автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Психологим в английском и немецком романе последней трети XIX века ("Эгоист" Дж. Мередита, "Эффи Брист" Т. Фонтане)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Психологим в английском и немецком романе последней трети XIX века ("Эгоист" Дж. Мередита, "Эффи Брист" Т. Фонтане)"
Российский государственный педагогический университет имени А..И.Герцена
На правах рукописи
УДК 620-31 МередитV
830-31 Фонтане + 82.091
_ \ _
ИУРАТКИНА Екатерина Леонидов*»
Психологизм в английской я иемещсгч романе последней трати XIX века -{"Эгоист" Дж.Мередита. "Эффи БристТ. Фонтане)
Специальность 10.01.05-Литература стран Западной
Европа,Ашрісісп и Австралии
Автореферат диссертации на соискалло ученой степени капдидата филологических паук
Санкт-Петербург
Работа рпволпеиа па кафедра зарубежной літератури Российско государственного педагогического университета им. Л.И. Герце.
'.Іаушшй руководитель - доктор филологических, наук,
• профессор Г.В.Стадгашш
Официальные оигюпоити - доктор фтологтеста наук,
профессор В.Н.Шлейдор • (Новгород)
"кандидат филологических наук ' А. II. Хру сталева
(Санкт-Петербург)
Ведущее 1-фаждеше - Ладкт-Петербургский институт * ■ культуры им. II. К. Крупской
Защита состоится сі/сі,/^г№ 19йЗгода в часов н
заседании специализированного совета КПЗ.05.05 по щшсувдеші
учеззоЛ степени каадщата филологических наук
Российском государственной ^одагогичоскоы университете по адре
Л .
159000, Сашст-ДетсрОург, Василевский Остров, 1-л линия, д.52 <х
С диссертации і.:о:ліо ознакомиться -п Научной библиотеки Ч) с стіс ко го педагогического уплверсиюта им.А.И.Горцшш
АьтороіріїгіГ рпзоснаа • 199*3 года.
З‘Юішй сокре і'арь сішцишііширпцаишго
ССЛіичЧі ім'-і!ІД1‘ЛС<Т іліиіО іісі'/і-.,
дацвігг
НЛІ.Кшшто
з
История английского и немецкого психологического романа последней трети XIX века, на наш взгляд, все еще подостаточно
глубоко исследованная в пашей наука, представляет болЬирй
историко- литературный и теоретический интерес. Не гак : і много работ, где ставился бы вопрос о национальном своеобразии развития романа, о "национальном образе мира" в романе. Поэтому
исследования специфических типологических признаков жанра в рамках национальной, литературы и в конечном итога в рамках межлитературного процесса особенно важны . Изучгть произведение
каждого писателя необходимо, учитывая межнациональные литертуркыь взаимосвязи и взаимовлияния. Атмосфера взаимодействия по£,зол~ет иначе взглянуть на проблему национально.о своеобразия, попытке найти сходное в различном обостряет зрение, і лучше : дашь и различное в сходном.
. Типологическая соотноснмость английского и немецкого
психологического романа последней трети XIX лека обусловлена и :ем обстоятельством, что развитие данного жанра происходило в контакте с мировым литературным процессом, в первую очередь с русским к Французским психологическим романом, опыт которого так или иначе трансформировался в творчестве английского и пемецког° писателей.
И хотя в нашей работе речь не идет .об изучении психологического романа па материале целого ряда литератур, мы, тем пе менее, не ограничиваемся национально-замкнутым изучением английского и іемецкого психологического романа последней трети XIX века. •
В работе не охвачено бее многообразие роман: з критическ го реализма Англии и Германии рассматриваемого периода. При-',
шеледовапии творчества Дж.Грвдитл,в частности ег^ роман,і "Эгоист", ’ворчсство Элиот, Гарди, ДкеАмсэ, как и многих других
шсателеЯ, затронуто лишь в сопоставлении и ерзвиени . Точно также * юн для анализа щюзр Т.Фонтано, ого романа "Эффи Крнст", оставляют произведения немецких писателей Б.Раабе, М.Г.Копрэде : ДР- •
Такая типологическая параллель выбрана нами с цель» ..нягшть аниона л ьную специфику художественного мышления различных исатопей, обусловленную своеобразием rot мировоззрений, спецификой ациональннх культур и художественных традисий, представляємо
ии. Нас интересует внутреннее.. сходство таких, казалось (>
А
непохожа произведений, как “Эгоист" Мередита и "Эффя Брист" Фонтам. Соотношение индивидуального и общего в литературном процессе, как писал М.Б.Хранчеаки, вообще сложно: "своеобразие худ^ишиов слова вовсе не означает, что в та произведения* не проявляются обще начала н тенденции ... Когда ш говорим, нацзиыер, о национальной литературе,... то имеем в виду как тзорчдство многих гоушшх в менее значительных писателей, так и ту . общность, которая присуща разнообразный литературным явлениям" 0 межлвтературшк связях обстоятельно писал н. Конрад в;работах*’Про-; б1вмы современного гравшггельного литературоведения" и "К вопросу о литературных связях". Сравнивая два произведения различных авторов, ва«ао соотнести особенности одного с особенностями друэдго. Пра этой вшшдяется айаовторямыЛ талант н своеобразие
ПНСГ&4Я. ' ;
. Р-ишцшш тиношогического анализа литературных процессов я аллвн-Л привлекают в; последнее время пристальное || внимание теоретиков и и^ориков литештуры. Труды отечественных литературоведов: Н.Т.Рымаря, А.а.Эсалнен, 1.В.Чернец, Н.С.Павловой, II. ^.Л-зЯтчс я других - свидетельствуют о неизменном интересе к , тшодогачесюш исследованиям. Работы зарубежных исследователей П. лаббока, Р. Виыанва, В. Кайзера п других подтверждают дскуоскоиность вопроса о критериях классификации жанровых форы.
