автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проза Бориса Васильева о фронтовиках после войны,70-80-е гг.

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Карнюшин, Владимир Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Смоленск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проза Бориса Васильева о фронтовиках после войны,70-80-е гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Карнюшин, Владимир Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ФРОНТОВИКИ ПОСЛЕ ВОЙНЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 50-Х — 90-Х ГГ.

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОЗЫ Б.ВАСИЛЬЕВА

О ФРОНТОВИКАХ ПОСЛЕ ВОЙНЫ.

§1. "Лейтенантская проза" и творческая концепция Б. Васильева (повести "А зори здесь тихие", "Встречный бой", роман "В списках не значился").

§ 2. Нравственный идеал фронтовиков в повестях начала 70-х годов ("Иванов катер"(1970) и "Самый последний день"(1970).

§ 3. Фронтовики и дисгармония общества в рассказах второй половины 70-х годов ("Старая Олимпия"(1975), "Ветеран"(1976), "Великолепная шестерка"(1979).

§ 4. Проблемы фронтовиков в повестях 80-х годов("Вы чье, старичье?"(1980), "Суд да дело"(1984)

Неопалимая купина"(1986).

ГЛАВА 3. БИБЛЕЙСКИЙ ПОДТЕКСТ

ПРОЗЫ БОРИСА ВАСИЛЬЕВА.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Карнюшин, Владимир Анатольевич

Предмет настоящего исследования — проза о фронтовиках после войны Бориса Львовича Васильева. В литературный процесс второй половины XX века писатель прочно вошел уже первой своей повестью "А зори здесь тихие" (1969). В ней он посмотрел на войну глазами рядового, порой "забытого" ее участника, чем расширил проблему "маленького", частного человека, постепенно превращающегося из субъекта в объект истории. В этой повести "частная", на первый взгляд, история жизни рядового участника войны позволила писателю предаться глубоким размышлениям о судьбе простого человека, а через него и о судьбе России, о системе нравственных ценностей минувшего времени, неразрывно связанной со временем настоящим. Это, по сути, стало основой творческой концепции писателя, основой его эстетической позиции, нашедшей свое отражение и в произведениях о судьбах бывших фронтовиков.

Как писатель "второй" и даже "третьей" волны прозы о войне, Васильев обогатил тематику новыми сюжетными коллизиями, неожиданными перипетиями, синтезировав стиль реализма со стилем героической романтики 1.

С середины 70-х годов Б. Васильев стремится показать судьбы поколения "победителей" в сгустке социальных противоречий общества, отдавая приоритет интересам отдельного человека. Его герои постоянно

1 Проблемы стилевого многообразия в художественной литературе, литературе XX века, рассматриваются в целом ряде исследований: Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. -М., 1983, Борзунов С. М. Романтика героизма. - М., 1975, Гиршман М. М. Гармония стилевого развития XX века. - М., 1977, Дмитриев В. А. Реализм и художественная условность. - М., 1974, Дубровина И. М. Романтика в художественном произведении. - М., 1976, Комина Р. В. Современная советская литература: Художественные тенденции и стилевое многообразие. - М., 1978, Одинцов В. В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. - М., 1983, Оскотский В. Д. Портрет современной прозы. - М., 1989, Сидоров Е. Ю. Время, писатель, стиль. - М., 1983, Шкловский В. Б. Художественная проза. Размышления и разборы. — М., 1961, Эйдинова В. В. Стиль художника: Концепция стиля в литературной критике 20-х годов. - М., 1991, Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии. - Л., 1986. находятся в конфликте с официальной моралью, которая часто пренебрегает элементарными человеческими принципами: заботой о стражду щем, милосердием к ближнему и немощному, вниманием к беззащитному и нуждающемуся. Его герой зачастую бунтарь-одиночка, бунтарь "в душе". Он скромен, наивен, застенчив и доверчив, что вовсе не говорит о его равнодушии к окружающему злу: если что-то противоречит его принципам — он вступает в непримиримую борьбу, будучи при этом несгибаемым ничем, кроме смерти. Поэтому васильевские герои часто приходят к трагическому финалу. Однако наступает лишь физическая смерть их, но не духовная: принципы остаются несломленными. Они неистребимы, потому что глубоко нравственны.

Актуальность темы диссертации определяется недостаточной изученностью прозы Б. Васильева. В опубликованных работах, преимущественно в статьях, затрагиваются лишь отдельные вопросы, которые носят в основном оценочный характер. Специальные исследования литературы о фронтовиках после войны также отсутствуют.

Наиболее полно военная проза Васильева (повести "А зори здесь тихие", "Встречный бой" и роман "В списках не значился") охарактеризована в диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук 3. Е. Гуральник "Поэтика военной прозы Васильева в историко-литературном контексте 60—70 гг " (1990). Эти же произведения писателя анализируются и во второй главе диссертации вьетнамского исследователя Буй Тхе Дыка "Опыт художественного постижения мира личности в прозе о войне (А. Фадеев, В. Быков, Б. Васильев) и его значение для литературы Вьетнама" (1994).

В работе К. Р. Рустемовой исследуется "проблема характера в прозе Васильева" (Алма-Ата, 1992) 1.

Буй Тхе Дык, поставивший в центр изучения "анализ мира личности в прозе Васильева", утверждает, что вся военная проза писателя "пронизана героической романтикой" и что в прозе Васильева "героика — в жестокой правде". Это "придает его произведениям большую достоверность, высокую искренность и трагический пафос", а через антитезу войны и мира "автор достигает еще большего трагического накала" 2. В результате анализа исследователь делает вывод, что "героическое начало провоцирует открытую эмоциональность, доведенную до кульминационного звучания"3.

И 3. Гуральник, и Дык в исследовании военной прозы Б. Васильева сходятся в том, что "специфика героики, подчеркнутая правдивость и четкость в изображении трудностей войны, экстремальность военной ситуации, сопоставление мира и войны, философия подвига. — все это определяет своеобразие мира личности Васильева" 4.

1 Работа Рустемовой К. Р. отличается некоторой несогласованностью содержания диссертации и автореферата. В диссертации дается мало подкрепленная фактами оценка творчества писателя. Постановка проблемы как "проблемы характера в прозе Васильева" имеет явную двусмысленность. Если бы ставилась "проблема характера прозы", тогда весь дальнейший строй работы соответствовал бы содержанию, хотя и в очень условном виде. Если же речь идет о характере образа автора, о чем так часто говорит исследователь, тогда необходимы определенные уточнения.

В автореферате же проводится мысль, что "предпринят анализ текстов" таких повестей, как "Летят мои кони", "Капля за каплей", "В списках не значился", "Суд да дело". "Завтра была война", "Неопалимая купина", однако в диссертации отсутствует хотя бы приблизительный "комплексный анализ". Более того, исследователь необоснованно сравнивает автобиографическую повесть "Летят мои кони" с полной художественного вымысла повестью "Капля за каплей" с целью сопоставления в них образа Автора (внимание не обращается и на постскриптум к повести "Летят мои кони" 1988 года).

Данная работа анализирует творчество писателя в отрыве от его художественно-эстетической системы. В результате произведения Б. Васильева трактуются однобоко, тенденциозно, вне связи с эстетической концепцией писателя.

