автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Публицистичность таджикской литературы периода Великой Отечественной войны
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Касимов, Махмуд
ВВЕДЕНИЕ. 2.
ГЛАВА I. ТАРИШКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА ПЕРИОДА ВЕШКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1.Дискуссии вокруг жанровых особенностей неко^ торых публицистических произведений.
2.Политическая и художественная публицистика . •
ГЛАВА П. . ОЧЕРКИ ВОЕННЫХ ЛЕТ
I.Очерки,посвященные советским воинам.
2.Очерки о трудовом фронте.
ГЛАВА III. - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ
1.Публицистические источники лирической поэзии
2.Политическая лирика 1941-1945 гг.
3.Проявление публицистичности в лирике
4. Публицистичность любовной лирики
ГЛАВА 1У. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ
И! ПРОЗЫ
1.Публицистический пафос эпической поэзии
2. Публицистичность прозы.П
ГЛАВА У. РОМАНТИЧЕСКИЕ И ДИДАКГИЧЕСШЕ ТРАДИЦИИ
КЛАССИЧЕСКОЙ ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ' В-ПУБЛИЦИСТИКЕ ВОЕННЫХ ЛЕТ
1.Романтический колорит публицистики .119'
2.Традиции афористичности и философичности поэзии.•.
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Касимов, Махмуд
Годы Великой Отечественной войны отали новой вехой в развитии публицистической деятельности С.Айни,писал А.Сайфуллаев в статье "В ногу со временем",анализируя монографию А.Маниязова "Публицистика и поэзия Садриддина Айни",посвященной публицистической деятельности поэта в 1918-1921 гг»К сожалению,о публицистике С.Айни этого периода имеются лишь общие упоминания и замечания в отдельных научно-исследовательских трудах,статьях и учебниках^ том числе в монографии В.Асрори "Литература.и фольклор", в "Очерках истории таджикской советской, литературы",в учебнике "Родная литература" для X класса и в др.Между тем произведения -С.Айни»написанные в жанрах публицистики в период Великой Отечественной войны,требуют отдельного серьезного исследования с научной точки зрения.
В начале 50-х годов крупный исследователь жизни и творчества С.Айни И.С»Брагинский обратил внимание таджикских айниведов на эту проблему.Через несколько лет,в 1958 г«вышла в свет монография А.Маниязова "Публицистика и поэзия Садрвддина Айни",
Спустя 10 лет на юбилейной сессии "Ежегодник Айни"(1968 г.) по инициативе и настоянию И.С.Брагинского перед исследователями творчества С.Айни вновь была поставлена важная задача дальнейшего изучения педагогических и публицистических произведений послеоктябрьского периода основоположника таджикской советской литературы С.Айни(90,169).
В 1970 г.( в Институте языка и литературы им.А.С.Пушкина-АН Узбекской ССР) М.Хасановым была защищена кандидатская диссертан ция на тему"Идейно-художественные особенности публицистики С.Айни» Здесь и далее первая цифра указывает на порядковый номер библиографии,вторая— страницу. которая явилась новым шагом в изучении публицистики С.Айни,особенно написанной на узбекском языке в 20-30-е и в первой половине 40-х годов.
М.Хасанов был совершенно прав указывая,что определение жанровых особенностей поэтических и прозаических произведений,в частности,художественной публицистики писателя,имеет важное значение в изучении его творчества.
Нами рассмотрен этот важный вопрос в начале первой главй диссертации.Точно зная,к какому жанру относится то или иное публицистическое произведение писателя,мы сможем правильно оценить его по законам именно этого жанра,не применяя к нему требования других жанров литературы или журналистики.
Изучение общего состояния публицистики.и очерков военных лет на примере публицистических произведений С.Айни подготавливает почву для исчерпывающих исследований жанров публицистики и особенностей таджикской публицистической литературы,созданной в военные годы.
Следует отметить,что кроме выступлений С.У"луг-заде на пленумах правлений Союза писателей Таджикистана и СССР (1944,1945 гг.),его р статьи"3а литературную правду",а также статей С.Табарова "Таджик-^ окая литература в годы Великой Отечественной войны"(157,106-112), Ш.Ниязи и Л.Н.Демидчик "Таджикская литература в 1941-1945 гг." (109,455),Дж.Шарифова "Великая Отечественная война в таджикской . прозе"(125,312-313),"Писатель—идущий в ногу со временем"(176,41-р
Улурзода С.Ддабиёти советии точик дар солкой ^анги Бузурги Ватанй,газ.Точ$икистони сурх( в дальнейшем:Т.е.), 1944,19 ноябрь. Таджикская литература в дни Отечественной войны(1б4,55-60).За ли-ратурную правду.—Литературная газета,1945,17 мая.
43),затрагивающих вопросы публицистики и очерка военных лет,опубликован еще целый ряд произведений,в которых затрагивается вопрос
3 4 5 о публицистических статьях и очерках С.Айни,С.Улуг-заде;Ф.Ниязи^ и других публицистических произведениях,посвященных теме войны. К сожалению,эти ценные сведения до сих пор не собраны и не обобщены.Безусловно,сопоставительное изучение этих мнений,иногда противоположных с научной точки зрения,будет способствовать выявле--нию специфических черт жанров публицистики и таджикской публицистической литературы,зародившейся в военные годы,и в определенной
3 Улурзода С.Нависанда ва олим'(1бЗ,23);Де^отй А.—Садриддин Айнй(25,262);Брагинский Й.С.1изнь и творчество Садриддина Айни
88,167-170) .)^аёт ва эчодиёти Садриддин Айнй(89,127-129).Из' истории таджикской и персидской литератур(91,471-472);Шукуров М.Шав^ агар ра^бар шавад.(184,33-29).Жанри таьрихй ва мо^ияти замон
185Д08).Самопознание жанраСШЗ,76-80).Асоси реалистй ва ру^и ро-мантикй(185,72-73).Типсозии романтикй дар очерки Айнй "Темурмалик"
185,82-88);Демидчик Л.Личный опыт и художественное обобщение
101,72) ;Сайфуллоев А. ,Демвдчик Л.Дустии хал^о—дустии адабиёт
148,139);Мусулмонк|улов Р.Са*ф ва сайри таърихии он дар насри то-%ик(134,172-173) ;Салимов Ю.Оид ба анъанаи насри ривоятй дар насри устод С.Айнй(102,12);Раффоров Р.Забон ва услуби очерки "К^рамони хал^и то^ик Темурмалик"(102,181-201);Акобиров Ю.Дарисов Ш.-Ай-ни(13,120-124);Раффоров У.Матбуоти То^икийтон дар солкой Ч&нги Бузурги Ватанй(94,49).К£маров А.Аньанах,ои М.Горький дар адабийти халвой Осиёи Миёна ва Цазо^истон(79,172-179);Ульрих Л.Горький и Узбекистан(165,79);Ра^имов Н.Садриддин Айний(144,36-37). Юсуфов К.Симои ^анговарони советй дар эчрдиёти С.Улурзода,-газ.Маориф ва маданият.1960,23 февраль;11 Сотим Улурзода"(189,II-' 12).Эчодиёти Сотим Улурзода дар солкой Чанги Бузурги Затанй(190, 44*49).Сотим Улурзода ва повести тарчимаи^олии у "Суб^и чавонии мо"(191,21-26). Икромй ^.Инти^оми то^ик(Ю7,34-36);Мулло^онов М.^иссаи ар-занда(02,142-153);Шарифов Ч^Адибе ки бо ^аёт баробар ^адам меза-над(176,42-43) и др. мере облегчит исследования тем литературоведам,которые занимаются этой областью литературы.
