автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проза Ф.М. Достоевского конца 1850-х годов: "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели" (комическое: мир и характеры)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Семыкина, Роза Сан-Иковна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Проза Ф.М. Достоевского конца 1850-х годов: "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели" (комическое: мир и характеры)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза Ф.М. Достоевского конца 1850-х годов: "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели" (комическое: мир и характеры)"

-1—I /С ' ^ - .

1£1ШСТ1:?0ТВ0 НАУКИ.ЗХШЕЯ ШКСШЦ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЭ УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ни.А.М.ГОРЬКОГО

На прев а! рукописи

СЕМЫКИПА РОЗА САН-ИКОВНА

ПРОЗА Ф.Ц.ДОСТОЕВСКОГО 1у01£ЦА 1850-х ГОДОВ: "ДЙДШКИИ СОИ", "СЕЛО СГЕНАНЧЛКОВО И ЕГО ОБШТЕЛН" / йомяческоо: '.яр а характеры /

10.01.01. - русская литература

Автореферат

диссертаций на соискгшпо учоноГ стопе!ш кандидата филологических наук .

: Щ

Екатеринбург - 1992

Работа выполнена в Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им» А.М.Горького ла кафедре русской и зарубежной литературы.

Научный руководитель!

Официальные оппоненты«

доктор филологлчоских наук, профессор Г,К,Щешшков

доктор филологических наук, профессор Э.М.Еилякова;

кандидат филологических науг., доцент И.А.Поконаева

Ведущее учреждение:

Пермский государственный университет.

Защита состоится /¿¡теМШ

года в

о

часов на заседании специализированного совета Д.063.76.03 но защите диссертаций на соискание учэной степени доктора филологических наук ира Уральском ордона Трудового Красного 8на-шна государственном университете им. А.М.Горького / 620083, Екатеринбург, К-83, пр. Ленина,51, ком. 240/

С диссертацией могию ознакомиться в научной йилиоте-ке Уральского государственного университета

Автореферат разослан

» // ? ¿fyftuUfi^ 1992г.

Учены!! секретарь специализированного совета кандидат филологических наук, доцент

Л.П.Быков

" '" ' ' ОБЦАЯ ХАРЖ'^ХТИКА' РАБОТи

Актуальность исследования* Произведения Ф*М.Достоегского конца 18Б0-х годов била предметом исследования целого р;ди ученых.1 Н*П»Аяекееева, Д.0*3аславского, В.Н.Захарова, 11.А.Добролюбова, В.Я^Ирпотина! Р»Я<КлеИман, Л»М»Лотман, Н.К.Михайловского» И.к. Туниманова, Н.ШУтехина, Г^иФридлендера, Н.М.Члркова и др.

Однако до сих пор не решен гопрос о роли ко.гнческпх произведений 18Б0-х годов в. общей эволющш творчества Достоо ского, о своеобразном ..лшмании ко.-лического гшсатолем* резко противопоставившим себя сатирическому направлению в русской литература Ьтого периода*

Необходимо понять» как захваченний общим сатирическим направлением русской литературы Достоевский по-своему решал вопросы И о природа зла, ц об источниках комического» о протигоре-чаяХ человека*

Обращение к перечислении;,) про б л омам и определяет актуальность нашей проблемы!

Доли и задач:! диссертационного исслодопыпц сводятся к следующему!

На материале конических произведений Ф,М*Достоепского конца 1850-й годов - "Дяд&икиН сон" и "Селй Стопанчиково и ого обитатели" показать особую природу ко.шческого как начальной; Исходной формы ХудонествеНйЬгО с гноения действительности в творчестве писателя) как переходной ступени к трагическому ос-?шслению мира»

2» Выявить специфику комического кйра, комического характера в произведения^ ДостёёвскоМ конца 1850-х годов;

3; Рассмотреть некоторые структурные особенности комических произведений Достоевского, их пространств енио-нременнуи организацию*

Литературоведческой методологией диссертации является принцип структурном И сравнительно-исторического анализа в свете определенном эстетического отношения» эстетического пафоса художника} а такхз принШ1п исследования архп.тектоипкг художественного произведения» его пространственно-временных отношений*

Паузная новизна исследования состоит и попытка рассмотреть

комические произведения Ф.М,Достооьс1;ого коша 1860-х как пернун пробу в разработке проблематики поздних ро ¿нов -. трагедии, как органическую, неотъемлемую часть творчества писателя /а не случайный "зигзаг" в сторону/, кш., своего рода, переходную студень от "сентиментального натурализма" 1840-х годов к трагическому реализму 1660-1870-х годов,

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на мехгузовских конференциях: Варзобские чтения! "Проблемы нисателъскоИ критики /Душанбе, lî/90/j Республиканских научно-теоретических конференциях молодых ученых и специалистов /Душанбе, Kyran-Тюбе, 1S91/, Диссертация была обсуздена на заседании кафедрн русской и зарубежной литературы Уральского университета им. Л. 1.1. Горько го. /1992/

