автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Социально-этические взгляды И.О. Омарова

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Гуляев, Иван Иванович
  • Ученая cтепень: кандидат философских наук
  • Место защиты диссертации: Костанай
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Социально-этические взгляды И.О. Омарова'

Текст диссертации на тему "Социально-этические взгляды И.О. Омарова"

62 11/17

Костанайский юридический институт Комитета УИС Министерства юстиции Республики Казахстан

ГУЛЯЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ Социально-этические взгляды И.О. Омарова

09.00.03 - история философии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

УДК 101.9

На правах рукописи

Республика Казахстан Костанай, 2006

Научный руководитель доктор философских наук, профессор С. А. Колдыбаев

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

3

1 ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. 14

1.1 Социальные отношения и формирование нравственности

личности 14

1.2 Влияние ценностей на формирование нравственной

установки и мировоззрения личности 43

2 ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

В ЛИЧНОСТНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ И. ОМАРОВА. 73

2.1 Проблема нравственного начала в мировоззрении и

жизненной позиции И. Омарова 73

2.2 Соотношение классового, общечеловеческого и

национального во взглядах И.Омарова 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 119

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

На наш взгляд, актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что возрастающий интерес к казахской мыслительной традиции направлен на всестороннее изучение философских воззрений казахских мыслителей в историко-философском плане. Направленность этих исследований охватывает социально-философские, общественно-политические, религиозные идеи казахских мыслителей различных исторических периодов. И фактически неисследованным в плане этических аспектов отечественной философии остается советский период. В связи с этим нельзя не отметить, что развитие ценностных ориентаций современного казахстанского общества, превалирование западных ориентиров, активизация разнообразных религиозных течений, экологические проблемы, потребительское отношение и тотальное отчуждение поставили человека перед проблемой пересмотра выстроенных отношений с миром, окружающей природой, самим собой. В послании народу Казахстана Президент отметил, что необходимо «через осмысление прошлого всемерно развивать культуру настоящего времени» [1]. Одним из способов осмысления прошлого и созидания стратегии мироотношения, на наш взгляд, может быть обращение к иным, не классическим философским учениям, среди которых особое место занимают социально-этические взгляды И. Омарова, для которых характерно понимание философского мышления как способа духовного, нравственного, целостного самообретения личности.

Ильяс Омарович Омаров родился 1 октября 1912 года в селе Карат, ныне Сарыкольского района Костанайской области. Окончил Среднеазиатский планово-экономический институт в Ташкенте в 1933 году. В этом же году был назначен директором Кзыл-Ординского техникума торговли. С 1936 по 1941 год занимал ответственные должности в системе наркоматов легкой промышленности и торговли СССР, в 1941-1945 годах заместитель наркома, нарком торговли КССР, последующие два года он работал заместителем председателя Совета народных комиссаров Казахской ССР. Затем в течение пяти лет являлся первым секретарем Восточно-Казахстанского обкома коммунистической партии. В 1952 году после известного "Дела Бекмаханова" в защиту которого выступил Ильяс Омаров, он попал в опалу со стороны руководства республики и в течение трех лет находился не у дел. Но затем с 1955 года по 1961 год он занимал посты секретаря Северо-Казахстанского обкома коммунистической партии, директора киностудии "Казахфильм", советника Совета министров Казахской ССР, с 1961 по 1967 год он работал на посту первого заместителя председателя Госплана при Совете Министров Казахской ССР. Последние годы своей жизни, с 1967 по 1970 год, Ильяс Омарович провел на посту министра культуры Казахской ССР.

Ильяс Омарович Омаров известен как публицист, общественный деятель, литератор, критик, философ. Он оставил немало публикаций, статей, заметок,

таких как "Записки для себя", «Дневник", "О литературе", "Записки из блокнота", сборник критических статей под названием "Глазами читателя".

