автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Психологизм как методологический компонент журналистского творчества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Психологизм как методологический компонент журналистского творчества"
Санкт-Петербургский государственный университет
На правах рукописи
ГРИШАНИНА Анастасия Николаевна
ПСИХОЛОГИЗМ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Специальность 10.01.10 — Журналистика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Санкт-Петербург 2005
Работа выполнена на кафедре современной периодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель доктор политических наук, профессор
Галина Сергеевна Мельник
Официальные оппоненты доктор филологических наук, доцент
Геннадий Николаевич Петров', кандидат филологических наук, доцент Марина Андреевна Алякринская
Ведущая организация Пензенский государственный
педагогический университет им. В. Г. Белинского
Защита состоится (¡¿¿СТ&^Ьл 2005 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д212.232.17 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете (199034, Санкт-Петербург, В. О., 1-я линия, д. 26, факультет журналистики СПбГУ, ауд. 303).
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Автореферат разослан
Л9» и*€>НЛ
2005 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета
доктор политических наук, профессор Н. С. Лабуш
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Осмысление личности современника как носителя качеств, которые влияют на выбор жизненного пути, на процессы социализации и гуманизации, которые формируют неповторимость и уникальность индивида, всегда находится в сфере пристального внимания журналистики. Именно поэтому и творческие интенции журналистов чаще всего сосредоточены на выявлении того, что определяет судьбу человека-героя текста СМИ, его жизненные приоритеты и ценностные ориентиры.
К началу XXI века различными науками—антропологией, медициной, философией, этикой, педагогикой—накоплено огромное количество знаний о человеке, которые свидетельствуют о неисчерпаемости этого феномена. Сегодня изучение проблем, связанных с личностью человека, актуализируется еще и потому, что его социальная и соматическая природа рассматривается уже в ином контексте—в контексте процессов глобализации.
Действительно, современный человек оказался погруженным в сложную коммуникативную ситуацию в связи с глобализацией информации, интенсивным распространением мобильной связи, Интернета, с расширением и качественным обновлением мультимедийного пространства. Массовые коммуникационные процессы изменяют не только стиль жизни человека, но и его психотип.
Реагируя на эти изменения, журналисты в процессе познания современника обращаются к психологическому инструментарию, который помогает: а) разглядеть психическую организацию индивида и изменения в его психике под воздействием внешних обстоятельств и внутренних переживаний; б) уловить и сделать очевидным для читателей то, как обнаруживается и реализуется в конкретном человеке—герое журналистского текста—его психическая энергия, чем мотивируются его потребности; в) определить причины эмоционального дискомфорталичности, которые сопровождаются чувс гвами тревоги, страха и разного рода фобиями.
Знание биопсихосоциальной природы человека, понимание механизма ее реализации позволяют пополнять творческие ресурсы журналистов при создании психологического портрета.
Психологический ракурс в портрете современника становится важным средством изображения человека в СМИ, поэтому категория психологизма рассматривается в диссертационном исследовании как одна из составляющих художественного метода изображения человека.
Категория «психологизм» наиболее разработана в филологии (литературоведении и лингвистике), философии и психологии, однако в журналистике остается практически не изученной. В данной работе эта категория рассматривается в системе общенаучных методов познания и отражения дей-
1
ствительности.
Степень разработанности темы. Теоретическую базу исследования составили классические работы по филологии Г. О. Винокура, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана2.
Особый интерес в процессе выдвижения рабочих гипотез и формировании концепции диссертации представляли работы философа Ж. Деррида, антропологов Р. Барта, Ж. Делеза, где журналистский текст анализируется в единстве сфер философии, литературоведения, социологии, истории, культурологии. Автор диссертации опирался также на исследования по теории текста и нарратологии (М.Я. Дымарский, Б.Я. Мисонжников идр )3, где текст изучается как вербальная знаковая система; монографии Н. Д. Арутюновой, В.И. Конькова, Д. Серля, С. И. Сметаниной, В. Н. Степанова, в которыхтекст анализируется как речевое действие в рамках прагматических ситуаций; исследования А. А. Леонтьева, И. П. Лысаковой, определяющих текст как речевое поведение участников акта коммуникации.
Особенно важными в рамках выбранного аспекта анализа стали монографии А. В. Левидова, Ю. В. Рождественского, в которых исследуется феномен психологизма в текстах художественной литературы, а также труды по прикладной психологии Л. С. Выготского, А. И. Евлахова, К. Мюнстерберга, Я. А. Пономарева, Н. Хомского и других, касающиеся проблем психологического метода в творчестве. Кроме того, в исследовательских целях привлечены труды филологов по проблемам классификации художественных ме-
4
тодов в литературоведении .
1 Ивин А А Теория аргументации М , 2000
2 Бахтин М М Автор и герой К философским основам гуманитарных наук СПб , 2000, Винокур Г О Филологические исследования Лингвистика и поэтика М , 1990, Лотман Ю М Статьи по семиотике искусства СПб , 2002
3 Дымарский М Я Проблемы текстообразования и художественный текст СПб , 1999, Мисонжников Б Я Феноменотогия текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания) СПб , 2001
4 Потебня А А Мысль и язык Харьков, 1892, Розанов М Современное состояние вопроса о методах изучения литературных произведений М , 1900, Евлахов А 1) Введение в философию художественного творчества Т I Варшава, 1910, 2) Введение в философию художественного творчества Т II Методы ненаучные (этический и публицистический) Варшава, 1912, 3) Введение в философию художественного творчества Т III Методы научные, нерациональные — филологический, сравнительный, исторический, эстопсихологический, эволюционный, биографический Ростов-н/Д , 1917, Плотников И П Психологическая школа в языкознании М,1927, Сакулин П Н
Методологически важными для разработки темы оказались монографии специалистов в области общей психологии, психологии развития, дифференциальной психологии. Психологизму как творческой составляющей художественного метода уделено значительное внимание в исследованиях отечественной и зарубежной филологии. Ученые В. фон Гумбольдт, И. П. Минаев, А. А. Потебня, X. Штейнталь занимались изучением проблем психологизма в языкознании. А. Дюркгейм, М. Хайдеггер, К. Ясперс исследовали психологизм как метод психологического изображения и познания личности.
Автор диссертации опирается на идеи и общеметодологические положения теоретико-журналистских трудов В. В. Богуславской, Р. Г. Бухарцева, Л. Я. Гинзбурга, В. М. Горохова, Г. В. Лазутиной, С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохорова, В. А. Сидорова. Длядиссертанта оказались полезными книги В. И. Батова, Л. Р. Дускаевой, М. Н. Кима, Г. С. Мельник, В. Ф. Олешко, Г.Н. Петрова, Е. Е. Пронина, Л. Г. Свитич, М. В. Стюфляевой, В. В. Ученовой5, в которых предметом научного анализа стали психологические компоненты познания действительности в публицистическом творчестве.
Методологическое значение для данной работы имели монографии, посвященные методу портретирования в литературе, журналистике и психологии6.
Цель исследования—выявить наиболее оптимальные формы психологического изображения современного человека в журналистском творчестве, а также показать возможности экстраполяции понятия «психологизм» на журналистские тексты.
В ходе реализации поставленных целей решались следующие задачи: —определение теоретико-методологических подходов к изучению проблемы психологизма в журналистском творчестве;
Социологический метод в литературоведении. М., 1925; Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1925; Фохт У. О психологистах-сочетателях и о сочетаемости вообще. М., 1927. Кн. VI; Добрынин М. К. Против механистов и эклектиков. М, 1931; Осьмаков Н. В. Психологическое направление в русском литературоведении. М , 1985; Колоба-ева Л. Психологизм как метод художественной литературы // Вопросы литературы. 2002. №1-2; Журналистика: исследования — методология — практика / Под ред. Г. В. Жир-кова. СПб., 2004; Смирнов В.Б. Журналистика и литература. Методологические и историко-литературные проблемы. Волгоград, 2005 и др.
5 Багов В. И. Анализ и интерпретация личностного в тексте: Автореф. докт. дисс.... культурологии. М., 2003; Дускаева Л. Р. Диалогичность современных юзетных текстов в аспекте речевых жанров. Пермь, 2004; Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004; Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996; Олешко В. Ф. 1) Журналистка как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002; 2) Моделирование в журналистике. М., 2003; Петров Г.Н. Средства массовой коммуникации и художественная культура: взаимодействие и синтез. СПб., 2003. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М/, 2003 и др.
