автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Проза В. Я. Брюсова в контексте русского символизма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза В. Я. Брюсова в контексте русского символизма"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет Д 053.01.06
На правах рукописи
ЛОМТЕВ Сергей Владимирович
ПРОЗА В. Я. БРЮСОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
Специальность 10.01.01 — русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 1991
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: доктор филологических наук, профессор В. В. АГЕНОСОВ
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор филологических наук, профессор А. Ф. ЗАХАРКИН кандидат филологических наук, старший научный сотрудник А. А. РЕВЯКИНА
Ведущая организация — Институт мировой литературы им,. А. М. Горького
Защита диссертации состоится « » 199 г.
в « » часов на совещании специализированного совета Д '053.10И .06 —■ по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 119(43б, Москва, М. Пироговская, д. 1, МПГУ им. В. И. Ленина, аудитория_
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: М. Пироговская, д. 1, МПГУ им. В. И. Ленина.
Автореферат разослан/« »_ 1991 г.
Ученый секретар^пециализированного совета доцент (Ув- п- ТРЫКОВ
■ ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Русский символизм с момента своего возникновения привлекал внимание критиков,литературоведов и философов.О нем писали А.В.Амфитеатров ,Н.А.Бердяев,С.А.Венгеров,А,Л.Волынский,М. Л Л'офман,А.С. Долинин, А.Измайлов ,11 .С .Коган, Н.К.Михайловский .Г.Б.Плеханов,Л .Шестов.
Значительный вклад в изучение эстетики символизма и творчества виднейших представителей этого направления внесли советские ученые Б.Ф.Асмус,А.И.Бел едкий,Н.К.Гудзии,Л.К.Долгополов,В.А.Келдыш, Д. Е.Максимов ,А.М .Микешин,Б.В. Михайловский,3.Г.Минц,А.Г.Соколов.
Вместе с тем до недавнего времени в литературоведении преобладал интерес либо к эстетическим теориям символистов.либо к их поэтическому творчеству.В ряде работ в силу идеологических установок преуменьшалось значение философских и художественных открытий символизма. Мало вникания -уделялось прозаическому наследию символистов .Лишь в последние годы в статьях и диссертациях С.Д.Абрамовича, С.С.1^ючишк1ша,0.С.Д;шиэлян)Г.И.Дербенева,И.А.£11рковой,С.Г1.1'1'1ьева, М.В.Козьыенко.А.ВЛаврова было обращено серьезное внимание на прозаическое наследие русских символистов,сделаны первые попытки типологического сопоставления малых жанров символистской прозы.
Тегл ив менее в науке пока не имеется опыта рассмотрения всей прозы Ьрвсова 50-х - 900-х годов в контексте прозы русского символизма; Медду тем это позволило бы выявить как типологические признаки прозы русского символизма,так и творческую индивидуальность крупнейших прозаиков - символистов/салого Врюсова.его предшественников, современников и последователей/. ^
Таким образом актуальность .исследования определяется необходи-дост&ю обстоятельного изучения прозаического наследия В.Я.Брюсова, других русских сшлъолистоЕ.без чего не монет быть достигнуто глубокое понимание своеобразие творчества русских сш.волистов как целостной художественной системы.
Методологической и теоретической базой исследования послужило понимав.'-- ''■С'-'Оства как специфической о.«ри общественного сознания. Работа опирается на труды русских,советских и зарубежных исследователей, посвященнче проблемам русской литературы конца XIX - начала века и не,юсредственно творчеству В.Брюсова,А.Белого,Ф.Сологуба, Д.Ыереэпсовского.В диссертации-! использованы также работы Платона, Г.Лейоница.И.Канта,русских философов конца XII - начала XX Бека Б.С оловьева,П.Флоренского.Н.Бугаева,Н.Бердяева.В.Розанова,В.Вернадского .оказавших влияние на русских символистов или писавших о них.
Диссертантом используется методика социально - структурного ана-ххиэ. с применением методов иоторико - генетического' и типологического исследования.
Апшбащ'я работч. Материалы исследования получили апробацию на Брюсовских чтениях / Ереван, 1936 {Ставрополь ,1989 / и всесошнсй ыкхвузовской научно - теоретической конференции "Лнгер.^'рж; процесс и проблемы литературной культуры"/Ташюшн,1983/.
По теме диссертации опубликованы 6 работ,список которых приводится в конце автореферата. .
Структура .вдссет>1шяи, Диссертация состоит из введытя.двух глав и заключения. Спи сок использованной литератур« в.чточает в себя 272 наименования.
Новизна исследования заключается соответственно в том,что впервые изучается вся проза В.Брюсова £С-х - 800-х годов в сопоставлении с предшествующи,® ей романа,ти Д.Мератковского ч создаваем®« р »то же время произведениями А.Белого и Ф.Сологуба.
