автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Психологическая социология Габриэля Тарда

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Загребина, Анна Валериевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Диссертация по социологии на тему 'Психологическая социология Габриэля Тарда'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Психологическая социология Габриэля Тарда"

Санкт-Петербургский государственный университет

На правах рукописи

Загребина Анна Валериевна

Психологическая социология Габриэля Тарда.

Специальность 22.00.01.-теория, методология и история социологии.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Санкт-Петербург 2004

Работа выполнена на кафедре теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: заслуженный деятель науки России,

доктор философских наук, профессор Шпакова Римма Павловна Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Глотов Михаил Борисович кандидат философских наук, доцент Орнатская Людмила Александровна Ведущая организация: Санкт-Петербургский институт

экономики и управления

Защита состоится

2004 года

НС'*

На заседании диссертационного совета Д.212.232.06. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 193060, Санкт-Петербург, ул.Смольного, 1/3,9 подъезд, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан_2004 года

Ученый секретарь Диссертационного совета,

Доктор социологических наук, доцент Д.В.Иванов

Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования.

Классики социологи отмечали заслуги Тарда в социологии. Так, М.Вебер положительно отзывался о теории подражания Тарда. Ф.Теннис находил интересной тардовскую концепцию подражания и вслед за Тардом говорил о видах подражания, имея ввиду моду и мораль. Выдающийся современный немецкий теоретик Ю.Хабермас отметил, что Тард одним из первых осуществил надлежащим образом анализ общественного мнения. Американские социологи считают Тарда одним из ученых, определивших развитие социологии и социальной психологии в США. Современный французский социальный психолог С.Московичи говорит о первооткрывательской роли Тарда в социологии, т. к. он в качестве гипотезы выдвигает примат средств коммуникации над всеми инструментами. Современные французские социологи Р.Будон, Ф.Буррико в своем социологическом словаре ссылаются на Тарда как на авторитетного исследователя Русские социологи -М.М.Ковалевский, Н.К.Михайловский, Е.В.Де Роберти уделили много внимания анализу концепций Тарда.. Все это позволяет говорить об актуальности тардовского научного наследия - для социологии.

В современной отечественной литературе отсутствуют монографические работы, посвященные анализу социологических воззрений Г. Тарда.

Социология Тарда имеет ряд особенностей, придающих ей актуальность и сегодня. В условиях современной технизации общества одной из задач общественных наук является актуализация гуманистических, этических, духовных проблем. Исследование же этических взглядов великих

| БИБЛИОТЕКА Г !

формированию нравственных ориентиров сегодня. Социология Тарда - идеалистическая, она делает акцент на психологических и духовных аспектах жизни и развития общества. Благодаря такой постановке проблемы исследования социального, Тард тщательным образом анализирует роль и функции духовной сферы.

Состояние современной отечественной социологии можно охарактеризовать как поисковое. Это способствует росту интереса к исторической традиции. Расстановка акцентов в социологии Тарда позволяет создать особый ракурс видения, исследования социальной жизни, социальных проблем и социальных процессов. Такая точка зрения является важным дополнением к системе социологического знания, формирующегося в настоящее время в российской науке. .

Многие идеи Тарда могут служить отправными точками для современных исследований. Например, Тард предложил свою версию создания психологических портретов нации, обобщенных представителей какого-то типа общества, он также выработал метод сравнения менталитетов различных обществ. В рамках современного социологического знания возможно расширение исследований феномена подражаем. Одной из проблем социологии является, например, феномен политического конформизма, как обдуманного варианта подражания, ухода от выбора собственной позиции. Тард положил начало исследованию социальной пропаганды: он описал механизмы внедрения в общество открытий и изобретений. Тард заложил основы исследования воздействия СМИ на общество. Через подражание, заражение Тард объяснил один из мотивов действия больших масс людей, принципы деятельности идеолога в работе с массами.

В современной отечественной социологической литературе Тард предстает; только как криминолог и создатель психологии

толпы, также как исследователь, выводящий социальные законы из законов подражания, многие теоретические и методологические аспекты его теории не рассматриваются. Настоящее же исследование уделяет внимание этим аспектам и существенно уточняет его новации.

Степень разработанности проблемы и новизна настоящего исследования. В отечественной литературе социология Тарда наиболее тщательно- подвергалась критике со стороны его современников - М.М.Ковалевского, Е.В.Де Роберти, Н.К.Михайловского, П.А. Сорокина, ему также посвящены исследования профессоров АА.Козлова, Л.Синицкого. Это было обусловлено тем, что такая критика была очень актуальна: в ходе ее социологи, как правило, оттачивали и дорабатывали свои собственные теории. Многие произведения Тарда были изданы в России еще при его жизни., с некоторыми из критиковавших его русских социологов Тард был знаком лично (например, с М.М.Ковалевским). В дальнейшем интерес к работам Тарда в России заметно угасает. В настоящее время в отечественной литературе не существует монографических работ, посвященных анализу психологической социологии Тарда. Освещение тардовских воззрений ограничивается статьями в работах по истории социологии1. В них изложены основные положения его теории. В основном - это изложение сущности законов подражания. Имя Тарда также упоминается в связи с исследовавшимися им вопросами

1 См., например: «История буржуазной социология 19-20 вв » под ред. Кона И С. Л.,1964; Култыгин В П. «Классическая социология» М.,2000 и др.