6 Беневоленская Т. А. Портрет современника (очерк в газете). М., 1983; Вершель В. П. 1) Рабочий: грани социального портрета. Л., 1991; 2) Тема рабочего класса в современной советской публицистике. Л., 1985; Ракитянский Н. М. Портретология власти. М., 2004 и др.
— описание генезиса, динамики, направления и способов психологического портретирования в журналистике,
— осмысление специфики действия концепции психологизма при создании портрета современника в текстах «глянцевых» журналов;
— систематизация инструментальных методов построения психологического портрета героя в современной журнальной периодике;
— выявление методом сравнительного анализа ассортимента творческих приемов при изображении человека с позиции предлагаемой концепции психологизма.
Объектом исследования являются: научная литература по психологическим проблемам журналистики; журналы: научно-популярный «Вокруг света» (2003-2004 гг.), общественный и литературно-художественный «Караван историй» (2002-2004 гг.), международный общественно-познавательный «GEO» (2003-2005 гг.); электронные версии и сайты указанных журналов. Эти издания имеют большой тираж, являются рейтинговыми, рассчитаны на массового читателя. Интерес именно к журнальной периодике обусловлен ростом ее рынка России.
Хронологические рамки исследования определяются теми изменениями, которые произошли в СМИ при переходе к информационному рынку и появлении нового типа журнала. Для изучения журнальной публицистики были отобраны журналы за 2002-2005 гг. В этот период сформировались концепции данных изданий; «GEO» стал выходить не только на английском, но и на русском языке; открылась русская редакция этого издания в России. На информационном рынке журнальной продукции в начале XXI века появился иллюстрированный журнал «Караван историй». В журнале «Вокруг света», наряду с путевыми, появились портретные очерки и интервью-портреты, он изменил формат и стал «глянцевым». Избранные для анализа издания отражают общую тенденцию развития журнального рынка.
Предмет исследования—возможности психологизма как творческого (художественного) метода в познании и изображении человека в журналистском произведении; способы психологической оценки человека, применяемые журналистами в портретировании.
Методы исследования. В диссертационном исследовании применены: общенаучный7, сравнительно-психологический и структурно-функциональный методы. Интеграция научного знания является необходимым условием постижения сложных закономерностей журналистского творчества, поэтому в диссертации используется преимущественно филологические и психологические подходы, а также лингво-психологический метод исследования текстов, эффективный для анализа журналистских произведений.
7 Данные методы входят в классификацию методов познания действительности и применимы к любому научному исследованию. См.: Энциклопедический словарь. Методы изучения действительности и классификация методов / Под ред. А. А. Ивина. М., 2004. С. 705.
Научная новизна данной диссертации заключается в исследовании психологизма как важнейшего компонента художественного метода в творчестве современного журналиста; обнаружении его генетических источников; выявлении этимологии понятия «психологический портрет» и его аспект-ных дефиниций; в определении междисциплинарного характера психологического портрета, его функционального многообразия и объектов психологического портретирования в журналистике.
Диссертация является одной из первых работ в отечественной теории журналистики, в которой обозначен потенциал филологических и психологических теорий для построения психологических портретов в СМИ; предложен инструментарий концепции психологического портретирования в журналистском творчестве. Важной особенностью данной работы является сочетание принципов текстологии с принципами психологии творчества.
Теоретическое и практическое значение работы. Результаты, полученные в ходе исследования темы, служат расширению теоретических представлений и аналитических возможностей в области филолого-психологических исследований, объясняющих феномены журналистики. Научное значение имеет выявленный теоретический потенциал и методологические основания психологического портретирования в творчестве журналиста. Разработка проблем психологизма создает основу для построения более содержательных, многомерных и творческих технологий изображения личности в журналистских произведениях.
Реализованный в исследовании подход создает основу для операциона-лизации при создании психологических портретов в журнальной периодике. Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в деятельности журналистов-практиков, в учебном процессе на факультетах журналистики при изучении курса «Основы творческой деятельности журналиста», «Психология журналистики», «Теория и методика журналистского творчества».
Апробация темы. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге — «СМИ в современном мире» (2003-2004 гг.), «300 лет российской журналистке» (2002 г.), «Связи с общественностью: инновационный подход» (2004 г.), «Северо-Западные чтения» (2003-2004 гг.); в Челябинске — «Проблемы массовых коммуникаций» (2003 г.) и других регионах. Данные диссертации были использованы на лекциях, семинарских и практических занятий на факультете журналистики СПбГУ и в Санкт-Петербургской государственной академии сервиса и экономики.
По теме диссертации опубликовано 12 научных работ.
Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, Приложения, списка литературы (около 200 работ).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во ВВЕДЕНИИ обосновывается выбор темы исследования и состояние научной разработанности проблемы, цели и задачи диссертации, научная новизна и практическая значимость результатов исследования.
Первая глава «ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОЛОГИЗМА» посвященарассмотрению основных психологических подходов к изучению журналистского творчества, а также источников творчества, заключающихся в глубинах человеческого подсознательного. Творческая деятельность рассмотрена в единстве рационального и эмоционального, сознательного и подсознательного. Психические процессы, протекающие в бессознательном журналиста при освоении действительности, анализируются автором как начальные стадии познавательных процессов. Психологизм как творческая составляющая метода рассматривается как сублимация переживаний творца и переход их в образы («модель его души»), символическое выражение изначальных психических импульсов. Этот процесс не всегда осознается тем, кто создает журналистское произведение.
В разделе 1.1. «Психологические методы познания в журналистском творчестве» предметом анализа становится научная литература, посвященная творчеству как специфической сфере духовно-практической деятельности человека, направленной на «создание нового, оригинального, созидание, в чем запечатлевается порыв вдохновения, свобода духа человека»8, а также взгляды ученых на методы познания мира и способы его изображения в журналистском произведении. Обосновывается категория «психологизм» как методологическая составляющая журналистского творчества.
Показана многозначность термина психологизм, который в разных науках трактуется по-разному. В широком смысле слова под психологизмом понимают направление, рассматривающее все явления, входящие в круг какой-либо науки как психические процессы, и, соответственно этому утверждающее, что законы, которым они подчинены, суть законы психологические. Психологизм влогике рассматривается как система взглядов, согласно которым законы логики являются законами психологии9. Психологизм в языкознании характеризуется как «совокупность познавательных установок, идей и методов лингвистического исследования, предлагающих необходимость или, как минимум, важность и целесообразность обращения к человеческой психике»10. Психологизм в литературоведении означает эстетическую категорию, обозначающую особенности авторского стиля11. В теории публицистики психологизм трактуется как «метод осмысления личности
и одновременно эстетический принцип изображения характера, предпола-
12
гающий использование системы художественных средств» .
8 Пономарев Я. А. Психология творчества. СПб., 1997. С. 4.
' Логика: Учеб. для юр. вузов / Под ред. В. П. Сальникова и др. СПб., 2001. С. 235.
10 Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.
"Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 2003.
12 Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982. С. 94.
Ряд исследователей (Л. И. Колобаева, В. В. Ученова, М. Н. Ким и др.) трактуют психологизм как метод познания и метод изображения в журналистском творчестве, применяемый преимущественно в художественно-публицистических жанрах13. Исследование генезиса понятия и анализ журналистских текстов позволил диссертанту сделать вывод о возможности применения термина «психологизм» в теории журналистики. Психологизм трактуется как императивный компонент творческого метода журналиста, эстетический принцип, образный ресурс художественно-публицистического произведения. Психологизм изучается в системе методов познания.
В разделе диссертации дано представление о большом количестве теорий, неодинаково объясняющих одни и те же психологические феномены или результаты. Автор обращается к истории психологии, чтобы показать разнообразие представлений о феноменах творчества, которые по-разному объяснялись в различных психологических школах, и обосновать новую концепцию психологизма, которая прослеживается в текстах современной журнальной периодики. Психологизм рассматривается также как важнейшая составляющая художественного метода познания, помогающая читателю лучше понять внутреннее состояние героя и мотивы его поведения.
В разделе 1.2. «Психологизм как эстетическая категория и образный ресурс» периодическое издание (в данном случае журнал) представлено как творческий продукт, расширяющий пространство восприятия читателя, открывающий доступ к «памяти культуры»14 и обеспечивающий личное участие читателя в массовой культурной коммуникации.