Объектом исследования являются следующие произведения В.Ьрюсова: роман Звезд г"/18УЗ/,сборник рассказов -"Земная осв"/1307/,рома-
ны "Огнешк ангел"/1907/, "Алтарь победы"/1913/ п неоконченный роман "Юпитер поверженный";трилогия Д.Мережковского "Христос и Антихрист'' /1896-1905/,"Симфонии"/1502-1907/ А.Белого,романы Ф.Сологуба "Мел-кии бес"/1907/ и "Творимая легевда"/1907-1913/. Ряд других произведений писателей,как прозаических,так и поэтических,затрагивается лишь в целях более полного раскрытия тем и образов тех сочинений, которые находятся в центре исследования.
Цель и задачи -работы:
- выявить вклад В.Врюсова в создание символистской прозы о современности и проследить развитие разработанных им принципов художественного воссоздания двоемирия в прозе А.Белого и Ф.Сологуба;
- изучить развитие В.Брюсовым "исторической прозы" символизма, начатой Д.Мере;асовским;
- проанализировать эволюцию идейно-худояеетвенных принципов изображения мира и человека в романах В.Врюсова "Огненый ангел" и "Алтарь победы" и тем самым выявить развитие символистской поэтики,
ОСНОВНОЕ СОДЕРШИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается выбор теш,ее актуальность,характеризуются цель,задачи,методологическая и методическая основа диссертации.
. Первая глава "Ранняя птоза В.Брюсова.Современность в творчестве В.Брюсова.А.Белого.Ф.Сологуба 900-х годов" состоит из трех частей первая из которых рассматривает проблему двоемирия в романе Б.Брюсова "Гора Звезды'.1 Уже в этом,первом романе писателя,иная.нежели в предшествовавшей русской классической литературе,художественная модель мира,в основе которой - двухбытийное существование человека, находящегося мезвду бытом и бытием,феноменальным и ноуменальным мирами..
Не ставя цели создать произведение социальное по звучанию,Брюсов выносит в центр романа общечеловеческие.философские вопросы и проблемы.
Главный персонаж "Горы Звезды",Путешественник,представляет из себя тип самозамкнутого героя - индивидуалиста и сопоставим с лирическим героем поэзии "старших" символистов/ "Кноша бледный со взором горящим..." /.Его антагонист.умирающий ученый Мариус Кардо,напротив питается осознать свое место в мире. Из этого противопоставления образов вырастает центральная проблема произведения - возможность объединения этих двух позиций,соединения внутреннего бытия и внесшего существования феноменального и ноуменального миров.
Брюсов показывает трагическую невозможность этого соединения через цепь катастроф в жизни героя.В финале Путешественник.потеряв уверенность в своей позиции,не обрел и иной. Он остается еще большим сиротой,ощущает еще больший хаос.
Характерный для романтизма и символизма раскол между небом и землей,между тем,что "здесь" и что "там" реглизуется в образе героини романа - царевны Сеаты. Для нее зешое - краткий миг физического существования.Это - лишь отблеск иррационального" мира,намек на прекрасную и вечную жизнь идеального.Поэзия этого мира охватывает чувства и мысли Сеаты,вытесняя из ее жизни и без того ма>чую часть прозы ■ земного.
Звезда - символ иррационального мира,к которому стремится героиня ром-ша.^г-иов показывает недостижимость этого мираДвоширие при водит героиню к трагическому разладу с окружающей жизнью.
Роман "Гора Звезды" не был опубликован В.Брюсовым.Но его основные теш и проблемы получили развитие в рассказах 900-х годов,публиковавшихся в периодической печати.Часть их объединена в книге "Земная ось".Изучению художественного решения проблем! современного героя и мира в "Зеьдой оси" посвящена вторая часть первой главы диссертации.
В предисловии к книге В.Брюсов пишет,что его рассказы восходят к творчеству Э.По.Однако проведенное диссертантом сопоставление произведений русского символиста с новеллами Э.До "Разговор с г.5уг.ш-ей","Ме1Ло«Ьь_Чаи-ка","Бес противоречия" и другими позволяет усомниться в истинности этого утверждения.Родственные брксовским сюкеты Э.По не поднимаются до осмысления всечеловеческой судьбы,до символистской апокалипсической картины гибели цившшв,-и.
В диссертации высказываатся гипотеза,что ссылка на Э.По для Брюсова - литературный прием,призывающий читателя сравнить рассказы "Земной оси" с рассказами американского романтика и убедиться в их несоответствии.
Эсхатологические настроения и картины восходят к иным источникам.Это - русская романтическая традиция .Именно русской литературе было присуще стремление увидеть в современном >щре индивидуализм, эгоизм,противопоставить материальное благополучие духовному миру человека/В.Одоевский "Русские ночи",¿г.Достоевский "Преступление и наказание" и др./.