Проблема ^удонественного психологизма разносторонне а успешно разрабатывается отечественными литературоведами
. (Л.С.Г:1Г0тскШу Л.ЙГшзбург Д.Б.Есшым.Ы.М.Бахтиныы.Б.И.,Громовым, Н.В.оабабуроыэй и др.), которые свои теоретические выводи делахгг на основании анализа произведений писателей русских|:(Толстого. Тургенева, Достоевского, Чехова), французских (Стендаля; Флобера, Сэлассана). В исследованиях литературного процесса ;в Англии я Гер; знии чем рассматривается психологизм творчества Стерна а Гете (К.II. Атарова, В. Харитонова), а также писателей начала XX вгкв - пери да расцвета психологического; романа (Н.Ю.1луктенко, М. II. Полосу хин, В.Е. Пэико ). Реяо встречаются исследования,
посваденпа развитию . психологизма в середине века (И.Бурова,
...Гарзльский). >
{ Англ.Некому же и в особенности немецкому психологическому роману иоследнпй трети XIX века, раскрывающему (особенности
душшюй «изич,внутреннего развития личности, зр уделено
остаточпо внимания со стороны критики. Существует ряд работе течествягаюм литературоведении, посвященных проблемлм реализма одна XIX почала XX вока, которые так или иначе касаются .опросо." удожестввппого психологизма. (II. Я. Дьяконова,Е.М.Евтшн~, Н.В.урнов, .М.Волков). И тем не мепео "в широком читательском СОЗГ'НИИ, -читает А.Карельский, - все-таки еще кгк бы зияет провал между иккэнсом и Таккероем, с одной сторопы, г. Гарди, Шоу и лэлсом - _ ругой". А й немецкой литературе малоизвестные широкому чг"а:елк. аабе, Шторм, Фонтане, Шпильгаген предопределили взлет немецкого рлтическога реализма в начале нашего столетия, представителями второго были Г. Наил, и Т.Мапн. Опыт мастеров ат.дйскоп и эмещеого романов последней трети XIX века трг 1увт ^есторошгого зучпого подхода и глубокого исследования, так как-опл, скорчеп-ри-эвав опт1 1ф1гтеС1«Щ) реализма, явились ' родпачальпик"мн переменного романа.
Б отачестватпде исследованиях, -гак и.г: иначе касающихся зойражЕпия характеров в литературе копца XIX века; вопроси, зихологизма рассматриваются лишь попутпо. Совремошая
згло-аморлкаис'кяя критика. представленная такими исследователями, 1к У.Аллап, ФЛСарл, И.Брэдбери, Д.Стоун, заинтересована щх.лвд-юй зихологтоского анализа р историческом аспекте. Одпок^. ^следователи по анализируют полробпо сиоцнф'гчосгатх особенностей зихологизмл этого периода. Но психологизм продставляоп важную городу худомествстгаК прозы Англии и Горший последней трот>т XIX зкп, во многом определяя- ого сановитость п эстетиче^/суш
эпность.
Цолыо иастотцоП работи яг мются нпелодопашш романов Лвдрдч.. зредита л Теодора «хойтаио о шшпо {мчмтпп психологизма в п’лиПскоЯ.и иетяпсой литературе, уптпиоиионио типологических
СОЧДГИЧЙ И СГ'000<5{Ш1»1 П ПОДХОЛО МерпДНТ.'! 11 Фонтане К ИЗОбрОЖСШИЮ тутретего мира героев.