Под воздействием рыночных стимулов меняются свойства современного текста: он ориентирован на новые культурные подходы. Психологизм уступает место вульгарной прагматике: часто массовой аудитории прямолинейно объясняется через СМИ: «как завоевать мир», «как стать счастливым», как стать «последним героем» или «народным артистом». Вслед за рядом ученых (Н. Хомский, О. Лосский, А. Б. Есин и др.) к таким явлениям автор применяет термин антипсихологизм, понимая под ним эстетическую категорию, характеризующую особенности стиля отдельных авторов, которая означает отсутствие анализа внутренних переживаний человека, мотивировки его поступков и замену их изображением только внешней формы. Антипсихологизм представлен в двух формах: а) поверхностное изображение внутренних переживаний; б) внешняя мотивировка чувств и поступков.
Анализ портретных интервью и очерков в журналах «Караван истории» и «Вокруг света» показал, что психологизм как образный ресурс нередко используется журналистами с целью вызвать у читателя эмоции, как продуктивные, так и деструктивные. Картины действительности, человеческий характер и судьба, возникающие в публицистическом произведении как ар-
13 Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004. С. 246.
14 Шестаков В. П. Эстетические категории: опыт систематического и исторического исследования. М., 1983.
гументы, почерпнутые из самой жизни как система доказательств и как предмет анализа, служат для читателя эмоциональной почвой и раздражителем, способным вызвать и определенное эстетическое чувство. Показано, что психологизм как эстетическая категория, больше присущ очерковым произведениям, в которых реализуется стремление к образности, выразительности; присутствует открытое выражение авторской позиции; где заметен поиск новых языковых средств, характеризующих определенную эпоху или идейное направление.
В разделе 1.3. «Модификация методов познания в журналистике: новая концепция психологизма» анализируются новые публицистические подходы к изучению и изображению человека. Раскрыто различие понятий «психологизм как творческий метод» и «простое изображение индивидуальной душевной жизни», повсеместно встречающейся в журнальной публицис-тике15. Автором выделяются два вида художественного анализа: психологизм открытый, демонстративный, и психологизм скрытый (подтекстовый). В первом случае слово фиксирует малейшие сдвиги внутренней жизни человека, во втором—лишь намекает, на то, что происходит в душе персонажа, прямо не называя чувств. Но и в том, и в другом случаях анализ направлен на реализацию одной цели—выявление противоречий душевной жизни человека, т. е. на обнаружение психологического конфликта. Этот конфликт проявляется по-разному—тайно или явно. Диссертант выделяет также два конфликта— осознаваемый конфликт и конфликт бессознательный. Первый тип ясен персонажу, постигается им. Способ изображения такого конфликта вполне определен и традиционен — это воспроизведение монологов, раскрывающих глубину переживаний и называющих их. Бессознательный конфликт проявляется в несоответствии формирования личности самим человеком и окружающим его миром.
Во второй главе «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОРТРЕТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЖУРНАЛИСТСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» на основе анализа журнальных текстов рассматриваются приемы и способы психологического портретирования в современной журнальной периодике.
В разделе 2.1. «Нарратологические модели в изображении человека (на примере публикаций в журналах „ GEO", „Караван историй", „Вокруг света")» с помощью анализа психологических портретов показаны факторы формирования новой художественной реальности. Для изображения человека журналист использует нарратологические модели, наиболее удачно воплощенные в публикациях, в которых есть развернутость процесса, наличие нескольких типов нарратологических моделей (портретный очерк о писателе А. Грине, балерине М. Тальони16 и др.).
15 Вышеславцев Б. П. Что я такое сам? К вопросу психологизма в литературоведении. М., 1996.
16 См.: Счастливый человек из Зурбагана // Караван историй. 2003. № 2. С. 61-70; Третьякова Л. День рождения Сильфиды // Вокруг света. 2004. № 11. С. 161-168.
Семантические структуры портретирования в изучаемых журналах имеют повествовательный строй. Характерной особенностью публикаций, содержащих портрет, является преимущественно изображение действий героя в изменяющейся реальности, поэтому основным типом речи в таких журналистских произведениях является повествование, позволяющее воссоздавать хронологию глубоких внутренних переживаний изображаемой личности. Основная трудность, которая стоит перед публицистом, заключается в умении гармонично сочетать в своем произведении содержательно-формальные признаки.
В портретных интервью и очерках, в которых отсутствует инструментарий психологического портретирования—личные свидетельства героя произведения и очевидцев, отклики окружающих, документальные материалы, исповедальные факты и др., — характеризуется в основном динамичная жизнь планеты, а не отдельного человека. Журналы «GEO» и «Вокруг света» показывают человека как жителя мира, типичного представителя планеты, индивида в процессе глобализации (что отвечает антропологическим концепциям космологизма). Журнальные тексты представляют языковую картину современной жизни в любой точке планеты как «динамичный поток», что характеризуется встречающимися в публикациях типичными фразами: «круговорот ярких впечатлений», «удивительная природа и культура», «экзотические блюда национальной кухни», «гостеприимные страны» и т.д. Портретылюдей сопровождаются рассказами о путешествиях, приключениях, загадках жизни на Земле. Умело и профессионально примененные нарратологические модели помогают авторам публикаций (И. Зайчик, П. Бронивецкий, Л. Третьякова и др.) создавать психологические портреты историческихличностей (С. Боттичелли, Наполеона Бонапарта, А. Колчака и др.). В работе выявлены психологические составляющие этих портретов — жизненные цели, позиция, мотивация поступка, интеллектуальная и эмоциональная напряженность в ситуациях выбора, принятия решения.
В журнале «Караван историй» авторы психологических портретов применяют для изображения внутреннего состояния героя и биографический метод. Обращение к жизненному пути человека, его биография—важный источникличностных сведений. Чтобы в журналистском произведении ожили люди прошлой эпохи и возникло ощущение ритма их жизни, в биографической реконструкции важно не дать перечень дат, сообщить о событиях, а воссоздать «биографию души, воспроизвести поиски, тревоги, признания и скрытые душевные травмы, заблуждения и разочарования, передать философскую мудрость и житейскую непрактичность»17. Здесь важно сочетание тщательного анализа биографии героя, собственной интуиции, воображения и сотворчества.
17 Иконникова С. Н. Историческая персонология: социокультурный контекст // Философия культуры и культурология: Мат-лы конференции и круглых столов «Дни Петербургской Философии». СПб., 2002. С. 150.
В данной работе психологизм как категория рассматривается применительно к фотоиллюстрациям. В СМИ фотопортрет выполняет иллюстративно-информативную функцию. Используя фото, можно представить не только внешний и внутренний облик человека, но и проиллюстрировать его отношения с семьей, сторонниками, высветить наиболее выгодные факты его биографии, результаты деятельности, выражение интересов человека, воплощение его идеалов. В разделе анализируются 90 фотопортретов проекта Е. Рождественской в журнале «Караван историй» и выявляются наиболее оптимальные формы подачи текстовых и фотоматериалов в современных глянцевых журналах. В данном разделе показано, что, дополняя друг друга, текст и фото в системе массовой коммуникации, способствуют получению читателем максимального объема информации о человеке.
В разделе 2.2. «Соотношение основных и вспомогательных текстовых средств в психологическом изображении человека. Проявление психологических шаблонов» показывается, что журналистика выстраивает модель жизни при помощи «моделирующих систем»: языка автора и языка издания, графической или цветовой палитры и т. д. В жанровой модели важно соотношение всех семантических компонентов—предметного, событийного и фактологического. Анализируя журналистские тексты, автор данной работы отталкивается от схемы изучения журналистского текста, предложенной В. И. Коньковым, который полагает, что журналист воспроизводит окружающий человека мир (а это чувственно воспринимаемый мир) с помощью слов с предметным значением, а события—с помощью отглагольных существительных, причастных и деепричастных оборотов18. Общее содержание текстов воспринимается как рассказ о прошедших событиях. Текст с событийной семантикой носит отвлеченный характер: его невозможно перевести в видеоряд. В таком тексте доминирует семантика событийного типа, он субъективно окрашен.
Интерпретация с помощью предложенной в диссертации схемы журнальных текстов дала основание сделать вывод о том, что они в большей степени ориентированы на освещение самого события, а не на его изобразительную реконструкцию. Предметный мир представлен в них, действительно, фрагментарно. Проанализировано около ста текстов, опубликованных в 2002-2005 годах, которые позволили зафиксировать следующую тенденцию: журнальные жанры развиваются по своим собственным правилам читательского восприятия. Авторы не всегда стремятся к детальному отображению и изображению действительности, скорее, имитируют эту действительность с помощью образов, востребованных определенной целевой группой читателей.
