автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Психологическое направление в зарубежной этнологии, середина ХIХ в. - 70-е гг. ХХ в.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Белик, Андрей Александрович
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Психологическое направление в зарубежной этнологии, середина ХIХ в. - 70-е гг. ХХ в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора исторических наук Белик, Андрей Александрович

ПРЕДИСЛОВИЕ. »

ИЗУЧЕНИЕ "ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ"

В XIX в.

Глава

Исследование психолого-антропологических проблем И.Кантом

Общая характеристика антропологического подхода. j ^

Общая структура и задачи антропологии.

Активность человека как принцип антропологии. 2g

Воображение и творчество индивида.

Характер личности, народа, рода. ^

Глава

Антропология Гегеля.

Особенности деятельности человека.

Роль онтогенеза.

Анализ "природных " и "местных духов " - ядро психокультурного изучения индивида.4 у

Чувствующее знание ", типы транса и их значение для жизнедеятельности человека.

Глава

Психология народов" во Франции и Германии во II пол. XIX - нач. XX вв.

Психология народов " в Германии.

Исследование характера народов во Франции.

Изучение механизмов внутрикулътурного взаимодействия и эмоционально-психологических состояний.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ЭТНОЛОГИИ США В XX В.

Глава

Общая ситуация в науке конца XIX в. - нам. XX в. и теоретические источники развития психологического направления в этнологии

Изучение человека в естествознании.

Обоснование В.Дилътеем самостоятельности наук о культуре ".

Значение психоанализа для становления и развития психологического направления в этнологии.

Культ" точности и "описательная" биология.

Становление метода "вживания "- "включенного наблюдения" в этнологии.

Глава

Психологическое направление в этнологии США: "культура-и-личность" - первые этапы развития

Проблема взаимодействия психологии и этнологии (культурной антропологии) в науке США и Великобритании в конце XIX- начале XX в.

Психологические типы культур.

Национальный характер - форма изучения культурной идентичности.

Глава

Первые итоги исследований психологии культур и роль психоанализа

Специфика исследований психологической антропологии.

Психоанализ и психологическая антропология.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

АНТРОПОЛОГИИ.

Глава

Мышление и культура.

Концепция "первобытного мышления" Л.Леви-Брюля.

Ее сторонники и критики. } ^

Изучение особенностей мышления, познания, восприятия в современном и традиционном обществе. j yQ

Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении. Понятия "когнитивный стиль " и "сенсотип ".

Глава

Детство как феномен культуры.

Два подхода к "теории детства".

Межкультурное исследование детства направления и предметные области)

Глава

Два подхода к проблеме этничности в психологической антропологии. ^^

Глава

Измененные состояния сознания

Исследования измененных состояний сознания в I половине XX века.

Измененные состояния сознания и компенсаторная психотерапевтическая) функция современной культуры.

Характеристика измененных состояний сознания как явления культуры.

Механизм действия экстатических состояний в культуре и его биологические основания.

Функции ИСС в традиционном обществе.

Нейрохимическая основа культуры.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Белик, Андрей Александрович

Основной предмет настоящей работы - анализ генезиса, становления, развития и методов исследования психологического направления в этнологии. В диссертации анализируется достаточно длительный период развития данного направления от зарождения в середине XIX до зрелого состояния в 60-70 г.г. XX в. Правда, поскольку в данном исследовании большое внимание уделяется изучению теоретических предпосылок возникновения и функционирования рассматриваемого направления, хронологические рамки повествования несколько расширенные до конца XVIII - начала XIX. Автор рассматривает этот период в качестве "нулевой" точки отсчета, исходного пункта анализа. Это связано с тем, что в конце XVIII в. в германской философско-исторической науке формулируются основные понятия этнологии и психологии. (Например, понятие "народ", "дух народа", "психология народов"). В самом конце XVIII в., в 1798 г. была опубликована работа И.Канта "Антропология с прагматической точки зрения", где была обоснована необходимость создания новой науки о человеке, всесторонне изучавшей последнего в историко-культурном контексте. При этом И.Кант полагал, что будущие антропологические исследования должны быть посвящены как многообразию культурных форм в которых существует человек, так и изменчивости его физической основы (биология человека, физическая антропология).

Значительное внимание анализу антропологических проблем уделял и Г.В.Ф.Гегель. Особенно его интересовали проблемы духа (психологии) народов. Собственно говоря весь раздел "Субъективный дух" в гегелевской "Энциклопедии философских наук" посвящен формулировке основных понятий, проблем и, что весьма существенно, конкретных научных задач психологии и антропологии (этнологии). Необходимо отметить, что в немецкой классической философии значительное место уделяется анализу субъективно-личностного фактора в истории человечества. У Гегеля и Канта размышления о роли личности, "духа" в функционировании культур нередко приобретают форму анализа взаимодействия психологии и истории. Разрешению именно этой общетеоретической задачи в конкретно-исторической форме посвящены многочисленные исследования психологического направления в этнологии.

Завершается настоящая работа изучением структуры исследований психокультурного подхода в этнологии, сложившейся в 70 г г. XX в. Это время наивысшего развития, можно даже сказать расцвета психологического направления в этнологии (психологической антропологии). К середине 80 г.г. XX в. наметилась некоторая стагнация в развитии рассматриваемого направления, наступил период поисков новых форм и методов познания. Ввиду последнего обстоятельства автор ограничил свой анализ периодом, когда психологическое направление развивалось по восходящей линии, постепенно выполняя свою основную задачу - понатъ как действует, мыслит, познает и чувствует индивид (личность) в условиях различных культур. В диссертации, состоящей из трех частей, автор рассматривает историю и теоретические особенности развития и функционирования данного вида исследований, носящих междисциплинарный характер.

Проблеме теоретических предпосылок психологического направления в этнологии и первых форм его развития в Германии и Франции в XIX в. посвящена первая часть работы, состоящая из трех глав. Первые две из них представляют собой анализ роли идей И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля в становлении психокультурного подхода в этнологии. Предмет изучения третьей главы - первая форма существования психокультурных исследований - "психология народов" во Франции и Германии во II половине XIX - первом десятилетии XX в.в.

Во второй части диссертации анализируется история развития психологического направления в культурной антропологии США от зарождения - "культуры-и-личность" в 20 г. г. до психологической антропологии в 60-70 г.г. Вторая часть диссертации также состоит из трех глав. Особо важное значение автор придает исследованию формирования культурно-исторической интерпретации этнологических фактов в начале XX. Этому вопросу посвящена первая глава второй части диссертации. В диссертации рассматривается два вида познания явлений культуры "объяснительный" и "описательный". Кроме этого в первой главе показана фундаментальная роль концепции В.Дильтея для формирования специфически антропологического метода познания - "вживания" в культуру. Во второй и третьей главах диссертант предпринимает попытку проанализировать исторические этапы развития направления "культуры-и-личность". Особое внимание уделяется дискуссии о предметной области исследований психологического направления в этнологии США и специфической для данного направлении системе понятий.