В 1977 г.издательство "Ирфон" выпустило в свет книгу под названием "Труд и есть награда"»имеющая подзаголовок "Публицистика и очерки".Она объединила статьи,очерки,корреспонденции и зарисовки Гафара Мирзо,написанные им более чем за 20 лет.
В последнее время мы часто сталкиваемся с тем,что термин "публицистика" употребляется как название жанра,тогда как ни в литературе,ни в журналистике такого жанра не существует,—подчеркивал Ибрагим Усмон в рецензии "Публицистика поэта"»написанной на вышеупомянутую книгу Г.Мирзо.
В печати же совокупность жанров журналистики ^начиная с информации,отчетов,репортажей,интервью и кончая очерком и фельетоном), называют публицистикой.Исходя из этого,подзаголовок книги ,Г .Мирзо "Труд и есть награда" может и должен состоять только из одного слова "публицистика"»поскольку,как ранее было отмечено,очерк сам по себе является одним из жанров публицистики(166,151).
Нам думается,что эта мысль рецензента в корне не верна.Подтвер ждением тому является и определение публицистики,данное.в "Краткой литературной энциклопедии"(1977 г.):"Публицистика—род литературы и журналистики.Подлинная публицистика— высший род журналистики" (III, 72-73) .
Очевидно,здесь слова "род" и "жанр" по значению тождественны, подобно тому,как иногда литературные роды— эпос,лирику,драму— называют литературными жанрами(169,158).
А.Бочаров также писал,что "публицистика всегда сопутствовала-литературе.Впрочем,точнее будет сказать,что публицистические жанры литературы всегда сопутствовали жизни,достигая наибольшего могущеотва в периоды крупных общественных потрясений" (86,76).В другой статье А.Бочаров писал,что публицистика— это "отрасль журналистики,имеющая свои жанры" (143,51)»
Подтверждением тому,что мысль Ибрагима Уомона не верна,может служить и высказывание И.К^зьмичева в монографии "Жанры русской литературы военных лет(1941-1945)": "Как бы ни был близок очерк, к публицистике,все же эти жанры принадлежат к разным родовым категориям. Публицистика-^ это-политическая лирика в прозе.Очерк же по существу своему эпическое произведение,ибо основой,фундаментом его является освещенное художником конкретное событие,определенный жизненный -факт .Очерк относится к эпическому роду и на этом осно** вании имеет ряд общих родовых примет с новеллой,повестью и ромаНОМ" (113,179). Мы разделяем точку зрения И, К. Ку зьмичева и с этих позиций во второй главе проводим анализ очерков военных лет,но историко-ис-следовательского очерка С.Айни "Восстание Муканны"»который ранее подробно исследован таджикскими филологами,мы не касаемся. Исследуемые очерки мы подразделяем на две группы: I) очерки,посвященные советским воинам,и 2) очерки о трудовом фронте.
Размышляя о таджикской литературе периода Великой Отечественной войны,исследователь Ш.Ниязи подчеркивал: "Изучение особенностей литературы этого периода и определение значения вдохновенного художественного слова в общенародной борьбе является одной из важных и насущных задач советского литературоведения" (Г7АД32)«Док~ ладчик на У1 съезде писателей Таджикистана (1971) А.Сайфуллаев, говоря о значении монографий Ш.Ниязи "Таджикская эпическая поэзия периода Великой Отечественной войны" (1965) и С.Салехова "Сати« 1 ра в таджикской печати 20-30-х годов"(Душанбе,1969) отметил:"Изу-чение различных областей истории таджикской советской литературы с точки зрения жанровых и художественных проблем является важным достижением таджикской литературоведческой науки"(147,112).
Продолжая исследования таджикской эпической поэзии(Ш.Ниязи), драматурги^ и прозы^военных лет в третьей главе диссертации мы подробно рассиатриваем особенности лирической поэзии 1941-1945 годов,выявляем специфические черты таджикской лирической поэзии этого периода.
Спустя два года после окончания Великой Отечественной войны, на II съезде писателей Таджикистана М.Турсун-заде обратил внимание исследователей на эту важную проблему:"Таджикская литература, в особенности поэзия,воспевая боевые и трудовые подвиги,проявленные советскими людьми как.на фронте,так и в тылу,активно содействовала победе над врагом. Хотя количество произведений таджикской литературы этого периода невелико,но по качеству.и роли она превосходит довоенную литературу.И,что особенно важно,— в этот-тяжелый период всю таджикскую поэзию пронизывало чувство беспредельного патриотизма советских людей.Думаем,что даже риторические стихотворения военного периода заслуживают тщательного изучения, так как они сыграли важную пропагандистскую роль,вдохновляя народы на борьбу с врагом"(159,20).
Изучение лирики военного периода начиналось статьёй М.Гаф$ро-ва "Великая Отечественная в таджикской литературе"(Т.е.,1942,5 мар
Демидчик Л.Н.Героика труда и битв.—В кн.Таджикская драматургия 40-50-х годов.—Душанбе:Дониш,1965,с.10-39. . . . 7
Шарипов Дж.Отражение Великой Отечественной войны в таджикской прозе.— Душанбе:Дониш,1981.—148 с. та) и предисловием Х.Юсуфи "Антифашистские стихотворения АЛаху-ти" к его сборнику "Боевые песни".После гибели этих двух исследователей, павших в борьбе за освобождение Родины,начатое ими доброе дело перешло в руки их друзей,коллег по перу:С.Табаров,Ш.Хусейн-зад е,Н.Маъсуми,Х.Мирзо-заде и. др.
О литературе периода войны,в том числе о лирике тех лет,было написано несколько статей,посвященных творчеству отдельных.поэтов, и третья глава "Очерк таджикской советской литературы".Впервые подробно этот вопрос исследован С.Табаровым в статье "Таджикская литература в годы Великой Отечественной войны"(157,100-124). В этом исследовании,как отмечается во введении монографии Ш.Ниязи, все роды литературы,а особенно поэзии,рассмотрены в самых общих чертах,а анализ идейно-художественных особенностей произведений не очень глубок(Х35,9).Следует добавить,что изучение публицистической литературы и вопросов связи и соотношения лирической поэзии военных лет с публицистикой до сих пор оставались вне поля зрения таджикских исследователей.Например,авторы третьей главы "Очерков истории таджикской советской литературы",анализируя эту область литературы,ограничились лишь одним абзацом:"Нужно сказать, что в годы войны таджикской литературе В1 значительной мере была присуща публицистическая направленность.Отличительные черты публицистических жанров ярко выступают в отдельных публицистических статьях,в выступлениях и речах писателей."(141,154).А в статье С.Табарова о большом патриотическом и интернациональном значении публицистических статей и стихотворений С.Айни военных лет и произвел ений А.Лахути,Дж.Икрами,М.Миршакара,М.Турсун-заде,$.Ниязи того же периода,говорилось в самых общих чертах(157,109).
