автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Психологизм в английском и немецком романепоследней трети XIX века ("Эгоист" Дж. Мередита, "Эффи Бряст" Т. Фонтане)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Психологизм в английском и немецком романепоследней трети XIX века ("Эгоист" Дж. Мередита, "Эффи Бряст" Т. Фонтане)"
Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена
На правах рукописи
УДК 620-31 Мередит т
830-31 «обтане + 82.091
. г
ЫУРАТТОША Екатерина Леонидовна
Психологизм в английском и немецком романе последней трети XIX века ("Эгоист" Дх.Мередита. "Эффи Брист"Т.Фонтана)
Специальность 10.-01.05-Литература стран Западной
Евроьл,Америки и Австралии
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических паук
Санкт-Петербург
Работа рлюлнена па кафедре зарубежной литературы Российского государственного педагогического ушшерситета им. А.И. Гердоиа
Научный руководитель - доктор филологических, наук,
• профессор Г.В.Стадшисов
Официальные онпопопты - доктор филологических наук,
профессор В.Н. ШбЙНКер (Новгород)
'^кандидат филологических наук Н.АДРУсталева (Сашст-Петербург)
Ведущее у чровдешю - Занкт-Пете{Х5ургский институт
• • культуры ]Ш. II.К.Крупской
Защита состоится '/<гС?^>7с^ 199>года в /2 ^ часов на заседании специализированного совета К113.05.05 по присуждению ученоД степени кандидата фшологических паук в
Российском государственной педагогическом университете по адресу » .
199000, Санкт-Петербург, Василевский Остров, 1-л линия, д. 52,*
С дп^сертоицан !.;о;.:ио ознакомиться и Научной библиотеки "’оссш'шкого педагогического университета ин.Л.ИЛ'орцена Авторсаират рпиослгш "22" 199чЗ годи.
Ь‘ -шнин сикро1'орь специализированного
СОЬ(й’^ £ъ^11.Дл• ^{и!игоГ/Т'Н>. НПуЬ,
доцент Н.НЛЬишто
История английского и немецкого психологического романа последней трети XIX века, на наш взгляд, все ещг недостаточно глубоко исследованная в нашей науке, представляет большой историко- литературный и теоретический Интерес. Не гак : i много работ, где ставился бы вопрос о национальном своеобразии развития романа, о "национальном образе мира" в романе. Поэтому исследования специфических типологических признаков жанра в рамках ■ национальной, литературы и в конечном : итоге . в рамках межлитературного процесса особенно важны . Изучгть произведение^ каждого писателя необходимо, учитывая межнациональные литерптурьдб-взаимосвязи и взадаювлияния. Атмосфера взаимодействия поьзсигет иначе взглянуть не проблему национально.о своеобразия, попытка найти сходное в различном обостряет зрецие,V лучше : щишь и различное в сходном.. .
. Типологическая соотносимость английского и немецкого
психологического романа последней трети XIX лека обусловлена и ;ем обстоятельством, что развитие данного жанра происходило в контакте с мировым литературным процессом, в первую очередь с русским J. Французским психологическим романом, опыт которого так или иначе трансформировался в творчестве английского и немецкого писателей.
И хотя в нашей работе речь не идет об изучении психологического романа па материале целого ряда литератур, мы, тем пе меное, не ограничиваемся национально-замкнутым изучением английского и немецкого психологического романа последней трети XIX века.
В работе пе охвачено йсе многообразие ромаш в критическ го реализма Англии и Германии рассматриваемого периода. При",
исследовании творчества ДжЛ’кредита,в частности ог^ романа "Эгоист", творчество Элиот, Гарди, Джеймса, как и мпогих других
писателеА, затронуто лишь в сопоставлении к сравненш . Точно также 1 фон для анализа прозк Т.Фоптано, его романа "Эффи Крист", составляют произведения немецких писателей' В.Раабе, М.Г.Конрада и др.
