автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проза Федора Абрамова. Жанровое своеобразие
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза Федора Абрамова. Жанровое своеобразие"
ЕГОРОДСКЙЙ ОРДЕНА ТРУДОЬОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕН! Ий У1ШЙРСИТЕТ тш Н.И.ЛОБАЧьВСКОГО
САБАН08А Фатима Харнтоновна
ПРОЗА ФЕДОРА АБРАМОВА. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
10,01.02 - литература народов СССР (советского периода)
Автореферат
диссертации на соискание учэной степени кандидата
На правах рукописи
филологических наук
НЙРИШ* поргогод
Работа выполнена на ка:.едра_ истории советской литературы Леншградского ордена Лэюша и ордена рудового Красного Знамени государственного университета
Каучны/й руководитель -
кандидат ¿"дологических наук, доцент Цветов Г.А.
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, ведуций научный сотрудник Шовин В.А.
кандидат Отологических наук, ассистент Тихомирова Е.В.
Ведущая организация-
/ннлнградский государственна институт культуры т.
К.К.Крупской
Занята состоится сп^г^А. 1991 г. в Лу часов на заседании специализированного совета К 053.77.11 по присуждены ученой степени кандидата 4ш:олсгич<зс£5:х наук в Нижегородском государственном университете кмегш Н.И.Лобачевского ( 6С3620, г. Нижний Новгород, ГСГТ-20, проспект Гагарина, 23),
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной оиблс отека университета»
Автореферат разослан Л^рГЧ_1991 г.
Ученый секретарь специализированного совета
Михайлов М.А.
......... ож&.шяяшагж. тт..... ............ ...
Творчество писателя вздора ябракоьа кпкогда по бпло об.цолвио
вниманием критиков, литературоведов, ¡Са~доо ого произйсдекие, включая как первуа кр:гаическую статью, так и последний рс:жн "Ло:.;", вызывало ¡шрокпй резонанс, проявлявшихся в большой количество рецензий, crarsí!, зег.эток. Однако. целостно» исследование тгорчэссва писателя на серьезной ь-учпей основе при его но било проведано. В настоящее время изучение творчества '5. Абрамова идет по нескольким осповклл направления». Написано немалое кодичзехво содержательных разноплановых исследований, среда которых выделяется ехать» обобщающего характера, тнограГми; диссертации. Том но менее обрач щеми к существующим труде« по творчеству Абрамова выявляет необходимость проведения на основа достигнутых результатов целостного идейно-сстетичэского анализа его прозы. Такая возможность предоставляется благодари шбрапнс:.;у аспекту, направленного на определение жанрового своеобразия произведений.
Актуальность исследования пошио тех перспектив литературоведческого анализа (о них ш ска-тем кино), которые предоставляет принцип жайровой дифференциации, обусловливается еще и состоянием изучения развития современных жанров, известно, что проблема глира . породила в современной ..рпгике различные точки зрения. .Дискуссионными являются вопроса о незыблемости жанровых ;орм, о смешении жанров, о разрушении жанровых границ и т.д.* В немалой степени почву для противоречивых взглядов на гту проблему создает необычайная динамичность жанровых структур. Однако все дело замечаете,» в объективном понимании -того процесса. Литературные жанры видоизменяется вместе с усложнением кизни. Новое содержание закрепляет себя в соответствующей <|орет. Определение.жанрового своеобразия произведений Ф.Абрамова должно наглядно продемонстрировать существудщко тенденции в развитии современных жанров, способствовать выявлении возможностей модификации жанра, показать, какое значение при этом имеет творческий метод, индивидуальный стиль писателя, общелитературные тенденции.
ЗЕанровая специфика произведений проявляется в своеобразии содержания, в образном строе. В литературном жанре "объединяются" различные вопроси поетики. Пост ому только лить етрултурпий анализ каждого отдельно взятого произведения обнаруживает внутреннюю динамику raima, способствует вчявлотго в отдельных произведениях того
Си. об этой: Кузьшчев И. Литературнмэ nspeitpгстми Типология ЯЯ»ГОВ, ИХ МСГОрИЧ?СКПЯ судьба. - Гсрь."ий*" ''олгс-Вят. ки. гзд-по," *
г
особенного, которое логично переходит затем во всеобщее.