Практическая значимость работы. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в курсе истории русской литературы 19 ].ека, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Ф.М.Достоепского, в дальнеГшшх исследованиях по теории комического и проблеме эстетической иногоплановости Достоевского - художника, в iraммеатариях к отдельным изданиям произведений Досто-евского"Село Степанчиково и его обитатели" и "дядюшкин сон";

Структура и объем работы. Диссертация состоят из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Обе центральные главы построены однотипно : в кагсдей из них предметом исследования является структура комического характера, система характеров и данных произведениях, специфический комический мир, создаваемый как системой характеров, так я параметрами пространственно-временных отношений. Содержание работы изложено .на 178 страницах, список литературы включает 339 наименований*

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается тема диссертации, ее научная актуальность. Определяется методика и методология анализа, сформулированы цели и задачи исследования» теоретические предпосылки анализа, представлен критический обзор литературы по вопросу о теории комического в эстетике Достоевского, характеризуется структура работы.

Комическое у Досторрского связано со злом, с претензией злого выглядеть добрым. Источник зла Достоевский увидел в безд-

4

но дупш человеческой, в ео 1значальиих противоречиях.

Комическое и трагической у Достоевского пирачит мунда-меПталыше экзистенциальные характеристики человеческого бытия» ^ произведениях Достоевского комическое и трагическое не уничтожают друг друга, а находятся в "раздра-галцай" иденгпчнос-ти.

Вечная борьба двух духовных стихи.'! - бокеской и дьяьольской-иоточиик настоящей трагед!Ш человека. По в этой трагодил можно увидеть и комическое. Человек - носитель бокеского начала -сам осквернил, ;,.шзил свой божественный лик. ''з начального высокого предназначешя впала одна насмозка, одна сатира.

Для Достоегского всегда характерен бил романтически!! взгляд на природу человека. 11 понимание компчоского у Достоевского кор-нямн уходит в ромалтическуы эстетику кан-Нолл, который большое значение придавал субъективному Началу комического.

У Достоегского субъективная сторона комического имеет два аспекта*

Первый связан с сш.шм комическим объектом. Ко..шческое у Достоевского чадо всего выраяает ло;люв миропонимание: само па-донио человека - изначально творения "иагаиюН духовности"- боз-Ш1КЛ0 вследствие заражения его духом дай ха/дой позншшя добра И зла, яолшшем стать богом. Гордыня /дьявольское начало, дьявольское духоьное наваждение/, т.о. ложное отношение к миру < Богу - начало грехопадения

Второй аспект связан со спацитическнм характеров аг.торско-го осмысления комического объекта.

Комическое у Достоегского часто сме^аотся, ) зппмо^юыиш- . ет н. только с готическим, но и с другими остетическими категориями! возвышенным, прекрасном, безобразные

Первая глава диссертации "Ко:мчоеп;о характеры и атпко-эс-тотический паЮс повести "Дядшк;:.. сон" посвлиеиа анализу комических характеров и выявлению специфики комического мира в произведении»

§1 {йа.-.ичвскио харазггвры понести как начальная схр.ма Тра-гичбск*.'* гогоов Постов! ского.

Сибирский период тьорчества для Достоевского - период поиска ноша тем» идей, характеров. Повесть "Дядюшкин соН"япилась своеобразии:,1 "опытным полем"¡здесь 1шсатель пробует различные

грани» черты крупных характеров поздних сгоих романов.

&

Так, в повести намечается характер очень важного в творчестве Достоевского гороя, В комической форме писатель лробует тип честолюбца незаурядной силы духа, готобого волей, умом, хитростью, деспотизмом, тиранией завоевать мир,

Эскизные наброски характера честолюбца, противопоставляющего себя окружающим, стремящегося к самоутгервдешш через духовное насилие и нравственное тиранство уае встречались в ранних произведениях Достоевского. £то, го-первых, музыкант-Ефимов, пытавшийся убедить окружающих в своей исключительности. Но его "не-подвшкяал идея еще не вылилась в яелаше властвовать над лодьмп.

Другой, психологически солее сложный герой повести "Хозяйка"- ¡.¡урин- стремится к гласти над "слабым серцом". Но в "¡урине идея честолюбивой j ласти &ще не оформляется как цель, а является итогом, выводом из казненного опыта, У него нет еще сознательно с^хзр.мулнрованной идеи - ее опорсяхсг практика, . В понести "Длдшю"! сон"-характер чостолшбца дается в ином варианте, В отлитае от Мурина, склонного к тиранству по са-мой"бесовс1-:ой"натуре, у .Марьи Алоксандревны Москаловой дсминиру-ет идея, определяющая практику. У Москалевой формулирована сознательная идея, которая становится гдзненной целью. Этой чзртой характер "'арктАледсандраыш предваряет героев - идеологов романов-трагедий Достоевского. Идея Москалевой, как ц у многих героов-идеологоа Достоевского, 6-двойным дном. С одной стороны, это хищная,-дерзкая идея /обманом выдать юную дочь за старика-князя/, которая"походила на разбой на большой дорого другой-оправданив разбойничьей идеи благородны:.« поступками, Ьто первый комический г арнант героя ■наполеоновского склада.-Герти на-полеоноЕсного сгслада будут встречаться ё произведениях Ф.М.Достоевского в разных Вариантах. Это Родион Раскольников¡ Аркадий Долгорукий, Иван ¡Карамазов, .Николай Цаврогин и др.

