.Маркович,Э.Соколов,Э.Спрай/. Он и профессиональная деятельность - взаимосвязанные части образа жизни, исходящие из конкретных условий развития общества, не могущие рассматриваться отдельно от личности. Чем более усложненным и дорогостоящим становится потребительский досуг, тем более усиливается процесс расслоения общества, расщепление человека. Прогностическое развитие
досуга предполагает трансформирование его в самодеятельную сферу на основе самообеспеченности и самоокупаемой простоты /Э.Спрай/.
В связи с этим, досуг можно рассматривать как триединую сферу: поле-пространство, где возможно саморазвитие, зависящее от окружающих условий, личностных устремлений; способ организации - деятельность или времяпрепровождение, пассивное потребление окружающего; уровень деятельности - культуротворчество, которое становится духовной основой досуга, главным стимулом человеческого развития. Сама деятельность в сфере досуга исследовалась разными учеными, полагающими, что в основном она представляет собой развлечение, так как из нее исключен главный развивающий компонент - принудительность /Р.Лукич/, в результате чего она деструктивно влияет на индивида. Э.Шпан считает, что деятельность в сфере досуга должна быть привлекательной и развлекательной, так как и сам досуг и главное средство его направления - искусство -прежде всего развлечение для непрофессионалов. Поэтому развлекательная основа досуга - здоровая основа.
Исследование этой проблемы позволяет сделать вывод, что любая деятельность независимо от сферы ее осуществления, не может быть окрашена единым эмоциональным цветом. Она проходит этапы становления и трансформируется от эстетической привлекательности к необходимому само принуждению. В результате этого, она должна обладать рядом особенностей: целеполагаением, применением волевых усилий, эстетически привлекательным результатом, далеко отстающей целью, превышающей наличный уровень развития человека, стремлением к высокому идеалу. Волевые движения к привлекательной цели, выстроенные в виде систематических длительных усилий, позволяет реализовать стадиальную деятельность, где каждая стадия решает свои задачи и сменяется более высокой по уровню.
Но не всякая досуговая деятельность равноценна в своем формирующем аспекте. Она выполняет ряд функций: самореализации, предполагающей при своей гуманистической направленности возможность преодоления расщепления человека; самовоспитания-самообразования, направленного на совершенствование в избранном направлении, деле; рекреации. В разное время эти функции играли разные роли. И, если в 50-60 годы ведущей была функция самовоспитания-самообразования, то в настоящее время гиперболизация развлечений привела к потребительству, высокой криминогенное™, где последняя начинает выступать именно в роли развлечений, острых ощущений и яркой возможности самоутверждения. Рекреатив-
ные и девиантные формы вытеснили из досуга необходимость позитивного развития и сузили его круг, переведя в восприятие продукции СМИ. В связи с этим в досуге целесообразно выделение нескольких уровней. Преобразовательный /саморазвитие и изменение окружающего/ можно рассматривать как качество и совокупность творческих индивидуальных или узколокальных мероприятий - видов деятельности. Репродуктивный - освоение уже созданного, также представленного уровнем и видами деятельности. Развлекательный, выступая как качество, установка личности на деятельность и блок мероприятий, включается в развлекательные и девиантные направления. При этом уровни-виды тесно переплетены друг с другом и становятся ступенью другого вида-уровня.
В итоге делается выводяо, признавая за преобразовательным уровнем приоритет личностного развития, нужно исходить из реальных условий. При гиперболизации репродукгивно-развлекательного и развлекательно-девиантного пластов , охватывающих прежде всего не высокоразвитые группы молодежи, целесообразно постепенно переводить их в преобразовательные виды деятельности.
Исследования показали, что рабочая молодежь имеет значительный объем свободного времени, в среднем от 2190,8 до 2500 час в год с различными показателями по годам. "Выплески" нерабочего времени /остановки промышленных предприятий/ редко увеличивают количественно собственно свободного времени. Вынужденные искать приработки, рабочие не могут считать его таковым. Однако указанное не изменило значительно структуру свободного времени. Большая его часть /67,2%/ проводится дома, где оно в основном распределяется следующим образом: 84% молодежи большую часть времени читает, 78% смотрит телевизор, 56% слушает радио, 44% обсуждает политические события, 38% принимает и посещает гостей, сопровождая это выпивками, 42,3% участвует в магических, религиозных действиях /гадания, ворожба и прочее/. Все эти домашние формы "наслаиваются" друг на друга, что дает большую, чем 100%, сумму.