15 роботе ставятся задачи: 1) выпоить самобытность
'чм>ШгнзГш английского й шмёщеого писателей, внразитпыш»,
)П1.|г>хнооти этого психологизма, проаппипонропать внутренние 5мвиепил психологизма па фОНЯ обдего раппнтия общественной жизни литератур??; в связи с этим рассмотреть творчество Мпрпдита и ттоне на примере их романов "Эгоист1! ( к "Э^ш Прмет", которые 1ГЛЯДНО отряжают новые • черты н ведущие тендпгагии в развинти
художественного психологизма в литературе Англии и Германии конца ИХ пока, ?_) определять степень влияния естественнонаучных и исиуологнчоскпк кглгцешнЛ последней трети XIX века на формирование философских и : т'ггпчяпких взглядов Мзредпга.я Фонтане. 3) поучить фзршровшгип обаюй обртзной структуры немецкой к английской. проз:.1 ко мпро углубления искусства ис]тходогнчесх;ого анализ;
, охарактеризовать отдельные средства этого анэлцзо (ыонолог, впутрошшнз речь, а тагаш тесно свяээшшх с ней способов взаиыозсарактерйстик я психологического портрета, несобственнопрямую речь, описание мпмики, жеста, интонации, параллелизм человека и природы, пейзожа и т.д.; определить их значение в структуре общего образного контекста; 4) оценить национальные традиции изображения духовного мира человека для дальнейшего развития английской и немецкой прозы, выявить воздействие одних писателей па творчество чу 1Ш в области психологического атгздтаа.
■ В данной исследовании ш предполагаем проследить мог-юнт» типологических езюндени'й Мередита к Фонтане, . проанализировать и?, таорчеекке методы. В этом - новизна выбранного лат аспекта изучения английского и ненецкого' психологического романа последней трети XIX иска и актуальность его для современного литературоведения. ‘
Тиоротяко-М.'?ТОДОЛОШ»СКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛОДОВЛНИП- • ЯЛ.ЧПКТСЙ
выводи в. трудох отётоствшкшх литературоведов, ноевчжеи'ч»'’ 'иройлмдзм жанра, содержания и ф>>рм:д с прсиготестрочвоЯ ошпмтгцпон на работы К.И.Бахтина, В.М.Кчрнуиского, Л.Я .Гшюбург. |:.м.Котжоп, Н.Т.Рншря, Н.С.ЛоЯтос, о также труды аор?<1о«чк» пгплодовауздк А-Бвонсо, В.Ы.Фореторл, А.фрвдизщ»,Ф.Р.Карта,Ф.м»|>тиии. У.Л.КоНпрг,.-Ю ашуп роль я 1Г-:1Г>мнр‘1пя;гп! рояишшпп пип о.™ плПотп И. Я. Дьяконовой, 0.?-*.Ковдрзп>ева, Т.Д.Пелитрииой, ?.И. Агпр-ни. н которых дива ?ар.'зктористл»'а лптург»турп« ситуация ?;ц.*м.
' В плана истглшо-литорзтуряого изучения твцяестт Не.р^дпч а к Фонтане осиовополагшцими' стали раг*.пн н.п.яэхпровт. О.’Н.Кондригьево, Б.М.Волкова, Е.Дж.Бойли, м.Конрну, п.г.тпут, ■Круза, Дж.У.КаошГфо, И.Фрадкшгэ, Ф.Мартини, ф.Гчп»*--}.-».
' ' При разработке данной темн били яэкяе т;»оль:юг.аин труду отичоствогашх и зарубежных летерзтуроведов и ттсчяологов конца хтх века: П.Д.Боборыкина, Н.Грото, Э.Копиго, о.Нюльпс, С.Любляпского, И.Петгцольдв, : 1 Т,Циглера.' В.Шорер, Ф.М.Вендта, В.Вундта,
Р.Гольцппфоля, Г.Спенсера.
Исслодоплнио в. рпФ/гы проводите:! км г.шмч»
..ЧиЧрлГ.О - .'!! й:р;ч’У|’,!И1'0 !> ч,[ ■ )ч'чч ПЧМ цс- 1 !Ч Ч ЧЧч , 1' 1,-1. ч . : ■ • ' ; ■ ,
.Ч| .;,\Г .'.'и1 чч .гч я НонГп'чч.. !Ч!{ чч-ч. у,; ..и:: :■! ч , ч ЧчЧЧ ч 1 . ‘Ч ) 'Ч \ Ч/ ', Ч 1ЧЧЛ Ч Ч. ЧЧ Ч(;Ч Ч 4,1 ; I 41 Ч . м V 41 Л* | .; 1 5 Ч .1. ’' Ч Ч
V'.} Ч.Ч1ЧЧ1' ПсрЧ'Ч! ЧЧ'ЧЧН.ЧЫЧ'Ч Ч: ЧЧ:ЧЧ1,.Ч! Ь|.ЧЧ.'. |, ]|1 • I , , I ' 1 Ч
щ.пМ. С’; .'.'I !1Ч|ЧЧ Ч! Ч)! .ик'1'': р/ЛЧЧ. I чЧМ.чМ!) ; *... 5 : ; г! .;|:ч<;!
