автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проза Георгия Семенова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Брызгалова, Елена Николаевна
1.ВВЕДЕНИ Е. 3
2.ГЛАВА I. Раннее творчество Г.Семенова. Лирическийжет. 14
3.ГЛАВА II. Творчество Георгия Семенова 1974
1982 годов. Проблема автора. 72
4.ГЛАВА III. Творчество Георгия Семенова последних лет. Особенности психологического анализа. 128
Введение диссертации1988 год, автореферат по филологии, Брызгалова, Елена Николаевна
Современная эпоха кардинальных преобразований во всех сферах жизни советского общества предъявляет особые требования к литературе как важнейшей составной части искусства, потому что объектом ее исследования был, есть и будет человек. ".С каких бы позиций мы ни подходили к определению путей развития нашей экономики, культуры, социальной и духовной жизни, решающим фактором всегда будет сам человек, его политический и интеллектуальный уровень, его мастерство, его патриотизм и интернационализм, его способность к творчеству, его гражданская позиция и активность"*.
Существенная роль литературы в формировании мировоззрения человека, ее идеологичность, демократизм и массовость - все эти качества не только определяют ее место в общественной жизни, но и объясняют тот огромный интерес к фактам ее истории и современности, к именам писателей и к литературно-художественной периодике, который наблюдается сегодня. На ХХУП съезде КПСС было справедливо от- | I мечено, что "нравственное здоровье общества, духовный климат, в | котором живут люди, в немалой степени определяются состоянием лио
2§МШ2Миискусства (выделено автором. - Е.Б.) . о
Сегодня, "когда политика становится повседневной практикой , проблемы индивидуальности художника, его роли и места в жизни народа, его творческой программы и идеалов приобретают особую значимость. I т
Горбачев М.С. Революционной перестройке - идеологию обновления. Речь на Пленуме ЦК КПСС 18 февраля 1988 г.//Комсомольская правда. - 1988. - 19 февраля. - СЛ. р
Горбачев М.С. Политический доклад ЦК КПСС ХХУ11 съезду Коммунистической партии Советского союза, 25 февраля 1986 г. - М., 1986. - С.114. Горбачев М.С.Революционной перестройке - идеологию обновления.-СЛ.
Как известно, актуально изучение не только классических, "вер -шинных" художественных произведений, но и текущей литературы, в которой также много талантливого, новаторского, ставятся важные вопросы современности.
Георгий Витальевич Семенов - крупный прозаик, лауреат Государственной премии РСФСР. Его творческая деятельность охватывает почти три десятилетия. В течение этого долгого и непростого в жизни страны и литературы времени росло мастерство писателя, развивался его талант, изменялся взгляд на мир, но оставались неизменными эстетические принципы, следуя которым художник стремится не довольствоваться тем, что на поверхности, а старается "избирать в своих сочинениях более сложный путь изображения действительности"^", состоящий в глубоком проникновении в суть поставленной проблемы.
Творчество Г.Семенова глубоко гуманистично, потому что проникнуто любовью к человеку и призывает задуматься о его изначально высоком предназначении и неповторимости, о необходимости бережного отношения к личности. Но любовь художника требовательна. Больше всего он ценит в человеке искренность и духовность (именно эти качества отличают его любимых героев). Писателя волнует "дефицит" прекрасных начал в человеке, разобщенность современных людей, утрата духовных ценностей и как следствие - мелочность устремлений, "беспамятливость" многих из них. Против всего этого и направлено его творчество.
Г.Семенов - правдивый, честный художник, настоящий гражданин своей страны. Он никогда и ни под кого не подстраивался, не искал выигрышных "модных" тем и легких путей в литературе и не брался за перо, если чувствовал, что не сможет быть предельно искренним Семенов Георгий. Литература - дорога личности// Лит.Россия. -1987. - 16 июля. - С.9.
С читателем.
Такая определенность в позиции художника вызывает уважение и позволяет говорить о нем как о серьезном явлении в современном искусстве. В том же убеждают и отзывы о творчестве Г.Семенова В.Распутина и В.Астафьева, увидевших его заслуги в отличном знании психологии современного человека, глубине и точности изображения, живописности языка^. В.Астафьев назвал его "новеллистом номер р один" в сегодняшней литературе , тем самым подчеркнув очень высокий уровень мастерства художника и определив его видное место в современной прозе.
Г.Семенов - интересный, самобытный писатель. Он пришел в литературу уже сложившимся человеком, успевшим окончить Художественно- | промышленное училище и поработать на стройках Сибири мастером архитектурно-декоративной скульптуры. Эта профессия дала не только богатый материал (который "работает" и сегодня), но и взгляд худож- | ника - предельно точный, острый, охватывающий сразу все детали. Круг его интересов широк и в то же время определенен, он охватывает проблемы духовной жизни человека, его внутреннего богатства, душевного здоровья. Обыкновенный "маленький" человек, семья, быт, дети, повседневные заботы - во всех этих не примечательных на первый взгляд явлениях и реалиях писатель находит поэзию и материал ! для художественных исследований и обобщений.
Г.Семенов - автор многих повестей, романа, публицистических выступлений. Его творчество интересено широкому кругу читателей, но почти не изучено литературоведением. Кроме довольно многочислен- ; ных рецензий, существует лишь несколько обзорно-критических статей, См. подробнее: Распутин Валентин. Вслед за Толоптой рекой// Семенов Георгий.Вольная натаска.Роман. - М.,1979. - С.З ; Брагин А. Слово - категория нравственная:Два интервью о творчестве//Наш современник. - 1980. - - С.170 р
Брагин А. Указ.соч. авторы которых либо рассматривают проблематику произведений Г.Семенова в ряду других сочинений текущей литературы^", либо пытаются представить картину творческого пути писателя (это статьи, вышедо шие в связи с присуждением ему звания лауреата) . К наиболее серьезным попыткам изучения следует отнести диссертацию В.Е.Островской "Русский советский лирико-психологический рассказ 70-х годов. Пробо лематика и поэтика (Ю.Нагибин, В.Конецкий, Г.Семенов) . В данном исследовании поставлена задача на материале творчества трех писателей выявить своеобразие цроблематики лирико-психологического рассказа 70-х годов. Новеллистика Г.Семенова представлена в работе лучшими рассказами 70-х годов, вошедшими в сборники "Голубой дым" и "Фригийские васильки". Вторая глава диссертации посвящена некоторым проблемам поэтики рассказа. Автор более подробно останавливается на внутреннем монологе, воспоминаниях и авторской позиции и рассматривает их как составные части сюжета. Некоторые из ранних рассказов Г.Семенова анализируются и в диссертации А.П.Казаркина "Поэтика современного лирического рассказа: проблема авто
4 ^ ра , а также в его статьях .
Нацример см.: Каретникова М. Сила лирической прозы:лиризм и лжелиризм//Молодая гвардия.-1962.-№6.-С.265-267; Панков А.Современник на рандеву//Новый мир.-1978. - 116, - С.237-249 и др.
Бежин Леонид. Душа не оскудеет//Наш современник.-1980.-Я5?.-С.158-165; Коробов Вл.Соки земли:К портрету Г.Семенова//Сов.Россия.-1981. - 3 нояб. - С.4 и др.