Третья часть диссертации в определенном смысле есть продолжение второй, так как в ней рассматриваются теоретические проблемы психологической антропологии, имеющие практическое применение. Первая часть посвящена изучению соотношения культуры и мышления и когнитивистской ориентации в психологическом направлении США. Вторая глава повествует о классическом сюжете психологического направления в этнологии - "Детство в условиях различных культур". В третьей главе рассматривается "этническая идентичность" как форма психокультурного подхода и две интерпретации ее значения для культурной антропологии в целом, и для анализа современной индустриальной культуры в отдельности. И, наконец, последняя глава посвящена исследованиям религии, ритуала, измененных состояний, сознания в психологической антропологии. В заключительной части диссертации автор реконструирует структуру исследований психологической антропологии в 70-80-е г.г. XX в. и дает краткую характеристику развития данного направления в 90-е г.г. Завершают работу обобщающие выводы касающиеся значение психологического направления в этнологии XX в., особенностей методов исследования и возможностей применения результатов в практической деятельности людей.

Для обозначения исследуемого направления в работе используется ряд терминов. Наиболее широкий по объему, то есть по числу описываемых объектов "психологическое направление в этнологии". Термин "этнология" выбран за базовый, поскольку именно этим понятием обозначают совокупность эмпирических данных о различных культурах вместе с интерпретирующими теориями. Существенно также и то, что и Вундт, и французские ученые использовали этот термин для обозначения всей совокупности антропологических исследований культур. Термин "этнология" распространен во Франции и других странах Европы также как и в США для обозначения теоретических обобщений в единстве с эмпирическими результатами полевых исследований. Ввиду широкого распространения как в территориальном, так и в хронологическом аспекте термин "этнология" является основным. Но ввиду стилистических ограничений, в тексте как синонимы понятию "психологическое направление в этнологии" используются словосочетания "психологическая ориентация в (культурной) антропологии" и просто "психология культур". Указанные термины обозначают анализируемое в диссертации явление в течение всего периода (сер. XIX в. - 70 г.г. XX в.) рассматриваемого в работе. В то же время в исследовании используются понятия с более "узким" объемом, описывающие лишь часть исторического периода функционирования рассматриваемого направления. Таковы "психология народов", направление "культура-и-личность", "психологическая антропология". Последнее понятие с одной стороны описывает строго определенный хронологический период развития (с 1961 и по сей день), с другой стороны выражает определенную тенденцию внутри психологического направления в этнологии США ("психологическая антропология" и "культура и личность" или "личность в культуре"). Есть у наименования "психологическая антропология" и еще одна весьма существенная функция. Оно является родовым понятием для обозначения всех психокультурных исследований 70-90 г.г., самостоятельной междисциплинарной областью исследований, частично включившей в себя поведенческую биологию.

В современной науке широко используется также термин "этнопсихология" для обозначения разнообразных психокультурных исследований современного и традиционного общества. Это объясняется тем, что в психологии существует достаточно обширная область исследований, посвященных изучению психологических особенностей личности в условиях различных культур. В реальности две области знания - этнология и психология тесно взаимодействую друг с другом. Но все нее кросс-культурная (этническая) психология существует как самостоятельная область исследований в рамках психологии, а психологическая антропология теснее взаимодействует с культурной (социальной) антропологией. В то же время "ядро" исследований как "психологии народов", так и "психологического направления в этнологии" можно назвать "антропологической этнопсихологией", имея ввиду, что существует также кросс-культурная и историческая этнопсихология (Подробнее о типах этнопсихологии см.: Велик, 2001). Предмет анализа антропологической этнопсихологии - культурная идентичность. Исторически это осуществлялось в форме изучения психологических типов культур (Р.Бенедикт), модальной личности (А.Кардинер), "национального характера", "этнической идентичности" и "национально-особенного "я"" (Self). Хотелось бы только выделить одно обстоятельство, что методы и способы интерпретации в "антропологической этнопсихологии" в психологической антропологии отличаются от видения аналогичных проблем в кросс-культурной психологии. Правда, в конце 80 - начале 90 г.г. наметилось сближение кросс-культурной психологии и психологической антропологии (См.: Berry, 1992).

Подводя итог вышеизложенному, отмечу, что основная цель настоящей работы - показать как из общих теоретических установок и формулировки основных идей (понятий) сформировалось мощное направление в этнологии. Другими словами как идея "психологии народов" была воплощена в систематические исследования конкретно-исторических культур, которые привели к созданию дисциплины психологическая антропология. Для выполнения поставленной цели диссертант решает ряд конкретных задач. Среди них:

1) Реконструкция "антропологического" подхода И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля и соотнесение его со зрелой фазой развития психологического направления в этнологии.

2) Анализ особенностей развития "психологии народов" в Германии и Франции во II половине XIX в.

3) Изучение общих теоретико-познавательных подходов, существующих в описываемом направлении.

4) Исследование причин бурного развития психологического направления в этнологии США, начиная с 20-30 гг. XX в.

5) Рассмотрение теоретических источников и ориентаций психологического направления в этнологии.

6) Анализ основных проблем психологической антропологии.

7) Исследование специфики метода культурной (психологической) антропологии.

В процессе изучения истории "психологического направления в этнологии" автор использовал результаты исследований как российских, так и зарубежных ученых. Исходными ориентирами в начальной стадии работы были статьи С.А.Токарева (Токарев, 1971; Токарев, 1978; Токарев, 1999) и И.С.Кона (Кон, 1971; Кон, 1988). Существенную роль для ориентации в тенденциях американской этнологии сыграла монография Ю.П.Аверкиевой (Аверкиева, 1978). Значительную помощь на первом этапе работы оказали статьи Ю.В.Бромлея (Бромлей, 1981; Бромлей, 1983).

В исследовании развития психологического направления в этнологии в первой трети XX в. неоценимую помощь оказали два исторических эссе А.И.Хал-лоуэлла "Психология и антропология" (1954) и "Личность, культура и общество в поведенческой эволюции" (1963) (HalJowell, 1976, р. 163-312). Интересный исторический материал о становлении психологического направления в этнологии содержится в монографии М.Херсковица "Культурная антропология" (Herskovitz, 1955). Важнейшим историческим источником об эволюции развития взаимодействия психологии и этнологии на протяжении всего XX в. являются две работы

В 80-90 г.г. в России наблюдается устойчивый интерес к указанными выше проблемами. Это выражается в регулярном исследовании проблем, связанных с этническим самосознанием, культурной идентичностью и достаточно широким распространением преподавания учебных дисциплин по данной тематике. В процессе работы над диссертацией автор соотносил свои результаты с исследованиями российских ученых 90-гг. Знакомство с ними дало автору возможность лучше определить формы и границы практического применения результатов психоантропологических исследований. Кроме этого, исследования ряда сюжетов в работах российских этнологов и психологов позволило автору более концентрированно исследовать ряд исторических обстоятельств формирования психологического направления в этнологии. Среди работ российских авторов в первую необходимо отметить два учебника по этнопсихологии - Н.М.Лебедевой "Введение в этническую и кросс-культурную психологию" (Лебедева, 1998) и Т.Стефаненко "Этнопсихология" (Стефаненко, 1999), в которых достаточно полно освещен социально-психологический аспект психокультурных исследований современного общества. Весьма существенна для понимания исторического аспекта функционирования самосознания работа Э.Г.Александренкова "Стать кубинцем: проблема формирования этнического самосознания (XVI-XIX вв.)" (Александренков, 1998). Представление о значении психокультурного подхода в России дают фундаментальное исследование Г.У.Солдатовой "Психология межэтнической напряженности" (Солдатова, 1998), сборник оригинальных работ, изданный в 1999 г. под редакцией М.Н.Губогло ("Этническая мобилизация и межэтническая интеграция", 1999) и цикл работ, осуществленный под руководством Л.М.Дробижевой (Дро-бижева, 1995, 1996, 1999). Возможность и действительность политических манипуляции с понятием "этническая идентичность" разносторонне исследована в работах В. А. Тишкова (Тишков, 1997, 2000, 2001).