!. Ч' Ч Ч ч. ' чКЧЧ';: ,41 р^ЧЧ.'НЧ Ч Ч.Ч< .'441 )'11’ чЧ1 . .. "ЧЧ,. . .... |..>1
!■ |;чч|| гчф.; ;нчи/)Н ригл ма (ршчсгъ ?гг>н. ччр .ч.ччч' ; | п'ч!чн: •> ч г.гл:1ч:;ьш>! «иг* у)•!? "конца гика". Р’яушчм, с ииччит-.з («'ишоли’ччссксго по; т п.п пи'.пп.'; ■ к'., ■ (• к и *н;>:! V ч г ,■ П'Л
ЧЧЧфПЧ'Ур], . Н’Ч]! Ш’Аи’чч "ОНчЧЧ!!.: -1 ЧЧП 1 •. ;ч■.Ч'..Ч Ь; Ч . '. И Ч
р-О'Г ;■>' 'У',." . ЧЧЧЧЧ'ЧЧЧЧЧ! 1:‘Ч‘1’ !;! ; ОМ ПЯ ч-!; '• Ч :ч
I^ ч '' ‘ ‘ь| ^-’■11! • Ч: чч:' ч''Ч,!' ч! . ; ч 1. ч\ ч ; . ■ . ч, ч ; Ч
'1 ['■: <'С. Чр ;>1И 1ЧЧ 'Ч|-У' I '"‘ГН чЧ !'Ч( Ч ЧЧ; ч' ! :Ц... . ■' !•; -'Ч -Ч ;ччЧ !Ч ' ч •. ■'::1Н.1 ЧЧ
"■ . чч■■ ■ -ч .и .' . ■ . ■ V, ч 1''1
1 Ч. ,ЧЩ':ЛГ:Ч :■■/(> ач'ЧЧ .
Во шшдотш обоглкшцвшпгся актуальность ноАраншЛ гадь Ж'дтшшТПртйчсикзя зиачишсть раОоти.опридшыются ио осаоинио цшш и иадачи.даотои нритимьскиП обзор 1ШУ1Н011 литератури 1Г0 указанной темо. '
В порвой главе "Влияние социально-иигоричоской оботагшюГлюу'шйх”теорий и концепций ни литературу пооюднеЙ трути XIX «ока. на философскио и зстигнчсиокиь • иагдядн
Дя.Нородита п Т.Фонтане" обрпгавяо илк(5анио но социальнио
!!рОТ:ИЛ)р'!Ч;1;! ''"псгптр’^'пчгог!"» ЧГ[!!!()’!*Ь !!|:КГ!^1:Т;Г) Ч? 0ТР”,;'ЧН1'П !Ч
_,, _;1 4,4ч;: > ч !'.-чч!г:ч;ччч : { V'
Споноорс, 3 > (.К1"Ч>Ч,Пр ^.Ч.'Г-ПШЯЬКПП )!;'П'Н!!!0 на ху,);(;-ЧИ;'П'1МП!у:}
“чгоргггуру. Гооспч'грлмпун’са раулнчш.".» нс^^п^ошчесг^и и направления и Лнглнп и Горявпий конца XIX иска. Ив основа анализа мировоззренческих позиций [Лародита и Фонтане
^'О'РУ
ЧЧ
■ ■-!' '
доказывается , чтп щ.^огели вшіосли из позитивизма веру в Оеэгро-нн'Г'ую мощь научного познания, страишішо к изучению сознания человека, к Точности наблюдений.