С этой точки зрения аналияируется.Е частности,"Республика Кйшото Креста" В.Брюсоъа.Прсвраценный в развалины город сумаоледшин-- трагическая картина развития цивилизации,пошедшей по пути уничижения человеческой личности.
"Республика Южного Креста" - одно из немногих произведений Брюсова,где при всей мрачности картшш остается надежда:пора-кен лишь этот город,но другие города Земли еще глвч.оки пытаются помочь.И с этой точки зрения "Республика йкного Креста" - лишь первое предупреждение об опас ности игнорирования духовного. пира,ноуменальной сущности.
Знаменательно,что завершают книгу сцены будущих времен "Земля",рассказывающие о гибели всего человечества.
Вместе с тем, в брюсовских эсхатологических картинах гибели цивилизации есть высшее проявление бытия - человеческий дух,человеческое достоинство в борьбе с кестокостями мира.Именно эта тема объединяет порвое и последнее произведения сборника в композиционное кольцо и составляет философский стержень книги.
Обращение к заголовку книги "Ось земли "/по латыни "оа! 5 тип-сЬ "/.восходящему к произведениям античных астрономов,Цицерона и в особенности Овидия/в "Метаморфозах" перед Фаэтоном стоит задача "полюсов ход одолеть,не отброшенным' быстрою осью"/,приводит диссер-
танта к иной философской трактовке книги и полейте с тени исследователями »которые считали ее центральной темой "страсть и смерть" /об этом,в частности,говорится в статье С.Ильева "Jjnira В.Брюсова "Земная ось" как циклическое единство //Ьрюсовские чтения 1Ь73 года. Ереван,1076/.Диссертант утверддает.что центральной идеей произведения Брюсова является антиномия человек-ось земная.Человеку предстоит преодолеть серьезнейшие преграды, проявшь наивысшее напряжение духа,чтобы сохранять себе жизнь.Фаэтону,как и героям Брюсова, это не удалось.
Причину трагических падений людей Брюсов лишь б отдельных случаях объясняет властью денег,социальных вравчч*к,традиций.В большинстве случаев писатель ищет истоки несчастья человека в его природе, трагической раздвоенности ,шра.
Ток,герои рассказов "Теперь,когда я проснулся","Г, зеркале" и "Мраморная головка" - люди,ушедшие в шр призраков,художественным средством изображения которых становятся у Брюсова СОИ и ЗЕРКАЛО.
Сон,по Крюсоьу/позже эту идею подхватят и А.Белый,и-особонно-Ф.Сологуб в "Творпшй легенде"/ - проникновение в бытийный мир,творение легенды.Однако - и,видимо,это одно их существенных отличий русских символистов от европейских - эта новая действительность подвергается этической оценке.« в неземном,бытийном существовании зло непрпемлется и Ърюсовнм.и Солотубо1и.1от почему так беспощаден писатель к герою рассказа "Теперь,когда я проснулся". ■
Иное дело,человек.обреченный,подобно героине новеллы "Б зеркале'^ на глучительное разделение между двумя кирош.Сна обладает силой в борьбе за свое "Я" и это стремление сопротивляться силам судьбы не мо:.;ег не вызвать симпатий автора.Однако сама героиня не уверена в своей победе,отсюда неоптимистичность финали рассказа.
Если героя рассказов,отмеченных выше,при всей разнице их позиций стре.,1ятся проявить личностное начало,то главный герой рассказа "F/рамо]!" "г т.-д.«ка" ,один из "малых сих",уже не пытается противостоять силам земной оси,он изначально обречен на холод и безнадежность.
Обреченность смиренного героя,не сопротивляющегося, axis и^п-.повторяется также в рассказе "Сестры",осложненном характерной для Брюсова эстетизацией любви-страдшшя/отношенкя Школия с тремя сестрами/.
Ицо в большей степени этот мотив проявляется в рассказе "Последние мученики" I
г......I
С этого рассказа В.Брю-сова и его стихотворения "Грядущим гуннам" б русский символизм войдет пророческая тема гибели культуры как результата революции/особенно обстоятельную разработку эта тема получит в "Творимой легенде" Ф.Сологуба/.
Таким образом,если кольцевые произведения книга "Земная ось показнвалй два пути,открывающихся перед человечеством/торжества человеческого духа или его падения под ударами' axis muno(i /,то серединная часть книги - стремление объяснить,кат о ;д< ностн здут ... лвдей.
Развитию принципов символистской эстетики в "Симфониях" А.Белого посвящается третья часть первой главы диссертации.Диссертант выявляет различия обоих писателе!! как в теоретическом осмыслении символизма,так и в решении художественных задач.