Такая типологическая параллель выбрапа нами с целью ^илпить национальную специфику художественного мышления различных писателей, обусловленную своеобразием их мировоззрений, спецификой национальных культур и художественных традиций, представляемы;
ими. Нас интересует внутреннее . (Сходство таких, казалось <•
непохожих произведений, как "Эгоист" Мередите и "Эффи Брист" Фонтагч. Соотношение индивидуального и общего в литературной процессе, как писал М.Б.Храпченки, вообще сложно: "своеобразие
гуд^жшилв слова вовсе не означает, что в их произведениях не проявляются общие начала и тенденции ... Когда мы говорим, например, о национальной литературе,... то имеем в виду как тзорчвство многих крупных я менее значительных писателей, так и ту . общность, которая присуща разнообразным литературным явлением"
О межлитературных связях обстоятельно писал Н. Конрад в работах"Про-: бламы современного сравнительного литературоведения"* "К вопросу
о лжте^атурвых связях”. Сравнивая два произведения различных авторов, в&яно соотнести особенаости одного с особенностями друцрго. Пр» этом выявляется н&повторшый талант я (Своеобразие пистоля. ' ,
; Рчинципы типологического анализа литературных процессов я язлен.Л привлекают в. последнее время пристальное )| внимание теоретиков и игториков • литепатуры. Труды отечественных литературоведов: Н.Т.Ршаря, А.Я.Эсалнек, Л. В. Чернец, II. С. Павловой, Н. }.1зйтчс и других - свидетельствуют о неизменном интересе к 1 типологическим исследованиям. Работы зарубежных исрледователей П. лаббока, Р. Виманне, В. Кайзера и других подтверждают .аскуссионность вопроса о критериях классжьякации жанровых форы.
Проблема "'удохественного психологизма разносторонне и успешно разрабатывается отечественными литературоведами . (Л.С.ГлготсюШ/ Л.Я^Гинзбург.А.Б.Есинш,М.М.Бахтиным,Б.И..Громовым, Н.В.оаоабуроиой и др.), которые :свои теоретические выводы делают на основании анализа произведений писателей русских| (Толстого, Тургенева, Достоевского, Чехова), французских (Стендаля; Флобера. Мэпассана). в исследованиях литературного процесса в Англии и Гер алии чам рассматривается психологизм творчестве Стерна и Гете (К.Н. Дтарова. В. Харитонова), в также писателей:начала XX вгка - пери,да расцвета психологического; романа (Н.Р.Жлуктенко, Ч.Н. Полосухин, В.Е. П^шко ). реасо встречаются исследования,
иосащенгче развитию . психологизма в середине века (И.Бурова,
... Гэрляьский). ■ >
. Английскому же и ,в особенности немецкому психологическому роману иоследвпй трети ИХ века, раскрывающему (особенности
душевой мзнч, внутреннего развития личности, ар уделено
достаточно внимания со стороны критики. Существует ряд рэботв отечественном литературоведении, посвященных проблемам реализма копка XIX почала XX вока, которые так или иначе касаются _опросог~ художественного психологизма. (Н.Я.Дьяконова,Е.М.Евнин~, М.ВЛрнов, Е.М.Валков). И тем яе менее "в широком читательском созн'гош, -считает А.Карельский, - все-таки еще кггс Си зияет провал между Диккенсом и Теккереем, с одной сторопы, к Гарди, Шоу и ^элсом - _ друго'й". А В пемецкой литературе малоизвестные широкому чг^а1. ель Раебв, Шторм, Фонтане, Шпильгаген предопределили взлет немецкого критического реализма в начале нашего столетия, представителями •Которого были Г.Манн, и Т.Манн. Опыт мастеров анг.лйскоп и немецкого романов последней трети XIX века трг1ует 1^естороннвго научного подхода и глубокого исследования, так как они, сконцеь.ри-ровав опыт критического реализма, явились ' родпачалыпнпми современного романа.
В отечественных исследованиях, так кг т иначе касащ-хгч изображения характеров в литературе копца XIX века; вопроси психологизма рассматриваются лишь попутно. Современная апгло-аморшсанская критика, представленная такими исследователями, как У.Аллоп, Ф.Карл, М.Брэдбори, Д.Стоун, заштересоваиа щх.„>лемой психологического анализа р историческом аспекте. Однак^ исследователи не анализируют подробно специфических особенностей психологизма этого пориода. Но психологизм представляет важную сторону художественной прозы Англии и Германии последней трети XIX дока, по многом определяя• его сбиобитпость и эстетическую ценность.
Целью настоящей работы ш* шлется иппладооатш ромапов Джордж Иоредйта й Теодора Фонтане и шкпш развития психологизма в английской.и ненецкой литература, устаношюшт типологических схокдений и своеобразия в подходо Мередита и Фонтане к изображению впутретшго мира ге]юев.