2 Буй Тхе Дык. Опыт художественного постижения мира личности в прозе о Великой Отечественной войне (А. Фадеев, В. Быков, Б. Васильев) и его значение для литературы Вьетнама. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М.,1994. — С.102—103.

5 Там же. — С. 111.

4 Гуральник 3. Е. Поэтика военной прозы Б. Васильева в историко-литературном контексте 60—70-х гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Л., 1990. - С. 12.

Но если в работе вьетнамского исследователя военная проза Б. Васильева представлена только с "героической" стороны, то в работе Гуральник убедительно доказывается мысль, что благодаря новому подходу к военной теме Васильев расширяет представление о героизме, "отбрасывая узкое понимание подвига, которое измеряется часто лишь числом убитых врагов; героическое у писателя измеряется моральной готовностью к подвигу, высотой чувств и мыслей человека, способного осознавать всю меру ответственности" перед миром. Подобную мысль высказывает в своей диссертации и Т. Гурска 1.

В ряде работ предпринимается попытка рассмотреть прозу Васильева о войне в ее жанрово-стилевом разнообразии, через вовлечение функций художественного времени и пространства как важнейших компонентов поэтики 2 и через "язык кино", опираясь на работы С. Эйзенштейна "О монтаже", "Вертикальный монтаж" и "О строении вещей". Так, на примере повести "А зори здесь тихие", отмечается основная особенность строения сюжета произведений Б. Васильева: а) крупный план; б) "намывание" прошлого героя (где житейское (будничное) перемешивается с возвышенным); в) и вновь крупный план — герой и его действия.

Подобное "намывание" сюжетных пластов, как чисто сценарный способ построения произведения, характерно для всей прозы Васильева: его проза "удобна" для языка кино, как никакая другая (в подтверждение приведем тот факт, что из 20 повестей писателя экранизировано 12).

1 Гурска Т. Повесть 70-х годов о Великой Отечественной войне. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1982.

2 Вопросы поэтики исследованы в таких известных работах, как: Бахтин М. Проблемы творчества Достоевского//Тетралогия. — М., 1998, Виноградов В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963, Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Драма. — М., 1968, Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л., 1977, Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. — Л., 1967, Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977, Успенский Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиции форм. — М., 1970, Шкловский В. Б. О теории прозы. — М., 1983,Эльяшевич А. Горизонты и вертикали. — Л., 1984.

Порой структурные элементы отодвигают на второй план чисто литературные приемы, но это не мешает уловить своеобразный дидактизм в васильевском повествовании.

И если рассматривать творчество писателя именно с этой позиции, то тогда можно опровергнуть высказывания некоторых критиков о якобы присущей прозе Васильева "манерности", "литературной красивости" и "схематизме образа".

Так, 3. Гуральник, в частности, отмечает, что, работая по кинопринципу "части целого" 1, Васильев как по форме, так и по сути кинодраматург, а потому видит и воспринимает мир в "сгущенных драматических формах", что и определяет особенность его поэтики. "Стремление Васильевым достичь значимой меры эстетического воздействия нельзя отнести к понятию "беллетризма" в узком смысле слова", и, как поясняет исследователь далее, эстетическое воздействие связано у него со способностью "отчетливо помнить то, что с ним никогда не случалось". Однако это не память разума, а память всех чувств, свойственных человеку. Таким образом, речь идет о "восстановлении рефлексии, лежащей в основе его психологического анализа, который сочетается с выражением внутреннего через внешнее в целом социально-конкретном образе, тяготеющем к символизации духовных явлений. Отсюда элемент мелодрамы и даже сентиментальности" 2.

Творчество Б. Васильева характеризуется двумя основными особенностями: а) возвышенно-романтическим стилем его прозы; б) предельной авторской искренностью, сквозящей через всю ткань

1 См.: Иоффе И. Синтетическое изучение искусства и звукового кино. — М.—Л., 1937, Синтетическая история искусств. — Л., 1933, Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — М.,1973, Пудовкин В. Кинорежиссер и киноматериал. — М., 1926, Пудовкин В. Собрание сочинений в 3-х томах. — М.,1974—76. —Т. 2, Эйзенштейн С. О монтаже. Вертикальный монтаж. О строении вещей // Собрание сочинений в 6-ти томах. — М., 1964—71. — ТТ. 2, 3.

2 Гуральник 3. Поэтика военной прозы Б. Васильева в историко-литературном контексте 60—70 годов. —Диссертация. —Л.,1990. — С. 19. повествования, чем и объясняется популярность его книг у читательской аудитории.

Целью диссертации, обусловившей ее научную новизну, является литературоведческий анализ прозы Б. Васильева о фронтовиках после войны, выявление единства и целостности творческой концепции писателя.

В связи с тем, что произведения Б. Васильева о фронтовиках вне фронта не изучены, в задачи исследования входит: а) рассмотрение особенностей становления литературы о фронтовиках вне фронта в прозе 70—80-х годов; б) исследование особенностей прозы Б. Васильева в контексте "новой фронтовой прозы" 80-х годов.

Материалом (объектом) исследования стали тексты произведений Б. Васильева, опубликованные в издательствах: Траст-Имаком, Русич (Смоленск, 1994 год); "Советский писатель" (1989 г.) и издательский дом "Вагриус" (М., 1997, 1998).

Методика исследования. Проза Б. Васильева о фронтовиках после войны рассматривается в ее единстве и эволюции. Впервые предпринята попытка анализа его произведений как единой художественной системы.

Творчество писателя исследуется с точки зрения выявления его структурно-образных особенностей, подчиненных нравственно-эстетическим идеям1.

Анализ текстов строится по предметно-тематическому и историко-культурному принципам.

1 Нравственно-эстетическому аспекту современной литературы посвящены, в частности, работы: Бочаров А. Г. Чем жива литература? Современность и литературный процесс. - М., 1986, Днепров В. Д. С единой точки зрения: литературно-эстетические очерки. - Л., 1989, Дубровина И. М. Канон или канун: Литература, кино, эстетика духовного обновления. - М. 1989, Залыгин С. П. Дефицитреализма // Красная книга культуры. - М., 1989.-С. 37 - 45, Лихачев Д. С. Литература-реальность-литература.-М., 1984, Культура правды - антикультура лжи // Красная книга культуры. - М, 1989. - С. 323 - 329, Лосев А. Ф. История эстетических категорий. - М., 1965, Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М., 1992, Поспелов Г. Н. Искусство и эстетика. - М., 1984, Суровцев Ю. И. В 70-е и сегодня. Очерки теории и практики литературного процесса. - М., 1985,Томашевский Ю. В. Вчера и сегодня: Критико-публицистические сюжеты. -М., 1986, Чичерин А. В. Идеи и стиль. -М., 1965, а также сб.: Творческие взгляды советских писателей. - Л., 1981. 9

Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней устанавливается особенность проблематики прозы Б. Васильева и место анализируемой прозы в историко-литературном процессе конца XX столетия.

Практическое использование. Результаты исследований находят применение при изучении курса современной литературы в вузе: в лекциях, на семинарских занятиях, в методических пособиях по внеклассному чтению на уроках литературы в школе.

