автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: В. Я. Брюсов-журналист в литературно-эстетической борьбе конца XIX - начала XX века.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Клинг, Олег Алексеевич
В в е д е н и е
Глава I. Становление Брюеова-журналиста (середина
90-х - 1903гг.)
Глава П. Брюсов - "дирижер" "Вееов" (1904-1905гг.).
Глава Ш. Брюсов - рецензент в литературно-эстетической борьбе 1904-1905гг.
Глава 1У.Брюсов в "Весах" 1906-1909гг.Ь
3 а к л го ч е н и е
Введение диссертации1981 год, автореферат по филологии, Клинг, Олег Алексеевич
Ведущая роль В.Я.Брюсова в истории русской культура конца
XIX - начала ХХв."^ связана с тем, что он создал литературно-эстетическую концепцию, во многой определившую судьбу символизма, который, в свою очередь, оказал влияние на развитие литературы
XX века2*.
Как глава одной из школ символизма в России Брюсов развивал и реализовывал свою литературно-эстетическую программу в статьях, рецензиях, заметках, появлявшихся на журнальных и газетных полосах. Это обусловило большое внимание, которое уделял поэт журналистике. В качестве критика, публициста он был сотрудником целого ряда периодических изданий (журналов "Ежемесячные сочинения", "Мир искусства", "Золотое руно", "Искусство", "Аполлон"; газет "Ясский листок", "Прибалтийский край", "Слово", "Утро России") секретарем редакции журналов "Русский архив" и "Но* вый путь", заведующим литературно-критическим отделом "Русской мысли", наконец редактором (фактическим) журнала "Весы"^.
В 1924г. на страницах "Правды" А.В.Луначарский писал о Брюсове: "Он занимал одно из первых мест в русской литературе 90-х и 900-х годов."/В.Я.Брюсов.- В кн.: Луначарский А.В. Собр.соч. в 8 тт. Ы., 1963, т.1, с.430. Даже В.Щербина, оспаривающий разделяемую почти всеми современными советскими исследователями положительную оценку достижений символистской поэзии, признает, что наряду с воздействием на русскую литературу нынешнего века Л.Толстого, А.Чехова и М.Горького сильное влияние на нее оказал символизм, представленный "группой талантливых писателей. - В.Брюсовым, А.Блоком, Е.Бальмонтом, А.Белым" ./(к. : В.Щербина. Пути искусства. М., 1970, с.90/. К этому перечню следует добавить названия иностранных издании (английский журнал "т*. Athen^um", французский
Betiroi "), в которых сотрудничал Брюсов-журналиет, а также русских печатных органов, на страницах которых художник помещал свои стихи и прозу. Первым изданием, предо ставившим на своей полосе место начинающему поэту, была газета "Южное обозрение" (1899г.)* Затем символист печатается в журналах "Почтальон", "Беседа", "Журнал для всех", "Современный мир", "Образование", "Нива".
- 4 -
Столь тесная связь одного из вождей русского символизма с печатью дает возможность говорить о Брюсове-журналисте, понимая под этим его деятельность как критика, автора рецензий, статей, заметок в журналах или газетах, как организатора и редактора ряда периодических изданий, Диссертант полагает, что такой многоплановый подход позволяет достаточно полно охарактеризовать роль Брюсова в литературно-эстетической борьбе последнего десятилетия Х1Хв. и первого - Ив. На современном этапе развития истории русской литература и журналистики, особенно брюсоведения, попытки ограничить исследование участия Брюсова в столкновении эстетических идей начала века анализом его критических статей, по крайне мере, неоправданна Критическая работа линь одна сторона включения символиста в споры начала века о путях развития искусства* Не меньшее воздействие на литературный процесс он оказал как один из организаторов важнейших символистских журналов»
Постановка проблема Брвсов-журналист связана еще и с тем, что поэт был своеобразным теоретиком символизма. Лишь в 90-е гг. он осмысляет проблемы "нового" искусства в работах, которые с полным правом можно назвать теоретическими (большинство из них осталось в архиве художника). В 900-е г г. их становится меньше, а в 1904-1905гг. даже жанр статьи отходит на второй план в деятельности критика. Он обращается, главный образом, к малым жанрам журналистики - рецензиям, заметкам, отчетам и т.д. В них Брюсов осмыслял текущий литературный процесс, разрабатывал и развивал свою литературно-эстетическую концепцию, а также символизма в целом.