С другой стороны, жанровый пршицип, по кнешш исследователя,^ позволяет органично соединить гстетечесшй и соццальнэ-исторячеси аспект анализа, cío способствует в новей райоте о^ьедкиеию струи •'■урно-типодогического принципа кэучешя гагеркала с исторшго-даге ратурнш. БзягаЯ в основу разделения глав настоящей ja боты, каирс вый принцип в каждой из них открывает дспояштельну» перспективу углубления целостного анализа прозы, проведения исследование скад зируюв^его и систеиатизнрр-цзго характера, поэвояящето вцдйлигь о косные идейно-те!.т&т1гчзски9, проблейте, каировс-сшловнэ, образно поэтические аспекта творчества писателя. Именно зткш перечислен« ми цементами определяется цель данной работы. Более зш конкретные задачи уточняются специфическим характерен каждой из глав. Особен «ости материала продиктовали постановку следущих задач иоследова ния:
- выявить авторскую социально-историческую, нравствешо~£:лосо скую концепцию, объедимтагуа тетралогии "Братья и сестру";
- показать гжровоз своеобразие к особенности структуры аОраыо ских романов;
- проследить жакрово-^орыальну» рводацню среднего и иалых проз ических 4орм, изучить средства художественной выразительное^ в них; .
- определить особенности художественного ышзяетш, мировоззрения, метода автора, юс соотношение с форляровзниеи жанров;
- выявить внутреннюю еволвцгао писателя как с точки зрения его ир£'вогЕснно-аилссо1Сз;ой концепши, творческого метода, так и с канрово-фориалькой стороны пронзведоний;
- рассмотреть проблему творческой щдогвцдуальности писателя. Такого рода исследование предпринято впервые. Оно призвано утлуб* понимание художественной индивидуальности писателя, определить ei вклад в развитие совреызишх ланроь. В ©том заключается научная ндвизна диссертации.
Теоретическую и методологическую основу.диссертации составляв труды современного литературоведения прегццо всего по проблема« r.aüpa, художественного изображения человека, rio проблема« прееис* ценности, традиций и новаторства, различных аспектов поэтики. Б основе методики исследования лежат принципы систеюю-целос.лого подхода к литературным явлениям.
Практическое значение. Основные положения диссертации могут № ги применение при чтении лекций по историк советской л".?ератури,
' Си,; Угехш 3f.fi. Банры ппической прозы. - JT.Y Наука, 1982.
а такяе в спецкурсах и спецсеминарах.
Апробация -работа. До теш работе били прочитаны доклады на нэк-вузовских научных конференциях в Ленинградской государствешсм университете (1965, 1987), на Абрамовских чтениях (Ленинград, 1905). Материалы диссертационного исследования и его результата обсузда-лись на аспирантском сешнаре и заседании ка^адрц истории советской литературы ЛГУ (января Iv90), на заседании ка^здри советской лита-ратуры ГГ/ ш. H.H.Лобачевского. Основные положения работы отражэ-нн в С публикациях.
Структура и обгем -дисеертации, Работа состоит из-введения, деух глав и заключения. Общий объем -181 страница текста . Сли-
сок использованной литературы включает 367 наименований,
ОСНОВНОЕ CQZ^PMBG ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновали выбор теш, ее акутальность и новизна исследования. Дается критический обзор литературы, устанавливается степень изученности избранной темы. Формулируются цель и задачи работы.
Глава первая посвящена анализу тетралогии "Братья и сестры" как единой художественной систем), вознигааей на жанровой основе. Доказывается, что цолькость тетралогии обусловлена не только общими героями, постоянным местом действия. Она достигается более глубокой и органической связью - единством авторской художественной концепции исторического развития крестьянской России на протяжении тридцати лет, развивавшейся, уточнявшейся в основных чертах, приобретавшей концептуальную законченность от произведения к произведению, ЗаынсеЛ тетралогии был потенциально эпическим, но его художественное воплощение не укладывается в общепризнанные классические каноны топей. Тем не менее писателю удается найти свое дащивидуальнее выражение ппического синтеза действительности. Как одно из художественных качеств тетралогии в работе ввделяется эпичность, что но-сомненно влияет на внутреннюю структуру романов.