Второй круг досуговых занятий - природно организованный, который проводится в прогулках по городу, тусовках, пребывании на природе, работе на приусадебных участках, туризме. Разные возрастные группы, семейные пары ориентированы на разные формы его организации. Если юноши проводят его в основном в прогулках по городу, почти обязательно в нетрезвом виде, что приводит к перерастанию его в девиантные формы, то девушки более охотно участвуют в ритуальных действиях. Их ровесники в парных группах
ориентированы на уединенные прогулки, семейная молодежь - на работу на приусадебных участках, что актуализируется по мере взросления. Незначительная часть молодежи посещает оставшиеся учреждения культуры и искусства, что по- разному представлено в рабочих группах и составляет в среднем 56,2 часа в год на человека. Активная часть посещает мероприятия, ранжируемые по интересам молодежи. Менее 8% посещают кинотеатры, что снизилось в 10 раз за последнее 6 лет. Высокие ценности используются в досуге 12,3% молодежи.
Замеры позволили определить "кольца досуга" /средства массовой информации, использование ее продукции - первое кольцо; нерегламентированные формы -второе; //а (-¿сйые. учреждения - третье; посещение кинотеатров, развлекательных мероприятий - четвертое; использование и освоение высоких ценностей - пятое/ и сделать вывод о преобладании в досуге ценностей первого кольца, которые не позволяют личности включиться в другие и в целом затрудняют отнесение этой группы к полноценным в культурном плане горожанам. Рабочая молодежь включается в городскую среду посредством анонимной, фрагментарной профессиональной деятельности, в которой сложно выделить определенный вклад конкретного человека и ликвидировать частичность его ощущений; в досуге - пребывание в иллюзорной и девиантной сфере, где сведена к минимуму, а зачастую отсутствует творческая деятельность; в бытовой включается в общие проблемы поиска работы, обнищания, что создает естественную для этого психологическую окраску /озлобления, агрессивности/. Выделенные позиции усиливают личностную расщепленность, невозможность полноценного существования, усугубляет зависимость от окружающего.
Характеризуя досуг рабочей молодежи, анализируется реальная включенность последней в культуротворческие виды деятельности, что в значительной степени зависит от пола, возраста, места жительства /квартира, дом с участком, общежитие/, статуса /горожанин-мигрант/, образовательно - профессионального разделения. Промышленная и строительная рабочая молодежь составляет 20-26% от общего числа работников промышленных и строительных предприятий. Ее профессиональный уровень тесно связан с отраслью хозяйства. Профессиональная структура промышленной рабочей молодежи в среднем равна соотношению квалификаций-параметров применительно к молодежной среде. Выделенные квалификационные параметры молодежи предполагают разную степень творческой насыщенности профессиональной деятельности и соответственно этому - досуга. Параллельное профессиональной дея-
тельности изучение досуга позволяет сделать вывод о равной включенности в творческую деятельность в обоих изучаемых аспектах и говорить о сходстве личностных проявлений в них, основанных на когнитивной насыщенности. Первая возрастная группа рабочей молодежи показывает самый широкий спектр выборов досуговой деятельности, что длится в среднем 1-3 год пребывания на предприятии, затем досуговая деятельность сужается в объеме и у группы малоквалифицированных и квалифицированных рабочих, чей профессиональный труд анонимен, монотонен, фрагментарен, свободное время насыщается продукцией СМИ, где процесс восприятия осуществляется ради самого процесса восприятия и приобретает черты фрагментарности, анонимности, бессистемности. Высококвалифицированные группы рабочих, чей профессиональный труд связан с принятием творческий решений, соответственной подготовки к этому, творчески насыщают и свободное время. 90,3% этой группы занимается разными видами технического, научного творчества, самостоятельным изучением литературы, целенаправленным просмотром передач и прочее. Но в целом исследованные уровни и характеристики досуга показали, что приматом в них стал репродуктивно-развлекательный уровень с девиантным оттенком /69,3%/, преобразовательный занимает незначительное место, поэтому считать, что досуг сохраняет свою творческую сущность, крайне затруднительно. Непонимание ценности свободного времени, низкая культура его организации, нетворческая профессиональная деятельность формирует личность-потребителя малоценной продукции, атрофирует способность и стремление к саморазвитию.