Апробация и публикации. Апробация исследования осуществлялась в течение 1994—1999 годов на педагогических чтениях, межвузовских научно-практических и аспирантских конференциях СГПУ (1995—1999 гг.). Материалы диссертации отражены в монографии, методическом комплексе, компакт-диске по системе INTERNET (CD) и шести статьях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проза Бориса Васильева о фронтовиках после войны,70-80-е гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проза Бориса Васильева о фронтовиках после войны, исходя из особенностей становления этой литературы в послевоенный период нашей истории, отражает во многом своеобразный подход автора к раскрытию духовно-нравственных устоев фронтовика.

Васильев — писатель, обладающий оригинальной наблюдательностью, которая связана прежде всего с тем, что он чувствует свою личную причастность ко всему, что происходит в конце XX столетия. Автор всегда воздает должное добру и справедливости, всему, что прекрасно, гневно осуждая то, что жестоко, подло и несправедливо.

Работая в традициях русской военной прозы, Васильев обогатил тематику новыми сюжетными коллизиями, впервые введя своих героев-фронтовиков в рамки времени исторического, показал диалектическое единство Времени и Пространства, расширяя таким образом рамки проблематики. Автор едва ли не первым, используя элементы сентиментализма и романтизма в литературе конца XX века, добивается эффекта катарсиса, когда, очищаясь слезами, негодуя от во многом неожиданной смерти героя, истово скорбя о нем, читатель в конечном итоге приходит к мысли, что добро неуничтожимо, а хороших людей все же большинство.

Герои Васильева не наделены строгими канонами "положительности-отрицательности", они скорее живут по извечным законам "нравственно" или "безнравственно", а своими поступками строго соблюдают основы христианской морали. Иногда, чтобы ещё контрастнее подчеркнуть зло, Васильев наделяет его обликом благообразности, в то время как добро у него выглядит неказисто и непривлекательно. Однако всю войну просидевшая за печатной машинкой в тылу старая "Олимпия" из одноименного рассказа и восьмидесятилетняя Анна Федотовна, живущая в мире несуществующих реально голосов, из рассказа "Экспонат №" при близком с ними знакомстве оказываются неимоверно привлекательными людьми, человечными и благородными, и их внешняя неказистость ("некрасивость") притягивает к себе и кажется даже трогательной.

Семен Митрофанович Ковалев из "Самого последнего дня", Антонина Коникова из "Ветерана" и Касьян Нефедович Глушков из "Вы чьё, старичьё?", дожив до седых волос, так и остались по-детски наивны и доверчивы, не растеряв нравственности. Для них, как и для писателя, детство всегда было не просто возрастом, но и очень важным элементом полноценной человечности. И лирический герой повести "Летят мои кони" доказывает это самым лучшим способом: он пропускает Прошлое и Детство через пространственно-временную формулу бытия: Детство есть Храм, "двери которого всегда открыты во все стороны".

Художник не может помещать себя только в настоящее, "потому что он в нем никогда до конца не осуществится" (В. Шкловский). В противном случае его книгам будет уготована участь "однодневок". И здесь многое зависит от той системы "загадок и догадок", которую предлагает автор.

Искусство строится именно по этому принципу, потому что оно строит или пытается строить новую систему нравственности", еще не существовавшую, а поэтому всегда новую и предполагаемую и в какой-то степени идеальную, с обязательным оттиском иллюзорности 1. И эту систему Васильев показал в "трагическом разрезе" судеб героев.

Васильев — один из немногих пишущих о войне писателей — показал фронтовика в системе и проследил его путь и его проблемы после войны на протяжении почти трех десятилетий. Писателю важно знать, насколько изменилось духовное состояние фронтовика, насколько он подвержен изменениям среды, как он справляется с трудностями современной жизни, не изменилась ли его нравственная суть.

Васильев первым раскрыл проблемы своего поколения фронтовиков по нетрадиционной схеме построения образа. В отличие от героев Бондарева, которые "закрываются" от посторонних в своем благоустроенном, но пустом мире, отчего вскоре остаются наедине со своей памятью о войне, которая забирает их в свои пространства, так и не дав надежды на оптимистический выход, — персонажи Васильева не защищены ни положением, ни привилегиями в обществе, у них нет благоустроенного быта.

Они, подобно Авдееву из повести Быкова "Карьер", всю жизнь обречены жить ради памяти о прошлом, ради других, живущих рядом. Фронтовики Васильева находятся в постоянных заботах о нравственном совершенстве человека, а значит, озабочены более высоким и надежным, нежели карьера. Их душа открыта для чуткости, взаимовыручки и милосердия.

Герои Васильева близки по духу и внутренней организации образам поздних произведений Быкова и Астафьева. Проблематика их прозы тоже очень близка как по постановке, так и по изображению психолого-драматического характера человека, который не просто переосмысливает опыт войны, но и приходит к иному, очень непростому решению личных проблем, обращаясь к фундаментальным ценностям человека и к самой важной из них, непреходящей ценности, — человеческой жизни. Говоря словами писателя-фронтовика Василя Быкова, "об этом нужно помнить всегда" 1.

Васильев об этом всегда помнил: и на страницах первой своей повести "А зори здесь тихие", и во всех последующих произведениях. Он неустанно повторял это из года в год.

Проза о фронтовиках до Васильева была несколько перенасыщена героикой солдата-освободителя, в ней не чувствовалось той тревоги за собственное будущее, которую ощущают старики из повести "Вы чье, старичье?", предугадывает Антонина Иваныиина из "Неопалимой купины" и которая апокрифично изображается в повести "Красные Жемчуга".

Многочисленные герои "лейтенантской" прозы, несмотря на глубинный драматизм, еще долгое время будут держаться за свое героическое прошлое. Но в истории все повторяется, и фраза из романа представителя "потерянных" Р. Олдингтона "Смерть героя" по сей день звучит обреченно-предупреждающе:

Дети вырастут, младенцы военного времени станут взрослыми. Быть может, им в свой черед придется воевать, а может быть, и нет. Так или иначе, им-то будет на нас наплевать. А почему бы и нет? Нас ведь сегодня не особенно заботит судьба тех, кто погиб при Альбуэре, разве что знаменитая атака мушкетеров украшает страничку непировых воспоминаний. Четыре тысячи убитых — а в веках остается только высокопарная проза. А еще лучше — забвение смерти" 1.

Много позже героев Васильева, но все же осознают трагедию своего поколения и "героические" фронтовики последних произведений Быкова (не потому ли Быков после "Карьера" и "В тумане" больше не пишет о войне?). Герои Виктора Астафьева еще как-то пытаются сохранить свои прежние чувства, но уже на страницы романа "Прокляты и убиты" и особенно повести "Веселый солдат" выплескивается целое море лавинообразных, нелицеприятных и откровенных воспоминаний. Сегодняшнее, реальное время не просто уничтожает их Память, не просто подвергает сомнению их прожитое, их знания правды и веру в идеалы, но, кажется, пренебрегает самим понятием человечности.