Впервые цилософск^ю идею-формулу IL'ana JL.DUma30Ba "все дозволено проговаривает и применяет на практике Марья Александровна, конечно, на другом уровне! "...ничем не надо пренебрегать ... успех все оправдывает*"/2.33,39/ .

Принято считать, что первый трагический герой-идеолог у Достоевского подпольный человек. 8то, бесспорно, так. Но еще ранее черты героя-идеолога проглядывают в образе Москалевой, В

^Достоевский Ф.М. Поли.собр.соч.: в 30т. Т.2.С.335. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома п страницы.

6

ней» конечно, кту еще трагического раздвоения^ характерного для поэднзх героеэ-Идеологов Достоевскогоне? ыучоний совести» Ьа.\юЩалИаа» Ее идея - орунио в аитейско^ хищнической борьЗв, .

' Р»Й»КлвЙман. называет попасть ^Дядюшкин сон" "своеобразиям нервным' цён?рои "сквозных мотиёоб'т Некоторые из них свлзиы с образом пйскалавой. Так, мотив ''собственной идеи", подсказанной извне! случайно услшаняой иго! подслушанной на улице» в гоьтииой» в трактйре* Идея Марьи Александровны била подана как ёоймо£фей йнекд1 л1чвокея ситуация Моагляковш.14 Раскольников случайно услышал & трактире студента* у Подростка его ''рот-шильдОЕСкая йдая"наклевывалась под впачатлением китайских анек-

.'дотов}' '

Вперив в повести появляемся мотив искушения; 1Азскалева -талантлив!^ бдастякий бес^цскус;'^е^» сата][й|НМо^щстофол1> в юбке"4 Ока йснуасот кнлзя К. Мбэгллкона» Мафии НскушЬпий о^епь кат.ен в творчества позднего Достоевского. Пскуиснио яодгергавтся многая герои трагических романов писателя» Сош .МармЭладову Искушает пойти на улицу Катерина Ивановна» Унизительное лолокешЮ гувернантка» стромленИо помочь брату Нскуашот1 Ду1Ш РаскоЛыШкобУ стать "законной нало*шицей господина Лужина" ^рагйчоскоя совокупность хизненних обстоятельств Искушает Расколышкова сог-ершить страшное преступление» Ми$а Карамазова искушает иг преступление отец| Алешу Карамазова искушает РакитиК) Гр5таёнька| Смэрдякова искушает ^вал{ Подростка йскуыаё* Ла^ерт.» Момент и сушения становится кульмина-£Йойниы в Лагенда о Великом Ннкгнзпторе» где Христу предлагался гЬликйя искушниш»

В характере ..ЬскаленоЙ ДостоегскйП подчерюгает жестокость как од&У кз осноиНш: чэрт» В'РасколЫшкоиа автор подчеркш-ает лосто1®о1ь как парадоксальной по! ¡.кде^ие высокого интеллекта. В, СтарроМнв Это. госгмдствувдал черта« В ¿ванё Карамазова пора-£'.21» равнодушна к ближнему*

Шерп; о в попасти заявлен штнг актерской игры» связанны!! т*£»е с образом Москалева!!)

В характере Москалева!! Достоекскйй Подчеркивает жестокость комический контраст» несоответствие её претензий выглядеть

ЧЫоПчан Р.Я. Скгознне мотивы тгорчестга Достоевского В истора-ко-литпритурноГ. перснр.ктя! е. Кишинев. 193Б.С.95.

7

шльфотной даюй и ео сущностью.Показ такого несоответстт ия-один из распространенных приемов icor.ai4ecj.oro у Дос jer а.'ого, который • первые применяется в этой повести,

Tai:oli способ ко.члчесюго разоблачения i ^пользует позлее Н.ГДершшевскш'ив романе "Что долать?"в характеристике Марьи Алексеевич Роз&льско:!. В диссертации делается наблюдение о ню-разительном сходство этих героинь. По,при : сем сходстве Розальс-кой и hfocK&m'o;1., в ocnoi о их характеров лекат различные художественные задачи, ЧершиевсшШ склонен оправдать свою горошю обстоятельствами, доказывает,'что eu эгоизм по-с.оему разумен, Достоевский ко дадок от делания оира дать свою героиня, ■

В диссертации указшаогся, что в повести "Дядшкин сон" Достов! cimii incpruo оорвдается к про&шло ладой ординарных и неординарных - проблеме, которая волновала тефтеля на прзтяг.шшл всего творчества, Ou дает здесь комическую iipcriy гениального, незаурядного чясто.тобца, которому пропиолосты* честол.:бца ординарного. Ьто ¡.Ьзгллков, первый комический набросок Гаврилы ¡¡Волгина.