Брюсов,даже в иррациональном остающийся рационалистом,приверженный дихотомии человек-мир,объект-субъект,с точки зрения формы традиционен.Традиционность определяется здесь жанром/рассказ-пове-сть-роман/,в основе которого повествователъш-фклосо&ский момент. Форма произведешь! А.Белого определяется попытками писателя по-новому осмыслить и воплотить в творчестве само понятие "человек",его место в мире.Писатель отказывался "от представления о-художественном тексте как.планомерном и логически построенном повествовании" /Л.Долгополов/. -
Таким образом,молио выделить два чисто.внешних 'отличия прозы Брюсова и Белого:жанр и индивидуальный авторский стиль.
Отсюда - более "земное" двоемирие героев Брюсова.Полет цу-ши,бытийная сторона существования человека не развиваются автором.
А.Белый в противоположность Брюсову, анализируя существу-идее двоемирне .рассматривает человека на храни двух стнхий-бнта и бытия.Человек из существа,привязанного к земле.становится явлением природы космического масштаба.Об этом свидетельствует анализ наиболее характерных с точки зрения двухбытийности второй и третьей "Симфоний" писателя.
Уже в экспозиции 2-ой симфонии "звучат" две основные темы, отрахающие двухбнтийность существования:тема Вечности,бытийной стороны жизни,и тема битовой реальности.
_Тема Вечности передается через ассоциативный ряд^
l/Ириоритет этого наблюдения принадлежит Т.Мельницкой/см."пробле-мн русской критики и поэзии XX в. ¡Тезисы конференции. Ереван,1973.
вечная скука - страшит*, солнца глаз -свод небесный - туманная Вечность - небесная скука и т.д.
Ассоциативный ряд бытововой стороны:откормленные свиньи - малокровная супруга - колченогий сынишка - топорщились и чванились -- иными словами все то,что оказывается под царящей Вечностью.
Две теш -бытийная и битовая - даны Болим не только по принципу контрапункта/противопоставления/,но и огл единения,данного через различные носочные теми/например,тема сумасшедшего философа/.
Особая роль во второй симфонии принадлежит лктературно-^*шо-сойюкой рег.гшасцмщ.:и Кант-Ницше-Горьки!!,подробно исследованной в диссертации.
На протяжении первой и второй частей теми получают развитие /в основном,за счет образного нагромождения/.Вводится побочная тома возможного объед.шения - традиционная для рошитшеов, сьшволис-тов тема зеркача.Лслп в рассказе В.Брюсова "В зеркале" сомнения об истинности зеркального мира волнуют лишь героиню/читателю и автору известно,1то в зеркале не она, л отрикешюДто у Белого даже не будет ^ол^осл об от}).».ГероК в :.шзш?-оцно, герои в зеркале-другое, как два сосущестгдт^я.ие мнра.Ь зеркало выступает как символ,знак икот о, ноуменального мира.
В третьей части ста^онии ичейтел». уводятся в повествование новые герои,на в одном из которых по-лре;:;:ночу .1ттт и бытие не соединимся .Но всох героев обт.сд шлет одно - непонимание себя как части Вселенной,с олвой стороны,и части быта,с другой.Эта мысль проводится писателем через все часта сапонин.
В апофеоз второй симфонии вливается каитовская тс:..а/"Нета-ы'зныа нраврв"/ о аршеддеетосуи человека двум ¡..ирг;. .По Копту, два мири взаимодействуют друг с .другом.Следовательно,возможно новое единство .Именно прорыв к новому единству воплотился в третьей симфонии "возврат".
" . ите" А.Гелий отходит от традий'-ооной четырехчастной ¿■ор..ы о -...л.-оп ;и .Отходит писатель и от нагромождена; образов,присущего лрчД;щ;уы,сй Синхронии.Появляется центральный герой,через которого Белый исследует проблем}' двухбытлйностн ,а все остальное образы группируются вокруг Евгения Хандрикова.
Вышеперечисленное конститутивные признаки 3-еИ симфонии/ху-дояеетвеш-шй образ в развитии,сюжет/ оиределяют трехчастную форму лроизведеаия,где третье; часть объединяет в себе репризу и коду.По этой ;■:(-; причине в году Д.Белт! убирают из подзаголовка слово
~ 8 ~
"симфония",заменяя его словом "повесть".
В образе главного героя,Хандрикове,объединяются оыт и бытие, феноменальный и ноуменальный.мирь1/сон,зеркало,знаки Вечности/. В диссертации анализируется система цветов в симфониях:Хандриков обретает чистоту/белый цвет/,начинается новый круг его жизни.
Герой повести "Возврат" - герой-символ.Слияние художественного образа и символа - особенность художественной системы А.Белого, в основе которой - двухбытийность любого явления:ясловока/2-я симфония,повесть "Возврат","Петербург"/,города/"Петербург"/.