Островская В.Е. Русский советский лирико-психологический рассказ 70-х годов.Проблематика и поэтика(Ю.Нагибин,В.Конецкий,Г.Семенов). Дисс. канд.филол.наук. - М.,1984. азаркин А.П. Поэтика современного лирического рассказа: проблема автора.Дисс.канд.филол.наук. - Томск,1974.
Казаркин А.П.К проблеме сюжета лирического рассказа//Жанровые искания в современной советской литературе. - Томск,1971.-СЛ1-27; зтора в поэтике современного лирического молодых ученых Томского гос.ун-та.-Томск,
Таким образом, изучение творчества известного прозаика только начато и далеко от завершения. А необходимость в продолжении этой работы есть. Калздый талант уникален, но в нем, как в зеркале (по выражению В.И.Ленина), отражаются те или иные стороны бытия, своеобразие литературного процесса, общая картина состояния искусства. Поэтому исследование созданного Г.Семеновым обогатит наши знания о современной литературе, обществе и человеке, поможет глазами художника увидеть изнутри многие проблемы общественной жизни 6080-х годов.
В связи с этим, зааачейнасто|щей£аботы является целостный анализ творчества Г.Семенова, выявление внутренней эволюции, закономерностей развития, особенностей художественного мира писателя. В ходе анализа произведений наибольшее внимание будет уделено проблематике и наиболее значимым, на наш взгляд, особенностям поэтики.
Нам представляется целесообразным выделить в творчестве Г.Семе- | нова три периода. Критерием данной классификации служит внутренняя эволюция, под которой понимается изменение осмысления действительности, мировоззрения, рост литературного мастерства.
Г.Семенов начинал с лирической прозы. "На рубеже 50-60 г. имена В.Солоухина, Ю.Казакова, Ю.Нагибина как писателей-лириков завоевывают все более широкую аудиторию". Истоки лирической прозы справедливо усматриваются в том направлении русской прозы, которое начато "крестьянской" линией в творчестве Гоголя, Тургенева, Бунина, продолжено Пришвиным и Паустовским, затем без времени ушедшим Юрием Казаковым, а в настоящее время разрабатывается Георгием Семеновым, Виктором Лихоносовьш и др."*.
Период формирования эстетических убеждений (1961-1974) Стеценко Владимир. Удивительная красота обыкновенного// Кура-нов Юрий. Избранное. - М.,1984. - С.5. можно условно назвать "лирическим". В эти годы писатель старается следовать канонам лирической прозы. Он только еще ищет "свои" темы, определяет "свое" лицо в литературе. Данный этап чрезвычайно важен для становления Г.Семенова как писателя. Именно в то время выработались те основополагающие художественные принципы, которым он во многом верен и сегодня. Со временем изменилось мироощущение, понимание тех или иных тенденций в обществе и литературном процессе, но остались неизменными и нравственная проблематика, и внимание к личности человека, и вера в силу добра. Тогда же определились и основы жанровой структуры его творчества. Г.Семенов приобрел известность црежде всего как новеллист. Жанр рассказа шлифовался на протяжении всех 27 лет его писательского пути и эволюционировал от мелодичного, полного тонкого лиризма и црелести, но неглубокого и описательного, до серьезного психологического исследования, в котором выразились размышления автора о сложности современного мира и человека. В конце 60-х годов в творчестве писателя утвердился и жанр повести.
Конечно, 14 лет - достаточно большой срок в жизни художника. Поэтому первый период далеко не однороден и по уровню мастерства, и по направленности поисков. Если рассказы начала 60-х годов - это проба пера (они во многом слабы, иногда подражательны, поверхностны), то произведения 1971-1974 годов свидетельствуют об отходе от некоторых ранних установок, о значительных изменениях как в содержании (например, новый герой), так и в поэтике, и о более высоком уровне мастерства. Но мы не случайно рассматриваем все созданное в эти годы в рамках одного этапа. В большинстве произведений этих лет наблюдается общность проблематики и поэтики, а новаторские изменения свойственны лишь некоторым из них.
Значительные результаты поисков и находки начала 70-х годов наиболее полно выразились в повести "Уличные фонари"(1975) - произведении, этапном для художника. Повесть открывает новый период в его литературной деятельности (1975-1982). Его мы условно называем "лирико-психологическим". Для этих лет характерно усиление внутреннего динамизма произведений, внимание к человеку в чем-то неблагополучному, с ограниченными "нравственными способностями". Это время расцвета дарования Г.Семенова. Именно за произведения, созданные в этот период, он был удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР.
Третий этап творческого пути прозаика открывается значительным достижением - повестью "Городской пейзаж" (1983). Пожалуй, это наиболее сложное для исследования время в творчестве художника. И прежде всего в сшу объективных причин - "большое видится на расстоянии", а говорить о том, что еще только формируется, всегда сложно. "Верхняя" граница данного периода пока не определена, так как, по нашему убеждению, он еще не завершился. Сегодня писатель полон творческих поисков, замыслов. Он видит задачу литературы в том, чтобы способствовать "перестройке духа" людей и отражать ростки того нового, что было заложено ХХУ11 съездом КПСС и последующими решениями партии и народа. Произведениям Г.Семенова последних лет свойственна проблема утраты положительного идеала, его вырождение. На смену цельной, сильной личности, которой здоровое нравственное начало помогало, несмотря на ошибки и заблуждения, в конце концов найти правильную дорогу в жизни, приходят люди беспомощные, вся доблесть которых кроется только в том, чтобы "жить безвредно", подобно Феденьке Луняшину ("Городской пейзаж"). Писатель ищет опору в русской женщине (Рая Клеенышева - "Городской пейзаж"; Геша -"Жасмин в тени забора,1986 и др.). Наверное, произведения, публикация которых еще только ожидается, представят читателю героя нового времени - времени перестройки. Третий период творчества Г.Семенова условно можно назвать "психологическим". Психологизм становится ведущим художественным средством в силу того, что все социальные проблемы и свое отношение к ним писатель выражает через призму восприятия героя.
Анализу каждого из периодов творческой деятельности художника будет посвящена отдельная глава диссертационного исследования. В произведении все взаимосвязано, и изучение одной из сторон немыслимо без учета остальных. Исследование проблематики творчества Г.Семенова мы предполагаем дать в единстве с анализом некоторых наиболее важных, на наш взгляд, особенностей поэтики. Это позволит наиболее глубоко цроникнуть в авторский замысел и показать своеобразие Г.Семенова как художника. Круг проблем поэтики, интересующих нас в связи с изучением творчества талантливого писателя, достаточно широк, но в каждой из глав диссертации будет выделена одна наиболее значимая, по нашему мнению, проблема, тесно связанная с творчеством данного этапа.
В первой главе, посвященной "лирическому" периоду, будет рассмотрена наиболее спорная, как нам представляется, проблема лирического сюжета. 0 ней много говорилось в связи с полемикой вокруг лирической црозы, в ходе которой отстаивалось само понятие лиричес^ кого сюжета, анализировался круг вопросов, связанных с ним. Но проблема так и не была решена до конца. До сих пор нет четкого определения лирического сюжета, его границ, особенностей развития и т.д. Творчество Г.Семенова 1961-1974 гг. дает богатый материал, исследование которого способно многое прояснить в вопросе о специфике лирического сюжета.