Если Ю. Бондарев и Г. Бакланов стремятся показать героичность на войне внешне негероического, то Васильев старается запечатлеть негероичность героического. Писателю важен человек, "его эстетическая и этическая ценность" 1. В каждом своем новом произведении автор верен себе: его художественная система более широко использует мир поэтического времени, столь необходимого для образного воссоединения событий, чувств, переживаний. Это авторское временное пространство ("автобиографическое пространство" по В. Чалмаеву), с одной стороны, отражает в увеличенном (или уменьшенном) масштабе реальное время, с другой — служит важнейшим конструктивным элементом его образной системы.

Временное пространство васильевской прозы часто организует причинно-следственную и психологическую связь событий, образуя сложное их переплетение (глава 2-я нашей работы). Писатель целенаправленно выражает неразрывность цепи временных пластов в судьбе человека, взаимоотношения макро- и микромиров, показывает и объясняет как личность во времени, так и время в ней. Через художественное "автобиографическое пространство" автор фиксирует стремительность и глубину происходящих событий, диалектику чувств, внутренних переживаний героев, их духовно-нравственное прозрение. Авторское время — действенная форма выражения внутренней концепции и художественно-эстетической позиции.

1 Гуральник 3. Поэтика военной прозы Б. Васильева. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Л.,1990.- С. 20.

Именно отсюда строгая система сквозных тем, тесно связанная с изображением художественного пространства и времени. Исследователями верно замечено, что сущность героев Васильева раскрывается в ретроспекции. Поступок героя — проверка, испытание, способ оценки данного характера. Поэтому глубинный психологический анализ становится главенствующим. Писателю необходим "голос героя", его точка зрения и его оценка происходящего, равно как и все его сомнения и подозрения. И это ярко показано Васильевым в самых значительных для данной проблематики повестях "Суд да дело" и "Неопалимая купина" (глава 2, 4).

В структурообразующей художественной системе прозы Васильева важную роль играют противоречия внутреннего мира героя на разных этапах эволюции его духовного развития. Эта эволюция соотносится с этическими нормами реального времени под углом библейского подтекста (глава 3-я).

В детстве мне внушали, что культура — среда обитания человека.; искусство — способ познания этой среды; интеллигенция — понятие нравственное, а религия — голос твоей совести, на тревожный сигнал которой ты ищешь ответы либо с помощью молитвы, либо копаясь в собственной душе" 1 — это основные принципы писателя, по которым он живет и работает. Пересматривать их ему не приходилось никогда, какие бы трудные времена для него ни наступали и как бы их ни пытались вытравить "промыванием мозгов".

Герои книг Васильева настойчиво апеллируют к "вечным" общечеловеческим понятиям правды и добра, которые во многом являются определяющими для их внутреннего выбора, не теряя при этом социальной основы и значимости. Нравственное и социальное у

1 Васильев Б. Интеллигенция без лозунгов // Российская газета, 1998.- 29 января. - С. 3.

Васильева сливаются воедино. Доказательством этому служит тот факт, что преломление прошлого и настоящего в сознании героев происходит постоянно, и это дает возможность сделать выбор, руководствуясь только проверенными временем морально-философскими категориями.

Эта ситуация постоянного нахождения в пространстве "бремени выбора" (именно так называется вторая книга романа "Дом, который построил Дед") в конечном итоге влияет на всю жанровую структуру его произведений. И естественно, что жанровообразующие функции способствуют усилению драматизма повествования — это отражено в развитии конфликта каждого произведения. А отсюда и идейно-художественная задача его прозы: раскрыть процесс ускоренного формирования (или "неизменности", "несломленности") личности в любых экстремальных ситуациях. Здесь нет цепи случайностей — события связаны с характером произведений.

Этическая и нравственная позиция Васильева, преломленная через своеобразие социального и библейского подтекстов, дает возможность определить роль и место его прозы в едином историко-литературном процессе, а также увидеть особый характер его художественно-образной системы.

Его проза "неисправимо оптимистична": в ней вера в жизнь, вера в добро и справедливость, вера в человека. А частые трагические исходы его произведений доказывают не то, что Зло непобедимо, а как раз обратное.

Авторские размышления о смерти вовсе не предполагают отказа от живого и теплого настоящего. Они лишь "внутренне готовят человека к неизбежности расставания, они предлагают иную шкалу ценностей, заставляя пересчитывать прожитое по этой новой, всегда несоизмеримо более высокой шкале, где нет места мелким обидам, зависти, жадности, эгоизму, а есть вечные эталоны Добра и Зла, и человек, способный неистово и бесстрашно заглянуть в собственную смерть, способен посмотреть на собственную жизнь с иных высот, и тогда его не угнетает ни одиночество, ни ужас близкого конца; тогда страх переплавляется в бесстрашие, а мысли приобретают простоту и ясность" 1.

Простые и ясные мысли писателя проникают в самые затаенные уголки читательских душ, потому что Васильев всегда бесстрашен и непримирим ни к озлобленности жизни, ни к приспособленчеству, ни тем более к войне. Недавние слова писателя о военном конфликте в Югославии лучшее тому подтверждение: "С кровавой авантюрой, развязанной НАТО, необходимо кончать как можно скорее, потому что гибнут ни в чем не повинные люди. Дети, женщины, старики. Сербы, албанцы, черногорцы — смерть не имеет национальности. Но кончать языком терпеливых, а не языком угроз, демонстрацией силы и бряцанием оружия. Только так, иного пути не дано" 2.

Глубокие раздумья писателя о времени и о себе, о горьком опыте своего поколения, о важности этого опыта для последующих поколений, о войне, о мире, о фронтовиках вне фронта являются продолжением лучших традиций литературы гуманистической направленности.

1 Васильев Б. И был вечер, и было утро. - М., 1989. - С. 351.

2 Васильев Б. Битва за вчерашний день // Общая газета, 1999. - № 14. - С. 8.

 

Список научной литературыКарнюшин, Владимир Анатольевич, диссертация по теме "Русская литература"

1. Алексеев М. Н. Избранные произведения в 3-х томах. - М., 1981. - Т. 1,3

2. Ананьев А. А. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1984. - Т. 3

3. Астафьев В. П. Где-то гремит война / Повести, рассказы. М., 1975

4. Астафьев В. П. Прокляты и убиты / Книга 1-ая. М., 1994

5. Астафьев В. П. Веселый солдат // Новый мир, 1998. № 5 / 6

6. Бакланов Г. Я. Военные повести. М., 1984

7. Бакланов Г. Я. И тогда приходят мародеры / Романы, повести, рассказы. М., 1996

8. Бондарев Ю. В. Берег. Выбор. Игра. М., 1986

9. Быков В. В. Журавлиный крик / Повести. Минск, 1984

10. Быков В. В. Карьер. М., 1988

11. Васильев Б. Л. Собрание сочинений в 8-ми томах. Смоленск, 1994

12. Васильев Б. Л. И был вечер, и было утро. М., 1989

13. Васильев Б. Л. Люби Россию в непогоду / Статьи, публицистика. -Смоленск, 1994

14. Васильев Б. Л. Вещий Олег. С.- П., 1997

15. Васильев Б. Л. Утоли моя печали. М., 1997

16. Васильев Б. Л. Картежник и бретер, игрок и дуэлянт. М., 1998

17. Васильев Б. Л. Князь Ярослав и его сыновья. М., 1998

18. Васильев Б. Л. Дом, который построил Дед. М., 1999

19. Владимов Г. Н. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1998. - Т. 3.