У истоков героинь неординарных стоят Зинаида, дочь «Москалевой, о которой чацо говорят лсслодогатола гак о ¡-омической героине. Нам ире-дсгс&ллогсг;, то с.то горздня скорее дрпегаглоеггя, по поставленная в кошчьскув ситуацию.

Далее ддсссрэдл обрзддетс-. к анализу обрчза князя К. Князь К.- едчнстлеш.и£- repoli погветя, 1: jcoxopcwiy ад-тор относите.*: с jiBUOii симпатией, до сих пор мшз;: К расемгцрпвал; как гротескный сатиричоспШ персона".:. Автор псследогения предлагает взгляну! на этот образ иначо. Образом, князя зшшдеиа г лоьести очень г ач-ная тема - страстная ;;са%п;а ;л:зни, .т.елакпе молодости у сознаодого ивнзбе;.шост.ь своей староста чологека. Бо внешне ко.-шчеоком образе Достоевский показал человека, стремящегося победить природу, преодолеть старость, болезнь.Звучит глубоко трагкческаг мысль- о конечности человеческого бытия, о неизбежности смерти, бессилии человека перед законами природы.Образ князя К» предваряет героя романа "Еодросток" - князя Сокольского, в котором тают сильно желание Ы1ть. ¡Ка-'да :гизш1 определяет и характер Федора Карамазова, но приобретает "зловещие, |ульгарные оттенки,

В исследовании проводятся параллели к героям Л.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Т.Манна.

В повести заявлено еще несколько "скеозных"мотиеов творчес 8

ьа Достоевского, как, например, .-.ютив ряженья.

Впервые в hoi сети Достоевский обращается к сатирическому изображении провинции»

Тайги образом, анализ героев повести "Дядшкин сон" позволяет сделать виг.од о том, что т пор: не пдесь Достоевский дает комические наброски кру:шпХ трагических характеров позднего творчеш ва, сто комические горой, захваченные злом дьявольского наваждения, бесовщиной i духовной эпидемией, созникащой от сомпитнль-hux идей, которпе выражают гордшш человеческого яла, намерения человека перестроить мир по собственному разумошио, подчинить его себе»Различные мотивы, темы, проблем; позднего тгорчестга j№cvo~' евского берут начало именно в втой погести,

В§2 ''Специфика гагачоского -'sipa и ко.'.щческпй хронотоп погести выявляются особенности комического мира, который являог-ся своеобразным слепком,модель» c'yrjocrn.vtxwf! действительности и человеческого бытия в Целом» в.'.от на этот мир напоминает мир карнавала! Но, np;l reel! карнавальной атрибутике, при очевидном комизпэ ."логих сцен, г- плести пет подлинно веселого, праздничного мпрооцуцепи:'. Наоборот, карпагачьг.ое настроение разрушается трпвокпнм, трагическим млрооэдглеышм ai тора, В результате функция этого карпа' атыюГо оригинальна i обнаружение с помощью колиЧескаго трагедия глзш!»

Комичоский .тир погости - ато сомрпопно особый пснхо.-тгичас» кий мир, в котором Kin ут ц дойст. у-гп' <;о преимуществу комические персонажи, Структурную основу этого мира составляет анекдотическое niioiiCúiecTi'itQ,случай (невероятная история, сон; По одновременно это мир но гцдумашМ» i!0 сочиненный» а достаточно достоворнцй. Анекдотичность, ситуации одновременно опровергается ОоОдашем возможности происходящего» Кто гротескный мир города Мордасопа»

Оригинальна нространсг.'онно-громеш.ая оргшшзация повести. Время в по; ест и предельно локатизо: ано» скато, замкнуто, психологизировала, Сш:етно-с.мыслогоо раэгитио погветй основано на диалектике взаимодействия трех вроменних пластов; ¡ чеиени настоящего» ретроспективного гремени д громеви эпилога, Настоящее гремя подчинено в основном раскрыта образа Марьи Алек-сандпопш .Лоскатегой. Страдательность п динамизм ото го г^еменп придает ..¡оскалего" психологическую достоверность, .убедительность, является сродством психологического анализа.ото время взрывное,

9

психологический эквивалент бурного, деятельного, рнергнчррзро характера ..¡оскалевой, Оно определяется "минутами", '' тновени-* яыи". ото время смятения, давки, .любопытства, интриги» Оно выступает средством гротеска, гиперболизируя об4;аз ;.!оскалевой,

В исследовании указыгается на телторальцыЯ указатель ро", выполняющий очень важную сшетно-кампозишдевную функцию» Это темпоральный символ начала катастрофы, А указатель ''вечер4* время крушения надежд- героев повести, смерти персонанейф

Прошедшее время представлено в повести в форме раэляЧт пых ретроспекций, Предлагается назвать вто время "нредисловным", '

В погости ice три г ременных пласта взаимодействуют* -взаимопроникают, взанмопересекаотся. Драматические события-Прошлого определяют и предопределяют комические события настоящего^ комический. события настоящего предваряют трагические события будущего,

Время, "работающее" на образ князя К.,- вричя остановившееся, Является средством гротеска,

Пространство повести предельно локализовано! действио в осноь-1п.м происходит в салоне - гостиной "^арьи "лександровны, <яо сати-ричеспп! хронотоп - хронотоп кризиса, перелома, скандала, катастроф; фы, В 1;о:п1ческом ключе осмыслен хронотоп дороги. Cai.i город Мордасов- сатигнчосвлп хронотоп.