Образ автора как носителя концепции произведения имеет огромное значение. Особенно важен он в лирическом произведении, где авторское отношение к миру выражается открыто через лирического героя. С отходом Г.Семенова от "чистой" лирики и преодолением монологиз-ма повествования изменяются и формы выражения авторской позиции. Представляется интересным проанализировать, как различные способы выражения отношения автора к изображаемому помогают писателю утверждать высокие нравственные идеалы, бороться с бездушием, черст- ! востью и другими человеческими пороками.
Изучение проблемы психологизма чрезвычайно актуально сегодня -в эпоху, когда всестороннее внимание к личности человека становится законом развития общества. Разговор о психологизме вполне уместен в связи с анализом "психологической прозы" Г.Семенова последних лет. Стремление разобраться в тончайших движениях души человека, понять истоки его поступков - все это свидетельствует о глубоком гуманизме писателя, о его вере в человека. |
В наблюдениях над избранными аспектами поэтики и их взаимосвязями с основными категориями творческого метода заключается наиболее перспективное направление в изучении творчества писателя, потому что "теоретические выводы современной науки убеждают нас в зрелости, эстетической значимости, актуальности содержания литературы"*.
Анализ проблем поэтики тесно связан с анализом идейной, содер- | I жательной стороны творчества Г.Семенова, с рассмотрением круга | проблем, волнующих писателя. ! диссертации являются | труды классиков марксизма-ленинизма, партийные документы, работы крупнейших литературоведов. Автор опирается на опыт изучения жанро- ; во-стилевых проблем, накопленный на кафедре советской литературы
Калининского государственного университета. |
Апухтина В.А. Современная советская проза.60-70-е годы:Учебное пособие для вузов. - М.,1984. - С.6. историко-генетический и структурно-типологический. Изучение проблем поэтики не самоцель. Оно должно помочь понять идейный смысл произведения» более глубоко проникнуть в замысел автора, увидеть в творении писателя что-то новое, ранее незамеченное.
На^наяновизнаинаучно- работы определяется тем, что творчество Г.Семенова почти не исследовано.
Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы при разработке курсов лекций по современной советской литературе, найти применение в работе спецкурсов и спецсеминаров по поэтике прозы.
В исследовании использованы художественные произведения писателя, его публицистические выступления.
Творческая деятельность художника является составной частью литературного процесса. В качестве сопоставительного материала мы привлекаем произведения писателей, близких Г.Семенову, таких как Ю.Нуранов, Ю.Казаков, Ю.Нагибин, К.Паустовский и др., что позволяет при неповторимой индивидуальности каждого из них выявить важные общие тенденции. С другой стороны, мы используем произведения В.Распутина, В.Астафьева, Ч.Айтматова и др. Разность эстетических взглядов, общность в использовании одних и тех же приемов позволяют более выпукло увидеть индивидуальность художника.
По теме диссертации опубликованы две статьи в межвузовских сборниках Калининского государственного университета (1986 г.,1988 г.), статья в сборнике "Материалы 1-й Калининской областной конференции молодых филологов и школьных учителей "Филология 2000 года глазами молодых". Автор диссертации выступила с докладами на заседании "круглого стола" журнала "Волга в октябре 1986 года ("Нравственная проблематика в творчестве Г.Семенова"), на 1-й областной конференции "Филология 2000 года глазами молодых" (г.Калинин, апрель 1987 г.| "Проблема автора в повести Г.Семенова "Уличные фонари") и на 11-й областной конференции "Актуальные проблемы филологии в вузе и школе" (г. Калинин, апрель 1988 г.; "Проблема психологизма в повести Г.Семенова "Городской пейзаж").
Обсуждение диссертации состоялось на кафедре советской литературы Калининского государственного университета. I
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Список научной литературыБрызгалова, Елена Николаевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве:В 2 т. - М.,1976. - T.I.575 с ; Т.2. - 717 с. З.Материалы ХХУ11 съезда ШСС. - М.,1986. - 352 с.
2. Постановление ЦК КПСС: О дальнейшем улучшении идеологической,политико-воспитательной работа //Правда. - 1979. - 6 мая. - 1-3.
3. Постановление ЦК КПСС: О творческих связях литературно-художественных журналов с црактикой коммунистического строительства// Правда. - 1982. - 30 июля. - G.I.
4. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны ивсего мира. - М.,1987, - 270 с.
5. Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается //Правда. - 1987. - 3 нояб. - 1-4.
6. Материалы февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС // Партийнаяжизнь. - 1988. - № 5. - З-Э9. 1.
7. Айтматов Ч. Е|уранный полустанок (И дольше века длится день..).Роман. - М.,1984. - 303 с.
8. Айтматов Ч. Плаха. Роман. - М.,1987. - 302 с.- 189 З.Астафьев В.П. Жизнь прожить. Роман,рассказы. - М,,1986. - 319 с.
9. Астафьев В. Царь-рыба. Повествование в рассказах, - М.,1984.384 с.
11. Белов В.И. Избранные произведения: В 3 т. - М,.- Т.I. - 1983.591 с.;Т.З. - 1984. - 478 с.
12. Белов В.И. Кануны: Хроника конца двадцатых годов. - М.,1976.-333 с.
13. Бовдарев Ю.В. Собрание сочинений:В 6 т. - М, - Т.4. -1985. - 399 с;Т.5 - М.,198б, - 622 с, Ю.Воронин А. Деревянные пятачки.Повесть и рассказы. -Л*,1979. 656 с. П.Воронин А. Выстрел на берегу. Повести, рассказы. - Л.,1986. 448 с.
14. Гоголь Н.В. Мертвые души //Собр.соч.: В 6 т. Т.5. - М,,1952.520 с.
15. Достоевский Ф.М. Избранные сочинения:В 2 т. T.I, - М.,1962.-784 с.
16. Друце И. Поле души человеческой.Повести,рассказы. - М.,1977.656 с.
17. Жуховицкий Л.А. Избранное: Роман.Повести.Рассказы. - М.,1984.586 с.
18. Казаков Ю.П. Избранное: Рассказы.Северный дневник. -М.,1985.559 с.
19. Казаков Ю.П. Поедемте в Лопшеньгу. Рассказы,очерки,литературныезаметки. - М.,1983. - 560 с.
20. Казаков Ю.П. Две ночи. Проза.Заметки.Наброски. - М.,1986,-336 с.
21. Кондратьев В. Марк.Рассказ // Огонек. - 1987, - № 12. - 14-16.
22. К|уранов Ю.Н. Избранное.Рассказы. - М.,1984. - 544 с,- 190
23. Конецкий В. Избранное:В 2 т. - М.,1983. T.I. - 525 с ; Т.2.527 с.
24. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Герой нашего времени. - М.,1971.C.S-I66.
25. ЛИХ0Н0С0В В.И. Люблю тебя светло.Повести, рассказы. - Л.,1984.3 4 с.
26. Маканин В. Один и одна.Повесть // Октябрь. - 1967. - №2. - З116.
27. Носов Е.й. Избранные цроизведениягВ 2 т. - М.,1983, T.I - 511 с ;Т.2. - 509 с.