В многосложно« измерении и сопоставлении определяются два разновеликих героя тетралогии - человек и время, социально-психологическое, нравств8нн0-ййл0с0|ск08 наполнёние которых меняется в загноит,"ости от шбранного угла зрения« При Всем многообразии открывающихся аспектов неизменные остается понимание человека как яркой, яеповтсгочой личности, индивидуальности, входящей в нзрсд^уп общность» и времени как социума, -Соотпоигание "-тня кптчгориП условно
обозначается в виде "вертикали" - духовного шра человека и "гори зонтали" - системы общественных отношений.
Степень конкретизации и обобщения данной реальности предопрэде ляет вдэйшй па,: ос всей тетралогии, жанровые, образно-структурнсе особенности каждого из романов. В частности, именно это определяв жаирову» основу роиаасв как социально-психолопгческих. Однако в каждом отдельном случае набдвдактся изменения типологии произвела ний, обусловленные особенностями сшатно-композицконного воплощен проблеш»
Концепция первого романа "Братья и сестры"', определяется вдзей соборности, находящей свое выражение ка всех уров;шх художественной организации произведешь. В романе нет глашасс и второстелеш героев, все nepccrt?;a; эстетически равны. Главное в не« - не изобр semie отдельных психологически разработакшх характеров, а ксслед ванне духовного состояния народа в экстремальной ситуации, вскрытие потенциально залом:еша:х в ней моралышх и Физических возиожко. с те ft. Народ испытывал "гармони» полной слитности с обедам", котора складывается из устремленности каэдого к единой цели, из ро::;пйще1 ся отсюда социальной активности. Постоянная обращенность ¡золой и чувств иекзаинцев ко всей стране символически расширяет раики повествования в пространстве. Создается как би единая эпическая кар тина состояния народного духа.
¿той же цели - показать общность народа - подчиняются и опреде^ лонные пргниплу изображешш отдельно взятых характеров (обрезы zei щин). и некоторые свжетные линии (взаимоотношения ледайяшцев с руководителем), В диссертации подробно анализируются сюгзтно-хомпо-зиционнке, повествовательные особенности, обусловлен! ¡пе пафосом р кана. Определение объединяющих духовных первооснов как бы визите; нивелирование личностного, .индивидуального начала. Тем не менее каждой из героев ведет свою партию наравне со всеми,_сливаясь в многоголосны]) хор на основе пыоциональной настроенности, Описание общего состояния народа гармонично подразумевает многообразно про явлений индивидуального.
Круг' жизненных ячяонпй, огобракешмй писателем, несомненно влияет на внутреннею организацию произведения, обусловливает характе; роиалной (|,орш. Шбор исторически знаменательного периода в качестве обьокта изображения, стремление автора зафиксировать состояние человека в единство личных и гражданских устремлений в экстре-малышх условиях, естетическое осмысление глзпи общества И челове ка предопределяют жанр первого романа тетралогии как' социалыю-ис;
ходится диалогическое противостояние остальных одрсоваавй. Основу их разделения опредэляет противоположное отношение герое» и различны« смысловым уровням образа-понятия "дом". Отсюда, из полярных группировок, возникают всевозможные параллели шаду диалогический« параш, варианты сопоставления и противопоставления пврестагей, В со-жетноы действии романа олределяицим становится на конфликт героев с окружащиы вирой, а их личностные внутренние разногласия. Структурообразующей силой диалогов практически во всех случаях служит тема дома, которая различным образом вары:руа?ся рри переходах из одного диалога в другой и всякий раз приобретает новый смысл, пе~. ревсплощаясь в рад идейно близких понятий-иотивов: дом-паыять, дом-душа, дом-сеыьд, дом-зеиля и др. В работе выявляется прэдиэтно-сш-' еловая связь-зависимость, соответствующая народному мгровосприятиа и обусловливающая в романа значение дона как материального воплощения памяти, духа человеческого, отражения его внутреннего ыира. Еироков варьирование теш "дои-душа" предоставляет возможность обратному соогкс;йшго "душа-дом", раскрытие которого "диалогической" парой "ЕвсеЯ "¿тлнш и Егорма" подвергается в диссертации подробному анализу. В основе "диалога", который "ведут" Мошкин.н Егорша -идея духовности и бездуховности. йравствэнно-$илосо*ское наполнение образа '¿огсшна вигкмяется в зависимости от харакгер!!ьгх тенденций в развитии литературы 70-80-х гг. и в соотнесенности с эволюцией эстетических взглядов писателя. Шределив патриархальную основу нравственности Кошкина, автор диссертации делает вывод об очевидной ориентации Ф. Абрамова на традицию Толстого (образ Платона Каратаева).
