автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Публицистика Габита Мусрепова

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Нуртазина, Poзa Ауталиповна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Публицистика Габита Мусрепова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Публицистика Габита Мусрепова"

РГБ ОД

I о ОГЛ &43

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АЛЬ-ФАРАБИ

На прозах рукописи

НУРТАЗИНА Р<т Аут&липовна

ПУБЛИЦИСТИКА ГАБИТА МУСРЕПОВА

10.01.10-Ж>фналксткка

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Алмагы, 1995

Работа выполнена ка кафедре истории журшихистшся факультета журналистики Казахского гос^дарсгвеашаго национального университета изшш адь-Фардбн

Научный руководитель - доктор фшвэаопиеаснж тук. профессор

УРАЗАЕВФ.Ы.

Официальные оппоненты - доктор филологических илух. профтесор

ЕПЕУКЕНОВ Щ.Р. —кандидат фдшаогичосыи наук БАЙЖЛНОВ Е.С.

Ведущая организация -{й^ргюашкгосупарспевкьш

)ншсртагг, фацииа жршшшн

Защита состоится " ОЮГКЛ^/ЬЯ 1995 тода » / У

Сошгга!

часов на заседании апсцдашквгрсжгкнагэ Совета по пршхоёншо ученой степени доктора филологических таре Д14_А_01_22 (480078. гЛокхга. проспект аяь-Фараби, 71).

С диссертацией можно озвшшкпа в научной Шшэтек Казахского государство шого кациокалыюго увиаерсиссга имени аль-Фараби.-

Автореферат разослан " "

1995 г.

Ученый секретарь _

специализированного Совета, /ГД< доктор филологических наук, профессор ОМАШЕВ Н.О.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последнее десятилетие журналистская наука уделяет пристальное внимание вопросам публицистического мастерства. И это понятно. Дальнейшее развитие и совершенствование средств массовой информации невозможно без повышения квалификации журналистов.

Публицистика как специфический вид общественно-политической творческой деятельности рассматривается как могучее средство одновременного воздействия на миллионы людей, формирования у них общественного мнения, выработки актпвпой социальной позиции, как средство воплощения в жизнь политики государства. Сегодня перо публициста, как никогда раньше, становится более чутким к экономике н ее социальному, нравственному срезу.

Публицистика нашего времени максимально использует опыт предыдущих поколений. Развивая традиции казахской печати, повседневно осмысливая и используя опыт лучших мастеров прошлого, публицистической классики, средства массовой информации непосредственно влияют на социально-экономическое развитие страны, на глубокие процессы демократизации, гуманизации всех сторон жизнедеятельности молодого суверенного государства — Республики Казахстан.

Современный этап развития нашей республики, те качественные глубинные процессы, которые происходят на разных "этажах" социально-политической жизни, требуют от всего публицистического корпуса оперативности, злободневности, усиления аналитизма, глубокого изучения фактов, явлений социальной действительности, опоры на систему знании общественных наук.

Исключительно важными в современных условиях становятся энергичные творческие и практические действия публицистов. В решении неотложных задач общественно-политической жизни общества они все больше занимают принципиальную позицию, а их конкретные рекомендации находят одобрение и поддержку. В своих выступлениях Президент Республики Казахстан неоднократно подчеркивал огромную роль публицистического слова в формировании политической культуры общества, в реализации гуманистических идей1.

При такой постановке вопроса становится попятной и проблема изучения, осмысления исторического опыта, традиций публицистики казахского писателя Га Сита Мусрепова в диалектическом единстве с новаторскими поисками.

Вполне очевидца в этой связи актуальность данного исследования, посвященного изучению журналистской деятельности и публицистического мастерства Габига Мусрепова. Высокая гражданская позиции публициста, поднимаемые им актуальные вопросы жизни общества оказывают заметное позитивное воздействие на читательскую аудиторию.

На современном эхам ярко высвечиваются тенденции, которые .были существенно утрачены и подорваны в период бывшего советского застоя отходом от национальной политики. Недостаточно учитывались потребности, связанные с экономикой, культурой, языком, литературой Казахстана. В этой связи

См.: Назарбаев H.A. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана. - Алматы, 1993. - С. 30-32; Назарбаев H.A. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - Алма-Ата, 1992. С. 37-40; Президент Нурсултан Назарбаев встретился с главными редакторами издающихся в Алматы газет разной ориентации и направленности //Казахстанская правда. 1994, 2 июля.

изучение п обобщение опыта творческой деятельности Габита Мусреповг расширяет рамки национальной публицистической классики.

Актуальность исследуемой проблемы определяется также тем, что публицистика Габита Мусрепова своеобразна п самобытна. В основе ее активная гражданская позиция, проблемпоеть, сочетающаяся с глубоким проникновенном в национальную психологию, во внутренний мир героя и богатой гаммой липгво-стилистических особенностей. Важно также н то, что Габит Му-срепов - первый казахский публицист, пишущих! одинаково и равноценно как на родном, так и на русском языках.