П рпбото ставятся задачи: 1) выявить самобытность
психологизма английского й немецкого писателей, выразитечьныь позможности этого психологизма, проанализировать впутренпив изменения психологизма па Фоне общего развития общественной жизни и литературы; в связи с этим рассмотреть творчество Мередита и Фонтапе на примере га романов "Эгоист’] 1 л "Эф^н Брнст", кото;мо наглядно отражают повыо • черти н ведущие тенденции в развитии
художественного психологизме в литературе Англии и Германии конца XIX пока, 2) определить степень влияния естественнонаучных и психологических концепций последней трети XIX веко на формирование фплооо-^'.ких и ; тотичпеких взглядов Мпредпга и Фонтане. 3) изучить фэрнлронатю общей образной структура ненецкой и янглийскоЛ. проз» но моро углубления искусства психологического анализ./;
. охарактеризовать отдельные средства этого анализа (монолог, впутропню» речь, а такие тесно связанных с пей способов взаимохарактеристик и психологического портрета; несобственнопряную речь, описание мимики, жеста, интонации, параллелизм человека и природы, пейзажа и т.д.; определить их значение в структуре общего образного контекста; 4} оценить национальные традиции изображения духовного мира человека для дальнейшего развития английской и немецкой прозы, выявить воздействие одних ппсятолей по творчество ~>угих в области психологического анализа.
Г. данном исследовании мы предполагаем проследить моменты типологических схождений Мередита к Фонтане, . проанализировать их т порче скип методы. В этом - новизна выбранного на*тн аспекта изучения английского и немецкого психологического романа последней трети XIX вока и актуальность его для -современного литературоведения. ”
?«юрстша-^с^<т>гв‘,'!окой сснопоЛ исслод >вят:к- • являются выводи в трудах отечественных лигоратуроводон, иосвяиенпые проблемам канра, содер-ципш к Формы с мроиаупестиошо»'. ориентацией нп работ» М.М.Бэхтич-ч, Н.М.Кирмунского, Л.Я.Гинзбург,Е.м.тишиной, Н.Т.Г-!маря, Я.С. ь<'.\п по, п такта труды зврупсют-" исследова голей
ЛИ'ванс.е. П.Ы.Фоглтор», ЛЛ^лмчнв.ф.Р.Кадяп.Ф.Мьупгинк, У.Л.Млйерс.г»
Ичкну?» п г;.«ч]ГН';р1п!и ^отимп'.иг! снп^.->.;м1 паботм
(КЯ. !1|.Я1'Л>Н)^С>Й, П.М.!Гп)гд,>ятьеП.ч. Т. Д.СвтпрИЮЛ. Т.И, Лг.чпшт. (1 которич Дат ?г'*Р■; 1СТГ1 ’ 1 :*] }Ч'у Литературной СИ7V*Г" Г> ГНКиа.
' В нлани НСТГ-ЧИКО-.ШПЧфЗТУриС’ГО изучения ггерчеепп г,
Фонтано оыюв«ч',.,лгояг.»1ми стели р.гьп и и.Я.Ячяпрппг.. О.’М.Кондратьева, В.М.Волкова, К.Дж.БоЛлн, Н.К'>чр.у. п,(;тмуч:«, А. •Круза, Дж.У.Кошг.нЭД.ч, И.Фрадпчкк ф.Мартини,
, 1/ри разработке денной теми были таю; - цц.:к>пан« труди отечественных и зарубежных л^ературоведов и психологов конца XIX веко: П.Д.Боборыкина, 11.Грота, ЭЛ1опигэ, О.Кюльпе, С.Люблппского, И.Петцольда, ‘ Т.Циглера, В.Шерер, Ф.М.Вендта, В.Вундта,
Р.Го^ьцаифеля, Г.Спенсера.
Исслрдонлшм n. работе проводится цн оенглт • сгоршш nn’up'ifypHiK'o i! ''p.'inimrtt.'i! -id i uihm.iч'ичгь.'Уи > • Vi
hj 4J, к-m!!' 'ijlI'O’T .4 'К-1' IV [XV/ U !' it < ч м :i i i! i. * ? 1: ’
■ 1' M '/ • i'i i i ’ ■ i U ill) ИХ i V!i; f H' hM“U * • il i « ■ l ! ■ i h .,ii i'i. j >’j i -} i ■).. *■ ', j!