Дальнейший анализ показывает, что "диалог" абраиовских героев динамичен. Участвующие в нем стороны, полностью раскрывая свой по* тенциал, выявляют и положительные стороны, и отрицательные, определяют полноту жизненных взглядов, убездзний. Писатель "развивает" на диалогического противоборства в героях ощущение собственного несовершенства, художественно реализованного посредством мотива вины. Эволюция последней приводит к некоему проэрет®, к катарсису, к познанию истины.
По принципу диалогического противопоставления построена также сюжетная линия "Петр и Григорий Пряслиц". Ццея нравственного не» совершенства, внутренней раздвоенности, возникающей в глубинах человеческой души, находит Художественное воплощение в "разделит слитного образа близнецов, в их разладе. "Диалог" героев загеряа-ется преодолением разнородности духовных потенциалов, обретэштём гармонической цельности в духовном единстве.
В работе устанавливается диалектическая обусловленность между созиданием дома-души и строительством общего .тпэ» как сражением двух повествовательных линий- в ронанег публицистической и нрзьст-венно-фшюсоДзкой. Соединение обеих линий повествования выражает мысль о глубинной взаимосвязи социально-экономических и иравствен-но-^клосо'.юких проблем, совместно оргашзуших ключевой образ-сга-вол "дом", .Для полного раскрытия последнего особою роль играет анализ свжзтной линии "йиа и Михаил Прлсяинн". В сопоставлении этих героев Абрамов как бк разводит ыатернрльпее и духовное, В диссертации подробно исследуются сшзяовие напластования в образах, укрупнявшие тс до степени символичности. Противопоставление героев проход и» все означзнше ааак рйэштчя диалогического конфликта. Диалектическое взаимодействие двух образов ^подкрепляется" и на уровне художественной изобразительности романа» Показательна в отом плане символизация образов (деревянный конь-охяупень), способствующая осмыслению гариокичеокей взаимосвязи макрокосма и микрокосма, роли и ответственности человека в укреплении духовных ценностей прошлого, исконно пол.огагеелышх нравственных качеств,
Развитие противопоставлений героев, воплощавших разные жизненные позиции, судьбы, различные нравственные устои, моральные принцип«, приводит к своеобразному взаиыонаелаивавию нескольких концепций, обрааующих единую систему нравственяЬ-аилссо^ских взглядов писателя, Из эволюции сюжетной линии "Михаил и Лиза", завершающей движение авторской концепции, возникает еще одно значение "дома" -духовное братское единство братьев и сестер, соединишь последний рема!; о первым и придающее всей тетралогий цельность и единую мысль. Но г то нэ простое замыкание крута, а диаЛект.чч&ское спиралеобразное движение жизненного процесса, Та финальная точка, достигнутая горояии тетралогии вследствие катарсиса, не только поднимает их на новую, качественно иную ступень духовного прозрения, но и открывает ноше перспективы дальнейшего развития и роста, Через идея нравственного саиоусовэршенсгвочамия квдиввда, черэ.ч соединенно семьи 5?,Абрамов выходит г. мысля о возрождении соборности русского народа, Пмянко ыа особенность - ицв1*но-фшгоео?-окая й структурно-композиционная - обусловливает "открытость" гикала всей тетралогии, И имение рта "незавершенность11, ст«дэтйльству>лцая о бесконечности и бгс-п^цйяьностй жиэш?, созД&ет впечатления эпической полноты повеетво-
Вгос&й глава лисоершш »ьсвясцса анализ; среднего и мялах про-
Она представляв!« обцую яволюции писателя, отразившуюся на всех уровнях художественной организации произведений, как то: проблематика, характер, сиггетно-композициоиное построение,- а такае движение жанровых fop¡,< в его прозе. В главе доказывается обусловленность обращения писателя к малкы прозаическим канраы в н. 60-х гг. внутренними побудительными мотивами, развитием общелитературной тенденции.
Повести и рассказы ¡¿того периода показательны с точки зрения ío-рмировалпя нравственного идеала ffi.Абрамова, авторского художественного стиля, метода. Писатель реализует в произведениях намеченные в статье "Лицк колхозной деревни в послевоенной прозе" опорные пункты cEoeii идейно-остетичесноЛ лрогранш. Установка на изображение человека в его конкретных социально-исторических связях, решение проблемы личнссти в социально-нравственном аспекте предопределяет жанр социальнс-псяхологичоской повести 'Тезотцов^ина".