На развитии художественной литературы сказалось влияние нсихологнчеснях: теорий, которые проникли в творчество писателей ліоща XIX века и оказали яв нлх определенное воздействие. !,!егздит ч Англия , а Фонтане в Германии ушли далеуо вперед в язооражвшш слоиности человеческих- взаимоотношений а расіфшчш внутреннего мира человека, но сравнению с не . современниками, другими шпателями -реалистами. Они по сути не ' толыш писатели, но н прекрасные психологи, т.к. прогресс науки психологии, несомненно, научил их , • как и многих других романистов, лучшему поншанив "психических процессов. ; ■ Нельзя сказать, ч*о какие-то психологические' теории получили прямое отрпшшю в творчества Мередита и Фонтане, что их романи содлржат какой-лиио материал, э. .мствовашшй непосредственно иу псюсологии коч’науки, ’ но оші создавали произведения в эпоху Мішія и Спенсера, Фвхвера и Вундта и явились новаторами той -ІСі-и чскусствз, которая зародилась во второй половше XIX век»
)1 ііимУІ) иСіїлОіЦЛікії іі ІіОгіїОЛОГа'ЮіЛіиі.* ШШриВлоіШіі ІІр'їТІіиС-Сі'-^ГО рУШШ:Ч5сі. ,
ДЖ.МорвДКТ И Т.фоктаие создают ІИЛітШГйЧсіСШІО рОМілШ, отраааааде "ацконалшие урадшцш данной страны. Но в то ко ізремі ОШі Щ>йЯіиііі10'ї ОрцЩ’і Іііи’ЬриС К ИиоОраи&ВіШ нну Тронно )ї ї-і-оіи гер зв, докривай сущность социальных цротиворечнй червї внутренний мир .жчности. Они стремились вникнуть ;В суті изоОраиг-'шго геми: полнее и глубже . раскрыть характери героеі носредстром сложного психологического анализа, обстоятельств! окружающие героев, связи между личность» и средой. АНГЛИЙСКОГО 1 н иецкого писателей сближает также то, что в своей творчестве ош стремились вскрыть родовые наднациональные черты буржуазной обцества. . .вменяется ь^сь строй их произведений, нон структурі іювеґ”"войаш№. Персонал! перестает быть "героем"»’!! “виборі героев -и героинь сказ;д>аеті;я стрезилеьне авторі)!
захватывать вс» совокупность шзни и душевной деятельнооті челонека, в которой залегли самые характерные, яріше ' признаю расы. эпохи, национальности". "Приключения" заменяюгсі о&ишовенной ситуацией, швьвв места уделяется описанию событий , ... ■■ ■ . I .
да я сами события уяи не являются основной двш’втельшй ируіщвой, боа которой по обходились романи велигак нродиж-лгтоитигеов; Кол действия ишодляотся и, естественно, что пясптолп сосродотаэдвызт свое впишпио да язобраяенкп душевной казни я исиїодогпчосіим подробностей. • . .
Психологический роизя явился в данном случав той "борыоЯ вре.мвшГ, тем жанром, который сумел отразить' иротиворвчивосгь Ц катастрофичность оОгшствошюго сознания, сумил • яа примаро, многочисленных психологических ситуаций показать дріїьшяцїі л досгарионичность жнзня. , .»■ . «
Во второй главе, "К традициям психологического , {хямна 1 й овропейской литературе" рассматривается этвпи развяим психологического ронана. Известную роль в‘развитии *щглмйсй.оД и ненецкой литератур: конца XII векд сыграно плияйр» иностранных литератур - знакомство с французским реадрстичестм романом, с руссюшп реалиста»-^ (Тургенев, Толстой, Достоевский}. Популярность Толстого в Англии и Гзруэаая обьясш?.?.усъ ««* ТОЛЬКО ВДЬЮ его удивительного р88ЛКСГЙЧвСКОГО искусства. ГП'ІИССКПО И вотетичесютв ВОПЛЯ.??! ТОЛСТОГО П8Х0П!!.»!ГЇ п Апгзкя !!
5’- !' л л;г (''лггмглллу’ч іи''гті7 . Голь гл_л;; л' ' л л*лл-
і-‘Дишш о іллшо ,Толстой» "Лилі Кигллп"1 ц • ;л лни; •?С!ГГОПО "ЭМи Брчст", что являсгся Сі;:іуол:>лл; иекв.тъ :?.*>.!* плтгт рэтсояемерпостей зствтичвсксй 1-Ус л? тога,’ ’<1X
"Г.’рОДПГ И 'ЇЛІТЛІО ГГ.’?р-т,СОі'(!Л"Л СР-Л СлЛ5'1,' СЛЛ'Л л
творческих принципов изображения 'психология чедоввм,; обогатив еовнм содержанием реалистические традиция своих првдвясїввпшпсов.