28. Нагибин Ю.М. Наука дальних странствий.Рассказы. - М.,1982.-655 с.
29. Паустовский К.Г. Избранное. - М.,19б5. - 672 с.
30. Распутин В, Пожар.Повесть//Наш современник. - 1985. -№7,-С.З-ЗВ.
31. Распутин В.Г. Избранные цроизведения:В 2 т. - М. ,1984. T.I.397 с ; Т.2. - 446 с.
32. Росляков В.П. Избранные произведения: В 2 т. - М.1983,Т.2.-4б4 с.
33. Семенов Г. На Волге. Рассказы//3намя. - I96I. - №3. - 0,82-116.
34. Семенов Г, Сорок четыре ночи. Рассказ//3намя.-1962.-№1.-0.29-49.ЗЗ.Семенов Г. Проездом.Рассказ//Неделя.-1963.-23-29 июня.-С.8-9.
35. Семенов Г. На вырубках.Рассказ//Лит.Россия.-I963.-9 авг. - 6-7.
36. Семенов Г. Лебеди и снег.Рассказ//Знамя.-1963.-№ 12. - C.8I-97.
37. Семенов Г.В. Сорок четыре ночи.Рассказы. - М.,1964. - 223 с.
38. Семенов Г.В. Лебеди и снег.Рассказы. - М.,1964. - 147 с.З.Семенов Г. Ночь над Китежвм.Рассказ//Неделя.-1964.-2-8 февр.С.8-9, 16-17.
39. Семенов Г. Вечный двигатель.Рассказ//Неделя.-1964.-№ 29. - 1218 июля. - G.8,I8,I9.
40. Семенов Г. Лиловые луга.Рассказ//Молодая гвардия.-1964.-№6.С.100-123. - 191
41. Семенов Г. Луна звенит.Рассказ//Смена. - 1964. - №7. - G.2I-24.
42. Семенов Г. Вечером, после долщя//Смена. - 1964.-И9. - C.8-II.
43. Семенов Г« Колечко (отрывок из романа)//Труд.-1965.-30 мая.-С.4. 44. Семенов Г. Штурман Бочкарев,Рассказ//Молодая гвардия.-1965.-Ю.С.б-17.
45. Семенов Г. Осенней ночью.Рассказ//Лит,газета.-1965.-7 окт.
46. Семенов Г.Рассказь^/Знамя. - 1965. - №2. - C.7B-II7.
47. Семенов Г. Первое море.Рассказ//Лит.Россия.-1965, - 26 февр ,С.12-14.
48. Семенов Г. Пароход.Рассказ//Лит.Россия. - 1965. - 20 авг.-С.6-7.
49. Семенов Г, Рассказь^/Знамя. - 1965. - №12. - C.85-I22.
50. Семенов Г. К^овала кукушка•Рассказ//Неделя.-1966.-12 нояб.G.8-9.
51. Семенов Г. Ночной полет(отрывок из повести)//Лит.Россия. -1968.№2. - 2 февр. - 6-8.
52. Семенов Г. Предисловие к отрывку из новеллы Н.Матвеевой "На каникулах'У/Московский комсомолец.-1966. - 30 нояб. - 4.
53. Семенов Г. Распахнутые окна,Рассказы//-М.,1966. - 207 с,
54. Семенов Г. Собака ни при чем.Рассказ//Смена, - 1967. - №3,G.8-I2.
55. Семенов Г. Самый красивый на свете голавль.Рассказ//Лит.Россия.1967. - II авг. - С б .
56. Семенов Г. Апрель,Рассказ//Знамя. - 2967. - Ш . - C.9I-II3.
57. Семенов Г. Луна звенит.Рассказы.-М.,1968. - 256 с.
58. Семенов Г.В, Кто он и откуда.Повесть и рассказы. - М.,1969.-206 с.
59. Семенов Г. С^ерь.Рассказ//С^ена. - 1969. - №1. - C.8-II,
60. Семенов Г.В. Вечером, после дождя.Рассказы. - М. ,1969. - 463 с.
61. Семенов Г. Очарование. Рассказ//3намя. - 1969. - №5. <- C.II0-I23.
62. Семенов Г. На дворе трава.Поввсть//Знамя. - 1969. - №10. - C.II7142. - 192
63. Семенов Г. К зиме, минуя осень. Повесть//Знамя. - I97I. - №5.С.63-125.
64. Семенов Г. Голубой дым.Рассказ//Знамя. - 1972. - 103-124.
65. Семенов Г.В. К зиме, мицуя осень.Повесть,рассказы. - М.,1972.511 с.
66. Семенов Г. ЭУДорань.Рассказ//Наш современник.-1972.-№6. -С.42-67.
67. Семенов Г. Ариша(отрывок из повести)//Московский комсомолец.1972. - 29 сент. - 4.
68. Семенов Г. В общем вагоне.Рассказ//Юность. - 1972. - №12. - 6776.
69. Семенов Г. Дней череда.Повесть//Октябрь.-1972.-№3.-С.87-149.
70. Семенов Г.В.Дней череда.Повесть,рассказы - М.,1973.-223 с.
71. Семенов Г. Серый олень,Рассказ//Наш современник.-1973.-Ж7.C.I04-II5.
72. Семенов Г. Сладок твой мед.Повесть//Наш современник. - 1974.№1. - 3-77; - 2. - C.59-II3.
73. Семенов Г. Посияйте, посияйте..//Наш современник.-1974.-№11.G.24-33.
74. Семенов Г. Трииванны(отрывок из повести "Уличные фонари")//Лит.газета. - 1975. - 4 июня. - 7.
75. Семенов Г. Уличные фонари.Повесть//Наш современник.-1975. - №7.C.2-II0; - №8. - C.74-I28.
76. Семенов Г. Бугорков и Лель(отрывок из романа)//Лит.Россия.1976. - II июня. - C.7-I0.
77. Семенов Г. Вольная натаска.Роман//Новый мир.-1976. - №9.-С.З-92;№10. - C.80-I64. ТВ.Семенов Г. Лесная история.Рассказ//Лит.газета.-1976.-29 сент. 7.
78. Семенов Г. Фригийские васильки.Рассказ//Наш современник.-1977.- 193 №3. - 42-62.
79. Семенов Г. Где-то что-то там такое.. Рассказ//Наш современник.1978. - №4. - G.86-I02.
80. Семенов Г. Без шума и пыли.Рассказ//Наш современник. - 1978.№9. - 59-76.
81. Семенов Г. Рассказц//Наш современник. - 1978. - №2. - C.II-30.
82. Семенов Г.В. Голубой дым.Повесть и рассказы. - М.,19В0. - 332 с.
83. Семенов Г. Лошадь в тумане- Повесть//Наш современник.-1980.№7. - 34-78.
84. Семенов Г.В.Фригийские васильки.Рассказы и повесть. - M.,I9ei.368 с.
85. Свмвнов Г. Иглоукалывание.Рассказ//Лит.Россия. - I98I. - 2 янв.С.12-14,
86. Семенов Г. Птичий рынок,Рассказ//Наш современник. - I98I. - №5.С.96-108.