Успех произведений Мусрепова определяется их идейно-художественной направленностью, актуальностью тематики, стремлением исследовать самые злободневные вопросы жизпн общества и выразить глубокие и яркие идеи средствами журнализма, доступного, лаконичного языка.

Степень изученности томы. Научное объяснение журналистского творчества, а также поднимаемые проблемы в публицистике стали ныне одной из насущных задач теория периодической печати. Содержание, общие н специфические закономерности функционирования публицистики раскрываются не только одной монопольной отраслью знания, а сразу несколькими общественными пауками.

"Проведенные исследования показали необходимость системного подхода к изучению журналистского творчества как процесса, подчинявшегося но только общесоциологическим, по и общим и частный законам, имеющим гносеологическое, социально-психологическое значение"1, - верно отмечает особенность

1 Горохов В.М. Слагаемые мастсрйтва. -М., 1982. - С. 8.

изучения этого феномена В.М.Горохов.

Публицистика с ее закономерным интересом к психологии и проблемам личности достаточно изучена исследователями ближнего и дальнего зарубежья.

Что касается казахстанских исследователей, то проблема публицистики была в центре внимания ученых уже в середине сороковых годов.

В книгах "Полвека в пути", "Искусство публицистики (Проблемы теории и мастерства) (1966), а также в сборнике "Искусство публицистики" (1968) собраны статьи казахстанских публицистов, отображающие различные аспекты л вопросы в области публицистики.

Проблеме критериев деления публицистики на жанры уделялось внимание Амандосовым Т.С., Фетисовым М.И., Ыдрысо-вым Р., Ыдрысовым Т.1,

Что касается отдельного творчества Габита Мусрепова, то оно привлекло пристальное внимание критиков, литературоведов, лиигвисгов, искусствоведов. С 1955 года по настоящее время ими написано более 1500 статей и рецензий на разных языках.

Такие исследователи Казахстана, как М.Ауэзов, Т. Ахтанов, М.Базарбаев, И.Габдиров, Ш.Елеукенов, М.Каратаев, Т.Какишев, З.Кабдолоа, Р.Нургалиев, Э.Нарымбетов, Х.Суюншалиев, в.Таяшбаев и М.'Глеужанов обратились к различному ряду проблем творчества Габита Мусрепова2.

1 Амандосов Т.С. Казахская публицистика сегодня. - Алма-Ата, 1974. - 118 е.; Теория и практика советской журналистики. -

Алма-Ата: Изд-во Мектеп, 1978. - 272 е.; Фетисов М.И. Зарождение казахской публицистики. - Алма-Ата. - 1961. - 436 е.; Ыдрысов Р. К,азак,тын ескеЫ публицистикае.ы. - Алмяты. -1970. - 96 б.; Ыдрысов Т. Шеберлж бастауы. - Алматы. -1984. - 191 б.

3 См.: вуезов М., Акатаев С. Суреткер соулеск /Муйреповтш "Жат «олында" романы туралы/ //К.пзак; одебиеть - 1986. -

Сейчас уже можно говорить о широте, глубинности, новом уровне изучения творчества Габита Мусрепова в конце 50-х -начале 80-х годов. Это работы Б.Акбергеновой, Х.Адибаева, А.Альмуратовой, Н.Габдуллина, А.Жаназаровой, Г.Камеева, Ж.Молдагалиева, С.Турткариной, Б.ЦГалабаева, которые рассматривают писателя в его связях с традициями русской классической литературы, эстетическими особенностями творчества, проблемами национальных истоков традиций Мусрепова, его литературно-критическую деятельность.

В последние годы появились интересные наблюдения о личности и авторской позиции Мусрепова в его художественных произведениях. Однако журналистская деятельность писателя до сих пор не была предметом научпого поиска.

Публицистические работы писателя пе нашли отражения пи в "Очерке истории казахской литературы", ни в трехтомной "Истории казахской литературы".

На сегодня имеется несколько сборников Габита Мусрепова,

14 февр., 6 б.; Ахтапов Т. Габит Мусрепов. - Алматы. - 1980.'

- 35-110 б.; Назарбаев М. Рабит Муареповтщ соцгы туынды-сы. К,азад ССР Гылым Акядемлясьшыц хабарлары. Т1л едебпет сериясы. - 198С. - № 2(50); Габдпров И. Горький п казахская советская литература. - Алма-Ата: Наука. - 1966. - С. 250; Елеукенов Ш. Рабецшн асцоц бейием //Жалын. - 1992. - №

2. - 33-36 б.; Каратаев М. вдебиет яоэпс эстетика: вдеби сын зерттеулер. - Алматы: Жазушы. - 1970. - 352 б.; Кэк1шев Т. Ацынныц пека к армаиы / Мумреповтац творчествосы жанлы/.