социальной психологии в разделах, посвященных истории этой

2

науки.

В современном западном обществоведении Тард несомненно пользуется определенной популярностью, о чем свидетельствуют статьи о его творчестве в словарях по социологии , социальной

психологии4, в учебниках по социологии5, в социологических

6

трудах.

Современные французские социологи Р.Будон и Ф.Буррико отмечают, что тардовские исследования послужили отправными точками для дальнейших исследований в XX веке.

Современные французские социологи признают Тарда важным теоретиком современных массовых коммуникаций (Л.Сфез «Критический словарь коммуникаций» Париж, 1992). Подчеркивается важность его идей о механизме распространения мнений - путем ментального заражения. Большое значение придается его исследованиям зарождения публики, сущности и зарождения мнений, роли мнений в создании публики, также исследованиям психологических особенностей мнений толпы, исследованиям роли прессы в формировании публичного мнения.

Веские замечания о творчестве Тарда принадлежат современному французскому социальному психологу С.Московичи. В своей работе «Век толп. Исторический трактат по психологии

2 См., например: Овчаренко В.И., Грицанов А.А. «Социологический психологизм: критический анализ» Минск,1990; Андреева Г.М. «Социальная психология» М.,1998; Парыгин Б.Д. «Социальная психология» Спб,1999.

' Boudon R., Bounicaud F. Dictionnaire critique de la sociologie. P., Press. Univ. de Fr.,1982; Sfez L. Dictionnaire de la communication T.II, P., Press. Univ. de Fr.,1993; Dictionnaire de la Sociologie. Encyclopedia Universalis et Albin Michel; Paris,1998.

4 The Handbook of social psychology. Ed. By Gardner L. and Elliot A. vol. ffl,IV Addison-Wesley P.C.,1969.

5 Cuvillier A. «Manuel de sociology» voLl Paris, Press Univ. de France,1958; Bouthhoul G. «Histoire de la sociology» Paris, Press Univ. de France, 1961.

6 Traite de sociologie. Sous la dir. de R.Boudon P. Press. Univ. de Fr.,1992.

масс» (М., 1996) он отмечает первооткрывательскую роль Тарда в исследовании средств массовой коммуникации.

Американские социальные психологи осуществили критический анализ теории подражания Тарда7. Научному творчеству и биографии Тарда посвящена обширная статья американского исследователя Т.Н.Кларка, которая является введением к изданию сборника работ Тарда8.

Критический же анализ основных положений социологической теории Тарда отсутствует.

В настоящей диссертации впервые предпринимается попытка критического анализа основ психологической социологии Тарда, анализа его методологии. В диссертации также показано место социологии Тарда в научном контексте во второй половине XIX века.

Объект исследования: социально - психологические воззрения Г.Тарда.

Предмет исследования: особенности психологического подхода Г.Тарда в социологии.

Цель исследования: определение особенностей

психологического подхода Г.Тарда в социологии.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

1) Определить место Тарда как ученого в контексте науки второй половины ХГХ века во Франции.

2) Определить вклад Тарда в научные разработки проблем социологии и социальной психологии.

' La Pierre R.T, Famsworth P.R. Social psychology. New-Yoric,1949.

' Tarde 0. «On communication and social influence» The Univ. of Chicago press,1969.

3) Выявить предпосылки появления психологической теории в науке того времени и определить ее значение для социологии.

4) Рассмотреть определение Г.Тардом предмета, метода и задач социологии.

5)Дать анализ научных гипотез Тарда, их критику современными ему социологами.

Методологическая основа исследования—эпистемологический анализ научных трудов Г.Тарда, интерпретация его текстов- в контексте современности.

Источпиковую базу исследования составили научные тексты трудов Тарда и современных ему французских социологов, также работы французских ученых XIX века, оказавших влияние на развитие обществоведческой науки того времени.

Положения, выносимые на защиту:

1) Г.Тард заложил основы психологического подхода в. современной западной социологии, о чем свидетельствуют

, интерес к его научному творчеству со стороны его современников, обращение к отдельным аспектам его научного творчества социологов XX века. Социология Тарда повлияла на формирование взглядов русских, немецких, американских социологов и социальных психологов второй половины XIX - XX веков.

2) Тард является новатором во многих областях социологического знания. Он ввел новые предметы в социологическое - исследование: изобретения, мнение, роль СМИ в формировании политического поведения людей, различные виды коммуникаций, общение, психология толпы,

публика, процесс возникновения психологических связей и зависимостей между людьми, лидер и масса, социальная пропаганда (механизмы внедрения в общество открытий). Он начал исследования стандартизации образа жизни (через феномен подражания). Тард исследовал роль субъективного фактора в жизни общества. Им были подняты проблемы методологии (например, описана роль статистики в социологическом исследовании).