В разделе 2.3. «Подтекст и контекст как фоновые составляющие портрета» обращается внимание на то, что любой портрет по своей природе контекстуален. Портрет существует в определенном физическом, социальном, психологическом и политическом пространстве, он связан с этими пространствами, и, наконец, в определенной мере, имплицитно или эксплицитно вклю-
14 Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров: Учеб. пособие СПб., 2004.
чает в себя эти пространства и отражает их (атмосфера эпохи Возрождения при изображении художника С. Боттичелли, натурные изображения французской провинции в рассказе о певице П. Каас и др.). Портрет живет одновременно в реальном и в ушедшем историческом времени, внутренний мир героев исторических портретов интересен современникам данного исследования. Но он может быть интересен и людям будущего19. (Наиболее удачные формы портретирования выявлены в вышеуказанных публикациях журнала «Караван историй».) В портрете, написанном журналистом, контекст передает глубинные, скрытые, а иногда и неосознанные мысли героя, которые могут стать основанием для формулировки оценочных суждений читателем. Кроме того, одним из наиболее распространенных способов непрямого выражения оценки является и ирония—тонко скрытая насмешка, на основе которой нередко создаются целые тексты или, по крайней мере, их значительные фрагменты.
Психологизм как методологический компонент художественного метода изображения человека в творчестве журналиста подвержен изменениям. Язык произведений развивается по законам общества и отражает все явления эпохи.
В Заключении подводятся итоги исследования и даются некоторые рекомендации.
Выявлено: на создание журналистского продукта в современных условиях влияют социальные технологии. В творчестве журналистов, избирающих портрет как форму представления человека, отчетливо проявляется влияние имиджмейкинга. Журналисты часто предлагают читателю в качестве героя произведения не личность, а ее имитацию, фантом. Образ-представление создается с учетом схем, шаблонов, разработанных как элементы PR-техноло-гии. Имидж складывается из таких компонентов, как облик, биография, поступок, руководящая идея, элементы харизмы, присутствующие в прототипе. Это нивелирует портреты современников, лишает их индивидуальности и эмоциональной выразительности. Журналисты нарабатывают определенные творческие макеты, отвечающие формату издания («глянцевый» журнал).
Часто портреты, созданные журналистами, не обладают свойствами непременной достоверности. Поэтому при анализе творчества портретистов возникает необходимость вести изучение по соотношениям: реальность— имитативность; истинность—ложность; документальность—художествен -ность.
В последнее время наблюдается тенденция к визуализации журналистских текстов. Данное исследование показало, что фотография и иллюстративный материал становится мощным дополнительным средством создания образа современника. В фотогении коннотативное сообщение заключается в самом образе, приукрашенном благодаря приемам освещения, экспозиции и печати.
19 Ракитянский Н М Психология власти М , 2004 С 70
Данное исследование показало, что психологизм в журналистике—важ-ный компонент творческого (художественного) метода, позволяющий автору создавать эффективные с точки зрения воздействия на читателя произведения. Этот метод расширяет возможности журналистики в познании феномена человека и в его изображении. Психологизм проявляется в совокупности авторских приемов и операций познания психологии человека. Мера его присутствия в медиатексте зависит от индивидуального творческого стиля журналиста и специфики инструментальных методов построения психологического портрета, использования репродуктивных и продуктивных приемов.
В Приложении комментируются результаты работы фокус-группы, выявляющие особенности восприятия опубликованных в отобранных для анализа журналах художественных портретов документальных героев журналистских произведений. На основании приведенных в этом разделе таблиц можно судить о психологической функции портретного интервью и фотопортрета.
Публикации автора по теме диссертации:
1. Гришанина А. Н. Журналистское творчество как фактор познавательного процесса//300 лет российской журналистике. Материалы научно-практической конференции 11 декабря 2002 г. / Под ред. Г. В. Жиркова. СПб., 2003. С. 255-257.
2. Гришанина А. Н. Вопросы творчества и восприятия в работе ПР-спе-циалиста // Инновационные подходы к развитию сферы сервиса: научные исследования, подготовка кадров, предпринимательство. Материалы межвузовской научно-практической конференции 23-24 апреля 2003 г. / Под ред. В. Б. Бабурина. СПб., 2003. С. 136-140.
3. Гришанина А. Н. Проблемы региональной тематики общероссийских журналов // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности. Материалы первых Северо-Западных чтений / Под ред. А. Д. Криво-носова. СПб., 2003. С.14-17.
4. Гришанина А. Н. Журналистика в управлении информационными про-цессами//Демократия и журналистика: Сборник статей международного постоянно действующего научно-практического семинара «Век информации» / Под ред. С. А. Михайлова. СПб., 2003. С. 41-51.
5. Гришанина А. Н. Сферы ПР-деятельности: возможности и перспективы // Проблемы массовой коммуникации в условиях изменяющегося социума. Материалы всероссийской конференции. Челябинск, 2003. С. 18-20.
6. Гришанина А. Н. Особенности психологического воздействия современных журналов // Человек в информационном пространстве: Межвузовский сб. науч. трудов /Отв. ред. В. В. Тулупов. Воронеж-Ярославль, 2004. С. 17-19.
7. Гришанина А. Н. «Женская» тематика российской прессы. Что пишут о женщинах и для женщин // Женщина и мужчина: параллельные миры? / Под ред. С. М. Виноградовой. СПб., 2004. С. 26-35.
8. Гришанина А. Н. Проблемы экологического сознания в региональной работе с общественностью // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности. Материалы вторых Северо-Западных чтений/Под ред. А. Д. Кривоносова. СПб., 2004. С. 12-14.
9. Гришанина А. Н. Социально-психологические мотивы творчества в подготовке РЯ-специалистов // Социальная сфера общества. Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2004. С. 148-153.
10. Гришанина А. Н., Хамаганова К. В. Реклама в РЯ-деятельности: социально-психологическая сущность и перспективы // Социальная сфера общества. Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2004. С. 136-141.
11. Гришанина А. Н. Информационно-психологические запросы общества и их реализация в журналистике // Дни Петербургской философии. Материалы конференции и круглого стола «Журналистика и общество: открытость, ответственность, профессионализм». СПб., 2004. С. 54-58.
12. Гришанина А. Н. Жанрообразование и формы подачи РЯ-обраще-ний // Жанры в журналистском творчестве. Материалы научно-практического семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» /Под ред. Б. Я. Мисонжникова. СПб., 2004. С. 154-160.
Лаборатория оперативной печати ф-та журналистики СПбГУ _Объем 1 п. л. Тираж 100 экз._Заказ 92._
11 m 2005
к.
> HS J ¡
-I &Í-A f.;
i'Wfri 0 í 4: y
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гришанина, Анастасия Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОЛОГИЗМА.
1.1. Психологические модели и методы познания в журналистском творчестве.
1.2. Психологизм как эстетическая категория и образный ресурс.
1.3. Модификация методов познания в журналистике: новая концепция психологизма.
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОРТРЕТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЖУРНАЛИСТСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
2.1. Нарратологические модели в изображении человека (на примере публикаций в журналах GEO, «Караван историй», «Вокруг света»).
2.2. Соотношение основных и вспомогательных текстовых средств в психологическом изображении человека. Проявление психологических шаблонов.
2.3. Подтекст и контекст как фоновые составляющие портрета.
Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Гришанина, Анастасия Николаевна
Актуальность исследования. Осмысление личности современника как носителя качеств, которые влияют на выбор жизненного пути, на процессы социализации и гуманизации, которые формируют неповторимость и уникальность индивида, всегда находится в сфере пристального внимания журналистики. Именно поэтому и творческие интенции журналистов чаще всего сосредоточены на выявлении того, что определяет судьбу человека—героя текста СМИ, его жизненные приоритеты и ценностные ориентиры.
К началу XXI века различными науками — антропологией, медициной, философией, этикой, педагогикой — накоплено огромное количество знаний о человеке, которые свидетельствуют о неисчерпаемости этого феномена. Сегодня изучение проблем, связанных с личностью человека, актуализируется еще и потому, что его социальная и соматическая природа рассматривается уже в ином контексте — в контексте процессов глобализации.
Действительно, современный человек оказался погруженным в сложную коммуникативную ситуацию в связи с глобализацией информации, интенсивным распространением мобильной связи, Интернета, с расширением и качественным обновлением мультимедийного пространства. Массовые коммуникационные процессы изменяют не только стиль жизни человека, но и его психотип.