В работе ставится вопрос о жанровой определенности очерка "Бок-руг да около". Устанавливается типологическое родство произведения с претерпевиа; определенные скжггко-струкгурше изменения в к.60-х гг. очеркеи-исследованием (наличие героя размьжляглдеГо, обращение к рядовому Tpjacermy, внимание я его внутреннему шгру). Рассматриваются .танрогс-стилсэчо особенности очерка , испытавшего воздействие лирической прозм, в частности в обогащении способов изображения. Косвенном доказательством жанровой "обособленности" "Вокруг да около" среди повестей и рассказов н.бО-х гг. является то, что послед-кие лишены; столь ярко выраженной внесшей социальности, Свягивая, к примеру, рождение личности с появлением социальных отношений о обществом, Ф. Абрамов тем нэ fswso но сводит к :-;Totry моменту вс» сложность человеческого $еноивна» Он размышляет о нравственных основах формирования характера и соответственно выделяет их э рассказах . ("Сосновые дети", "Когнла на крутояре", "Пролетали лебеди?}. Пога-зав в романе "'Братья и сестры" духовное единство народа, силу и мощь его исторической энергии, писатель останавливается в рассказах на конкретных ее проявлениях. Сюжетной основой-рассказов "В Питер за сарафаном", "Собачья гордость", "Последняя охота" являются! гкетремаяыша бытовые ситуации,- в которых раскркваптся дуХойнш глубины героев.
Поиск жанровых ¿орм, отруктурио-йомпозицнотяге особенности произведений явственно свидетельствуют о большом внимании, уделяемом писателем вопросам мастерства в етог период. Он ищет овей путь ор-ганизаши повествовательной структуры произведений, пробует силы в разных жанрах (сказка "Эяла-вшм семужка"), подбирает наиболее ог-
к№ изобразительные средства для выраквшш идейно;'! проблематики (портретное мастерство в "Сосновых детях"), "упражняется" в психологизме ("Однажды осень»"). Постоянная соотнесенность б работе с общелитературным процессом позволяет уточнить каправдешкз творческих исканий (¿.Абрамова, закономерность приоритета того или. иного жанра,
Несмотря на кааущуюся "художническую разносторонность" 5?.Абрамова в н, 60-х гг. уже проявляется зрелый почерк писателя. В диссертации приводится подробный анализ рассказа "Дела российские...". Отмечается, :„'0 диалогический конфликт, накзчеший в произведении, недолго оплодотворит худоксническую МЫСЛЬ ПИОЯТЗЛЯ, ДрЭДБОСХИТИВ и основной круг проблем, и принципы его образного воплощения. Белее того идейно-художественное своеобразие рассказа как бы предопределяет обций иа;оо литературы 60 - ?0-х гг., ее творческие искания на пути синтеза Соцкально-Еконошческих и нравственно-Философских проблем.
Обращение 5.Абрамова к углубленна^ исследованию взаимоотношений внутреннего, духовного «ира человека и обфетвенньж отношений во вт, пол. 60 - н. 70-х гг. было обусловлено самой логикой жизненного процесса. Исследуя проблемы "человек и вреыя", "характер и обстоятельства", писатель идет от фиксирования единичных событий в рассказах, выявляющих ту или иную психологическую реакцию человека ("Когда делаешь по совести", "Старухи") до раскрытия ее глубокого шического содержания в повести, приоритет которой в ¿.тот период несомненен. Повести "Деревянные кони", "Пелатая", "Алька" объединяются вниманием й характеру, исследуемому во взаимосвязи двух аспектов* социально-исторического и нравственно-психологического. „Тем нэ менее в катдон случае писатель выбирает определенный аспект осмысления проблемы, что и обусловливает отличительные особенности художественной организации произведений, развивает повествовательные возможности в пределах традиционного жанра.