3) Тард одним из первых занялся выделением социального факта, но он ошибочно предполагал, что сущностью социального факта является психическая энергия (как постоянная величина). Это заблуждение не позволило ему создать законченной социологической концепции, но имело и положительное значение для науки того времени: благодаря акцентам на роли психологических факторов в общественной жизни. Социология Тарда способствует преодолению засилья позитивизма в обществоведческих науках второй половины XIX века.

4) Социология Тарда является идеалистической. Он абсолютизирует значение идеальных (социально-психологических или психических) факторов в общественной жизни. Тард рассматривал лишь один аспект социальной реальности и с помощью законов, действующих в этой области, хотел объяснить явления области другой -материальной жизни общества. Законы, выведенные Тардом -это законы, по которым живут не столько люди, сколько их сознание и психика, взятые в чистом виде, вне зависимости от физической (материальной, бытовой и т. д.) реальности, а он хотел объяспить этими законами все общественные явления.

Научно-практическая значимость проведенного

исследования.

Материалы диссертации могут быть использованы для чтения курсов «История западной социологии», «Психологическая школа в социологии», «История французской социологии», "Социология СМИ", "История социальной психологии", "Социология общения" и т.д.

Апробация работы. Основные положения работы были использованы для чтения лекций «Психологическая школа в социологии» на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Некоторые аспекты исследования изложены в публикациях автора.

Структура работы. Работа состоит из. введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется степень научной разработанности проблемы, и новизна исследования, выделяются объект и предмет, формируются цель и задачи, раскрываются методологическая основа и источниковая база исследования.

Первая глава «Теория Г.Тарда в контексте социологии во второй половине XIX века во Франции» и посвящена анализу состояния

обществоведческих наук во Франции и того значения, какое для их развития имела социология Тарда.

В параграфе 1.1. «Основные тенденции развития социологического знания во Франции во второй половине XIX века» рассмотрены основные направления развития французской социологии, показано поисковое состояние науки. Засилье позитивизма, большое значение биологической социологии (наиболее типичной теорией которой был органицизм), большая популярность статистики, недостаточная развитость истории и антропологии - все это способствовало появлению новых теорий.

В параграфе 1.2. «Предпосылки возникновения психологической социологии Г.Тарда» показано, что обращение социологов к психологии не было случайным. Интерес к данным психологии был обусловлен успехами этой науки. Кроме того, общественно-политическая жизнь Франции ставила такие вопросы, решение которых без обращения к психологическим факторам было невозможно. Таким образом, исследования Тарда стали выражением одной из наиболее ярких тенденций развития социологии в то время. Тард был убежден, что прогрессивное развитие социологии связано с ее психологизацией.

Социология не могла обойтись без помощи психологии при изучении ряда вопросов. Благодаря» введению в исследование психологических факторов в качестве объяснительных конструкций Тард делает предметом научного анализа общественное сознание, исследует роль верований и желаний в жизни общества, изучает взаимодействие индивидов и т. д. С помощью психологических факторов Тард исследовал вопросы, решение которых являлось насущной необходимостью для французского общества второй

половины XIX века. Великая Французская революция, революции 1848,1870 тт. дали очень богатый материал для исследования поведения масс, поставили много вопросов как перед обществом, так и перед социологами. Тард находит причины неконтролируемого поведения толпы и преступного поведения индивида в толпе и т. д.

Особенность психологической школы в социологии состояла в том, что она стала делать акцент на явлениях коллективной психологии. Одним из постулатов было то, что в ходе взаимодействия людей возникают новые социальные феномены, которых нет у человека вне общения и взаимодействия.

Применение психологического подхода дало свои результаты. Оно позволило исследователям обратиться к решению ряда проблем, которые остались бы незамеченными позитивистской социологией.

В параграфе 13. «Идейно-теоретические истоки социологии Г.Тарда» рассмотрены те факторы, которые оказали влияние на формирование взглядов Тарда, также основные вехи его биографии.

Социологическая доктрина Тарда опирается на идеи Лейбница, Курно, Гегеля, Спенсера. У Лейбница он позаимствовал идею о монадах. Это учение предполагает прежде всего сведение к одному началу элементов материи и духа, началу духовному. Чтение Курно, французского экономиста, философа и математика, направило Тарда на изучение точных наук в большей степени, чем метафизических систем. У Гегеля Тард узнал, как конфликты и оппозиции могут по очереди создавать новые синтезы. Тард также восхищался моделью логики и науки, созданной Миллем и стремился превзойти ее.

Несколько лет Тард занимал должность судебного следователя в провинциальном городке. Профессиональная деятельность способствовала его интересу к причинам преступлений.-К 1890-м годам Тард утвердился как криминолог и социолог. Позже Тард был назначен директором бюро криминальной статистики при Министерстве юстиции в Париже. Будучи сторонником статистического метода в социологии, Тард интересовался ростом или убыванием известных верований и желаний.