Более специальное значение для автора и соответственно для всего спектра проблемы, изучаемых в диссертации имеет ряд исследований российских ученых. Это работа С.В.Чешко "Идеология распада" (Чешко, 1993, 1995), в которой на конкретном историческом примере (распад СССР) показан механизм и роль субъективных факторов, прежде всего в виде СМИ в моделировании будущих событий в социокультурной системе. Важную роль в качестве аналогичного исследования для автора играли работы А.А.Никишенкова (Никишенков, 1986, 2001). В первую очередь имеется ввиду его книга "Из истории английской этнографии", на

Ф.Бока (1980, 1988). Разнообразный материал о развитии психологической антропологии после второй мировой войны есть в монографии Э.Бургиньон "Психологическая антропология" (Bourguignon, 1979). Богатый фактический материал касающийся развития психологии культур и интересные интерпретации содержит фундаментальное историко-теоретическое исследование В.Барнова "Культура и личность" (Barnouw, 1985). При анализе структуры современных исследований автор ориентировался на обобщающий том, посвященный итогам конгресса МКАЭН в Чикаго в 1973 (секция "Психологическая антропология") изданный под редакцией Т.Р.Вильямса в 1975 г. ("Psychological Anthropology", 1975). Источником для понимания категориального аппарата психологического направления для автора была книга Дж.Хонигмана "Культура и личность" (Honigman, 1954). По мнению автора, фундаментальное значение для исследования проблем культурной идентичности играют коллективный труд "Этническая идентичность" (редактор Дж.Де Вое) (Ethnic Identity, 1975, 1982, 1995) и сборник статей, изданный под редакцией Ф.Л.К.Хсю "Психологическая антропология" (Psychological Anthropology, 1961). В изучении истории психологического направления в этнологии США в XX в. диссертант опирался на многочисленные статьи психологов, антропологов и ученых других специальностей, опубликованные в журналах "Ethos", "Fmerican Anthropologist", "Ethnology" и некоторых других. Поскольку с самого своего зарождения "этология человека" тесно взаимодействовала с психологической антропологией, то автор использует в диссертации ряд работ основоположников этого направления К.Лоренца (Лоренц, 1998), И.Эйбл-Энбесфельдта (Эйбл-Энбесфельдт, 1983; Eible-Eibesfeldt, 1989) и фундаментальное издание, посвященное первой международной конференции по этологии человека (Human Ethology, 1979).

Выбранная автором тема представляет собой не только чисто научный интерес к познанию необычных многообразных форм жизнедеятельности человека. Многие вопросы анализируемые в современной психологической антропологии весьма существенны для понимания развития современного индустриального общества. В огромной степени это положение касается России ввиду сложной полиэтнической и поликонфессиональной структуры нашего общества. Проблемы культурной идентичности, нормы и патологии, экономики и психологии, культуры и мышления как никогда актуальны и требуют своего исследования для нормального функционирования социального организма нашей страны.

ИЗУЧЕНИЕ "ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ" В XIX в.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Психологическое направление в зарубежной этнологии, середина ХIХ в. - 70-е гг. ХХ в."

ВЫВОДЫ

1) В диссертации показан путь от идеи "психологии народов" и осознания необходимости подобного аспект познания человека и культуры до реального воплощения ее в анализ конкретных исторических взаимодействий. Отстаивается у.

Принципиальная возможность и реальное функционирование влияния субъективного фактора (в виде СМИ) была показана С.В.Чешко (Чешко, 1993). Более подробно об особенностях постиндустриальной культуры см.: Бе-лик А.А. Типы этнопсихологии и новые горизонты исследований // Культура и личность. М., 2001 (Особенно § "Особенности современной индустриальной культуры, этнопсихология, массовое искусство и виртуальная реальность"). положение о продуктивности психологоантропологкческого пути познания роли субъективного фактора в истории, как своеобразном способе исследования соотношения истории и психологии. Важнейшим выводом диссертации является необходимость дальнейшего изучения междисциплинарных исследований психоло-гоантропологического характера.

2) Диапазон исследований психологического направления в этнологии намного шире, чем только эмпирическое описание характеров народов. В работе неоднократно показано, что предметная область психологической антропологии включает в себя самые разнообразные проблемы (от нормы и патологии до анализа особенностей ритуалов, от форм культурной идентичности до изучения измененных состояний сознания.), которые имеют как фундаментально-научное значение, так и практическое применение.

3) В диссертации проанализирована связь психологического направления в этнологии с немецкой классической философией. В работе показано, что ряд вопросов, впоследствии ставших предметом изучения в культурной антропологии психологической ориентации, первоначально сформулированы в работах Г.В.Ф.Гегеля и И.Канта. Это проблемы культурной и конфессиональной идентичности, гносеологические аспекты межкультурных исследований, исследование общечеловеческих и специфических этнокультурных стереотипов поведения. Особо необходимо выделить роль Г.В.Ф.Гегеля в становлении относительно самостоятельной области исследования - изучении типов и видов транса. В то же время в диссертации показана фундаментальная роль И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля в разработке культурно-исторического подхода в познании, впоследствии реализованного в культурной (психологической) антропологии.

4) В диссертации показана необходимость для антропологических исследований в какой-либо форме решения вопроса о соотношении культурного (социального) и природного (биологического). Важнейшим выводом в связи с этим является обязательный учет специфики культуры как особой формы жизнедеятельности человека отличной от активности животных в психолоантропологических исследованиях.

5) Важную роль в понимании развития историко-теоретического аспекта психологического направления в этнологии США, по мнению автора, играет разработка особого способа познания - метода непосредственного изучения культур (вживания-описания-понимания). В качестве существенного аспекта изучения сложных функциональных систем отмечается сходство методов познания взаимодействии в этологии (а впоследствии в этологии человека) и доказывается тезис об аналогичности подхода К.Лоренца и В.Дильтея к познанию и соответственно их отличие от количественно-эмпирического позитивистского способа анализа.