В третьем томе "Истории многонациональной советской литературы" по существу только одно предложение касается вопроса публицистичности таджикской литературы военных лет¡"Стихотворение "Месть" поэта-воина Х.Юсуфи. является лучшим образцом публицистической лирики военных лет"(109,434^.А ведь в таджикской литературе 19411945 гг.,как и в литературах других советских народов,публицистика занимала видное место.Тесная связь таджикской литературы с публицистикой военного времени бесспорно вдохновляла таджикских мастеров слова.
Для выявления публицистических источников стихотворений,написанных таджикскими поэтами,мы обратились,в первую очередь,к периодической печати военного времени."Одна из особенностей литературы военных лет заключается в том,что советские писатели оперативно откликались на ежедневные военные события,доносили своим художественным словом вести с фронта до самых широких масс"(135,6). В этом таджикским поэтам особенно помог опыт русского революционного поэта В.В.Маяковского.Этот вопрос подробно.освещается Ш.Хусейн-заде в статье "Традиции В.В.Маяковского в таджикской советской поэзии" (171,218-241).Хотя вопрос взаимосвязи поэзии В.В.Маяковского с публицистикой в годы революции давно привлекает вни- . мание многих исследователей,в том числе В.Перцова,А.Метченко,З.Па-перного,В.Тимофеевой,Н.Калитина,В.Дувакина,И.Денисовой и.других литературоведов,изучающих творчество поэта,"однако эта проблема продолжает оставаться остро актуальной.".Вопрос соотношения и связи поэзии В.В.Маяковского с публицистикой его времени проливает свет на творчестве поэта—трибуна (153,3).
Творчество представителей таджикской литературы военных лет также было ярко публицистичным.
В третьей главе нами рассматривается вопросы публицистичноети лирической поэзии военных лет,выявляются различные составные элементы,создающие пафос публицистичности в лирике,в том числе в любовной.Только комплексное решение всех вышеперечисленных вопросов даст нам возможность в нужной степени определить специфические черты лирической поэзии военных лет.
Публицистичность эпической поэзии и жанра рассказа 1941-1945 годов рассматривается нами в четвертой главе работы.
Как уже отмечалось»таджикская эпическая поэзия военных лет исследовалась Ш.Ниязи в основном в тематическом аспекте.Главное внимание было уделено идейно-художественному анализу поэм и притч,появившихся в годы войны.Мы же в своем исследовании затрагиваем ту часть военной поэзии,в которой очень ярко и выпукло проявляется публицистичность.Рассмотрение поэм,притч и рассказов под этим углом зрения может способствовать определению степени их публицистичности.Например, известный специалист в области журналистики и литературы А.В.Западов досконально изучил оды М.В.Ломоносова с точки зрения законов публицистики.Взгляд на оду как на публицистическое произведение позволил ему обнаружить ту особенность, о которой и не подозревали исследователи,рассматривавшие этот жанр с чисто литературоведческих позиций(143,44).
Хотя публицистические жанры утвердились в таджикской литературе после Октябрьской революции,традиции афористичности,роман- -тичности и философичности в ней имеют очень древнюю историю.Материалы пятой главы показывают,что современные таджикские литераторы в своих произведениях умело сочетали эти древние традиции*<зновыми принципами художественного отображения героических свершений Советской Армии на фронтах и трудящихся в тылу.Говорят,в древности для того,чтобы железная палица была несгибаемой,ее изготовляли из оплава семи металлов.Точно так же переплетение различных элементов публицистичности с классическими традициями романтичности,афористичности и философичности в содержании стихов,способствуя воздействию художественных произведений на массы,тем самым укрепляло связь литературы с народом—борцом в годы войны.
- 12
Заключение научной работыдиссертация на тему "Публицистичность таджикской литературы периода Великой Отечественной войны"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже отмечалось,в таджикской литературе военного периода нет ни повести,ни романа,так как "писатели в начале войны были больше публицистами и очеркистами,чем беллетристами,создателями больших,широко охватывающих события произведений. Теперь,— ., сказал Н.Тихонов на X пленуме правления СП СССР,состоявшемся че-* рез неделю после.окончания Великой Отечественной войны,мы подошли ко времени,когда большой роман не является неожиданностью, когда у писателя есть возможность углубленно работать". .
Действительно,спустя некоторое время таджикский читатель.получил повесть С.Улуг-заде "Благородные друзья"(1947) и первую книгу романа Ф.Ниязи "Верность" (1949).
В сборник фронтовых очерков и рассказов Ф.Ниязи "Месть тад-жика"(1947) как "фронтовой рассказ" включено его произведение. -"Платок"(1943),которое впоследствии легло в основу романа "Верность". Вспоминая это,писатель пишет:"Я как участник Сталинград*» . ской битвы вначале написал очерк о подвиге таджикского-бойца Са-фара Одинаева.Прочитав этот очерк,С.Айни направил мне письмо,в. котором советовал доработать очерк.Письмо вдохновило меня на ооз-дание романа "Верность" на основе очерка".
Так,опыт журналистской деятельности помог С.Улуг-заде и Ф.Ни-язи в последующем создать крупные художественные произведения.
Между тем,исследователь советской публицистики А.Бочаров,ци--тируя олова писателя Ю.Олеши:"Ценность и значение современной ли тературы зависит именно от наличия в ней журналистской природы., интерес к тем областям жизни,которые обычно привлекали журналистов^ наши дни создает большую литературу.Все эти области захвачены борьбой между социализмом и капитализмом.От журналистского
- 140 желания увидеть и объяснить рождается передовая,современная—нашего века,нашей эпохи— литература.подчеркнул "журналистское желание увидеть и объяснить— это и есть публицистика,открыватель и истолкователь новых явлений социальной действительности"(86,77).
Как подметил Дж.Шарифов,второй дополненный вариант книги Ф.Ни-язи "Верность" по сравнению с первым изобилует подробностями о Родине,о солдатской дружбе,исходящими из уст героя Сафара.Кроме того, иногда высказывания героя превращаются в неуместную риторику и голую публицистику,всем известные истины объясняются долго и нудно(178,58).
-На наш взглдд,ослабление публицистического начала в книге писателя. "Люди и встречи"(187,94) по сравнению с романом "Верность" связано с тем,что Ф.Ниязи с конца 1941 г.до начала 1943 г.работал в качестве ответственного редактора и заместителя редактора во-* енных газет "За Родину","Красноармейская правда" и "Фрунзевец", агитатора-пропагандиста Донского фронта и политруком 66-й Армии, воевавшей в Сталинграде.Многолетняя журналистская и политическая деятельность Ф.Ниязи не могля не сказаться на его творчестве.Особенно в начальном периоде создания такого крупного художественного произведения,как роман "Верность",это влияние,казалось,должно быть неизбежным.