Реагируя на эти изменения, журналисты в процессе познания современника обращаются к психологическому инструментарию, который помогает: а) разглядеть психическую организацию индивида и изменения в его психике под воздействием внешних обстоятельств и внутренних переживаний; б) уловить и сделать очевидным для читателей то, как обнаруживается и реализуется в конкретном человеке — герое журналистского текста — его психическая энергия, чем мотивируются его потребности; в) определить причины эмоционального дискомфорта личности, которые сопровождаются чувствами тревоги, страха и разного рода фобиями.
Знание биопсихосоциальной природы человека, понимание механизма её реализации позволяют пополнять творческие ресурсы журналистов при создании психологического портрета.
Психологический ракурс в портрете современника становится важным средством изображения человека в СМИ, поэтому категория психологизма рассматривается в диссертационном исследовании как одна из составляющих художественного метода изображения человека.
Категория «психологизм» наиболее разработана в филологии (литературоведении и лингвистике), философии и психологии, однако в журналистике остается практически не изученной. В данной работе эта категория рассматривается в системе общенаучных методов познания и отражения действительности1.
Степень разработанности темы. Теоретическую базу исследования составили классические работы по филологии Г. О. Винокура, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана2.
Особый интерес в процессе выдвижения рабочих гипотез и формировании концепции диссертации представляли работы философа Ж. Деррида, антропологов Р. Барта, Ж. Делеза, где журналистский текст анализируется в единстве сфер философии, литературоведения, социологии, истории, культурологии. Автор диссертации опирался также на исследования по теории текста и нарратологии ( М.Я. Дымарский,
1 Ивин А. А. Теория аргументации. М., 2000.
2 Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000; Винокур Г. О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М., 1990; Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002.
Б. Я. Мисонжников и др.)»3 где текст изучается как вербальная знаковая система; к монографиям Н. Д. Арутюновой, В.И. Конькова, Д. Серля, С. И. Сметаниной, В. Н. Степанова, в которых текст анализируется как речевое действие в рамках прагматических ситуаций; а также к исследованиям А. А. Леонтьева, И. П. Лысаковой, определяющих текст как речевое поведение участников акта коммуникации.
Особенно важными в рамках выбранного аспекта анализа стали монографии А. В. Левидова, Ю. В. Рождественского, в которых исследуется феномен психологизма в текстах художественной литературы, а также труды по прикладной психологии Л. С. Выготского, А. И. Евлахова, К. Мюнстерберга, Я. А. Пономарева, Н. Хомского и других, касающиеся проблем психологического метода в творчестве. Кроме того, в исследовательских целях привлечены труды филологов по проблемам классификации художественных методов в литературоведении4.
Методологически важными для разработки темы оказались
3 Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб., 1999; Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001.
4 Потебня А. А. Мысль и язык. Харьков, 1892; Розанов М. Современное состояние вопроса о методах изучения литературных произведений. М., 1900; Евлахов А. 1) Введение в философию художественного творчества. Т. I. Варшава, 1910; 2) Введение в философию художественного творчества. Т. II. Методы ненаучные (этический и публицистический). Варшава, 1912; 3) Введение в философию художественного творчества. Т. III. Методы научные, нерациональные — филологический, сравнительный, исторический, . эстопсихологический, эволюционный, биографический. Ростов н/Д., 1917; Плотников И. П. Психологическая школа в языкознании. М., 1927; Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении. М., 1925; Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1925; Фохт У. О психологистах-сочетателях и о сочетаемости вообще. М., 1927. Кн. VI; Добрынин М. К. Против механистов и эклектиков. М., 1931; Осьмаков Н. В. Психологическое направление в русском литературоведении. М., 1985; Колобаева Л. Психологизм как метод художественной литературы // Вопросы литературы. 2002. №1-2; Журналистика: исследования — методология - практика / Под ред. Г. В. Жиркова. СПб., 2004; Смирнов В.Б. Журналистика и литература. Методологические и историко-литературные проблемы. Волгоград, 2005 и др. монографии специалистов в области общей психологии, психологии развития, дифференциальной психологии. Психологизму как творческой составляющей художественного метода уделено значительное внимание в исследованиях отечественной и зарубежной филологии. Ученые
B. фон Гумбольдт, И. П. Минаев, А. А. Потебня, X. Штейнталь занимались изучением проблем психологизма в языкознании. А. Дюркгейм, М. Хайддегер, К. Ясперс исследовали психологизм как метод психологического изображения и познания личности.
Автор диссертации опирается на идеи и общеметодологические положения теоретико-журналистских трудов В. В. Богуславской, Р. Г. Бухарцева, JI. Я. Гинзбург, В. М. Горохова, Г. В. Лазутиной,
C. Г. Корконосенко, Е. П. Прохорова, В. А. Сидорова. Для диссертанта оказались полезными книги В. И. Батова, JI. Р. Дускаевой, М. Н. Кима, Г. С. Мельник, В. Ф. Олешко, Г.Н. Петрова, Е. Е. Пронина, Л. Г. Свитич, М. В. Стюфляевой, В. В. Ученовой 5, в которых предметом научного анализа стали психологические компоненты познания действительности в публицистическом творчестве.
Методологическое значение для данной работы имели монографии, посвященные методу портретирования в литературе,
5 Батов В. И. Анализ и интерпретация личностного в тексте: Автореф. докт. дисс.культурологии. М., 2003; Дускаева JI. Р. Диалогичность современных газетных текстов в аспекте речевых жанров. Пермь, 2004; Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004; Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996; Олешко В. Ф. 1) Журналистка как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002; 2) Моделирование в журналистике. М., 2003; Петров Г.Н. Средства массовой коммуникации и художественная культура: взаимодействие и синтез. СПб., 2003.Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2003. журналистике и психологии6.
Цель исследования — выявить наиболее оптимальные формы психологического изображения современного человека в журналистском творчестве, а также показать возможности экстраполяции понятия «психологизм» на журналистские тексты.
В ходе реализации поставленных целей решались следующие задачи: определение теоретико-методологических подходов к изучению проблемы психологизма в журналистском творчестве; описание генезиса, динамики, направления и способов психологического портретирования в журналистике, осмысление специфики действия концепции психологизма при создании портрета современника в текстах «глянцевых» журналов; систематизация инструментальных методов построения психологического портрета героя в современной журнальной периодике; выявление методом сравнительного анализа ассортимента творческих приемов при изображении человека с позиции предлагаемой концепции психологизма.
Объектом исследования являются: научная литература по психологическим проблемам журналистики; журналы: научно-популярный «Вокруг света» (2003-2004 гг.), общественный и литературно-художественный «Караван историй» (2002-2004 гг.), международный общественно-познавательный «GEO» (2003-2004 гг.); электронные версии и сайты указанных журналов. Эти издания имеют большой тираж, являются рейтинговыми, рассчитаны на массового читателя. Интерес именно к журнальной периодике обусловлен ростом ее рынка в России.
6 Беневоленская Т. А. Портрет современника (очерк в газете). М., 1983; Вершель В. П. 1) Рабочий: грани социального портрета. JL, 1991; 2) Тема рабочего класса в современной советской публицистике. JL, 1985; Ракитянский Н. М. Портретология власти». М., 2004 и др.
Хронологические рамки исследования определяются теми изменениями, которые произошли в СМИ при переходе к информационному рынку и появлении нового типа журнала. Для изучения журнальной публицистики были отобраны журналы за 2002-2005 гг. В этот период сформировались концепции данных изданий; «GEO» стал выходить не только на английском, но и на русском языке; открылась русская редакция этого издания в России. На информационном рынке журнальной продукции в начале XXI века появился иллюстрированный журнал «Караван историй». В журнале «Вокруг света», наряду с путевыми, появились портретные очерки и интервью-портреты, он изменил формат и стал «глянцевым». Избранные для анализа издания отражают общую тенденцию развития журнального рынка.
Предмет исследования — возможности психологизма как творческого (художественного) метода в познании и изображении человека в журналистском произведении; способы психологической оценки человека, применяемые журналистами в портретировании.
Методы исследования. В диссертационном исследовании применены: общенаучный7, сравнительно-психологический и структурно-функциональный методы. Интеграция научного знания является необходимым условием постижения сложных закономерностей журналистского творчества, поэтому в диссертации используется преимущественно филологические и психологические подходы, а также лингво-психологический метод исследования текстов, эффективный для анализа журналистских произведений.