Bee это делает необходимым изучение участия Брюсова-журна-листа в литературно-эстетической борьбе своего времени, наиболее активно осуществлявшегося в конце 90-х - начале 900-х гг. Хронологические рамки исследования ограничены двумя десятилетня
- о ми. На них приходится становление и апогей в развитии эстетики Брюсова и символизма. В последующие годы черты эпохи отражали иные литературно-эстетические концепции, иные школы в литературе.
Для достижения цели данного исследования диссертант поставил перед собой следующие задачи. Во-первнх, проследить этапы журналистской деятельности Брюсова. Во-вторых, показать, как в журналистской работе дополнялась литературно-эстетическая концепция самого поэта и литературного направления, одним из вождей которого он был. В-третьих, изучить воздействие Брюсова на современный ему литературный процесс как сотрудника печатных органов ("Русский архив", "Русский листок", "Мир искусства" и др.), одного из организаторов ("Новый путь") и редактора ("Весы") журналов символизма.
В.Брюсов ясно отдавал себе отчет в том, насколько сложен "механизм" работы печатного издания. В связи с этим в исследовании анализируется практика Брюсова-журналиста - вдохновителя периодических органов, оставивших заметный след в системе печати начала ХХв. Другая задача диссертации - выявить связь литературно-эстетической платформы символизма (и шире-брюсовском школы в искусстве) с выбором типа периодического издания.
Так как у Брюсова было особое понимание задач символизма как литературной школы, главенствующее место в его критической деятельности занимали малые жанры журналистики (рецензии, заметки). Через них Брюсов вторгался в споры своего времени о путях развития искусства* В исследовании рассмотрена практика Брюсова-рецензента в контексте "диалога" литературных направлений конца XIX - начала ХХвв., диалога не всегда мирного.
Одна из задам работы - выяснить характерные черты критической деятельности поэта, имевшей большое значение в выработке нового подхода к анализу явлений литератур! (поэтики как части науки о литературе)*
Научная новизна исследования определяется самой постановкой I и разработкой проблемы Брюсов-журиаяист в литературно-эстетической борьбе конца 90-х - начала 900-х гг. Данная работа - одна из первых попыток изучить деятельность Брюсова-журналиста, начиная от его первых шагов на поприще журналистики и кончая редактированием журнала "Весы". Как правило, одни предшествующие исследователи изучали критическое наследие поэта вне связи литературного процесса и журналистики, другие выбирали определенный аспект в нем либо ограничивались анализом выступлений Брюсова в одном печатном органе* В диссертации предпринята попытка выявить воздействие поэта на современные ему журналистику и литературный процесс как главы поэтической школы с собственной литературно-* эстетической концепцией, как участника и редактора важнейших ряда изданий, со страниц которых декларировались "манифесты" этой школы, как ведущего критика своего времени.
Диссертант впервые рассматривает эволюцию В.Брюсова в связи с этапами развития Брюсова-журналнета. Это позволило не только свести воедино литературную и журналистскую деятельность поэта, но и установить общие закономерности в развитии русской журналистики начала ХХв.
Вопросы типологии периодического издания, его литературного и общественного направления, особенности эстетических воззрений редактора и основных сотрудников, анализ журналистского мастерства критиков всегда были в поле зрения историков русскей журналистики. Однако, как правило, эти вопросы изучались в отрыве друг от друга. Диссертант счел необходимым при исследовании деятельности Брюсова-журнаднста обратиться к целому комплексу выше обозначенных проблем, связанных с существованием журнала, что помогло выявить принципы выбора тина периодического издания и проследить процесс его становления*
Подход к разработке темы можно обозначить как историко-ти-пологический. Он позволил выявить частные и общие закономерности в развитии журналистики и литературного процесса конца XIX -начала ХХвв. Диссертант учитывает достижения современной науки в области истории и теории литературы, журналистики исследуемого периода. Особое значение придается работам советских брюсове-дов. Учтены исследования, посвященные вопросам философии, эстетики, критики.
Небольшой перечень работ, связанных с изучением деятельности Брюсова-журналиста и периодических изданий символизма открывает статья Д.Максимова "Новый путь"1^ (1930г.). В ней впервые была воссоздана история петербургского журнала, выявлено его направление, изучены социальные и эстетические воззрения его главных идеологов. Однако Брюсов в указанном исследовании не является объектом пристального внимания автора. Вступительная статья Д.Максимова к публикации писем В.Я.Брюсова к П.П.Перцову 1901-1906гг.^ также не могла осветить все стороны взаимоотношений петербургской редакции и московского поэта.