87. Семенов Г. Объездчик Ещев.Рассказ//Наш современник. - I98I. - №9.C.78-I03.
88. Семенов Г, Рассказы//Наш современник. - I98I. - №10. - G.20-97.
89. Семенов Г. Проза поэта:0 романе Евг.Евтушенко "Ягодные мвст£(//Лит.газета. - 1982. - I янв. - 4,
90. Семенов Г. Говорят Лауреаты Государственной цремии России//Лит.газета. - 1982. - 13 янв. - С б .
91. Семенов Г. Игра в колечко.Рассказ//Наш современник. - 1982.№7. - 103-123.
92. Семенов Г. Памяти друга (В связи с кончиной Ю.П.Казакова)//Лит.газета. - 1982. - 8 дек. - 5.
93. Семенов Г. Рассказц//Наш современник. - 1982. - №11. - 10-31.
94. Семенов Г.В. Утренние слезы.Повесть,рассказы.'44.,1983. - 335 с.
95. Семенов Г. Несколько слов о себе// Семенов Г.В. Избранное.Рас- 194 сказы. - М.,1983. - 559 с.
96. Семенов Г. Избранное. Рассказы (I962-I982). - М.,1983. - 559 с.
97. Уличные фонари/Беседа с писателем Г.Семеновым;Записала Т.Сергеева// Московская правда. - 1983. - 29 мая. - З.
98. Семенов Г. Городской пейзаж.Повесть//Наш современник. - 1983.№8. - 10-140.
99. Семенов Г. Сколько раз поднимать мешок?/Диалог писателя Г.Семенова и критика Л.Анинского//Лит.газета, - 1974. - 16 янв.-С.5.
100. Семенов Г. Прежде чем слово ляжет на бумагу(Писатель о себе)//Советская культура. - 1984. - 19 июля. - С,6.
101. Семенов Г. Рассказы//Наш современник. - 1984. - №5. - C.I2-II6.ЮЗ.Семенов Г. Стечение обстоятельств.Рассказ//Наш современник. 1984. - №12. - C.96-II0.
102. Семенов Г. Пишу мою Москву,./Беседа с писателем Г.Семеновым.Записал Г.Елин//Лит.Россия. - 1985. - 8 нояб. - C.IO-II.
103. Испытание городом /Беседа с писателем Г.Семеновым.Записал Е.Серов// Советская Россия. - 1985. - 12 окт. - 4.
104. Семенов Г.В. Городской пейзаж.Повесть,рассказы. - М.,1985.-272 с.
105. Семенов Г.В.Запах сгоревшего пороха.Повести,рассказы. - М.,1985. - 318 с.
106. Семенов Г.Земные пути.Рассказы//Новый мир. - 1965. - №7. - 796.
107. Семенов Г. Пруд с карасями.Рассказ//Лит.Россия.-1986.-27 июля.С.18-19; 22-23. - 195 ПЗ.Семенов Г.В. Колыбель народа/Беседа с писателем Г.В.Семеновым. Записала М.Искольдскад//Трезвость и культура. - 1966. - №10. 31-32.
108. Семенов Г. Ут лисицы.Повесть//Новый мир. - 1966. -W7. - G.6-6I.
109. Открывать красоту жизни/Беседа с писателем Г.Семеновым. Записала Е.Белостоцкая//Труд. - 1986. - 30 нояб. - G.4. Пб.Семенов Г. Жасмин в тени забора. Поввсть//Юность. - 1986. И . - G.2I-68.
110. Семенов Г. Литература - дорога личности/Беседу вел А.Некрасов//Лит.Россия. - 1987. - 12 июня. - G.8-9.
111. Семенов Г. Слушая поле/Беседа с поэтом Игорем Шкляревскиь^//Труд. - 1987. - 6 сент. - G.4.
112. Семенов Г. Отражения//Лит.газета, - 1967. - 18 нояб. - 13.
113. Семенов Г.В. Ум лисицы. Рассказы, повесть. - М.,1967. - 464 с.
114. Скалой А.В. Ровный и зеленый луг на том берегу.. Роман и рассказы. - М.,1983. - 360 с.
115. Солоухин В. Камешки на ладони//Новый мир. - 1966.-№8. - C.I54174.
116. Стругацкие А. и Б. Отель "У погибшего альпиниста". - М.,1982.255 с.
117. Т0ЛСТ0Й Л.Н. Хаджи-Мурат//Толстой Л.Н. Полн.собр.соч.;В 90 т.Юбил.изд. - М.,1928-1958. - Т.35. - М.,1950. - G.5-I20.
118. Трифонов Ю.В. йзбранное.Роман.Повести. - Минск,1983. - 541 с.
119. Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях//Чернышевский Н.Г. Избранные произведения:В 3 т. T.I. - Л.,1978. 488 с.
120. Шукшин В.М. Рассказы. - М.,1984. - 511 с.-196 Ш
121. Алиева Частица бесконечности//В мире книг. - 1969. - №2.С. 26.
122. Ананьева Т. Земля и люди//Москва. - I97I, - №3. - G.2I3-2I5.
123. Апухтина Б.А. Современная советская: црсеа.60-70-е годы: ytie6ное пособие для вузов. - М.,1984. - 39.
124. Бежин Л. Душа не оскудеет//Наш современник. - 1980. -№7. - C.I57165.
125. Блинкова М. Достоверность и схема//Новый мир. - 1964. - W7,С.233-236.
126. Богданова А,Г. Время и композиция в современном советском рассказе/Уч.зап.Свердловского ПИ. - Свердловск,1966. - Сб.73. 35-55.
127. Вочаров А. Мера ответственности//Вопросы литературы. - 1972.Ш. - G.3-30.
128. Бочаров А. Требовательная любовь:Концепция личности в современной советской прозе. - М,,1977. - G.49,50,I66,I68.
129. Бочаров А. Уважение к таланту//Лит.Россия. - 1984. - 27 янв.С.8-9.
130. Брагин А. Слово - категория нравственная/Два интервью о творчестве//Наш современник. - 1980. - №7. - C.I65-I7I. 13В.Вольпе Л. ..Не умею, не хочу и не могу//Нева. - 1976. №12. - 196-198.
131. Георгиевская С .Счастье чистоты и ясности//Лит.газета. - 1965.24 июля. - G.3.
132. Гладышева 0. Включено в течение жизни//Волга. - 1976. - №4.С.165-174.
133. Гладышева Рец. на повесть Г.Семенова "К зиме, минуя осень"//Молодая гвардия. - I97I. - №9. - 319-320.
134. Гринберг И. Почему люди сильны//Нева. - 1972. - №1. - 169-179.- 197
135. Гринберг И. Прикосновение отчизнц//Москва.-1971.-№11.-С.216-218.
136. Гусев В.Испытание стилем/УВопросы литературы,-1965.-№10.-С.34.
137. Дардыкина Н.После очарования:О произведениях Г.Семенова//Московский комсомолец. - I97I. - 28 авг. - G.4.
138. Дардыкина Н. Река жизни//Лит.газета. - I96I. - 28 окт. -С.6.
139. Дедков И. Страницы деревенской жизни:Полемические заметки//Новый мир. - 1969. - №3. - C.23I-246.
140. Дмитриев Кое-что о рассказе//Наш современник. - 1965.№2. - C.I03-I07.