[i.-l i!i^l»/r nV[A'V{ 11 f! r-UiCli^fha'i > i ЛЧ'И l .il! м., (, m .•/..рч <
”T\ iiuiM. iu;|,juox:' русол! I'YaHii-iL'i ly.-:-■ .a апл--!
| р.гчЛп'Н" Ж> й 1'i f л;; OV.. p -'iMj. ■ i < Гм 1 * :>s
j; K.vjft мире нельма p3CLi:;ji|mi‘<iTb кпк '^pvunii'.e ;'i a:
ш:тонмия литературы "конца пек»". lhnp->ran, с рч:чштн«.1 !1га<0;;0рцчппк01'0 ром-ша синзаша ны'.сьи ч^них >» ,.;,i л*:..! -rs• П
И'1 ер.Чч'УрП, Ц-1.П! iif ; оОНОП 7->-llim i! Vi : i:,,, ■ :• р.ц ч
!'iлунГ'г1!ппчт»1ог.> evCi;;m-hi-.i ■.[-■ лн
i!; >. i'Ji-К 1 • * [: ь ■, •. '.t.-; *1 ■ ' i r. . , "■
. : S’-i' ' .4' v; u;;^ 1 .! i‘.:■ ■:(■.
‘‘арчетер амашич.ру^м.чрп iu<>‘Li u:p'; г.туру
' c:i' f i : ’f: i;;:. Г‘К! C[ rt,;i i’ !'1 i<!! ,t'i i М ч , и. • :ч ip,y i":r's < ■: i! ,i 4 '
■ Г' .1 ■" i . ■ p • !■ 4 ,j !' ' .у -I , , I.". . .
•; i'liiA-'JlCi1 Я !u .
Во тшдошш обоспошь.'аетсн йктуалыкчгп, изораииоЛ ti-?’::j, uuuuuuu и практическая ииачм.юсть работи, oiij 'иделиются о и есновние цо.нп н задачи,дается критически!! обзор научной литератур» но указанной темо. '
В первой главе "Влипино conHa.iii.no-исторической обстановки,научних теорий и концепций на литературу последней трети XIX пека, пп философские и эстетичсескио ‘ ЬЗРЛЯДИ Дн.Мередита и Т.'Топтано" обращено ишяшиио на социальные цротнкорочия paccrtaTpui<nf!',oro по|щодп, ппка'нйно их отрмготю п _!р. г;:'!.'-::’1': п ;ь'тмгг'И1””’м ! Kinrin. "ч
Снепссра), окаоанздп уиичитилыюо йл'ччио па аудсгеостпсшлуп литературу. Расс!!-чтрииа:птся различимо (шнхологическио вжолч и направления п Англии и Гсргшшш конца XIX пека. На основе анализа мировоззрвцчеешх позиций Мередита п Фоитапв
доказывается , что шпатели вшюсли из позитивизма веру в беигрп-нігг-ую поїдь научного познания, стришшішо к изучению сознания человека, к точности наблюдений.