В заключении раздела кратко говорится о развитии символизма А.Белого/роман."Петербург/.
В четвертой части первой главы диссертантом исследуются принципы художественного изображения бытового и вечного в романах Ф.Сологуба "Мелкий бес" и "Творимая легенда".
По мнению диссертанта,роман "Мелкий бес" - за рамками философии надежды,свойственной русской реалистической литературе ,герои .частная жизнь,жизнь города вообще намеренно деэстетизируются Сологубом.
Деэстетизация начата писателем с описания портрета и некоторых черт характера основных персонажей.Типичны слова и словосочетания: сумрачный,неряшливнй/ая/,чахлый,безвкусный,глупый,морда и т. д. Поступки героев описаны словами:гадят,пакостят,рвут,плюют,лягают/стены/ и т.п. Не менее характерна лексика героев:набуровила,скотина ,не ори,дура,жри...
Картины природы в "Мелком бесе" также "пестро некрасивы", "неухоженнн".Природа как бы зеркально отражает беспорядочность жизни мира людей.
В частной жизни герои обманывают друг друга/наиболее характерна история женитьбы Лередонова/
Отмеченные выше черты будут распространены писателем на весь город.Так,например,отцы города,чиновники не менее гадки и уродлива. -
Художественной модели мира "Мелкою беса" нет противопоставлений в романе.Писатель не дает иных форм существовгния ,поэтому можно сделать вывод но об абсурдности жизни провинциального городка, а именно абсурдном мире вообще.
1/ подробнее об этом:Ерофеев В. На грани разрыва //Вопросы литературы. 1965.}," 2.
Бозмодно в этой связи сравнение произведений Брюсова и Сологубе .
Б Теспублаке 1Ся:ного Креста" герои понимают, что онч безумны, что они - вне нормы.Герои Сологуба этого не осознают,живя в сладостном безумии."ПередоиоЕщина" лреобретает массовый характер/это мастерски раскрывается в последней сцене маскарада/.
В иной реальности живут такие герои "Мелкого беса" как сест1-; ' Тут -.'юг'-/; V" любовная линия не является противопоставлением данной реальности,она - в рамках этой жизни,так как и здесь присутствует значительная доля садизма,справедлива охарактеризованная
М.Козьменко как "атмосфера всеобщего глумления над близким своим".'
Таким образом,все"в романе "Мелкий бес" подчинено безумному
миру,символ которого - являющаяся Передонову недотыкомка,абсурд в абсурде.Передонов уже достиг высшей точки абсурда,мир,по Сологубу, находится на том же пути.
Тема безумия мира принимает всеобщий характер,лишая символизм Сологуба двупланоЕости/бнт-бнтие/-и тем "Мелкий бес" существенно отличается от разобранных произведений В.Брюсова и А.Белого.
Однако это не значит,что Ф.Сологуб не стремился воссоздать мир,противостоящий действительности.Наиболее ярко такая попытка воплотилась в романе "Творимая легенда".
В книге четко проводится принцип двоемирия,построенный на контрапункте.
С одной стороны,и на родине Триродова.и в Пальме существуют мелкие и скудные люди,плетутся интриги,готовятся и подавляются восстания. Картины разложения я революции в Соединенных Островах/гл.53, 55,56/ и описания русского буита/гл.92,93,95/ почти адекватны.
С другой стороны,существует таинственное имение Триродова с его оранжереей,лесными просторами и естественной жизнью,а также грот и море королевы Ортруды.
Ортруда и Триродов составляют ядро системы образов романа, определяющих его философский смысл.
Триродов стремится творить мир,жизнь,пытаясь разбудить в чело веке человека,овладеть энергией космоса и достичь блаженной земли Ойле,стать королем.
1/ Козьменко М. Комментарий // Сологуб Ф. Мелкий бес.М.,1988.
- 10 -
Научные эксперименты ТриродоЕа - синтез мечты и реальности попытка слиться с мировой энергией и сохранить жизнь.Б описании п неты-шара,изобретенного Триродовым,много общего с замкнутым миром пьесы В.Брюсова "Земля": у обоих писателей заточение в шар не при носит персонажам счастья.Отсюда - царствование Триродова - не бол чем иллюзия."У человека на зешш нет и не может быть прочного дом Эта идея дополняется судьбой Ортруды.влюбленной в смерть.К жущаяся свобода оказывается для нее путем смерти.
В диссертации показывается'трагическое неразрешимое протиЕ речие художественного мира Сологуба и -шире- всего онтологическог экзистенциального бытия человека.