6) Важнейшим итогом настоящей работы является последовательный анализ проблемы объективированных форм культуры в процессе исторического развития, начиная с И.Канта (схематизм) и Г.В.Ф.Гегеля (опредмечивание-распредмечивание). (Далее В.Вундт, В.Дильтей, К.Лоренц). В диссертации показано, что данный механизм, описывающий взаимодействие личности и соответствующих форм культуры, существующий в общностях человека, лежит в основе познания различных форм культурной идентичности.

7) Существенным итогом работы является также признание наличия в психологическом направлении в этнологии (так же и в науках о культуре и человеке в целом) двух важнейших подходов (можно даже сказать философий): логико-позитивистского (в XIX в. эмпирически-позитивистский) и экзистенциалистско-герменевтического (понимание через сопереживание). В диссертации не отрицается необходимость количественно-эмпирического анализа, но показывается поверхность его результатов без привлечения культурно-исторического анализа.

8) Исторический анализ исследований "психологии народов" во Франции привел автора к выводу, что данный аспект изучения психологического направления в этнологии еще не исчерпан и содержит эвристический потенциал для дальнейшего анализа. В первую очередь это касается работ И. Тэна об эпохе французских революций. Кроме этого в диссертации отмечается применимость взглядов Г. Тар да, которые автор обозначил как "радикальный гипнотизм" к анализу индустриальной культуры 80-90 г.г. XX в. - "цивилизации иллюзий". Слова Г.Тарда "всякое социальное действие есть гипнотизм" звучат пророчески в современную виртуальную эпоху.

9) Каждая из форм изучения культурной идентичности ("психологические типы культур" (конфигурационизм), "национальный характер", "этническая идентичность") имеет свое назначение и смысл в качестве этапов развития психологического направления в этнологии США.

10) Доказывается ряд положений, касающихся развития психологического направления в этнологии США. Среди них: а) тезис о существовании двух тенденций в изучении психологии культур:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общая структура исследований психологической антропологии в середине 70-ых годов

Теоретические ориентации и методы анализа.

В качестве исходного момента реконструкции общей структуры широчайшего спектра исследований психологической антропологии используем общее определение этой дисциплины Ф.Бока, которое наиболее отчетливо выражает методологическую особенность или суть данного направления. Важнейшим признаком психологической антропологии он считает взаимодействие "между антропологическими проблемами и психологическими теориями, сосуществующими с этими проблемами (Воск, 1988, P.XI). Размышляя о широком распространении идей? созвучных психологической антропологии? редактор итогового тома чикагского конгресса "Психологическая антропология" (1975) ТР.Вильяме полагает, что определяющим признаком этой дисциплины является изучение "судьбы индивидов в специфическом культурном контексте и интерпретация данных? полученных в этих исследованиях различными психологическими теориями" (Williams, 1975, р.26).

Таким образом логично подразделить всю совокупность исследований не только на основании предмета (области исследований), но и в соответствии с интерпретирующими теориями (методами). Следует иметь ввиду, что в настоящем изложении понятие "метод" используется в двух основных смыслах: 1) метод -совокупность теоретических положений, позволяющих дать интерпретацию эмпирическим фактам и определяющих направленность анализа и способ изучения объекта; 2) метод (методика, техника) конкретного эмпирического (полевого) исследования - совокупность приемов, процедур непосредственного изучения выбранного аспекта жизнедеятельности человека в условиях различных культур.

Несмотря на довольно большое разнообразие проблем, которые изучают психологические антропологи все же можно выделить несколько тем, которые обязательно будут присутствовать в монографии или коллективном труде (общей направленности) под названием "Культура и личность" или "Психологическая антропология". Это исторический экскурс, посвященный первому периоду развития (обычно до сер. 50 гг.), обязательно разделы, посвященные особенностям восприятия, познания, мышления (в различных культурах), детству, функционированию взрослой личности и ее детерминантом. В той или иной форме будет отражена этнопсихиатрия, проблема измененных состояний сознания и религии в целом. Будет также присутствовать раздел "личность и экономические изменения" или "экономическое развитие и личность".

Приведенные предметные области достаточно репрезентативны в описании того, что изучают психологические антропологи. Но самое главное здесь как изучают, поскольку одна и та же проблема (народ, этнокультурная общность, тип ритуалов.) может анализироваться различным способом. Поэтому для целостной картины столь сложного явления современной науки как психологическая антропология мне хотелось бы дать общую структуру исследований данной дисциплины, дополненную общей характеристикой методов эмпирического исследования. Как уже отмечалось ранее, теоретический метод или ориентация существенно влияет на способ познания и во многом определяет ту или иную направленность исследований. В качестве основных методов интерпретации (или подходов), существующих в психологической антропологии, можно выделить следующие теоретические ориентации:

1) Психоаналитический подход.

2) Когнитивистская ориентация.

3) Этологический подход (этология человека)

4) Интеракционистская ориентация

По предмету (области исследований) необходимо выделить следующие проблемы:

1) Анализ этнической идентичности в различных ее исторических формах.

2) Культура и мышление. Особенности восприятия и познания в различных культурах

3) Культура, личность, экология.

4) Психоантропология религии. Анализ ритуалов.

5) Антропология (этнология) детства.

6) Анализ моделей нормы и патологии в различных культурах. Этнопсихи-атрия. Изучение форм "народной" терапии.

7) Измененные состояния сознания: проблема классификации функции в современном и традиционном обществе.

8) Культура и биология. Психобиологическое изучение личности в условиях различных культур.

9) Личность и экономическое развитие. Психологические основы различных типов экономики. Проблема адаптации личности к изменениям.

Взаимодействие этих двух структурных уровней и образует область исследований психологической антропологии. Можно даже говорить о "переплетении" двух классификаций, поскольку предметно-проблемные области могут изучаться при помощи различных подходов. Дополнительные штрихи в общую картину исследований психологической антропологии вносит использование различных моделей личности, а также доминирование той или иной детерминанты (или детерминант). Большое внимание этому аспекту уделил В.Барнов в книге "Культура и личность" (1985). Он полагает, что наиболее активно в межкультурных исследованиях используется три модели личности: динамическая З.Фрейда, "завершенная" Маслоу-Фромма-Оппорта и "согласованная" (гармоничная) Келли (Barnouw, 1985, р.11-15). Безусловно, что модель Келли доминирует в когнитивном направлении психологии культуры, но она практически не используется в других направлениях исследовании. Фрейдистская модель динамической личности это действительно универсальный способ, посредством которого "мышление и поведение детей и взрослых, нормальных и сумасшедших, дикарей и цивилизованных объединено и объяснено общими принципами, ведущую роль в которых играет конфликт между структурными составляющими личности" (Воск, 1988, р.23-24). У такого подхода есть свои плюсы и минусы. Но в последствии в ортодоксальных психоаналитических исследованиях культур конфликтная модель личности превратилась в патологически-клиническую. Это означает, что исходный пункт исследования - патологический индивид и задача ученого лишь выяснить особенности патологии и дать им объяснение в терминах клинической психиатрии (психоанализа). При этом человек рассматривается как абстрактный индивид (вне культурного времени и пространства профессиональной деятельности), к которому применяется некий единый стандарт усредненной активности и патологии.