20. Гроссман В. С. Жизнь и судьба. М., 1990

21. Кондратьев В. В. Красные ворота / Повести. М., 1988

22. Кондратьев В. В. Сороковые. / Повести, рассказы, М., 1988

23. Носов Е. И. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1989. - Т. 2

24. Олдингтон Р. Дж. Смерть героя. М., 1976158

25. Ремарк Э. M. Время жить и время умирать. Жизнь взаймы. M Харьков, 1997

26. Ремарк Э. М. Черный обелиск. М. - Харьков, 1997

27. Ремарк Э. М. Триумфальная арка. М. - Харьков, 1997

28. Солженицын А. И. Рассказы. М., 1990

29. Смирнов С. С. Брестская крепость. М., 1970

30. Хемингуэй Э. Прощай, оружие! / Романы. С. - П., 19931591. ЛИТЕРАТУРА

31. Литература о творчестве Б. Л. Васильева

32. Аннинский J1.A. Их кровью // Искусство кино, 1973.- № 1

33. Балавин А. Мальчик из легенды // Звезда, 1975,- № 4

34. Бартковская А. Нравственная сила добра // Литература в школе Л 974,- № 1

35. Богатко И.А. Мужество века. М.,1986. - С. 63, 74, 102

36. Бочаров А.Г. Литература и время (проза 60 80-х). - М.,1988.- С. 133,144,161 - 162, 223 -228.

37. Бровман Г.А. Подвиг человечности // Москва, 1975.- № 1

38. Бровман Г. А. Литература великого подвига. -М., 1980.-С. 303-308

39. Васильев Б.Л. "Зачем он убил Егора Полушкина?" // Литературная газета Л 974.- 16 января

40. Васильев Б., Ульянов М. "Спектакль идет сегодня" // Литературная газета.1976.- 17 ноября

41. Васильев Б.Л. Профессия режиссер // Литературная газета,1978.- 25 октября

42. Васильев Б.Л. Нигде, кроме самой жизни // Строительная газета, 1979,- 19 января

43. Васильев Б.Л. Колокол 41-го го да//Литературная газета, 1979.-7 марта

44. Васильев Б.Л. Тема должна быть больше сюжета//В мире книг, 1979.-№ 5

45. Васильев Б.Л. Долг чести // Театр, 1980,- № 2

46. Васильев Б.Л. Память // Труд, 1980.- 9 мая

47. Васильев Б.Л. Откуда мы все // Литературная газета, 1982.- 17 февраля

48. Васильев Б.Л. Пройти путь дважды// Советскаякультура,1983.-4января

49. Васильев Б.Л. Дон Кихот и другие // Литературная газета, 1983. -19 января

50. Васильев Б.Л. Пройти путь дважды//Советская культура, 1983,-2 мая

51. Васильев Б.Л. Важен герой нравственный // Смена, 1983.- 2 мая

52. Васильев Б.Л. И земля это наш музей//Советский музей, 1984.-№ 1

53. Васильев Б.Л. Простой рецепт работа // Литературная газета, 1984.- 15 января

54. Васильев Б.Л. Интеллигенция слово нашенское // Студенческий меридиан, 1984.- № 2

55. Васильев Б.Л. Каждой новой строкой // Учительская газета, 1984.- 7 июня

56. Васильев Б.Л. Я хочу писать об этом // В мире книг, 1984.-№ 7

57. Васильев Б.Л. Ценю добросовестных людей // Крестьянка, 1984.- № 12

58. Васильев Б.Л. Цените мгновения // Советская Россия, 1985.- 1 января

59. Васильев Б.Л. В начале была война // Советская драматургия, 1985.-№1

60. Васильев Б.Л. Самый памятный день // Театр, 1985.- № 5

61. Васильев Б.Л. Однажды на старом Арбате //Советская культура, 1985.- 1 октября

62. Васильев Б.Л. Мастер // Известия, 1985.- 17 декабря

63. Васильев Б.Л. Становимся жизнью //Советский экран, 1985.- № 24

64. Васильев Б.Л. Служебный роман с легкомысленной музой // Советская культура, 1986.- 14 октября

65. Васильев Б.Л. Открытия и судьбы //Книжное обозрение, 1987.11 сентября

66. Васильев Б.Л. Завидую внукам // Известия,1988. 1 января

67. Васильев Б.Л. Прозрение // Наука и религия, 1988.- № 4

68. Васильев Б.Л. И подвиг в душе взрастить // Красная звезда, 1988.31 августа

69. Васильев Б.Л. Не заучивать слова думать // Литературная Россия, 1988.- 2 сентября

70. Васильев Б.Л. Жизненные и творческие планы // Новое время, 1988.- № 50

71. Васильев Б.Л. Андрею Дементьеву 60 // Литературная газета,1988.- 20 июля

72. Васильев Б.Л. Между вчера и завтра // Экран и сцена, 1990.- № 1

73. Васильев Б.Л. Любить Россию в непогоду // Литературная газета, 1990.- 30 мая

74. Васильев Б.Л. Покаянные дни // Родина, 1990.- № 10

75. Васильев Б.Л. Наш пульс // Спутник, 1990. № 11

76. Васильев Б.Л. Надо любить ее и в шторм // Диалог,1992.- № 1

77. Васильев гость Смоленска // Вдохновение, 1993.- № 1

78. Васильев Б.Л. Человек сквозь прицел // Русская провинция, 1993. № 1

79. Васильев Б.Л. Власть и сласть // Культура, 1993,- 27 февраля

80. Васильев Б.Л. Мы слишком долго были великодушными // Культура, 1993.- 9 октября

81. Васильев Б.Л. Ответы на пять вопросов // Литературная газета, 1994,- 30 марта

82. Васильев Б.Л. Не жди, не бойся, не проси // Известия, 1994.- 21 мая

83. Васильев Б.Л. Мне не в чем себя упрекнуть // Российская газета, 1994.-21 мая

84. Васильев Б.Л. Свобода требует рамок//Край Смоленский, 1994.-№ 5

85. Васильев Б.Л. Вот это моя полоса жизни // Смоленские новости, 1994,-21 мая

86. Васильев Б.Л. Я неисправимый оптимист // Книжное обозрение, 1994.- № 21

87. Борис Васильев почетный гражданин Смоленска // Литературная газета, 1994.- 1 июня

88. Васильев Б.Л. Все о Еве // Труд, 1994,- 20 июля

89. Васильев Б.Л. Деформаторы или Четвертое смутное время России // Честь имею, 1994.- № 12

90. Васильев Б.Л. Я верю в Россию // Торговая газета, 1995. 25 января

91. Васильев Б.Л. Снятие с креста // Культура, 1996.- 8 мая

92. Васильев Б.Л. Есть такая профессия // Культура, 1996.- 29 июня

93. Васильев Б.Л. Предисловие к Новому Году // Российские вести, 1997.- 4 января

94. Васильев Б.Л. Ответы на анкету журнала "Дружба народов" // Дружба народов, 1997.- № 4

95. Васильев Б.Л. Национальную идею в пробирке не вырастишь // Литературная газета, 1997.- 9 апреля