Третья глава "Досуговая деятельность рабочей молодежи в культурной среде среднерусского региона" представляет собой социологический анализ этого отдельно в группе молодежи-горожан и моло дежи-мигрантов.
Досуг молодежи-горожан подразделяется на традиционные свойственные основному массиву рабочей молодежи, репродуктив-но-развлекательные и инновационные формы. Первые выбирает ядро рабочей молодежи, вторые - периферийные слои - эпизодическая и когнитивная группы. Весь досуг по мере взросления молодежи претерпевает существенные изменения, связанные со стабилизацией профессионально-семейных параметров, адаптации в городской среде.
Наиболее разнонаправлен он у молодежи первой возрастной группы, которая "проигрывает" разные версии жизни в доступной ей сфере и тяготеет к духовно-насыщенному, творческому, развлекательному его ракурсу. Этот возраст еще не полностью потерял свою
сопричастность с окружающим, веру в идеалы, свою миссию, чувство связанности со всем миром. Вторая возрастная группа стабилизирует досуг на уровне параметров своей профессиональной деятельности, которая расслаивается на два направления. Квалифицированная рабочая молодежь остается верной сформированным репродук-тивно-развлекательным мероприятиям, круг которых сужается по сравнению с первой возрастной группой; вторая часть этого возраста высококвалифицированная молодежь и часть рабочих-интеллигентов - ориентирована на строго избирательные творческие формы, которые с течением времени становятся все более профессионально направлены /занятия техническим творчеством, рационализаторством, изобретательством/.
Важным направлением в досуге молодежи-горожан становятся репродуктивно-ушлитарные формы, к которым обращается почти треть исследуемой группы, преимущественно среднего и старшего молодежного возраста. Здесь специализируются необходимые утилитарные способы-навыки, нужные для бытовой деятельности. Важность этого невозможно переоценить в настоящее время. Приобретение мастерства в этой области можно рассматривать как мостик к занятиям индивидуальной трудовой деятельностью.
Сформированным пластом выступают занятия ритуальными, магическими действиями разных уровней и направлений, в которых принимает участие вся молодежь. С возрастом понимание ее значимости углубляется, расширяется сфера применения и, если в первых возрастных группах занятия ими утаиваются, а в случае обнародования квалифицируются как нечто необязательно-привлекательно-эпизодическое, то в остальных возрастах с появлением детей, заболеванием кого-либо из членов семей, эти ритуалы и навыки стабильны, нормальны, известны и часто используются в качестве "скорой помощи" для домашних. 87% опрошенной молодежи-родителей знает и систематически использует ритуальные /экстрасенсорные/ навыки. С течением времени они становятся более целенаправленны, их приемы постоянно развиваются, увеличиваются в объеме. Остальная молодежь, если и не участвует, то нисколько не сомневается в высокой действенности этого. В данном случае молодежь достаточно неразборчива в выборе энергий, обращаясь к разным их категориям, что позволяет трактовать подобную деятельность как эклектичную, часто вульгарную, "выдергиваемую" из общего контекста по мере необходимости.
Сочетание в досуге молодежи-горожан семейных и неформальных направлений позволяет заметить высокую значимость семейных форм, ориентиры которых переносятся в неформальную
дружескую сферу. Именно семейно-бытовые формы проведения свободного времени, основанные на своих традициях, включая в себя минимум городских ценностей, становятся стабильными направлениями в досуговой деятельности. Поле досугового общения расширяется в основном за счет семейного круга знакомых, что позволяет сохранить сравнительно благоприятный психологический настрой и бьггь готовым к разно уровневому общению. Вместе с тем, выделенная ориентация предельно локализует количественные параметры коммуникаций и приучает эту страту обходиться тем кругом, который уже обозначен. Новые коммуникации осуществляются в основном при посредничестве знакомых. Тем самым самая творческая сфера - сфера межличностных коммуникаций - приобретает выраженные ограничения и, безусловно неблагоприятно сказывается на развитии личности. Из всего слоя молодежи-горожан лишь 28% не потеряли способности и стремления к творческой деятельности. Только эту часть можно считать готовой к восстановлению личностной целостности, остальные довольствуются расщепленным досугом, в 20 лет почти полностью останавливая процесс самосовершенствования. Однако достаточный потенциал юношества позволяет прогнозировать поворот молодежи-горожан к восприятию и усвоению высоких ценностей культурной среды.