Предпринятое в середине 70-хгг. Д.Максимовым совместно с К.Азадовским первое научное и уникальное по исполнению исследование истории журнала "Весы"^, результаты которого учтены диссертантом, не закрыли дальнейшее изучение как истории самого журнала, так и роли в их организации Брюсова. Это касается, в пер
В кн.: Евгеньев-Макснмов В. и Максимов Д. Ез прошлого русской журналистики. Статьи и материалы. I., 1930, с.332—254. Максимов Д. Валерий Брюсов и Новый путь. - Литер.наелед. М., 1937, т.27-28, с.276-279.
Азадовскнй К.М. и Максимов Д.Е. Брюсов и "Весы"/К истории издания/.-Литер.наелед. Валерий Брюсов. М., 1976, т.85, с.257-324. вую очередь, исследования роли Брюсова-журналиста в литературно-эстетической борьбе начала ХХв. Участию Брюсова в "Бесах" посвящена небольшая по объему и научному материалу, но широко заявленная статья Ю.Панняна "Критическая деятельность Брюсова в журнале "Весы"^. Следует отметить ряд других работ советских исследователей, в которых для характеристики литературного процесса начала ХХв, привлекались критические выступления Брюсова и других символистов на страницах "Весов"^. Журнал "Веен" и критическое наследие Брюсова были предметом исследования зарубежных литературоведов^.
Критическая деятельность Брюсова конца XIX - начала XX вв. также была в поле зрения исследователей. В работах этого плана, как правило, преследовалась цель дать общее представление об эволюции Брюсова-жржтгаа4' либо выявить точку зрения символиста по поводу конкретной проблемы из истории русской литератур! до Молодой научный работник. Научные исследования, сер.общ. на^к, /на армянском и русском языках/. Ереван, 1966, №4, с.94-101. Ю.Панияну принадлежат ряд суждений о сотрудничестве Брюсова в "Русской мысли" /См.: Брюсов - критик в журнале "Русская мысль" - В кн.: Брюсовские чтения 1971 года. Ереван, 1973, е.580-595/. Муратова К.Д. Возникновение социалистического реализма в русской литературе. Л., 1966, с.164-200; Соловьев Б« "Весы" или "Коран московских упадочников". - В его кн.: От истории к современности, М., 1973, с.140-181.
Вытженс Гюнтер В, Значение журнала "Весы" для истории русской литературной критики.- ьпшкыа.'[ XufAcfa.
KLvii\fZrsit(btcS Cojro£6ria&. VhiJUeofbO. 2.-Ч Ъ Горницкая Н.С. Бшсов-крнтнк. - В кн.: История русской критики. М.-Л., 1958, т.2, с.629-645; Кулешов В.1. Преодоление символизма Брюсовым и Блоком. - В кн.: Кулешов В.И. История русской критики ХУШ-Х1Х веков. М., 1978. с.442-456; Шароева Т. Наследие В.Брюсова-критнка. - Литературное обозрение, 1973, Р 12, с.79-81; Анчугова Т. Некоторые особенности критики В.Я.Брюсова в 1900 - начале 1910 годов. - Научные доклады высшей школы. Филологические науки, 1972, № 2, с.15-24: Максимов Д. Брюсов-кри-тик. - В кн.: Брюсов Валерий. Coop.соч. в 7 тт. М., 1975, т.6, с.5-23. октябрьского периода • В семидесятые годы защищена кандидатская диссертация Т.Анчутовой "Брюсов-критик в I900-I9I7 годах". Небольшая часть критического наследия, собранная самим поэтом в книге "1911г. "Далекие н близкие" (как писал критик в предисловии, она составляет первый из четырех томов задуманных к изданию статей и рецензий) стала предметом внимания этой работы^
По сравнению с критической стороной деятельности Брюсова меньше изучалась его редакторская работа*^,
В диссертации в качестве источника исследования использованы:
1. Статьи, рецензии, проявления деятельности Брюсова-жур-налиста в других жанрах, а также его теоретические работы.
2. Критическое наследие поэта, оставшееся в ajjxHBe.
3. Комплекты журналов и подшивки газет, в которых сотрудничал Брюсов.
4. Теоретические и критические работы ведущих деятелей символизма, других литературных направлений; выступления критиков основных печатных органов, представлявших литературно-эстетические концепции рубежа веков.
5. Мемуарная литература (как опубликованная, так и оставшаяся в архивах).