Важной вехой в научной биографии Тарда- и в истории социологии второй половины XIX века является интеллектуальный поединок между Г.Тардом и Э.Дюркгеймом. Расхождение между учеными было больше, чем простое расхождение между людьми; в нем. столкнулись две конфликтующие традиции мысли, два оппозиционных сектора французского общества. Концепция, представленная Дюркгеймом - картезианство. Наследство, ассоциируемое с именем Декарта, отождествлялось с причиной, порядком и властью. Во времена Третьей республики утвердилось доминирующее влияние картезианского менталитета. Основной концепцией, противопоставленной картезианству, была концепция; склонная толковать социальное бытие как спонтанный процесс. Сторонником этой концепции и был Тард.

Тард и Дюркгейм расходились в определении сути социологического исследования. Дюркгейм утверждал, что социальное необходимо объяснять через социальное же, а Тард утверждал, что социология - это «интерментальная» психология.

Дюркгейм критиковал положение Тарда о том, что в основе всей социальной жизни лежит подражание, так как считал, что подражание - слишком общее понятие для объяснения конкретных явлений. У Тарда и Дюркгейма были различные взгляды на

общество, npoгpecc, социальный контроль. Дебаты между учеными имели большое методологическое значение, они способствовали утверждению их исследовательских позиций, прогрессу социальной теории во Франции.

Работы Тарда оказали большое влияние на дальнейшее развитие социологии и социальной психологии не столько в самой Франции, сколько в России, Германии, США.

Вторая глава «Социологическая концепция Г.Тарда» посвящена критическому анализу основных положений социологии ученого.

В параграфе 2.1. «Предмет, задачи и метод социологии» раскрывается определение Тардом сущности социологии. Предметом социологии, по Тарду, должны быть взаимоотношения людей, их идеи, интересы, убеждения, страсти. Задача социологии -это постижение социальной логики, у которой есть свои задачи: регулирование процессов в области социальной психологии, т. е. управление потоками верований, желаний, регулирование соотношения национальных чувств - гордостей, ненавистен и т. д.

Главным методом социологии Тард признает количественный (статистический) метод, так как только исчисляемые факты представляют ценность для науки. А так как, по Тарду, социология имеет дело с фактами психологическими, то она должна заняться созданием особой моральной статистики.

Параграф 2.2. «Теория общества» содержит определение Тардом общества, сущности социальной связи, концепцию социального типа, модель социального человека, а также критику этих положений Тарда.

Тард опровергает определение общества, как группы индивидов, оказывающих друг другу взаимные услуги. В своих «Законах подражания» он доказывает, что подобное определение, кладущее в основу общественной жизни экономические связи и выгоды, является ложным. Тард считает, что общество держится на юридических связях, которые возможны только при условии «полного умственного сходства» индивидов. Тард выделяет идейную, психологическую основу существования общества, общественных связей (общие традиции, язык, идеи, воспитание). Подражание, по Тарду, обеспечивает возможность существования общества как такового. Все социальные сходства в человеке -подражательного происхождения.

Тард предложил концепцию социального типа, который формируется в течении многих поколений и состоит из идей и потребностей, накопившихся в течении веков.

Тард создает упрощенную и во многом противоречивую модель социального человека. Так как социальное состояние уподобляется Тардом гипнотическому, то и социальный человек оказывается настоящей сомнамбулой. У этого человека нет никаких идей, кроме внушенных. Тард устанавливает отличие социального человека от дикого. Дикие люди не поддаются гипнозу и поэтому не способны к ассимиляции, а следовательно, и к социальной жизни.

Теория общества Тарда содержит ряд противоречий; Например, говоря о группе изобретателей, чьи идеи и новации дают толчок социальной жизни, он противоречит своим словам о социальном человеке, как сомнамбуле.

Параграф 23. «Законы подражания как универсальные законы социальной жизни» посвящен одному из центральных положений социологии Тарда. В этом параграфе рассмотрены выведенные

Тардом законы подражания, критика этих законов русскими социологами конца XIX веке, отзывы немецких социологов, критика американских социальных психологов, а также анализ феномена подражания современными учеными. Предложены перспективы расширения исследования феномена подражания в рамках современного социологического знания.

В параграфе 2.4. «Общество как объект «интерментальной» психологии» рассмотрено, как всем явлениям в жизни общества Тард находит психологическое объяснение. Он анализирует роль верований и желаний в социальной жизни: они являются психологической основой объединения людей. Тард выделяет их как важный момент для социологического анализа групп и объединений. Через веру Тард пытается проанализировать социальные явления, в основе которых, как он считает, лежит «сумма актов веры». Тард отмечает роль верований и желаний в социальной и политической жизни народа. Каждая нация, по его мнению, располагает определенным бюджетом верований и желаний, средством контроля над которыми является социальная логика. С помощью психологических факторов Тард проводит анализ сущности власти, исследует религию и язык, определяет социальное и политическое значение прессы, различных видов коммуникаций и т. д.

Тард заложил основы социальной психологии. Он является создателем психологии толпы.

Параграф 2.5. «Новаторские идеи Г.Тарда» посвящен анализу новаторства Тарда в социологии. Он одним из первых занялся выделение социального факта. Содержанием социального факта, по Тарду, является психическая энергия, так как это величина постоянная. Для социологии это имело значение решающего слова в

борьбе с позитивизмом. Тард заложил основы социальной психологии. Он начал изучать социальное значение различных чувств, показал роль феномена «открытия» в социальном бытии, исследовал различные виды коммуникации и т. д.