Досуг рабочих-мигрантов в значительной степени выступает как возможность и способ формирования девиантного поведения. Квалификационная структура этой группы ниже по параметрам, чем городская, где равно представлены неквалифицированная и квалифицированная рабочая молодежь, сумме которых равняется малоквалифицированная ее часть. Более высокого квалификационного уровня здесь нет, переход в него осуществляется позже, нежели в группах горожан. Как и у городских сверстников, здесь широко распространены репродуктивно-развлекательные формы досуга, в которых ранжирование происходит следующим образом: радиослушание - 37%, телесмотрение - 54%, чтение периодики - 50%, литературы 46%. Усвоение их следующее: использование ценностей для приобретения престижа - 41%, удовлетворение гедонистических потребностей - 36%, самосовершенствования - 12%. Характерным для молодежи-мигрантов является коллективный характер даже индивидуальных форм досуга. Обязательное обсуждение прочитанного, коллективный выбор телепередач, коллективное посещение развлекательных мероприятий - основа существования в городской незнакомой среде. В ней жизнь мигрантов приобретает черты своеобразных землячеств, где поддерживаются сельские нормы и правила, но с претензией на городские версии жизни. Само пребывание в городе
рассматривается не как стабильное существование, а как эпизоды между поездками домой в выходные дни, где возможно преодоление городской анонимности, возвращение гармонии бытия.
Вместе с тем, мигранты пытаются включиться в городские /по их мнению/ формы досуга. К последним, в частности, они относят прогулки по городу. 80% молодежи считает, что их совершают "от нечего делать", нужно гулять "потому, что теперь они горожане". Поэтому данная форма и необходима в условиях общежития, и, одновременна, лишена смысла. Понимание, что можно сочетать их с изучением города, его достояния, не сформирована. Город воспринимается как бессистемное образование, где все незнакомы друг с другом, где сложно вступать в контакт и поэтому для общения совершенно необходимо использовать "дополнительные меры". 67% мигрантов не понимают прогулок без выпивок, и считает, что благодаря им приобретается "смелость и хорошее настроение". Но результатом этого чаще всего становятся ссоры, драки, в 12% случаев с сильными телесными повреждениями. Инициаторами 71% драк, зарегистрированных милицией, становятся представители мигрантской молодежи в состоянии опьянения.
Для небольшой части мигрантов характерно включение в творческие организованные виды деятельности, в которые она попадает, руководимая не внутренними побуждениями, а внешне направленными действиями. В качестве их выступают развлекательные мотивы, присутствие на развлекательных мероприятиях в учреждениях культуры и искусства. В первоначальный период адаптации к городской жизни именно учреждения культуры являются одним из немногих социальных институтов, которые на доступном уровне способны поддерживать и развивать культурные ориентиры, хотя и не выводит потребности молодежи - мигрантов на уровень городской культурной среды. Более того, аннулирование большей части их, сокращение в них системы художественной самодеятельности, привело к тому, что оставшиеся учреждения, во-первых, не могут вобрать в себя всю рабочую молодежь, должную находиться в поле внимания социального контроля, во-вторых, те коллективы, которые еще функционируют, не могут себе позволить тратить время и силы на занятия с начинающими. Проводящиеся мероприятия, как правило, представляют собой редкие эпизоды, приуроченные к "Дню профессии", памятным датам, которые очень сплачивают молодежь, рождают в ней появление множества творческих импульсов, которые затем не развиваются и не используются. В настоящее время около семидесяти процентов профсоюзных культурно-просветительных учреждений закрылось или сданы в аренду коммерческим, религи-