- Алматы. - 1985. - 214-218 б.; К,абдолов 3. Соз онерЬ Монография. - Алматы: Жазушы. - 1983. - 390-395 б.; Суюнша-лиев X. К^азо^ вдебает1адеп халык,тар достыгыныц ядеясы. -Алматы. - 1956. - 62 б.; НярымбеТов в. Академик Рабнг Махмутулы Мусхрепов. //К/»закстан Республпкасы РА хабар-шысы. - 1992. - Хз 3. - 74-7.8"б.; Тож1баев в. Актокты ару //Казахстан ойедцерЬ - 1991. - № 4. - 12-13 б.

в которых собраны его статьи и выступления по вопросам литературы я искусства1, однако вопросы, касающиеся публицистического мастерства писателя, нигде не зафиксированы.

Таким образом, до сих пор нет сколько-нибудь обстоятельного исследования, посвяшрггного непосредственно журналистской деятельности, содержанию, характеру, особенностям публицистики Габита Мусрепова.

Научная новизна

Диссертация представляет собой первую попытку монографического исследования, посвященного становлению и развитию журналистской деятельности и публицистического творчества Га-бита Мусрепова, В работе исследуется весь путь Г.Мусрепова в журналистике, как единый творческий процесс.

В исследовании вводятся в научный оборот выявленные автором:

1) редакторская деятельность Г.Мусрепова;

2) более 400 выступлений в печати, относящиеся ко всем периодам его публицистического творчества;

3) актуальная проблематика публицистики Г.Мусрепова.

Целью данной диссертации явилась целостная характеристика, выявление основных тенденций развития, проблематики и специфики творческой лаборатории публициста.

Для достижения поставленной цели автор решал следующие задачи:

- раскрыть объективные, конкретно-исторические и индивидуально-творческие предпосылки, обусловившие формироиа-

1 См.: Мусарепов Р.М. Суреткер парызы: /Одеон сын лцбектер1/. /К,урастырган 0. Нарымбетов/ - Алматы: Жазушы, 1970. -538 б.; Мусрепов Г.М. Черты эпохи,-Алма-Ата, 1986; Муарепов Р.М. Уакыт 1здерк~ Алматы: Жалын, 1977. - Я66 б.

nue публицистического таланта Г.Муерепова;

- показать идейно-тематическое богатство и общественно-политическую значимость проблематики публицистики Г. Мусре-пова;

- раскрыть особенности публицистически >''J мастерства Г.Муерепова в его творческой лаборатории.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили материалы конференций, симпозиумов, проходивших о Алматы по различным вопросам и проблемам массовой коммуникации.

Важное значение в обработке темы данной работы имели содержащиеся в этих документах установки, раскрывающие цели и задачи CMII в активном проведении в массы политики рыночной экономики и демократизации общества.

Исследование в области публицистики было бы невозмож- , ным без опоры на научные труды ученых по проблемам теории журналистики, таких как Т.С.Амандосова, Х.Н.Бекхожнна, М.К.Барманкулова, И.Булога, Л.Э.Варуегяна, В.П.Вомперского, В.М.Горохова, М.И.Дмитровского, В.И.Здоровеги, Б.И.Есина,. Т.Идрисова, Т.К.Кожакеева, Ю.А.Крикунова, С.К.Козыбаева, Г.В.Колосова, С.С.Матвиенко, Н.О.Омашева, Е.ГГ.Прохорова, В.Д.Пельта, М.И.Скуленко, Ф.М.Уразаева, В.В.Учековой; а также литературоведческие труды казахстанских ученых -М.Ауэзова, Х.Аднбаева, М.Базарбаева, Р.Бердибаева, Н. Габдул-лина, Ш.Елеукенова, Т.Какишева, З.Кедрипой, З.Кабдолова, М.Каратаева, А.Нарымбетова, Р.Нургалиева, Х.Суюншалпева, М.Тлеужалова п др.

В работе были учтены итоги разработки некоторых методов публицистической деятельности, выполненных учеными факультета журналистики Казахского национального государственного университета им. аль—Фараби.

Наряду с исследованиями в области теории журналистики значительную помощь оказали труды смежных наук: философии1, филологии2, что обусловило междисциплинарный характер проведенного изыскания.

Объектом изучения стали корреспонденции, статьи, рецензии, письма, очерки, фельетоны, отчеты, интервью, беседы, диалоги, репортажи, памфлеты, обращения, выступления, речи Габита Мусрепова, опубликованные в периодической печати в 1924-1989 годы, также рукописи из личного архива писателя.