141. Егорунин А,В. В поисках счастье/Лит.Россия. - 1975. - 17 окт.G.IO-II. 150.1ак Л. Жизнь. Искусство. Личность писателя. - М.,1969. - C.26I267, 280. 151,Жак Л. Требовательная доброта//Лит.газета. - 1966. - 27 дек. З.
142. Иванова Н. Синдром Никифорова:Размышления критика о современной"городской" прозе//Лит.Газета. - 1963. - 19 окт, -С.5.
143. Камянов В. На "пятачке" жанра//Лит.газета. - 1968. - 19 июня.С.З.
144. Камянов В. Странности "остранения" (Эвклиду - Эвклидово)//Вопросы литературы. - 1969. - №4, - С,26-47.
145. Каретникова М. Остановленные мгновения:Наш современник в современной лирической прозе//Молодая гвардия. - 1964. - №5, - С,294310.
146. Каретникова М. Сила лирической црозы(лиризм и лжелиризм)//Моло- 198 дая гвардия. -1962. - №6. - 265-267.
147. Кладо Н. Прокрустово ложе быта//Лит.газета. - 1976. - 12 мая.С.4.
148. КЛИТКО А. йспытание//Лит.обозрение. - 1984.-№2. -С.40-42.
149. КЛИТК0 А. Обретения и потери в пути//Лит.газета.-1973.-19 сент.С.5.
150. Ковалев В.А. Навстречу современности. - М.,1982. - 183-216.
151. Ковалевич Г. Рассказы Георгия Семенова//Лит.Россия.-1965.22 янв. - С Ю .
152. Коваленко А.Г. Циклизация в современной прозеСпроблема целостности)// Филол. науки. - 1967. - №3. - 3-8.
153. Коган А. Маленький человек и большой мир//Новый мир. - I97I.№10. - G.246-252.
154. Коган А. Что обретено и что потеряно?//Лит.газета.-1973.19 сент. - 5.
155. Кожевникев В. На добром пути//Лит.газета. - 1964.-6 окт.-С.З.
156. Кожевников В., Чертова Н., Скорино Л. На гражданских позициях//Литература и жизнь. - 1962. - 28 сент. - З.
157. Кожевников В. Своя любовь//Лит.газета.-1961. -II июля. - З.
158. Кононов В. И веруя, и отрицая.,.//Литературное обозрение.1979. - »7. - 53-55.
159. Коробов В. Соки земли:К портрету Г.Семенова//Советская Россия.I98I. - 3 нояб. - G.4.
160. Корпачев Э. Счастье отзывчивости//Молодая гвардия. - 1966.№10. - 301-303. 173.1^нецов Ф. Кто устоит в поединке//Комсомольская дравда. 1972. - 25 июня. - 2.
161. Вранов Ю. Бессюжетных рассказов нет//Вопросы литературы.1969. - №7. - 70-72. - 199
162. Панков А. Затра и сейчас//Лит. Россия.-1977.-17 июня.-С.18.
163. Панков А. Современник на рандеву//Новый мир.-1878-№б.-С.237-249.
164. Радько Н. Жестокий жанр:Заметки о рассказах Георгия Семенова//Лит.Россия. - 1964. - 13 июля. - 18.
165. Распутин В. Вслед за Толоптой рекой//Семенов Г.В. Вольная натаска. Роман. - М.,1979. - 2-3.
166. Рекемчук А. Да не оскудеет..//Вопросы литературы.-1969. -№7.С.90-93.
167. Рубцов Н. При свете уличных фонарей//Молодая гвардия. - 1976.Ю . - 298-304.
168. Саватеев В. Рец. на сб. рассказов Г.Семенова "Распахьогтые окна"//Октябрь. - 1968. - №1. - C.2I9-220.
169. Саватеев В. Рыжов - "ничейная земля"//Лит.Россия.-1979. - 9 июня.C.I5.
170. Селиванова Прерванная мелодия: О новых рассказах ГеоргияСеменова//Лит.газета. - 1984. - I авг. - 4.
171. Селиванова Услышать себя//Лит.Россия.-1985.-20 сент. - С Ю .
172. Сигачев А, Рец.на сб.рассказов Г.Семенова "Сорок четыре ночи"//Октябрь. - 1965. - №1. - 223-224.
173. Сидоров Е. Не в жанре дело//Лит.газета.-1968.-19 июня.-С.5.
174. Смирнова Л. Новые проблемы - новые герои:О современной советскойповести/Уч.зап.МОПИ.Советская литература. - Вып.10. - М.,1970. Т.265. - 193-209.
175. Соловьева З.И. Одиночество Василия Тотева//Лит.Россия. - 1967.17 марта. - 17. - 200
176. Курбатов В. В день, когда ничего не случилось//Наш современник.1976. - №7. - G.I72-I8I.
177. Курбатов В. Корни под асфальто^/Лит.Россия. -1983. - 23 дек.С.9. 177.1^батов В. Понедельник, вторник, среда..//Дружба народов. 1982. - Н6. - G.255-258. 178.%чкина 0. Странная литература:Заметки критика//Правда. - 1986. 2 нояб. - 4.
178. Лебедев Г. На отдыхе//Звезда. - 1969. - №1. - C.2I2-2I5.
179. Лехтина Г. % д о обновления//Лит.Россия.-1966.-7 февр.-С.б.
180. Лехтина Л, Чтобы наролщалось калвдый миг добро//Лит.Россия.I98I. - 4дек. - 8-9.
181. Литвинов В. Молодость художника, молодость героя//Коммунист.1965. - №13. - 82-93.
182. Лысый Ю. Рец.на сб.рассказов Г.Семенова "Сорок четыре ночи"//В мире книг. - 1964. - №3. - 27.
183. Макаров А. Литературно-критические работы:В 2 т. - М.,19е2.Т.2. - 0.284,285.407.
184. Марченко А. На солнечную стороцу//Лит,Россия. - 1966. - 10 июня.С. 19.
185. Мельник В. Треугольные страсти:Заметки о героях современной"городской" прозы//Комсомольская цравда. -I977.-I3 дек.-С.2.
186. Михайлов А. Движение таланта//Новый мир. -1984.-№2.-0.228-231.
187. Михалков С В . Задачи партии - задачи литературы:Докл.на У1 съезде писателей РСФСР//Лит.Россия. -1985. - 13 дек. - 6.
188. Михайлова Г. Вверх по Оумери..//Учит.газета.-1969.-16 дек.-С.4.
189. Михайлова Л. В тени забора//Лит.газета.-1986.-26 марта.-С.4.191,Огнев А. Жизнь и герой-рассказчик:Заметки о современной новеллистике//Наш современник. - 1968. - №12. - СI14-120. - 201
190. Степанян К. Приговор мысли//Вопросы литературы. - 1985. - №9.С.34-65.
191. Стрелкова И. Достойнейший сюжет литературы: Тема военного детства в современной прозе//Лит.Россия. - 1972. - 16 июня. - С И .
192. Суровцева М. Воспитание чувств//Октябрь.-1977.-№7.-С.214-216.
193. Тевекелян Д. День забот//Новый мир.-1979.-№3. - 236-258.