В параграфе проведен также анализ методологических и теоретических просчетов Тарда, которые оказались причиной того, что ему не удалось создать законченной социологической концепции.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются основные выводы.

Положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1) Из теоретического наследия социологии: исследование менталитета Г.Тардом // «Культура и менталитет населения Сибири». Тезисы Международной научно-практической конференции СПб.,2003. С. 148-149.

2) Психологический подход во французской социологии XIX-ХХвв. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер.6. вып.2.№ -14.2002. С.108-117

Отпечатано в ООО «АкадемПринт». С-Пб. ул. Миллионная, 19 Тел.: 315-11-41. Подписано в печать 01.04.04. Тираж 100 экз.

№-7874

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Загребина, Анна Валериевна

Введение. Л

Глава 1. Теория Г.Тарда в контексте социологии во II пол. XIX в. во Франции.

1.1. Основные тенденции развития социологического знания во Франции во II пол. XIX в.

1.2. Предпосылки возникновения психологической социологии Г.Тарда.

1.3. Идейно-теоретические истоки социологии Г.Тарда. 2 Я

Глава 2. Социологическая концепция Г.Тарда.

2.1. Предмет, задачи и метод социологии.

2.2. Теория общества.

2.3. Законы подражания как универсальные законы социальной

2.4. Общество как объект «интерментальной» психологии.

2.5. Новаторские идеи Г.Тарда. жизни.

С2 ¿<

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по социологии, Загребина, Анна Валериевна

Актуальность темы исследования.

Актуальность настоящего диссертационного исследования можно сформулировать в нескольких положениях:

1)В отечественной литературе не существует работ, посвященных критическому анализу социологии Г.Тарда. Современная российская социологическая мысль незаслуженно игнорирует влияние Тарда в социологии. Тем не менее, этот выдающийся ученый, сказавший в свое время новое слово в науке, заслуживает и сегодня внимания социологов.

2) В свое время некоторые выдающиеся социологи отметили заслуги Тарда в социологии. М Вебер положительно отзывался о теории подражания Тарда. Ф.Теннис находил интересной тардовскую концепцию подражания и вслед за Тардом говорил о подражании в моде. Ю.Хабермас отметил, что Тард одним из первых осуществил надлежащим образом анализ общественного мнения. Американские социологи считают Тарда одним из ученых, определивших развитие социологии и социальной психологии в США. Русские социологи - М.М.Ковалевский, Н.К.Михайловский, Е.В.Де Роберти уделили много внимания анализу концепций Тарда. Современный французский социальный психолог С.Московичи говорит о первооткрывательской роли Тарда в социологии, т. к. он в качестве гипотезы выдвигает примат средств коммуникации над всеми инструментами. Современные французские социологи Р.Будон, Ф.Буррикод в своем социологическом словаре ссылаются на Тарда как на авторитетного исследователя. Все это позволяет говорить об актуальности тардовского научного наследия для социологии.

3)Социология Тарда имеет ряд особенностей, придающих ей актуальность и сегодня. В условиях современной технизации общества одной из задач общественных наук является актуализация гуманистических, этических, духовных проблем. Исследование же этических взглядов великих мыслителей прошлого способствует формированию нравственных ориентиров сегодня. Социология Тарда -идеалистическая, она делает акцент на психологических и духовных аспектах жизни и развития общества. Благодаря такой постановке проблемы исследования социального, Тард тщательным образом анализирует роль и функции духовной сферы.

4)Состояние современной отечественной социологии можно охарактеризовать как поисковое. Это способствует росту интереса к исторической традиции. Расстановка акцентов в социологии Тарда позволяет создать особый ракурс видения, исследования социальной жизни, социальных проблем и социальных процессов. Такая точка зрения является важным дополнением к системе социологического знания, формирующегося в настоящее время в российской науке.

5)Некоторые идеи Тарда могут служить отправными точками для современных исследований. Например, Тард предложил свою версию создания психологических портретов нации, обобщенных представителей какого-то типа общества, он также выработал метод сравнения менталитетов различных обществ. В рамках современного социологического знания возможно расширение исследований феномена подражания. Одной из проблем социологии является, например, феномен политического конформизма, как обдуманного варианта подражания, ухода от выбора собственной позиции. Тард положил начало исследованию социальной пропаганды: он описал механизмы внедрения в общество открытий и изобретений.

6)В современной социологической литературе Тард предстает как криминолог и создатель психологии толп, также как исследователь, выводящий все социальные законы из законов подражания, многие методологические аспекты его теории не рассматриваются. Настоящее же исследование уделяет внимание этим аспектам и существенно уточняет его новации.