Эмпиричоскую базу исследования составили более 50 центральных и местных газет-журналов, сборники публицистических выступлений Мусрепова "Уакыт 1здерГ', "Черты эпохи", "Суреткер парызы", необходимые материалы из трехтомного собрания сочинений писателе.

Изучены также материалы из библиографических фондов государственной библиотеки HAH Республики Казахстан, Национальной библиотеки Республики Казахстан, научной библиотеки при КазГУ им. аль-Фараби, архивные документы Центрального госархива Республики Казахстан, Дома-музея Габита Мусрепова.

Научная и практическая значимость диссертации за-

1 См.: Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей /Отв.ред. А.И.Ионова, 1985. - 279 е.; Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. - М., 1976. - 216 е.; Хасанов М, Космос казахской культуры. - Алма-Ата, 1993. - 160 с.

2 См.: Кеюгпев Т. Крзок вдебиет! сыныныц тприхы.—Алмяты: Са-пат, 1994. - 447 б.; К,абдолов 3. Кеше меи бугт: //К,абдолов 3, Арна. Зертгеу - сын - эссе. - Алмагы, 1988. - 300 б: Кабдолов 3. Соз енерЬ Мв. - Алматы: Жазушы, 1983. - 395 О,2 т.; Век-таева Ш. Стилистические функции инверсии в кпзпхекой художественной литературе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Алма-Ата, 1969. - 26 с.

ключается в том, что они в известной степени восполняет имеющиеся пробелы в изучении творчества казахских писателей, Га-бита Мусрепова в частности.

Результаты и выводы, полученные соискателем в ходе исследования, могут быть использованы:

- для дальнейшего научного исследования творческого наследия публициста Габнтя Мусрепова в новаторском плане;

- при подготовке курсов по истории казахской печати, теория периодической печати и спецкурсов, посвященных творчеству казахских публицистов и их журналистскому мастерству, для студентов факультетов и отделений журналистики университетов;

- для учебного пособия по казахской журналистике;

- молодыми писателями, журналистами-практиками для целенаправленного изучения проблем идейно-художественного ма- , стерства, традиции и новаторства публицистов старших поколений.

Структура диссертации подчинена проблемно-логическому, сопоставительно-типологическому анализу материала.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка Использованной литературы а источников, приложения, где даны фрагменты текстов на казахском и русском языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается необходимость изучения, темы, раскрывается актуальность и новизна исследования, определяются цели и задачи, возможности теоретического в практического применения полученных результатов, указываются методы, использованные в ходе анализа фактического материала.

В первой главе "Проблематика публицистики Габита

Мусрепова" - анализируются вопросы личности современника и проблемы национальных традиций, языка и литературы.

Особое место в публицистике Мусрепова занимает тема труда. В своих многочисленных поездках по стране публицист побывал на крупнейших стройках, на колхозных полях, отгонных пастбищах. Он встречался . людьми различных профессий и сумел ярко показать их трудовой опыт. При этом Мусреыов акцентировал внимание читателей на нравственной атмосфере складывающейся вокруг шахтера, рабочего, чабана, хлебороба, писателя, деятеля искусства. И всюду, красной нитью проходят заботы о личности, о его гуманизме, общественной значимости в жизни республики.

Публицист отчетливо видит требования сегодняшнего дня: предпочтение всему, что идет от коллективизма, замечает он, привело к игнорированию самой личности. А это отрицательно сказалось на отношении люде & к государству, коллективу, к природе, и наоборот. Постоянный контроль административно-бюрократической системы "сверху" лишал человека самостоятельности. И он терял интерес к инициативе, к труду. Своими выступлениями Габит Мусрепов ратовал к заинтересованности, к предоставлению реального творческого простора современника к труду. .

В ходе анализа публикации Мусрепова по проблемам личности современника были разделены на три группы: производственные, морально-этические и социально-психологические.

"Надо ли говорить, - писал М.Горький еще в 1929 году, -что дело критики, публицистики - заняться именно ... делом "очеловечивания" людей"1 . Уже сам факт, что два понятия -

1 Горький М. О печати. - М.: Госполитиздат, 1962. - С. 65.

"публицистика" и "очеловечивание людей" - у Горького стоят рядом, говорит о многом. Так нее и у Габига Мусрепова, который использует все возможности в изображении характера, самобытности героев. Это особенно заметно в публикациях "Укрощенная Сыр-Дарья", "Караганда угольная", "Комсомолка К,арацат", "Ел ушш туган ер", "Свинцовый гигант" я в многочисленных портретах современников.

В научной работе отмечается, что большое место в публицистике Мусрепова занимает Абай Кунанбаев. Вопросы, касающиеся великого поэта-мыслителя, философа, гуманиста, основоположника казахской письменной литературы - Абая, Му-срепов затрагивает более чем в десяти статьях, рецензиях н выступлениях. Это имеет особенный смысл и на современном этапе, когда вся мировая общественность по предложению международной организации ЮНЕСКО, празднует 1995 - как год Абая.