Жанровая специфика повести "Деревянные кони" -определяется прож-дэ всего особым типом повествования, который условно обозначается как "судьба человека" и который определяет собою тенденцию к спиза-ции. Сюжетную динамику повести организует параллельное развитие двух линий• художественное воплощение характера и фиксирование примет уходщого быта, осознание ах непреходящей ценности - обнаружи-}■ а* кие глубинную взаимосвязь, Пропущенные чзроз сознание повесгво-вчтуля сСв скжетнке .пинки приобр? "г.т лирический подтекст. Образ двгоге-повестЕЙЙтеля че только ¡¡ор!гал!-ной сюжэтчо-кочпозв-
КисммоА функцией, »с идеА'/о-'Чяеловой, Пченпо г соэгюгтч-гсоврст-
вователя происходит епическое со вмещение временных пластов,
У ей ■энное внимание писателя в '.тог период ¿с характеру, отражающему противоречия действительности, подтверждает зафиксированная в диссертации история создания повестей "Пелагея" и "Алька", В образе Пелагеи сосредоточена авторская кыслъ, потоку раскрытии которой содействует исследование структур» и образа, и произведения в челом, Есеч логнко! развития характера героиня 2?,Абрамов подчеркивает его соотнесенность с судьбой и ;{пэныо деревни, о конкрэтно-истори-ческинн обстоятельства!!:!, что определяет диалектическую обусловленность социального и нравственного в повэдшзш героини. Неизбежная тенденция к социологизации повествования влияет на структуру образа, Характер Пелагеи утвергэдается как пороздение противоречивого социального опита. Выявление стой связи-зависимости - важное, но не главнее звоне в авторской концепции личности. Характер героини дан но в развитии, а гсак готовцй "продукт" взаимодействия обеих составляющих пробяеш "герой и среда", .стим обусловлено своеобразие конфликта повеет, раззиваетегоея как процесс саиопознаюю героини. Худоаостзешш.; .-сек? повести обусловливается тем, что Ф.Абрамов, достигнув особой проникновенности психологического анализа, локаэн-вае? драматическую нераздеякпость судьбы человека и времвш!,
Анализ повастп "Алька" в работе проводится в известной мере в ггротивоЕ-ес социологическим интерпретация!,! героини и преследует прэ-гдэ всего выяснение эстэтичэсксго качества, художественности. Конфликт, оргаиизугздиЛ структуру образа, состоит как бы из трех <*аз. Зачинается он как извечное противоречие "отцов и детей", как расхождение зшзненнЕХ позиций матери и дочки, возникающее по принципу социальной дбтер:.:и!Г!!рованности, Лругой двилущей силой, развертывающей и сюжетное действие, и характер, является конфликт Альки о окруяа'лцей» прозхдз родственной ей средой, Б работе отмеча'эгея, что в отличив от предыдущей повести, где конкретные социально-исторические обстоятельства даны в сложном опосредовании характером, здесь характер героини воспроизводится как бы на соне социальной пизни деревни, что определяет особенности ее образной характеристики. Развитие противоречивых отношений с земляками логично приводит к углублению внутреннего конфликта Альки. Возникающий в произведении мотив поиска гшвой воды своеобразно перекликается с движущим Адькой стремлением к внутренней цельности, обретения душевного равновесия. Конфликтные силы, накляднваясь друг на друга, определяют строй образа в целом, его сложную динамику, привнося в тёкст явгкй опеноя неоявершшюсти, незаконченности напряг?.еннюс исканий героини, Соз-
данный Абрамовым образ представляет ;;.изнен;шй ниаот, породивший делиЛ ряд характеров в современной прозе,
Стремление $.Лбрш.:оьа отразить во врей полкстз сложность психологического ьмра современного человека д^словливггит поиск соответствующих жанровше (|орм, характерных с^уетно-стилистичоских, повествовательных особенностей, Обращение писателя к исповедально- рассказо-вой манере обогащает его поэтический арсенал, Даннцй тип повествования, усиливая впечатление достоверно«™ и раскрывая глуоиннке душев-нне процессы, заостряет социально-нравственное содержание рассказываемого, углубляет драматизм взаимоотношений человека и истории ("Ма теринское сердце", "Поля Открой Глаза", "Самая счастливая"). Выявление глубины пережитого и прочувствованного отвечает усилению интереса к индивидуальному социальному и нравственному опыту человека в соотнесенности с общественным и историческим опытом. Последнее обозначается как общелитературная тенденция сер. 70 - 80-х гг., приводящая к осознанию общенародного, общечеловеческого смысла всех аспектов жизни. Этим же обусловлено появление философского аспекта в произведениях, что оказывает заметное влияние на развитие среднего и малых жанров. В работе, в частности, отмечается существенный рост жанровой емкости рассказа.