6. Эпистолярное наследие Брюсова*, сотрудников ряда периодических изданий, писателей символистского окружения в архивах ГБЛ СССР им.В.И.Ленина, ЦГАЛИ СССР, ИМЛИ им.М.Горького АН СССР.
7. Произведения русских писателей и поэтов конца XIX - начала XX вв.
I)
Анчугова Т.В. Брюсов-критик в I900-I9I7 годах. Дисс. канд.филол.наук. И., 1978.
• • •
W- 27, с.74-91.
- 10
Изучая столь сложные явления русской литературы и журналистики конца XIX - начала ХХв., автор работы опирается на марксистский метод исследования, в котором главное - ленинские принципы партийности и историзма*
Ф.Энгельс, внимательно следивший за ходом общественного развития в России, писал в 1895г. Г.Плеханову: ". в такой стране, как ваша, где ••• одновременно представлены все промежуточные стадии цивилизации, не приходится удивляться возникновение самых невероятных и причудливых идей.В.К.Ленин социально-экономическое положение России начала ХХв. характеризовал лаконичной формулой: ". самое отсталое землевладение, самая дикая 2 деревня - самый передовой промышленный и финансовый капитализм! Эти положения раскрывают суть противоречивых тенденций в эволюции В.Брюсова, символизма как литературного направления и всей русской буржуазной культуры дооктябрьского периода.
Особое методологическое значение для диссертанта имеют леУ нинские работы о либерализме, природе идеализма, легальной печати. х х х
В России конца XIX - начала XX вв. сложилась система легальной печати', в которой можно выделить круг изданий, зани
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.39, с.344.
Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.17, е.40.
См.: Бсин Б.И. Русская легальная пресса конца Х1Х-нача-яа XX века. - В кн.: Из истории русской журналистики конца XIX-начала ХХв. М., 1973, с.З-об; Бсин В.И. Русская дореволюционная газета. М., 1971: Махонина С.Я. Русская легальная журналистика XX века /1900-февраль 1917гг./. М. 1980; Окороков А.З. Октябрь и крах русской буржуазной прессы. М», 1970; Бережной А.Ф. Русская легальная печать в годы первой мировой войны, д., 1967. мавшихся вопросами литературы и искусства. Хотя в 1894г. в стране выходило 785^, а в 1900г. - 1002*^ журналов и газет, этот круг изданий не широк. В первую очередь, в него входят "толстые" общественно-политические и литературные журналы. Все более активно вторгались в жизнь литературы и искусства газеты. Как отмечал Б.Есин, .игнорировать роль ежедневной и еженедельной печати в литературоведческих трудах становится все трудней"^. Тем не менее, качественный скачок газетной критики, по мнению диссертанта, произошел в десятые годы XX в* (бесспорно, были исключения из правила - критическая деятельность М.Горького в "Нижегородском листке", "Курьера" начала 900-х годов). Литературная политика большинства ежедневных изданий была эклектична, поэтому столкновение ведущих эстетических идей конца XIX - начала XX в. происходило в основном на страницах "толстых" журналов. Следует отметить, однако, что и ежемесячники не только в общественно-политическом, но в связи с этим и в литературном отношении выражали противоречивые тенденции. К тому же к реалистическому искусству тяготели как журналы "легального марксизма" ("Новое слово", "Жизнь", "Начало"), общедемократического направления ("Журнал для всех", "Мир божий")t так и неонароднические ("Русское богатство"), либерально-буржуазные издания ("Вестник Европы", "Русская мысль").
В свою очередь, многим ведущим критикам того времени были присущи особенности эстетических воззрений, не всегда совпадающие в деталях с линией их печатных органов, на страницах которых они выступали. Так, поздний народник П.Якубович из "Русского богатства" полагал в 900-е годы, что реализм исчерпал себя, этой Есин Б.И. Русская легальная пресса конца XIX-начала XX века., с.7.
Цифра любезно предоставлена Махоннной С.Я. Есин Б.И. Чехов-журналист. М., 1977, с.63. же точки зрения придерживались примыкавшие к легальному марксизму А.Богданович и М.Неведомекий^.