Научная новизна данной диссертации заключается в исследовании психологизма как важнейшего компонента художественного
Данные методы входят в классификацию методов познания действительности и применимы к любому научному исследованию. См.: Энциклопедический словарь. Методы изучения действительности и классификация методов / Под ред. А. А. Ивина. М, 2004. С. 705. метода в творчестве современного журналиста; обнаружении его генетических источников; выявлении этимологии понятия «психологический портрет» и его аспектных дефиниций; в определении междисциплинарного характера психологического портрета, его функционального многообразия и объектов психологического портретирования в журналистике.
Диссертация является одной из первых работ в отечественной теории журналистики, в которой обозначен потенциал филологических и психологических теорий для построения психологических портретов в СМИ; предложен инструментарий психологического портретирования в журналистском творчестве. Важной особенностью данной работы является сочетание принципов текстологии с принципами психологии творчества.
Теоретическое и практическое значение работы. Результаты, полученные в ходе исследования темы, служат расширению теоретических представлений и аналитических возможностей в области филолого-психологических исследований, объясняющих феномены журналистики. Научное значение имеет выявленный теоретический потенциал и методологические основания психологического портретирования в творчестве журналиста. Разработка проблем психологизма создает основу для построения более содержательных, многомерных и творческих технологий изображения личности в журналистских произведениях.
Реализованный в исследовании подход создает основу для операционализации при создании психологических портретов в журнальной периодике. Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в деятельности журналистов-практиков, в учебном процессе на факультетах журналистики при изучении курса «Основы творческой деятельности журналиста», «Психология журналистики», «Теория и методика журналистского творчества».
Апробация темы. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге — «СМИ в современном мире» (2003-2004 гг.), «300 лет российской журналистке» (2002 г.), «Связи с общественностью: инновационный подход» (2004 г.), «Северо-Западные чтения» (2003-2004 гг.); в Челябинске — «Проблемы массовых коммуникаций» (2003 г.) и других регионах. Данные диссертации были использованы на лекциях, семинарских и практических занятий на факультете журналистики СПбГУ и в Санкт-Петербургской государственной академии сервиса и экономики.
По теме диссертации опубликовано 12 научных работ.
Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, Приложения, списка литературы (около 200 работ), содержит 203 страницы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Психологизм как методологический компонент журналистского творчества"
Выводы. Психологизм как методологический компонент художественного метода изображения человека в творчестве журналиста подвержен изменениям. У него появляются новые тенденции, язык
189 Там же. С. 8.
190 Потапов В. От острова Колчака до дождевых лесов // GEO. 2004. №11. С. 4. развивается по законам общества и отражает все явления эпохи. Творческие шаблоны в журнальных публикациях имеют свою специфику и тяготеют к литературным жанрам. Применение лингвистических клише и штампов позволяют автору находить новые формы подачи произведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активизация психологической мысли сыграла исключительную роль в изучении феномена человека и его презентации в средствах массовой информации. В современных журналистских произведениях отражается выбор жизненного пути, стратегия поведения, изменение жизненных ситуаций, стиль жизни человека, разные способы его взаимодействия с миром.
В начале XXI века СМИ получили большие возможности для влияния на общественную среду, общественное мнение и создания основ жизнедеятельности человеческого общества. Временное и пространственное развитие событий в мире, мировые информационные процессы и стремительная эволюция общественного сознания вынуждают журналистику переходить от «камерных» профессиональных исследований и наблюдений к более масштабным. Глобализм современной информации расширяет рамки журналистского творчества, а новейшие технологии заставляют исследовать творческие механизмы с позиции других наук.
Трудность и одновременно преимущество творческой деятельности журналиста состоит в одномоментности или прямой взаимосвязи духовного и практического начал. Психологизм как методологический компонент журналистского творчества позволяет создать условия, при которых между журналистом и читателем возникает процесс обратной связи, виртуальный или реальный диалог, способствующий взаимопониманию. Журналист, постигая психологические механизмы творчества, избегает ложного представления о восприятии читателя, слушателя, зрителя, приписывания собственного мировоззрения аудитории.
Анализ творчества авторов журнальных публикаций позволил автору данной работы сделать вывод о том, что психологизм приобретает новые черты. Свойства мультимедийности и клипповости общественного сознания свидетельствуют о появлении нового психотипа человека. Парадокс об «исчезновении» человека означает лишь исчезновение прежних, традиционных представлений о нем. Отсюда - новые черты, воссозданные журналистами в ходе портретирования. Объектом портретирования является сложный объект — личность с ее индивидуально-типологическими и объективными особенностями. Семантические структуры портретирования в этих журналах имеют повествовательный строй. Субъективное самосознание становится решающим фактором новой художественной реальности. Для изображения человека журналист использует нарратологические модели. Авторы портретных интервью, зарисовок, очерков, опубликованных в журналах «GEO» и «Вокруг света», «Караван историй» предлагают множество нарративных моделей (события, истории, презентации нарраций).
Обнаружено влияние социальных технологий на изготовление журналистского продукта. На линии «типичное — отличительное — уникальное» художник заостряет внимание больше на типичном. Ему интересен человек как представитель социума или представитель определенной профессиональной среды. У читателя же, как показывает наше исследование, повышен интерес к единичному, особенному, уникальному. В творчестве журналистов, избирающих портрет как форму представления человека, отчетливо видно влияние имиджмейкинга. Журналисты часто предлагают читателю в виде героя произведения не личность, а ее имитацию, фантом. Образ-представление создается с учетом схем, шаблонов, разработанных как элементы PR-технологии. Имидж складывается из таких компонентов, как лицо, биография, поступок, руководящая идея, элементы харизмы, присутствующие в прототипе. Это нивелирует портреты современников, лишает их индивидуальности и эмоциональной выразительности. Журналисты нарабатывают определенные «шаблоны» творчества, подходящие под формат издания («глянцевый» журнал).
Часто портреты, созданные журналистами, не обладают свойствами непременной достоверности. Поэтому при анализе творчества портретистов возникает необходимость вести изучение по линии соотношений:
• реальность - имитативность;
• истинность - ложность;
• документальность - художественность.
Один из важнейших факторов выбора объекта изображения и способа его презентации на страницах журналов — коммерческий. Необходимость создания того или иного психологического портрета вызвана либо прямым или косвенным заказом, либо целью достижения коммерческого успеха (продажа журнала, в котором публикуются портретные интервью, очерки, зарисовки о людях). В погоне за модной идеей, изысканным оформлением статьи, реализацией конъюнктурной темы, получением коммерческой прибыли авторы забывают об общих законах психологизма творчества.
В последнее время наблюдается тенденция к визуализации журналистских текстов. Данное исследование показало, то фотография и иллюстративный материал становится мощным дополнительным средством создания образа современника. В фотогении коннотативное сообщение заключается в самом образе, приукрашенном благодаря приемам освещения, экспозиции и печати. На страницах изучаемых журналов нередко представлены фотографии из семейных альбомов или мало известные документальные фотоматериалы, сопровождающие словесный портрет. Нынешние технологии позволяют рассматривать исторического человека с позиции современности, а сегодняшнему человеку дать возможность психологически ощутить себя в интерьере прошлой эпохи, «примерить» ее атрибуты), почувствовать преемственность и генетическую связь с историей (проект -фотосессия Е. Рождественской) в журнале «Караван истории». Реальное известное лицо ассоциируется у читателей с персонажем картины прошлого времени, особенности его постановочного костюма позволяют раскрыть визуально личностную направленность современника.
В тенденции наблюдается не возвеличивание, возвышение личности (будь то исторический персонаж или современный), а ее снижение, связанное с развенчанием сакральных ценностей и их утратой в ходе перестроечных общественных процессов. Снижение значимости личности часто достигается языковыми средствами - сарказмом, сатирой, цинизмом, с помощью которых изображается человек.
В качестве негативной тенденции можно назвать отсутствие в современных журнальных очерковых публикациях настоящего исследования журналистом таких феноменов, как душа, дух, духовность. Наблюдается отказ от показа глубинных функциональных механизмов психики человека. Для ряда авторов принцип антипсихологизма становится определяющим. Показ повседневных переживаний героя в таких произведениях не является обязательным, описывается лишь внешняя сторона психологического конфликта (внешнее изображение внутренних переживаний; внешняя мотивировка чувств и поступков).