Смелость суждений и острота мысли Габита Мусрепова выразились в последовательной позиции публициста, открыто выступившего против негативных явлений, имевших место в период застоя в основных отраслях экономики Казахстана: сельском хозяйстве, строительстве, социально-бытовой сфере. Публицист, критикуя, в частности, низкий уровень организации труда н быта животноводов, раскрывает подлинное лицо многих руководителей, по вине которых некогда передовая отрасль стала отстающей. При этом Мусрепов не ограничивается только постановкой проблем, но и предлагает конструктивные рекомендации для решения насущных вопросов в различных сферах народного, хозяйства.

Одними из ценных качеств человека являются гражданский долг, ответственность за судьбу народа, национальное самосознание и безграничная любовь к Отечеству. Именно эти черты'характера были проявлены в 30-е годы авторами "Письма пяти":

Мусреповым Г.М., Алтынбековым Е., Гатауллиным М.Т., Давлетгалиевым М., Исаевым У.Д., Куанышевым К.

"Письмо пяти" является публицистическим материалом. Прежде всего, потому, что его цель - воздействие на общественные процессы: регулирование или преобразование ях. Это своего рода актуальное обращени- к массовой аудитории о грядущем национальном бедствии - голоде.

Поэтому это письмо играет большую роль в публицистической деятельности Габита Мусрепова, так как оно считается одним из способов политического воздействия на обыденное сознание общественности для побуждения целенаправленного действия.

Особое место в ряду документальных источников 1930-х годов занимают письма казахстанских деятелей тогдашнему руководству страны и республики.

Решающую роль в публицистике Мусрепова играет проблематика национальных традиций, языка и литературы.

Профессор Т.Какишев в книге "История казахской литературной критики" отмечает слова А.Н.Седельникова: "...среди тюрков, кочующих в Азии, киргиз-казахи - наиболее культурный народ, - и несомненно, что ему предстоит лучшее будущее: количество его увеличивается, и он оказывается восприимчивым и культурным приобретением.

О сравнительной, культурности киргиз-казахов можно судить отчасти по характеру языка, по способности и форме излагать свои мысли, по богатству народной литературы и, наконец, по состоянию развития искусств"1 .

Квздтев Т. К,азак, вдебиета сыньшыц тарихы. -- 1994. - 184 б.

Алматы: Санат.

Поэтому автор исследования подчеркивает, что глубокое постижение природы казахского народа, изучение национального характера, самобытности его развития в зависимости от времени, сегодня являются подлинно новаторской чертой публициста Му-срепова.

Публицист не только активно вторгается в область общественной и культурной деятельности человека, но и ставит перед ним решение проблемной задачи, как в статье "Моя большая семья": "Дети моего народа вчерашние кочевпкки, плавят сталь, добывают уголь, ставят белокаменные города, водят тракторы и комбайны, делают крупные научные открытия.

У нашей национальной культуры есть своя традиции. Но не все из нпх прогрессивны. Иные устарели. Их надо преодолевать чтобы культура была во всем созвучна растущим требованиям народа"1.

В диссертации раскрыто воспитательное значение прпнци пиальных и острых выступлений Мусрепова по проблемам казах ского языка.

В контексте познания отдельных фактов по вопросу языка как например, в статье "Авгеддщ ат корасынап бастайык,". пу блицист показал, что проблемы такого явления объясняются, во-первых, в известной степени консерватизмом национальной пен хологии; во-вторых, недостаточно активной воспитательной ра ботой в изучении казахского языка, особенно среди молодежи работников средств массовой информации и культурных учреж дений.

В этом плане Мусрепов видит особую ответственность руко водителей в совершенствовании национальных истоков народа

1 ЦГА РК. Ф. 1864. - Он. 1. - Д. 87. - 1967.

которая является актуальной и па современном этапе развития нашего общества.

На основе национальных традиций Габит Мусрепов выявил присущий казахскому народу инстинкт любви и бережного отношения к многовековым истокам традиций. В этой связи его позиция, отстаивающая роль и значение устного наследия в публицистике, становится закономерной. Именно в фольклоре, как одном из живых источников народности, публицист видел возможность выразить его многовековой опыт, этические нормы, выходящие за рамки конкретной национальной почвы, обретающие общечеловеческий характер. Этические нормы памяти, долга Мусрепов рассматривает не только в контексте преемственности поколений, во и в срезе исконной связи человека и природа '

Изучение конкретных материалов дает диссертанту возможность утверждать, что проблема народности, являясь одним из фундаментальных аспектов публицистики Габита Мусрепова, характеризуется эволюционным развитием. Особенность познавательного процесса заключалась & том, что он базировался, с одной стороны, на конкретных фактах истории, с другой, - на пе-реосмыслеиии духовного наследия народа.