Жизнь и деятельность выдающегося общественного деятеля Казахстана 20 века Ильяса Омаровича Омарова на протяжении последних лет привлекали и продолжают привлекать к себе пристальное внимание исследователей в области литературы, истории, философии, - да и всех мыслящих людей, неравнодушных к отечественной истории, в которой Омаров сыграл значительную, не вполне оцененную еще роль. Интерес к творческому наследию И. Омарова, разумеется, многогранен, как многогранно и его наследие. Для философа наиболее существенным представляется интерес к личности Ильяса Омаровича. Понятие «личность Омарова», конечно, чрезвычайно объемно и значительно, и, пожалуй, невозможно перечислить все составляющие его компоненты, но главнейшие из них таковы. Прежде всего, это система этических взглядов, вырабатываемая им в продолжение всей своей жизни и установившая иерархию его личных моральных ценностей. Этическая концепция определила гражданскую позицию И. Омарова и, сообразно с последней, характер его общественно-политической деятельности, которая в разные годы занимала более или менее существенное место в его жизни, но никогда не прекращалась полностью.

Главный смысл существования для И. Омарова всегда составляла общественно-политическая деятельность: непосредственно государственная служба, общественная жизнь, литературное творчество. Отношение к науке, в частности к истории, философии, этике, как к фундаментальному и перспективному социальному институту, следует считать одним из наиболее существеннейших проявлений его личности, его этической позиции. И поэтому мы подвергаем это отношение анализу. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть и такой социальный аспект, как повседневные, рядовые взаимоотношения индивидов в микросоциальных группах, элементарные социальные действия, общение и трудовую деятельность. Речь идет об отношении к окружающим людям - близким, друзьям, коллегам, и, наконец, незнакомым людям. Не менее важно для выявления характерных черт личности и ее нравственного облика отношение к работе, своим профессиональным обязанностям, трудовая дисциплина, соблюдение распорядка дня. Для нас методологически важно проанализировать высказывания И.О. Омарова, содержащиеся в его статьях, афоризмах, личной переписке, и его реальные поступки в различных жизненных ситуациях. Именно такой подход рельефно проявляет подлинный гуманизм И.О. Омарова. Особенно ценно, что это делается не на уровне ригоризма, абстрактных моралистических сентенций и деклараций, а в сфере действительных поступков, требующих нравственно оправданного решения. Такие поступки в их совокупности, в стратегической жизненной линии значимы не менее, чем система академически отредактированных этических взглядов.

Для того чтобы детально проанализировать процесс формирования личности И.О. Омарова, необходимо достаточно подробно рассмотреть тот мировоззренческий контекст, в котором это формирование осуществлялось.

Под мировоззренческим контекстом следует понимать совокупность философских, этических, научных, общественно-политических идей и концепций, оказавших в различные годы воздействие на взгляды Омарова, а также влияние современных ему социальных и духовно-культурных изменений. Исследование философского наследия И.О. Омарова актуально еще в том, что настоящее, истинное понимание процессов, происходивших в середине 20 века в Казахстане, возможно только тогда, когда мы постараемся понять внутренний мир людей, которые были причастны к истории того периода.

Кроме этого, одной из важнейших задач, которые стоят перед современной философской наукой является дальнейшее совершенствование этической теории, разработки методологии нравственного воспитания личности. И на примере жизни и творчества И. Омарова мы хотим также проследить влияние социальной среды, социального окружения, жизненных принципов на моральную саморегуляцию и нравственную установку личности, этическую позицию.

' / Этическая позиция И.О. Омарова - это позиция чиновника, сохранившего всю свою жизнь человеческую, нравственную порядочность. Служебная, административная работа не смогла сделать из него бездумного работника, формалиста, бюрократа. Хотя не только из прошлой истории, но и настоящей повседневности мы, пожалуй, чаще встречаемся с другим типом чиновника, не похожим на И.О. Омарова. Типичный служака из госаппарата, это номенклатурщик с характерными для него бюрократскими замашками. Такому чужды нравственные искания, сопереживание за дела других, общества, Родины. Такой чиновник говорит одно и, как правило, прекрасные фразы, но в жизни делает другое, нередко противоположное.