Одной из самых вачных отличительных черт комического мира у Достоевского является образ беснулщэйся тслпы.Впервые появившийся в повести, этот образ будет встречаться почти.ю всех позднвг. произведениях писателя, ото агрессивная, одерлснмая "сапом л^Зопыгства" масса, которая "но яслаот ужаться ни с кем, кроме себя. Все, что не масса, она ненавидит смертно,"1 В атой толпа просыпется

вые инстинкты, беспощадность, злость. Ото "...вкхрь, который ирд-р

ходит в беснование. Цепстовство толпы "напрягает а паксолзт окружающую атмосферу, порождает вокруг себя басовское кру^аплз."^ В этой толпе господствует стадная, агрессивная психология.

В повести дан комический вариант этого сквозного образа творчества Достоевского, В романах-трагедиях Это непременный участили любого скандала, злорадный свидетель катастроф(

%осе Ортега-И-Гассет. Восстание масс, В кн. :Х,Ортега-И-Гассет. ,8сте тика, философия культуры,И,,1989,0,327,

^Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского.В кн.¡Бердяев И,А.О русской философии,Свердловск,1S91,4.1.С,44 .

3Taii же.

В щ-шчаской повести Дортоевского создается особый комический шр, ' Зараденнвй трихинами зла» Этот мир не беспечен» не добр, он вира-лае1?. индавпдугшютическуа заразу, 'амбициозный политический дух р друтйз подобные "прелеспчС', Это зло духовного истока. Источник 9Т0Г0 ада - в бездна дуал челоЕачаокой, в ее изначальных, глубин-ntcí п^отивореадяя»

Вторая глава дассэртавди "Роман "Село Степанчпково и его оби-уг.телл' кз-к компчвсЕая антиутогтп>|посвянена выявлению панрогнх осо-Сонностей por,«ana *» антиутопии.

' В 51 "Структура п типология комического характера в романе" предлагается£Нетрздициошюэ прочтение романа, характеров, Представляется^ рассмотреть роман Kait своеобразный "конспект',1 переходную ступень в разработка поздних романоз-трагедий» В "комическом -п;пд5г:р9" Достоевского дается нороя структура комического характера, пэрвнз' fíáiípoсшГ всГ'Льп: тем я мотивов позднего тгорчества писа-тсля; деспотической авторитарной власти, тотального самоослепления людей, случайного семейства, пояснительно прекрасного человека, гармоиичгсго сб:дзстпа и т.д. | впервые з романо заявлены мотивы сродства, са-озганств! п т.д. Многие трагические-парсонагш являйте ея прсбрзг^гп трагических героев поздних романов Достоевского, иго наблюдение позволяет увидеть важную особенность художественного

До от о ев с кого! аренда < чем приступить к разработке трагического характера писатель пробует тэ плл шшэ детали в когачес-ком варианте.

Однако, ко:я1Чсский роман гз.чяетпя не только переходной стуч-кзпт.'э в разработке романов-трагедий, но и,еозмояно, предваряет ая-. 'тнутопия XX века -Е.Замятина, О.Хаксли, А.Платонова'ц др."Село. . ■ Стспр-ч,з1ксвомиродстаг.лязт несомненный пнторос как ромал-антиутопия. Сссбдество людей п романе продетавляет весьма- любопытную комическую модель сбцес-лзп, вкступащув з трагическом света в романах-траге; дисг Достоевского. 7ссдьба Ростанева - совершенно особый идиллический уголек в rapa яд с? ко детерминированных!социальных отноше-, :шй. Здесь лдот напряженная борьба мзвду лвдьмУ за материальные Я лдчниэ интересы, здось глэ разделились на врагдумциа групшп глг.'П!, здесь господствуют страх, подозрительность» пптрлги п в то г.э Ерймя царит атмосфера парадоксальной духовной гармонии» окончательно побеждающей з финала романа,Но эта гармония достигнута эдось абсурдно-фантастическим путемt она куплена нрайствеипым деспотизмом Фоны Опискипа, единого кутляра» вокруг которого скон-