Во ВТОРОЙ главе - "Творческое своеобразие публициста Габита Мусрепова" - рассматриваются важнейшие аспекты публицистического мастерства а журналистской деятельности Габита Мусрепова.

В диссертация научно аргументирован тезис, что становление Габита Мусрепова как публициста определяется рядом важнейших объективных и субъективных факторов. Особенно выделяется природная чуткость Мусрепова к публицистическому слову, влияние устной фольклорной традиции, раннее знакомство с русской культурой, литературой, которые имели заметное влия-

ние па развитие публицистического таланта писателя.

Формирование публицистической деятельности Габита Му-срепова обусловлено также историческими условиями общественной жизни республики.

Публицистика Мусрепова анализируется поэтапно. Каждый период обозначен определенной хронологией, и на основании изучения публицистических выступлений Мусрепова выявляются их особенности и общие закономерности.

Первому периоду, который охватывает 1924-1940 годы, несмотря на актуальность освещаемых вопросов, присуща тематическая и жанровая ограниченность. Здесь в основном представлены заметки, статьи, посвященные вопросам о положении рабочих, тружеников сельской местности, литературоведения, культуры, этики. Это публикации: "Алемет" (1924), "К^исык сынга е/цл торе" (1924), "Балга мен орак," (1925), "Жумыскерлер жайыя алга бастыру керек" (1925), "К,ан камау" (1927), "К,язаксган баспасыньщ жайы" (1928), "Баспасвз тож1рибес1нен" (1929), "КазАПП-тыд бупнп м1ндеггер1" (1930), "Арк,алык,"-тьщ жаца цойылуы тур алы (1935), "Акмола - царталы жол" (1939) и другие.

Автор диссертации считает, что важное значение для становления Мусрепова-публициста сыграла его редакторская работа сначала в газете "Казац едебиеп", потом - в "Социалды К,азак,стан".

В "Диалоге двух редакторов"1 Габит Мусрепов подчеркивает, что главной задачей журналистов в период становления первой литературной газеты было максимальное привлечение читательской аудитории; активное участие в деятельности газеты

К,азак одебиет1. ион).

- 1984. - 30 наурыз. - 4 б. (Перевод Р. Нуртязи-

а

принимала плеяда молодых писателей: Сакен Сейфуллин, Илияс Жансугуров, Бейимбет Майлин, Сабит Муканов, Таир Жароков, Аскар Токмагамбетов, Абильда Тажибаев.

С 1934 по 1936 годы Мусрепов редактирует газету "Социалды Кдзадстан" (ныне "Егемен К,азакстан").

В книге "Бейимбет Майлин" С.Байменшин приводит и такие факты: "С приходом Мусреповя-редактора "Социалды К^азгщстан" изменилась по структуре подачи материалов, заголовков, стали подниматься злободневные проблемы социально-экономической жизни республики. Рубрики "Письмо в "Социалды К^азакстан", "Прямой телефон", "Бригада "Социалды К,аза*;етан" стали носить актуальную значимость".

Второй период (1941-1945 гг.) характеризуется активной журналистской работой Габита Мусрепова.

Автор исследования отмечает, что в творчестве Мусрепова военная публицистика занимает особое место. Проблематика мира главным стержнем проходит через все его статьи, очерки, посвященные теме Великой Отечественной войны.

Публицистика военных лет ярко выразила стремление писателя к нравственному и философскому осмыслению явлений, показала глубокое соединение в творчестве публициста острой мысли и образа со своеобразием его индивидуальности, жанровых особенностей. Как пишет профессор Т.К.Кожакеев: "Памфлет как самостоятельный жанр показал себя в казахской советской литературе в годы войны. В эти годы появляются лирико-памфлеты, наполненные ненавистью, злобой, едким сарказмом к фашизму у Мухтара Ауэзова и Габита Мусрепова, Б&убека Булкышева и Му-кана Иманжанова"1.

> К,ожакеев Т. Жас т1лш!лер серМ. - Алматы: Рауан,-1991. -с. 17 41(Перевод Р. Нуртазинои].

Третий период (1945-1985 гг.) отмечается плодотворным ростом публицистического мастерства Г.Мусрепова. За это время на страницах печати появилась основная масса публицистических произведений писателя, написанных в различных жанрах.

С марта 1956 по май 1957 года Габит Мусрепов редактирует сатирический журнал "Ара" - "Шмель".

Д.Ф.Онегин, который в те годы работал заместителем главного редактора, вспоминает: "У Габита Мусрепова, как главного редактора журнала "Ара" - "Шмель" мы ценили три качества: 1) умение организовать любой материал без всякого нажима. Он в журнальных статьях ценил остроту, доказательность и беспощадность; 2) граждапское мужество. Оно выражалось не только в фельетонах, но и в повседневной жизни; 3) глубокую ответственность перед коллективом редакции.