В третьей главе { "Псгехолораческяй роман Т.Фонтана "Эффл Врпст" анализируетсяроман нвмещюго писателя в сравнения 6 романом Мередита "Эгоист". ; ^
В центре повествованлня - ввсло*ившквса( отвошния героя о новестой ( в романе Мередита) л с молодой г»ной{1 (в романе Фонтане), яргаявюпе трагический, дрг&атігевский характер. И это но случоАго. Ос*а романиста избрвлк се:.*зШтуо. драму, тгл как в'вей рзсвр'?в-;огся ар^ммудостБояш не ріеетяя, собішіШізя, з р;ту тгегттптя дужоізка.п загоїш гороав, их индивидуальная судьба и нсихака. Герой-иг соврошишяя. Ото такой "сснідальпо-нсіюиюгнчесюїй тип", кощыв я ад слои глубоко аациоаальпшн чертамя, о твюзо и об^ечшювечвскшя чертам. Увскрьшая его психавогно, романиста изображаю^ "конфликт
ш~лн и чувства'*, Нарнду с другими социалыю-пстаологотескиш ироГ ю-иаш, они разраблтишш г1'овд огонстлчного, циничного
'£(;.:А/Но1,иг ;п'сп:,:;л tyJ ,ч'чч чн, чр- ■лг./ччт,!/ г. ргчлчп^ Нчрчдчуа-
)СЧ рт'(;[Л1о: ! С .!Л',(.иЧ:!п Ч'/тПЧ.лЧЫ ЧМЧЛ' \ <-'г'> г,Ь’>. Г.] м
и ьлодчтыи Ъ Си..:Чь ()Ч>ЬЧ;';.)Ч1Чп; чч.чч, !'.'р^Ч. О/),: г,- р.; ;
1,|\;циий,ч-. к СЬиН !!'Л\).л,,(Ч > ЧЧ (..444 м:^н Ч.л.Л; Гл.')/ - 1 ;Ч>. . Ч ] ч зГчу > [ЧЧГ; :
•ЛЫ <ЧЧ}иЧ;;.Ч.(П’СН I ИЧьУу.к;, и'! ЬЧД'ШпПи (IV -Ч'УЧЧ,. [!рЧ ГЧГЧ
•411«;;.ЬиЛ!.1Г1 ИХ. КИДЧЬ, ДЧ.чЧ ОЧпЧКиЧ !И.'1 сч;!) !!1; :Чч‘;"1' Г■‘|"ОГ«'■
идишть. &ш ехидсусо н иЧиДрчичшн !ор..м)ь у исочь рппшч; ШииГЮшй ОГ1М1Ч ии СМОМОрШ), Г. К. ОНИ 00<Ч О'1ро:д~1.,1 .ДУХОШШЙ лир
челоиоко ггоо^едгич; тртм ХТХ л-лса, ого гчтмничп.
Шогй (ЧЧО.на'ПШ II I) ЬгаХоЧ Ч'пЧГДЖСТ) О^рЧЧСНЧСЧ ;НС5;нх ООГмЧОм. ;;д.ЧЧ1:1Л! Сйр^ЧЦ ;й|11ь.Л;111,1 ЙЛП'!]! I;._М ИГ-:: 'ЧЧ,Ч|'') и 1. 'Чи! Ч Г) г,.рУГО-;
;л.; :> [.и; '_,;Ю Н_Ч'!:>';Ч ;ЧЧЧ:1,— ;■ )■ 'ОЧ-ЧЧ: ,. ■ '-1 Лги1'/ !Ч!р'Ч : Чр
,. ^ "Ч I ЧЛ 1„ Ч<Ч.!иЧл ! Ч- лЧ, ' • м, 1 ’ 1 Ч’ ', 14 г '- Ч Ч'г!; , . ■ -'' .V.' '• \ Ч,,|
- ' ■■• ‘-1 I ; ■ : ■ -I . ч :■' • '■■ Ч :-■!■■ >
I ,. м 1 ■- -.. *; V Ч ., I . , ■ - :. - < , ; ■' ' : ' Ч
1ПнЬ >.Шр, ,14 Ч1!';.. ;Ч ЧЧиЧ.! - И ЧЧХЧ'И иЧЧ ‘ 1 .' .'Г .! ;-Ч Ч
ь.ллпчилоло.ли.»! £гц)Л];'>'и^м.
' Чи'ГП.и И1ЧЧ-^;Ч<01 ЬС/дЧ», |Ч,и1Ь^1:Ч' ЧЗуЧ.'ли '•. Чр:ЧЧГг [ .,‘4
Ч, ,;к,.Ч|ЧЧ1 1,-1 :■■■:'/, ■-. . ЧЧЧЧ 1: Ч.,Ч ». .‘!.;;',Ч:Ч
. м !• -I1 и.и и| 1. и 1. .. ^■ : ';] ■. . •- .):••. 1 ■ • .'• ■ ''
« целуй) Хи/И^/с^ и 14,,,■ -ч Сорлоии, ]гг:л.гчгл! ч>1 ч^;'
рапкин слей •‘Ийиащюш обцоетаа. .
«■оиччиш стаиич’ 1'ерооо в рьзличнио уалойш: енлчалг) в ооичшо, затем в ^.иелремштшв. Обрпсотвии соцнамьио-псил.олоп1ЧвскнП облиг героев ес взаиыоонюшошшх с родныш, друзьями, оОщвстБом, Фонтане яостапо»ло, буквально с саг,«ого начала поваствонания, поотпрапш ИоДВТ К КчМСГрОфа. ПОЧ'ОЫУ ЧТО ЙИЭШЮ В 1Ш'1'дСТрО|1;11ЧеСШ1Х, чрозвичайшл, трагичоски обстоятельствах появляются 1 раскринаазтоЯ ташш осибеш!ости чоловоческой пснхшсц, )соторы( обычп и,ср;;ш из сййДлшисги г. тд^лшпос;п„ ипстиро;: шшппть.