озным, торговым и др. предприятиям. Объединения, оставшиеся в них, работают как платные школы, взносы в которых равны 1,5-2 минимальным зарплатам. Естественно, что рабочая молодежь, получающая очень небольшие и несвоевременные оклады, которые задерживают на 2-4 месяца, не может себе это позволить. Функционирующие государственные учреждения культуры, несколько лучше финансируемые, имеют художественные студии, в основном коммерческие, и потому присутствие в них неумелых новичков - непозволительная роскошь. Поэтому данный социальный институт изначально исключают присутствие в себе рабочей молодежи /имеются в виду занятия в художественных, художественно - спортивных и др. объединениях/, предоставляя ей возможность участия только в развлекательных мероприятиях. Они посещаются преимущественно в нетрезвом виде. Это позволяет сделать вывод, что весь досуг окрашен совершенно определенным цветом, в результате чего пятая часть мигрантов регулярно совершает преступления разной степени тяжести /не считая зарегистрированных драк/. Но самым опасным становится то, что в этой среде присутствует постоянная психологическая готовность к криминогенной деятельности, усиленная пребыванием в неформальной сфере, которая упрочивает в сознании жизнеспособность, а подчас и обязательность деструктивных форм поведения, которые в большинстве своем воспринимаются как варианты "героических" версий жизни. Особенно сильно эти позиции развились в последнее время, когда вернувшиеся из армии юноши, в особенности побывавшие в "горячих точках", на войне, приносят с собой высокий коэффициент агрессивности, которая становится постоянной реакцией на любые самые безобидные действия со стороны окружающих. Психологи считают "чеченским", как в свое время и "афганским" синдромом и отмечают его необратимость, или по крайней мере, очень длительное существование. Это вызывает не только усиление враждебности, но и создает из таких ребят-воинов лидеров, вождей, которым начинают поклоняться и ориентироваться на их формы поведения. Таким образом, агрессивная среда, царящая в обществе, чрезвычайно усиливается спецификой жизни молодежи-мигрантов.
Более распространены, чем в досуге горожан, колдовские и магические формы. Мигранты, живущие в общежитиях, пополняют знания, общаясь друг с другом, родственниками во время поездок домой. Ритуалы совершаются с целью "отвести от себя и знакомых зло", часто за счет других. Участие в подобных формах создает уникальную ситуацию: необходимость объединения в небольшие группы для совершения указанных действий, и, одновременно с этим,
острое недоверие к тем, кто был в этом заинтересован. Эта позиция чрезвычайно усиливает личностную отчужденность, напряженность и заставляет искать психологическую нишу, которая воспринимается как возможность "выпить и забыться, расслабиться".
В целом сфера досуга молодежи - мигрантов крайне скудна и напряжена. Избыток креативного времени, потребность личности насытить его "городскими версиями жизни" и неумение это сделать, формирует негативное отношение к городу, усиливает фрагментарность личностного существования и общее отчуждение от культуры. Единственным аспектом творчества становятся творчество в сфере суеверий. Но направленность его не укрепляет, а насильственно навязывает отношения ,что придает им негативный оттенок, который усиливает восприятие друг друга как недоброжелателей. Разделяя жесткие регламентации своего окружения, молодые люди не могут избавиться от сложившихся стереотипов и вынуждены их разделять. Поэтому процесс адаптации к городу бесконечно затягивается, и по своей длительности может намного превышать жизнь одного поколения.
В результате этого досуговая и профессиональная деятельность всей рабочей молодежи становится средством позитивной и девиантной реализации личности. Молодежь первого возрастного периода, проявляя большую активность в досуге, реализует себя достаточно полно в сопутствующих профессиональным видам деятельности. К этому чаще всего обращаются представители социально-преобразовательного досуга, социально - индивидуализированного направления. Молодежь, включенная в репродуктивно-развлекательные виды, участвует в них в количестве 17%, утилитарно-репродуктивных - 10%, репродуктивно-развлекательных- 6,3%, в развлекательном виде она отсутствует.