Мусрепов редактировал 16 номеров сатирического журнала. За этот период "Ара" - "Шмель" активно действует, бичует недостатки в работе колхозов и совхозов, предприятий, культурных учреждений, пережитки п сознании отсталых людей.

Под рубрикой "Суюнши" Мусрепов опубликовал ряд острых и злободневных фельетонов: "Росла в саду яблонька", "С гектара по центнеру", "Тайна урочища Сарыбай", "Рассказ о плановых убытках" и подписывался под этими материалами именем "Жиренше", хотя публицист уже имел литературный псевдоним "Елтшжал".

Публикации этого периода творчества Мусрепова выявляют причины серьезных нарушений социалистической законности, деформаций пашего общества, взаимосвязанные с культом личности, командно-административными, бюрократическими ширмами бывшего советского государства. В этой связи следует птм*>.

тить, что Габит Мусреиов, как публицист активной гражданской позиции, постоянно ощущал насущные потребности времени. Некоторые негативные проявления, дававшие о себе знать в застойные годы, он сумел уже в ту пору распознать и вынести на суд общественности.

Стиль публицистики Мусрепова имеет жанроразличитель-ные признаки. Так, например, в очерке, наряду с компонентами логичности, конкрегности, наблюдается преобладание художественного мотива изложения. Иногда увлечение вариантами пейзажных картин приводит к неоправданной растянутости повествования. В одном и том же очерке автор применяет их в начале, в середине и в конец текста. Естественно, это, в свою очередь, принижает аналитичность, четкую аргументацию выступлений обобщенного или индивидуализированного характера.

В то же время в его очерках наблюдается другая черта, которая отражается в особенностях хронотопа. Здесь не создается новых реалий, а публицист передает краски окружающей среды, саму жизнь с ее историческими перемнами, узловыми пунктами.

Автор исследования также аргументирует многожанровость публицистики Мусрепова. Его статьи, выступления, речи, письма, очерки, памфлеты, заметка, корреспонденции, интервью, репортажи, фельетоны, рецензии, кинорецензии, отчеты имеют свои особенности и предназначения в творческой мастерской публициста.

В исследовании анализируются и блокнотные записи Габита Мусрепова, которые имели научную и методологическую значимость в.его творчестве.

С первой половины 1970-х годов почти по всех жанрах публицистики Мусрепова стали сильнее проявляться полемичность, острота суждений, оттенки иронии и сарказма, лирические мелодии народного юмора, неповторимость этнографических картин, использование тонкой струны психологии человека.

Своеобразные приемы стиля — отвечать на вопрос вопросом, крылатыми выражениями, пословицами, поговорками. Уточнение таким образом мыслей собеседника обеспечивало эффективность публицистического воздействия на читателя.

Разнообразие таких словесно-образных компонентов, как фразеологизмы, синонимы, гиперболы, омопнмы, обогащает палитру стилистических пластов. С их помощью Мусрепов, с одной стороны, достигает образного выражения, с другой - критического осмысления негативных явлений, имевших место в жизни общества.

Язык и стиль публицистики Мусрепова рассматриваются в контексте с билингвизмом. Такой подход к изучепию его творческой лаборатории объясняется мастерством публициста, пишущего как на казахском, на и на русском языках, а также использованием арабской шрифтовой транскрипции. Для укрепления двуязычной базы существенное значеаие имело самосовершенствование Мусрепова в области перевода произведений художественной литературы с русского на казахский и наоборот. Данный процесс содействовал не только переходу к авторскому переводу, но и развитию стиля, обогащению образности языка.

Габит Мусрепов как двуязычный публицист в своих выступлениях широко применяет национальные лексемы, тюркизмы, нгконно ругскую лексику и активно - русскую лексику нио-

язычного происхождения. Национальные лексемы, имеющие многозначную функцию в тексте, в одних случаях даются без перевода на русский язык, а в других — с пояснениями и толкованиями.

В зависимости от выполняемых лингвистических функций тюркизмы в языке Мусрепова составляют две группы: лексические и эстетические. Первые, указывая на восточные понятия и предметы, ие обладают экспрессивной окрашенностью. Поэтому встречаются реже. Вторые - наоборот, отличаются творческим применением автора, стремившегося создать специфическую образность о национальным колоритом.

Всесторонний анализ индивидуального стиля Габита Мусрепова позволил автору диссертации выявить некоторые упущения. В частности, Мусрепов иногда применяет одни и те же заголовки к различным выступлениям, написанным в разные годы, что снижает эстетическую ценность сообщаемой информации.

На раннем этапе публицистического творчества Мусрепов еще не обладал живой, непринужденной беседой, поэтому возникал контраст лаконичности с однообразием ответов.