11

цеприрована жизнь-игра б Стеналчикове. Обитатели села - сооб- ' щеслто безликих лщой, скрепленное алооной волей принизала» Зто 1годп парадоксальных, отдаацих юродством, стремлений, лишенные нравственно:'; самостоятельности, патологически! нуядшощпеся в руководителях. Они ианичсаш боятся свободы, потому что не способны вынести ее. 13 них срабатывает зш-^пнкт несвободы, который превращает их в ."однородиуи, серую массу, в послушное стадо, которое ».покоряете;: тому, кто объявляет себя гластелииом»»»"*

'.-ома, как впоследствии Плгашз» великий инквизитор, токе "¡[анатик человеколюбия" считающийt что"а стадо додано быть равенство." /10.201/ Л "Равенство : озыо/.шо лишь при деспотизма. 1! когда общество устремляется к ракеистгу, оно неизбежно додано привести к величайшему перавонспу, к тираническому господству незначительного меньишнегч а над большинством» &то Достоерский вели-г.олошю понимал и показ ел' ук о в ко.з1ческом романе-антиуютш» . ибразом '¿омы Достое: с ib'i проделает галерею честолюбцев-тиранов.ilo в отличие от "'урина ¡"реиин о тиранстг у.ш;огон Катерину, Опискпн, как и '.¡оскалева, подчинил себе целы!! социум» В отличие х:о от ..Ьсгалегой, потерпевшей поралсение в столкновении с мордасовца-га, ¿ома <¿0.,з(ч остается властелином до конца» "...созидает всеобщее счастье."

i:o это ''всеобщее счастье')' лкегармошшя создается не только нравственным деспотизмом Фомы; но и другим, полярным по сути, нраве веншел основанием» йта идиллия достигается жертвенностью и уступчивостью добралшего Ростацига. сти странные, дикие отношения возможны лишь благодаря его феноменальной доброте» сто от природы гармоничный человек, "прекрасный от природы1', "умный сердцам"* необыкновенный альтруист, ото первый набросок положительно прекрасного человека, прообраз князя Ошанина, Ллсси Карамазова, Он кигет с определенной лдоей*-прогр$ммо}!i осчастлигпть всех в СтепаНчикоио» Ко в Рос.аневе Достоевский подчерки) ает его внутреннюю недостаточность с точки зрения Христианского идеала», Еертвепность, уступчивость его "доходит до геркулесовых столпов"? Ото тип патриарха ль-ного мечтателя i лишенного инйцивтнвщдвгко попадающего под влияние более сильчйго чело^екау ~

^Бердяев H»Ai Миросозерцание Достоевского» с» 131» ^йобой Г» Психология народов и масс; С-ilr» ,10%.С»247

Ценников Г,К» Достоевский и русский реализм.С' ердлогск;19В?.С.4^

12

Сентншкгалыга-пагрлархальный идеал ■прекрасных, добрых лпдой при всей своеЛ привлекательности но идентичен образу Христа. И Роста-нев Христос комический.

В романе Достоевский дает комические наброски двух самих з значительна в последующем тюрчестве характеров - Христа и Инквизитора. Предав, "ем рисовать трагические Фигуры лидей, воплощавших идеалы Антихриста /Ставрогнлга, Сгидрига:'лова, Инквизитора, Федора Карамазова/ пял Христа /Лшкпяа, Алеши Карамазова, Зосимн/, Дос$-тсегсгий нирясогол комчческого христа И Комического шавизигора. Лоде'ль ло общества, где гармония куплена нразстгэшшм деспотизмом будет показана в Легенде о Беляком Инквизиторе - великой антиутопии, прародительнице всех антиутопий. В "Селе Отенанчлкове" Достоевский осуждает один аз парздоисашшх пороков чело: ека - стремление к поглоиеьп*;, IIa это;.! sojoko построено второе дъявольегоо иа-.ушение Христа»

"Соло Стспантп1кого"- качественно hohjü этап в разргбптке трагического .тлраг.тера. Два крупных ко'лтекп^'адэдггора протитопос-тавленк друг другу. Структуру характера Осмм Описки на определяет болозпзнпоо самэлгбио у coterroran с осо?шт<?ч'со<5сг?ренпсго ничго-:.гитва. Л,Безгсон паз; «я т'.г,у> "болезн* во~п" источником гогязт.^ Источник KC!-is'*n Рост'.но' а m:oü; иапт кость пскрыг-ает комическое несоответствие прекрасного характера безобразным обстоятельствам, Ко-гшчпекпо ситуации, г которые ставит своего героя Достоевский, вияв-его красоту/ гскрэтгезг nwwgee несоответствие его аиру.

Оогелшю ко .ггюеккэ nspcoirani представляют елвлустще группы:

1. i'o'.E:':oer;:n ггокгягтш ДЬтлчнков п Сбпоскчн/.

2. Добровольный шут .Ргевиюш/.

3.Ko;.ii4cciai"i бе о /генерал Крахоткин, генеральпга/, 4;Ко'шчес1ие чудаки /Сергей Александрович, Татьяна Ивановна/,

5. Комические левей /Впдонлясов, котпееккй дублер Фош Огшскииа, Иерепсляшша/.'