Такому подходу противостоит позиция Маслоу-Фромма, рассматривающего человека в качестве творческого, разносторонне развитого индивида. По моему мнению, именно две эти моделей наиболее существенны для психологии культур, хотя свой вклад в общую картину исследований вносят и другие подходы к определению личности: Уотсона (совокупность поведенческих актов и реакций С-Р), Кардинера (совокупность неврозов, тревог и защит) и безусловно модель психокультурных исследований Дж. и Б.Уайтингов (Whiting J. and В., 1978, p.41-61). Существенно дополняет представление о богатстве и разнообразии исследований в психологической антропологии краткий обзор методов конкретных эмпирических исследований. Еще раз подчеркнем, что основополагающей (особенно для антропологов 20-50 гг.) является установка на понимание, . другой культуры, которая предопределяет общую направленность полевых исследований. Б.Малиновский, один из первых полевых исследователей и сторонник функционально-психологического анализа культур, отмечал, что антрополог "должен уловить точку зрения туземца, его отношение, осознать его видение и его мир. Исследователь, занятый полевой работой, должен научиться думать, видеть, чувствовать, а иногда и вести себя как представитель данной культуры. Это не означает, что мы просто должны понять мир другого человека посредством общения. Посредством этнографического диалога мы должны создать мир, общий с ним. Чтобы воспринять эту форму человеческого понимания, необходим период вживания в среду данного народа" (Malinowsky, 1923, р.22). Общий подход к полевым исследованиям в рамках парадигмы "натурализма" (то есть изучения естественно сложившегося положения вещей) в очень скором времени в конце 20 г.г. - начале 30 г.г. был дополнен различными методиками тестирования, то есть экспериментальных методов исследования особенностей личности в различных культур (в первую очередь это касается специфики восприятия и форм познания). Кстати, именно в психокультурных исследованиях широко использовались и прошли апробацию проективные тесты. Наиболее известные тесты, которые использовали антропологи в своей работе - это тест Роршаха и ТАТ. Далее при изучении особенностей восприятия использовались самые различные виды и модификации визуальных и вербальных тестов. Очень популярны тесты-рисунки (дерево, человек) - ДАР - (Draw - А - Person), Y - Т - Р (House - Tree - Person - test), а также различные способы изучения группового взаимодействия (например, Doll Play). Особую роль в психо культурных исследованиях играет анализ мифов и народного искусства, а также способы интерпретации снов и видений. Достаточно широко применяется анализ биографического материала (life history material) самыми различными способами и использование различных видов интервью и методик опроса (Barnouw, 1985, р.225-352). С 80 г.г. в психологической антропологии стали применяться этологические методы анализа поведения.

Психологическая антропология в конце XX е.

В 90-х г.г. наблюдалось некоторое уменьшение интереса к психологической антропологии, особенно по сравнению "золотым временем" 60-70 г.г. Я надеюсь, что это было временное затишье, так как проблемы разрабатываемые этой дисциплиной актуальны как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Немаловажным обстоятельством для продуктивного развития данной дисциплины является и то, что она содержит немалый эвристический потенциал для изучения не только обществ традиционного типа, но и анализа многих проблем, стоящих перед современными индустриальными культурами.

Середина 80 г. ознаменовалась для психологической антропологией концентрацией усилий вокруг проблем, связанных с изучением "Self' в межкультурной и исторической перспективе. В процессе исследований в этом направлении выделились две тенденции анализа "Self'. Одна тяготеет к целостному межкультурному анализу и продолжает традиции классического психокультурного подхода, рассматривая межкультурный анализ "Self' как очередную форму этнопсихологического исследования (психологические типы культур (модальная личность) - национальный характер - этническая идентичность - национально-особенное ядро личности ("Self'). Наиболее последовательно такой подход представлен в коллективном труде, изданном под редакцией Хсю, D De Boca и Марселлы (Marsella etc., 1984).

Другая тенденция в анализе "Self', в основном, состоит в общекогнивист-ском подходе в изучении данного вопроса в тесном взаимодействии с исследованием роли эмоции в жизнедеятельности человека в условиях различных культур (Shweder, Le Vine, 1984). Обе эти тенденции взаимодополняют друг друга и делают изучения указанной проблемы более разносторонним.

В конце 80 гг. - 90 гг. проблема анализа "Self' в различных ее измерениях становится одной из самых популярных в культурной (социальной) антропологии.

Об этом свидетельствуют регулярные публикации в крупнейших антропологических журналах США ("Journal of Anthropological Research", "American Anthropologist" и дискуссия в "Current Anthropology" в 1999) (Hollan, 1992; Harris, 1989; Mageo, 1995; Sohefeld, 1999).

Проблема "Self' впервые была сформулирована Дьюи в 1890. Впоследствии она получила разработку в концепциях Ч.Кули и ДжХ.Мида (1934). Большое внимание ей уделял А.И.Халлоуэлл и Г.Мерфи, посвятивший целый раздел в книге "Личность" (1947) анализу "Self'. Возросшее количество публикаций самых различных типов и видов, связанных с изучением "Self' (в антропологии в целом, в психологической антропологии, в психологии и этносоциологии) в последнее двадцатилетие XX века объясняется поиском новых форм психокультурных исследований и громадной популярностью идеи Дж.Г.Мида на рубеже 70-80 гг.

Кроме указанных выше коллективных трудов необходимо отметить ряд интересных сборников объединенной "парадигмой Self' как интегрирующего периода использующего идеи различных наук и исследователей (антропологов, социальных психологов, психологов и даже психобиологов). Это труд, изданный под редакцией АЛокка и П.Хиласа "Аборигенные психологии: Антропология Self' (1981) специальный выпуск журнала "Эгос" (1983 № 3), посвященный этой же проблеме, книги "Индивид, Self и опыт: Изучая тихоокеанскую этнопсихологию" (1985 редакторы Дж.Уайт и Дж.Кирпатрик), "Self и идентичность: фундаментальные аспекты" (1997, редакторы Д.Ашмор и Ли Джуссим), "Воспринимаемый Self: экологические и межличностные источники самопознания" (1993, редактор У.Найсер), Р.Хойл, М.Кернис, М.Лири "Индивидуальность: идентичность, уважение, регуляция" (1999). Особый интерес представляет работа А.Н.Сшоо "Аффективная регуляция и происхождение Self: Нейробиология эмоционального развития" (1994) как пример интегративного анализа ядра личности (Self) (Heelas, Lock, 1981; Levy, Rosaldo, 1983; White, Kirkpatrich, 1985; Schore, 1994). Из монографических исследований антропологов наиболее важны работы М.Розальдо, Морриса Бриана, Р.Лифтона, К.Ивинг и Дж.М.Магео (Gergen, 1991; Lifton, 1993; Mageo, 1998; Rozaldo, 1980). Существенным вкладом в исследование проблемы "Self' явилась коллективная монография, изданная под редакцией Н.Розенбергер "Значение Self в Японии" (1994) и фундаментальный труд неувядаемого Дж.Де Boca написанный в соавторстве с Э.Де Восом "Кросс-культурный нарративный анализ: Проявление "Self' в ТАТ" (850 е., будет издан в 2000 или 2001).