Наблюдается парадокс: человек в современном мире становится сложнее, потому что с течением времени он больше познает, все больше оказывается втянутым в геополитические события, ему приходится следить не только за личностными изменениями, но и за окружающим миром. Усложняется и мир вокруг него. Жизнь обнажает феномен психологической неопределенности человека, его растерянности. Одновременно происходит «упрощение» массового человека на фоне общего распада традиционного изображения характера. Художественные тенденции в изображении современного человека показывают стремление журналистов к минимизации объема информации о внутреннем мире человека.
В новых концепциях психологизма закладывается принцип символико-стереотипического изображения. В современной публицистике утверждается хронотипический способ выявления психологии героя через его «внутреннее» время. Создается видимое разнообразие образов при отсутствии реального. Очерки, очерковые портреты, путевые заметки строятся по единому шаблону. Психологизм в его прежнем классическом выражении уходит в прошлое. Авторы ищут новые формы выражения и измерения Человека, а также новые формы познания действительности. Журналистика реагирует на это быстрее, чем другие общественные институты.
Вместе с тем, данное исследование показало, что психологизм в журналистике - важный компонент творческого (художественного) метода, позволяющий автору создавать эффективные произведения, сильные по своему воздействию; расширяет возможности журналистики в познании феномена человека и в его изображении. Психологизм проявляется в совокупности авторских приемов и операций познания психологии человека. Использование этого компонента на практике зависит от индивидуального творческого стиля журналиста и специфики инструментальных методов построения психологического портрета, использования репродуктивных и продуктивных приемов. Преимущество психологизма как метода осмысления личности в его соотнесенности с алгоритмами науки и одновременно с эстетическим принцип изображения характера, предполагающим использование системы художественных средств. Применение психологизма определяется целью познавательной или практической деятельности. Психологизм позволяет преодолевать аморфность форм; ярко показывать человека в жизненной ситуации, и в экстремальных условиях, и в состоянии повседневного ролевого социального конфликта, отражать переживания человека в его внутреннем и внешнем конфликте.
Познание современного мира и его отражение в «человеловековедческих» материалах требует от журналиста не просто накопления психологических знаний, но и ломки старых представлений, выхода за пределы привычного круга понятий о современном человеке.
Список научной литературыГришанина, Анастасия Николаевна, диссертация по теме "Журналистика"
1. XXI век начинается: актуальные вопросы журналистики. Екатеринбург, 2002.
2. Аграновский А. Уроки мастерства. М., 1991.
3. Актуальные проблемы журналистики. Вып. 1. Вопросы функционирования печати и ее эффективности. М.,1981. j
4. Алешин Л. И. Защита информации и информационная безопасность. М.,1999.
5. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. j
6. Анфиногенов А. И. Психологическое портретирование неустановленного преступника. М., 2001.
7. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
8. Барт P. Camera lucida. М., 1997.
9. Барт Р. Фотошоки //Мифологии. М., 1996.
10. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
11. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью: Учеб. пособие. М., 1993.
12. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М. 1994.
13. Бердяев Н. А. Самопознание. Л., 1991.
14. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
15. Берн Э. Введение в психологию и психоанализ. СПб., 1991.
16. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1985.
17. Бехтерев М. П. О внушении. СПб., 1967.
18. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1996.
19. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.
20. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1988.
21. Борецкий P.A., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. Основы профессионального мастерства. М., 1990.
22. Бунин И. Окаянные дни // Собр. соч. Берлин, 1935.
23. Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. М., 1985.
24. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности / Пер. с англ. С. Л. Лойко, Ф. Б Сарнова. М., 1990.
25. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
26. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. Ч. 1 СПб., 2002. Ч. 2. СПб, 2003.
27. ВершельВ. П. Рабочий: грани социального портрета. Л., 1991.
28. Виноградов В. Этюды о стиле Гоголя. М., 1924.
29. Винокур Г. Биография биографии: размышления о жанре. М., 1980.
30. Вознесенский А. Н. Классификация методов историко-литературной науки. Минск: «Працы Беларуск. Дзяржаун. Унтвэрс», 1925, № 6-7.
31. Волкова В. В., Газанжиев С. А., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и журнала. М., 2003.
32. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
33. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1994.
34. Выготский Jl. С. Психология искусства. М., 1925.
35. Вышеславцев Б. П. Что я такое сам? К вопросу психологизма в литературоведении.М., 1996.
36. Гегель. Феноменология духа. СПб., 1992.
37. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М., 1970.
38. Горохов В. М. Основы журналистского творчества. М., 1989.
39. Горохов В. М. Газетно-журнальные жанры. М.,1993.
40. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
41. Грачев Г. В., Ракитянский Н. М. Политическое консультирование. М., 1999.
42. Грилина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург, 1996.
43. Громова Л. П. История русской журналистики XVIII — XIX веков. СПб., 2003.
44. Деннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
45. Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996.
46. Добрынин М. К. Против механистов и эклектиков. М., 1931.
47. Евлахов А. Введение в философию художественного творчества. Т. III. Методы научные, нерациональные — филологический, сравнительный, исторический, эстопсихологический, эволюционный, биографический. Ростов н/Д., 1917.
48. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.
49. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 2003.
50. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX XX веков. М., 2001.
51. Засурский Я. Н. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001.
52. Зильберт Б. А. Социопсихолингвистическое исследование текстов ТВ, радио, газет. Саратов, 1980.
53. Ивашковская Т. В., Павлов В. А. Философия. Конспект лекций СПб., 2000.
54. Ивин А. А. Теория аргументации. М., 2000.
55. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
56. Искусство литературного портрета. М., 1976.
57. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 2000.
58. Кочетков В. В. Психология межкультурных отличий. Саратов, 1998.
59. Каппон Р. Как писать для Ассошиэйтед Пресс. М., 1993.
60. Ким М. Н., Мельник Г. С. Методы журналисткой деятельности. СПб., 2005.
61. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2002.
62. Ким М. Н. Журналистика: методология журналистского творчества. СПб., 2004.
63. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1989.
64. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров: Учебное пособие. СПб., 2004.
65. Корконосенко С. Г. Социология журналистики. М., 2004.
66. Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М.,1998.
67. Коул Н., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.
68. Кочетков В. В. Психология межкультурных отличий. Саратов, 1998.
69. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему. Речевые и поведенческие стратегии журналиста. М., 1999.
70. Куликов В. И. Индивидный тест «Словесный портрет». Владивосток, 1988.
71. Культурная антропология: Учеб. пособие. М., 2000.
72. Левидов А. М. Автор-образ-читатель. Л., 1977.
73. Литературный портрет: его функция и типология. Баку, 1986.
74. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.
75. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
76. Лучинская Е. Н. Постмодернистский дискурс: семиотический и культурологический аспект интерпретации. Краснодар, 2002.
77. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1998.
78. Мануйлов М. А. Реклама. М., 1924.
79. Массовая культура XX века. М., 1996.
80. Машкин А. Очерки литературной методологии. Харьков, 1922. № 3.
81. Меликов В. В. Введение в текстологию традиционных культур. М, 1999.
82. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2002.
83. Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.
84. Ментальность россиян / Под общ. ред. И. Г.Дубова. М., 1999.
85. Милехин А. В. Социологический мониторинг. М., 1999.
86. Мисонжников Б.Я., Юрков А. А. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. пособие. СПб., 2002.
87. Назлоян Г. М. Портретный метод в психотерапии. М., 2001.
88. Нечипоренко Ю. Нравственность информации: Новые технологии коммуникации и цензура. Москва. 1996. №11.
89. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.
90. Об искусстве портрета. М., 1975.
91. Олешко В. Ф. Социожурналистика: прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург, 1996.
92. Олешко • В.Ф. Журналистка как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002.
93. Ортега-и-Гассет X. Эстетика: Философия культуры. М., 1991.
94. Основы информационной культуры: Учеб. пособие / Редколл. С. В. Смирнов (отв. ред.), Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников. СПб., 1998.
95. Основы творческой деятельности журналиста / Сост. С. Г. Корконосенко СПб., 2001.
96. Осьмаков Н. В. Психологическое направление в русском литературоведении. М., 1985.
97. Панарин А. Философия политики. М., 1996. С. 167.
98. Периодическая печать на пороге электронной эры: Материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (17-18 марта 1999 года, С.-Петербург) / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2000.
99. Петербургская школа PR: от теории к практике. Сб. науч. статей / Редколл.: Д. П. Гавра, А. Д. Кривоносое, М. А. Шишкина. СПб: СПбГУ, 2003.
100. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М, 1988.