А.Ьергсон назгал три источника комического характера: болезнь волн, наивность п экзальтация. В характерах mhoi х героев эти три 'источника являются сторлшешш.

S §2 выявляется, что

уле в романе "Село Стэпанчиково л его обитатели" Достоевский попытался разрешить вопрос о том, "как должно устроиться равенства людей - через любовьали всеобщую, утопию, или через

13 - - •

закон необходимости, самосохранения ,..антиутопию, • Эти два способа, дна пути к всеобщему счастЮутгервдш; "два огромных тигшчесгах характера" - Ростанев й ОпиШЩ, Роста-нев выбирает путь безза; етиого самоотречения» уступчивости» доброты. Его поведение - Ь русле формулы социалистов - у!?опистон» котрые видела смысл своего»учения в том» •'чтобы было все хорошо" Главная, метафизическая черта его характера - ем добро» и добром он стремится достичь всеобщего счастья в Степиш-кове," Другой путь утгерздается ''злым насекомым Опйскииым* 8то путь тирании, деспотизма» мучительства» всеобщего рабства* Б результате в романе- "утопия 11 антиутопия >.0Тупах)Т друг.ь другом ь предельно бесплодный диалог"»"утопически социоцентрйзм превращается г антиутогшческий персонализм,

В конце романа все-таки "Фома Фодач созидает всеобщее счастье' но писатель ставит под сушение смысл етого счастья» в?6й гармонии, Мысль о бессмысленности такого счастья - основная в рома*-не»

Реализуется ае она в оригинальной пространственно-временной структура, пространство И гремя неотделимы друг от друГа, онй образуют единый иростры.стгепночремешоЛ континуум, или хронотоп, По замечанию М..Л,Бахтина» '*«,. в литературе ведущим началом является время, Б романе-англутошш, Нам кажется, бздущш! является пространство, хотя о!ю"зар£шаегся"вИутрек1!е- интенсивными времени /"темиорализация пространства*/, гтяГшается е $Г0 Движение»»»"*.

В структуре романа-антиутопии мол"о пщелить три стадии, три временных цикла: пространный пролог» вксиозиция, растянутый йгшлог вместе с оскогным дейсттем*

В»Н,Сахаров определяет "Ьело ОтепсщчикОьоИ его обитатели" как ''комический нравоописательный роман. Его жанровая форма - "се-

^'¿итературной наследство! Неизданный Достав: скпй.Т»86И» ,1971.С,4*

2Гюнгер Г« ЕагрогЫе проблемы утопии и "Чевенгур" А,Цлатоиова. Веб Утопия и утопическое мышление. И*»1991.С.

Бахтин ШМ»$ормы времени и хронотопа г романе. В кн, «Бахтин МДЦ Вопросы литературы и эстетики. М.» 1974.С,235.

^Топоров В Л» Пространство и текст. В сб.4. Текст; структура и сз-.мантикй. М.,1883.0*232.

цейный роман в драматической и еодэвпльноП версиях:"^Мы определим роман как комическую антиутопию.

Основное действие романа развернуто целиком в настоящем. Но в отлично от последующих романов Достоевского /где. прошлое И будущее представлено скупо/, в Соле Степапчикове" прошлое показано показано догольно подробно, дана пространная.экспозиция как подготовка к деИствию. Будущее показано в событийном, растянутом эпилоге, Хронологнчесгае рамки пролога 16 лет.События пролога - но простое скопление фактов, они объясняют необыкновенную ситуацию в домэ Ростанева, ее причины, истоки.

Действия в настоящем разворачиваются в три дня. Если в Пролога время растянуто, то в настоящем динамично,' стремительно, 5хо врем;: кризиса в отношениях Фомы и Ростанева, критический момент в их борьбе за утоплю и антиутопию.

Еслпвв прологе характеристики героев даютя рассказчиком, то в настоящем ].ромеии они раскрываются г поступках, в действии, в произносимом слове.Это погая черта в худо:'эстренноП минере Досто-оюкого, которая станет определяющей' в зрелом его творчестве. Настоящее гремя мо:шо назвать г.ромоном пореви агтй, состояний героями. Оно интенсивно и оргишзует пространство опизода и героя в пространстго. И если в прологе действует чронотоиический Р ряд событий, то в настоящем действует хронотопический переливаний, кризиса, скандалов.

Врэул эпилога в романе - это громя судьбы: почти все герои рома-па получают то, чего они болое всего хотели.

Время также выступает в романе средством гротеска, гиперболизируя образ Фомы; .

Лзсто действия романа - не.столько Степанчиково, сколько усадьба Ростанева. У дома в Чгепакчикове два хозяина! номи-. Налышй - Ростанев я фактический - Оплскин. Ка-вднЛ из 1шх питается установить в доме свой порядок, задать сюй тон, соответствующий его представлениям о человеческих огнолегшлх* Нелепые претензии Фомы на дом, требования - комичная форма утверждения своих прав человеком,хорошо понимающим зыбкость, двусмысленность своей власти, ^н превращает этот дом в дом-ад. В романе неоднократно звучит ;ют1ю сумасшедшего дома. Это сгера царствования Фомы, Сфера Ростанева - сад, беседка, флигель. Нам представляется это далеко не случайным» Традиционно в, литературе сад был

Л.Захаров В.Н. Система яанров Достоегского.Л.>1985.С.65.