На развитии художественной литературы сказалось влнядио психологических теорий, которые проникли в творчество писателей •іоаца XIX века и оказали па них определенное воздействие. Мередит ч Англии , а Фонтане в Германии ушли далеко вперед в изображении слошости человеческих- взаимоотношений и раскрытии внутреннего мира человека, по сравнению с их современниками, другими писателями-реалистами. Они по сути не ' только писатели, но и прекрасные психологи, т.к. прогребе пауки психологии, несомненно, научил их , ■ как и многих Других реманнстоь, лучшему пониманию "психических процессов. : Нельзя
сказать, ЧіО какие-то психологические теорш получили прямое отргчеение в творчестве Мередита и Фонтане, что их романы содиржат какой-лиио материал, з. ^ствовашшй непосредственно из психологии кач* науки, но оші создавали произведения в эпоху Милля и Спенсера, Фехнера и Вундта и явились новаторами той искусства, которая зародилась во второй половино Х1Х воко
11 liuLiJia b hCAilOj\Oi’ii'iilCiiOli UoiiJVlBJiUiiiiil Icj^I і I
. Да.Народит к Т. Фонтане создают нсяхологичаские ромшш,
отраяаэдйв "ационалыше традиции. данной страны. Но в то хш вром»
ОШІ ІІрОЛШііЦОЇ O'J^uUi liiiibpuu К НОООрГіілЛІІІ.и БНУТриЬІІСіІ ЛсІОЬІІ
rep зв, расиршіаіЛ' суицюсть соци&льних нропшоречіїл чоь; .і
внутренний Uiip .ЛИЧНОСТИ. ОШі стремились вникнуть ІЗ су і' ь
нообраигч-юго їли: иолиее и juiycfee - раскрцгь характери го]л;иі> посредством сложного психологического анализа, обстоятельства, окружающие героев, связи между личностью п средой. АНГЛИЙСКОГО Й н мецкого писателей сближает также то, что в своем творчестве они стремились вскрыть родовые наднациональные черти буржуазного общества. ..зменяется ь^сь строй их произволений, вся структура новог^вования. Персонах: перестает бить "герое:,!", и "шооро
героев -и героішь сказывается стремление овторои
захватывать всю совокупность шзни и дучевной деятельности человека, в которой залегли саше характерные, яркие признаки расы, эпохи, национальности". "Приключения" заменяются обыкаовенной ситуацией, меньше места уделяется описанию событий,
да н сами события уже ив является основной двигательной пруйщВой, без которой не обходились романы веяигшз прадльстиъаннков. Ход действия шщодляотся н, естественно, что писптолз сосродоса^тнвг своз впитпт да изображении душевной жизни и истоюгпчпг.юп подробностей* • : :
Психологический роиап явился в данном случае той "£оршй вреыепл*1, тем жанром, который суиел отразить' нроткворечяоое'ГЬ ^ катастрофичность общественного сознания, сумел ■ па прлмар<5 ■ многочисленных психологических ситуаций показать држ-шн^м и дисгармоничность жизни. , , 1 ,
Во второй главе. "К традиция» психологического ; [юили и европейской литературе" рассматриваются этапы развитая психологического романа. Известную роль в развитии английской и немецкой литературы конца XIX веко сыграло плияийп иностранных литератур - знакомство с Французским реалрстичоскт романом, с русскими реалистам! (Тургенев, Толстой, Достоевский). Понулярность Толстого в Англии, и Германии обьяснадаеь не только нощью его удивительного реалистического искусства. Отичссгато и эстетические взгляда Толстого пп?.одили в Англии п
i ‘''.jr,-;!- б.'пгонрплтнуг) uo^'iy. Км'ч’о г^т<рг.'/'Г::ь '
кмлцешш в ронане .Толстого "Anna Кчрсчшли'1 и в рс.мчни 'Гоптоив ”0;1ф1 EpijcT", что является бозус.'ЮБжш поиьзй'.влй: • ef*mtx рокоясиерпостей эстетической юслп копцп XIX Рлтк
!-^1:одт!Т я Сг)Н’с;:'31) рл~р:бот.тг? СН'.'П оа "т.: п^ггг:г1.*
trrp'ipcKiix пригаршсп чссбрзкепяя рситоеогни чилгвгдл,: (.'огатг'П -1 содержанием {-оалисиртсоше традиция cnoirs прзл'.,г-''г-н-зин r.:~D.