96. Васильев Б.Л. Встречи на Воздвиженке // Российская газета, 1997.- 19 июля

97. Васильев Б.Л. Армия это не зона // Российская газета, 1997.20 сентября

98. Васильев Б.Л. Интеллигенция без лозунгов // Российские вести, 1998.29 января

99. Васильеву премия "Пенне-Москва" // Литературная газета, 1998. -18 октября

100. Васильев Б.Л. К вопросу "о себе" // Аргументы и факты, 1999. № 6

101. Васильев Б.Л. Битва за вчерашний день //Общая газета, 1999.- №. 14

102. Васильев Б.Л. Мне стыдно! // Общая газета, 1999. № 20

103. Васильев Б. Л. Про войну я больше не пишу // Книжное обозрение, 1999.-№ 26

104. Галимов Ш.З. Противостояние // Москва, 1974,- № 7

105. Гейдеко В.А. Направление поиска. М.,1985,- С. 3 - 14

106. ГлэдДжон. Беседы в изгнании (о Ю. Любимове). -М., 1991. С. 287-288

107. Гринберг И.Л. Почему люди сильны // Нева, 1972,- № 1

108. Гринберг И.Л. Полет стиха и поступь прозы. М.,1976.- С. 179 - 182.

109. Гуральник 3. Е. Поэтика военной прозы Бориса Васильева висторико-литературном контексте 60 70-х годов / Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Л., 1990

110. Гуревич Э.С. Боль и тревога наша: дети, война и литература. -М.,1986.- С.18, 24, 58

111. Данина А.Д. Подвиг народа // Нева, 1975,- № 10

112. Дедков И.А. Сказание о Егоре Бедоносце // Литературное обозрение, 1973.- № 4

113. Джичоева Е. Победа стиля? // Подъем, 1988.- № 2

114. Евсеева В.А. Вечно живая память // Вечерняя школа,1983.- № 3

115. Елисеев Н. Пятьдесят четыре: Букериада глазами постороннего // Новый мир, 1999. № 1

116. Жуков Д.А. Старшина Васков и другие // Молодая гвардия, 1970.- № 7

117. Иванова Л.В. Современная советская проза о войне,- М.,1979.- С.59 65.

118. Иванова Н.В. Намеренные несчастливцы?//Дружба народов, 1989.-№7

119. Исмаилов Н. Любить и ненавидеть // Москва, 1988.- № 1

120. Кагарлицкая А.В. О кинофильме "Иванов катер" // Спутник кинозрителя, 1987.-№ 12

121. Кар дин В.Э. О лебедях и "лебедушках" // Новый мир, 1974.- № 2

122. Карнюшин В.А. Память города Добра // Смоленский ареал славянской письменности и культуры. Смоленск, 1997.- С. 147 - 150

123. Карнюшин В.А. Счастье, рожденное в пространстве Любви // Край Смоленский, 1997. № 11 -12

124. Карнюшин В.А. Чтобы услышать голос прошлого ("смоленские страницы" прозы Б. Васильева). Смоленск, 1998

125. Карнюшин В.А. Изучение "малой прозы" Б. Васильева (методический комплекс). Смоленск, 1998

126. Карнюшин В.А. Живая память истории//Проблемы художественного мира русской литературы. Филология и методика.1. Смоленск, 1998.-С.45- 54

127. Карнюшин В.А., Кузьмичева Л.В. "Есть такая профессия родину защищать" // Вдохновение, 1999.- № 3 - 4

128. Карнюшин В. А. "Красное ожерелье крепости" города Страха. Гиперболизация символики страха в повести Б. Васильева "Капля за каплей" // Каменное ожерелье России. Смоленск, 1999. - С. 127 - 132

129. Карнюшин В. А., Мешков В. В. и др. "Летят мои кони" (компакт-диск к 75-летию Б. Л. Васильева) / CD. Смоленск, 1999

130. Кирсанов В. Были о героической борьбе // Дон, 1978. № 4

131. Кобалевский Д.Д., Анохин М. Советской родине посвящается. -М.,1985. -С. 213-216

132. Ковский В.Е. Живая жизнь романа // Вопросы литературы, 1977.- № 1

133. Кондратович А.И. Портреты. Воспоминания. Полемика. М.,1987. - С. 354 - 358

134. Кузин Н. Вслед за дебютом //Урал, 1971.- № 4

135. Кузин Н. Радость движения и пробуксовка.- Свердловск, 1976. -С. 48-58

136. Курбатов В. На расстоянии истории // Новый мир, 1980.- № 1

137. Латынина A.C. Частный человек в истории // Литературное обозрение, 1978.- № 5

138. Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига. М., 1975. - С. 23 - 32

139. Лобацкая Г. Пойдут ли с тобой в разведку? // Звезда, 1980. № 11

140. Николаева С.А. Дети и война. М.,1991.- С. 29 - 35.

141. Орехова Н. Взросление // Нева, 1985.- № 4

142. Рустемова К. Р. Проблема характера прозы Бориса Васильева 7080-х гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Алма-Ата, 1993

143. Савченко Ю. Давайте наши души сохраним // Вечерняя школа, 1988.- № 3

144. Сартакова Т.С. Зори // 0ктябрь,1970,- № 10

145. Смелков Ю.С. Судьба Олексиных // Знамя, 1978.- кн. 7

146. Стеклов М.Е. Три дня с Борисом Васильевым // Край Смоленский, 1994.- №2

147. Трубин В. В. Далекие близкие // Дружба народов,1978.- № 1.-С. 260 - 264

148. Уваров JI. Сила доброты; Баранов В. Развитие или хождение по кругу?; Бонецкая Н. Будит гуманные чувства; Колыгин А. "С нажимом" (литературная полемика) // Литературное обозрение.1973,- № 12

149. Ульяшов П.С. Сила добра//В мире книг, 1971.- № 11

150. Финицкая 3. Пальму все же пристрелили //Дружба народов, 1974.- № 3

151. Финк Л.А. Так что же надо и не надо человеку? //Сибирские огни, 1975.-№ 3

152. Финк Л.А. Вокруг одного рассказа // Звезда, 1988.- № 1

153. Хотимский Б.Г. Благороднейшее из чувств // Знамя, 1981.- кн. 2

154. Хршановский В.П. В поисках истины // Звезда,1978.- № 4

155. Чалмаев В.А. На войне остаться человеком. М., 1998. - С. 26,91 -93

156. Черненко М.М. О нашем прошлом // Спутник кинозрителя, 1988.- № 11

157. Чудинов А. Г. Речевое варьирование глагольной семантики в прозе Васильева // Сборник статей кафедры русского языка Свердловского университета Свердловск, 1986.- С. 74 - 83

158. Шапошников B.C. Хори и Калинычи XX века // Сибирские огни, 1975.- № 2

159. Шмыров В.И. "Завтра была война" // Искусство кино,1988.- № 6

160. Юдин В.А. Если в разведку то с ним! // Подъем,1985.- № 1

161. Юдин В.А. Поколение победителей // Подъем.1985.- № 61.. Дополнительная литература