И все же представляется целесообразным говорить об изданиях, в литературно-критических отделах которых происходило зарождение принципов социалистического реализма и становление нового в эстетике реализма ("Новое слово", "Жизнь", "Журнал для всех", "Мир божий", "Образование", газеты "Курьер", "Нижегородский листок"). Ярко выраженная литературно-эстетическая концепция позднего народничества была присуща "Русскому богатству" (в меньшей степени "Русской мысли"). Наконец,эстетическая программа символизма (а шире - модернизма) в "Северном вестнике", "Мире искусства", "Новом пути", "Весах", "Искусстве", "Золотом руне", "Аполлоне". Особое место занимают в этой своеобразной "подсистеме" печати охранительные (монархические) издания типа "Русского вестника", на страницах которых в равной степени не принималось творчество Горького, писателей демократического направления и искания символизма.
Однако это размежевание русской журналистики в вопросе о путях развития искусства произошло лишь на стыке веков. В середине 90-х годов у символистов не было своего печатного органа."Инстинкт прирожденного организатора, полководца, не мыслящего себя без армии. подсказал В.Брюсову, что новое направление в искусстве должно заявить о себе в периодическом издании, которое заняло бы свое место в системе печати России конца XIX - начала ХХв.
Путь поэта от "молодого скандадиста"^до "классика, которого М.Г.Петрова. Эстетика позднего народничества. - В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX-начала XX в. М., 1975, с.153. Тагер Е.Б. Возникновение модернизма. - В кн.: Русская л™раЖонца XIX-начала^ века. Девяностые годы. М.,
Соловьев С.М. Воспоминания о Валерии Брюсове. - ГБЛ, ф.696 /Соловьева С.М./,карт.З, ед.хр.7, л.1. /Рукопись расшифрована и вводится в научный обиход впервые/. изучают в гимназии" шел параллельно с другим: от журналиста, отверженного всеми журналами и газетами в 90-е гг.,до заведующего литературно-критическим отделом солидной феской мысли" в 1910г. По мнению диссертанта, каждый шаг Брюсова на поприще журналистики был предопределен интересами символизма как школы и литературно-эстетической концепцией ее вдохновителя. Этапы эволюции Брюсова-журналиста, связанные с эволюцией Брюсова-поэта и теоретика искусства, раскрываются в главах работы. В 1907г. М.А.Волошин иронизировал по этому поводу в письме к Брюсову /См,: ГБД, ф.38о /Брюсова В.Я./, карт.80, ед.эф. 34, л.21./
Заключение научной работыдиссертация на тему "В. Я. Брюсов-журналист в литературно-эстетической борьбе конца XIX - начала XX века."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
М.Горький в 1917р., осмысляя творческий путь В.Я.Брюсова, дал лаконичную оценку роли поэта в литературе конца XIX - начала XX в. Он отметил "подвижническую жизнь", "культурную работу"* ^ Брюсова. "Подвижничество" Брюсова связано не в последнюю очередь с его журналистской деятельностью. Брюсов-журналист оставил заметный след в истории русской печати и литературы. Ему принадлежит один из ведущих "голосов" в спорах 90-х-900х гг. о путях развития искусства.
Этапы журналистской работы Брюсова, выявленные и прослеженные в диссертации, связаны как с эволюцией Брюсова-поэта, так и с развитием литературного процесса рубежа веков.
Формирование творческой личности Брюсова включило в себя и становление его как журналиста. Уже в годы зарождения в России символизма Брюсов понял, что новое направление в искусстве должно заявить о себе не только поэтическими образцами, но и эстетической концепцией. Этим объясняется внимание поэта к журналистике. В журнальных выступлениях со страниц "Русского архива","Русского листка", "Прибалтийской газеты", "Московских ведомостей", др.изданий Брюсов пропагандировал и развивал кредо символизма. Конец 90-х - начало 900-х гг. - время напряженных исканий Брюсова, неотстоявшихся идей. С этим связан союз Брюсова с петербургскими символистами из "Нового пути". Однако вскоре выяснилось несходство эстетических воззрений московского поэта и Мережковских, которое свидетельствовало об углубившейся дифференциации внутри символизма. Уход Брюсова из "Нового пути" как бы подвел итог этапу его самоопределения как журналиста.
Горький М. Собр.соч. в 30 тт., т.29, с.381.
К 1904г., когда были созданы "Весы", относится начало второго этапа в эволюции Брюсова-журналиста. Он влияет теперь на современный ему литературный процесс не только как автор статей, но и как редактор - "дирижер" журнала, сплотивший в московском печатном органе литераторов из своей "партии". Их объединяло стремление разработать эстетику нового направления в искусстве. Брюсов в эти годы исходит из понимания символизма как чисто литературной школы, поставившей перед собой особые (ив сравнении с писателями-реалистами, и в сравнении с другими деятелями "нового искусства") задачи. Однако эстетические искания Брюсова не прекращались. В том же 1904г. один из критиков отмечал, что "он еще сам не знает, к чему он придет в будущем"*К И действительно, именно в "Весах" происходило дальнейшее развитие литературно-эстетической концепции символизма.