С одной стороны,три силы/три рода/ сосуществуют вместе:Jüip: ка-мечта,Ирония-несогласие с миром и Смерть.Поэтому равновелики и равнозначны творимые в фантазиях легенда и попытки преобразить эт; темную жизнь,а 'также отрешение уйти,умереть и желание жить.Каждый из любимых героев писателя творит свою легенду - и этим прекр. сен.Триродов питается творить ннзнь - поэтому завершает роман. Агт-' в свою очередь,творит их всех,объединяет шра в волшебном псвеста ваши и 'тем побеждает Смерть.
С Другой стороны,окончательная победа над Смертью неьозмон Мир вновь и вновь возвращается к "неисчислимой повторяемости скучных земных времен'"''. /
Мысль о повторяемости встречалась в "Отнсноы ангеле" В.Еры ва/мучения Рупрехта дублируются страданиями Агнессы/,в "Возврате" А.Белого/персонажи высокою шра обретают дьоышюв в бытовой pea. ности/,но ни у кого из них этот мотив не приобретал столь жесткого и трагического характера.как у Ф.Сологуба.Среди многих эпизо.1 зловещей повторяемости особо символично звучат сиена бала в честь ltO-леткего ,«аркиза ТелптшкоъаД'л.68/,живого трупа и сиыгола бос-смыслицы жизни,бала,на котором живые и мертвые сливаются в едином маскараде?^
1/ Оологуо vT Творллая легенда// Оологуо у ."Собр. соч. :в 2U т. т.лУШ
£1. СПб.:Сирин, 1914 2/ Tai.í se
3/ Здесь очевидна ^ег.лкисценция с "Русскими ночшии" Б.д.Одоевскох /"Босы","Лесть мертвеца"/.
- и
"Историческая проза" Д..Мережковского и В.Брюсова" является предметом исследования второй главы диссертации.
На рубеде XIX я XX веков "в России выработалась эсхатологическая душевная структура,обращенная к концу»открытая для грядущего предчувствующая катастрофы,выработалась особенная мистическая чувствительность "/Й.Бердяев/.Низвергагатся нормы,остро ощущается необходимость изменений.Эта необходимость отражается в духовных поисках многих русских писателей.пытающйхся проникнуть во Есе сферы бытия, выявит трансцеденФный смысл развития мира: и человека.
Наиболее полно • прикоснулись к...этой проблеме Д.Мережковский и В.Брюсов,каждому их которых посвящен специальный раздел главы.
Внимание диссертанта акцентируется на религиозно-этических исканиях Мережковского,пронизывающих все романы трилогии "Христос и Антихрист".Сам писатель говорил о том,что трилогия - одна книга,лшдЬ для удобства разделенная на несколько частей.
В основе всех трех романов трилогии — попытка проникнуть в ноуменальный мир,суть которого для Мережковского - в соединении несоединимого - добра и красоты,Христа и Антихриста.
Исходная антитеза для каждого романа - противостояние культур и как результат этого противостояния - невозможность синтеза несоединимых начал.Отсюда в трилогии примирение с миром,с. одной,, стороны,и вера в "новую землю и новое небо" как искомый синтез в постисторическую эпоху.В человеческой истории еозможны лишь ложные синтезы,что и придает трилогии трагический характер,сближает с эпохой XX века.
Путь к "Третьему Царству" через ложные синтезы определяет сюжет трилогии и систему образов.
В каждой части трилогии главный герой - религиозно - мистическая схема.Все подчинено ее преломлению в конкретную противоречивую переходную эпоху.Этой схеме подчинены герои произведений .Неда- -ром суть схемы выносится в название романов,а герои - лишь в под-заголовок.На первом месте оказываются: "Смерть богов"»"Воскресшие боги","Антихрист". На втором,соответственно,- Юлиан Отступник.Леонардо да Винчи„Петр и Алексей,
Для передачи движения к Грядущему Царству писатель вводит в трилогию героев - идеологов.Находясь Ене фабулы романов,они тем не менее играют принципиально значимую для автора роль пророков,
предсказателей,моделирующих будущее/Максим,Кассандра,"старичок бе ленький"/.•Но если для Максима появление Неведомого Примирителя двух миров — дело весьма отдаленного будущего,Иоанн/"старичок беленький"/ уже предвещает скорое наступление. Третьего Царства. Характерно,что Мережковский вместо собственного описания этого идеального состояния цитирует Апокалипсис.Художественно полноценная картина идеала литературному произведению недоступна.
Именно эта/положительная/ программа наименее художественно убедительна у Кгрелковского,а образы идеологов полностью схематичны.
■ Оттенок схематизма ложится и на главных героев трилогии.В частности,п#сагелю не удалось избежать некоторой заданности в пост янном раздвоении героев.Однако в целом они передают драматизм быти человека переходных эпох,трагедию поиска.
И Юдиан,и Леонардо,а Петр в силу незаурядности своих характеров предельно концентрируют в себе духовные противоречия переход ных эпох,"бездны" разных культур и невозможность их синтеза.