Творческие склонности проявляются и в отношении к труду, что сказывается на наличии информации о деятельности предприятий в целом, своего первичного коллектива и ее адекватном оценивании, осознании своего реального включения в общую деятельность, осознанного участия в новых отношениях, производственных и коммерческих процессах. Данные исследования подтверждают, что с ростом квалификации увеличивается участие в активных формах производства и, соответственно, в продуктивных формах досуга, направленных на получение необходимых знаний - экономических основ, менеджерских навыков, изучения разного рода методик и рекомендаций и использование их в деятельности и др. Но в то же время у подавляющего числа рабочих отсутствует понимание того, что работать нужно качественно. Угроза закрытия предпри-
ятий, несвоевременная низкая заработная плата, дисбаланс производственного процесса и др. вынуждает администрацию всеми силами удерживать имеющихся рабочих, о качестве квалификации которых не приходится и говорить. По- прежнему рабочие профессии находятся в ряду остродефицитных, именно они в первую очередь стоят в списках требуемых на биржах занятости населения. Если до 1992 г. несбалансированность производства проявлялась в простоях, обилии перекуров, авралов, но рабочие проводили весь день на предприятии, то в последние пять лет срывы поставок, несистематические заказы приводят к тому, что рабочих отпускают в незапланированные отпуска, расплачиваются с ними сделанной продукцией и др. В последние 1-1,5 года положение начинает меняться. Многие предприятия перешли на выпуск другой продукции, пользующейся спросом, производственные процессы налаживаются, но общее настроение нестабильности сохраняется, что выбивает человека из нужного ритма, не способствует созданию благоприятного психологического настроя, формирует привычку к пассивному ожиданию лучших времен. Это сказалось на многом, в том числе и на миграции рабочих по предприятиям. Если до 1992 г отток рабочих на предприятиях в год составлял не более 5%, то в 1993-94 он достиг 22-23%. Высококвалифицированные рабочие, рабочая элита ушла в кооперативы, в основном посреднические, что потребовало совершенно новых знаний, умений, навыков, новых отношений с компонентами культурной среды и ее значительном расширении. Эти позиции наряду с высокими налогами привели к распаду 80% малых предприятий, что способствовало возвращению рабочих на прежние места. В настоящее время сокращение на предприятиях, так активно муссируемых в СМИ, происходит в основном за счет пенсионеров, наличии дополнительных рабочих мест, долгое время сохранявшихся в резерве, инженерно-технического состава, в основном женщин, работающих не по специальности, а также рабочих с отклоняющимся поведением.
На этом фоне стремление молодежи к самореализации в позитивных направлениях очень условно и усложнено, однако она находит себе выход. Интересна взаимосвязь ее в разных сферах. Молодежь, проявляющая себя в активной досуговой деятельности, пытается перенести это в профессиональную, считая данные позиции нормальным явлением. Индифферентно настроенная молодежь рассматривает свою жизнь как возможность ничегонеделания. Поэтому вывод о том, что несбалансированная профессиональная деятельность разлагает людей в моральном и физическом /экология/ смысле, становится реальностью.
Соотношение позиций профессиональной и досуговой деятельности показывает предпочтение свободного времени, сокращаемое по мере взросления молодежи, дает представление о сходстве личностных проявлений в обеих сферах и требуют активизации хотя бы одной из них, которая бы могла решить главную проблему экологии культуры - сохранения когнитивных способностей личности, могущей понимать, усваивать, сохранять и развивать ее. Но сделать это самостоятельно молодежь не может и необходимость подключения усилий всех блоков культурной среды становится необходимостью, переходящей в разряд жизненно важных.
В заключении подводятся общие итоги исследования в методологическом, культурологическом, социологическом аспектах, конкретизируются основные позиции, излагаются прогностические выводы о необходимости создания модели-коррекции провинциальной культурной среды. Приводится один из вариантов такой модели, основанной на сочетании инновационных форм и региональных культурных традиций, что станет возможным при налаживании работы сопутствующего социального комплекса. Охватывая весь объем свободного времени рабочей молодежи, основанной на освоении наличных ценностей, она включает молодых людей в знакомство с позитивом, формирует навыки и привычки к культуротворческой деятельности. Вводимая в предприятия, модель культуротворческой деятельности способна решить и множество проблем: наполнить свободное время позитивными ценностями, повысить уровень культуры, перевести спектр внимания на значимые весомые позиции. Создание многоуровневой основы подобной модели позволит гармонизовать действия многих компонентов культурной среды, потеснит распространившийся негатив, создаст основу для возрождения и развития на новой основе уникальных городских форм, народных ремесел, позитивных направлений творчества, восстановит интеллигентность и уважительность, свойственные каждому народу. На этой основе возможно осуществление своеобразного культурного единства, создания узнаваемых разно-вариантных форм творческой деятельности; соединение ценности содержания, которое столь характерно для провинции, и достойной его формы. Это позволит восстановить уникальность провинциальной культурной среды, вернуть населенным пунктам свой стиль, создать сходный терминологический словарь, посредством которого жители смогут относить друг друга к единой поселенческой общности, активизировать контакты друг с другом, целенаправленно и систематически улучшать окружающее.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:
1. Социология молодежного досуга.-М.-1991.-10 пл.