194. Тевекелян Д. День забот: Размышления о "городской прозе" 6070-х годов. - М.,1962. - 304 с.
195. Теракопян Л. Активно утверждать социалистические нормы бытия//Вопросы литературы. - 1965. - №10. - С,23.
196. Филюшкина Испытание повседневностью//Лит.газета. - 1974.10 апр. -С.4.
197. Хмара В. При свете фонарей и при свете солнца//Лит.обозрение.1976. - №4. - 25-^7.
198. Цыбин В, Для души человеческой//Семенов Г.В. К зиме, минуя осень.Повесть, рассказы. - М . ,1972. - C.5I0-5II.
199. Цыбин В. Доверчивое слово//Знамя. - I97I. - №6. - 247-249.
200. Шапошников В. И поединок роковой..//Сибирские огни.-1980.-№В.C.I7I-I78.
201. Штокман И. За строкой//Знамя. - 1974. - №6. - G.249-25I.
202. Щеглов Полюби человека!//Сибирские огни.-1965.-№6.-0.184-186.
203. ЭТ0В В. Самое сокровенное//Лит.Россия. - 1980. - 29 мая. -С.З.и
204. Абрамов Ф. Сюжет и жизнь..//Лит.газета.-I97I.-13 янв, - 7.
205. Алексанян Е. Ты - человек. .//Концепция личности в лирическойпрозе в современной многонациональной литературе//Лит.Армения.Ереван. - 1963. - №10. - 76-89.
206. Анастасьев Н. Свой голос: Позиция автора в литературе XX в.//- 202 Вопросы литературы. - 1965. - №3. - 57-96.
207. Андрианов В. Логика парадокса? Журнальная проза: некоторыеновые черты облика и характера современных литературных героев// Лит.Россия. - 1983. - 7 окт. - 8.
208. Антонов Письма о рассказе. - М.,1964. - G.I36-I49.
209. АНТОНОВ G. Я читаю рассказ. - М.,1973. - G.26-45,120-130.
210. Антонов G. От первого лица. - М.,1973. - G.3-367.
211. Антонов G. Сюжет - это позиция автора//Дружба народов. - 1965.№6. - G.244-246.
212. Апдайк Д.,Базен Э.,Белов В. Семья 2000 года//Комсомольскаяправда. - 1967. - 27 дек. - G.2.
213. Архангельская Н.А. Характеры и обстоятельства в советской повести: К вопросу о сюжетосложении//Проблемы реализма. - Вологда, 1966. - G.20I-2I6.
214. Бальбуров Э.А. Лирическая проза в литературном процессе 50-60-хгодов//Русская литература. - 1979. - №2. - 55-72.
215. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы. 1960-е - 1970-е годы.Новосибирск,1985. - 132 с.
216. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.,1979. - 424 с.
217. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.,1979. - 320 с.
218. Белая Г. Вечное и преходящее:Человек и природа//Лит.обозрение.1979. - №2. - G.II-I6.
219. Белов В. Сюжет//Лит.Россия. - 1984. - 12 окт. - G.623В.БОЖКО Г. ^5^кции внутреннего монолога в прозе социалистического реалиэма//Концепция человека в црозе социалистического реализма.M.I977. - G.205-23I.
220. Бовдарев Ю. Поиск истины. - М.,1976. - 23В с.
221. Бондаренко Г.В. Современный рассказ: Проблемы композиции. - М.,1961. - 64 с. - 203
222. Бовдаренко В. На пепелище//Лит.газета.-1967.-25 нояб. - G.3.
223. Бочаров А. Сквозь цризму поликонфликтности//Октябрь. - 1976.№7. - 176-194.
224. Бочаров А. Требуется "узелок", или Многослойность конфликта//Лит.Россия. - 1962. - 27 авг. - G.8-9.
225. Бровман Г. Проблемы и герои современной прозы. - М.,1966.-311 с.
226. Бушмин А. Методологические воцросы литературоведческих исследований. - Л.,1969. - 228 с.
227. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. - Л.,1978.224 с.
228. Бушмин A.G. Сатира Салтыкова-Щедрина. - М.; Л.,1959. - 436 с.24В.Ввселовский А.Н. Историческая поэтика. - Л.,1940. - 648 с.
229. В конце са«идесятых:Литература наших дней. - Л.,1980. - 326 с.
230. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды.М.,1980. - 360 с.
231. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.,1971. - 240 с.
232. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. - М.,1963. - 192 с.
233. Воронов В.И. Психологизм прозы//Обогащение метода социалистического реализма и проблема многообразия советского искусства. М.,1967. - 39-45.
234. Гейдеко В. Лирическая проза - день вчерашний?//Лит.газета.I97I. - 21 июля. - 4.
235. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.,1977. - 443 с.
236. Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л.,1974. - 407 с.
237. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л,,1979. - 224 с,25В.Глушко А. Характер и конфликт в современном советском рассказе// Современный литературный процесс и критика.-М.,1975.-С.169-198.
238. Гордеева Г. Пространство для конфликта:Автор и герой:позицияи дистанция//Лит.обозрение. - 1963. - М . - C.II-I4. - 204 2бО.Гречнев В. Русский рассказ конца XIX-XX в. - Л.,1979.-С.44-100.
239. Гусев В.И. Герой и стиль:К теории характера и стиля советскойлитературы на рубеже бО-70-х годов. - М.,19еЗ. - 286 с.
240. Гусев В.И. К методике изучения современной советской литературыXX в.// Филол.науки. - 1987. - №5. - C.I9-23.
241. Движение времени, движение литературы.Отчет о конференции ^ '"Великий Октябрь: социалистический интернационализм, советский патриотизм и современная литература//Огонвк. - 1987. - №46.-С.6-7.
242. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. - Л.,1962. - 408 с.
243. Дудина Л.Н. Синтез "лирического" и "социального" в творчествеЕ.Носова//Русская речь. - 1982. - №1. - 36-40.
244. ЕСИН А.В. Художественный психологизм как теоретическая проблема//Вестник МГУ. Сер.9.Филология. - 1982. - №1. - 17-24.
245. ЕСИН А. Сюжет и конфликт в рассказе//Лит.учеба. - 1965. - №3.С.224-229.
246. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы/Сборникстатей. - М.,1971. - 200 с.
247. Жанрово-стилевые проблемы в советской литературе/Межвузовскийсборник. - Калинин,I97B. - 168 с.
248. Жанрово-стилевыв проблемы советской литературы. - Калинин,1965.234 с.
249. Жанрово-стилевые проблемы советской литературы.-Калинин,1966.166 с.
250. Жирмунский В.М. Теория литературы.Поэтика.Стилистика. - Л.,1977.407 с. - 205
251. Залыгин Рассказ и рассказчикСЗаметки писателя)//Наш современник. I97I. - №11. - G.II3-II9. 277.3аморий Т.П. Современный русский рассказ. - Киев,1986. - 207227.
252. Катаев В.К. К постановке проблемы образа автора//Филол.науки.1966. - №1. - G.29-40.
253. Казаркин А.П. Лирический рассказ как тип пафоса /Сб.тр.молодых'',ученых. - Томск,1974. - Вып.З. - 188-202.