Участие в военной печати определило генеральную.тематику .художественных произведений последующего периода.Беспримерные подвиги, проявленные советскими людьми разной национальности на войне,их чувства,переживания и помыслы воспеты не только в "Верности",но и в других произведениях писателя,сюда относятся книга очерков и рассказов "Отрывки из фронтовых рассказов"(1962),драматическое произведение "Мост"(1967) и романы "Не говори,Цтд лес пустой"(1974),"Невооруженные солдаты"(1983).На ГОТ съезде КПСС
- 141 «• подчеркивалось: "Работы авторов,верных военной теме,учат любви к Родине,стойкости в испытаниях" (7,62).
Ф.Ниязи в предисловии к очерку " И в безнадежности есть надежда." ошмечает,что очерк написан на основе документов,писем, фотографий и рассказов свидетелей и сообщает,что героем очеркаяв-ляется друг его детства А.Акрамов,вместе с которым писатель отправлялся на фронт,а в образе Давлята— героя романа "Не говори, что лес пустой" стремилоя воплотить незабываемый облик,черты характера этого друга" (50,90). .
Тяга к документальности и достоверности наблюдается и в очерках С.Улуг-заде "Герой Днестра,Вислы и 0дера"(1965),А.Бабаджана "Домулло Азизов"(1970) и М.Бабдджана "Ходи Кенджаев"(1970)?
Как отмечалось в третьей главе диссертации,таджикские.поэты широко использовали в качестве первоисточников и эпиграфов.своих стихотворений материалы печати,сообщения Совинформбюро,призывы главы Советского государства И.В.Сталина,высказывания ведающихся военачальников,таких как Александр Невский и др.Ничего не оставалось вне поля зрения писателей и поэтов.
Творческий опыт поэзии периода войны используется и теперь в. -наши дни,примером тому служат поэмы А.Каххари "Ночь перед .смертью", М.Каноата "Голоса Сталинграда" и К.Насрулло "Возглас невинных" жертв". . . .
Эти три произведения написаны на основе исторических фактов, их герои сами участники Великой Отечественной войны.А;Каххари ут-* верждает: "Хотя поэма моя в целом поовящена Герою Советского Сою- ' за Т^уйчи Эрджигитову,но в ней я рассказываю о своей военной судь* —
Идейное содержание и особенности таджикской прозы о войне, созданной в послевоенный период,рассмотрены в исследованиях Й.Шу-курова (187,87-98) и Дк.Шарифова (178,110-136).
- 142 бе и о тысячах моих сверстников,участников войны" (37,123).
М.Шукуров заметил,что поэтические эпиграфы,которыми начинаются главы романа Д&к.Икрами "Я виновен", способствуя выпуклости описаний душевных состояний персонажей,углубляют драматизм переживаний и событий,происходящих в душе героев ¿184»ПО).Именно с этйй целью М.Каноат в "Голосах Сталинграда" дает комментарии к письму Рубена своей матери Д.Ибаррури и выдержкам из письма немецкого солдата, приведенным в качестве эпиграфовЛаких исторических документов и подписей типа : "За Волгой для нас земли нет!",— оставленных на стенах сталинградских домов,было не мало (43,38).
М.Каноат использовал эту историческую надпись в поэтическом монологе Главнокомандующего 62-й Армией Сталинграда—генерала Чуйкова:
За Волгой для нас земли нет,нет места Ни живым,ни мертвым нас от тебя не оторвать!
И еще.Из дневника немецкого солдата следующая запись приведена в предисловии четвертой главы: "16 ноября.Сегодня от жены получил письмо.Они уверены.что мы до рождества вернемся в.Германию и что Сталинград находится в наших руках.Какое великое заблуждение. Этот город превратил нас в бесчувственную группу. Сталинград— это ад на земле.Мы каждый божий день атакуем.Если нам удается-утром занять 20 метров,вечером отбрасывают нас обратно. Один русский соддат одну нашу группу может сломить морально и физически" (35,28).
Действительно,ефрейтор В.Опперман 18 ноября 1942 г. с подступа Сталинграда так писал своему брату (43,44), .
Романтичность ощущается и в том,что в разговор вступает земля,гора,вода,небо и солнце",—пишет исследователь (185,98).
- 143
Точно так же в поэме "Голоса Сталинграда" в разговор вступают земля и река.
Автор статьи "Война и воин в современной поэме" Х.Атаханова упоминает,что каждое слово,издаваемое землей и рекой,наполнено романтикой великой жизненной правды,реалистической правдьиВот почему в отличие от "Сына Родины",где принципы реалистического отображения действительности по сравнению с романтическими еще слабы и не главенствуют,поэма "Голоса Сталинграда" является, подлинно реалистической.О реалистичности поэмы говорят и исторические факты, приведенные в качестве вступлений как к предисловию поэмы,так и к ее главам.
В первой главе "Голоса Сталинграда",так же как в.шестой гла-. ве "Сына Родины",земля— это мать,призывающая своих сыновей к борьбе за свободу.Однако заключительная глава произведения М.Каноата, названная "Голос матери",в отличие от поэмы М.Турсун-заде,является еще и страстным призывом матерей к миру.
Соглаоно мнению критика А. Сайфуллаева,именно в этой главе, "создав нетленный образ матери,поэт наделяет его романтическим духом бессмертия". .
В обоих произведениях подвиги,совершаемые героями,романтичны. Вспомним сцены,когда Кадыр выводит с поля боя немецкого офицера, извивая его седельным луком("Сын Родины"),а моряк— черноморец Миша бросается под танк с горящей в руке гранатой ("Голоса Сталинграда").
Изображение этих двух моментов из солдатской жизни-,реальных -в своей основе,в художественном произведении получили романтическую окраску.Поэт не без основания уподобляет Мишу—"живого-огня" Данко— герою романтического раосказа М.Горького "Старуха Из ер«* гиль",который пламенем своего сердца осветил путь борцадыза своб оду.
Как мы убедились,опыт поэтов военного времени,творчество которых представляет гармоничный сплав принципов романтического и реалистического отображения действительности,был творчески освоен и развит современным поэтом М.Каноатом.
В поэме Х.Файзулло "Ложе недуга",посвященной супруге Героя Советского Союза Саидкула Турдыева,реалистическое изображение событий отличается романтической и публицистической насыщенностью.Изображение переживаний подруги героя по получении ею извещения о гибели мужа,решение их единственного сына,выполнившего завещание матери о захоронении ее рядом с мужем на Украине,и другие реальные подробности бесспорно усилили драматизм произведения.