2. Молодежь в провинции //В сб. Социология молодежной культуры. Т.,ТГИК,1993, 1 п.л.
3. Методология изучения провинциальной культурной среды.//В сб. Державинские чтения. Т., ТГУ, 1995. 0,5 п.л.
4. Молодежь в провинциальной культурной среде. //В сб. Человек в мире культуры. М..МГУК.1995. 0,3 п.л.
5.Возможности исследования духовности провинции.//В сб. Социология молодежной культуры. Духовность провинции.Т.,ТГИК,1994. 1 п.л.
6.Феномен провинциальной интеллигенции./В сб. Феномены провинции. Проблемы интеллигенции.Т.,ТГУ, 1996 . 1 п.л.
7. Провинциальная культурная Среда //В сб. Провинция: тенденции развития.Т., 1993 .,0,4 п.л.
8. Бездуховность досуга молодежи и театр.//В сб. Режиссеры театральных самодеятельных коллективов.-М.,1992.-2 п.л.
9. Досуг в культурной среде населенного пункта. //В сб. Досуг молодежи: проблемы, перспективы совершенствования.-М.-1991.1 п.л.
10. Городской досуг рабочей молодежи.//В сб.Досуг молодежи: проблемы, перспективы совершенствования.-М.-1991.-1 п.л.
11. Противоречия духовного развития молодежи //В сб. Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного музыкального творчества и подготовки кадров в вузах культуры.-М.-1991.-0,4 п.л.
12. Культурология. Теория культуры. Программа и методические рекомендации к курсу. Т.,ТГИК,1994. 2,5 п.л.
13. Структура досуга рабочей молодежи//Актуальные проблемы организации досуга населения на современном этапе.-Т.,1988,0,3 п.л.
14. Организация молодежного досуга. - Программа и методические материалы к спецкурсу., Т., 1988, 2,5 п.л.
15. Социология молодежной культуры. Межвуз сб.науч.трудов. Т., 1993, 8 п.л. Научное редактирование.
16. Социология молодежной культуры. Проблемы провинции. Межвуз. сб. науч. трудов. Т., 1994.6,7 п.л. Научное редактирование.
17. Социология молодежной культуры. Духовность провинции. Межвуз сб. науч. трудов. Т., 1995,7,4 п.л. Научное редактирование.
18. Феномены провинции. Проблемы интеллигенции. Межвуз.сб. науч. трудов. Т.,ТГУ, 1996.9,6 п.л. Научное редактирование.
19. Феномены провинции. Проблемы национального самосознания. Межвузовский сборник научных трудов. Т., ТГУ, 1997. 8 п.л. Научное редактирование.
20. Предисловие к сборнику научных трудов "Социология молодежной культуры". Т., ТГИК.1993. 0,5 п.л.
21. Предисловие к сборнику научных трудов "Социология молодежной культуры. Проблемы провинции". Т.ТГИК.1994.0,3 п.л.
22. Предисловие к сборнику научных трудов " Социология молодежной культуры. Духовность провинции". Т.,ТГИК, 1995, 0, 3 п.л.
23. Предисловие к сборнику научных трудов "Феномены провинции. Проблемы интеллигенции". Т.,ТГУ, 1996.0,4 п.л.
24. Предисловие с сборнику научных трудов "Феномены провинции. Проблемы национального самосознания". Т., ТГУ, 1997. 0,4 п.л.
25 .Клуб и досуг рабочей молодежи. Т., ТФ МГИК. 1987. 132 с./в соавторстве/
26. Духовное развитие студентов-театралов /В сб. Совершенствование подготовки студентов театральных отделений. Т., ТГИК. 1995. 0,3 п.л.
27.Девиантные формы поведения молодежи. /В сб. Профессиональная подготовка режиссеров театральных самодеятельных коллективов. Т., ТГУ, 1995.0, 3 п.л.
28.Генезис национального самосознания провинции. В сб. "Державинские чтения". Т., ТГУ, 1997. 0,3 п.л.
29. Культурология. Теория культуры. Программа, и методические рекомендации к курсу. Т., ТГУ, 1997.2, 8 п.л. вып. 2.
30.Становление национального сознания россиян. В сб. Научных трудов. "Феномены провинции. Проблемы национального самосознания". Т., ТГУ, 1997.1 п.л.