Ориентация на нравственные идеалы народа обусловливает особое вншание писателя к представителям старшего поколения, к старикам и старухам ("Михай и Прпнья", "Последний старик деревни", "Сказа-нио о великом коммунаре", "Куст рукотворный"). В диссертации рассматриваются характерные свзштно-структурше особенности стих рассказов, определяются функции повествователя, одна из которых сводится к появлении епической связи времен.
Выявление .духовных и нравственных ценностей прошлого закономерно приводит писателя к осознанию самоценности русского народного характера, среди черт которого он выделяет "готовность к долготерпению и самоограничению, к самопожертвованию". Раскрытие такого характера предопределяет своеобразие жанра, обозначаемого как "житийный" рассказ ("Из колена Аввакуиова", ''Франтик"). В работе тщательно выясняются структурно-типологические черты древнерусского жанра в рассказах, их идейно-смысловое значение, а также "отступления" от канонов "жития", Видоизменения житийной структуры повествования шеег всякий раз сохетно-коииозрциоиную эаданность, приводящую к появлению бплее обобщенного философского плана.
Ярелооть иировоззрзнческих, философских, грзггдачских и нравственных устремлений Егссатвяй проявляется на уровне так проблематики, так й поетикк произведений. С ото« точкк зрения в диссертации ана-
лнзируктся некоторые особенности повествования ("Слон голубоглазый", "Новогодняя ежа", "Бревенчатые мавзолеи"), Ярко выраженная в рассказах вт. пол. 70-х гг. тенденция к активизации авторского плана, приводящая к изменению функций нов э о теовагеля, от мечается как выражение процесса впизации современной литературы. Закономерное превращение "фактора субъзктпвности(личностного, лирического начала)" в
аитор объективности" углубляет (Тялосо^сгшй подход. Рассматривая общечеловеческие проблемы через призму шщивидуального сознания, Ф. Абрамов утверждает глубинную родовую связь личности с миром, указывает на необходимость познания человека в его многочисленных устоявшихся связях с эдюнью.
Движение авторской концепции происходит в русле общелитературной тенденции к синтезу, В работе подтверждается, что ".¿илосо^изэция" литературы "отливается" в различные художественно-стилевые (Тормы. Своеобразие п^оявлешш "ршосодичности" в прозе писателя связано с особенностями его художественного шипения и проявляется в выборе иного, казалось бы, нетрадиционного, вида художественного, обобщения -("Еабилей"). Привертениость З.Лбрамова реалистическим способам художественного отображения предопределяет некоторые-изменения в структуре произведений с с}плосо,ской проблематикой. 2а "внешней" теыой обнаруживается более вакнэя, "внутренняя", "внешний", событийный -конфликт предполагает глубинное течение повествования, многосложность его творчества достигается изобретением -самой реальной действительности, лизнеподобгсгс коллизий (кал;, ыглрикер, в ронаиз "Дом").
Анализ повести "Каиониха", выявляющий специфику о/илосоптагости прозы писателя, показателен с сто» точки зрения. Основной круг проблем е произведении развивается в двух планах, первый из которых-воссоздает эьслйшэ психологического состояния героя, а птсроИ, воплощающий собственно философскую концепцию, возникает в сознании читателя. Щуц-знпе его порождается лирической тональность» повествования, особо!' организацией фабульного материала, общим смуслом произведения. Средством переакцентировки проблематики выступает образ доцэ-деревш.сообщащнй повествованию и сстетнстг/ действию особое емкеловое напряжение, Создавая образ дома-деревни, писатель выстраивает своеобразию логическую цепочку празственяо-^илоссф-ских понятий, каадое из звеньев которой раскрывает какую-либо сторону его содержания и составляет определенное' сюжетное "ответвление". Благодаря ьтому возникат? различила ассоциативные связи, устанавливается эмоциональное и смысловое родство сютетно отдаленных моментов.