ымаолкно, папип :и сир.'шньи Кора аг; содоааис : I; ииде рлпруенчки ир1ШИчи«з'о ьшри, опраодап ссбн п с то йо »*рог!!
иьирйЮАЯ1дио чувство шиш. В зтш аашшаигся, драмптио^ психологической сущности дйчностй в романа Фонтане. И кончаете
все визовом но дузль, "столгоювониои с пзвочныии силами любви И спортгГ. Трагизм героя Мередита лмоот в основе сво'-'А "пакоэятго баз преступления". Наліщо драматические ситуации, однако они _іо приводят ни і; чьей смерти, напротив, они часто ком; ’.пн. ' горой
Мороднта - омеши, «осмотра пя то, что ипсотоль с не. эддояьной яскрвшгостъю 51 глубиной описывает ого страдатш н метания. В этом основпйо различно повествовательной маноры Меродита н Фонта)»).
Героніїя Зонт ал о погибает, героиня Меродита борется за .лзи5оду,
бунтует против бесчеловечных законов. і
ЛЗ четвертой главо "Психологический роь.яі Дж.Мередита гТ”’оііс- " 'пализйруется роман, английского писателя. Историки лігте;этуш
интересовались своеобразии методом и ;ти-,ем Мередита, начав гоучеішо творчества еще .при ого жизни.' Уже .в ‘ я СЛеДНИО
десятилетия XIX вока и в начало .X появились гатор' ~шо
топографии Дя.Тревельяна, Э.Бейли, М.С.Гендерсона, которые
нокозвдптат штлтш Нерлдато яа литератур,, зна^птіо го
творчества, отнсчеішох’о углубленным психологизмом. ' :
. "Эгоист” - крушюйшоо н наиболее совершенное произведение Меродпги, "самое глубокой я зночлтелъпое 113 всех произведения
нашого вока, это но только один из иедовров автора, но и одно из сг'” и. шдзкхтщеп и самих- оригинальных явлошій совремопноЛ
литература", - считает Д. Стивенсон. В этом ї/роизнедонші получа^г дальнейшее развчтто л обоОц.-нпп ого зототические идеи ч философски» продеточлония: теория духа
КОИЛЧОСКОГО восприятия',’ обі.ШГПІРІІОО ІЮОГІражОШІП рог ЧЫГОЙ >ПШП с ее НрО'ПЧЮреЩШИН и Іфі.'ФН.'П/.І ХУДОЖ'ІС'ШІІІІШГР ХОр-ТіПЧїрі», борьба
міілду гнчшгпо” и о';тсстг!!Н1»лщ тр'-’хонанилг'П
Натори-рпнлч, Н) и(к»дн. И :*гом }у,моно Морпдпу ті|А>н«зіип~- ссОн тонким
іісихолія-он, иаб^датолон, гнотом <н «отяниадекоП іплур’ї.
С;!' >ацситрироиаіі к "Пгопсто" свои фіиіог.пфскіііі' и зетотпчоемте идол, морінні]’ соодат социплмю-іісилологическиіі роман, которий
і'ОНОн ЗТ.’і:;ім.?ми;ііч д;гі>К» {Ю.ИйІіи В ІІН1 ’ЛІіЛсКОІІ .ТіПТОРа І'ури.