101. Петров Г. Н. Средства массовой коммуникации и художественная культура: взаимодействие и синтез. СПб., 2003.
102. Петров Г.Н. Телевизионная драматургия: проблемы журналистского мастерства и особенности творчества. СПб., 1999.
103. Плотников И. П. Психологическая школа в языкознании. М., 1927.
104. Пономарев Я. А. Психология творчества. СПб., 1997.
105. Потебня А. А. Мысль и язык. Харьков, 1892.
106. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. Киев, 2001.
107. Пресса России: проблемы и перспективы развития / Под ред. И. Д. Лаптева. М., 2002.
108. Проблемы медиапсихологии / Сост. Е. Е. Пронина. М., 2001.
109. Проблемы общения в психологии / Отв. ред. Ломов Б.Ф. М., 1981.
110. Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. М., 1980.
111. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2003.
112. Просецкий П. А., Семиченко В. А. Психология творчества. М., 1989.
113. Прохоров Е П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.
114. Психологизм как метод художественной литературы // Вопросы литературы. 2002. №№1-2.
115. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Отв. сек. Я. А. Пономарев. М., 1990.
116. Пую А. С. Журналистика Франции. Плюрализм и этатизм. СПб.: Роза мира, 2003.
117. Ракитянский Н. М. Портретология власти. М., 2004.
118. Рождественский Ю. В. Введение в общую филологию. М., 1979.
119. Розанов М. Современное состояние вопроса о методах изучения литературных произведений. М., 1900.
120. Рощин С. К. Психология и журналистика. М., 1989.
121. Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении, М., 1925.
122. Свенцицкий Л. Психология управления. Л., 1990.
123. Семенов Е.С. Искусство как межличностная коммуникация. СПб, 1995.
124. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. СПб., 2002.
125. Смирнов В.Б. Журналистика и литература. Методологические и историко-литературные проблемы. Волгоград, 2005.
126. Современная журналистика: тенденции развития, противоречия. Екатеринбург, 1994.
127. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1998.
128. Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 1886-1887.
129. Старобинский Г. П. Самоучитель по рекламе. М., 1998.
130. Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.
131. Таланов В. Л. Психологический портрет Владимира Путина. СПб, 2000.
132. Тепляшина А. Н. Сатирические жанры современной публицистики: Учеб. пособие. СПб., 2000.
133. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.
134. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.
135. Узнадзе Д. П. Психологические исследования. М., 1966.
136. Флиер АЛ. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики // ОНС. 2000. № 2.
137. Фохт У. О психологистах-сочетателях и о сочетаемости вообще. М., 1927, кн. VI.
138. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
139. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.
140. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1990.
141. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
142. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2001.
143. Хейзинга И. «Homo Ludens» человек играющий. М., 1994.
144. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1968.
145. Хьелл JL, Зиглер Д. Теория личности. СПб., 1997.
146. Чалдини И. И. Психология влияния. СПб., 2003.
147. Человек в мире художественной культуры. М., 1982.
148. Человеческий Фактор в языке: коммуникация, модальность, дейесис. М., 1992.
149. Чернецова Е. М. Искусство. Словарь-справочник. М., 2002.
150. Шеллинг. Философия искусства. М., 1976.
151. Шервашидзе В. В. Литература XX в.: Итоги и перспективы изучения. Мат-лы первых андреевских чтений. Сб. статей / Т. М. Пахсарьян. М., 2003.
152. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
153. Шкловский В. Потебня / Поэтика. М., 1919.
154. Щедровицкий Г. П. Методология игр в мыследеятельности. М., 1997.
155. Элидзе М. Избранные сочинения: Мифы о вечном возвращении: Образы и символы. Священное и мирское. М., 2000.
156. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. Практикум. М., Флинта; Наука, 2003.
157. Юнг К. Г. Архетип символ / Пер. с нем. М., 1992.
158. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1992.
159. Ярхо Б. И. Границы научного литературоведения. М., 1927. № 15-16.
160. Killenberg G.Pablic Affaira Reporting (Covering the News in the Information Age). New York, 1992.
161. Mencher M. News Reporting and Writing. Dubuque, Iowa, 1991.
162. Pflaum, Gunter H. Film in der BRD. Bonn, 1992.1. СЛОВАРИ
163. Большой толковый социологический словарь. М., 1999.
164. Большой электронный словарь //www.Slovar/Bigslovar/161 .html
165. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Изд. 2-е. Т. 3. Вольфа. М., 1988. Ч. 2.
166. Леонтьев А. А. Психологический словарь. М., 1996.
167. Литературный энциклопедический словарь. Направления и течения. М., 1987.
168. Философский словарь / Под. ред. А. А.Ивина. М., 2003.1. Щ'1. СТАТЬИ
169. Абрамов Ф. Будить в человеке человеческое // Литературное обозрение. 1988. № 6.
170. Большаков Ю. Процесс глобализации // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. / Под. ред. В. Ю. Большакова. СПб., 2000.
171. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Аномалии в тексте: проблемы интерпретации // Логический анализ языка: противоречивость и аномальность текста. М., 1990.
172. Воронова М. Портрет и биография: граничная сущность жанров // СМИ в современном мире / Под ред. В. И. Конькова. СПб., 2005.
173. Гайденко П. П. Герменевтика // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
174. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамка. М., 1999.
175. Земская Е. А. Клише новояза и цитации в языке постсоветского времени //Вопр. искусствознания 1996. № 1.
176. Золотусский И. Возвышающее слово // Литературное обозрение. 1988. № 12.
177. Иконникова С.Н. Историческая персонодлогия: социокультурный контекст // Философия культуры и культурология. Материалы круглых столов «Дни Петербургской философии». СПб., 2002.
178. Лазутина Г. Параметры журналистского текста // Журналист. 1997. №8.
179. Мельник Г. С. Проблема «Другого голоса» в культуре, философии и публицистике // Жанры в журналистском творчестве. СПб., 2004.
180. Мельник Г. С. Современная публицистика: смена приоритетов // Акценты: новое в массовой комуикации. 2002. № 2. (Воронеж)
181. Мельник И. К. Проблемы рефлексивного анализа в политической портретистике // Рефлексивные процессы и управление: Тезисы III Междунар. симпозиума 8-10 окт., г. Москва / Под ред. А. В. Брушинского и В. Е. Лепского. М., 2001.
182. Носов Н. В., Цыб А. В. Платонизм и литература // Аукцион: Литературно-философский сборник / Сост. и отв. ред. А. В. Цыб. СПб., 2004.
183. Поляков Л. В. В ожидании героя. Предвыборный триптих с эпилогом. Идеологический портрет. Психологический портрет // НГ. Сценарии. 2000. № 3 (48).
184. Попов М. Ю. Нравственная ресоциализация личности: феномен российской модернизации // Вестн. Моск. ун-та. Серия. Социология и политология. 2004. № 3. С. 20-35.
185. Сидоров В. А. Познание как сущность общественного бытия журналиста // Вестник Санкт-Петерб. ун-т. Сер. Обществознание. История. СПб., 2003. № 2. С.110-116.
186. Столяренко А. М., Черненилов В. И. Понятие, структура и приемы составления психологического портрета // Преподавание юридической психологии и ее практическое применение. Тарту, 1986. Ч. 2.
187. Сухих И. Додумывать до конца. К характеристике современной литературной ситуации // Литературное обозрение. 1988. №6.
188. Сыченков В. В. Интервью-портрет в системе современных публицистических жанров // Вестн. Моск. ун-та. Серия Журналистика. М., 2000. №2.1. Щ'
189. Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама // Новые подходы в издании газет. Воронеж, 2003.
190. Тульчинский Г. Л. Слово и дело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопр. философии. 1999. № 10.
191. Шаповал Е. С. Архаизация принципов журналистики в практике современных СМИ // 300 лет российской журналистике: Материалы научно-практической конференции 11 дек. 2002 г. СПб., 2003.
192. Шаповал С.А. Проблема отбора предметного содержания учебных задач // Русская словесность.2000. №3-4.
193. Эпштейн М. Информационный взрыв и травма постмодерна // Звезда. 1999. №1.1. АВТОРЕФЕРАТЫ
194. Батов В. И. Анализ и интерпретация личностного в тексте: Автореф. докт. дисс. культурологии. М., 2003.
195. Щудря Н. М. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф. канд. дис. филол. наук. Киев, 1985.1. ИСТОЧНИКИ
196. Бехтерева Н. П. Извилистый путь мысли // Аргументы и факты. 2004. №27.