Участник Великой Отечественной войны М.Фархат,в то время делавший первые шаги в литературе,в партизанской поэме "Колодец" высмеивал тщетные усилия немецкого солдата Курта,надеявшегося на получение "железного креста",если задержит хоть одного партизана.
Обращение М.Фархата к опыту сатирических стихов М.Амин-заде, А.Дехоти,М.Миршакара,Дж.Сухайли и А.Лахути спустя 35 лет после победы в войне в значительной степени обогатило традиции этого жанра.
Новое освоение и осмысливание событий Великой Отечественной войны,духовной жизни советских воинов молодыми таджикскими литераторами и теми,чье детство совпало с жестокой войной,20-35 лет спустя после окончания войны подробно рассматривается в статьях Дж.Шарифова "Художественная летопись Великой Отечественной войны" (177,139-145),Х.Мухаммадиева "Тайна мастерства"(134"а",138-144), в опубликованных докладах М.Каноата "Пять чувств поэта и шесть граней жизни"(120"а",77-в8),X.Атахановой "Поэзия 1976 г."(82,83-99), в книге Ю.Акбарова "Судьба человека и судьба поэзии"(76,132-139) и др.
- 145 -БИБЛИ10ГРАФИЯ 1.ПР(ИЗВЕЩЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАРКШША-ЛЕНИНИЗМА
1. К.Марко и Ф.Энгельс об искусстве,в двух томах,т.1.-М.:Искуо*» ство,1967,-584 с.
2. Энгельс Ф.Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.С прил.!К.Марко.Тезисы о Фейербахе.«М.:Политиздат, 1980.-78 о.
3. Ленин В.Й.В редакцию газеты "Правда".-Соч.4-е изд.,т.35,о.23.
4. Ленин В.И.Карл Марко ( Краткий биографический очерк с изложением марксизма).-Поли.собр.соч.,т.26,с.43-93.
2.0адАЛЬНО-ДОШЕНТАЛЬШЕ МАТЕРИАЛЫ
5. Брежнев Л.И.Речь на торжественном собрании представителей трудящихся Москвы.-Правда,1980,1 апр.
6. История Коммунистической партии Советского Союза в шести томах,т.5,кн.I (1938-1945 гг.).-М.:Политиздат,1970.-723 с.
7. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.:Политиздат,1981.«223 о.
Список научной литературыКасимов, Махмуд, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Айни.-Айш С.^ллиёт,^.5.>»Душанбе:Ирфон,19б3.^27б с;
2. Айни.-Айнй С.Куллиёт,^.9.-Душанбе:Ирфон,1969.^41б о.
3. Айни.-Айнй С.Куллиёт,^.П,китоби якум.-Душанбе:Ирфон,1963.508 с.
4. Айни.-Айнй С.Ахгари ин1$илоб.-Душанбе:Ирфон,1974.~264 с.
5. Айни.-Айнй С.Ча^ор номаи уотод.-Садои Шар^ ( в дальнейшем:1. С.Ш.),1973,№4,0.82-66.
6. Акобиров Ю.Дарисов Ш.Айни.-М.:Молодая гвардия,1968¿-I44 с¿
7. Алиццжан.-Олимжон ^амид.Беш томлик асарлар мажмуаси,4-том.
8. Тошкент:Рафур Рулом номидаги Дцабиёт ва санъат нашри&ги, 1972.-272 о.
9. Амин-заде.-Аминзода М.Ба^ори дил.-Душанбе:Ирфон,19б4.-624 с.
10. Афсахзод.-Афса^зод А.^офизнома.-Душанбе:Ирфон,1971.-104 с.
11. Ахроров,Негматуллаев.-Аз^роров У.,Неъматуллоев ^.^алолат бод,
12. Ибохон!- Х^ик^ати аскари сурх,1944,10 апр.
13. Барои Ватан(3а Родину).-Сталинобод:Нашр.давл.То^.,1941.-104 с.
14. Война и победа("Комоомольокая правда" в Великой Отечественнойвойне).«М.¡Молодая гвардия,1976.-368 с,
15. Г&ни.-Ранй С.Касооз!-Тоникистони оурх( в дальнейшем:Т.е.),1942,29 авт.
16. Г^лям Гафур.-Рафур Рулом.АсарларДО томлик,7-том.-Тошкент:
17. Рафур Рулом номидаги Ддабиёт ва саньат нашриёти,1975.-432 с.
18. Дехоти.-Де^отй А.Гвардиячийни ме^нат.-Т.о.,1943,3 окт.
19. Дехоти.-Де^отй А.Куллиёт,н.1*-Душанбе:Ирфон,1965^376 о.
20. Дехоти.-Де^отй А.Куллиёт,ч,.4.-Душанбе:Ирфон,1966.«»768 с.
21. Дехоти.-Дез^отй А.Куллиёт,ч.5.-Душанбе:Ирфон,1966.-472 о.
22. Дкавхари.-Чав^арй З.Асар^ои мунтахаб.-Душанбе:Нашр.давл.То^.,1962.-304 с.
23. Джавхари-заде.-Ч,ав^аризода С.Гулшани афрухта.-Сталинобод:
24. Нашр.давл.Тон*,1959.-576 о.
25. Диалил.-Налил Р.^икоя^ои замонт ^анг.-Сталинобод:Нашриёти давлатии назди СКХ РСС То^икистон,1944.-92 о.
26. Дкалил.-Налил Р.Марьямваркор.-Т.с.,1945,8 май.
27. Дкомеъ-ул-хикоёт.—Нрмеъ-ул-^икоёт, ^.1.-Душанб е:йрфон,198 0.«464 с.
28. Зарбулмасал ва маколхои точикй.-Зарбулмасал ва ма^ол^ои то^икй.Тартибди^андагон А.Писарчик,С.То^иддинов,М.^амид^онова.-* Сталинобод:Нашр.давл.То^.,1960.-228 с.
29. Знамена победы,в двух томах,т.1.-М.:Правда,1975.-496 с.
30. Икрами.-Икромй Н*В°Рошил°вчиён.-Т.с.,1941,6 сент.
31. Икрами.-Икромй ^.Мактубз^ои )^аким Карим.-С.Ш., 1969,№1,с.96-115.
32. Каноат.-1^ноат М.Суруши Сталинград.-Душанбе:Ирфон,1972.-62 о.
33. Карим.-Карим ^.Таронаи му>$аббат.-Т.с.,1941,28 окт.
34. Каххори.-Цаэ^орй А.Ва^те ки тугого хомуш мешудавд.<*С.Ш. ,1973,5,с.120-123.
35. Кригер Е.Так рождались соадаты.-Неделя,1975,№19,с.14-15.
36. Лесная Л.Му^аммадй Ибро^имов.-Т.о.,1941*28 окт.
37. Лахути.-Ло^утй А.Парриши Орёл ра^и ма^судро наздик кард.1. Т.о.,1943,15 авт. .
38. Лахути.-Ло^утй А.Асар^ои му нтахаб.-Стали ноб од: Нашр .давл.Тон,.1949.-456 с.
39. Лукницкий В.В горах и сердцах людей.-Душанбе:Ирфон,1971.-448 с.