Г> :>ті'-м роїчич1.. і'іюііоОр'азвом исследовании чоло». ческой иииияолш, і іі ...і -*.іі :>;іі но, прощ мои талант писателя. Роман сі«)(і(.кіра;'.(,іі: в мои сулен диапазон гншчоекого повествования, єднано ІіОИШІЯНГГСЯ ІШИМ» отлнчптодьпио , черги, которио я делакіт рОМШІ "умозрительным’’, "ИПТрОСЛШСГИВННМ", Это, ! ВО-ПОріМЗС, нсихологнческий анализ'внутренних мотивов, определяющих действия и
bowwbwi героей. Благодаря истолюовпшт различных приемор пйяхопогкчрского ввавиэа, Мередит показывает влияние: социальных yttJiOBrtf? по психику' чвловпка п развинчивает ндеалышй otf-раз "пзтдаоиолшо* о героя", безупречного "британского джентльмена":
■1 уцагитвгюго, сагдадовольного человека с ложной и Абстрактной ■' морапьи,- Это, Bo-BToprcfc, своеобразная форма романа - ’вплетение в ткань поввствощтгия,, элементов комического. Как- замечает Кэдлифф, "романы Мародита кацолэна са то, чтобы нрятгковать кизпь, до эта критика задумана в духе комедии"4 И, в-чрогьих, это глубокая философская'‘основа романа. Показывая победу героини Клари Миддлтон И ад Эгоистом, Мередит подводит чятатшщ к выводу о победа "естествевшх призывов На1'ери-3ешт" в состязания с эгоизмом, Дэвид Стоун в этой связи пишет, что писатель "призывает к философскому репюнию апзнетшх вопросов". По мысли Ця. Липдсея, автора нового 1ш, цоевящепнной жизни и}' творчеству писателя, "Породит определяет истинное искусство (true!. art) как ; Ррапвзм плюс философия! Такое искусство уходит •. своими; корнями в оекто, - в обыкновенный жизненный опыт, по оно. обладает способностью обобщать, создавать типы, устанавливав связи с прошм я будущим, добиваться как поэтического проникновения . (vlsTon) , так л реалпстичоскоЯ коллизии". . ’’
' • Творчество Неродлта, в частности, fU'o роыан "Эгоист" - это
.нойпнй вклад в литературу и культуру огр народа. •
< • В заключении подводится итоги исслодоватгя в соответствии с
полью, 'и' задачами !| диссертации п 'делаотсд *; вывод о 'эпачппшьпон типологическом схоздотш романов "ЗФФн Брист" и "Эгоист"; ortnapyxena rtsrctooTb атих*; проиэподеиий в моголе, хаир«. перекличке идой, мэтипоц, образов. ’
■ ’ Фонтане-психолог ‘г.тромюхя показят» пташто обсттп'олыл'и пп
разьнтав психологии гйром, '"пдагсимост)» маотрэдиип чмопоки, tu'u состояния от разно- ^разных: шюшизх шошют"/ Р ого ромапо "ЗДи PpaijCT’* в вооисиности щ смолы окрукоэд&И ойсг.чионки ;метится и ’ ясптпогичосиоо состояние горотш. У Морадага -л^рам/гор! но т<алько , опродолиотся обстоятельством, 1Ю к в свою очерки- иртл^рпиуг'Г и*. Й. этой -ишодошотей ду*оаяоа богатство.его гарошщ кишри Мплдлтои, . t i;.iTn[«jH смогло.' противостоять неблагоприятны»! иоа’к^гкаыл лг»м* Ьюгио тооротич'йскяо ЩЮЩ №ЮСОСъКОй «ОНЦОИЦ'иИ Мо{Х|}(ИТЙ НйЫЛИ вырядагав a uto радэде "Эгоист". Цдось цо»шндси /иго шперис
К "эстетическому умозрению и художественному ЭКСаерИМба!у", Фонтане наоборот на практике часто опровергал! свои теоретические концепции (теория "вросветлешш"). Его романы "Эффи Бряот" - убедительное доказательство этого, ' -
Психологизм Мередита в психологизм- Фонтане ялцешш различного порядка. Для каздого,, писателя характерна свои собственные приема изображения слсишов .внутренне*- жланк героев, Фонтане интересует состояние человека в э^стремальншI
обстоятельствах, необычные состояния человеческо! пскыкя; его роману присущи трагичность к драматизм, Маредит старв^вядородаэь сложные психологические процесс» я обьвсщггь причины обычных человеческих поступков, ему удается достичь высокой худрвественной убедительности в перелаяв того или иного состояния душ. Психологизм Фонт вне - эмоциональный; ПСИХОЛОГИЗМ Иередите 7 рационалистический,' его содержание определяется увлечением 1 Мередита исследованием природы. человеке, поиска , ее закономерностей. .
Несмотря на различия в мировоззренческих предпосылках
творчества и национальное своеобразие романов, в них иного общего.
И дело здесь не только о сходство самого общего плана -. в обращении к психологии человека конца XIX века. Писатели ставили перед собой различные художественные задачи, но сходились в то», что произведешь искусства должно бить пронизано общей идеей, пврвдащеП дух времени я являю^еЯсл птогш нх шшвншх размышлений о судьбах родшш и современников. , ?». '
Апробация работа. Результаты исследования обсуздолись на научно - практической конференции "Школа и перестройка: опыт, проблемы, кадри" при Костромской государственном педагогическом институте (1990), на Герценовских чтениях при Российском государственном педагогическом университете (1992), на заседании кафедры зарубежной литературы при РГПУ (1992). . ,
По результатам исследования опубликована работа: К проблеме типологии женских образов в английском н немецком психологическом романе последней трети XIX века. Ди.Мередит. Т.Фонтане.// Сб.науч. тр. Теория и практика высшего образования,- Кострома, 1992.-С.71-79.
Дж.Мередит-Т.Фонтане. Опыт сравнительного анализа // Сб. науч. тр. - Кострома. (Сдана в печать)