1 Между тем, для И.О. Омарова - единство слова и дела выступало исходной в любой его деятельности, будь-то служебной или личной или даже в такой бытовой детали, как распорядок дня.

Нравственный образ И.О. Омарова интересен не только для того, чтобы объяснить его. Важно и другое, возможно еще более значимое. На жизни, делах и мыслях этого неординарного человека необходимо воспитывать подрастающее поколение. Особенно сейчас, когда мы осознано, а порой и неосознанно, низвергли существующие у нас нравственные авторитеты. Повальное распространение бездуховности, отсутствие идеалов, с кого брать пример в жизни, со всей остротой ставит необходимость всестороннего исследования таких личностей в нашей истории, которых не коснулась политическая коньюктура. И, безусловно, на высоте такого масштаба личности стоит И.О. Омаров, его этические взгляды, нравственные установки.

Мы порой излишне прямолинейны в оценке тоталитарного прошлого. Нам кажется, что в таком прошлом нет и не может быть ничего хорошего. Но согласимся, это ведь упрощенная позиция, реальная жизнь прошлого гораздо сложней. Как ни странно, именно в тоталитарном прошлом было много по-настоящему чистых, порядочных людей, не испорченных психологией потребительства и наживы. Было не мало романтиков, беззаветно верящих и

много делающих для процветания Родины, счастья других людей. На примере И.О. Омарова, изучения его жизни, социально-этической позиции возможно объяснить появление таких людей. Пожалуй, именно сейчас, в годы поворотной судьбы нашей Родины мы как никогда нуждаемся в таких личностях, как И.О. Омаров.

\ Исследование личности как этической проблемы позволяет рассматривать мораль в контексте исторического развития человечества. Исторический же подход, в свою очередь, создает возможность анализировать все структурные компоненты не только в статике, но и в динамике, выяснить, как в процессе предметно-практической деятельности человека в морали своеобразно снимаются личностные качества, позволяет оценить человека с точки зрения подлинной человеческой ценности, более глубоко проанализировать механизм трансформации морального сознания в нравственную практику.

Такой подход раскрывает широкие перспективы исследованию личности и позволяет: 1) рассмотреть развитие личности в процессе формирования морали; 2) выявит генетические, социологические, гносеологические и аксиологические основания личности и морали, их своеобразное воспроизведение в этических учениях; 3) полнее и глубже вскрыть моральную структуру личности, способ ее проявления в реальной практике; показать не только роль и значение морали в развитии личности, но и характерные ее особенности в процессе преобразующей деятельности человека во взаимодействии с другими регулятивными факторами.

При исследовании данной проблемы мы исходили из того, что нравственная личность органически включает в себя два взаимосвязанных компонента: исторически возникшие моральные требования, их актуализацию в самом человеке, становящиеся в итоге нравственными качествами личности, и развитие самой нравственности в процессе предметно-практической деятельности, воспроизведение новых моральных ценностей, их воплощение в моральной структуре личности. Для нас представляет интерес не только логика развертывания морального процесса в историческом развитии, но и его проявления в конкретной жизнедеятельности людей, поскольку главным и основным все же является реальное отношение личности к обществу. В настоящем исследовании осуществлена попытка рассмотрения нравственной личности в конкретный исторический период на примере жизнедеятельности И. Омарова. Благодаря этическому знанию, призванному осмысливать сложные социальные процессы, нравственное сознание человека поднимается на более высокий качественный уровень - от повседневного, не всегда осознанного морального отношения к реальному миру и осознанному поведению, от внешнего принятия нормы к ее внутреннему освоению.