В диссертации особенно подробно анализируется третья часть трилогии,т.к. по мнению соискателя именно в ней Д.Мережковский ото шел от схематичности,в Петре и Алексее появилось и многообразие черт,и индивидуальные оттенки.
У каждого из этих героев в душе борются Христос и Антихрист В передаче этой борьбы Мережковский,безусловно,делает шаг к созданию характера,что несвойственно для двух первых романов трилогии.
Петр и Алексей - антиподы.
Однако место царевича на пути к Грядущему Царству определит: так же трудно,как и место Петра.
Д.Мережковский,симпатизируя христианству и веруя в.особую миссию России/отзвук славянофильских, воззрений автора/,остановил' ся перед Грядущим Царством,приближение которого чувствуют Тихон и "старичок беленький". Отсюда - противоречивость центральных образов /Петра и Алексея/ .В определенном смысле пепед нами,с одной стороны,кризис идеи писателя,который он прикрывает абстрактной надеждой на будущее; с другой - победа Мережковского - художника.
Вместе с тем не следует забывать,что Мережковский первым осваивал принципы художественной системы символизма.И поэтому порой излишне обнаженно демонстрировал поэтику символизма,подчеркивая отказ от завоеваний предшественников - реалистог.
- 13 -
Это особенно проявилось в том,что личная жизнь героев строго подчинена в трилогии символическому заданию/изобразить столкновение культур,мотивировать поступки персонажей их "идеологической" позицией/
, Обобщающую,философизирующую функцию выполняют у Мережковского и цитаты.Современники/Озмайлов,А.Амфитеатров и др./отмечали, что цитаты заполоняют трилогию.В диссертации подробно рассматривается и ставившийся в упрек писателю анахронизм в использовании цитат.С точки зрения диссертанта,Мережковскому в отличие от писателей-реалистов не Еажно временное совпадение цитируемого материала с событиями трилогии,т.к. его романы - не исторические.Важно,чтобы цитата "играла" на идею,давала возможность писателю более подробно и обстоятельно раскрыть противостояние двух "бездн".Цитаты придают отношениям героев постоянность,подчеркивают вечность связей или характеризуют позицию персонажа в системе ценностей.
И через сюжет,и через систему образов,и через отдельных героев,и через литературные реминисценции Мережковский постоянно проводит свою идею двух "бездн".пытается соединить эти бездны,создавая цепочку всевозможных ложных синтезов.
Важнейшую роль в этом призваны играть различные виды
символов,в анализе которых диссертант опирается..... на ,
предложенную З.Г.Минц ' классификацнгогвнешние/символика мировой культуры/ я внутритекстовне/авторские/.В диссертации прослеживаются функции каждого из вышеназванных видов символов,а также их взаимопроникновение.
В заключении первого раздела второй главы автор приходит к выводу,что Мережковский первым из русских писателей создал на историческом материале символистский роман,сюжетообразующим центром которого является мысль о синтезе бытового и бытийного,попытка проникнуть за грань рационального, постижения сущности мира.Впервые была разработана структура символистского романа с "исторической тематие-кой,система образов и символов,призванная показать единотво мировой истории,извечную борьбу феноменального и ноуменального миров, разрешение которой Мережковский в соответствии со своей творческой и философской позицией видел в религиозной революции.
■ Трагическое восприятие переходной эпохи,извечное стремле-1/Мшш, З.Г.и трилогии Д.О.Мережковского "Аристос и Антихрист"// Мережковский Д. Трилогия „Христос и Антихрист". М4¡Книга.1989
мление человечества к полноценной жизни и неудовлетворенность д вныад поисками - вот то,что сделало роман при всех его недостат значительным явлением отечественной и мировой культуры.
Вместе с тем в области художественной формы трилогия была I шком жестко связана с этическими и философскими установками автс Дальнейший шаг на пути освоения символистским романом исто] ческой проблематики сделал В.Брюсов.
Во второй части второй главы анализируется эволюция идейно-дожественных принципов мира и человека в романах В.Брюсова "Огне ангЕл" и "Алтарь победы'.*
В болыпинстре критических работ романы рассматриваются как исторические/некоторые исследователи добавляют - реалистические/ В диссертации доказывается,что история лишь фон,созданный а торрм для сопоставления переходных эпох.Именно поэтому в описани эпохи у В.Брюсова присутствуют не все атрибуты истории,как это б, бы в реалистическом романе,а лишь те,которые связаны с духовной жизнью.Это ОБЪЕДИНЯЕТ романы Д.Мережковского и В.Брюсова,однако р лигиозно — этические искания автора "Христа' и Антихриста" Брюсов; близки"не были» Он создает символистское произведение,построенно! по принципам романтического романа,прослеживая разные пути поиск* новой духовности.