В третьей г-лапе ! "Искхологачесмпа ро;!ан Т.^опгзнз "П-^п Гр.’!СТ" пнализкруотся рОМПЯ Ш:ОЦШГО писателя D сбайчоипи й романом Перелита "Эгоист'’. ■ ■,
В центре повествоваплия - лесяозивштсй oTHoeemtji героя о невестой ( в романе Мередита) и с молодой ввноЯj{ {в романе Топтано), припяЕйз’е трагический, дракатнчесттП характер. И это по случайно. Otffl гсмрштстэ иобрзяя сегяйлуп драму, inn как в ней р^скрглэотсд прочм.у'.сстввшто по пиешяя, событийная, а внутренняя духовная :тэш> ropoeD, их индивидуальная оудьба н психика. Горой-нх сосреиошш. Эго такой "соцнально-ггсихалогпческий тип”, который поделен глубоко националышыи чертаыя, а тагом н обзочешовеческшй чертами. Раскрывая его,психологию, романисты изображаю? "конфликт
мігші и чувства”. Наряду с другими социально-психологическими
про»' ЮМЄШІ, они ризраоитивают тому эгоистпчпого, циничного
‘нъ.оиьки: гн'оиыл но .(гнх его Щя'.нмл^ииих г. іанні- Морч.уіііга;
ЦііііііЧііиГі іиірМфЛ'оН С л1 '„.Цім 1)1 Н‘Я,,П .і.Чм". і'и у ;пі. \гЛ\‘і. І'і •
Іи:]ліі 1і Со.'.л-'і.і ;-і')![и ;0; V ; и ьіПкі; ) і Гі;; іч[‘0.!,
її] . .ПиицНі Н ОЬОіі ЬиГ.чі'лі 1. >л--Сн і.,и>.р.,\ 11,4.1;.. ІІ і ч;3у і. іЛ
сії,і піСоіі: оа^гса і иьлііі.кі, < -ил ільидиш.ни о і- «н/юЛ. При ііоо'і
ла іюшіґь, (іл:Кі.нн*; па ,і,'^дн і!■: !і;>гуу мого
ил-УііІЇЬ. ЭГО СХОДСТВО ь «Д.м')р:,1кЫШй ГОрОіііі у оі'ОЛЬ р.'іПІШХ
ішсіі голий вплпії Іііл'оіи/Піірііо, т.к. они о сіп от духовиш ми;'
'ШлОВиІСІІ ІЮСЛЄДІІІ-.Гі 'ї]чи',; XI)'. Il.ib.ij, ф.'і!;< їїГО СОІЧіііШііІ.
МііГм о слодства іі іі ііГі^оі'іГичйі:ісоП иор.няч!::.! ілЛіокіпс опрім'лк
іЛ.О] і.іііл Ь'иі,.: ки.м’ ‘ :л^'Ьі.Ч і ..ііі !! .V л ії Г.і Ь Р
І -х--і і» ііл-.і« і, і ..-і іі) •, і . і • [ > ’ і .. • • ■' 'ЛМ і; «. : ■ .'і і.'. і'• г: Г 11 і'і'[>■1
і, ! і^иі/иіі.; 1 1 ,і . 'и- і.-'ь:;.- 'І. ;. ;.Т
і-.-} .[/V ііі і іп кУі і -іі ь <= )[ .'і'.і-ііі О *; і і > ■ - і'1 ‘ ; > Г ■ Г"
ііі.О іТіїАяи^Слліів.'.І Л-іфЛ.їир^иі.
ІН'сіііи . :0ус і і..:!,]:'-..Ь і::ТІ'[к'!
. і , ,> іі - .. і,..' дії і <. .. <’ ■ і ^; і.’ •__________.; ■ ,.“)•• .; ■ ‘і у . і Л 1
. < і і і і и[ і: . ' . ... . 1:.; ' /І і .. ] ^ ‘ ^ і • ' ■ . ;
і; ро.'-іии іі,сі'0':и і'іі;пі|м;ь іич.>г .ч, ПіЬ'ьіікЛ. }!:'■; і!.(-їйЬ;,}Г_
рапилі слон'шшецкого общества.
4ош.'<ши сїішнї і-ороив и рааалчдио условия: сначала ь ооичнио, затем в ..кстроналыше. Обрисовывая ссцналшо--пснхологііческий обліпс героев во взаимоотношениях с родными, друзьями, обществом, Фонтане иостепаино, буквально с самого начала повествования, поотвратшо в^дот к киїастрофо. Поїону что именно в катьстрснііическіїх, чроопичаГнші, трагнчоских обстоятельствих іі[юліиіяются и раскршмшгьл такие осибешшсти чвлоиечвскоА психпкя, которио ооичи сі;рц'Ш ;зи оС;.';;оиаостыо: нодьалоппость, нлсторпя'ошюсть,
С/І |л4.к. і. і ^ .І Ь .* \ З і I . ’ і -■ ] ![ П.*)!. ' ЧУ1'
иикьз.шио, капал :о сїрл^ііая і:аріі ии содоянне- и Віідіі р.'і:і]іуі:чі!пга Н]1НВ|,Ч1Ш1,0 ьшри, огр:л.и1ВП!ю оіг])аодать ссбл н с то йи врг;;!я иопроходяцоо чувство вши. В это;,і аиіслшаотся драматнз» психологической сущности личности в ромапе Фонтане. И кончается
псе визовом па дуэль, "столкновением с извечными силами любви н смерти". Трагизм героя Нородито имеют и основе свог"1 "паказатто
боз ПрПСіуіПЮПГ!!". Налицо драматичосшіо ситуации, ОДШЖО ОШ _І0 приводят іш і; чьон смерти, напротив, они часто кон; :пн. ' герои Нородито - снопш, несмотря на то, что писатоль с по. оддолыюй искренностью и глубиной ониенвает ого страдания и мотания. В этом основпбе различно повествовательной манери Мередита и Фонтаьо.