Революция 1905г. обозначила еще один этап в эволюции Брюсова-журналиста. Воздействие событий русской действительности сказалось в возглавляемых им "Весах", в его собственных журнальных выступлениях. Конец символизма как школы совпал с закрытием "Весов",
Сотрудничество Брюсова в "Русской мысли" - еще один этап в деятельности журналиста. В эти годы Брюсов производит пересмотр некоторых своих убеждений. История его заведования литературно-критическим отделом "толстого" журнала свидетельствует о том, что бывший глава школы перестал соотносить цели своей журналистской деятельности с интересами ее существования. Сразу же после вступления Брюсова на должность заведующего он отказался от принятых до него произведений Бальмонта. Бальмонт жаловался в
Ловягин A.M. Новые книги. Валерий Брюсов. Стихи 19001903гг.: К-во "Скорпион". Москва. - Литературный вестник, 1904, т.7, кн.1, с.85. сентябре 1910г. Брюсову: "Если твое вступление в "Русскую мысль" ознаменуется столь прискорбным для меня образом, молю тщательно жизнедавца Зевеса, чтобы возможно скорее тебе пришло в голову покинуть "Русскую мыель""^.
На всех этапах журналистской деятельности Брюсова его собственная литературно-эстетическая концепция существенно дополнялась и развивалась в статьях, рецензиях, заметках на страницах периодических изданий. Именно как сотрудник печатных органов ("Русский архив", "Русский листок", "Прибалтийский край", "Мир искусства" и др.), один из организаторов "Нового пути" и редактор "Весов" Брюсов оказал большое воздействие на современный ему литературный процесс.
Анализ журналистской деятельности Брюсова позволяет сделать вывод о связи литературно-эстетического направления (школы) в искусстве с выбором типа периодического издания. Наиболее отчетливо это проявилось во время сотрудничества Брюсова в "Новом пути". Тип впоследствии созданных "Весов" соотносился с задачами, которые ставил перед русским символизмом Брюсов. Брюсову принадлежит определенная заслуга в создании нового типа журнала, который хотя и имел свои корни в отечественной журналистике, окончательное формирование получил в "Вееах". "Тонкий" критический журнал стал позже распространенным явлением в русской и советской журналистике.
Брюсову принадлежит заслуга в преодолении кризисного состояния критики конца XIX - начала XX в. Сам поэт огромное значение придавал жанру рецензии. Брюсов-рецензент - участник "диалога" литературных направлений рубежа веков. Одной из характерных черт критики Брюсова было обращение к поэтике, создание им нового под
ГБЛ, ф.386, карт.76, ед.2, л.25. хода к анализу явлений литературы. Это позволило журналист оставаться точный в своих суждениях и дать одну из самых достоверных картин литературной жизни начала XX в.
Воздействие Брюсова-журналиста на литературный процесс конца XIX - начала XX в., его поиски в области типологии изданий, новаторство в критике, наконец, заслуга в организации важнейших символистских печатных органов и опыт Брюсова-редактора, - все это делает необходимым изучение журналистской деятельности поэта.
Список научной литературыКлинг, Олег Алексеевич, диссертация по теме "Журналистика"
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.
2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. I -4.
3. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857 1858 годов). - Соч., изд. 2-е, т. 12, с. 709 - 738.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 7 - 544.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Соч., изд. 2-е, т. 4, с. 419 459.
6. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошюе и настоящее". Соч., изд. 2-е, т. I, с. 572 - 597.
7. К.Маркс и Ф.Энгельс о печати. М., 1963. 388 с.
8. К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве. М., 1976, т. I 2.
9. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов. Полн. собр. соч., т. I, с. 125 - 346.
10. Ленин В.И. Революционная борьба и либеральное маклерство. -Полн. собр. соч., т. 10, с. 256 265.
11. Ленин В.И. "Революционеры" в белых перчатках.- Полн. собр. соч., т. 10, с, 298 303.
12. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Полн. собр. соч., т. II, с. I - 131.
13. Ленин В.й. Уроки московских событий. Полн. собр. соч., т.II, с. 376 - 385.
14. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн. собр. соч., т. 12, с. 99 105.