Мистика,иррациональный мир - не противоположны разуму,они лишь не укладываются в традиционное представление о причинно-сле; ственных связях и взаимодействиях.Именно мистика является свидетельством существования ноуменального мира,непроявленного человеческим разумом.
Дихотомия "мистический - рационалистический" проявляется в подзаголовке романа,в двухчастной композиции большинства глав,в системе образов.
Рупрехт и Рената - два образа-типа,символизирующие два путя к новой духовности.
Рупрехт пытается достичь гармонии разумом,деятельностью.Егс трагедию Брюсов видит в том,что Рупрехт отрицает ноуменальный ми£ хотя и сталкивается с ним постоянно.
Путь Ренаты - путь сЕерхчувств.Героикя считает,что человеку первую очередь нужно реформировать свою душу.Однако,зная цель,Ре ната не знает путей ее достижения.Пытаясь постичь ноуменальный ми героиня обращается к церкви,но религиозный путь не приводит ее к искомой гармонии.Трагедия Ренаты,ее смерть - доказательство невоз
можности проникновения е ноуменальный мир.Только после земной жизни героиня душой сливается с космосом.Такой финал сближает Ренату с Сеатой/'Тора Звезды"/ и позволяет автору диссертации установить стабильность и преемственность ряда персонажей - типов в творчестве В.Боюсова.
Таким образом,исследуя на историческом материале два основных пути к новой духовности,Брюсов приходит к трагическому мироощущению: герои страдают уже не от столкновения с axis тимсИ ,а от невозможности ощущения цельности мира и гармонического существования в нем.
Заключительные страницы второй главы посвящены романам "Алтарь победы" и "Юпитер поверженный".В диссертации показывается, что Брюсов значительно усилил в них исторический фон:описал множество исторических реалий,снабдил художественные тексты комментарием и примечаниями,списком источников.
Диссертант высказывает гипотезу,что изобилие исторических подробностей не делает роман ни историческим,ни реалистическим. Это - художественный прием,преследующий цель "утопить" ноуменальный мир,недоступный героям романов его "римского" цикла,в отличие от героев "Огнен&го ангела" живущих только земным,феноменальным миром.Мир ноуменальный для них закрыт.
Стремясь к большим свершениям,Юний не понимает,что он -лишь марионетка,а не активный участник событий.
Гесперия также не обретает "первой роли",теряет изначально свойственную ей красоту.Обстоятельства всегда оказываются выше человека.
Особое внимание уделяет диссертант образу Реи,которая осознает необходимость соединения земли и неба,призывает всех стать ноеыми людьми.Но за этой ее позицией не истинная вера,а сектанский догматизм/налицо параллель в изображении сектанства с рассказом "Последние мученики"/.
Таким образом.писатель воссоздает в "римских" романах переходную эпоху/как и в "Огненюм ангеле"/,но создает иной тип героев - в чем -то прагматиков,пытающихся изменить жизнь,судьбу»историю своей волей.Герои погружены только в феноменальный мир.неоромантическая концепция героя исчезает из романа.В этом,бесспорно,при внешнЕМ сходстве с неоромантическим романом - разрушение этого вида романа. И в то же время - мировоззренческий шаг писателя назад:от двоеми-рия к торжеству одноплановости,безгероичности.
Вместе с тем есть и общее,что объединяет романы:над человек есть высшие силы /судьба,рок/,а в целом - ноуменальный мир,опред ляющий жизнь человека,и никто не в силах противостоять этому мир В заключении диссертации подводятся итоги проделанной работ приводятся выводы,полученные в результате исследования.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публика' циях:.
I. В.Я.Брюсов и русские писатели Х1Х_начала XX века // РЕ Щ АН ССОР,Общественные науки в СССР.Сер.7,Литературоведение.1986.к
2„ В.Я„Брюсов и зарубежная литература // PS ИНИОН АН.CCCP.Otf. щественные науки в СССР.Сер.7.Литературоведение. 1986.й 2. 0,3 п.. 3. Первый роман В.Я.Брюсова и его значение для становления . эстетического идеала, писателя // В.Брюсов:исследования и материа. Ставрополь.1986. 0,4 п.л.
4,. Роман В.Брюсова "Огненный ангел" и его место в' творчестве писателя и литературном процессе 900-х годов: //Творческая инди-ч видуальность писателя и литературный процесс.Вологда.I9S7. 0(8 п.
5. Проблема героя в книге В.Я.Брюсова "Земная ось" // Эстетический идеал и проблема положительного героя. М.:1988. 0,8 п.л.
6. К вопросу о восприятии литературных традиций В.Брюсовым и русской критикой начала XX Еекн // В.Брюсов:проблемы творчества. Ставрополь,1989. 0,4 п.л.
0,3 п.л.