Героиня Зонтане погибает, героиня Мередита борется за „вьЛоду,
бунтует против бесчеловечных законов. і
ІЗ ’'отвертой главо "Психологический роман Дж.Мередита "Р*’оис~" 'пализйруется роман. английского писателя. Ис^орїП£и лите* зтуш интересовались своеобразным методом и ;т^,ем Мередита, начав изучение творчества еще .при ого жизни. Ужо .в ■ п СЛиДПИО
десятилетия "XIX века и в ' начало ..X появились илтор' пию
монографии Дк.Тревельяна, Э.Бейли. М.С.Гендерсона, которые
ноказнвают влияние Мередита на литератур,, значение го
ТПОрЧеСТВа, ОГМОЧПНЯОГО уГЛубЛОННЫМ ПСИХОЛОГИЗМОМ. '
. "Эгоист" - крупнейшее и наиболее совершенное произволение Неродити, "самое глубокое и значительное из всох произведений пппого вока, это но только один из сюдопров автора, по и одно из самих рндокцмхоя и ссмнх. оригинальных явлений сопроиоилой
лігсяр'їтуї и", - считает Л.Стшилич.п. Г> ртом
!іро>г.Ч!і->ді;іІіЩ пплучп^т ДЛ.ПЫЮйПче развитие 41 ОбОбі:;,ЛПН! его ястогнч'іскио идеи и Фялосо'рскип представления: теория духа
КОМі1Чі!СКОІЧ) восприятии', ООГСКТИВНОе Г.»об}*'1Ж0Шт рег УЬПОЙ МИЗШ1 с но иряньорочиями и іі[лл7і■ :>;;; >удо;-«'!і;т!\!!.ш!»го ? ар-га'оро, борьба • Мі-.иду г,дЖ',,'і;і],]|>їМ .'іго')"’?:';-' і) (.«ГГ'Ч.Т'Ч:!*»' ’’Н 'І) ■ *'ОМаШїЯі'її
Ц.чпіри-Г.і.-Иііч, ТГ1 -.11 >:> ;і!;. и :м::>1 р їм;;:: глгг іі] ,-оя і*. соОя тськнч
(((лаолиіі'М. піа'и іі'.лі ч-іжм лл'>лл;от і і ::і .у; .
ииоііцгнгріїр'Оі.іаг; •; "Лгоксто" свои ф;’ігч:о\П!;іш и :кггуцчпі:юю идеи, Мі!|Л),/іиг создан і социалыю-нсцуологичесг.яп роман, которой ін.чілсіі ионий |>;і:'.ноі'»і,:і>чн:гью [юмаїт в английской ліи'ематуре.
Л атом своеобразном исслщжшлм чоло» ческоД
ці-'! і-ііі;;і,міі, появился талант лисатоли. Г'-ман
сшообразии: іі нон су*нн диапазон эннчоского поисстиоошши, одплко ПОЯВЛЯЮТСЯ [ІОІ.ч.іО ОТЛИЧИТОЛЬНИО , чоргы, КОТО]ХЯ) И дп.паягг
реши "умозрительным", "интроспективным". Эхо, : во-первых, психологический анализ'внутренних мотивов, определяющих действия и
ио&пди&пя героев. Благодаря нсяояьэоаатда различии приемов психологического анализа, Мореднт показывает влияние социальных условий па психику' человека и развенчивает идеальный сх5 рая "национально* о героя", безупречного "британского джентльмена": ?щог.ляоппго, самодовольного человека с ложной и Абстрактной ' иорвлыз.1 Эго, во-вторы*, своеобразная форма романа - вплетение в
• ткань повествовячля,, элементов конического. Ка» замечает КанлиФФ, "романы Мередита нацелены на то, чтобы критгтовать жизнь, во эта критика задумана в духе комедии"4 и, в-треТьих, это глубокая философская‘;основа романа. Показывая победу героини Клари Миддлтон йад Эгоистом, Мередит подаодлт читателя к выводу о победе "естественных призывов Матори-Земли" в состязании с эгоизмом, Дэвид Стоун в этой связи пишет, что писатель "призывает к философскому регаонию аяавешшх вопросов". По мысли Их. Линдсея, автора ыопог4 Фил, поевщвннвой жизни и11 творчеству ппг.яталя, "Мвредит определяет истинное искусство (lrue';. art) как .• Роапизм плюс философия; Такое искусство уходит •. своими; корнями о оемдю. - в обыкновенный жизненный опыт, но оно. обладает способностью обобщать, создавать типы, устанавливать связи с проилыи н будущим, добиваться как поэтического прЬнккновепня (vision) , так н реалистической коллизии". . '!