Язык и стиль Мусрепопа постепенно развивались, совершенствовались. Стремление к сочетанию различных терминов научной, экономической, политической, разговорной лексики сопровождалось стилевой тенденцией к равномерности и сдержанности. Поэтому все положительные приемы публициста, использованные в творческом процессе, содействуют взаимообогащению языков на уровне лексических, фразеологических и стилистических фондов. Этп неповторимые черты публицистического мастерства Мусрепова характеризуют один из аспектов его нова-

торства в казахской публицистике.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, излагаются основные выводы и практические рекомендации, направленные на широкое внедрение в практику казахской публицистики творческого опыта Габита Мусрепова.

Таким образом, раскрывая диалектику традиций и новаторства, журналистскую деятельность и публицистическое мастерство Г.Мусрепова, соискатель делает ряд выводов, имеющих практическую значимость:

- целесообразно на факультетах и отделениях журналистики университетов ввести спецсеминары нлн спецкурсы, посвященные творчеству видных казахских публицистов прошлого и современности (например, "Творческие лаборатории публицистов", "Публицистика и публицисты");

- включить в учебные программы на факультетах и отделениях журналистики университетов изучение итоговых тем, раскрывающих диалектику традиций и новаторства публицистического творчества журналистского корпуса республики;

- Союзу журналистов Республики Казахстан, его областным отделеппям было бы целесообразно ввести в практику научные конференции, семинары, обобщающие новые тенденции публицистического творчества в современных условиях, а также творческий опыт отдельных журналистов, писателей-публицистов, лауреатов творческих конкурсов, издавать брошюры об их публицистическом мастерстве.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации ихюжепы в следующих публикациях

автора:

1. К вопросу о развитии литературной критики //Заря-(Арай), 1993. - № 2. - 0,4 п.л.

2. Медениеттщ б1р керсетк1пн-тш //Зерде, 1994. - № 8. -0,4 п.л.

3. Метод убеждения в публицистике Габита Мусрепова //Вестник КазГУ (серия филологическая). 1994. - С. 27-30. -0,6 п.л.

4. Проблемы национальных традиций в публицистике Мусрепова //Средства массовой коммуникации. Филиппины: Ма-ннльский университет, 1995. - 0,3 п.л. (на англ. яз., в печати).

б. Проблемы национальных традиций через призму публицистики Мусрепова //Восток-Запад: диалог культур. Матер, междунар. симпозиума: Мн.- Алматы, 1995.- Октябрь. - 0,4 п.л.

6. Позиция СМИ Казахстана и плюрализм мнений //Многонациональная советская журналистика: исторический опыт и проблемы. перестройки. Матер, межвуз. науч. конф. -Мн., 1990. - Май. - 0,3 п.л.

7. Социальный эффект публицистики в СМИ Республики Казахстан //Тюркоязычные средства информации в изменяющемся мире. Матер, междунар. научи, конф. — Мн., 1992. - Май.

- 0,2 п.л.

8. Что мы зпаем об айтысе акынов //Мадениет, 1993. -№ 2. - 0,4 п.л.

9. Культура и "кусок колбасы" несовместимы //Мадениет, 1993. - № 24* - 0,3 п.л.

10. Секреты народного костюма //Мадениет, 1993. - N° 14.

- 0,2 п.л.

РЕЗЮМЕ

Нуртазива Роза вуталппк,ызы

'Табит Муареповтьщ публицистикасы"-деген тоцырыптагы жумыс жазушыпыц публицист1к творчествосына гылыми талдау жасау меп жан-жакты зертеуге арналган.

Зерттеу жумысында Г. Мусцреповтыц казак; баспасезш дамы-туы мен к,алыптастырудагы алатын орны корсет1лед1.

Р.Муаренов публицнстщ ом1рге козкарасы^сол уакыттар-дагы калыптаскан тарихи кубылыстар, жекелеген канраткерлер-мен озара байланыстя зерттеледь

Рылыми жумыста Р.Муареновтыц творчестволык, лаборато-риясы толык, кврсетиюдь

Диссертация к1ркпеден, 2 - тараудан, щорытындыдан, пай-дпланылган одебиеттер т1з1м! мен косымшадан турады.

SUMMARY

Nurtazina R.A.

The dissertation work "Gabit Musrepov's publicism" is written for taking candidate's degree of philological science. It is devoted, to the detailed investigation and scientific analysis of the writer's creative works as a publicist.

G.Musrepov's great role Is shown in the development of the Kazakh press in this investigation.

G.Musrepov's journalistic activity, the evolution of this publicism from 1924 to 1985 were investigated in this scientific-research work.

The problems of publicism, theme, style, linguistic wealth, kazakh national traditions discovered the main aim of this work.

The dissertation work consists of an introduction, two chapters, a conclusion, the list of literature and appendix - texts, articles from Musrepov's books.