Наряду с изучением этнокультурных особенностей "Self " в психологической антропологии 90 гг. продолжается изучение других аспектов ее предметной области, разрабатываются новые парадигмы исследования, переосмысливается история развития направления. В 1993 вышло уже третье издания историко-теоретического труда Ф.Бока, посвященного психологической антропологии, а в 1994 под его же редакцией был опубликован сборник трудов этой же дисциплины. В середине 90 гг. опубликованы две монографии, имеющие существенное значение для развития антропологии психологической ориентации: Р.Д'Андраде "Развитие когнитивной антропологии" (1994) и Б.Шо "Культура в мышлении. Познание, культура и проблема значения" (1996) (D'Andrade, 1995; Schore, 1996). Важное значение для понимания особенностей развития анализируемой дисциплины играют также книга Дж.М.Ингхэма "Пересматривая психологическую антропологию" (1996) и сборник работ "Новые направления в психологической антропологии" (1992) (Ingham, 1996; Schwartz, 1992).

AAA

Подводя итоги историко-теоретического исследования психологического направления в этнологии с середины XIX в. по 70 гг. XX, необходимо отметить важность рассмотрения того или иного феномена науки в его динамике и развитии. С моей точки зрения, один из важнейших результатов настоящей работы состоит как раз в том, чтобы наглядно показать как из идеи "духа народов" и большого интереса к изучению разнообразных стереотипов поведения существующих в различных культурах сформировалось мощное направление исследований в зарубежной этнологии (культурной антропологии). На примере изучения психологического направления в этнологии (особенно в XIX в.) отчетливо видна преемственность культурных эпох. Данное направление зарождалось под влиянием нескольких исторических традиций: гуманизма возрождения и соответственно повышенного внимания к человеку (личности) и немецкой классической философии (в лице И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля). Эти два аспекта исторического развития духовной культуры были объединены в стремлении создать целостную науку о человеке - антропологию, которая должна была играть существенное значение в мировоззрении людей. Наиболее цельно и последовательно данная задача решалась в различных конкретно-исторических условиях и формах в психологическом направлении в этнологии.

И.Кант и Г.В.Ф.Гегель сформулировали ряд положений, которые впоследствии были реализованы в процессе изучения культур. Они же выделили области исследований, значительно позднее ставшие полноправными частями предмета психологической антропологии. От первых набросков портретов характеров европейских народов, сделанных Кантом и Гегелем и до современных психоантропологических исследований пройден огромный путь поисков и находок, достижений и неудач. При этом на протяжении рассмотрения всего исследуемого периода автор стремился показать самые разнообразные способы изучения культурного своеобразия народов и личностей, выразить "живой" процесс познания и развития теоретических идей в этнологии. Я полагаю, что одним из важнейших исторических периодов развития психологического направления в этнологии является первая треть XX века, когда развернулась самая ожесточенная борьба за самостоятельность "наук о культуре" в целом. Многие вопросы, ставшие предметом дискуссий в то время, вызывают оживленные споры и сейчас в XXI в. Противостояние двух подходов в изучении культур (позитивистски - фрагментарного и культурно-исторического) продолжается и по сей день. Можно даже сказать, что сейчас оно более актуально, поскольку как никогда ранее сильна тенденция игнорирования истории и выстраивания идеологии только "здесь и сейчас" существования. Особо необходимо подчеркнуть, понимание И.Кантом понятия "гражданин мира" как человека знающего и понимающего все разнообразные культуры мира, а не отрицающего всякое культурное разнообразие.

В настоящей работе на примере исторического пути психологического направления в этнологии показана полифоническая структура культур и человека. Рассматривая этапы развития исследования особенностей "личностей в культурах", невольно убеждаешься, что разнообразие культур есть важнейший универсальный закон человечества, так же как и всего живого. Изучая это разнообразие, ученые накопили значительный опыт и разработали большое количество приемов и методов исследования. Немаловажным итогом настоящей работы является то, что современная* психологическая антропология продолжает свое развитие за счет применения новых методов анализа и теоретических подходов. Особенно по По отношению к настоящей работе это период 60-80 гг., но аналогичные тенденции сохраняются и в 80-90 гг. XX в. казагельно в этом отношении использование "этологии человека", интеракциони-стских подходов и новейших когнитивно-интерпретационных теорий.

Таким образом, и по сей день психологическое направление продолжает развиваться, изучая многообразие культур и человека. По прежнему выходит журнал "Ethos", появляются новые сферы исследований, совершенствуются методы познания "старых".

Но есть одна особенность постиндустриальной культуры, которую автор все время имел ввиду, но она осталась за рамками повествования. Это огромное значение повышения "психологичности", манипулируемости современной культуры и соответственно человеком. Это явление стало особенно заметно, начиная с середины 80 г.г. Именно в это время стали говорить о сценариях будущего развития о возможности воздействия (конечно, в определенных границах) на ход истории в целом. Таким образом, была значительно переосмыслена роль субъективного фактора в функционировании современной культуры* или по-новому была сформулирована проблема соотношения психологии и истории. Именно с размышлений над этой проблемой начиналось зарождение психологического направления в этнологии. Строго говоря, конкретно-историческая форма изучения этой проблемы и есть история исследования психологических особенностей культур *. Хотелось бы надеется, что знания и умения, накопленные в психологической антропологии смогут быть использованы при анализе ситуации, сложившейся в современной России.

 

Список научной литературыБелик, Андрей Александрович, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979.

2. Аграйл М. Психология счастья. М., 1990.

3. Александренков Э.Г. Стать кубинцем, проблемы формирования этнического самосознания (XVT-XIX вв.) М., 1998.

4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М., 2001.

5. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.

6. Асмолов А.Г. Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа И Психологические проблемы индивидуальности. М., 1984.

7. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984.

8. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

9. Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М.,1969.

10. Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX века. М. 1973.

11. Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX века. М., 1974.

12. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966.

13. Бородай Ю.М. Эрос. Смерть. Табу. М., 1996.

14. Бромлей Ю.В. Основные проблемы этнографии. М., 1981.

15. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

16. Велик А. А. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы? М., 1990.

17. Белик А.А. Психологическая антропология: история и теория. М., 1993.

18. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998, 1999, 2000.

19. Белик А.А. Социокультурная антропология. М., 1998 (в со-авторстве).

20. Белик А. А. Культура и личность. М., 2001.

21. Белик А. А. Психологическая антропология (культура-и-личность). Исто-рико-теоретический очерк// Личность. Культура. Этнос. М., 2001. С.7-30.

22. Велик А.А. Специфика исследований психологической антропологии. Психоанализ и психологическая антропология // Там же. С.31-50.

23. Велик А.А. Психология культур от архаических обществ к современной культуре // Там же. С. 174-203.

24. Велик А.А. Измененные состояния сознания как междисциплинарная область исследований // Там же. С.523-545.

25. Боас Ф. Ум первобытного человека М-Л., 1926.

26. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

27. Вежбицкая А. Язык. Культура, познание. М., 1995.

28. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

29. Выготский Л.С. Сочинения. В 6 томах. Т.2. М., 1982.

30. Вундт В. проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998.

31. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Гегель Г.В.Ф. Сочинения, т. ГУ, М.,1959.

32. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т.2. М., 1977а.

33. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т.З. М.,19776.

34. Геккель Э. Мировые загадки. М., 1900. ГирнИ. происхождение искусства. Харьков, 1923.

35. Губогло М.Н. К изучению идентичностей. Вопросы теории // Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. Отв. редактор М.Н.Губогло. М., 1999. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

36. Демоз Л. Психоистория. Р-Д., 2000.Дерябин B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность. Л., 1980.

37. Дерябин B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность. Л.,1980.

38. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.

39. Дробижева Л.М. (отв. редактор). Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995.

40. Дробижева Л.М. (отв. редактор). Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. М., 1998.

41. Дробижева J1.M., Акпаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х г.г. М., 1996. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.

42. Дильтей В. Введение в науки о духе // Дильтей В. Собрание сочинений. Т.1.М., 2000.

43. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1977.

44. История буржуазной социологии XIX начала XX вв. М., 1979.

45. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

46. Кант И. Критика способности суждения. СПб., 1898.

47. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения. Т.З. М., 1964.

48. Кант И. Логика//Кант И. Трактаты. СПб., 1996.

49. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999.

50. Кабанес О. Насс Л. Революционный невроз И Революционный невроз. М.,1998.

51. Клеман КБ., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. М.,1976.

52. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971.

53. Кон И.С. Этнография детства. Историографический очерк /У Этнография детства. М., 1983.

54. Кон И.С. Ребёнок и общество. М., 1988.

55. Кон И.С. М.Мид и этнография детства // М.Мид. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.

56. Кондаков И.С. Введение в историю русской культуры. М., 1997. Конт О. Курс положительной философии. T.I. СПб., 1900. Корнилов К.Н. Учение о реакциях человека с психологической точки зрения ("Реактология"). М., 1922.

57. КоулМ. Культурно-историческая психология. М., 1997. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1979. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.

58. Лебедева Н.М. К вопросу о методологии отечественной психологии // Этническая психология и общество. М., 1997.

59. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.

60. Лебон Г. Психология толп//Психология толи. М., 1998.

61. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

62. Леви-СтроссК. Структурная антропология. М., 1983.

63. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1999.

64. Лейбин В.М. Психоаналитическая антропология // Буржуазная философская антропология XX в. М1986.

65. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.,1990.

66. Никишенков А. А. Структурный метод Рэдклифф-Брауна и социальная антропология // А.Рэдклифф-Браун. Структура и функция примитивного общества. М., 2001.

67. Одуев С Ф. Герменевтика и описательная психология в "философии жизни" В.Дильтея // Герменевтика: История и современность. М., 1985.

68. Островский А.Б. Этнологический структурализм К. Леви-Стросса // Л.Леви-Стросс. Первобытное мышление. М., 1999.

69. Островский А.Б. Обоснование антропологии мышления // К.Леви-Стросс. Путь масок. М., 2000.

70. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Рассел Б. История западной философии. М., 1959. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

71. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. Сергеев К.А. Философия Канта и новоевропейская метафизика // Кант И. Трактаты. СПб., 1996.

72. Соколов Е.Н. Нейронный механизм ориентировочного рефлекса. V Симпозиум 18 Международного конгресса психологов. М., 1966.

73. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

74. Сорокин П. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М., 1990.

75. Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 1999.

76. Сигеле С. Преступная толпа // Преступная толпа. М., 1998.

77. Тард Г. Законы подражания. М., 1892.

78. Таболина Т.В. проблемы изучения этнических процессов в современном американском обществоведении // советская этнография. 1983. № 4.

79. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке. М., 1985.

80. Таболина Т.В. Этничность и общество: поиск концептуальных решений // Этнология в США и Канаде. М., 1989.

81. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

82. Тишков В.А. Политическая антропология. Нью-Йорк., 2000.

83. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). М., 2001.

84. Токарев С.А. Начало фрейдистского направления в этнографии и истории религии // История и психология. М., 1971.

85. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

86. Токарев С.А. Избранное. Т. 1,2. М., 1999.

87. Тэн И. Чтения об искусстве. СПб., 1912.

88. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. М., 1891,

89. Фейербах Л. Избранные произведения. Т.2. М., 1956.

90. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1913.

91. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

92. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

93. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

94. Фулье А. Психология французского народа // Революционный невроз. М.,

95. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975.

96. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

97. Чешко С.В. Идеология распада. М., 1993.

98. Чешко С.В. СССР был болен или его залечили (попытка паталого-анатоми-ческого анализа) // Мир России. 1995. № 1.

99. Шервуд Е.А. От англосаксов к англичанам. М., 1988. Шкуратов А.В. Историческая психология. М., 1996. Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.

100. Штейнталь X. Грамматика, логика и психология // История языкознания в очерках и извлечениях. М., 1960.

101. Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры. 1983. № 1.

102. AinsworthM. Infancy in Uganda. Baltimore. 1967.

103. Altman I. The Environment and Social Behaviour: Privacy, Personal Space and Crowding. Montrey, 1975.

104. Altman I. Privacy as an Interpersonal Boundary Process // Human Ethology. Cambridge, 1979.

105. Benedict R. Patterns of Culture. N.Y., 1934.

106. Blurton-Jones N.G. (ed.). Ethnological Studies of Child Behaviour. Cambridge,1972.

107. Boas F. Psychological Problems in Anthropology // American Journal of Psychology. 1910. V.21.

108. Boas F. Race, Language and Culture. N.Y., 1940.

109. BockPh.K. Continuities in Psychological Anthropology. S-F., 1980.

110. BockPh.K. Shakespeare and Elizabethan Culture. N.Y., 1984.

111. Bock Ph.K. Rethinking Psychological Anthropology. N.Y., 198&. Bourguignon E. Dreams and Altered States of Consciousness in Anthropological Research // Psychological Anthropology. Ed. by F.L.K.Hsu. Cambridge (Mass). 1972.

112. Bourguignon E. (ed.). Religion, Altered States of Consciousness and Social Change. Columbus (Ohio), 1973.

113. Bourguignon E. Psychological Anthropology. N.Y., 1979. Bowlby J. Attachment. L., 1997.

114. Candill W. Tiny dramas // Transcultural Research in Mental Health. Honolulu,1972.

115. Carstairs G.M. The Twice Born. London, 1957. Culture and Behaviour. Ed. by C.Kluckhohn. N.Y., 1962. Culture and Self: Asian and Western Perspective / (Eds). A.G.Marsella, G.De Vos and F.L.K.Hsu. N. Y, 1985.

116. Culture Theory / (Eds) R.Shweder, R.Le Vine. Cambridge, 1984. D'Andrade R. The Development of Cognitive Anthropology. Cambridge, 1995.