254. Камянов В. Не добротой единой..//Лит.газета.-1967. - 22 нояб.С.4.
255. Киреев Р. Возможны варианты//Лит.газета. - 1982. - 3 февр. - З.
256. КЛИТКО А, О прозе по преимуществу лирической//Наш современник.1965. - №3. - G.II2-II4.
257. Ковалев А.Г, Психология личности. - М.,1970. / 391 с.
258. К0ЖИН0В В.В. Голос автора и голос персонажей/Проблемы художественной формы социалистического реализма. - М.,1971. - T.2.-C.I95235.
259. КОЖИНОВ В.В. Сюжет, фабула, композиция//Теория литературы. - М.,1964. - Т.2. - 408-485.
260. Компанеец В.В, Художественный психологизм как проблема исследования//Русская литература. - I97I. - №1. - 46-60.
261. Компанеец В.В. Проблема художественного психологизма в дискуссиях 20-х годов//Русская литература. - 1974. - №2. - 197-209. 288 «Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе 20-х годов. - Л.,1980. - 112 с.
262. Корман Б.О. изучение текста художественного произведения. - М.,1972. - 109 с.
263. Крамов И. В зеркале рассказа: Наблюдения. Разборы. Портреты.М.,1979. - 294 с. - 206 291.1^знецов Ф. Активность жизненной позиции//Лит.обозрение. 1978. - №12. - 29-37.
264. Кузнецов Ф.Ф, Размышления о нравственности. - М.,1979. - 411 с.293.1^чаткин А. ..Не впасть в шаманство//Лит.газета. - 1983. 10 авг. - 5.
265. Латынина А. Рыбки в аквариуме//Лит.газета. - 1982. - 17 марта.и . «3.
266. Левидов A.M. Автор - образ - читатель. - Л.,1983. - 350 с.
267. ЛИПИН G. Сквозь призму чувств. - М. ,197В. - 288 с.
268. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л.,1971.-414 с.
269. Лихачев Д.С. В|утренний мир художественного произведения//Воцросы литературы. - 1968. - Ш . 74-87.
270. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.,1970. -С.259292. ЗОО.Любишкин В. И. Лирический сюжет как форма выражения художественного времени в ранней поэзии А.Блока//Жанр и стиль художественного произведения. - Алма-Ата,1982. - 10-22.
271. Малухин В. Рассказ: кризис жанра?//Лит.газета. - 1983. - 28 сент.G.4.
272. Меттер И. Заметки о рассказе//Вопросы литературы. - 1983. - №5.С.187-199. ЗОЗ.Мотылева Г. Внутренний монолог и поток сознания//Вопросы литературы. - 1965. - №1. - 179-196.
273. Нагибин Ю.М. Размышления о рассказе. - М,,1964. - 109 с.
274. Наумов А. Метафора в сюжете//Вопросы литературы. - 1968. - №4.C.I06.
275. Неверов А. Право на судьбу.Заметки о нравственных поисках текущей прозы//Лит.обозрение, - 1983.-№12. - G.I0-I6. - 207
276. Нестеренко А.Л. Авторское начало в эпическом произведении.М.,1982. - 114 с.
277. Огнев А.Б. О поэтике современного русского рассказа. - Саратов,1973, - 219 с.
278. Огнев А.В. Рассказ как жанр//Проблемы развития советской литературы. - Саратов,1972. - Й!Ш.4. - 5-31.
279. Огнев А.В. Русский советский рассказ. - М.,1978. - 208 с.
281. Павловский А. И. О лирической прозе//Жанрово-стилевыв исканиясовременной советской прозы. - М.,1971. - 351 с.
282. Павловский А.И. О психологическом анализе в советской литературе//Русская литература. - 1967. - №4. - 3-25.
283. Поспелов Г.И. О сюжете и ситуации//Доклады и сообщения филологического факультета, - М.,1948. - Вып.7. - 33-39. '
284. Поспелов Г.Н. Лирика. - М.,197б. - 206 с.
285. Поспелов Г.Н.Вопросы методологии и поэтики. - М.,1983. - C.I72182.
286. Проблемы психологизма в советской литературе. - Л.,1970. - 395 с.
287. Проблемы нравственного воспитания личности в современной советской литературе. - М.,1979. - 149 с,
288. Саватеев В. Экзамен на зрелость:Современный герой: его дело,жизненная позиция//Лит.Россия. - 1983. - 22 июля. - 5-6.
289. Самвелян Н. Выстрел Вертера//Лит.газета. -1962. - 17 февр.-С.З.
290. Сахаров В. Движение сюжетов//Наш современник. - 1976. - №1.С. 184-186.
291. Сидоров Е. Третья действительность: Сюжет в современной прозе//- 208 Лит.газета. - 1982. - 23 июня. - G.5.
292. Ситникова Е. Проблема автора в литературном процессе 30-х годов XX в. и роман А.Малышкина "Люди из захолустья"//Вопросы русской литературы. - Львов,1967. - Вып.1. - G.10-16.
293. Смирнов Н.С. Субъективно-объективные повествовательные формыв советской прозе 70-х годов.Проблемы содержательной структурь^/ Филол.науки. - I98I. - №3. - C.I0-I7.
294. Солоухин В. Боль его и надежда//0гонек. - 1987. - №13. - 2-3.
295. Стрелкова И. Достоверный сюжет литературы//Лит.Россия. -1972.16 июня. - С И . 329.0учков Б. Действенность искусства:Литературно-критические статьи. М.,1978. - 360 с.
296. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы.Кино. - М.,1977.-574 с.
297. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - М.,1970. - 225 с.
298. ШКЛ0ВСКИЙ В.Б. Энергия заблуждения.Книга о сюжете. - М.,1981.351 с.
299. Шубин Г.А. Современный русский рассказ. - Л.,1974. - 180 с.341 .Щербина В. Герой перед лицом времени//Наш современник. - 1983. №6. - G.I57-I62.
300. Эльяшевич А. Лиризм.Экспрессия.Гротеск. - Л.,1975.-С.126-180.
301. Эльяшевич А. О лирическом начале в прозе//Звезда. - I96I.Ш . - 189-202.
302. Яценко В.М. Лиризм в рассказах К.Паустовского/Уч.зап.Томск.ун-т.1962. - №42. - G.II9-I27. 1У.
303. Андреева Т.Н. Нанрово-стилевое своеобразие рассказов В.И.Белова/Дисс..канд.филол.наук. - Калинин,1986. - 199 с.
304. Брябина Н. Цути раскрытия характеров в лирико-психологическомрассказеСЮ.Нагибин, Антонов,Ю.Казаков)/Дисс..каед.филол. наук. - 0ш,1972. - 217 с.
305. Казаркин А.П. Поэтика современного лирического рассказа(Проблема автора)/Дисс.. канд.филол.наук. - Томск,1974. - 161 с.
306. Островская В.Е. Русский советский лирико-психологический рассказ 70-х годов . Проблематика и поэтика. СЮ.Нагибин, В.Конецкий, Г.Семвнов)/Дисс.. канд.филол.^аук. - Ташкент,1983. - 186 с.
307. Орехова Л.А. Современная лирическая проза(Проблема стиля ижанра)/Дисс..кавд.филол,наук. - М.,1983. - 147 с.