В работе анализируется соотнесенность смыслового ряда "дом - деревня - малая родина" с понятиями более высокого, обобщеннс-сиыволи ческого уровня "дом - родина - судьба -человека - историческая память" и ее отражение в образной структуре новости. Подчеркивс-.ется особая роль теш исторической памяти, которая за!<ыкает означенный ряд и завершает также, коьшозиционко пересекаясь с мотивом вины, ду ховнув ввогазщш героя, Нилосо.ская мызль об исторической памяти, за ювзчащей в себе нравственный опыт народа* сииволичзски расширяется и углубляется етш язлогически'л нстолшованнаи названия деревни: "шмона I, ж. "богатство, земные сокровища, 'блага'".'- Иыэнно родовая память, по !-ксли автора, является теы исхсдним пунктом, с которого на чикается проникновение общенародны!, общечеловеческим. Идея исторической "памятливости", а значит, и духовной преемственности отмечается как общее порождение социальных, .нравственно-илосо гских, этических исканий целого ряда писателей «ь 70-х гг. Будучи итоговой, она диалектически предполагала начало нового витка в творческой су,п бе худокиика, открытие новых тем и проблем.
■ В диссертации рассматривается также вдкл произведений Ф.АбрамоЕВ о&ьедикешшх в сборнике "Грава-иурав^".. ,Устанавливается, что- жанр е'-гкоге короткого рассказа-шитаткры выработан пнсателеи в тесной СЕЯЗи-згвисшэсти от понимания гол литературных задач. Он ровдается естественном образом из пстешиалькнх смысловых, худок-зственно-сти-лешх возможностей, залоз-з.Фшх в прозе писателя и свидетельствующих пр^.тде Есего о богатстве художественной еистоны. В работе выясняется такав набор используеьаас изобразитепьщгх средств, определявших дилооо;-скую прирсду жанра. Сродство;,; зозхожцекия от конкретного к , обтеку в рассказах-миниатюрах становятся не общепризнанные символ, аллегория, п шогозначность, шюгосодертательность детали в различ-шп ее проявлениях. Обращение по ходу анализа к другим жанрам способствует большей наглядности и убедительности. Уточнение всех отю йоуеагов важно для понимания обяей жанровой рвожцни пнсзгеля, его творческой ш-даьадуальности.
В заключении подводятся итоги изслгдоваиня. Воссоздается в сбит чертах дыс5Э1И9 танрово-|срлаяьноЯ гзолюция писателя. Обобщаются «ъбдащггаад над художествмгно-с-стетачезгакн особэшостяци прозы, по* Ч5ргяя,изкоаж с£оеоб1азвэ ишивядуальпэго почерка Абрамова* 5орну-дкрустся е.*вод, что тетралогия "Братья « оестгн" представляет собой синтез р!зпоги,пн:>стеЯ ргятеячзй „огн-'» ночузлтуаяыаг» пстеншал
* Я.- Этипглйгяческяй сяовгр* тугекоге языка» В 4-х тт»
"■ - 1,2. - Прогрессi 1Э!5-?. -
которых усилен спичесшта начало«. Достихеияя писателя в жанровых образованиях (роман, повеста-, рассказ, шнкаторэ), свшетелъствуп-щие о безграничных всэшяностах нодикхикапий какра, и ¿¡.орннруемая при ¡¿той воетика нсссьдант обсгаарюг традиционное яанровме .¡ор®.
По таив диссертации опубликованы еледущпз работы:
1. Цубяицистика рагюва // й«ггратуроввдениа: Респу&псганская научная конференция- .лют. .ак-та Т1У и sucastx учебных заведений Грузинской ССР: Тезксн докладов. - Княиеи, 1385. С.48-49.
2. Абрамов - гфатик-лптературрвед // Диалектика rltjpts н содержания в азыке и литературе*. - Тбилзгси, 1986. - С.137-138.
3. ¡йеПь-о-худсжосгвэ! з;се своеобразие очерка Абрамова "Вокруг да около"(1983) // Проблема референции в языке и литературе. -Тбилиси, 196?. - C.I7I-I75.
4. Русская советская публицистика (i950 - I9PO-© года). - Л.: Знание, П87. - 20 с.
5. "Правда совести дерзкой твоей.// Нега. - 1987. - Ш 7.
- С. 157-138.
6. Страноведческий аспект прозы Федора Абрамова // Проблемы изучения художественной литература в контексте'советской культуры: Неедутародная научно-методическая конференция: Тезисы .докладов, - Л., 1989. - С.КЕ-ГОЗ.
Подписано к печати S.03.9I. формат 60 х 84 I/I6, печ.лисг.1,0 , зак. 87, тир. 100 эк*. Б?сплатно. ПС-З "Ленупризжата".