15. Ленин В.И. Социализм и анархизм. Полн. собр. соч., т. 12, с. 129 - 132.
16. Ленин в.И. Социалистическая партия и беспартийная ревоаю™ онность- Полн. собр. соч., т. 12, с. 133 -141
17. Ленин В.И. Социализм и религия. Поли. собр. соч., т. 12, с. 142 - 147.
18. Ленин В.И. русская революция и задачи пролетариата. Поли, собр. соч., т. 12, с. 2G9 - 220.
19. Ленин В.И. Борьба за свободу и борьба за власть. Полн. собр. соч., т. 13, с. 67 - 69.
20. Ленин В.И. Правительство, Дума и народ. Полн. собр. соч., т. 13, с. Ill - 114.
21. Ленин В.И. Горемычншш, октябристы и кадеты. Полн. собр. соч., т. 13, с. 126 - 127.
22. Ленин В.И. Среди газет Журналов. Полн. собр. соч., т. 13, с. 268 - 272.
23. Ленин В.И. Среди газет и журналов. Полн. собр. соч., т.213, с. 255.
24. Ленин В.И. Перед бурей. Полн. собр. соч., т. 13, с. 331 -338.
25. Ленин В.И:-"Уроки Московского восстания. Полн. собр. соч. , т. 13, с. 369 - 377.
26. Ленин В.И. "Услышишь суд глупца." (из заметок с.-д. публициста). Полн. собр. соч., т. 14, с. 274 - 292.
27. Ленин В.И. Отношение к буржуазный партиям. Полн. собр. соч., т. 15, с. 368 - 388.
28. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. -Полн. собр. соч., т. 17, с. 206 213.
29. Ленин В.И. "Левениё" буржуазии и задачи пролетариата. -Полн. собр. соч.,и т. 17, с. 407 414.
30. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. -Полн. собр. соч., т. 17, с. 415 426.
31. Ленин В.И. Материализм-и эмпириокритицизм. Полн. собр.- -СУ. ft соч., т. 18, с. 7 384.
32. Ленин В.И. О "Вехах". Полн. собр. соч.,т. 19, с. 167 -175.
33. Ленин В.й. Уроки революции. Полн. собр. соч., т. 19, с. 416 - 424.
34. Ленин В.й. Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч., т. 20, с. 1924.
35. Ленин В.й. Л.Н.Толстой и его эпоха. -Полн. собр. соч., т. 20, с. 100 104.
36. Ленин В.И. Памяти Гэрцена. Полн. собр. соч., т. 21, с. 255 - 262.
37. Ленин В.И. Политические партии в России. Полн. собр. соч., т. 21, с. 275 - 287.
38. Ленин В.И. Российская "свобода слова". -Полн. собр. соч., т. 21, с. 410 441.
39. Ленин В.И. Карьера. Полн. собр. соч., т. 22,с. 43 - 44.
40. Ленин В.И. Истинно русские . нравы. Полн. собр. соч., т. 22, с. 163 - 164.
41. Ленин В.И. Мертвое ликвидатррство и живая "Речь". Волн, собр. сеч., т.22, с. 163 - 164.
42. Ленин В.й. Капитализм и печать. Полн. собр. соч., т.25, с. 5-8.
43. Ленин В.И. Из прошлого рабочей печати в России. Полн. собр. соч., т. 25, с. 93 - 101.
44. В.И.Ленин о печати. М., 1975.
45. В.И.Ленин о литературе и искусстве. Издание шестое. М., 1979. 827 с.
46. Официально-документальные материалы. 2.1. МатериалыXX7I съезда КПСС. М., 1981.
47. Произведения В.Я.Брюсова1»
48. Автобиография. В кн.: Русская литература IX века. 1890 -1910. Под ред. проф. С.А.Венгерова. M.t 1914, т. I, кн. с. 101 -118.
49. В защиту от одной похвалы. Отщштое письмо Андрею Белому. -Весы, 1905, Л 5 с. 37 39.
50. ЗДи. В журналах и газетах. Английские журналы. Весы, 1904, Л 8,с. 69.
51. II. В журналах и газетах. Вестник Европы (Л 4). Весы, 1904, Л 4, с. 73.
52. В этом разделе в скобках указывается псевдоним Брюсова.
53. В журналах и газетах. Вечерняя Почта. Весн, 1905, 1 3, с. 87 - 88.