117. De Vos G. The Japanese Adapt to Change // The Making of Psychological Anthropology/Ed. G. Spindler. Berkeley, 1980.

118. De Vos G. Ethnic Pluralism: Conflict and Accommodation // Ethnic Identity / Eds G.De Vos, L.Romanucci-Ross. Chicago, London, 1982.

119. Devereux G. The Works of G.Devereux // The Making Psychological Anthropology/Ed. G. Spindler. Berkeley, 1980.

120. Eibl-Eibesfeldt I. Human Ethology. N.Y., 1989.

121. Ewing K.P. The Illusion of Wholeness: Culture, Self and the Experience of Inconsistency // Ethos, 1990, № 1.

122. Freska E., Kulcsar Z. Social Bonding in the Modulation of the Physiology of Ritual Trance // Ethos, 1989, № 1.

123. Fromm E. Psychoanalysis and Religion. New Haven, 1950.

124. Glazer N. Moynihan D. Ethnicity. Theory and Experience. Cambridge (Mass),

125. Herder J.G. Outline of a Philosophy of the History of Man. N. Y., 1966. Herskovitz M. Cultural Anthropology. N.Y., 1955.

126. Hollan D. Cross-Cultural Differences in the Self // Journal of Anthropological Research. 1992, № 4.

127. Hocart A.M. Ethnology and psychology //Folklore, v.75, 1915, p. 115-138. Hoyle R.H. Kernis M.H., Haiy M.R. Selfhood. Identity, Esteem, Regulation. Boulder, Colorado, 1999.

128. HolmN.G. (ed.). Religious Ecstasy. Uppsala, 1982. Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y., 1954.

129. Kroeber A. Possibility of a Social Psychology // America Journal of Psychology. Vol.23, 1918.

130. Klaus M.H., Kennel J.H. Mothers Separated from Their Newborn Infants // Pediatric Clinics of North America. N.Y., 1970.

131. Barre W. Hallucinogens and the Shamanistic Origins of Religion // Flesh of the God: the Ritual Use of Hallucinogens / P.T.Furst (Ed.). N.Y., 1972.

132. Barre W. Social Cynosure and Social Structure // Personal Character and Social Millieu / D.G.Haring (ed.). N.Y., 1956.

133. Barre W. Mescalism and Plyotism // American Anthropologist. У.57. 1957. P.708-711.

134. Barre W. Anthropological Perspectives on Hallucination and Hallucinogens // Hallucination and Hallucinogens: Behaviour, experience and Theory / RW.Siegel, L.I.West (Eds). N.Y., 1975.

135. Barre W. Narcotic Complex of the New World // Diogenes. V.48. 1964. P.125-128.

136. Mageo J.M. The Reconfiguring Self // American Anthropologist. 1995. V.97. P.282-96.

137. Mageo J.M. Theorizing Self in Samoa. Ann Arbor, 1998. Mead M. Coming of Age in Samoa. A Psychological Study of Primitive Youth for Western Civilisation. NY., 1928.

138. Mead M. Growing up in New Guinea. N.Y., 1930.

139. Mead M. National Character // Anthropology Today / AL.Kroeber (ed.). Chicago, 1953.

140. Munroe R.H., Munroe R.L., Shimin R.S. Children's Work in Four Cultures: Determinants and Consequenses // American Anthropologist. 1984. № 2.

141. Murphy G. Personality: A Biosocial Approach in Origin and Structure. N.Y.,1947.

142. Mead G.H. TLe I and the Me/1 Mind, Self and Society / Ch.Morris (ed.). Chicago, 1934.

143. Osuji O.N. Constructuring Complex Geometric Patterns // Cross-Cultural Psychology, 1982, № 4.

144. Peacock J. Symbolic and Psychological Anthropology // Ethos. 1984. V.12. P.37-53.

145. Personality in Nature, Society and Culture / CI. Kluckhohn, H.A.Murray (Eds). NY., 1948, 1953.

146. Person, Self and Experience: Exploring Pacific Ethnopsychologies. White G.W., Kirkpatric J. (Eds). Berkeley, 1995.

147. Prince R. Shamans and Endorphins: Hypothesis for a Synthesis // Ethos. 1982.4.

148. Psychological Anthropology / T.R.Williams (Ed.). The Hague, Paris, 1975. Radcliffe-Brown A.R. Andaman Islanders: A Study in Social Anthropology. Cambridge, 1922.

149. Ribot T. German Psychology Today. L., 1934. Riesman D. Individualism Reconsidered. N.Y., 1954. Riesman D. The Lonely Crowd. New Haven. 1950 (1961). Roberts M.J., Sutton-Smith B. Childtraining and Game Involvement // Ethnology. 1962. № 1.

150. Rohner R.P. Worldwide Tests of Parental Acceptance-Rejections Theories An Overview //Behavioral Science Research, 1980. № 1. Roheim G. Australian Totemism. L., 1925. Roheim G. The Origin and Functions of Culture. N.Y., 1943.

151. Roheim G. Psychoanalysis and Anthropology. Culture, Personality and Unconsciousness. N.Y., 1950.

152. Rosenberger N. Dialectic Balance in the Polar Model of Self: The Japanese Case // Ethos. 1989. № 2.

153. Rozaldo M. Knowledge and Passion. Ilognot Notions of Self and Social Life. Cambridge, 1980.

154. Seligman C.G. Anthropology and Psychology: A Study of Some Points of Contact // Journal of the Royal Anthropological Institute. V.54. 1924. P. 13-46.

155. Seligman C.G. Temperament Conflict and Psychosis in a Stone-Age Population // British Journal ofMedical Psychology. У.9. 1929. P.l89-190.

156. Schore A.N. Affect Regulation and the Origin of the Self: The Neurobiology of Emotional Development. Hillsdale. N.J., 1994.

157. Shore B. Culture and Mind, Cognition and the Problem of Meaning. N. Y., 1996. Self and Identity: Fundamental Issues / D.Aschmore, L.Jussim (eds). N.Y.,1997.

158. Sohefeld M. Debating Self, Identity and Culture in Anthropology // Current Anthropology. 1999. № 4.

159. Stephenson P. Going to McDonald's in Leiden: Reflections on the Concept of Self and Society in the Netherlands // Ethos. 1989. № 2.

160. Segall, Marshall H, Campbell D.T., Herskovits M.J. The Influence of Culture on Visual Perception. Indianapolis, 1966.

161. Slater Ph.L. The Pursuit of Loneliness. Boston, 1970.

162. Stein H.F. Alcoholism as a Metaphor in American Culture // Ethos. 1985. V. 13. P. 195-235.

163. Stein H.F. The Psychoanthropology of American Culture. N.Y., 1985. Stien H.F. The Indispensable Enemy and American-Soviet Relations // Ethos. 1989. №4.

164. Stien H.F. The Holocaust the Self and the Question of Wholeness // Ethos. 1993.4.

165. Trevarten C. Understanding Human Development // Human Ethology. Cambridge, 1979.

166. Whiting B.B., Whiting J.W.M. A Strategy for Psychocultural Research // The Making Psychological Anthropology. Berkelly, 1978.