Творчество Ыеродгга, в частности, его роман. "Эгоист" - это .цейннй вгелад в литературу л культуру егр парода. * •
1 • В заключении подводятся итогл исследования в соответствии с
целью; ;и • задачами !| диссертации и ’делаетсн j; вывод о 'значительном типологическом сюждешга романов "Эффк Брист" 5Т "Эгоист"; обнаружена Олнйость этих: • произведений п методе, ханрн, пврпклетто идей, мотивов, образов. '
• ’ ^онтане-пскхолог'стремится поктять шшлпие пс.стоптилып ь ;;,ч
. развитие пспжологии горок, •"завнеимоот!» построений ч&кммжп, его состояния от розно' 'разгшх вношнйх влияний"/ 13 ого романе "Эуф1 Грает", в вависиностн от сшни окрукадцел обегынопкп .миппется и ‘ цсиюлогичошгоо состояние горошШ. У Нередата xopata op (‘ по только . Определяется ОЙСТОЯТОЛЬСТВйШи ПО И В своа очередь нрооорпиуог JiA.
U щш оошшчоегсп духовное богатство его героини 1ишря Лллдаон.
. клтоцмм смогла Противостоять неблагоприятным обстоятельством. Многие теоретические вцводы фыюссФстоЛ концепция Породите наши . шфалдакиа пего роавве» "Эгоист". Здесь поадилсл /ого юггорос
к "эстетическому уиоэрешт и художественному зксаераые^у", Фонтане наоборот на практике часто опровергал!. свои теоретичесю/е концепции (теория "просветления"). Его романы "Эффи Брист".'- убедительное доказательство этого. ' - -
Психологизм Мередита в психологизм- Фонтана г- яла^ишш различного порядка. Для каздого , писателя характерна свои собственные прием* изображения сдеяшов..внутренне!* жизни герое», Фонтане интересует состояние человека в з^стреиальнш обстоятельствах, необычные состояния человеческо! голоякн; е»ч> роману присущи трагичность ш драматизм. Мередит старафтея дередаэь сложные психологические процессы к обьястггь причины обычных человеческих поступков, ему удается достичь высокое художественной убедительности в передача того или даого состояния душ. Психологизм Фонтане ~ эмоциональны*; психологизм Мередита -т рационалист ический, его содержание определяется увлечением 1 Ыередята исследованием природы человеке, поиска ее закономерностей. < * . ' .
Несмотря па' различия в мировоззренческих предпосылках творчества и национальное своеобразие романов, в них много общего.
И дело здесь не только в сходство самого общего плзпо -. в обращении к психологии человека конца XIX века. Писатели ставили перед собой различные художественные задачи, но сходпЛись в той, что произведение искусства долзшо быть пронизано общей идеей, передавшей дух времени и являющейся итогом их низнетшх размышления о судьбах родгаш и Современников. , л •
Апробация работы. Результаты исследования обсуздались на научно - практической конференции "Школа и перестройка: опыт, проблемы, кадри" при Костромском государственном педагогическом институте (1990), на Герценовских чтениях при Российском государственном педагогическом университете (1992), ва заседании кафедры зарубежной литературы при РГПУ (1992). ' . .
По результатам исследования опубликована работа: К проблеме типологии женских образов в английском и немецком психологическом романе последней трети XIX века. Дя.Мередит. Т.Фонтане.// Сб.науч. тр. Теория и практика высшего образования.- Кострома, 1992.-С.71-79.
Дж.Иередит-Т.Фонтане. Опыт сравнительного анализа // Сб. науч. тр. - Кострома. (Сдана в печать)