одной из самих поэтических мифологем. Сад, в щютигополохно'сгь дому, символизирует торжество ис!иш-.ой гармонии, ;.ир свободы, дружбы, лмбви, счастья, Б романе сад олицетворяет волю к сео-боде, несет семантику открытости, просторности, обозримости, Дом же, наоборот,нороэдает ощущение замкнутости» чувстю стра* ха у обитателей. t

Дом н сад - своеобразные сишолы .¡ироуствройства, противоположные друг другу, yitерздиемне разными героями - Ростаногым и Опнскиным,

Если константами дома являйся чайная, терраса,то константами сада является беседка, флигель.

Для понимания характера Ростане: а важное значешш имеет топоним "конюшня? Традиционно кончил была 'местом наказания крестьян. У достос: ского, мечтавшего Ъ всеобщем боатстве, счастье, этот топоним переосмыслигается, Помещик принимает крестьян_ "за конишнямп", чтобы i,.»слушать их, помочь им.

II Фома тохсо встречается с цужиками, но на гумно и не для того, чтобы помочь им, а для. того, чтобы показать свое "величие". <2юма мши себя человеком "на ice времена", (.тре.аггся быть известным всей России. II коналикт его тока глобальный: он оскорблен "за ¡ се челогечество". Но его претензии на прострапст: е^ное и временное ; еличие дискредитируются его биографией, которую параллельно излагает Сергей Александрович.

В развитии действиг очень ьакеи :.ютив изгнания, янлявдиПся в романе сьъозным» Кульминационная глава так и называется "Пэгна ■ ние". Каждому ивгнашш пли угрозе уйти из дома предшествует буну кого-либо из обитателей Степанчл-ова.

В исследовании по-но-ому осмысляется хронотоп дороги, Таким образом, время в структуре романа играет гахнуы роль, но :.aip все-таки в комической антиутопии иредстаглен по преимуществу в прострлстне. Дш;е само лазгапие романа говорит о пространственной прерогативе, Поэтому хронотоп в романе мошо определить как усеченный, предполагали^, следовательно, соворшен но особую расстановку персонажей»

Специфика пространственной организации помогает реализации авторской идеи в романе - предостережении,

В заключении подводятся итога исслодо анил, формулнрушся выводы, намечаются перспективы дальнейие" разработки томы.

Даке в комических произведениях для Достоегского оставалось главным исследование природы человека, зла внутреннего,

16

духовного, Он видел источник комического не в окружающей героя ..'¿иэнл, а в заблуждениях ума и ошибках сердца. Это сказалось превде всего в его трактовке ко,,шческого характера и комического мира.

Комический характер у Достоевского - это персонаж, в котором коренные противоречия человеческой'пвироды проявляются по преимуществу в комическом виде, что обусловлено либо слабостью характера, либо низким социальным статусом, либо резгсил, кричьадим противоречием мезду замыслами человека и его-реальной практикой. Герои Достоевского, почти все, мечтатели, фантазеры, люди, лшвущие иллшияш. И комический характер у Достоевского - это какая-то разновидность фантазера или фантастического препршшмательства.

Комический яе мир в произведешях Достоегского конца 1850-х годов - это совершенно особый психологический шр,в кото]гам кивут и действуют по преимуществу комические персонажи, представляш,ие, как правило, начальную г ..сему трагических героев позднего Достоевского. Это целая группа лыдей, обитатели усадьбы или "избранное" общество целого города, захваченное какой-то фантастической склонностью, мечтательст-еом, зараженные той или.иной духовной эпидемией. Отличительной чертой огого комического мира являются образы беснующейся толпы и толпы ослепленной, загипнотизированной.

Словом, оба понятия - "комический характер" .и "комический мир" - производные от художественно-антропологических иска-1ШЙ писателя, от его исследования природы человека~и его"тай-ны".

По те.'о диссертации были одубликогпнк слелуотиа работы:

1. Се.шкина Р.С-И, Тип шута-црилшвальщика в трактовке И.О. Тургенева й Ф.М.Достоевского. //Писатели-критики. Материалы научно-теоретической конференции "Проблемы писательской критика". -Душанбе, 1990. -С.247-243.

З.Семшзша Р.С-И. Специфика комического ¡тара в п.?ости Ф.М.Достоегского "Дядши1Н сон".// Республиканская конференция мододых ушных. Курган-Тубе. 1992. С.76-79.

3. Семнкина Р.Ст-И. "Роман Ф.М.Достоевского "Село Сте-панчиково и его"обитатели кал комическая антиутопия". //Пермь. Типология литературного процесса. 1992. ' •