162. Адамович А. М. О современной военной прозе. М., 1981

163. Адамович А. М. Война и литература: проблемы нового мышления / / Вопросы литературы, 1987. № 6

164. Андреев Ю. А. Необходимость героя. Л., 1987

165. Апухтина В. А. Советская проза на современном этапе. МГУ, 1977

166. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1983. - Т.4

167. Барабаш Ю. Б. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1978

168. Баевский В. С. Русская литература XX века. М., 1999

169. Басинский П. Проза современного русского реализма // Литература, 1996. № 5

170. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

171. Бахтин М. М. Тетралогия. М., 1998

172. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983

173. Белая Г. А. Литература в зеркале критики. Современные проблемы. -М., 198613. Белов В. И.Лад.-М. 1982

174. Берковский Н. Я. Статьи о литературе. М., 1962

175. Берковский Н. Я. Литература и театр. М., 196916. Библия.-М., 1995

176. Благой Д. А. Диалектика литературной преемственности // Вопросы литературы, 1962. № 2

177. Боборыкин В. Г. Испытание делом. М., 1986

178. Богатко И. А. Предчувствие: литературно-критические статьи и очерки. М., 1990

179. Богомолов В. О. По ту сторону тоталитаризма // Театр и экран, 1991. -№4/5

180. Большой путеводитель по библии. М., 1993.

181. Бондарев Ю. В. Поиск истины. М., 1979

182. Бондарев Ю. В. Хранители ценностей. М., 1987

183. Бондаренко В. Г. Очерки литературных нравов // Москва, 1987. № 12

184. Бондаренко В. Г. Реальная литература. М., 1996

185. Борев Ю. Б. О трагическом. М., 1961

186. Борзунов С. М. Романтика героизма. М., 1985

187. Бочаров А. Г. , Белая Г. А. Современная русская советская литература. М., 1987. - ч. 1, 2

188. Бочаров А.Г. Человек и война. М., 1973

189. Бочаров А. Г. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе. М., 1977

190. Бочаров А. Г. Чем жива литература? Современность и литературный процесс. М., 1986

191. Бочаров С. Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1962

192. Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985

193. Буслаев Ф. О литературе: Исследования, статьи. М., 1990

194. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959

195. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., 1963

196. Волков Ф. И. Литература как вид художественного творчества. -М., 1985

197. Воронов В.Г. Горизонты военной прозы // Октябрь, 1986,- № 5

198. Боровский В. В. Эстетика. Литература. Искусство. М., 1975

199. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968

200. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Драма.-М., 1968

201. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. Собрание в 4-х томах. -М., 1968. -Т. 1,2

202. Гей Н. К. Художественная литература. М., 1975

203. Гиршман М. М. Гармония стилевого развития XX века. М., 1977

204. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М., 1982

205. Глинкин П. Е. Русская проза о Великой Отечественной войне / Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. -М., 1971

206. Глинкин П. Е. Молодой герой советской литературы (в прозе о Великой Отечественной войне). М., 1980

207. Горбачев В. В. Судьбы народные: Писатель и современники. М., 1987

208. Горловский А. С. Герой современной советской литературы. -М., 1987

209. Гулыга А. В. Искусство в век науки. М., 1978

210. Гурска Т. Повесть 70-х годов о Великой Отечественной войне / Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1982

211. Гусев В. И. Неожиданность очевидного: Дневник современного литератора. М., 1988

212. Дедков И.А. Возможность нового мышления// Новый мир, 1986. № 10

213. Дмитриев В. А. Реализм и художественная условность. М., 1974

214. Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980

215. Днепров В. Д. С единой точки зрения: литературно-эстетические очерки. -Л., 1989

216. Добин Е. С. Жизненный материал и художественный сюжет. Л., 1956

217. Добин Е. С. Сюжет и действительность: Искусство детали.-Л., 1981

218. Дремов Ан. О художественном образе. М., 1956

219. Дубровина И. М. Романтика в художественном произведении. М., 1976

220. Дубровина И. М. Канон или канун? Литература, кино, эстетика духовного обновления. М., 1990

221. ДюбинЕ. С. Сюжет и действительность. Искусство детали.-Л., 1981

222. Дюжов Ю.Г. Убиты и прокляты // Север, 1994. № 5/6.

223. Евглевский Е. М. Социальный и общечеловеческий контекст русской прозы 1950 1970 годов о Великой Отечественной войне / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Орел, 1999

224. Евграфов К. В. Знакомые незнакомцы. Литературные герои и их прототипы. М., 1988

225. Елизаветина Г. Г. Традиции русской автобиографической повести о детстве в творчестве А. Н. Толстого // А. Н. Толстой: материалы и исследования. М., 1985. - С. 120 - 139

226. Ермилов В. А. За живого человека в литературе. М., 1928

227. Ермоленко Г. Н. Проблема художественного времени и пространства в рассказе И. Бунина "Чистый понедельник" // Ученые записки кафедры истории и теории литературы СГПУ. Смоленск, 1999

228. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977

229. Журавков С. И. Идейно-нравственные проблемы и художественное своеобразие советской современной повести о Великой Отечественной войне (Ю. Бондарев, В. Быков) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1977

230. Журавлев С. И. Память пылающих лет. М., 1985

231. Золотусский И.П. Там, на войне // Литература в школе, 1995. № 2

232. Зубков Ю. А. Герой и конфликт в драме. М., 1975

233. Иванова Т. И. Литература и перестройка (заметки оптимиста). -М., 1989

234. Иванов Д. К. Герой в современной прозе. М., 1988

235. Иоффе И. И. Синтетическая история искусств: Введение в историю художественного мышления. Л., 1933

236. Иоффе И.И. Синтаксическое изучение искусства и звукового кино. -М.-Л., 1937

237. Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972

238. Каган М. С. Лекции по истории эстетики. Л., 1977

239. Канашкин В. А. Очарование человека: Герой и история: диалектика восхождения. Краснодар, 1988

240. Капрусова М. Н. Дерево двойник человека в мифологической и народно-поэтической традиции // Русская филология: Ученые записки СГУ. - Смоленск, 1994. - С. 81 - 87

241. Караганов А.В. Правда условного приема // Вопросы литературы, 1962.-№ 5.

242. Кардин В. Оглянись в тревоге. М., 1991

243. Касперавичус М. М. Функции религиозной и светской символики. -Л., 1990

244. Керлот X. Э. Словарь символов. М., 1994

245. Кирилюк 3. В. Искусство создания литературного характера. Киев, 1986

246. Коган А.Г. Уроки памяти // Знамя, 1986. № 6.