Степень разработанности проблемы и новизна настоящего исследования. В отечественной литературе социология Тарда наиболее тщательно подвергалась критике со стороны его современников — М.М.Ковалевского, Е.В.Де Роберти, Н.К.Михайловского, П.А.Сорокина, ему также посвящены исследования профессоров А.А.Козлова, Л.Синицкого.Это было обусловлено тем, что такая критика была очень актуальна: в ходе ее социологи, как правило, оттачивали и дорабатывали свои собственные теории. Многие произведения Тарда были изданы в России еще при его жизни., с некоторыми из критиковавших его русских социологов Тард был знаком лично (например, с Ковалевским). В дальнейшем интерес к работам Тарда в России заметно угасает. В настоящее время в отечественной литературе не существует работ, посвященных критическому анализу основ психологической социологии Тарда. Освещение тардовской социологии ограничивается статьями в сборниках по истории социологии (Култыгин В.П. «Классическая социология» М.,2000, «История буржуазной социологии 19-20 вв.» под ред Кона И.С. JI.,1964 и др.). В них изложены основные положения его теории. В основном - это изложение сущности законов подражания. Имя Тарда также упоминается в связи с исследовавшимися им вопросами социальной психологии в разделах, посвященных истории этой науки: Андреева Г.М. «Социальная психология» М.,1998, Парыгин Б. Д. «Социальная психология» Спб,1999, Овчаренко В.И., Грицанов А.А. «Социологический психологизм: критический анализ» Минск,1990.

В современном западном обществоведении Тард несомненно пользуется определенной популярностью, о чем свидетельствуют статьи о его творчестве в словарях по социологии (Dictionnaire de la Sociologie. Encyclopedia Universalis et Albin Michel; Paris, 1998; Boudon,R.,

Bourricaud,F. Dictionnaire critique de la sociologie. P., Press. Univ. de Fr.,1982; Sfez,L. Dictionnaire de la communication T.II, P., Press. Univ. de Fr.,1993 ), социальной психологии (The Handbook of social psychology. Ed. By Gardner,L. and Elliot,A. vol. III,IV Addison-Wesley P.C.,1969), в учебниках по социологии (Cuvillier A. «Manuel de sociology» vol.1 Paris, Press Univ. de France,1958; Bouthhoul G. «Histoire de la sociology» Paris, Press Univ. de France, 1961), в социологических трудах (Traite de sociologie. Sous la dir. de R.Boudon, P., Press. Univ. de Fr.,1992).

Современные французские социологи Р.Будон и Ф.Буррико в социологическом словаре отмечают, что тардовские исследования послужили отправными точками для дальнейших исследований в ХХв. Например, Тард поставил фундаментальную проблему в исследовании преступлений. Тард предвидел циклический эффект, анализируя моду: когда какой-то образец, продукт или манера усвоены элитой, они имеют тенденцию при определенных обстоятельствах распространяться, пока не столкнутся с распространением другого продукта. От тардовских исследований отталкиваются при изучении процессов распространения (информации, мнений, образцов или практик, технических новинок) в данном обществе. В «Законах подражания» Тард описал распространение каких-то образцов в геометрической прогресии. Из этих его разработок исходят современные французские социологи, создавая теории распространения чего-либо в обществе. Заслугой Тарда признается то, что он (как и Парето, Сорокин) предполагал, что не только образцы моды в одежде, но также и феномены культуры, идеи подчинены процессам аналогичной структуры, распространяются циклически. Отмечен вклад Тарда в создание моделей феноменов. Тард создает гипотезу, что скорость, с которой распространяется новая мода, пропорциональна количеству индивидов, которые ее приняли. Согласно этой модели, скорость процесса распространения представлена в виде того, что Тард называет геометрический» закон, и что современная наука называет «экспоненциональным» законом. Эта теория Тарда послужила отправной точкой для развития теорий распространения, выведения законов для этого феномена.

Законы подражания» Тарда объясняют феномен социального распространения (diffusion sociale) исходя из гипотезы подражания; феномены, которые не распространяются - исходя из дополнительной гипотезы обычая. Современная социология заменила эту простую и механическую схему более сложной: распространение или не распространение образцов, практик представлено как общее следствие множества индивидуальных действий. Эти действия зависят от поля деятельности индивидов; поля действий индивидов определены структурными данными.

Позиция Тарда названа «индивидуалистической» и «иррационалистической», и в этом он является предшественником многих современных социологов, например, Бергера и Лукмана.

Современные французские социологи признают Тарда важным теоретиком современных коммуникаций.( Л.Сфец «Критический словарь коммуникаций» Париж,1992) Подчеркивается важность его идей о механизме распространения мнений - путем ментального заражения. Большое значение придается его исследованиям зарождения публики, сущности и зарождения мнений, роли мнений в создании публики, также исследованиям психологических особенностей мнений толпы, исследованиям роли прессы в формировании публичного мнения.

Веские замечания о творчестве Тарда принадлежат современному французскому социальному психологу С.Московичи. В своей работе «Век толп. Исторический трактат по психологии масс» (М.,1996) он отмечает первооткрывательскую роль Тарда в исследовании средств коммуникации.

Американские социальные психологи осуществили критический анализ теории подражания Тарда (La Pierre R.T., Farnsworth P.R. Social psychology. New-York,1949). Научному творчеству и биографии Тарда посвящена обширная статья американского исследователя Т.Н.Кларка, которая является введением к изданию сборника работ Тарда: Tarde G. «On communication and social influence» The Univ. Of Chicago press, 1969.