40. Мир,признательный Сталинграду.-»Волгоград: Нижне-Волжскоекниж.изд-во,1973.«Д76 с.
41. Миршакар М.Афандй дар Берлин.—Т.о.,1942,8 июль.
42. Мирпнцсар М.^ишло^и тиллой.Панчи ноором.-Сталинобод:Нашр.давл.1. То^.,1950.-64 р.
43. Миршакар М.Куллиёт,^.2.-Душанбе:Ирфон,1972.-396 с.
44. Миршакар М.Айёми ^авонй.-Душанбе:Ирфон,1972.-112 с.
45. Насир.-Нооири Хисрав.Гулчине аз девони ашъор.Тартибди^аедава муаллифи сарсухан К.Айни.-Сталинобод:Нашр.давл.То^., 1957.-180 о.
46. Ниязи.-Ниёзй Ф.Инти^оми то^ик.-Сталинобод:Нашр.давл.То^.,1947.-116 с.
47. Ниязи.-Ниёзй Ф.Аз ноумеди^о басе умед аст.-С.Ш.,1975,№5,о.90-102.
48. ОЗиди.-Обидй ){.А^ибгох.-'Т.о.,1941,26 оент.
49. Озод Р.И^бол.-Сталинобод:Нашр.давл.Точ»»1951.-120 о.
50. Озод Р.Ашъори мунтахаб.-Сталинобод:Нашр.давл.Тон.,1959.-Г75 о.
51. Рахим.-Бо^й Ра^им.Ба фронт.-Сталинобод:Нашриёти давлатии назди СКХ РСС Точ^кистхзн,1945.-22 о.
52. Рахими.-Ражими М.Шеър^ои интихобкардашуда.-Сталинобод:Нашр.давл.То^.,1940.-294 с.
53. Рахими.-Ражими М.Ба душман бераз^м бош!(БарЬи з^аёт).-Сталинобод :Нашриёти давлатии назди СКХ РСС То^кистон, 1944.-48 о.
54. Рахими.-Ражими М.Ро^и равшан.-Сталинобод:Нашр.давл.То^.,1952.266 о.
55. Рохи пуршараф.-Роз^и пуршараф,мачмуаи адабй.-Сталинобод:Нашрити давлатии назди СКХ РСС То^кистон, 1944.-130 о.
56. Сиру&.Б.Чанг дар дами дарвозаи Сталинград.-Т.о.,1944,5 март.
57. Сталин И.В.О Великой Отечественной войне Советского Союза,5.е изд.-М.:Политиздат,1953.-208 о. .
58. Таронаи разаб.-Таронаи разаб,мачмуаи з^икояз^о ва шеьр^о.-Сталинобод:Нашр.давл.То^.,1943.-128 с.
59. Толстой А.Избр.соч.в шести томах,т.УХ.-М.:Сов.писатель,1953.633 с.
60. Фазылов.-Фозилов М.Фар^анги ибораз^ои рехтаи забони з^озираиточик,^.2.-Душанбе:Ирфон,Х964.-804 о.
61. Юоуфи.-Юсуфй Э^.Аз з^авою обу замин.«Т.о.,1941,25 июнь.
62. Юсуфи.-Юоуфй Х,.Лаз$за^ои хурсавдии ман.-Маориф ва маданият ( вдальнейшем: М.ва м.),1975,6 май.
63. Юсуфи.-Юсуфи Х^Роз^и нотамом.^Душанбе:Ирфон,1973.-260 о.
64. Х^вяхои зарбулмаоал.Цикоя^ои зарбулмаоал.Гирдоваранда М.Фозилов.-Душанбе:Йрфон,1967.-184 6.
65. Хусейн-заде.-)$усейнзода Ш.Мездэ.~Т.с.,1944,21 май.4.НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
66. Абдулло Ф.Иноон ва чамъият.-С.Ш1976,№2,с.132-142.
67. Абдуджаббаров.-Абду^абборов А.Айнй— публицист.- Точикистонисоветй,1978,26 фев.
68. Абрамов А.Лирика и эпоо Великой Отечественной войныСоветский писатель,1972.-672 о.
69. Адабиёти совети.-Ацабиёти советй барои синфи X.-Душанбе:Ирфон,1971.-408 о.
70. Акбаров Ю.^исмати инсон ва ^иомати шеър.-Душанбе:Дониш,1980.196 о.
71. Армия и литература.-41.:Воениздат, 1971.-384 с.
72. Армугон .-Армур-он.-Самарканд :Матбааи ш.Панча^ент,1970.-264 с.'
73. Аорори.-Асрорй В.Адабиёт ва фольклор (^иоми аввал).-Душанбе:1. Ирфон,1967.-280 с. .
74. Агаханова.-Отахонова Х.Падидаз^ои нав^уи.-Душанбе:Ирфон, 1972.176 е.
75. Атаханова.-Отахонова Х.О^ангз^ои тозаи шеъри имруз.-В кн.1 Пайвацди з$ис ва авдеша.-Душанбе:Ирфон,1982,с.83-99.
76. Атаханова.«0тахонова Х.Ч^нг ва ч4анговар дар достони муосир.1. М.ва м.,1975,6 май.
77. Атаев.^Атоев М.Эчрдиёти давраи Данги Бузурги Ватании С.Айнй.
78. Газетаи муаллимон,1958 Д5 апр.
79. Белинский В.Г.Собр.ооч.в трех томах,т.З.-М.:ГИХЛ,1948.-928 с.
80. Бочаров А. Существует такое качество— публицистичность.
81. Вопросы литературы,1958,№ 10,с.76-104.
82. Брагинский И.С.Садриддин Айни,очерк жизни и творчества.-М.:1. ГЙХЛ,1954.-200 с.
83. Брагинский Й.С.Жизнь и творчество Садриддина Айни.~М.:ГИХЛ,1959.-200 с.
84. Брагинский И.С.^аёт ва эчодиёти Садрвддин Айнй.-Душанбе:йрфон,1968.-196 с.
85. Брагинский И.С.Проблемы творчества Садриддина Айни.-Душанбе:1. Ирфон,1974.-176 с.
86. Брагинский Й.С.Йз истории таджикской и персидской литератур.1. М.:Наука,1972.-524 с.
87. Брагинский И.С.Анъана^ои адабиёти форсу то^ик.-С.Ш.,1968,№2,с.127-131.
88. Валиходжаев.-Валиху^аев Б.Тамоил^ои романтики ва реалиста дарнасри устод.-^ар^ати Узбекистон,1975,15 апр.
89. Г&фаров.-Раффоров У.Матбуоти Точркистон дар солкой Чанги Бузурги Ватани.-Коммунисти То^кистон,1975,№4,с.45-50.
90. Гафуров.-Рафуров М.Чанги Ватанй дар адабиёти то^ик.-Т.о.,1942,5 март.95иаиГеронимуо Б.Летопись мужества и братства.-Звезда ВостокаД982, №6,с.160-163.