54. В журналах и газетах. "Журнал для всех". Весн, 1904, Л I, с. 79.314. (товарищ Герман). В журналах и газетах. Золотому Р'уну. -Весы, 1906, Л 5, с. 87 89.
55. В журналах и газетах. Киевская газета (Л 45 от 14 февраля). Весы, 1904, Л 3, с. 74.
56. В журналах и газетах. "Мир Божий". Весы, 1904, Л I, с. 81.
57. В журналах и газетах. "Новое Время". Весы, 1904, Л I, с. 81-82.
58. В журналах и газетах. Новости Дня (Л 7444 от 26 февраля). -Весн, 1904, Л 3, с. 74.
59. В журналах и газетах. "Новый путь". Весы, 1904, Л I, с. 79.
60. В журналах и газетах. "Новый путь" (февраль). Весы, 1904, Л 3, с. 69 - 7о.
61. В журналах и газетах. Метерлинк на сцене Художественного театра. Весн, 1904, Л 10, с. 81 - 82.322. (В.Бр.) В журналах и газетах. "Мир искусства". Весы,1904, Л I, сл 82.
62. В журналах и газетах. Поэт личных переживаний. Весн,1905, Л 3, с. 87.
63. В журналах и газетах. Отзывы о наших изданиях. Весы, 1904, Л 10, с. 79.
64. В журналах и газетах. C^miiW Prtz% (изд-во Оксфорда). -Весы, 1904, Л Г, с. 81.
65. В журналах и газетах. я о Фесах". Весн, 1905, Л 2, с. 67 - 68.- 217
66. Вехи. I. Страсть. Весы, 1904, А 8, с. 22 - 28.
67. К столетию со дня рождения Е.А.Баратынского. Русский хив, 1900, А 4, с. 544 - 555.339. (В.) К юбилею Шиллера. Весы, 1905, А 5,с. 1-9.
68. Ключи тайн. Весы, 1904, А I, с. 3 - 21.341. (В.Б.) Наши декаденты. А.Л.Миропольский. Лествица. Поэма в УН главах. 75 стр. 1903. Ц. 60 коп. Московские ведомости, 1902, А 340, 10 декабря, с. 5.
69. Некрасов и Тютчев. русский архив, 1900, А 2, с. 312 - 315.343. (Аврелий) Новая ересь. Русский листок, 1902, А 153, 7 июня,с.З.- 218 44. (Аврелий) Новое знаменательное движение (По поводу лекции Мережковского). Русский листок, 1902, 22 февраля, с. 3.
70. Новые сборники стихов. Весы, 1907, Л 10, с. 45 - 53.
71. Новне сборники стихов. Весы, 1907, № 7, с. 69 - 73.
72. Новые сборники стихов. Весы, 1907, Л 2, с. 83 - 86.
73. Новые сборники стихов. Весы, 1907, № 5, с. 62 - 67.349. 0 книгах. А.К.Стихи. Обложка С.Панова. Спб., 1905 г. Д. I р. Весы, 1905, Л 7, с. 53 - 56.
74. О книгах. А.Куреинский. Сквозь призму души. Стихи. Рассказы. Переводы. Книгоиздательство "Гриф". М. 1906. Д. I р. Весы, 1906, Л 7, с. 57 - 58.351. (Д.Сбирко) 0 книгах. Альманах "Гриф". Москва. 1904 г. Д. I р. Весы, 1904, I 3, с. 53 - 54.
75. О книгах. Альманах К-ва "Гриф". Мск. 1905.Ц. 1р. 30 к. -Весн, 1905, Л 3, с. 60-63.
76. О книгах. Андрей Белый. Возврат. Третья симфония. Обложка работы В.Владимирова. Книгоиздательство "Гриф". Д. I р. Весы,1904, № 12, с. 59 60.
77. О книгах. Виктор Гофяан. Книга Вступлений. Лирика. 1902 -1904 г. Издание журнала "Искусство". Мск. 1905. Д. I р. Весы,1905, Л I, с. 65 66.
78. О книгах. Евг.Тарасов. Стихи. 1904 -1905 г. Книгоиздательство "Новый мир". Спб. 1906. Д. Зо к. Весы, 1906, 19, с. 56.
79. О книгах. Зеленый Сборник стихов и прозы. Спб. 1905 г. Д. I р. 50к. Весы, 1905, & I, с. 66 - 67.364. (Аврелий) 0 книгах. Иван авишников. Книга третья. Стихотворения. Спб. 1904г. Д. 1р. 80 к. Ник. Т-о. Тихие песни.