Критический же анализ основ социологической теории Тарда отсутствует.

В настоящей диссертации впервые предпринимается попытка критического анализа основ психологической социологии Тарда, анализа его методологии. В диссертации также показано место социологии Тарда в научном контексте II пол. XIX в.

Объект исследования. Объектом исследования является психологическая социология Г.Тарда.

Предмет исследования. Предметом исследования являются особенности социологии Г.Тарда: особенности предложенных им новых методов исследования в социологии, введение в научный оборот новых предметов исследования. Необходимым предметом исследования являются также недостатки теории Тарда, его ошибки.

Цели исследования. В связи с отсутствием в отечественной литературе критического анализа социологической теории Тарда в целом, главной целью исследования является определение особенностей психологического подхода Тарда в социологии.

Для достижения цели необходима постановка следующих задач:

1)Определить место Тарда как ученого в контексте науки II пол.XIX в. во Франции.

2)Выявить предпосылки появления именно такой теории в науке того времени.

3)Выявить особенности подхода Тарда, рассмотрев определение им предмета, метода и задач социологии.

4)Определить вклад Тарда в научные разработки проблем социологии и социальной психологии.

5)Дать критический анализ научных гипотез Тарда для выявления достоинств и недостатков его теории.

6)Рассмотреть критику Тарда современными ему социологами.

7)Определить научную новизну исследовательского метода Тарда. Методологическая основа исследования — критический анализ научных текстов Г.Тарда, интерпретация текстов Тарда в контексте современности с учетом других интерпретаций.

Источниковую базу исследования составили научные тексты самого Тарда и тексты современных ему французских социологов, которые, как и Тард, использовали данные психологии или психологические факторы для исследования социальных явлений, также работы французских ученых XIX в., оказавших влияние на развитие обществоведческой науки того времени.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Психологическая социология Габриэля Тарда"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам: социологическая теория Тарда была новым словом в науке того времени т. к.: 1) он предложил новую методологию с гораздо большими исследовательскими возможностями, чем ранее существовавшие, благодаря введению им в научный оборот психологических факторов, которые игнорировались общественными науками в 1 пол. XIX в. В качестве объяснительных конструкций Тард предлагает психологические факторы: подражание, заражение, он оперирует понятиями «воля», «желание», «вера» и т. д. 2) Тард ввел новые предметы в социологическое исследование (изобретения, мнение, различные виды коммуникаций, психология толп, публика, процесс возникновения психологических связей и зависимостей между людьми, социальная пропаганда и т. д.).

Особенностями социологии Тарда является то, что он создает уникальную теорию, наблюдая события, разворачивающиеся в области интерцеребральной психологии, в области деятельности человеческого духа. Он использует психологические термины (воля, желание, вера и др.) по-своему, наполняя их тем смыслом, который соответствует его представлениям, тем смыслом, который допустим или необходим в рамках его теории. Есть реальная, физическая жизнь людей, которая состоит из их поступков и действий, производства и потребления материальных благ и т. д. Параллельно с этой жизнью существует некий мир, в котором, по Гегелю, и разворачиваются основные события истории, и происходит главная эволюция и прогресс человечества. Этот мир представляет из себя область деятельности человеческого духа, область, в которой разворачиваются духовные усилия человека. Это область коллективных представлений, желаний, верований и т. д. Тард считает эту область определяющей по отношению к миру физическому, миру, в котором живут и действуют тела людей, их инстинкты и несоциальная психология.

Если мы обратимся к самым различным областям социальной реальности, которые исследовал Тард, то повсюду обнаружим выделение и превознесение им именно этой области — области коллективной психологии, желаний, воли индивидов и т. д.

Тард пытается вывести социальные законы из психических (и это ему не удается). У него нет четкого разделения между социальными и психологическими явлениями. Ему не удалось, как Дюркгейму, вырисовать чисто социальную сферу жизни общества, ту сферу, которая не может быть названа иначе (ни психологической, ни физической, ни биологической, ни какой-либо еще).

Тард был идеалистом. Он абсолютизировал значение идеальных (социально-психологических или психических) факторов и сузил тем самым область своего исследования. Он хотел через эту идеальную область (область, где существуют идеи, желания, напряжения воли и ума) объяснить все многообразие, всю сложность социальной жизни.

Тард рассматривал лишь один аспект социальной реальности (как в свое время Гегель выделил область абсолютного духа) и с помощью законов, действующих в этой области, хотел объяснить явления области другой -материальной жизни общества. Законы, выведенные Тардом - это законы, по которым живут не столько люди, сколько их сознания и психики, взятые в чистом виде, вне зависимости от физической (материальной, бытовой и т. д.) реальности, а он хотел объяснить этими законами все общественные явления.

Тарду не удалось выйти за рамки своей идеалистическо -психологической концепции, а социальный мир живет и за ее пределами, по законам, которые формируются не только в области человеческого духа. Поэтому методология Тарда, ориентированная на использование выведенных с помощью психологических факторов законов, не нашла прямых продолжателей а рамках социологии, но оказала огромное влияние на формирование социальной психологии и концепций социологов психологических направлений в США, Германии, России.