91. Глинкин П.Муза в походной шинели.Очерк, публицистики о Великой
92. Отечественной войне.-Лениздат,1971.-1бО с.
93. Горький М.Собр.соч.в тридцати томах,т.24.-М.:ГИХЛ,1953.-576 с.
94. Горький М.О литературе.-М.:Советский писатель,1953.-868" с.
95. Гулямов С.Таджикская советская интеллигенция.-Душанбе:Ирфон,1974.-176 с.
96. Демидчик Л.Публицистичность драмы и отражение современности.
97. В кн.-Дашнномаи Мирзо Турсунзода.-Душанбе,Дониш,1971,с.92-99.
98. Демидчик Л.Личный опыт и художественное обобщение.-Памир,1972,5,с.71-77.
99. Джашнномаи Айни.-^ашнномаи Айнй,*$узъи 1У.-Душанбе:Дониш,1971.344 с.
100. Жирмунский В.М.Сравнительное литературоведение.-Л.:Наука,Ленинградское отделение,1979.-496 с. Ю#.Жуков В.Проверено временем.-Журналист,1974,№2,с.41-42.
101. Журбина Е.Искуоство очерка.-М.Советский писатель,1957.-222 о.
102. Журбина Е.Повесть с дя§вмн сюжетами(0 публицистической прозе).
103. М.:Советский писатель,1974.-296 с.
104. Икрами.чйкромй Чь.Инти^омй то^ик.-Шар^и оурх,1947,№ 8,0.34-36.
105. История советской многонациональной литературы в шести томах, т.I.-M. ¡Наука,1970.-564 с.
106. История советской многонациональной литературы,т.З.-М.:Наука,1970.-632 с.
107. НО. Канторович В.Заметки писателя о современном очерк е.^.¡Советский писатель,1973.-544 с.
108. Краткая литературная энциклопедия,т.6.-М.¡Советская энциклопедия,^!. -1040 с.
109. Краткий словарь латинских слов,сокращений и выражений.-Новосибирок;Наука,Сибирское отд.,1975.-116 с. ИЗ. Кузьмичев И.К.Жанры русской литературы военных лет(1941-1945).-Горький:Горьковское книжное издательство,1962.-456 о¿
110. Левшина И.1^айд^о оид ба таърихи тараздиёти хикояи советии тоик.-Шар^ сурх, 1955,№12,с.83-109. .
111. Литература великого подвига.Великая Отечественная война в советской литературе.-^.¡Худож.литература,1970.-440 с.
112. Литература антифашистского Сопротивления в странах Европы1939-1945).-М.:Наука,1972.-59б с. . . .
113. Ломидзе Г.Интернациональный пафос советской литературы.-М^
114. Советский писатель,1970.-336 с. ~
115. B. Ломидзе Г.Единство и многообразие советской литературы.-В kh.¡ История советской многонациональной литературы,т.2,кн.I. М.,Hayка,1972,с.5-6I.
116. Лахути.-Ло^утй А.Дар бораи шеъру шоирй.-С.Ш.,1967,№12,о.129.
117. Лурье А.Н.Поэтический эпос революции.-Л.¡ Наука,Ленинградское отд., 1976.-208 с. 120"а,,.Каноат.-{5аноат М.Пан^ э^соси шоир ва шаш ^ати зивдагй.-С.Ш.«г1976,№7,с.77-88.
118. Маймин В.А.О русском романтизме .-М. ¡Просвещение, 1975 .—240 с.
119. Максакова В.В.Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны.-М. ¡Наука,I977.-344 с.
120. Мамаджанов.-4Яамажонов С.Улур Ватан уруши даврида узбек ада-»биёти.-Тошкент:$ан,$975.- 172 о.
121. Маниязов.-«Маниёзов А.Публицистика ва назми устод Садриддин
122. Айни.-Сталинобод^ашр.давл.Точ.,1958;-152 с. ~
123. Масъалахои адабиёти муосири точик.-Масъалахои адабиёти муосири то*$ик.-Душанбе:Ирфон, 1970.-416 с.
124. Маъсуми.-Маьсумй Н.Му^аммад^он Ра^имй.-Сталинобод:Нашр.давл.1. То^.,1960.-88 с.
125. Маяковский В.Полн.собр.соч.,т.12.-М.Гослитиздат,1959.-715 с.
126. Мирзо-заде.-Мирзозода Х.^абиби мо.-С.Ш.,1967,№2,с.127-133.
127. Мирзо-заде.-Мирзозода Х.Табъи оташбор.-Точикистони советй,1967,18 март.
128. Миршакар М.Чанд сухан дар бораи драматургияи точик.-С.Ш.,1966,№5,с.81-89.
129. Молдавский Дм.Из сказки и были— Восток.-Ташкент:Изд-во литературы и искусства им.Гафура Гуляма,1975.-192 с."
130. Муллоджанов.-Муллогонов М.^исоаи арзанда.-Шар^и сурх,1963,4,0.142-156.
131. Муниров К.Ога^ий.-Тошкент:Узбекистон ССР Фанлар Академиясинашриёти,1959#-56 с.
132. Мусулмонкулов.-Мусулмон^улов Р.Са^ъ ва сайри таърихии он дарнаори то^к.-Душанбе:йрфон,1970.-217 с. 134"а".Мухаммадиев.-Му^аммадиев ^.Се^ри майорат.-Ю.Ш.,1976,№11, с.138-144.
133. Ниязи.-Ниёзй Ш.Назми эпикии то^к дар солкой ^анги Бузурги Ватанй.-Душанбе:Нашрийти Академияи фанзой РСС Точикистон, 1965.-196 с.
134. Ниязи.-Ниёзй Ф.Саба^ои уотод.-Точикистони советй, 1978,9'апр. Овчаренко А.И.Публицистика М.Горького.- 2-е изд.,доп.-М.:
135. Советский писатель,1965.-628 с. Озмитель Е.К.О сатире и юморе.-Л.:Просвещение,Ленинградскоеотд.,1973.-192 с.
136. Османова З.Г.Художественная концепция личности в литературах
137. Очерки таърихи адабиёти советии точик.-Очерки таърихи адабиёти советии то^ик,1$.2.-Сталинобод:Нашр.давл.То^., 1957.-524 с.
138. Прохоров Е.П.Публицист и действительность.-Изд-во Московского университета, 3973.-318 с. Рахимов.-Рахимов Н.Садридцин Айний.-Тошкент:Фан,1970.-164 с.135.136.137.138.139.140.141.142.143.
139. Сайфуллаев.-Сайфуллоев А.Тафаккур ва образ.-Душанбе:йрфон,1968.-167 с.
140. Сайфуллаев.-Сайфуллоев А.^ам^адами замон.-М.ва м.,1971,17 июль
141. Сайфуллаев.-Сайфуллоев А.Тан^вди адабй дар мубориза бароиидеал^ои коммуниста.-С.Ш.,1971,№7,0.111-119.