Некоторые положения диссертации, естественно носят дискуссионный характер. Отсутствие должной эмпирической базы, практическая неразработанность проблемы не дала нам в ряде случаев провести более глубокий анализ некоторых проблем, поэтому они отчасти носят контурный, постановочный характер.

Степень научной разработанности проблемы.

Научных исследований диссертационного характера по творчеству И. Омарова на данный момент нет. Но в нашем исследовании мы предприняли попытку не ограничиваться рассмотрением только нравственно-мировоззренческой характеристики личности И. Омарова. Первая глава нашей работы посвящена проблеме философско-методологических основ формирования этического мировоззрения личности, в частности выделению влияния социальных отношений и ценностей на формирование нравственности личности. В связи с этим в работе использовано большое количество научных исследований, касающихся данной проблематики.

Работы, отражающие этико-мировоззренческие взгляды непосредственно И. Омарова, скорее, не имеют академической, научной направленности. Эти работы, являясь, по сути, своей публицистикой, литературной критикой, тем не менее, в значительной степени отражают философско-этическую направленность взглядов И. Омарова и практическое их применение в своей деятельности. Наиболее значительная характеристика нравственных аспектов в его творческом наследии содержится в сборнике «Талгамдар» («Раздумья») [2]. В этот сборник вошли дневники, статьи и воспоминания автора и об авторе на казахском и русском языках. Первая часть данного сборника состоит из выдержек из дневников И. Омарова, которые по своей сути, являются в большей степени философскими афоризмами, нежели просто записками для себя. В них раскрывается философское восприятие автором многих явлений современного ему мира. Именно здесь он в большей степени обращается к проблемам нравственности и морали в обществе. Долг и справедливость, ответственность и совесть, патриотизм и самопожертвование, гуманность, понимание добра и зла - все эти нравственные категории нашли отражение в его философских исканиях. Не меньшие проблемы современного ему мироустройства и место нравственного человека в нем содержатся в его переписке со многими известными людьми того времени. В частности он на протяжении долгого времени состоял в переписке с ученым К. Сатпаевым, театральным режиссером Н. Сац, писателями Н. Тихоновым, Г. Мусреповым, Л. Леоновым, М. Ауэзовым, М. Шолоховым, Ю. Казаковым, М.Зверевым, Л. Соболевым, Б. Момышулы, И. Шуховым, режиссером Ю. Завадским, кинодокументалистом Р. Карменом [2, с. 54-78]. В этих письмах собеседниками неоднократно поднимались вопросы нравственного характера, обсуждаются творческие замыслы, успехи и неудачи. Общаясь на протяжении многих лет с известными творческими людьми, он проявил себя как деятель, глубоко думающий и понимающий философскую природу человека, и поэтому многие из этих людей, несмотря на свою известность, не стеснялись обращаться к нему за советом.

Вторая часть этого сборника - это воспоминания многих его современников, сталкивавшихся с ним в различных сферах деятельности. Сюда вошли статьи Г. Жубановой [3], Ж. Абуталипова [4], Д. Снегина [5], К. Кужамьярова [6], И. Попова [7], А. Жовтиса [8], А. Орманбаева [9], Ж. Молдагалиева [10], М. Бутина [11], А. Закарина [12], Н. Кузембаева [13], Б.

Исабекулы [14], О. Жанибекова [15], Г. Кайырбекова [16], С. Ашимбаева [17], Ж. Исмагулова [18], X. Сулейменова [19], Г. Мусрепова [20], Н. Анова [21], А. Нурпеисова [22], К. Салыкова [23]. В этих статьях содержится значительное количество материала характеризующего И. Омарова, в первую очередь с человеческих позиций, независимо в какой плоскости авторы рассматривают эту проблему, профессиональной, личностной или идеологической.

В 2001 году к девяностолетию со дня рождения И. Омарова в издательстве «Арыс» вышла книга «Тацдамалы-Избранное» [24]. В нее включены его статьи и заметки разных лет. Содержание этих ста