Тарду не удалось создать законченной социологической концепции. В его социологии много противоречий (например, он дает несколько различных определений общества, противоречивое определение сущности социальной связи; особо выделяемая им группа изобретателей не вписывается в его же утверждение о социальном человеке как сомнамбуле). Но несмотря на все недостатки, первооткрывательская роль Тарда в социологии несомненна.

Такие недостатки его социологии, как попытка подведения психологической основы под все социальные феномены, могут рассматриваться как достоинства в рамках науки того времени, потому что этими своими взглядами Тард способствовал преодолению засилья позитивизма в обществоведческих науках.

ЛИТЕРАТУРА. /1/ Андреева Г.М. "Социальная психология" М.,1998 /2/ Гофман А.Б. "Дюркгеймовская социологическая школа"// в кн. "История буржуазной социологии 1 пол.20 в." под. ред. Ионина Л.Г., Осипова Г.В., М., изд. "Наука", 1979

3/ Громов И., Мацкевич А., Семенов В. "Западная теоретическая социология". Спб.,2003

4/ Де Роберта Е.В. «Социология» Спб, типогр. М.М.Стасюлевича,1880

151 Донцов А.И., Емельянова Т.П. "Концепция социальных представлений в современной французской психологии". Изд. МГУ, 1987 /6/ Дубов И.Г. «Феномен менталитета: психологический анализ» // Вопросы психологии, 1993, №-5

111 Еникеев М.И., Кочетков О.Л. «Общая, социальная и юридическая психология». Краткий энциклопедический словарь, М., изд. «Юридич. лит.», 1997

8/ Ерунов Б.А. «Мнение и умонастроение в историческом аспекте»//в кн. «История и психология» под ред. Поршнева Б.Ф. М.,изд. «Наука», 1971, с. 106-122

9/ "История буржуазной социологии 19 - нач.20 вв." под ред. Кона И.С. М.,1979

10/ Козлов A.A. «Тард и его теория общества» Киев, Типогр. Императ. Унта,1887

11/ Ковалевский М.М. "Современные социологи" изд. "Алетейя", Спб,1997

12/Ковалевский М.М. «Социология» изд. «Алетейя»,Спб,1997

13/ Кон И.С. «Позитивизм в социологии» Л., изд.ЛГУ, 1964

14/ Култыгин В.П. «Классическая социология», М., изд. «Наука», 2000

15/ Мендра А. "Основы социологии" M., Nota bene, 1999

16/Михайловский H.K. «Герои и толпа» т.2, Спб, изд. «Алетейя», 1998

17/Московичи С. "Машина, творящая богов" М.,1998

18/ Московичи С. "Век толп. Исторический трактат по психологии масс"

М., Центр психологии и психотерапии, 1996

19/ Овчаренко В.И., Грицанов A.A. "Социологический психологизм: критический анализ" Минск: Вышэйш. Шк.,1990

20/ Осипова Е.В. "Социология Эмиля Дюркгейма" М.,2001

21/ Осипова Н.Г. «Предмет социологии во Франции. (Анализ современных социологических школ)» М.,РИЦ ИСПИ РАН, 1997

22/ Парыгин Б.Д. "Основы социально-психологической теории" М.,1971 /23/ Парыгин Б.Д., Рудаков Л.И. «Н.К.Михайловский о психологическом факторе в историческом процессе»//в кн. «История и психология».

24/ Парыгин Б.Д. "Социальная психология" Спб.,1999

25/ Петровский A.B., Ярошевский М.Г. «Основы теоретической психологии». М.,ИНФРА-М, 1998

26/ Плеханов Г.В. «Литература и эстетика» T.l М., изд. «Худ. литра», 1958

27/ Поршнев Б.Ф. «Социальная психология и история» М., изд. «Наука», 1979

28/ Ребер А. «Большой толковый психологический словарь» М.,Вече-Аст,2000

29/ Синицкий Л. «Тард и Эспинас об обществе.» М., Типо-литография Т-ва И.Н.Кушнеров и К, 1902

30/ "Современная французская социология"// Журнал социологии и социальной антропологии. Спец. вып. 1999

31/ Сорокин П.А. «Общедоступный учебник социологии» М., Наука, 1994 /32/ Спиридонова В.И. "Бюрократия и реформа (анализ концепции М.Крозье)" М.,ИФРАН,1997

33/ Стрельцова Г.Я. «Паскаль и европейская культура» М.,изд. «Республика», 1994

34/ А. де Токвиль «Старый порядок и революция» М., Московский фс-кий фонд, 1997

35/ «Французское просвещение и революция» под ред. Кисселя М.А. М., «Наука», 1989

36/ Фрейд 3. "Избранное" кн.2 М., изд. "Московский рабочий", 1990 /37/ Шихирев П.Н. "Современная социальная психология в Западной Европе" М.,1985

38/ Ярошевский М.Г. «История психологии от античности до сер.ХХ века» М., «Академия»,1997