142. СайфуллаевДемвдчик.-Сайфуллоев А.Демидчик Л.Дустии хал^о—дустии адабиёт.-С.Ш.,1972,№ 12,с.132-145.
143. Сайфуллаев.-Сайфуллоев А.Тад^и^и лирикии к^рамонии хал^.1. М.ва м.,1975,15 июль. '
144. Сайфуллаев.-Сайфуллоев А.Чорчии дустй.-С.Ш.,1975,№8,с.101-110.
145. Сайфуллаев.-Сайфуллоев А.Мактаби Айнй.-Душанбе:Ирфон,1978.352 о.
146. Сирус Б.Вазни ашъори Х,абиб Юсуфй.-В кн.:Чашнияи Барром Сирус.
147. Душанбе:Дониш,1977.-176 с.
148. Смородин А.А.Поэзия В.В.Маяковского и публицистика 20-х годов.-Л.: Наука, Ленинградское отд.,1972.-272 о.
149. Спивак И.Советская поэзия периода Великой Отечественной войны в жанровом развитии.-Изд-во Львовского ун-та,1972.-160 с.
150. Сурков А.Собр.соч. в четырех томах,т.4.-М.:Худож.литература,1966.-616 с.
151. Сучков Б.Исторические судьбы реализма.-М.:Советский писатель,1977.-528 о.
152. Табаров С.Адабиёти то^ик дар давраи Чанги Бузурги ВатанЙ.
153. Шар^и сурх,1954,№6,с.100-125.
154. Тихонов Н.Советская литература в 1944-1945 гг.(Доклад на Xпленуме правления СП СССР).- Литературная газета,1945,17 мая.
155. Турсун-заде.-Турсунзода М.Адабиёти то^ик ва вазифа^ои он.
156. Шар^и сурх,1947,№12,с,3-20.
157. Турсун-заде.-Турсунзода М.Куллиёт,%.3.-Душанбе:Ирфон,1979.432 с.
158. Улуг-заде.-Улурзода С.Адабиёти советии то^ик дар сол^Ои ^анги
159. Бузурги Ватанй(Маъруза дар пленуми II правленияи Иттифо^и нависандагони Точикистон).-Т.с.,1944,19 ноябрь.
160. Улуг-заде С.За литературную правду*-Лит.газета,1945,17 мая.
161. Улуг -заде.-Улурзода С.Нависанда ва олим.-Шар^и сурх,1947,№2-3,с.2-3.
162. Улуг-заде С.Единение.-Душанбе:Таджикгосиздат,1963.-200 с»
163. УльрихЛ.Горький и Узбекистан.-Ташкент:Изд-во худож.литературы им.Гафура Гуляма,1968.-136 с.
164. Усман Ибрагим.-Усмон Ибро^им.Публицистикаи шоир.-С.Ш.,1978,9,с.150-153.
165. Усманов.-Усмонов И.Шуълаи ин^илоб.-С.Ш.,1975,№9,о.146-148.
166. Хаоанов.—^асанов М.Садрвддин Айний публицистикаоининг роявий-бадиий хусуоиятлари.-Дис. кавд.филол.наук.-Ташкент, 1970.-231 с.
167. Ходи-заде,Шукуров, Абдуджаббаров.-^одизода Р.,Шукуров №., Абду^абборов Т.Фар^анги истило^оти адабиётшиносй.-Душанбе: Ирфон,1966.-188 о.
168. Худойдодов Б.Чавд сухан аз таърихи инкишофи очерки то^йк.
169. В кн.:Суруди одамони на^иб,Душанбе,Ирфон,1972,^0.5-14.
170. Хусейн-заде.-^усейнзода Ш.Ба^с ва андеша.-Душанбе:Ирфон, , 1964.-264 о. .
171. Хуоейн-заде.-Хусейнзода Ш.Аз сарчашма^ои тафаккури реалистйдар адабиёти то^ик.-М.ва м.т1973,27 фев.173. "Хусейн-заде Шарифджон".-"^усейнзода Шариф^он"(Библиография).
172. Душанбе:Ирфон, 1974.-76 с. .
173. Шавкат Н.Назми то*$ик ба хизмати Цанги Бузурги Ватанй.-С.Ш., • 1965,№5,с.132-144. ~
174. Шарипов.-Шарифов Х.Мар^ила^ои адабй ва методи эчрдй.«<1.Ш.,1979,№5,с.133-140.
175. Шарипов.-Шарифов Ц.Адибе ки бо ^аёт баробар ^адам мезанад.1. С.Ш.,1964,№9,0.38-47.
176. Шарипов.-Шарифов Д.Солномаи бадеии Цанги Бузурги Ватанй.1. С.Ш. ,1975,№5,с.139-145.
177. Шарипов.-Шарифов Ч^.Инъикоои Цанги Бузурги Ватанй дар насрито^ик.-Душанбе:Дониш,1981.-148 с.
178. Шодикулов Х.Черты новаторства таджикской советской поэзии30.х годов (I929-I94I): Автореф.дис. канд.филол.наук.-М.,1977.-26 с.
179. Шодикулов.-Шоди^улов Х^.Рузнома ва шеър.-С.Ш.,1974,№П,с.134~143.' . •
180. Шукуров М.Сухан аз лирика ва мазмуни ^аётии он.-С.Iff.,1965, , №2,с.78-105. .
181. Шукуров М.^ар сухан ^оёву ^ар нукта ма^оме дорад.-Душанбе:
182. Ирфон,1968.-160 с. 185. Шукуров М.Самопознание жанра.-Памир,1972,№б,с.7б-81. :
183. Шукуров М.Диди эстетикии халк^ ва насри реалисти.-Душанбе:1. ИрфонД973.-160 о.
184. Шукуров М.Па^лу^ои таД^и^и бадей.-Душанбе:Ирфон,197б.-272 с.
185. Шукуров М.^офизаи таърихй ва таърихият.-В кн.:Пайванди замокло ва хал^хр.Душанбе,ИрфонД982,с.183-194.
186. Шукуров М.Насри солкой 1945-1974.-Таърихи адабиёти советиито^ик,инкишофи жанр^о,иборат аз шаш ^илд,ч.1У.-Душанбе: ДонишД980.-384 с. - -
187. Шукуров М.Демидчик Л.Насри Ч4алол Икромй.-Душанбе:Ирфон,1979.144 о.
188. Юсупов. r-Юсу фов К.Сотим Улурзода (Х,аёт ва фаъолият) .-Сталинобод :Нашриёти АФ РСС То^икистон,1961.-26 с.
189. Юсупов.-Юсуфов К.Э^одиёти Сотим Улурзода дар солкой ^анги
190. Бузурги Ватанй.-Мактаби советй,1961,№9,с.44-49.
191. Юсупов.-Юсуфов К.Сотим Улурзода ва повести тар^имаи^олии у
192. Суб)$и ^авонии мо".-ДушанбеДониш,1968.-126 с.
193. Юсупов.-Юсуфов К.Абдуеалом Де^отй.-Душанбе:Дониш,1971.-28 с.