247. Коган А. Г. Уроки памяти. М., 1988

248. Кожевникова Н. А. О соотношении речи автора и персонажа // Языковые процессы современной русской художественной литературы. -М., 1977

249. Комина Р. В. Современная советская литература: Художественные тенденции и стилевое многообразие. М., 1978

250. Кондратович А. И. Призвание: Портреты, воспоминания, полемика. М., 1987

251. Корабельников Г. М. Дорога к образу. М., 1979

252. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972

253. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современнойпрозе-М., 1978

254. Кузнецов Ф. Ф. С веком наравне: критика прозы. М., 1981

255. Кузнецова Е. В. В поисках истины // Библиотека, 1992. № 5/6

256. Кузьменко Ю. Б. Современная литература вчера, сегодня, завтра. -М., 1984

257. Кузьмичев И. К. Герой и народ. М., 1973

258. Кузьмичев И. К. Нравственные основы советской литературы. М., 1986

259. Куняев С. Ю. Время и легенды. М., 1990

260. Купреянова Е. Н., Макогоненко Г. П. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1976

261. Крывелев И. А. История религий. М., 1975

262. Лавлинский Л. И. Мета времени, мера вечности. М., 1986

263. Лазарев Л. И. Это наша судьба. М.,1983

264. Ланин Б. Неизвестная война // Народное образование, 1989. № 8

265. Ланщиков А. П. Возраст судьбы. М., 1985

266. Латынина А. Н. Знаки времени: Заметки о литературном процессе, 1970- 1980-е гг.-М., 1987

267. Латынина А. Н. За открытым шлагбаумом: Литературная ситуация конца 80-х. -М., 1991

268. Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60 70-е годы. -Свердловск, 1982

269. Лейдерман Н. Л. Та горсть земли. Свердловск, 1988

270. Леонов Б. А. Свет подвига. М., 1985

271. Лессинг Г. Э. Лаокоон или О границах живописи и поэзии М., 1957

272. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967

273. Лихачев Д. С. Литература реальность - литература. - М., 1984

274. Ломунова М. Н. Самая живая связь. М., 1982

275. Лосев А. Ф., Шестаков В. И. История эстетических категорий. М., 1965

276. Лосев А. Ф. Проблема символа и реальное искусство. М., 1976

277. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. М., 1973

278. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992

279. Макарычев М. Боль и нежность в век "волкодава": страницы жизни книг Ремарка глазами двадцатилетних // Советская Россия, 1991. 21 декабря

280. Мансуров А. М. Проза Юрия Бондарева (творческая эволюция) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-М., 1979

281. Матвейчук М. И. Герой и конфликт в русской советской повести о Великой Отечественной войне 60 70-х гг. - Киев, 1975

282. Медынский Г. А. Религиозные влияния в русской литературе. М., 1933

283. Мейлах Б. С. Талант писателя и процессы творчества. Л., 1969

284. Минокин М. В. Современная советская проза о подвиге народа. М., 1982

285. Назаренко В. А. Язык искусства. Л., 1961

286. Нахаев Р. В. Проблема "человек и война" в творчестве Ю. Бондарева / Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1979

287. Николаев П. А. Советское литературоведение и современный литературный процесс. М., 1987

288. Новиков В. В. Художественная правда и диалектика. М., 1988

289. Нравственно-философские искания современной советской литературы. Л., 1986

290. Нравственно-эстетические проблемы художественной литературы. -Элиста, 1983

291. Нуйкин А. А. На том стою! (Нравственные ориентиры в сегодняшней литературе). М., 1991

292. Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции. М., 1908

293. Одинцов В. В. О языке художественной прозы. М., 1973

294. Оскоцкий В. Д. Портрет современной прозы. М., 1989

295. Павлович Н. В. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995

296. Панков А. В. Время и книги. М., 1988

297. Петелин Г. О Ремарке и ремаркизме // Дон, 1961. № 4

298. Платонов А.П. Размышление читателя. М., 1971

299. Погрибный А. Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы. Киев, 1981

300. Положительный герой в современной советской литературе. М., 1982

301. Поспелов Г. Н. Искусство и эстетика. М., 1984

302. Проблемаисторизмаврусскойсоветскойлитературе60-80-хгг.-М., 1986

303. Проблема развития современной литературы. Эпические жанры: идейно-эстетические искания, эволюция художественных форм. -Саратов, 1985

304. Пропп В. Я. Основные этапы русского героического эпоса.-М., 1958

305. Пропп В. Я. Избранные труды. М., 1998

306. Пудовкин В.И. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1974-1976. - Т. 2

307. Пути к художественной правде. JL, 1968

308. Разумихин А. М. Поговорим (Проблемы современного литературного героя). М., 1987

309. Русский народ, его обычаи, образы, предания, суеверия и поэзия. -Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М., 1990

310. Русские: семейный и общественный быт. -М., 1989

311. Русская советская классика. Историко-литературный и функциональный аспекты изучения. — Л., 1989

312. Руднева Е. Г. От сердца к сердцу (Нравственный пафосхудожественной литературы). M., 1984

313. Рыбникова M. А. Стиль. Произведение. Литературное развитие. -М., 1965

314. Святое Евангелие. М., 1998

315. Селезнев Ю. И. Вечное движение: Искания современной прозы 60-х -начала70-х. -М., 1976

316. Селезнев Ю. И. Память созидающая. Краснодар, 1987

317. Сидоров Е. Ю. Время, писатель, стиль. М., 1983

318. Суровцев Ю. И. В 70-е и сегодня. Очерки теории и практики литературного процесса. М., 1985

319. Творческие взгляды советских писателей. Л., 1981

320. Томашевский Б. В. Вчера и сегодня: Критико-публицистические сюжеты. М., 1986

321. Топер П.М. Ради жизни на земле. Литература и война. Традиции. Решение. Герои. М., 1975

322. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977

323. Урнов Д. М. Пристрастия и принципы: Споры о литературе. М., 1991

324. Успенский Б. А. Структурная типология языков. М., 1965

325. Успенский Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиции форм. М., 1970

326. Фейнберг Е. Л. Искусство и познание // Вопросы философии, 1976.-№ 7

327. Хмара В. Н. Эстетический идеал и творчество. М., 1983

328. Хмельницкая Т. Ю. В глубь характера: О психологизме в современной советской прозе. Л., 1988

329. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1975

330. Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа. М., 1986

331. Чалмаев В. А. Обновление перспективы (Реализм современнойрусской литературы). M., 1978

332. Чалмаев В.А. В огне рожденное слово//Литература в школе, 1995.- № 4

333. Чалмаев В.А. На войне остаться человеком. М., 1998

334. Чичерин А. В. Идеи и стиль. М., 1965

335. Шкловский В. Б. Художественная проза. Размышления и разборки. -М., 1961

336. Шкловский В.Б. Теория прозы. M., 1983

337. Шкловский Е. А. Лицом к лицу (проза 1988). - М., 1989

338. Щеглова Е. Правда и ложь военной романтики // Урал, 1990.- № 12

339. Щеглова Е. О презренной конституции и исправной амуниции // Нева, 1993. №3

340. Эйдинова В. В. Стиль художника: Концепция стиля в литературной критике 20-х гг. М., 1991

341. Эйзенштейн С.М. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1964 -1971.-Т.2

342. Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Л., 1986

343. Эльяшевич А. П. О масштабе характеров // Знамя, 1959. № 12

344. Эльяшевич А.П. Горизонтами и вертикалями. Л., 1984

345. Эльяшевич А.П. Просто солдаты // Звезда, 1986. № 9

346. Эльяшевич А.П. Задолго до победы // Звезда, 1987. № 8

347. Эпос войны народной: диалоги о романе В. Гроссмана "Жизнь и судьба". -М., 1988

348. Юдин В. А. Человек. История. Память. М., 1990

349. Якименко В. Л. Художественные искания современной прозы. М., 1984